Сегодня, в день памяти Владимира Высоцкого радиостанция
Эхо.Москва подготовила интересный материл о дружбе поэта с
художником Михаилом Шемякином. Шемякин был одним из тех,
кого безо всяких оговорок и преувеличений можно назвать
настоящим другом Владимира Высоцкого.
10 лет Михаил Шемякин работал над книгой про дружбу с
Владимиром Высоцким - «Две судьбы». Не буду давать весь
пост Эхо (при желании посмотрите - здесь)
Там, есть фрагмент интервью Михаила Шемякина для
д/ф «Я приду по ваши души», которое взяла
режиссер-документалист Лилия Вьюгина. Интересно
- обязательно послушайте!
В последние годы жизни Владимира Семеновича -
Шемякин был одним из самых близких ему людей.
А по духу, быть может, и самым близким. Высоцкий
посвящал Шемякину свои песни, тот, в свою очередь,
рисовал иллюстрации к произведениям Владимира
Семёновича, а после его смерти создал памятник
поэту, установленный в Самаре.
Всемирно известный художник и скульптор Михаил Шемякин
в особом представлении не нуждается. В России он бывает, как
правило, наездами. Живет в основном в своем замке на севере
Франции, неподалеку от города Шатору. Михаил Михайлович
Шемякин - российский и американский художник и скульптор.
Лауреат Государственной премии РФ, народный художник
Кабардино-Балкарии, народный художник Республики Адыгея,
почетный доктор Университета Сан-Франциско.
2. Владимир Высоцкий в мастерской Михаила Шемякина. 1979 год. Фото Михаила Шемякина
Имя Шемякина известно в среде поклонников Высоцкого
ещё и потому, что Михаил Михайлович является
счастливым обладателем уникальной коллекции записей
барда. По мнению многих ценителей, ни одна из
существующих подборок песен Высоцкого даже близко
не может сравниться с коллекцией Шемякина.
Во многом невероятную мощь этой подборки можно
объяснить тем, что записывал эти песни Владимир не на
продажу и не для выходящей в массовый тираж пластинки
- он пел для своего лучшего друга. Записи сделаны в
Париже в 1975-1980 годы в студии Михаила Шемякина.
Аккомпанировал Высоцкому на второй гитаре
Константин Казанский.
3. Михаил Шемякин и Владимир Высоцкий в парижской
мастерской. Август 1978 года. Фото Пьера Бернара
4. 1978 год. Фото Михаила Шемякина
5. Владимир Высоцкий в мастерской Михаила Шемякина.
1979 год. Фото Михаила Шемякина
6. Рисунок Михаила Шемякина к песне Владимира
Высоцкого «История болезни», 1983 год
7. Рисунок Михаила Шемякина к песне Владимира
Высоцкого «Мои похорона», 1988 год
8. С Мариной Влади в студии Михаила Шемякина. 1976 год
9. 1978 год. Фото Михаила Шемякина
10. 1978 год. Фото Михаила Шемякина
11. В студии Михаила Шемякина. 1976 год
12. Набросок к песне «Французские бесы». Так
родилась знаменитая песня «Французские бесы».
13. Михаил Шемякин и Владимир Высоцкий в парижской
мастерской. Август 1978 года. Фото Пьера Бернара
***
Последний раз они виделись в июне 1980 года. Шемякин
обнял Высоцкого и сказал: «Давай назло всем - будем
жить». И Высоцкий ответил: «Попробуем». И Шемякин
понял, что пробовать Володя не будет.
14. Рисунок Михаила Шемякина к песне Владимира
Высоцкого «Побег на рывок», 1983 год
15. В студии Михаила Шемякина. 1976 год
16. В студии Михаила Шемякина. 1976 год
17. Беловой автограф стихотворения
«Как зайдешь в бистро-столовку…»
18. Владимир Высоцкий в парижской мастерской.
Август 1978 года. Фото Пьера Бернара
19. Беловой автограф стихотворения «Две просьбы»
В марте 1980 года Михаил Шемякин и Владимир
Высоцкий сделали свою самую последнюю запись.
На этом запись обрывается.
20. Михаил Шемякин и Владимир Высоцкий в
парижской мастерской. Август 1978 года.
Фото Пьера Бернара
Далее иллюстрации к песням
Михаилом Шемякиным созданы сорок две иллюстрации к
произведениям Володи Высоцкого. Это единый цикл,
начатый в середине 1980-х годов (тогда были сделаны
первые восемь рисунков) и завершённый в 2004-2011
годах. Число сорок два выбрано неслучайно - ровно
столько лет прожил Володя.
Высоцкий «Французские бесы»
Другу моему Михаилу Шемякину
Открытые двери
Больниц, жандармерий -
Предельно натянута нить,-
Французские бесы -
Большие балбесы,
Но тоже умеют кружить.
Я где-то точно - наследил,-
Последствия предвижу:
Меня сегодня бес водил
По городу Парижу,
Канючил: «Выпей-ка бокал!
Послушай-ка гитары!»-
Таскал по русским кабакам,
Где - венгры да болгары.
Я рвался на природу, в лес,
Хотел в траву и в воду, -
Но это был - французский бес:
Он не любил природу.
Мы - как сбежали из тюрьмы,-
Веди куда угодно,-
Пьянели и трезвели мы
Всегда поочередно.
И бес водил, и пели мы,
И плакали свободно.
А друг мой - гений всех времен,
Безумец и повеса,-
Когда бывал в сознанье он -
Седлал хромого беса.
Трезвея, он вставал под душ,
Изничтожая вялость,-
И бесу наших русских душ
Сгубить не удавалось.
А то, что друг мой сотворил,-
От бога, не от беса,-
Он крупного помола был,
Крутого был замеса.
Его снутри не провернешь
Ни острым, ни тяжелым,
Хотя он огорожен сплошь
Враждебным частоколом.
Пить - наши пьяные умы
Считали делом кровным,-
Чего наговорили мы
И правым и виновным!
Нить порвалась - и понеслась,-
Спасайте наши шкуры!
Больницы плакали по нас,
А также префектуры.
Мы лезли к бесу в кабалу,
С гранатами - под танки,-
Блестели слезы на полу,
А в них тускнели франки.
Цыгане пели нам про шаль
И скрипками качали -
Вливали в нас тоску-печаль,-
По горло в нас печали.
Уж влага из ушей лилась -
Все чушь, глупее чуши,-
Но скрипки снова эту мразь
Заталкивали в души.
Армян в браслетах и серьгах
Икрой кормили где-то,
А друг мой в черных сапогах -
Стрелял из пистолета.
Набрякли жилы, и в крови
Образовались сгустки,-
И бес, сидевший визави,
Хихикал по-французски.
Все в этой жизни - суета,-
Плевать на префектуры!
Мой друг подписывал счета
И раздавал купюры.
Распахнуты двери
Больниц, жандармерий -
Предельно натянута нить,-
Французские бесы -
Такие балбесы! -
Но тоже умеют кружить.
1978 год
А это бонус: Владимир Высоцкий - уникальная
кинохроника 60-х («Парус»). Январь 1967 года. Первая
киносъемка концертного выступления Владимира
Высоцкого. Ленинград, клуб «Восток».
«Иногда мне кажется, что лучшими моими комментариями
к произведениям Высоцкого могут быть мои иллюстрации -
они рождались как продолжение нашего с Володей диалога.
Но и рисунки требуют отдельных пояснений, поскольку
многие песни рождались в результате долгих бесед,
в которых Володя высказывал своё отношение к тому или
иному событию, а некоторые рисунки сделаны к песням,
которые описывают события, свидетелями которых были
только мы с Володей или только один из нас».
Михаил Шемякин.
|
Lyarder |
|