-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108918
Комментариев: 6801
Написано: 117390


23 июля родились...

Суббота, 23 Июля 2016 г. 06:09 + в цитатник
Белли (517x700, 111Kb)
1887
Владимир Александрович Белли
военный разведчик, дипломат, военно-морской историк и теоретик, кандидат военно-морских наук (1940 год), профессор (1945 год), контр-адмирал (1940 год). Похоронен в Ленинграде на Смоленском православном кладбище. Владимир Белли происходил из старинного шотландского рода. Его прадед, шотландец William Baillie, родившийся в 1769 году, инженер, приехал из Британии в Россию и служил многие годы директором завода в Архангельске. Здесь он по-русски стал именоваться Василием Васильевичем Белли. В свою очередь его дед — баронет Evan Baillie — был генералом, в 1749 году он в звании генерал-майора служил в войсках Ост-Индской компании, а затем был командующим британскими войсками в Индии. Постепенно род Белли, живя в России, обрусел. Дедом В.А.Белли был один из сыновей Василия Васильевича — Александр Васильевич — который после окончания Морского корпуса долгие годы служил на флоте, дослужился до капитана 1-го ранга, последние годы своей службы был председателем суда Свеаборгского порта, в 1859 году вышел в отставку, получив звание генерал-майора по адмиралтейству. Его сын, отец В.А.Белли — Александр Александрович — был единственным в семье сугубо штатским человеком, но брат А.А.Белли, Константин Александрович, в 1904—1905 годах в звании капитана по адмиралтейству участвовал в обороне Порт-Артура и вышел в отставку в 1912 году полковником по адмиралтейству. Володя Белли окончил три класса гимназии, после чего в 1900 году поступил в младший общий класс Морского корпуса, осенью 1903 года был переведен в младший специальный класс и произведен в гардемарины, в классе через год был назначен исполнять обязанности младшего унтер-офицера, а с осени 1905 года — старшего унтер-офицера. Окончил Морской корпус 26 апреля (9 мая) 1906 года с присвоением звания корабельного гардемарина, 17(30) марта 1907 года после выслуги ценза на эскадренном броненосце «Цесаревич» и успешной сдачи экзамена В.А.Белли был произведен в мичманы. Затем окончил Минные офицерские классы (1912—1913, получил квалификацию минного офицера 2‑го разряда) и курсы радиотелеграфии при них (1914). Окончил курс японского отделения Практической восточной академии (1918—1919). В 1940 году защитил кандидатскую диссертацию в Военно-морской академии. Служил на кораблях Балтийского флота вахтенным начальником эскадренного миноносца «Прочный»(2‑й Отряд минных судов, базировался в Гельсингфорсе), с весны 1908 года и.д. артиллерийского офицера канонерской лодки «Грозящий»(учебный корабль Морского инженерного училища), с осени 1908 года непродолжительное время на эсминце «Внимательный», затем — вахтенный офицер линейного корабля «Цесаревич» и одновременно начальник смены Школы строевых старшин. Во время заграничного похода принял участие в спасательных работах в сицилийском городе Мессине, разрушенном катастрофическим землетрясением. Весной 1909 года произведен в лейтенанты. Как начальник смены Школы строевых старшин с осени 1909 года продолжил службу на крейсере «Аврора», совершил три заграничных похода, в том числе в 1912 году крейсер участвовал в торжествах по случаю коронации короля Сиама. Командир «Авроры» капитан 1 ранга Леонид Петрович Опацкий так охарактеризовал своего офицера: «Лейтенанту В.А.Белли можно поручить любое дело» Осенью 1912 года с формулировкой «за преуспевание в службе и за большие труды» В.А.Белли был награждён орденом св. Станислава 3‑й степени. С осени 1913 года — младший минный офицер крейсера «Громобой», с весны 1914 года — старший минный офицер линейного корабля «Цесаревич». Участник Первой мировой войны, в августе 1915 года награждается орденом святой Анны 3-й степени, к нему в марте 1916 года жалуется мечами и бантом. В декабре 1915 года производится в старшие лейтенанты, весной 1916 года назначается 2‑м флагманским минным офицером штаба начальника Минной дивизии с заведованием радиотелеграфией. За участие в героической операции по постановке минных банок у побережья Курляндии, занятого немцами, В.А.Белли был награждён орденом Владимира 4-й степени с мечами и бантом. После Февральской революции — одновременно старший флаг-офицер Минной дивизии. С августа 1917 года — помощник флаг-капитана по распорядительной части штаба Балтийского флота капитана 1-го ранга А.М.Щастного, произведен в капитаны 2-го ранга. После 1917 года перешел на сторону советской власти, участвовал в Ледовом походе Балтийского флота в 1918 году. С июля 1918 года командовал эскадренным миноносцем «Капитан Белли», находившимся в достройке. В 1919—1921 годах — флагманский минер Штаба командующего Морскими силами Республики(в Москве). В 1921 году переведен в Управление военно-морских учебных заведений. Осенью 1922 года был назначен военно-морским экспертом на Чанчуньскую советско-японскую конференцию, но не успел добраться на конференцию вовремя, в 1922—1924 годах — военно-морской атташе СССР в Китае. В 1924—1925 годах — начальник иностранного отдела Штаба РККФ, на этой должности принимал участие в подготовке и подписании протокола между СССР, Эстонией и Финляндией о мореплавании в водах Нарвского залива; в 1925—1926 годах — помощник начальника оперативного управления Штаба РККФ. С 1926 года занимался научной и педагогической деятельностью в Военно-морской академии (преподаватель кафедры стратегии). В октябре 1930 года арестован по доносу и приговорен коллегией ОГПУ к 10 годам лагерей, в январе 1932 года полностью реабилитирован (по другим данным освобожден в 1931 году, реабилитирован в 1953 году). В 1936 году с восстановлением в советских вооруженных силах персональных воинских званий был восстановлен в звании капитана 2-го ранга, в 1939 году ему было присвоено звание капитана 1-го ранга, 4 июня 1940 года — контр-адмирала(в числе первых, кто получил адмиральские звания после их восстановления). С 1937 года В.А.Белли был начальником кафедры оперативного искусства и стратегии, а с 1941 до 1945 года одновременно и начальником командного факультета Военно-морской академии. С 1943 года — одновременно консультант Главного морского штаба по вопросам международного права. С 1949 года в отставке. В 1951 году (по другим данным — в 1945) ему присвоили ученое звание профессора. После ухода в отставку оставался членом трех ученых советов — Военно-морской академии имени Ворошилова, её командного факультета и Высшего Военно-морского училища имени Фрунзе. Кроме того, входил в состав научной группы при Главном Морском штабе, был членом редколлегии «Морского атласа» и членом Военно-исторической секции ленинградского Дома ученых. Умер в Ленинграде 1 июля 1981 года. Был награждён орденами Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом, Святого Станислава 3-й степени, орденом Грифа Кавалерского креста Мекленбургского герцогства, серебряной медалью Итальянского королевства «За оказание помощи пострадавшим во время бывшего в 1908 году землетрясения в Сицилии и Калабрии»; советскими орденами Ленина (1945), тремя — Красного Знамени, Трудового Красного Знамени (1943), Отечественной войны 1-й степени (1945), медалями. В.А.Белли — автор многих научных работ по оперативному искусству ВМФ, морскому международному праву и истории военно-морского искусства: «Наставление по взаимоотношениям с иностранными кораблями и властями» (1925); «Борьба за Тихий океан» (1929); «Операции подводных лодок» (1933); «Блокадные операции» («Морской сборник», 1937, № 1); «Военно-морской международно-правовой справочник» (1939, 1940); «Оперативно-тактическая мысль за 25 лет, 1919—1944 гг.» (1944); «Военно-морской флот в Отечественной войне» (1944); «Цели ведения войны на море» (1945); «Методы достижения целей в войне на море» (1945); «Основы стратегии» (1947); «Эволюция английской теории морской войны» (1947); «Оборона берегов с моря» (1947); «Действия иностранных флотов в I мировую войну 1914—1918 гг.» (1953—1955); «Флот в Первой мировой войне» (1964); «Боевые действия в Атлантике и на Средиземном море 1939—1945 гг.» (1967, в соавторстве с К.В.Пензиным); «Блокада и контрблокада» (1967); а также мемуаров: «В Российском императорском флоте»; «В Советском Военно-Морском флоте». Кроме того, он был автором множества статей по военно-морской тематике, в том числе: «Японские морские базы» («Военный вестник», 1924. № 42); «Флот и гражданская война в Китае в 1923—1924 гг.» («Морской Сборник». № 5); «Борьба за Янцзы» («Морской Сборник», 1927. № 4); «Организация военно-морского обучения в Японии» («Красная армия и школа», 1926. № 6); «Стратегия слабейшего на море в условиях пересеченного театра» (1929); «Перед назревающей войной на Тихом океане» (1933); «Японская агрессия на Дальнем Востоке» (1934); «Дальневосточный флот» (1934); «Международно-правовые нормы подводной войны» (1940);«Военно-морской флот в обороне страны» (1941); «Борьба за Атлантику» (1942); «Нормандская операция 1944 г.» (1947); «Рецензия на книгу Флетчера Протта „Война на Тихом океане“» (Военная мысль, 1947. № 8); «Героизм русских моряков в Цусимском сражении (к 50-летию)» (1955). Литература: Лурье В.М. Адмиралы и генералы Военно-Морского флота СССР в период Великой Отечественной и советско-японской войн (1941—1945). — Санкт-Петербург: Русско-балтийский информационный центр БЛИЦ, 2001. — Страница 24. — 280 страниц — 2000 экземпляров — ISBN 5-86789-102-X; Лурье В. М. Военно-морская разведка СССР (1918—1960-е г.г.). Справочник. Издательство «Дмитрий Буланин»,СПб., 2009. ISBN 978-5-86007-588-7; Виктор Глушенко. Профессор В.А.Белли. //«Нева» 2003, № 1; РГА ВМФ Ф. р-2224. Фонд В.А.Белли, Опись 1, Дело 74, Личное дело В.А.Белли. В рассказе адмирала флота И.С.Исакова «Как „Гёбен“ и „Бреслау“ прорвались в Чёрное море» В.А.Белли фигурирует как лектор Главморштаба, этот эпизод упоминается в романе «Билет на ладью Харона»: Один из штурманов, продремав в кают-компании «Императрицы Елизаветы» весь доклад представителя Главморштаба, посвященный животрепещущей теме прорыва «Гебена» в Чёрное море, грамотно проснулся от аплодисментов аудитории. Услышал благодушный голос докладчика: «Вопросы будут?» — и одновременно увидел устремленный на себя суровый взгляд командира линкора. Не полностью "войдя в меридиан", решил проявить активность. Мол, не спал я вовсе, а просто внимал, погрузившись в себя, глубокой военно-морской мысли. Огляделся растерянно, увидел на грифельной доске плакатик с темой и схемами и ляпнул от души: "А вот хотелось бы уточнить, господин капитан первого ранга, а прорвался все же "Гебен" в Черное море?" В действительности В.А.Белли был тогда капитаном 2-го ранга и читал лекцию на тему «О состоянии флотов мира». С будущим адмиралом флота И.С.Исаковым он был хорошо знаком ещё с той поры, когда мичман Исаков служил ревизором на эсминце «Изяслав».

Frentz_wb (467x700, 134Kb)
1888
Рудольф Рудольфович Френц
русский советский живописец, график и педагог, профессор и руководитель батальной мастерской ЛИЖСА имени И.Е.Репина, профессор ЛВХПУ имени В.И.Мухиной, член Ленинградского Союза художников. Родился в городе Мариенбург Петербургской губернии в семье известного художника-анималиста Рудольфа Фердинандовича Френца (1831—1918), который стал первым учителем будущего художника. В 1909 после окончания реального училища поступил в Высшее Художественное училище при Императорской Академии художеств в Петербурге, где полтора года занимался в испытательном классе, затем полгода в мастерской Василия Савинского, а в 1912 перешёл в батальную мастерскую Николая Самокиша. В 1915 в качестве художника был командирован в Кавалерийский корпус в район Западной Двины, где исполнил большое количество акварелей и рисунков, многие из которых были опубликованы в 1916 на обложках и страницах журнала «Лукоморье». В 1916 был мобилизован в действующую армию, с группой художников во главе с Н. Самокишем побывал на Западном фронте, в крепости Осовец, в Ставке Главнокомандующего в Барановичах, на Черноморском флоте в Севастополе и на Кавказском фронте. Выполнил до 100 акварелей. В 1916 году вернулся в Академию для подготовки конкурсной картины «После боя», которую писал в Тульской губернии на конном заводе. Ввиду реорганизации Академии конкурс был отменен и в марте 1918 года художник окончил ВХУ с присвоением звания художника. После революции наряду с творческой работой активно занимался педагогической деятельностью в Декоративном институте, различных художественных студиях города. С 1929 преподавал в ВХУТЕИН — ИНПИИ — Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры, руководитель батальной мастерской (1935—1956), профессор живописи (с 1939). С 1949 по 1956 год по совместительству являлся профессором кафедры монументально-декоративной живописи ЛВХПУ имени В.И.Мухиной. Участвовал в выставках с 1904 года. Писал батальные, жанровые и исторические композиции, портреты, городские и ландшафтные пейзажи, жанровые сцены. Работал в станковой и монументальной живописи, акварели, рисунке, создавал диорамы («Взятие Зимнего дворца», 1929) и панорамы («Оборона Петрограда», 1939). В 1918—1925 годах в период работы в агитационно-плакатной мастерской Декоративного института занимался агитационным плакатом, росписью по тканям, фарфору, выполнял эскизы праздничного оформления городских зданий и мероприятий.
Могила_художника_Рудольфа_Френца (525x700, 424Kb)
Могила Френца на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.
Наибольшего признания Р.Френц добился как мастер тематической и батальной картины и панорамной живописи. Был членом и экспонентом «Общины художников» и Ленинградского Союза художников. Среди произведений, созданных Р.Р.Френцом, картины «На Знаменской площади в Февральские дни 1917 года» (1917), «Крюков канал» (1920), «Натюрморт», «Лихач» (обе 1921), «Двор ломовиков на Международном проспекте», «Карусель» (обе 1922), «Невский ночью. Извозчик», «Народное гулянье» (обе 1923), «Первые сельсоветы», «Партизан» (обе 1924), «Штурм Зимнего дворца», «Амазонка» (обе 1925), «Портрет жены» (1926), «На Перекопе», «Взятие Зимнего дворца» (обе 1927), «Оборона Петрограда от Юденича» (1928), «Киров С.М. на первомайском параде», «Поход Блюхера. Рабочие южного Урала вступают в партизанский отряд» (обе 1929), «Штурм Кронштадта» (1935) «С.М.Киров на Северном Кавказе», «Совместные действия танков, авиации и кавалерии. Комбинированная атака» (обе 1937), «Лесной ручей», «М.В.Фрунзе руководит переправой через Сиваш» (обе 1940), «Партизанские тропы» (1947), «Сталинград. 2 февраля 1943 года» (1950), «Штурм Зимнего» (1951), «Гончие» (1953) и другие. Рудольф Френц получил известность и как автор монументальных панорам «Взятие Зимнего дворца» (1920, второй вариант — 1929 год, размер 6 х 25 метров), «Защита Петрограда» (1937, 7 х 32 метра), «Сталинградская битва» (1946). Персональные выставки Рудольфа Френца состоялись в Ленинграде в 1928 году в Центральном доме работников искусств, в 1970 году в залах ЛОСХ, и в Петербурге в 2006 году в Государственном Русском музее. Рудольф Френц был членом АХРР, а с 1932 года членом Ленинградского союза художников, войдя в первый состав Правления Союза, избранного 2 августа 1932 на общем учредительном собрании художников различных союзов и обществ. Скончался в Ленинграде 27 декабря 1956 года. Его произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России и за рубежом. Ученики: Анисович Владислав Леопольдович (1908—1969); Арсланов Мухамед Нуриахмедович (1910—2001); Бабасюк Николай Лукич (1914—1983); Бабков Сергей Фёдорович (1920—1993); Белов Юрий Владимирович (родился в 1929); Белокуров Константин Сергеевич (1907—1983); Бетехтин Орест Георгиевич (родился в 1928); Блинков Александр Александрович (1911—1995); Будкин Пётр Ильич(1921—1987); Вальцев Виталий Геннадиевич (1917—1989); Гагарина Лидия Ивановна (1902—1984); Галахов Николай Николаевич (род. 1928); Геннадиев Борис Сергеевич (1912—1942); Калинкин Георгий Алексеевич (1915—1983); Канеев Михаил Александрович (1923—1983); Кильпе Генрих Эдуардович (1922—1994); Коровяков Александр Петрович (1912—1993); Котик Борис Васильевич (1921—1984); Котьянц Геворк Вартанович (1909—1996); Лавренко Борис Михайлович (1920—2001); Литвинский Пётр Петрович (1927—2009); Назаров Пётр Фёдорович (1921—1988); Обозненко Дмитрий Георгиевич (1930—2002); Овчинников Владимир Иванович (1911—1978); Овчинников Николай Васильевич (1918—2004); Пархоменко Авенир Иванович (1921—1988); Привиденцев Степан Иванович (1916—1992); Пушнин Александр Тихонович (1921—1991); Селезнёв Владимир Иванович (1928—1991); Скоробогатов Игорь Константинович (1920—1997); Скрябин Владимир Трофимович (1927—1989); Скуинь Елена Петровна (1908—1986); Тиме Марина Георгиевна (1913—1999); Френц Владимир Рудольфович (1937—1986); Чеснокова Александра Семёновна (1908—1988); Чарский Евгений Гаврилович (1919—1993). Источники: Центральный Государственный Архив литературы и искусства. Санкт-Петербург, Фонд78. Опись 2. Дело 143; Выставка художника Р.Р.Френца. Апрель-май. Каталог. Ленинград, Община художников. 1928; Выставка лучших произведений советских художников. Путеводитель. М., Государственная Третьяковская галерея, 1941; Седьмая выставка произведений ленинградских художников 1941 года. Каталог. Ленинград, ЛССХ, 1941; Выставка «Героическое прошлое русской армии». Краткий путеводитель. Новосибирск, Издание Окружного Дома Красной Армии, 1943; Выставка произведений ленинградских художников 1947 года. Каталог. Ленинград, ЛОСХ, 1948; Бойков В. Изобразительное искусство Ленинграда. Заметки о выставке ленинградских художников // Ленинградская правда, 1947, 29 ноября; Всесоюзная художественная выставка 1947 года. Каталог. Москва- Ленинград, Комитет по делам искусств при СМ СССР, 1947; Художественная выставка 1950 года. Живопись. Скульптура. Графика. Каталог. Мосвка, Советский художник, 1950. Cтраница 69; Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. Ленинград, Лениздат, 1951. Cтраница 21; Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. Ленинград — Москва, Искусство, 1951. Cтраница 22; Весенняя выставка произведений ленинградских художников. Ленинград, ЛССХ, 1953. Cтраница 8; Рудольф Рудольфович Френц. Каталог выставки. Ленинград, Художник РСФСР, 1970; Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Том 3. 1941—1947 гг. Москва, Советский художник, 1973. Cтраницы 8, 25, 136, 219, 264, 335, 339, 342, 343, 358; Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. Ленинград, Художник РСФСР, 1976. Cтраница 33; Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября. Ленинград, Художник РСФСР, 1982. Cтраница 7; Петербург — Петроград — Ленинград в произведениях русских и советских художников. Каталог выставки. Ленинград, Художник РСФСР, 1980. Cтраница 139; Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Том 5. 1954—1958 гг. Москва, Советский художник, 1981. Cтраницы41, 382, 519; Связь времен. 1932—1997. Художники — члены Санкт—Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. Санкт-Петербург, 1997. Cтраница 300; Рудольф Френц. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, 2005. ISBN 5-93332-186-9; Иванов C. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. Санкт-Петербург, НП-Принт, 2007. Cтраницы 10, 12-14, 19, 20, 357, 359, 361, 363—367, 369, 372, 380—385, 387—389, 392, 399, 405, 407, 439—440. ISBN 978-5-901724-21-7, ISBN 5-901724-21-6; Данилова А. Становление ленинградской школы живописи и её художественные традиции // Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 21. Санкт-Петербург, 2011. Cтраницы 94—105; Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица. Кафедра монументально-декоративной живописи. Санкт-Петербург, Искусство России. 2011. Страница 68.

 (480x699, 89Kb)
1888
Рэймонд Торнтон Чандлер (Raymond Thornton Chandler)
американский писатель-реалист и критик, автор детективных романов, повестей и рассказов. Один из основателей, наряду с Д. Хэмметом и Д. М. Кейном, жанра «крутого детектива». На его сюжеты или по его сценарию снято несколько эталонных фильмов нуар («Глубокий сон», «Двойная страховка» — по роману Кейна). Главный герой многих романов Чандлера — калифорнийский частный детектив Филип Марлоу. Чандлер родился в Чикаго, но переехал в Англию в 1895 со своей матерью-ирландкой после того, как она рассталась с мужем-алкоголиком, инженером из американской железнодорожной компании. Их семью стал поддерживать дядя Чандлера, успешный юрист. В 1900 Чандлер получает классическое образование в Далидж-Колледже в Лондоне. В 1907 он принимает английское гражданство для того, чтобы поступить на государственную службу. Вскоре после этого он поступает на работу в Британское Адмиралтейство. Однако ему не нравится профессия госслужащего, Чандлер увольняется и работает журналистом в газетах «Daily Express» и «Western Gazette». Он не добивается особого успеха ни как журналист, ни как поэт (Чандлер в то время пробовал себя в романтической поэзии). В 1912 Чандлер возвращается в США, в Лос-Анджелес. Он не может найти постоянной работы и перебивается временными заработками — собирает фрукты, изготавливает теннисные ракетки и т. п. Ему приходится экономить на всём, и он ведёт уединённый образ жизни. В конце концов, он заканчивает бухгалтерские курсы и находит постоянную работу. В 1917 США вступают в Первую мировую войну, Чандлер присоединяется к Канадским вооруженным силам, участвует в сражениях во Франции. В конце войны он переводится в Королевские военно-воздушные силы Великобритании. После окончания войны Чандлер возвращается в Лос-Анджелес, где у него вскоре завязывается роман с Сисси Паскаль, замужней женщиной, которая старше его на 18 лет. Сисси разводится со своим мужем в 1920, но мать Чандлера не одобряет эту связь и не даёт разрешения на брак. Однако 26 сентября 1923 года она умирает, и Чандлер 6 февраля 1924 женится на Сисси. Он работает бухгалтером в нефтяной компании «Dabney Oil», и даже становится вице-президентом в 1932, но уже через год его увольняют за алкоголизм, прогулы и угрозы самоубийства. Для того чтобы как-то зарабатывать на жизнь, Чандлер вновь берётся за перо — но пишет уже не поэзию, а детективные рассказы для дешёвых журналов. Первый рассказ, «Шантажисты не стреляют», опубликован в журнале «Чёрная маска» в 1933; первый роман, «Глубокий сон», увидел свет в 1939. После этого выходят романы «Прощай, любимая» (1940), «Высокое окно» (1942), «Девушка в озере» (1943). На волне успеха Чандлера приглашают сценаристом в Голливуд, где он в соавторстве с Билли Уайлдером создаёт сценарий для фильма «Двойная страховка» (1944). Позже он, уже самостоятельно, пишет сценарий для фильма «Синий георгин» (1946). Чандлер также принимал участие в создании сценария к фильму «Незнакомцы в поезде» (1951) Альфреда Хичкока. В эти годы он переезжает в район Ла-Хойя. В 1954 умирает Сисси Чандлер. Во время болезни, предшествующей её смерти, Чандлер пишет роман «Долгое прощание» (1954). Последовавшее за смертью жены одиночество приводит его к клинической депрессии, он снова начинает сильно пить, что сказывается на качестве его произведений. В 1955 он предпринимает попытку самоубийства. В 1956 он вновь берёт гражданство США, после чего едет путешествовать в Европу. Вернувшись домой, в 1959 он заболевает пневмонией и умирает в Ла-Джолле (штат Калифорния) в госпитале 26 марта 1959 года. Похоронен на кладбище Сан-Диего. Библиография: 1939 — Глубокий сон / The Big Sleep (Другие названия: Вечный сон; Великий сон; Большая спячка) [роман]; 1940 — Прощай, любимая / Farewell, My Lovely (Другие названия: Прощай, моя красотка; Прощай, моя крошка; Прощай, моя прелесть; Прощай, красавица; Прощай красотка; Западня) [роман]; 1942 — Высокое окно / The High Window (Другие названия: Окно в вышине; Окно на тот свет; Золотой дублон Брашера; История Брэшерского дублона) [роман]; 1943 — Женщина в озере / The Lady in the Lake (Другие названия: Девушка в озере; Блондинка в озере; Дама в озере; Леди в озере; Труп в озере) [роман]; 1949 — Маленькая сестрёнка / The Little Sister (Другие названия: Сестрёнка; Сестричка; Младшая сестра; Роковая женщина; Азартные игры в Бэй-Сити) [роман]; 1950 — Свидетель / Finger Man (Другие названия: Наводчик; Свидетель обвинения; Свидетель преступления; Нечестная игра) [повесть]; 1950 — Золотые рыбки / Goldfish (Другие названия: Золотая рыбка; Две жемчужины) [повесть]; 1950 — Горячий ветер / Red Wind (Другие названия: Красный ветер; Рыжий ветер; Знойный ветер; Кровавый ветер) [повесть]; 1950 — Опасность — моя профессия / Trouble Is My Business (Другое название: Неприятности — моё ремесло) [повесть]; 1954 — Долгое прощание / The Long Goodbye (Другое название: Долгое «Прощай») [роман]; 1958 — Обратный ход / Playback (Другие названия: На том стою…; Повторение пройденного; Привычный круг; Бесконечный поворот; Бесконечный повтор; Двойной шантаж) [роман]; 1959 — Марлоу разбирается с Синдикатом / Marlowe Takes On the Syndicate // Неправильный голубь / Wrong Pigeon (1960) // Последнее дело Марлоу / Philip Marlowe’s Last Case (1962) // Карандаш / The Pencil (1965) [повесть] (опубликовано посмертно); 1989 — Пудл Спрингс / Poodle Springs [роман]; 1935 — Убийство во время дождя / Killer in the Rain (Другое название: Убийца приходит в дождь; Убийство под дождем; Убийца в дождь; Убийство в дождь); 1937 — Китайский жадеит / Mandarin’s Jade (Другое название: Китайский нефрит); 1938 — Горячий ветер / Red Wind (Другие названия: Красный ветер; Рыжий ветер, Знойный ветер, Кровавый ветер); 1938 — Бей-Сити блюз / Bay City Blues (Другое название: Блюзы Бей-Сити); 1939 — Женщина в озере / The Lady in the Lake (Другие названия: Девушка в озере; Дама в озере; Блондинка в озере); 1939 — Опасность — моя профессия / «Trouble is My Business» (Другое название: Неприятности — моё ремесло); 1950 — Наглое убийство / Smart-Aleck Kill (Другие названия: Чистая работа; Удар в спину; Хитрое дело; Убийство хлыща); 1934 — Свидетель / Finger Man (Другие названия: Наводчик; Свидетель обвинения; Свидетель преступления; Нечестная игра); 1936 — Человек, который любил собак / The Man Who Liked Dogs; 1936 — Золотые рыбки / Goldfish (Другие названия: Золотая рыбка; Две жемчужины); 1936 — Исчезновение / The Curtain (Другое название: Мишень в шляпе, Занавес; Завеса; Цена молчания); 1937 — Найти девушку / Try the Girl (Другое название: Проверь эту девчонку; Судите девочку); 1950 — Пушки Сирано / Guns at Cyrano’s (Другие названия: Выстрелы у «Сирано»; Выстрелы в ресторане Сирано; Стрельба у Сирано); Примечания: 1. В повести «Свидетель» [Finger Man] имя детектива не упоминается, но в повести «Золотые рыбки» упоминаются события из этого произведения. 2. Повесть «Пушки Сирано» [Guns at Cyrano’s] первоначально была написана с главным героем Малверном, но в сборнике «Простое искусство убивать» (1950) главным героем стал Кармади Мэллори / Mallory [повести]; 1933 — Шантажисты не стреляют / Blackmailers Don’t Shoot; 1934 — Наглое убийство / Smart-Aleck Kill (Другие названия: Чистая работа; Удар в спину; Хитрое дело; Убийство хлыща); Джонни де Розе / Johnny DeRuse [повесть]; 1935 — Газ из Невады / Nevada Gas (Другое название: Невадский газ); Сэм Делагерра / Sam Delaguerra [повесть]; 1935 — Испанская кровь / Spanish Blood; Тед Малверн / Ted Malvern [повесть]; 1936 — Пушки Сирано / Guns at Cyrano’s (Другие названия: Выстрелы у «Сирано»; Выстрелы в ресторане Сирано; Стрельба у Сирано); Пит Энглих / Pete Anglich [повесть]1936 — Возмездие Нун-стрит / «Noon Street Nemesis» // Засада на Ноон-стрит (Другое название: Засада на Полуденной улице) / «Pick Up on Noon Street» (1944); Стив Грейс / Steve Grayce [повесть]; 1938 — Король в жёлтом / «The King in Yellow» (Другие названия: Происшествие в отеле «Карлтон»; Происшествие в «Карлтоне»); Уолтер Гейдж / Walter Gage [повесть]; 1939 — Суета с жемчугом / «Pearls Are a Nuisance» (Другие названия: Неприятности с жемчугом; Суета вокруг жемчуга); Тони Резек / Tony Reseck [повесть]; 1939 — Я буду ждать / «I’ll Be Waiting» (Другие названия: В ожидании; Я дождусь; Долгое ожидание); Джон Эванс / John Evans [повесть]; 1941 — В горах преступлений не бывает / «No Crime in the Mountains» (Другие названия: В горах не бывает преступлений; В горах народ спокойный). Эссе: 1944 — Простое искусство убивать. Некриминальные / фантастические повести: 1939 — Бронзовая дверь / «The Bronze Door»; 1951 — Порошок профессора Бинго / «Professor Bingo’s Snuff» (Другое название: Нюхательный табак профессора Бинго); 1976 — Английское лето / «English Summer» (опубликовано посмертно). Экранизации: 1944 — Двойная страховка; 1944 — Убийство, моя милая; 1946 — Глубокий сон; 1947 — Леди в озере; 1969 — Марлоу; 1973 — Долгое прощание; 1975 — Прощай, моя красавица; 1978 — Большой сон; 1998 — Большой Лебовски (вольная экранизация романа Большой сон); 1998 — Частный детектив Марлоу; 1984—1986 — Филип Марлоу: Частный детектив (сериал). В фильме Марлоу снялся Брюс Ли. В фильме Долгое прощание в эпизоде снялся Арнольд Шварценеггер (в титрах не указан). В фильме Прощай, моя красавица в небольшой роли снялся Сильвестр Сталлоне Во время работы над сценарием к фильму Двойная страховка Рэймонд Чандлер случайно попал в кадр. Это единственный фильм, где Чандлер, пусть и случайно, снят в фильме. В компьютерной игре Ведьмак главному герою во время первого появления в Храмовом квартале Вызимы попадается сюжетный персонаж, детектив, имя которого Реймонд Марлоу. Реймонд Чандлер - создатель Филипа Марлоу

Юрий Анненков (700x677, 356Kb)
1889
Юрий Павлович Анненков
русский художник, деятель театра и кино, литератор, выдающийся представитель русско-французского модерна и авангарда. Родился в Петропавловске-Камчатском (по другим данным – в казахстанском Петропавловске) в семье народовольца П.С.Анненкова, отправленного в ссылку за соучастие в убийстве Александра II. В 1892 семья вернулась в Санкт-Петербург. Посещал школы-студии С.М.Зайденберга и Я.Ф.Ционглинского (1908–1910); занимался также в Училище технического рисования барона А.Д.Штиглица (1909–1911) и парижских мастерских М.Дени и Ф.Валлотона. С 1913 – снова в Санкт-Петербурге. Оттачивал свой остроумный и динамичный графический стиль в журнальных рисунках (для «Сатирикона», «Театра и искусства», «Лукоморья» и других изданий). Сумел органично соединить в своих произведениях, в том числе в живописи (Адам и Ева, 1913, Третьяковская галерея, Москва), гибкую ритмику и декоративность модерна с чертами гротескной «зауми» в духе футуризма. Вошел в число видных деятелей нового русского театра – прежде всего, в качестве главного художника «Кривого зеркала» Н.Н.Евреинова, где он оформил почти все спектакли, выступив одним из зачинателей экспрессионизма на русской сцене (исполнил и иллюстрации к книге Евреинова Театр для себя, 1915–1916). Оформлял представления артистического кабаре «Привал комедиантов» (1916–1917), революционные массовые спектакли (Гимн освобожденному труду и Взятие Зимнего дворца; оба – 1920). Опубликовал статьи Ритмические декорации (1919) и Театр до конца (1921), где выдвинул идею кинетически изменяющихся беспредметных декораций, – и осуществил этот замысел в постановках Большого драматического театра (эпохальный в этом смысле Газ Г.Кайзера, 1922; и Бунт машин А.Н.Толстого, 1924). Еще в предреволюционные годы разработал самобытный тип «эстетского», чрезвычайно броского графического портрета, многие из этих рисунков (А.А.Ахматова, М.Горький, Е.И.Замятин, Б.Л.Пастернак, В.Ф.Ходасевич и др.) по праву считаются классикой литературно-художественной иконографии. В 1917–1922 году зарисовал с натуры А.Ф.Керенского, В.И.Ленина, Г.Е.Зиновьева и ряд других политических деятелей. Выпустил альбомы Портреты (1922) и 17 портретов (1926); почти весь тираж последнего был – из-за наличия в нем «врагов народа» – уничтожен. Его живописный портрет Л.Д.Троцкого (1923, Центральный музей вооруженных сил, Москва) стал предварением «сверхчеловечески»-героичных образов вождей в тоталитарном искусстве. Вершиной книжного искусства Анненкова явились романтически-сюрреальные и в то же время орнаментально-четкие иллюстрации к Двенадцати А.А.Блока (1918), созданные в творческом общении с автором поэмы. Массу переизданий выдержал украшенный им Мойдодыр К.И.Чуковского (1923). Выехав в 1924 в заграничную командировку, обосновался с 1925 в Париже. По-прежнему много работал как дизайнер книги и сценограф (сотрудничал с Дж.Баланчиным, Н.Ф.Балиевым, Ф.Ф.Комиссаржевским, С.М.Лифарем, Л.Ф.Мясиным, Б.Ф.Нижинской, М.А.Чеховым). Порой выступал как художник и режиссер одновременно, ставил русскую классику в парижских театрах «Плейель» и «Вье-Коломбье» (1941–1957), а также в театре Монте-Карло (1961). В станковом творчестве в 1940-е годы переходил к трехмерным абстрактным коллажам. Внес выдающийся вклад в искусство кино, создав, в основном в духе классического модерна, декорации и костюмы более чем к 60 фильмам, в том числе к лентам Ф.А.Оцепа, Кристиан-Жака, М.Офюльса, Р.Сьодмака. За фильм Мадам де… Офюльса (1953) получил премию «Оскар». В СССР наибольшей известностью пользовался оформленный им фильм об А.Модильяни – Монпарнас, 19 Ж.Беккера (1957). В 1945–1955 был президентом профсоюза технических работников кинематографа Франции. Работал как художник-постановщик и на французском и западногерманском телевидении (Вишневый сад Г.Хильперта по А.П.Чехову, 1959, и др.). Как писатель дебютировал сборником стихов Четверть девятого (Петроград, 1919); затем выпустил (под псевдонимом «Б.Темирязев») Повесть о пустяках (Берлин, 1934). Опубликовал много статей о театре и кино в западноевропейской прессе, а также (на французском языке) монографии Одевая звезд (Париж, 1955) и Макс Офюльс (Париж, 1962). Среди его литературных, как бы «иронически-символистских» работ выделяется собрание мемуарных очерков Дневник моих встреч. Цикл трагедий (Нью-Йорк, 1966; первое переиздание на родине мастера – Ленинград, 1991), – пестрая панорама российской, в том числе и советской культуры, написанная критически-острым пером. Умер Анненков в Париже 12 июля 1974 года. Создал обширную галерею живописных и графических портретов многих деятелей русской культуры: Ахматовой А.А., Бенуа А.Н. , Горького А.М., Гржебина З.И., Евреинова Н.Н., Замятина Е.И., Зиновьева Г.Е., Кузмина М.А., Луначарского А.В., Пастернака Б.Л., Ремизова А.М., Сологуба Ф.К., Склянского Э.М.,Троцкого Л.Д., Ходасевича В.Ф. В 1924 году на всесоюзном конкурсе стал лауреатом первой премии за портрет Ленина. В 1919 — иллюстрировал сборник собственных стихов. В 1921 году выполнил обложки и иллюстрации к книгам «Зверушки» Н.Венгерова и «Искусственная жизнь» А.Э.Беленсона, работал для сатирических журналов «Мухомор» (1922) и «Дрезина» (1923—1924), в 1923 году к проиллюстрировал «Мойдодыр» Корнея Чуковского (книга выдержала более 30 переизданий). Оформил приказ Реввоенсовета от 5 ноября 1923 года по случаю 5-летия Красной Армии и многое другое. Пожалуй, самая известная его работа в этом жанре — иллюстрации к поэме Александра Блока «Двенадцать» (1918). Галерея: Портрет Анненкова П.С. (1908? пастель, Третьяковская галерея; Вечер (1913?); Пейзаж (1913?); Иллюстрация к поэме А.А.Блока «Двенадцать». (перо, 1918); Портрет Гржебина З. И. (1919), Театральные работы: 1914—1919 — сотрудничество с Театром имени В.Ф.Комиссаржевской. Оформил пять спектаклей: «Гимн Рождеству» (инсценировка одноименного святочного рассказа Ч.Диккенса, 1914), «Скверный анекдот» (по рассказу Ф.Достоевского, 1914), «Ночные пляски» Ф.Сологуба (1915), «Лулу» Ф.Ведекинда (1918) и «Красные капли» С.Обстфельдера (1919); 1920 — с М.В.Добужинским и В.А.Щуко оформил мистерию «Гимн освобождённому труду», на стихи Иосифа Гришашвили, на площади перед фондовой Биржей в Петрограде; 1921 — поставил и оформил массовое театрализованное зрелище «Взятие Зимнего дворца» на Дворцовой площади; 1921—1924 — исполнил декорации к спектаклям «Самое главное» и «В кулисах души» Н. Евреинова, «Бунт машин» A.Н.Толстого для БДТ и др. В спектакле «Скверный анекдот» по Ф.М.Достоевскому для Эрмитажного театра выступил как декоратор и режиссёр. В 1919—1921 годах опубликовал ряд обширных критических статей о театре в газете «Жизнь искусства», издал книгу «Портреты» (Петроград, 1922). Книги: Анненков Юрий. Семнадцать портретов. Предисловие А.В.Луначарского. Ленинград, Государственное издательство, 1926. 4 страницы + 17 отдельных листов. 2 000 экземпляров; Анненков Ю.П. Дневник моих встреч. Цикл трагедий: В 2 томах — New York: Inter-Language Literary Associates / Международное Литературное содружество, 1966; Анненков Ю.П. Дневник моих встреч. Цикл трагедий: В 2 томах — Ленинград: Искусство, 1991. Том 1. ISBN 5-210-02156-4; Анненков Ю.П. Дневник моих встреч. Цикл трагедий: В 2 томах — Ленинград: Искусство, 1991. Том 2. ISBN 5-210-02157-2; Анненков Ю. Дневник моих встреч. — Москва: Захаров, 2001. — 512 страниц — ISBN 5-8159-0121-0; Анненков Ю.П. Дневник моих встреч: Цикл трагедий / Под общей редакцией профессора Р.Герра. — Москва: Вагриус, 2005. — 732 страницы. ISBN 5-9697-0115-7; «Увидев чистую форму, я стал одиноким». Ю.Анненков. Театр до конца /Републикация, вступительный текст и примечания Е.И.Струтинской //Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра ХХ века / Редактор-составитель В.В.Иванов. Москва: «УРСС», 2000. Страницы 23-51; Анненков Юрий. Макс Офюльс / Перевод с французского И.Обуховой-Зелиньской и Д.Поляковой. — Москва: МИК, 2008. — 400 страниц — ISBN 978-5-87902-170-7. Будучи за рубежом, опубликовал несколько книг воспоминаний («Дневник моих встреч. Цикл трагедий»; Нью-Йорк, 1966; Ленинград, 1991; Москва, 2001). Писал также статьи о театре и искусстве в «Русской мысли» и «Современных записках» (под псевдонимом Б.Темирязев). Под псевдонимом Б. Темирязев издал в Берлине в 1934 роман «Повесть о пустяках». Выставки: 1922 «Мир искусства» (показал серию «Портреты»); 1925 Международная выставка художественно-декоративного искусства (Париж); 1927 «Искусство книги» (Лейпциг); 1927 «Мир искусства» (Париж); 1927 персональная в галерее Биллер (Париж); 1928 персональная в галерее Катр Шмэн (Париж); 1928 «Современное французское искусство» (Москва); 1929 персональная в галерее Бинг (Париж); 1932 «Современное русское искусство» (Филадельфия); 1934 персональная в галерее Бешер (Париж); 1934 персональная в галерее Криллон (Париж) и др. Библиография: Театрально-декорационное искусство в СССР. 1917—1927. — Ленинград, 1927; Бабенчиков М.В. Ю.П.Анненков // Мастера современной гравюры и графики. — Москва—Ленинград, 1928; Герра Р. Юрий Анненков -уникальное явление русской культуры XX века // Невский библиофил.Альманах. Выпуск двадцатый. Санкт-Петербург. 2015. Страницы 55-89. ISBN 978-5-905042-31-7.

1891
Харри Кон
американский продюсер.

 (598x699, 75Kb)
1891
Николай Сергеевич Кошляков
математик, член-корреспондент Академии Наук СССР по Отделению математических и естественных наук (математика) с 1 февраля 1933. Родился в Санкт-Петербурге. В 1914 окончил Санкт-Петербургский университет, в 1925—1942 профессор там же. Основные труды по теории высших трансцендентных функций и дифференциальным уравнениям математич. физики. Иностранный член Лондонского математического общества (1936). До ареста работал в ЛГУ и ЛЭТИ. Арестован в Ленинграде в конце 1941 по делу "Союза старой русской интеллигенции", 13 января 1942 военным трибуналом Ленинградского фронта приговорен к расстрелу, замененному Президиумом Верховного Совета на 10 лет заключения. Сначала попал в лагерь, но по состоянию здоровья был освобожден от работ на лесоповале. Вместе с галошами и ватником получил в посылке от сына оттиски своих прежних работ, что позволило ему вернуться к прерванным исследованиям. Работа Кошлякова, оформленная в виде рукописи, поступила без имени автора на отзыв в Математический институт Академии Наук, где легко догадались о ее авторстве. Она была издана в виде книги под псевдонимом Сергеев Н.С. Однако другая его работа, причем та, которую он считал самой лучшей, пропала при передаче на волю, а сам Николай Сергеевич не смог потом восстановить содержавшихся в ней тонких рассуждений. С 1948 по 1954 работал в подмосковной "шарашке". Сделал там работу, имевшую оборонное значение. Выпущен на свободу на полгода раньше срока. Время исключения из Академии Наук неизвестно. Восстановлен в звании члена-корреспондента Указом Президиума Академии Наук 13 ноября 1953 №68. Умер в Москве 23 сентября 1958 года. Литература: Смирнов В.И., Линник Ю.В., Н.С.Кошляков, "Успехи математических наук", 1959, том 14, выпуск 3 (87).

1891
Владимир Никитич Ратомский (настоящая фамилия - Лаптев)
российский актер. Народный артист РСФСР (1951). Родился в Барнауле. Владимир Ратомский - участник первого сквозного плавания 1914-1915 гг. Владивосток-Архангельск по Ледовитому океану на кораблях "Таймыр" и "Вайгач". Почётный полярник. Прежде чем ступить на профессиональную сцену, Владимир Ратомский участвовал в любительских спектаклях. Профессиональную артистическую деятельность начал в 1918 г. на сцене Архангельского театра. Работал в Новороссийске, Иркутске и др. С 1937 г. – актер Центрального театра Советской Армии. В 1951 г. сыграл первую большую роль в кино – Рагулин («Кавалер Золотой звезды»; Сталинская премия, 1952). В острых психологических характеристиках раскрывал внутреннюю сущность образа: архивариус Демушкин («Колыбельная», 1960), Дровосекин («Родная кровь», 1964), Терентий Петрович («Земля и люди», 1956), Иван Ермолаевич («Авария», 1965). Сталинская премия (1950) за работу в театре.

1891
Альберт Фишер
датский биолог, первым получил длительно существовавшие опухолевые ткани животных и человека из саркомы. Умер в 1956 году.

1892
Стефан Ян Кемписты
польский математик. Учился в Сорбонне (1911). Окончил Краковский университет (1919). В 1919-1924 гг. работал в Варшавском политехническом институте, с 1925 г. - профессор Виленского университета. Замучен гитлеровцами в период оккупации Польши. Основные исследования относятся к теории функций действительного переменного и теории приближения функций.

 (464x699, 58Kb)
1892
Владимир Яковлевич Климов
генеральный конструктор авиационных двигателей, академик Академии Наук СССР, генерал-майор инженерно-авиационной службы. Родился в Москве, в семье рабочего-строителя. Учился в техническом училище, готовившее строителей в Москве. Окончил Московское высшее техническое училище в 1918 году. Ученик выдающегося деятеля отечественной авиации профессора Н.Е.Жуковского. Работал в Высшем Совете народного хозяйства РСФСР в отделе авиационных двигателей с 1918 по 1924 годы. В 1924, 1929–1930, 1934 годах был председателем комиссий по закупке лицензий на иностранные двигатели в Берлине и Париже. С 1920 по 1933 годы преподавал в МВТУ имени Баумана, в Академии Воздушного Флота имени Н.Е.Жуковского (затем Военно-воздушная инженерная академия), в Московском авиационном институте. Одновременно участвовал в разработке первых советских звездообразных авиационных двигателей воздушного охлаждения «М-12», «М-23» (1925-1927) и первого советского 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения «М-13» (1925-1930), ставшего на тот момент самым мощным в мире (880 лошадиных сил). С 1931 по 1935 годы В.Я.Климов - начальник отдела бензиновых двигателей вновь созданного Центрального института авиационного моторостроения и одновременно заведующий кафедрой проектирования двигателей Московского авиационного института. С 1935 года - главный конструктор авиационного завода № 26 в Рыбинске Ярославской области. Климов успешно организовал производство 12-цилиндрового двигателя М-100, мощность которого была на 30% больше, чем у аналогичных зарубежных двигателей тех же размеров, а затем серийного двигателя «М-103» для бомбардировщиков «СБ» конструкции А.Н.Туполева и А.А.Архангельского. В конце 1930-х - начале 1940-х годов под руководством В.Я.Климова были сконструированы новые мощные серийные двигатели «М-105», «ВК-105ПФ», «ВК-107», «ВК-108», оснащённых двухскоростным воздушным нагнетателем его же оригинальной конструкции. Эти двигатели устанавливались на пикирующих бомбардировщиках «Пе-2» и многих истребителях конструкции А.С.Яковлева и С.А.Лавочкина, успешно воевавших в Великой Отечественной войне. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года за выдающиеся заслуги в области создания новых типов вооружения, поднявших оборонную мощь Советского Союза, Климову Владимиру Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и молот". С началом Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в столицу Башкирской АССР город Уфу, в Уфу также прибыли Рыбинский авиамоторный завод № 26 (тоже бывший «Русский Рено») и ОКБ, руководимое В.Я.Климовым, Горьковский завод, и другие. На базе Уфимского авиастроительного завода было организовано производство моторов, которое начало полномасштабный выпуск продукции уже в декабре 1941 года.
Климовpost-13108-13114281414 (404x700, 264Kb)
Клммов руководил на Уфимском моторном заводе № 28, как освоением серийного производства ранее созданных двигателей, так и работами по их улучшению с учетом выявленных в ходе боевых действий проблем и потребностей, установке авиадвигетелей на новые типы самолетов. Член-корреспондент Академии Наук СССР (1943). Постановлением Совета народных Комиссаров он 19 августа 1944 года № 1134 Клмиову В.Я. присвоено воинское звание "генерал-майор инженерно-авиационной службы. В годы войны В.Я.Климов внёс 73 тысячи рублей личных денежных средств на постройку боевых самолетов для фронта. С 1946 года – Главный конструктор ОКБ на авиационном заводе № 117 в Ленинграде (с 1947 года – самостоятельное ОКБ № 117). Одновременно в 1947-1956 годах – главный конструктор ОКБ-45 в Москве. Начался новый выдающийся этап в творчестве В.Я.Климова - создание реактивных авиадвигателей. Уже в 1947–1949 годах созданы первые двигатели с центробежными компрессорами для реактивных самолётов. В 1951 был создан «ВК-1Ф» — один из первых в мире турбореактивных двигателей, оснащённых форсажной камерой, который устанавливался на истребителях. На этих двигателях были разработаны и внедрены специальная закрытая система жидкостного охлаждения поршневых авиац. двигателей под давлением, воздушный нагнетатель с двухскоростным приводом, усовершенствованная система газораспределения, система питания топливовоздушной смесью мощных и высокооборотных авиадвигателей, предложен ряд оригинальных решений в конструкциях двигателей. Очень скоро реактивные двигатели Климова прошли боевое крещение: о работе его двигателей на истребителях «МиГ-15» имеются только восторженные отзывы воевавших в Корее летчиков. В 1950 году на реактивном истребителе МиГ-17 с двигателем Климова «ВК-1Ф» впервые была достигнута сверхзвуковая скорость полета. С 1956 года – Генеральный конструктор авиационных двигателей в СССР. Климов был не только конструктором, но и ученым-исследователем, он внёс существенный вклад в развитие теории смазки, в решение проблем уравновешивания поршневых авиадвигателей и других вопросов двигателестроения. Автор научных трудов по исследованию внутреннего процесса и динамике авиационных двигателей, расчёту на прочность их отдельных элементов. Академик Академии Наук СССР (1953). За выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июня 1957 года Владимир Яковлевич Климов награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».Депутат Верховного Совета СССР второго созыва (1946 – 1950). В 1960 году вышел на пенсию. Жил в городе-герое Москве. Скончался 9 сентября 1962 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949). Награждён пятью орденами Ленина, орденами Суворова I (1945) и II степеней, Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, медалями. Бронзовый бюст дважды Героя Социалистического Труда В.Я.Климова установлен в Москве. В Санкт-Петербурге установлена мемориальная доска на здании конструкторского бюро, которое он возглавлял. Имя Климова носит площадь в Санкт-Петербурге.

 (548x699, 35Kb)
1892
Петрос Петридис (Petros Petridis, Petro Petridis)
греческий композитор, дирижёр, музыкальный критик. Действительный член Афинской Академии Наук (1959), член-корреспондент Французской академии изящных искусств. Выступал как симфонический дирижёр, с 1915 также как музыкальный критик. Среди сочинений: опера "Зефира" (1964); балет "Коробейник" (1944, Афины); оратория "Святой Павел" (1950); 5 симфоний (1929-1951), драматическая симфония "Дигенис Акритас" (1939), симфонические сюиты "Греческая" (1930) и "Ионическая" (около 1935); концерты с оркестром - для 2 фортепиано и для скрипки (оба - 1972); песни. Умер 17 августа 1977 года.

 (561x699, 91Kb)
1892
Рас Хайле Селласие I (Принц) Тафари (Haile Selassie I)
император Эфиопии. Родился в Харэре. Эфиопская традиция утверждает, что он был прямым потомком царя Соломона и царицы Савской (отсюда его прозвище Побеждающий лев из племени Иудова). При крещении получил имя Хайле Селассие (Сила Святой Троицы), но до восшествия на престол был известен как Тэфэри Мэконнын (Тафари Маконнен). В юности у него было мало шансов на трон, так как его отец приходился всего лишь двоюродным братом императору Менелику II (умер в 1913). Тэфэри получил домашнее образование. Менелик дал ему возможность приобрести опыт в управлении, сделав губернатором Сидамо (1909) и Харэра (1911). Эфиопия находилась тогда в состоянии политической смуты, но Тэфэри ограничивался исполнением обязанностей губернатора провинции, пока в 1916 внук и наследник Менелика Лидж Иясу не принял ислам. В результате противоборства Лидж Иясу был смещен и заключен в тюрьму, власть перешла к дочери Менелика Заудиту, а Тэфэри стал регентом и наследником трона. Тэфэри добился приема Эфиопии в Лигу наций в 1923. С 1926 стал фактическим правителем страны. В 1928 был коронован и принял титул негуса (короля). После смерти императрицы был коронован императором в Аддис-Абебе 2 ноября 1930. Первыми его актами было принятие конституции, назначение членов парламента и министров. Были проведены реформы государственной финансовой системы, общественной безопасности, здравоохранения, образования. Император старался сохранять баланс в отношениях с Великобританией, Францией и Италией.
Haile Selassie post-3548-131136533445 (700x350, 208Kb)
Невзирая на противодействие Лиги наций, Италия в 1935 вторглась в Эфиопию и в 1936 присоединила ее к своим владениям. Хайле Селассие бежал в Иерусалим и затем в Лондон. В июне 1936 выступил в Женеве с воззванием к Лиге наций, после чего поселился в Англии как частное лицо. Когда в июне 1940 Италия объявила войну Великобритании, Хайле Селассие немедленно отправился в Судан и оттуда в Эфиопию вместе с наступавшими британскими войсками. 5 мая 1941 король был в Аддис-Абебе. После восстановления на престоле наиболее важными актами короля было соглашение 1948 с коптской патриархией, которое изменило древнюю иерархию и позволило эфиопу, а не египтянину стать главой Эфиопской церкви, а также принятие новой конституции. Конституция 1955 наделила все взрослое население избирательным правом для выборов членов нижней палаты парламента, однако император сохранил за собой полномочия в решении важных политических вопросов. В 1960-е годы Хайле Селассие способствовал образованию Организации африканского единства (ОАЕ), поддержал созыв конференции глав африканских государств в Аддис-Абебе в 1963. Был посредником в урегулировании вооруженного пограничного конфликта между Алжиром и Марокко в 1963. В конце 1960-х и начале 1970-х годов в Эфиопии сформировалась широкая оппозиция курсу Хайле Селассие на постепенное проведение образовательной, политической и земельной реформ. В 1974 вышли из повиновения некоторые армейские части, была проведена всеобщая забастовка. Это вынудило Хайле Селассие согласиться на созыв конституционной конференции, которая должна была рассмотреть вопрос о дальнейшем ограничении его власти. В сентябре 1974 император был помещен под домашний арест, власть перешла к военным. Хайле Селассие был убит в Аддис-Абебе 26 августа 1975 года. Ещё при жизни он был почитаем как святой в растафарианстве (название которого порисходит от его имени до того как он стал императором Эфиопии - "Рас (то есть князь) Тафари")

1893
Karl Menninger
психиатр (Menninger Clinic).

1894
Анна Абрамовна Орловская (Фрейденштейн)
Певица (драматическое сопрано) и педагог. В 1911—1913 обучалась в Московской консерватории (класс У.Мазетти). В 1914—1917 солистка Оперы С.Зимина. В 1917—1918 пела в петроградском Народном доме, в 1918—1919 — театре Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (бывшая Опера Зимина). В 1919—1923 солистка Большого театра. В 1925—1930 занималась с вокальными педагогами в Милане, выступала в оперных театрах Италии. Среди партий: Наташа "Русалка", Ярославна, Лиза, Аида, Кассандра, Леонора и др. Выступала как концертная певица. В 1930—1958 вела педагогическую работу. Умерла в 1966 году.

1894
Рагнар Форбек (Forbeck)
норвежский церковный и общественный деятель. Кандидат богословия (1918). Родился в Осло. В 1919-1926 гг. – резидент-капеллан в Фредрикстаде, в 1926-1932 гг. – пастор в Осло. В годы оккупации Норвегии немецко-фашистскими войсками (1940-1945) участник Движения Сопротивления, награжден Военным крестом. В 1947-1964 гг. – резидент-капеллан Кафедрального собора в Осло. С 1953 г. – член Всемирного Совета Мира, заместитель председателя Норвежского союза христиан – сторонников мира. Международная Ленинская премия «Зa укрепление мира между народами» (1955). Умер в Осло 28 декабря 1975 года.

1895
Флоренс Видор
американская актриса.

1896
Кэтрин П. Бердекин (Кей Бердекин; Мюррей Константайн)
английская писательница, автор романов "Горящее кольцо", "Страсть к бунту", "Дьявол, бедный дьявол!", "Ночь свастики".

1896
Александр Александрович Иессен
российский археолог, специалист по археологии и древней истории Кавказа бронзового века, по истории производства металла на территории СССР при первобытнообщинном строе. Родился в Санкт-Петербурге. Ряд работ по межплеменным и этнокультурным связям и первобытному искусству. Основные труды: «К вопросу о древнейшей металлургии меди на Кавказе» (1935), «Греческая колонизация Северного Причерноморья» (1945), «К хронологии "больших кубанских курганов"» (1950), «Прикубанский очаг металлургии в конце медно-бронзового века» (1951), «Кавказ и Древний Восток в IV и III тысячелетии до нашей эры.» (1963). Умер в Ленинграде 31 марта 1964 года. Литература: Крупнов Е.И., Пиотровский Б.Б., Памяти А.А.Иессена, "Советская археология", 1965, № 1.

1897
Борис Дмитриевич Пославский
Актёр. Не закончив Петроградский Политехнический Институт, поступил на курсы рабоче-крестьянского театра при Наркомпроссе. В 1919-1924 был актёром Рабоче-крестьянского театра при Наркомпросе и играл в театре Н.М.Фореггера. Кинематографическую деятельность начал в киномастерской С.И.Юткевича. После войны занимался дубляжём, играл в Театре-студии киноактёра. Великий актёр довоенного кино, легенда «Ленфильма».

1898
Михаил Пантелеймонович Болдуман
русский советский актёр, народный артист СССР (1965). Сценическую деятельность начал в 1923. В 1924—1931 работал в Киевском театре русской драмы, в 1931—1933 в Московском драматическом театре (бывший театр Корша). С 1933 актёр МХАТа. Создал ряд образов положительных советских героев: Платон Кречет (одноименная пьеса Корнейчука), Майоров, Горбунов («Глубокая разведка», «Офицер флота» Крона). Роли в классическом репертуаре: Синцов («Враги» Горького), Борис Годунов («Царь Федор Иоанович» А.К.Толстого), Вершинин, Шапраев («Три сестры», «Чайка» Чехова), Король Леонт («Зимняя сказка» Шекспира) и др. Сталинская премия (1946, дважды; 1950). Награжден орденом Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями.

1898
Тарашонкор Бондопаддхай
индийский писатель, общественный деятель. Писал на бенгальском языке. На его творчество оказали влияние гандистские идеи ненасильственного сопротивления. Сюжеты ряда ранних рассказов взяты из жизни санталов и других племён. Первый роман "Райкомол" (1935) рисует страшный удел вишнуитских нищих. В романах, принёсших ему известность ("Земля - бог", 1939; "Народ - бог", 1942; "Пять деревень", 1944, и др.), он описывает жизнь помещиков и крестьян. За роман "Здравница" (1952) присуждены премии Р.Тагора (1954) и Литературной академии (1956). Написал несколько пьес ("Двое", 1942, и др.). Участник Ташкентской конференции писателей стран Азии и Африки (1958).

1898
Никола Иванов Бонев
болгарский астроном, академик Болгарской Академии Наук (1978). Образование получил в Софийском университете, совершенствовал знания в Париже и Берлине. С 1932 г. - профессор астрономии Софийского университета, в 1952-1972 гг. - директор сектора астрономии при Болгарской Академии Наук. Основные научные работы посвящены изучению тел Солнечной системы. Занимался вопросами происхождения и эволюции Луны, изучал распределение кратеров на поверхности Луны, рассмотрел возможность образования некоторых лунных кратеров в результате вулканической активности. Исследовал движение спутников Юпитера и Сатурна, вращение Венеры вокруг оси. Инициатор международной программы измерения дуги меридиана Северный Ледовитый океан - Африка (1933). Председатель Болгарского астронавтического общества со времени его основания (с 1957), член Международной академии астронавтики (1961), президент Международной астронавтической федерации (1962-1963).

1898
Фритц Давид Карлсон
шведский математик. Был профессором технической школы в Стокгольме и в 1949-1952 гг. – директором Института имени Миттаг-Леффлера. Его основные работы относятся к теории функций (теорема и неравенство Карлсона) и математической физике (Карлсона метод).

1898
Николай Макарович Олейников
российский писатель, один из самых оригинальных и ярких представителей русского поэтического авангарда 1920 - 1930-х годов, тонкий лирик и пародист, поэт-сатирик, философ, своеобразный стилист, с именем которого связано целое художественное направление так называемого <абсурдизма>. Примыкал к группе ОБЭРИУ. Был редактором журналов «Еж» (1928-1929) и «Чиж» (1934, 1937). В стихах и рассказах для детей (сборники «Первый совет», 1926; «Боевые дни», 1927, «Танки и санки», 1928 и др.) обращался к событиям истории и современности. Поэзия, почти не публиковавшаяся при жизни, окрашена иронией и трагическим мироощущением. Автор книг: «Стихотворения» (1975), «Иронические стихи» (1982), «Перемена фамилии» (1988), «Пучина страстей» (1990) и др. Был репрессирован; погиб в заключении; реабилитирован посмертно.

1898
Арнольд Хансович Соммерлинг
один из организаторов юношеского коммунистического движения в Эстонии. Член КП Эстонии с 1920. Родился в семье рабочего. Окончил торговое училище (1915). В 1917 в армии, затем служащий порта в В 1920 секретарь профсоюза грузчиков порта и Центрального совета профсоюзов Участвовал в созыве 1-го съезда Всеэстонского союза молодых пролетариев (декабрь 1920), избран председателем союза. С февраля 1921 депутат городской думы член коммунистической фракции; кандидат коммунистической фракции 1-го Государственного собрания Эстонии. В мае 1921 арестован, приговорен к 10 годам каторги. В числе других эстонских коммунистов-заключенных обменен Советским правительством на пленных эстонских белогвардейцев; с ноября 1922 в РСФСР на комсомольской работе. В 1924 нелегально вернулся в Эстонию, участвовал в подготовке и проведении Перводекабрьского восстания в Таллине 1924. Убит в хуторе Б.Тупса, близ Таллина, в перестрелке с полицией 5 декабря 1924 года. Литература: (Мартинсон К.), А.Соммерлинг, в книге: Знаменосцы революции, Таллин, 1964.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку