-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Анюшка-Березняки

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.09.2009
Записей: 5356
Комментариев: 1224
Написано: 15554


Строгановы .Государственный деятель и меценат.Часть 8 .

Воскресенье, 22 Сентября 2013 г. 17:45 + в цитатник
Цитата сообщения TimOlya Строгановы .Государственный деятель и меценат.Часть 8 .

Строгановы .Государственный деятель и меценат. Часть 8 .

4723908_image_4cdaaec81a37f (596x25, 5Kb)

Род Строгановых

Наибольшей известностью из нового поколения Строгановых пользовался старший сын «строптивого» дипломата Сергей Григорьевич (1794–1882) – выдающийся государственный деятель и меценат, с именем которого связан новый этап в истории старинной русской династии, ее возрождение и продолжение.
Сергей Григорьевич Строганов, Пьетро де Росси
 
Когда грянула Отечественная война 1812 года, Сергей Григорьевич заканчивал курс в Институте инженеров путей сообщения, куда поступил в 15 лет. Зачисленный на военную службу, он участвовал в войне с Наполеоном, отличился в Бородинском сражении. С. Г. Строганов прошел всю войну, находился в рядах русских войск, триумфально вступивших в 1814 году в Париж.
Бородинское сражение в полотнах художников
Обращение М. И. Кутузова к войскам накануне Бородинского сражения. Художник Ю. Атланов. 1982 г.
 
Бородинское сражение в полотнах художников
Бородинское сражение 26 августа 1812 г. Акварель неизвестного художника. 1-я четверть XIX в. Фрагмент.
 
 
После возвращения войск в Россию С. Г. Строганов с января 1816 года служит штаб-ротмистром в лейб-гвардии гусарском полку, расквартированном в Царском Селе, где в то же время заканчивал учебу молодой лицеист Александр Пушкин. В лицейские годы Пушкин был влюблен в Наталью Кочубей, жившую с родителями в летние месяцы на царскосельской даче.
И.И. Витман «А.С. Пушкин-лицеист в Царскосельском парке»
И.И. Витман «А.С. Пушкин-лицеист в Царскосельском парке »
 Баронесса Наталья Викторовна Строганова (1800-1854), ур.Кочубей, А.П. Брюллов
 
Среди знакомых юной красавицы, несомненно, был и молодой гвардейский ротмистр. В сентябре 1820 года она стала женой барона Александра Григорьевича Строганова, родного брата Сергея Григорьевича.
4723908_oie_181441535KyNQ1jN (539x700, 55Kb)
Барон Александр Григорьевич Строганов (1795-1891), с 1826 года-граф.,Петр Федорович Соколов
 
Продолжая военную службу С. Г. Строганов (с сентября 1828 года – генерал-майор) участвует в русско-турецкой войне 1828–1829 годов. В это же время он привлекается к работе различных государственных комитетов. Еще в чине полковника граф стал членом Комитета устройства учебных заведений (1826–1835). Первым опытом работы комитета стал новый устав гимназий, изданный 8 декабря 1828 года. Строганов принимал участие и в подготовке нового университетского устава, вступившего в силу в 1835 году.
Сергей Григорьевич Строганов, Пьетро де Росси
 
File:January Suchodolski - Akhaltsikhe siege.jpg
 Штурм крепости Ахалцых 15 августа 1828 года.Януа́рий (Ян) Суходо́льский
 
Служебная карьера С. Г. Строганова складывалась удачно. В 1831 году, будучи губернатором в Риге, граф заслужил доверие жителей благоразумными мерами во время холеры. В 1832–1834 годах Строганов – военный губернатор в Минской губернии, где также оставил по себе добрую память. Он имел звания генерала от кавалерии, генерал-адъютанта, участвовал в Крымской войне 1853–1856 годов, был сенатором, кавалером ордена Св. Александра Невского.
File:Riga Quay 1890-1900.jpg
File:Miensk. Менск (1881).jpg
File:Miensk. Менск (1840).jpg
Miensk
 
Сергей Григорьевич не забывал о своих научных и художественных увлечениях. Он – основатель и председатель (пожизненно) Императорской Археологической комиссии, располагавшейся в его петербургском дворце в течение 23 лет. Строганов состоял членом высочайше утвержденной комиссии для построения храма Христа Спасителя в Москве.
 
Виды залов Нового Эрмитажа. Зал древностей Боспора Киммерийского,Ухтомский Константин Андреевич
 
 
Храм в 1881 г.
 
File:Klages - Interior of Cathedral of Christ Saviour in Moscow.jpg
Ф. А. Клагес. Внутренний вид храма Христа Спасителя (1883 г.)
 
Москве он отдал лучшие годы. Высочайшим указом от 1 июля 1835 года Строганов был назначен попечителем Московского учебного округа и Московского университета. Его 12-летнее управление связано с блестящей эпохой процветания различных учебных заведений Москвы, и прежде всего Московского университета. Это было «самое счастливое время для университета по отсутствию всяких стеснений и формализма». «При нем, – вспоминал о Строганове профессор Б. Н. Чичерин, – университет весь обновился свежими силами. Все старое, запоздалое, рутинное устранялось. Главное внимание просвещенного попечителя было устремлено на то, чтобы кафедры были замещены людьми со знанием и талантом. Он отыскивал их всюду…» В эти годы С. Г. Строганов оказал поддержку плеяде молодых профессоров университета во главе с Т. Н. Грановским. Он многое сделал и для нужд студентов, для улучшения положения гимназий, расширил возможности образования для мещан и ремесленников.
File:ZakharovPZ PtTGranovskogoGTG.jpg
 Портрет историка Тимофея Николаевича Грановского. 1845,Пётр Заха́рович Заха́ров-Чече́нец 
 
Москва, Московский университет
 
 
Являясь известным государственным и общественным деятелем, граф Сергей Григорьевич Строганов был вместе с тем крупным меценатом и коллекционером, продолжая давние традиции Строгановых в этой области. В 1847 году конфликт Строганова с министром народного просвещения графом С. С. Уваровым побудил его подать в отставку с поста попечителя Московского учебного округа.
File:Golike Vasily Portrait of Count Sergey Uvarov (1833).jpg
Портрет Сергея Уварова
работы В. А. Голике, 1833.
 
Оставив временно государственную службу, он занялся коллекционированием предметов археологии, нумизматики и пополнением своей картинной галереи. Надо сказать, что у Сергея Григорьевича была своя эстетическая программа, во многом отличавшаяся от художественных привязанностей Строгановых Екатерининской эпохи. Он почитал древнее русское искусство, отрицательно относился к тому новому, что появилось в России с эпохой Петра Великого. Также отрицательно граф относился и к самому Петербургу, его архитектуре и потому, видимо, предпочитал жить в Москве. В доме на Мясницкой он разместил коллекцию икон строгановской школы XVI–XVII веков, о которой мечтал после первого знакомства с иконами старого письма, вывезенными из фамильных усадеб Сольвычегодской земли. Равнодушен Сергей Григорьевич был и к строительству, делая исключение лишь для возведения храмов.
Доходный дом Строгановского училища. Москва, улица Мясницкая, 24. 1904. Майолика фасада. Архитекторы Ф.И.Шехтель, Ф.Ф.Федоровский. Архитектурный декор русского модерна
 
Доходный дом Строгановского училища. Москва, улица Мясницкая, 24. 1904. Майолика фасада. Архитекторы Ф.И.Шехтель, Ф.Ф.Федоровский. Архитектурный декор русского модерна
File:Execution of John the Baptist icon01.jpg
 Усекновение головы Иоанна Предтечи/ Строгановская школа. XVII век. Реклингхаузен, Музей икон.
File:Gora Nerukosechnaya 03.jpg
 Богоматерь Гора Нерукосечнаяbeg. of XVII c.
File:Maksim ispovednik.jpg
Maximus the Confessor and His Miracles. An early 17th-century Stroganov school icon from Solvychegodsk.
File:Rostov saints.jpg
"Богоматерь Моление о народе, с ростовскими святыми" (на первом плане - ростовские епископы Леонтий, Исайя и Игнатий; на втором - епископ Иаков, Пётр Ордынский царевич, Исидор Блаженный, преподобный Авраамий)early 1600s
File:Saint Theodore-Russian Museum-fragment.jpg
Чудо св. Федора Тирона. Первая половина XVII в. ГРМ
File:Skladen (Stroganov workshop, Sergiev Posad).jpg
ИКОНА-СКЛАДЕНЬ. ПРАЗДНИКИ И ИЗБРАННЫЕ СВЯТЫЕ Конец XVI – начало XVII века Строгановские мастерские
 
Как бессменный (в течение почти 30 лет) председатель «Общества истории и древностей российских», Строганов много сделал для издания трудов общества. Ему удалось добиться постоянной государственной субсидии для этих целей. По высочайшему поручению он руководил многотомным изданием «Древностей Российского государства», выходившим в свет в 1837–1874 годах под его непосредственным наблюдением и часто на его средства.
 
Граф сам писал статьи по археологии. С его именем связаны археологические раскопки в Крыму и на юге России, создание скифской коллекции Эрмитажа. 
 
 
Виды залов Нового Эрмитажа. Зал археологии
Он составил и издал в 1849 году книгу «Дмитриевский собор во Владимире на Клязьме, строенный с 1194 по 1197 год». Сам храм реставрировался также на его средства. Им написаны книги: «Русское искусство и Е. Виолле-де-Дюк» и «Архитектура в России от X до XVIII столетия» (1878). Строганов – автор статьи «О серебряных вещах, найденных во Владимире и Ярославской губернии в 1837 году». Как вспоминает Б. Н. Чичерин, «уже восьмидесятилетним стариком он вдруг с любовью занялся собиранием мексиканских древностей».
 
Владимир. Общий вид соборного ансамбля со стороны долины р. Клязьмы
Владимир. Общий вид соборного ансамбля со стороны долины р. Клязьмы
Владимир. Вид на Успенский собор и скаты кремлевского холма с западной стороны
Владимир. Вид на Успенский собор и скаты кремлевского холма с западной стороны
 
Собирал С. Г. Строганов и старинные монеты. Вместе с коллекционером А. Д. Чертковым он значительно поднял научный интерес к русской нумизматике. Собрание графа (свыше 44 тыс. монет) по своей ценности считалось третьим в мире. Интересовался он, хотя и не в той мере, как Строгановы XVIII столетия, голландской и итальянской живописью. Сергей Григорьевич, продолжая старую семейную традицию, имел и домашнего художника, А. Колюччи.
Файл: Sokolov.AlexanderChertkov.jpg
 Чертков Александр Дмитриевич (1789-1858)-историк, археолог.,Петр Федорович Соколов
 
Большую роль Строганов сыграл и в деле поддержки русской национальной школы живописи. Вместе с секретарем Общества поощрения художников писателем Д. В. Григоровичем он всячески помогал начинающим талантливым художникам. Многие из знаменитых художников «обязаны ему как своим воспитанием, так равно и первыми шагами на поприще самостоятельной деятельности».
Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари - i_179.jpg
Здание Общества поощрения художников вскоре после строительства
 
Меценату обязана своим появлением и знаменитая «Строгановка», существующая и поныне. В 1825 году он основал на свои средства в Москве на Мясницкой «бесплатную рисовальную школу, приспособленную к искусствам и ремеслам», которую содержал на своем иждивении почти 20 лет. В ней могли учиться и крепостные. В 1860 году школу преобразовали вначале в Строгановское училище технического рисования, а затем – в Императорское Строгановское художественно-промышленное училище. Семья Строгановых продолжала финансировать его до 1917 года.
Доходный дом Строгановского училища (арх. Ф. О. Шехтель, 1904 г.).
Источник: «Архитектурное наследие Фёдора Шехтеля в Москве»
 
Сергей Григорьевич, как крупный промышленник, владелец замосковных и уральских горных заводов, занимал одно время должность председателя Московского отделения Мануфактурного совета, способствуя на этом посту развитию промышленности московского заводского района. А. И. Герцен в своем «Дневнике» неоднократно отмечал «личное благородство» С. Г. Строганова. «Я уважаю и люблю его, – писал он. – Доселе из всех аристократов, известных мне, я в нем одном встретил много человеческого». Однако не стоит чрезмерно идеализировать личность графа С. Г. Строганова.
 
Файл: SG-Строганов Ushkov1850.jpg
Граф Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882),С.П.Юшков
 
По своим взглядам, сформировавшимся в Николаевскую эпоху, это был весьма консервативный деятель, убежденный сторонник самодержавия. В 1848 году под влиянием революционных событий в Европе он подал Николаю I записку с предложением чрезвычайных мер по усилению цензуры и вошел в состав секретного комитета Д. П. Бутурлина, созданного для рассмотрения этого вопроса. Строганов выступал против крестьянской реформы и особенно противился, как крупный землевладелец, освобождению крестьян с землей. Во время знаменитого обсуждения в Государственном совете законопроекта об освобождении крестьян, происходившего в присутствии императора Александра II в начале 1861 года, С. Г. Строганов был одним из самых резких критиков законопроекта, выступая против «нарушения прав собственности дворянства». И впоследствии, уже при Александре III, в начале 1880-х годов, С. Ю. Витте называл его главой консервативной партии в «петербургских сферах».
 
File:Liberation of peasants by B.Kustodiev (1907).jpg
Картины по русской истории. В.М. Кустодиев. Освобождение крестьян. Чтение манифеста.
File:Grigoriy Myasoyedov Reading of the 1861 Manifesto 1873.jpg
Мясоедов, Григорий Григорьевич - Чтение положения 19 февраля 1861 года
 
В его противоречивой натуре легко уживались любовь к культуре и великодушие с самодурством николаевского крепостника. Современник вспоминал о нем: «Если кто ему не нравился или если что-нибудь не по нем, он обрывал с резкостью старого вельможи, иногда даже совершенно незаслуженно и некстати, ибо он в чужие обстоятельства никогда не входил и вообще мало что делал для людей, имея всегда в виду только пользу дела. Вследствие этого многие, имевшие с ним сношения, его не любили. В особенности не жаловали его славянофилы, которых он со своей стороны весьма недолюбливал, видя в них только праздных болтунов. Погодин и Шевырев жаловались иногда на притеснения».
 
Строганов, Сергей Григорьевич (1794-1882),Гравюра Георгия Ивановича Грачёва
 
Служебная карьера С. Г. Строганова тем временем развивалась по нарастающей линии. 8 сентября 1859 года граф по высочайшему повелению назначается «Попечителем Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича».
 
Цесаревич Николай Александрович. 1856 г.
Сергей Зарянко Портрет великого князя наследника цесаревича Николая Александровича в казачьем мундире 1865 г.
 
В 1860-е годы он – главный воспитатель великих князей, с 1859 года – член Государственного совета, в 1859–1860 годах – московский генерал-губернатор, в 1863–1865 годах – председатель Комитета железных дорог. С. Г. Строганов имел звание генерал-адъютанта. Генерал-адъютантский мундир у него был с вензелем Александра I, в память о том, что Строганов сопровождал тело императора из Таганрога.
Траурная процессия и похороны императора Александра I. Гравюра. 1828
 
 
Личная жизнь Сергея Григорьевича  Строганова была также счастливой. От брака со старшей дочерью Павла Александровича Строганова, Натальей, он имел четырех сыновей – Александра, Павла, Григория и Николая и двух дочерей – Софью и Елизавету. Наталья Павловна, обремененная большой семьей и хозяйством, давно забросила увлечения юности – рисование и гравирование, хотя когда-то подавала большие надежды.
 
Ж.-Б.Сенгри. Портрет гр.Н.П.Строгановой.1820.
 
 
Наталья Павловна Строганова,неизвестный художник
 
Граф Сергей Григорьевич Строгонов и ранее бывал в Италии (в 1822 г. и, возможно, в 1833 и 1836), но в 1839 году, после окончания старшим сыном Александром университета, он совершил главное паломничество: отправился в благословенную страну вместе со всей семьей, даже решив пропустить важную для него церемонию закладки храма Христа Спасителя, назначенную на 10 сентября. Сопровождал графа  ровесник Александра, Федор Иванович Буслаев (1818–1897)домашний учитель семьи , который писал: «Над умами и сердцами господствовал тогда мечтательный романтизм с безотчетным верованием во все возможное и невозможное, с выспренними полетами в неведомые, таинственные области, с религиозным поклонением искусству для искусства. Обетованною землею для восторженных душ была тогда Италия <…> неистощимо богатая и могущественная в художественных памятниках своего прошедшего, — будто необъятное кладбище всемирных гигантов, сооружавших некогда столпотворение европейской цивилизации». 
 
Буслаев, Федор Иванович
 
Эти слова, написанные в 1890-е годы, показывают силу притяжения Италии, но лишь единицы могли позволить себе поехать в обетованную землю, да еще так по-королевски роскошно, как Строгоновы.
 
Portrait of Natalia Pavlovna Stroganova - Алексей Венецианов
Наталия Павловна Строганова , Алексей Венецианов
 
Строганова Наталия Павловна (1796-1872), жена С.Г. Строганова,Акварель Воронова
 
В первых числах августа 1839 года в Дрездене встретились прибывшая из Карлсбада графиня Наталья Павловна с сыновьями Павлом (16 лет), Григорием (10 лет) и Николаем (3 года), а также дочерьми Софьей (15 лет) и Елизаветой (13 лет), с одной стороны, и глава семейства граф Сергей Григорьевич — с другой. Позже к ним присоединился Александр Сергеевич, 21-летний старший сын, и они отправились в путь. Ехали крайне медленно, передвигаясь на трех каретах и коляске. Движение начиналось в девять часов утра, около двух часов дня останавливались для обеда, а затем в 16 часов отправлялись в гостиницу, которую отыскивал особый курьер.
 
Прогулка в прошлое...
Hans Holzapfel
 
Миновав Хемниц, Нюрнберг и Мюнхен, Строгоновы достигли Инсбрука. Именно этот живописный город, расположенный в горах, судя по всему, разбудил творческое воображение Павла, и он зарисовал здесь несколько видов.
 
Первый рисунок графа, сделанный сепией, датируется 19 сентября и представляет дом в Тироле. На следующий день он изобразил городскую площадь в Инсбруке и вид за гостиницей. Брал ли он уроки в училище отца — неизвестно, но очевидно, что, как и Софья, имел склонность к рисованию.
File:Gustav Wilhelm Kraus Innsbruck 19Jh.jpg
Innsbruck, Gustav Kraus
 
Сам граф Сергей Григорьевич возбуждал в своих попутчиках интерес к окружающему миру. В своих воспоминаниях Буслаев рассказал эпизод о том, как он был оторван от чтения следующим возгласом: «И не стыдно вам быть таким педантом! Уткнули нос в своего Куглера. Бросьте его и обернитесь назад.Смотрите повсюду кругом вот на эти необъятные страницы великой книги, которую теперь перед нами раскрывает сама божественная природа».
File:Panorama von Innsbruck nach Rehberg.jpg
Panorama von Innsbruck,after Friedrich Rehberg (1758-1835)
 
 
 
Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари - i_150.jpg
Ф.И. Буслаев
 
Следующий рисунок Павла датируется 13 октября и представляет монастырь близ Болоньи. В этот город путешественники прибыли через Верону и Мантую.
 
В Мантуе Строгоновы прожили один день в гостинице «Leon d’Oro» («Золой лев»). В государственном архиве города сохранилась книга постояльцев, где сохранилась запись «Son Excellenza dconte Serg Stroganoff con sua famiglia».
File:Mantova - Profilo di Mantova.jpg
Mantua
 
В Болонье они «намеревались остаться не более трех дней». Но пробыли там целый месяц из-за болезни Елизаветы, причем жили в той самой гостинице, где ранее останавливался великий князь Александр Николаевич.
 
File:Bologna Piazza Maggiore c1855.jpg
The Piazza Maggiore (main square) in Bologna, around 1855
 
Далее через Модену, Сиену, Флоренцию и Рим путешественники достигли Неаполя — конечную точку поездки. Всего по два-три дня Строгановы оставались в городах северной и центральной Италии. Исключение было сделано только для Флоренции и Рима, где они провели по неделе.
File:Blick über den Golf von Neapel 19Jh.jpg
Blick über den Golf von Neapel, неизвестен
 
«По пути в Неаполь, в разных городах, где мы останавливались на более или менее короткие сроки, мне приходилось довольствоваться для изучения истории искусства только беглым обозрением ее главных периодов по отдельным школам и по стилям, а из подробностей — только самыми крупными и особенно выдающимися, и то по указаниям графа Сергия Григорьевича, — каковы, например, древнейшие произведения итальянской живописи XIII века… из таких драгоценностей назову вам две запрестольные иконы. Одну в сиенском соборе, с изображением страстей Господних в отдельных четырехугольниках, старинного живописца Дуччио ди-Буонинсенья, а другую — во Флоренции, в одной из капелл церкви Maria Novella, с изображением Богоматери с младенцем Иисусом Христом, писанную знаменитым Чимабуэ», — сообщал Буслаев. 
 
Дуччо ди Буонинсенья
Маэста (Лицевая и оборотная стороны. Реконструкция), 1308—1311
 
Дуччо. «Маэста» деталь: Пилат умывает руки.
 
Павел в этот период рисунков почти не делал (или они не дошли до нас). Сохранились только два вида местечек на берегу озера Больсена в Лацио: Badecefani (30 октября), Monte-Fiascone (31 октября), а также изображение Витербо, сделанное 1 ноября.
Микола Миколайович Ге (1831 – 1894) 
 
Граф Григорий Сергеевич, в возрасте десяти лет, купил в Радифокани, деревушке, расположенной вблизи дороги из Сиены в Больцену, медаль. Так зародилась еще одна строгоновская коллекция, в которой впоследствии было, пожалуй, все, что только можно собирать человеку с художественным вкусом. Чуть раньше, еще по дороге в Италию, мальчик приобрел или получил в подарок едва изданную книгу Дж. Вату (Vatout) о Версале. На титуле тома, обнаруженного в фондах Российской национальной библиотеки C.B. Королевым, было сделано чернилами несколько надписей, в частности «С-te Grégoire Strogonoff», «Mardi 6 Juine 1839» и еще раз «Mardi» — вторник, чтобы не забыть тот достопамятный день, когда начала формироваться выдающаяся библиотека.
File:Ludovica Thornam - En nobel kvinde på en messe i Sienna.jpg
Ludovica Anina Thornam (1853-1896)
Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари - i_152.jpg
Первая, вероятно, личная книга графа Григория Сергеевича Строгонова, ставшая его собственностью в возврасте 10 лет
 
В Неаполе Строгоновы пробыли полгода — до последних чисел апреля 1840 года. Затем Сергей Григорьевич, проводив старшего сына на военную службу, отправился в Салерно специально для того, чтобы посмотреть знаменитый Пестумский храм.
 
File:Louis Spangenberg Tempelanlage von Paestum 1881.jpg
Louis Spangenberg Tempelanlage von Paestum 1881
 
Буслаева он отпустил в Рим, поскольку следующую зиму планировалось провести в Ницце или Южной Франции. Учитель писал 4 (16) мая:
 
«Есть на земле счастье! Возвышеннее и блаженнее того, какое я вкушал сегодня, не могу себе и представить! Я опять в Риме. Город городов, столица столиц, город, освященный и историей, и искусствами, и судьбою, и религиею!..
Вдали на конце горизонта открылась темноватая полоса, которою раскинулся вдали Рим: здания сливались в одну сплошную массу, и только один Св. Петр своим куполом возносился над этой полосой, подобно вещей голове сказочного исполина, лежащей на костях всемирного побоища народов, и высоко рисовался по синему небу; все исчезало в пространстве и сливалось с землею, от которой величаво поднимался купол велико храма храмов. Так верою возносится человеческая душа над сутолокою житейских забот».
 
File:6 Rome View of St Peter's and the Vatican Seen from Prati Di Castello.jpg
 Каспар ван Wittel,  Рим
Файл: Каспар ван Wittel, вид святого Петра в Риме, ок.  1711.jpg
 Каспар ван Wittel, вид святого Петра в Риме
 
19 (31) мая прошло трогательное прощание россиянина с вечным городом: «Как подумаю, что, может быть, последний раз в жизни пишу в Риме, сердце так и обливается кровию и жмется с невыразимою тоскою!.. Как сумасшедший, как страстный любовник, прощался я сегодня с Св. Петром…» 
 
Файл:. Санкт-peter's-Вивиано-кодацциевой-Прадо-1630 JPG
Санкт- Базилика Петра и обелиск, в Ватикане , Рим,  Вивиано Кодацци
Louis-Jean Desprez and Francesco Piranesi: L'Illumination de la Croix du Careme à Saint-Pierre de Rome
 
В середине мая путешественники переехали на остров Искию, где провели июнь и июль. Графиня Софья, в меньшей степени Павел, продолжали рисовать. 28 июля путешественники «перебрались», как выражался Буслаев, на Соррентские берега. Сергей Григорьевич уехал в Москву, решив, к великой радости своего секретаря, напоследок, что следующей зимой семья отправится все же в Рим. 1 августа перебрались на виллу в Piano di Sorrento, расположенную немного к северу. В последующие два месяца Павел и Софья Строгоновы зарисовали множество видов. В частности, Павел рисовал оливковые и фиговые деревья, кипарисы, ивы, тополя, каштаны и дубы, окружавшие во множестве виллу.
 
Файл: Франц Alt Interieur.jpg
Франц Alt Interieur
File:Feiernde Neapolitaner.jpg
:Feiernde Neapolitaner
 
В Рим путешественники отправились в начале октября 1840 года. После прибытия и до конца апреля 1841 года, то есть целых полгода, они жили в доме под названием Casa Dies. Он находился на Capo-le-case поблизости от Тринита дей Монти, причем окна выходили на via Gregoriana храм Святого Петра.
Файл: Франц Alt Petersplatz Rom 1879.jpg
Franz Alt Petersplatz Rom
 
Ф.И. Буслаев писал 13 ноября: «Чем бы ни пожертвовал я прежде, чтобы взглянуть хоть минуту на зрелище, которым теперь я могу ежедневно любоваться с балконов перед моими окнами. Рим широко расстилается по равнине и потом легко поднимается к холмам Ватикана и Яникула, на которых дворцы и виллы, подобно цветкам, там и сям возникают, разноцветные, из густой зелени. О, как прекрасна эта часть города поутру, освещаемая розовыми лучами только что проснувшегося солнышка! А Великий Святой Петр весь, кажется, облит неземным светом вышних сил, ликуя в радостном розовом сиянии, от которого тем ярче выступают по нежному утреннему небосклону его прекрасные формы. Сейчас насладился я таким зрелищем; иду на балкон взглянуть еще раз!» 
Файл: Якоб Alt - Blick Auf Rom - 1837.jpg
Якоб Alt - Blick Auf Rom - 1837
 
Заслуживают внимания все подробности: «К северу, направо от нас, минуты в две-три дойдешь до площади с церковью Trinita-di-Monte и с великолепною мраморною лестницею, спускающеюся уступами площадок на Испанскую площадь (Plazza-di-Spagna), а от той церкви тотчас же начинается городское гулянье на Monte Pincio по тенистым аллеям и лужайкам, обрамленным изгородью душистых петаспарумов и олив; кое-где высоко подымаются голенастые пальмы со своими развесистыми, длинными ветвями в виде перьев. К югу, налево от нас, по via Sistina, минут через пять будешь у дворца Барберини, с площадью того же названия, на которой стоит капуцинский монастырь. А если спуститься по нашей площадке, т. е. к западу, то тут же направо будет вам знаменитая пропаганда с институтом всесветных миссионеров, а налево через несколько домов… очутишься на небольшой площади, которая вся занята громадным фонтаном Треви».
Файл: Франсуа Мариус Гране - La Trinité-де-Мон ET-ла-Вилла Медичи, à Rome.jpg
Трините-де-Мон ET-ла-Вилла Медичи, à Rome (1808) 
Лувр, Париж ,Франсуа Мариус Гране
File:Rome Le Capitole chromolithograph.jpg
Rome Le Capitole chromolithograph
File:Eckersberg Marmortrappen som fører op til S. Maria in Aracoeli 1816.jpg
Eckersberg Marmortrappen som fører op til S. Maria in Aracoeli 1816
 
File:Alott Römisches Sommertreiben.jpg
Alott Römisches Sommertreiben
 
Возможно, именно во время этой поездки граф Строгонов приобрел такие знаменитые свои картины, как «Благовещение» Боттичелли, «Богоматерь» Перуджино, «Св. Людовика», считавшегося произведением Леонардо да Винчи, а также датируемые 1500 годом четыре створки алтаря Сандро Боттичелли, на которых представлены Дева Мария, Архангел Гавриил, Св. Иероним и Св. Доминик. Предполагается, что все четыре картины могут быть идентифицированы со створками, заказанными художнику Франческо дель Пульезе, чтобы закрывать «Страшный суд» фра Анджелико. Факт приобретения подтверждается восторженными словами крепостного художника А.К. Кривощекова, видевшего их в строгоновском собрании в 1844 году.
«Благовещение» (1490),Сандро Боттичелли,Государственный музей имени Пушкина, Москва
 
 
Страшный суд, Фра Анджелико
 
Подведем итоги. Осенью 1839 года дети графа Сергея Григорьевича проехали от австрийской границы до Неаполя, в окрестностях которого провели время на Искии и Соренто, затем осенью 1840 года вернулись в Рим, где на этот раз провели полгода, весной 1841 года они вновь поехали в Неаполь и, наконец, осенью того же года во второй раз пересекли Италию с юга на север.
 
File:Henry Jaeckel Bucht von Neapel.jpg
Henry Jaeckel Bucht von Neapel
 
Можно утверждать, что полугодовое пребывание возле Испанской лестницы для 17-летнего Павла и 11-летнего Григория, будущих выдающихся собирателей, уже подготовленных Южной Италией, стало главным впечатлением жизни. Мы видели это уже относительно Павла. В скором времени последует рассказ о Григории. Путешествие вдохнуло новую жизнь в невский дом, хотя бы отчасти, и создало два новых строгоновских дома, один из которых — на Сергиевской улице.
 
File:MacPherson, Robert (1811-1872) - Roma - Trinità dei Monti.jpg
 
Когда в марте 1845 года умерла Софья Владимировна Строгонова, ее дочь Наталья, жена Сергея Григорьевича, вступила в права наследования согласно акту о нераздельном имении, составленном ее отцом в 1817 году.
Возникла забавная, но не уникальная юридическая ситуация: муж жил в доме, принадлежащем жене. Ее подтверждением является конверт письма, посланного, судя по печати, кем-то из Строгоновых, 10 мая 1860 года, из Веретеи (одно село с таким названием располагается в Ярославской губернии, другое — в Смоленской).
 
Countess Natalia Pavlovna Stroganova (1796—1872)
 
 
Послание адресовано «Его сиятельству господину генерал-адъютанту генералу от кавалерии члену Государственного совета графу Сергию Григорьевичу Строгонову». Курьезом являются самые нижние строки: «В Санкт-Петербурге в доме Графини Натальи Павловны Строгоновой по Невскому проспекту у Полицейского моста». Согласно акта о нераздельном имении жена господина графа являлась владелицей нераздельного имения и входившего в него дома. Хотя Сергей Григорьевич добился указа о собственном управлении, конверт доказывает, что собственницей дома оставалась Наталья Павловна.
 
File:Natalia Stroganova.jpg
Наталья Павловна Строганова ,Константин Егорович Маковский
 
Можно предположить на основе поступков Строгонова, что суть его составляло возрождение иконописной традиции. Прежде всего, Сергей Григорьевич решил вернуть себе хотя бы часть тех из 1350 сольвычегодских икон, которые в 1822 году, после пожара, покинули Благовещенский собор. В 1826 году в беспоповском скиту Николая Папулина Строгонов видел некоторые из них, но не имел тогда возможности их заполучить. В 1840-х годах в Москве насчитывалось уже более ста частных иконных собраний, где находились произведения строгоновской школы. Они высоко ценились. Д.А. Ровинский в «Обозрении иконописания в России до конца XVII века», изданном в 1846 году, восторгался строгоновскими иконами, считая их высшим достижением русского искусства за все века его существования.
Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари - i_155.jpg
Конверт письма С.Г. Строгонову, найденный на чердаке невского дома в конце 1980-х годов
 
Именно тогда Строгонову, благодаря дружбе с московским митрополитом Филаретом, представился случай заполучить родовые шедевры и себе.Ф.И. Буслаев писал в своих воспоминаниях: «В царствование императора Николая Павловича строго преследовались раскольники. Между прочим, дано было приказание полицейским чинам отобрать раскольничьи иконы из молелен в их домах и скитах, а потом как запрещенный товар доставлять в назначенные на этот предмет склады. Граф узнал, что в сарае одного из московских монастырей свален целый обоз этой конфискованной контрабанды, и отправился к митрополиту Филарету с просьбой, чтобы он разрешил ему отобрать из этого склада, что окажется пригодным для его собрания старинных икон. Филарет удивился, какой может быть прок в этом хламе, который он уже обрек на дрова и подтопку монахам того монастыря, но соблаговолил уступить просьбе графа и позволил ему распоряжаться в монастырском сарае сколько угодно».. 
 
File:Filaret (Drozdov) by Gau.jpg
Митрополи́т Филаре́т (в миру Васи́лий Миха́йлович Дроздо́в;
 
В 1846 году по Высочайшему повелению уничтожили молельные при раскольничьей богадельне купца H.A. Папулина. В октябре того же года иконы оттуда поступили в кладовые Ипатьевского монастыря в Костроме. В марте 1847 года граф Сергей Григорьевич обратился к обер-прокурору Святейшего синода Филарету с просьбой о передаче ему конфискованного собрания «как памятников христианского благочиния его предков».
File:Bogolubov ipatjevskiy monas.jpg
Алексей БОГОЛЮБОВ (1824-1896). Ипатьевский монастырь близ Костромы.
 
Согласно воле императора, 231 икону передали в полное распоряжение графа. 22 декабря его поверенный их получил и переслал в ящиках в Москву. Таким образом, во владении Строгонова оказались иконы местного и пядничного рядов иконостаса Благовещенского собора в Сольвычегодске
А.Чудинов 
Перспективный план Сольвычегодска 
1793. СМ
 
Благовещенский собор в Сольвычегодске 
1560-1584 
 
Казалось, это было только коллекционирование, но Сергей Григорьевич хотел устроить в пермском имении среди поселений, принадлежащих расколу, два храма, где появление старинных образов имело бы сильное влияние. Немедленно после вступления в права майората граф запретил пользоваться «новыми иконами». Он писал: «.. Дано было от меня общее приказание переменить существующую живопись и стараться заменить худо сделанные образа писанными в совершенно старинном вкусе».
Существует и более твердое указание на этот счет: «Пока я и Наталья Павловна будем живы — не ставить иконы в иконостасах, ни церквях образов академического письма… держаться старого древнего иконописания»
File:Chirin Prokopy, mid 17th century - Никита-воин - Google Art Project.jpg
«Никита-воин»,1593
File:John the Baptist Prokopiy Chirin.jpg
Икона Иоанн Предтеча - Ангел пустыни. 1620-е гг. Прокопий Чирин (Строгановская школа иконописи) Государственная Третьяковская галерея
File:Tsarevich Dmitriy & Roman Uglichskiy by Prokopiy Chirin.jpg
Царевич Дмитрий и князь Роман Угличский. Прокопий Чирин (?). Первая половина XVII века.
 
В 1851 году С.Г. Строгонов, уже обладавший собранием икон, сам отправился в далекое Ильинское. Это был первый за сто лет вояж представителя семейства в свои владения. Находясь в вотчине, граф оставил для передачи Л. Дощенникову рисунок иконостаса для Добрянской церкви.В этом же году  , по распоряжению графа Сергея Григорьевича в Добрянку выслали ценные «фамильные» иконы, в том числе образа Преображения Господня и Божией Матери. Ценнейшим подарком стало Евангелие 1606 года издания.
Евангелие. 1606 г. Оклад начала XVII в.
 
Как писал Василий Волегов, «иконостас нового Добрянского храма, устроенный по предначертанию Вашего Сиятельства, своею простотой и особенно святыми иконами, Вашим Сиятельством из Москвы присланными, глубоко поразил чувством благоговения весь народ в многочисленности собравшийся в Добрянке к дню освящения храма». Строением иконостаса занимался Дощенников, которому было предложено искать старые образцы и дать владельцу в том полный отчет. Художник сделал подробное описание «старинных икон, замечательных по древности и хорошему письму» в старинных городах и заводах Пермской губернии.
File:Центр старой Добрянки.jpg
 
Центральная часть Добрянки с храмом во имя Рождества Пресвятой Богородицы
 
Известно предписание Сергея Григорьевича от 1852 года главной конторе Ильинского заменить все старые иконостасы на новые, потому что «большая часть иконостасов в церквях нераздельного имения не соответствует назначению и потеряло характер, издавна принятый православною церковью».
Надо думать, что иконы, полученные Строгоновым в 1847 году, попали в храмы, ибо в собственном доме он оставил незначительное количество. После смерти Натальи Павловны часть икон была пожертвована в ОПХ и Духовную семинарию.
И после смерти графини Софьи Владимировны граф С.Г. Строгонов не озаботился строительством собственного дома, который, в соответствии с его идеалами, наверное, мог быть сравним с домом Боде-Колычева в Лукине. Чисто теоретически возрождения мог ожидать дом в Сольвычегодске, к сожалению, — слишком далекий от центральной России. В 1840-е годы Строгонов считал более важным делом восстановление благочестия старых и устройство новых храмов в вотчине.
Сольвычегодский Введенский монастырь
Основан братьями Строгановыми в 1565 году на берегу маленькой речки Солонихи (Усолки)
 
 
Файл: Церковь Введения Богородицы во храм (Сольвычегодск) 01.08.2009 (08) JPG.
 
Файл: Церковь Введения Богородицы во храм (Сольвычегодск) 01.08.2009 (09) JPG.
 
Файл: Церковь Введения Богородицы во храм (Сольвычегодск) 24.07.2010 (04) JPG.
Майоликовое панно собора Введенского монастыря
 
Суровый человек, вояка до мозга костей, отягощенный семейными проблемами , которые только усугубляли его суровость, — таковым выглядит граф Сергей Григорьевич во второй половине своей долгой жизни. 
 
 Портрет графа Сергея Григорьевича Строганова. Холст, масло. 1882 год. 179x125 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Константин Егорович Маковский
 
 
Скончался Сергей Григорьевич в пасхальную ночь в Петербурге 28 марта 1882 года и похоронен, как и другие Строгановы, в Александро-Невской лавре.
 
 
Художник Дмитрий Кустанович  Александро-Невская Лавра
 
4723908_image_4cdaaec81a37f (596x25, 5Kb)
 
 
 
 
 
 
 
 

Серия сообщений "Строгановы":
Часть 1 - Строгановы - русские солепромышленники. Часть 1.
Часть 2 - Строгановы -Бароны Российской империи .Часть 2.
...
Часть 6 - Строгановы ."Просвещенная графиня".Часть 6.
Часть 7 - Строгановы.Строптивый дипломат. Часть 7.
Часть 8 - Строгановы .Государственный деятель и меценат.Часть 8 .

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку