-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108711
Комментариев: 6801
Написано: 117182


20 февраля родились...

Пятница, 20 Февраля 2015 г. 00:08 + в цитатник
 (494x699, 153Kb)
1523
Ян Благослав (Jan Blahoslav)
один из ученейших и наиболее известных священников чешской братской едноты XVI в. Родился в Пржерове. Семнадцатилетним юношей Благослав в 1544 году в Виттебнерге слушал проповеди Лютера. Затем побывал в Кенигсберге и Базеле и в 1550 г. возвратился на родину в Простеев; здесь он сделался учителем местной школы и в 1551 году вошел в сношения с Б.Оптатом, сперва католическим, потом лютеранским священником. Из Простеева Благослав был послан в Болеславль помогать брату Черному писать братскую историю. Братский архив (том I до VI), заключающий в себе историю братской едноты, составлен Благославом; кроме того, ему же принадлежит редакция VIII и IX тома. В Болеславле Б. сделался сперва диаконом, а затем священником и принял деятельное участие в делах братства. К этому же времени относится его "Братская история". Первая часть ее в рукописи хранится в Праге и в Сыракове, вторая в моравском архиве, в Праге и Руднице. Услышав, что сын императора Максимилиана склоняется к новым учениям, братья послали в 1555 г. Благослава в Вену, чтобы выхлопотать там некоторые льготы для едноты, но это путешествие и позднейшие три не принесли никакой пользы. Ездил также Благослав в Магдебург, где написал "Vyps бnн cesty k Flaciovi Illyric ovi do Magdeburka 1556". (Братский Архив, VIII, 142-156). Этот Иллирик жил тогда в Магдебурге и доказывал, что братья берут свое начало от вальденцев, против чего восставал Благослав. Отправившись дальше, Благослав в Шмидерберге встретился с Меланхтоном и с Петром Антонием, высланным в Германию польским магнатом Яном Ляским. Это вызвало новое сочинение Благослава: "Odpovиd' na adnotata, kterй Jan Lasky ku konfessi, 1538, ve Wittemberku vydanй uinil a po Jiim Izraeli do echku Konventu Brat н vypravil 1558" (Братский Архив X, 30-86). К этому же году относится: "Jednani s Vojt иchem z Pern teina" (Братский Архив X, 2-4). Возвратившись в Болеславль, Благослав написал сочинение против теории Иллирика: "Summula quaedam brevissime collecta ex variis Scriptis Fratrum, qui falso Waldenses seu Picardi vocantur, de eorum Fratrum origine exactis". Получив от синода место священника в Эванчицах, Б. занялся сложением нового канционала, который и был издан 1561 г. в Шамотулах п. з. "Kancional bratsky". Занялся Благослав и музыкой, о которой написал отдельное сочинение: " Musika to jest Knika zpиvak mnale itй zprб vy v sobe zavirajici" (Ольмюц, 1558, второе издание в Эванчицах 1569 и при Грамматике в Вене, 1857). Музыки касается также сочинение Благослава "De novo cantionali bohemico" (1561 Братский Архив IX, 318-341). В 1561 г. он принялся за перевод Нового Завета, который был издан 1565 г. под заглавием "Novy Zаkon" (второе издание тоже в Эванчицах 1568 г.); этот перевод вышел также в Кралицкой Библии 1593, 1596 и 1601 гг. Между тем начались несогласия между ним и освобожденным из заключения Аугустой и другими членами братства, которые хотели соединиться с лютеранами; отстаивая свое мнение, Благослав в это время написал ряд трактатов, помещенных в IX том Братского Архива. Он уже в 1562 г. основал тайную типографию в Эванчицах и на издаваемых там книгах обозначал место печатания "ex horto" или "ex insula hortensi". Так как Аугуста высказался против книжной учености, то Благослав в 1567 г. издал знаменитую свою филиппику против врагов образования, озаглавленную "Poznamenani soudu meho o tйch slovich Br.Lukбovych, e nic nepsal, ceho by v Jednotи nevzal", которая составляет один из лучших образцов чешского красноречия того времени. Несмотря на свое расстроенное здоровье, Благослав не переставал заботиться о судьбе братства и старался всячески устранять каждую грозившую ему опасность. Притом, не ограничиваясь этими делами, он занялся научной обработкой чешского языка; результатом его трудов в этой области была "Gramatika eskб ", написанная в 1571 г., а изданная только в нынешнем столетии, именно 1857 г. Градилем и Иречком. Последняя книга Благослав вышла в 1571 г. Под заглавием "Evangelia neb teni svatб, ktera slovau paije". Умер в моравском Крумлове 24 ноября 1571 года. Литература: Иречек, "Rukovet' k historii literatury eskй".

 (502x699, 142Kb)
1649
Джон Блоу (John Blow)
английский органист и композитор. Родился в Норт-Коллингеме (графство Ноттингемшир). Был учителем Генри Пёрселла. Незаурядный композиторский талант Блоу проявился очень рано: многие его юношеские сочинения вошли в сборник Клиффорда Церковные службы (Divine Services). В 1660 Блоу стал певчим Королевской капеллы, а вскоре – ее регентом (июнь 1674). Был включен в число органистов при капелле. В 1668 назначен органистом в Вестминстерское аббатство, но в 1679 эта должность перешла от Блоу к Пёрселлу. Когда его великий ученик неожиданно умер (1695), Блоу вернулся в аббатство, где прослужил до конца жизни. В 1687–1702 был регентом в соборе святого Павла. В его наследии более ста хоралов, музыка для церковных служб, сочинения для клавесина; он написал одно произведение для сцены – оперу Венера и Адонис (Venus and Adonis). Умер в Лондоне 1 октября 1708 года. Литература: Конен В. Пёрселл и опера. Москва, 1978

Tanucci_Bernardo_01 (514x700, 529Kb)
1698
Бернарде Тануччи (итальянское имя - Bernardo Tanucci)
итальянский государственный деятель XVIII века. Родился в Стия (провинция Ареццо), в бедной семье. Благодаря патронажу получил образование в университете Пизы. В 1725 году стал профессором этого университета, где приобрел известность, как защитник подлинности рукописи «Codex Pisanus». Инфант дон Карлос обратился к Тануччи с просьбою разрешить вопрос, может ли монастырская стена оградить преступника от наказания (дело шло о солдате, совершившем убийство и скрывшемся в монастыре). Тануччи ответил, что право убежища противно и божеским, и человеческим законам и служит угрозой государственному порядку. Рим проклял памфлет, но инфанту понравился смелый ученый, и когда он под именем Карла III занял неаполитанский престол (в 1734 году), он предложил Тануччи пост первого министра. Воспитанный под влиянием римского права, Тануччи был убежденным монархистом и считал совершенно ненормальным явлением огромную власть, присвоенную себе аристократией и духовенством. С этой идеей он принял бразды правления, не рассчитав ни сил противников, ни средств, которыми располагал король. Он видел только одно — что Испания окажет Неаполю поддержку, когда того потребуют обстоятельства. Его неподготовленность сказалась в тех мерах, которые проводил по его совету Карл. Быть может, нигде просвещенный абсолютизм так явно не обнаружил своих внутренних противоречий, как в Неаполе, нигде реформы, задуманные в таком широком масштабе, не оказывались так непрочны и недолговечны. Внешнего блеска было много, но политика Тануччи, разрушая, не умела созидать, и его дело в неумелых руках Самбуки и Актона быстро пришло в упадок.
20 февраля 1698 года родился — Бернарде Тануччи.post-13108-129817958563 (700x347, 198Kb)
Он начал с того, что прекратил накопление земель в руках монастырей (main morte), ограничил церковную юрисдикцию, отнял власть, которою издавна пользовался папский нунций; но эти меры были слишком незначительны для страны, где на 5 млн населения было 100 000 служителей церкви. Еще нерешительнее были меры, предпринятые Тануччи против светской аристократии. Несколько указов, изданных в начале царствования Карла, не привели ни к чему; кодекс («Codice Carolino2), который должен был провозгласить равенство всех перед законом, не был приведен в действие. Тануччи мало интересовался научным движением; покровительство ученым, раскопки в Геркулануме и Помпее, постройка великолепного замка в Казерте — все это было личным делом Карла. Когда Карл, заняв престол Испании, оставил в Неаполе королем своего сына Фердинанда IV и назначил регентство (1759 год), Тануччи стал почти полновластным. Его борьба с Римом сделалась более решительною. В 1767 году из Неаполя были изгнаны иезуиты, а когда Климент XIII протестовал, Тануччи захватил Беневент и Понтекорво (подобно тому, как Шуазель занял Авиньон) и прекратил ежегодный дар папе иноходца и 7000 экю, символизировавший вассальную зависимость Неаполитанского королевства от Рима. Как раз в этот момент власти Тануччи был положен конец. Фердинанд IV женился на австрийской принцессе Марии-Каролине; испанское влияние стало уступать австрийскому, и Тануччи в октябре 1776 года был удален от власти. Умер в Неаполе 29 апреля года. Сочинения: «Epistola ad nobiles socios Cortonenses, in qua nonnula refutantur et epistola Guidonis Grandi, de Pandectis» (Лукка, 1728); "Difesa seconda dell’uso antico delle Pandette e del ritrovamento del famoso manoscritto di esse in Amalfi " (Флор., 1729); «Epistola de Pandectis Pisanis» (1731), «Dissertazione del dominio antico de’Pisani sulla Corsica» (в «Istoria del regno di Corsica», Камбиаджи).

 (534x698, 101Kb)
1724
Василий Саввич Перекусихин
русский государственный деятель. Сенатор, тайный советник; родной брат М.С.Перекусихиной. Учился в Сухопутном шляхетном корпусе. 14 февраля 1746 г. произведен в комиссары. В 1751 г. выпущен из корпуса в артиллерию капитаном с определением к работам по постройке Новодевичьего монастыря. В 1761 г. произведен в премьер-майоры. Вскоре оставил военную службу с переименованием в гражданский чин коллежского советника. С этого времени начинается его быстрое продвижение по служебной лестнице благодаря покровительству сестры. 11 августа 1763 г. принят на службу в Канцелярию опекунства об иностранных единоверцах. В 1765 г. назначен обер-прокурором 4-го департамента Сената, где оставался до 22 сентября 1777 г. В 1768 г. ему был пожалован двор в Санкт-Петербурге, в 1770 г. ему вместе с сестрой была дана 1 тысяча десятин земли в Воронежской губернии, в 1773 г. - имение в Нижегородском уезде. Выйдя в 1777 г. в отставку с чином тайного советника, сохранил обер-прокурорское жалованье. С 1783 г. сенатор сначала во 2-м, с 1885 г. в 1-м департаменте. В октябре 1788 г. совсем оставил службу. В виде особой милости ему была назначена полная пенсия с сохранением жалования. Умер 2 декабря 1788 года. Перекусихин был пышно погребен на казенный счёт в Александро-Невской лавре. Он оставил одну только дочь Екатерину (1772—1842) бывшую в замужестве за обер-гофмейстером Ардалионом Александровичем Торсуковым (1754—1810).

 (571x699, 121Kb)
1729
Фёдор Григорьевич Волков
русский актер, режиссер, театральный деятель, создатель первого русского театра. Родился в Костроме в купеческой семье. После смерти отца переехал в Ярославль, где воспитывался отчимом – ярославским купцом и промышленником. Ярославцам были знакомы разные виды театральных представлений. Волков с детства видел народные игрища, любительские спектакли и представления школьных драм. Он отличался разнообразными талантами, но главной его страстью был театр. Юность совпала с расцветом театрального любительства, уже приближавшегося по своим формам к профессиональному театру. В 1741–1748 Волков обучался в Москве. Время учебы совпало с восхождением на престол дочери Петра I, Елизаветы Петровны, которая немало способствовала развитию культуры. Императрица любила маскарады, зрелища, театральные представления. В Москве Волков прошел свои первые театральные «университеты». Он играл на святках в духовных драмах и переводных комедиях. Познакомился с итальянским оперно-балетным театром, дававшим представления в дни коронационных торжеств. Это знакомство было продолжено в Санкт-Петербурге, в 1746, когда Волков не только подробнее рассмотрел театральную архитектуру и сценические механизмы, но и сделал ко всему чертежи, рисунки и модели, изучил характер декорационного искусства и техники, – все, что определяло тип театрального здания и сценического оформления в европейском театре 18 в. К созданию собственного театра Волков подошел, имея большой запас театральных знаний, включая знакомство с трагедиями А.П.Сумарокова. Первые представления театра, организованного им в Ярославле, относятся приблизительно в 1750. Возглавив труппу любителей-разночинцев, он создал театр, отвечавший потребностям публики. Это был решительный шаг на пути превращения театра любительского в общедоступный профессиональный театр. Открылся театр Волкова представлением трагедии Сумарокова Хорев и комедии Мольера Лекарь поневоле. Репертуар театра был обширен и сложен. Это и школьная драма Димитрия Ростовского, и пьесы-инсценировки, и трагедии Сумарокова. Становление русского национального театра стремительно набирало силу. Необходимость создания театра на государственном уровне диктовалось многими причинами, и прежде всего тем, что Российская империя нуждалась в поднятии собственного престижа, как просвещенного европейского государства. Поэтому, когда в 1851 известие о Ярославском театре доходит до Санкт-Петербурга, выходит высочайший указ, требующий доставить братьев Волковых с их труппой в Санкт-Петербург.
20 февраля 1729 года родился — Фёдор Григорьевич Волковpost-13108-130545318336 (700x350, 263Kb)
В конце января 1852 ярославцы, прибыв в Царское Село, сыграли несколько пьес: Хорев, Синав и Трувор, Гамлет Сумарокова и Комедия о покаянии грешного человека Ростовского. Игра волковской труппы отличалась природной талантливостью исполнения. Наиболее одаренные актеры Ярославского театра, в том числе и Волков, были отданы на обучение в шляхетный корпус, где их учили искусству исполнения трагедий. 30 августа 1756 Императрица Елизаветы издала приказ об учреждении «русского для представления трагедии и комедии театра». В отличие от придворных театров, предназначенных для узкого круга аристократического зрителя, «Российский театр» был общедоступным и давал платные представления для широких слоев городской публики. Основной репертуар театра состоял из русских драматических произведений, преимущественно пьес Сумарокова. Ядро труппы составили профессиональные актеры из числа ярославских комедиантов: Ф.Г.Волков, И.А.Дмитревский, Я.Д.Шумский и др. 1756–1762 – расцвет творчества Ф.Волкова. Актер принимал участие и в политической жизни России. Он был одним из инициаторов заговора с целью свержения Петра III. За многие заслуги перед императрицей был возведен в дворянское сословие. Однако, от предложенной Екатериной II должности кабинет-министра и ордена святого Андрея Первозванного, отказался. Выдающийся общественный деятель второй половины 18 в. писатель Н.И.Новиков писал: «Сей муж был великого и проницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и прилежным чтением наилучших книг». Современники называли Волкова великим актером, однако точных сведений об обширном репертуаре Волкова не имеется. Известно, что обладая колоссальным актерским темпераментом, великолепными внешними данными, Волков играл как комические, так и трагические роли. Для эстетики классицизма, которой в целом отвечало театральное творчество Волкова, такой универсализм был удивителен. Рамки амплуа и строгое разделение на жанры предполагали соблюдение правил при распределении ролей актерам. Нарушив этот незыблемый для классицистов канон, Волков положил начало своеобразию национального актерского искусства: почти все выдающиеся актеры 18 в. играли как трагические, так и в комические роли, что делало их исполнение более близким жизненным образцам. Для исполнительской манеры Волкова характерно сочетание напевности декламации с повышенной эмоциональностью игры, преодолевающей схематизм
1000_Volkov (239x700, 126Kb)
Ф.Г.Волков на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.
Славу Волкову принесли, главным образом, три роли драматических произведений Сумарокова: Оскольд в трагедии Семира, Американец в балете со сценами Прибежище добродетели, Марс в прологе Новые лавры. Все эти произведения, написанные в разных жанрах, на самом деле были объединены героико-патриотическим характером главных ролей и гражданственной тематикой, несомненно близкой Волкову с его государственным складом ума и качествами, необходимыми актеру-трибуну, просветителю, показывающему зрителю образцы нравственности. В начале 1763 Волков выступил в качестве режиссера-постановщика маскарада Торжествующая Минерва, организованного в Москве в честь коронации Екатерины II. Смысл этого пышного зрелища состоял в оправдании дворцового переворота и свержения Петра III, объясняя его, как победу справедливости и разума, а также прославление новой императрицы, как «торжествующей Минервы» (богини мудрости и правосудия, покровительницы искусства, науки и ремесел). Цель маскарада состояла и в осмеянии человеческих пороков, таких, как мздоимство судей, крючкотворство чиновников, беззаконие и произвол. «Торжествующая Минерва» обещала искоренить эти пороки, покровительствовать мирному труду, способствовать развитию наук и искусства. Волкова горячо увлекла возможность выразить в массовом зрелище, обращенном к народу, важнейшие для него мысли и чувства, мечты о золотом веке. Вместо мифологических фигур он вводит образы и приемы, заимствованные из народных представлений, игр и песен. Так, одна из частей маскарада, «Превратный свет», была построена на фольклорных мотивах. В другой сцене маскарада прославлялся Мир, сжигающий военные орудия. Тексты некоторых сатирических песен приписывались Волкову. В грандиозном зрелище участвовали все театральные силы Москвы, как любительские, так и профессиональные, труппы «охочих комедиантов», артисты иностранных театров. Великолепная организация сложного массового зрелища свидетельствовала об исключительных режиссерских способностях Волкова. Но на этой высокой ноте творчество Волкова оборвалось. Принимая активное участие в руководстве колоссальным действием, контролируя различные участки маскарада, продолжавшегося три дня на сильном морозе, Волков заболел и скончался в Москве 15 апреля 1763 года.
Fyodor_Volkov_02_(stamp) (700x491, 229Kb)
Почтовая марка СССР, 1956 год: 200 лет со дня учреждения первого в России государственного театра.
Литература: Ф.Г.Волков и русский театр его времени. Сборник материалов, Москва, 1953; Коган М., Федор Григорьевич Волков. 1729-1763. К 175-летию со дня смерти, Москва-Ленинград,1938; Лучанский М., Федор Волков, Москва, 1937 [Жизнь замечательных людей, выпуск 19(115)]; Парийский Н." Творческий путь Ф.Г.Волкова, "Труды Ярославского педагогического института", 1929, том 3, выпуск 1; Дмитриев Ю.,Ф.Волков и начало русского театра, "Театр", 1950, N 6; Куликова К.Ф. Кинжал Мельпомены: Рассказ о жизни Фёдора Волкова [1729—1763] — Москва; Ленинград: Искусство, 1963. — 172 страниц. — (Корифеи русской сцены); Астафьев А.В., Астафьева Н.А. Ф.Г.Волков // Писатели Ярославского края — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1974. — Страницы 41-45. — 248 страниц. — 5 000 экземпляров; Куликова К.Ф. Российского театра первый комедиант // Куликова К.Ф. Российского театра первые актёры — Ленинград: Лениздат, 1991. — Страницы 19 - 59. — 336, [32] страниц. — (Выдающиеся деятели науки и культуры в Санкт-Петербурге—Петрограде—Ленинграде). — 50 000 экземпляров. — ISBN 5-289-00810-1. (в переплёте); Исторический лексикон. Том 8. — XVIII век. — Москва, 1996. Страницы 152—157; Серков А.И. Русское масонство. 1731—2000 гг. Энциклопедический словарь. — Москва: Российская политическая энциклопедия, 2001. — 1224 страницы.

 (571x698, 130Kb)
1734
Франц Игнац Бек (Franz Ignaz Beck)
немецкий композитор. Родился в Мангейме. Учился у И.Стамица, играл на скрипке в Италии, с 1757 обосновался во Франции — вначале в Марселе, затем в Бордо, где занял пост дирижера Гран-театра (Grand Thйвtre). В молодые годы создал несколько симфоний, в которых заметны такие прогрессивные для середины XVIII в. черты, как тематическое развитие, самостоятельные партии для духовых, а в сравнительно поздних образцах — четырехчастное строение. Среди сочинений: оперы – «Прекрасная садовница» (постановка 1767), «Необитаемый остров» (1789); мелодрама «Пандора» (1789); 4 сборника симфоний (1758-1766), 2 дивертисмента, фортепьянные сонаты, хоры, церковная музыка (в том числе Stabat mater, 1783), революционные песни и марши. Умер в Бордо 31 декабря 1809 года.

 (550x699, 92Kb)
1736
Иван Афанасьевич Дмитревский (Дмитревской, Дьяконов, Нарыков)
один из первых актеров русского профессионального театра, театральный деятель, педагог, переводчик и автор. Родился в Ярославле. Фамилия Дмитревский произошла от названия церкви Димитрия Солунского, в которой дьяконом служил его отец (отсюда и фамилия Дьяконов: родовая – Нарыков). Учился в духовной семинарии, с 1749 начал свой путь в искусстве, как сподвижник основателя русской профессиональной сцены Ф.Г.Волкова, играя в ярославской труппе любителей, т.н. «охочих комедиантов». Будучи необыкновенно красивым юношей, начинающий лицедей часто исполнял женские роли, т.к. женщины в то время на сцене были редкостью. Лучшие актеры ярославского театра во главе с Волковым, Дмитревским и С.Шумским были приглашены в столицу для того, чтобы подготовить постоянный общедоступный русский театр. Столичный дебют ярославских любителей состоялся в 1752, обнаружив их недостаточный по Санкт-Петербургским меркам профессионализм, наивность театральных приемов. В числе самых талантливых членов труппы он был оставлен в столице и отдан для дальнейшего продолжения образования под руководством драматурга А.П.Сумарокова, в аристократическое военное учебное заведение Сухопутный шляхетский корпус, славившийся своими спектаклями. К 1755 дебютировал в двух трагедиях Сумарокова: Хорев и Синав и Трувор. Со времени учреждения первого Публичного русского театра в 1756 становится его ведущим актером в амплуа «первого любовника», а после смерти Волкова в 1763, премьером этого театра. Наряду с основным трагическим репертуаром часто выступал в комедиях, что характеризовало его как актера широкого диапазона. На протяжении долгой творческой жизни совершенствовал технику актерского искусства, прислушивался к новым эстетическим веяниям времени, ради которых мог сознательно пожертвовать сценическим каноном. Первый период его профессиональной деятельности, условно определяющийся временем до 1765, т.е. до первого заграничного путешествия, был ориентирован на образцы французского театрального классицизма. В России это направление утверждалось драматургией и педагогикой Сумарокова. Игре Дмитревского были свойственны строгое соответствие жестов и поз определенным чувствам и состояниям, четкая продуманность всех деталей, подчиненных главной идее произведения. Классицизм требовал от актера безупречного владения техникой декламации и умения управлять чувством на сцене, выделяя, прежде всего смысловые акценты роли и пьесы. Этими качествами он владел в совершенстве. Его лучшие роли в пьесах Сумарокова – Синав (Синав и Трувор), Оскольд (Семира), Димитрий (Димитрий Самозванец) утверждали идеалы гражданской доблести, тираноборчества. В период 1765–1768 дважды побывал за границей, посетив Париж, Лондон и др. европейские города. Его театральный опыт обогатился новыми красками, связанными с утверждением на европейской сцене сентиментализма и с новыми, более демократичными жанрами: мещанской драмы или «слезной комедии», сентиментальной драмы и комедии. Чувствительность исполнения становится необходимым качеством для нового репертуара, а вслед за ней – простота и естественность в выражении чувств. Роли, сыгранные после 1768, отличались этими качествами, нашедшими отклик у зрителя. Не отказываясь полностью от привычных приемов классицизма, он приближается к новой манере исполнения, делая упор на психологической глубине раскрытия образа, не на внешних эффектах, а на внутреннем движении характера. Из-за границы привез также тексты современных французских драм, которые сам переводил для русской сцены. В 1770 им была предпринята смелая постановка пьесы Евгений Бомарше. Не надеясь на понимание Санкт-Петербургского аристократического зрителя, поставил пьесу в Москве, успешно сыграв главную роль. В ролях комического репертуара (мольеровские Амфитрион и Мизантроп) поражал мастерством, эволюционируя от техники классицизма к зарождению реалистических черт. В 1780-е становится художественным руководителем демократического Вольного Российского театра в Санкт-Петербурге (театр К.Книппера, состоявший из молодых людей московского Воспитательного дома для незаконнорожденных). С этого времени театральная педагогика становится важным делом его жизни, снискав ему славу создателя русской театральной школы драматического искусства. С 1782 – главный руководитель театра для массового зрителя. В свой бенефис ставит комедию Д.Фонвизина Недоросль, сыграв роль Стародума (ранее им был поставлен также Бригадир). Роль Стародума выдвинул на первое место, подчеркнув свое сочувствие взглядам просветителей. Перу Дмитревского принадлежит не менее 50 переводов и переработок иностранных пьес, в которых автор шел навстречу демократическим вкусам, постоянно укрепляя репертуар русской сцены прогрессивными по меркам того времени сентиментальными комедиями и драмами. С большим успехом играл и в отечественных произведениях подобного толка, как в пьесе Мот, любовью исправленный В.Лукина. С возрастом стало ясно, что сила его искусства в тонкости оттенков, умении негромко донести мысль до зрителя. Выступая в подчас радикально противоположных по своей эстетике пьесах, всегда был чуток к их жанровой природе. Но его собственный взгляд на задачи сценического искусства оставался единым. Свое наставление мастер передал ученикам: «Театр – это такое место, которое должно быть во всей строгости училищем добродетели и страшилищем порокам». Разносторонняя деятельность сближала его с передовыми умами России. Переведенная им в середине 1770-х пьеса французского автора Сорена Беверлей содержала протест против социальной несправедливости жизни. Пьеса и исполнение Дмитревского восхитили Радищева полным созвучием с его собственными чувствами. В 1783 Вольный театр указом Екатерины II становится Императорскимени Дмитревскому отведено место инспектора. Его обязанностью продолжает оставаться воспитание и обучение молодых артистов, среди которых будущие знаменитости: Е.Семенова, А.Яковлев, А.В.Каратыгин, И.Сосницкий, С.Сандунов, П.Плавильщиков, Я.Шушерин. И в то же время он играл главные роли в комедиях, написанных самою Екатериной и утверждавших незыблемость монаршей власти. Не прошло мимо него и творчество оппозиционно настроенного ко двору Я.Княжнина. На протяжении многих лет играл трагически влюбленного Ярба из Дидоны, Росслава из одноименной пьесы, сочувственно отозвался о запрещенном императрицей Вадиме Новгородском. С 1784, познакомившись с юным И.А.Крыловым, становится его литературным наставником. В 1802 за выдающиеся заслуги перед русской литературой и театром, единственный из русских артистов, был избран членом Российской академии наук, принимал активное участие в работе до 1814. Покинул сцену в канун 1799, хотя его последнее выступление относится к 1812, когда на волне всеобщего патриотизма, в театре была показана пьеса С.Висковатого Всеобщее ополчение с Дмитревским в роли унтер-офицера Усердова. Выход артиста вызвал бурю восторга, его исполнение отмечалось небывалой эмоциональностью. Умер в Санкт-Петербурге 8 ноября 1821 года, похоронен на Волковом кладбище. В 1939 году его прах и памятник были перенесены в Некрополь Александро-Невской лавры.

 (485x699, 105Kb)
1744
Мари-Александр Генен (Marie-Alexandre Guйnin)
Французский скрипач и композитор. Родился в Мобёже (Nord). В 1760 прибыл в Париж, где сделался учеником Капрона (скрипка) и Госсека (композиция), в 1777 музыкальный интендант принца Конде, в 1778 член королевской капеллы, в 1780—1800 скрипач-солист Большой оперы, после чего жил в нужде. Написал большое количество инструментальных произведений, которые при появлении своем ставились на одну высоту с произведениями Гайдна, — ошибка, которая была скоро замечена, так как Генен, обладая талантом и рутиной, вовсе не был гениален. Генен написал: 14 симфоний (2 скрипки, альт, бас, 2 гобоя, 2 валторны; первые появились в 1770), 6 струнных квартетов, 18 скрипичных дуэтов, 6 сонат для скрипки с сопровождением 2-й скрипки, концерт для альта, 3 дуэта для виолончели и 3 сонаты для фортепиано и скрипки. Умер в Этампе 22 января 1835 года.

 (676x699, 133Kb)
1745
Иоганн Петер Саломон (Заломон; Johann Peter Salomon)
немецкий скрипач и композитор. Родился в Бонне. Сын Филиппа Саломона - скрипача Венской придворной капеллы. Саломон играл в оркестре Боннского курфюрста, а после успешных выступлений в Берлине и Франкфурте-на-Майне (1765) стал концертмейстером оркестра принца Генриха в Рейнсберге. С роспуском капеллы с 1781 жил в Лондоне, где выступал как скрипач-ансамблист. Занимался концертным предпринимательством, организовал «Концерты Саломона», занявшие важное место в музыкальной жизни Лондона. В 1790 посетил Й.Гайдна в Вене, содействовал его поездкам в Лондон (1791-1792, 1794-1795) и побудил его к сочинению оратории «Сотворение мира». Автор опер, ораторий, сонат для скрипки и песен. Умер в Лондоне 28 ноября 1815 года.

 (634x699, 147Kb)
1751
Иоганн Генрих Фосс (немецкое имя - Johann Heinrich Voss)
немецкий писатель и переводчик. Родился в Зоммерсдорфе, Мекленбург. Учился в Гёттингенском университете (1772-1776); с 1805 г. – профессор Гейдельбергского университета. Был организатором группы «Союз рощи» (иначе - Геттингенской рощи»), входившей в движение «Буря и натиск». В своих идиллиях резко критиковал феодальные порядки в Германии, нередко в форме «сельской» утопии («Луиза», 1783-1784, переработанное издание 1795). В памфлетах «Как Штольберг стал рабом» (1819) и другие с позиций Просвещения выступал против немецких романтиков и усиления политической и церковной реакции. Большое культурное значение имели его переводы «Одиссеи» (1781) и «Илиады» (1793) Гомера. Умер в Гейдельберге 29 марта 1826 года. Сочинения: Werke in einern Band, В., 1966; в русском переводе – Иностранные поэты. Готфрид Бюргер и Иоганн Фосс с приложением их стихотворений, Москва, 1901. Литература: История немецкой литературы, том 2, Москва, 1963; Неустроев В.П., "Геттингенский союз". Фосс и Бюргер, в его книге: Немецкая литература эпохи Просвещения, Москва, 1958.

Johann_Christian_Reil_(1811) (528x700, 220Kb)
1759
Иоганн Христиан Рейль (немецкое имя - Johann Christian Reil )
немецкий медик, физиолог, философ и педагог, придумавший термин «психиатрия» и «госпиталь для психической терапии» (психиатрическая больница), установивший, что лихорадка — неспецифический патологический процесс, начавший первый научный журнал, посвящённый физиологии и первый немецкий психиатрический журнал, автор множества эпонимов после изучения строения и химического состава мозга, сердца и пальцев. Родился в Раудерфене. Иоганн Христиан Рейль был единственным сыном в семье лютеранского пастора Иоганна Юлиуса Рейля и Анны (урождённой Йенсен-Стренг) в регионе Восточная Фризия. Отец хотел, чтобы он также стал священником, однако сыну медицина нравилась больше теологии. В октябре 1788 он женился на Иоганне Вильгельмине Левео (умерла в 1813), дочери богатых родителей-гугенотов. Они имели 2 сыновей и 4 дочерей. Учился в Геттингене в 1779 (3 семестра) и с 14 октября 1780 в Галле под руководством профессора медицины Ф.Ф.Т.Меккеля (отца И.Ф.Меккеля Младшего) учил хирургию и анатомию и И.Ф.Г.Гольдхагена — собственно медицину. Последний сам принял в качестве мастера масонской ложи (1777-1786) «на три меча» 1 марта 1782 своего студента. После получения докторской степени медицине и хирургии, защитив 9 ноября 1782 диссертацию по болезням желчной системы, в этом же году в Берлине Рейль завершил обязательные курсы стажировки для утверждения в качестве прусского врача в Университете Медицины и Хирургии. Это был лучший в то время университет Пруссии. Здесь он проживал с Генриеттой и Маркусом Герц, к которым он прибыл с письмом-рекомендацией от Гольдхагена. Маркус был врачом и Иоганн Христиан был впечатлен его сочетанием учений Просвещения, философии Канта с медициной и наукой. Кроме этого, он был студентом самого Канта, и именно он повлиял на философское мировоззрение Рейля. Рейль затем с 1783 4 года работал в качестве частного врача на севере страны. Здесь он написал в 1785 году практическое руководство под названием «Диететические советы домашнего врача для моих соотечественников» (немецкое название - «Diдtetischer Hausarzt fьr meine Landsleute»). В 1787 году он получил звание адъюнкт-профессора медицины в университете Галле благодаря Гольдхагену, который летом этого же года пригласил его в качестве лектора. После внезапной смерти своего наставника и предшественника И.Ф.Г.Гольдхагена Иоганн Христиан Рейль в 1788 стал профессором терапии и директором больницы, а в 1789 его назначили врачом города. Рейль преподавал в Галле 21 год. В 1793 Иоганн стал членом старейшей академии Леопольдины, хотя при этом его никогда не приглашали в Берлинскую академию. В 1802 он отклонил щедрое предложение преподавать в Геттингене, вместо этого приняв в Галле зарплату в 900 талеров и титул старшего верховного советника. Среди его основных работ была «О накопленном опыте и лечении лихорадки» (5 томов, Галле 1799-1815). Одно из основных её достижений то, что при горячке поднятие температуры понимается как универсальное при патологических состояниях, и поэтому характеризуется как единая реакция организма при различных заболеваниях. Немецкие философы XVIII-начала XIX века были идеалистами и религия находила их поддержку.
20 февраля 1759 года родился — Иоганн Христиан Рейльpost-13108-129817965577 (700x341, 286Kb)
Это отразилось в первую очередь в немецкой педагогике (а Рейль позже проявит себя и тут), но и в психиатрии первой половины XIX века, в которой господствовали религиозно-морализирующие взгляды на психические болезни. Философы-идеалисты того времени, признавая первичность духа, способствовали тем самым становлению дуализма в психиатрии, что привело к образованию двух идеологических школ: «психиков» и «соматиков». Распространенная школа психиков полагала, что при душевных болезнях заболевает душа и источник этого — грех. Им возражала «школы соматиков»: что душа бессмертна и заболеть не может, заболевает ее телесная оболочка; соматическое заболевание — основа и причина нарушений психики. Убежденные в указывании пути истинного душевнобольному, они способствовали распространению целого ряда механических приспособлений. Они и повлияли на Иоганна Христиана Рейля и получили в его идеях свое развитие. Основоположной в медицине он считал физиологию, а в её основе — химию: «явления жизни можно целиком объяснить сочетанием физических и химических сил».Он начал первый научный журнал, посвящённый этому предмету: «Архив физиологии» (немецкое название - «Archiv fьr Physiologie»). Первый его выпуск он посвятил своим друзьям — химику, оппоненту теории о флогистоне Г.Э.Шталя Ф.А.К.Грену и философу Л.К.Якобу. Также в нём был революционный очерк «О жизненной силе», где был отброшен анимизм Шталя (психика) — витализм и его идея об оккультной жизненной силе, онтологически отдельной душе, контролирующей тело. Рейль также критиковал Блуменбахово восхождение (стремление) формы (лат. nisus formativus), как не более чем заступничество за более крайние, но скрытые причины (детерминизм). Если медицина должна стать наукой, все утверждения должны полностью и строго опираться на детерминизм. Все силы должны опираться на материю: «К чему придумывать еще какую-то новую основную силу: не выигрывает ли естествознание в своем единстве, когда мы обходимся возможно меньшим числом основных принципов?». Странно, что из-за заголовка этот очерк считали защитой витализма. После его преждевременной смерти журнал продолжили И.Ф.Меккель Младший, И.П.Мюллер и П.Дюбуа-Реймон. Начиная с этого журнала, следуя Канту, он полагал, что физиология не может изучить пределы человеческого знания. Душу познать невозможно. Первая его классификация психологических расстройств выйдет позже, в 1802 в книге «Лихорадочные нервные болезни» (немецкое название - «Fieberhaste Nervenkrankheiten»), где было подмечено, что умопомешательство часто сопровождает лихорадку. С этой точки зрения он считал, что это — нарушение основных душевных сил по Канту, что он описал позже в «Рапсодии (восторженной речи) об использовании психологической терапии для душевно больных». Вместе с «Архивом физиологии» Рейль издавал ещё 2 журнала: «Иллюстрированный журнал интеллектуального благополучия» (немецкое название - «Magazin fьr die psychische Heilkunde» ) совместно с философом А.Б.Кайслером — первый немецкий психиатрический журнал (в 1805), в первом номере которого была статья «О соотношениях медицины и педагогики»; и «Вклад в поддержку метода курортного лечения и интеллектуального направления» (немецкое название - «Beitrдge zur Befцrderung einer Kurmethode auf psychischem Wege») совместно с философом И.К.Хоффбауэром (2 тома, 1808-1812). Программа этого журнала была:
Казуистические сообщения о случаях самопроизвольного исцеления (по возможности, с анализом соответствующего механизма);
Изучение действия психических факторов (различных внешних впечатлений, катастроф и сильных эмоций на организм человека);
Описание случаев психотерапии. Некоторые из приемов, которые предлагал сам Рейль, были удивительными: больного пугали в темноте внезапным прикосновением вывороченной наизнанку шубы, проведением по его лицу кистью руки скелета, воздействием на его слух кошачьего крика, а также проектировался особый художественный психиатрический театр (прообраз современной психодрамы), с репертуаром волнующих мелодрам, в которых должны были фигурировать судьи, палачи, привидения, ангелы; про запас намечались декорации, изображающие тюремные камеры, эшафот, львиное логовище, операционную. Особенно интересной представляется история с использованием кошачьего фортепиано (немецкое название - Katzenklavier), которое, правда, так и не было приведено в действие. Также он предложил трудотерапию. Кроме того, Рейль одним из первых учёных пытался классифицировать конституцию человека по его характеру. Философское понимание медицины и самого себя, основанное Герцем и оформленное Якобом, ведёт к механистическому взгляду, например в 4 томе (о лихорадке, посвящён Наполеону). Иоганн Рейль никогда не переписывался с Кантом, хотя последний ссылался на его физиологические работы в своих трудах (1798) Однако его студент К.А.Вилманс написал ему несколько писем, одно из которых он даже опубликовал в придатке к «Критике практического разума» (1798; Ak. 7: 69-75). Сам же Иммануил Кант ответил в обратном письме, что он не согласен с полностью материалистическим пониманием физиологии, изложенным в письме Вилманса (май 1799). Иоганн Христиан Рейль очень приближается к Шеллингу (некоторые даже считают после этого Рейля его последователем) и уходит за границы Канта в своей книге по психиатрии и терапии «Рапсодия (восторженная речь) об использовании психологической терапии для душевно больных», значимость которой дле немецкой психиатрии может быть на уровне работ З. Фрейда[3]. Здесь сумасшествие больше не рассматривается, как возникающее отдельных от всех причин, а скорее как разделение рационального «я» (см. в современное «расщепление сознания») и последовательная невозможность сконструировать правильное «не-я» (видимо, в современном понимании см. «дереализация»). Психическое здоровье теперь рассматривалось как баланс психических сил, происходящих из работы нервной системы, что продуцирует менее сложные силы. Эти интеллектуальные силы — самосознание, рассудительность (в её структуру также входило внимание) и внимательность (возможность к избранию отдельных предметов), как он их называл — психические. Их дисбаланс можно корректировать от лечения до шоковых методов (бросать пациента в ёмкость с угрями (вспомним более ранние труды)). Он был реформатором и в других сферах психиатрии. Иоганн Христиан Рейль занимался не столько резко выраженными психозами, сколько неясными переходами здоровья в болезнь, требующими своевременной поддержки. Тут особенно остро критиковались несовершенные современные ему «сумасшедшие дома» (немецкое название - toll haus). Рейль предлагал совершенно изгнать из обихода это старое название, заменив его новым термином — «госпиталь для психической терапии». Допуская излечимость психозов в начальных периодах заболевания, он объяснял малый процент выздоровлений полным отсутствием наблюдения и правильного ухода. В 1808 он вводит и понятие, и основы «настоящей психиатрии» — лечения душевных болезней. Но для этого, прежде всего, нужны соответствующие учреждения. Иоганн Христиан так описывает современные ему больницы: «Мы заключаем этих несчастных в заброшенные тюрьмы за городской чертой, в сырые темницы, мы бросаем их в цепях гнить в сырых подвалах». Больница должна быть в красивой деревне, по современному и XXI веку павильонному типу (а не в казармах барачного типа), с садом, огородом и другими местами для труда, а также школа для сумасшедших и клиника для студентов. Излечимых и неизлечимо больных он рекомендовал лечить отдельно. Во главе стоит триумвират из «заведующего», который, как не врач, во всем руководствуется медицинскими и психологическими соображениями двух остальных — главного врача и психолога. Высшим идеалом выставляется органическое слияние в одном лице медицины и психологии. При этом интересно, что последний термин, в отличие от «психиатрии», впервые использует Рудольф Гоклениус ещё в 1590 году для обозначения науки о душе. Интересно, что в этом же труде Рейль заинтересовался гидротерапией, популяризировал санаторно-курортное лечение и создал одну из первых в Германии водолечебниц, открытую в 1809 — спа. В последние годы жизни в Галле Рейль заинтересовался нейроанатомией, особенно после лекции, которую летом 1805 прочитал френолог Ф.И.Галль. Иоганн Христиан Рейль начал изучать мозжечок, публикуя большинство работ в 1807-1809. Он известен в анатомии мозга множественными эпонимами после изучения его строения и химического состава:
Дугообразный пучок (пучок Рейля, латинское название - fasciculus arcuatus) соединяет клетки язычка, клетки ядра шатра с латеральным, медиальным и верхним преддверными ядрами;
Рейля циркулярная борозда (синоним: круговая борозда островка, латинское название - sulcus circularis insulae);
Рейля углубление (синоним: долинка мозжечка, латинское название - vallecula cerebelli);
Рейля треугольник (синоним: треугольник петли, латинское название - trigonum lemnisci);
Рейля связка (синоним: медиальная петля, латинское название - lemniscus medialis);
Рейля петля (синоним: петля мозговой ножки, латинское название - ansa peduncularis);
Рейля островок (синоним: островковая доля, латинское название - lobus insularis);
Рейля волокна (синоним: латеральные полоски мозолистого тела, латинское название - striae longitudinales laterales);
Он первым описал структуру, известную как покрышка (латинское название - tapetum) мозолистого тела;
Ещё в «Рапсодии (восторженной речи) об использовании психологической терапии для душевно больных» Рейль писал: «Мозг — постигается как комплексное производное искусства, состоящее из большого количества взаимосвязанных тел, что находятся в целенаправленной связи друг с другом». Изменение одного из них ведет к изменению мозга в целом. А так как мозг — орган души, её воля тогда также нарушается. Так работает мозг сумасшедшего. Мозг и рассудок неразрывно связаны. Связан он и с остальной, ниже уровнем, нервной системой. Поражается мозг — поражается рассудок. Из других эпонимов хорошо известен палец Рейля (латинское название - Digitus mortuus), линии Бо-Рейля на ногтях (описаны Рейлем за 50 лет до Д.О.С.Бо, в 1796) и канатик Рейля.
Рейль полностью отошел от механистического понимания мира в 1807 при изучении беременности, когда он утверждает, что матка ведёт себя необъяснимо, согласно с чем-то похожим на силу Блюменбаха. Отсюда видно ещё непоследовательное материалистическое мировоззрение того времени. В 1810 году Рейль обсуждал и эту проблему. Он видел её на практике — затяжных больных в основном… душили(!!!). Иоганн Христиан Рейль был полностью за облегчение моральных и физических страданий, но категорически против даже ускорения смерти. Во время Войны третьей коалиции студентская оппозиция привела к закрытию Университета Галле на 3 семестра (с 20 октября 1806 по 9 марта 1808). Будучи одним из самых больших университетов Германии, после политических изменений он со всей территорией Галле отошел к Королевству Вестфалия, таким образом давать силы для разговоров, что новый прусский университет будет основан в Берлине. И действительно это произошло. В 1810 Рейль был избран его профессором. Но по договоренности, ежегодно в течение нескольких месяцев он мог пребывать в Галле в качестве врача. В программу Рейля с парками и салонами принадлежали также театральные представления, основанные в 1811 в церкви бывшего францисканского монастыря. Среди многочисленных гостей спа со всей Германии, были Иоганн Вольфганг фон Гёте и Вильгельм Гримм. Поэт Гёте, правда, первый раз посещал его в 1802-1805 для обсуждения научных вопросов, таких, как психиатрия, а также он нуждался в нём в качестве врача. Для открытия театра Гете написал «Пролог для Галле». Помимо этого, Гёте посвятил 1814 ему в качестве некролога прелюдию к «Что мы принесли» (немецкое название - «Was wir bringen»). В. фон Гумбольдт, исполняющий обязанности министра образования Пруссии проконсультировался с Рейлем и К.В.Гуфеланд по поводу медицинского образования в университете и в Пруссии, и в целом и получил диаметрально противоположные ответы. Иоганн Христиан Рейль был за классическое научное образование и против «апостолов выгоды», что ценили науку только за практическую применимость. В своем очерке ещё в 1804 он был за разделение пути образовательной системы на врачей, что получают классическое медицинское образование в университете и парамедиков (оказывают первую (доврачебную) медицинскую помощь пострадавшим в результате аварии, пожара, стихийного бедствия), которых готовят в профессиональной (ремесленной) школе, где их учат простым медицинским правилам при несложных случаях. Для Рейля врачи были учёными, а для Гуфеланда — целителями. Гуфеланд возражал, что по плану его оппонента появится множество врачей, знающих много, но ничего не умеющих, и парамедиков, не понимающих, что они делают. В этом споре Рейль победил, хотя и ненадолго в связи с преждевременной смертью. Иоганн Христиан Рейль был также стойким последователем учения Ф.А.Месмера и попытался использовать его в Берлине. Вместе с К.В.Гуфеландом он рекомендовал создать в Берлине «Комиссию по расследованию магнетизма», которая начала работать в 1812 под председательством Гуфеланда. Война Шестой коалиции — война против Наполеона коалиции европейских держав. В начале 1813 года войну против Наполеона в центральной Европе вела только Россия, но в марте 1813 в состав коалиции с Россией вошла Пруссия, затем летом 1813 — другие страны. 16-19 октября 1813 года произошла Битва под Лейпцигом (Битва народов) — крупнейшее сражение Наполеоновских войн и крупнейшее в мировой истории до начала Первой мировой войны, в котором император Наполеон I Бонапарт потерпел поражение от союзных армий России, Австрии, Пруссии и Швеции. Участвовал в ней и Иоганн Христиан Рейль. Он ушел добровольцем на фронт и получил полномочия офицера управлять военными госпиталями на запад от Эльбы. Его попытки остановить эпидемию сыпного тифа, осложнённую огромным числом убитых и раненых и разрухой с сопутствующей ей завшивленностью привели к его собственному инфицированию и смерти в доме сестры в Галле 22 ноября 1813 года.
Ю.В.Каннабих, советский психиатр в «Истории психиатрии» пишет: «Рейль был одним из энергичнейших борцов за улучшение участи душевнобольных».
Память:
Некролог Гёте:
«Wer groЯes will muЯ sich zusammen raffen.
Wer groЯes will muЯ sich zusammen raffen.
In der Beschrдnkung zeigt sich erst der Meister
Und das Gesetz nur kann uns Freyheit geben.»
В Галле имя Рейль по-прежнему присутствует в различных формах: что ReilstraЯe (улица Рейля), Reileck (угол Рейля), Reilshof (усадьба Рейля) Reilsbдder (ванны Рейля) и Poli-Reil. Его статуя находится в ReilstraЯe.
Могила Иоганна Кристиана Рейля на Reilberg (горе Рейля, еще наименование в память о нём) в Галле.
Johann_Christian_Reil_Commemorative_Plaque (525x700, 549Kb)
Мемориальная доска на доме пастора в Раудерфене
Список произведений: «Tractatus de polycholia (Трактат о полихолии)». — Галле, 1782; «Diдtetischer Hausarzt fьr meine Landsleute (Диететические советы домашнего врача для моих соотечественников)». — Аурих, 1785, 1787. — P. 2 тома; «Memorabilia clinica (Клиническая медицина, заслуживающая упоминания)». — Галле, 1790; «Ьber den Bau des Hirns und der Nerven (О строении головного мозга и нервов)». — Neues Journal der Physik, 1795. — P. том 1, страницы 96-114; «Von der Lebenskraft (О жизненной силе)». — Archiv fьr die Physiologie, 1796. — P. том 1, страницы 8-162; «Archiv fьr die Physiologie (Архив физиологии)». — Галле: издавал сам, 1796-1815. — P. 12 том; «Ьber die Erkenntnis und Kur der Fieber (О накопленном опыте и лечении лихорадки)». — Галле: Christian Friedrich Nasse, 1799-1815. — P. 5 томов; «Rhapsodieen ьber die Anwendung der psychischen Curmethode auf Geisteszerrьttungen (Рапсодия (восторженная речь) об использовании психологической терапии для душевно больных)». — Галле, 1803; «Pepinieren zum Unterricht дrztlicher Routiniers als Bedьrfnisse des Staats nach seiner Lage wie sie ist (Питомник обучения медицинского опытного специалиста как потребности государства в её положении)». — Галле, 1804; «Ьber das polarische Auseinanderweichen der ursprьnglichen Naturkrдfte in der Gebдrmutter zur Zeit der Schwangerschaft, und deren Umtauschung zur Zeit der Geburt, als Beitrag zur Physiologie der Schwangerschaft und Geburt (О противоположном расхождении первоначальных природных сил матки во время беременности и обмене во время родов, как вклад в физиологию беременности и родов)». — Archiv fьr die Physiologie, 1807. — P. 7 том, страницы 402-501; «Untersuchung ьber den Bau des Kleinen Gehirns im Menschen und den Tieren (Исследование строения малого головного мозга (мозжечка) человека и животных)». — Галле, 1807-1809. — совместно с И.Ф.Меккелем Младшим; «Entwurf einer allgemeinen Pathologie (Проект общей патологии)». — Галле: Кристиан Фридрих Нассе и Петер Давид Крукенберг, 1815-16. — P. 3 тома; «Entwurf einer allgemeinen Pathologie (Проект общей патологии)». — Галле: П.Д.Крукенберг, 1816; Библиография: Ю.В.Каннабих «История психиатрии». — Ленинград: Государственное медицинское издательство, 1928; Marneros, Andreas «Das Wort Psychiatrie wurde in Halle geboren». — 2005. — ISBN 3-7945-2413-6

1782
Федор Богданович Фишер (немецкое имя - Friedrich Ernst Ludwig von Fischer)
немецкий ботаник на русской службе, действительный статский советник. Значительное число новых видов цветковых растений Сибири, Туркестана и других мест России описано им совместно с К.А.Мейером в каталогах семян Императорского ботанического сада (1835—1846). Одною из важнейших заслуг Фишера являются весьма многочисленные опыты акклиматизации разных чужестранных растений. Родился в Хальберштадте, Германия. В 1804 году Фишер окончил курс естественно-исторических наук в университете в Галле и защитил диссертацию «Specimen de vegetabilium imprimis felicum propagatione» на степень доктора медицины. В 1806 году Фишер был приглашён управлять садом, принадлежавшим в то время бывшему министру народного просвещения графу Алексею Разумовскому в Горенках близ Москвы. Сад этот приобрёл, благодаря заботам о нём Фишера, европейскую известность. В Горенки приезжали на летнее вакационное время молодые специалисты по ботанике для усовершенствования в науке под руководством делавшего с ними экскурсии Фишера. Фишер руководил этим садом до 1822 года. С 1812 года был также адъюнкт-профессором ботаники при Московском университете. В 1823 году Аптекарский сад в Санкт-Петербурге был преобразован в Императорский ботанический сад, и Фишер был назначен его директором (руководил Садом до 1850 года). Поддерживаемый монаршими щедротами и вниманием к этому учреждению, Фишер при своей неутомимой деятельности успел довести ботанический сад до такого цветущего состояния, какое только позволяли местные климатические условия. С 1819 года Фишер был членом-корреспондентом Императорской Академии наук. Управление садом в Горенках и Императорским ботаническим садом поглощали все силы и всё время Фишера, и число его печатных трудов сравнительно невелико. Умер в Санкт-Петербурге 17 июня 1854 года. Печатные труды: Plantes recueillies pendant le voyage des Russes autour du monde. — Tьbingen: 1810.( на французском языке); Beitrag zur botanischen Systematik. — 1812.( на немецком языке); Descriptiones plantarum rariorum Sibiriae // Mйmoires de la Sociйtй imp. des naturalistes de Moscou. — 1812. — Том 3. — Страницы 56—82; Zygophyllaceae. — Санкт-Петербург: 1833; Enumeratio plantarum novarum a cl. Schrenk lectarum. — 1841—1842. ( на латинском языке); Sertum petropolitanum. — 1846—1852. (на латинском языке); Synopsis Astragalorum tragacantharum // Bulletin de la Sociйtй imp. des naturalistes de Moscou. — 1853. — Том 26. — № 4. — Страницы 346—486.(на латинском языке). В 1813 году сразу два рода растений были названы именем Ф.Б. фон Фишера: О.П.Декандоль дал название Фишерия (Fischeria DC.) растению из семейства Ластовнёвые (Asclepiadaceae), а К.Шпренгель назвал одного из представителей семейства Зонтичные (Apiaceae) фишерой (Fischera Spreng.). Однако, Шпренгель не удержал приоритета, и ныне это растение известно под другим названием — Platysace Bunge. Литература: Биография и список трудов Фишера, написанные Траутфеттером, помещены в Bulletin de la soc. Imp. des natur. de Moscou (1865, страница 585); Императорский Санкт-Петербургский ботанический сад за 200 лет его существования (1713—1913). — Юбилейное издание, часть 3. — Санкт-Петербург: 1913—1915. — Страницы 109—114.

1789
Андрей Андреевич Жандр
русский драматург, переводчик, театральный критик. Родился в Санкт-Петербурге. Происходил из русского дворянского рода Жандр. Дядя Жандра Н.П. Отец его, Андрей Осипович служил одно время Санкт-Петербургским полицеймейстером. Жандр воспитывался дома и в 1803 году определен был на службу копиистом в Комитет, "учрежденный для поверхностного обозрения всеподданнейших прошений, приносимых на решения Департаментов Правительственного Сената"; по упразднении же Комитета, в 1804 г. переведен был в 1 Департамент Сената, откуда, 10 января 1809 г., перешел письмоводителем в сенатскую типографию; из сенатской типографии с 26 мая 1812 года помощником столоначальника в Инспекторский Департамент Военного Министерства; затем служил в Канцелярии статс-секретаря Молчанова по принятию прошений на Высочайшее имя, одновременно занимаясь по делам Комитета Министров, и затем последовательно был правителем канцелярии Военно-счетной экспедиции (с 10 августа 1819 по 7 июля 1827 г.); начальником отделения Артиллерийского Департамента Военного Министерства (с 26 октября 1827 г.); начальником отделения Канцелярии Начальника Морского Штаба (с 11 апреля 1828 г.); в 1830—1832 гг. он состоял членом Комитета для составления правил отчетности по всему ведомству Морского Штаба и других комиссий и комитетов по Морскому ведомству. 19 апреля 1833 года он был назначен директором Канцелярии Начальника Главного Морского Штаба, а в апреле 1835 г. произведен в действительного статского советника. В 1836 году Жандр состоял правителем дел Высочайше учрежденного при Государственном Совете "секретного Комитета для извлечения способов уменьшения расходов по разным ведомствам". Назначенный, 13 мая 1836 г., директором Канцелярии Морского Министерства, Жандр занимал это место до 18 декабря 1853 г. и был одним из ближайших помощников князя А.С.Меншикова. За этот промежуток времени он состоял членом и председателем многочисленных комитетов, учреждавшихся при Министерстве (например, ревизионного по морскому интендантству в 1836—1840 гг., по Черноморскому интендантству в 1838—1850 гг., для ревизии Свода Уставов счетных в 1846 г., для пересмотра Уставов о службе гражданской в 1848 г.), по рассмотрению контрольной системы в 1852—1858 гг.) и другого и был награжден орденами до Белого Орла (1849), чином тайного советника (1843) и золотою табакеркою с портретом Императора Николая I (1852) при милостивом рескрипте. 18 декабря 1853 г. Жандру повелено было присутствовать в Правительственном Сенате, с назначением членом Адмиралтейств совета и с оставлением Управляющим Черноморской ревизионной Комиссией, которою он заведовал с апреля 1850 г. до февраля 1860 г., когда был уволен от этого поручения и от должности члена Адмиралтейств совета. В Сенате Жандр присутствовал во 2-м (1854—1856), 5-м (1856—1858), 1-м (1858—1865) Департаментах, а 5 января 1866 г. назначен был первоприсутствующим сенатором в Департамент Герольдии, получив в 1856 г. золотую табакерку с бриллиантами и с вензелем Государя, в 1860 г. — орден святого Александра Невского, а 13 января 1864 г. Жандр произведен в действительные тайные советники. Андрей Андреевич Жандр скончался 19 января 1873 года и был погребен на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры. Вместе своим другом, А.С.Грибоедовым, перевёл с французского, в стихах, комедию Барта «Притворная неверность» (1817), вместе с А.А.Шаховским — оперу «Волшебная лампадка, или Кашемирские пирожники» (1824). Ему принадлежат ещё несколько переводов. Участвовал в «Северном Наблюдателе» и «Сыне Отечества» 1820-х годов; в последнем журнале вёл полемику с Бестужевым-Марлинским о таланте П.А.Каратыгина. В историю культуры вошёл прежде всего как друг Грибоедова, хранитель части его рукописей и автор воспоминаний о нём. Персонаж книги «История унтера Иванова» и её продолжении «Судьба дворцового гренадера» В.М.Глинки. Умер в Санкт-Петербурге 31 января 1873 года. Литература: Б.М.Жандр, Андрей Андреевич // Русский биографический словарь : в 25-ти томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918; Грибоедов А.С., под редакцией И.Шляпкина (1889); Арапов, «Летопись русского театра»; Каратыгина П.А. «Записки» (Санкт-Петербург, 1880); Пиксанов Н.К., Грибоедов и Жандр, в книге: Грибоедов А.С., Горе от ума, Москва, 1912; Бочкарев В.А., О некоторых драматических переводах и переделках А.А.Жандра, "Учёные записки Куйбышевского пед. института", 1960, выпуск 30; Лященко А.И.Жандр, Андрей Андреевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнения). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

 (547x699, 91Kb)
1791
Эмиль де Сент-Аман Дешам (Emile Deschamps)
Французский поэт и либреттист, один из видных представителей романтической школы. Родился в Бурже. Для дальнейшего содействия делу романтизма он основал с Виктором Гюго La Muse Francaise (1824), журнал, в которым распространялись стихи и рассказы под названием "Le Jeune Moraliste". Четыре года спустя он собрал и опубликовал этюд franзaise йtrangиres ET (1828), состоящий из стихов и переводов. Он опубликовал La Paix conquise (1812), оду, которая удостоилась похвалы Наполеона; Contes physiologiques (1854) и Rйalitйs fantastiques (1854). Егоuvres Complиtes были изданы в шести томах (1872-1874). Он также сотрудничал с Джакомо Мейербером и Евженом Скриба на либретто для Гугенот (1836) и Le prophиte (1849). Умер в Версале 23 апреля 1871 года.

 (467x699, 148Kb)
1791
Карл Черни (Карел Черни; Сarl Czernэ)
австрийский композитор, педагог и пианист. Родился в Вене. Начал учиться музыке в возрасте 5 лет под руководством отца, известного педагога и высокообразованного музыканта. Карлу еще не исполнилось 9 лет, когда он начал публичные выступления. В 1800 Бетховен, услышав игру мальчика, предложил давать ему уроки; занятия продолжались с перерывами более 10 лет. В этот период Черни занимался также у И.Н.Гуммеля и М.Клементи. Бетховен доверил Черни первое исполнение в Вене своего Третьего фортепианного концерта. Несмотря на такое вдохновляющее признание его пианистического таланта, Черни вскоре прекратил концертные выступления и после 1815 целиком посвятил себя педагогике и композиции. Черни был единственным ребенком в семье и никогда не состоял в браке. Как педагог он не имел себе равных. Среди знаменитых виртуозов первой половины 19 в. трудно найти пианиста, который не прошел школу Черни. Величайшим из учеников Черни был Ф.Лист. Самое ценное в его композиторском наследии – педагогические сочинения. Черни писал почти во всех музыкальных жанрах: он – автор месс, реквиемов, симфоний, концертов, камерных произведений, романсов и множества концертных фортепианных пьес. Общее число его опусов приближается к тысяче, причем многие опусы содержат до полусотни и более отдельных номеров. Он написал также учебник композиции Полное теоретико-практическое учение о композиции (Vollständige theoretisch-praktische Kompositionslehre, 1849), Очерк истории музыки (Umriss der ganzen Musik-Geschichte, 1851) и мемуары. Хотя подавляющая часть этого огромного наследия осталась невостребованной, такие проявления педагогического гения Черни, как Ежедневные упражнения (40 tägliche Studien, op. 337), Большая фортепианная школа (Grosse Pianoforte-Schule, ор. 500), Школа беглости (Schule der Geläufigkeit, ор. 299), Школа беглости пальцев (Schule der Fingerfertigkeit, ор. 740), навсегда останутся бесценным материалом для пианистов и фортепианных педагогов, показывая пути решения технических проблем, которые встают в процессе обучения. После 1850 здоровье Черни ухудшилось, но он прекратил свою музыкальную деятельность лишь за несколько недель до кончины, которая последовала в Вене 15 июля 1857 года. Сочинения: Recollections from my life, "The musical quarterly", 1956, v. 42, № 3. Литература: Ройзман Л., Карл Черни и его редакция клавирных сочинений И.С.Баха, "Советская музыка", 1940, № 10.

Валера_Осокин   обратиться по имени Пятница, 20 Февраля 2015 г. 00:57 (ссылка)
Андрей Андреевич Жандр - в его честь П. Пахтусов назвал мыс на Ю Нов. Земли, Ю Южного отрова (у мыса Меньшикова) Валерий
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку