-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Гей-удолбаный-в-хлам

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.06.2003
Записей: 13388
Комментариев: 145985
Написано: 227234


Обэриуты.

Воскресенье, 18 Сентября 2011 г. 02:53 + в цитатник
ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) — группа писателей и деятелей культуры, существовавшая c 1927 по 1930-е гг. в Ленинграде.

В группу входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Юрий Владимиров, Игорь Бахтерев, Дойвбер (Борис Михайлович) Левин и другие. К обэриутам были близки Николай Олейников, Евгений Шварц, философы Яков Друскин и Леонид Липавский, а также Казимир Малевич, Павел Филонов, и ученицы Филонова: Татьяна Глебова и Алиса Порет.

ОБЭРИУты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда.

Группа начала складываться с 1925 года под неофициальным названием "чинари". Ядро будущего объединения (Д. Хармс, А. Введенский, Н. Заболоцкий, И. Бахтерев) сформировалось в 1926 году, когда возникла группа "Левый фланг", в 1927 году взявшая название "Академия левых классиков", а затем — ОБЭРИУ. 24 января 1928 года в ленинградском Доме печати прошло первое публичное выступление обэриутов. Впоследствии устные выступления, каждый раз подвергавшиеся резкой критике в печати, стали основной формой публичного существования ОБЭРИУ. Попытки издания коллективного сборника закончились неудачей.

Одна из основных тем Николая Олейникова - тема, заявленная в стихотворении "Таракан". Это тема существа, живущего в бессмысленном мире и гибнущего в процессе каких-то бессмысленных экспериментов; существа вполне ничтожного, но по своей способности переживать трагичность собственной жизни уравненного героям "высоких" трагедий; эта тема удивительным образом перекликается с творчеством Франца Кафки.


(с) wikipedia.org

Николай Олейников
Таракан


Таракан сидит в стакане,
Ножку рыжую сосет.
Он попался. Он в капкане.
И теперь он казни ждет.

Он печальными глазами
На диван бросает взгляд,
Где с ножами, с топорами
Вивисекторы сидят.

У стола лекпом* хлопочет,
Инструменты протирая,
И под нос себе бормочет
Песню "Тройка удалая".

Трудно думать обезьяне,
Мыслей нет - она поет.
Таракан сидит в стакане,
Ножку рыжую сосет.

Таракан к стеклу прижался
И глядит едва дыша...
Он бы смерти не боялся,
Если б знал, что есть душа.

Но наука доказала,
Что душа не существует,
Что печенка, кости, сало -
Вот что душу образует.

Есть всего лишь сочлененья,
А потом соединенья.

Против выводов науки
Невозможно устоять.
Таракан, сжимая руки,
Приготовился страдать.

Вот палач к нему подходит,
И, ощупав ему грудь,
Он под ребрами находит
То, что следует проткнуть.

И проткнувши, набок валит
Таракана, как свинью.
Громко ржет и зубы скалит,
Уподобленный коню.

И тогда к нему толпою
Вивисекторы спешат.
Кто щипцами, кто рукою
Таракана потрошат.

Сто четыре инструмента
Рвут на части пациента.
От увечий и от ран
Помирает таракан.

Он внезапно холодеет,
Его веки не дрожат...
Тут опомнились злодеи
И попятились назад.

Все в прошедшем - боль, невзгоды.
Нету больше ничего.
И подпочвенные воды
Вытекают из него.

Там, в щели большого шкапа,
Всеми кинутый, один,
Сын лепечет: "Папа, папа!"
Бедный сын!

Но отец его не слышит,
Потому что он не дышит.

И стоит над ним лохматый
Вивисектор удалой,
Безобразный, волосатый,
Со щипцами и пилой.

Ты, подлец, носящий брюки,
Знай, что мертвый таракан -
Это мученик науки,
А не просто таракан.

Сторож грубою рукою
Из окна его швырнет,
И во двор вниз головою
Наш голубчик упадет.

На затоптанной дорожке
Возле самого крыльца
Будет он, задравши ножки,
Ждать печального конца.

Его косточки сухие
Будет дождик поливать
Его глазки голубые
Будет курица клевать.

1934

(с) source.

* В первые годы Советской власти использовался, особенно в армии, также термин «лекпом» (лекарский помощник) в значении — помощник врача. (c) wikipedia.org
Рубрики:  Urban gothic


Процитировано 1 раз

Нематахария   обратиться по имени Воскресенье, 18 Сентября 2011 г. 12:37 (ссылка)
Гей-удолбаный-в-хлам, спасибо)) *задумалась*
Ответить С цитатой В цитатник
Гей-удолбаный-в-хлам   обратиться по имени Воскресенье, 18 Сентября 2011 г. 12:42 (ссылка)
Нематахария, да ну, что здесь задумываться-то?
меня больше повеселили фамилии -- Вагинов и Порет -- и это реальность, в отличие от искусства.
Ответить С цитатой В цитатник
Нематахария   обратиться по имени Воскресенье, 18 Сентября 2011 г. 12:52 (ссылка)

Ответ на комментарий Гей-удолбаный-в-хлам

Аааа, так ты просто веселишься?)).
А я вот задумалась о стёбе бывшем и современном, о пафосе и глубокомыслии, о том, как комическое сплетено с трагическим...короче, в ключе статьи из Википедии.
Ну да,я ужасная зануда))).
Ответить С цитатой В цитатник
Гей-удолбаный-в-хлам   обратиться по имени Воскресенье, 18 Сентября 2011 г. 13:00 (ссылка)
Нематахария, естественно, стебусь -- если относиться к жизни серьёзно, это прямая дорога к тому, чтобы из неё, из жизни, с треском вылететь.

люди впадают в академичность - для чего? чтобы вздуть своё эго, чтобы упорядочить неупорядочиваемое и впихнуть невпихуемое, а чтобы всё это выглядело не так нелепо, притворяются, что это "наука" -- пишут статьи, изобретают термины, исследуют "влияние такого-то на такого-то", и проч.

а академичность, она как дуст -- она убивает всё живое.
если ты препарируешь стихи Пушкина, ты уже никогда не получишь от них удовольствие. Если ты анализируешь композиционные решения художников Возрождения, ты уже никогда не увидишь Венеру как женщину, а будешь видеть её как "эталон красоты в Европе конца XV столетия".

я же всегда ценил искусство как искусство, и узнал, что Хармс - обэриут, лишь спустя 20 лет после того как читал его сочинения.

просто это слово несколько раз встретилось в текстах, вот я и решил разобраться.
Ответить С цитатой В цитатник
Нематахария   обратиться по имени Воскресенье, 18 Сентября 2011 г. 13:25 (ссылка)

Ответ на комментарий Гей-удолбаный-в-хлам

Вова, согласна, "анализ художественного произведения" может надолго, если не навсегда, отбить охоту вернуться к "произведению", бррр...

Просто прочитала это стихотворение и подумала о том, что может быть стёб ради стёба (мне кажется, это сейчас больше в ходу), а может быть так, как здесь.
Возможно, у меня это происходит автоматически, нас ведь долго учили если и не "приёмам воздействия", то хотя бы элементарным законам композиции, это необходимо для профессионала. Или, так скажем, ремесленника.
Хотя, когда в первый раз увидела картины Филонова, меньше всего думалось о композиции, колорите, технике письма и т.д.
Ответить С цитатой В цитатник
Гей-удолбаный-в-хлам   обратиться по имени Воскресенье, 18 Сентября 2011 г. 13:34 (ссылка)
Нематахария, вот-вот.
хотя художник и ремесленник, все-таки, это существенная разница.

а мне повезло в том, что в плане искусства меня ничему никогда не учили, слава богам =)
Ответить С цитатой В цитатник
Нематахария   обратиться по имени Воскресенье, 18 Сентября 2011 г. 13:56 (ссылка)

Ответ на комментарий Гей-удолбаный-в-хлам

Ой, а как же школьная программа по литературе?))))))Образ Наташи Ростовой, ямбы-хореи, гы-гы...
Чё-то вдруг вспомнила, как подрабатывала на курсах при художественном училище, предмет- история костюма. И аудитория неровная, жуть. Одна девочка Джоконду в первый раз увидела!!! (подозреваю, что не в первый, конечно, образ-то растиражирован, только не знала она о первоисточнике))). А другая пустилась в обсуждения об особенностях захоронения в Древнем и Среднем Царстве. В конце концов поклонница Древнего Египта поняла, что дизайн одежды- не её стезя, а та, что узнала о Леонардо на задрипанных курсах, пошла учиться дальше))).

Вова,ты скромничаешь- откуда тогда у тебя такие познания в области архитектуры? Сам докапываешься?
Ответить С цитатой В цитатник
Гей-удолбаный-в-хлам   обратиться по имени Воскресенье, 18 Сентября 2011 г. 14:13 (ссылка)
Нематахария, в школе я _приниципиально_ не читал _ничего_ по программе -- меня забавляло, что я могу писать сочинения и обсуждать характеры, не имея ни малейшего представления о том, кто это такие и что там вообще делается.

позднее я точно так же поступал в университете, со всякими "Сагами о Форсайтах" и пр. домашним чтением на английском -- но уже по другим причинам -- я учился и работал, просто времени физически не было.

что касается архитектуры, истории, и т.д. -- исключительно самостоятельное чтение книг, и наблюдения в реале.
Ответить С цитатой В цитатник
К дневнику Страницы: [1] [Новые]