-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108811
Комментариев: 6801
Написано: 117283


7 октября родились...

Среда, 07 Октября 2009 г. 00:04 + в цитатник
 (384x698, 90Kb)
15 до.н.э.
Тиберий Друз Клавдий Юлий Цезарь Нерон (латинское имя - Tiberius Drusus Clavdius Iulius Caesar Nero, при рождении — Нерон Клавдий Друз, латинское имя - Nero Claudius Drusus, часто — Друз Юлий Цезарь, Друз II или Друз Младший)
римский военачальник и политический деятель, консул 15 и 21 годов, с 21 года разделил с Тиберием трибунскую власть (лат. tribunicia potestas), которой наделялись исключительно императоры. Единственный сын Тиберия от его первой жены Випсании Агриппины. Родился в семье Тиберия Клавдия Нерона, выходца из патрицианского рода Клавдиев и Випсании Агриппины, дочери Марка Випсания Агриппы, близкого друга Октавиана. К моменту рождения его бабка, Ливия Друзилла, была разведена с Тиберием Клавдием Нероном Старшим и была замужем за Октавианом, который собственных детей от нее не имел. Имя получил в честь младшего брата Тиберия, Друза Клавдия Нерона, с которым Тиберий был очень близок. Практически сразу после рождения был усыновлен Октавианом под именем Друз Юлий Цезарь и воспитывался в доме императора при деятельном участии Ливии Друзиллы. В 12 до н. э. Октавиан настоял на разводе Тиберия с Випсанией и женил его на своей единственной дочери, Юлии. В 6 до н. э. сам Тиберий уезжает в добровольную ссылку на Родос. Друз остается с Октавианом. Мужскую тогу получил в 16 лет, сразу после возвращения отца из ссылки. Октавиан большее внимание уделял двоюродному брату Друза — Германику. В том же году Октавиан усыновил Тиберия, однако приказал тому в свою очередь усыновить Германика. У Друза шансов получить власть практически не было, однако римские всадники сделали его принцепсом молодёжи. Август никак не влиял на продвижение Друза по политической лестнице. Должность квестора занял в 26 лет, в 11 году, что соответствовало цензу. Для сравнения: Германик, который был старше Друза всего на несколько месяцев, в том году уже был претором и самостоятельно воевал на Рейне. После смерти Августа, в 14 году, оглашал оставшиеся после императора документы, а так же произнес надгробную речь на римском форуме. На следующий год Тиберий сделал своего сына консулом. В год своего консульства Друз получил первый опыт командования армией. Поскольку Германик подавлял восстание рейнских легионов, Друз был отправлен на подавление восстания в Паннонии. В качестве советника с ним был отправлен префект преторианцев Луций Элий Сеян. Тиберий не отдавал предпочтение ни одному из молодых наследников. Отношения между Друзом и Германиком ровные. После консулата Друз был отправлен проконсулом в Иллирик, а Германик воевал против хаттов. В 17 году, в результате действий Германика, был убит Арминий, а царь маркоманов Маробод признал свою зависимость от римлян и сдался на милость Друзу. В 19 году оба они получили триумф и их имена были увековечены на арках в храме Марса Мстителя. В то время Германик уже воевал на востоке, а Друз по прежнему оставался в Иллирике. Что точно послужило причиной триумфа в настоящее время установить сложно, поскольку за германскую кампанию Германик был удостоен почестей триумфатора ранее — 26 мая 17 года. После смерти Германика Друз срочно вернулся в Рим, чтобы встретить вдову Германика, Агриппину. По дороге к нему присоединился Гней Кальпурний Пизон, прокуратор Сирии, которого Агриппина обвиняла в смерти мужа. Пизон хотел заручиться поддержкой Друза и искал у него защиты, однако получил отказ. После смерти Германика Тиберий отзывает Друза из Иллирика. В 21 году Друз второй раз стал консулом, совместно с самим Тиберием. На следующий год он получает трибунскую власть — неограниченный империй, который до этого принадлежал единолично императору. Сомнений в кандидатуре наследника не возникает. Однако Друз после 1 июля 23 года неожиданно умер от неизвестной болезни. В 4 году Друз женился на красавице Ливилле, сестре Германика и Клавдия, вдове Гая Цезаря. На следующий год у пары родилась дочь, Юлия Ливия (иногда — Юлия Друза), казненная Мессалиной в 43 году. Долгое время после этого у пары не было детей, но в 19 году Ливилла родила двойняшек — Германика и Тиберия. Германик умер в 23 году незадолго до отца, а Тиберий был казнен по приказу Калигулы, в 37 году, как основной его соперник в борьбе за императорскую власть. Друз был властным и гордым Клавдием. Он не выделялся умом, был известен своей распущенностью во время нахождения в военных лагерях, был страстным, чувственным и жестоким. Однако, несмотря на это, наследник, особенно в последние годы, был популярен в Риме, особенно по сравнению с угрюмым и мрачным Тиберием. Друз увлекался гладиаторскими боями, был хорошим бойцом на мечах. В память о нем очень острые короткие мечи римляни называли «Друзианами». Друз упоминается у Апиция в связи с тем что не ел кабачков и блюда из них, поскольку это была пища простого народа, а так же из-за того, что для профилактики похмелья перед возлияниями съедал пять-шесть сырых плодов горького миндаля. Обычно он не уделял большого внимания государственным делам, однако влияние Сеяна беспокоило его. Дело дошло до открытого противостояния — несколько раз Друз дрался с Сеяном, за что получил шутливое прозвище «Кастор», в честь покровителя преторианцев. Сеян понял, что Друз станет серьезным препятствиям его планам по захвату власти и постарался как можно скорее избавиться от наследника. Он соблазнил Ливиллу и уговорил ее отравить мужа. 1 июля 23 года Ливилла отравила еду мужа каким-то медленным сильно действующим ядом, после которого он скончался. Почести, оказанные Друзу при похоронах, превосходили те, что были оказаны Германику. Народ собрал деньги на статую. Надгробную речь произнес Нерон Юлий Цезарь Германик, сын Германика. При этом траурные мероприятия были сокращены по приказу Тиберия. О том, что Друз был отравлен, стало известно только после падения и казни Сеяна, в 31 году. После казни Сеяна его бывшая жена Апиката, с которой он развелся, надеясь получить от Тиберия разрешение жениться на Ливилле, отправила императору письмо, в котором обвиняла Ливиллу, ее врача Эвдемия и слугу Друза Лигда в отравлении наследника. Двое последних были подвергнуты пыткам и признались в содеянном. Тиберий отослал Ливиллу для наказания в дом матери, Антонии, а та заперла ее в комнате, где Ливилла умерла от голода.

1301
Александр I Михайлович
великий князь Тверской, второй сын князя Михаила Ярославича. В 1318 отец его Михаил Ярославич, отправляясь в Орду, разделил свою вотчину между ним и его старшим братом, Дмитрием Грозные Очи. Первые годы правления Александра Михайловича прошли в борьбе с Юрием Даниловичем; Александр Михайлович был верным союзником и помощником своего брата. В 1323 Дмитрий и Юрий находились в Орде в ожидании ханского суда. Туда же прибыл и Александр. Дмитрий, не дождавшись суда, в 1324 убил Юрия. Хотя хан и сердился на тверских князей, «называше их крамольники и противных и ратных себе», но не сразу наказал Дмитрия (убит в 1325), а Александра отпустил из Орды и дал ему ярлык на Владимирское княжение (1325). Только два года пробыл Александр Михайлович великим князем, проживая в Твери, а не во Владимире. В 1327 в Тверь явился ханский посол Чол-Хан, по летописи Шевкал, и поселился в великокняжеском дворце. Татары «насильством, и граблением, и биением и поруганием» вывели тверичей из терпения. Народ восстал, хотя князь и усмирял волнующихся, сжег Шевкала во дворце и перебил татар. Наказать тверичей и Александра Михайловича был послан Иван Калита с 50-тысячным татарским войском. Тверское княжество подверглось опустошению, Калита получил великокняжество, а в разоренной Твери был посажен Константин, брат Александра Михайловича, последний же бежал в Новгород. Новгородцы, опасаясь татар, не приняли беглеца; Александр Михайлович нашел наконец приют в соперничавшем с Новгородом Пскове. Хан требовал, чтобы Александр приехал в Орду; тот не ехал, а псковичи стояли за него горой. Однако отлучение от Церкви, наложенное митрополитом, вынудило Александра удалиться в Литву, где он и пробыл ок. полутора лет, а затем опять возвратился в Псков, все же решившись явиться в Орду и похлопотать о своих делах. С этой целью Александр Михайлович отправился в 1337 в Орду, смиренно покаялся перед ханом в том зле, которое он нанес ему, и отдал себя в его руки. Хану понравились такие речи, да и Александр Михайлович в Орде задобрил многих подарками. В следующем году князь возвратился в Тверь и повел далее борьбу с ненавистным для него вел. кн. Иваном Калитой. Распри разрешались, впрочем, не открытой борьбой, а интригами в Орде. К хану прибыл вел. князь со своими сыновьями, Семеном и Иваном, но Александр Михайлович не поехал, а «посла сына своего Авдулом послом в Орду», где «с великим князем Иваном Даниловичем не докончаша и мира не взяша». Калита всячески старался погубить Александра Михайловича, т. к. боялся, что тот отнимет у него великокняжеский стол. Наговоры были услышаны ханом, и он потребовал, чтобы Тверской князь прибыл в Орду. Он поехал и 29 октября 1339 года вместе с сыном Федором был убит, «разоимаша их по составам». Тела обоих князей были привезены в Тверь и погребены в церкви Спаса Преображения.

 (509x699, 156Kb)
1377
Людовик II Анжуйский (Luigi II d'Angiò)
граф Анжу, Мэна и Прованса, титулярный король Неаполя. Сын Людовика I Анжуйского и Марии Блуаской. После смерти отца унаследовал графства Анжу и Мэн во Франции, фактически независимый Прованс и претензии на корону Неаполя. В 1389 году авиньонский антипапа Климент VII даровал Людовику инвеституру на Неаполь, так как царствовавший в Неаполе король Владислав был отлучён этим антипапой в 1386 году. В 1390 году Людовик II и его мать сумели с помощью наёмной армии захватить Неаполь, а король Владислав и его мать-регентша Маргарита Дураццо бежали в Гаэту. Короли-соперники имели примерно равные силы, поэтому война между ними растянулась на 10 лет. В 1399 году Владислав, выгодно женившийся и собравший на средства от приданого, сумел собрать значительную армию и выбить Людовика из Неаполя. Последующие 10 лет Людовик жил во Франции, принимая участие на стороне арманьяков в перипетиях междоусобной войны арманьяков и бургиньонов в царствование Карла VI. В 1409 году Людовик по призыву пизанского антипапы Александра V освободил Рим от оккупировавшего Вечный Город Владислава. Совместно с преемником Александра V антипапой Иоанном XXIII Людовик вторгся в пределы Неаполитанского королевства и разгромил Владислава при Роккасекка (Roccasecca) в 1411 году. В последующие годы Людовик и Иоанн XXIII растеряли симпатии неаполитанской знати и были вынуждены отступить. Умер 29 апреля 1417 года. Людовик II был женат на Иоланде Арагонской (1384—1443), сыгравшей значительную роль во французской истории при Карле VII. Их сыновья Людовик III (1403—1434), Рене Добрый (1409—1480) последовательно унаследовали Анжу, Прованс и претензии на Неаполь. Третий сын Карл Мэнский (1414—1472) играл значительную роль при дворе своего шурина Карла VII, а его сын Карл IV Мэнский (1436—1481) был последним мужчиной из Анжуйской ветви Валуа. Дочь Людовика II Мария Анжуйская (1404—1463) вышла замуж за Карла VII. Ещё одна дочь Иоланда (1412—1440) — жена Франциска I (1414—1450), герцога Бретонского (1442—1450).

 (501x699, 173Kb)
1471
Фредерик I (Фридрих I, датское имя - Frederik 1., норвежское имя - Fredrik I)
король Дании с 26 марта 1523 (провозглашен королем в изгнании, низложил Кристиана II) и Норвегии с 23 августа 1524, герцог Шлезвиг-Гольштейна. Из династии Ольденбургов. Фредерик был сыном короля Дании Кристиана I и Доротеи Бранденбургской (датск. Dorothea af Brandenburg, ок. 1430—1495). В 1482 году ещё в несовершеннолетнем возрасте, вскоре после смерти отца, вместе со старшим братом, датским королем Гансом, был избран герцогом Шлезвиг-Гольштейна. Когда Фредерик в 1490 году достиг совершеннолетия, герцогства были разделены между братьями. В 1500 году Фредерик убедил брата начать войну с Дитмаршеном. Огромная армия была созвана не только из Шлезвиг-Гольштейна, но и со всех стран, входивших в Кальмарскую унию. Также многочисленные немецкие наемники участвовали в войне на стороне Дании. Однако экспедиция провалилась, войска были разгромлены в битве при Геммингштедте. Треть рыцарей Шлезвиг-Гольштейна пали в этом сражении. В 1523 году его племянник Кристиан II, король Дании, Норвегии и Швеции, отказался от престола в результате восстания дворянства и герцог вступил на трон под именем Фредерика I. Чуть позже стал и норвежским королем. В 1513 году, когда умер король Ганс, группа дворян Ютландии уже предлагала Фредерику занять престол, но он тогда отклонил предложение, правильно оценив то, что большинство датской знати было лояльно принцу Кристиану. После воцарения король продолжал проводить большую часть времени в замке Готторп в Шлезвиг. В Данию он наезжал на короткое время, а в Норвегию и вовсе не заглядывал. Царствование Фредерика было крайне тревожное и положение его, как короля, шаткое. Ему постоянно угрожал низвергнутый Кристиан. В 1531 году Кристиан вторгся в Норвегию и угрожал отнять датский престол при содействии императора Священной Римской империи Карла V. В 1532 году Фредерику удалось захватить Кристиана и заточить в Сёндерборгскую крепость (Sønderborg Slot). С Карлом V он достиг дипломатического соглашения и поддерживал мир до своей смерти. Во время своего правления Фредерик был вынужден подавлять крестьянские восстания, в то же время, когда протестантство набрало силу, начал оказывать поддержку возникшему в Дании реформационному движению и взял под свое покровительство лютеранское духовенство. Найдя поддержку в высшем дворянстве, он сумел вообще сильно ограничить права и привилегии высшего датского католического духовенства. Фредерику, не обладавшему выдающимися способностями к управлению государством, тем не менее, удавалось избегать открытых конфликтов. Умер в замке Готторп, Шлезвиг 10 апреля 1533 года. В 1502 году Фредерик женился на Анне Бранденбургской (1487—1514). У них было двое детей: Кристиан III (1503—1559), будущий король; Доротея (1504—1547), супруга герцога Альберта Прусского. Будучи вдовцом, в 1518 году он женился на Софии Померанской (1498—1568), дочери Богислава, герцога Померании. Дети: Ганс (1521—1580), герцог Шлезвиг-Голштейн-Хадерслевский; Елизавета (1524—1586), супруга герцога Мангуса III Мекленбург-Шверинского, затем герцога Ульриха Мекленбургского; Адольф (1526—1586), герцог Голштейн-Готторпский; Анна (1527—1535); Доротея (1528—1575), супруга герцога Кристофа Мекленбург-Шверинского. Фридрих (1532—1556), епископ Хильдесхайма и Шлезвига.

 (527x699, 62Kb)
1573
Уильям Лод (Archbishop William Laud)
английский церковный деятель. Один из ближайших и наиболее ненавистных народу советников короля Карла I накануне Английской буржуазной революции 17 в. Родился в Ридинге, Беркшир. С 1633 архиепископ Кентерберийский (глава англиканской церкви). Церковная политика Лод была направлена на сближение догматики англиканской церкви с католицизмом. Стремился усилить роль церкви как орудия абсолютизма, был вдохновителем жестокого преследования пуритан. С началом революции был обвинён в государственной измене; казнён по приговору суда Долгого парламента в Лондоне 10 января 1645 года..

1601
Флоримон Дебон (Флоримон де Бон; Florimond Debeaune)
Французский математик. Родился в Блуа. Комментировал геометрию Декарта; в исчислении бесконечно малых изучал (1638) т.н. обратную задачу на касательные. Умер в Блуа 18 августа 1652 года.

1619
Ван Чуаньшань (Ван Фучжи, Ван Эрнун, Ван Цзянчжай)
выдающийся китайский философ-неоконфуцианец и ученый энциклопедист. Родился в интеллигентной семье в Хэнъяне уезда Хэнчжоу, с детства отличался недюжинными способностями и в 1642 получил среднюю ученую степень цзюй жэнь. Дальнейшему развитию его ученой карьеры помешали события, связанные с падением империи Мин (1368–1644). Подобно двум другим крупнейшим китайским мыслителем 17 в., Хуан Цзунси (1610–1695) и Гу Яньу (1613–1682), Ван Чуаньшань всеми доступными средствами оказывал сопротивление вторгшимся в Китай маньчжурам. В 1648-1650 после воцарения в Пекине иноземной династии Цин (1644) он участвовал в деятельности на юге страны антицинского правительства во главе с минским принцем Чжу Юланом (Гуй-ваном). В 1651 Ван Чуаньшань вернулся на родину, в провинцию Хунань и провел там оставшуюся часть жизни, ведя уединенный, отрешенный от официальных дел образ жизни. Умер он 18 февраля 1692 года в Шичуаньшане провинции Хунань. Спектр его интересов необычайно широк, это – и философия (помимо конфуцианской даосская и буддийская), и история, и литература, и естественные науки, в том числе начинавшие проникать с Запада. Столь же велика его плодовитость, близкая к рекордной в истории китайской философии: им написано более ста произведений, из которых до сих пор обнаружено и опубликовано около семидесяти. При жизни мыслитель вообще не публиковался, Первое собрание его сочинений увидело свет в 1866 под эгидой известного государственного деятеля и мыслителя Цзэн Гофаня (1811–1872). Важнейшие философско-теоретические сочинения Ван Чуаньшаня – Чжоу и вай чжуань (Внешний комментарий к «Чжоуским переменам», 1656), Чжоу и нэй чжуань (Внутренний комментарий к «Чжоуским переменам», 1686), Шан шу инь и (Введение в «Досточтимые писания», после 1656), Ши гуан чжуань (Общий комментарий к «[Канону] стихов», после 1656), Ду Сы шу да цюань шо (Рассуждения по прочтении «Четверокнижия» в великой полноте [изъяснений], 1666), Чжан-цзы Чжэн мэн чжу (Комментарии к «Исправлению невежественной незрелости» учителя Чжан [Цзая], около 1680), Сы вэнь лу (Записи размышлений и вопросов, до 1680), Лао-цзы янь (Раскрытие «Лао-цзы», 1656–1673), Чжуан-цзы тун (Проникновение в «Чжуан-цзы», 1680), Сян цзун ло со (Основы [вероучения буддийской] школы [фа-]сян, 1682); обществоведно-исторические труды – Хуан шу (Желтая книга, 1656), Э мэн (Зловещий сон, 1683), Ду Тун цзянь лунь (Суждения по прочтении «Всеобщего зерцала [истории]», 1688), Сун лунь (Суждения [об эпохе] Сун, около 1688). Живя анахоретом, в отрыве от ученой среды, Ван Чуаньшань, тем не менее, следовал традиционной для китайской философии установке на самый широкий синтез идей своих предшественников (из которых помимо классиков он особо выделял сунского неоконфуцианца Чжан Цзая, 1020–1078) и современников. Вслед за Чжан Цзаем Ван Чуаньшань выдвинул тезис «Великая пустота – единая реальность» (тай сюй и ши чжэ е), согласно которому первооснову мироздания составляет всеобъемлющее вместилище «Великая пустота», наполненное единой и неуничтожимой субстанцией – «пневмой» (ци1), которая, динамически трансформируясь, сгущаясь и разрежаясь, образует все многообразие «тьмы вещей». В противоположность доминировавшей неоконфуцианской школе Чэн И (1033–1107) – Чжу Си (1130–1200), подчеркивая первоосновной характер пневмы, Ван Чуаньшань утверждал, что без нее ни «принципы» (ли1), ни «небо» (тянь), ни «сердце» (синь1), ни «[индивидуальная] природа» (син1) не существуют. А из имманентно присущей пневме динамичности вытекала критика сформулированного в неоконфуцианстве Чжоу Дуньи (1017–1073), восходящего через Ван Би (226–249) к даосизму и упрочившегося благодаря буддизму принципа главенства покоя над движением. Ван Чуаньшань признал покой производным от движения: «и движение и покой – оба суть движение», раскрыв механизм их взаимодействия в соотнесении с универсальными мироустроительными силами инь и ян: «В движении рождается ян – это движение движения. В покое рождается инь – это покой движения». Обосновывая единство и на субстанциональном уровне «пневма – принцип», и на функциональном уровне «движение – покой», Ван Чуаньшань развил методологический принцип единства противоположностей: «инь и ян не действуют (син3) по одиночке между небом и землей», они «постоянно проникают» друг в друга и в целом «соединение двух [противоположностей] в едином является основой разделения единого на две [противоположности]». Воплощением единства инь и ян как универсальной пары противоположностей выступало дао. В свою очередь, подобно Гу Яньу, он отстаивал неразрывное единство конкретных вещей – «орудийных предметов» (ци2) и дао как упорядочивающего их начала: «без орудийных предметов нет и их дао» (ср. Мэн-цзы, VI Б, 11). Результатом этого упорядочения (чжи8) является благодать/добродетель (дэ). Как и его современник Фан Ичжи (1611–1671), Ван Чуаньшань считал, что, будучи «надформенным» (син эр шан), дао не является лишенным телесной формы (син1) или символического образа (сян), но лишь доминирует над телесными формами, которыми наделено все в мире орудийных предметов (Чжоу и вай чжуань, цзюань 5–6). Это единство «надформенного» (метафизического) и «подформенного» (физического), впервые различенных в Чжоу и, стало у Ван Чуаньшаня основой для снятия (хотя и непоследовательного) коренной неоконфуцианской оппозиции «небесные принципы – человеческие желания» (тянь ли – жэнь юй) в тезисе о «присутствии небесных принципов в человеческих желаниях». Чувственные желания и стремление к пользе/выгоде (ли3) философ определял как начало инь в человеческой психике («сердце»), которое, находясь в неразрывном единстве с началом ян, должно быть ему подчинено. Началом же ян в человеческом «сердце» являются небесные принципы и стремление к должной справедливости (и1). Считая последнюю «путем», т.е. сущностью (дао1) человека, Ван Чуаньшань все же признавал пользу/выгоду «функцией» (юн) человеческого существования (Шан шу инь и, цзюань 2). Таким образом, солидаризуясь с Хуан Цзунси и Гу Яньу в признании «законного» характера частных интересов, желаний и стремлений к пользе/выгоде, Ван Чуаньшань видел в государственной власти руководящую силу, осуществляющую «генерализацию» (гун1) всего индивидуального и эгоистического до уровня всеобщих и альтруистических небесных принципов. Однако в противоположность указанным мыслителям он акцентировал особый статус верховного носителя этой власти – императора: «правитель – хозяин духов и людей» (Сы шу сюнь и – Истолкование смысла Четверокнижия, цзюань 38), «сын неба предопределяется небом» (Ду Тун цзянь лунь, цзюань 26), «упорядочение Поднебесной – прерогатива сына неба» (там же, цзюань 16). Отсюда следует неприкосновенность высочайшей особы, не подлежащей никакой критике со стороны «простого люда» (шу жэнь). Соответственно крайне отрицательным было отношение Ван Чуаньшаня к народным восстаниям, поскольку «нет в Поднебесной большего зла, чем убийство подданными своего правителя» (там же, цзюань 15). Сам он в 1644 отказался вступить в ряды крестьянских повстанцев. Примечательно, что убийство правителя и его изгнание Ван Чуаньшань оценивал как равные преступления (Чунь цю цзя шо – Семейные рассуждения [о канонической летописи] «Весны и осени», 1647–1669, цзюань 1). При таком подходе Ван Чуаньшаню пришлось ревизовать положение Мэн-цзы о высшей ценности народа и низшей государя в триаде: народ – священные алтари отечества – правитель. Он истолковывал это положение не как общий принцип, а как описание конкретно-исторической ситуации 4–3 вв. до н.э., когда возобладала децентрализация, династия Чжоу утратила реальную имперскую власть и «правители не были правителями, а священные алтари отечества не были священными алтарями отечества, почему и считались малоценными» (Шан шу инь и, цзюань 27). Пропорционально увеличению значимости правителя Ван Чуаньшань умалял значимость народа: «простой народ – это поток предрассудков, а поток предрассудков – это птицы и звери» (Сы цзе – Ожидаемые разъяснения, 1625). Отнести простонародье к животному царству Ван Чуаньшаню позволяла китайская духовная традиция, в рамках которой антропоидность определялась культурными, а не биологическими признаками. Даже народолюбивый Мэн-цзы утверждал, что «то, благодаря чему человек отличается от птиц и зверей, совсем незначительно, простой народ утрачивает это, а благородный муж сохраняет». Далее он пояснял, что все дело в гуманности и должной справедливости (Мэн-цзы, IV Б, 19). Подразумевая данное высказывание Мэн-цзы и стандартную оппозицию «благородный муж – ничтожный человек» (цзюнь цзы – сяо жэнь), Ван Чуаньшань писал: «Если отличающее человека от птиц и зверей сохраняет благородный муж, то утрачивает это ничтожный человек. [Однако у Мэн-цзы] не говорится о ничтожном человеке, а говорится о простом народе; порок заключен не в ничтожном человеке, а в простом народе. Когда ничтожный человек находится в состоянии птиц и зверей, люди могут покарать его. Когда же простой народ находится в состоянии птиц и зверей, тогда не только нельзя полностью покарать, но и нет способных понять, что он делает зло. [Тогда] не только не понимают, что он делает зло, но и охотно превозносят его, предаются взаимным восхвалениям и не смеют переступить [через это]» (Сы цзе). На социально-антропологической шкале Ван Чуаньшаня простой народ оказывается ниже ничтожного человека – традиционного отрицательного персонажа китайской идеологии. Что же касается последнего, то «благородный муж относится к ничтожному человеку так, как Срединное государство – к варварам; их различие небесно (т.е. естественно и органично)» (Ду Тун цзянь лунь, цзюань 15). В основе этого «небесного» различия лежит соотношение позиций правителя и подданного. Хотя Ван Чуаньшань и причислял ничтожных людей, женщин и варваров к категории инь внутри человеческого рода (Чжоу и нэй чжуань, цзюань 3), в других местах он склонялся к отождествлению и варваров с птицами и зверями. Проблема проведения демаркационной линии между человеческим и животным миром тут имела отнюдь не естественнонаучный, а именно социально-культурный и политико-правовой смысл. Ван Чуаньшань утверждал: «Правление Поднебесной – это ее гуманизация, а в гуманизации Поднебесной нет ничего значительнее отмежевания людей от птиц и зверей» (Сун лунь, цзюань 6). Причисление варваров к животному миру, т.е. «иному роду» (и лэй) существ, служило теоретическим основанием для такой трактовки гуманности (жэнь), должной справедливости (и) и благонадежности (синь2), при которой они вполне сочетались с оправданием обмана и уничтожения иноземцев, захвата их земель и имущества. По мысли Ван Чуаньшаня, «благонадежность и должная справедливость – это путь (дао) взаимоотношений между человеком и человеком, неверно распространять их на [существа] иного рода» (Ду Тун цзянь лунь, цзюань 4). «Инородность» же варваров философ выводил из стандартного для конфуцианства определения человека, предложенного Мэн-цзы: человек «действует согласно гуманности и должной справедливости». Ван Чуаньшань указывал, что варвары не знают гуманности и должной справедливости, а признают только силу и, следовательно, не являются людьми. Развитие Ван Чуаньшанем этой древней теории вполне объяснимо конкретными историческими обстоятельствами, понятным стремлением обосновать необходимость бескомпромиссной, не ограниченной обычными морально-правовыми нормами борьбы с иноземными захватчиками. Однако в общефилософском плане данная позиция явилась отступлением от ранее выработанной в неоконфуцианстве концепции универсальной гуманности, распространяющейся не только на все живое, но и на весь неорганический мир. По-видимому, историческими обстоятельствами был вызван и подчеркнутый антифеминизм Ван Чуаньшаня. За всю историю Китая именно в эпоху Мин наибольшее влияние на государственную власть имели евнухи, составлявшие своеобразную «правящую партию». В значительной мере они и стоявшее за ними «женское начало» повинны во внутреннем разложении государственной власти и конечном крахе могучей державы. Бывший очевидцем трагических результатов преувеличенного воздействия женских чар на политику Ван Чуаньшань решительно выступал за подчинение силы инь силе ян, за подавление и политической, и правовой активности женщин, которые, по его мнению, как носители животного начала дают первотолчок разрушению общественных устоев. С точки зрения Ван Чуаньшаня, «знание матери и незнание отца – это [состояние] птиц и зверей», т.е. скотство (Чунь цю цзя шо, цзюань 2). Даже крайне одиозную династию Цинь (221–206 до н.э.) он счел превзошедшей идеальную древность в законе о семье, согласно которому женщина не могла вторично выйти замуж. В данном суждении выпукло выделяется и более общая особенность идеологии Ван Чуаньшаня – эволюционизм, признание исторической изменчивости состояний общества и государства и соответственно правомерности внесения изменений в политические и юридические установления. Ван Чуаньшань утверждал, что «не бывает раз и навсегда установленных законов» (у и чэн чжи фа), «в Поднебесной есть незыблемые принципы, но нет незыблемых законов». Доведя свой эволюционизм до логического конца, Ван Чуаньшань пришел к оригинальной мысли о том, что само человеческое тело, в традиционном китайском понимании интегрирующее личность, в течение жизни постоянно умирает и возрождается. Исходя из этой общей предпосылки и последовательного монархизма, он полагал и полезной, и благой более современную систему централизованных округов и уездов (цзюнь сянь), нежели децентрализованных феодов (фэн цзянь), т.е. выступал как прямой антагонист Хуан Цзунси. В другом кардинальном пункте теоретической полемики той эпохи – вопросе о приоритете людей или законов – Ван Чуаньшань, напротив, занимал компромиссную позицию, отстаивая одинаковую важность тех и других и примиряя таким образом Хуан Цзунси с Гу Яньу. Впрочем, он отмечал и естественное первенство человеческого фактора, что вполне согласовывалось с его пониманием роли главного человека – императора как обладателя высшей законодательной, исполнительной и судебной власти. Ван Чуаньшань считал, что законы должны соответствовать чувствам людей и быть по возможности проще, а наказания – мягче. В частности, он выступал против таких изощренных видов казни, как отсечение головы с ее выставлением на шесте для обозрения, расчленение на куски, разрывание колесницами, мотивируя это тем, что к смерти это ничего не добавляет, но зато может повредить нравственным чувствам потомков казненного. В целом, следуя конфуцианским принципам, Ван Чуаньшань ставил нравственный закон выше юридического и призывал к их гармонизации, предполагающей, в частности, взаимодополнение благопристойности (ли3), т.е. этико-ритуальных норм, и наказаний (син4), т.е. юридических санкций. При этом указание на необходимость соблюдать законы и в верхах (фа гуй цзэ шан) он сочетал с положением, что «благопристойность не спускается до простых людей», а «наказания не поднимаются до сановников» (Ду Тун цзянь лунь, цзюань 4, 22). Исходя из примата этики над правом, Ван Чуаньшань обобщил конфуцианскую идею «сокрытия» (инь3), т.е. недоносительства или отказа от показаний по моральным соображениям. Конфуций осудил человека, который изобличил своего отца, укравшего барана, и высказался за то, чтобы отец и сын покрывали (инь2) друг друга (Лунь юй, XIII, 18), что противоречит как западной идее верховенства закона, коренящейся в античной мифологии и, в частности, в мифе о сыне Авгия, свидетельствовавшем на суде против отца в пользу Геракла, которого тот хотел обмануть, так и принципам китайского легизма. Ван Чуаньшань определил подобное «сокрытие» как справедливое умолчание, принципиально отличное от лжи и дезинформации, возведя его в ранг универсальной возможности человеческого поведения (Сы цзе). Пребывавший в забвении до второй половины 19 в. Ван Чуаньшань как самый последовательный апологет тотального эволюционизма («в превращениях неба и земли ежедневны обновления») был поднят на щит идеологами китайского реформаторства Кан Ювэем (1858–1927), Лян Цичао (1873–1923) и Тань Сытуном (1865–1898), который даже объявил его наиболее выдающейся личностью в истории Китая за последние 500 лет.

1661
Сукчон II (Ли Сун I)
монархический правитель Кореи (1674-1720). Умер 12 июля 1720 года.

 (560x699, 112Kb)
1696
Август III Саксонец (польское имя - August III Sas, немецкое имя - Friedrich August II)
король Польши с 1734, курфюрст саксонский с 1733 как Фридрих Август II. Единственный законный сын и наследник Августа Сильного, воспитан своей матерью Кристианой Байрейтской в протестантской религии. Во время путешествия, предпринятого им в 1712 году по Германии, Франции и Италии, он был тайно обращён в католицизм в Болонье, хотя открыто признал себя его приверженцем лишь в 1717 году в Саксонии. Надо полагать, что на это решение повлияли его виды на польскую корону и на брак с австрийской принцессой. В 1719 году он женился на Марии-Жозефе Австрийской (1699—1757), дочери императора Иосифа I. У них было 14 детей, 3 из которых умерли в детстве. Фридрих Кристиан (1722—1763), преемник отца как курфюрст Саксонии, правил всего два месяца; Мария Амалия (1724—1760), вышла замуж за короля Испании Карла III; Анна (1728—1797), в 1747 вышла замуж за Максимилиана III Баварского; Франц Ксавер (1730—1806), в 1765 женился на графине Клер фон Лаузиц; Мария Жозефа (1731—1767), в 1747 вышла замуж за Людовика Фердинанда, дофина Франции; мать Людовика XVI, Людовика XVIII и Карла X; Карл (1733—1796), герцог Курляндский, в 1760 женился на Франсуазе Корвен; Кристина (1735—1782); Елизавета (1736—1818); Альберт (1738—1822), герцог Саксен-Тешин, в 1766 женился на Марии Кристине Габсбург-Лотарингской; Клемент (1739—1812), архиепископ Трирский; Кунигунда (1740—1826). В 1733 году, по смерти отца, он, несмотря на старания Людовика XV снова возвести на престол Польши Станислава Лещинского, был провозглашён королём частью польской шляхты, но официально признан королём лишь на варшавском сейме 1736 года, после окончания войны за Польское наследство. Не обладая политическими способностями своего отца, он, однако, унаследовал от него его страсть к роскоши и искусству, по его примеру содержал блестящий двор и тратил громадные суммы на приобретение картин Дрезденской галереи и других знаменитых музеев, а также на содержание придворной капеллы. Управление же государством Август предоставил своему первому министру и любимцу, графу Брюль. В 1741 году он действовал против Марии Терезии в союзе с Испанией, Францией и Баварией, но, обеспокоенный успехами Фридриха II, уже в 1742 году заключил союз с Марией-Терезией, в 1745 дважды потерпел поражение и только по Дрезденскому миру (25 декабря 1745) получил обратно свою страну, занятую Пруссией. После возобновления войны в 1746 году он вследствие тайного договора с Австрией опять был вовлечён в войну с Пруссией, но был заперт Фридрихом II в лагере при Пирне с 17-тысячным войском, которое должно было сдаться в плен. Сам Август бежал в Кенигштейн, а потом в Польшу. Только после Губертусбургского мира он вернулся в Дрезден. Умер 5 октября 1763 года. Саксонию после его смерти унаследовал его сын Фридрих Кристиан, а корона Польши досталась Станиславу Понятовскому. Фридрих Кристиан умер вскоре после отца — 7 декабря 1763 года, и ему наследовал его малолетний сын, будущий король саксонский Фридрих Август I.

 (523x698, 167Kb)
1721
Ираклий II
грузинский царь (1762-1798), государственный деятель и полководец. Будущий Царь Кахетии и Картли-Кахетского Царства (Восточная Грузия) Ираклий II (1720-1798), державный внук Царя Кахетии Ираклия I (умер в 1709), старший Августейший сын Царя Теймураза II (1695-1762) происходил и з Династии Багратионов, Царствовавших в Кахетии, первым из которых был с 1476 года Царь Александр (умер в 1511). Выдающийся государственный деятель и державный полководец Грузии, великий Самодержец, христианский Монарх и кавалер Высшего российского Императорского ордена – ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, появился на свет в городе Телави. Первое боевое крещение Царь Ираклий II получил в возрасте 15 лет. В 1737-1739 годах шах Персии (Ирана) Надир двинулся походом на Индию. В этом походе участвовал и Августейший внук Царя Ираклия I, поскольку Ираклий II воспитывался при Дворе шаха . Находясь здесь, Царевич получил хорошую военную выучку. За достойное поведение во время похода Надир-шах утвердил в 1744 году Августейшего родителя Царевича Ираклия Теймураза II Царем Картли, а его старшего венценосного сына Ираклия Царем Кахетии. Перед отъездом в Персию Царь Теимураз II передал управление страной вместе с Ираклием II сыну старшего Августейшего брата своего Вахтанга VI (1675-1737) Иесе Абдуле-бегу, пытаясь этим избежать конфликта между ними, но Абдула-бег предъявил свои претензии на единоличное Царствование в Картли. Но с помощью Божией, Царь Ираклий II , исповедавший Православие, одержал победу над Абдула-бегом. В 1749 году Царь Ираклий II окончательно изгнал из Тбилиси кызылбашский гарнизон. Не удивительно, что влияние и авторитет Царей Теймураза II и Ираклия II все больше возрастали – Ереванское, Ганджинское и Нахичеванское ханства попросили покровительства у грузинских Царей и стали их вассалами. В 1751 году трех тысячное грузинское войско Царя Ираклия II разгромило 18-тысячное войско Азат-хана у Кирбулахи (близ Еревана) и Азат-хан попросил мира. В 1752 году Царь Ираклий II нанес жестокое поражение Аджи-Чалабу, наголову разбив его войско. Влияние Царей Ираклия II и отца его Теймураза II вновь возросло на всем Кавказе. Однако набеги дагестанцев все еще представляли серьезную опасность для страны. В 1754 году в битве при Мчадиджвари и в 1755 году в битве у Кварели Царь Ираклий II одержал окончательную победу над вторгшимися в Грузию дагестанцами во главе с Нурсал-бегом. В 1758 году Цари Теймураз II, Ираклий II и Царь Имеретии Соломон I Великий (1735-1784) заключили между собою союз, по которому должны были оказывать помощь друг другу в случае нападения врага. Когда в 1759 году дагестанцы вновь вторглись в Кахетию, Царю Ираклию II помогал в борьбе и Царь Соломон I. В 1760 году, после отъезда Августейшего отца – Царя и Андреевского кавалера Теймураза II в Россию, где он вскоре и скончался, Ираклий, с помощью Божией, соединил под своим скипетром Царства Карталинское и Кахетинское. В 1762 году скончался Августейший отец Государя Царь Теймураз II. По воле Грузинской Церкви и народа Царем объединенного Картли-Кахетского Царства помазан был 42-летний Царевич Ираклий. Государь проводил довольно жесткую внутреннюю политику и не терпел самоуправства феодалов, что вызвало сопротивление и попытку переворота. Часть картлийских Князей стала готовить против Царя заговор. Целью заговора было посадить на престол своего избранника – незаконного сына Царя Вахтанга VI – Царевича Паату. Заговор, с помощью Божией, раскрыт был внезапно в 1765 году, и все его участники схвачены и преданы суду. В 1768 году началась Русско-турецкая война. Государыня Императрица Екатерина II Алексеевна (1729-1796) прислала в Грузию русский отряд под командованием генерала Тотлебена () . В 1769 году Царь Ираклий II встретил Тотлебена и проводил его в Имерети. Когда генерал вернулся в Картли, Царь предложил ему план похода на Ахалцих. Объединенное войско русских и грузин двинулось к Ахалциху, но у Аспиндзской крепости генерал Тотлебен неожиданно повернул обратно, и вернулся в Картли, оставив без поддержки армию Царя Ираклия II. Государыня как могла заверила Царя Ираклия II в своем расположении, оправдывая русского генерала, и чтобы уменьшить горечь столь малодушного проступка своего поданного Высочайше пожаловала Царю Ираклию II в 1769 году Императорский орден Святого Апостола Андрея Первозванного – высший орден Российской Империи. Так Царь Ираклий II стал последним в истории Государем Грузии, пожалованным Андреевским орденом. Государь Ираклий II в Аспиндзском сражении 1 мая 1770 года наголову разбил объединенное войско турок и дагестанцев, но вынужден был вернуться в Картли из-за предательских действий генерала Тотлебена, который за спиной Монарха заключил союз с его противниками, и начал с силой занимать города и крепости Картли. В этот раз Государыня Императрица Екатерина II Алексеевна в 1771 году Высочайше пожаловала Царю орден Святого Великого Князя Александра Невского. В 1774 году Царем Ираклием II организовано было новое войско. Каждый годный к военной службе мужчина в Картли-Кахетском Царстве, невзирая на то, был ли он Царевичем, Князем, азнауром, ремесленником или кем угодно, обязан был отбывать воинскую повинность за свой счет в течение одного месяца в году. Эта мера дала возможность Государю иметь в постоянной боевой готовности пять тысяч воинов! Новое войско особенно хорошо проявило себя в борьбе против дагестанских разбойничьих набегов. В 1776 году Царь Ираклий II заключил мир с Турцией. В 1782 году Государь принял самое важное решение в своей жизни – официально обратился к России с просьбой о принятии Картли-Кахети под свое покровительство. Проект договора одобрен был обеими сторонами и 4 августа 1783 года в русской военной крепости на Северном Кавказе Георгиевской подписан был знаменитый Георгиевский договор (трактат) между Россией и Грузией. Трактат подписали: с российской стороны – генерал-фельдмаршал и Андреевский кавалер Григорий Александрович Потемкин (1739-1791), а с грузинской стороны - Иоанэ Мухранбатони и Гарсеван Чавчавадзе. 4 февраля 1784 года ратификационную грамоту Трактата подписал Царь Ираклий II, и документ вступил в силу. Однако первым же серьезным великим испытанием, которое выпало да долю Грузинского царства после Георгиевского трактата, было нашествие Омар-хана. К сожалению, Россия не оказала Грузии какой-либо помощи в борьбе с захватчиком. В 1786 году Царь Ираклий II отправил посла в Египет, где власть в это время находилась в руках грузинских мамлуков Бегеби. Мамлуки радушно приняли посла, но оказать реальную помощь Царству Картли-Кахети не смогли. И потому в 1786 году Царь вынужден был заключить с врагом, с Ахалцихским пашой мирный договор. В декабре 1786 года в Сагареджо состоялось совещание, на котором рассматривался вопрос пересмотра внешнеполитической ориентации Царства. Но изменить ориентацию в такой напряженной обстановке означало осложнить отношения с Россией, к тому же ни Иран, ни Турция уже не доверяли Царю Ираклию II и опасались возмездия России. В 1790 году был заключен "Трактат Царей и Князей иверийских" , который подписали Царь Ираклий II, Царь Имеретии Соломон II (1772-1815), Князь Мигрелии Григорий I Дадиани и Симон Гуриели. Последним испытанием для Государя стало нашествие в 1795 году Ага-Магомет-хана Каджара на Тбилиси. 21 сентября в битве у Соганлуга иранцы потерпели поражение и собирались уже вернуться назад, но изменники Грузии и Государю, и сообщили Ага-Магомет-хану о малочисленности войска Царя Ираклия II . 22 сентября на Крцанисском поле пять тысяч грузинских воинов сразилось в смертельном бою с 35 тысячами иранцев-магометан! Это было одним из самых трагических сражений в истории грузинского народа. Численное превосходство иранцев решило исход битвы – грузины потерпели поражение. 75-летнего Царя Ираклия II , который готов был сложить свою голову на поле брани, Августейшие внуки его Царевичи Давид XII (1767-1819), будущий Регент Грузии в 1800-1801 гг. и Иоанн (1768-1830) с силой вывели с поля боя. Ага-Магомет-хан страшно разорил Тбилиси, осквернил православные храмы, пленил и увел в рабство тысячи православных грузин. Поражение стало тяжелым ударом для Царя Ираклия II . После ухода Ага-Магомет-хана Государь перешел в Телави и, движимый чувством вины и покаяния, уже никогда не возвращался в Тбилиси. 23 января 1798 года Царь Ираклий II скончался в Телави 23 января 1798 года. Его погребли в родовой усыпальнице Дома Багратиони – Светицховели. Царю Ираклию II наследовал старший Августейший сын его Георгий XII (1746-1800), ставший, по воле Божией, последним Государем Картли-Кахетского Царства. Именно он Высочайше просил Государя Императора Павла I Петровича (1754-1801) о принятии Грузии в подданство России. 2 января 1800 года Император Павел I подписал Манифест о присоединении Грузии к Российской Империи, обнародованный 29 января того же года. Всю свою долгую жизнь Государь стремился к объединению разрозненных грузинских владений в централизованное государство, свободное от ирано-турецкого господства. Монарх так же решительно осуществлял расширение власти Грузии в Закавказье, но в 1783 году принужден был под внешней угрозой заключить Георгиевский трактат о покровительстве Российской Империи над Восточной Грузией. Внутренняя политика Царя Ираклия II направлена была на поднятие производительных сил страны: на борьбу с системой крупных сеньорий (сатавадо), на организацию обороны, одним из мероприятий которой было учреждение в 1773 году постоянного войска - мориге. Особое внимание Царь Ираклий II обращал на положение грузинской деревни, заселение пустующих районов, на ограничение произвола феодалов нормами закона. При Царе Ираклии II запрещена была продажа крепостных без земли, а семейных с отрывом от семьи. Им учреждались государственные школы и семинарии: в Тбилиси (1756) и Телави (1782). Пользуясь слабостью и раздорами Персии, нескольких персидских ханов (ганджинского и эриванского) Царь Ираклий сделал своими данниками. Он обуздал также кавказских горцев и дагестанцев, организовал и увеличил свои войска. В сражениях Царь Ираклий II , рожденный накануне праздника Архистратига Божия Михаила и всех безплотных Сил Небесных, первым бросался с саблею в руках на врага. Таким Государь и останется навсегда в памяти народной, в истории Грузии и России.

 (468x699, 109Kb)
1746
Уильям Биллингс (William Billings)
американский композитор, организатор первого в США музыкального общества (1786). Pодился в Бостоне (штат Массачусетс). Работал дубильщиком, руководил церковными хорами, сочинял хоровую музыку. Опубликовал шесть сборников духовных сочинений, получивших широкую известность; его гимн "Честер" ("Chester") стал главной патриотической песней Американской революции. Биллингс оказал заметное влияние на духовную музыку Новой Англии: ввел в обиход гимны, более светлые по характеру, чем традиционные, а также начал использовать музыкальное сопровождение при исполнении церковных гимнов. В 1786 году Биллингс организовал первое в США музыкальное общество. Мелодии Биллингса легли в основу произведений У. Шумена - увертюры "Уильям Биллингс" (1943) и симфонического триптиха "Новая Англия" (1956). Умер в Бостоне 29 сентября 1800 года.

 (522x699, 103Kb)
1748
Карл XIII (шведское имя - Karl XIII, Carl XIII)
король Швеции с 5 июня 1809, а с 4 ноября 1814 также и король Норвегии (как Карл II, см. шведско-норвежская уния). из Голштейн-Готторпской династии. Второй сын короля Адольфа Фредрика, носил титул герцога Сёдерманландского (в русской традиции также распространено, по немецкому образцу, написание «Карл Зюдерманландский»). Во время русско-шведской войны 1788—1790 в чине адмирала командовал шведским флотом в Эландском сражении 1789 и (вместе с братом, Густавом III) в Выборгском сражении 1790. Увлекался оккультизмом. После убийства брата 10 мая (де-факто с 13 марта) 1792 стал регентом Швеции (1792—1796) при несовершеннолетнем племяннике Густаве IV Адольфе и вёл довольно активную политику, в частности, приезжал в Петербург для переговоров о браке племянника с одной из внучек Екатерины II; во время этого приезда простой народ называл герцога Сёдерманландского «Сидором Ермолаевичем». После низложения Густава IV в 1809 провозглашён королём Швеции, но к тому времени уже впал в слабоумие и реального влияния на политику не оказывал. Фактически власть была в руках аристократии, а после избрания наследником бездетного короля в 1810 году наполеоновского маршала Жана Бернадота, князя Понтекорво — у этого последнего и его ближайших сподвижников. В 1809 принята действовавшая до 1974 конституция Швеции («Форма правления»), а также действующий до сих пор (с поправкой 1980 года) закон о престолонаследии. После кончины Карла XIII в Стокгольме 5 февраля 1818 года Бернадот вступил на престол как Карл XIV Юхан, основав новую династию.

 (600x662, 39Kb)
1769
Михаил Андреевич Балугьянский
русский экономист, доктор права (1796), профессор политической экономии Петербургского педагогического института (с 1804), затем Петербургского университета. Из закарпатских украинцев. Учился в Венгрии и Венском университете (на юридическом факультете). Первый ректор Петербургского университета (1819-1821). В крестьянском вопросе был сторонником либеральных реформ и преобразований. Работал в Министерстве финансов. Участвовал в комиссии М.М.Сперанского по составлению свода законов России. Балугьянский - один из теоретиков либерального дворянства. Критиковал меркантилизм. Пытался сочетать взгляды физиократов с учением А.Смита и приспособить их к условиям России. Среди прогрессивных преподавателей в Петербургском университете пользовался популярностью и оказал влияние на таких демократических профессоров, как К.Арсеньев, А.Куницын, К.Герман. В "Статистическом журнале" за 1806 (том 1, часть 1) и 1808 (том 2, части 1) помещены статьи Балугьянского "Национальное богатство. Изображение различных хозяйственных систем", "О разделении и обороте богатства".

1782
Чарльз Макларен Charles Maclaren
шотландский журналист, редактор шести изданий энциклопедии "Британника". Умер 10 сентября 1866 года.

 (498x699, 58Kb)
1786
Луи-Жозеф Папино (французское имя - Louis-Joseph Papineau)
канадский политик, адвокат. Родился в Монреале. После учебы Папино начал заниматься адвокатской практикой, но впоследствии, как и его отец, перешел в политику. На выборах 1808 года он вступил в парламент провинции Нижняя Канада. В 1815 году Папино стал шефом Канадской партии — движения франко-канадских патриотов, сторонников реформ, стоявших в оппозиции к английским властям. Луи-Жозеф Папино участвовал в составлении 92 резолюций, утвержденных парламентом 21 февраля 1834 года. Этот манифест, отправленный в Лондон, предствлял собой требования канадцев относительно политики и протест против монархической власти, несправедливой по отношению к франко-канадцам. Папино и его партия потребовали ответственного избираемого правительства, которое контролировало бы доходы и голосовало за законы Нижней Канады. После опубликования в марте 1837 года 10 резолюций Расселла, которые представляли негативный ответ на требования франко-канадцев, Папино возглавил движение сопротивления и участвовал в народных собраниях. Также он руководил комитетом, организовывающим бойкот английской продукции. Осенью 1837 года, когда недовольство населения переросло в вооруженный конфликт (Восстание Патриотов), Папино вместе с Эдмундом О'Каллиганом создал Совет патриотов. 16 ноября 1837 английское правительство подписало арест и назначило награду за его поимку, Папино покинул Монреаль и тайно уехал в США. С 1839 по 1845 он жил во Франции. Папино вернулся в Канаду в 1848 году и еще длительное время занимался политикой. Принимал участие в создании Красной партии. Луи-Жозеф Папино скончался в своем поместье в Монтебелло (Квебек) 25 сентября 1871 года. Его именем названа станция Монреальского метро.

 (658x699, 117Kb)
1794
Вильгельм Мюллер (Wilhelm Müller)
немецкий поэт-романтик, знаменитый прежде всего как автор слов к вокальным циклам Франца Шуберта. Родился в Дессау в семье владельца сапожной мастерской. Отец знаменитого лингвиста Макса Мюллера. Изучал филологию, философию и историю в Берлинском университете. Участвовал в рядах прусской армии в антинаполеоновской кампании. В 1816 г. издал «Антологию миннезингеров» - сборник любовных песен. Впечатления от путешествия по Италии составили книгу в эпистолярном жанре «Рим, римляне и римлянки» (1820). В 1821-1824 гг. опубликовал знаменитые циклы стихов о Греции, страдающей под турецким игом. Автор более 300 эпиграмм в духе «Ксений» И.В.Гете и Ф.Шиллера. Умер в Дессау 30 сентября 1827 года. Его сочинения: «Rom, Römer und Römerinnen» (1820), «Gedichte aus den hinterlassenen Papieren eines reisenden Waldhornisten» (1827; 4 издание под заглавием «Gedichte», 1858; вновь изданы его сыном в 1868), «Lieder der Griechen» (1844); переводы — «Neugriechische Volkslieder» и «Lyrische Reisen und epigrammatische Spaziergänge». Его стихотворения отличаются жизнерадостностью, свежестью впечатлений, пластичностью изображений и мелодичностью языка. Некоторые песни Мюллера перевёл на русский Иннокентий Анненский. Многие его песни сделались достоянием народа; музыка Шуберта («Müllerlieder» и «Winterreise» — вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь») сделала их еще более популярными. В «Homerische Vorschule» (2 издание, 1836) Мюллер примыкает к идеям Фр. Авг.Вольфа. «Vermischte Schriften» Мюллера изданы в 1830 г.

 (468x698, 140Kb)
1798
Жан-Батист Вийом (Вильом; Jean-Baptiste Vuillaume)
французский мастер смычковых инструментов. Родился в Мирекуре. В 1828 открыл собственную мастерскую в Париже. С 1835 занимался имитацией старинных итальянских инструментов (главным образом Страдивари и Гварнери). С 1865 изготовлял скрипки, альты, виолончели по созданной им модели. Вийом утвердил новый национально-самобытный тип звучания смычковых инструментов - яркий, интенсивный, но недостаточно гибкий. Изобрёл оригинальные конструкции контрабаса (так называемый октобас, 1849), альта (так называемая виола контральто, 1855), специальную педаль-сурдину для фортепьяно (1867). Лучшие инструменты Вийома являются до настоящего времени концертными. Умер в Париже 19 марта 1875 года.

1801
Франц Вильгельм Дитфурт
Немецкий собиратель музыкального фольклора

1801
Адольф Мюллер (настоящая фамилия - Шмид)
Австрийский композитор

1809
Надежда Васильевна Репина
русская актриса, певица (сопрано). Родилась в семье Василия Репина, крепостного актера в труппе помещика Столыпина. Дирекция императорских театров выкупила ее у Столыпина. После окончания Московского театрального училища (1825) Репину приняли в Дирекцию. Благодаря красоте, юности, уму она заняла то положение в Москве, которое в Петербурге занимала Асенкова. Успех ей принесли комедии и водевили, в которых ее партнером оказывается М.Щепкин. Особенно удались ей две роли: Лизы в водевиле Лев Гурыч Синичкин и Сюзанны в Женитьбе Фигаро. Благодаря дружбе с чиновником Дирекции композитором Алексеем Николаевичем Верстовским, за которого она впоследствии вышла замуж, Репина обладала определенным влиянием в труппе, и товарищи по сцене и драматурги стремились заручиться ее расположением. Она рано сошла со сцены (1841) в связи с замужеством, но некоторые исследователи утверждают, что Репина покинула сцену, потому что не хотела переходить на возрастные роли. Аксаков назвал Репину «украшением московской сцены в водевилях и даже в комических операх». Умерла Репина 2 декабря 1867 года.

1817
Ахмад-Хан Саид
основатель движения мусульманского просветительства в Индии, выступал за обновление ислама. Важнейшими центрами его просветительной деятельности были основанные им еженедельник "Такзиб ул-ахлак" ("Усовершенствование нравственности") (1870) и мусульманский колледж в Алигархе (1878). Основу его идеологии составляло прогрессивное для того времени учение о "самопомощи" - служении человека во имя общественного блага и "национальной солидарности". Критикуя отдельные стороны английской колониальной политики, он сохранял лояльность к английским властям и разделял иллюзии части интеллигенции Британской Индии о неизбежности и необходимости в течение определённого времени колониального господства. Заложил основы мусульманского общинного движения, сначала в области просвещения, а затем - политики. Внутренняя противоречивость его идеологии, сочетавшей прогрессивные просветительские черты с религиозно-общинными, отражала противоречивый характер мусульманского общинного движения, двойственное положение мусульманской буржуазии в условиях колониальной Индии и связь формировавшейся во 2-й половине 19 в. мусульманской интеллигенции с классом феодалов.

1822
Рудольф (Карл Георг Фридрих) Лейкарт
немецкий зоолог-паразитолог. Профессор университетов в Гисене (с 1850) и Лейпциге (с 1870). Основные труды по сравнительной морфологии и систематике беспозвоночных животных. Впервые разделил лучистых животных на две группы – кишечнополостных и иглокожих; истолковал природу губок и сблизил их с кишечнополостными; объяснил строение сифонофор. Известны работы по паразитическим червям.

1827
Собеслав Ипполит Пинкас (Soběslav Hippolit Pinkas)
чешский художник. Родился в Праге. Умер 30 декабря 1901 года.

 (476x699, 62Kb)
1831
Сергей Васильевич Максимов (псевдоним - С.В.Проезжий)
Почетный академик, русский очеркист-этнограф. Родился в посаде Парфентьев Кологривского уезда Костромской губернии. Учился в Посадском народном училище и Костромской гимназии, где был одним из лучших учеников. В 1850 г. Максимов поступил в Московский университет. В Москве состоялись первые литературные знакомства. В 1852 г., переехав в Петербург, поступил в медико-хирургическую академию (не окончил, учился до 1855 г.). В начале 50 гг. Максимов вошел в кружок «молодой редакции» журнала «Москвитянин», где особенно сблизился с А.Н.Островским. Впоследствии, когда Островский порвал с «Москвитянином», а Максимов переехал из Москвы в Петербург, их дружеские отношения не прекратились. Живя в Петербурге, Максимов участвовал в издании сочинений А.Н.Островского, бывал в Щелыкове. Начал печататься в Петербурге. В 1852 г. Максимов познакомился с А.В.Старчевским, издававшим «Справочный энциклопедический словарь», для которого Максимов получил заказ на ряд статей; среди них — заметка о В.И.Дале. Успешный литературный дебют Максимова — очерк «Крестьянские посиделки в Костромской губернии» — открыл серию произведений, посвященных народному быту Верхнего Поволжья и привлек внимание публики, писателей «натуральной школы». Очерки обеспечили Максимову репутацию, позволившую ему участвовать в «литературной экспедиции» в 1856 г. — командировке Морского министерства для описания жизни народов в районах Белого моря, Ледовитого океана, Печоры. Материалы поездки легли в основу книги «Год на Севере» (Санкт-Петербург, 1859). Это одна из крупнейших работ по этнографии Севера России в XIX в. Ей присуждена Малая золотая медаль Русского географического общества. Теме Русского Севера Максимов был верен всю жизнь. В 1865—1866 гг. в книгоиздательстве «Общественная польза» вышло более десяти его книг «для народа», внутренне связанных с впечатлениями «литературной экспедиции». 1860-е гг. — время интенсивной литературной деятельности Максимова. Он сближается с редакцией журнала «Искра» (не ленинская). После каждой поездки Максимов помещал в газетах и журналах художественные отчеты об увиденном, а затем составлял сборники очерков, объединенных общей идеей. Его очерки «Ссыльные и тюрьмы» (Санкт-Петербург, 1862), отпечатанные с грифом «секретно» в издательстве министерства внутренних дел в 1869 г., вошли впоследствии в книгу «Сибирь и каторга» (Санкт-Петербург, 1871). В них собран обширный материал по этнографии, истории и статистике тюремной жизни России. Известные М.Е.Салтыкову-Щедрину, они стали одним из литературных источников его рассказа «Испорченные дети» (1869). Л И.Толстой из книги «Сибирь и каторга» заимствовал сюжет для рассказа «За что?»; А.П.Чехов обращался к очеркам, готовясь к поездке на Сахалин; Н.А.Некрасов изучал материалы Максимова при работе над поэмами «Кому на Руси жить хорошо» н «Русские женщины». Знаток простонародной речи, истории русского языка и старинной письменности, Максимов увлекся объяснением малопонятных ходячих выражений и в 80 гг. в «Новостях», «Новом времени», «Осколках» опубликовал заметки-истолкования речений, из которых родилась книга «Крылатые слова» (Санкт-Петербург, 1890; последнее изд. — Москва, 1955). Это первое исследование идиом русского языка, содержащее богатый этнографический материал. В течение 30 лет (с 70 гг.) Максимов — бессменный редактор «Ведомостей Спб. градоначальной и городской полиции». В 1900 г. он избран почетным членом Российской Академии наук по отделению русского языка и словесности. Сергей Васильевич Максимов скончался в Санкт-Петербурге 16 июня 1901 года и был похоронен на Волковом кладбище

1835
Феликс Дрезеке
немецкий композитор (опера "Гудрун").

1841
Никола I Петрович Негош
югославский правитель, в 1860-1910 гг. - князь, в 1910-1918 гг. - король Черногории. Из династии Негошей. При нем Черногория участвовала в освободительных войнах против Турции (1862, 1876-1878, 1912), во второй Балканской войне (1913) и первой мировой войне 1914-1918 гг. (до оккупации Черногории Австро-Венгрией в 1916). Поддерживал антитурецкое восстание в Герцеговине 1875-1878 гг. Во внешней политике ориентировался главным образом на Россию, в то же время использовал противоречия между Россией и древними европейскими государствами. Его внутренняя политика была направлена на укрепление самодержавного режима, однако под давлением общественного движения был вынужден в 1905 г. ввести конституцию. В январе 1916 г., после поражения войск Черногории, бежал во Францию. В последние годы жизни выступал против объединения Черногории с Сербией. Автор ряда литературных произведений (стихи, поэмы, пьесы).

1847
Эмиль Холуб (Emil Holub)
чешский путешественник по Африке. Родился в Холице. По образованию врач. Свои первые путешествия осуществил в Трансвааль и страну бечуанов. В 1875 г. пытался достичь истоков реки Замбези, но вследствие болезни ограничился исследованием истоков реки Лимпопо. В 1883 г. задался целью пересечь Африку с юга на север от Капштадта до Каира, однако смог дойти только до среднего течения Замбези. Собрал богатый материал о природе и населении внутренних районов Африки, что имело большое значение для познания этого малоизученного в то время континента. В книгах «Семь лет в Южной Африке» (1880-1881), «Одиннадцать лет в Черной Африке» (1925) и др. описал свои путешествия. Умер 21 февраля 1902 года.

1854
Христиан Рудольф Девет
бурский генерал и политический деятель. В 1880-1881 гг. участвовал в войне буров против английских колонизаторов, пытавшихся захватить Трансвааль. Во время англо-бурской войны 1899-1902 гг. - один из руководителей бурских войск и партизанских отрядов. По окончании войны участвовал в расистском сговоре буров с английскими колонизаторами, направленном против коренного африканского населения. В 1914 г. в интересах бурских буржуазных националистов возглавил восстание против британского господства в ЮАР. После подавления этого восстания англичанами отошёл от политической жизни ЮАР.


Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку