-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 107937
Комментариев: 6801
Написано: 116407


29 апреля родились...

Вторник, 29 Апреля 2014 г. 05:58 + в цитатник
 (554x699, 129Kb)
1893
Гарольд Клейтон Юри (Harold Clayton Urey, произносится как Харэлд Клэйтон Юри)
американский физик и физикохимик. Пионер в области исследования изотопов, за открытие одного из которых — дейтерия — был награждён Нобелевской премией по химии в 1934 г. Позже перешёл к изучению эволюции планет. Юри родился в городе Уолкертон, штат Индиана в семье Реверенда Сэмюэла Клейтона Юри и Коры Ребекки Ринзель. После непродолжительного обучения в сельских школах, Юри получил степень в области зоологии в Университете Монтаны и докторскую степень в области химии, в то же время изучая термодинамику под руководством Г.Льюиса в Калифорнийском Университете Беркли. В Беркли Юри испытывал влияние работ Р.Бёрга, а вскоре присоединился в Н. Бору в Копенгагене для работ в области структуры атома в Институте Теоретической Физики. По возвращении в США в 1924 г., Юри преподавал в Университете Джона Хопкинса и затем в Колумбийском Университете, где собрал группу ученых, включавшую Р.Шонгеймера, Д.Риттенберга и Т.Тейлора. После завершения совместного с А.Руарком труда «Атомы, кванты и молекулы», одного из первых текстов по квантовой механике и её применению к атомным и молекулярным системам на английском языке, Юри заинтересовался физикой ядра. Позже это привело его к открытию дейтерия. Юри смог выделить дейтерий путем многократной дистилляции образца жидкого водорода. В 1931 г. он и его коллеги продемонстрировали существование тяжелой воды. За эти работы в 1934 г. ему была присуждена Нобелевская премия по химии. Во время Второй мировой войны Юри и его сотрудники работали в Колумбии над несколькими исследовательскими проектами, внесшими вклад в Проект Манхэттен по созданию американской атомной бомбы. Что ещё более важно, они разработали метод газовой диффузии для разделения атомов урана-235 и урана-238. Юри, совместно с Дж.Пэгремом, возглавлял дипломатическую миссию в Великобританию по установлению совместной работы над созданием атомной бомбы. Интересный факт: во время одной из лекций в этот период Юри посетовал, что не делает ничего для военной экономики. Один из его студентов, в будущем знаменитый писатель-фантаст, А.Азимов в ответ невинно осведомился об обогащенном уране, находящемся в Колумбийском Университете. Разве не относится он к военной экономике? Юри покраснел и поспешил сменить тему. После войны он стал профессором химии в Институте Ядерных Исследований, затем профессором Чикагского Университета, перед переходом на почетную должность в Калифорнийский Университет в Сан-Диего. В более поздний период своей жизни, Юри занимался вопросами космохимии, для которой он был собственно автором самого термина. Работы над кислородом-18 привели его к разработки теории распространенности химических элементов на Земле и их распространенности и эволюции в звездах. Эти работы были одними из первых в области палеоклиматических исследований. Юри объединил итоги своих работ в книге «Планеты: происхождение и развитие». Он предполагал что атмосфера Земли на начальном этапе её развития состояла из аммиака, метана и водорода; а один из выпускников Чикагского Университета, его студент, С. Миллер показал, что если эту смесь подвергнуть воздействию ультрафиолетового излучения и воды, происходит химическая реакция с выделением аминокислот, т. н. «строительных блоков жизни» (см. эксперимент Миллера-Юри). Юри умер в местечке Ла-Хойя (Сан-Диего, Калифорния) 5 января 1981 года и был похоронен на кладбище Фэрфилд (Fairfield) в округе ДеКалб, Индиана. Кроме Нобелевской премии, он также был награждён золотой медалью Королевского Астрономического Общества в 1966 г. и медалью Присли Американского Химического Сообщества в 1973 г. В честь Юри названы лунный ударный кратер Юри, астероид 4716 Юри и премия Юри, присуждаемая за достижения в области планетологии Американским Астрономическим Обществом. В Калифорнийском Университете в Сан-Диего была учреждена кафедра Юри, чьей первым руководителем был Дж.Арнольд. Также в честь него была названа средняя школа в Уолкертоне, Индиана и здание химического корпуса колледжа Ревелль Калифорнийского Университета в Сан-Диего, Ла-Хойя, Калифорния (истинное название корпуса — «Корпус Фриды и Гарольда Юри», так как комитет по наименованию опасался отказа физика от этой награды, но знал что он не сможет отказать в оказании чести своей жене). Его кабинет в Колумбийском Университете в Хейвмайер (Havemayer) в настоящее время используется профессором Брусом (Brus) химического факультета. В углу классной доски находится надпись, гласящая «Этот кабинет принадлежал Гарольду Юри, первооткрывателю дейтерия». Литература: Коган И.Б., Гарольд Клэйтон Юри, "Журнал Всесоюзного общества имени Д.И.Менделеева, 1975, том 20, № 6, страница 647.

1894
Мариетта Блау
австрийский физик, член Венской Академии Наук. Окончила Венский университет (1919). В 1924-1938 гг. работала в Институте радия (Вена). В 1939 г. эмигрировала в США, где в 1948-1950 гг. работала в Колумбийском университете, в 1950-1955 гг. – в Брукхейвенской национальной лаборатории, в 195-1960 гг. – в университете Майами. В 1960 г. возвратилась в Вену. Труды по радиоактивности, физике космических лучей, ядерной физике. Впервые (1925) наблюдала следы протонов в эмульсии. Независимо от других изготовила (1932) первые эмульсии для ядерных исследований. Первая для исследования космических лучей применила (1936) фотопластинки. Совместно с Г.Вамбахер впервые наблюдала (1937) образование «звезд» в следах космических лучей.

1894
Пауль Хёрбигер
австрийский и немецкий актер. Брат А.Хербигера. Учился в Высшем техническом училище, затем в Театральной школе в Вене. С 1919 г. – актер театров Чехословакии, Австрии и Германии. В 1940-1946 гг. выступал на сцене венского «Бургтеатра». В кино дебютировал в фильме «Шпионы» (1928) в роли шофера Франца. Популярность актеру принесли роли в австрийских и немецких киноопереттах. Его игра была отмечена тонким юмором и лиризмом, он исполнял роли внешне строгих и неприступных, но в душе добрых и отзывчивых людей: Йозеф Ланнер («Война вальсов», 1933), Макс II («Королевский вальс»,1935), Дядюшка («Моя дочь – это Петер», 1937) и др. Играл в фильмах: «Надворный советник Гайгер» (1948), «Третий человек» (1949), «Холм полководцев» (1953), «Вена, ты город моей мечты» (1957), «Три любовных письма из Тироля» (1962), «Веселые бродяги» (1963) и др.

 (700x455, 87Kb)
1895
Владимир Яковлевич Пропп
русский фольклорист, один из основоположников современной теории текста. Родился в Санкт-Петербурге. В 1914–1918 изучал русскую и германскую филологию в Петроградском университете, впоследствии преподавал немецкий язык в вузах Ленинграда. С 1932 – преподаватель, с 1938 профессор ЛГУ, последовательно на кафедрах романо-германской филологии, фольклора и, вплоть до 1969, русской литературы. Одной из первых публикаций Проппа (после нескольких статей) стала вышедшая в 1928 в Лениграде небольшая книга Морфология сказки, встреченная сочувственно, но в последующие три десятилетия известная лишь узкому кругу специалистов. В дальнейшем Пропп продолжал свои исследования в стенах ЛГУ; благодаря книгам Исторические корни волшебной сказки (1946) и Русский героический эпос (1955, 2-е изд. 1958) завоевал репутацию маститого фольклориста. В 1958 в США вышел английский перевод Морфологии сказки, за которым последовали американские переиздания и переводы на многие другие языки. Ранняя работа Проппа стала митровым научным бестселлером, а в СССР в 1969, спустя сорок с лишним лет после первой публикации и перед самой смертью ученого, появилось второе русское издание Морфологиии сказки, почти сразу ставшее почти такой же библиографической редкостью, как и первое (вплоть до переизданий 1990-х годов). Исключительный резонанс, вызванный публикациями Морфологии сказки на Западе, и ее последующее огромное влияние были обусловлены тем новым контекстом, в котором оказалась эта книга на рубеже 1950–1960-х годов: широкое распространение структурно-семиотических методов и появление ранней версии порождающей грамматики. Пропп в конце 1920-х годов предложил относительно небольшой набор глубинных функций, задающих на первый взгляд бесконечное разнообразие повествовательных структур волшебных сказок, а также формальный аппарат для порождения этих поверхностных структур. Через три с лишним десятилетия все это, с одной стороны, оказалось созвучным идеям ранней порождающей грамматики, а с другой – продемонстрировало применимость такого рода методов к структурам более высокого уровня, нежели предложение. Неудивительно, что работа Проппа стала одной из важнейших исходных точек для формирования в 1960-е годы теории текста и нарративного анализа и привлекла внимание не только специалистов по фольклору, семиотике и литературоведению, таких как К.Леви-Строс, А.Греймас (1917–1992) или С.Бремон, но и широкого круга лингвистов, а несколько позднее, в 1970-х годах, также и специалистов по теории дискурса, искусственному интеллекту и когнитивной науке – Д.Румелхарта и др. Ссылки на Проппа (иногда в рамках полемики с ними) стали обязательными в их работах, и в 1970-е годы многие отечественные лингвисты впервые узнавали об ученом, читая зарубежные публикации. Мировая известность Морфологии сказки заставила по-другому взглянуть и на более поздние и далекие от структурализм труды Проппа, творческое наследие которого, включая статьи, рассматривается ныне как единое целое и издается с учетом этого. Умер в Ленинграде 22 августа 1970 года.

1895
Малколм Сарджент
английский дирижер, профессор Королевского Музыкального колледжа с 1923 г., главный дирижер симфонического оркестра Би-Би-Си в 1950-1957 гг., позднее - главный дирижер ежегодных променад-концертов в Ройял Альберт Холле, посвященных памяти Генри Вуда. Победитель конкурсов Воэна Уильямса и Хольста, дирижировал первым исполнением оратории Уолтона "Бальтазаров пир" (Belshazzar's Feast) - 1931 г. и оперы "Троил и Крессида" (Troilus and Cressida) - 1954 г. Скончался 3 октября 1967 года.

 (553x699, 68Kb)
1895
Акакий Алексеевич Хорава
грузинский советский актер, один из основателей и первый ректор Тбилисского театрального института имени Руставели, народный артист СССР (1936). Член КПСС с 1939. Родился в селе Очхомури Чхороцкуского района (ныне Грузия). Учился в Киевском, Тбилисском университетах (1915—1919), в 1922 поступил в театральную студию А.Пагавы, студийцем дебютировал в труппе Театра имени Руставели (Тбилиси). С 1923 — актер и режиссер Академического театра имени Шота Руставели (в 1936—1955 — художественный руководитель и директор театра), в 1939—1949 — директор Тбилисского театрального института имени Шота Руставели. На его искусство большое влияние оказал режиссер К.А.Марджанишвили, раскрывший в даровании актера главным образом героико-романтические черты. Создал ряд значительных образов: Берсенев ("Разлом" Лавренева), Анзор ("Анзор" Шаншиашвили), Карл Моор ("Разбойники" Шиллера). Вершина творчества Хорава - образ Отелло ("Отелло" Шекспира, 1937). Среди лучших ролей в театре также - Платон Кречет ("Платон Кречет" Корнейчука), Арсен ("Арсен" Шаншиашвили), генерал Муравьев ("Победители" Чирскова), царь Эдип ("Царь Эдип" Софокла). Снимался в кино (Георгий Саакадзе - "Георгий Саакадзе", 1942-43). Преподавал в Грузинском театральном институте с 1939 (с 1947 - профессор), в 1939-48 директор института. Депутат Верховного Совета СССР 1-4-го созывов. Сталинская премия (1941, 1943, 1946 - дважды, 1951). Награжден 2 орденами Ленина, 4 другими орденами, а также медалями. Скончался в Тбилиси 23 июня 1972 года. Литература: Альтман И., Акакий Алексеевич Хорава Москва - Ленинград, 1947.

 (466x699, 90Kb)
1897
Георгий Семенович Шпагин
конструктор стрелкового вооружения, главный конструктор Вятско-Полянского ордена Ленина машиностроительного завода «Молот».Родился в деревне Клюшниково ныне Ковровского района Владимирской области в крестьянской семье. Окончил трехлетнюю школу. С 12 лет работал в плотницкой артели в городе Коврове. В 1916 году Георгий Шпагин был призван в русскую армию и направлен в полковую оружейную мастерскую, где детально ознакомился с различными отечественными и иностранными образцами оружия. В 1917 году отлично зарекомендовавший себя мастер переведён в артиллерийские мастерские. В годы Гражданской войны с 1918 по 1920 годы - оружейный мастер в стрелковом полку Красной Армии, служил во Владимирском гарнизоне. В 1920 году после демобилизации из армии Г.С.Шпагин поступает слесарем в опытную мастерскую Ковровского оружейно-пулемётного завода, где работали в это время В.Г.Фёдоров и В.А.Дегтярёв. Первая новаторская работа Шпагина заключалась в улучшении конструкции магазина для ручных пулемётов, существенно облегчившая их изготовление без ущерба для боевых характеристик. Уже в 1922 годы Георгий Шпагин выполнил самостоятельную конструкторскую работу: шаровую установку для спаренного 6,5-миллиметрового танкового пулемёта Фёдорова—Иванова. С 1922 года Шпагин участвовал в конструировании новых образцов стрелкового оружия (7,62-миллиметрового танкового пулемёта ДТ и ручного пулемета – оба совместно с В.А.Дегтярёвым). Он создал ещё одну шаровую установку для крепления 7,62-миллиметрового танкового пулемёта ДТ в танках, бронеавтомобилях, бронеплощадках, а также танковый вариант этого пулемёта – с выдвигающимся прикладом. Талантливый самородок благодаря упорному труду вырос в выдающегося оружейного контруктора. В 1931 году Дегтярёв привлекает Шпагина к работе над конструкцией своего крупнокалиберного пулемета ДК-32. В этой работе Г.С.Шпагин был уже не только помощником своего учителя, но и соавтором. Он предложил оригинальную систему питания, состоявшую из приёмника барабанного типа и металлической патронной нерассыпной ленты питания. Пулемёт был принят на вооружение в 1938 году под наименованием "12,7-миллиметровый крупнокалиберный пулемёт Дегтярёва-Шпагина образца 1938 года". Особенно широко он применялся в войсках противоздушной обороны.
 (700x524, 42Kb)
В 1939-1940 годах Шпагин создал новый пистолет-пулемёт ППШ-41, прославивший имя своего создателя и ставший основным ручным автоматическим оружием Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Этот пистолет-пулемёт поражал простотой и элементарностью своей конструкции, обилием новых конструктивных решений, хорошими эксплуатационными характеристиками. Особенное значение, особенно в военные годы, приобрели исключительно высокие производственно-экономические показатели нового оружия. В первую очередь это касалось значительного снижения трудовых затрат на его производство. На изготовление пистолета-пулемёта Шпагина расходовалось 13,9 кг металла и от 5,6 до 7,3-7,8 (в зависимости от мощности производства) станко-часов. Только ствол оружия подвергался тщательной доводке на металлообрабатывающих станках, остальные металлические детали изготавливались методом холодной штамповки с применением точечной и дуговой электросварки. В конструкции пистолета-пулемета Шпагина почти полностью отсутствовали точные прессовые посадки и было гораздо меньше резьбовых соединений. В целом оружие получилось настолько простым, что его производство могли освоить на любых, в том числе и неспециализированных машиностроительных заводах с прессо-штамповочным оборудованием мощностью не более 70-80 тонн. По своей надежности ППШ ничем не уступал аналогичным образцам вооружения других воюющих армий. В годы Великой Отечественной войны Г.С.Шпагин эвакуировался в город Вятские Поляны Кировской области и был назначен главным конструктором Вятско-Полянского машиностроительного завода «Молот». Завод строился осенью 1941 года на базе недостроенной фабрики и эвакуированного из подмосковного посёлка Лопасня завода, выпускавшего барабанные магазины к ППШ. Благодаря трудовому героизму работников, а также напряженной работе главного конструктора Шпагина завод стал головным предприятием по изготовлению ППШ для Красной Армии. Из 5,3 миллионов ППШ, поступивших в войска в годы войны, оружейники из Вятских Полян выпустили более двух миллионов. Одновременно с организацией массового производства пистолетов-пулемётов Г.С.Шпагин вёл непрерывную работу над совершенствованием конструкции ППШ и технологии их производства. Он внёс в конструкцию ППШ некоторые изменения, обусловленные как накопленным боевым опытом, так и модернизацией массового поточного производства. В результате удалось не только снизить и так поразительно низкую себестоимость ППШ с пятисот рублей в 1941 году до ста сорока двух рублей в 1943 году, но и улучшить функционирование системы автоматики в самых затруднённых условиях эксплуатации. Продолжал Г.С.Шпагин и конструкторскую работу. Им были созданы: 26-миллиметровый сигнальный (осветительный) пистолет Шпагина ОПШ-1, принятый на вооружение в 1943 году, его существенно модернизированный вариант СПШ-2 (1943 год); авиационная 40-миллиметровая ракетница (1944 год). За создание новых образцов вооружений, поднимающих боевую мощь Красной Армии, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года Шпагину Георгию Семёновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».Член ВКП(б) с 1944 года. Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946–1950 годы). После войны Г.С.Шпагин тяжело заболел (рак желудка) и был вынужден прекратить конструкторскую деятельность. Жил в городе-герое Москве. Георгий Семёнович Шпагин умер 6 февраля 1952 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Награждён тремя орденами Ленина (1941, 1943, 1945), орденами Суворова 2-й степени (1945), Красной Звезды (1938), медалями. Лауреат Сталинской премии (1941 год). В городе Вятские Поляны открыт мемориальный дом-музей Г.С.Шпагина, его имя носит улица в этом городе. На здании машиностроительного завода «Молот», в честь конструктора, установлена мемориальная доска. Памятники Г.С.Шпагину установлены в двух центрах оружейного производства России – городе Вятские Поляны Кировской области и городе Коврове Владимирской области. Литература: Болотин Д.Н., Советское стрелковое оружие за 50 лет, Ленинград, 1967.

1897
Сергей Михайлович Шпигельглас
один из первых руководителей советской внешней разведки. В органах госбезопасности с 1918 г. Работал в Особом отделе ВЧК, КРО ГПУ. С 1924г. в ИНО ОГПУ. Участник операций по ликвидации антисоветских организаций за рубежом. Работал с нелегальных позиций. Неоднократно выезжал для выполнения специальных заданий в европейские страны и Китай. В 1936 г. был выдвинут на пост зам. начальника внешней разведки. С февраля по ноябрь 1938 г. являлся ее руководителем. В ноябре 1938 г. С.М.Шпигельглас арестован и приговорен к высшей мере наказания. Реабилитирован в 1956 г.

1898
Эдмунд Джон Боуэн (Edmund John Bowen)
английский физикохимик, член Лондонского королевского общества (с 1935). Родился в Уорчестере. Окончил Оксфордский университет (1922). Работал там же (1922-1965). Основные работы относятся к фотохимии, флуоресценции и хемилюминесценции. Измерил (1922-1935) квантовые выходы большого числа фотохимических реакций, создал (1922-1935) аппаратуру для таких измерений. Затем (с 1936) исследовал главным образом флуоресценцию. Предложил (1936) использовать флуоресцирующие покрытия или растворы как квантовые счетчики и проверил этот метод на растворах ароматических углеводородов. Открыл (1939) явление обратимого тушения флуоресценции кислородом и исследовал его на примере реакций фотодимеризации и фотоокисления растворов антрацена и его производных; изучил кинетику процесса тушения. Умер 19 ноября 1980 года.

1898
Август Хирт
немецкий антрополог и хирург. Получив диплом врача, некоторое время преподавал в Гейдельберге. После знакомства в 1936 с Гиммлером Хирт в 1939 вступил в СС в звании гауптштурмфюрера (капитан). Гиммлер поставил перед ним задачу найти противоядие от иприта. Хирт экспериментировал на собаках и на себе, после чего оказался в госпитале с тяжелым кровоизлиянием в легкие. Впоследствии начал проводить опыты над узниками концлагерей, многие из которых ослепли или умерли. Гиммлер, являясь президентом общества Аненербе, стремился добиться "научного обоснования" собственных расовых теорий. Для этого он назначил Хирта руководителем созданного Анатомического института в Страссбургском университете. Для сбора черепов Хирт установил тесные контакты с "поставщиками сырья" - Йозефом Крамером, известным под кличкой "бельзенский зверь", и Вольфрамом Зиверсом, управляющим делами общества Аненербе. 9 февраля 1942 Хирт писал Гиммлеру: "При надлежащем обеспечении черепами еврейско-большевистских комиссаров, которые являются прототипом омерзительного, но характерного подчеловека, мы имеем возможность достичь определенных научных результатов. После насильственной смерти голову еврея, которая не должна быть повреждена, следует отделить от туловища и поместить в герметически запаянный сосуд, наполненный консервирующим составом". Когда летом 1944 американские и французские войска подошли к Страсбургу, Хирт спросил Гиммлера, что ему делать с его коллекцией черепов. Гиммлер посоветовал уничтожить ее. Однако союзники обнаружили в кладовой лаборатории Хирта груду обезглавленных тел. Сам Хирт исчез и нигде не был найден.

1899
Карло Инноченци
итальянский композитор. Творческую деятельность начал в 1924 г. Впервые выступил в кино в 1934 г. (фильм «Тьма»). Сотрудничал с режиссерами Л.Эммером («Девушки с площади Испании», 1951; «Третий лицей», 1953), Л.Дзампа, М.Сольдати («Это – жизнь», 1954). К его лучшим работам принадлежит музыка к фильмам «Тысяча лир в месяц» (1938), «Предательство» (1951), «Влюбленные» (1953, совместно с К.Рустикелли), «Моя бабушка – полицейский» (1958) и др. В свои кинопартитуры он часто включал мелодичные напевы, выдержанные в традиционном итальянском песенном стиле.

 (571x699, 60Kb)
1899
Эдвард (Дюк) Кеннеди Эллингтон
афроамериканский джазовый музыкант, композитор, пианист. Родился в Вашингтоне (округ Колумбия). В отличие от большинства джазменов первого поколения, получил прозвище Duke («Герцог») подростком за подчеркнутое внимание к своей одежде. Уже тогда проявились его способности к живописи: он даже получил грант, который давал возможность продолжить учебу в колледже по специальности (выражаясь современным языком) промышленного дизайна. С детства занимался игрой на фортепиано, в возрасте 15 лет сочинил свой первый рэгтайм и, в конце концов, предпочел карьеру музыканта. В середине 1920-х годов вместе с небольшим ансамблем «Вашингтонцы» Эллингтон перебрался в Нью-Йорк. Особое влияние на юного лидера «Вашингтонцев» оказали пианист рэгтайма Вилли «Лев» Смит и новоорлеанский кларнетист-саксофонист Сидней Беше, а также трубач Джеймс «Баббер» Майли, который играл в манере Кинга Оливера (учителя Армстронга), используя разнообразные сурдины, которые превращали звонкий звук трубы то в человеческий голос, то в крики животных (их так и называли «уа-уа» и «граул», т.е. «рычание»). Вскоре Майли стал членом эллингтоновского оркестра. Эллингтон демонстрировал и деловую хватку: он добился пятилетнего контракта в шикарном Коттон-клубе, прославившемся своей гангстерской публикой эпохи сухого закона; там собирались и многочисленные туристы, любители гарлемской, т.е. африканской, как им казалось, экзотики. Неслучайно эффекты «уа-уа» (позже их легко стали получать на электрогитаре при помощи специальной педали) в Коттон-клубе прозвали «стилем джунглей». Воображение художника подсказывало Эллингтону яркие звуковые краски – простые и вместе с тем настолько нетривиальные, что коллеги-аранжировщики приходили подсмотреть, кто и что именно играет в оркестре Эллингтона, и все равно до конца не могли разгадать всех его секретов. Влияние серьезной музыки на молодого Элллингтона и вообще широта его художественного кругозора сильно преувеличены. Он сам позднее признавался, что впервые пошел в магазин и купил пластинки британского композитора-импрессиониста Фредерика Дилиуса только после того, как прочел в какой-то рецензии, что находится под его влиянием. Несмотря на то, что каждодневная работа в Коттон-клубе не очень располагала к творчеству, во второй половине 1920-х годов Эллингтон сочинил и записал на пластинки вещи, которые переиздаются на пластинках до сих пор и входят в репертуар и традиционалистов и авангардистов (the Mooche, Black & Tan Fantasy, East St Louis Toodle-Oo). В начале 1930-х годов Эллингтон переждал экономический кризис в США, гастролируя по Европе, и так же легко вписался в новую эпоху – свинговых биг-бэндов. Более того, считается, что радиостанция Би-Би-Си, желая заменить «старомодное» слово «джаз» каким-то другим, воспользовалась словами из песни Эллингтона It Don't Mean a Thing, if It Ain't Got That Swing (в переводе: без свинга [т.е. «раскачки»] эта музыка ничего не стоит). Хотя негритянский оркестр Эллингтона и не пользовался таким же спросом, как биг-бэнды братьев Дорси, Гленна Миллера или Бенни Гудмена, все же его знали как автора ярких инструментальных композиций (написанных в основном в соавторстве с членами его оркестра – как знаменитый Караван – с тромбонистом Хуаном Тизолом: Rockin' In Rhythm и др.) и нескольких популярных песен (Mood Indigo, Solitude, In a Sentimental Mood и уже после Второй мировой войны – Satin Doll). Эллингтон сумел собрать оркестровый коллектив и сочинять для своих музыкантов так, как они могли бы сымпровизировать. В его партитурах вместо названий инструментов стоят имена музыкантов. В первую очередь, это саксофонист Джонни Ходжес, обладатель неподражаемо чувственного звучания, и трубач Кути Уильямс, одинаково легко владевший и стилем джунглей, и открытым мощным звуком Луиса Армстронга. В 1930-е годы Эллингтон начал осознавать себя композитором. Он постоянно стремился преодолеть навязанное джазу ограничение продолжительности звучания музыки (3 или максимум 5 минут; столько помещалось на одну сторону старой шеллаковой пластинки на 78 об/мин), а в 1942 даже сочинил многочастную сюиту Черные, коричневые и беж (Black, Brown & Beige; часть сбора от премьеры пошла в пользу «сражающейся Красной Армии»). Впоследствии Эллингтон сочинил (не всех равно удачных) несколько десятков таких сюит. Эллингтон одним из первых доказал, что в джазе можно играть и громко и тихо и переходить от одного нюанса к другому, у него впервые контрабас стал не ритмическим, а мелодическим голосом. Знаменитые дуэты с контрабасистом Джимми Блэнтоном были записаны на пластинки в начале 1940-х годов, но сами идеи получили развитие лишь в творчестве пианиста Билла Эванса и контрабасиста Скотта Ла Фаро в конце 1950-х годов. Еще в конце 1930-х годов школьник по имени Билли Стрейхорн послал Эллингтону свое музыкальное сочинение, и Эллингтон тут же испросил у родителей юного Билли разрешения сделать его своим ассистентом. Стрейхорн так и прожил всю свою жизнь в этом качестве, полностью отождествившись со своим маэстро: отличить, кому принадлежит та или иная часть какой-нибудь многочастной сюиты, не способны даже знатоки. Известно, однако, что той самой первой вещью, которую Стрейхорн послал Эллингтону, была знаменитая Take the «A» Train, ставшая сначала позывными оркестра, а потом и популярной джазовой песней. Как и другие биг-бэнды, в конце 1940-х годов оркестр Эллингтона переживал не лучшие времена. Еще раньше ушел к Бенни Гудмэну ушел Кути Уильямс, затем Джонни Ходжес решил попытать счастья как руководитель оркестра (правда, через пять лет вернулся к Эллингтону). Но в 1956 на знаменитом джаз-фестивале в Ньюпорте состоялось триумфальное выступление оркестра Эллингтона, означавшее, что трудные времена для коллектива остались в прошлом. В тот период Эллингтон сочинил также знаменитую «шекспировскую сюиту» Such Sweet Thunder, записал пластинки с Эллой Фицджералд и Фрэнком Синатрой. С фирмой последнего «Reprise» Эллингтон был связан контрактными обязательствами на протяжении практически всех 1960-х годов; именно в этот период вышел альбом Symphonic Ellington, записанный на гастролях в Европе, в том числе с оркестром миланского театра «Ла Скала». Эллингтон много гастролировал, в 1971 выступал в СССР (кроме объявленных трех концертов в Московском театре эстрады, уже в ходе турне были дополнительно запланированы два дневных концерта – в рабочие дни! – во Дворце спорта перед 20 тысячами зрителей). Хотя и сам Эллингтон и его оркестр вновь были не в лучшей форме (всеми делами заправлял фактически сын композитора, трубач Мерсер Эллингтон, кстати, автор блюза Things Ain't What They Used to Be, естественно приписываемого самому маэстро), в своих сочинениях был на высоте. На гастролях в Советском Союзе, в частности, впервые показывались фрагменты только что сочиненной сюиты Afro-Eurasian Eclipse, отноящейся вместе с Дальневосточной сюитой (Far East Suite, 1966) к лучшим достижениям Эллингтона-композитора. Умер в Нью-Йорке 24 мая 1974 года.
"Судьба не хочет, чтобы я был слишком известен - слишком молод"
Литература: Ulanov В., Duke Ellington, . ., (1946); Duke Ellington. His life and music, L., 1958; Dance ., The world of Duke Ellington, . ., 1970.

Григорян_Марк_Владимирович_01 (480x700, 294Kb)
1900
Марк Владимирович Григорян
советский архитектор, заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1940), заслуженный архитектор Армянской ССР (1969). Член КПСС с 1945. Родился в в Нахичевани-на-Дону, ныне Пролетарский район города Ростова-на-Дону, Россия. С 1920 по 1923 учился в трех ростовских университетах, откуда неизменно отчислялся «по происхождению». В 1920—1922 одновременно учился в художественной школе имени Врубеля. В 1924 году Марк Григорян переехал на жительство в Армению и поступил на архитектурное отделение технического факультета Ереванского университета, которое окончил в 1928. С 1939 по 1951 занимает должность главного архитектора Еревана. С 1951 по 1955 — заместитель начальника управления по делам архитектуры при Совете Министров Армянской ССР. С 1955 и до конца своих дней — директор республиканского проектного института «Армпромпроект». Лауреат Сталинской премии 1951 года за проект здания ЦК КП Армении (1949). За участие в создании ансамбля площади Ленина в Ереване (объединённый Дом Союзов и Дом связи, гостиница "Армения" и др., 1950-1960-е гг.) - Государственная премия Армянской ССР (1971). В Ереване им были созданы многие административные постройки, жилые дома, музеи. Участвовал в восстановлении здания монастыря Сурб-Хач в Ростове-на-Дону. Жемчужиной творчества Марка Григоряна считается здание хранилища древних рукописей — Матенадарана (1959). Награжден орденом Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями. Почётный гражданин Ростова-на-Дону. Умер в Ереване 10 января 1978 года. Сочинения: Площадь Ленина в Ереване, Ереван, 1969.

1900
Иван Сергеевич Клюквин
российский актер. Родился в Скопине, Рязанской губернии. Окончил Студию при Театре Пролеткульта (1921). После окончания в 1918 году Скопинского реального училища работал экспедитором Побединских каменноугольных копей. В 1921—1924 — актер Театра Пролеткульта. Участник Великой Отечественной войны. Скончался 24 июня 1952 года.

 (449x699, 112Kb)
1901
Хирохито
124-й император Японии. Старший сын императора Иосихито (1912–1926). Родился в Токио. Первоначальное воспитание получил в семье графа Кавамура. С 1909 учился в Школе пэров; также получал частные уроки. Изучал японскую и китайскую историю, всемирную историю, французский язык, китайскую литературу, экономику, естественную историю, военное дело; проявлял особый интерес к биологии, который сохранил на всю жизнь. В 1912 после смерти деда, императора Мутсухито (1867–1912), и воцарения отца объявлен наследником престола. В 1921, закончив курс обучения совершил путешествие в Западную Европу – первую зарубежную поездку наследника престола в истории Японии. По возвращении в ноябре 1921 в связи с болезнью отца провозглашен регентом. В 1924 вступил в брак с принцессой Нагако (1903–2000), дочерью императорского принца Кунихико Куни, положив тем самым конец многовековому институту дворцовых наложниц. В 1933 у них родился сын Акихито (нынешний император). После смерти отца 25 декабря 1926 взошел на «солнечный трон»; коронован в ноябре 1928. Для своего правления избрал название «эра Сева» («Просвещенный мир»), однако оно оказалось одним из самых драматичных в японской истории. В сложных внутри- и внешнеполитических обстоятельствах 1930-х (усиление милитаризма, агрессия в Китае) занимал умеренную позицию; настаивал на соблюдении принципов Конституции 1889. Занял негативную позицию по отношению к антиправительственному путчу «молодых офицеров» 26 февраля 1936, чем способствовал его провалу. В период участия Японии во Второй мировой войны не вмешивался в решение военных и политических вопросов. Однако в начале августа 1945, когда поражение Японии стало очевидным, убедил Тайный совет принять условия Потсдамской декларации и 15 августа выступил по радио с речью о капитуляции. Не был включен в число японских военных преступников. 1 января 1946 публично отказался от идеи о своем божественном происхождении (от богини солнца Аматэрасу). После принятия новой конституции Японии 3 ноября 1946 (вступила в силу 3 мая 1947), упразднившей абсолютную монархию, лишился политической власти и стал «символом государства и единства народа». Учитывая новые реалии, предпринял шаги по демократизации и популяризации образа монархии: в глазах японцев император из недосягаемого сверхъестественного существа император в доступного, скромного, современного человека, близкого народу и заботящегося о его нуждах. В 1960-1970-х выпустил ряд научных монографий о морских организмах и некоторых растительных формах; приобрел авторитет как специалист по биологии моря. В 1971 нанес визит в Западную Европу, став первым японским императором, совершившим зарубежную поездку. В 1975 посетил США. Умер в Токио 7 января 1989 года. Его шестидесятидвухлетнее правление оказалось самым длинным в японской истории

 (474x699, 84Kb)
1902
Владимир Иванович Жданов
командир 4-го гвардейского Сталинградского механизированного корпуса 3-го Украинского фронта, гвардии генерал-майор танковых войск. Родился в городе Киев, ныне столице Украины, в семье служащего. Русский. Образование неполное среднее. Работал на электростанции города Ессентуки Ставропольского края. В Красной Армии в 1920-21 годах и с 1923 года. Участник Гражданской войны. В 1926 году окончил пехотную школу в Киеве, в 1932 году - курсы усовершенствования командного состава, в 1940 году - заочно Военную академию имени М.В.Фрунзе, в 1942 году - ускоренные курс Военнной академии Генерального штаба. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. В боях Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Был начальником штаба 13-го танкового корпуса (с января 1943 года - 4-й гвардейский механизированный корпус), а затем с 31 марта 1944 года - командиром 4-го гвардейского механизированного корпуса. Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 7 июня 1943 года № 643 полковнику Жданову В.И. присвоено воинское звание "генерал-майор танковых войск". Принимал участие в битвах на Волге, на юге Украины, в Ясско-Кишиневской операции, при освобождении от немецко-фашистских захватчиков Болгарии, Югославии и Венгрии. Гвардии генерал-майор Жданов В.И. отличился в ходе Ясско-Кишинёвской операции. 20-25 августа 1944 года умело руководил боевыми действиями соединений корпуса при прорыве обороны противника на реке Днестр и при окружении Кишинёвской группировки противника. Корпус первым вышел на реку Прут. В ходе боёв было взято в плен 13990 вражеских офицеров и солдат. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3772) гвардии генерал-майору танковых войск Жданову Владимиру Ивановичу присвоено 13 сентября 1944 года. Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 13 сентября 1944 года № 1241 генерал-майору танковых войск Жданову В.И. присвоено воинское звание "генерал-лейтенант танковых войск". В 1950 году окончил Военную академию Генерального штаба. В 1964 году был назначен начальником Военной академии бронетанковых войск. Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1964 года № 305 генерал-лейтенанту танковых войск Жданову В.И. присвоено воинское звание "генерал-полковник танковых войск". Генерал-полковник танковых войск Жданов В.И. трагически погиб 19 октября 1964 года в авиационной катастрофе близ югославской столицы города Белграда, куда направлялся в составе советской военной делегации на авиалайнере «Ил-18» на торжества по случаю 20-летия освобождения Белграда от гитлеровских оккупантов. Похоронен в городе-герое Москве в братской могиле на Новодевичьем кладбище. Награждён двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 1-й степени, двумя орденами Суворова 2-й степени, орденами Кутузова 2-й степени, Красной Звезды, медалями. Народный Герой Югославии.

Petras Babickas (445x700, 72Kb)
1903
Пятрас Бабицкас (литовское имя - Petras Babickas)
литовский поэт, прозаик, публицист. Родился в деревне Лаукманишкяй-Вирбалишкяй (Лаукминишкяй), ныне Купишкский район Литвы. Брат литовского военного деятеля Казиса Бабицкаса и актрисы Уне Бабицкайте-Грайчюнене. Во время Первой мировой войны с родителями был в эвакуации в Петрограде, где начал учиться в гимназии. Окончил гимназию в Паневежисе (1923). В 1923—1930 годах учился в каунасском Литовском университете. Работал учителем в Юрбаркасе (1925—1926). В 1926—1931 годах был первым диктором Литовского радио в Каунасе, начавшего вещание 12 июня 1926 года. Некоторое время был директором каунасского Радиофона, как называлась литовская радиостанция. Выступал также в роли фотографа и фотохудожника — фотографии с короткими корреспонденциями публиковал в газетах и журналах, выпускал фотоальбомы. Считается одним из родоначальников литовской художественной фотографии. В декабре 1932 года организовал первую в Литве персональную выставку художественной фотографии (свыше 300 снимков). 15 января 1933 года вместе с единомышленниками учредил Союз фотолюбителей Литвы и участвовал в его деятельности. Основал и редактировал журнал «Фотолюбитель» („Foto mgjas“; вышло два номера в 1933 и 1934), принял участие в организации журнала «Галерея» („Galerija“), посвящённого фотографии. С 1933 года директор Государственного театра в Каунасе. Редактировал журнал «Мусу Вильнюс» („Ms Vilnius“, русское название - «Наш Вильнюс»). По его инициативе во время немецкой оккупации в Каунасе в здании Военного музея Витаутаса Великого был организован Музей красного террора. С приближением Советской армии в 1944 выехал из Литвы в Германию. С 1946 жил в Риме, затем переехал в Канаду. В 1949 переехал в Бразилию и обосновался в Рио-де-Жанейро. В 1950—1965 годах работал в посольстве независимой Литовской Республики в Бразилии секретарём, заведующим отделом культуры, атташе по печати. С 1958 года на радио Рио-де-Жанейро вёл еженедельные часовые передачи на португальском языке «Голос Литвы». Когда в 1965 году посольство было закрыто, оставшийся без средств к существованию Пятрас Бабицкас переехал к брату в США. С 1921 года сотрудничал в литовской печати. Участвовал в газете «Литературос науенос» („Literatros naujienos“, русск. «Литературные новости»), еженедельном журнале «Науйойи Ромува» („Naujoji Romuva“, русск. «Новая Ромува»), журнале «Вайрас» („Vairas“, русск. «Руль») и других изданиях. Первый сборник стихов „Geltona ir juoda“ («Жёлтое и чёрное», 1930). Писал рассказы (сборник „Vakar“, то есть «Вчера», 1931), путевые очерки, книжки для детей. Несколько сборников стихотворений издал в эмиграции. Сотрудничал в литовском эмигрантском журнале „Aidai“ («Эхо»), для выходившей в Бостоне «Литовской энциклопедии» писал статьи о португальской и бразильской литературах. Умер в Буэнос-Айресе 27 августа 1991 года. Несколько стихотворений Пятраса Бабицкаса перевёл на русский язык К.Д.Бальмонт, поддерживавший дружеские отношения с его сестрой актрисой Уне Бабицкайте-Грайчюнене.

1903
Иван Феоктистович Бузанов
российский растениевод, академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (с 1956). Окончил Одесский сельскохозяйственный институт (1928). С 1930 г. работал по Всесоюзном научно-исследовательском институте сахарной свеклы (в 1937-1941 гг. - заведующий отделом, в 1941-1970 гг. - директор, с 1970 г. - заведующий лабораторией, с 1975 г. - научный консультант). Основные научные работы посвящены физиологии растений, в частности физиологии сахарной свеклы. Выяснил закономерности зависимости физиологии сахарной свеклы от факторов внешней среды. Разрабатывал научные основы повышения урожайности этой культуры, технологии ее возделывания, улучшения качества урожая (повышения сахаристости корней). Участвовал в выведении и внедрении в производство нового сорта сахарной свеклы с односемянными плодами. Ленинская премия (1960).

1903
Николай Константинович Вальяно
российский актер, народный артист РСФСР (1974). С 1929 г., по окончании Ленинградского техникума сценических искусств, в Молодом театре этого техникума, где более 500 раз сыграл Швейка в инсценировке романа Я.Гашека «Похождения бравого солдата Швейка». С 1931 г. в Ленинградском академическом театре драмы (с 1937 г. Театр драмы имени Пушкина). Острохарактерный актер, обладал очень своеобразным комизмом, создавал резко очерченные, иногда гротескные образы: Кимбаев («Страх» А.И.Афиногенова), Санчо Панса («Дон Кихот» Г.И.Чулкова, по Сервантесу), Жевакин («Женитьба» Н.В.Гоголя), Дымба («Свадьба» А.П.Чехова), Шмага («Без вины виноватые» А.Н.Островского), Кизил («Много шума из ничего» У.Шекспира), Почтмейстер («Похождения Чичикова, или Мертвые души» по Гоголю), Семен («Унтиловск» Л.М.Леонова) и др.

 (507x699, 95Kb)
1903
Николай Иванович Крылов
командующий войсками 5-й армии, генерал-полковник. Родился в селе Вишневое ныне Тамалинского района Пензенской области в семье служащего. Русский. В 1919 году окончил экстерном школу второй ступени в городе Аркадаке Саратовской области. В том же году вступил добровольцем в Красную Армию. В октябре 1920 года окончил пехотно-пулеметные курсы красных командиров, в сентябре 1928 года - высшие курсы усовершенствования командного состава "Выстрел". В 1919-1922 годах участвовал в боях на Южном, Кавказском, Закавказском и Дальне-Восточном фронтах, занимая должности командира стрелкового взвода, роты и батальона. Дважды ранен. В 1929 году принимал участие в боях против белокитайцев во время конфликта на КВЖД. В предвоенные годы служил начальником штаба укрепленного района в Одесском военном округе. В начале войны был начальником оперативного отдела, с августа 1941 года - начальником штаба Приморской армии, с сентября 1942 года - начальник штаба 62-й армии, с апреля 1943 года - начальник штаба 8-й гвардейской армии, с мая 1943 года - командующий 3-й резервной армией, с июля 1943 года - командующий 21-й армией, с октября 1943 по октябрь 1944 года и с декабря 1944 года - командующий 5-й армией. Сражался на Южном, Северо-Кавказском, Сталинградском, Донском, Юго-Западном, Западном, 3-м Белорусском и 1-м Дальне-Восточном фронтах. Принимал участие в обороне Одессы, Севастополя, в Сталинградской битве, освобождении Смоленской области, Белоруссии, Литвы, разгроме врага на территории Восточной Пруссии и Маньчжурии. Тяжело ранен в январе 1942 года в Севастополе. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7111) Крылову Николаю Ивановичу присвоено 19 апреля 1945 года за личное мужество и умелое руководство войсками армии в период Белорусской наступательной операции. Второй медали "Золотая Звезда" (№ 4309) генерал-полковник Крылов Николай Иванович удостоен 8 сентября 1945 года за разгром крупной группировки японских войск на территории Маньчжурии и проявленные при этом личную отвагу и мужество. После войны командовал 15-й армией. В 1945-1947 годах был заместителем командующего войсками Приморского военного округа, с января 1947 по апрель 1953 года - командующий войсками Дальневосточного военного округа, в 1953-1956 годах - первый заместитель командующего войсками Дальневосточного военного округа. С января 1956 по ноябрь 1957 года - командующий войсками Уральского военного округа, с ноября 1957 по октябрь 1960 года - командующий войсками Ленинградского военного округа, с октября 1960 по март 1963 года - командующий войсками Московского военного округа. В 1963-1972 годах был главнокомандующим Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) - заместителем министра обороны СССР. 18 сентября 1953 года ему было присвоено звание «генерал армии», а 29 апреля 1962 года - звание «Маршал Советского Союза».Депутат Верховного Совета СССР, член ЦК КПСС. Жил в Москве. Cкончался 9 февраля 1972 года. Урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене. Награждён тремя орденами Ленина (1942, 1945, 1963), орденом Октябрьской Революции (1968), четырьмя орденами Красного Знамени (1942, 1943, 1944, 1950), орденами Суворова 1-й степени (1944), Кутузова 1-й степени (1943), медалями "За оборону Одессы", "За оборону Севастополя", "За оборону Сталинграда", "За взятие Кенигсберга", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.", "3а победу над Японией" и пятью юбилейными медалями, а также многими орденами и медалями иностранных государств. Бронзовый бюст Н.И.Крылова установлен в селе Вишневое в 1951 году. Сочинения: Не померкнет никогда. Москва: Воениздат, 1969.

1903
Вера Вениаминовна Хвостова
российский генетик. Окончила 2-й Московский университет (1925). Работала в Институте экспериментальной биологии Наркомздрава РСФСР (1934-1937), Институте цитологии, гистологии и эмбриологии Академии Наук СССР (1937-1941 и 1946-1948), Всесоюзном институте защиты растений (1943-1945), Институте биофизики Академии Наук СССР (1956-1966), Институте цитологии и генетики СО Академии Наук СССР в Новосибирске (1966-1977). Основные направления научных работ - радиационный мутагенез, цитогенетика отдаленных гибридов. Исследовала проявление одного из генов дрозофилы в связи с эффектом положения. Участвовала в разработке проблемы прямого и непрямого влияния рентгеновских лучей на мутационный процесс. изучала механизмы возникновения хромосомных аберраций. Установила ряд закономерностей возникновения разных типов мутаций у растений в зависимости от дозы, вида и интенсивности облучения. Принимала участие в изучении генетического эффекта действия космических факторов на растительные объекты. Автор работ, посвященных геномному анализу межродовых и межвидовых гибридов пшеницы, цитогенетическим основам плодовитости пшеницы, цитогенетике мутантов важнейших сельскохозяйственных растений.

1904
Александр Александрович Ханов
актёр. Родился в Санкт-Петербурге. Лауреат Сталинских премий (1941 — за участие в фильме «Минин и Пожарский; 1947, 1949 — за театральную работу); Народный артист РСФСР (1947); Народный артист СССР (1973). Учился в «Институте живого слова» под руководством В.Н.Всеволодского-Геригросса (Петроград, педагоги П.П.Гайдебуров и Н.Ф.Скарская). В 1922—1923 — актер театра под руководством Гайдебурова (Петроград), с 1923 — актер Театра Революции в Москве, с того же года — Театра Пролеткульта.

1905
Хэл Перейра (Hal Pereira)
американский художник-постановщик, лауреат и многократный номинант премии «Оскар». Брат архитектора Уильяма Л. Перейры. Обучался в Университете Иллинойса. Работал в Голливуде художником-постановщиком на протяжении более чем двадцати лет, фильмография Перейры насчитывает более двухсот кинолент. 23 раза выдвигался на «Оскар» за лучшую работу художника-постановщика (в категории как для цветных, так и для чёрно-белых фильмов), в том числе получая номинации 11 лет подряд (1953—1964), дважды — три номинации за один год, но стал лауреатом премии только однажды — в 1956 году за фильм «Татуированная роза». Умер в Лос-Анджелесе (штат Калифорния, США) 17 декабря 1983 года.

1905
Рудольф Шварц
Британский дирижер родом из Австрии

 (518x699, 89Kb)
1906
Николай Семёнович Греков
пулемётчик 212-го стрелкового полка 49-й стрелковой дивизии 13-й армии Северо-Западного фронта, красноармеец. Родился в деревне Пучково ныне Савинского района Ивановской области в крестьянской семье. Русский. Образование начальное. Работал в колхозе. В Красной Армии с 1939 года. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Пулемётчик 212-го стрелкового полка (49-я стрелковая дивизия, 13-я армия, Северо-Западный фронт) комсомолец красноармеец Николай Греков особо отличился во время боёв «зимней войны» в феврале – марте 1940 года. 21 февраля 1940 года он метким огнём уничтожил двух снайперов-автоматчиков, мешавших стрелковым подразделениям. На следующий день отважный пулемётчик уничтожил офицера и 10 солдат. 6-7 марта 1940 года огнём своего пулемёта Николай Греков способствовал наступлению пехотинцев и овладению ими траншеей противника. Когда снайпер, укрывшийся в завале, остановил продвижение подразделения, мужественный воин вызвался его уничтожить и с честью выполнил задание. В одном из следующих боев был ранен в грудь и направлен в госпиталь. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» красноармейцу Грекову Николаю Семёновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 173). По окончанию лечения в госпитале был демобилизован по ранению. Вернулся в родную деревню. В Великой Отечественной войне не участвовал, так как из-за ранения был признан не годным к строевой службе. Все военные и первые послевоенные годы трудился председателем колхоза в своей деревне. В 1949-1960 года работал на Шуйско-Егорьевской трикотажной фабрике. В 1960-е годы переехал в областной центр – город Иваново, работал в военизированной охране на станкостроительном заводе. Несколько лет жил в городе Коврове Владимирской области, затем вернулся в Иваново. Скончался 4 сентября 1974 года. Похоронен рядом с женой, на сельском кладбище у деревни Егорий Шуйского района Ивановской области. В октябре 2009 года на могиле установлен новый памятник. Награждён орденом Ленина, медалями. В деревне Пучково Савинского района, не доме где жил Герой установлена мемориальная доска. Его имя увековечено на мемориале Героев-ивановцев в областном центре.

1906
Ахмет Куанович Жубанов
казахский советский музыковед, композитор, дирижёр, народный артист Казахской ССР (1944), академик Академии Наук Казахской ССР (1946). Член КПСС с 1940. В 1932 окончил историко-теоретический факультет Ленинградской консерватории. Один из основоположников казахского профессионального музыкального искусства и музыковедения. Автор книг, очерков и статей, главным образом о народной казахской музыке. Среди музыкальных произведений Жубанова оперы, написанные совместно с Л.А.Хамиди, "Абай" (1944) и "Тулеген Тохтаров" (1947), симфоническая поэма "Абай", многочисленные переложения песен казахских народных композиторов Курмангазы, Даулеткерея и др. В 1934-1945 организатор и дирижёр оркестра имени Курмангазы, в 1935-1937 художественный руководитель Филармонии имени Джамбула. С 1961 заведующий отделом музыкального искусства института литературы и искусства имени Ауэзова. Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями. Скончался в Алма-Ате 30 мая 1968 года. Литература: Аравин П., Ахмет Жубанов, Алма-Ата, 1966; Ерзакович Б., Памяти академика А.К.Жубанова, "Известия Академии Наук Казахской ССР, серия общественных наук", 1968, выпуск 4.

Kuvasov_Alr_Fd (477x700, 46Kb)
1906
Александр Фёдорович Кувашев
командир батальона 38-го гвардейского стрелкового полка (14-я гвардейская стрелковая дивизия, 57-я армия, Степной фронт) гвардии капитан. Родился в деревне Новинки ныне Рыбинского района Ярославской области в семье крестьянина. Русский. В конце 1920-х годов, после смерти отца уехал к старшему брату в Ленинград (ныне – Санкт-Петербург), стал работать на мраморно-распиловочном заводе. В мае 1931 года поступил на курсы мастеров-обогатителей. По окончании учебы был направлен в город Хибиногорск (ныне Кировск, Мурманской области) на обогатительную фабрику мастером. В мае 1938 года был отозван Ленинградским областным комитетом профсоюза работников горнометаллургической промышленности и избран председателем профсоюзного комитета ленинградского завода «Ильич». В августе 1938 года избран председателем обкома союза работников горнометаллургической промышленности. В 1939 году вступил в ВКП(б), в том же году перешел на работу в центральные органы союза. В Красной Армии с 1941 года. Участник Великой Отечественной войны с первых дней. В 1943 году окончил курсы командиров стрелковых батальонов при курсах «Выстрел». Отличился при форсировании Днепра осенью 1943 года. В ночь на 26 сентября 1943 года гвардии капитан Кувашев успешно организовал переправу батальона на остров Пушкарёвский в районе Верхнеднепровска (ныне Верхнеднепровский район Днепропетровской области). Комбат лично руководил переправой, пока не переправил половину людей и технику. Затем переправился сам и на открытой песчаной отмели острова организовал оборону, прикрывавшую переправу остальной части батальона. Как только батальон сосредоточился на острове, Кувашев предпринял наступление, личным примером увлёк бойцов в атаку. Бойцы быстро достигли вражеских окопов и завязали рукопашный бой. Комбат оказался перед пятью гитлеровцами, обладая недюжинной силой, прикладом автомата убил двух солдат, а офицера застрелил из пистолета, но в это время сам был тяжело ранен. Из пистолета убил еще троих солдат, а сам потерял сознание. Подбежавший фашист в упор выстрелил в офицера... Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Кувашеву Александру Фёдоровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
KuvashevAlexandrFedor_BM_Pushkarevka (700x299, 53Kb)
Похоронен на месте боя, в братской могиле в селе Пушкаревка на острове Пушкарёвский Верхнеднепровского района Днепропетровской области. Награжден орденами Ленина, Александра Невского, медалями.

1906
Леонид Михайлович Сапожников
советский химик, член-корреспондент Академии Наук СССР (1946). Родился в Павлограде, ныне Днепропетровской области. По окончании Днепропетровского горного института (1930) работал в Днепропетровском углехимическом институте и одновременно преподавал в Днепропетровском химико-технологическом институте. С 1937 заведующий лабораторией в институте горючих ископаемых Академии Наук СССР. Основные труды посвящены исследованию химико-технологических процессов коксования каменных углей. Награжден 2 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. Умер в Москве 24 февраля 1970 года.

1907
Сидни Бокс
английский продюсер и сценарист.

tino_rossi (478x700, 86Kb)
1907
Тино (настоящее имя - Константино) Росси (Tino Rossi)
знаменитый французский певец и киноактёр. Родился в Аяччио на Корсике. В середине 1920-х гг. Тино перебрался на Лазурный Берег, какое-то время жил в Ницце, затем в Марселе и Aix-en-Provence, работал в казино, периодически принимая участие в музыкальных конкурсах и выступая с сольными номерами в концертах. В 1929 году антрепренер по имени Петит Луи предложил талантливому юноше небольшой тур по Южной Франции, оказавшийся настолько успешным, что столичная Parlophone Records пригласила Росси в Париж для записи первой пластинки. В 1932 году миньон, содержавший "O Ciuciarella" и "Ninni Nanna", появился на прилавках музыкальных магазинов. Годом позже Тино Росси заключил контракт с мэйджором Columbia, начал сниматься в кино в небольших ролях и выступать на крупных столичных площадках, таких как ABC и Casino de Paris, в том числе в программах "La Parade de France", где он представлял Корсику, и "Tout Paris chante". Композиция "Adieu Hawaп" имела чрезвычайный успех – было распродано свыше полумиллиона ее копий. В 1930-е гг. Тино Росси активно снимался в кино, перейдя с эпизодов к главным ролям романтических героев, песни из картин тех лет ("Marinella", "Naples au baiser de feu") мгновенно становились хитами. В 1938 году были предприняты первые северо-американские гастроли певца, сингл "Vieni Vieni" возглавлял чарт США почти 7 месяцев. В 1940-е - начале 1950-х гг., несмотря на напряженный гастрольный график и бесконечные съемки, артист находил время и для записи пластинок, его репертуар варьировался от романтических баллад, серед и танго, до народных песен Корсики и Южной Америки. Одним из самых знаменитых произведений, исполненных им стала "Petit Papa Noлl", ныне - классическая рождественская песня, впервые прозвучавшая с экрана в картине Ришара Потье "Destin" в 1946 году. "Petit Papa Noлl" переиздается во Франции каждый год , достигнув 30-миллионной отметки продаж. В 1950-60-е годы талантливый артист увлекся новым для себя жанром - опереттой, играя в постановках "Mеditerranеe", "Naples au Baiser de feu", "Le Temps des guitares","Le Marchand de bonheur", с которыми гастролировал по всей Европе. Кино постепенно занимало все меньшее место в его жизни, последняя роль была сыграна в картине "L'Ane de Zigliara" в 1970 году; концертные выступления постепенно были сведены на нет - в Casino de Paris были устроены "прощальные концерты" певца, 3 месяца собиравшие полные залы и действительно ставшие последними - Тино Росси скончался от рака 26 сентября 1983 года.

Fred Zinnemannr (700x472, 38Kb)
1907
Фред Циннеманн (немецкое имя - Fred Zinnemann)
американский режиссёр австрийского происхождения. Фред Циннеманн родился в Вене в еврейской семье, его отец был врачом. Он хотел стать музыкантом, но поступил в Венский университет, где учился на юриста. Кинокарьеру начал как оператор, а в 1930 году стал одним из режиссёров фильма «Воскресные люди», над которым также работали будущие голливудские режиссёры Билли Уайлдер и Роберт Сиодмак. Приехав в США, Циннеманн стал помощником и переводчиком другого эмигранта из Австрии — писателя и режиссёра Бертольда Фиртеля. Благодаря Фиртелю Циннеман познакомился с актрисой Гретой Гарбо, режиссёрами Сергеем Эйзештейном, Фридрихом Мурнау, Робертом Флаэрти. Работу с документалистом Флаэрти над незавершённым проектом Циннеманн назовёт «самым важным событием в моей профессиональной жизни» (the most important event of my professional life). Циннеманн играл в массовке в фильме «На западном фронте без перемен» (1930; по роману Ремарка), а первый полнометражный фильм снял в 1935 году в Мексике. Это был документальный фильм о рыбаках «Волна», поставленный по заказу министерства сельского хозяйства. В 1936 году Циннеманн получил американское гражданство и женился на Рене Бартлет, брак с которой продлится до его смерти. Через четыре года у них родился сын Тим, в будущем кинопродюсер. После возвращения из Мексики Циннеманн поставил восемнадцать короткометражек для компании Metro-Goldwyn-Mayer. За одну из них, «Эти матери могли бы жить» (1938) он получил премию «Оскар». В 1942 году он снял полнометражные детективы «Глаза в ночи» и «Убийца в перчатках». Его первым известным фильмом стала снятая в годы Второй мировой войны военная драма «Седьмой крест» со Спенсером Трейси в главной роли. В послевоенные годы Циннеманн открыл двух актёров, которые станут звездами: «Поиск» (1948) стал дебютом в полнометражном кино для Монтгомери Клифта, а «Мужчины» (1950) — для Марлона Брандо. В 1951 году режиссёр снял последнюю в своей жизни короткометражку «Бенджи», за которую снова был удостоен «Оскара». В 1952 году вышел один из самых известных фильмов Цимммерманна — вестерн «Ровно в полдень». Снятый по сценарию опального Карла Формана и рассказывающий о шерифе, который остался один на один с бандитами, так как горожане побоялись ему помочь, он был воспринят как аллегория американского общества эпохи маккартизма. Консервативно настроенные Говард Хоукс и Джон Уэйн критиковали фильм, их вестерн «Рио-Браво» стал своеобразным ответом на картину Циннеманна. Вышедшая в 1953 году драма «Отныне и во веки веков» по роману Джеймса Джонса была удостоена восьми «Оскаров», включая призы за лучшую режиссуру и лучший фильм. Несмотря на признание и активную занятость, режиссёр был недоволен атмосферой «охоты на ведьм», которая царила в США, и в 1963 году уехал в Великобританию. Здесь он снял несколько фильмов, самым известным из которых стала биография Томаса Мора «Человек на все времена» (1966), завоевавшая множество наград. История о католике Море, который вступил в конфликт с королём Генрихом VIII, получила одобрение Ватикана, а в 1994 году заняла первое место в списке лучших консервативных фильмов, несмотря на либеральную репутацию режиссёра. Последний фильм Циннеманна вышел в 1982 году, после этого он отошёл от кино. В 1992 году вышла его автобиографическая книга «Фред Циннеманн о кино». Циннеманн умер в Лондоне от сердечного приступа 14 марта 1997 года.

 (447x699, 49Kb)
1908
Анатолий Емельянович Голубов
лётчик-истребитель, Герой Советского Союза (1945), генерал-майор авиации. Родился в деревне Новомарковка, ныне Кантемировского района Воронежской области, в семье крестьянина. Окончив 10 классов, работал трактористом. С 1930 года в Красной Армии. В 1933 году успешно окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. Работал инструктором Борисоглебского авиационного училища. В 1941 году окончил курсы командиров полков при Военно - Воздушной академии. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Сражался на Юго - Западном, Ленинградском, Западном и 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в освобождении Орши, Минска, Витебска. Командовал 18-м Гвардейским истребительным авиационным полком. К апрелю 1945 года заместитель командира 303-й истребительной авиационной дивизии (1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) гвардии подполковник А.Е.Голубов совершил 355 успешных боевых вылетов, участвовал в 43 воздушных боях, лично сбил 10 самолётов противника (по другим данным - 14). 29 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Военную академию Генерального штаба, а в 1952 - Высшую военную академию. С 1955 года генерал - майор авиации А.Е.Голубов - в запасе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (четырежды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Красной Звезды, медалями. Умер 29 января 1978 года. Похоронен в Москве.

Аноним   обратиться по имени Вторник, 29 Апреля 2014 г. 09:48 (ссылка)
Зоя Ивановна Воскресенская (Рыбкина) - но статья о ней была день-два назад уже! а тут просто заметка. Валерий
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
kakula   обратиться по имени Среда, 30 Апреля 2014 г. 07:15 (ссылка)
Валерий, спасибо! Сообщение убрал, правильно 28 апреля.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку