Делфтский фарфор |
Делфтский фарфор (нидерл. Delfts blauw) — фарфор в сине-белых цветах, производится в городе Делфт (Нидерланды) и является одним из символов города и популярным сувениром.
Возникновение массового гончарного производства относится к XVII веку, когда Делфт переживал «Золотой век», связанный с подъёмом морской торговли. В городе находилась одна из шести контор Голландской Ост-Индской компании, корабли которой завезли в страну образцы дальневосточных сине-белых и полихромных изделий
После прекращения торговли с Китаем в результате войны (1647) голландские производители воспользовались возможностью заполнить нишу на рынке, производя копии изделий, пользовавшихся большим спросом. Керамика с оловянной глазурью производилась в Нидерландах с конца ХV в., сначала уроженцы Кастел Дуранте (Италия) занесли культуру расписной майолики во Фландрию и Нидерланды. В ней преобладали типичные итальянские оранжевые и зеленые цвета. Однако в 17 веке голландцы выработали индивидуальный художественный стиль, восходивший к орнаментике китайского фарфора с синим рисунком на белом фоне, характерный для эпохи правления династии Мин.
Ройстратен Петер Герритс ван (1630-1700) Still Life of Chinese Blue and White Bowl and Cover, Glass Roemer, Gold Spoon and Fruit Натюрморт с китайской бело- голубой чашей...
До 1640 года в Делфте лишь десять горшечников имели право вступить в гильдию Святого Луки. Не зная, что такое фарфор как материал, нидерландские мастера пытались имитировать восточные изделия, используя местную глину. Подъём производства керамики был обусловлен ухудшением качества речной воды, использовавшейся на пивоварнях, что привело к закрытию пивоварен и возникновению на их месте гончарных мастерских (часть пивоварен также пострадала после взрыва пороховых складов в Делфте в 1654 году, который нанёс серьёзный урон городу).
Доставка фарфора из Китая по-прежнему была сопряжена с многочисленными трудностями, это обеспечивало рост спроса и укрепило положение делфтских гончаров, а после 1650 года на их изделиях проставлялась не только фабричная марка, но и марка отдельного гончара. За 50 лет город Делфт стал основным центром по производству фаянса в Нидерландах, другие фабрики находились в Роттердаме, Харлеме и Амстердаме
Особенностью делфтского фарфора было многократное глазурирование прозрачной свинцовой глазурью и заключительный обжиг при низких температурах, что делало изделие более близким к фаянсу Основной выпускаемой продукцией были изразцы для облицовки стен и кафельных печей, а также столовая и декоративная посуда. Делфтские мастера имитировали декор популярного в Европе сине-белого китайского фарфора. Помимо китайских рисунков, мастера украшали свои изделия традиционными голландскими пейзажами, библейскими сюжетами и цветочными композициями.
Schotel met oordeel van Salomon (Delft), 1645, Vitrine Majolica en Delfts aardewerk, Rotterdam, Museum Boymans van Beuningen
Беерт Осиас (ок.1580-1624) Stilleven
Nature morte. (1640)
Ян Вермеер Дельфтский. У сводни (1656)
Стен Ян Хавикзоон (ок.1626-1679) Girl Offering Oysters
Кессель Ян ван Младший (ок.1654-1708) Chien et chat devant un homard
Кессель Ян ван Старший (ок.1626-1679) Still Life with Cheese
Хем Ян Давидс де (1606-ок.1684) Früchtestilleben
Хем Ян Давидс де (1606-ок.1684) Fruit Still-Life with a Silver Beaker
Аст Бальтазар ван дер (1593-1657) Fruit still life with shells
Вос Пауль де (ок.1593-1678) Still-Life with Dead Game and Lobster
Kiln waster, Delft, 17th century, Victoria and Albert Museum, London
Хем Корнелис де (1631-1695) Still Life with Oysters on a Silver Plate, Fruit and a Facon de Venise Glass
Хеда Виллем Клаус (ок.1594-ок.1680) Willem Claesz Heda - Stilleven met pastei en zilveren kan
Уэйк Томас (ок.1616-1677) Interior of a Dutch Farm Cottage. (1642)
Мирис Виллем ван (1662-1747) The Spinner
Миньон Абрахам (1640-1679) Stilleven met vruchten, oesters en een porseleinen kom
Хонтхорст Геррит ван (1590-1656) a still life of a wanli kraak porcelain bowl of citrus fruit and pomegranates on a wooden table
Маес Николас (1634-1693) woman plucking a duck
Лейстер Юдит Янс (1600-1660) Jolly Toper
Снейдерс Франс (1579-1657) Natiurmort.s.obez'ianoiy
Фейт Ян (1611-1661) Still Life With Fruits And Parrot
Нетсшер Теодор (1661-1728) Oranjeboompje in porseleinen vaas,1699
Троост Корнелис (ок.1697-1750) Jan Claasz. of de gewaande dienstmaagd Saartje Jans ten huwelijk gevraagd
Delft China 18th Century, Companie Des Indes
A Anabaptist blue and white tin-glazed earthenware--or Delftware--dish which dates to 1680. It is today located at UBC's Museum of Anthropology in Vancouver, BC, Canada.
This is a Dutch Delftware dish from the de Roos factory at Delft, the Netherlands. This object is today located in UBC's Museum of Anthropology in Vancouver, Canada.
atelier De Lampetkan. Блюдо с ландшафтом и фамильным гербом.1675-1725, Vitrine Majolica en Delfts aardewerk, Rotterdam, Museum Boymans van Beuningen
Vase, c. 1680-90, Netherlandish, Greek A Factory, faience, Honolulu Museum of Art
Flower pyramid, c. 1695, Greek A factory, Delft; tin-glazed earthenware, painted; Height: 160 cm
Victoria and Albert Museum, London
Delftware in Pushkin museum
Holländsk fajans, till vänster kanna tillverkad vid "de porceleyne schotel", till höger urna från "de porceleyne bijl".
Delftware in Pushkin museum, 18 c.
Delftware, XVIIth century, Château de Vaux-le-Vicomte, France
Faience bowl with cap, Delft 18th century.
Netherlands (Delft) Tulip Vase, 1700-1800 Museum Boijmans Van Beuningen
Ceramic wine vases. Left: Japanese porcelain imitation of Dutch Delftware vase, from Arita, Japan, second half of 18th century. Right: wine vase from Delft, 1760-1780. (Photo taken in Rijksmuseum exhibit in Schiphol Airport. Information from placard in museum. Art, of course, old enough to be in public domain.)
Wedding plate, delftware, XVIIIth century. Musée du Coeur, Brussels
Delft plaque sujet religieux. Plaque ou plat en camaïeu bleu, sujet religieux, XVIIIème siècle, hauteur environ 35 cm - Musée national de céramique (Sèvres, Hauts-de-Seine, France)
Assiette ou plat, Delft doré à décors floral, paysage et coquille, sujet central bateaux - XVIIIème siècle, diamètre environ 25 cm - Musée national de céramique (Sèvres, Hauts-de-Seine, France)
Delft plate faience Famille Rose 1760-1780
Delft vases 1725-1760, photographed by me at the Musee des Arts Decoratifs, Paris.
Geribde vaas (ca. 1700-1720), uit De Griekse A, een beroemde manufactuur. Dit Delfts doré is een imitatie van Japans (export of Imari) porselein. Museum Geelvinck-Hinlopen Huis
Assiette aux armes de Frédéric Ier de Prusse - Delft doré, marque APK, manufacture de l'A Grec, entre 1705 et 1715 - Musée national de la céramique (Sèvres, France)
С наступлением XVII века производство керамической плитки сосредотачивается в Дельфте, чему благоприятствовало приморское расположение города и неиссякаемые залежи подходящей для изготовления глины. Отсюда и знаменитое название «Дельфтская плитка». Оттуда дельфтская плитка стала распространятся по всей Голландии, Бельгии, примеры подражания ей можно найти на Рейне и в Рурской области, в Дании, Баварии и Испании.
Каждая отдельная плитка или композиция из четырех плиток заключали в себе законченный орнамент. На плитках также стали изображаться портреты, сценки из повседневной жизни, ландшафтные композиции. Создавались даже целые живописные «полотна» из множества плиток.
Museum Ons' Lieve Heer op Solder - Delftware tile
Decorated tile from the Netherlands (16th century) at Keraton Kasepuhan, Cirebon, Indonesia
Tile with man with cod 17th centry Holland.
Вермеер Ян (1632-1675) Young Woman Standing at a Virginal
Мен Корнелис де (1621-1706) A Man Weighing Gold (1670)
Хоох Питер де (1629-1684) Interior with a Mother delousing her child's hair, known as 'A Mother's duty'
Plaque Les Geux, vers 1660/1660, inscriptions dans le décors : Ian Vereki, Grielt Scuiers, C. Appelton, C. Abbegat, Marÿ Coorens, largeur environ 15 cm. - Musée national de céramique (Sèvres, Hauts-de-Seine, France)
Плитка с изображением пророка Илии, кормящего ворон. 1658. Amsterdam, Rijksmuseum Amsterdam.
Gdańsk, National Museum, Dutch decorated tiles
Tegeltableau (50×40 cm), 18e eeuws, zeilend schip tegeltableau 50 x 40 cm 18e eeuw
Plaat, in blauw beschilderd met landschap en figuren. Ca. 1665. Amsterdam, Rijksmuseum Amsterdam.
Kat op tegels in het Provinciehuis te Haarlem
Wall tiles from Delft — in Germany. Deutsch: Delfter Fliesen am Herd eines Barghauses im Schleswig-Holsteinischen Freilichtmuseum Molfsee
Château de Grousay : Tente tatare, carreaux de Delft
Landschap met rivier, 1650-1700, Vitrine Majolica en Delfts aardewerk, Rotterdam, Museum Boymans van Beuningen Artist: Frederik van Frijtom
Delftware plaque with chinoiserie (1680-1700)
Jezus on the Sea of Galilee (Nederland, Friesland circa 1758 Painter: Dirk Danser Earthernwar) The tile picture was painted from a print by Jan Luyken in De schriftuurlyke Geschiedenissen en Geliykenissen (Biblical Stories and Parables) from 1712. Dirk Danser was an artist who, in addition to creating oil paintings, also painted tile scenes for various Frisian potteries on request. He was a seascape artist and his specialism is easily recognized in the representation of water and skies.
Plaque d'une vue de Nuremberg (Allemagne) - Camaïeu de bleu, XVIIIème siècle, largeur environ 40 cm. - Musée national de céramique (Sèvres, Hauts-de-Seine, France) Inv n°REC LXIV
Bath of the Bavarian Electors in the "Badenburg" (1719-22) Nymphenburg Palace Park, Munich (Germany)
Bacchus Room of the Palace on the Water. Constructed for Stanisław Herakliusz Lubomirski and adorned with Dutch blue tiles and a painting from Jacob Jordaens' workshop depicting Silenus and Bacchantes.
Château de Groussay à Montfort-l'Amaury (France) - la salle dite tente tartare abrite 10.000 carreaux de Delft
Queen's Bathing Room, also known as the Porcelain Room (Gabinet farfurowy) of the Wilanów Palace. Constructed for Queen Marie Casimire Sobieska and adorned with Dutch blue tiles and a stucco decorations with putti, Polish White Eagle carring the Sobieski family emblem (shield) and stucco medallions with allegories of the four elements: Fire, Air, Water and Earth in the corners.
В 18 веке дельфтская плитка добралась и до России. По указу Петра Первого русские купцы обязывались закупать облицовочную плитку в голландском городе Дельфте. Российским мастерам было приказано освоить производство голландской плитки на российских мануфактурах, что и произошло в скором времени. Крупнейшими центрами по производству керамической плитки были частные заводы и Гончарные дворы: Петергофский, Смольный, Ново-Невский, Стрельнинский. Изразец перестал быть единичным художественным творением и начал производиться серийно. Лишь немногие мастера сохраняли отечественные традиции изготовления керамической плитки и передавали их своим ученикам.
Для дельфтской росписи типичны тонкие темные линии рисунка на белой глазури. Изображения изящных цветов, геометрических фигур никогда не были характерны для русской традиции изготовления керамики. Поэтому нередко лаконичные изображения "разбавлялись" цветными рисунками.
Бело-синяя гамма росписи изделий делфтских мастеров копировалась в России на фаянсовом заводе, основанном А. Гребенщиковым в 1724 году, а затем послужила тематикой для керамических изделий Гжели.
В 18 веке гончарная индустрия Дельфта столкнулась с огромными трудностями. В Европе изобрели фарфоровую глину, и стало расти число конкурирующих фабрик. Кроме этого в 1746 году английский химик сэр Cookworthy разработал рецепт белой глины, качество которой во многом превосходило ту, которую использовали дельфтские гончары, поскольку она не нуждалась в покрытии белой глазурью, а покрывалась прозрачной, что делало рисунок более ярким и четким.
Все это привело к тому, что к 19 веку от процветающего производства осталась лишь маленькая часть, из всех многочисленных фабрик выжила лишь одна – ”De Porceleyn Fles”, но и ее владельцы были вынуждены отказаться от старых технологий росписи изделий вручную и перейти к массовому производству изделий из керамики с «пропечатанным» орнаментом.
Нот Давид Эмиль Йозеф де (1818-1892) Kitchen interior (1845)
Нот Давид Эмиль Йозеф де (1818-1892) A Maid In The Kitchen
Все бы так и закончилось, но в 1876 году инженер Дельфт (?) купил фабрику “De Porceleyn Fles” с намерением возродить старые традиции по производству Дельфтского Синего фарфора (Bleu Delft) с ручной росписью. Учитывая то, что покупатели больше не доверяли легко бьющейся глиняной посуде, он решил полностью изменить технологию. Вместе со своим помощником в 1884 году они нашли смесь глины, изделия из которой были прочнее, чем изделия из белой английской глины. С этого момента они начали производство изделий, которые приобрели широкую мировую известность.“Delft” снова стал торговой маркой, и в 1919 году за заслуги по возрождению старых традиций в изготовлении Дельфтской керамики фабрика получила звание “Royal” т.е. «Королевской».
Вос Мария (1824-1906) Stilleven met kan van steengoed
Туссен Фернан (1873-1955) Still Life with Delft Porcelain
Bench Hommage aan Gaudi (1988) made by Chris Dagradi, Delft - Prinsenhof in the Netherlands Скамейка Памяти Гауди (1988) в саду музея Принсенхоф, выполненная из делфтского фарфора. Автор Крис Dagradiв
Oelsnitz/Vogtland, Teppich-Museum Schloss Voigtsberg. Kachelbild aus Delfter Porzellan, Geschenk zum Jubiläum der Teppichfabrik Koch & te Kock, von der Fa. J. F. Wyers, Amsterdam, 1931
фонарные столбы из знаменитого дельфтского фарфора
Blue Ceramica from Delft, shown the famous painting Girl with a Pearl Earring of Johannes Vermeer
Delft Blue mark, Porceleyne Fles, year=1959.
Delft pottery, Delfte Pauw ceramics workshop
Ссылки:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BB%D1...%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%BE%D1%80
Рубрики: | живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |