-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108452
Комментариев: 6801
Написано: 116923


10 декабря родились...

Среда, 10 Декабря 2014 г. 00:03 + в цитатник
George_MacDonald_by_Sir_George_Reid (570x700, 75Kb)
1824
Джордж Макдональд (George MacDonald)
шотландский писатель. Был священником. Известен в первую очередь своими трогательными волшебными сказками и произведениями в стиле фэнтези; вдохновил своим творчеством множество известных писателей – вроде Джона Толкина (John Tolkien), Уистена Одена (Wystan Hugh Auden), Клайва Льюиса (Clive Lewis), Эдит Несбит (Edith Nesbit), Мадлен Л`Энгл (Madeleine L'Engle) и Гилберта Честертона (Gilbert Chesterton). Родился Джордж в Хантли, Абердиншир, Шотландия (Huntly, Aberdeenshire, Scotland). Его отец, фермер, происходил из клана Макдональд из Гленко (MacDonalds of Glen Coe). В дальнейшем в своем творчестве Джордж будет использовать популярный в Абердиншире дорический диалект. Воспитан Макдональд был в духе конгрегационной церкви, в атмосфере кальвинизма. В полной мере кальвинизм Джорджа не удовлетворял; по слухам, знакомство с концепцией предопределения в свое время буквально довело его до слез. Закончив Университет Абердина (University of Aberdeen), Макдональд отправился в Лондон (London), где поступил в колледж Хайбери (Highbury College). С 1850-го Макдональд занимал должность пастора Конгрегационной Церкви Троицы (Trinity Congregational Church) в Арунделе (Arundel). Увы, церемонии его содержали ряд не вполне принятых верой концепций – вроде всеобщей любви Бога и возможности того, что никому не будет в конечном итоге отказано в воссоединении с Творцом; в конечном итоге это стоило Джорджу половины заработной платы. Некоторое время Макдональд работал в Манчестере (Manchester); позже, однако, ему пришлось оставить служение по состоянию здоровья. Некоторое время проведя в Алжире (Algiers), Джордж вернулся в Лондон. В столице Макдональд устроился преподавателем в Лондонский Университет (University of London). Параллельно ему довелось на какой-то срок стать редактором 'Good Words for the Young'; в 1872-м Джордж на год отправился с курсом лекций в США. Макдональд был наставником и учителем Чарльза Доджсона (Charles Lutwidge Dodgson), более известного под псевдонимом 'Льюис Кэрролл' (Lewis Carroll); кстати, именно Джордж и его многочисленные дети в свое время убедили Кэрролла опубликовать 'Алису в Стране Чудес' (Alice's Adventures in Wonderland). В свободное от литературы и преподавания времени Кэрролл занимался фотографией – по меркам той эпохи удавалось ему это в высшей степени неплохо; помимо прочего, Льюис снимал и детей Макдональда. Макдональд пользовался большим авторитетом среди известных писателей того времени; среди его друзей были Альфред Теннисон (Alfred Tennyson), Чарльз Диккенс (Charles Dickens), Уилки Коллинз (Wilkie Collins), Энтони Троллоп (Anthony Trollope), Джон Раскин (John Ruskin), Джордж Льюис (George Henry Lewes) и Уильям Теккерей (William Makepeace Thackeray). В 1877-м Джордж получил пенсию и в 1900-м он перебрался в Сент-Джордж-Вуд, Хаслмер (St George's Wood, Haslemere); проект нового дома для Макдональда разработал его сын Роберт Фалконер Макдональд (Robert Falconer MacDonald), а над процессом строительства надзирал другой отпрыск, Гревилл Макдональд (Greville MacDonald). Макдональд скончался в Эштеде, графство Суррей (Ashtead, Surrey) 18 сентября 1905 года. Тело его было кремировано, а прах захоронен в Бордигере (Bordighera). Сын Джорджа, Гревилл, позже стал известным медиком; подобно отцу, он еще и писал для детей волшебные сказки – не забывая тщательно отслеживать публикации новых изданий творений его отца. Сочинения: The lost princess. A double story, L. — . ., 1965. Литература: Parker M. Modern Scottish writers, Freeport (. .), 1968; Wittig ., The Scottish tradition in literature, Edinburgh — L., 1958.

Emily_Dickinson2 (588x700, 131Kb)
1830
Эмили Дикинсон (Emily Dickinson)
американская поэтесса. При жизни опубликовала менее десяти стихотворений (большинство источников называют цифры от семи до десяти) из тысячи восьмисот, написанных ей. Даже то, что было опубликовано, подверглось серьёзной редакторской переработке, чтобы привести стихотворения в соответствии с поэтическими нормами того времени. Стихи Дикинсон не имеют аналогов в современной ей поэзии. Их строки коротки, названия, как правило, отсутствуют, и часто встречаются необычная пунктуация и использование заглавных букв. Многие её стихи содержат мотив смерти и бессмертия, эти же сюжеты пронизывают её письма к друзьям. Хотя большинство её знакомых знали о том, что Дикинсон пишет стихи, масштаб её творчества стал известен только после её смерти, когда её младшая сестра Лавиния в 1886 году обнаружила неопубликованные произведения. Первое собрание поэзии Дикинсон было опубликовано в 1890 году и подверглось сильной редакторской правке; полное и почти неотредактированное издание было выпущено в 1955 году Томасом Джонсоном. Хотя публикации вызвали неблагоприятные отзывы критики в конце XIX и начале XX века, в настоящее время Эмили Дикинсон рассматривается критикой как один из величайших американских поэтов. Родилась в Амхерсте (штат Массачусетс), в пуританской семье, жившей в Массачусетсе с XVII века. Отец, Эдвард Дикинсон, был юристом и политиком, долгое время входил в палату представителей и сенат штата, был конгрессменом США. Мать — Эмили Дикинсон, урождённая Норкросс. Эмили была средней из трёх детей: брат Уильям Остин (известен как Ости) был на год старше её, а сестра Лавиния — на три года младше. В доме в Амхерсте, где родилась Эмили Дикинсон, сейчас находится её мемориальный музей. Посещала начальную школу на Плезэнт-Стрит в Амхерсте. В 1840 году начала одновременно с сестрой обучение в Академии Амхерста, которая только за два года до этого стала принимать девочек. В академии провела семь лет, пропустив несколько семестров по болезни. Изучала английский, латынь, литературу, историю, ботанику, геологию, психологию и арифметику. Многие знакомства, начатые в Академии, продолжились в течение всей жизни Эмили Дикинсон. Закончила академию летом 1847 года, затем с 10 августа по 25 марта 1848 года обучалась в женской семинарии Маунт-Холиоук, в 16 км от Амхерста. Причины её ухода из семинарии неизвестны. После семинарии вернулась в семью родителей в Амхерст и всю оставшуюся жизнь прожила там, редко удаляясь от дома более чем на пять миль. В апреле 1844 года двоюродная сестра Эмили, София Холланд, с которой она была в близких отношениях, умерла от тифа. Это оказало на Эмили Дикинсон серьёзное влияние, она стала столь меланхоличной, что родители отправили её в Бостон для восстановления. Позже она некоторое время проявляла интерес к религии и регулярно посещала церковь, но в 1852 году прекратила, так и не сделав формального заявления о своей вере. Несмотря на строгие пуританские нравы в семье, Дикинсон была знакома с современной литературой. В частности, друг её семьи Бенджамин Франклин Ньютон познакомил её с поэзией, в частности, Вордсворта и Эмерсона. Весной 1855 года вместе с матерью и сестрой совершила одно из самых дальних своих путешествий, проведя три недели в Вашингтоне, где её отец представлял Массачусетс в Конгрессе, а затем две недели в Филадельфии. В частности, в Филадельфии она познакомилась со священником Чарльзом Уодсуортом, который стал одним из её ближайших друзей, и, несмотря на то, что впоследствии они виделись только дважды, вплоть до своей смерти в 1882 году оказывал на неё серьёзное влияние. Соседи считали её эксцентричной, в частности, за то, что она всегда надевала белое платье и редко выходила приветствовать гостей, а позже и вовсе не покидала своей комнаты. Большая часть её друзей не были с ней лично знакомы, а лишь вели с ней переписку. После расставания в 1862 году с человеком, которого она любила, практически перестала общаться с людьми, не считая родных и самых близких друзей. Дикинсон писала, что мысль о публикации «ей чужда, как небосвод — плавнику рыбы». Первая книга стихов «Poems by Emily Dickinson» вышла посмертно, в 1890 году, и имела определённый успех. За этой публикацией последовали многие другие. Ныне считается одной из важнейших фигур американской и мировой поэзии. Самый читаемый в мире и в своей стране американский поэт всех времён. Джон Бойнтон Пристли отзывался о ней так: «Наполовину старая дева, наполовину любопытный тролль, а в сущности — смелый и «сосредоточенный» поэт, по сравнению с которым мужчины, поэты её времени, кажутся робкими и скучными». Стихи Дикинсон привлекали многих композиторов, среди которых Сэмюэл Барбер, Элиотт Картер, Аарон Копланд, Андре Превин, Майкл Тилсон Томас, Нед Рорем, Освальдо Голихов, Виктория Полевая. Умерла Дикинсон в Амхерсте 15 мая 1886 года. Публикации на русском языке: Стихотворения / Перевод В.Марковой. Москва: Художественная литература, 1981; Стихотворения / Составитель А.Глебовская, С.Степанов. Разные переводы. Санкт-петербург: "Симпозиум", 1997, 2001; Лирика / Составление А.Кудрявицкого. Разные переводы. Москва: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001; [Стихотворения]// Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате. Уитмен У. Стихотворения и поэмы. Дикинсон Э. Стихотворения. Москва: Художественная литература, 1976, страницы 425-502; [Стихотворения]//Строфы века — 2. Москва: Полифакт, 1998, страницы 372, 676—677, 890; [Стихотворения]// Величанский А. Охота на эхо. Москва: Прогресс-Традциия, 2000, страницы 39—117. Литература об Эмили Дикинсон: Bianchi, Martha Dickinson. 1970. Emily Dickinson Face to Face: Unpublished Letters with Notes and Reminiscences. Hamden, Conn.: Archon Books; Blacke, Caesar R. (ed). 1964. The Recognition of Emily Dickinson: Selected Criticism Since 1890. Ed. Caesar R. Blake. Ann Arbor: University of Michigan Press; Bloom, Harold. 1999. Emily Dickinson. Broomall, PA: Chelsea House Publishers. ISBN 0-7910-5106-4; Buckingham, Willis J. (ed). 1989. Emily Dickinson’s Reception in the 1890s: A Documentary History. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press. ISBN 0-8229-3604-6; Crumbley, Paul. 1997. Inflections of the Pen: Dash and Voice in Emily Dickinson. Lexington: The University Press of Kentucky. ISBN 0-8131-1988-X; Farr, Judith (ed). 1996. Emily Dickinson: A Collection of Critical Essays. Prentice Hall International Paperback Editions. ISBN 978-0-13-033524-1; Farr, Judith. 2005. The Gardens of Emily Dickinson. Cambridge, Massachusetts & London, England: Harvard University Press. ISBN 978-0-674-01829-7; Ford, Thomas W. 1966. Heaven Beguiles the Tired: Death in the Poetry of Emily Dickinson. University of Alabama Press; Gura, Philip F. 2004. «How I Met and Dated Miss Emily Dickinson: An Adventure on eBay», Common-place, The Interactive Journal of Early American Life, Inc. 4(2). Retrieved: June 23, 2008; Habegger, Alfred. 2001. My Wars Are Laid Away in Books: The Life of Emily Dickinson. New York: Random House. ISBN 978-0-679-44986-7; Hecht, Anthony. 1996. «The Riddles of Emily Dickinson» in Farr (1996) 149—162; Juhasz, Suzanne (ed). 1983. Feminist Critics Read Emily Dickinson. Bloomington: Indiana University Press. ISBN 0-253-32170-0; Juhasz, Suzanne. 1996. «The Landscape of the Spirit» in Farr (1996) 130—140; Knapp, Bettina L. 1989. Emily Dickinson. New York: Continuum Publishing; Martin, Wendy (ed). 2002. The Cambridge Companion to Emily Dickinson. Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 0-521-00118-8; McNeil, Helen. 1986. Emily Dickinson. London: Virago Press. ISBN 0-394-74766-6; Oberhaus, Dorothy Huff. 1996. « 'Tender pioneer': Emily Dickinson’s Poems on the Life of Christ» in Farr (1996) 105—119; Parker, Peter. 2007. «New Feet Within My Garden Go: Emily Dickinson’s Herbarium», The Daily Telegraph, June 29, 2007. Retrieved: January 18, 2008; Pickard, John B. 1967. Emily Dickinson: An Introduction and Interpretation. New York: Holt, Rinehart and Winston; Pollak, Vivian R. 1996. «Thirst and Starvation in Emily Dickinson’s Poetry» in Farr (1996) 62-75; Sewall, Richard B.. 1974. The Life of Emily Dickinson. New York: Farrar, Strauss, and Giroux. ISBN 0-674-53080-2; Smith, Martha Nell. 1992. Rowing in Eden: Rereading Emily Dickinson. Austin, Texas: University of Texas Press. ISBN 0-292-77666-7; Stocks, Kenneth. 1988. Emily Dickinson and the Modern Consciousness: A Poet of Our Time. New York: St. Martin’s Press; Walsh, John Evangelist. 1971. The Hidden Life of Emily Dickinson. New York: Simon and Schuster; Wells, Anna Mary. 1929. «Early Criticism of Emily Dickinson», American Literature, Vol. 1, No. 3. (Nov., 1929); Wolff, Cynthia Griffin. 1998. Emily Dickinson. Reading, Massachusetts: Addison-Wesley. ISBN 0-394-54418-8.

Yrjo-Koskinen (486x700, 78Kb)
1830
Ирье-Коскинен (финское имя - Yrjц-Koskinen; также - Ирье Сакари, Yrjу Sakari)
финский историк и политический деятель. Родился в городе Васа. 1863-1882 профессор Хельсинкского университета. В 1869-73 опубликовал "Историю народа Финляндии", в которой первым из историков сделал попытку представить историю Финляндии как единый процесс. В 1872-1882, 1885-1891 член сословного финского сейма; был одним из вождей так называемых фенноманов. В 1882-99 входил в состав сената (правительства) Великого княжества Финляндского. В конце 1880-х гг. явился одним из основателей партии старофиннов. Умер в Хельсинки 13 ноября 1903 года.

Худеков  (530x700, 42Kb)
1837
Сергей (Степан) Николаевич Худеков
драматург, беллетрист, историк балета, редактор-издатель «Петербургской газеты», создатель Ерлинского и Сочинского парков-дендрариев. Сергей Николаевич Худеков родился в Москве, в семье мелкопоместного дворянина Рязанской губернии. Учился в 3-й московской гимназии и на юридическом факультете Московского университета. Сергей Николаевич служил в военной службе и в 1869 году уволился из армии в чине майора. Литературную деятельность начал в 1860 году. Он написал ряд пьес, романов, четырехтомную «Историю танцев», несколько балетных либретто. Балет «Баядерка» идет в столичных театрах до настоящего времени. После военной службы Худеков арендовал «Петербургскую газету», а 8 июля 1871 года купил её у И.А.Арсеньева. С 8 июля выпуск газеты был временно приостановлен, а № 1 газеты под фирмою С.Н.Худекова вышел 1 августа 1871 года. До того как её владельцем стал Сергей Николаевич, это была мало распространенная газета: печаталось всего 600 экземпляров. Худеков взялся за дело энергично и сумел подобрать талантливых и полезных сотрудников. До 1875 года газета выходила четыре раза в неделю, затем — пять раз, а с 1882 года она стала ежедневной. Кроме того, она увеличилась в объёме в четыре раза. Сергей Николаевич был главным редактором. В 1870 году Худеков купил имение с большим парком близ села Ерлино Скопинского уезда Рязанской губернии и к 1890 году создал крупное, экономически крепкое хозяйство. За создание оригинального усадебного комплекса с прудами и парком-дендрарием он был награжден Золотой медалью Всемирной выставки в Париже. Имея доходное хозяйство в Рязанской губернии, Худеков приобрел в 1890 году в Сочи дачу. За два года территория с дикой растительностью превратилась в хорошо спланированный парк с богатой коллекцией растений.
Худеков Сочи129412505 (700x525, 253Kb)
В настоящее время ботанический сад «Сочинский дендрарий» является одной из лабораторий Института горного лесоводства и экологии леса Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации. Худеков известен как общественный деятель: избирался Почетным мировым судьёй Санкт-Петербурга, гласным Санкт-Петербургской городской Думы. В связи с избранием и утверждением в декабре 1893 года Скопинским предводителем дворянства переезжает в Ерлино. Пять раз избирался и утверждался Правительствующим Сенатом Почётным мировым судьёй Михайловского уезда. С ноября 1885 года стал членом Рязанской учёной архивной комиссии. Состоял директором литературно-художественного общества, членом комиссии по празднованию 200-летия Санкт-Петербурга. Умер в Ленинграде 20 февраля 1928 года. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Худеков написал и переделал для сцены «Петербургские когти», «Герои тёмного мира», «Передовые деятели», «В чём сила?», «Кассир», «На скамье подсудимых», «Княгиня Жорж» и другие. Многие статьи Худекова написаны под псевдонимом «Жало». Отдельно напечатаны его романы: «Балетный мирок» и «На скамье подсудимых». Жена: Надежда Страхова — дочь поручика Алексея Федоровича Страхова, сестра писательницы Лидии Авиловой.

 (554x699, 35Kb)
1841
Джозеф Генри Блэкберн (Joseph Henry Blackburne)
шахматист, гроссмейстер, сильнейший шахматист Англии конца XIX века. Родился в Манчестере. Блэкберн получил коммерческое образование и занимался предпринимательством. Он был отличным игроком в шашки. Относительно поздно, в возрасте 18 лет, Блэкберн увлёкся шахматами. Толчком к этому послужило участие в шахматном сеансе одновременной игры против Пола Морфи (Paul Morphy), который в это время гастролировал в Европе. После этого, Блэкберн серьёзно занялся шахматами и быстро достиг успехов. Уже через месяц Блэкберн давал сеанс одновременной игры вслепую на десяти досках. Блэкберн становится профессиональным шахматистом. В сезоне 1868/69 Блэкберн выиграл второй чемпионат Великобритании и был признан лучшим шахматистом Англии и оставался им в течение 30 лет. Ещё один раз, Блэкберн выиграл чемпионат Великобритании в 1914 году в возрасте 72-х лет. Его называли — «Чёрная смерть» (black death), так как он носил поношенный чёрный костюм и старый чёрный цилиндр (по другой версии, за его чёрную бороду), а также за то, что в шахматах придерживался комбинационного, остро-атакующего стиля игры, в духе романтических шахмат старых мастеров и выигрывал очень много партий чёрными фигурами. Это прозвище появилось после турнира в Вене в 1873 году.
 (700x518, 101Kb)
Именем Блэкберна названы «Блэкберн-мат» (двумя слонами при поддержке других фигур) и авантюрный «Гамбит Блэкберна» (1.e4 e5 2.Кf3 Кc6 3.Сc4 Кd4?!). Этот гамбит иногда называют «шиллинг-гамбит Блэкберна», поскольку Блэкберн часто применял его в играх на деньги (шиллинги) против любителей. В течение двадцати лет Блэкберн входил в пятёрку сильнейших шахматистов мира. В период с 1862 по 1914 годы Блэкберн играет почти во всех значительных турнирах во всём мире. В 1862 году Блэкберн играл в первом международном турнире в Лондоне. Блэкберн занял 9-е место, но победил Стейница в личной встрече. На этом турнире использовались песочные часы. В 1872 году Блэкберн занял 2-е место после Вильгельма Стейница на турнире в Лондоне. В 1873 году Блэкберн поделил с Вильгельмом Стейницем 1-е место на турнире в Вене, но проиграл Стейницу дополнительные партии. Первое место на турнире в Лондоне (1876), 10 очков из 11. Делёж первого-третьего места на турнире в Висбадене (1880). Первое место на турнире в Берлине (1881), где Блэкберн опередил на три очка Цукерторта, Чигорина и Винавера. Первое-второе место на турнире в Белфасте (1892). Первое место в Лондоне (1893). На очень сильном турнире в Манчестере (1890) Блэкберн занял второе место. В матчах против сильнейших шахматистов Блэкберн не добился успехов. Он проиграл дважды Стейницу, в 1862-63 году (+1-7=2) и в 1876 году (+0-7=0). Проиграл матч против Ласкера в 1892 году (+0-6=4). Против Цукерторта, Блэкберн один матч проиграл в 1881 году (+2-7=5) и один — выиграл в 1887 (+5-1=7). Матч 1876 года против Стейница проходил в Лондоне и считался неофициальным матчем на первенство мира. Впервые в истории шахмат, чтобы наблюдать за игрой сильнейших шахматистов, зрители платили за вход. Последний раз играл Блэкберн на международном турнире в возрасте 73-х лет. Это был турнир в Санкт-Петербурге в 1914 году. После этого турнира Блэкберн закончил свою карьеру шахматиста. Блэкберн страдал алкоголизмом и часто во время игры пил виски. Часто он давал сеансы игры вслепую. Его рекорд — игра вслепую на 16 досках. Умер в Лондоне 1 сентября 1924 года. Книги: Terms and themes of chess problems, L., 1907. Литература: Шахматный словарь / главный редактор Л.Я.Абрамов; составитель Г.М.Гейлер. — Москва: Физкультура и спорт, 1964. — Страницы 199—200. — 120 000 экземпляров; Шахматы : энциклопедический словарь / главный редактор А.Е Карпов. — Москва : Советская энциклопедия, 1990. — Сипвемца 40. — 100 000 экземпляров. — ISBN 5-85270-005-3; Линдер Вл. Джозеф Блэкберн. // «64 — Шахматное обозрение». — 1982. — № 4. — Страница 12.

Афанасьев (532x700, 184Kb)
1843
Василий Иванович Афанасьев
русский морской инженер, ученый в области кораблестроения и судовых двигателей. Генерал-лейтенант Корпуса инженер-механиков флота (1906). Закончил Инженерное и артиллерийское училище морского ведомства (1861), механический отдел Академического курса морских наук (1868). Служил на кораблях Балтийского флота (канонерская лодка "Вьюга", паровой фрегат "Рюрик" , корвет "Гридень", участвовал в проектировании и изготовлении судовых механизмов на заводах Кронштадта и Санкт-Петербурга. В 1870-1880 гг. преподавал в Техническом училище морского ведомства. С 1881 г. служил на Кронштадтском пароходном заводе главным механиком, главным мастером, а с 1888 г. - управляющим заводом. Его авторская конструкция инжекторов и шумо-укротителей (глушителей) отмечена медалью Московской Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 г. С 1891 г. - старший помощник Главного инспектора механической части флота. В 1896 г. в чине инспектора механической части флота избран почетным членом МТК и членом конференции Николаевской Морской академии. В 1905 г. присвоен чин генерал-майора Корпуса инженер-механиков флота. В 1906 г. уволен в отставку. Проводил научные исследования в области теории, проектирования и ходкости корабля, судового машиностроения, эксплуатации паросиловых установок и гребных винтов, артиллерийского оружия, ледовой ходкости судов. Один из инициаторов создания ледоколов. Многие теоретические проблемы реализовал в форме способов расчета для практического решения инженерных задач. В.И.Афанасьеву принадлежит выведенная в 1889 г. формула определения мощности механизмов, необходимой для сообщения судну заданной скорости, соизмеримой с его размерами. Автор фундаментальных печатных трудов: " Сопротивление орудий, скрепленных кольцами" (1886), "Материалы к изучению движения судна" (1899), "Практические формулы для судовых механизмов" (1903), "Практические взгляды на электрические и магнитные явления" (1906), "Судовые паротурбинные установки" (1908) и др. Умер в Санкт-Петербурге в 1913 году. Похоронен Афанасьев Василий Иванович в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище. На доме, где учился и работал Афанасьев, установлена мемориальная доска. Сочинения: 1886 — «Сопротивление орудий, скрепленных кольцами»; 1895 — Практические законы движения судов; 1899 — «Материалы к изучению движения судна»; 1903 — «Практические формулы для судовых механизмов»; 1906 — «Практические взгляды на электрические и магнитные явления»; 1908 — «Судовые паротурбинные установки».

bode_000 (696x700, 52Kb)
1845
Арнольд Вильгельм фон Боде (немецкое имя - Wilhelm von Bode, Arnold Wilhelm Bode)
известный немецкий историк искусства и музейный деятель, считается одним из родоначальников современного музееведения. Вильгельм фон Боде занимал одно из центральных мест в культуре Германии конца XIX — начала XX вв. В 1904 году основал Музей кайзера Фридриха (ныне заведение носит имя своего основателя — Музей Боде) на Музейном острове Берлина. Вильгельм фон Боде служил генеральным директором государственных собраний искусства и был автором многочисленных научных работ по истории немецкой, нидерландской и итальянской живописи и скульптуры. За активную позицию в области искусства Боде называли «музейным кондотьером» и «Бисмарком берлинских музеев». Он был удостоен дворянского титула в 1914 году. Вильгельм Боде родился в Кальфёрде. Учился в гимназии в Брауншвейге, а с 1863 по 1867 годы изучал юридическую науку в Гёттингене и Берлине. Ещё в студенческие Боде проявил интерес к истории искусства. Он путешествовал по Голландии, Бельгии и Италии, посещал там музеи и знакомился с частными коллекциями. Оставив юриспруденцию, Вильгельм Боде сосредоточился на изучении истории искусств и археологии в Берлине и Вене. До конца жизни Боде носил звание «герцогского аудитора в отставке». В 1870 году Боде получил учёную степень доктора в Лейпциге. В 1872 году Боде поступил на службу в Королевские музеи Берлина в качестве ассистента отдела скульптуры и стал его директором в 1883 году. С 1890 года он осуществлял руководство Берлинской картинной галереей. В 1905 году Боде назначен генеральным директором берлинских музеев. Его искусствоведческий опыт, великолепные отношения, установившиеся у Боде с художниками, коллекционерами и кайзерской фамилией позволили ему с самого начала своей деятельности осуществить на очень скромные средства сенсационные приобретения. Высшее руководство Музейным островом осуществлял кронпринц Фридрих III. В то время, когда Боде приступил к своим обязанностям, новая столица — Берлин — не могла конкурировать в вопросе искусства с Мюнхеном или Дрезденом, не говоря уже о Париже с его Лувром. Из-за хронической нехватки в прусской казне средств на искусство Боде построил и в течение своей жизни всячески поддерживал тесные отношения с коллекционерами и меценатами по всему миру. Начав с пятидесяти частных коллекционеров Берлина (в числе которых был и Джеймс Саймон), Боде сумел привлечь в свой круг большое количество коллекционеров, придерживавшихся принципа, сформулированного учеником Боде Максом Якобом Фридлендером: «Для достойных и обладающих хорошим вкусом людей искусство, кажется, является единственным способом демонстрировать богатство». С вероятно самым ценным частным коллекционером Джеймсом Саймоном Боде основал Немецкое Восточное общество (Deutsche Orient-Gesellschaft). Саймон консультировался у Боде по вопросам развития своей коллекции с тем, чтобы её произведения искусства позднее достойно дополнили фонды государственных музеев. В настоящее время музейные специалисты критически относятся к такому тесному взаимодействию Вильгельма фон Боде с антикварами и частными коллекционерами (даже получившему название «система Боде»), когда в ответ на личные консультации, выдачу экспертных заключений и составление каталогов частных собраний Боде рассчитывал на крупные пожертвования или финансирование для берлинских музеев. В 1883 году Боде организовал в берлинской Академии художеств выставку трёхсот произведений искусства из частных собраний пятидесяти берлинских коллекционеров и представил соответствующий каталог. Благодаря деятельности Боде культура оказалась в центре внимания берлинского общества, расцвела торговля антиквариатом. В литературных отделах газет появились художественные редакции, берлинские издатели обратились к коллекционированию предметов искусства. Боде умело использовал покровительство кайзера Вильгельма II и свои дипломатические таланты для того, чтобы заполучить новых членов в свой «Союз друзей Музея кайзера Фридриха», ставший образцом для подобных организаций в других музеях. К успехам Боде можно отнести создание коллекции скульптуры раннего итальянского Ренессанса европейского масштаба и пополнение фондов картинной галереи такими знаменитыми произведениями старых немецких и голландских мастеров, как Рембрандт, Рубенс и Дюрер. Боде участвовал в создании и пополнении коллекций многих других отделов: Кабинета гравюр, Монетного кабинета, отделов исламского и восточно-азиатского искусства, Археологической и Египетской коллекций. Боде оказывал экспертные услуги в приобретении произведений искусства частными коллекционерами и региональными музеями. При Боде началось возведение Пергамского музея и музеев Далема. Для открывшегося в 1904 году Музея кайзера Фридриха Боде сформулировал обучающую концепцию, согласно которой в каждом экспозиционном зале музея в единую композицию объединялись произведения искусства и предметы интерьера одной исторической эпохи. Многотомные труды Боде по нидерландской живописи и итальянской скульптуре долгое время считались эталонами в своей области. Мнение историка культуры Боде высоко ценилось в профессиональном мире. Так, Боде выступил экспертом в так называемом дрезденском споре о Гольбейне. Благодаря деятельности Вильгельма фон Боде берлинские музеи заняли достойное место среди лучших музеев Европы. Боде скончался 1 марта 1929 года в Берлине.Похоронен на кладбище Луизенхоф II в берлинском районе Шарлоттенбург. Сочинения: Vorderasiatische Knьpfteppiche aus дlterer Zeit. Leipzig [o.J.]; Geschichte der deutschen Plastik, 1887; Rembrandt, 8 Bдnde, mit C. Hofstede de Groot, 1897—1905; Kunst und Kunstgewerbe am Ende des neunzehnten Jahrhunderts. Berlin, 1901; Florentiner Bildhauer der Renaissance, 1902, 4. Auflage 1921; Der deutsche Verein fьr Kunstwissenschaft. Berlin 1907, in: Internat. Monatsschrift fьr Wissenschaft, Kunst und Technik. 1. Sp.1069-1074; Kunstmuseen, ihre Ziele und Grenzen. Berlin 1907, in: Internat. Monatsschrift fьr Wissenschaft, Kunst und Technik. 1.Sp.15-22; Die Provinzialmuseen und ihre Aufgaben. Berlin 1907, in: Internat. Monatsschrift fьr Wissenschaft, Kunst und Technik. 1. Sp.437-444; Rembrandt und seine Zeitgenossen: Charakterbilder der grossen Meister der hollдndischen und vlдmischen Malerschule im siebzehnten Jahrhundert., 2., verm. Aufl. Leipzig 1907; Der Generaldirektor der Berliner und der Mьnchener Kunstsammlungen., Berlin 1908, in: Internat. Monatsschrift fьr Wissenschaft, Kunst und Technik. 2. Sp.1073-1082; Die Werke der Familie della Robbia. Hrsg. von Wilhelm von Bode. Berlin 1914; Die deutsche Kunstwissenschaft und der Krieg. Leipzig [u.a.] 1915, in: Internat. Monatsschrift fьr Wissenschaft, Kunst und Technik. 9., Sp.97-102; Die Meister der hollдndischen und vlдmischen Malerschulen, 1917, 9. Auflage 1958; Sandro Botticelli, 1921; Die italienischen Bronzestatuetten der Renaissance. Kleine, neu bearb. Ausg. Berlin 1922; Die italienische Plastik. 6.Aufl. Berlin [u.a.] 1922; Mein Leben, 2 Bдnde, 1930.

Melvil_Dewey (521x700, 81Kb)
1851
Мелвил Дьюи (полное имя - Мелвилл Луис Косут Дьюи, Melville Louis Kossuth Dewey; будучи сторонником орфографической реформы английского языка, в поздние годы писал своё имя как Melvil Dui)
американский библиотекарь. Окончил колледж в Амхёрсте, в 1874—1877 гг. работал там же библиотекарем, разрабатывая десятичную (цифровую) систему библиотечно-библиографической классификации. Затем переехал в Бостон, где основал первый американский библиотечный журнал «Library Journal» (выходит по сей день). Тогда же разработал "Десятичную классификацию", которая легла в основу Универсальной десятичной классификации (УДК), используемой для классификации печатных изданий библиотеками всего мира. В 1876 г. в качестве одного из соучредителей участвовал в первом съезде Американской библиотечной ассоциации. В 1884 г. Дьюи основал при Колумбийском университете Колумбийскую школу библиотечного дела (Columbia School of Library Economy) — первое в мире специализированное образовательное учреждение по подготовке библиотекарей. В 1888—1906 гг. Дьюи возглавлял библиотеку штата Нью-Йорк (англ.), а в 1888—1900 гг. ведал также библиотекой университета штата. Умер 26 декабря 1931 года.

Павел Дмитриевич Ленский  (695x700, 44Kb)
1851
Павел Дмитриевич Ленский (псевдоним; настоящая фамилия - Телепнев-Овчина-Оболенский)
русский актер, антрепренер, драматург. Учился в Московском университете. В 1879-1887 гг. служил в театрах провинции, затем в Москве в Театре Ф.А.Корша. В 1890 г. был принят в Александринский театр на амплуа резонеров и пользовался большим успехом в роли Кречинского ("Свадьба Кречинского"), Скалозуба ("Горе от ума"), старосты ("Мирская вдова") и других. Сыграл Арбенина («Маскарад» М.Ю.Лермонтова), Кречинского («Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина), Паратова и Несчастливцева («Бесприданница» и «Лес» А.Н.Островского), Скалозуба («Горе от ума» А.С.Грибоедова). Был одним из организаторов Литературно-художественного общества в Санкт-Петербурге и театра при этом обществе (1895). С 1893 г. преподавал в Санкт-Петербургском театральном училище. Автор пьес «Кто в лес, кто по дрова» (Театр Корша, 1889), «Роковой дебют» (Театр ЛХО, 1897) и др. Умер в 1910 году.

Степан Григорьевич Власов  (491x700, 170Kb)
1854
Степан (Стефан) Григорьевич Власов
русский певец (высокий бас), концертный певец и вокальный педагог. Родился в станицеГундоровская, Областного войска Донского, ныне Ростовской области, в семье донских казаков. В 1877—1882 обучался пению в Московской консерватории (класс Дж.Гальвани и Э.Тальябуэ). В 1882 совершенствовался в Вене (у профессора Баркичи) и в Италии. Выступал в оперных театрах Турина, Флоренции и других итальянских городов. 1 апреля 1885 дебютировал в партии Царя Египта ("Аида" Дж. Верди) в Московской частной русской опере С.Мамонтова, где пел до 1887. В 1887—1907 солист московского Большого театра (дебютировал в партии Сусанина — "Жизнь за царя" М.Глинки), где выступал с неизменным успехом не только в басовых, но и в баритоновых партиях. Гастролировал в Нижнем Новгороде (конец июля — начало августа 1902, Большой ярмарочный театр, антреприза А.А.Эйхенвальда). Обладал звучным, ровным во всех регистрах голосом обширного диапазона (свободно брал верхнее ля). Репертуар певца насчитывал около 50 партий (особенно выразительны были образы, созданные им в операх русских композиторов). 1-й исполнитель партий: Комина ("Мария Бургундская" П.Бларамберга, 1888), Домового ("Сон на Волге" А.С.Аренского, 1890), Валтасара ("Пир Валтасара" А.Корещенко, 1892), Старого цыгана ("Алеко" С.В.Рахманинова, 1893), Царя духов (""Мелузина" И.Трубецкого, 1895), Максима Редрикова ("Тушинцы" П.Бларамберга, 1895), Князя стольного Киевского ("Забава Путятишна" М.Иванова, 1899); в Москве — Деда-мороза ("Снегурочка" Н.Римского-Корсакова, 1885), Лепорелло ("Каменный гость" А.Даргомыжского, 1886); в московском Большом театре — Кичиги ("Чародейка" П.Чайковского, 1890), Нилаканты ("Лакме" Л.Делиба, 1892), Эбн-Хакиа ("Иоланта" П.Чайковского, 1893), Деда-мороза ("Снегурочка" Н.Римского-Корсакова, 1893), Верейского ("Дубровский" Э.Направника, 1895), Федула ("Федул с детьми" В.Мартин-и-Солера и В.Пашкевича, 1896), Петра ("Гензель и Гретель" Э.Гумпердинка, 1896), Капулетти ("Ромео и Джульетта" Ш.Гуно, 1896), Владимира Галицкого ("Князь Игорь" А.Бородина, 1898, лучшая партия), Головы ("Майская ночь" Н.Римского-Корсакова, 1909); на русской сцене — Странника ("Зигфрид" Р.Вагнера, 1894), Графа Норфолка ("Генрих VIII" К.Сен-Санса, 1897). Лучшие партии: Иван Сусанин ("Жизнь за царя" М.Глинки), Руслан ("Руслан и Людмила" М.Глинки), Мельник ("Русалка" А.Даргомыжского), Красное солнышко ("Рогнеда" А.Серова), Василий Леонтьевич Кочубей ("Мазепа" П.Чайковского, 1899); Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж.Россини), Мефистофель ("Фауст" Ш.Гуно), Марсель ("Гугеноты" Дж.Мейербера), Граф де Сен-Бри ("Гугеноты" Дж.Мейербера, 1895), Вотан ("Валькирия" Р.Вагнера, один из первых исполнителей на сцене московского Большого театра, 1902), Старый цыган ("Алеко" С.В.Рахманинова). "Небольшая роль отца Земфиры в исполнении С.Г.Власова выросла в значительный, полный большого смысла образ великодушного, отрешившегося от человеческих страстей, умудренного жизнью старика, воплощенный с трогательной искренностью и простотой этим прекрасным певцом, хранителем реалистических традиций русской оперной сцены" (А.Оссовский). Другин партии: Князь Игорь (одноимённая опера А.Бородина), Князь Гудал ("Демон" А.Рубинштейна), Добрыня Никитич (одноимённая опера А.Гречанинова), Элиаким ("Юдифь" А.Серова); Каспар ("Вольный стрелок" К.М.Вебера), Плумкет ("Марта, или Ричмондский рынок" Ф.Флотова, 1891), Граф де Сен-Бри ("Гугеноты" Дж.Мейербера), Цунига ("Кармен" Ж. Бизе), Мефистофель (одноимённая опера А.Бойто), Рамфис ("Аида" Дж.Верди), Тонио ("Паяцы" Р.Леонкавалло). Партнёры: А.И.Барцал, А.К.Бедлевич, П.Б.Борисов, И.Ф.Бутенко, В.Н.Гнучева, М.Ф.Дворец, М.А.Дейша-Сионицкая, Л.Д.Донской, Г.Ершов, И.В.Ершов, А.О.Каратаева, Б.Б.Корсов, П.Н.Григорьев, А.П.Крутикова, Е.А.Лавровская, Т.С.Любатович, В.Я.Майборода, М.Д.Малинин, И.В.Матчинский, Н.А.Преображенский, Н.В.Салина, М.Скуратовский, Л.В.Собинов, С.Е.Трезвинский, В.С.Тютюнник, А.Фострём, П.А.Хохлов, Ф.И.Шаляпин, М.А.Эйхенвальд. Пел под кпревлением У.И.Авранека, И.К.Альтани, А.С.Аренского, Ф.Бейдлера, Э.М.Бевиньяни, Э.Ф.Направника, В.И.Сука, И.А.Труффи, А.А.Эйхенвальда. Выступал в камерных концертах. Весной 1900 (вместе с Собиновым и пианистом Н.Розенбергом) гастролировал в Орле, Курске, Житомире, Херсоне, Николаеве, Новочеркасске, Ростове-на Дону, Таганроге. 15 февраля 1900 выступил в концерте Кружка любителей русской музыки, где исполнял романсы М.Балакирева, А.Бородина, А.Рубинштейна, П.Чайковского. В 1907—1917 вёл педагогическую деятельность в Москве, последние два года жизни — в Новочеркасске. В 1907 получил звание "Заслуженный артист императорских театров". Записал 2 произведения на грампластинки в Москве ("Граммофон", 1903). Умер в Москве в 1919 году. Литература: Словарь сценических деятелей. — Санкт-Петербург, 1899. Выпуск 3. Страница 16; Степан Григорьевич Власов // Ежегодник императорских театров. Сезон 1907—1908. — Санкт-Петербург, / б. г. /. Выпуск 18. Часть 1. Страницы 282—283; Дризен Н.В. Сорок лет театра. Воспоминания. 1875—1915. — Петроград: Прометей, 1916. Страница 107; А.Н.Островский и русские композиторы. Письма. — Москва; Ленинград, 1937. Страница 249; Салина Н.В. Жизнь и сцена: Воспоминания. — Ленинград; Москва, 1941. Страница 156; Оссовский А.В. С.В.Рахманинов // Воспоминания о Рахманинове / Составитель, редактор, комментарии и предисловие З.Апетян. — Москва, 1974. Том 1. Страница 355.

Stephanovitch (512x700, 127Kb)
1854
Яков Васильевич Стефанович
русский революционер-народник, деятель революционного движения, народник, организатор Чигиринского заговора (1877). Родился в селе Дептивцы, ныне Конотопского района Сумской области Украины. По происхождению сын священника. Брат Олимпа Стефановича. Учился в Киевском университете. В революционном движении с 1873, был член киевского отделения общества чайковцев, ходил в народ, принадлежал к группе южных бунтарей. В 1875 году был исключён из Киевского университета. В 1877 году попытался организовать восстание крестьян в Чигиринском уезде Киевской губернии. Главный организатор "Чигиринского заговора" (1877). В сентябре 1877 был арестован, но в мае 1878 года Стефановичу удалось бежать за границу. Вернулся в Россию в 1879, вступил в народническую организацию "Земля и воля", а после её раскола осенью того же года стал одним из лидеров "Чёрного передела". В январе 1880 эмигрировал. Вновь вернулся в Россию в ноябре 1881, примкнул к "Народной воле" и стал членом её Исполнительного комитета. Вторично арестован в феврале 1882, по "процессу 17-ти" осужден на 8 лет каторги, которую отбывал на Каре. С 1890 — на поселении в Якутии. С 1905 жил в Черниговской губернии, от политической деятельности отошёл. Умер в селе Красный Колядин (ныне Талалаевского района Черниговской области Украины) 14 апреля 1915 года. Литература: К характеристике Я.Стефановича (публикация Р.М.Кантора), "Красный архив", 1928, том 4; Степняк-Кравчинский С., Подпольная Россия, Москва, 1960.

Епископ_Никанор_(Надеждин) (498x700, 179Kb)
1858
Никанор (в миру Николай Алексеевич Надежин)
кандидат богословия, епископ Русской православной церкви, епископ Олонецкий и Петрозаводский. Родился в селе Брейтово (Мологский уезд, Ярославская губерния), в семье священника Ярославской епархии. В 1881 году окончил Ярославскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 16 апреля 1884 года пострижен в монашество. 5 апреля 1885 года рукоположен во иеромонаха. В этом же году окончил Академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Литовской духовной семинарии. В 1888 году назначен инспектором Тифлисской семинарии. С 1891 года — ректор Томской семинарии в сане архимандрита. Проявил себя как деятельный организатор, пастырь и проповедник. Указом Священного Синода от 8 ноября 1897 года архимандрит Никанор был назначен епископом Киренским, викарием Иркутской епархии. Хиротонисан 7 декабря в Вознесенском монастыре в Иркутске. С 9 октября 1898 года — епископ Якутский и Вилюйский. С 30 января 1905 года — епископ Пермский и Соликамский. С 11 декабря 1908 года — епископ Олонецкий и Петрозаводский. Был председателем особой комиссии при Святом Синоде для выработки правил перевозки св. икон по водным путям. Скончался в Петрозаводске после продолжительной тяжелой болезни 19 ноября 1916 года. Награды: Орден Святой Анны I и II степеней; Орден Святого Владимира III степени; медаль в память Александра III.

karl-gross (491x700, 345Kb)
1861
Карл Гроос (Karl Groos)
немецкий психолог, профессор в Тюбингене. Родился в Гейдельберге. Известен своими работами в области детской психологии, главным образом теории игры. Его теория, содержащая некоторые правильные положения, в целом имеет биологический и телеологический характер. Гроос правильно оценивал роль игры в развитии организма, отмечал, что игра есть средство развития его определённых функций. Косвенным подтверждением этого положения теории Грооса могут служить тщательные наблюдения и эксперименты над животными (И.П.Павлов, К.Лоренц), показавшие важность "нестеснения" в ранние и особенно "критические" периоды развития для всей дальнейшей жизни. Однако в своей теории Гроос не смог связать развитие игрового интереса ребёнка с развитием его психических процессов. Полагая, что "... игры, особенно умственные игры и физическая борьба, представляющие для нас интерес как формы "естественного саморазвития"..." стоят "... в известной противоположности к обучению..." ("Душевная жизнь ребенка", Киев, 1916, страница 224), Гроос ограничивал роль педагогики только "вмешательством в жизнь понятий". Критика концепции Грооса в советской науке была направлена на раскрытие её антиисторической сущности. В трудах Грооса В.Плеханова ("Письма без адреса", "Теория происхождения игры") содержится критич. рассмотрение теории игры Грооса, отмечена недооценка Гроса социологическое значения игры, подчёркнут примат труда перед игрой. Умер в Тюбингене 27 марта 1946 года. Сочинения: Die Befreiung der Seele, Jena, 1909; Der Lebenswert des Spiels, Jena, 1910; Das Spiel, Jena, 1922; Das Seelenleben des Kindes, В., 1923; в русском переводе – «Душевная жизнь ребёнка», Киев, 1916; Einleitung in die Дsthetik. GieЯen: Ricker, 1892; Die Spiele der Tiere (Jena 1896); translated by E. L. Baldwin as The Play of Animals (New York 1898) (3rd German ed. 1930); Die Spiele der Menschen (Jena 1899); translated by E.L.Baldwin as The Play of Man (New York 1901) (many editions); Des Seelenleben des Kindes (Berlin 1904); Der дsthetische Genuss. GieЯen: Ricker; Die akustischen Phдnomene in der Lyrik Schillers; Bismarck im eigenen Urteil, Stuttgart 1920.

Владимир Михайлович Лопатин (700x525, 142Kb)
1861
Владимир Михайлович Михайлов (настоящая фамилия — Лопатин)
актер. Заслуженный артист РСФСР (1933). Учился на драматических курсах при Малом театре (1884-1886). Работал в судебном ведомстве, был активным участником драматических спектаклей Общества искусств и литературы. С 1911 — артист МХТ, снимался в кино. Скончался 31 марта 1935 года. Фильмография: 1920 «Две души» («По ту сторону щели»); 1927 «Девушка с коробкой»; 1927 «Дон Диего и Пелагея» («Дело Пелагеи Деминой»); 1930 «Земля».

kicunov (465x700, 97Kb)
1863
Николай Иванович Кичунов
естествоиспытатель, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. С 1887 г.— после учебы в Германии и Бельгии — преподавал в школах садоводства; редактировал в Санкт-Петербурге журналы «Промышленное садоводство и огородничество», «Прогрессивное садоводство и огородничество». Был близко знаком с И.В.Мичуриным. В 1892 г. Кичунова направили в Корочанский уезд для устройства земских садоводческих учреждений. Вскоре молодой ученый организовал в городе Короче двухмесячные курсы садоводства и огородничества для народных учителей. В том же 1892 г. в Курске вышла его брошюра — «Настоящее положение плодоводства и плодоторговли в Корочанском уезде Курской губернии». Выполнение предложений и рекомендаций ученого-естествоиспытателя помогло в 1893—1896 гг. заметно повы­сить плодоносность белгородских садов, внедрить наи­более ценные сорта. И уже в 1894 г. экспонаты из Корочи были отмечены на Международной выставке пло­доводства в Санкт-Петербурге большой золотой медалью. На Всероссийской выставке 1897 г. в Нижнем Новгороде корочанские яблоки были удостоены почетного диплома 1-й степени. В Короче Кичунов заложил первый в России питом­ник со специальной культурой дичков и подвоев и впо­следствии выпустил книгу об опыте работы в питомнике. 2 апреля 1896 г. Кичуновым по поручению губернского и уездного земств была открыта школа садовых рабочих при Корочанском земском питомнике. Позже она была преобразована в школу садоводства, огородничества и плодоводства; в 1929 г. на основе этой школы был создан Корочанский сельскохозяйственный техникум (ныне совхоз-техникум). С 1900 г. работал специалистом по садоводству в Харьковской и Московской губерниях, затем — в Петрограде. После Великой Октябрьской социалистической револю­ции стал специалистом по садоводству в Наркомземе республики; в 1919—1920 гг. заведовал кафедрой садоводства в Тамбовском университете; в 1921 — 1929гг.— профессор Петроградского (Ленинградского) сельско­хозяйственного института; в 1939—1941 гг. — профессор Ленинградского плодоовощного института. Перу ученого принадлежит 76 книг и свыше ста статей. Умер в 1942 году. Литература: Словарь-справочник садовода. Москва, 1957; Беляев П.М. Первый Корочанский садовод. — «Белгородская правда», 1978, 14 декабря.

 (526x699, 58Kb)
1866
Душан Петрович Маковицкий (Duan Makovickэ)
словацкий врач, друг и сподвижник Льва Толстого, его семейный врач. Был также вторым секретарем писателя. Вел дневники, переработанные в "Яснополянские записки". Сопровождал писателя в его последней поездке в 1910 года. После смерти Толстого Маковицкий остается в Ясной Поляне и по-прежнему лечил крестьян. В 1914 году он участвовал в воззвании единомышленников Льва Толстого против войны, за что был арестован и более года провел в тюремном заключении. Оправдан в Московском военно-окружном суде. Умер в родном доме в Ружомберке 12 марта 1921 года.

Srecko_Albini (553x700, 208Kb)
1869
Сречко Албини (Srecko Albini)
хорватский композитор и дирижёр (Югославия). Родился в Жупанье. Музыке обучался в Граце у В.Мейера. В 1893-1895 работал дирижером в Граце. В 1895- 1902 работал дирижером и директором (1909-1919, с небольшими перерывами) в Хорватском народном театре в Загребе, где участвовал в создании Общества друзей театра. Осуществил здесь постановки многих произведений югославских композиторов, в том числе Б.Берсы "Огонь" (1911), И.Хатце "Возвращение" (1911), В.Новака "Весенняя буря" (1914), Б.Широлы "Новелла Станца" (1915), Ф.Лотки "Минга" (1918), а также классических оперных произведений. Автор оперы "Маричон" (1911), балета "Плитвичские озера" (1898), оперетт "Набоб" ("Босоногая танцовщица") (1906), "Мадам Трубадур" (1907) (поставлены в Хорватском народном театре, Загреб), музыки к драмам "Ричард III" Шекспира, "Павлимир" Палмотича (1896) и др. Албини получил известность как автор жизнерадостной, веселой музыки. Его оперетта "Барон Тренк" (Лейпциг, 1908) ставилась на сценах Италии и многих других стран. Умер в Загребе 18 апреля 1933 года. Сочинения: опера «Маричон» (1901, Загреб); балет «На Плитвицких озёрах» (Na Plitvicka jezera, 1898, Загреб); оперетты – «Набоб» (1905, Вена; в новой редакции под названием «Босоногая танцовщица» - Bosonoga plesacica, 1909, Лейпциг), «Барон Тренк» (1909, Лейпциг и Загреб); кантаты; пьесы для оркестра; сочинения для фортепиано; романсы; музыка к спектаклям драматического театра. Литература: Kovacevic К., Hrvatski kompozitori i njihova djela, Zagreb, I960, s. 9-12; Safranek - KavicL., Srecko Albini, "Obzor", 1933, ј 91.

Adolfloos.2 (353x700, 166Kb)
1870
Адольф Лоз (Лоос; немецкое имя - Adolf Loos)
австрийский и чехословацкий архитектор и теоретик архитектуры. Сыграл значительную роль в становлении интернационального стиля. Как теоретик наиболее известен эссе «Орнамент и преступление» (1913), в котором критикует модерн (прежде всего — «юнгендстиль») в европейской архитектуре, за его орнаментальность. Родился в Брюнне (Брно) в немецкой семье каменотёса Адольфа Лоза. В 1887—1888 годы посещал строительно-техническое отделение профессиональной школы в богемском Либереце, в 1890—1893 годах учился в Высшей технической школе Дрездена, но не закончил её. Посетил в 1893 году Всемирную выставку в Чикаго и остался в США на 3 года, жил в Сент-Луисе, Филадельфии, Чикаго и Нью-Йорке. Пробовал работать в различных профессиях, но не в архитектуре. Переехав в 1896 году в Вену, устроился архитектором в строительною фирму Карла Майредера. Начиная с 1897 года пишет многочисленные статьи по теории архитектуры, выходящие в основном в ежедневной газете «Нойе фрайе прессе». В 1899 году в Вене напротив Дома сецессиона по его проекту возведено здание кафе «Музей», за необычную для того времени архитектурное решение получившее название «кафе „Нигилизм“». В 1902 году женился актрисе Лине Обертимпфлер (1882—1950), через три года брак распался. В 1903 года основал свой собственный культурологический журнал, но вышло только 2 номера. В январе того же года начинает работу над виллой Карма близ Монтрё на Женевском озере, работа закончена в 1906 году. С 1909 года работал над зданием на Михаэльплац в Вене (постройка завершена в 1911 году), а с 1910 года — над домом Штайнера в венском районе Хитцинг и магазином мужской моды «Книже» в Вене. В 1912 году открыл собственную архитектурную школу, закрытую впоследствии в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны. В течение 1910-х годов спроектировал серию зданий в Вене: дом Шой (1912—1913), дом Душниц (1915—1916), дом Мандль (1916), вилла Штрассер (1918—1919). В период 1917—1918 годов находился на военной службе в Санкт-Пёльтене и Вене. После окончания войны и развала австро-венгерской монархии получает лично от президента Чехословакии Масарика чехословацкое гражданство. Женится на танцовщице Эльзи Альтман (1899—1984). В 1920 году возобновлена работы его архитектурной школы. В мае 1921 года назначен на должность главного архитектора при управлении строительства Вены, разрабатывает планировку районов Лайнц (1921), Хойберг (1923) и Хирштеттен (1921). В 1922 году едет с женой через Триест и Венецию в Ниццу, а оттуда в Лондон, где принял участие в архитектурном конгрессе. В конце марта возвращается через Милан в Вену. В том же году принял участие в конкурсе за создание здания для газеты Chicago Tribune. В 1923 году участвовал в Парижском осеннем салоне. Уходит с должности главного архитектора в Вене в 1924 году, и переезжает с женой во Францию, где живёт в течение 5 лет попеременно в Париже и на Лазурном Берегу. В 1925 году начинает работу по созданию дома-студии дадаиста Тристана Тцары в Париже, постройка завершена 1926 году. В 1926 году развёлся с Эльзи Альтман. В 1927 спроектировал дом Жозефины Бейкер в Париже. В том же году возвращается в Вену, живёт в той же квартире, что и в 1903 году, строит в Вене дом Мёллера. В 1928 году приглашён на 1-й Международный конгресс современной архитектуры в Ла-Сарразе. В 1928—1930 годы строит дом Бруммеля в Брно, виллу Мюллера в Праге. В 1929 году женился в третий раз — на Клер Бек (1905—1945). На 60-летие Лоза в 1930 году выходит поздравительный адрес, подписанный Германом Баром, Альбаном Бергом, Йозефом Франком, Оскаром Кокошкой, Якобом Оудом, Карлом Краусом, Эзрой Паундом, Арнольдом Шёнбергом, Тристаном Тцарой, Антоном Веберном; по предложению руководства Брно Лозу назначена почётная пенсия Чехословацкой республики. На пенсии несколько раз ездит на Ривьеру, разводится с женой. В 1931 году в связи с обострившимся неврологическим заболеванием ложится в клинику, практически полностью теряет слух. Скончался в Вене 23 августа 1933 года во время курса лечения в санатории. Сочинения: Die Schriften, Bd 1—2, Innsbruck, 1931. Литература: Мастера архитектуры об архитектуре, Москва, 1972, страницы 138—158; Mьnz L., A. Loos, Mil., 1956. Литература: Sarnitz A. «Loos», Kцln 2003; M.Kristan «Adolf Loos», Wien 2001.

Rushits_Ferdinand (493x700, 147Kb)
1870
Фердинанд Рущиц (Фердинанд Эдуардович Рущиц; польское иммя - Ferdynand Ruszczyc; белорусское имя - Фердынанд Рушчыц)
белорусский и польский живописец, график, сценограф. Родился в Богданов под Ошмянами, ныне Воложинский район Минской области, Беларусь. Среднее классическое образование получил в Минской гимназии. С 1890 года учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. В 1892—1897 году обучался живописи под руководством И. И. Шишкина и А. И. Куинджи в императорской Академии художеств. Совершил несколько поездок с образовательными целями — в Крым, Францию, Германию, Италию, Швецию. В 1897 году дебютировал на выставке дипломных работ Академии художеств. С этого времени до 1900 года его работы выставлялись на ежегодных выставках академии. В 1899 году прошла первая выставка в Вильне. Принимал участие в общественной и культурной жизни города, сотрудничал с театром. Принимал эпизодическое участие в объединении «Мир искусства» (между прочим, участвовал в выставке в Москве в 1902 году). В 1900 году в Кракове вошёл в круг участников общества польских художников модернистской ориентации «Штука» („Sztuka“; «Искусство»). Организовал выставку этого объединения в Вильне в 1903 году. В 1904—1907 годах преподавал живопись в Училище изящных искусств (Szkoa Sztuk Piknych), в 1907—1908 годах — профессор Академии изящных искусств в Кракове. В 1918—1919 годах принимал участие в организации отделения изящных искусств в Университете Стефана Батория и был его первым деканом. В 1921 году стал организатором первой официальной выставки польских художников в Гран-Пале в Париже. В связи с этим был удостоен орденом Почётного легиона. В 1935 году президент Польши Игнаций Мосцицкий удостоил его званием почётного профессора УСБ.
Ferdynand_Ruszczyc_in_the_Vilnius_Academy_of_Arts (700x525, 439Kb)
Мемориальная доска во дворе Вильнюсской художественной академии.
Писал главным образом пейзажи. Автор иллюстраций, виньеток, обложек книг, эскизов афиш и плакатов. Создал иллюстрации или оформил свыше пятидесяти книг. Среди них — путеводитель по Вильне („Przewodnik po Wilnie“) Юлиуша Клоса. Автор декораций для пятнадцати театральных постановок, включая «Балладину» Юлиуша Словацкого (1914), «Свадьба» (1910) и «Ноябрьская ночь» (1930) Станислава Выспяньского; инсценировал ряд драматических произведений (помимо перечисленных — Сид Пьера Корнеля в виленском театре, 1924). Писал статьи о памятниках старины Вильны. Умер 30 октября 1936 года. Произведения хранятся в музеях Белоруссии, Литвы, Польши. Картины Фердинанда Рущица в Национальной художественной галерее (Вильнюс): Земля (1898); Пустота (Старое гнездо) (1901); Беженцы (1902); Nec mergitur (1904—1905); Wladyslaw Jagiello. Литература: Aleksandra Giedo-Paszek. Ferdynand Ruszczyc jako pedagog i pejzaysta Wileszczyzny. — Dails istorijos studijos. 1 tomas: XX amiaus pradios Vilnius: modernjanios kultros idinys = Wilno pocztku XX wieku: ognisko modernizujcej si kultury. Straipsni rinkinys lietuvi ir lenk k., sudaryt. L. Laukaite, Vilnius: Kultros, filosofijos ir meno institutas, sp. “Sapn sala”, 2004. ISBN 9986-638-48-8. S. 81—87; Рушчыц Ф. Дзённік — Мн.: Медысонт, 2002.

Jadunath_Sarkar (563x700, 363Kb)
1870
Джадунатх Саркар (Jadunath Sarkar)
крупнейший индийский историк. Родился в Бенгалии, на территории современного Бангладеша. Изучал период Могольской империи 2-й половины XVII — конца XVIII столетий и возвышение маратхского государства, главным образом по персоязычным источникам, в том числе и по архиву Аурангзеба в Дели. При этом его интересовала почти исключительно политическая и административная история. Впервые ввёл в научный оборот обширные материалы по истории позднего феодализма в Индии. В качестве профессора истории в Калькутте, Патне, Варанаси и Катаке воспитал плеяду индийских историков. Его многочисленные капитальные труды считаются в Индии классическими и неоднократно переиздавались. Умер в Калькутте 15 мая 1958 года. Сочинения: History of Aurangzib, 2 ed., v. 1—5, Calcutta, 1930: Fall of the Mughal empire (1739—1803), 2 ed., v. 1—4, Calcutta, 1949—1952; Shivaji and his times, 6 ed., Calcutta, 1961: House of Shivaji, 3 ed., Calcutta, 1955; Mughal administration, 3 ed., Calcutta, 1935; Anecdotes of Aurangzib, 3 ed., Calcutta 1949.

1870
Стенли Гатевей Чэдвик (Stanley Hathaway Chadwick)
американский шахматист. Умер 18 июля 1843 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку