-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108653
Комментариев: 6801
Написано: 117124


15 июня родились...

Среда, 15 Июня 2011 г. 06:07 + в цитатник
Карл_Вернике (510x700, 48Kb)
1848
Карл Вернике (Carl Wernicke)
немецкий психоневропатолог, автор психоморфологического направления в психиатрии, создатель психиатрической школы, первооткрыватель одноименной афазии, центра, энцефалопатии, синдрома Вернике-Корсакова и множества других психиатрических и невропатологических явлений. Карл Вернике родился в маленьком городке Тарновиц (немецкое название - Tarnowitz) (теперь Tarnowskie Gory, Польша) в семье чиновника — администратора горнодобывающей компании. Жили они в очень скромной обстановке, которая после смерти отца, когда Вернике было 17, стала ещё хуже. Потом его семья переехала. Среднее образование он получил в Королевской гимназии в Оппельне (нем. Oppeln, теперь — Ополе) и Гимназии Святой Марии Магдалины в Бреслау (нем. Breslau, теперь — Вроцлав). Аттестат зрелости Вернике получил в 1866. С большим трудом мать сумела дать сыну медицинское образование в Бреслауском университете, хотя изначально она хотела дать ему образование, чтобы он стал министром. Как раз перед его последними экзаменами она также умерла. Карл Вернике долго шел к работе в психиатрии. В Бреслауском университете сначала он учился под руководством Г.Нойманна в Аллерхайлигенгоспитале (Госпитале Всех Святых). Вернике закончил фундаментальное медицинское образование и ему присвоили звание врача в Бреслау в 1870. После этого он 6 месяцев работал в офтальмологическом отделении ассистентом. Потом он служил ассистентом хирурга Фишера на франко-прусской войне. Потом он прошел подготовку на специалиста по психиатрии под руководством Нойманна. С ним Вернике имел возможность провести шесть месяцев в Вене у Т.Г.Мейнерта — выдающегося невропатолога, позже сильно повлиявшего на З.Фрейда. Мейнерт очень на него повлиял и был практически единственным, кого Вернике упоминал в своих лекциях, и только его портрет висел на стене в его клинике. В 1872 под его руководством он сделал своё первое открытие — описал борозду, что присутствует у некоторых людей в пределах височной, теменной и затылочной доли. Карл Вернике стал специалистом по психиатрии и приват-доцентом в Бреслау в 1875 году, а в Берлине — в 1876. В 1876-1878 Вернике был первым помощником в клинике психиатрии и нервных болезней Шарите под руководством К.-Ф.-О Вестфаля в Берлине. Таким образом, Вернике продолжал психоневрологические традиции, начатые ещё В. Гризингером. В 1878 году он занялся частной психоневрологической практикой в Берлине, практикуя до 1885, когда он стал адъюнкт-профессором неврологии и психиатрии в Бреслау. В этом же году он согласился занять место своего учителя Г.Нойманна и стал директором психиатрической клиники Аллерхайлигенгоспиталя. Он получил кафедру в Бреслау в 1890 и стал начальником Отделения неврологии и психиатрии в университетской клинике. Следующие 14 лет она стала центром нейропсихологических исследований, где под его руководством работали Х.К.Липманн, К. Гольдштейн и Фёрстер. Этот период его жизни вообще был очень плодотворным. В 1894 году его труды были опубликованы в «Очерке лекций по психиатрии в клинике» нем. «Grundriss der Psychiatrie in klinischen Vorlesungen» со вторым изданием в 1906 (получивший диаметрально противоположную оценку: Ф.Ниссль считал его крайне важным, а Э.Крепелин — «спекулятивной анатомией»), «Знакомство с больными в психиатрической клинике в Бреслау» нем. «Krankenvorstellungen aus der psychiatrischen Klinik in Breslau» в 1899-1900, «Атлас нейроанатомии и патологии мозга» нем. «Atlas des Gehirns on neuroanatomy and pathology» в 1897-1903. Однако в 1904 его работа там оказалась в не очень благоприятных условиях из-за плохих отношений с городской и университетской властью. Мэрия отказалась строить здание университетской психиатрической клиники, что очень рассердило Вернике. Карл Вернике отправился по этой причине заведовать кафедрой в Галле (Саксония-Анхальт). Там он был главой Отделения психических и нервных болезней. Кроме продолжения своих предыдущих исследований Карл Вернике здесь интенсифицировал работу, и, в частности, принялся за исследование пункций для установления локализации опухолей мозга. История открытия следующая. В 1873 Вернике изучал пациента, который перенес инсульт. Хотя человек был в состоянии говорить и слух не был нарушен, он с трудом понимал, что ему говорили и не понимал написанное слово. Однако разговаривал он также патологически (фрагмент речи больного, переведённый и адаптированный М.Курланд, Р.А.Лупоф, «Как улучшить память» — ответ на вопрос, где больной живёт): «Да, конечно. Грустно думдить па редко пестовать. Но если вы считаете барашто, то это мысль, тогда стрепте». После того как он умер, Вернике при вскрытии обнаружил поражение в задней теменной и височной области левого полушария мозга пациента. Он заключил, что эта область, которая близка к слуховой области мозга, участвует в понимании речи. Таким образом, Карлу Вернике было только 26 лет, когда он в 1874 году опубликовал свой 72-страничный труд «Афазический симптомокомплекс» нем. «Der aphasische Symptomenkompleks», в котором он первым описал сенсорную афазию, или, как он сам её называл афазию управления (нем. Leitungsaphasie), локализованную в височных долях, а также алексию и аграфию. В своей книге Вернике пытался связать различные афазии к нарушению психических процессов в различных регионах мозга. Позже он открыл, что повреждение дугообразных нервных волокон, соединяющих поля Брока и Вернике, тоже ведут к моторной и сенсорной афазии. Его последнее резюме синдрома афазии появилось в 1903 и было переведено на английский язык в 1908. 2 бумаги работы Вернике были опубликованы в Англии в 1994. На учении Брока и Вернике создана классификация афазий Вернике-Лихтгейма, популярная на Западе и сегодня, что выделяет корковые, транскортикальные (из-за перерыва связи между корковым центром речи и гипотетическим центром понятий) и субкортикальные их формы. Однако, в отличии от Альцгеймера, Вернике не отождествлял расстройства речи и мышления. Он также показал в этих исследованиях преобладание одного полушария мозга в функционировании мозга. Существует ещё один важный момент открытие Вернике. По сути это — первое психиатрическое заболевание с точно найденным патологоанатомическим субстратом. Не зря именно его считают одним из наиболее видных представителей школы, что полагала, что психические болезни зависят от физиологии мозга. Он считал, что нарушения психики могут быть реализованы в конкретных регионах коры головного мозга и, следовательно, их можно использовать для определения функций этих областей. Вернике одним из первых понял, что функции мозга зависят от переплетения проводящих нервных путей, что связывают разные его участки, а каждый участок в свою очередь отвечает за простейшую сенсорно-моторную деятельность. Это гораздо прогрессивнее теории эквипотенциальности, которой придерживались большинство современных ему учёных. Теория эта возникла в ещё в 1825 после разочарования в локализационном психоморфологизме Ф.И.Галля. Она гласила, что мозг функционирует как единый орган. Карл Вернике же своим открытием был одним из тех, кто предвосхитил современную теорию динамической локализации функций по А.Р.Лурии и И.П.Павлову. Правда Вернике и другим учёным того времени до неё было ещё очень далеко. Третьим важным аспектом было то, что на основе своей теории Вернике понял: раз определённые симптомы зависят от локализации в точном месте, это место можно в свою очередь определить по симптомам и более конкретно проводить терапию. Стоит отметить, что для того времени это была глубочайшая мысль, сильно повлиявшая на современную науку, в частности, нейрохирургию. Надо ради справедливости указать, что Вернике был не первым, кто открыл сенсорную афазию. Её упоминали в 1869 Г.Ч.Бастиан и в 1871 Шмидт, именно Карл Вернике на основе собственных трудов наиболее полно не только описал, но и анатомически подтвердил это явление и сделал правильные выводы. В 1877 он открыл, что поражения, ограниченные ядром 6-го черепномозгового нерва (отводящего) ведут к параличу и повороту сопряженного взгляда в сторону поражения («глаза смотрят на очаг поражения») и был первым, кто установил, что a центр его — в покрышке моста. Эта работа сделала его всемирно известным. Между 1881 и 1883 Вернике опубликовал трехтомный «Lehrbuch der Gehirnkrankheiten(Учебник о болезнях головного мозга)»[5]. Это комплексное обследование включает в себя ряд оригинальных анатомических, патологических, и клинических наблюдений, например таких, как предсказание и затем подтверждение обнаруженных симптомов в результате окклюзии задней нижней мозжечковой артерии. Во втором томе он впервые описал энцефалопатию Вернике. Здесь же он начал исследования по классификации психических болезней. В 1881 Карл Вернике описал острую болезнь, характеризующееся энцефалопатией, отеком дисков зрительных нервов, кровоизлияниями в сетчатку, офтальмопарезом и атаксией у 3 пациентов. У них наблюдалось нарастание угнетения сознания, приведшее к смерти, в связи с чем такой исход считался типичным. Описано заболевание было в случае проглатывания серной кислоты (1 женщина), и алкоголизм. Вернике описал очаговые сосудистые поражения серого вещества вокруг III, IV желудочков мозга и сильвиева водопровода. Он рассматривал данное заболевание как воспалительное и токсическое и предложил называть его острым верхним геморрагическим полиэнцефалитом. Теперь известно, что оно вызвано дефицитом тиамина. Оно может сочетаться с корсаковским психозом — подострым синдромом деменции (синдром Вернике-Корсакова). Карл Вернике, стремился к естественной системе классификации психических расстройств, главным образом основанной на анатомии и патологии нервной системы. Его взгляды были основаны на концепции, что психические заболевания были вызваны нарушениями ассоциативной системы. Это было, иными словами, своего рода локализационная доктрина. Карл Вернике искал так называемый «элементарный психиатрический симптом», с которого начинается вся патология. С он считал, что их несколько, например: «тревожный психоз», «галлюциноз», «двигательный психоз», «экспансивный психоз через аутохтонные идеи». В современной медицине такая классификация в МКХ-10 или DSM-IV-TR не используется. 1-ый, 3-ий и 4-ый из этих симптомов позже К.Клейст и К. Леонгард включили в структуру предшественников МДП (БАР). Вернике не верил в существование конкретных психиатрических болезней. Поэтому Вернике был горячим противником Э.Крепелина, считая его классификацию психиатрических заболеваний недостаточно научной. Однако прогрессивным в этой классификации было то, что Вернике впервые применил к ней модель по типу рефлекторной дуги (аффектор, нейрон ЦНС и эффектор). Также этой классификацией он повлиял на К. Леонгарда и его классификацию акцентуаций. Вернике создал раннюю неврологическую модель языка, что впоследствии была возрождена Н. Гешвиндом. Модель известна сейчас как модель Вернике-Гешвинда. Он считал, что речь — многоэтапный процесс, и слово из слуховой памяти переходит в центр «идеации» (мышления), а из него — в центр двигательной памяти и артикуляционный аппарат. В психиатрии Карл Вернике также описал следующие симптомы: алкогольный галлюциноз, аллопсихоз, аутопсихоз, в том числе, экспансивный, аутохтонные идеи (см. ментизм), бред вторичный, псевдодеменцию, гневливую манию, пресбиофрению Вернике (см. Деменция), транзитивизм, дополнил сведения о соматопсихозе — особой ипохондрии с сенестопатиями, предложил теорию сейюнкции — поражения системы ассоциативных связей (проекционных зон) головного мозга с психическими наслоениями, Пика-Вернике височно-теменной синдром — сочетание сенсорной афазии и аграфии с центральным парезом нижней конечности и расстройствами чувствительности на той же половине тела; наблюдается при поражении височно-теменной области доминантного полушария большого мозга. Он впервые ввёл в психопатологию термин «гиперметаморфоз» (неустойчивость внимания) (1881) в качестве симптома, а не отдельной болезни, как считал его учитель Г.Нойманн (1859). Карл Вернике в 1892 впервые описал сверхценные идеи. Он дифференциировал их от обсессий, описанных его учителем К.-Ф.-О.Вестфалем. Карл Вернике впервые описал в «Случай судорожного невроза» (нем. «Ein Fall von Crampus-Neurose») болезненные судороги мышц психогенной природы, возникающие при беспокойстве или страхе, известные как судорога Вернике или синдром Вернике-2, а в современной неврологии — писчий спазм. Вернике обнаружил синдром, когда работал с пациенткой, известной как Герда С., у которой острый страх карандашной стружки вредил её работе в качестве клерка в немецкой компании Siemens. Он добился частичного лечения с помощью высокочастотного низковольтного сигнала, подаваемого на виски, что он продемонстрировал на лекции в университете Бреслау в мае 1904. Карл Вернике описал реакцию, наблюдаемую в некоторых случаях гемианопсии, в которой свет, что проецируется на сетчатке одной половины глаза вызывает сокращение радужки, в то время как с другой стороны такой реакции не вызывает. Поза Вернике-Манна — своеобразная поза больного при центральном гемипарезе (параличе), развившемся вследствие поражения внутренней капсулы: приведение плеча к туловищу, сгибание предплечья, сгибание и пронация кисти, разгибание бедра, голени и подошвенное сгибание стопы; обусловлена повышением мышечного тонуса сгибателей руки и разгибателей ноги. Карл Вернике был молчаливым и замкнутым человеком. Он был близок со своими старшими коллегами, в частности, Эрнстом Storch, которого он очень уважал. Он мало контактировал со своими младшими учениками, но его способ обследования больных и его демонстрации были очень чёткими и побуждали к учёбе. Те, кто имел счастье присутствовать в его клинике, были подвержены глубокому его влиянию на их дальнейшее рассмотрение неврологических и психиатрических проблем. Его влияние можно увидеть в работе целого поколения немецких психиатров. Он погиб 15 июля 1905 года, через 2 дня после ранения, полученного в результате несчастного случая во время езды на велосипеде в Тюрингенском Лесу. Умер он в Дёррберге (теперь маленький не независимый населённый пункт в коммуне Гревенроде) Карл Вернике сломал несколько ребер и грудину, что привело к пневмотораксу. От этих тяжелых травм он скончался. Его тело было кремировано в Готе. Смерть его была крайне преждевременной и очень неожиданной, фактически на взлёте карьеры. Это видно из того, что многие его труды издавались и переиздавались длительное время после его смерти, не утратив своей актуальности.По словам А.А.Ткаченко, его очень высоко ценил Карл Ясперс: «В то же время, оставаясь весьма скупым на похвалы в адрес именитых психиатров, он все же отмечал как чрезвычайно талантливых таких немецких ученых, как Карл Вернике…» Ясперс ставил Вернике рядом с Фрейдом, как пример противоположностей в психиатрических теорий своего времени. Однако, интересно то, что концепцию классификации психических расстройств, разработанную Вернике в его «Grundriss der Psychiatrie (Плане психиатрии)» Карл Ясперс, называл «мифологией мозга». Список произведений: «Der aphasische Symptomencomplex. Eine psychologische Studie auf anatomischer Basis (Симптомокомплекс афазии. Психологическое исследование на анатомической основе)». — Бреслау: 1874; «Lehrbuch der Gehirnkrankheiten für Aerzte und Studierende (Учебник болезней мозга для врачей и студентов)». — Кассель, Берлин: Fischer, 1881-1883. — P. в 3-х томах; «Atlas des Gehirns (Атлас мозга)». — Бреслау: Schletter, 1897, 1903. — P. в 2-х томах; «Über die Klassifikation der Psychosen (О классификации психозов)». — Бреслау: 1899; «Die neueren Arbeiten über Aphasia (Новые работы по афазии)». — Берлин: Fortschritte der Medizin, 1885. — P. №3. — страницы 824-830; «Die neueren Arbeiten über Aphasia (Новые работы по афазии)». — Берлин: Fortschritte der Medizin, 1886. — P. №4. — страницы 371-377, 463-482.

1852
Дэниэл Берли Вулфолл
английский спортивный деятель (футбол), президент ФИФА в 1906-1918 годы.

1854
Мария Васильевна Павлова
палеонтолог, академик. Совместно с мужем создала при МГУ геологический музей.

1860
Александр Иванович Томсон
российский языковед, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1910). Окончил Санкт-Петербургский университет (1882). Профессор Новороссийского университета в Одессе (1897-1932). Ученик Ф.Ф.Фортунатова и Ф.Е.Корша. Развил идеи фортунатовской школы. Опубликовал работы по индоевропейскому сравнительному языкознанию, армянскому языку, истории славянских языков (главным образом - исторической фонетике славянских языков), орфографии русского языка. Создал при Новороссийском университете в Одессе кабинет экспериментальной фонетики. Автор курса «Общее языковедение» (1906).

1861
Эрнестина Шуман-Хайнк
Австрийская певица (меццо-сопрано)

1862
Отто Генрих Винер
немецкий физик. Окончил Берлинский университет (1886), в 1887 г. получил степень доктора в Страсбургском университете. С 1891 г. – профессор высшей технической школы в Ахене, с 1895 г. – университета в Гиссене, с 1899 г. – Лейпцигского университета и директор Института физики при университете. Основные научные исследования в области оптики. В 1890 г. выполнил опыт со стоячими световыми волнами, показавший, что колебания электрического поля совершаются перпендикулярно к плоскости поляризации, а колебания магнитного поля – в самой плоскости (опыт Винера).

1862
Евгений Викторович Колбасьев
русский изобретатель в области морского дела. Капитан 1-го ранга. Родился в Одессе. В 1883 г. окончил Санкт-Петербургское Морское училище. С 1891 г. - преподаватель Кронштадтской водолазной школы. В 1880-х гг. создал корабельный и подводный телефоны и разработал систему телефонной связи с водолазом, а также способ подводного освещения. В 1893 г. организовал в Кронштадте мастерскую по производству водолазного снаряжения и телефонных установок для кораблей (позже в этой мастерской строились радиостанции системы А.С.Попова). Автор оригинальной конструкции плавучей мины и нескольких проектов подводных лодок, в одном из которых предусматривалась установка торпедных аппаратов системы Колбасьева, обеспечивавших залповую стрельбу. Умер в Инкермане близ Севастополя, ныне Крымской области 20 ноября 1918 года. Литература: Испытание телефонов Е.В.Колбасьева, "Военный связист", 1951, № 1; Позднев А., Творцы отечественного оружия, Москва, 1955, страницы 283-284; Головин Г.И., Эпштейн С.Л., Пионер телефонии в русском флоте, "Морской сборник", 1948, № 10, страницы 79-84.

1864
Жозеф Ги Мари Ропарц
французский композитор. Директор консерватории и дирижер симфонических концертов в Нанси (1894-1919) и Страсбурге (1919-1920), позднее жил в Париже. Последователь С.Франка. В его многих сочинениях отражены образы и фольклор Бретани, его родного края. Среди сочинений: опера «Страна» (1912); 2 балета; 3 мессы, реквием (1937) и другие церковные произведения; для оркестра – 5 симфоний, «Маленькая симфония» (1943), симфонические поемы, в том числе «Бретонское воскресенье» (1893), «Охота принца Артура» (1912); 6 струнных квартетов и другие ансамбли; сонаты, фортепьянные пьесы, хоры, песни; музыкально-педагогические и музыкально-литературные сочинения.

1865
Поль Жильсон
бельгийский композитор. Один из создателей современной фламандской школы. В творчестве претворил традиции немецкой и русской (Н.А.Римский-Корсаков) музыки. Среди его лучших оркестровых сочинений: симфония "Море" (1890), симфонические вариации (1902). Ему принадлежат оперы, балеты, оратория "Демон" (по М.Ю.Лермонтову), кантата "Синай" (1889). Автор теоретических трудов по гармонии и оркестровке. Основал "Бельгийский музыкальный журнал" (1925). Выступал как музыкальный критик. Профессор консерватории в Брюсселе (1889-1909) и Антверпене (1904-1909).

1866
Чарлз Вуд
Ирландский композитор

 (482x699, 218Kb)
1867
Константин Дмитриевич Бальмонт (настоящая фамилия – Баламут)
русский поэт, прозаик, критик, переводчик. Родился в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье земского деятеля. Формирование личности Бальмонта прошло этапы, традиционные для отпрысков помещичьих «гнезд» последней трети 19 в. «Моими лучшими учителями в поэзии были – усадьба, сад, ручьи, болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и зори», – сказал писатель о себе в 1910-е годы. Как и сотни мальчиков его поколения, Бальмонт рано заражается революционно-бунтарскими настроениями. В 1884 его даже исключают из гимназии за участие в «революционном кружке». Гимназический курс в 1886 заканчивает во Владимире и сразу поступает на юридический факультет Московского университета. Через год из университета его также отчисляют – за участие в студенческих беспорядках. Следует непродолжительная ссылка в родную Шую, затем восстановление в университете. Но полного курса Бальмонт так и не закончил: в 1889 бросает учебу ради занятий литературой. В марте 1890 впервые переживает острое нервное расстройство и пытается покончить в собой. В 1885 дебютирует как поэт в журнале «Живописное обозрение», в 1887–1889 активно переводит немецких и французских авторов и, наконец, в 1890 в Ярославле на свои средства издает первый Сборник стихотворений. Книга оказалась откровенно слабой и, уязвленный небрежением читателей, Бальмонт уничтожает почти весь ее тираж. В 1892 совершает путешествие в Скандинавию, там знакомится с литературой «конца века» и восторженно проникается ее «атмосферой». Принимается за переводы сочинений «модных» авторов: Г.Ибсена, Г.Брандеса и др. Переводит труды по истории скандинавской (1894) и итальянской (1895–1897) литератур. В 1895 издает два тома переводов из Э.По. Так начинается деятельность Бальмонта как крупнейшего русского поэта-переводчика рубежа веков. Обладая уникальными способностями полиглота, за полвека своей литературной деятельности он оставит переводы с 30 языков, в том числе балтийских, славянских, индейских, санскрита (поэма древнеиндийского автора Асвагоши Жизнь Будды, изд. в 1913; упанишады, ведийские гимны, драмы Калидасы), грузинского (поэма Ш.Руставели Витязь в тигровой шкуре). Но более всего Бальмонт работает с испанской и английской поэзией. Еще в 1893 переводит и издает полное собрание сочинений английского поэта-романтика П.-Б.Шелли. Однако переводы его очень субъективны и вольны. К.Чуковский даже назвал Бальмонта – переводчика Шелли «Шельмонтом». В 1894 появляется стихотворный сборник Под северным небом, с которым Бальмонт по-настоящему входит в русскую поэзию. В этой книге, как и в близких к ней по времени сборниках В безбрежности (1895) и Тишина (1898), Бальмонт, сложившийся поэт и выразитель жизнечувствования переломной эпохи, еще отдает дать «надсоновским», восьмидесятническим тонам: его герой томится «в царстве мертвого бессильного молчанья», он устал «напрасно весны ждать», боится трясины обыденного, что «заманит, сожмет, засосет». Но все эти знакомые переживания даны здесь с новой силой нагнетания, напряжения. В результате возникает новое качество: синдром упадка, декаданса (от фр. decadence – упадок), одним из первых и наиболее ярких выразителей которого в России и стал Бальмонт. Смерть, убаюкай меня, – эта бессчетно повторенная в модных на рубеже веков строка молодого поэта – характерный пример той эстетской «игры гибелью», которое отличало декадентскую музу. Преображение романтического в декадентское, присущее лиризму «конца века», отчетливо видно в переосмыслении поэтом мотива корабля – одного из любимейших у романтиков от Байрона и Лермонтова до Рембо. Так, в стихотворении Бальмонта 1893 Челн томленья героичности лермонтовского «паруса», который «просит бури» под «лучом солнца золотым», противостоит «Черный Челн», тщетно ищущий «светлых снов чертог» в мире мечты под исполненным «горькой грустью» ночным месяцем. Лермонтовскому мажору отвечает в стихах Бальмонта элегический минор, вообще свойственный русской поэзии «старшего» символизма. Бальмонт задает образец самоощущения и восприятия мира декадентом-символистом. Воплощение жизни как мечты, иллюзии, фантазии и взгляд на мир сквозь призму «я» поэта – все это провоцировало крайний субъективизм. Все окружающее подчиняется прихотливой подвижности лирического «я». Я – облачко, я – ветерка дыханье, – пишет Бальмонт и возводит в культ изменчивость, текучесть настроений и чувств, их мимолетность: Я не знаю мудрости, годной для других. / Только мимолетности я влагаю в стих, / Только в мимолетности вижу я миры, / Полные изменчивой, радужной игры. Лучше всего такие эфемерные, вибрирующие ощущения передавались живописной импрессионистической техникой, как бы разрушающей зрительный образ. Впечатления ценны в своей первичной неясности, их объединяет не логическая связь, а ассоциативное сходство. И в стихи они ложатся как бусины на нити однородных членов: Неясная радуга. Звезда отдаленная. / Долина и облако. И грусть неизбежная. Наряду с А.Фетом, Бальмонт наиболее яркий импрессионист русской поэзии. Даже названия его стихов и циклов несут в себе нарочитую акварельную размытость красок: Лунный свет, Мы шли в золотистом тумане, В дымке нежно-золотой, Воздушно-белые. Мир стихов Бальмонта, как на полотнах художников этого стиля, размыт, распредмечен. Здесь господствуют не люди, не вещи и даже не чувства, а бесплотные качества, образованные от прилагательных существительные с абстрактным суффиксом «ость»: мимолетность, безбрежность, всегласность и т.д. Устремляясь, подобно другим символистам, к «синтезу искусств», Бальмонт наполняет русский стих беспрецедентной музыкальной инструментовкой, напористым потоком аллитераций и ассонансов, т.е. созвучиями согласных и гласных: Лебедь уплыл в полумглу, / Вдаль, под луною белея. / Ластятся волны к веслу, / Ластится к влаге лилея... (Влага, 1899). Мастерское обыгрывание звуков Л и У создает здесь звуковой образ мягко плещущей воды, подобный некоторым эффектам импрессионистической музыки, и одновременно вызывает в памяти текучие извивы живописи и архитектуры стиля модерн. Бальмонт выступил и наиболее ярким из символистов реформатором русской поэтической ритмики, особенно «длинных», «замедленных» размеров. Я – изысканность русской медлительной речи... / Я впервые открыл в этой речи уклоны, / Перепевные, гневные, нежные звоны... / Я – изысканный стих. – сказал он о себе. А как экспериментатор в области жанра Бальмонт позднее, в 1917, создал не знающую себе аналогов в мировой поэзии книгу Сонеты солнца, меда и луны. Песня миров, которая содержит 255(!) образцов этой труднейшей поэтической формы. Звучные и нередко слишком неуемные в своей «красивости» эксперименты Бальмонта, разумеется были оценены и восприняты большой русской поэзией. В то же время уже к концу 1900-х они породили немыслимое количество эпигонов, прозванных «бальмонтистами» и доводящих до предела пошлости пышную декоративность своего учителя. Зенита творчество Бальмонта достигает в сборниках начала 1900-х Горящие здания (1900), Будем как солнце (1903), Только любовь (1903), Литургия красоты (1905). Здесь резко меняется интонация: на смену былым элегичности и минору приходит пафос приятия жизни во всех ее проявлениях, упоение ею, восторг и дерзость порыва ввысь, волевого агрессивного напора. Сказывается общее мистическое воодушевление русской поэзии предреволюционной поры. В центре поэтического универсума Бальмонта этих лет – образы стихий: света, огня, солнца. Поэт шокирует публику своей демонической позой, «горящими зданиями» (образ, восходящий к «мировому пожару» Ф.Ницше). Автор поет «гимны» пороку, братается через века с римским императором-злодеем Нероном. Большинство соратников по перу (И.Анненский, В.Брюсов, М.Горький и др.) сочли маскарадными «сверхчеловеческие» претензии этих сборников, чуждых «женственной природе» «поэта нежности и кротости». И лишь Вяч. Иванов оправдывал бравады Бальмонта желанием резкими метафорами подчеркнуть силу неприятия любых правил и норм, стремлением «утвердить бытие в крайностях тьмы и света». Многие современники в напористости бальмонтовского голоса усматривали революционные смыслы. Бальмонт, действительно, отдал дань социальному протесту. Однако его «революционность» – не следствие сознательной и крепкой общественной позиции, а скорее анархический бунт «негодующего при виде несправедливости» поэта, – бунт, способный принести скандальную славу. Так было в 1901, когда за стихотворение Маленький султан, отклик на разгон студенческой демонстрации, Бальмонту запретили два года проживать в столицах. Так было и со сборниками периода революции 1905–1907 Стихотворения (1906, конфискован полицией) и Песни мстителя (1907, вышел в Париже, в России запрещен к распространению). Тогда же Бальмонт сближается с М.Горьким, сотрудничает в большевистской газете «Новая жизнь» и в издаваемом А.Амфитеатровым социалистическом журнале «Красное знамя». В 1907–1913 Бальмонт живет во Франции, считая себя политическим эмигрантом. Много путешествует по всему миру: совершает кругосветное плавание, посещает Америку, Египет, Австралию, острова Океании, Японию. В эти годы критика все больше пишет о его «закате»: фактор новизны бальмонтовского стиля перестал действовать, к нему привыкли. Техника поэта оставалась прежней и, по мнению многих, перерождалась в штамп. Однако Бальмонт этих лет открывает для себя новые тематические горизонты, обращается к мифу и фольклору. Впервые славянская старина зазвучала еще в сборнике Злые чары (1906). Последующие книги Жар-птица. Свирель славянина (1907) и Зеленый вертоград. Слова поцелуйные (1909) содержат обработку фольклорных сюжетов и текстов, переложения «былинной» Руси на «современный» лад. Причем основное внимание автор уделяет всякого рода чародейским заклинаниям и хлыстовским радениям, в которых, с его точки зрения, отражается «народный разум». Эти попытки были единодушно оценены критикой как явно неудачные и фальшивые стилизации, напоминающие игрушечный «неорусский стиль» в живописи и архитектуре эпохи. В.Брюсов подчеркивал, что былинные герои Бальмонта «смешны и жалки» в «сюртуке декадента». Неуемная тяга к поэтической «беспредельности» заставляет Бальмонта обратиться к «первотворчеству» иных, неславянских, народов и в сборнике 1908 Зовы древности дать художественные переложения ритуально-магической и жреческой поэзии Америки, Африки, Океании. Февральскую революцию 1917 Бальмонт встречает с воодушевлением, но Октябрьская революция заставляет его ужаснуться «хаосу» и «урагану сумасшествия» «смутных времен» и пересмотреть свою былую «революционность». В публицистической книге 1918 Революционер я или нет? представляет большевиков носителями разрушительного начала, подавляющими «личность». Получив разрешение временно выехать за границу в командировку, вместе с женой и дочерью в июне 1920 навсегда покидает Россию и через Ревель добирается до Парижа. Во Франции ощущает боль отъединенности от прочей русской эмиграции, и это чувство усугубляет самоизгнанничеством: ищет пристанища вдали от Парижа и поселяется в маленьком местечке Капбретон на побережье провинции Бретань. Единственной отрадой Бальмонта-эмигранта на протяжении двух десятилетий оставалась возможность вспоминать, мечтать и «петь» о России. Название одной из посвященных Родине книг Мое – Ей (1924) – последний творческий девиз поэта. Эмигрантские стихи Бальмонта о России для поэзии русского зарубежья столь же значимы, как для прозы романы Лето Господне Шмелева или Жизнь Арсеньева Бунина. До середины 1930-х творческая энергия Бальмонта не ослабевала. Из 50 томов его сочинений 22 вышли в эмиграции (последний сборник Светослужение – в 1937). Но ни нового читателя, ни избавления от нужды это не принесло. Среди новых мотивов в поэзии Бальмонта этих лет – религиозная просветленность переживаний. С середины 1930-х все отчетливей проявляются признаки душевной болезни, омрачившей последние годы жизни поэта. Умер Бальмонт 24 декабря 1942 года в Нуази-ле-Гран во Франции, слушая чтение своих стихов, в богадельне близ Парижа, устроенной Матерью Марией (Е.Ю.Кузьминой-Караваевой). Издания: Собрание сочинений: В 2 томах Можайск. 1994; Золотая россыпь: Избранные переводы. Москва, 1990; Стозвучные песни: Сочинения. Ярославль, 1990; Стихотворения, художественная проза, статьи, очерки, письма. Москва, 1992; Колдунья. Москва, 1995.

1871
Йоханна Агнес Гадски (Gadski)
немецкая артистка оперы (драматическое сопрано). Музыке обучалась в Штеттине. Впервые выступила на оперной сцене в Берлине ("Кролль-театр") в 1889, где пела до 1893. С 1894-96 гастролировала в Майнце, Бремене, Амстердаме, Гааге; в 1896-98 работала в США в составе оперной труппы В. Дамроша. В 1898 - 1917 Гадски - солистка театра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк); одновременно выступала в Байрёйте (1899), Лондоне (1899-1901), Мюнхене (1906, фестиваль опер Моцарта и Вагнера) и др. городах. В 1929- 1931 Гадски солистка немецкой оперной труппы в Нью-Йорке. Партии: Изольда, Брунгильда, Елизавета ("Тристан и Изольда", "Кольцо Нибелунга", "Тангейзер" Вагнера), Агата ("Вольный стрелок" Вебера), Эльвира ("Дон Жуан"), Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи), Валентина ("Гугеноты"), Аида и др. Пользовалась широкой известностью; Гадски с особенным успехом выступала в партиях вагнеровского репертуара. Умерла 23 февраля 1932 года.

1872
Александр Львович Погодин
русский историк и филолог-славист. Окончил Санкт-Петербургский университет (1894). С 1901 г. — магистр, с 1904 г. — доктор славянской филологии. Профессор Варшавского (1902-1908) и Харьковского (1910-1919) университетов. В 1919 г. эмигрировал. В 1919-1941 гг. работал в Белградском университете (с 1939 г. — профессор); в 1941 г., после оккупации Югославии, был уволен в отставку. Его работы по истории славянских народов и их литературе написаны с позитивистских позиций. Резко критиковал взгляды славянофилов.

1872
Антон Тодоров Страшимиров
болгарский писатель. Окончил сельскохозяйственную школу. Печатался с 1889 г. Сборник рассказов "Смех и слезы" (1897) проникнут социальным протестом против бесправия и нищеты болгарского крестьянства. В социально-психологических романах "Смутное время" (1899), "Осенние дни" (1902) сильны морализаторские тенденции. Драма "Вампир" (1902) и комедия "Свекровь" (1906) - значительный вклад в национальную драматургию. Во время 2-й Балканской (1913) и 1-й мировой (1914-1918) войн выступал с националистических позиций. Судьбам интеллигенции посвящены романы "Распутье" (1919), "Вихрь" (1922). В 1926-1927 гг. издаёт литературный еженедельник "Ведрина", где вместе с коммунистами выступает в защиту жертв белого террора. В романе "Хоро" (1926), используя гротеск и памфлетную форму, он обличает правящие круги, подавившие восстание. Неоконченный роман "Рабы" (части 1-2, 1929-1930) посвящен национально-освободительному движению в исторических области Македонии начала 20 в.

1878
Борис Васильевич Варнеке
российский историк театра. С 1889 г. помещал в периодике статьи по вопросам театра, искусства, литературы, позже выступал как театральный критик в журнале «Театр и искусство», в газете «Новое время» и др. Книги: «История русского театра» (3-е издание под названием «История русского театра XVII-XIX вв.», 1939), «История античного театра» (1940) и др. В 1904-1910 гг. профессор Казанского и с 1910 г. - Новороссийского университета (Одесса).

1878
Эдуард Веркаде
нидерландский актёр. Скончался 11 февраля 1961 года.

1879
Альфред де Кервен (Quervain)
швейцарский геофизик. Профессор Цюрихского университета (с 1915). Родился в Цюрихе. Основные работы в области аэрологии, сейсмологии, гляциологии. В 1901 г. произвёл серию подъёмов шаров-зондов в России (в Санкт-Петербурге и Москве). Усовершенствовал методы аэрологических наблюдений и сконструировал теодолит для шаропилотных наблюдений. В 1912-1913 гг. принимал участие в Швейцарской экспедиции, которая пересекла Гренландию с 3апада на Восток. Сконструировал и построил 21-тонный сейсмограф совместно с А.Пикаром. Умер в Цюрихе 6 января 1927 года. Литература: Хргиан А.Х., Очерки развития метеорологии, Л., 1948; Billwiller R., Alfred August de Quervain (1879 — 1927), "Vierteljahrsschrift der naturforschen-den Gesellschaft in Zürich", 1927, 72 Jahrgang, . 424 — 432 (приведена библ. трудов Кервена).

Сергей_Антимонов (546x700, 44Kb)
1880
Сергей Иванович Антимонов
российский и советский актёр театра и кино, драматург. Сергей Антимонов родился в Курске, в семье мещан. Родители Сергея были купцами, культурой не интересовались. Сергей же стал самоучкой. Тянулся к актёрскому ремеслу. Пробовал писать. Однажды Сергей отправил письмо в Москву, в МХТ Немировичу-Данченко. Он сообщил, что хочет выйти на сцену театра в качестве актёра. Антимонову повезло. Спустя год театр открыл школу-студию и Владимир Иванович вспомнил дерзкое письмо юноши из Курска. Сергей выдержал труднейший конкурс и был зачислен в студенты. Будучи студентом, Антимонов участвовал почти во всех постановках МХТ (с 1901 по 1903 гг.), исполняя небольшие роли. По окончании школы Сергей Антимонов начал гастролировать по провинциальным труппам: Тверь, Самара, Екатеринбург, Моршанск, Херсон, Нежин, Красноярск, Белгород. В 1904 году Сергей Антимонов поставил свою первую пьесу «Белое, серое, черное». А позже, в 1908 году, после знакомства с Марией Яроцкой, которая сыграла в его пьесе «Притча о любви», Мария Каспаровна стала его супругой. С 1908 по 1919 год Сергей Антимонов работал в пародийном театре «Кривое зеркало» в Санкт-Петербурге, став одним из его создателей. Там он много играл, как главных персонажей, так и в эпизодах. Сезон 1919—1920 года Сергей Антимонов играл в театре имени Луначарского Покровской Слободы (ныне город Энгельс), затем три сезона работал в Саратовском театре драмы имени К.Маркса. Сезон 1923—1924 года - в театре «Кривой Джимми» в Москве. С 1924 года годы Антимонов работал в Театре сатиры. С середины тридцатых много снимался в кино. В 1933—1937 — актёр Камерного театра. С 1937 года актёр на киностудии «Союздетфильм». Последние годы Сергей Антимонов работал в Театре-студии киноактёра, но выходил на сцену мало из-за тяжёлой болезни. Умер в Москве 8 мая 1954 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище (22 участок), рядом с женой актрисой Марией Яроцкой. Пьесы: «Притча о любви» (1908); «Водотолчея» (1909); «Женщина и смерть» (1911); «Мужья и жены» (1914); «Любовь и доктор» (1915); «Молодое вино» (1916); «Бова-королевич» (1918); «Колумб» (1920); «Нужная бумажка» (1924); «Петровы потехи» (1924); «Чужая голова» (1925); «Женихи» (1927, с Н.Адуевым); «Спящий красавец» (1932, с А.Арго). Роли в кино: 1936 — Цирк — Шпрехшталмейстер; 1936 — Партийный билет — Куликов; 1937 — На Дальнем Востоке — Янков; 1938 — Волга-Волга — дворник Охапкин; 1939 — Ленин в 1918 году — Поляков; 1939 — Степан Разин — астраханский воевода; 1940 — Любимая девушка; 1947 — Русский вопрос — Кеслер; 1947 — Весна.

1881
Поль Корню
французский конструктор, первым в мире взлетевший вертикально в воздух на аппарате тяжелее воздуха. В ноябре 1907 года он поднялся в воздух на геликоптере собственной конструкции с двумя несущими винтами.

 (437x698, 47Kb)
1881
Елена Александровна Полевицкая
русская драматическая актриса, педагог. Родилась в Ташкенте в семье банковского служащего. В 1893 была принята в Александровский институт в Санкт-Петербурге, после продолжила учебу на двухгодичных педагогических курсах, окончив их с большой серебряной медалью. Участвовала в ученических спектаклях. В 1901 поступила в Художественное училище О.Л.Штиглица, после четырехлетнего пребывания в нем отчислена за участие в студенческом движении (с мотивировкой «за малоуспешность», несмотря на высшую премию за акварель). Одновременно брала уроки пения у З.И.Ивановой-Иваницкой. В 1906 была зачислена на Курсы драматического искусства Е.П.Рапгофа, занималась под руководством А.П.Петровского. В 1908 впервые выступила на профессиональной сцене в Пскове, затем играла в Гельсингфорсе, Павловске, Казани. Играла в пьесах разных жанров и в разных амплуа. В 1909–1910 в Ново-Драматическом театре на Офицерской (в помещении бывшего театра В.Ф.Комиссаржевской) в антрепризе Леванта играла Далю (Верность Б.Зайцева), Наташу (На дне М.Горького), Ниночку (Анфиса Л.Андреева), Оль-Оль (Дни нашей жизни Андреева); преподавала в Школе сценического искусства на Почтамтской (школа Петровского). Летом 1910 поступила в труппу Казенного театра под руководством Н.Д.Кручинина и М.Н.Мартова, игравшую в Тифлисе. С 1910 по 1914 – в труппе Н.Н.Синельникова в Харькове. Приобрела всероссийскую известность воплощением на сцене женских образов русской и мировой классики: Мария Стюарт (Мария Стюарт Фр.Шиллера), Катерина (Гроза) и Лариса (Бесприданница А.Н.Островского), Лиза (Живой труп Л.Н.Толстого), Софья (Горе от ума А.С.Грибоедова), Маша (Три сестры А.П.Чехова), Маша (Чайка Чехова), Порция (Венецианский купец) и Катарина (Укрощение строптивой У.Шекспира), Лиза Калитина (Дворянское гнездо по И.С.Тургеневу), Настасья Филипповна (Идиот по Ф.Достоевскому) и др. Синельников отмечал ее прекрасный голос, благородство движений и богатейшую мимику. Сезон 1911–1912 Полевицкая играла в труппе Санкт-Петербургского театра Литературно-художественного общества (Суворинский театр), в 1914–1916 работала в Московском драматическом театре Суходольских (Вера в Нечистой силе А.Н.Толстого, Маргарита Готье в Даме с камелиями А.Дюма и др.). В 1916–1918 актриса вновь в труппе Синельникова в Харькове и Киеве (Гедда в Гедде Габлер Х.Ибсена, Ракел в Свыше наших сил Б.Бьернсона, Олимпиада в Савве Андреева). В 1918 с мужем, режиссером И.М.Шмидтом, перебирается в Одессу и вступает в труппу М.П.Ливского. В следующем году труппа переехала в Севастополь. Затем в составе случайной труппы Полевицкая и Шмидт отправились на гастроли в Симферополь и Ялту. 20 мая 1920 Полевицкая и Шмидт с Русским ансамблем Ю.И.Юровского отплыли на гастроли в Болгарию. Выступления проходили с большим успехом, царь Борис наградил Полевицкую орденом «Дамский крест III степени». Позднее Полевицкая в составе ансамбля Юровского выступала на сцене театра М.Рейнхардта в Берлине, гастролировала в Латвии, Чехословакии. В 1923 и 1924–1925 приезжала на гастроли в Советский Союз. В 1917 состоялось первое выступление Полевицкой на немецком языке на сцене венского «Йозефштадттеатра» Рейнхардта в роли Маргариты Готье. С большим успехом выступала на русском и немецком языках в Болгарии, Румынии, Чехословакии, Латвии, Австрии, Югославии. В 1928 преподавала в венской Школе актерского мастерства и режиссуры («актерский и режиссерский семинар» Рейнхардта). В 1935 выступила в Берлине в роли Анны Карениной на немецком языке. Шмидт, заподозренный нацистами в «неарийском» происхождении, был изгнан из театра в Берлине, и супруги переехали в Эстонию. В декабре 1939 после смерти мужа Полевицкая была репатриирована в Германию и отправлена в концлагерь в Деппе на Северном море. Была освобождена благодаря вмешательству друзей, в частности Г.Грюндгенса. В октябре 1940 сыграла Гурмыжскую (Лес Островского) на сцене Государственного театра в Берлине. С 1945 преподавала актерское мастерство в театральной школе при Бургтеатре. После 1945 преподавала в Государственной академии музыки и искусства сцены в Вене, на семинаре имени М.Рейнхардта в Шенбрунне, работала на венском радиовещании, выступала в Бургтеатре (Вена). В 1955 вернулась в Советский Союз. В Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове с большим успехом прошли ее творческие вечера, в 1958 на вечере в Театре имени Евг.Вахтангова Полевицкая выступила в одноактной пьесе Б.Брехта Винтовка Тересы Каррар. Читала на концертах и на радио русскую и советскую прозу и поэзию, преподавала в театральном училище имени Б.В.Щукина, снималась в кино: Ошибка сердца (режиссёр А.Ханжонков, 1916), Черная пантера (Берлин, 1929), Господин Пунтила и его слуга Матти (Вена, 1955), Муму (режиссёр А.Бобровский и Е.Тетерин, 1959), Пиковая дама (режиссёр Р.Тихомиров, 1960) и др. Умерла Полевицкая в Московском доме ветеранов сцены имени А.А.Яблочкиной 4 ноября 1973 года.

 (600x662, 204Kb)
1882
Ион Антонеску (Ion Victor Antonescu)
военно-фашистский диктатор Румынии в 1940-44, генерал. Участвовал в подавлении крестьянского восстания 1907, а также в военной интервенции против Венгерской советской республики (1919). В 1933 начальник румынского Генштаба, с 1938 министр обороны. В сентябре 1940 стал диктатором Румынии. А. и его правительство ввергли Румынию в развязанную Гитлером войну против СССР. После народного восстания 23 августа 1944 был арестован и как военный преступник по приговору народного трибунала Бухареста казнён 1 июня 1946 года.

Grekov_Rostov-on-Don2 (546x700, 51Kb)
1882
Митрофан Борисович Греков (настоящая фамилия – Мартыщенко; до 1911 года - Митрофан Павлович Мартыщенко)
русский художник. Родился на хуторе Шарпаевка (Ростовская губерния) в семье крестьянина, потомственного казака. Учился в Одесском художественном училище у К.К.Костанди (1899–1903), а также в Санкт-Петербургской Академии художеств (1903–1911) у Ф.А.Рубо и И.Е.Репина. В год окончания Академии переменил фамилию на «Греков». Создал циклы полотен на темы истории Гренадерского, Кирасирского и Павловского полков (1913). В качестве рядового конника участвовал в Первой мировой войне, сделав массу фронтовых зарисовок. Был членом АХРР. Жил в Новочеркасске, а с 1931 в Москве. Вступив добровольцем в Красную армию, стал художником-летописцем боевых походов Первой конной армии С.М.Буденного. Лучшие образы Грекова – с их динамичной композицией и желтоватым «степным» колоритом – это импрессионистически-живые фрагменты истории: таков одинокий казак, едущий «в отряд к Буденному», в одноименной картине (1923) или военный оркестр, лихо играющий в пыли, поднятой конным отрядом (Трубачи Первой конной, 1934; обе работы в Третьяковской галерее). В многофигурных композициях Грекова зачастую откровенно доминирует установка на официозную «картину-документ», переиначивающий историю Гражданской войны в угоду К.Е.Ворошилову и И.В.Сталину: таковы, в первую очередь, полотна на тему обороны Царицына (1928–1929). В традициях своего учителя Рубо Греков руководил созданием первых советских батальных диорам и панорам. Умер Греков в Севастополе 27 ноября 1934 года. В 1957 был открыт Дом-музей М.Б.Грекова в Новочеркасске. Литература: Грекова Т.Т. Певец подвига М.Греков. Издание 2-е. — Москва: Воениздат, 1973. — 125 страниц; М.Б.Греков в воспоминаниях современников. — Ленинград: Художник РСФСР, 1966. — 136 страниц; Тимошин Г.А. Митрофан Борисович Греков. Жизнь и творчество. — Москва: Советский художник, 1961. — 358 страниц.

1884
Гарри Лэнгдон
американский актер.

1884
Йозеф Хегенбарт
немецкий график и живописец, член-корреспондент Академии Художеств ГДР (1955). Учился в Академии Художеств в Дрездене (1908-1915), там же профессор в 1946-1949 гг. Работал преимущественно в технике рисования тушью. Анималист, автор остроэкспрессивных, выполненных в нервной, иронической манере серий рисунков, иллюстраций к «Рейнеке-Лису» И.В.Гете (1950), «Мертвым душам» Н.В.Гоголя (1952), драмам У.Шекспира (1957). Национальная премия ГДР (1954).

1887
Дмитрий Петрович Жлоба
герой Гражданской войны 1918-1920. Член КПСС с 1917. Родился в Киеве в семье украинского батрака. Активный участник Революции 1905-1907, состоял в боевой рабочей дружине в Николаеве. Работал на шахтах Донбасса. В мае 1916 за участие в Горловско-Щербиновской стачке арестован и направлен в армию. Окончил авиашколу в Москве (1917). В 1917 был избран членом Московского совета. Во время Октября вооруженного восстания 1917 в Москве командовал красногвардейским отрядом. В конце 1917 направлен военным комиссаром в Донбасс, создал шахтёрский красногвардейский отряд, с которым участвовал в боях при освобождении Донбасса, Киева, Ростова, и затем командовал полком, бригадой и Стальной дивизией в боях против белогвардейцев на Кубани. В октябре 1918 дивизия Жлобы совершила 800-км поход от Невинномысской до Царицына и нанесла 15 октября удар по тылам войск генерала П.К.Краснова, оказав большую помощь защитникам Царицына. В 1919 командовал особым партизанским отрядом и группой войск под Астраханью, кавалерийской бригадой в составе конного корпуса Б.М.Думенко, участвуя в освобождении Новочеркасска (январь 1920). С февраля 1920 командир 1-го конного корпуса и конной группы, действовавших летом 1920 против войск Врангеля. В марте 1921 командовал 18-й кавалерийской дивизией, совершившей трудный переход через Годерзский перевал и освободившей Батуми. С 1922 - на хозяйственной работе на Северном Кавказе. Награждён 2 орденами Красного Знамени: первым - за умелое руководство частями 1-го конного корпуса и личную храбрость, вторым - за боевые отличия, проявленные в борьбе за установление Советской власти в Грузии. За храбрость и мужество награждён золотым оружием. Репрессирован и расстрелян 10 июня 1938 года. Полностью реабилитирован 30 мая 1956 года.

1887
Эрик Хеглунд (Hägglund)
шведский химик-органик. Родился в Хёсшё, Вестернорланд. Окончил Стокгольмский университет (доктор философии, 1914). В 1920-1930 гг. - профессор Академии в Турку, в 1930-1953 гг. - Королевского технологического института в Стокгольме, с 1953 г. - директор Центральной лаборатории целлюлозной промышленности в Стокгольме. Основные научные работы относятся к химии древесины. Изучал (с 1911) процесс спиртового брожения сахаров, образующихся в качестве побочного продукта при сульфитной варке целлюлозы. Исследовал влияние на этот процесс водородного показателя. Предложил (1917) совместно с Ф.Бергиусом способ гидролиза целлюлозы с использованием соляной кислоты, приводящей к получению сахаров, пригодных для спиртового брожения. На основе разработанной ими технологии был пущен (1935) спиртовой завод в Рейнау. Изучал лигнин и лигносульфоновые кислоты. Умер в Стокгольме 13 марта 1959 года.

1887
Мальвина Хоффман
американский скульптор, автор скульптур русских балерин.

1888
Рамон Лопес Веларде (López Velarde)
мексиканский поэт. Родился в Хересе, штат Сакатекас, в семье фольклориста А.Мачадо Альвареса. Окончил юридический факультет в Сан-Луис-Потоси. Его первые стихи, навеянные впечатлениями провинциальной жизни (сборник "Набожная кровь", 1916), проникнуты страстной любовью к родной земле. В дальнейшем лирика, становясь все более субъективной и драматической, продолжает сохранять связь с реальной действительностью. Наиболее значительна поэма "Нежная отчизна" (1921), воспевающая Мексику и ее народ. Умер в Мехико 19 июня 1921 года. Сочинения: Obras completas, Мéх., 1944. Литература: Обрегон Моралес Р., Человек выходит на первый план, "Иностранная литература", 1970, №6; Guillén ., Lopez Velarde, el poeta de la suave patria, "Bohemia", 1960, № 51; "México en la cultura", 1971, 20 de Junio, № 1, 160 (номер, посвященный Лопес Веларде).

1888
Вильгельм Лейшнер
профсоюзный деятель, участник немецкого движения Сопротивления. Родился в Байрейте. Гравер по профессии. Еще подростком вступил в рабочее движение, в котором оставался до последних дней жизни. Член ландтага земли Гессе, в 1933 стал заместителем председателя Германского объединения профсоюзов. Одновременно критиковал как коммунизм, так и национал-социализм. Был арестован членами СА, подвергался пыткам. После освобождения Лейшнер организовал группу профсоюзного сопротивления нацизму. Для маскировки своей политической деятельности он создал небольшую торговую фирму. Во время 2-й мировой войны сотрудничал с генералом Людвигом Беком и Карлом Фридрихом Герделером с целью свержения нацистского правительства и образования переходного коалиционного правительства. Арестованный после провала Июльского заговора 1944, Лейшнер был отправлен на виселицу 29 сентября 1944 года.

1890
Георг Вюст
немецкий физик-океанолог, профессор (1946). Приобрел известность исследователя-мореведа после участия в 1925-1927 гг. экспедиции на «Метеоре» в Атлантическом океане. В работе «Научные результаты экспедиции в Атлантику на "Метеоре"» (1925-1927) систематизировал сведения по океанологии Атлантического океана. В 1938 г. океанограф экспедиции на «Альтаире» в районе Гольфстрима. В 1946-1959 гг. профессор океанологии, директор Института морских исследований при университете г. Киля. Удостоен многих почетных званий и наград: в 1965 г. награжден медалью К. Риттера от Германского географического общества, почетный член географического общества многих стран. Автор многочисленных статей, посвященных стратификации и циркуляции морских вод, испарению с поверхности океана, распределению температур и течений в Атлантическом, Индийском и Тихом океане.

1890
Владимир Васильевич Разумов
один из пионеров ракетной техники, организатор Ленинградской группы изучения реактивного движения (ЛенГИРД).

1890
Носон-Нохим Абрамович Френкель (псевдоним - А.д’Актиль; при обращении в католичество – Анатолий Адольфович)
поэт и переводчик. Родился в Иркутске в мещанской еврейской семье; детство и отрочество провёл в Чите, Нью-Йорке и Иркутске. В 1909 он принял католичество (перекрестился в Анатолия Адольфовича) и поступил в Томский университет. Во время 1-й мировой войны был переводчиком-референтом иностранной военной хроники в "Биржевых ведомостях". Он восторженно принял Февральскую революцию, но чурался крайностей, каковыми считал черносотенство и большевизм. С 1919 работал в политотделе 1-й конной армии, написал тексты "Марша конницы Будённого" и "Марша энтузиастов". Переводил Дж.Лондона, Л.Кэрролла, О.Генри, В.Буша. Работал на радио в блокадном Ленинграде. Умер в Перми 23 ноября 1942 года.

1892
Одон Надь (Odon Nagy)
венгерский шахматный композитор, международный арбитр по шахматной композиции (1956). Умер в Будапеште 4 ноября 1966 года.

 (528x699, 55Kb)
1894
Роберт Расселл (Рассел) Беннетт (Bennett)
американский аранжировщик популярной музыки, композитор и дирижёр. В конце 1920-х учился в Париже у Буланже. Работал аранжировщиком в театрах Бродвея (за 40лет оркестровал ок.300мюзиклов). Сочинял музыку для кино и «симфонические картины» на основе произведений Керна, Гершвина и др. Оригинальные композиции Б. (среди которых есть и симфонии) примечательны не столько качеством музыкального материала, сколько мастерством инструментовки. Его опера «Мария Малибран» (о жизни великой певицы XIX в.) ставилась в Нью-Йорке в 1935. Роберт Рассел Беннетт приобрёл широкую известность, как автор оркестровой сюиты на темы "Порги и Бесс". Привлекла внимание и его работа (современная оркестровка) в мюзикле "Кармен Джонс", «современной метаморфозе "Кармен" Мериме- Бизе. Либреттист Оскар Хаммерстайн перенёс действие из Севильи XIX века в Южные Штаты периода второй мировой войны. Кармен превратилась в Кармен Джонс, Хозе в капрала Джо, а тореадор Эскамилио в боксера Хаски Миллера. Мелодии Бизе безо всяких изменений перекочевали в мюзикл, но с новыми словами. Мюзикл был поставлен в 1943году и не сходил со сцены два года», а в 50-егоды его экранизировали. Имя Роберта Рассела Беннетта, фигурирует в разделе Классической музыки Книги рекордов Гиннеса. Симфония «Победа на море» Ричарда Роджерса к одноименному документальному фильму была аранжирована для телевидения Эн-Би-Си Робертом Расселом Беннеттом. Она звучала в течение 13 ч. Список наиболее известных Бродвейских мюзиклов и оперетт, которые он аранжировал: Rose Marie (1924), Lady, Be Good (1924), No, No, Nanette (1925), Show Boat (1927), Girl Crazy (1930), Of Thee I Sing (1931), Anything Goes (1934), Du Barry Was a Lady (1939), Carmen Jones (1943), Oklahoma! (1943), Carousel (1945), Annie Get Your Gun (1946), Finian's Rainbow (1947), Kiss Me, Kate (1948 ), South Pacific (1949), The King and I (1951), A Tree Grows in Brooklyn (1951), Bells Are Ringing (1956), Flower Drum Song (1958 ), The Sound of Music (1959), On a Clear Day You Can See Forever (1965). К этим произведениям можно добавить MyFairLady (1956) и Camelot (1961), где он был одним из соавторов. Умер в 1981 году.

1894
Николай Григорьевич Чеботарёв
Математик. Член-корреспондент по разряду математическому (математика) Отделения физико-математических наук с 31 января 1929 г. Окончил Киевский университет (1916), с 1928 профессор Казанского университета. Основные труды по алгебре, получил (1924) наиболее глубокое обобщение теоремы Дирихле о простых числах в арифметической прогрессии, дал (1930) первую общую теорему теории резольвент и др. Сталинская премия СССР (1948, посмертно). Награжден орденом Ленина (1944), 2 орденами Трудового Красного Знамени (1944, 1945). Умер в 1947 году.

 (700x578, 147Kb)
1896
Иван Алексеевич Лихачёв
советский государственный и хозяйственный деятель, один из организаторов автомобильной промышленности СССР. В1928-1939 гг. и в 1940-1953 гг. директор 1-го Государственного автомобильного завода (впоследствии Акционерное московское общество "Завод имени И.А.Лихачева" (АМО ЗиЛ). В1939 г. нарком машиностроения. С1953 г. министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР. Лауреат Сталинской премии СССР (1949). Родился в селе Озеренцы Веневского уезда Тульской губернии. Его по праву ставят в один ряд с ведущими автомобилестроителями века. Сам Генри Форд, восхищаясь деловой хваткой Ивана Лихачева, называл его крупным советским промышленником. Иван Лихачев же отвечал на это: «Я не промышленник, я слуга народа». 25 лет жизни отдал Иван Лихачев Московскому автозаводу, ныне носящему его имя. Он кардинально реорганизовал предприятие, создал автогигант, способный обеспечить машинами всю страну. После смерти Сталина его имя стало известно каждому советскому человеку, когда автозавод имени Сталина в Москве получил имя Лихачева (ЗИЛ). С двенадцати лет он работал на Путиловском заводе в Питере, с девятнадцати - служил на Балтийском флоте, в двадцать один вступил в партию большевиков и Красную гвардию. Молодой человек с идеальной для советской власти биографией продолжил карьеру в ЧК, а начиная с 1921 года, занимал ответственные посты в руководстве московских профсоюзов. В тридцать лет Иван Алексеевич получил главное назначение своей жизни - директором на завод АМО (с 1931 года - ЗИС). На плечи Лихачева легла работа по созданию современного автозавода, способного хоть как-то поспеть за планами индустриализации. Работой Лихачева «вождь народов» был доволен, в феврале 1939 года сделал его наркомом среднего машиностроения, а вскоре и членом ЦК. В среде высшей бюрократии Лихачев не прижился - уже в октябре 1940 года его разжаловали из наркомов за неисполнение правительственных решений и вновь отправили на ЗИС. Только после смерти Сталина Иван Алексеевич вновь стал министром - на сей раз автомобильного транспорта и автомобильных дорог СССР. 24 июня 1956 года, сразу после 60-летнего юбилея, подвижник советской автопромышленности скончался. Депутат Верховного Совета СССР 1—5-го созывов. Государственная премия СССР (1948). Награжден 5 орденами Ленина, 3 другими орденами, а также медалями. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены. В июне 1956 имя Лихачева присвоено Московскому автомобильному заводу. Литература: Добровольский Е.Н., Даешь автомобиль! Документальная повесть, Москва, 1971.

 (498x699, 135Kb)
1897
Терентий Давыдович Пугачёв
стрелок 744-го стрелкового полка 149-й стрелковой дивизии 65-й армии Центрального фронта, красноармеец. Родился в селе Кругленькое ныне Суджанского района Курской области в крестьянской семье. Русский. Окончил начальную школу. Участник 1-й мировой и Гражданской войн. Работал в колхозе. В Красной Армии с марта 1943 года. С этого же времени на фронте. Стрелок 744-го стрелкового полка (149-я стрелковая дивизия, 65-я армия, Центральный фронт) красноармеец Терентий Пугачёв в ночь на 16 октября 1943 года в числе первых в полку преодолел реку Днепр у деревни Щитцы Лоевского района Гомельской области Белоруссии, ворвался в траншею противника и вместе с бойцами занял выгодный рубеж, чем способствовал успеху других подразделений. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм красноармейцу Пугачёву Терентию Давыдовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1599). В 1945 году Т.Д.Пугачёв демобилизован. Член ВКП(б)/КПСС с 1948 года. Жил и работал в селе Малая Локня Суджанского района Курской области. Скончался 12 октября 1970 года. Награждён орденом Ленина, медалями.

 (457x699, 51Kb)
1898
Михаил (Мушег) Агателович (Сагателович) Арутюнов
автоматчик 201-го гвардейского стрелкового полка (67-я гвардейская стрелковая дивизия, 6-я гвардейская армия, 1-й Прибалтийский фронт) гвардии ефрейтор. Родился в селе Гехануш Кафанского района, ныне области Сюник Республики Армения, в семье крестьянина. Армянин. Образование неполное среднее. Работал инспектором райфинотдела горисполкома города Самарканда (Узбекистан). В сентябре 1942 году был призван в Красную Армию. С того же времени на фронте. Воевал в пехоте, стал отличным стрелком-автоматчиком. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Особо отличился в летних боях 1944 году на территории Белоруссии и Прибалтики. 22 июня 1944 года бою за населенный пункт Орехи (Сиротинский район Витебской области) гвардии ефрейтор Арутюнов огнем из автомата уничтожил 5 гитлеровцев и подавил пулеметную точку. 24 июня в числе первых в составе ударной группы переправился через Западная Двина в районе деревни Узречье (Бешенковичский район Витебской области). Принимал активное участие в боях за удержание плацдарма. Был ранен, но вскоре вернулся. За героизм и мужество проявленные при форсировании Западной Двины и расширение плацдарма был представлен к званию Героя советского Союза. Высокую награду Родины герой получить не успел. Наступление продолжалось. 13 июля 1944 года при освобождении населенных пунктов Зарасайского района Литвы гвардии старший сержант Арутюнов погиб. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии ефрейтору Арутюнову Михаилу Агателовичу присвоено звание Героя Советского Союза. Был похоронен на месте последнего боя, у деревни Салас (Острув) как неизвестный воин. После войны останки были перенесены на воинское кладбище в селе Смалвос Зарасайского района Литвы. На могиле установлен обелиск Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 2-й степени.

1898
Губерт Штругхольт (Hubertus Strughold)
американский физиолог немецкого происхождения, известный как «отец космической медицины». В конце 1920-х годов, начал исследовать физиологические аспекты того, что он называл «верхними пределами» человеческих возможностей. Во время Второй мировой войны Штругхольт был директором «Центра медицинских исследований для авиации» и, как говорят, экспериментировал на заключенных в концентрационном лагере Дахау. После второй мировой войны Штругхольта пригласили в Школу авиационной медицины военно-воздушных сил США, где проводились исследования влияния на организм ускорений, шума и вибраций, атмосферного давления, невесомости и диеты. Он создал тренжер, имитирующий кабину космического корабля для того, чтобы исследовать реакции человека в условиях приближающихся к реальным, а также внес существенный вклад в решение таких проблем космического полета как невесомость, зрительные нарушения, и нарушение нормальных временных циклов. Умер 25 сентября 1986 года в Сан Антонио (Техас).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку