-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108811
Комментариев: 6801
Написано: 117283


19 мая родились...

Вторник, 19 Мая 2015 г. 04:38 + в цитатник
 (600x600, 58Kb)
1593
Якоб Йорданс (нидерландское имя - Jacob Jordaens)
фламандский художник, один из выдающихся представителей фламандского барокко. Якоб Йорданс родился в Антверпене, первым из одиннадцати детей в семье богатого торговца тканями Якоба Йорданса старшего и его жены Барбары. С 1607 г. учился у Адама ван Ноорта, как и Рубенс, с которым он сотрудничал. В 1616 вступил в Гильдию Святого Луки и в том же году женился на дочери учителя Анне Катарине ван Ноорт. В 1618 году купил дом в районе Антверпена, где прошло его детство. В этом доме, расширенном в 1639, он устроил мастерскую и провёл практически всю жизнь. На его творчество большое влияние оказал Рубенс, который привлекал Йорданса к своим работам, а также такие художники как Стен и Снейдерс. «В искусстве Йорданса с большой силой выявлены народные основы и реалистические устремления фламандской школы, такие её черты, как ярко чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм. Вместе с тем в творчестве Йорданса значительную роль играли связи со старой нидерландской традицией и с наследием Караваджо.» Помимо картин Йорданс писал картоны для гобеленов. Также сохранилось несколько сотен его рисунков. «В ранних произведениях Йорданса («Семейный портрет», около 1615, Эрмитаж; «Поклонение пастухов», 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. В лучших картинах Йорданса, выполненных в 1620—1630-х гг. («Воспитание Юпитера», 1620, Картинная галерея, Кассель; «Семейный портрет», около 1622—1624, Прадо, Мадрид; «Аллегория плодородия», около 1625—1628, Музей старинного искусства, Брюссель; «Бобовый король», 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма — пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов.» После смерти Рубенса в 1640 году Йорданс стал самым популярным художником Антверпена. Даже после его обращения в 1645 г. к протестантизму католическая церковь продолжала заказывать ему работы. «С 1640-х гг. Йорданс пишет парадные, перегруженные фигурами композиции, в которых иногда чувствуются напыщенность и ложный пафос (панно «Триумф принца Фридриха Генриха Оранского», 1652, дворец Хёйс тен Бос, Гаага).» В 1650-х годах на смену ярким краскам в творчестве Йорданса приходит серо-голубая палитра, временами переходящая к коричневым тонам. У Йорданса было много учеников. С 1621 по 1667 годы в Гильдии святого Луки официально было зарегистрировано 15 учеников. Скончался в Антверпене 18 октября 1678 года и был похоронен как протестант в небольшом голландском городке Пута, на границе с Фландрией. Наряду с Рубенсом и ван Дейком Йорданс является одним из крупнейших мастеров барокко фламандской школы. Галерея: Поклонение пастухов (1618); Сатир в гостях у крестьянина (около 1620); Четыре Евангелиста (1625-1630); Бобовый король (1638); Бахус в детстве (1640); Детство Юпитера (1640); Праздник Бобового короля (1640-1645); Адам и Ева (1640-е); Женский портрет (1640-е); Триумф принца Фредерика-Генриха Оранского (1651); Святое семейство (1652); Сусанна и старцы (1653). Литература: (Смольская Н.), Якоб Йорданс. (Альбом), Москва, 1959; Puyvelde L. van, Jordaens, . - Brux., 1953.

 (569x698, 132Kb)
1611
Иннокентий XI (латинское имя - Innocentius; итальянское имя в миру - Бенедетто Одескальки, Benedetto Odescalchi)
папа римский с 21 сентября 1676 по 12 августа 1689 года. Бенедетто Одескальки родился в Комо. Хотел быть военным, но изучал право, был воспитанником иезуитов; своей духовной карьерой он был обязан семье Барберини, непотов Урбана VIII. Как епископ Новары (Северная Италия) Одескальки отличился благотворительной деятельностью, лично оказывая помощь населению, страдавшему от стихийных наводнений и эпидемии чумы. Он был священнослужителем сурового образа жизни, склонным к моральному ригоризму. Шапку кардинала он получил из рук Иннокентия Х в возрасте неполных 33 лет, но всегда сторонился папского двора. Несмотря на сильное сопротивление французского посла, конклав 1676 года избрал Одескальки папой, рассчитывая на то, что его решительность и моральный авторитет вернут апостольской столице былое значение на международной арене. Иннокентий XI начал свой понтификат с реформы церковных отношений в собственном государстве. Он положил конец практике непотизма (возобновленной, впрочем, его преемниками), взял под контроль доходы куриальных сановников, уничтожил всякого рода синекуры.
19 мая 1611 года родился — Иннокентий XIpost-13108-13057680564 (700x346, 233Kb)
Папа запретил в городе азартные игры, а женщинам было запрещено носить платья с глубоким декольте. В области международной политики дело дошло до серьёзных разногласий между энергичным папой и ревниво охраняющим свою абсолютную власть королём Франции Людовиком XIV. Папа осуждал стремление французского духовенства к утверждению своей автономии и дисциплинарной независимости от Рима (так называемая доктрина свободы галликанской церкви). В ответ на поддержку, оказанную Людовиком французскому духовенству, Иннокентий XI отказался утвердить назначенных королём епископов. 35 французских епархий оказались без руководителей. Антифранцузская политика папы проявилась и при организации нового похода против турок, которые прямо угрожали столице Австрии. Победа, одержанная над Оттоманской империей польским королём Яном Собеским под Веной (1683) была признана в Риме триумфом католицизма, представленного теми государствами, которые преданно подчиняются священному авторитету преемника святого Петра.
19 мая 1611 года родился — Иннокентий XIpost-13108-130576805415 (700x350, 261Kb)
Чтобы почтить эту победу, Иннокентий XI установил праздник, посвященный деве Марии, который отмечается 12 сентября. Попытка вмешательства Иннокентия XI в дела Англии ускорили падение короля-католика Якова II. В 1688 году в результате т. н. Славной революции Яков был изгнан из страны, что окончательно похоронило надежды на объединение англиканской церкви с папством. Иннокентий XI был дальновидным администратором. Он поправил финансовое положение папского государства, но не проявил себя как щедрый меценат искусства. Иннокентий XI умер в Риме 12 августа 1689 года, оставив о себе мнение как о святом. Процесс его беатификации долгое время тормозился французской оппозицией и закончился только в 1956 году. Литература: Р.Мональди, Ф.Сорти. Imprimatur: В печать. Исторический детектив. Москва: АСТ, 2006. ISBN 5-17-0333234-3.

Johann_Jakob_Froberger_A (596x700, 88Kb)
1616
Иоганн Якоб Фробергер (Johann Jakob Froberger)
немецкий композитор, органист и клавесинист. Родился в Штутгарте и, скорее всего, получил первое музыкальное образование у отца. В 1634 г. он переехал в Вену, где в 1637 г. стал придворным органистом. В том же году он уехал в Рим, где учился у Джироламо Фрескобальди. В 1641 г. Фробергер вернулся в Вену, где оставался до 1657 г., периодически покидая город по дипоматическим поручениям Фердинанда III: он посетил Брюссель, Дрезден, Антверпен, Лондон и Париж, где он прожил 3 года (1650—1653) и изучал французскую музыку. В 1652 г. Фробергер встретился с французским композитором Луи Купереном. После смерти Фердинанда Фробергер переехал в Эльзас, где преподавал музыку. Умер в Монбельяре 7 мая 1667 года. Фробергер сочинил множество озаглавленных и программных произведений, в том числе произведения на смерть лютниста Бланроше и императора Фердинанда III. (В этих произведениях он представил падение Бланроше с лестницы, приведшее к его гибели, нисходящей гаммой, а вознесение души Фердинанда в рай — восходящей.) До наших дней дошли около 35 сюит (именно в творчестве Фробергера сформировался жанр 4-частной сюиты), обычно исполняемых на клавикорде. Фробергер сочинял и произведения, которые с равным успехом можно играть на струнных клавишнх инструментах и на органе. Он писал в различных распространённых полифонических жанрах своего времени, таких как токкаты, каприччо, канцоны и ричеркары. Сохранилось два мотета Фробергера для вокально-инструментального ансамбля. Творчество Фробергера оказало огромное влияние на Дитриха Букстехуде, Георга Бёма, Иоганна Пахельбеля и, в известной степени, И.С.Баха.

1632
Ван Хой
китайский художник. Творчество Ван Хоя (Ван Ши-гу) относится к очень сложному и противоречивому периоду в развитии культуры и искусства Китая. Наряду с известной демократизацией некоторых видов искусства (художественные ремесла, гравюры, народный лубок) в живописи наблюдается еще большая, чем в предшествующий период стабилизация и архаизация формы и жанров. Особенно сильно это было заметно в пейзаже, где почти полностью исчезла возможность собственной интерпретации или осмысления пусть даже традиционных схем. В «Трактате из сада величиной с горчичное зерно» (1679), который давал рецепты написания самых различных пейзажей, предлагался прямой путь копирования деталей из произведений китайских классиков. Но бессмысленное копирование старых образцов живописи приводило, естественно, лишь к утрате мастерства. Ван Хой родился в местечке Юймэнь провинции Цзянсу. Сын очень состоятельных родителей, он с детства начал рисовать, показывая поразительное мастерство владения кистью и умение создавать интересные и своеобразные композиции. Учителями Ван Хоя были Ван Чжен и Ван Ши-мин, которые направили развитие его творчества по руслу изучения н копирования классических пейзажей. В этом Ван Хой превзошел своих современников. Он достигал поразительного сходства с оригиналом. Современники ценили очень высоко его талант копииста. Но, несмотря на то, что Ван Хой в совершенстве овладел различными манерами письма своих великих предшественников, он стремился к тщательному изучению окружающей природы. Путешествуя, он делал многочисленные зарисовки, этюды, на основании которых создавал оригинальные пейзажа. Но и в них почти всегда в большей или меньшей степени чувствовалось влияние кого-нибудь из предшественников. Увлекаясь более других творчеством Ни Цзаня, Ван Хой стремился подобно ему выразить в своих работах собственные чувства и переживания. На одном из его альбомных листов изображена осень — «Деревья без листьев на берегу ручья». Неторопливо, едва заметно, текут воды ручья, на берегу которого группа деревьев. Их обнаженные корявые ветви то тянутся вверх, то бессильно свисают к воде. Вспорхнув, улетает стая птиц и почти уж скрылась. Художник превосходно передал здесь настроение грусти и одиночества. Ван Хой был одним из немногих, кто, несмотря на строжайшие каноны, смог внести в свое творчество живую нотку и передать красоту реального мира. Современники называли его «философом живописи». Умер в 1717 году.

 (574x699, 216Kb)
1738
Михаил Федотович Каменский
граф (1797), генерал-фельдмаршал (1797). Потомок дворянского рода, вышедшего из Польши, сын генерал-майора Ф.М.Каменского (1696-1755). Учился в Сухопутном шляхетском корпусе, откуда в 1756 г. был выпущен подпоручиком. В 1758-1759 гг. находился в качестве волонтера во французской армии, а в 1762-1763 гг. во время Семилетней войны воевал с пруссаками. В 1765 и 1779 гг. выполнял военно-дипломатические миссии в Берлине и произвел своей образованностью выгодное впечатление на прусского короля Фридриха Великого. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. командовал бригадой, затем крупными отрядами войск, отличился при штурме Хотина и Бендер, в сражениях под Журжей, Козлуджей, Ени-Базаром, Шумлой. В этот период стал одним из конкурентов по воинской славе А.В.Суворова, с которым дело доходило до интриг и конфликтов. В 1784 г. был произведен в генерал-аншефы. Участвовал в русско-турецкой войне 1787-1791 гг., командовал отдельными корпусами. Но у него не сложились отношения с главнокомандующими, некоторое время Каменский находился без должности, а после смерти Г.А.Потемкина в 1791 г., основываясь на старшинстве в чине, самовольно вступил в командование армии, за что был отправлен в отставку. По вступлению на престол императора Павла I, который всегда благоволил к нему, Каменский возвратился на службу, а в 1797 г. получил, помимо нескольких наград, графский титул и чин генерал-фельдмаршала. Но уже в конце того же года переменчивый император уволил его “за слабостию здоровья”. При Александре I в 1802 г. он недолгое время занимал пост Санкт-Петербургского генерал-губернатора. В 1806 г. Каменского, как одного из последних “екатериненских орлов” (Г.Р.Державин назвал в своей оде “остатним мечом Екатерины”), назначили главнокомандующим русской армии, действовавшей в Пруссии против наполеоновской армии. Прибыв на театр военных действий и столкнувшись с трудностями снабжения войск на чужой территории, стал считать, что самый рациональный способ - это отступление к свом границам. В создавшейся обстановке он разбросал свои силы, а когда Наполеон начал наступательное движение перед Пултуским сражением, под предлогом болезни отбыл из армии, после чего получил увольнение от должности. Уехал в имение, где через три года 12 августа 1809 года был зарублен топором своим дворовым, родственником его любовницы. Похоронен при церкви селе Сабурова под Орлом.

1746
Иоганн Фридрих Петер (Johann Friedrich Peter)
американский композитор. Родился в Хеерендийке. Он обучался в семинарии Моравский в Саксонии, а затем отправился в Америку (1770), взяв несколько рукописей музыки Й.С.Баха. Был органистом Богемских братских общин в Северной Каролине и Пенсильвании. Составил более 100 гимнов и сольных песен, которые представлены тонкой вокальной и оркестровой письменной формой и глубиной музыкального выражения. Его шесть струнных квинтетов (1789), в раннем классическом стиле, являются самым ранним из известных произведений камерной музыки сочинённых в Америке. Умер в Вифлееме (штат Пенсильвания) 13 июля 1813 года.

1757
Питер Альфехт
немецкий фармацевт. К самым большим достижениям немца относится его идея детских весов, то есть той самой классической формы "корытца", на которой и по сей день взвешивают малышей.

 (496x699, 315Kb)
1762
Иоганн Готлиб Фихте (Johann Gottlieb Fichte)
философ, представитель немецкой классической философии, общественный деятель. Родился в селе Рамменау (Саксония) в многодетной крестьянской семье. С помощью богатого родственника после окончания городской школы в Мейсене в 1774 был принят в закрытое дворянское учебное заведение – Пфорту. Учился в Йенском (1780) и Лейпцигском (1781–1784) университетах. В 1788 получил место домашнего учителя в Цюрихе. Тогда же познакомился со своей будущей женой, племянницей Клопштока, Иоганной Ран. Летом 1791 посещает И.Канта в Кенигсберге. Знакомство с трудами Канта определило весь ход его философского творчества. Сам Кант одобрительно отозвался об эссе Фихте Опыт критики всяческого откровения (Versuch einer Kritik aller Offenbarung, 1792). Эта работа (авторство которой вначале приписывалось Канту) открыла для Фихте возможность получить должность профессора философии Йенского университета (1794). В 1795 начал издавать «Философский журнал общества немецких ученых». Этому периоду принадлежат его сочинения Основы общего наукоучения (1794), Основы естественного права согласно принципам наукоучения (1796), Первое введение в наукоучение (1797), Второе введение в наукоучение для читателей, уже имеющих философскую систему (1797) и Система учения о нравственности согласно принципам наукоучения (1798). Эти работы оказали влияние на многих современников Фихте, таких как молодой Ф.Шеллинг, Гете, Ф.Г.Якоби, В. фон Гумбольдт, Ф. и А.Шлегели, Шиллер, Новалис. В 1799 Фихте, обвиненный в атеизме (за публикацию статьи Об основании нашей веры в божественное мироправление, где он утверждал, что Бог – не личностное существо, а нравственный миропорядок), оставил Йенский университет. С 1800 жил и работал в Берлине (за исключением одного семестра в Эрлангенском университете в 1805). Когда из-за поражения в войне с Наполеоном прусское правительство вынуждено было переехать в Кёнигсберг (1806), Фихте последовал за ним и преподавал в Кёнигсбергском университете до 1807. В 1810 вновь вернулся в Берлин и стал первым выборным ректором Берлинского университета (1810–1812) Цикл его лекций Речи к немецкой нации (Reden an die deutsche Nation, 1808), прочитанных вскоре после поражения прусской армии при Йене и призывающих немецкий народ к борьбе против французских оккупантов, сделали его одним из интеллектуальных лидеров немецкого сопротивления наполеоновскому режиму. Умер в Берлине 29 января 1814 года от тифа, заразившись от жены, которая в госпитале ухаживала за ранеными.
 (520x698, 194Kb)
Вслед за Кантом Фихте считал, что философия должна быть фундаментом всех наук - "учением о науке" (главное сочинение "Наукоучение", 1794, многократно перерабатывалось на протяжении всей жизни Фихте). Наука систематична, она должна исходить из единого основоположения, достоверного само по себе и тем обусловливающего достоверность всей системы. В этом Фихте близок классическому рационализму 17 в. Следуя Канту, Фихте противопоставляет свою философию как критическую предшествующим системам как догматическим: если догматизм, по Фихте, исходит из вещи, субстанции, пытаясь вывести из нее все сущее, в том числе и сознание, то критицизм исходит из сознания и выводит из него мир со всеми его определениями. Таков исходный принцип учения Фихте, "... классического представителя субъективного идеализма..." (Ленин В.И., Полное собрание сочинений, 5-е издание; том 18, страницы 64-65). В основе философии Фихте лежит убеждение в том, что практически-деятельное отношение к предмету предшествует теоретически-созерцательному отношению к нему, и это отличает его в трактовке самосознания как первого самодостоверного начала знания от Декарта: сознание, у Фихте, не дано, а задано, порождает себя; очевидность его покоится не на созерцании, а на действии, она не усматривается интеллектом, а утверждается волей. Сознай свое Я, создай его актом этого осознания - таково требование Фихте. Этим актом индивид рождает свой дух, свою свободу. "От природы" индивид есть нечто непостоянное: его чувственные склонности, побуждения, настроения всегда меняются и зависят от чего-то другого. От этих внешних определений он освобождается в акте самосознания: его самотождественность - "Я есмь Я" - результат свободного действия Я. Самоопределение предстает как требование, задача, к решению которой субъекту суждено вечно стремиться. Налицо противоречие: самосознание, полагаемое в качестве начала системы, является в то же время бесконечно отодвигающейся целью Я, тем, что должно быть еще обретено. Фихте сознательно принимает это противоречие за отправное начало своей системы, и последовательное развертывание его и есть построение системы с помощью диалектического метода. Система Фихте имеет структуру круга: начало уже содержит в себе конец; движение к завершению есть в то же время возвращение к истоку. Кантонский принцип автономии воли, согласно которому практический разум сам дает себе закон, превращается у Фихте в универсальное начало всей системы. Тем самым Фихте преодолевает дуализм кантовского учения и ставит своей задачей вывести из принципа практического разума - свободы - также и теоретический разум - природу. Познание составляет у Фихте лишь подчиненный момент единого практически-нравственного действия. Всякая реальность, согласно Фихте, есть продукт деятельности Я, и задача наукоучения - показать, как и почему деятельность с необходимостью принимает форму предмета. Не допуская существования независимой от сознания вещи в себе, Фихте вынужден ввести по существу два различных Я: одно из них тождественно индивидуальному сознанию, другое - не тождественно ему (Фихте называет его абсолютным Я). Хотя в некоторых отношениях это различение совпадает у Фихте с кантовским различением эмпирического и трансцендентального сознания, однако в целом абсолютное Я, у Фихте, далеко выходит за рамки трансцендентального сознания Канта, принимая на себя зачастую функции абсолюта. Индивидуальное и абсолютное Я у Фихте то полностью совпадают, то совершенно распадаются; эта "пульсация" совпадений и распадений - ядро диалектики Фихте как движущего принципа мышления. Вместе с самосознанием ("Я есмь") полагается и его противоположность - не-Я. Сосуществование этих противоположностей в одном Я возможно только путем ограничения ими друг друга, т. е. частичного взаимоуничтожения: Я и не-Я могут мыслиться лишь в отношении друг к другу. Если Я определяется через не-Я, то субъект выступает как теоретический; если наоборот - как практический. Соответственно наукоучение делится на теоретическое и практическое.
19 мая 1762 года родился — Иоганн Готлиб Фихтеpost-13108-130576823991 (700x350, 221Kb)
Главная задача теоретического наукоучения - объяснить факт наличия не-Я, а затем показать все формы теоретического Я (ощущение, созерцание, рассудок и др.), выведя их из единого принципа. Эту задачу Фихте решает путем допущения бессознательной деятельности Я, выполняемой продуктивной способностью воображения, которая и порождает у Фихте все содержание теоретического сознания. Все, что для сознания выступает как сфера независимых от него вещей, есть, по Фихте, продукт бессознательной деятельности воображения, полагаемых ею ограничений, которые предстают сознанию как ощущение, созерцание, представление, рассудок, разум и т. д. вплоть до времени, пространства и всей системы категорий теоретического Я. Полагание этих ограничений, как и теоретического Я вообще, необходимо для того, чтобы существовало практическое Я, ставящее цели и реализующее их: для деятельного Я нужны содержание деятельности, задачи и препятствия, которые оно могло бы преодолевать. Таким ообразом, деятельность Я, у Фихте, абсолютна; она сама обеспечивает себя задачами, делая это, впрочем, бессознательно. То Я, которое ставит "препятствия", и то, которое их преодолевает, ничего не знают друг о друге. Мир, порождаемый бессознательной деятельностью абсолютного Я, не есть нечто самостоятельное: природа только объект, материал, препятствие для преодоления; у нее нет независимого существования и самостоятельной ценности. Преодолевая одно за другим препятствия, практический субъект, сам того вначале не сознавая, все более приближается к тождеству с собой. Идеал всего движения и развития общества, у Фихте, - совпадение индивидуального и абсольтного Я, а тем самым осознание того, что вся предметная сфера человека есть лишь продукт собственной деятельности Я, отчужденный от него и выступающий в качестве внешней ему действительности. Однако полное достижение этого идеала невозможно, ибо привело бы к прекращению деятельности, которая, по Фихте, абсолютна; вся человеческая история - лишь бесконечное приближение к идеалу. В последний период жизни (со 2-й половины 1800-х гг.) Фихте внес существенные изменения в свою теорию деятельности, лишая ее прежнего универсального значения. Если до этого он отождествлял нравственность и деятельность, а активизм – в соответствии с протестантской этикой - был для него важнейшим определением добра, то теперь он склонен разделить нравственное начало и деятельность. Оказались переосмысленными содержание абсолютного Я и его связь с конечным индивидом. Раньше абсолютное Я выступало как недостижимая цель деятельности индивидуального субъекта, как потенциальная бесконечность самой этой деятельности, которая была по существу единственным реальным бытием. Теперь абсолют стал актуальным бытием, деятельность же конечного Я оказалась его образом, который сам по себе, вне абсолюта, лишен реальности. Т. о., добро и деятельность распались в результате философской эволюции Фихте, который настойчиво стремился их объединить. Социально-политические взгляды Фихте претерпели существенную эволюцию: от увлечения идеалами Великой франц. буржуазной революции в ранний период до разработки идеи национальности как коллективной личности, имеющей свое особое призвание.
19 мая 1762 года родился — Иоганн Готлиб Фихтеpost-13108-130576824744 (700x350, 290Kb)
Эта идея была развита Фихте в период борьбы с Наполеоном и нашла свое выражение в "Речах к немецкой нации" (1808), в которых Фихте призывал соотечественников к объединению; средством обрести политическую самостоятельность он считал укрепление нравственных убеждений и реформу образования. В нации, по Фихте, должно быть воспитано сознание своего назначения и долга. Идея назначения отдельных наций завершается в философии истории Фихте. История человечества, по Фихте, есть процесс развития от состояния первоначальной невинности (бессознательного господства разума) через всеобщее падение и глубокую испорченность, характерные для современной ему эпохи, к сознательному царству разума. Важнейшую роль при этом Фихте отводил философии, которая только и может обеспечить сознательное подчинение индивида нравственным законам. Философия Фихте оказала большое влияние на развитие нем. классического идеализма – раннего Ф.В.Шеллинга и отчасти Г.Гегеля, а также на формирование философско-эстетических идей йенских романтиков. В дальнейшем Шеллинг и Гегель, преодолевая субъективный идеализм Фихте, подвергли его философию разносторонней критике. Критическая оценка философии Фихте была дана классиками марксизма, которые показали, что учение Фихте о субъекте есть "... метафизически переряженный дух в его оторванности от природы... " (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2-е издание, том 2, страницы 154). Издания Фихте: Основные черты современной эпохи. Санкт-Петербург, 1906 Факты сознания. Санкт-Петербург, 1914; Избранные сочинения, том 1. Москва, 1916 Замкнутое торговое государство. Москва, 1923; О назначении ученого. Москва, 1935; Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. Москва, 1937; Сочинения. Работы 1792–1801. Москва, 1995. Сочинения: SдmtlicheWerke, Bd 1-8, В., 1845–1846; Werke, Bd 1-6, Lpz., 1908-1912; Briefwechsel, Bd 1-2, Lpz., 1925; в русском. переводе - Назначение человека, Санкт-Петербург, 1905; Основные черты современной эпохи, Санкт-Петербург, 1906; Избранные сочинения том 1, (Москва), 1916; Замкнутое торговое государство, Москва, 1923; О назначении ученого, Москва, 1935; Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии, Москва, 1937. Литература: Фишер К., История новой философии, том 6, Санкт-Петербург, 1909; "Вопросы философии и психологии", 1914, книга 122 (2); Вышеславцев Б., Этика Фихте, Москва, 1914; Ойзерман Т.И., Философия Фихте, Москва, 1962; Lask Е., Fichtes Idealismus und die Geschichte, Tьbingen, 1914; Leon X., Fichte et son temps, t. 1-2, ., 1922-1927; Medicus ., Fichtes Leben, 2 Aufl., Lpz., 1922; Heimsoeth ., Fichte, Mьnch., 1923; Ritzel ., Fichte"s Religionsphilosophie, Stuttg., 1956; Willms ., Die totale Freiheit. Fichte"s politische Philosophie, цln, 1967; SchuIte G., Die Wissenschaftslehre des spaten Fichte, Fr./M., 1971; Schurr A., Philosophic als System bei Fichte, Schelling und Hegel, Stuttg. - Bad-Canstadt, 1974; Ойзерман Т.И. Философия Фихте. — Москва: Знание, 1962. — 48 страниц; Вышеславцев Б.П. Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. Москва, 1914; Бур М.Фихте / Перевод с немецкого. — Москва: Мысль, 1965. — 168 страниц. — (Мыслители прошлого); Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. — Москва: Мысль, 1979; Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. — Москва, 1990; Коплстон Ф. От Фихте до Ницше / Перевод с английского, вступительная статья и примечания доктора философских наук В.В.Васильева. — Москва: Республика, 2004. — 542 страницы. — ISBN 5-250-01875-0; Фишер К. Фихте. Жизнь, сочинения и учение // История новой философии. Шестой том / Примечания и послесловие А.Б.Рукавишникова. — Санкт-Петербург: РХГИ, 2004. — 723 + XX + [1 иллюстрация] страницы. — 1000 экземпляров. — ISBN 5-88812-157-6; Подробный перечень литературы о Фихте в «Истории новой философии» Ибервега-Гейнце (перевод Я.Н.Колубовского, страницы 279—280); Множество сочинений о Фихте, вышедших к столетию его рождения, перечислены Рейхлин-Мельдегом в 42 томах «Zeitschr. f. Philosophie»; Lцwe, «Die Philosophie F.'s» (1862); Adamson, «F.» (1881); прекрасное сочинение Leon «La Philosophie de F.» (с подробным хронологическим указателем к биографии Фихте, 1902); Превосходен очерк философии Фихте в V томе «Gesch. d. neueren Phil.» Куно Фишера; В книге Лассона охарактеризовано отношение Фихте к церкви и государству (1863); О Фихте как политике писал Целлер («Vortr. und Abh.*», 1865), о его философии религии — Циммер (1878); Русская работа о Фихте (кроме вышеупомянутой статьи Градовского) — Африкана Шпира, «J.G.Fichte nach seinen Briefen» (1879); Everette, «Fichte’s Science of Knowledge» (1884); Noack, «J. G. Fichte nach seinem Leben, Lehren und Wirken»; I.B.Meier, «Fichte, Lassalle und der Socialismus» (1878); Schmoller, статья в «Jahrbьcher fьr Nationalц konomie und Statistik» (1855, 1—62); О влиянии Фихте на Лассаля в статье о Лассале П.Б.Струве (сборник «На разные темы», 1902); Кембаев Ж.М. Политические и правовые воззрения Иоганна Готлиба Фихте относительно объединения государств Европы и мира // История государства и права. 2011. № 16. Cтраницы 44-48.

1770
Антуан-Шарль Глашан (Antoine-Charles Glachant)
французский композитор. Родился в Париже. Военачальник, основал консерваторию в Аррасе и написал сценические работы для Парижа, прежде чем переселиться туда, с 1823, как первый скрипач Французского театра (Thйвtre Franзais). Он польховался большой популярностью за свою камерную музыку (дуэты для флейты, струнные квартеты и трио), более амбициозную, чем многих французские работы того времени. Умер в Версале 9 апреля 1851 года.

 (616x699, 294Kb)
1780
Николай Иванович Уткин
русский художник-гравер, преподаватель и профессор Санкт-Петербургской Академии Художеств. Родился в Твери, в доме Н.А.Муравьёва. В 1785 г. Н.А.Муравьёв определил его в воспитательное отделение, существовавшее тогда при Императорской академии художеств. Пройдя здесь предварительную школу рисунка, четырнадцатилетний Уткин, как выказавший большую способность к нему, был переведён в гравировальный класс академии и поступил в нём под руководством сперва А.Радига, а потом С.Иванова и с 1796 г. вызванного из Германии И.Клаубера. Уткин быстро усваивал себе технику гравировального резца, не переставая вместе с тем совершенствоваться в рисовании. В 1798 и 1799 гг. он получил малую и большую серебряные медали за рисунки с натуры и при окончании академического курса в 1800 г. был награждён малой золотой медалью за 18 изображений античных статуй, гравированных в одних контурах. Будучи затем оставлен при академии в качестве пенсионера, он выгравировал портрет Н.А.Муравьёва и большой эстамп «Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне» с эрмитажной картины Р. Менгса. Второе из этих произведений доставило ему в 1802 г. большую золотую медаль и право на поездку в чужие края, которым он мог воспользоваться в конце следующего года. В Париже он поступил под руководство знаменитого Бервика, пробыл там до 1814 г., сначала занимаясь в мастерской своего нового учителя и работая над разными частными заказами, а потом, когда шла война Наполеона I с Россией, живя, как пленник, под полицейским надзором. В этот период времени им исполнены гравюры «Эней, спасающий своего отца при разрушении Трои», с картины Доменикино, вошедшая в известное издание: «Musée Français», и превосходный портрет князя А.Б.Куракина. Первое из этих произведений было выставлено в Парижском салоне 1810 г. Парижская академия наградила Уткина за этот эстамп, по приказанию Наполеона, золотою медалью, а император Александр пожаловал ему перстень с бриллиантами, Санкт-Петербургская же академия дала ему титул назначенного в академики.
19 мая 1780 года родился — Николай Иванович Уткинpost-13108-130576839695 (700x339, 318Kb)
Портрет князя Куракина, исполненный в 1812 г., доставил Уткину по его возвращении в 1814 г. в Санкт-Петербург звание академика. По смерти Клаубера в 1817 г. Уткин занял его место как в Академии, так и в Императорском Эрмитаже, в котором покойный был хранителем эстампов. В следующем за тем году за портрет Суворова Академия произвела его в советники, из которых за уничтожением этого звания в 1831 г. он был переименован в профессора. В 1819 г. ему пожалован титул гравёра Его Величества с жалованием по 3000 рублей в год. В 1827 г. явилось замечательнейшее из его произведений, «Екатерина II, гуляющая в Царскосельском саду», с оригинала В.Боровиковского, а на академической выставке 1836 г. красовались шесть больших, превосходных портретов, награвированных им менее чем в три года, в том числе особенно мастерские портреты А.Н.Оленина и графа С.С.Уварова. Это была самая блестящая пора деятельности Уткина, упрочившая его знаменитость: академии Стокгольмская (в 1820 г.), Антверпенская (в 1827 г.) и Дрезденская (в 1828 г.) признали его своим членом; высочайшие особы не раз выражали ему своё благоволение ценными подарками и другими знаками отличия; Императорская академия в 1840 г. почтила его званием заслуженного профессора. Но с этих пор резец Уткина стал слабеть. В 1845 г. уже 65-летний художник принялся за гравирование картины В.Шебека «Обедня святого Василия Великого» и, окончив эту работу только в 1856 г., произвёл эстамп, далеко уступающий прежним его произведениям. Постепенный упадок сил заставил его передать заведование гравёрным классом (в 1850 г.) и прочие должности своему любимому ученику Ф.И.Иордану. В 1860 г. праздновался пятидесятилетний юбилей художественной деятельности Уткина, при чём Академия поднесла ему золотой экземпляр выбитой в его честь медали. После этого Уткин уселся за работу, начатую ещё в 1819 г., за воспроизведение картины Бронзино «Святое Семейство», которое он едва успел окончить лишь перед смертью, последовавшею 17 марта 1863 года. Всех произведений Уткина насчитывается до 224. Среди них важнейшими должно признать портреты, значительно превосходящие достоинством его гравюры исторического содержания. Прелестны также многие из тонких, красивых по штриху виньеток, вышедших из-под его резца. Уткин неоднократно изменял свою манеру, но постоянно возвращался к систематичной, изящной технике своего учителя, Клаубера; однако, заимствуя приёмы резца от других мастеров, он не подражал им слепо, а перерабатывал их по-своему, сообразно с характером воспроизводимого сюжета и веществом представленных в нём предметов — гравировал иначе лица, иначе бархат, шёлк и прочие аксессуары, причём в лучшую свою пору достигал до поразительной колоритности и гармоничности целого. Превосходный рисунок, блестящий твёрдый штрих, проложенный без излишества и с правильным расчётом, вкус всего исполнения, — таковы достоинства важнейших из произведений Уткина. В лице его русское искусство имело не только высокодаровитого художника, но и отличного наставника последних представителей своих в теперь опустевшей области гравирования резцом — А.Олещинского, Д.Андрузского, Ф.Иордана, К.Афанасьева, А.Пищалкина и др. Литература: Ровинский Д.А. Николай Иванович Уткин, его жизнь и произведения. — Санкт-Петербург, 1884; Принцева Г.А. Николай Иванович Уткин. 1780—1863 / Г.А.Принцева. — Ленинград: Искусство. Ленинградское отделение, 1983. — 248 страниц. — 25 000 экземпляров (в переплёте).

 (450x699, 67Kb)
1782
Иван Федорович Паскевич
российский военный и государственный деятель, князь, граф Эриванский (1828), светлейший князь Варшавский (1831), генерал-фельдмаршал (1829). Родился в Полтаве в богатой помещичьей семье. В 1793–1800 учился в Санкт-Петербургском Пажеском корпусе. Незадолго до окончания стал лейб-пажом Павла I. Службу начал в 1800 поручиком лейб-гвардии Преображенского полка; получил звание флигель-адъютанта. Во время Русско-турецкой войны 1806–1812 был адъютантом главнокомандующих Молдавской (Дунайской) армии И.И.Михельсона, А.А.Прозоровского и Н.М.Каменского. Принимал участие в боевых действиях; награжден золотой саблей «за храбрость» и пятью орденами, в том числе Святого Георгия 3-й и 4-й степени. Ранен при штурме Браилова 2 мая 1809; в июне 1809 получил чин полковника и стал командиром Витебского мушкетерского полка. Отличился в сражении под Батыном 7 сентября 1810. В ноябре 1810 произведен в генерал-майоры; назначен командиром 26-й пехотной дивизии. В первый период Отечественной войны 1812 его дивизия сражалась в составе Второй армии П.И.Багратиона. Сыграл важную роль в битве под Салтановкой 23 июля 1812. В Смоленском сражении 16–18 августа возглавлял героическую оборону Королевского бастиона. При Бородино 7 сентября отбил несколько атак французов на батарею Раевского; награжден орденом Святой Анны 2-й степени. После отступления Наполеона из Москвы участвовал в преследовании Великой армии; проявил мужество в сражениях под Малоярославцем 24 октября, Вязьмой 3 ноября и Красным 15–18 ноября; удостоен ордена Святого Владимира 2-й степени. Во время Заграничного похода русской армии 1813–1814 отличился в «битве народов» под Лейпцигом 16–19 октября 1813; произведен в генерал-лейтенанты и награжден орденом Святой Анны 1-й степени. В январе 1814 стал командиром 2-й гренадерской дивизии. Участвовал во взятии Парижа в марте 1814. В 1817–1819 сопровождал великого князя Михаила Павловича в его путешествии за границу. По возвращении в 1819 награжден орденом Святого Александра Невского. В мае 1821 возглавил 1-ю гвардейскую пехотную дивизию, бригадами которой командовали великие князья Николай и Михаил Павловичи; Николай считал его своим учителем и выказывал ему особое уважение. В декабре 1824 назначен генерал-адъютантом, в феврале 1825 – командиром 1-го пехотного корпуса. С воцарением Николая I в декабре 1825 стал одним из самых доверенных лиц нового императора. Являлся членом Верховного суда по делу декабристов; сумел отвести обвинения от своего родственника А.С.Грибоедова.
Бюст_Паскевича_(Гомель) (525x700, 130Kb)
Бюст И.Ф.Паскевича в Гомеле.
После начала войны с персами летом 1826 послан на Кавказ в качестве помощника (фактически контролера) А.П.Ермолова. Возглавив войска Отдельного Кавказского корпуса, остановил персидское наступление на Тифлис; 25 сентября 1826 разгромил в несколько раз превосходившие его силы царевича Аббас-Мирзы, захватив 11 тыс. пленных, и отбросил его за реку Аракс; произведен в генералы от инфантерии. Летом 1827 вторгся в Эриванское ханство, 17 июля нанес поражение Аббас-Мирзе у ручья Джеван-Булак, 19 июля принудил к капитуляции стратегически важную крепость Сардар-Абад, а в октябре взял Эривань; награжден орденом Святого Георгия 2-й степени. Вступил в Южный Азербайджан и занял Тавриз, что заставило персов в феврале 1828 пойти на заключение Туркманчайского мира, по которому в состав России вошла Восточная Армения. Получил титул графа Эриванского. Став вместо А.П.Ермолова командиром Отдельного Кавказского корпуса и главноуправляющим на Кавказе, И.Ф.Паскевич отказался от гибкой политики своего предшественника по отношению к горским племенам, предпочитая чисто насильственные методы. Он мало заботился об экономическом и культурном развитии региона. Во время Русско-турецкой войны 1828–1829 командовал русскими войсками на Кавказском театре военных действий. Придерживался наступательной тактики. 5 июля взял Карс, 4 августа – Ахалкалаки, в начале августа разбил двухкратно превосходящие силы турок у крепости Ахалцих и 28 августа захватил ее. В марте и июне 1829 отразил два турецких контрнаступления. Несмотря на недостаточную численность войск, волнения кавказских горцев и военную угрозу со стороны Персии, продолжил активные действия: 1–2 июля 1829 разбил корпус Гакка-паши в урочище Каинлы на Саганлукском хребте, захватил Эрзерум и овладел всем Эрзерумским пашалыком; удостоен ордена Святого Георгия 1-й степени.
19 мая 1782 года родился Иван Федорович ПАСКЕВИЧpost-154-130578287954 (700x428, 345Kb)
После Адрианопольского мира (сентябрь 1829) возведен в фельдмаршальское достоинство. После смерти И.И.Дибича 10 июня 1831, руководившего подавлением Польского восстания 1830–1831, назначен командующим карательными войсками. Прибыв к армии 25 июня, он уже 19 августа подошел к Варшаве и 6–7 сентября взял ее штурмом. К концу октября уничтожил последние очаги восстания. Получил титул светлейшего князя Варшавского. В марте 1832 стал наместником Царства Польского с особыми полномочиями. В течение своего двадцатичетырехлетнего правления (1832–1856) проводил политику русификации и жесткого подавления оппозиции. Весной 1849 возглавил карательный поход в Венгрию, восставшую против австрийского господства. В мае-июле 1849 безуспешно пытался навязать венгерской армии А.Гергея генеральное сражение; тем не менее, зажатая между австрийцами и русскими войсками, она была вынуждена без боя сдаться ему 13 августа при Вилагоше. С началом Крымской войны 1853–1856 назначен командующим Дунайской армией. Отказался от активной наступательной стратегии и выдвинул план постепенного захвата дунайских крепостей. 23 марта 1854 перешел через Дунай и 14 апреля осадил Силистрию. Предприняв шесть неудачных штурмов и получив контузию, 22 июня снял осаду. В конце июля, ввиду враждебной позиции Австрии, по приказу Николая I вывел русские войска из Молдавии и Валахии и вернулся в Польшу.
Monum_Паскевича_(Warshava) (700x530, 100Kb)
Памятник И.Ф.Паскевичу в Варшаве.
Умер в Варшаве 1 февраля 1856 года. Завещал 50 тысяч рублей серебром на содержание инвалидов войны. Награды: Ордена Российской империи: Орден Святого Владимира IV степени с бантом (1807); Орден Святой Анны II степени (1809); Алмазные знаки ордена Святой Анны II степени (1809); Орден Святого Владимира III степени (1810); Орден Святого Георгия IV степени (1810); Орден Святого Георгия III степени (1810); Орден Святой Анны I степени (1812); Орден Святого Владимира II степени (1812); Алмазные знаки ордена Святой Анны I степени (1813); Орден Святого Александра Невского (1814); Алмазные знаки ордена Святого Александра Невского (1821); Орден Святого Владимира I степени (1827); Орден Святого Георгия II степени (1827); Орден Святого апостола Андрея Первозванного (1828); Алмазные знаки Святого апостола Андрея Первозванного (1829); Орден Святого Георгия I степени (1829); Орден «Virtuti militari» I степени (1831). Наградное оружие: Золотое оружие «За храбрость» (1807); Золотая шпага украшенная бриллиантами с надписью «За порожение персиян при Елизаветполе». Иностранные ордена: Орден Льва и Солнца украшенный бриллиантами на цепи (Персия, 1828); Орден Чёрного Орла (Пруссия, 1834); Орден Белого Сокола 1 степени (Саксен-Веймар, 1841); Орден Святого Стефана (Австрия, 1844). Почётные воинские звания: Генерал-фельдмаршал Пруссии; Генерал-Фельдмаршал Австрии. Литература: Русский биографический словарь: В 25 томах / под наблюдением А.А.Половцова. 1896-1918; Словарь русских генералов, участников боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 1812-1815 гг. // Российский архив : Сборник — Москва: студия «ТРИТЭ» Н.Михалкова, 1996. — Том VII. — Страницы 509-510;.Бантыш-Каменский, Д.Н. 45-й генерал-фельдмаршал князь Иван Федорович Варшавский, граф Паскевич-Эриванский // Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. В 4-х частях. Репринтное воспроизведение издания 1840 года. — Москва: Культура, 1991; Князь Щербатов, «Генерал-фельдмаршал князь Паскевич» (Санкт-Петербург. 1888—1894); Н.Шильдер, «Фельдмаршалл Паскевич в крымскую войну» («Русская Старина», 1875 г, тома XII и XII); А.Верже, «Князь Паскевич в Царстве Польском в 1846 г.» («Русская Старина», 1885 г, том XLVIII); переписка Паскевича с императором Николаем I, в «Русской Старине», 1872 г, тома V и VI; 1880 г, том XXIX; 1881 г, том XXXII; 1884 г том XLI; 1896 г, том LXXXVI; с императором Александром II, 1855 г, там же, 1881 г, том XXXII; "Из записок князя Паскевича до августа 1826 г " («Русский Архив» 1889 г, том I).

 (700x700, 76Kb)
1792
Константин Федорович Калайдович
русский археограф и историк. Кандидат Московского университета (1807-1810), деятельный член Общества истории, один из видных сотрудников канцлера Н.П.Румянцева, на средства и по инициативе которого производил поиски в архивах и библиотеках, печатал и комментировал памятники исторические и литературные. Им открыты: «Сборник Святослава», «Небеса и Шестоднев экзарха Иоанна» и др. Его главнейшие труды и издания: «Русские достопамятности» (часть 1, 1815); «О языке Слова о Полку Игореве» (1818); был горячим защитником подлинности памятника, в пору скептического к нему отношения многих ученых; «Древние российские стихотворения, собранный Киршей Даниловым» (1818); «Памятники Российской словесности XII в.» (1821); «Иоанн, экзарх болгарский» (1824); «Законы великого князя Ивана III и судебник царя Ивана IV» (1819); «Описание рукописей графа Ф.А.Толстого» (1825); оба последних издания – совместно с П.М.Строевым. В 1828 г. начал было издавать журнал «Русский Зритель», но потеря рассудка прекратила его деятельность. Точный в исследованиях, с крупным критическим дарованием, он вышел из школы Шлецера и Тимковского. Характер его деятельности вытекал, прежде всего, из тогдашнего состояния русской исторической науки: это была пора собирания данных, совместно с кропотливой разработкой именно деталей. Умер 1 мая года 1832 года.

merelli (600x600, 42Kb)
1794
Бартоломео Мерелли (Bartolomeo Merelli)
итальянский импресарио и либреттист. Родился в Бергамо. Учился в музыкальной школе Майра в Бергамо. В 1818 начал антрепренёрскую деятельность. Имел антрепризу в крупных городах Италии и других стран Европы (Париж, Лондон, Вена, Берлин, Санкт-Петербург). Деятельность Мерелли была связана с театром "Ла Скала", антрепренёром которого он был в 1836-1850, 1861, 1863. Мерелли способствовал постановке на сцене "Ла Скала" первых опер Верди ("Оберто", "Король на час"), подсказал Верди сюжет для оперы "Набукко". Для театров, которыми руководил Мерелли, писали оперы Дж.Россини, В.Беллини, Г.Доницетти, С.Меркаданте, Дж.Пачини и другие композиторы. В антрепризах Мерелли работали: Дж.Паста, Дж.Гризи, Т.Де Джули Бореи, Дж.Рубини, А.Тамбурини, Л.Лаблаш, М.Брамбилла, Д.Донцелли. Дж.Рон-кони, М.Альбони и другие вокалисты. Умер в Милане 5 апреля 1879 года. Литература: М о n a l d G., Impresari celebri del secolo XIX, Rocca S.Casciano, 1918.

Maria_Isabel_of_Braganza (555x700, 426Kb)
1797
Мария Изабелла Португальская (имя при рождении Мария Изабелла де Браганса и Бурбон)
инфанта Португалии, позднее, став второй женой короля Фердинанда VII, королева Испании. Мария Изабелла была третьим ребенком португальского короля Жуана VI и его жены Карлоты Жоакины Испанской. Её старшим братом был император Бразилии Педру I. Инфанта вышла замуж за своего дядю (брата её матери), короля Испании Фердинанда VII 29 сентября 1816 года, чья первая жена умерла десять лет назад бездетной. Брак был призван укрепить связь Испании и Португалии. С этой же целью младший брат Фердинанда VII Карлос женился на другой португальской принцессе Марии Франческе де Браганса, сестре Марии Изабеллы.
19 мая 1797 года родилась — Мария Изабелла Португальскаяpost-13108-13057684291 (700x349, 259Kb)
Королева Мария Изабелла питала любовь к изящным искусствам и сделала очень многое для того, чтобы собрать воедино разрозненные коллекции королевской семьи и открыть полноценный музей. Её детище, музей Прадо, открылся в 1819 году, спустя год после её смерти. 21 августа 1817 года у Марии Изабеллы родилась дочь, прожившая всего четыре месяца. Год спустя во время очередных, крайне тяжелых, родов, доктора пришли к выводу, что ребенок, все ещё находящийся во чреве матери, умер. Измученная долгими родами королева перестала дышать, чем также заставила считать себя мертвой. Доктора начали операцию кесарева сечения, чтобы извлечь плод. Внезапно королева очнулась и закричала от ужасной боли и тут же впала в забытье, на этот раз навсегда. Мария Изабелла умерла от врачебной ошибки 26 декабря 1818 года, оставив скорбящего мужа без наследника. Официальные титулы: 19 мая 1797 — 29 сентября 1816 Её Королевское Высочество Инфанта Донна Мария Изабелла Португальская; 29 сентября 1816 — 26 декабря 1818 Её Королевское Величество Королева Испании. В массовой культуре: Главная героиня романа «Зеркала» (2001) испанской писательницы Марии Пилар Керальт дель Иэрро. Литература: «Королевы Испании», Фернандо Гонсалез Дориа. издательство Битакора, 1989. ISB 48-86832-30-6.

 (551x699, 104Kb)
1799
Константин Густавович (Евстафьевич) Игельстром
российский военный и государственный деятель, поручик, один из организаторов "Общества военных друзей". Родился в селе Малый Шумск Кременецкого уезда Волынской губернии. Отец — генерал-майор, командир 2 бригады Литовской уланской дивизии Густав (Евстафий) Густавович Игельстром. Воспитывался в 1 кадетском корпусе, откуда выпущен прапорщиком в 1 пионерный батальон — 22 декабря 1816, подпоручик — 19 февраля 1818, поручик — 10 мая 1820, штабс-капитан — 9 февраля 1823, переведён в Литовский пионерный батальон — 30 июня 1823, капитан — 28 ноября 1825. Крестьян не имел. Член тайного Общества военных друзей, организатор выступления Литовского пионерного батальона. Арестован 27 декабря 1825 и находился в Белостоке. Военным судом приговорен к смертной казни, по высочайшей конфирмации 15 апреля 1827 после лишения чинов и дворянства подлежал ссылке в каторжные работы сроком на 10 лет с последующим поселением в Сибири. Приговор приведён в исполнение в Брянске — 20 мая 1827. До Тобольска ехал в сопровождении жандармов, из Тобольска отправлен по этапу с партией ссыльных — 23 июля 1827, прибыл в Иркутск — 15 января 1828, доставлен в Читинский острог — 15.2. По указу 8 ноября 1832 обращен на поселение, 13 января 1833 покинул Петровский завод и поселился в назначенном для жительства с. Тасеевском Канского округа Енисейской губернии, 3 марта 1835 высочайше разрешено перевести в слободу Сретенскую для совместного проживания с двоюродным братом А.И.Вегелиным, поселен там — 16 июня 1835, высочайше разрешено поступить на службу в Отдельный кавказский корпус — 10 января 1836, отправлен из Иркутска в сопровождении урядника — 13 апреля 1836, зачислен пионером 2 класса в Кавказский саперный батальон — 12 мая 1836, унтер-офицер 4 класса — 31 мая 1837, за отличие произведён в прапорщики — 15 августа 1838, подпоручик — 16 июля 1840, уволен в отставку в чине поручика — 13 февраля 1843 с воспрещением въезда в обе столицы и учреждением секретного полицейского надзора в месте жительства в Гродненской или Харьковской губернии. Жил в станице Каменской и был управляющим Донецкими питейными сборами, разрешено проживать во всех губерниях России кроме столиц — 2 августа 1843, чиновник особых поручений по береговому надзору Таганрогского таможенного округа в чине губернского секретаря — 31 мая 1847. Находился под секретным надзором полиции с запрещением въезда в Санкт-Петербург и Москву. Умер в военном поселении Кременском 25 ноября 1851 года. Литература: Ольшанский П.Н., Декабристы и польское национально-освободительное движение, Москва, 1959.

rybakov copy (499x700, 92Kb)
1811
Николай Хрисанфович Рыбаков
известный русский драматический артист. Николай Рыбаков родился в Курске в небогатой семье (отца, управляющего в имении Курского помещика Вельяминова, не помнил; мать содержала белошвейную мастерскую и дамский магазин, приносившие очень небольшой доход), после окончания гимназии, служил канцелярским чиновником в Канцелярии Курской казенной палаты и одновременно поступил статистом в курскую труппу, возглавляемую И.Ф.Штейном. 5-го февраля 1826 года дебютировал в выходной роли римлянина в пьесе «Суматоха в маскараде», в 1832 г. окончательно оставил службу, поменяв чиновничью карьеру на артистическую Труппа гастролировала на разным городам. Однажды в Харькове игру молодого актёра заметил приехавший туда же на гастроли великий трагик Мочалов и сразу оценил одаренность начинающего артиста. Большая биографическая энциклопедия описывает это так: Гастролировавший там Мочалов поссорился с антрепренером Млотковским и отказался играть роль Гамлета. Отказ был прислан после того, как афиши были уже напечатаны, и антрепренер, таким образом, был поставлен в очень затруднительное положение. Как раз в это время Н.X.Рыбаков был в Харькове. Узнав об отказе первого трагика от роли Гамлета, он сейчас же отправился к антрепренеру и начал просить того, чтобы эта роль была поручена ему. Будучи в безвыходном положении и в то же время зная Рыбакова, как порядочного артиста, антрепренер согласился, — роль Гамлета была отдана молодому артисту, и он в ней дебютировал пред харьковской публикой. Дебют прошел необыкновенно удачно, так что ни публика, ни антрепренер не жалели о замене старого трагика Рыбаковым. Великий артист не только не затаил злобу на заменившего его дебютанта, но взял его под свое покровительство. По настоянию Мочалова Рыбаков получал ответственные роли. Мочалов оказал огромное профессиональное влияние на всё последующее творчество Николая Рыбакова. Под влиянием искусства Мочалова он в 1839 году создал образ Гамлета — одну из своих лучших ранних ролей. После смерти Мочалова Рыбаков дебютировал на сцене Императорского театра в Москве, а в 1854 году — и в Санкт-Петербурге, в Александринском театре, в роли Гамлета, однако произошли разногласия с дирекцией Императорских театров, предложивших ему слишком небольшие гонорары, ангажементы расстроились. Тем не менее он с огромным успехом выступал в провинциальных театрах, исполняя там те роли, какие в Москве играли Мочалов, в Санкт-Петербурге — В.Каратыгин. Его роли: Болотников в «Скопине Шуйском», Тяпкин-Ляпкин в «Ревизоре», Президент в «Коварстве и любви», Гамлет в «Гамлете», Оттон в «Смерть или честь», Антипа в «Иване Рябове», слуги Франца в драме Коцебу «Ненависть к людям и раскаяние», Конрад в «Живой покойнице», Неизвестный в «Параше Сибирячке», Отелло в «Отелло», Лир в «Короле Лире»; Алупкин в тургеневском «Завтраке у предводителя»; Кориолан, Карл Моор; Фердинанд; Макбет, Ричард III, Кин, денщик Петра Великого, Шейлок, Скотинин, Земляника, Яичница, Скалозуб, Ананий («Горькая судьбина»), Царь Иоанн («Смерть Иоанна Грозного»), и другие, блистал в пьесах молодого тогда А.Н. Островского. Особым успехом пользовался его Несчастливцев в «Лесе» Островского. Он выступал в Казани, Саратове, Орле, Воронеже, Туле, Одессе, Таганроге, Николаеве, Житомире, Кишиневе и других городах и везде пользовался у публики большим успехом. Время от времени играл в Москве: на сцене народного театра московской политехнической выставки (в 1872 году); зимой 1873 — 74 года на сцене «Артистического кружка» в Москве). Николай Хрисанфович Рыбаков особо прославился как трагик. Но провинциальная сцена не давал ему полностью развернуться, началось «лечение» традиционным русским способом. Бывало, что из-за этого срывались спектакли. Сослуживцы отмечали: «Другим пороком этого прекрасного артиста была необыкновенная страсть ко лжи; впрочем, это нисколько не отражалось на его сценической деятельности, а так как ложь его была обыкновенно самого безобидного свойства и не причиняла никому ни малейшего вреда, то за эту страсть можно и не поставить ему упрека» (по: Большая биографическая энциклопедия). Очевидно, и это незлонамеренное пристрастие, больше похожее просто на фантазии, тоже шло от неудовлетворенности артиста, способного на значительно большее, чем ему могла давать провинциальная сцена. 5 февраля 1876 года исполнилось 50 лет его сценической деятельности, и его сотоварищи, артисты Московских театров, и представители Общества драматических писателей во главе с А.Н.Островским торжественно и тепло отпраздновали этот юбилей, почтя заслуженного артиста несколькими очень прочувствованными адресами, подарками и серебряным лавровым венком (Большая биографическая энциклопедия). Вместе с ним часто выходили на сцену его жена актриса Паулина Герасимовна и сын Рыбаков, Константин Николаевич. Умер в Тамбове 27 ноября 1876 года. Островский роль Несчастливцева посвятил Николаю Хрисанфовичу Рыбакову. Роль позже в Малом театре исполнял его сын, актер Константин Николаевич Рыбаков. Об этом сохранились воспоминания В.А.Нелидова: Несчастливцев, не надо забывать, списан с отца артиста, и когда в названном спектакле Рыбаков произнес слова «сам Николай Хрисанфыч Рыбаков подошел ко мне» и т. д. — теперь, как принято говорить, «[зал] задрожал от аплодисментов», а у артиста, не ожидавшего оваций, когда он заканчивал реплику, текли из глаз слезы. В Тамбове с 2007 года на базе Тамбовского театра драмы проводится Всероссийский театральный фестиваль имени Н.Х.Рыбакова.

Karas_Vjekoslav_Autoportret (505x700, 98Kb)
1821
Векослав Карас (Vjekoslav Karas)
хорватский живописец, основоположник светского реалистического искусства в Хорватии Родился в Карловаце. Учился в Карловаце, во флорентийской Академии Художеств и в Риме (1841—1847) у Ф.Овербека. Считается пионером новой хорватской живописи. Он писал картины на библейские и религиозные темы, но особенно стал известен как портретист. Кроме того он был композитором и играл на флейте и гитаре. В 1848 году Векослав вернулся на родину и работал в живописной школе в Загребе. В Травнике он писал портрет Омера-паши. После неудавшейся попытки самоубийства, он недолгое время жил под опекой Штросмайера Йосипа Юрайа. Стиль живописи «первого иллирийского живописца» хорошо виден на картине «Rimljanka s lutnjom». Во время рисования портрета Ирен Тюрк, Карас попал в безнадежную любовную меланхолию. Без денег и понимания 5 июля 1858 года он совершил самоубийство в родном городе Карловаце, утопившись в реке Коране. Литература: Bulat-Simi A., Vjekoslav Karas, Zagreb, 1958.

Дмитрий Дмитриевич Ахшарумов  (479x700, 138Kb)
1823
Дмитрий Дмитриевич Ахшарумов
русский общественный деятель, петрашевец. Родился в Санкт-Петербурге. Сын историка Д.И.Ахшарумова. В 1846 г. окончил Санкт-Петербургский университет. С 1847 г. служил в Министерстве иностранных дел. Посещал кружок Дебу, затем Н.С.Кашкина, с декабря 1848 г. - «пятницы» М.В.Петрашевского. Социалист-утопист, последователь Ш.Фурье, стремившийся вместе с тем к свержению самодержавия и замене его республикой или конституционной монархией; сторонник пропаганды и привлечения к политической борьбе угнетённых низов. Оставил ряд документов, важных для изучения идеологии петрашевцев, в том числеречь на обеде в честь Фурье 7 апреля 1849 г. Приговорён к расстрелу, заменённому ссылкой в арестантские роты на 4 года. После освобождения, в 1862 г. окончил Медицинско-хирургическую академию. Автор многих работ по медицине. Умер в Баку 20 января 1910 года. Сочинения: Записки петрашевца, Москва-Ленинград, 1930. Литература: Дело петрашевцев, том 3, Москва-Ленинград, 1951.

cook (545x700, 104Kb)
1830
Юджин Богарне Кук (Eugene Beauharnais Cook; псевдоним - E.B.C.)
первый американский шахматный композитор. Умер в Хобокене (Ньб Джерси, США) 19 марта 1915 года.

1832
Жак Эдмон Эмиль Бур
французский математик и механик. В 1850 г. поступил в Политехническую школу (Париж), по окончании которой (1852) учился в Горной школе в Париже (окончил в 1855). Работал в Горной школе в Сент-Этьенне (с 1855 г. - профессор), с 1859 г. - в Политехнической школе (с 1861 г. - профессор). Основное направление исследований - теория дифференциальных уравнений механики. Работал над задачей трех тел и ее приведением к плоскому движению, а также над теорией пертурбаций. Написал «Трактат по кинематике» (1865), который явился одним из первых опытов создания теоретической кинематики. Премия Парижской Академии Наук (1861). Умер 8 марта 1866 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку