-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109023
Комментариев: 6801
Написано: 117495


10 декабря родились...

Среда, 10 Декабря 2014 г. 00:02 + в цитатник
 (590x699, 68Kb)
1394
Яков I Стюарт (James I)
король Шотландии (1406-1437), третий сын Роберта III. Поскольку, как считали при дворе, дядя Якова, герцог Олбани, был повинен в смерти его старшего брата, самого Якова в 1406 в целях безопасности отправили во Францию. Но по дороге он попал в руки англичан, которые продержали его в плену до 1424, освободив в обмен на обещание уплаты 40 000 марок. Затем эта сумма уменьшилась на 10 000 марок - размер приданого Джоан Бофорт, дочери первого графа Сомерсета, члена английской королевской семьи, и племянницы Ричарда II, на которой Яков женился перед возвращением в Шотландию. Короновавшись в Сконе в 1424, он приложил усилия к тому, чтобы укрепить Шотландию, проводя антипапскую политику и заменив власть знати централизованным управленим. После того, как Яков захватил принадлежавшее Роберту Грехему графство, а его самого изгнал, в ночь с 20 на 21 февраля 1437 он был убит в Перте этим самым Грехемом при содействии других аристократов. Его вдова казнила заговорщиков и не дала династии пресечься. Якова принято считать автором Королевской книги (The Kingis Quair, ок. 1424), написанной "королевскими строфами" поэмы о пленнике, влюбившемся в даму.

 (543x699, 81Kb)
1538
Баттиста Гуарини (Джамбаттиста Гварини; Giambattista Guarini, Battista Guarini)
итальянский поэт, теоретик литературы и искусства, дипломат. Родился в Ферраре. Родом из знатной феррарской семьи; был потомком знаменитого гуманиста XV века Гуарино. Образование получил в падуанском университете; вернувшись в Феррару, занял кафедру риторики в местном Атенее и стал писать стихи. Как один из самых блестящих представителей искусства был привлечён ко двору д’Эсте; долгое время занимал придворные должности и исполнял поручения герцога. Позднее служил у великого герцога Тосканского Фердинанда I и у герцога Урбинского Франческо II. Гуарини писал много. От него остались лирические стихотворения, комедия «La idropica» (Больная водянкой), огромное количество писем, посвящённых разным вопросам искусства и культуры, трактат «Compendio della poesia tragicomica» (Учебник теории трагикомической поэзии). Но слава его основана на драматической пасторали «Pastor Fido» (Верный пастух), «пастушеской трагикомедии», как он сам её называл. Цель, поставленная себе Гуарини, — написать произведение, не уступающее «Аминте» Тассо, — была достигнута: и у современников и у потомства «Pastor Fido» имел огромный успех наравне с «Аминтой». Между 1590 и 1830 вышло не меньше 170 изданий пьесы; в переводах она была напечатана 50 раз по-французски, 18 — по-немецки, 15 — по-английски, 9 — по-голландски и пять раз по-испански и по-гречески. Кроме того она вызвала множество подражаний. Этим пьеса обязана действительно большим литературным достоинствам и ещё больше тому, что она очень хорошо отвечала запросам своего времени и того общества, для которого её писал Гуарини. Итальянской литературе и раньше была известна «L’egloga rappresentativa» (инсценированная эклога), кустарно изготовлявшаяся малообразованными придворными для постановки на празднествах; была также известна «La commedia pastorale» (пасторальная комедия), возникшая в кругах средней и мелкой буржуазии; Гуарини вслед за Тассо приспособил драматизированную пастораль к изысканному вкусу аристократического общества. Тонкая внешняя отделка и изящная сентиментальность сюжета, красивые, но очень далёкие от жизни, не претендующие на реальность фигуры пастушков и пастушек, словом — стилизация для придворных нужд одного уголка крестьянской жизни — таким только и могло быть изображение народного быта, которое нравилось аристократическому обществу. Умер в Венеции 7 октября 1612 года. Библиография: Rossi V., Guarini ed il «Pastor Fido», studio biografico-critico coi documenti inediti, Torino, 1886; Saviotti A., Guariniana, Pesaro, 1888; Marsan J., La Pastorale dramatique en France а la fin du XVI-е et au commencement du XVII-е siиcle, P., 1905; Sannino G., La pastorale drammatica, «L’Aminta» e il «Pastor Fido», Napoli, 1906; Olschki L., Giambattista Guarinis «Pastor Fido» in Deutschland, Lpz., 1909; Carrara E., La poesia pastorale, Milano, 1909.

 (673x699, 79Kb)
1610
Адриан ван Остаде (Adriaen van Ostade)
нидерландский художник и гравёр. Родился в Харлеме. Исаак ван Остаде — брат Адриана и его ученик. Адриан ван Остаде учился у Франса Халса и работал в его манере до 1639 г. На его дальнейшее творчество оказала манера письма Рембрандта. Остаде написал большое количество жанровых картин небольшого формата и большей частью юмористического содержания, повествующих о жизни горожан и крестьян. Героями его картин становились курильщики, выпивохи, игроки, шарлатаны, танцующие, драки и тому подобное, иногда портреты. Для первого периода творчества А. ван Остаде, к которому относятся около 40 полотен, характерны чёткие, живые образы и едкий юмор. Картины второго периода отличаются мастерским владением полутенями, наивностью сюжетов и мягкостью юмора. Картины третьего периода (в большинстве своём интерьеры с изображением людей) выделяются тщательностью исполнения и светлыми, сияющими тонами. Картины Адриана ван Остаде хранятся в картинных галереях Берлина, Дрездена, Вены (Императорская картинная галерея, галерея Лихтенштейн), в Лувре, в Мюнхене, в Амстердаме, Гааге и Санкт-Петербурге. Помимо картин сохранилось много акварелей, рисунков пером и гравюр Адриана ван Остаде. Умер в Харлеме 2 мая 1685 года.

1691
Николай Данилович Ханенко
украинский мемуарист, политический деятель, генеральный хорунжий (с 1741). Рано осиротев, поступил в киевскую духовную академию, образование доканчивал в львовской академии. Службу начал в 1710 г., когда дед его Ломиковский ушел из Малороссии вместе с Мазепой и поселился в Яссах. Старая приязнь гетмана Скоропадского к Ломиковскому, должно быть, помогла Ханенко сделать карьеру. Ханенко служил сначала в рядах войска, а затем в 1717 г. перешел в генеральную канцелярию. В 1721 г. он делается уже "старшим канцеляристом", т. е. главным помощником генерального писаря по управлению генеральной канцелярией. По смерти Скоропадского Ханенко пользовался расположением тогдашнего правителя Малороссии Павла Полуботка , который послал его к Петру I , находившемуся в терковском походе, с "вестительными грамотами" со смерти Скоропадского. Когда позже, в 1723 г., Полуботок вместе с Савичем и Чернышом были в Санкт-Петербурге, он придумал послать к царю депутацию от всего малорусского народа с просьбой о выборе гетмана. В числе 5 депутатов был и Ханенко. Когда затем разгневанный челобитными Полуботка Петр I решил послать в Малороссию А.И.Румянцева , Полуботок поручил Ханенко написать подробную "меморию", что делать в Малороссии на случай приезда Румянцева. С арестом Полуботка был арестован и Ханенко. После смерти Петра I арестованные малороссияне были освобождены, причем им приказано было жить в Санкт-Петербурге, а Ханенко, кроме того, поручалось "быть в гарнизонной школе учителем детей офицерских и солдатских". В 1726 г. Ханенко был отпущен в Малороссию и в 1727 г., благодаря поддержке гетмана Апостола , получил уряд судьи полкового стародубского, на котором и оставался беспрерывно десять лет. В 1738 г. он был назначен полковым обозным и в качестве наказного полковника стародубского, участвовал в крымском походе Ласси . В 1740 г. пределен членом генерального суда, в 1741 г. сделан генеральным хорунжим, в каком звании и оставался в течение 20 лет, до своей смерти. Ханенко часто исполнял и особые поручения. Важнейшим было назначение его в "Комиссию переводу и своду правных книг малороссийских". Гетман Разумовский очень ценил знания и способности Ханенко и поставил его во главе генеральной канцелярии вместе с Петром Апостолом и Василием Гудовичем. Служба Ханенко в это время была награждена целым рядом маетностей. В бытность свою в Санкт-Петербурге, в 1759 г., Разумовский представлял Х. в генеральные писари, но прежде чем представление то было уважено, Ханенко умер в Глухове 7 февраля 1760 года. Средний сын его Василий воспитывался за границей и окончил университет в Киле. Ханенко написал ему интересное по тому времени наставление, под названием: "Сыну моему Василию Ханенко увещание". Ханенко принадлежит к числу просвещенных и образованных людей своего времени. Сохранились отрывки из его переписки с сыном, когда последний был за границей ("Черниговские Губернские Ведомости", 1852) и, кроме того, два дневника. Один напечатан О.М.Бодянским в "Чтениях в Обществе Истории и Древностей" 1858 г., книга I, под заглавием "Диариум, или Журнал", т. е. "повседневная записка случающихся при дворе... гетмана оказий и церемоний, також и в канцелярии войсковой отправуемых дел" и т. д.; другой - А.М.Лазаревским в "Киевской Старине" 1884 г., под заглавием: "Дневник генерального хорунжего Николая Ханенко, 1727 - 1753 г.". Последний дневник неполон. Некоторые дополнения к нему сделаны графом А.Титовым в "Киевской Старине", 1896, том 54. Оба дневника Ханенко являются одним из важнейших источников для изучения внутреннего быта Малороссии в XVIII веке. Литература: О.М. Бодянский "Исторические сведения о генеральной хорунжем Николае Даниловиче Ханенко" ("Чтения в Обществе Истории и Древностей", 1858, книга I, предисловие к "Диариуму"); А.М.Лазаревский "Предисловие к "Дневнику Ханенко" ("Киевская Старина", 1884 и отдельно); А.Титов "Дневник Николая Ханенко, 1719 - 1723 и 1754 годов" ("Киевская Старина", 1896, том 54, 151 - 196). Сочинения: Дневник. 1727—1753, Киев, 1887; Дневник (1719—1723 и 1754), "Киевская Старина", 1896, том 54. Литература: Бодянский О., Историческое сведение о генеральном хорунжем Н.Д.Ханенке, в сборнике: Чтения в Обществе истории и древностей российских, 1858, книга 1.

 (563x699, 79Kb)
1745
Томас Холкрофт (Thomas Holcroft)
английский писатель. Родился в семье сапожника, был коробейником, конюхом, бродячим актёром, суфлёром, школьным учителем. Самоучкой выучил французский, немецкий и итальянский языки. Дебютировал как драматург комедиями «Любовь и голод» («The Crisis; or, Love and Famine», 1778) и «Двоедушие» («Duplicity», 1781), тепло встреченными публикой. В 1780 опубликовал автобиографический роман в письмах «Элвин, или Комедиант-джентльмен» («Alwyn, or the Gentleman Comedian») из жизни бродячего актёра. В 1783 г. Холкрофт отправился в Париж газетным корреспондентом и застал там премьеру «Женитьбы Фигаро» Бомарше. В восторге от пьесы он посетил постановку несколько раз и выучил комедию Бомарше наизусть, а вернувшись в Лондон, по памяти переложил её на английский язык; под названием «Повседневные глупости» (англ. «The Follies of a Day») это переложение было поставлено в 1784 г. Всего Холкрофту принадлежит более тридцати пьес, в основном мелодраматического характера, из которых наиболее известна «Путь к гибели» («The Road to Ruin», 1791), входившая в репертуар английского театра до начала XX века. Холкрофт также активно выступал как театральный критик. Из оригинальной прозы Холкрофта наибольшей известностью пользовались романы «Анна Сент-Ив» («Anna St Ives», в 7 томах, 1792) и «Приключения Хью Тревора» («The Adventures of Hugh Trevor», в 6 томах, 1794—1797). Оба романа проникнуты свободолюбивым и антирелигиозным пафосом, связанным с влиянием Великой французской революции, за явно выраженную симпатию к которой Холкрофт в 1794 г. был привлечен к суду. Кроме того, Холкрофт написал том путевых записок «Travels from Hamburg through Westphalia, Holland and the Netherlands to Paris» (1804) и начал мемуары, после его смерти завершенные очерком последних лет его жизни и опубликованные Уильямом Хэзлиттом (1816). Скончался 23 марта 1809 года.

1764
Луи-Себастьян Лебрен (Lebrun)
французский певец (тенор) и композитор.Родился в Париже. Умер в Париже 27 июня 1829 года.

 (699x456, 167Kb)
1782
Фридрих (Конрад) Грипенкерль (Friedrich Konrad Griepenkerl)
немецкий музыковед. Родился в Пейне, Нижняя Саксония В 1805-1808 учился в Гёттингене игре на органе, клавире и теории у И.Форкеля. До 1816 преподавал в Фелленбергском институте в Швейцарии, с 1816 - в Брауншвейге. Исполнял в домашних концертах хоровых произведений Й.С.Баха. Написал «Учебник эстетики» («Lehrbuch der Дsthetik», 1826). Издал совместно с Ф А.Ройчем органные сочинения Й.С.Баха (тома 1-7, Лейпциг, 1845-1847). Участвовал в редактировании первого полного собрания клавирных сочинений Й.С.Баха, начатого К.Черни (Лейпциг, 1837-1851). Грипенкерлю принадлежало большое собрание рукописей Баха (перешло от И.Форкеля; хранится в Музейной библиотеке издательства Петере в Лейпциге). Умер в Брауншвайге 6 апреля 1849 года.

 (515x699, 77Kb)
1798
Александр Павлович Брюллов (настоящая фамилия - Брюлло)
русский архитектор и художник, мастер романтического историзма. Родился в Санкт-Петербурге в семье художника П.И.Брюлло, брат живописца К.П.Брюллова. Получил начальное образование у отца, мастера декоративной резьбы, затем учился в Академии художеств (1810–1821). Летом 1822 его вместе с братом послали за границу за счет Общества поощрения художеств. Посетив Германию, Францию, Италию, Англию и Швейцарию, в 1830 он возвратился в Санкт-Петербург. С 1831 – профессор Академии художеств. Первая его постройка – строго классицистский собственный особняк на Съездовской линии Васильевского острова (1829). Но для творческих устремлений мастера гораздо более характерна Спасская церковь в Парголове (1831), где соединены элементы готической архитектуры (шпиль над башней, витражи, контрфорсы) и классицизма (общая ясность и сдержанность декора). В 1831 перестроил дом Ю.П.Самойловой в Графской Славянке (ныне Антропшино Ленинградской обл.), заменив традиционную для усадеб анфиладную систему расположения комнат новый типом планировки – с обособленными комнатами с эркерами. В том же имении Самойловой он возвел и деревянный театр (1835), использовав типичные мотивы деревянного зодчества русского средневековья. В 1833 правительство привлекло Брюллова к работе в Кронштадте, – там им были созданы (в лаконичных позднеклассицистских формах) здания Градских присутственных мест гражданского ведомства (1834–1842). Если в его здании Михайловского театра в Санкт-Петербурге (1831–1833; в 1859 перестроен А.К.Кавосом; ныне Малый театр оперы и балета) по-прежнему всецело доминирует классицизм, то в лютеранской церкви святых Петра и Павла на Невском проспекте (1833–1838) античный ордер соседствует со средневековыми, неороманскими деталями. Крупнейшим произведением Брюллова стал комплекс Пулковской обсерватории (1834–1839; разрушен в период Второй мировой войны и в 1946–1954 реконструирован); наиболее выразительные его компоненты, например, главный вход в виде дорического портика или центральный восьмиугольный зал главного здания, проникнуты античной строгостью и величием. Однако подобные формы со временем все больше осмысляются мастером в духе исторической «неогреческой» стилизации, ярким примером которой явилось здание Штаба гвардейского корпуса (1837–1840), органически завершившее ансамбль Дворцовой площади. В 1836–1842 по проекту Брюллова в Оренбурге был выстроен караван-сарай, живописно сочетающий мотивы европейски-барочной и мавританской архитектуры. В 1838–1839 он занимался реконструкцией интерьеров Зимнего дворца после пожара 1837. Брюллову было поручено восстановление личных покоев Николая I и его семьи, а также создание нового зала в память Александра I. Здесь в полной мере развернулся его дар романтического стилизатора, тонко учитывающего декоративные особенности разных эпох. Так, в оформлении Белого зала, обращенного окнами на Дворцовую площадь, использованы традиционные формы греческой классики, в Александровском зале (с его батальными барельефами и картинами на темы войны 1812, а также оригинальными колоннами, завершающимися фигурами двуглавых орлов) явственно проступает воинственный дух ампира, а Мавританская ванная украшена типичными элементами мусульманского искусства (узорчатый «ковровый» орнамент и диваны). Весьма характерны также Готическая гостиная, Помпейская столовая (несохранившаяся) и др. помещения. Позднее по проектам Брюллова в Санкт-Петербурге были возведены Александринская больница (1844–1850) и Служебный дом Мраморного дворца (1845–1850). В первом случае разнообразие стилистики чрезвычайно удачно соединилось с новыми строительными приемами (односторонняя застройка коридоров, огромные оконные пролеты второго этажа), позволившие добиться максимальной освещенности интерьеров. Стекло здесь активно вошло в структуру как крайне существенный ее элемент, в равной степени декоративный и функциональный; особо выразителен в этом плане центр фасада, эффектно украшенный застекленным арочным проемом, органично объединяющим окно и вход. Служебный же дом удачно вписался в общий комплекс Мраморного дворца (где Брюллов занимался и отделкой интерьеров). Широко известен исполненный по проекту Брюллова монумент на Куликовом поле (1837–1850), представляющий собой массивную 5-ярусную колонну из чугуна, украшенную барельефами с изображением воинских доспехов и увенчанную церковной главкой с крестом. По эскизам мастера были созданы также памятник Ермаку в Тобольске (1839) и надгробие К.П.Брюллова в Риме (1852–1854). Сравнительно рано отойдя от практической работы, мастер активно занимался преподаванием в Академии художеств (с 1831 – профессор). Он оставил и богатое графическое наследие: многочисленные портреты (Е.П.Бакуниной, 1830–1832; Н.Н.Пушкиной, супруги великого поэта; А.А.Перовского, 1834; все – акварель; и др.), иллюстрации и т.д.; здесь романтические черты его дарования проявились еще более непосредственно, чем в зодчестве. Скончался в Санкт-Петербурге 21 января 1887 года.

 (609x699, 40Kb)
1804
Карл Густав Якоб Якоби (немецкое имя - Carl Gustav Jacob Jacobi)
немецкий математик, член Берлинской Академии Наук (1836), член-корреспондент (1830) и почетный член (1833) Санкт-Петербургской Академии Наук. Родился в Потсдаме. Брат Б.С.Якоби. Образование получил в Берлинском университете. С 1826 по 1844 – профессор математики Кёнигсбергского университета, затем профессор Берлинского университета. Свою первую работу – «Новые основы теории эллиптических функций» (Fundamenta nova theoriae functionum ellipticarum) – Якоби опубликовал в 1829. Теорию эллиптических функций Якоби строил на основе четырех т.н. тэта-функций, определяемых бесконечными рядами. Решая задачу об обращении гиперэллиптических интегралов, нашел, что такое обращение возможно, если использовать функции более чем одного переменного. Так родилась теория абелевых функций от p переменных, которая стала важной областью математики 19 в. Известна работа Якоби о функциональных определителях «О построении и свойствах определителей» (De formatione et proprietatibas determinantium, 1841). Имя ученого носит известный функциональный определитель – якобиан. Ряд работ Якоби посвящен теории дифференциальных уравнений в частных производных и их применению к решению некоторых задач динамики. Одной из таких работ являются «Лекции по динамике» (Vorlesungen über Dynamik), опубликованные в 1866 по записям 1842–1843. Интересную главу в них составляет определение геодезических линий по эллипсоиде – задача приводит к нахождению соотношения между двумя абелевыми интегралами. Умер Якоби в Берлине 18 февраля 1851 года. Сочинения: Gesammelte Werke, Bd 1—7, В., 1881—1891.

 (513x699, 84Kb)
1805
Йозеф Шкода (чешское имя - Joseph koda)
чешский терапевт. Родился в городе Пльзень. С 1825 г. жил в Вене. В 1831 году окончил медицинский факультет Венского университета, в 1846-1871 гг. профессор там же. Крупнейший представитель, так называемой, новой венской школы, характеризовавшейся признанием преимущественного значения наблюдений у постели больного, изучения физических симптомов болезни и лежащих в их основе изменений в органах и сыгравшей видную роль в развитии клинической медицины. Развил и научно обосновал учения о перкуссии и аускультации и способствовал распространению этих методов исследования в клинической практике. Шкода показал зависимость сердечных шумов не только от анатомических поражений клапанов, но и от скорости тока крови; описал ряд аускультативных симптомов. Деятельность и научные труды Шкоды имели существенное значение в формировании кардиологии, пульмонологии и дерматологии. Создал клиническую школу (Гебра и другие). Умер в Вене 13 июня 1881 года. Сочинения в русском переводе: Учение о постукивании и выслушивании, как средствах распознавать болезни, Москва, 1852. Литература: Рубакин А.Н., Жизнь и деятельность Иозефа Шкоды, "Клиническая медицина", 1956, № 6: Sternberg М., Josef koda, W., 1924; "asopis lekaru esikych", 1971 rok, 110, № 25, s. 588-591.

Errico_Petrella_by_Francesco_Gonin (623x700, 107Kb)
1813
Эррико Петрелла (Errico Petrella)
итальянский оперный композитор. Родился в Палермо. Был учеником Косты, Беллини, Фурно, Руджи и Цингарелли; дебютировал 1829 оперой "Il diavolo color di rosa" в Неаполе и быстро сделался самым популярным оперным композитором Италии, выше которого ставили только Верди. Из его 25 опер лучшими считаются: "Le precauzioni" (1851), "Marco Visconti" (1854), "Jone" (1858) и "La contessa d’Amalfi" (1864). Умер в Генуе 7 апреля 1877 года.

10 декабря 1815 года родилась — Ада Лавлейсpost-13108-129195581538 (561x700, 345Kb)
1815
Аугуста Ада Лавлейс (Augusta Ada King Byron, Countess of Lovelace, обычно упоминается просто Ада Лавлейс)
английский математик. Известна прежде всего созданием описания вычислительной машины, проект которой был разработан Чарльзом Бэббиджем. Составила первую в мире программу (для этой машины). Ввела в употребление термины «цикл» и «рабочая ячейка», считается первым программистом. Родилась в Лондоне, была единственным законнорожденным ребёнком английского поэта Джорджа Гордона Байрона и его жены Анны Изабеллы Байрон (Анабеллы). Анна Изабелла Байрон в лучшие дни своей семейной жизни за своё увлечение математикой получила от мужа прозвище «Королева Параллелограммов». В единственный и последний раз Байрон видел свою дочь через месяц после рождения. 21 апреля 1816 года Байрон подписал официальный развод и навсегда покинул Англию. Девочка получила первое имя Огаста (Августа) в честь сводной сестры Байрона, с которой у него, по слухам, был роман. После развода её мать и родители матери никогда не назвали её этим именем, а называли Адой. Более того, из семейной библиотеки были изъяты все книги её отца. Мать новорождённой отдала ребёнка родителям и отправилась в оздоровительный круиз. Вернулась она уже тогда, когда ребёнка можно было начинать воспитывать. В различных биографиях высказываются различные утверждения относительно того, жила ли Ада со своей матерью: некоторые утверждают, что её мать занимала первое место в её жизни, даже в браке; по другим источникам, она никогда не знала ни одного родителя. Миссис Байрон пригласила для Ады своего бывшего учителя — шотландского математика Огастеса де Моргана. Он был женат на знаменитой Мэри Соммервиль, которая перевела в свое время с французского «Трактат о небесной механике» математика и астронома Пьера-Симона Лапласа. Именно Мэри стала для своей воспитанницы тем, что сейчас принято называть «ролевой моделью». Когда Аде исполнилось семнадцать лет, она смогла выезжать в свет и была представлена королю и королеве. Имя Чарльза Бэббиджа юная мисс Байрон впервые услышала за обеденным столом от Мэри Соммервиль. Спустя несколько недель, 5 июня 1833 года, они впервые увиделись. Чарльз Бэббидж в момент их знакомства был профессором на кафедре математики Кэмбриджского университета — как сэр Исаак Ньютон за полтора века до него. Позднее она познакомилась и с другими выдающимися личностями той эпохи: Майклом Фарадеем, Дэвидом Брюстером, Чарльзом Уитстоном, Чарльзом Диккенсом и другими. За несколько лет до вступления в должность Бэббидж закончил описание счётной машины, которая смогла бы производить вычисления с точностью до двадцатого знака. Чертёж с многочисленными валиками и шестерёнками, которые приводились в движение рычагом, лёг на стол премьер-министра. В 1823 году была выплачена первая субсидия на постройку того, что теперь считается первым на земле компьютером и известно под названием «Большая разностная машина Бэббиджа».
10 декабря 1815 года родилась — Ада Лавлейсpost-13108-129195581714 (700x700, 181Kb)
Строительство продолжалось десять лет, конструкция машины всё более усложнялась, и в 1833 году финансирование было прекращено. В 1835 году мисс Байрон вышла замуж за 29-летнего Уильяма Кинга, 8-го барона Кинга, который вскоре унаследовал титул лорда Лавлейса. У них было трое детей: Байрон, рождённый 12 мая 1836 года, Анабелла (Леди Энн Блюн), рождённая 22 сентября 1837 и Ральф Гордон, рождённый 2 июля 1839 года. Ни муж, ни трое детей не помешали Аде с упоением отдаться тому, что она считала своим призванием. Замужество даже облегчило её труды: у нее появился бесперебойный источник финансирования в виде фамильной казны графов Лавлейсов. В 1842 году итальянский учёный Луиджи Менабреа познакомился с аналитической машиной, пришёл в восторг и сделал первое подробное описание изобретения. Статья была опубликована на французском, и именно Ада Лавлейс взялась перевести её на английский. Позднее Бэббидж предложил ей снабдить текст подробными комментариями. «Аналитический двигатель Бэббиджа», — писала Ада — «ткёт алгебраические задачи точно так же, как ткацкий станок Жаккарда ткёт цветы и листья на ткани». Именно эти комментарии дают потомкам основания называть Аду Байрон первым программистом планеты. В числе прочего она сообщила Бэббиджу, что составила план операций для аналитической машины, с помощью которых можно решить уравнение Бернулли, которое выражает закон сохранения энергии движущейся жидкости. В материалах Бэббиджа и комментариях Лавлейс намечены такие понятия, как подпрограмма и библиотека подпрограмм, модификация команд и индексный регистр, которые стали употребляться только в 1950-х годах. Сам термин «библиотека» был введён Бэббиджем, а термины «рабочая ячейка» и «цикл» предложила Ада Лавлейс. Её работы в этой области были опубликованы в 1843 году. Однако в то время считалось неприличным для женщины издавать свои сочинения под полным именем и, Лавлейс поставила на титуле только свои инициалы. Поэтому её математические труды, как и работы многих других женщин-учёных, долго пребывали в забвении. Ада Лавлейс скончалась 27 ноября 1852 года от кровопускания при попытке лечения рака матки (от кровопускания же скончался и её отец) и была похоронена в фамильном склепе Байронов рядом со своим отцом, которого никогда не знала при жизни. В 1975 году Министерство обороны США приняло решение о начале разработки универсального языка программирования. Министр прочитал подготовленный секретарями исторический экскурс и без колебаний одобрил и сам проект, и предполагаемое название для будущего языка — «Ада». 10 декабря 1980 года был утверждён стандарт языка. Литература: Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг. Машина различий. / Перевод: М.Пчелинцев. У-Фактория, 2002.

 (504x699, 65Kb)
1818
Франтишек Ладислав Ригер (Frantiek Ladislav Rieger)
чешский политический и общественный деятель, доктор права (1847), с 1897 г. — барон. Родился в Семили. Ближайший сотрудник (и зять) Ф.Палацкого. Активный участник чешского национального движения 1830-1840-х гг. Во время Революции 1848—1849 в Чехии — один из лидеров чешской либеральной буржуазии. Вместе с Палацким предпринял издание первой чешской энциклопедии "Slоvnik nаuсnу" (1858-1874). Возглавлял Чешскую национальную партию (основана около 1860). Сторонник союза чешской буржуазии с дворянством под лозунгом автономии Чехии в составе империи Габсбургов. После раскола Чешской национальной партии (1874) — один из лидеров старочехов. Участвовал в разработке чешско-немецкого соглашения (так называемой Пунктации 1890). Потерпев поражение на выборах 1891 г. в рейхсрат, прекратил политическая деятельность, хотя австрийское правительство назначило Ригера членом палаты господ. Умер в Праге 3 марта 1903 года.

Edward_Alfred_Cowper_(1819-1893) (532x700, 302Kb)
1819
Эдуард Алфред Каупер (Edward Alfred Cowper)
английский инженер и изобретатель. С 1834 г. был учеником механика в Лондоне. С 1846 г. работал в Бирмингеме. В 1857 г. изобрел воздухонагревательный аппарат для доменных печей, названный каупером. Сконструировал и запатентовал также паровую машину-компаунд (1857), колесо со стальными спицами и резиновыми шинами (1868), пишущий электромагнитный телеграф (1879). Был членом института железа и стали (Великобритания). Умер 9 мая 1893 года.

feliceorsini (561x700, 131Kb)
1819
Феличе Орсини (итальянское имя - Felice Orsini)
деятель итальянского Рисорджименто, член тайной патриотической организации «Молодая Италия». Известен своим неудачным покушением на французского императора Наполеона III. Феличе Орсини родился в городке Мелдола, в области Романья, которая тогда находилась под контролем Папской области. Мечтая о церковной карьере для своего сына, родители устроили молодого Орсини в духовном училище. Скоро Орсини опротивело лицемерие тогдашней католической церкви, и он стал страстным либералом. Вследствие этого, Орсини бросил академию и прымкнул к движению Молодая Италия, учрежденному патриотом Джузеппе Мадзини. Орсини был впервые арестован в 1844 году в связи с подготовкой революционных беспорядков: его приговорили к пожизненному заключению. Однако новоизбранный Папа, Пий IX, решил его освободить. Оказавшись снова на свободе, Орсини возглавляет отряд молодых романцев в первой итальянской освободительной войне, во время которой он отличился доблестью на сражениях возле Тревизо и Виченцы. После римской революции 1849 года и провозглашения Римской Республики, Орсини был избран членом Римского Учредительного Собрания. Римская республика просуществовала совсем недолго, но и после ее падения Орсини продолжал строить планы для свержения папской власти и утверждения в Папском Государстве партии Маццини. Орсини был отправлен инкогнито последним в Венгрию, но его узнали в Мантуе и задержали. Это произошло в 1854 году. Орсини удалось убежать из тюрьмы несколько месяцев спустя, благодаря собственной изобретательности (спустился из распиленных решеток канатом из перекрученного постельного белья) и помощи сочувствующих крестьян, которые его скрыли в своей телеге и провезли мимо австрийского сторожевого пункта. В 1856 году он недолго посетил Англию, где был благосклонно принят. Именно там, в Англии, были опубликованы в 1857 году записки об его бегстве из австрийской тюрьмы под заголовком «Австрийские Темницы». Эти записки вызвали разрыв отношений между Орсини и Мадзини. К концу своей краткой жизни Орсини стал убеждаться в том, что главным препятствием для воссоединения маленьких и слабых итальянских государств был французский император Наполеон, и решил его убить, рассчитывая на то, что после его смерти разразится в Италии массовое восстание, которое освободит несчастную страну от чужеземного ига. Для этой цели, он прибыл в Париж в 1857 году. Другими участниками заговора были Джузеппе Пьери, Антонио Гомес и Карло Ди Рудио (который позже переменит свое имя в Чарлз Дерудио). Вечером 14 января 1858 года, Орсини и его товарищи бросили три бомбы в императорскую карету, в которой французский император и его супруга подъезжали к воротам театра на улице Пелетие. Первая бомба взорвалась среди извозчиков кареты. Вторая разорвала на части лошадей и разбила стекла кареты, третья же попала под самую карету и тяжело ранила полицейского, спешившегося на помощь императорской чете . В итоге, покушение стоило жизни восьми человек. раненых оказалось 142. Как ни странно, императорская чета осталась совершенно целой и невредимой: только императрица была слегка ушиблена в левый глаз. Орсини был ранен брошенным им самым снарядом. На следующее утро, полицейские Орсини нашли в его же собственной комнате, лежащего с кровоточащей головой. Личности покушавшихся были так быстро установлены из-за неудачного стечения обстоятельств: до этого известный французским блюстителям порядка Джузеппе Пьери был замечен возле театра и вовремя остановлен. Под жестокими пытками Пьери открыл имена остальных участников покушения. После покушения популярность Наполеона III во Франции резко повысилась. Начались уличные возмущения в Англии, поскольку бомбы, как оказалось при следствии, были изготовлены именно в Англии во время кратковременного пребывания Орсини. 11 февраля Орсини написал свое известное письмо к Наполеону, где он призывал императора ускорить процесс освобождения Италии. Орсини написал еще одно письмо к итальянской молодёжи. Он был приговорен к смертной казни.
L'ultimo giorno di Felice Orsini (700x518, 118Kb)
Казнён в Париже 13 марта, 1858 года. Вместе с ним был гильотинирован Пьери. Гомес был приговорен к пожизненной каторге. Ди Рудио, который был сначала тоже приговорен к гильотинированию, был впоследствии помилован и отправлен на пожизненную каторгу на Остров Дьявола, откуда он однако сумел сбежать. Ди Рудио эмигрировал в Америку: там он завербовался в 7-ой конный отряд. Служа в этом отряде он принял участие в знаменитой битве при Литтл-Бигхорн.

1820
Николай Дмитриевич Ахшарумов
русский писатель и критик, автор повестей"Двойник", "Граждане леса", "Ванзамия", сборника "Русские сказки для детей".

 (544x699, 75Kb)
1821
Николай Алексеевич Некрасов
великий русский поэт, литературный деятель. Родился в местечке Немиров, ныне Винницкой области. Детские годы Некрасова прошли в селе Грешнево (ныне село Некрасово) близ Ярославля, в имении отца. Здесь он близко узнал крестьянскую жизнь. В 1832—1837 учился в Ярославской гимназии. В 1839 тщетно пытался поступить в Санкт-Петербургский университет (в 1839—1840 считался вольнослушателем). Лишенный поддержки отца, вел жизнь полубездомного столичного бедняка. Печатал стихи с 1838. В 1840 опубликовал сборник еще незрелых стихов "Мечты и звуки", встреченный суровой рецензией В.Г.Белинского и уничтоженный самим автором. Обладая твердым характером, Некрасов дал себе слово "не умереть на чердаке" и начал энергичную литературно-журнальную деятельность. "Уму непостижимо, сколько я работал", — вспоминал он позднее. Некрасов писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны. Его водевили были поставлены на сцене Александрийского театра (под псевдонимом Н.А.Перепельский). С 1840 начал сотрудничать в театральном журнале "Пантеон...", с 1841 — в "Литературной газете" и "Отечественных записках". В 1842—1843 сблизился с Белинским и его кружком. Осознав необходимость покончить с "литературной поденщиной" (хотя и в это время были написаны значительные произведения, например очерк "Петербургские углы", 1845), Некрасов пережил перелом, который сам осознал как "поворот к правде"; он примкнул к натуральной школе. Его стихи наполнились социальным содержанием ("В дороге", "Родина"). В критических статьях и рецензиях, в издательских начинаниях Некрасов явился соратником Белинского в его борьбе за реализм и народность русской литературы. Талант Некрасова как редактора и организатора литературных сил развернулся в "Современнике"; даже в годы политической реакции после 1848 Некрасов сумел многое сделать, чтобы отстоять демократическое направление журнала. В это время были опубликованы романы "с продолжением" ("Три страны света", 1848—1849, и "Мертвое озеро", 1851, совместно с А.Я.Панаевой, которая стала женой Некрасова). При всей неровности письма и налете мелодраматизма (в главах, написанных Панаевой) эти романы проникнуты демократическим настроением. В период общественного подъема середины 1850-х гг. Некрасов поручил руководящую роль в журнале Н.Г.Чернышевскому и Н.А.Добролюбову. Твердая и принципиальная позиция новых сотрудников в обстановке резкого обострения классовых противоречий ускорила идейное размежевание внутри редакции. Некрасов мужественно отказался от сотрудничества с группой литераторов-либералов, хотя был связан с ними узами старой дружбы; "... все симпатии его были на стороне Чернышевского", — указывал В.И.Ленин (Полное собрание сочинений, 5-е издание, том 22, страница 84). Своей энергией, редакторским опытом и тактом, умелой, хотя изнурительной, борьбой с цензурой Некрасов сделал возможным появление на страницах журнала яркой революционной публицистики и критики. "Только благодаря его великому уму, — вспоминал Чернышевский, — высокому благородству души и бестрепетной твердости характера я имел возможность писать, как я писал" (Полное собрание сочинений, том 15, 1950, страница 793). На рубеже 1860-х гг. развернулось дарование Некрасова как народного поэта, сатирика, обличителя "верхов", заступника угнетенной деревни. Идейное общение с "новыми людьми" в "Современнике" помогло окончательно сложиться его убеждениям, создать выдающиеся произведения, богатые революционной мыслью ("Поэт и гражданин", "Размышления у парадного подъезда", "Песня Еремушке", "О погоде", "Плач детей"). В 1856 вышел сборник Некрасова "Стихотворения", воспринятый как манифест передовой русской литературы, открыто звавший к гражданской деятельности, к революционному действию. В годы революционной ситуации 1859—1861 в поэзии Некрасова углубляется тема деревни. Его стихи ("Дума", "Похороны", "Калистрат") и поэмы ("Крестьянские дети", 1861; "Коробейники", 1861; "Мороз, Красный нос", 1863) согреты неподдельной любовью к русскому крестьянину. К этому времени исключительно вырос авторитет Некрасова в русском обществе, особенно среди передовой молодежи и революционных деятелей, считавших его первым русским поэтом. Когда правительство начало открыто преследовать революционеров (1866) и журналу "грозил неумолимый рок", Некрасов сделал отчаянную и бесполезную попытку его спасти: он выступил со стихами на обеде в честь М.Н.Муравьева. Это была ошибка ("звук неверный"), в которой поэт горько раскаивался до последних дней жизни ("Прости меня, о Родина! прости!..."). В 1868 Некрасову удалось взять в свои руки "Отечественные записки". Он опубликовал здесь главы поэмы "Кому на Руси жить хорошо", поэмы о декабристах — "Дедушка" (1870) и "Русские женщины" (1872—1873), сатиру "Современники" (1875—1876). В этих произведениях (они появились в печати с большими цензурными искажениями), а также в лирике Некрасова воплощены важнейшие черты эпохи 1870-х гг., когда крепло движение революционного народничества, начиналось "хождение в народ". Некрасов стремился поддержать дух революционной интеллигенции, преклонялся перед ее самоотверженностью, звал к подвигу ("Сеятелям", 1876, опубликовано 1877). Последние годы жизни Некрасова, проведенные в напряженном творческом труде, заботах о журнале, в общественной деятельности, были омрачены тяжелой болезнью. Но и в это время он создал "последние песни", в которых с прежней поэтической силой говорил об итогах прожитой жизни, о своей любви к русскому народу и о своей "музе": "Сестра народа — и моя". Умер в Санкт-Петербурге 8 января 1878 года. Похороны Некрасова (на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге) носили характер народной политической демонстрации. От имени общества "Земля и воля" выступал Г.В.Плеханов. Знаменательной была речь Ф.М.Достоевского, который поставил Некрасова рядом с А.С.Пушкиным. Поэзия Некрасова, подготовленная предшествующим развитием русской литературы, впитавшая традиции Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя, отразила громадные сдвиги в жизни русского народа, пробуждавшегося к освободительной борьбе, и это определило особое место Некрасова среди русских писателей-реалистов 19 в. Он не только сочувствовал народу, но отождествил себя с крестьянской Россией, заговорил от ее имени и ее языком. "Я лиру посвятил народу своему", — сказал он в конце жизни. Тема народа, крестьянства, воплощенная в бесконечном разнообразия типов и характеров, новых для русской литературы, проходит через все творчество Некрасова — от ранних стихотворений "Тройка" и "Родина" до больших эпических поэм, до предсмертных лирических обращений к русскому народу. Никто, кроме Некрасова, не создал таких поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя ("Размышления у парадного подъезда", "Орина, мать солдатская", "Пир на весь мир") и никто не увидел столько светлых сторон в жизни крестьянства, столько крупных, мужественных характеров (Дарья, Матрена, Савелий, Ермил Гирин), не убитых веками рабства. Некрасов был далек от ложной народнической идеализации деревни и осуждал долготерпение, пассивность большей части крестьянства ("Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел?"). Образ России, сильной и страдающей, стоит за широкими картинами некрасовской деревни: "Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! ". Мысль о народе, о его судьбе пронизывает все, о чем бы ни писал Некрасов. В "Железной дороге" (1864) сквозь мрачные картины гибельного труда строителей прорывается победный гимн в честь творческих сил народа.
Stamp_of_USSR_1098 (515x700, 262Kb)
Почтовая марка СССР, 1946 год.
В некрасовской лирике, сюжетной и остродраматичной, большое место занимает проблема долга перед народом ("Рыцарь на час", 1860). Темы любви и природы окрашены в его стихах личным отношением поэта к жизни общества, к человеку-деятелю, носителю высоких идеалов. Героические образы Белинского, Добролюбова, Чернышевского, созданные Некрасовым, овеяны революционно-романтической патетикой. Тяжелая судьба русской женщины постоянно волновала Некрасова; эта тема нашла воплощение и в лирике, и в поэмах о декабристках — "Княгиня Волконская", "Княгиня Трубецкая". В этих исторических поэмах события прошлого осмыслены в связи с судьбами народа и революционно-народническими идеалами 1870-х гг. Поэма "Кому на Руси жить хорошо" (1866—1876) увенчивает творчество Некрасова. Это подлинная поэтическая энциклопедия народной жизни середины 19 в., поражающая грандиозностью замысла, остротой социально-критического анализа, данного с точки зрения самого крестьянства. Особое место занимает в поэме образ Гриши Добросклонова, в котором воплощены черты крестьянского революционера, носителя народного идеала свободы. Совершенное и новаторское творение Некрасова вобрало в себя огромные пласты устно-поэтического народного творчества; песни, поговорки и поверья, разговорный крестьянский язык и народное острословие слились здесь в едином художественном сплаве. Важнейшая черта творчества Некрасова — его сатирическая направленность. Обличение благонамеренных чиновников, буржуазных филантропов, знатных лицемеров в ранних стихах ("Современная ода", "Колыбельная песня") переросло затем в острую сатиру на всю политическую систему, крепостников-помещиков, либеральных деятелей, царскую цензуру, мнимую свободу печати ("Газетная", "Песни о свободном слове", "Суд"). Позднее созданы такие шедевры русской сатиры, как поэма "Недавнее время" (1871) и "Современники" (1875—1876); в центре второй из них — фигуры буржуазных дельцов и бюрократов, изображенных со щедринской силой. Поэт глубоко национальный, Некрасов широко ввел в поэзию все богатство народного языка и фольклора, смело использовал прозаизмы, разные речевые стили, песенные интонации. Некрасовская поэзия, в которой гражданственность и высокая художественность предстают в неразрывном единстве, оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а затем советской поэзии.
10 декабря 1821 года родился — Николай Алексеевич Некрасов,post-13108-129195586646 (700x350, 175Kb)
Многие стихи Некрасова еще при жизни поэта стали народными песнями, которые поются доныне ("Коробушка", "Меж высоких хлебов..." и др.). Русские композиторы охотно писали музыку на его тексты: М.П.Мусоргский ("Калистрат", "Песня Еремушке"), Ц.А.Кюи ("Молодые", "Сват и жених", "Внимая ужасам войны", "Катерина"), С.И.Танеев ("Бьется сердце беспокойное"). Марксистское литературоведение (Г.В.Плеханов и др.) еще в дореволюционные годы начало разработку наследия Некрасова. После Октябрьской революции 1917 проделана огромная работа по собиранию и изучению его рукописей, по восстановлению подлинных текстов, запрещенных или искаженных царской цензурой. Советские некрасоведы заново воссоздают его биографию, изучают мастерство поэта. Работают литературно-мемориальные музеи: Музей-квартира Некрасова в Ленинграде (с 1946) и Музей-усадьба в селе Карабиха Ярославской области (с 1947). Сочинения: Полное собрание сочинений и писем, тома 1—12, Москва, 1948—1852; Полное собрание стихотворений, тома 1—3, (Ленинград), 1967; Собрание сочинений, тома 1—3, Москва, 1971. Литература: Луначарский А.В., Н.А.Некрасов, Собрание сочинений, том 1, Москва, 1963; Литературное наследство, тома 49—54, Москва,1946—1949: Евгеньев-Максимов В.Е., Жизнь и деятельность Н.А.Некрасова, тома 1—3, Москва — Ленинград, 1947—52; Чуковский К.И., Мастерство Некрасова, 4-е издание, Москва, 1962; Корман Б.О., Лирика Н.А.Некрасова, Воронеж, 1964; Некрасовский сборник, тома 1—5, Москва — Ленинград, 1951—73; Гин М.М., От факта к образу и сюжету. О поэзии Н.А.Некрасова, Москва, 1971; Степанов Н.Л., Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество, 2-е издпние, Москва,1971; Жданов В.В., Некрасов, Москва,1971; его же, Некрасов и зарубежная литература, "Иностранная литература", 1971, № 12; Н.А.Некрасов и русская литература, 1821—1971. (Сборник статей), Москва,1971; Некрасов и литература народов Советского Союза, Ереван, 1972; Н.А.Некрасов в воспоминаниях современников, (Москва,1971); Иванов Г.К., Н.А.Некрасов в музыке, Москва, 1972; Corbet С. ., Nekrasov l"homme et le poete, ., 1948; Ашукин Н.С., Летопись жизни и творчества Н.А.Некрасова, Москва — Ленинград, 1935; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, Москва — Ленинград, 1962.

 (615x699, 62Kb)
1822
Николай Яковлевич Данилевский
русский ученый-естествоиспытатель, мыслитель, публицист, социолог, идеолог панславизма. Родился в селе Оберец Ливенского уезда Орловской губернии. Окончил в 1842 Царскосельский лицей, а затем естественный факультет Санкт-Петербургского университета (1847). В 1849 получил степень магистра ботаники. Летом того же года увлечение молодого человека социалистическими идеями Фурье привело к его аресту (в связи с делом петрашевцев). Данилевский провел сто дней в Петропавловской крепости. После того как его невиновность была доказана, он был освобожден. Кратковременное увлечение фурьеризмом не сделало молодого Данилевского радикалом. В дальнейшем он всегда критически относился к различным вариантам российской леворадикальной идеологии. «Все различие между нашим нигилизмом и нигилизмом заграничным, западным, – писал Данилевский в статье Происхождение нашего нигилизма, – заключается единственно в том, что там он самобытен, а у нас подражателен, и потому тот имеет некоторое оправдание будучи одним из неизбежных результатов исторической жизни Европы, а наш висит в воздухе и... есть явление смешное, карикатурное». После освобождения из крепости Данилевский был выслан из Санкт-Петербурга и работал сначала в Вологде, а затем в Самаре. В 1853 он отправился в свою первую научную экспедицию под руководством знаменитого натуралиста Карла фон Бэра на Волгу и Каспийское море. Таких путешествий в дальнейшем он совершил множество, проведя на берегах рек, озер и морей России большую часть жизни. Данилевским было выработано законодательство о рыболовстве во всех водах европейской России. В последние годы жизни Данилевский работал над фундаментальным научным трудом Дарвинизм (были опубликованы два первых тома), где критиковал дарвинизм как теорию, «упрощающую проблему видового многообразия жизненных форм». Самое известное сочинение Данилевского – Россия и Европа, оказавшее существенное влияние на Ф.М.Достоевского, К.Н.Леонтьева, Н.Н.Страхова, К.Н.Бестужева-Рюмина. В этой работе Данилевский подверг критике европоцентризм, доминировавший в историографии 19 в., и, в частности, общепринятую схему деления мировой истории на Древность, Средние века и Новое время. Русский мыслитель считал подобное деление имеющим лишь условное значение и совершенно неоправданно «привязывающим» к этапам европейской истории явления совсем иного рода. Сам принцип рассмотрения истории с точки зрения «степени развития» различных форм социальной и культурной жизни он полагал вполне правомерным. Но лишь тогда, когда этот принцип помогает, а не препятствует решению главной задачи культурно-исторического исследования – определению и изучению исторического многообразия «типов развития». «Главное, – писал Данилевский, – должно состоять в отличении культурно-исторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития». Понятие «культурно-исторических типов» – центральное в учении Данилевского. Согласно его собственному определению, самобытный культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из состояния младенчества. Данилевский выделял в качестве основных культурно-исторических типов, уже реализовавших себя в истории, египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский) типы. Уже в ближайшем будущем, считал Данилевский, огромную роль в истории предстоит играть новой культурно-исторической общности – России и славянскому миру. Будучи человеком глубоко религиозным, Данилевский не ставил под сомнение роль Провидения, но и не пытался связать ее непосредственно с исторической деятельностью этносов. Он настаивал на том, что «государство и народ суть явления преходящие и существуют только во времени, а следовательно, только на требовании этого их временного существования могут основываться законы их деятельности». Рассматривая понятие общечеловеческого прогресса как слишком отвлеченное, Данилевский практически исключал возможность непосредственной преемственности в культурно-историческом развитии. «Начала цивилизации не передаются от одного культурно-исторического типа другому». Различные же формы воздействия одного культурного типа на другой не только возможны, но и фактически неизбежны. Намеченная Данилевским циклическая модель исторического процесса предвосхитила последующие весьма разнообразные опыты подобного рода как на Западе (О.Шпенглер, А.Тойнби), так и на Востоке (наиболее яркий представитель культурологического циклизма – китайский мыслитель Лян Шумин). В последние годы жизни Данилевский в полемике с дарвинизмом привносит в свою мировоззренческую схему телеологически-эволюционистскую идею. Идеи Данилевского оказали сильное воздействие на культурологию К.Н.Леонтьева и в большой мере предвосхитили аналогичные построения О.Шпенглера. Умер в Тифлисе 19 ноября 1885 года.

 (598x699, 149Kb)
1822
Сезар Огюст Франк (Cйsar Auguste Franck)
французский композитор, уроженец Бельгии. Сезар Огюст Франк родился в Льеже (ныне Бельгия). Он учился в Льежской, а затем в Парижской консерватории. По воле отца, который хотел, чтобы сын стал концертирующим пианистом-виртуозом, Франк в возрасте 11 лет принял участие в конкурсе в Льеже и получил первую премию. В студенческие годы сочинил несколько циклов фортепианных вариаций; они не представляют интереса с художественной точки зрения, но демонстрируют разнообразие технических приемов фортепианной игры. К тому же периоду относятся Большие сонаты (Grandes Sonatas) и Первая симфония для большого оркестра (Premire Symphonie Grand Orchestre), по-видимому, исполненная в Орлеане в 1841. В 1835 семья Франка переехала в Париж, и поскольку Сезар был слишком молод для поступления в консерваторию, он брал частные уроки у А.Рейхи. Однако вскоре Рейха умер, и Франк продолжил занятия с Леборном и с П.Циммерманом. В 1837 он в порядке исключения был принят в Парижскую консерваторию. Как известно, в 1823 директор консерватории Л.Керубини отказал в приеме Ф.Листу как иностранцу, а Франк к моменту поступления тоже не имел французского гражданства. В конце первого своего консерваторского года Франк получил вторую премию по классу фуги. В 1838 он получил первую премию по классу органа. Первые серьезные композиторские опыты Франка относятся к 1842 и 1843: это Три концертных трио (Trois trio concertants) для скрипки, виолончели и фортепиано – официальный «первый опус» музыканта. Трио были напечатаны по подписке, причем в начале подписного листа стояли имена Дж.Мейербера, Д.Обера, Г.Доницетти, Ж.Галеви и Ф.Шопена. Лист, с которым Франк завязал дружеские отношения, был настолько поражен цельностью последней части третьего трио, что убедил автора издать ее как отдельное законченное произведение. В 1843 Франк создал свое первое крупное сочинение – ораторию Руфь (Ruth), которая получила высокую оценку Мейербера и Г.Спонтини. Примерно тогда же он получил место органиста в церкви Нотр-Дам-де-Лоретт.
10 декабря 1822 года родился — Сезар Франкpost-13108-129195576815 (698x700, 444Kb)
Первыми значительными сочинениями Франка стали органные Шесть пьес (Six pices pour grande orgue, 1860–1862). К этому времени он перебрался в церковь Сен-Жан-Сен-Франциск в Маре, а оттуда в церковь Сен-Клотильд, где и исполнял обязанности органиста до конца своих дней. Среди других произведений этого периода – симфоническая поэма Что слышно на горах (Ce qu'on entend sur la montagne) по В.Гюго (около 1846), комическая опера Батрак с фермы (La valet de ferme, 1851–1852) и оратория Вавилонская башня (La tour de Babel, 1865). Все они остались в рукописях, но Что слышно на горах – несомненно, хронологически первый образец жанра симфонической поэмы (любопытно, что позже Лист написал поэму на тот же сюжет). В 1869 Франк создал произведение, которое часто считают лучшим в его творчестве – ораторию в восьми частях для солистов, хора и оркестра Заповеди блаженства (Les Beatitudes, 1869–1879). В 1872 Франк получил место профессора органа в Парижской консерватории. Так было положено основание тому, что позднее получило название «великой традиции». Консерватория ориентировалась прежде всего на оперный жанр; органный класс Франка стал по существу композиторским классом, который посещали не только официальные ученики Франка, но все, кто готов был воспринять новые принципы обучения, основанные на изучении творчества Баха и Бетховена. Молодое окружение Франка, в котором царил дух творчества, стимулировало созидательную деятельность композитора, формирование его собственной эстетики. В 1879 он закончил прекрасный фортепианный квинтет (1878–1879). Весьма плодотворными оказались и следующие несколько лет (1882–1886), когда появился ряд сочинений: симфоническая поэма Проклятый охотник (La chasseur maudit, 1882) – дань композитора романтизму и влиянию Г.Берлиоза; Джинны для фортепиано с оркестром (Les Djinns, 1884); прелюдия, хорал и фуга для фортепиано (1884); Симфонические вариации для фортепиано с оркестром (Variations symphoniques, 1885); скрипичная соната ля мажор (1886 – подарок к свадьбе великому скрипачу Э.Изаи); прелюдия, ария и финал для фортепиано (1886–1887). Симфония ре минор (1886–1888), впервые исполненная в 1889 Обществом концертов консерватории, была встречена публикой недоброжелательно, однако Франк продолжил работу над струнным квартетом ре мажор (1889). Исполненный в 1890, квартет имел оглушительный успех – это был долгожданный триумф композитора. Следующим опусом стали величественные Три органных хорала (Trois chorals, 1890), превосходные, вдохновенные образцы его вариационной техники. Жизнь композитора оборвалась внезапно: он попал в уличную катастрофу и скончался в Париже 8 ноября 1890 года.
 (538x699, 99Kb)
Значение творчества Франка трудно переоценить. Он не только создал собственную школу, но и кардинально обновил французскую музыкальную традицию. Он доказал, что национальный дух не замыкается в стенах оперного театра и что во Франции может создаваться симфоническая музыка высочайшего европейского класса. Он поднял органные жанры из трясины благополучного сенсуализма на уровень, сопоставимый с творениями Баха; то же самое относится и к фортепианным жанрам – два больших цикла Франка можно поставить рядом с любыми бетховенскими фортепианными сонатами. Он был очень талантливым педагогом, и среди учеников Франка немало выдающихся музыкантов – В. д'Энди, Э.Шоссон, П. де Бревиль, Г.Ропарц, А.Дюпарк; мнение Франка много значило для таких разных композиторов, как Ж.Бизе, Э.Шабрие, П.Дюка. С огромным уважением к личности и творчеству Франка относился Дебюсси. Следует особенно выделить хроматическое письмо, свободное употребление Франком нонаккордов и выразительность его модуляций – гармонический язык композитора указал его последователям путь преодоления шаблонов; много нового внес Франк и в область циклических форм. Оперы: «Страделла» (1841); «Слуга напрокат» (1851—1853); «Гульда» (1879—1885); «Гизелла» (1888—1890). Оратории: «Руфь» (1845); «Искупление» (1871); «Заповеди блаженства» (1869—1879); Торжественная месса; Сочинения для оркестра: Большая симфония G-dur (1840); Симфония d-moll (1883). Симфонические поэмы: «Эолиды» (1876); «Проклятый охотник» (1882); «Джинны» (1884); «Психея» (с хором; 1886—1888); Симфонические вариации для фортепиано с оркестром (1885). Сочинения для органа: Фантазия C-dur; Большая симфоническая пьеса; Прелюдия, фуга и вариация; Пастораль; Молитва; Финал; Хорал E-dur; Хорал h-moll; Хорал a-moll; Фантазия A-dur; Кантабиле; Героическая пьеса. Сочинения для фортепиано: Эклога; Большое каприччио; Прелюдия, хорал и фуга; Прелюдия, ария и финал; Прелюдия, фуга и вариации. Камерные сочинения: Соната для скрипки и фортепиано (1886); Струнный квартет D-dur; Фортепианное трио (1843); Фортепианный квинтет. Библиография: Рогожина Н. Сезар Франк. — Москва: Советский композитор, 1969; Dindy V., Cesar Franck, P., 1930; Dufourcq N., Cesar Franck, P., 1949; Gallois J., Franck, P., 1966; Mohr W., С. Franck, 2 Aufl., Tutzing, 1969.


Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку