-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108968
Комментариев: 6801
Написано: 117440


24 июля родились...

Суббота, 24 Июля 2010 г. 10:28 + в цитатник
1231
Борис Василькович (Васильевич)
князь ростовский, старший из двух сыновей В. Константиновича от брака его с Марией Михайловной, княжной черниговской. Родился в Ростове. По смерти отца, убитого татарами в 1238 г. близ Ростова, в Щереньском лесу, получил в удел Ростов. Князь этот известен в истории как печальник земли русской перед ханом Золотой Орды и Уловчием, которого хан назначил наместником Руси. До 1258 г. в течение 14 лет побывал он в Орде более 8 раз, по приказу Батыя ездил даже в Великую Татарию, к хану Сартаку (1245); вместе с другими князьями старался оградить Русь от татарских численников, но напрасно, и в 1258 году должен был даже сопровождать их в Новгород; наконец, в 1277 г. отправился по требованию хана с женою и детьми в Орду для того, чтобы принять участие в походе татар на яссов (алан). Но по прибытии в орду захворал и умер 16 сентября 1277 года.. Так повествуют летописи: Воскресенская, Софийская, Новгородская 4-я и друг.; по другим же спискам смерть его относится к 1264 году (Лаврентьев., Никонов. и друг.). С 1259 по 1264 или 1277 год в летописях о нем нет никаких упоминаний. Погребен Борис в ростовском Успенском соборе. От брака с Марией Ярославовной, княжной муромской, оставил трех сыновей: Дмитрия, Константина и Василия.

 (608x699, 220Kb)
1550
Андреас Либавий (Andreas Libavius)
немецкий учёный-химик и врач, автор труда "Алхимия" и метода получения серной кислоты. Изучал философию, историю и медицину в Йенском университете. С 1581 года работал учителем в Ильменау, с 1586 года – профессором в Кобурге. В 1586-1591 гг. – профессор истории и поэзии в Йенском университете. С 1591 по 1607 гг. Либавий городской врач в Ротенбурге, а затем – инспектором школ и гимназий в Кобурге. В своих трудах «Алхимия» (1597) и «Полное собрание медико-химических сочинений» (1597) Либавий систематизировал практические сведения по химии того времени. «Алхимия» долгое время служила основным учебным пособием при изучении химии на медицинских факультетах. Он был последователем Парацельса, хотя и выступал против некоторых положений его ятрохимического учения. В своём курсе Либавий, однако, не касался теоретических вопросов, а изложил лишь сведения, важные для химика, работающего в лаборатории, и практикующего врача. Он дал развернутые характеристики известным к тому времени веществам, привёл способы их получения, рецепты приготовления различных лекарственных смесей. Умер 25 июля 1616 года.

 (540x699, 222Kb)
1686
Бенедетто Марчелло (Benedetto Marcello)
итальянский композитор, музыкальный писатель, а также юрист и государственный деятель. Представитель одного из аристократических семейств, он занимал высокие государственные должности в Венецианской республике. Тем не менее его любимым занятием стала музыка, к которой он имел склонность с юных лет. Ученик Ф.Гаспарини и А.Лотти. В течение многих лет занимал высокие должности в Венеции. Освоив композиторское мастерство, Марчелло уже в молодости считался одним из лучших композиторов Венеции. Он работал в разных жанрах, создав: весьма внушительное количество вокальных сочинений (в том числе 6 ораторий, около 400 сольных кантат, свыше 80 вокальных дуэтов, 9 месс и около 30 отдельных церковных песнопений), 7 небольших опер, множество инструментальных произведений (17 концертов и 7 симфоний для струнных, а также скрипичные, флейтовые, клавирные и трио-сонаты). Но наиболее знаменитым творением Марчелло стали его 50 псалмов для 1-4 голосов и basso continuo (1724-1726) под названием «Поэтически-гармоническое вдохновение» («Estro poetico-armonico»). Его трактат Il teatro alla moda (Венеция, 1720) — сатира на недостатки современной ему оперы-сериа. Умер 24 июля 1739 года. В собрании Гостелерадиофонда около 20-ти записей сочинений Бенедетто Марчелло. Это арии из кантат (среди исполнителей Б.Джильи, З.Долуханова), концерт для гобоя с оркестром, concerti grossi, сонаты для флейты, фагота, виолончели и basso continuo.

 (544x698, 118Kb)
1720
Луиза Ульрике Луиза Ульрика Гогенцоллерн р. 24 июль 1720 ум. 16 июль 1782
королева Швеции и жена Адольфа Фредерика

 (528x699, 282Kb)
1754
Жан Батист де Траверсе (Jean Baptiste Prevost de Sansac, marquis de Traversay)
маркиз, французский морской офицер, адмирал. Во время Великой французской революции эмигрировал в Швейцарию, затем по приглашению Екатерины II поступил на русскую морскую службу. В России получил чин капитана генерал-майорского ранга, а его имя было переведено на русский язык как Иван Иванович. Командовал галерным флотом на Балтике, при Александре I – главный командир и военный губернатор Николаева и Севастополя. В 1811-1828 гг. – министр Флота Российского (1811-1828). При нем началась эпоха грандиозных морских кругосветных экспедиций, прославивших русский флот (в том числе экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П.Лазарева на поиски неведомого континента – Антарктиды). Умер 19 мая 1830 года.

 (498x699, 116Kb)
1759
Виктор Эммануил I (Vittorio Emanuele I di Savoia)
король Сардинского королевства и герцог Савойский (1802—1821). Родился в Турине. Третий сын Виктора Амадея III и Марии Антуанетты Бурбонской. До вступления на престол носил титулы герцога Аоста, маркиза ди Риволи, маркиза ди Пьянецца. Вступил на престол в 1802 после отречения его брата Карла Эммануила IV. После оккупации французами Пьемонта в 1802, находился большей частью на острове Сардиния. Там он провел первые двенадцать лет своего правления, так как Пьемонт, Ницца и Савойя были анексирваны Францией. После падения Наполеона Виктор Эммануил I возвратился в 1814 в Турин. По Парижским мирным договорам 1814—1815 прежние владения Савойского королевства были восстановлены. На следующий день после возвращения король обнародовал эдикт, которым отменялись все французские учреждения и законы, возвращались дворянские должности, должности в армии, феодальные права и уплата десятины. После французского присутствия в Пьемонте усилилось либеральное движение. Вскоре после начала солдатских революций в Испании и Неаполе начались революционные волнения в Пьемонте. Виктор Эммануил не желал идти на конституционные уступки и не зная что делать отрекся от престола в пользу младшего брата Карла Феликса и уехал в Ниццу. Виктор Эммануил женился 25 апреля 1789 на эрцгерцогине Марии Терезе Австрийской-Эсте, принцессе Моденской (1773—1832), дочери герцога Модены Фердинанда. Дети: Мария Беатриса (1792—1840), с 1812 замужем за своим дядей Франческо IV д’Эсте, герцогом Моденским (1779—1846); Мария Аделаида (1794—1802); Карл Эммануил (1796—1799); Мария Тереза (1803—1879), с 1820 замужем за Карлом II Пармским (1799—1883); Мария Анна (1803—1884), с 1831 замужем за императором Австрии Фердинандом I (1793—1875); Мария Кристина (1812—1836), с 1832 замужем за королем Обеих Сицилий Фердинандом II (1810—1859). Умер в Монкальери, Италия 10 января 1824 года.

 (580x699, 83Kb)
1770
Александр Дмитриевич Балашев
русский государственный деятель, генерал-адъютант (1809). Родился в Москве. В 1804-1807 московский, в 1808-1809 Санкт-Петербургский обер-полицмейстер, в 1809-1810 Санкт-Петербургский военный губернатор. В 1810-1819 министр полиции. В 1810 — член Государственного совета. Начал службу в лейб-гвардии Измайловском полку, но по неимению средств перевелся в армию; в 1799 году был назначен комендантом Омска; в следующем году исключен из службы, но вскоре назначен ревельским военным губернатором. Пробыв недолго в отставке, Балашов был назначен московским обер-полицеймейстером, затем генерал-кригс-комиссаром, Санкт-Петербургским военным губернатором, членом Государственного совета и министром полиции (1810). Перед Отечественной войной 1812 г. он сопровождал императора Александра в Вильно и доставил Наполеону письмо государя. Существует легенда, что на вопрос Наполеона: «какая ближайшая дорога в Москву ?», он ответил: «Карл XII шел на Полтаву». С 1816 году Балашов состоял «по особому поручению» в свите государя, а с 1819 года по 1828 год был генерал-губернатором Орловской, Тульской, Рязанской, Тамбовской и Воронежской губерний. Умер в Кронштадте 20 мая 1837 года. Воспоминания А.Д.Балашова были напечатаны в «Историческом вестнике» (1883, май).

 (468x699, 69Kb)
1783
Симон Боливар (Simon Bolívar)
государственный деятель, один из руководителей Войны за независимость испанских колоний в Южной Америке. Родился в Каракасе в знатной семье. В 1799 отправился в Испанию, чтобы завершить образование; пять лет спустя наблюдал в Париже церемонию коронации Наполеона. Покинув Париж, Боливар вместе со своим наставником Симоном Родригесом путешествовал по Италии. В 1810, после оккупации Испании наполеоновскими войсками, Боливар вернулся на родину и вместе с Ф.Мирандой сформировал вооруженные отряды, вскоре разгромленные испанцами. 31 июля 1812 Миранда подписал акт о капитуляции, после чего был заключен в тюрьму. Боливар бежал в Новую Гранаду (совр. Колумбия), провозгласившую независимость. Новый военный поход в Венесуэлу завершился 6 августа 1813 триумфальным вступлением в Каракас. Популярный в народной среде и в кругах креольской аристократии, Боливар был осыпан почестями и получил титул Освободителя Венесуэлы. В 1814, после реставрации Фердинанда VII, испанцы вернули власть в Венесуэле. Боливар покинул страну, отправившись сначала на Кюрасао, а затем в Новую Гранаду. Здесь по поручению конгресса разгромил «унитарную республику» Кундинамарка и основал партию федералистов. В мае 1815 ушел в отставку и обосновался на Ямайке. Сформировав небольшой отряд из добровольцев на Гаити, Боливар 1 января 1817 высадился на венесуэльском побережье. На этот раз он вел военные действия на равнинах к северу от Ориноко, где был поддержан партизанами-льянеро. Одержав ряд побед над испанцами, был избран главнокомандующим освободительной армии. Реорганизовал армию, совершил переход через Анды в Новую Гранаду и разбил испанцев в битве при Бояке 7 августа 1819. Конгресс патриотических сил, созванный в Ангостуре в декабре 1819, провозгласил республику Великая Колумбия, включавшей Венесуэлу, Колумбию и Эквадор, и избрал Боливара президентом. Освобождение Венесуэлы завершилось после битвы при Карабобо в июне 1821, а к июлю 1922 Боливар и генерал Антонио Хосе де Сукре освободили Эквадор. В то время как Боливар освобождал север, аргентинский генерал Хосе де Сан-Мартин воевал с испанцами на юге. Сан-Мартин разбил испанцев в Чили и успешно продвигался к столице Перу Лиме. 26 и 27 июля 1822 состоялось знаменитое «Гуаякильское свидание». После этой встречи Сан-Мартин покинул Перу и оставил политическую деятельность, а Боливару досталась почетная миссия завершить Войну за независимость. Армии Боливара и Сукре вторглись в Перу и в 1824 в битвах при Хунине и Аякучо разгромили испанские войска. В 1825 Сукре довершил разгром испанцев в Верхнем Перу (ныне Боливия). Политические воззрения Боливара нашли воплощение в принятой 16 мая 1825 конституции Верхнего Перу, которое в его честь было переименовано в Республику Боливия. Конституция предусматривала избрание президента и четырех законодательных палат, а также вводила избирательную и административную систему, вскоре показавшую свою несостоятельность. По инициативе Боливара в Панаме был созван Континентальный конгресс (22 июня – 25 июля 1826), на который приехали только представители Колумбии, Перу, Мексики и Центральной Америки и ни одно из решений которого не было ратифицировано национальными парламентами. Вскоре начались распри в правительстве Великой Колумбии. В ноябре 1826 Боливар приехал в Боготу, а в начале 1827, после пятилетнего отсутствия, вернулся в Каракас, чтобы подавить антиправительственный мятеж. В сентябре 1828 объявил о проведении выборов в учредительное собрание, которое начало работу в апреле следующего года. Стремление Боливара утвердить поправки к конституции для укрепления и централизации власти натолкнулось на ожесточенное сопротивление вице-президента Колумбии Франсиско де Сантандера и его сторонников-федералистов. Убедившись в невозможности достижения цели законным путем, Боливар совершил государственный переворот, что, однако, уже не могло остановить распада Великой Колумбии. В январе 1830 он подал в отставку, несколько месяцев спустя на короткий срок вновь занял президентский пост, а 27 апреля 1830 окончательно отошел от политической деятельности. Колумбия, Венесуэла и Эквадор выделились в самостоятельные государства. Боливар направился в Картахену с намерением эмигрировать на Ямайку либо в Европу. Умер Боливар близ Санта-Марти (Колумбия) 17 декабря 1830 года.

 (532x699, 140Kb)
1794
Кристиан Пандер (Христиан Генрих Пандер; Heinz Christian Pander или как часто упоминается в ссылках - Christian Heinrich Pander)
русский эмбриолог, палеонтолог, геолог, академик Санкт-Петербургской Академии Наук (1823). Образование получил в Дерптском (Тартуском) университете (1812-1814) и университетах Германии. В 1816-1818 гг. работал в Вюрцбурге, в 1821-1827 гг. — в Санкт-Петербургской Академии Наук, с 1842 г. — в Горном департаменте. Изучая развитие куриных яиц, исследовал формирование зародышевых листков (называл их оболочками) более подробно, чем К.Ф.Вольф. Труды ученого послужили основой исследований К.М.Бэра и других эмбриологов. Сопоставляя строение скелетов млекопитающих и птиц, вскрыл новые факты единства организации ископаемых и современных форм животных (например, мегатерий — прототип южноамериканских ленивцев) и их исторической преемственность. Поэтому Ч.Дарвин относил его к своим предшественникам. Изучая древнепалеозойские отложения в России, составил сводку по беспозвоночным и позвоночным силура. Находки ископаемых остатков силурийских и девонских рыб позволили ученому реконструировать примитивную форму древнего бесчелюстного позвоночного, близкого современным миногам. Знание соотносительного положения пластов осадочных пород, в частности пермской и каменно-угольных систем, дало возможность ему правильно выбирать места для заложения разведочных буровых скважин. Умер 22 сентября 1876 года.

1802
Павел Сергеевич Бобрищев-Пушкин
русский декабрист, брат Николая Бобрищева-Пушкина, поручик, с 1822 г. член Южного общества. На каторге в Нерчинских рудниках создал религиозную «конгрегацию» и проповедовал мистицизм.

 (651x699, 54Kb)
1802
Александр Дюма-отец (Alexandre Dumas; полное имя - маркиз Александр Дюма Дави де Ла Пайетри)
французский романист и драматург, обычно называемый Дюма-отцом. Родился в Вилле-Котре (департамент Эна), сын республиканского генерала. Не получив почти никакого систематического образования, двадцатилетний Дюма, имея в кармане пятьдесят три франка, отправился завоевывать Париж. В мемуарах он пишет, что призвание открылось ему в 1827, когда он впервые увидел пьесы У.Шекспира в исполнении английских актеров. В 1829, за год до появления Эрнани В.Гюго, он создал первую подлинно романтическую драму Генрих III и его двор (Henry III et sa cour), с шумным успехом поставленную в «Комеди-Франсез» и очень удачную в финансовом отношении. Вслед за ней появился еще ряд пьес, также на сюжеты из национальной истории: Кристина (Christine, 1830); Нельская башня (La Tour de Nesles, 1832) и другие. В современной комедии нравов Антони (Antony, 1831) писатель предпринял первую в сценической практике попытку исследовать психологию романтического героя. Для драматургии Дюма характерны стремительное развитие интриги и откровенная демонстрация жестокости. Тот же культ энергии и страстей характеризует его романы плаща и шпаги. Роман Три мушкетера (Les trois mousquetaires, 1844), принадлежащий к числу самых популярных исторических повествований всех времен, был написан в сотрудничестве с О.Маке. Сюжетная линия почти целиком заимствована из т.н. Мемуаров господина д'Артаньяна (Memoires de M. D'Artagnan) Готьена де Куртиль де Сандра (Gautien de Courtilz de Sandras). В книге рассказывается о захватывающих приключениях мушкетеров Людовика XIII (17 в.) – Атоса, воплощающего тип безупречного дворянина, Портоса, олицетворяющего богатырскую мощь, полусвященника-полусолдата Арамиса и порывистого, хотя и себе на уме, гасконца д'Артаньяна. Сплачивает их бессмертный девиз: «Один за всех, все за одного». Историко-авантюрную трилогию с теми же героями завершили романы Двадцать лет спустя (Vingt ans après, 1845) и Виконт де Бражелон (Le Vicomte de Bragelon, 1848–1850). Классикой жанра стали также романы Королева Марго (La Reine Margot, 1845), Госпожа Монсоро (La Dame de Monsoreau, 1846), Сорок пять (Les quarante-cinq, 1847–1848). Роман из современной жизни (с начала Реставрации 1814 до Июльской революции 1830) Граф Монте-Кристо (Le Comte de Monte Cristo, 1844–1845), возможно, самый популярный из всех романов Дюма. Наследие Дюма составляет почти три сотни томов. Чтобы обеспечить себя достаточным количеством материала, он организовал настоящую фабрику по производству книжной продукции. Сотрудниками Дюма были О.Маке и П.А.Фиорентино. Но одушевляющей искрой был гений Дюма, поскольку ни одному из его сотрудников не удалось самостоятельно создать сколько-нибудь запоминающийся роман. В жизни Дюма не уступал собственным персонажам. Он принимал активное участие в либеральном движении 1830-х годов, руководил различными театрами и газетами, совершил несколько разорительных путешествий, которым посвятил почти 30 книг своих Дорожных впечатлений (Impressions de voyage), в том числе Из Парижа в Астрахань (De Paris à Astrakan, 1858), в 1860 присоединился к походу «Тысячи» Дж.Гарибальди, обеспечившему победу Итальянской революции 1859–1860. Расточая с невиданной щедростью огромные суммы, Дюма умер почти в полной нищете в Пюи близ Дьепа 5 декабря 1870 года, успев написать и выпустить более 500 томов произведений всевозможных жанров. Похоронен в семейном склепе Дюма в деревне Вилле-Коттер. В ноябре 2002 года в Париже прошла торжественная церемония перезахоронения останков великого французского писателя в национальном Пантеоне, месте, где покоятся наиболее выдающиеся деятели Франции.

 (596x699, 224Kb)
1803
Адольф Шарль Адан (Adolphe Charles Adan)
французский композитор, родился в Париже. Сын и ученик фортепьянного педагога Луи Адана. Окончил Парижскую консерваторию по классу композиции Буальдьё. Еще студентом консерватории Адан написал по эскизам Буальдьё увертюру к его известной опере «Белая дама». По совету своего учителя Адан обратился к жанру комической оперы. Первая же одноактная опера Адана на сюжет из жизни Петра I - «Катерина» (1829) принесла композитору известность. В дальнейшем он создал 40 опер - «больших» и комических, много балетов, а также мессы, кантаты, хоры и романсы. Комические оперы Адана, в которых заметно влияние Обера, пользовались в свое время успехом. Среди них - «Хижина» (1834), «Король из Ивето» по Беранже (1842), «Калиостро» (1844), «Тореадор» (1849), «Жиральда» (1850), «Нюрнбергская кукла» по новелле Гофмана «Песочный человек» (1852), «Будь я король» (1852), «Фальстаф» по Шекспиру (1856). Особенно прославила композитора опера «Почтальон из Лонжюмо» (1836), мелодии которой близки французским бытовым песням. Адан писал и «большие оперы» в стиле Мейербера, но менее успешно; наибольшее число представлений выдержала опера «Ричард в Палестине» (1844). Около года (1839-1840) Адан жил в Санкт-Петербурге, где писал музыку по заказу дирекции императорских театров. В 1847 году он организовал в Париже «Национальный театр» для постановки опер молодых композиторов, просуществовавший лишь год. С 1848 года был профессором Парижской консерватории по классу композиции, в 1844 году стал членом Института Франции. Музыка Адана отличается мелодичностью, изяществом; успеху многих его опер и балетов способствовала и простота сюжета. Однако до наших дней продержались на сцене лишь опера «Почтальон из Лонжюмо» и балеты - «Жизель» по Готье (1841) и «Корсар» (1856). Эти произведения, положившие начало французскому романтическому балету, занимают почетное место в репертуаре крупных балетных трупп всего мира. Умер в Париже 3 мая 1856 года.

1803
Александр Джексон Дэвис
американский архитектор, проектировщик, чертежник и иллюстратор. Прославился благодаря новому, нестандартному подходу к дизайну живописных загородных поместий. Ему удалось осуществить утилитарное применение элементов готического, итальянского и некоторых других архитектурных стилей. Он содействовал изменению представлений о традиционном американском доме. В молодости хотел заниматься живописью, но ему посоветовали специализироваться в архитектуре. Благодаря своим архитектурным наброскам он познакомился с признанным архитектором того времени Итиэлом Тауном, а позже стал его партнером (1829). Их фирма работала в различных архитектурных стилях (хотя Таун считался признанным мастером греческого и неоготического стилей), ею было создано множество известных зданий, включая Капитолий в Индиане (1831-1835), штат Индиана, и Западную пресвитерианскую церковь (1831-1832) в Нью-Йорке. Достаточно сложно четко определить творческий вклад самого Дэвиса в проекты фирмы, но многие отличительные черты проектов того периода явно прослеживаются и в более поздних его работах. Одним из таких оригинальных элементов, которые приписываются ему, является форма окна, позже названная «окном Дэвиса», - вертикально цельное окно, охватывающее сразу несколько этажей и зачастую углубленное внутрь здания. После 6 лет успешного партнерства с Тауном начал собственное дело. В то время он находился под влиянием английской теории живописности в архитектуре и поэтому начал сотрудничать с Эндрю Джексоном Даунингом, дизайнером приусадебных участков и архитектором. Сначала он иллюстрировал его книги («Коттеджи» 1842 г. и «Архитектура загородных домов», 1850), а затем разрабатывал проекты домов для созданного Даунингом пригородного парка (Левелин-парк, Уэст-Оранж, Нью-Джерси, 1852-1869). Благодаря сотрудничеству с Даунингом и возрастающему интересу к более смелому архитектурному дизайну жилых домов он стал лидером неоготического стиля и одним из наиболее популярных архитекторов живописных загородных поместий. Известно что более ста его проектов вилл и загородных поместий было реализовано. Один из таких домов - дом, спроектированный для Уильяма Дж. Ротча, Нью-Бедфорд, штат Массачусетс. Кроме домов, вилл, разнообразных зданий общественного пользования Дэвис разрабатывал дизайн для беседок, мостов, ворот и даже мебели. Когда в 1960 г. мода изменилась, его популярность значительно снизилась. Он удалился на покой задолго до своей смерти.

1815
Antoine T D'Abbadie
французский исследователь (Эфиопия)

1817
Адольф I
великий герцог Люксембурга (1890-1905).

1818
Феликс Годфруа
Бельгийский арфист-виртуоз и композитор

1821
Александр Агеевич Абаза
российский государственный деятель, примыкал к группе "либеральных бюрократов". В 1880-1881 министр финансов, провел отмену соляного акциза. С 1866 член Государственного совета, доктор экономических наук, почетный член Российской Академии Наук (1876)

1826
Александр Николаевич Афанасьев
фольклорист, историк, библиограф. Умер в 1871 году.

1827
Франциско Солано Лопес
парагвайский государственный и политический деятель, президент Парагвая (с 1862). Сын К.А.Лопеса. После дипломатической работы, в 1855 г. возглавил военное министерство. На посту президента (1862-1870) способствовал развитию национальной экономики и культуры. Погиб во время Парагвайской войны (1864-1870).

 (475x698, 101Kb)
1828
Николай Гаврилович Чернышевский
русский философ-утопист, революционер, редактор, литературный критик, публицист и писатель.Родился в Саратове в семье священника Гаврилы Ивановича Чернышевского (1793—-1861). Учился дома под руководством отца, многосторонне образованного человека. В 1842 поступил в Саратовскую духовную семинарию, время пребывания в которой использовал в основном для самообразования: изучал языки, историю, географию, теорию словесности, русскую грамматику. Не закончив семинарию, в 1846 поступил в Санкт-Петербургский университет на отделение общей словесности философского факультета. За годы учёбы в университете были выработаны основы мировоззрения, сложилось убеждение в необходимости революции в России. Чернышевский сознательно готовил себя к революционной деятельности. В университете делает первые попытки писать художественные произведения. После окончания университета и кратковременной работы в качестве преподавателя в кадетском корпусе получает назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 приступает к работе. В 1853 встретил будущую жену О.С.Васильеву, вместе с которой после свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. Наряду с русским поэтом Н.А.Некрасовым и литературным критиком Н.А.Добролюбовым возглавлял редакцию журнала «Современник». В творчестве Чернышевского зафиксирована смена уклада жизни в России и обозначена новая мораль молодого поколения, далее раскрытая в публицистике Д.И.Писарева. Вместе с А.И.Герценом был родоначальником народничества. Оппонент Ф.М.Достоевского. В статье «Не начало ли перемены?» (1861) Чернышевский критиковал Д.В.Григоровича и И.С.Тургенева. В июле 1862 был арестован и размещён под стражей в Алексеевском равелине Петропавловской крепости по обвинению в составлении прокламаций «Барским крестьянам от доброжелателей поклон». В служебной документации и переписке жандармерией и тайной полицией назывался «врагом Российской империи номер один». За 678 суток ареста Чернышевский написал текстовых материалов в объёме не менее 200 авторских листов. Наиболее полномасштабно утопические идеалы арестантом Чернышевским были выражены в романе «Что делать?» (1863), опубликованным в 3, 4 и 5 номерах «Современника».После вынесения приговора (1864), предусматривающего отбывание 7 лет каторги, находился в ссылке в Восточной Сибири. Отказывался подать прошение о помиловании. В 1875 освободить Чернышевского попытался И.Н.Мышкин. Организатором одной из попыток освобождения Чернышевского (1871) из ссылки был Г.А.Лопатин. В 1883 Чернышевского перевели в Астрахань (по некоторым данным, в этот период переписчиком у него работал К.М.Фёдоров). Благодаря хлопотам семьи, в июне 1889 переезжает в Саратов, где и скончался 29 октября 1889 года. Похоронен в городе Саратове на Воскресенском кладбище.

1833
Лина Раман
Немецкая писательница и педагог

1836
Иван Станиславович Блиох
русский экономист, статистик и финансист. Учредитель и председатель правлений акционерных обществ Киево-Брестской, Либавской, Лодзинской железных дорог. Положил начало развитию железнодорожной статистики (работы «Русские железные дороги», 1875, «Влияние железных дорог на экономическое состояние России», тт. 1-5, 1878, перевод на французский язык). Автор трудов по экономической истории России и работ по экономике промышленности и сельского хозяйства. Его «Экономико-статистические работы 1875-1900» изданы в Париже (1900) на французском языке, а «Фабричная промышленность Царства Польского» (1881-1884) и «Земля и ее задолженность в Царстве Польском» (1892) изданы на польском языке.

 (482x698, 171Kb)
1842
Христофор Семенович Леденцов
Личный почетный гражданин, купец первой гильдии. 5 декабря 1910 года состоялось торжественное публичное открытие Леденцовского Общества. Нет нужды в этой справке перечислять все, что было сделано Обществом за время его существования. В фонде Московского исторического архива хранится 1277 документов за период 1904 - 1918 годов. Содержание этих документов прилагается. Можно только добавить, что после 1917 года ресурсами Общества пользуется народный комиссариат военных дел, а на основе патентного отдела Общества в 1918 году создано патентное бюро, положившее начало патентоведению в Советские времена. 8 сентября 1918 года, по личному указанию В.И.Ленина, Общество закрывается, а его имущество и капиталы национализируются "...ввиду сложной обстановке в стране и так как оно было основано на частном капитале." Подобное Общество не имело ранее аналогов не только в России, но и за рубежом. На старом Введенском кладбище в Вологде на дорогом черном граните шведском габбро, надгробии Х.С.Леденцова по обеим сторонам основания памятника написано:
"Наука средство, ведущее к возможному благу человечества".
"При наименьшей затрате каптала принести возможно большую пользу большинству населения".
Это слова из "Завещания" купца I гильдии, личного Почетного Гражданина России Христофора Семеновича Леденцова. Все свое состояние – около 2 миллионов рублей золотом – пожертвовал купец первой гильдии Христофор Семенович Леденцов на содействие успехам «опытных наук и их практических применений» в России. Христофор Семёнович Леденцов был основателем первого научного фонда в России. Это были одни из первых научных фондов на нашей планете, и он пожертвовал средства прежде всего на лабораторию Ивана Петровича Павлова, первого российского нобелевского лауреата. Он жертвовал средства на лабораторию Петра Петровича Лазарева, одного из выдающихся физиков начала века в Москве.

1842
Антонина Ивановна Абаринова (Рейхельт)
оперная и драматическая актриса. Училась пению в Санкт-Петербурге, Милане, брала уроки у Полины Виардо-Гарсия в Париже. Пела в оперных театрах Генуи, Москвы, Одессы, Санкт-Петербурга. В Одессе работала в итальянской труппе под псевдонимом Реджи. С 1878 года и до конца жизни служила в Александринском театре, исполняя преимущественно комедийные роли. Особенно ей удавались роли светских барынь.

1843
Александр Александрович Ашарин
один из сильнейших прибалтийских шахматныx мастеров своего времени. Умер 24 декабря 1896 года.

1843
Томас Брайт Уилсон (Thomas Bright Wilson)
английский шахматист. Умер 28 ноября 1915 года.

1843
Александр Александрович Иностранцев
русский геолог, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук. Профессор Санкт-Петербургского университета. Основные труды по исследованию европейского Севера России. Описал стоянку первобытного человека в районе Ладожского озера. Создал геологический музей и геологический кабинет в Санкт-Петербургском университете. Умер в Петрограде 31 декабря 1919 года.

1843
Вилльям Эбней
Английский химик. Специалист в области фотографической химии, особенно известен изобретением фотоэмульсии. В 1874 г осуществил первое квантитативное измерение действия света на фотоматериалы. В 1880 г. он изобрёл проявляющее действие гидрохинона. Произведён в рыцари в 1900 г.

1844
Анри Рандю Анри Жюль Луис Мари (Рандю)
французский терапевт. Труды по вопросам заболеваний сердца, печени и желчных пузырей, подагры. В 1896 г. описал наследственное сосудистое заболевание (геморрагические телеангиэктазии), названное болезнью Ослера-Рандю.

1851
Михаил Михайлович Поморцев
русский аэролог. Окончил Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге (1871) и Академию Генштаба (1878). С 1881 г. преподавал в Военно-инженерной академии, с 1885 г. — в артиллерийском училище, воздухоплавательной школе и Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. С 1885 г. организовывал подъемы на аэростатах для изучения атмосферных явлений; обработал результаты нескольких десятков таких подъемов. В 1889 г. опубликовал «Очерк учения о предсказании погоды» — первый русской учебник синоптической метеорологии. Изобрел ряд аэронавигационных и других приборов.

1851
Фридрих Герман Шоттки
немецкий математик. Работал в Цюрихе, Марбурге и Берлине. Основные труды относятся к теории абелевых функций и их применению в геометрии и аналитической механике, а также к общей теории аналитических функций и линейному анализу. В теории конформных отображений известны теоремы Шоттки.

1853
Анри Александр Деландр
французский астроном, иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1914). Изобрел спектрогелиограф, систематически исследовал спектр различных участков диска Солнца. Одним из первых применил принцип Доплера для изучения вращения планет.

1854
Александр Семенович Архангельский
историк русской литературы и театра. Профессор казанского университета, из семьи священника. Основные работы посвящены истории древнерусской литературы. Главные труды, отдельно изданные: «Нил Сорский Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи древней Руси» (1882), «Творенья отцов церкви в древнерусской письменности « (1888), «Литература домонгольской Руси» (1903), «Образование и литература в Московском государстве» и др. Под его редакцией вышло лучшее издание сочинений В. Жуковского. Некоторое значение, как пособие справочного характера, сохранил его труд «Введение в историю русской литературы» (1916), несмотря на устаревшую методологию автора. Умер в 1926 году.

1854
Константин Иречек
чешский историк. В 1877 г. окончил Пражский университет. Работал в Болгарии: в 1879-1881 гг. - секретарь Министерства народного просвещения, в 1881-1884 гг. - министр народного просвещения, председатель Совета по делам просвещения. В 1884-1893 гг. - профессор Пражского, с 1893 г. - Венского университетов. Диссертация - "История Болгарии" (1876) - первый труд, давший широкую картину исторического развития Болгарии с древнейших времён до 1875 г. Автор многих исследований по истории южных славян. Написанные с позиций позитивизма, они представляют ценность критической разработкой излагаемых вопросов.

1856
Шарль Эмиль Пикар (Charles Émilе Picard)
французский математик, иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1895), иностранный почетный член Академии Наук СССР (1925), профессор Парижского и Тулузского Университетов, а также знаменитой парижской Ecole Normale Superieure. Труды по дифференциальным уравнениям, теории функций. В 1917 Пикара избрали постоянным секретарем математического отделения французской Академии Наук. К тому времени он уже был известен как автор теоремы Пикара – стартовой точки для многих теоретических исследований сложных функций. И благодаря Эмилю Пикару, который изучал гармонические колебания, при содействии немца Германа Шварца и француза Анри Пуанкаре было положено начало интегральным уравнениям и, в какой-то степени – систематическому сотрудничеству ученых разных стран. Пикар испытал влияние идей Бернхарда Римана, а переписку с самим Пикаром установил русский математик Владимир Стеклов. Умер 11 декабря 1941 года.

1857
Хуан Висенте Гомес
венесуэльский государственный и политический деятель, президент и фактически диктатор в 1909-1935 гг. В 1901-1908 гг. вице-президент. В 1909 г. пришёл к власти после военного переворота, осуществлённого с помощью США. Главные государственные посты роздал ближайшим родственникам, неоднократно менял конституцию, запретил все политические партии и профсоюзы и установил режим кровавого военно-полицейского террора. При его содействии нефтяные монополии США заняли господствующее положение в экономике страны, стали определять её внешнюю и внутреннюю политику. Только на взятках за предоставление концессий и спекуляциях диктатор нажил 30 млн. долларов, став одним из крупнейших помещиков Западного полушария. Народ Венесуэлы оказывали героическое сопротивление его диктатуре. После его смерти народ разрушил дворец тирана.

 (521x698, 198Kb)
1857
Хенрик Понтоппидан (Henrik Pontoppidan)
датский романист. Родился в Фредерисии. Изучал технические науки, но прервал учебу и некоторое время преподавал в народной школе. В 1881 опубликовал первые рассказы. Его основным произведением стала трилогия Обетованная земля (Det forjættede land, 1891–1895), Счастливчик Пер (Lykke-Per, 1898–1904) и Царство мертвых (De dødes rige, 1912–1916). Небеса человеческие (Mands himmerig, 1927) были его последним крупным произведением. В 1917 он разделил Нобелевскую премию по литературе с К.Гьеллерупом. Начало литературного пути Понтоппидана прошло под знаком влияния Г.Брандеса, позже наступило разочарование. Понтоппидан был одним из крупнейших реалистов и наиболее проницательных романистов Дании. Его отображение жизни примечательно обстоятельностью, внешне бесстрастным стилем. Умер в Шарлоттенлунде 21 августа 1943 года.

Alfons_Mucha_LOC_3c05828u (563x699, 42Kb)
1860
Альфонс Мария Муха (Alfons Mucha)
чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши в стиле модерн. Родился в Иванчице (Моравия). Получил первичное художественное образование в Брно. В 1880 работал в Вене сотрудником фирмы театральных декораций. Состоял придворным художником графа П.Куэна (1881–1885) и исполнил декоративное оформление части интерьеров его замка в Грушовани (Моравия). Затем учился в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р.Жюльена в Париже. В 1887–1922 жил в основном в Париже. Несколько раз (начиная с 1903) посетил США, где работал как живописец и педагог. Выдвинулся своими афишами для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра С.Бернар (Жисмонда, 1894; Дама с камелиями А.Дюма-сына, 1896; Лорензаччо А.де Мюссе, 1896; Медея по мотивам Еврипида, 1898). Частично выступал и как дизайнер этих постановок: по его эскизам создавались не только платья, но и сценические ювелирные украшения. Вошел с этой поры в число ведущих художников французской рекламы; его композиции печатались в журналах либо в виде плакатов – с неизменной фигурой или головой томной дамы, погруженной в орнаментально-пестрый мир роскоши и неги. В том же «стиле Мухи» создавались и красочные графические серии (Времена года, 1896; Цветы, 1897; Месяцы, 1899; Звезды, 1902; все работы – акварель, тушь, перо), которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров. Собрал свои дизайнерские проекты (панно, витражей, ковров, мебели) в альбоме Декоративные документы (1901). Работал как книжный иллюстратор, исполнил декоративную живопись павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже (1900; не сохранилась) и Дома собраний в Праге (1910), нарисовал эскизы первых чехословацких почтовых марок и банкнот (1918). В 1913–1930 написал большой цикл Славянская эпопея (музей замка Моравски Крумлов); традиционно-академическая манера соединилась в этих полотнах, посвященных начальным главам истории чехов, поляков, русских и других народов Восточной Европы, с плоскостной ритмикой модерна. После Первой мировой войны перебрался на родину. Умер Муха в Праге 14 июля 1939 года.

1861
Лионель граф де Ла Лоранси
французский музыковед и лексикограф. После смерти А. Лавиньяка продолжил издание "Музыкальной энциклопедии" (часть 1, тома 4-5, часть 2, тома 1-6, 1920-1931). Основатель (1917) и президент (1924-1932, с перерывом) Французского общества музыковедения. Автор трудов о французской музыке 16-18 вв. и др.

1864
Франк Ведекинд
немецкий писатель. По образованию юрист. Вильгельмовскую империю Ведекинд осмеял в сатирических стихах 90-х гг., опубликованных в "Симплициссимусе". В драме "Пробуждение весны" (1891) образы буржуа носят гротескный характер. Влияние Ф.Ницше проявилось в дилогии "Дух земли" (1895) и "Ящик Пандоры" (постановка 1901, издание 1904), в повести "Мине-Гага" (1903) и драмах "Гидалла" (1904), "Замок Веттерштейн" (1910). В лучшей из его пьес - "Маркиз Кейт" (1901) Ведекинд представляет капиталистический мир как скопище преступлений. В драмах "Самсон" (1914) и "Геракл" (1917) изображены одинокие гуманисты. По своей стилистике и умонастроениям Ведекинд является одним из предшественников экспрессионизма.

1869
Борис Николаевич Веденисов
советский учёный в области железно-дорожного транспорта, член-корреспондент Академии Наук СССР (1943). В 1891 окончил Московский университет, в 1900 Московское инженерное училище ведомства путей сообщения. С 1921 и до конца жизни преподавал в Московском институте ж.-д. транспорта. Веденисов руководил строительством ряда ж.-д. линий и сооружений; автор многих фундаментальных научных работ в области ж.-д. строительства. Сталинская премия СССР (1943). Награжден 2 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

1869
Петр Краснов
атаман. Возглавлял антисоветский мятеж, сотрудничал с гитлеровцами, белогвардеец, эмигрант. Автор книг "От двуглавого орла к Красному знамени", "Все проходит", "Понять - простить", "Екатерина Великая", "С нами Бог" и др.

1871
Джакомо Балла
итальянский художник, мастер футуризма. В зрелом творчестве 1910-х перешел от фигурных композиций к абстракциям, выражающим "динамику чистых энергий", свободно распространяющихся в пространстве.

1871
Пауль Эпштейн
немецкий математик. Работал в Страсбурге и Франкфурте-на-Майне. основные труды относятся к теории чисел (его именем названа дзета-функция), к теории абелевых функций и истории математики. Он интересовался также педагогическими вопросами.

1877
Перси Скоулс
Английский музыкальный писатель

 (536x699, 84Kb)
1878
Лорд Дансени (или Дансейни; Lord Dunsany; настоящее имя — Эдвард Джон Мортон Дрэкс Планкетт)
ирландский писатель, один из основоположников современной фэнтези, автор сборников "Боги Пеганы", "Время и боги", "Рассказы сновидца", романов "Хроники дона Родригеса", "Дочь короля эльфов", "Тень обольстительницы", "Последняя революция".Никто не возьмётся утверждать, что короткий рассказ Лорда Дансени «Чудесное окно» — автобиографический. Не бывает на свете окон, которые оживают, стоит только приделать оконную раму к старому посудному шкафчику. Невозможно, чтобы за одним окном обычной комнаты шумел обычный Лондон, а за другим, случайно купленным на улице, развевались белоснежные флаги с золотыми драконами над стенами и башнями великолепного средневекового города. И всё-таки рассказ этот не про молодого мистера Слэддена, а про самого сочинителя. Никто не знал и никогда не узнает, где и как английский аристократ, боевой офицер, спортсмен, путешественник, восемнадцатый в своём роду барон Дансени нашёл таинственную брешь, соединяющую разные миры. Но через это чудесное окно он ясно видел, как затосковала на болоте маленькая Дикая Тварь, мечтающая обрести душу («Родня эльфийского народа»); как стремятся к Морю никогда не видевшие его жители Глубинных земель, уверенные, что море — «это река, бегущая к Геркулесовым столбам» («Полтарниз, Глядящий на Океан»); как невозможно победить коварных Гиббелинов, которые«никакой другой пищи, кроме человечины, не признают» («Сокровища Гиббелинов»)…Лорд Дансени написал шесть десятков книг: стихи, рассказы, романы, эссе, пьесы, путевые заметки. Его излюбленной формой был рассказ, а лейтмотивом всего творчества — свободный, изящный, иногда пугающий полёт воображения. Приверженцы и знатоки считают этого писателя одним из родоначальников современной фэнтези, а поклонниками его таланта называют себя несравненный Х.Л.Борхес, Урсула Ле Гуин и Рэй Брэдбери. Умер в Дублине 25 октября 1957 года.

1878
Виктор Плата
бельгийский астроном. "Для того, чтобы понять, что ты неповторим - посмотри на звездное небо. Чтобы понять, что ты не одинок – смотри туда же."

 (562x699, 69Kb)
1880
Эрнест Блох (Ernest Bloch)
швейцарско-американский композитор; для его творчества характерно включение еврейских богослужебных мелодий в произведения, написанные в современных жанрах и современным музыкальным языком. Блох родился в Женеве. Учился у Э.Жак-Далькроза в Женеве и в течение нескольких лет совершенствовался в скрипичной игре в Брюсселе у Э.Изаи. Работал дирижером в Лозанне (1911–1915) и преподавал композицию в Женевской консерватории. В 1916 приехал в США как дирижер балетной труппы. Творчество Блоха глубоко связано с атмосферой традиционного еврейского дома. Это нашло отражение в целом ряде его наиболее удачных сочинений. Таковы Три еврейские поэмы для оркестра (Trois poèmes juifs, 1913); симфония № 2 Израиль (Israel, 1917); Шломо, еврейская рапсодия для виолончели с оркестром (Schelomo: a Hebrew rhapsody, 1915–1916); Баал Шем, три картины из жизни хасидов для скрипки с оркестром (Baal Schem, 1923); Псалмы (Psalms, 1912–1914); Еврейская сюита для скрипки и фортепиано (Suite hébraique, 1923); Глас вопиющего в пустыне, симфоническая поэма с солирующей виолончелью (Voice in the Wilderness, 1937); наконец, одно из наиболее известных сочинений Блоха – синагогальная служба Аводат Хакодеш для смешанного хора и оркестра (Avodath Hakodesh, 1934). Однако талант Блоха не позволил ему ограничиться еврейской тематикой. В 1903 он написал оперу Макбет по Шекспиру (либретто Э.Флега). Она прошла 15 раз в парижской «Опера комик» в 1910 и была возобновлена в Неаполе в 1938. Известность Блоха в Европе и США быстро росла благодаря его симфоническим произведениям. Так, композитор написал симфонию с хором Америка (America, 1917): посвященную памяти Авраама Линкольна и Уолта Уитмена. Страну, где он родился, Швейцарию, Блох почтил в симфонической поэме Гельвеция (Helvetia, 1929). Важными событиями в творческой жизни композитора стали и его ранние симфонические произведения, например, Жить и любить (Vivre et aimer, 1900) и Зима – весна (Hiver – printemps, 1905), а также более поздние – Симфоническая сюита (Suite symphonique, 1945), оркестровая сюита Поэмы моря (Poems of the Sea, 1923) и особенно два часто исполняемых concerti grossi (1925 и 1953), в которых черты доклассических инструментальных жанров сочетаются с современным языком композитора. Кроме того, можно упомянуть две скрипичные сонаты, Мистическую поэму (Poème mystique) для скрипки и фортепиано, фортепианный концерт, скрипичный концерт и несколько струнных квартетов. Вторая опера Блоха – Иезавель (Jezabel) осталась незавершенной. Умер в Портленде (штат Орегон) 15 июля 1959 года.

1881
Ольга Ивановна Преображенская
русская актриса, режиссер, сценарист, исполнительница роли в кинофильме "Железная пята". Родилась в Москве. В 1901-1905 годах училась в студии Московского Художественного театра, затем работала в провинциальных театрах. В 1913 году дебютировала в кино в фильме "Ключи счастья" в роли Мани Ельцовой. Одна из первых режиссерских работ - "Барышня-крестьянка" (1916 год). Над этим фильмом работала вместе со своим мужем, режиссером Владимиром Ростиславовичем Гардиным.

1882
Владимир Павлович Ренгартен
российский геолог и палеонтолог, член-корреспондент Академии Наук СССР (1946). Окончил Горный институт в Санкт-Петербурге (1908). Работал (с 1908) в Геологическом комитете (ныне Всесоюзный научно-исследовательский геологический институт), а также в Институте геологических наук Академии Наук СССР (с 1941). Директор геологического музея имени Ф.Н.Чернышева (1947-1949). Основные труды — по региональной геологии, главным образом тектонике, стратиграфии, палеонтологии Кавказа. Провел тектоническое районирование Кавказа, сравнив его с Памиром. Разработал стратиграфии, схемы меловых отложений Кавказа, заложив основу современным представлениям по стратиграфии мела Юга СССР (Крым, Кавказ, Копетдаг и др.). В палеонтологических исследованиях его особое внимание было уделено вопросам систематики, филогенеза и палеобиогеографии меловых и отчасти палеогеновых фаун. Сталинская премия СССР (1948).

1886
Дзюнъитиро Танидзаки
японский писатель. Один из видных представителей литературной группировки "тамби-ха" ("эстеты"). Его эстетизм и склонность к извращённой эротике проявляются в рассказах и повестях "Татуировка" (1910), "Ноги Фумико" (1919), "Любовь глупца" (1925, русский перевод 1929). Его перу принадлежат роман "Червяк, гложущий полынь" (1928), повесть "Весенняя лютня" (1933), роман "Мелкий снег" (1943-48).

1888
Геррит Томас Ритвельд
голландский дизайнер. Содействовал разработке канонов современного проектирования. В 1906-1911 гг. – художник в частной ювелирной фирме. В 1911 г. открыл свою столярную мастерскую. На протяжении всех этих лет посещал вечерние архитектурные классы в Утрехте и, став свободным художником, в 1919 г. вошел в группу «Стиль» (1917). Фотография его первой публичной работы – красно-голубой стул (1918) – была опубликована, на страницах этого журнала. Поворотным этапом в его карьере от дизайна к архитектуре стало проектирование освещения ювелирного магазина «G.Z.C.Jewelry» в Амстердаме (1920-1922), после чего он спроектировал множество магазинов. Также ему принадлежит создание дома Шредера в Утрехте (1924). В 1929 г. начал разработку основной концепции своей жизни – «стержневую» систему жилища, основанную на изготовлении заводским способом ядра, которое включает в себя отопление, вентиляцию, канализацию и электропроводку. Жилое пространство примыкает к этому ядру. Известность приобрел как мастер-концептуалист. В довоенные годы проектировал много дешевых домов, в том числе для выставки в Вене (1830-1832). Кроме того, в годы Великой депрессии проектировал линию дешевой сборной мебели, основанной на модуле из деревянного ящика. В эти годы интерес к архитектуре резко упал, но в 1950 г. он получает множество как частных, так и государственных заказов. В последние годы жизни был избран членом Общества нидерландских архитекторов и доктором Высшей технической школы в Дельфте и награжден орденом Оранж-Нассау и Королевским орденом Бельгии.

1889
Илья Иванович Садофьев
российский поэт. Выступил со стихами в 1912 г. Первый поэтический сборник "Динамо-стихи" (1918) за короткое время выдержал 6 изданий. Автор сборников стихов "Простей простого" (1925), "Звонкая кровь. Книга восьмистиший" (1927), "Стихотворения" (1934) и др. Переводил с украинского, белорусского и литовского языков.

1890
Евгений Павлович Студенцов
российский актер, заслуженный артист РСФСР (1940). Занимаясь в Санкт-Петербургском университете, принимал участие в спектаклях Школы драматического искусства (ученик Ю.М.Юрьева и Н.Н.Арбатова). Сценическую деятельность начал в 1908-1911 гг. в труппе Театра Литературно-художественного общества в Санкт-Петербурге. В 1911-1929 и в 1937-1941 гг. в Ленинградском театре драмы имени Пушкина (бывшем Александрийском), в 1930-1934 гг. в Малом театре. В 1934-1937 гг. работал в провинции. Роли: Звездич («Маскарад» М.Ю.Лермонтова), Креон («Царь Эдип» Софокла), Карл III («Святая Иоанна» Б.Шоу), Молчалин («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Инженер («Виринея» Л.Н.Сейфуллиной), Бобоедов («Враги» М.Горького), Брызгалов («На берегу Невы» К.А.Тренева). Занимался режиссурой. Поставил в осажденном Ленинграде оперу «Евгений Онегин» П.И.Чайковского (1942) и «Анну Каренину» по Л.Н.Толстому (1943, играл роль Вронского). Занимался педагогической работой на Санкт-Петербургских частных курсах Н.Н.Арбатова и в Школе русской драмы (1918-1923). Снимался в кино.

1891
Мария Александровна Дурасова
русская театральная актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1928). Родилась в Москве. В 1912 окончила курсы драмы А.Адашева, в том же году вступила в МХТ. Играла одну из Неродившихся душ, затем Митиль и Тильтиля в Синей птице М.Метерлинка, Мэри в Пире во время чумы (1915). Дурасова вошла в 1-ю Студию МХТ в момент ее создания, создала свои лучшие роли, прежде всего образ Малютки Мэри в Сверчке на печи по Ч.Диккенсу (постановка Б.Сушкевича под руководством Л.Сулержицкого). Среди других ролей, сыгранных Дурасовой в 1-й студии (с 1924 в МХАТе 2-м, в который переформировалась студия), – Виола в Двенадцатой ночи (1917), Корделия в Короле Лире (1923), Бьянка в Укрощении строптивой (1923) и Офелия в Гамлете У.Шекспира (1924), Алина в Балладине Ю.Словацкого (1920), Маша в 1825 год Н.Венкстерн (1925), Джозиана в Человеке, который смеется по В.Гюго (1929), Кораллина в Бабах по К.Гольдони, Юля в Чудаке А.Афиногенова (1929), Наташа в Униженных и оскорбленных по Ф.Достоевскому (1932). После ликвидации в 1936 театра МХАТ 2-й Дурасова вошла в труппу МХАТа СССР имени М.Горького, где работала до 1955. Первая исполнительница ролей графини Лидии Ивановны в Анне Карениной по Л.Толстому (1937), Жанны в Достигаеве и других М.Горького (1938), играла леди Снируэлл в Школе злословия Р.Б.Шеридана (1940), графиню Чарскую в Воскресении по Л.Толстому (1930). На страницах журнала «Театр» ее коллега по театру МХАТ 2-й С.Гиацинтова сетовала, что некогда знаменитая Мэри Пирибингль из Сверчка на печи мало играет. Снималась в фильмах Екатерина Ивановна (Лиза, режиссёр А.Уральский, 1915), Сверчок на печи (Мэри, режиссёр А.Уральский, Б.Сушкевич, 1915), Школа злословия (Леди Снируэлл, режиссёр А.Роом, 1952), Анна Каренина (графиня Лидия Ивановна, режиссёр Т.Лукашевич, 1953), А если это любовь? (директор школы, режиссёр Ю.Райзман, 1962). Умерла Дурасова в Москве 17 октября 1974 года.

1892
Марсель Громер
французский художник

1892
Григорий Иосифович Роскин
российский цитолог и гистолог, один из основоположников функциональной цитохимии. Основные труды по сравнительной цитологии гладких мышц, изучению строения и метаболизма нервных и опухолевых клеток. Совместно с женой Н.Г.Клюевой создал противоопухолевый препарат «КР» (круцин), положив начало новому направлению в онкологии — биотерапии злокачественных опухолей.

1894
Альберто Энрикес Гальо
эквадорский государственный и политический деятель, президент Эквадора (1937-1938).

1894
Вальтер Шультхесс
швейцарский дирижер и композитор. Руководитель организованным им в 1928 г. Концертного общества в Цюрихе. Автор вокально-инструментальных, оркестровых и камерных произведений, фортепьянных пьес.

1894
Борис Афанасьевич Эдер
российский артист цирка, народный артист СССР (1939). На манеже с 1908 г. Работал в разных жанрах – гимнаст, акробат, эквилибрист, создатель и участник воздушно-гимнастического аттракциона «Полет на аэроплане вокруг Эйфелевой башни». С 1932 г. получил известность как дрессировщик. Работал с большим количеством животных (львы, белые и бурые медведи, тигры, слоны, страусы). Сторонник гуманного метода дрессировки. Принимал участие как консультант в создании фильмов: «Опасные тропы», «Укротительница тигров», «Дон Кихот» и др. Умер в 1970 году.

1895
Роберт Грейвс
английский писатель, переводчик ("Я, Клавдий", "Божественный Клавдий").

1895
Кирилл Георгиев Лазаров
болгарский экономист, государственный и общественный деятель, член-корреспондент Болгарской Академии Наук (1958). В период первой мировой войны (1914-1918) — один из организаторов солдатских комитетов, в 1920-1922 гг. — на партийной работе в Софии, участник Сентябрьского антифашистского восстания 1923 г. В 1924-1945 гг. находился в СССР, занимался научной и партийной работой. В 1947-1948 гг. — главный директор ЦСУ Болгарии, министр финансов (1949-1962).

1896
Герман Казак
немецкий писатель. По образованию филолог. К ранним произведениям относятся драма "Трагическая миссия" (1917), сборник стихов "Человек", (1918). Его перу принадлежат поэтические сборники "Вечное сущее" (1943), "Водяной знак" (1964). Создал романы "Город за рекой" (1947), "Большая сеть" (1952), по манере близкие Ф.Кафке, повести "Ткацкий станок" (1949) и "Фальшивки" (1953). Автор сборника эссе "Мозаика" (1956). Литературная премия имени Фонтане (1949 г.).

1897
Анатолий Борисович Мариенгоф
российский писатель. Примыкал к литературной группе имажинистов. В поэзии (сборники «Витрина сердца», 1918, «Стихами чванствую», 1921, «Разочарование», 1922, «Стихи и поэмы 1922-1926»), отмеченной экспериментированием, — темы города, эротические мотивы. В автобиографическом «Романе без вранья» (1927) описал артистическую богемную жизнь, которую вел со своим другом поэтом С. А. Есениным. Романы «Циники» (1928), «Бритый человек» (1929), пьесы.

1898
Юлия Павловна Лебединская
педагог, пианистка.

 (700x554, 254Kb)
1898
Амелия Эрхарт (Amelia Earhart)
американская летчица, впервые в одиночку совершившая перелет через Атлантический океан. Окончила среднюю школу в 1916 г. в Чикаго. Во время Первой мировой войны работала военной медсестрой, а после войны — в патронаже дома Денисон в Бостоне. Училась летать в 1920-21 г., а в 1922 г. купила свой первый самолет «Киннер». 17-18 июня 1928 г. стала первой женщиной, участвовавшей в качестве пассажирки в перелете через Атлантику за 20 часов 40 минут. В 1931 г. вышла замуж за издателя Джорджа Палмера Путнама, но продолжила карьеру под девичьей фамилией. Муж финансировал ее полеты и создавал им рекламу. 20-21 мая 1932 г. в одиночку совершила перелет на самолете «Локхид Вега» через Атлантику за рекордно короткое время 14 часов 56 минут от Ньюфаундленда до Ирландии. Вскоре она написала книгу об этом перелете. В январе 1935 г. также в одиночку совершила перелет от Гавайских островов до Калифорнии — более протяженный, чем от США до Европы. В 1937 г. она вместе со штурманом Фредом Нунаном на самолете «Локхид Электра» попыталась совершить кругосветный перелет. Однако их самолет, пройдя две трети пути, бесследно исчез в Тихом океане 2 июля 1937 года.

 (516x699, 89Kb)
1899
Михаил Иванович Денисенко
командир 36-й гвардейской стрелковой дивизии 57-й армии Степного фронта, гвардии генерал-майор. Родился 24 в селе Козельное ныне Недригайловского района Сумской области Украины в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б) с 1920 года. Окончил неполную среднюю школу. Подростком начал трудовую жизнь. В 1915 году работал на строительстве железной дороги. В Красной Армии с 1919 года. Участник Гражданской войны. В 1925 году окончил Полтавскую пехотную школу, в 1927 году - военно-политические курсы, в 1928 году - пехотные курсы. В начале войны был командиром части на Дальнем Востоке. Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 года. Сражался на Юго-Западном, Степном и 3-м Украинском фронтах. Командир 36-й гвардейской стрелковой дивизии (57-я армия, Степной фронт) гвардии генерал-майор Михаил Денисенко умело спланировал и организовал действия дивизии при форсировании Днепра. В ночь на 26 сентября 1943 года дивизия первой форсировала реку и овладела плацдармом в районе села Сошиновка (Верхнеднепровский район Днепропетровской области), а днём отбила 8 контратак врага, нанеся ему большой урон в живой силе и технике.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии генерал-майору Михаилу Ивановичу Денисенко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1437). После войны отважный комдив продолжал службу в Советской Армии. Командовал воздушно-десантной дивизией. Скончался 7 апреля 1949 года в городе Витебске (ныне – областной центр Белоруссии). Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, медалями. В городе-герое Волгограде именем Героя названа улица, на одном из домов установлена мемориальная доска.

1899
Дэн Джордж
американский актер вождь.

1899
Петр Иннокентьевич Костромин
педагог, путешественник, краевед. Родился на хуторе Верхне-Благовещенском Амурской области. После окончания 2-х классного казачьего училища поступил в Благовещенскую учительскую семинарию, работал в начальных школах Амурской области, Приморского края и Владивостока. В 1919-1921 гг. учился во Владивостокском учительском институте, затем – на культурно-историческом отделении факультета гуманитарных наук Государственного Дальневосточного педагогического института имени К.Д.Ушинского. В 1921-1922 гг. принимал активное участие в партизанском движении в Приморье, был военкомом, командиром полуроты 4-го Берегового партизанского отряда. В 1922-1923 гг. заведовал Владимиро-Александровской начальной школой; в 1923-1924 гг. возглавлял детскую трудовую колонию на станции Океанская; в 1924-1925 гг. работал в Шкотовской школе крестьянской молодежи; в 1925-1927 гг. – на партийной работе в Шкотово и Никольск-Уссурийском. В 1931 г. окончил внешнеторговое отделение экономического факультета Хабаровского института народного хозяйства. С 1931 по 1940 гг. был на административно-хозяйственной работе в Приморье, на Чукотке и Камчатке. С 1941 по 1956 гг. преподавал английский язык в средних школах г. Владивостока, в Дальмортехникуме. С 1957 г. – старший преподаватель кафедры иностранных языков ДВГУ. П.И.Костромин был страстным краеведом. Он прослушал курс лекций В.К.Арсеньева, в 1927 г. принял участие в экспедиции “Союззолота” в бассейн реки Анадырь, в 1929 г. участвовал в экспедиции Академии Наук СССР под руководством Семенова-Тяньшаньского (младшего). В 1930-е гг. проделпл путь на собаках по маршрутам: Анадырь – Марково – Островное – Чаун – Анадырь; Усть-Камчатск – Ключи – Козыревск; сплавлялся по рекам Охотского округа. В путешествиях по Приморскому краю несколько раз пересекал Сихотэ-Алинь в различных направлениях. В 1950-1960-е гг. прошел с учащимися и студентами ДВГУ тысячи километров по дорогам и рекам Дальнего Востока. С 1949 г. – действительный член Географического общества СССР, бессменный руководитель секции краеведения и туризма Приморского филиала Географического общества СССР. Опытный краевед и путешественник, знаток таежных походов по Приморью и Дальнему Востоку, составитель десятков маршрутов, П.И.Костромин вел для себя путевые заметки, наносил на карты ориентиры. Крутые подъемы и спуски, непроходимая чаща, болота, водопады, поляны – все фиксировалось им на бумаге. В результате родилась замечательная книга “По таежному Приморью” с приложением разработанных и апробированных 58 пеших, 4 водных и 4 велосипедных маршрутов, которая вышла в 1958 г. Она явилась ценным путеводителем как для организованного туризма, так и для каждого любителя –-одиночки. П.И.Костромин награжден орденом Красной Звезды, многими медалями, почетными дипломами и грамотами. Умер 24 октября 1979 года. Его именем назван каньон в верховьях реки Кабаньей.

1899
Милица Эдвиновна Матье
российский историк-египтолог, искусствовед, филолог. Доктор исторических наук (1945), заслуженный деятель искусств РСФСР (1964). В 1922 г. окончила Петроградский университет, где училась у Б.Л.Тураева, В.В.Струве, Н.Д.Флиттнер. Профессор Ленинградского университета (с 1947). С 1920 г. работала в Эрмитаже. Основные труды Матье разносторонне и глубоко освещают культуру Древнего Египта. В работах о древне-египетском искусстве Матье решала вопросы его периодизации, формирования художественных школ (в том числе фиванской), авторства.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку