-неизвестно

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в MultiMazurka

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

а значит все. что включает понятие жизнь. музыка. а дальше все. что с ней связано: искусство

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.11.2009
Записей: 3593
Комментариев: 473
Написано: 8869


от Леонсия

Пятница, 09 Сентября 2011 г. 07:44 + в цитатник
Цитата сообщения Leonsija История в художественных образах (Вера Алексеевна Репина)

Мы все ищем формулу счастья, ищем то, что должно соответствовать нашим представлениям об идеальной любви и браке.  Русские художники точно также искали: кому-то из них везло, а кому-то и не очень. Как-то в письме одному из своих друзей, только-только женившемуся, Илья Ефимович Репин написал: "Если женщина способна быть преданной вполне интересам своего мужа, она - драгоценный друг, который необходим мужчине, с которым он не расстанется ни на минуту во всю жизнь, которого он будет любить и уважать глубоко в душе..." Следовать интересам мужа, ну чем не формула счастья? Однако даже следование интересам не спасает любовь и брак от разрушения.

Репин И.Е. Портрет Верочки Шевцовой, впоследствии жены художника 1869
(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
 

Илья Ефимович Репин женат был дважды и оба брака закончились не очень счастливо. А как все красиво начиналось. Его первой любовью была юная Верочка Шевцова, дочь преподавателя рисования и черчения императорской Петергофской гранильной фабрики Алексея Ивановича Шевцова,  которая уже с девяти лет терпеливо позировала начинающему художнику. В феврале 1872 года эта девочка стала официальной женой Ильи Ефимовича...

Репин И.Е. Автопортрет 1878

Репин И.Е. Женская голова (В.А.Репина, лежащая в постели) 1872

Репин И.Е. Вера Шевцова

Вот как пишет в своих воспоминаниях племянница жены Репина, Л.А. Шевцова-Споре, о знакомстве юной Верочки с художником: "Что касается семьи Шевцовых, то, как известно, Репин впервые вошел в нашу семью в середине шестидесятых годов прошлого века. За шестьдесят пять лет дружеских отношений с Шевцовыми художник переписал и перерисовал многих членов этой семьи. Когда девятнадцатилетний Репин впервые появился в стенах Академии художеств, с ним очутился там же мой дядя, Александр Шевцов - сын петербургского архитектора Алексея Ивановича Шевцова, выученика той же Академии. Молодые люди познакомились, и Репин стал бывать у нас. Он познакомился со всеми детьми архитектора: Софьей (в дальнейшем - жена брата художника, Василия), Алексеем (мой отец) и Верой, своей будущей женой.
Не раз писал Репин многих членов нашей семьи. Известны портреты моих деда и бабушки - Алексея Ивановича и Евгении Дмитриевны, в девичестве Губаревой. Публиковались также портреты моих родителей. Особенно удачна семейная картина «На дерновой скамье», где изображены на фоне прекрасно написанного пейзажа под Петербургом, в селе Красном, оба моих деда, оба родителя, жена художника и его дочери - Верочка и Наденька. Припоминаю еще картину «На меже», где изображена жена художника с двумя дочерьми на переднем плане, Верой и Надей, и вдали няня с Юрой на руках. Эта картина побывала на передвижной выставке, и с тех пор ее не видно
."

Репин И.Е. В.А.Репина 1876

Репин И.Е. Портрет В.А.Репиной, жены художника 1876

Вера Алексеевна целиком и полностью разделяла интересы мужа, она не была чужда искусству и даже до замужества училась рисованию. Она была музой художника, часто позировала ему для его живописных работ. Старшая дочь Павла Михайловича Третьякова, Вера Зилоти, делает в своих мемуарах такую вот маленькую сносочку на этот счет: "В Москве же Репиным были написаны портреты Веры Алексеевны Репиной, спящей в кресле, дочки их Веры, сидящей на заборе на солнце, и другие, если не ошибаюсь, созданы там. А может быть, и написаны изумительные по живописи и по ярко и тонко выраженной психологии картины: «Царевна Софья», «Иоанн Грозный» и «Не ждали», для которой позировали Вера Алексеевна, Вера и их горничная Надя." Вера Алексеевна и царевна Софья? Упоминаемая современниками мягкость характера жены Репина, ну никак не вяжется с этим страшным историческим образом, но впрочем стоит заглянуть на эту тему вот сюда: История в художественных образах (Софья Алексеевна). Может быть Вера Зилоти не совсем права на этот счет?

Репин И.Е. На меже. В.А.Репина с детьми идет по меже 1879

Репин И.Е. Портрет сына художника, Юрия 1882

Репин И.Е. Портрет В.И.Репиной, дочери художника в детстве 1874

Репин И.Е. Девочка с букетом (Вера Репина) 1878

Вера Алексеевна Репина была хорошей хозяйкой и матерью. За время совместного брака с художником, ей было рождено четверо детей: дочери Вера, Надежда, Татьяна и сын Юрий. И опять слово Л.А.Шевцовой-Споре: "Мне довелось жить в академической квартире И.Е.Репина в Петербурге в течение трех лет - с 1897 по 1900 год. До этого я, девочка-подросток, училась в гимназии в Польше, где мой отец, полковник артиллерийской службы А.А.Шевцов (брат жены И.Е.Репина), находился на службе в армии. Но вот отца перевели в Подмосковье (в Нахабино), и я осталась без учебного заведения. Было решено отдать меня к дяде в Петербург, где я могла учиться вместе с младшей дочерью Ильи Ефимовича - Таней. Так и было сделано. Я стала ученицей Василеостровской женской гимназии.

Квартира художника в Академии была большая, просторная, во много комнат. Она находилась на третьем этаже и выходила окнами на Четвертую линию. Хорошо виден был большой мост через Неву (ныне мост Лейтенанта Шмидта) и далее пакгаузы и постройки Гавани. Было где развернуться во вместительных апартаментах прославленного профессора Академии, а нам, детям, поиграть, потанцевать и порезвиться. Хорошо помню этот лучший в моей жизни период, вечеринки в семье Репиных, совместные игры и затеи, беседы и собрания молодежи.

Дом Репиных был открыт и доступен широкому кругу столичной интеллигенции. Кого тут только не было! Кроме тех лиц, которых художник писал или рисовал, у него постоянно толпились студенты, его ученики. На молодежных вечеринках, обыкновенно в субботу, собиралось по многу десятков человек. Особенно велики были собрания в день рождения хозяйки дома - Веры Алексеевны, родной моей тети по отцу.

Вообще же своим детям Илья Ефимович, хотя и был занят, старался уделять как можно больше внимания. К сожалению, это никак не получалось. Воспитанием и хозяйством ведала мать семейства, Вера Алексеевна. Даже в обучении рисованию своих дочерей Репин почти не имел никакого успеха. Вера еще более или менее рисовала и писала красками, а две другие дочери так ничему и не научились... Несмотря на многие недостатки в характере Веры, отец любил ее более других детей. Да и вообще это была любимица семьи. Энергичная, веселая, предприимчивая девушка, она бодрила всех и в полном смысле слова являлась душой семьи. С нею никогда не было скучно, и сам Илья Ефимович, помню, из всех детей выделял Веру именно за то, что ему самому было приятно побеседовать с нею - второй, молодой хозяйкой дома. Она могла принять кого угодно и без стеснения занимала беседой любого именитого гостя.  Свое, можно сказать, «привилегированное» положение Вера нередко использовала утилитарно и, в частности, применяла в щекотливом вопросе выпрашивания денег. И отец ей не отказывал."

Репин И.Е. Отдых (набросок) 1882

Репин И.Е. Отдых 1882

По мере роста своей популярности Илья Ефимович все больше отдалялся от своей жены. До жены все чаще доходили слухи о его увлечениях другими женщинами, а она в это время уставала от домашних забот и постепенно стала превращаться из милой хозяйки блестящего художественного салона в блеклую тень художника. Но однако при этом, как пишет В.П.Зилоти, она все же старалась жить интересами своего мужа: "Вспоминаю, как-то раз, в Москве, мы с сестрой Сашей заехали к Репиным. Вера Алексеевна, сидя случайно со мной одной в столовой за столом, говорила мне, как она, после целого утомительного дня, уложив свою ватагу ребят, измученная, садится за этот стол помолчать и прийти в себя в тишине.
«И вот придет Илья, начнет рассказывать о своей работе в тот день над своими картинами - и усталость моя мгновенно исчезает. Ложусь спать счастливая, полная энергии на будущий день. Тогда я забываю и свое, надоевшее мне лицо, которое утром, когда я причесывалась, приводило меня, в зеркале, прямо в отчаяние своей некрасивостью».
А как она была мила! Она осталась для меня идеалом душевной женственности, идеалом подруги художника
!"

Репин И.Е. Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве) 1879

Однако брак все же дал трещину: Репин ревновал свою жену, она ревновала его. Досужие языки поговаривали о том, что и она изменила своему мужу с одним из его учеников... В 1887 году Репин развелся с женой Верой Алексеевной Шевцовой. В 1919 году ее не стало... Такова история этой любви, которая не стала идеальной.

Серия сообщений "Жены художников":
Часть 1 - История в художественных образах (Надежда Забела-Врубель)
Часть 2 - История в художественных образах (Юлия Кустодиева)
...
Часть 7 - История в художественных образах (Василий Верещагин и Лидия Андреевская)
Часть 8 - История в художественных образах (Мария Нестерова)
Часть 9 - История в художественных образах (Вера Алексеевна Репина)
Рубрики:  живопись.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку