-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в anna-aneta

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 76) ЧАТЛАНДИЯ For_the_diary Цветы_нашей_жизни Лучшее_для_вас Превед_Медвед Картинки_Италинки Любовь_с_буквы_Л Клуб_любящих_сердец Зелёная_Лампа Буриме _Таверна_Вне_миров_ фенька Народные_советы Осознанные_сновидения Остатся_в_живых1 ПЕСНИ_из_КИНОФИЛЬМОВ rhe_best_fake Лучшие_сериалы_мира Мамины_радости Твои_желания Expression_mode Позитивные_мелочи Доктор_Хауз Ответ_на_вопрос Мой_любимый_КРОЛИК Моя_косметика Live_Memory Крошкин_Дом гОрОд_ДеТсТвА Автофекалия_Цоя ПРИГОТОВИМ_И_СЪЕДИМ -Наши_картинки- Я-Женщина Гадания УлЫбНиСь крылатые_существа Советское_кино Ежиная_галерея Реклама_сообществ ЛучШие_КартиНки Книжный_БУМ Другие_мы Великий_Поэт ЛиРу_улыбается Картинки_для_днева Фентифлюшка Картинки_дневу ЭТО_ВСЁ_ЛЮБОВЬ Умные_женщины Из_потока_новостей МульТ_Таки Любовь_стихи_и_розы Эмоции_в_картинках Тут_живут_КартИнки Уголок_Святой_Земли _Modern_History_ anonimki cook EESTI_PROSVET Efedra Fairy_Tale_World Geo_club in_bed_with_MDNA jewish_club Julsey Living_stories No_Drink PHOTO_KONKURS_LI_RU Picture_Gallery Sell_and_buy Это_Смешно Street__Fashion Наша_манга Вкусно_Быстро_Недорого Готовим_малышам Israel
Читатель сообществ (Всего в списке: 28) axeeffect_ru design_club МалЬЧегИ_ХоТяТ_СЕКСА ПОДМОСТКИ Поэтические_игры Любовь-это С_любовью_от_КисАньки Мировой_инет Ссылочки_малятам Стоящее_кино Pinacoteca открытки Умелые_ручки Украшения_дневника Красота_Пустоты Rihanna_Journal ATIKVA Радужные_мечты Cine-Cinema Find_the_design MY_HIT Kiev knizhnaia_lavka novate RIHANNA_NAVY Wandelhalle WiseAdvice kayros

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.04.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 4163


Без заголовка

Четверг, 31 Августа 2006 г. 22:20 + в цитатник

Место катастрофы: Цемесская бухта, в 7 милях от порта Новороссийск, в 2,2 милях от ближайшего берега (мыс Дооб)
Время крушения: 23:12-23:20 31.08.1986 г.
Столкнувшиеся суда:
п/х "Адмирал Нахимов", 1925 г. постройки (Германия)
Флаг - СССР
Порт приписки - Одесса
Судовладелец - Черноморское морское пароходство, СССР
Фрахтователь - Украинский республиканский совет по туризму, СССР
Длина 174 м
Ширина 21м
Осадка 9 м
Количество членов экипажа по судовой роли: 346 чел. + 4 члена семьи
Количество пассажиров по списку: 884 чел.

т/х "Петр Васев", 1981 г. постройки (Япония)
Флаг - СССР
Порт приписки - Одесса
Cудовладелец - Черноморское морское пароходство, CCCP
Длина 183 м
Ширина 26 м
Осадка в грузу 10 м Официальное количество погибших:
79 чел. снято с поверхности воды;
279 чел. найдено в корпусе затонувшего судна и поднятых с грунта;
~64 чел. остаются внутри парохода до сих пор.

Спасательная операция:
Руководители: Г.Л. Попов - капитан порта Новороссийск
А.Н. Каминский - зам. капитана порта Новороссийск
Спасательная операция и поисковые работы осуществлялись: судами Новороссийского портофлота, ВМБ "Новороссийск", п/п Геленджика, п. Керчь, п. Иличевск, п.Одесса, а также судами на рейде и экипажем т/х "Петр Васев".


Историческая справка
Первоначальное название судна - BERLIN (III) (порт приписки - Бремен. Судовладелец - Norddeutscher Lloyd). Дата постройки - 17 сентября 1925 года. Строитель - фирма "Bremer Vulkan" (Лоббендорф)
Первый рейс с пассажирами осуществил 26 сентября 1925 года по маршруту Бремерхафен - Нью Йорк.
s.s. "Berlin" принимал участие в спасении людей во время кораблекрушения п/х "Вестрис" в Атлантическом океане в ноябре 1928 года.
С сентября 1939 года - в составе военно-морских сил Германии в качестве госпитального судна.
31 января 1945 года в результате подрыва на мине затонул на глубине 13 метров в устье реки Свине. Передан Советскому Союзу в 1946 году в счет военных репараций и переименован в "Адмирал Нахимов". После ремонта в ГДР с 1949 по 1957 гг. передан на баланс Черноморскому морскому пароходству (г. Одесса). С 1957 года п/х "Адмирал Нахимов" совершал круизы с советскими туристам вдоль берегов Черного моря под командовнием капитана Н.А. Соболева. Участвовал в перевозке военных на Кубу в период Карибского кризиса 1962 года. Совершал рейсы с кубинскими военными в Эфиопию в 1978 году, с паломникаи из Алжира в Гавану в июле 1978 г. В 1977 году экипаж парохода "Адмирал Нахимов" во главе со своим бессменным капитаном отметил 20-летие безаварийного плавания. Однако, на самом деле судно не отвечало требовниям Конвенции СОЛАС-1974 по безопасности мореплавания, поэтому дальнейшая его эксплуатация ограничилась круизами по Крымско-Кавказской линии между портами Одесса-Ялта-Новороссийск-Сочи-Сухуми-Батуми. Регистровые документы судна на годность к плаванию продлялись из года в год. Так было и летом 1986 года, когда руководство Черноморского пароходства как всегда его выпустило в рейс с более 1000 человек на борту.
Это был действительно последний рейс "Адмирала Нахимова" - после его завершения, 05 сентября 1986 года, судно должно было отправиться на слом. Однако, отправившись 29 августа 1986 г. из Одесского порта, пароходу уже никогда не суждено было вернуться обратно...

Благодарности
На сайте использованы материалы из газетных и журнальных публикаций, начиная с 1986 г.

Выражаю благодарность за представленные материалы и за помощь в создании сайта:
Г. Андриевской - бывшему директору благотворительного фонда "Нахимовец"
Н. Рождественской - директору благотворительного фонда "Нахимовец"
О. Барковской
Д. Волкову
Е. Рожанскому
А. Алешину
А. Широкову
В. Гвоздеву
З. Марчук
Т. Жорняк
Р. Хальфину
А. Таламанову
Использованы материалы документальных фильмов "Русский Титаник" (автор О. Барковская, 2001), "Гибель "Адмирала Нахимова" (автор А.Габнис, 2001), "Сны "Адмирала Нахимова" (производство АННПО "Подводные Экспедиции", 2005 г.), фотоматериалы из документального фильма "Курсом поиска" (автор Е. Рожанский, 1997), материалы подводных съемок Д.Волкова (2001).
Идея интерактивных схем палуб парохода в разделе П/х "Адмирал Нахимов" заимствована на сайте К.П.П. "Титаник", автор Алексей Широков.
Рассказы людей в разделе Свидетельства очевидцев из книг Н.Черкашина "Последний рейс "Нахимова" (М., 1988), Н. Коптюха "Немецкий "Берлин" - советский "Адмирал Нахимов" (Ставрополь, 2005)

Отдельная благодарность за материалы Давиду Тойвовичу Чапкису и его книге "Гибель "Адмирала Нахимова" (Ростов-на-Дону, 1995).

В настоящее время подготовлены ко второму изданию два варианта книги "Гибель "Адмирала Нахимова" на русском и английском языках:
- в полном объеме - 600 страниц
- в сокращенном варианте - 300 страниц.
Также полностью готов макет книги на английском языке объемом 400 страниц.


Автор книги будет благодарен за любую оказанную спонсорскую помощь в издании книг. За дополнительной информацией обращайтесь к автору по адресу:
199178, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, 15 линия, 48, кв. 21.
тел. +7 812 323-12-14

© Copyright

© Андрей Леонов - автор сайта, оформление, 1997-2006 При цитировании материалов, использовании фотографий - ссылка на сайт обязательна!

_________________________________

Белый катафалк

Белый катафалк ...Не желая утратить ощущений того своего состояния, того восприятия обстановки, мыслей и чувств, той боли, предлагаю дневниковые записи сентябрьских дней 1986 года без изменений. Так писалось в те тревожные ночи.

...Первые дни сентября. Спешу "Кометой" в Новороссийск, чтобы предложить свои услуги работы водолазом на трагически погибшем пароходе "Адмирал Нахимов".

Смотрю в справочнике: водоизмещение "Адмирала Нахимова" 23360 т, длина 174 м, а ширина корпуса 21 м. На палубе "И" (палубе "А" - Андрей Леонов)расположены каюты "Люкс" и 1-го класса, два плавательных бассейна. На палубе "В" размещаются каюты 1-го и 2-го класса, бар. А в носовой (правильно - в кормовой - А.Л.) части - кинозал на 111 мест. Каюты 2-го класса расположены и в кормовой части палуб "С", "Д", "Е". Верхнюю (шлюпочную) палубу занимают веранды для пассажиров 1-го и 2-го классов, танцевальные площадки (танцевальная площадка была в кормовой части палубы "А" - А.Л.). Ниже, на прогулочной палубе размещены музыкальный и дамский салоны. В судовом ресторане, находящемся на палубе "С", просторно и уютно. На этой же палубе разместилась комфортабельная библиотека-салон (библиотека находилась на прогулочной палубе - А.Л.). На палубе "В" и "С" расположились детская столовая, спальни и специально оборудованная площадка... Всё это было. Теперь этого нет. Есть погибшее судно, лежащее на 47-метровой глубине. Мрачное и печальное зрелище.

...Чистое, нежное, безоблачное утро, море спокойно. На поиск погибших уходят водолазы с восьми специально оборудованных судов. А ещё с двух теплоходов-носителей ушли под воду небольшие подводные лодки на свободный поиск. Они осматривают грунт вокруг белого парохода, громадой лежащего на растерзанном правом борту.

Мы с "Гидробиолога" погрузили на глубину наблюдательную камеру с двумя операторами и тоже работаем в режиме свободного поиска, осматриваем сектор за сектором и, если обнаруживаем погибшего, то под воду уходит водолаз. Все перемещения наблюдательной камеры фиксируем в специальном журнале. Результаты поиска наносятся на карту-схему. Работа напряжённая, тяжёлая, остановка суровая.

На борту "Гидробиолога" собрались настоящие подводники, знающие и работящие. Все тяжело переживают трагедию. Сегодня в разгар солнечного дня недалеко от погибшего судна (в шестидесяти метрах) обнаружили ребёнка лет семи. Светленький, в байковой пижаме...

...17 сентября 1986 года. К концу дня поднято уже 354 погибших.

На рассвете море спокойное. Ближе к Дообскому маяку медленно открывается из-под утренней дымки панорама поисково-спасательных работ. В районе гибели парохода установлены рейдовые бочки, за них ошвартованы десять судов, оснащённых специальными комплексами для обеспечения спуска водолазов. Есть суда большого водоизмещения. Есть суда поменьше - водолазные морские боты (ВМ). Среди них и наш "Гидробиолог".

"Эльбрус", специальное судно-носитель нескольких малых подводных лодок - серой махиной стоит чуть поодаль от места наших погружений.

Здесь же на якоре стоит теплоход "Юность", который используется в качестве гостиницы для отдыха водолазных рабочих вахт. Постоянно работают буксиры. При помощи специальных нефтесборников собирают нефтепродукты, всплывающие с погибшего парохода. Над районами поисковых работ в дневное время барражируют вертолёты. ...В отсеках погибшего судна сильная заиленность, видимость отсутствует. Светильники эффективны только в отсеках левого борта. В отсеках правого борта облако илистой мути не пробивает даже самый мощный световой поток - просто образуется густое молочное облако.

Прямой контакт с погибшим человеком у живого вызывает нервный шок. Тогда на поверхности из громкоговорящих телефонных аппаратов мы слышим крик водолаза.... Снова и снова - крик из глубины тревожит наш сияющий надводный мир.

В таком деле в человеке высвечивается то неведомое, о котором он и не подозревал. Беда раскрывает подлость и доброту, силу и слабость.

...По коридорам к дальним каютам продвигается водолаз. Коридор опрокинутого судна в таком положении стал лазом. Мрак и холод. Деревянная и пластиковая обшивка во многих местах отслоилась.

На пути завалы из дерева, пластика и мебели. Водолаз их разбирает и упорно движется к очередной каюте. Что-то мягкое окутало и обвило. Спокойно! Это ковровая дорожка. Осторожно освобождается от ловушки и продвигается дальше. Вот каюта, которую ещё не осматривали. Дверь закрыта. В ход пущена монтировка - дверь открывается... При движении водолаза в холодном мраке ожила мебель, матрацы. Простыни и одеяла заколыхались, зашевелилась по всей каюте пустая одежда.

Водолаз на мгновение остановился, а потом решительно вошёл в каюту и принялся тщательно её осматривать, вернее -ощупывать.

Неожиданно перед стеклом шлема зашевелилась бледная тонкая кисть руки, а водолаз в это же мгновение наткнулся на полуобнажённое человеческое тело! Он настраивал себя на неожиданность, но когда нашёл - стало жутко, похолодело в груди, дыхание участилось, холод сменился жарой! В этой мёртвой тишине он слышал удары собственного сердца.

Телефон почему-то молчал. Водолаз постарался успокоиться, восстановить ритм дыхания, понимал, что, если собьёт его, то может случиться непоправимое. Он спешил, истекало время нахождения на глубине. Обхватив тело погибшей, развернулся в обратный путь.

Передвигаться стало трудней, всё-таки тело погибшей усложняло передвижение. Он старался защитить её лицо от выступающих предметов, по-человечески выполняя свой долг, а тут ещё шланг-кабель страхующий водолаз почему-то не выбрал, видимо, где-то зацеп. Так и есть, только не зацеп, а завал! С противоположной стороны завала виднелся тусклый свет подводного светильника. Стало легче на сердце - завал разбирает товарищ. Вовремя пришёл на помощь. Отодвигая ящик, водолаз вдруг почувствовал, что какая-то тяжесть обрушилась на спину, на дыхательный аппарат. Она давила, прижимая к переборке, распластав тело. Он напрягся, от усилий обожгло виски и затылок, боль влилась в мышцы. Тут водолаз сделал вдох и почувствовал жгучую горечь во рту и специфический привкус. В горле запершило, подпалило газовой смесью лёгкие. Изнутри рвался и душил кашель, приходилось сдерживать его огромными усилиями. Надо перебороть себя, сдержать. Кашель вырвется из горла - тогда баста, тогда конец, а он хочет жить ...

А где же девушка? В борьбе за жизнь он выпустил тело погибшей.

Теперь водолаз лежал без движений, сохраняя силы, восстанавливал дыхание, переключив дыхательный аппарат на открытую схему дыхания. В то время, когда его придавило, видимо, чёртова железяка пробила кожух аппарата и регенеративный патрон. Туда стала поступать вода, которая вступила в реакцию с химическим веществом. То, чего он остерегался, произошло.

Кашель одолел, но побаливало в груди - это пройдёт. Сейчас он восстановит дыхание. В водолазе росла решимость. Он верил, что вырвется из бездны, да и друзья в беде не оставят. Он стал обыскивать вокруг себя. Где же тело погибшей? Теперь поиск не страшил его. Он должен найти её...

Искал упорно, с каким-то смутным страданием, представив себе измученный непоправимым горем образ своей матери.

...И он вторично нашёл погибшую, вынес к свету. Он ещё там, в каюте понял, что нашёл тело женщины, а теперь в лучах фонаря увидел красивое белое лицо, светло-русые распущенные волосы.

Товарищ напрасно пытался забрать у него тело погибшей, чтобы облегчить ему выход на поверхность...

...В один из дней, работая на глубине, я вёл поиск погибших из наблюдательной камеры. Когда удалялись от затонувшего парохода, то видели чёткие следы трала на илистом песке. Мой напарник заметил:

- У кого возникло такое дикое решение - тралить погибших людей рыболовецкими тралами?.. Мало того, что это бесчеловечно, но и безграмотно. Смотри, какая крупная рябь из донных наносов и углубления на грунте. Погибшего человека течение сносит в донные углубления, а трал срезает только гребни, и мало вероятно, чтобы он затралил тело погибшего, лежащего в углублении, а если и затралит, то так изуродует, что никто не узнает. А какое облако чёрной взвеси поднято тралом? Оно висит непроницаемым покровом вокруг парохода...

И чем глубже я вникал в организацию спасательных работ, тем сильнее испытывал огорчение из-за неудовлетворительного технического водолазного обеспечения и многих ошибочных решений. Не количеством привлечённых служб и разнообразных судов должны определять качество работы в таких сложных ситуациях... Много можно сказать о неудовлетворительной организации поисково-спасательных работ, да нет желания, на душе тяжело. Как подумаю об этой страшной беде, воздуха не хватает.

...Тёплая и спокойная летняя ночь. Белый лайнер, оглушённый музыкой, уверенно движется в сияющих огнях, но... через мгновение превратится в призрак, уйдёт в другие измерения...

И вот уже - изуродованный железный гигант, большой и тёмный, неестественно валится на правый борт, и падают в воду люди, всплески, удары срывающегося и летящего за борт палубного оборудования. Многие не успели отплыть в безопасную зону и были убиты падающими с палуб предметами. Некоторые несчастные, уцепившись за надстройки тонущего судна, боялись от них оторваться - так и ушли... Одни сразу утонули, другие оставались на плаву и мёртвые плавали в жилетах. Иные, казалось, благополучно спаслись на плотиках, но их накрыли мачты, кого-то рангоут и такелаж зацепил за одежду, утащил в холодную глубину.

Смерть везде - на море и под водой, хаос плавающих предметов, огромное жирное нефтяное пятно, с липкой краской, шипящий и булькающий воздух, вырывающийся из отсеков гибнущего колоссального парохода. И среди этого - живые люди, много живых людей, молодых и пожилых, сильных и слабых, женщины, мужчины, дети. Люди в ночном море среди небольших, но крутых волн... Кто-то помогал и поддерживал других, отдавая слабым свои жилеты, уступая место на плотиках, а кто-то смалодушничал. Были рядом трусость и смелость, подлость и благородство. Люди боролись за жизнь каждый по-своему, большинство оставалось людьми, и все с надеждой ждали помощи

В трагическую ночь и ранним утром было спасено 836 человек, из них членов экипажа 277, пассажиров - 559, среди них 5 детей. Из общего числа спасённых госпитализировано с травмами, простудными заболеваниями и сильными нервными потрясениями 29 человек...

Погибло по предварительным данным 398 человек.

Впоследствии выяснились грубейшие нарушения внутренних правил эксплуатации пассажирских судов в морских условиях. Не все члены экипажа были внесены в судовую роль, некоторые из команды ушли в рейс с родственниками, которые тоже не были зарегистрированы. Подобные грубейшие нарушения были и в регистрации туристов, некоторые из них путешествовали по чужим путёвкам, под чужой фамилией.

На самом деле на пароходе находилось 1259 человек туристов, членов команды и их родственников. Погибло 423 человека, поднято погибших 358, не поднято погибших 65 человек...

Страшные цифры трагедии.

На поисковых работах, выполняя свой профессиональный и человеческий долг, погибли два замечательных человека - водолазы мичманы Юрий Владимирович Полищук и Сергей Александрович Шардаков.

Ю.В. Полищук погиб 10 сентября. Его подняли наверх без признаков жизни, более 5 часов врачи пытались вернуть ему жизнь, но спасти Юрия не смогли. С. А. Шардаков погиб 19 сентября. За его жизнь водолазы и врачи вели длительную борьбу, но смерть отняла и этого замечательного человека.

По моему, в гибели молодых ребят-водолазов виноваты прежде всего организаторы спасательных работ...

...Решением Государственной комиссии прекращены спасательные работы на затонувшем пароходе "Адмирал Нахимов". Фактически - без завершения... Что дальше?

Будут ли поднимать судно? Думаю что нет. Судоподъёмные работы с такой глубины не выгодны, да и судно старое. Затраты на разделку металлолома тоже себя не оправдают. Но главная всё-таки не экономическая, а нравственная сторона... Не всех погибших подняли из лабиринтов судна. "Адмирал Нахимов" превратился в огромное братское захоронение. А могилы нельзя тревожить, им нужно поклоняться.

В. Карпичев, участник событий, сентябрь 1986 года.

Опубликовано в журнале ОКТОПУС #05(05)1999.

P.S.: Больше информации о кораблекрушении парохода "Адмирал Нахимов" можно найти здесь.



Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку