-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108837
Комментариев: 6801
Написано: 117309


14 ноября родились...

Понедельник, 14 Ноября 2011 г. 01:07 + в цитатник
Heinrich-Dorn (524x700, 80Kb)
1800
Генрих Людвиг Эгмонт Дорн (немецкое имя - Heinrich Ludwig Egmont Dorn)
немецкий композитор и дирижёр. Отец Александра Дорна. Родился в Кёнигсберге. В 1823 г. начал изучать право в Берлине, однако быстро отказался от этого занятия ради музыки. Учился композиции и фортепиано у Людвига Бергера и Бернгарда Клейна. В 1826 г. дебютировал оперой «Оруженосцы Роланда» (нем. Rolands Knappen) на собственное либретто. Некоторое время был музикдиректором в родном Кёнигсберге, в 1830 г. занял пост капельмейстера в Лейпцигском придворном театре, был наставником Роберта Шумана и Клары Вик по композиции. С 1836 г. был музикдиректором в Риге, в 1843—1849 гг. в Кёльне, где возглавлял оркестр Кёльнского концертного общества; здесь под управлением Дорна впервые была полностью исполнена Большая месса Бетховена. С 1849 г. Дорн жил и работал в Берлине, был капельмейстером Придворного театра, некоторое время преподавал в Новой академии музыки Теодора Куллака, сотрудничал в «Новой берлинской музыкальной газете». Основу творческого наследия Дорна составляют оперы: «Нищенка» (немецкое название - Die Bettlerin; 1828), «Парижский судья» (немецкое название - Der Schцffe von Paris; 1838), «Английский флаг» (немецкое название - Das Banner von England; 1841), «Нибелунги» (немецкое название - Die Nibelungen; 1854), комическая опера «Один день в России» (немецкое название - Ein Tag in Russland; 1856) и др. Дорн опубликовал «Воспоминания» (1870—1872) и три книги статей и эссе: «Остракизм (Суд черепков)» (немецкое название - Ostracismus. Ein Gericht Scherben; 1875), «Выводы из пережитого» (немецкое название - Ergebnisse aus Erlebnissen; 1876) и «Налёт на владения музыки» (немецкое название - Streifzьge im Gebiet der Tonkunst; 1879). Умер в Берлине 10 января 1892 года.

August Friedrich Pott0 (516x700, 112Kb)
1802
Август Фридрих Потт (August Friedrich Pott)
знаменитый немецкий языковед, доктор философских наук (1827). Учился в Гёттингенском университете (1821-1825). С 1833 г. профессор общего языкознания в Галле, один из основателей современного индоевропейского языкознания и общего языковедения. Труды его, вместе с трудами Фр.Боппа и Якова Гримма, имеют основное историческое значение в данной научной области. В то время, как Бопп все свое внимание сосредоточил на истории формального строя индоевропейских языков, оставляя в стороне их фонетику, а Гримм создал первый образец исторической грамматики для одной из групп индоевропейской семьи языков (германской), Потт первый пытался основать этимологию индоевропейских языков не на случайном внешнем сходстве известных слов или форм, а на почве фонетических законов, на которой возможно сближение форм и слов, утративших внешнее сходство, но на самом деле ведущих внешнее свое начало из одного общего источника. Потт был превосходно одарен для этой задачи; он обладал «умом в одно и то же время строгим и смелым», как выразился о нем Ренан. Способный не только к смелой и широкой комбинации фактов, но и к строгой проверке своих сопоставлений, Потт в своем классическом труде: «Etymologische Forschungen» дал массу индоевропейских этимологий, в настоящее время общепризнанных и ходячих в науке. Ему же принадлежат и первые систематические сопоставления звуков индоевропейских языков, представленные им в форме особых таблиц. Хотя смелая фантазия Потта и увлекала его иногда за границы допустимого (например, в вопросе о происхождении простых корней из первичных сложных слов, в котором он должен был уступить Курциусу), тем не менее, никто из его современников не принес такой пользы сравнительной фонетике индоевропейских языков. Столь же велики заслуги Потта и по отношению к общему языковедению, вопросами которого он продолжал заниматься до конца жизни. В этой области имя его должно быть поставлено сейчас же вслед за именем Вильгельма Гумбольдта, основателя данной научной дисциплины. Критическая оценка научной деятельности Потта дана в Delbrьck, «Einleitung in das Sprachstudium» (издание 3, Лейпциг, 1898). Умер в Халле 5 июля 1887 года.

 (603x699, 112Kb)
1805
Фанни Сесиль Мендельсон-Бартольди (по мужу - Гензель, Hensel)
Немецкая пианистка и композитор. Дочь Авраама Мендельсона и Лею Мендельсон, урожденная Саломон, и старшая сестра композитора Феликса Мендельсона-Бартольди. В 1816 в Тауфе принимает протестантское крещение и соответсвенно религии имена Фанни Сесиль с добавлением к родительской фамилии имени её дяди с материнской стороны, Бартольди. После бракосочетания в 1829 с придворным художником Вильгельмом Генселем становится Фанни Гензель. В браке имела одного сына - Себастьян Гензель (1830-1898). Фанни провела первые годы своего детства в родном городе Гамбурге, в 1811 её семья перебралась в Берлин, спасаясь от репрессий французской оккупации при маршале Дафоусте. Уже в раннем детстве она вместе с братом Феликсом получает уроки музыки. Из самых ранних сохранившихся её произведений, это положенные на музыку стихи ко дню рождения их отца 10 декабря 1819. Она получает уроки игры на фортепьяно сначала от матери, затем от Мари Бигот и Людвига Бергера. В 1820 Фанни с братом Феликсом посещают Берлинскую вокальную академию, руководимую Карлом Фридрихом Целтером. От Целтера Фанни получает музыкально-теоретическое занятия. В письме Гёте от 18 февраля 1831 Целтер хвалит способности Фани как пианистки со словами: «она играет как мужчина». Она поражает французского композитора Чарльза Гуно произведениями Бетховена и Баха, которые она исполняет ему наизусть на пианино. Тем не менее, в отличие от её брата Феликса, отец запрещает ей избрать профессию, соответствующую её музыкальному таланту. В её 15 лет отец пишет в письме: «… музыка станет для него (Феликса), вероятно, профессией, в то время как тебе она может быть только украшением, никогда музыка не будет твоим основным занятием». Лишь от своего супруга Фанни получает позже одобрение и поддержку, после опубликования одной маленькой части её произведения. 14 мая 1847 года в Берлине, Фанни скончалась от последствий апоплексии, успев всё же написать достаточное количество произведений, несмотря на трудности, связанные с запретами отца и довольно короткую жизнь. Её кончина стала своего рода катализатором глубочайшей депрессии Феликса Мендельсона, от которой он так и не поправился. Сейчас её произведения пользуются определённым успехом, судя по количеству выпускаемых компакт-дисков.

Auguste Laurent (540x699, 74 Kb)
1807
Огюст Лоран (Auguste Laurent)
французский химик-органик, создатель «теории ядер», на основе которой была построена одна из систем классификации органических соединений. Родился в Ла-Фоли. В 1830 окончил Парижский Горный институт, в 1830–1831 работал ассистентом Ж.Дюма в Центральной школе искусств и ремесел в Париже, в 1832–1837 – в лаборатории Севрской фарфоровой фабрики, на парфюмерной фабрике в Париже. В 1837 получил степень доктора философии, в следующем году стал профессором химии Бордоского университета. В 1846–1847 работал в Высшей нормальной школе в Париже, в 1848 получил место химика при Монетном дворе. Работая в лаборатории Дюма, Лоран занялся исследованием свойств продуктов замещения различных соединений в сравнении со свойствами исходных веществ. В частности, он осуществил хлорирование нафталина, этилена и других углеводородов и пришел к выводу о сохранении химического строения соединений в реакциях замещения водорода хлором. Это положение, согласующееся с теорией замещения Дюма, стало частью более общей «теории ядер», впервые сформулированной Лораном в 1836. По его мнению, органические вещества получаются из основных «радикалов» (ядер), содержащих атомы углерода и водорода в простых атомных отношениях путем замещения водорода другими элементами или атомными группами. Все производные радикалы одного основного радикала должны иметь такое же число атомов, как и основной радикал, и принадлежать к одному и тому же типу (ряду). В своей «теории ядер» Лоран впервые высказал мысль, что все органические соединения сводимы к углеводородам, и исходя из этого предложил систему классификации органических веществ, происходящих из «типовых» углеводородов путем замещения или присоединения других атомов или молекул. Эта «унитарная» система не встретила сочувствия известных химиков того времени – Берцелиуса и Либиха, сторонников идеи «бинарности», которые считали, что всякое химическое соединение есть комбинация «электроположительных» и «электроотрицательных» компонентов, зато нашла понимание у другого французского химика, Ш.Жерара, автора новой «теории типов». Взгляды Лорана и Жерара были настолько близки, что в исторических очерках их имена как творцов этой теории стоят рядом. Лорану принадлежит большое число работ по органической химии: он исследовал нафталин и получил его хлор-, нитро- и сульфопроизводные, открыл фталевую кислоту, изучал окисление жиров азотной кислотой, исследовал антрацен из каменноугольной смолы, фенол и его производные и т.д. Еще одной заслугой Лорана было то, что он, как и Жерар, одним из первых пришел к осознанию необходимости четкого разграничения понятий атома, молекулы и эквивалента, что способствовало возрождению закона Авогадро. Уже после смерти ученого вышел в свет труд Метод химии (Mthode de chimie, 1854), где изложены его мысли о молекулах, атомах, строении органических соединений. Умер в Париже 15 апреля 1853 года. Литература: Бутлеров А.М., Сочинения, том 3, Москва, 1958, страницы 169—280: Быков Г.В., История классической теории строения, Москва, 1960 (указатель); Джуа М., История химии, перевод с итальянского, Москва, 1966, страницы 233—235, 237—240.

Aleardo_Aleardi (474x700, 95Kb)
1812
Алеардо Алеарди (итальянское имя - Aleardo Aleardi)
итальянский поэт и патриот. Алеардо Алеарди родился в Веронике. Изучал сначала в Падуе юриспруденцию, но затем, когда по своей политической неблагонадежности нигде не мог найти постоянных занятий, посвятил себя поэтической и литературной деятельности. После восстания Венеции в 1848 году на него в числе других было возложено Маниным составление избирательного закона. Позднее он был послан вместе с Томмазео в город Париж в качестве представителя временного правительства Венеции, оттуда поехал во Флоренцию и Верону, где был схвачен и увезен в Мантую. В 1859 году Алеарди снова был арестован и заключен в Иозефштадтской крепости в Богемии. По заключении мира он возвратился в Италию и, поселившись в Брешии, был избран в парламент. В 1864 году назначен профессором эстетики при Академии изящных искусств, затем членом совета министерства просвещения и сенатором. Сочинения поэта, проникнутые горячим стремлением к государственной, социальной и политической свободе Италии, не раз навлекали на него преследования австрийской полиции. Алеардо Алеарди скончался в Вероне 17 июля 1878 года. Библиография: «Poesie complete» (Лозанна, 1863); «Poesie varie» (Верона, 1858, и Салерно, 1860); «Canti di Aleardo» A. (Флор., 1862; 5 изд., 1878); некоторые извлечения существуют и в немецком переводе Китта, «Aus den Dichtungen A. s» (Базель, 1872). Литература: Данео, "Aleardo A." (Генуя, 1879).

1821
Федор (Фридрих) Карлович Дершау
русский писатель, издатель журнала "Финский Вестник". Литературная деятельность его была настолько скромна, что никто из современников не позаботился оставить потомству какие-либо сведения о его жизни. Известно, что Дершау воспитывался в кадетском корпусе и, по окончании курса, служил в военном ведомстве. В молодых летах он оставил службу и пожелал заняться литературой. В 1842 году он напечатал в "Маяке" свои воспоминания о путешествии по Финляндии под заглавием "Финляндия и Финляндцы" — довольно обширную статью, которую современные критики встретили не совсем сочувственно. Первая неудача не охладила литературного пыла Дершау и он задумал издавать журнал. Связи его с высокопоставленными лицами и непринужденность политических убеждений способствовали тому, что он в короткое время выхлопотал себе разрешение издавать "Финский Вестник". Не чувствуя в себе достаточной опытности для ведения журнального дела, Дершау обратился с просьбой взять на себя руководительство к бр. Майковым и пригласил сотрудниками известных в то время литераторов: Кукольника, Гребенка, Даля и др. Первая книга журнала вышла в 1845 г. и была очень толково составлена под редакцией Майковых. Но затем начали происходить довольно печальные недоразумения между сотрудниками и издателем. Оказалось, что Дершау не имеет денег для продолжения журнала. Ho это недоразумение было быстро устранено вмешательством родственников, которые оказали существенную денежную поддержку. Гораздо важнее другое обстоятельство, которое повлекло за собою смерть журнала. Дершау не довольствовался ролью издателя и хотел играть первую роль, причем имел смелость переменять заглавия у статей, присылаемых в редакцию и даже по личному усмотрению исправлял рукописи. Такое свободное обращение Д. оттолкнуло его лучших сотрудников, и журнал начал падать. Кое-как он просуществовал до 1854 г., затем Дершау окончательно убедившись, что при таких условиях успеха не будет, начал подыскивать покупателя и, наконец, продал его Дерикеру, помощнику редактора "Библиотеки для чтения", который на новых началах продолжал издавать его под названием "Северное Обозрение". Прекратив издательство, Д. продолжал изредка пописывать и некоторые его статьи были напечатаны в "Репертуаре" и "Литературной Газете". Умер около 1862 года. Литература: "Исторический Вестник" 1886 г., книга II, том XXIII; "Энциклопедический Словарь", издание Брокгауза и Ефрона. "Исторический Вестник" 1888 г., книга V, том XXVIII.

Longinov_Mikhail_(1823-1875) (507x700, 193Kb)
1823
Михаил Николаевич Лонгинов
известный русский литератор, писатель, поэт, мемуарист, библиограф, историк литературы и одновременно видный государственный деятель, крупный чиновник, губернатор Орловской губернии (в 1867—1871 годах) и, наконец, главный цензор России, начальник главного управления по делам печати Министерства внутренних дел (с 1871 года — и до дня своей смерти). Михаил Лонгинов прошёл впечатляющий путь личного развития. Активный либерал и вольнодумец круга «Современника», закадычный приятель Некрасова, Тургенева и Дружинина, вдобавок, автор многих водевилей, «срамных стихов» и откровенно порнографических поэм, спустя всего двадцать лет он стал государственником и, заняв кресло «главного цензора» России, беспощадно вымарывал из произведений своих бывших коллег даже самые незаметные намёки на фривольность или свободомыслие. Михаил Лонгинов родился в Санкт-Петербурге, в семье крупного чиновника, статс-секретаря Николая Михайловича Лонгинова, занимавшего должность управляющего учреждениями вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Будучи сыном крупного бюрократа с обширными связями в обществе, Михаил Лонгинов пошёл по стопам отца — и впоследствии сам занял весьма заметное место в бюрократической среде времён императора Александра II. Учился и воспитывался Михаил Лонгинов сначала в Александровском Царскосельском лицее, по окончании которого немедленно поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, где учился неважно и вёл весьма свободный, богемный образ жизни. Тем не менее в 1843 году окончил обучение с низшим званием действительного студента, и при содействии отца сразу же определился на службу в комиссариат. Дальнейшая карьера Михаила Лонгинова развивалась довольно гладко. В 1846 году он был откомандирован в Симферополь для инспектирования состояния местной провиантской комиссии, а в 1849 году направлен в Саратов для контроля за поставкою провианта для Кавказской армии, где пробыл весьма краткое время. Наскучивши состоять чиновником при армейском снабжении, в том же году Михаил Лонгинов перевёлся на службу в департамент духовных дел по иностранным исповеданиям, а в 1854 году перешёл в канцелярию чиновником при Московском военном генерал-губернаторе Закревском. При этом обширные связи отца и собственные знакомства позволяли Лонгинову не особенно надрываться по службе и распорядок иметь весьма свободный. Довольно часто он имел возможность отлучаться из Москвы в столицу на весьма продолжительное время. Именно концом 1840-х годов датируется его сближение с кругом «Современника», более всего с Некрасовым, Тургеневым, Дружининым и Панаевым. Отойдёт Лонгинов от журнала примерно в 1857 году, не приняв проводимых Чернышевским и Добролюбовым радикальных идей и не разделяя новых принципов «реальной критики». Судя по всему, отход от прежнего круга общения сопровождался у Лонгинова личной обидой и резким пересмотром прежних взглядов. Спустя всего четыре года он выступает с резкими нападками на новых вождей «Современника» в своей ярко полемической статье «Белинский и его лже-ученики» (журнал «Русский вестник», № 6 за 1861 год). Следующие пять лет, в 1859 — 1864 годах, Михаил Лонгинов замещал должность секретаря общества любителей российской словесности при Московском университете. В это время, когда только начинались большие реформы Александра II, Лонгинов по воспоминаниям Николая Гилярова-Платонова, был большим либералом, всячески «выставлял себя самым ярым защитником свободного слова и самым резким порицателем цензурного учреждения». В 1865 году Михаил Лонгинов получил назначение состоять ответственным членом от правительства в Тульском губернском присутствии по крестьянским делам, а уже в следующем году — Крапивенским предводителем дворянства, но в этой должности он состоял всего три месяца, после чего перевёлся на службу в министерство внутренних дел. Однако и там пробыл лишь немногим больше. В 1867 году карьера Михаила Лонгинова вступила в свою наивысшую фазу. По протекции своих столичных друзей он получил неожиданно высокое назначение орловским губернатором, в каковой должности и оставался до 1871 года. В 1871 году Михаил Лонгинов занял последний и высший пост в своей карьере. Его перевели в Санкт-Петербург, где он получил назначение на должность начальника Главного управления по делам печати (или Главного цензора России). Этот пост Лонгинов занимал до самой своей смерти и заслужил на нём своеобразную и громкую славу как в среде чиновников, так и своих бывших друзей и коллег по литературному труду. Либерально настроенный в молодости, уже в 1860-е годы Лонгинов перешёл на ярко выраженные реакционные позиции, которые не замедлили в полной мере проявиться на посту Главного цензора. Тот же Николай Гиляров-Платонов с удивлением отмечал, что Лонгинова словно подменили, его было не узнать, до такой степени «он озлоблением дышал против печати, видел в ней как бы личного врага». Именно Лонгинов выступил главным инициатором и создателем новых цензурных правил от 31 мая 1872 года, сильно дополнивших «слишком либеральный» закон о печати от 6 апреля 1865 года в сторону стеснения положения печати и существенного расширения полномочий министерства внутренних дел в этой области. Временами деятельность Лонгинова на своём посту отличалась крайней раздражительностью, порой доходившей до фанатической нетерпимости к инакомыслию: так например, он собирался наложить запрет даже на издание русского перевода «Происхождения видов» Чарлза Дарвина. Именно по этому поводу Алексей Толстой написал (в стихах) язвительное «Послание к M.H.Лонгинову о дарвинисме», довольно широко распространившееся в списках и копиях. Несомненно, что большинство литераторов воспринимали «ценсорство» срамного поэта Лонгинова, как нечто анекдотическое и несерьёзное, чем только многократно усиливали его раздражение и репрессии. Весьма забавным в один голос находили также и довольно комическое несоответствие добродушной, почти детской внешности Лонгинова и той несусветной строгости, которую он напустил на себя и всех окружающих. Показателен с этой точки зрения самый стиль толстовского «Послания» — нарочито сниженный, фамильярный и почти нецензурный, начинающийся следующим прямым обращением к начальнику Главного управления при Министерстве внутренних дел Российской империи по делам печати:
Правда ль это, что я слышу?
Молвят овамо и семо:
Огорчает очень Мишу
Будто Дарвина система?

Полно, Миша! Ты не сетуй!
Без хвоста твоя ведь ж…,
Так тебе обиды нету
В том, что было до потопа…
Несмотря на то, что Михаил Лонгинов находился (почти буквально) на посту главного цензора России всего четыре года, имя его стало притчей во языцех как в среде пишущих авторов, так и более широких кругах российской интеллигенции. Все эти годы его сопровождала не только репутация «чудовища» и «тирана», но и более чем двусмысленная слава «автора замечательных по форме, но отвратительных по своему цинизму стихов». Не случайно, когда спустя восемь лет, в 1883 году на тот же самый пост Главного цензора назначили известного литератора Евгения Феоктистова, прошедшего почти подобный путь от либерала круга «Современника» до самого махрового консерватора и охранителя, в нём дружно признали «призрак Лонгинова». И призрак не замедлил с лихвой оправдать присвоенное ему высокое звание, нисколько не тяготясь славой своего предшественника. В своей известной книге воспоминаний под красноречивым названием «За кулисами политики и литературы», Феоктистов охарактеризовал Михаила Лонгинова всего в нескольких словах, как великолепного сочинителя непристойной литературы, которая «своим содержанием могла бы возбудить острую зависть даже в Баркове». После четырёх лет пребывания на посту Главного цензора 4 февраля 1875 года Михаил Николаевич Лонгинов скончался. Его смерть была воспринята в кругах литераторов с подлинным облегчением, почти как «ещё одно освобождение», многие авторы и сочувствующие даже не трудились скрывать своей радости. Эти настроения лучше всяких описаний иллюстрируют многие десятки эпиграмм и эпитафий известных поэтов, написанных «вослед тирану». Вот только одна из них, сочинённая известным русским поэтом и сатириком Дмитрием Минаевым:
Стяжав барковский ореол,
Поборник лжи и вестник мрака,
В литературе — раком шёл
И умер сам — от рака.
Ещё в раннем детстве Михаил Лонгинов был очень живым, развитым ребёнком и производил на окружающих впечатление вундеркинда. Склонность к писаниям он обнаружил в себе очень рано: ещё будучи восьми лет от роду, он сочинил некую повесть под заглавием: «Наездники», которая в том же году была издана его отцом в количестве 50 экземпляров (Санкт-Петербург, 1831 год). Когда в конце 1830-х годов стал выходить энциклопедический лексикон Плюшара, пятнадцатилетний Михаил Лонгинов принял в нём живое участие, специально написав для него несколько статей (в XV—XVI тома). В 1850-х годах Михаил Лонгинов под псевдонимом «Скорбный поэт» публиковал в «Современнике» короткие стихотворения, в те же годы он написал вторую свою повесть «Широкая натура». Большинство сочинённых Лонгиновым порнографических поэм и стихов не только датировано пятидесятыми годами, но и напрямую связана с его друзьями, известнейшими поэтами и писателями круга «Современника». Так, поэма «Бордельный мальчик» посвящена Ивану Панаеву, «Свадьба поэта» имеет в качестве мишени Нестора Кукольника и написана в диалоге с Некрасовым, а известный «Ответ Лонгинова Тургеневу» говорит сам за себя. Широко распространенные в списках и изданные двадцатью годами позднее в Карлсруэ неким «неизвестным доброжелателем» (когда их автор уже находился на посту главного цензора России), срамные стихи составили основную прижизненную славу Лонгинова. Он достойно продолжил эту весьма особую линию русской словесности и подхватил славные традиции Баркова, Пушкина, Лермонтова и своих близких «современников», Некрасова и Тургенева. Можно сказать, что среди русской поэзии второй половины XIX века Михаил Лонгинов в срамном жанре по лёгкости языка и объёму творческого наследия уступал только знаменитому специалисту в своём роде, Петру Шумахеру. Будучи страстным театралом и постоянным любителем как сцены, так и кулис, Михаил Лонгинов приложил свои литературные способности также и в этой области изящного слова. Так, в соавторстве с К.А.Тарановским он перевёл для сцены несколько французских комедий и водевилей, например, «Всех цветочков боле розу я любил», «Быть бычку на веревочке!» (1858 год) и среди прочих, даже одну мелодраму — «Испанский Дворянин» (1858).[9] Особого упоминания заслуживает тот факт, что почти все свои пьесы Лонгинов написал, будучи чиновником канцелярии при Московском военном генерал-губернаторе. Как яркий и вдумчивый библиограф Михаил Лонгинов впервые проявился в те же годы. Его интересы касались в основном тонких подробностей истории русской литературы и масонства XVIII и начала XIX века. В 1856 году, всё в том же журнале «Современник» Лонгинов опубликовал свои первые «Библиографические заметки» о русских писателях XVIII и XIX веков. Чаще всего он интересовался и посвящал свои труды малоизвестным писателям этой эпохи. Так, в 1856—1857 годах Лонгинов написал для «Современника» целый ряд статей и рецензий, в которых раскопал для интересующегося читателя малоизвестные обстоятельства жизни и творчества таких «раритетных» писателей, как Хераскова, Новикова, Фонвизина, Радищева, Дельвига и многих других. После разрыва с «Современником», Михаил Лонгинов продолжал публиковать свои литературно-биографические разыскания в «Русском Вестнике» (1857—1860 года), затем, с момента его основания — в «Русском Архиве» (1863—1865 год), где опубликовал целую серию статей под названием «Биографические разыскания» о разных писателях XVIII и XIX веков и, наконец, в «Русской Старине» — также с момента её основания, в 1870 году, где продолжил прежнюю серию статей под заглавием «Биографические сведения о некоторых русских писателях XVIII века». Также в «Русской старине» вышли в свет и несколько исторических статей Лонгинова (в эти годы он занимал пост орловского губернатора). И в каждой из публикаций Лонгинова всегда имелась какая-либо изюминка, новая деталь, он всякий раз раскапывал нечто новое, ранее неизвестное и с удовольствием предавал огласке найденные им в архивах ценные материалы. В частности, он разыскал и опубликовал массу материалов для полного собрания сочинений многих русских писателей: графа Фёдора Ростопчина, баснописца Ивана Крылова, князя Ивана Долгорукова, поэтов Михаила Милонова и Евгения Баратынского, а также многих других. Особенная заслуга Михаила Лонгинова состояла в том, что он первый разыскал и упомянул о забытых произведениях писателей, о которых до тех пор почти не было известно и не говорилось в печати. В качестве примеров подобного рода можно привести его статьи: «Новые подробности для биографии Новикова и Шварца» («Русский Вестник», 1857—1859, статья вышла отдельно и выдержала три издания), «А.А.Петров и переведённый им хризомандер» («Сборник литературных статей, посвященных памяти А.Ф.Смирдина», том IV, 1859 год), «Княжна Тараканова» (том 23), «Я.Б.Княжнин и его трагедия Вадим» («Русский Вестник», 1860). Две детальные статьи в «Русском Вестнике» Лонгинов посвятил графу Сперанскому, опередив таким образом обширный труд барона М.А.Корфа, вышедший в 1861 году. Как видно из статей о Новикове и Шварце, Лонгинова также интересовали исследования российского масонства, где он также явился одним из пионеров. Кроме нескольких персональных статей, он посвятил этому вопросу самый крупный свой труд: «Новиков и московские мартинисты», вышедший отдельным изданием в Москве, в 1867 году. Эта книга Михаила Лонгинова на долгие годы стала образцовым сборником тщательно проверенных сведений о русской литературе и масонстве конца XVIII века. Библиографические работы Лонгинова не несли в себе какой-либо стройной методологии или системы, но они и по сей день сохраняют ценность как собрание подробного и редкого фактического материала. В этом смысле Михаила Лонгинова можно считать научным предшественником Леонида Майкова, Владимира Саитова, Бориса Модзалевского и других культурных «микрологистов», понимавших историю литературы как сумму подробных биографических и библиографических очерков. Для окончательной характеристики Лонгинова как библиографа и цензора можно привести следующие слова из письма князя Петра Вяземского, прямо и от первого лица обращённые к нему: «Вы отец и командир всей пишущей, грамотной и полуграмотной братии нашей, как строевой и наличной, так и бессрочноотпускной и инвалидной. Вы не только начальник главного управления по делам печати живой и нынешней, но и мёртвой, вчерашней, третьегоднешней и едва ли не допотопной. Трудолюбивый, неутомимый изыскатель по русской части биографической и библиографической, вы всё прочуяли, переведали, пересмотрели, до всего добрались и продолжаете добираться. От ваших истинно цензорских, то есть сотенных аргусов глаз, ничто печатное доныне, и чуть ли не всё писанное, не ускользнуло. Всеведение и память ваша изумительны». Отдельной ценностью обладает также и Лонгинов-мемуарист. Будучи хорошо знакомым с целым рядом русских литераторов первой величины, он не преминул оставить о них свои воспоминания, написанные живым и острым языком. Первым такого рода произведением оказалась его статья, опубликованная в 1854 году в том же «Современнике» под названием «Воспоминание о Гоголе», написанное спустя два года после его смерти. Отец Михаила в 1831 году нанял для него и двоих его старших братьев домашнего учителя словесности. Этим учителем оказался Николай Гоголь, рекомендованный Лонгинову-старшему Жуковским и Плетнёвым. Яркие воспоминания, лишённые всякой сентиментальности, выспренности или детской примитивности разительно отличаются от большинства произведений подобного жанра: «Первое впечатление, произведённое им на нас, мальчиков от девяти до тринадцати лет, было довольно выгодно, потому что в добродушной физиономии нового нашего учителя, не лишенной, впрочем, какой-то насмешливости, не нашли мы и тени педантизма, угрюмости и взыскательности, которые считаются часто принадлежностию звания наставника. Не могу скрыть, что, с другой стороны, одно чувство приличия, может быть, удержало нас от порыва свойственной нашему возрасту смешливости, которую должна была возбудить в нас наружность Гоголя. Небольшой рост, худой и искривленный нос, кривые ноги, хохолок волосов на голове, не отличавшейся вообще изяществом причёски, отрывистая речь, беспрестанно прерываемая лёгким носовым звуком, подёргивающим лицо, — всё это прежде всего бросалось в глаза. Прибавьте к этому костюм, составленный из резких противоположностей щегольства и неряшества, — вот каков был Гоголь в молодости. Двойная фамилия учителя Гоголь-Яновский, как обыкновенно бывает в подобных случаях, затруднила нас вначале; почему-то нам казалось сподручнее называть его господином Яновским, а не господином Гоголем; но он сильно протестовал против этого с первого раза. — Зачем называете вы меня Яновским? — сказал он. — Моя фамилия Гоголь, а Яновский только так, прибавка; её поляки выдумали» — (Михаил Лонгинов. Воспоминание о Гоголе). Ещё большую ценность представляют заметки Лонгинова о Лермонтове, с которым он был знаком не только в детском возрасте, но общался почти десять лет и краткое время даже был весьма дружен. К сожалению, эти воспоминания, написанные в последний год перед смертью Михаила Лонгинова, отрывочны и не носят законченного характера. Они так и называются: «Заметки о Лермонтове» и по своей структуре похожи на разрозненные листки из записной книжки. Тем не менее, в них содержится масса малоизвестных фактов и весьма живых подробностей, не ускользнувших от взгляда Михаила Лонгинова. «Лермонтов был очень плохой служака, в смысле фронтовика и исполнителя всех мелочных подробностей в обмундировании и исполнений обязанностей тогдашнего гвардейского офицера. Он частенько сиживал в Царском Селе на гауптвахте, где я его иногда навещал. Между прочим, помню, как однажды он жестоко приставал к арестованному вместе с ним лейб-гусару покойному Владимиру Дмитриевичу Бакаеву (умер в 1871 году). Весною 1839 года Лермонтов явился к разводу с маленькою, чуть-чуть не игрушечною детскою саблею при боку, несмотря на присутствие великого князя Михаила Павловича, который тут же арестовал его за это, велел снять с него эту саблю и дал поиграть ею маленьким великим князьям Николаю и Михаилу Николаевичам, которых привели смотреть на развод» — (Михаил Лонгинов. Заметки о Лермонтове). В середине 1850-х годов Михаил Лонгинов занимался активным розыском редких и неизданных материалов Пушкина. В этом деле ему помогали друзья поэта: С.А.Соболевский, П.Я.Чаадаев, В.А.Жуковский и П.А.Вяземский. В результате Михаил Лонгинов составил сборник произведений Пушкина, не вошедших в первое собрание сочинений издания П.В.Анненкова. Свою работу Лонгинов снабдил подробными и живыми примечаниями (неизданная рукопись хранится в рукописном отделе Российской государственной библиотеки). Под редакцией Лонгинова были опубликованы два сборника: «Письма Карамзина к А.Ф.Малиновскому» и «Письма Грибоедова к С.Н.Бегичеву» (Москва, 1860 год). Лонгинов написал несколько исторических трудов, богатых редкими и ранее неизвестными документами. Вот некоторые из них: «Драматические сочинения Екатерины II»" (Москва, 1857 год); «Неизданные материалы для истории царствования Екатерины Великой» (Москва, 1858 год); «Покойный граф Д.Н.Блудов» (Москва, 1864 год); «Абрам Петрович Ганнибал» // Русский архив, 1864. — Выпуск 2. — Столбцы 180—191; «Заметка о княжне Таракановой. П поводу картины г. Флавицкого» // Русский архив, 1865. — Издание 2-е. — Москва, 1866. — Столбцы 651—656; «Заметки о Чренышевых» // Русский архив, 1865. — Издание 2-е. — Москва, 1866. — Столбцы 1004—1009; «Известие о Записках князя Ивана Михайловича Долгорукого» // Русский архив, 1865. — Издание 2-е. — Москва, 1866. — Столбцы 964—968; «Хронология некоторых стихотворений князя Ивана Михайловича Долгорукова» // Русский архив, 1865. — Издание 2-е. — Москва, 1866. — Столбцы 968—971; «Несколько известий о Пензенском помещике Струйском» // Русский архив, 1865. — Издание 2-е. — Москва, 1866. — Столбцы 958—964; «Материалы для биографии и полного собрания сочинений графа Федора Васильевича Ростопчина» // Русский архив, 1868. — Издание 2-е. — Москва, 1869. — Столбцы 851—859; «Эпизод из жизни П.Я.Чаадаева. (1820 года)» // Русский архив, 1868. — Издание 2-е. — Москва, 1869. — Столбцы 1317—1328; «Добавление к статье: Несколько известий о первых пособниках Екатерины Великой» // Русский архив, 1870. — Издание 2-е. — Москва, 1871. — Столбцы 965-969; «Несколько заметок для истории русского театра и для биографии некоторых старинных русских актеров» // Русский архив, 1870. — Издание 2-е. — Москва, 1871. — Столбцы 1348—1366; «Несколько замечаний о письмах Екатерины II к княгине Черкасской (Левшиной)» // Русский архив, 1870. — Издание 2-е. — Москва, 1871. — Столбцы 687—694; «По поводу статьи Греча о Плюшаре и об Энциклопедическом лексиконе» // Русский архив, 1870. — Издание 2-е. — Москва, 1871. — Столбцы 1940—1942; «Управление русскими театрами в Санкт-Петербурге и Москве» // Русский архив, 1870. — Издание 2-е. — Москва, 1871. — Столбцы 1551—1558; «Материалы для издания полного собрания сочинений и переводов Жуковского» // Русский архив, 1870. — Издание 2-е. — Москва, 1871. — Столбцы 695—710; «Русский театр в Санкт-Петербурге и Москве» (1873 год, XXIII том «Записок Императорской Академии Наук»); «М.Ю.Лермонтов. Заметки о Лермонтове и о некоторых его современниках» // Русская старина, 1873. — Том 7. — № 3. — Страницы 380—392; «О Санкт-Петербургских дворцах XVIII века» (Москва, 1873 год); «Ф.Н.Обер. Из Санкт-Петербургских воспоминаний 1840-х гг.» // Русская старина, 1874. — Том 11. — № 11. — Страницы 550—557; «Новиков и московские мартинисты» (Москва, 1867 год). Это наиболее крупный труд Лонгинова, посвящённый его излюбленной теме русского масонства. И хотя принципиальное понимание масонства в последней книге узко, а порою даже превратно, но фактический материал очень богат и складывается в широкую картину общественной жизни при Екатерине II. Кроме того, в приложениях напечатаны многие немаловажные документы; Издание наиболее полного собрания сочинений Михаила Лонгинова предпринято в 1915 году (Москва), Л.Э.Бухгеймом, под редакцией П.К.Симони.

Robert_Fruin (600x679, 201Kb)
1823
Роберт Якобус Фрейн (Robert Jacobus Fruin)
голландский историк, профессор Лейденского университета (1860-1894). Родился в Роттердаме. Правый либерал, в методологии следовал идеям социального дарвинизма и позитивизма, проводя (хотя и непоследовательно) принцип комплексного (в том числе и экономического) исследования истории. В трактовке истории Нидерландской буржуазной революции XVI в. на первое место выдвигал национально-освободительный (а не социальный) аспект, главной движущей силой ее считал бюргеров, буржуазию, оранжистов, отводя народным массам роль «толпы». Умер в Лейдене 29 января 1899 года. Сочинения: Tien jaren uit de tachtigjarige oorlog 1588—1598. [12 dr.], Utrecht — Antw., 1961; Verspreide geschriften, [10 dln], 's Gravenhage, 1899—1905.

zhemchuzhnikov_lm (563x700, 346Kb)
1828
Лев Михайлович Жемчужников
украинский и российский график и живописец. Представитель демократического реализма. Родился в деревне Павловка, ныне Орловской области. Брат поэтов А.М. и В.М.Жемчужниковых. Был дружен с Т.Г.Шевченко. С 1849 посещал Санкт-Петербургскую Академию Художеств. Испытал влияние П.А.Федотова. Между 1856 и 1860 обучался офорту в Париже. Последователь Т.Г.Шевченко. В 1852—1856 подолгу жил на Украине. В ряде жанровых картин, акварелей и гравюр (офорт "Покинутая", 1860; серия офортов "Живописная Украина", 1861—1862, задумана как продолжение одноименной серии Т.Г.Шевченко) создал правдивые образы украинских крестьян. Умер 6 августа 1912 года. Сочинения: Несколько замечаний по поводу последней выставки в Санкт-Петербургской Академии Художеств, "Основа", 1861, февраль; Мои воспоминания из прошлого, [Ленинград — Москва, 1970]. Литература: Кузнецова Э.М., Лев Михайлович Жемчужников, в книге: Русское искусство... Середина девятнадцатого века, Москва, 1958.

Louis-Charles-De-Saulces-De-Freycinet-$281828-1923$29-1880 (536x700, 136Kb)
1828
Шарль Луи де Сольс Фрейсине (Charles Louis de Saulces de Freycinet)
французский государственный деятель, член Французской академии (1891). Родился в городе Фуа. Выдвинулся во время Франко-прусской войны 1870-1871 гг.; возглавил штаб обороны в Туре (1870), принимал деятельное участие в формировании новых войск для продолжения войны. В 1876-1920 гг. — сенатор. Занимал посты министра общественных работ (1877-1879), министра иностранных дел (1879-1880, 1882, 1885, 1886) и военного министра (1888-1893, 1898-1899); неоднократно был главой кабинетов (1879-1880, 1882, 1886, 1890-1892). Умеренный буржуазный республиканец, он в начале своей деятельности поддерживал антиклерикальные законы о просвещении (1880). Провел амнистию коммунаров (1880), закон об изгнании претендентов на французский престол (1886). В 1891 г. выступил в защиту конкордата с католической церковью, был противником пересмотра дела Дрейфуса. Содействовал росту военной мощи Франции, провел закон о 3-летней службе в армии (1889). При его участии были подготовлены соглашение 1891 г. и военная конвенция 1892 г. с Россией. Умер в Париже 15 мая 1923 года.

 (529x699, 63Kb)
1829
Микаэл Лазаревич Налбандян (Михаил Налбандов)
армянский писатель, философ, революционный демократ, утопический социалист. Родился в городе Новая Нахичевань (ныне район Ростова-на-Дону), в семье ремесленника-кустаря. В 1855-58 годах учился на медицинском факультете Московского университета. В 1858-1860 годах сотрудничал в московском армянском журнале "Юсисапайл" ("Северное сияние"). В годы революционной ситуации в России 1859-1861 годов Налбандян под влиянием пропаганды "Колокола" и "Современника" первым из армянских писателей перешел на позиции революционного демократизма. В 1860-1862 годах совершил путешествие в Турцию, Индию, страны Западной Европы. В Константинополе создал вокруг армянского журнала "Мегу" ("Пчела") тайное революционное общество "Партия молодых". В Лондоне сблизился с А.И.Герценом, Н.П.Огаревым, М.А.Бакуниным, а также с Н.А.Серно-Соловьевичем и др., участвовал в обсуждении проекта статьи-воззвания "Что нужно народу" (программа будущей "Земли и воли"). В памфлете "Две строки" (1861 г.) провозгласил свое политическое кредо посвятить жизнь делу освобождения народа. В главном публицистическом труде "Земледелие как верный путь" (1862 г.) Налбандян подверг уничтожающей критике крестьянскую реформу 1861 года, однако сделал это с позиций общинного социализма. Единственный выход для пореформенной России видел в крестьянской революции. По возвращении в Россию был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости (июль 1862 г.), судим по "процессу 32-х". В ноябре 1865 года, больной туберкулезом, выслан в Камышин. Скончался в Камышине 12 апреля 1866 года. Микаэл Налбандян был энциклопедически образован. Занимался вопросами философии, политэкономии, лингвистики, педагогики. Являлся последователем антропологического материализма Л.Фейербаха и Н.Г.Чернышевского, неутомимым пропагандистом естественных наук. Философия Налбандяна важный этап в истории армянской общественной мысли. В практической революционной деятельности стремился соединить демократические силы армянского народа в России и за рубежом с русским освободительным движением. Налбандян зачинатель критического реализма в армянской литературе, автор романов "Одному слово, другому невесту" (1858 г.), "Вопрошение мертвых" (1859 г., не окончен), "Дневник" (1858-1860 гг.). В крепости создал антирелигиозную поэму "Похождение праотца" (1864 г., опубликована в 1903 г.). Огромной популярностью пользовалась гражданская лирика Налбандяна, проникнутая пафосом борьбы за свободу. Налбандян заложил основы армянской реалистической критики и эстетики. Его литературные взгляды выражены в работах "Слово об армянской письменности" (1854-1855 гг., опубликовано в 1895 г.), "Критика" (1858 г.), "Национальный театр в Константинополе" (1861 г.) и др. Эстетическую теорию строил на принципах антропологического материализма. Боролся за внедрение нового армянского литературного языка (ашхарабар) взамен мертвого книжного языка (грабар), за что подвергался нападкам со стороны клерикалов и реакционеров. Переводил стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Г.Гейне и других поэтов. Сочинения в русском переводе: Избранные сочинения, Ереван, 1941; Избранные философские и общественно-политические произведения, Москва, 1954; Стихотворения, Моска, 1967; Сочинения, тома 1—2, Ереван, 1968—1970. Литература: Мясникян А.Ф., Избранные произведения, Ереван, 1965; Шаумян С., Литературно-критические статьи, 2-е издание, Москва, 1955; Хачатрян А.Б., Мировоззрение М.Л.Налбандяна, "Учёные записки МГПИ имени В.И.Ленина", 1962, № 171, страницы 3—328; Гуланян Х.Г., Микаэл Налбандян, Москва, 1955; Даронян С., М.Налбандян, Москва, 1963; его же, М.Налбандян и русские революционные демократы, Москва, 1967.

Петр Александрович Ефремов  (544x700, 263Kb)
1830
Петр Александрович Ефремов
библиофил, библиограф, редактор, литературовед, издатель, историк русской литературы, публикатор и комментатор сочинений русских классиков., член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук, действительный статский советник. Директор Санкт-Петербургской сберегательной кассы, директор Государственного банка. Пётр Александрович Ефремов родился в Москве, в старинной дворянской семье. Отцом его был Александр Степанович Ефремов, служивший офицером. Мать (урождённая Воейкова) была из рода Савеловых. Будущий историк литературы окончил Первую Московскую гимназию и поступил на математический факультет Московского университета. Успешно завершив учёбу в университете в 1854 году, Ефремов оставляет Москву и переезжает в Санкт-Петербург. Здесь он начинает службу в военно-инспекторском департаменте и продолжает её до 1863 года. Благодаря своим служебным обязанностям Ефремов познакомился с участью Ф.М.Достоевского, отбывавшего семипалатинскую ссылку. В 1855 году Ф.М.Достоевский, рассчитывая на улучшение своего солдатского положения, сочинил стихотворение, посвящённое вдовствующей императрице Александре Фёдоровне и отправил его адресату. Оно попало в военно-инспекторский департамент к П.А.Ефремову, затем проследовало к Александре Фёдоровне, в результате чего в 1856 году писатель был произведён в унтер-офицеры. В 1863 году Ефремов оставляет службу в военно-инспекторском департаменте и по инициативе Е.И.Ламанского, в то время управляющего Государственным банком, он переходит на службу в Санкт-Петербургскую сберегательную кассу Государственного банка. С 1872 по 1889 годы Пётр Александрович был директором Санкт-Петербургской сберегательной кассы. С 1889 года до 1893 года Ефремов уже директор Государственного банка, одновременно сохраняя за собой и заведование сберегательными кассами. В 1893 году он выходит в отставку. Количество сберкасс при нём увеличилось с 76 до 600, а количество вкладов увеличилось втрое с 9 миллионов рублей до 27,5 миллиона руб. Он добился того, что сберкассы было разрешено учреждать при всех губернских и уездных казначействах, а также во всех отделениях почтово-телеграфной связи. С юношеских лет Пётр Ефремов начинает коллекционирование уникальных изданий по истории и литературе и продолжает его всю свою жизнь. Его коллекция включала собрания сочинений большинства русских классиков в нескольких изданиях, русскую периодику и литературные альманахи XVIII — начала XIX века, русскую драматургию. В результате ему удаётся собрать неповторимую по своей уникальности в России библиотеку объёмом приблизительно 24 тысячи томов. Помимо книг она содержала гравюры, портреты, рисунки, оттиски, эстампы и т. д. В 1909 году после смерти П.А.Ефремова его наследники распродали библиотеку. Часть её купила Академия наук для вновь открытого Пушкинского Дома, ныне — Институт русской литературы. Другая часть через Санкт-Петербургский эстампный магазин А.Фельтена разошлась по частным собраниям. Примечательной особенностью библиотеки Ефремова были так называемые Ефремовские конволюты, имевшие под одной обложкой как само комментируемое произведение, так и отзывы на него в печати, письма автора, дополнения и комментарии Петра Александровича — разнообразные и единственные в своём роде материалы для биографий русских писателей, ныне хранящиеся в РГАЛИ. Их появление связано с тем, что Ефремов выписывал журналы обычно в двух экземплярах, второй экземпляр для вырезок. Первая библиографическая статья Ефремова появилась в «Современнике» в 1857 году, а затем он печатался в журналах «Библиографические записки», «Отечественные записки», «Русский архив», «Русская старина», «Российская библиография», «Исторический вестник», газетах «Голос», «Новое время», «Русские ведомости». В 1864—1865 годах Ефремов редактирует журнал «Книжный вестник». Перечень его многочисленных трудов в 1892 году поместил журнал «Библиограф» в своём декабрьском номере. Помимо всего сказанного Ефремов публиковал в журнале «Искра» свои сатирические заметки. П.А.Ефремов пополнил историю русской литературы множеством исключительных по своей важности материалов, благодаря ему появились на свет профессионально подготовленные собрания сочинений русских писателей. Им были переиздан в 1864 году журнал Н.И.Новикова «Живописец», в следующем году журнал «Трутень».Несмотря на отсутствие специального историко-филологического образования Ефремов смог стать одним из ведущих специалистов в области истории русской литературы XVIII - XIX веков. На книжных развалах и у букинистов Ефремов ищет и находит лишь всё то, что так или иначе связано с наиболее значительными литературными событиями XVIII — начала XIX века. Ему удалось найти, квалифицированно опубликовать и откомментировать множество неизвестных доселе автографов Пушкина, Лермонтова, Рылеева, Радищева, Фонвизина, Жуковского, Батюшкова и многих других. Он редактирует издание собрания сочинений Д.И.Фонвизина (1866 год), В.И.Майкова (1867 год), А.Д.Кантемира (1867—1868), В.И.Лукина и Б.Ельчанинова (1868 год), А.Н.Радищева (Санкт-Петербург, 1872 год, издание запрещено и уничтожено), К.Ф.Рылеева (1872 год, второе издание 1874 год), М.Ю.Лермонтова (1873, 1880, 1882, 1887, 1889 годы) и отдельно «Юношеские драмы» — 1881 год, В.А.Жуковского (1878, 1885 год), А.С.Пушкина (1880, 1882, 1903 — 1905 годы) и два отдельных издания «Евгения Онегина» (1874, 1882), А.И.Полежаева (1889 год), «Семь статей» В.Г.Белинского (1889, совместно с В.Е.Якушкиным), «Горе от ума» А.С.Грибоедова. По своим взглядам Ефремов принадлежал к культурно-исторической школе. Издания сочинений русских писателей, вышедшие под его редакцией, имели библиографический аппарат, редакционные комментарии к тексту, биографические примечания, в целом они имели достаточно хороший научно-публикаторский уровень для того времени. Несмотря на всё это они продавались по волне доступной цене. В общей сложности с 1857 по 1907 год Ефремовым были напечатаны около ста тридцати работ по истории русской литературы, опирающиеся на архивные данные и неизвестные до этого исторической науке. Помимо издания литературных произведений Ефремов составил и издал словари «Русских гравёров» и «Русских народных картинок». Он работал совместно со многими выдающимися книгоиздателями: И.И.Глазуновым, Н.Г.Мартыновым, Н.В.Гербелем, братьями М.В. и С.В.Сабашниковыми, Я.А.Исаковым, А.С.Сувориным. Им составлен также книготорговый каталог «Систематическая роспись книгам, продающимся в книжном магазине И.И.Глазунова в Санкт-Петербурге» (1867 год) с добавлениями к нему за 1867 — 1869 гг. (1869 год) и за 1869 — 1873 (1874 год). Это издание не утратило своего библиографического значения до сих пор. В 1879 году под его редакцией появился сборник «Материалы для истории русской книготорговли».Исследователь творчества А.Н.Радищева Г.П.Шторм писал о П.А.Ефремове: «Его доброе имя неотделимо от истории русской литературы. И приходится лишь удивляться, что во втором издании „Большой советской энциклопедии“ этого имени нет».В октябре 1865 года библиограф получил письмо от сына А.Н.Радищева — восьмидесятидвухлетнего П.А.Радищева с предложением издать сочинения его отца. К этому времени большая часть радищевских произведений была напечатана Герценом за границей, и незначительная часть была опубликована в России, но «Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву» с 1790 года находилось под запретом. Это же относилось к оде «Вольность» и другим произведениям писателя. На протяжении пяти царствований никакие попытки опубликовать опальные произведения ни к чему не приводили. Незадолго перед этим в «Чтениях Общества истории и древностей Российских» О.М.Бодянского были обнародованы данные из следственного дела Радищева. Имя его стало популярно в печати. Казалось бы момент настал, и Ефремов обращается за содействием к чиновнику Комитета по делам печати Ф.Ф.Веселаго в поддержке издать Собрание сочинений Радищева, но получает отказ. Через полгода, в мае 1866 года, умирает сын Радищева, так и не увидевший сочинений своего отца напечатанными. Перед смертью Ефремов возвратил владельцу все подлинники рукописей, сделав себе копии. Летом 1868 года запрет на издание «Путешествия…» Радищева, казалось, был снят, и Ефремов вновь решается осуществить заветное желание опубликовать Радищева в России, о чём он оповестил читателей в «Санкт-Петербургских ведомостях» в сентябре 1869 года. К работе над изданием Ефремов привлекает А.П.Пятковского. Он просит написать его предисловие к изданию, и, несмотря на то, что предисловие так и не появилось, Пятковский значительно помог Ефремову в подготовке издания Сочинений. Публиковать произведения Радищева было много сложнее, чем иных писателей, поскольку достоверных источников для публикации было крайне мало. Часть текстов Ефремов печатал впервые, это были те находки, которые ему удалось лично разыскать у букинистов. Кроме того приходилось обращаться к материалам, рассеянным по личным собраниям. Особое затруднение вызвало обнародование «Путешествия из Санкт-Петербурга в Москву» и оды «Вольность». Редактор был вынужден, стремясь к возможной научной полноте, выполнять требования цензурного устава. Приходилось делать купюры наиболее острых мест. Тем не менее в 1871 году сочинения Радищева уже начали печататься и к весне 1872 года основная работа по подготовке издания была завершена. Ефремов трижды сверял редакторские корректуры. Научная скрупулёзность Ефремова оборачивалась для типографии значительными издержками, которые окупались безупречным профессионализмом редактируемого издания. Так тексты «Путешествия…» он сопроводил комментариями Екатерины II. П.А.Ефремов, сделав всё от него зависящее, чтобы большая часть из написанного Радищевым увидела свет, снабдил своё документальное, как он говорил, издание саркастическими замечаниями в адрес библиографов и литературных критиков, замалчивавших или же недостаточно пристально освещавших, по мнению Ефремова, деятельность А.Н.Радищева. Среди них Г.Н.Геннади, М.Н.Лонгинов, Я.К.Грот, П.Н.Полевой, А.Д.Галахов. В результате Михаил Лонгинов, начальник Главного управления по делам печати, сам библиофил и собиратель произведений Радищева, настаивает на полном запрещении первого собрания сочинений писателя. В июне 1873 года на картонной фабрике Крылова в Санкт-Петербурге была уничтожена большая часть тиража двухтомника Радищева. Осталось несколько экземпляров без купюр, которые Ефремов заблаговременно сохранил на случай вероятного уничтожения издания. Следующее издание Радищева состоялось ещё при жизни Ефремова в 1906 году. С начала 1860-х годов Ефремов изучал биографию и творчество А.С.Пушкина. Он критически пересмотрел собрания сочинений поэта, вышедшие ранее: собрание сочинений под редакцией Павла Анненкова (1855 год), собрания сочинений под редакцией Г.Н.Геннади 1859 и 1869—1871 гг. Последним посвящена знаменитая эпиграмма С.А.Соболевского:
О жертва бедная двух адовых исчадий,
Тебя убил Дантес и издаёт Геннади.
Геннади редактировал пушкинские тексты для издателя Я.А.Исакова. И поскольку самого издателя не устраивало его издание и, главным образом, редактура Геннади, то он решает поручить вновь предпринимаемое издание сочинений поэта П. А. Ефремову, в это время уже наиболее известному и авторитетному редактору. В марте 1877 года между издателем и редактором был заключён договор, по которому издатель Исаков должен был заплатить П.А.Ефремову за редакторскую работу 2500 рублей. Однако, как полагает профессор С.В.Белов, «П.А.Ефремов, указавший на ряд грубых ошибок и пропусков в издании Анненкова и высказавший в резкой форме отрицательное отношение к его редактуре, в своей работе пошёл на поводу у Геннади, т. е. тоже вставлял в основной текст варианты и зачеркнутые поэтом строки, усугубив тем самым нелепости геннадиевской редактуры». По мнению С. В. Белова, сам Ефремов остался неудовлетворён результатами своей работы, поскольку меньше, чем через год, решает нарушить свои договорные обязательства и отказаться от редактирования сочинений Пушкина, мотивируя свой отказ небрежностью работы типографии. Издатель Исаков вынужден был обратиться за посредничеством к председателю Литературного фонда В.П.Гаевскому. Со своей стороны Исаков поменял типографию, и В.П.Гаевскому удаётся уладить недоразумение с П.А.Ефремовым. В начале 1881 года шеститомное издание сочинений А.С.Пушкина, наконец, было завершено: первое для Ефремова, для Исакова третье и последнее — летом он умирает. Первоначально издание предполагалось выпустить к Пушкинским торжествам, но организационные неурядицы и кропотливая редакторская работа Ефремова отодвинули его появление. В 1880 году появились только первые тома шеститомника. Новое издание было значительно дополнено и исправлено в сравнении с предыдущими и явилось крупным вкладом в отечественное пушкиноведение. Однако сразу вслед за выходом в свет нового собрания сочинений с резкой критикой результатов работы редактора на страницах февральского № журнала «Вестник Европы» выступил N.N. (П.В.Анненков). В статье «Новое издание сочинений Пушкина, господина Исакова под редакцией П. Ефремова» он подверг резкой критике полемические приёмы и неисторичное, по мнению Анненкова, отношение Ефремова к ранним собраниям сочинений Пушкина, он указал, что по цензурным условиям 1854 года просто невозможно было дать удовлетворительное издание вольнолюбивого поэта. Анненков осудил хронологический принцип распределения пушкинского материала и принцип полноты, когда «на одних правах с самыми возвышенными произведениями поэта» были помещены проявления «скандалёзного творчества» Пушкина: «Платонизм», «Сиротке», «К еврейке», «Иной имел мою Аглаю» и т. д., обвинив Ефремова в непонимании поэта. В послесловии к данной статье редакция журнала постаралась встать над спором двух выдающихся пушкинистов, отдав должное заслугам Ефремова. Ефремов являлся одним из основателей российской литературоведческой библиографии. Он выпустил «Материалы для истории русской литературы» (1867 год), тогда же он переиздал биографический справочник Н.И.Новикова «Опыт исторического словаря о российских писателях». По мнению современной исследовательницы Л.М.Равич, Ефремов «фактически создал новый тип издания: по богатству сведений, помещённых в комментариях, справочном аппарате, прикнижной библиографии, — близкий к академическим изданиям, по цене — доступный широкому кругу читателей». Всю эту колоссальную работу Ефремов проделал, совмещяя её с напряжённой работой в Государственном банке. В своих письмах Ефремов часто жаловался друзьям, что работать приходится сутками, а времени на любимое библиофильство вовсе не остаётся. В награду за титанический труд Санкт-Петербургская Академия наук утвердила его 2 декабря 1900 года своим членом-корреспондентом. Пётр Александрович также состоял членом Пушкинской комиссии Общества любителей российской словесности при Московском университете. Пётр Александрович Ефремов умер в Санкт-Петербурге 8 января 1908 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. Библиография книг и изданий: Материалы для истории русской литературы. (Санкт-Петербург, 1867 —Библиографии); Материалы для истории русской книжной торговли. (Санкт-Петербург, 1879); Примечания и редакция в собрании сочинений В.И. Майкова (Санкт-Петербург, 1867); Примечания и редакция в собрании сочинений А.Д.Кантемира (Санкт-Петербург, 1867-1868); Примечания и редакция в издании «Сочинения и переводы В.И.Лукина и Б.Е.Ельчанинова», (Санкт-Петербург, 1868); Примечания и редакция в собрании сочинений А.Н.Радищева (Санкт-Петербург, 1872 — издание уничтожено цензурой); Примечания и редакция в собрании сочинений М.Ю.Лермонтова (третье издание, Санкт-Петербург, 1879; четвёртое издание, Санкт-Петербург, 1880; пятое издание, Санкт-Петербург, 1882; шестое издание, Санкт-Петербург, 1887, и седьмое издание, Санкт-Петербург, 1889); Примечания и редакция в собрании сочинений А.И.Полежаева (Санкт-Петербург, 1889); Примечания и редакция в собрании сочинений В.А.Жуковского (седьмое издание, Санкт-Петербург, 1878, восьмое издание, Санкт-Петербург, 1885); Примечания и редакция в собрании сочинений А.С.Пушкина (третье издание Я.А.Исакова, Санкт-Петербург, 1880-1881; восьмое издание Анского, Москва, 1882, здесь впервые напечатаны письма Пушкина; юбилейное издание Комарова, Санкт-Петербург, 1887); Переиздание с примечаниями журналов Н.И.Новикова «Живописец» (Санкт-Петербург, 1864) и «Трутень» (Санкт-Петербург, 1865); Указатель к «Православному обозрению» 1860-1870 (Москва, 1872); «Систематическая роспись книгам, продающимся в книжном магазине И.И.Глазунова в Санкт-Петербурге» (Санкт-Петербург, 1867 год); добавление за 1867-1869 гг. (Санкт-Петербург, 1869 год); добавление за 1869-1873 (Санкт-Петербург, 1874 год) (Библиография). Библиография журнальных и газетных статей: На память будущим библиографам // Отечественные записки. 1862, № 7. Страница 124; По поводу рецензии господина Тихонравова на издание «Материалов для истории русской литературы». // Отечественные записки. 1867, июнь, № 11; Михаил Юрьевич Лермонтов. 1814-1841 гг. Стихотворение его «Валерик» по подлинной рукописи автора. // Русская старина, 1874, май; Константин Николаевич Батюшков. 1788-1854. Письма к Н.И.Гнедичу. 1810 г. // Русская старина, 1874, июнь; К материалам для полного собрания сочинений графа А.К.Толстого. // Исторический вестник, 1885, ноябрь; Некролог Д.А.Ровинского. // Русские ведомости, 1895, № 162; Сорокалетняя новость. (О стихотворении «Отче наш», приписываемом Пушкину). // Русские ведомости, 1899, № 30; О несомненной басне Крылова и мнимом стихотворении Пушкина. // Русские ведомости, 1899, № 47; Пропуски в стихотворении Пушкина «Анжело». // Русские ведомости, 1899, № 157; Мнимый Пушкин в стихах, прозе и изображениях // Новое время. — 1903. — № 9845. — 2 августа. — Страница 2; № 9851. — 8 августа. — Страницы 2—3. Литература: N.N. (П.В.Анненков). — Новое издание сочинений Пушкина, господина Исакова под редакцией П.Ефремова. // Вестник Европы, 1881, февраль; Лисовский Н.М. — П.А.Ефремов, Критико-биографические сведения и список его литературных работ. //В издании: Жуковский В.А. Сочинения в стихах и прозе. — 10-е издание, исправленное и дополненное под редакцией П.А.Ефремова. — Санкт-Петербург: Издательство книгопродавца И.Глазунова, 1901. — Страницы 1000—1002; Н.Л.[исовский] — Библиографический список литературных трудов П.А.Ефремова // Библиограф. — 1892. — № 3, № 12. — Страницы 434—440; «Памяти П.А.Ефремова». — Сборник статей, издание Русского библиографического общества. — Москва, 1908; Сильчевский Д. П. — П.А.Ефремов, «Минувшие годы», 1908, январь; Памяти П.А.Ефремова. — «Русская старина», 1908, март; Адарюков В.Я. — П.А.Ефремов, «Казанский библиофил», 1922 (1923 ?). - № 4. - Страницы 69-78; Пономарев С.И. Литературная деятельность П.А.Ефремова // Русская старина, 1882. - Том 33. - № 3. - Страницы 803-814; Венгеров С.А. — Ефремов, Пётр Александрович. // Источники словаря русских писателей, том II, Санкт-Петербург, 1910 [Типография Императорской Академии наук]. Страница 371. — 30 записей; Словарь членов Общества любителей российской словесности при Московском университете, Москва, 1911; Мезьер А.В. — Словарный указатель по книговедению, Петроград, 1924, столбцы 41 и 745; Шторм Г.П. — Потаенный Радищев, 3-е издание, Москва, 1974; Равич Л.М. Петр Александрович Ефремов: (К 150-летию со дня рожд.) // Советская библиография. — 1980. — № 6 (184). — Страницы 46—55; Накорякова К.М. — П.А.Ефремов — редактор сочинений Радищева // Книга: Исследования и материалы. 1972. Сборник 25; Советская библиография. 1980. № 6; Накорякова К.М. — Собиратели книг в России. Москва, 1988.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку