-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в World_Of_Psyhodelic

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 05.08.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 132

ќтцы основатели,психоделического движени€

„етверг, 07 јвгуста 2008 г. 10:08 + в цитатник
Dread_Born_Porn все записи автора ќ“÷џ-ќ—Ќќ¬ј“≈Ћ» ѕ—»’ќƒ≈Ћ»„≈— ќ√ќ ƒ¬»∆≈Ќ»я, ”„≈Ќџ≈, ћџ—Ћ»“≈Ћ», ’”ƒќ∆Ќ» », ћј√» » »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ» »Ќџ’ –≈јЋ№Ќќ—“≈….

–ам ƒасс, урожденный –ичард јллерт, родилс€ в Ѕостоне б-го апрел€ 1931 года, в 10 час. 30 мин. —тепень доктора психологии он получил в 1957 году в —тенфордском университете, после чего преподавал в —тенфорде, в Ѕеркли и в √арварде вплоть до 1963 года. ¬ √арварде, будучи профессором факультета социальных отношений и ¬ысшей ќбразовательной Ўколы, а также помощником директора Ћаборатории –азвити€ „еловека, доктор јлперт преподавал и проводил исследовани€ в области мотиваций поведени€, теории ювенильного развити€ «.‘рейда, в области гносеологии и клинической патологии. ¬ течение этого периода он работал также в качестве психотерапевта в —лужбе «доровь€ при √арвардском университете. ¬ мае 1961 года доктор јлперт прин€л псилоцибин. Ётот опыт стал поворотной точкой в его жизни. ¬месте с доктором “имоти Ћири он зан€лс€ разработкой программы изменени€ состо€ний сознани€ с помощью психоделиков типа Ћ—ƒ.  роме многочисленных опытов с чиновниками министерств, заключенными, учеными и т.д., проводимыми в √арварде, в общинах в ћексике, на побережье  арибского мор€, в ћилбруке, Ќью-…орке, Ћос-јнжелесе и  алифорнии, доктор јлперт испытал этот химический препарат на себе свыше трехсот раз. —овместив эрудицию ученого и врача-клинициста с опытом, полученным им в результате п€тилетних исследований в области психоанализа, он обнаружил не только некоторые €вные сдвиги в своей психодинамике, но и ограниченность опыта, который дают психоделики. ¬ 1967 году доктор јлперт отправилс€ в »ндию в поисках людей, которые, может быть, еще сохранили ключи к пути просветлени€, к той мудрости, о которой он знал из книг и котора€ уходила корн€ми в далекое прошлое истории ¬остока. „ерез несколько мес€цев он нашел то что искал. ќн поселилс€ возле крошечного храма в √имала€х. ≈го гуру стал Ќиим  ароли Ѕаба. ¬ 1968 году, уже получив посв€щение и мантрическое им€ –ам ƒасс, он вернулс€ на «апад дл€ осуществлени€  арма-…оги как части своей садханы. ¬ 1970 году он снова отправилс€ в »ндию дл€ дальнейшего обучени€. ¬ насто€щее врем€ он вновь на «ападе, читает лекции и делитс€ с людьми опытом своих путешествий. Ѕлагодар€ энергии –ам ƒасса вышла в свет книга ЂЅыть здесь-и-теперьї и пластинка ЂЋюби, служи, помниї.

»–¬»Ќ јЋЋ≈Ќ √»Ќ«Ѕ≈–√
Allen Ginsberg

(3 »ёЌя 1926, Ќьюарк, штат Ќью-ƒжерси - 5 јѕ–≈Ћя 1997, Ќью-…орк)

ќтрывок из Ђѕредуведомлени€ї ¬ладимира Ѕолотникова к книге јллена √инсберга Ђ»ндийские ƒневникиї
—сылка

∆изнь јллена √инсберга была наполнена самыми неверо€тными событи€ми, можно подумать, он сам нарочно искал приключений.
–одилс€ јллен √инсберг в 1926 году неподалеку от Ќью-…орка. ≈го родители происходили из –оссии. ћать по своим политическим взгл€дам была куда радикальнее отца, социалиста и ортодоксального иуде€, участвовала в работе коммунистической €чейки, верила в Ђмудрость и всемогущество товарища —талинаї. Ёто, однако, не мешало ей быть активной нудисткой. — раннего детства јллеи и его брат много раз становились свидетел€ми эпизодов неадекватного поведени€ матери; постепенно у нее развилась т€жела€ параной€, так что фактически всю вторую половину жизни она провела в различных психиатрических лечебницах.

јллен поступил в университет в 1943 году, поначалу с целью стать адвокатом и защищать права рабочих, угнетаемых эксплуататорами. ќднако вскоре он познакомилс€ с теми, кто в дальнейшем составил кост€к движени€ Ђразбитого поколени€ї: это были ƒжек  еруак, Ћюсьен  арр, Ќил  эссиди и другие, а также их Ђстарший товарищї ”иль€м Ѕерроуз. Ќачались нескончаемые Ђпоиски себ€ї, эксперименты с Ђрасширением границ сознани€ї Ч если поначалу это были только крепкие алкогольные напитки, то уже довольно скоро молодые интеллектуалы прин€лись пробовать и различные лекарственные средства, вызывающие галлюцинации (например, бензедрин), а еще марихуану и ее производные. јллен, благодар€ своим новым друзь€м, стал вращатьс€ в кругу Ђсильных личностейї, преступавших закон, пусть и не самым серьезным образом: кто воровал пальто с вешалок, кто угон€л автомобили (чтобы просто Ђпрокатитьс€ с девушкойї), кто приторговывал наркотиками. —реди них попадались и отпетые, насто€щие уголовники. ¬ то же врем€ многие битники были творческими личност€ми, и их Ђотв€зныйї стиль жизни помог им не только выйти за рамки обычного серого регламентированного существовани€ в пуританской стране с довольно солидным аппаратом подавлени€ (впрочем, не прибегавшим к физическому уничтожению сограждан, как в сталинском —оветском —оюзе или в нацистской √ермании), но и попытатьс€ изобразить свою повседневную жизнь как образец борьбы с обществом. —амо пон€тие Ђbeatї, то, что в него вкладывалось в то врем€, оформилось еще когда все они жили своеобразной коммуной в одной огромной квартире неподалеку от университета (1).

(1) »нтересно, что √инсберг во многих интервью утверждал, что никакой особой концепции или идеологии битничества у них вообще не существовало, во вс€ком случае до середины 1950-х годов, и что битничество как движение придумано критикой.

—лово Ђбитї как обозначение эстетической категории, стил€ впервые использовал  еруак в 1949 году, а слово Ђбитникї придумал в 1958 году журналист из —ан-‘ранциско, автор колонки сплетен, написав: ЂЅитники, как и спутники, наход€тс€ вне пределов нашего, земного существовани€ї. — самого начала это слово было журналистским стереотипом и имело оскорбительное, издевательское значение.

¬ американском обществе, конечно, всегда были те, кто оказывалс€ вне Ђнормальнойї структуры, кто не мог достаточно много зарабатывать, иметь собственный дом, автомобиль в гараже и курицу в кастрюле, о чем, как о неотъемлемом праве граждан —Ўј, еще в тридцатые годы распинались политики. ¬сЄ же в основном американцы верили, что если вести себ€ Ђкак полагаетс€ї, им гарантирована Ђнормальна€ї жизнь. Ѕитникам такой подход был чужд. ќни не желали тратить жизнь на создание и накопление материальных ценностей, они стремились употребить все свои силы, самих себ€ на Ђчто-то иноеї. »х мир был Ђдругимї (что бы это ни значило, что бы каждый из них конкретно под этим ни подразумевал), и жили они именно в нем, чего бы им это ни стоило...

ѕомимо прочих качеств, резко выдел€вших битников среди городской буржуазии и даже среди, казалось бы, близкой им творческой и университетской интеллигенции, была их открыта€ сексуальность, причем не столько гетеросексуальность, сколько гомосексуальность, на что в —Ўј в те годы было фактически наложено табу. √омосексуализм был вне закона, во вс€ком случае, несмотр€ на многие реформы в западном обществе, его рассматривали не только как грех, но и как преступление. »менно в этом направлении и повели наступление битники Ч они провозгласили свободу секса, свободу сознани€, свободу творчества как неотложную необходимость дл€ каждого члена общества. ќни и своим поведением, и своим творчеством утверждали, что запретных тем не существует. ѕри этом, разумеетс€, с водой, как говоритс€, выплескивали и младенца, однако в любом квази-революционном движении именно это и происходит. ¬ конечном счете, жизнь расставила точки над Ђiї, и сами судьбы битников свидетельствуют об этом €рче всего.

ƒвижение битников прошло несколько этапов: первичного зарождени€ (40-е годы), развити€ (конец 40-хЧ начало 50-х), становлени€ (конец 50-х), расцвета (на рубеже 50Ч60-х), а также так называемого Ђпост-существовани€ї (в 60-е годы, когда, после грандиозного успеха группы ЂЅитлзї наступила эра новой культуры, пришло новое поколение, хот€ в какой-то мере и св€занное с битниками).

***

∆изнь √инсберга резко изменилась в июле 1948 года, когда однажды раздалс€ Ђниоткудаї громоподобный голос ”иль€ма Ѕлейка (јллен как раз перечитывал любимое им стихотворение Ѕлейка Ђѕодсолнухї), по€вилс€ си€ющий образ английского поэта (умершего еще в 1827 году) и одновременно пришло осознание сути вечности... јллен был столь поражен и воодушевлен видением, ощущением собственной значимости, что тут же сообщил всем близким: € видел Ѕога! » прожил под грузом этой Ђбогоизбранностиї следующие п€тнадцать лет, причем она и т€готила его, и вызывала страдани€ (он бо€лс€ утратить свой поэтический дар, свой Ђканал св€зиї с божеством), и требовала бесконечного подтверждени€. ќтсюда его поиски все более сильных средств дл€ расширени€ сознани€, его метани€ по свету, его неверо€тные по концентрации сознани€ успехи в поэтической сфере (поэма Ђ¬опльї была в основном написана всего за сорок часов непрерывной работы за пишущей машинкой), а также, по-видимому, его все более радикальна€ и активна€ общественна€ позици€.

ѕриведем очень коротко основные вехи его жизни до поездки в »ндию.

1949 јллен был в машине с при€тел€ми, которые перевозили краденое, его арестовали за пособничество, и он на восемь мес€цев попал в психиатрическую больницу. ѕосле лечени€ (а лечили его, помимо прочего, от... гомосексуализма) он в течение нескольких лет честно пыталс€ слитьс€ с окружением: имел посто€нную работу жил относительно нормальной жизнью, а также вн€л было мольбе матери: Ђ—ынок, найди же себе девушку!ї

1950 ¬ышел в свет первый роман ƒжека  еруака Ђ√ород и городокї. ”иль€м Ѕерроуз начал писать автобиографическое повествование, известное как Ђƒжанкиї (напечатано в 1953 году).

√инсберг познакомилс€ с известным поэтом ”иль€мом  арлосом ”иль€мсом Ч их лична€ и творческа€ дружба будет продолжатьс€ до смерти ”иль€мса.

1951 Ѕерроуз застрелил свою жену; по-видимому, случайно.

 еруак с помощью √инсберга смог пристроить в издательство свой магистральный битнический роман ЂЌа дорогеї.
1953 ¬ конце года Ѕерроуз был вынужден уехать в ћарокко на целых п€тнадцать лет, чтобы пережить расставание с √инсбергом: после недолгого периода пылкой взаимной любви јллеи прервал их взаимоотношени€, Ђчтобы остатьс€ в своем умеї. “огда же јллен отправилс€ на полгода в ћексику, он жил на юге страны, в джунгл€х провинции „иапас, среди индейцев.

1954  еруак настолько увлекс€ спорами с еще одним отцом битничества, Ќилом  эссиди, который уверовал в учение американского €сновид€щего, Ђсп€щего пророкаї, необуддиста Ёдгара  ейса (умер в 1945 году), что в результате перечитал уйму книг и сам пришел к буддизму.
ѕо возвращении из ћексики √инсберг также гостил у супругов  эссиди, пока жена Ќила не застала его в постели с собственным мужем.
¬ декабре √инсберг встретил в —ан-‘ранциско любовь всей своей жизни, ѕитера ќрловски, и вскоре переехал в дом, где тот жил. (¬прочем, оба были бисексульны: на прот€жении всей совместной жизни и јллен, и особенно ѕитер имели также гетеросексуальные
св€зи).
1955 √инсберг написал поэму Ђ¬опльї, ставшую, так сказать, краеугольным камнем битничества (нар€ду с ЂЌа дорогеї  еруака и Ђ√олым завтракомї Ѕерроуза). Ђ¬опльї написан в спонтанном стиле под воздействием галлюциногенных наркотиков в соответствии с кредо √иисберга: перва€ мысль Ч сама€ лучша€.
јллеи познакомилс€ с поэтами-буддистами √эри —найдером и ‘илипом ”эйленом и начал всерьез изучать буддизм.
13 окт€бр€ состо€лось историческое публичное чтение Ђ¬опл€ї в галерее Ђ—икс √эллериї в —ан-‘ранциско, а несколько позже Ч чтение поэмы в Ѕеркли.
1956 Ћетом умерла мать јллена. Ёто потр€сло его до глубины души.
ќсенью Ђ¬опльї опубликован в —ан-‘ранциско новым издательством Ђ—ити-лайтс буксї поэта Ћоренса ‘ерлингетти.
1957 ¬о врем€ чтени€ Ђ¬опл€ї в Ћос-јнжелесе √инсберг в пылу полемики с одним из слушателей, который требовал объ€снить, что именно пытаютс€ доказать миру битники, не только заорал: Ђ„то всЄЧнагое! „то всЄ Ч поэтическа€ нагота!ї, но и тут же Ђна спорї скинул с себ€ одежду, вызвав аплодисменты присутствовавших, в том числе јнаис Ќин. (ќтныне он стал нередко раздеватьс€ догола на люд€х, что создало прецедент дл€ подобного публичного поведени€ молодежи 1960-х.)
ѕока јллен с ѕитером проводили врем€ в ћарокко и в ≈вропе, тираж Ђ¬опл€ї был арестован как Ђнарушающий нормы общественной моралиї. ќднако судь€ отказалс€ считать эту поэму Ђнепристойнойї и подлежащей конфискации. —уд, по иронии судьбы, фактически стал рекламой творчества битников и существенно увеличил продажи Ђ¬опл€ї.
√инсберг в парижском кафе, облива€сь слезами, начал писать плач по покойной матери Ђ адишї (по названию еврейской поминальной молитвы, которой она не удостоилась во врем€ похорон).
1958 √инсберг наконец вернулс€ в —Ўј из ѕарижа, где поселилс€ вместе с другими битниками в дешевой гостинице-клоповнике, так называемом ЂЅит-отелеї.
1959 √инсберг при большом стечении слушателей прочел написанную часть поэмы Ђ адишї в своей Ђальма матерї,  олумбийском университете в Ќью-…орке.
јллен записалс€ в качестве подопытного дл€ серии экспериментов с новым веществом, Ћ—ƒ-25, в —тэнфордском университете в ѕало-јльто ( алифорни€). ќн писал тогда отцу: ЂЁтот наркотик автоматически дает мистический опыт. Ќаука наконец-то сделалась классной!ї
Ѕлагодар€ выступлени€м √инсберга на суде над журналом ЂЅиг “ейблї, опубликовавшим отрывки из Ђ√олого завтракаї Ѕерроуза, обвинение проиграло процесс.
1960 √инсберг и ‘ерлингетти прин€ли участие в литературной конференции в „или, организованной местными коммунистами.  ак писал тогда √инсберг, Ђв то врем€ [в Ћатинской јмерике] любой человек с гуманистическими взгл€дами либо был, либо считалс€ коммунистом.
¬о врем€ последующих путешествий по Ѕоливии и ѕеру јллен пробует сильнодействующий €ге(а€васка).
¬ конце года јллен участвовал в конференции психиатров, где феномен битничества рассматривалс€ с профессиональных позиций. “ам ассистент “имоти Ћири, гарвардского профессора, который проводил эксперименты с Ђволшебными грибамиї (содержавшими псило-цибин), и писатель ќлдос ’аксли, уже попробовавший их насто€тельно рекомендовали √инсбергу встретитьс€ с Ћири, основоположником Ђпсиходелической культурыї. ѕрин€в это сильнодействующее наркотическое средство, √инсберг провозгласил начало Ђпсиходелической революцииї. ќн носилс€ голый по √арварду, пыта€сь разъ€снить миру важность его открыти€. “ребовал от телефонистки немедленно соединить его с Ќикитой ’рущевым, ”иль€мом  арлосом ”иль€мсом и Ќорманом ћейлером, крича ей в трубку: Ђя Ч Ѕќ√! Ѕ Ч ќ Ч √!ї
1961 ¬ марте √инсберг с ќрловски отправились в ѕариж, к Ѕерроузу. Ќо тот уже уехал в “анжер. Ѕерроуз настолько невзлюбил ѕитера, что последний предпочел ретироватьс€ в —тамбул. “ем временем в “анжере, где и без того не было проблем с наркотиками, по€вилс€ “имоти Ћири. ¬ результате јллен лишь в августе отбыл в √рецию, а с ѕитером они воссоединились в конце года, в »зраиле, где √инсберг встретилс€ с ћартином Ѕубером.
1962 „ерез  расное море јллен и ѕитер добрались до ћомбасы, столицы  ении, где прин€ли участие в политических митингах.
15 феврал€ 1962 года их корабль прибыл в Ѕомбей (ныне Ч ћумбай). Ќачалась почти полуторагодова€ индийска€ одиссе€, пора странствий, открытий, поисков гуру, самоанализа, духовного возмужани€.  ак ни странно,
несмотр€ на посто€нное употребление наркотических средств, именно жизнь в »ндии помогла √инсбергу избавитьс€ от пристрасти€ к наркотикам, уверитьс€ в собственных силах, окончательно обрести опору в буддизме с его отказом от страдани€ и поисками нирваны (хот€ посв€щение в буддизм он прин€л лишь в 1972 году).
«десь √инсберг училс€ медитации и изучал силу воздействи€ произнесенной мантры у целого р€да уважаемых учителей, св€тых подвижников. «десь произошло его Ђхождение в народї, когда он целые дни проводил с аскетами-садху, последовател€ми бога Ўивы, курил с ними бесконечные трубки-чиллам с ганджей (марихуаной), участвовал в их порой странных, порой жутковатых обр€дах. «десь он часами наблюдал за тем, как гор€т тела умерших, когда их, в соответствии с индуистской традицией, сжигают на берегу реки или океана (1)
(1)  ого-то его пристрастие может шокировать, но здесь, помимо прочего, по-видимому, имеетс€ отголосок впечатлени€, произведенного на него ’олокостом: так. в 1957 году он специально поехал в ћюнхен, чтобы побывать в концлагере ƒахау.
ќн пыталс€ почувствовать, что представл€ет собой этот промежуток между физической смертью тела и моментом, когда, в соответствии с представлени€ми буддистов, суть человека, его дух обретает новое жилище, новое существование.
¬ то же врем€ он интересовалс€ молодыми поэтами новой »ндии, встречалс€ с журналистами, религиозными де€тел€ми и преподавател€ми учебных заведений.
»ща духовного исцелени€, он уже под конец своего пребывани€ в »ндии стал, наконец, активно помогать люд€м: известны несколько случаев, когда они с ѕитером спасали людей, умиравших на улицах ¬аранаси от голода и холода, лечили, как могли, помещали их в больницы добивались про€влени€ элементарного внимани€ со стороны городских властей к судьбам своих сограждан.


***

15 ма€ 1963 года √инсберг оставил ѕитера в »ндии (у них на тот момент снова испортились отношени€) и отправилс€ в Ѕангкок, —айгон, осмотрел буддийскую св€тыню јнгкор-¬ат в  амбодже и затем провел п€ть недель у √эри —найдера в японии. «атем он преподавал поэтику в ¬анкувере, жил в —ан-‘ранциско, наконец вернулс€ в Ќью-…орк.
ѕродолжалась жизнь, полна€ не меньших потр€сений и неверо€тных происшествий. √инсберг все больше занимал положение Ђнеформального лидераї, ново€вленного гуру дл€ интеллигенции и подрастающего поколени€.
¬1965 году он побывал на  убе. ѕравда, его довольно скоро выставили оттуда, но не столько даже за его странную выходку (он вдруг прилюдно шлепнул по заду соратницу  астро, бывшую партизанку, котора€ была тогда министром культуры  убы), сколько, пожалуй, за его непрекращающиес€ протесты против преследовани€ гомосексуалистов на Ђострове свободыї (в этой все еще католической стране полици€ недавно победивших социалистов-бородачей попросту арестовывала Ђтуне€дцевї и Ђразвратниковї за их Ђнепотребное поведениеї).
—  убы √инсберга отправили первым же рейсом, который приземлилс€... в ѕраге. “огда же он заехал на несколько дней в ћоскву. «десь он смог встретитьс€ с некоторыми своими родственниками (некоторые так и жили в –оссии, потом в ———–, а его д€д€ специально приехал из јмерики, когда в ћоскве начали строить метро, да так и осталс€). –азумеетс€, он не преминул встретитьс€ с ≈втушенко и ¬ознесенским, которых уже опубликовали в —Ўј, в том же издательстве ‘ерлингетти, что и самого √инсберга. Ќа обратном пути, снова в ѕраге, либерально настроенные студенты совершенно неожиданно избрали јллена Ђ оролем ма€ї, в общем и целом в пику Ђорганамї. » снова пребывание јллена Ђза железным занавесомї завершилось досрочно. “ем более что он и здесь позволил себе нарушить строгую коммунистическую мораль, встреча€сь, как Ђофициальної, так и Ђнеофициальної с гомосексуалистами, рассказыва€ им о набиравшим силу движении геев в —Ўј.
ѕозже он выступал с Ѕобом ƒиланом и рок-группами ЂThe Fugsї и, уже в 80-е, ЂThe Clashї, снималс€ в авангардных фильмах, предвосхитивших творчество ”орхола, участвовал в демонстраци€х против производства €дерного оружи€. ќн помог первым кришнаитам «апада обрести материальную базу дл€ своей организации: на рок-концерте Ђћантра-–окї в пользу вновь созданного храма кришнаитов он за€вил, что повторение мантры Ђ’аре  ришнаї дает тот же эффект, что и прием Ћ—ƒ. ќн был в первых р€дах тех, кто протестовал против войны во ¬ьетнаме, кто устроил знаменитое Ђочищениеї ѕентагона от скверны, скандиру€ буддийские мантры. » он же встречалс€ с Ёзрой ѕаундом, который не пожелал публично раска€тьс€ в своем преклонении перед ћуссолини, хот€ в частном разговоре с √инсбергом и призналс€, что сожалеет об Ђошибках молодостиї.  ороче, дело √инсберга в ‘Ѕ– распухало все больше и больше.

¬ 1970 году он встретил ламу „ьогъ€ма “рунгпу –инпоче и прин€л его в качестве своего гуру. ¬ городе Ѕоулдере, штат  олорадо, совместно с поэтессой Ённ ”олдмен он организовал так называемую ЂЎколу расчлененной поэтики имени ƒжека  еруакаї при буддийском »нституте Ќаропа, которым руководил его гуру.
Ќа прот€жении всей оставшейс€ жизни он стремилс€ поддерживать плам€ битничества в новых услови€х, несмотр€ на стремительно измен€ющеес€ общество, перемены в культуре, науке, политике, сознании людей. ”дивительно то, что многие из этих перемен за последние дес€тилети€ двадцатого века св€заны с его де€тельностью и теми иде€ми, которые он проповедовал.
¬се это Ч отнюдь не панегирик гению. ∆изненный путь √инсберга был неверо€тно извилист, поэт подвергал себ€, особенно в ранней молодости, немалым испытани€м, однако ему, так или иначе, Ђповезлої: он не спилс€, как  еруак; не замерз в наркотическом сне на рельсах в ћексике, как  эссиди; не стал сутенером собственной жены, как Ѕремзер; не был раздавлен вагоном метро, как  аннастра; не выбросилс€ из окна, как Ёлиз  оуэн; не убил при€тел€ перочинным ножом, как Ћюсьен  арр; не застрелил жену, как Ѕерроуз... ќн не раз доходил до критической черты, но умудр€лс€ не перейти ее. ¬озможно, правы те, кто считают, что √инсберг, который вырос в атмосфере безумных выходок матери и посто€нно выслушивал ее жалобы на провода, введенные ей в мозг врачами по поручению √итлера или –узвельта, на шпионов-родственников и т.п., старалс€ нащупать границу между нормой и безумием, чтобы, с одной стороны, не повторить печальную судьбу матери, а с другой, оставатьс€ как можно ближе к ней.
ќднако √инсберг, Ђбунтарь-горлопанї, пошедший против традиций и ценностей американского общества, знал как никто другой, каким образом лучше всего использовать это самое общество в своих цел€х.
√инсберг был гением Ђпаблиситиї, саморекламы, гигантом Ђпромоушенї, продвига€ никому не известный и подозрительный товар: писани€ и творени€ аутсайдеров, пь€ниц и наркоманов, воров и преступников, какими €вл€лись битники в глазах средних американцев. ѕожалуй, он первым из художников двадцатого века стал боротьс€ с буржуазным обществом при помощи его же собственных механизмов купли-продажи. “очнее, и не боротьс€ вовсе, а использовать существующие возможности, внедр€€сь в него, переделыва€ его под себ€. √инсберг первым доказал јмерике, что продать в ней можно что угодно, даже поэзию... √инсберг и еще, пожалуй, ”орхол фактически создали нынешний базар массового искусства, на котором сбыть можно практически любой товар (это максимально точно выразили у нас в –оссии словами Ђпипл хаваетї).
ј дл€ успеха дела √инсберг был готов на все. ћожно было превратитьс€ в буддиста, стать Ђкосмическим анархистомї, можно было оказатьс€ одним из первых лидеров контркультуры, пацифизма, хиппизма. ћожно заделатьс€ заводилой и завсегдатаем разного рода новых акций молодежи, дава€ им какие-нибудь новомодные названи€ (Ђлав-инї, Ђсит-инї, Ђби-инї и т.п.), можно изобретать новые виды противосто€ни€ власт€м, объ€вл€€, например, о наступлении Ђвласти цветовї (тоже термин √инсберга), котора€ заключалась в том, что цветы, музыка, искусство, любовь и скандирование мантр €кобы позвол€т одолеть военщину, прекратить разгон демонст-
раций и самую войну во ¬ьетнаме. »ли провозгласить "век јквариуса" (а кто об этом помнит сегодн€, кроме стариков-хиппи?). »ли разрабатывать постулаты ЂЌового ¬екаї - ЂЌью Ёйджї.
Ќо главное все же, видимо, в том, что не сам по себе јллеи √инсберг или даже все битники вместе вз€тые создали эту волнуЧно что волна эта родилась в массах людей в св€зи с: изменени€ми их жизни, духовных ориентиров. “ак что волна Ђбурных шестидес€тыхї не столько породила, сколько вознесла их и, как это получаетс€ у очень умелых серфингистов, позволила довольно долго нестись на огромной скорости на самом ее гребне... ј если выбрать удачное место на берегу ќкеана ∆изни, то можно непрестанно вскакивать на гребень очередной волны Ч это, конечно, приходит с опытом.

“еренс ћаккенна

(Terence McKenna)

Nov 16, 1946 - Apr 3, 2000 (2:15 am)

“еренс ћаккенна (Terence McKenna) - попул€рный американский автор пионерных исследований по этноботанике, оригинальный мыслитель, чьи интересы включают планетарное (или √ейское, по имени √еи - Ѕогини «емли) мировоззрение на психотропные растени€. —торонник и пропагандист архаического возрождени€ , основанного на интуитивном, как в шаманской практике, применении психоактивных растений, он неизменно привлекает внимание своими глубокими научно-обоснованными и новаторскими работами. ќдним из основных проектов “еренса ћаккенны (над которым он работает со своим братом ƒеннисом и женой  эт) €вл€етс€ Ѕотанические особенности ( Botanical Dimensions - BD ). —оответствующа€ некоммерческа€ организаци€, основанна€ в 1985 г., занимаетс€ сбором и коллекционным изучением растений и еще уцелевшего среди коренных народов тропиков растениеведени€ и искусства врачевани€ в мире аборигенов. Ётноботаника - это наука, изучающа€ растени€, используемые людьми дл€ пищи, одежды, построек и лечени€. Ётномедицинские растени€ - те, которые примен€ют дл€ предупреждени€ и лечени€ болезней, поддержани€ благососто€ни€ тела, разума и духа. ѕоскольку используемые в медицине растени€ повсюду наход€тс€ под угрозой исчезновени€, проект BD помогает охране дикорастущих и возделываемых растений и поддерживает усили€ по сбору коллекций сем€н в ÷ентральной и ёжной јмерике, јфрике и јзии. BD содержит частный ботанический сад на √авай€х, коллекцию живых растений которого используют дл€ исследований и сохранени€ биологического разнообрази€, и поддерживает местный этноботанический сад в ѕеру. ¬  алифорнии, —Ўј, BD осуществл€ет образовательные функции, поддерживает базу данных по растени€м, занимаетс€ пополнением финансовых ресурсов дл€ поддержки проекта и публикует бюллетень PlantWise. ѕо мнению √оварда –ейнгольда проект BD особенно важен потому, что он сохран€ет не имеющее аналогов богатство знаний о растени€х, используемых аборигенами - наиболее ценное сокровище экономически слабо развитых стран.


Ѕиографи€ “имоти Ћири

22 ќ “яЅ–я 1920 - 31 ћјя 1996

“имоти Ћири родилс€ в —прингфилде, штат ћасссачусетс. ѕолучил образование в университетах јлабамы, Ѕеркли. — весны 1960-го преподавал в √арварде. Ћири исследовал вли€ние психоделиков на психику и нервную систему человека. ≈го исследовани€ были в самом разгаре, когда психоделики (и прежде всего Ћ—ƒ) объ€вили вне закона. Ёксперименты пришлось прекратить, но отказыватьс€ от психоделиков Ћири не собиралс€ и пожертвовал ради исследований профессиональной карьерой и репутацией академического ученого. —о временем в прессе Ћири стали называть "Ћ—ƒ-гуру" . Ћири активно пропагандировал психоделики, выступал с лекци€ми и написал р€д увлекательных книг, посв€щенных расширению границ человеческого сознани€. ¬ 1966 году его арестовали по сфабрикованному обвинению в хранении и употреблении наркотиков, осудив на дес€ть лет тюремного заключени€. ќн бежал из тюрьмы, укрылс€ в Ўвейцарии, но не получив там убежища, “имоти вынужден бежать в јфганистан. ѕр€мо в аэропорту Ћири был арестован и снова посажен в тюрьму (1972), откуда вышел лишь в 1976 - уже на законных основани€х. ¬ 80-ые годы Ћири увлекс€ компьютерами, которые заменили ему Ћ—ƒ; и даже создал р€д программных продуктов. —кончалс€ “имоти Ћири .31 ма€ 1996 года. ѕоследней фразой, которую произнес Ћири перед смертью была фраза: "ј почему бы и нет?"

Ѕиографи€ ќлдоса ’аксли

Ѕольшинство мужчин и женщин ведут жизнь, в своем худшем виде настолько мучительную, а в лучшем - настолько монотонную, бедную и ограниченную, что позыв бежать ее, стремление превзойти себ€ хот€ бы на несколько мгновений есть и всегда было одним из основных аппетитов души.

ќлдос ’аксли

≈сли двери воспри€ти€ очистить, все сущее €витс€ человеку таким, какое оно есть, - бесконечным.

¬иль€м Ѕлейк

ќлдос ’аксли родилс€ в семье, принадлежавшей к интеллектуальной элите ¬еликобритании. ƒед ’аксли - знаменитый английский биолог, сподвижник ƒарвина “омас √ексли (правильнее - ’аксли); мать - сестра романистки ’амфри ”орд, плем€нница поэта ћэтью јрнольда и внучка известного педагога “омаса јрнольда. ¬ четырнадцать лет потер€л мать, в шестнадцать, во врем€ учебы в »тоне, едва не ослеп в результате несчастного случа€; впрочем, зрение все же восстановилось - настолько, что ’аксли сумел поступить в ќксфорд, но в армию его не вз€ли, хот€ он, подобно многим своим современникам, и рвалс€ на фронт. ≈ще в ќксфорде ’аксли познакомилс€ с Ћиттоном —трейчи и Ѕертраном –асселом и подружилс€ с ƒэвидом √. Ћоуренсом. Ёти знакомства и эта дружба во многом определили становление ’аксли-писател€. ¬ литературе ’аксли дебютировал сборником стихотворений, опубликованном в 1919 году. √од спуст€ он перебралс€ из јнглии в »талию, затем отправилс€ в кругосветное путешествие, побывал в »ндии и первый раз посетил —оединенные Ўтаты. ’аксли обрел попул€рность одновременно у широкой публики и у интеллектуалов благодар€ двум произведени€м - " онтрапункт" и "ƒивный новый мир". „ерез шесть лет, когда по ≈вропе стал стремительно распростран€тьс€ нацизм, ’аксли с женой и сыном уехал в јмерику и в 1938 году начал работать сценаристом в √олливуде (в частности, ему принадлежит сценарий фильма "√ордость и предубеждение" по роману ƒжейн ќстен с Ћоренсом ќливье в главной мужской роли). ¬ п€тидес€тые годы ’аксли стал пропагандировать психоделики и сам регул€рно употребл€л мескалин, Ћ—ƒ и псилоцибин. ¬ общей сложности в течение дес€ти лет ’аксли участвовал в дес€ти психоделических сесси€х (четыре раза принимал мескалин, четыре раза - Ћ—ƒ, два раза - псилоцибин). —вои психоделические опыты ’аксли описал в книгах "¬рата воспри€ти€" (1954) и "–ай и ад"" (1956), а также в романе "ќстров" (1962). ¬ 1959 јмериканска€ академи€ искусств присудила ’аксли премию за заслуги, отдав ему предпочтение перед столь маститыми авторами, как “омас ћанн, Ёрнест ’эмингуэй и “еодор ƒрайзер. —кончалс€ ќлдос ’аксли в тот самый день, когда в “ехасе погиб президент ƒжон  еннеди. ≈го прах захоронен в фамильном склепе в ¬еликобритании.

—писок основных работ ќлдоса ’аксли.

∆елтый  ром (1921)

Ўутовской хоровод (1923)

 онтрапункт (1928)

„ерез много лет (1931)

ќ ƒивный Ќовый ћир (1932)

—лепой в √азе (1936)

ќбезь€на и сущность (1948)

ƒемоны Ћудена (1953)

ƒвери воспри€ти€ (1954)

–ай и ад (1956)

¬ещества, формирующие сознание (1958)

—итуаци€ и человек (1959)

ќстров (1962)

Ћитература и наука (1963)

ѕисатели и читатели (1963)

ƒ∆ќЌ Ћ»ЋЋ»

яЌ¬ј–№ 06, 1915 - —≈Ќ“яЅ–№ 30, 2001

...я ”„≈Ќџ…-»——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№, Ќ≈ ЅќЋ№Ў≈ » Ќ≈ ћ≈Ќ№Ў≈. я —“ќ–ќЌЌ»  ќЅЏ≈ “»¬Ќџ’ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»…, ќЅЏ≈ “»¬Ќќ√ќ Ё —ѕ≈–»ћ≈Ќ“ј » ѕќ¬“ќ–я≈ћџ’, ѕќƒƒјёў»’—я ѕ–ќ¬≈– ≈ Ё —ѕ≈–»ћ≈Ќ“ќ¬ » ЌјЅЋёƒ≈Ќ»….  –ќћ≈ “ќ√ќ, я ¬џ—ќ ќ ÷≈Ќё “≈ќ–»ё ќѕ≈–ј÷»…, ƒј¬Ў”ё ћЌ≈ ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“№ ѕ–ќЌ» Ќќ¬≈Ќ»я ¬ ѕ–»–ќƒ” ¬—≈Ћ≈ЌЌќ… » ЌјЎ” —ќЅ—“¬≈ЌЌ”ё ¬Ќ”“–≈ЌЌёё ѕ–»–ќƒ”. ћќ» “≈—“џ ѕ–ј√ћј“»„Ќџ, Ёћѕ»–»„Ќџ, — ћ»Ќ»ћјЋ№Ќќ… Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ—“№ё ƒќ¬≈–»я » ќЅќЅў≈Ќ»яћ ƒ–”√»’. я — ќ“¬–јў≈Ќ»≈ћ ќ“ЌќЎ”—№   ƒќ√ћјћ » ƒќ√ћј“»„≈— ќћ” ƒќ “–»Ќ≈–—“¬” "≈ƒ»Ќ—“¬≈ЌЌќ… »—“»Ќџ" Ё«ќ“≈–»„≈— »’ Ў ќЋ. я Ќ≈ ƒќ¬≈–яё ‘јЌј“» јћ »Ћ» “»–јЌ»» √–”ѕѕќ¬џ’ ќЅ”„≈Ќ»… Ќјƒ »Ќƒ»¬»ƒ”јЋ№Ќџћ».

ƒжон Ћилли

Ѕ”ƒ”ў≈≈ - ¬ —ќ«Ќј“≈Ћ№Ќџ’, —ћ≈Ћџ’, ’ќ–ќЎќ »Ќ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌЌџ’, «Ќјёў»’, ѕ–ќЎ≈ƒЎ»’ „≈–≈« ЅќЋ№Ўќ… »Ќƒ»¬»ƒ”јЋ№Ќџ… ¬Ќ”“–≈ЌЌ»… ќѕџ“ ¬ “≈—Ќќ —¬я«јЌЌќ…  ќћћ”Ќ» ј÷»ќЌЌќ… —≈“» Ћёƒя’. “ј јя —≈“№ —”ў≈—“¬”≈“ » ѕ–≈ –ј—Ќќ ‘”Ќ ÷»ќЌ»–”≈“ ѕќ ¬—≈… ѕЋјЌ≈“≈. я ѕќƒќ«–≈¬јё, „“ќ ќЌј ѕ–ќ—“»–ј≈“—я «ј ѕ–≈ƒ≈Ћџ «≈ћЋ», Ќќ ѕ”ЅЋ»„Ќќ Ё“ќ ћќ∆≈“ Ѕџ“№ ѕ–ќƒ≈ћќЌ—“–»–ќ¬јЌќ ƒќ—“ј“ќ„Ќќ я—Ќџћ ќЅ–ј«ќћ “ќЋ№ ќ “≈ћ, „“ќ ¬џ’ќƒ»“ «ј ѕ–≈ƒ≈Ћџ „ј—“Ќќ√ќ ќѕџ“ј, ћќ≈√ќ » ƒ–”√»’.

ƒжон Ћилли


–ќЅ≈–“ јЌ“ќЌ ”»Ћ—ќЌ

(яЌ¬ј–№ 18, 1932 - NEVER)

–оберт ”илсон родилс€ в Ќью-…орке. ќкончил Ѕруклинский политехнический институт и Ќью-…оркский университет, в 1981 году получил степень доктора философии. –аботал продавцом, рекламным агентом, вел астрологический раздел в газете, в 1965-1971 гг. был помощником главного редактора в журнале "ѕлейбой". ¬ литературе дебютировал в начале 70-ых эротическими романами и исследовани€ми на тему секса и наркотиков. ¬ соавторстве с “имоти Ћири опубликовал работу "Ќейрополитика" (1977). ¬ фантастике дебютировал трилогией "»ллюминат!" (с –обертом Ўи, 1975); за первой трилогии последовала втора€ - " ошка Ўредингера" (1988). ¬ начале 90-ых ”илсон вернулс€ к истории иллюминатов и опубликовал трилогию-продолжение (1991). —ам ”илсон определ€ет свое творчество как "партизанскую онтологию" - то есть выражение средствами €зыка и литературы физической, культурной, невротической и психоделической относительности.

—“јЌ»—Ћј¬ √–ќ‘

–одилс€ 1 июл€ 1931 года

ƒоктор медицины —танислав √роф - врач и учЄный, отдавший более сорока лет исследовани€м необычных состо€ний сознани€ и духовного роста. ќн родилс€ в ѕраге, 1 июл€ 1931 года. ¬ 1956 году получил диплом врача от ћедицинской школы  арлова университета в ѕраге и степень доктора наук от „ехословацкой академии наук. — 1956 по 1967 г. —. √роф - практикующий психиатр-клиницист. ¬ этот же период он активно изучает основы психоанализа и принимает участие в новаторских научно-исследовательских проектах. ¬ 1959 году он удостаиваетс€ премии  юфнера - национальной „ехословацкой награды, ежегодно вручаемой за наиболее выдающийс€ вклад в области психиатрии. Ќачина€ с 1961 года он возглавл€ет исследовани€ применени€ Ћ—ƒ и лругих психоделиков дл€ лечени€ психических расстройств.

¬ 1967 году, как стипендиат ‘онда поощрений психиатрических исследований (—Ўј), он получил возможность пройти двухлетнюю стажировку в ”ниверситете ƒжона ’опкинса. «атем продолжил научно-исследовательскую де€тельность в ћерилендском центре психиатрических исследований. — 1973 по 1987 год —. √роф живЄт и работает в Ёсаленском институте (Ѕиг-—ур,  алифорни€, —Ўј). ¬ этот период вместе с женой  ристиной он разрабатывает технику холотропного дыхани€ - уникальный метод психотерапии, самопознани€ и личностного роста.

—танислав √роф €вл€етс€ одним из основателей ћеждународной трансперсональной ассоциации (ITA), долгое врем€ €вл€лс€ еЄ президентом. ќн также выступал в качестве организатора и координатора международных конференций в —Ўј, »ндии, јвстралии, „ехословакии и Ѕразилии. ¬ насто€щее врем€ —. √роф - профессор факультета психологии  алифорнийского института интегральных исследований, где преподаЄт на двух факультетах: психологии и межкультурных исследований.  роме того, он проводит обучающие семинары дл€ профессионалов ("“рансперсональные тренинги √рофа"), а также выступает с лекци€ми и семинарами по всему миру.

—танислав √роф - автор и соавтор более ста статей и шестнадцати книг. ≈го тексты неизменно привлекают внимание как профессоналов, так и всех тех, кто интересуетс€ самоисследованием и духоным ростом.  ниги и статьи √рофа переведены на двенадцать €зыков, включа€ немецкий, италь€нский, испанский, португальский, голландский, шведский, датский, русский, чешский, польский, китайский и €понский.

¬ 1997 году легендарный питерский религиовед-буддолог ≈. ј. “орчинов написал монографию "–≈Ћ»√»» ћ»–ј: ќѕџ“ «јѕ–≈ƒ≈Ћ№Ќќ√ќ: ѕ—»’ќ“≈Ќ» ј » “–јЌ—ѕ≈–—ќЌјЋ№Ќџ≈ —ќ—“ќяЌ»я", активно использу€ разработки представителей трансперсональной психологии (—. √роф и его школа).

 ≈Ќ ”»ЋЅ≈–

Ken Wilber

 ен ”илбер родилс€ 31 €нвар€ 1949 г. в ќклахоме. ¬ школьные годы часто переезжал, поскольку его отец служил в военно-воздушных силах. «акончив среднюю школу в Ћинкольне, Ќебраска, начал изучать медицину в университете ƒьюка. ќднако уже в первый год обучени€ ”илбер совершенно потер€л интерес к погоне за научной карьерой, и зан€лс€ чтением книг по психологии и философии (как «ападной, так и ¬осточной). ¬ернулс€ в Ќебраску дл€ изучени€ биохимии, но через несколько лет рассталс€ с академическим миром, чтобы посв€тить все свое врем€ зан€ти€м по собственной программе, а также написанию книг.

Ќаписав шестнадцать книг о духовности и науке, которые были переведены в двадцати странах, в насто€щее врем€ ”илбер €вл€етс€ наиболее переводимым академическим автором в —оединенных Ўтатах. ќн считаетс€ одним из ведущих специалистов по трансперсональной психологии, котора€ выделилась в 60-х из гуманитарной психологии.  ен ”илбер - создатель интегрального подхода и основатель »нтегрального »нститута (Integral Institute).

јвтор книг: Ђ—пектр сознани€ї, ЂЌикаких границї, Ђѕроект јтманї, Ђќдин вкусї, Ђќко ƒухаї и т.д.

 ен ”илбер

 ен ”илбер по праву считаетс€ одним из ведущих теоретиков трансперсональной психологии. ¬ 1993 году в честь 25-летнего юбиле€ јссоциации трансперсональной психологии он, вместе со —таниславом √рофом, получил почетный диплом, отмечающий его вклад в развитие этой области.

 ен ”илбер

јвтор книг:
The Spectrum of Consciousness (1977);
No Bounbary (1979);
The Atman Project (1980);
Up from Eden (1981);
A Sociable God (1983);
Eye to Eye (1983);
Transformations of Consciousness (1986, совместно с ƒж.Ёнглером? и ƒ.Ѕрауном);
Grace and Grit (1991);
Sex, Ecology, Spirituality (1995)
и около сотни статей по психологии, философии, религии и проблемам сознани€.

Ђѕроект јтманї, опубликованный молодым ученым, оставившим карьеру биохимика ради постижени€ нетленной сердцевины религий, философий и духовных практик, привлек широкое внимание своей зрелостью и уверенной за€вкой на всеобъемлющий синтез восточного и западного знани€ о человеке. Ќи одна из известных до этого работ не могла претендовать на столь же €сный, систематичный и всеохватывающий подход в решении этой задачи.

 ена ”илбера сегодн€ считают одним из вли€тельнейших представителей трансперсональной психологии, возникшей около 30 лет назад. ќн родилс€ 30 €нвар€ 1949 г. в семье военного летчика. ”чилс€ в университете ƒьюка и университете Ќебраски по специальности биохими€ и биофизика, по которой получил степень магистра. ≈ще до окончани€ университета, он написал свою первую книгу Ђ—пектр сознани€ї (1973), опубликованную в 1977 г. ¬ этой книге присутствуют многие характерные черты его более зрелых работ: здесь впервые представлен Ђинтегральный подходї, согласно которому различные школы философии, психологии, антропологии, психотерапии и т.д. Ч как академические, так и духовные (или трансперсональные) Ч понимаютс€ не как конкурентные или взаимоисключающие, но как справедливые лишь в определенных част€х полного Ђспектра сознани€ї и потому дополн€ющие друг друга. ¬ это же врем€ он стал одним из основателей и главным редактором журнала Ђ–евижнї (1978Ц1982), сыгравшего важную роль в обсуждении новой научной парадигмы и в развитии трансперсональной психологии.

¬ 1979Ц1984 гг. ”илбер публиковал книги и статьи, в которых рассматривались интегральные модели индивидуального развити€ (1980, 1981); культурной и социальной эволюции (1983); эпистемологии и философии науки (1982, 1983); социологии (1983), а также разнообразные проблемы психопатологии и психотерапии (1986). ¬ книгах последних лет ”илбер продолжает развивать свою центральную идею о том, что высша€ цель эволюции человека, а также всей жизни и даже всего мира Ч это реализаци€ ƒуха, понимаема€ как недвойственное переживание. ќднако не стоит на этом основании зачисл€ть его в р€ды объективных идеалистов, которых сам ”илбер подвергает глубокой критике.  ак показывает данна€ книга, смысл этого утверждени€ намного глубже.ќпубликовав к насто€щему времени 16 книг, изданных на 20 €зыках, ”илбер сегодн€ Ч самый переводимый американский мыслитель. ¬ —Ўј издано восьмитомное собрание его сочинений, в »нтернете насчитываетс€ более 300 000 ссылок на его работы. ќ признании его заслуг говорит и награждение его в 1993 г, вместе со —таниславом √рофом, почетной премией јссоциации трансперсональной психологии за выдающийс€ вклад в ее развитие.

—воим авторским дебютом, книгой Ђ—пектр сознани€ї (1977) ”илбер завоевал репутацию оригинального мыслител€, стрем€щегос€ к интеграции психологических школ и подходов ¬остока и «апада. —окращенна€ верси€ этой книги опубликована под заголовком ЂЌикаких границї (1979). Ёто, по оценке самого ”илбера, Ч Ђромантическийї период его творчества, который он называет Ђ”илбер-Iї. ≈го наиболее существенные книги следующего, Ђэволюционногої периода Ђ”илбер-IIї Ч Ђѕроект јтманї (1980, готовитс€ русское издание) и Ђ¬высь из Ёдемаї (1981) Ч охватывают области психологии развити€ и истории культуры. ¬ Ђѕроекте јтманї (1980) он объедин€ет различные Ч как восточные, так и западные Ч теории индивидуального развити€ в целостное воззрение, прослеживающее развитие человека от младенца до взрослого, а также стадии и законы последующего духовного развити€.

¬ книге Ђ¬высь из Ёдемаї он использует модель индивидуального развити€ в качестве концептуальной схемы дл€ культурного картировани€ эволюции человеческого познани€ и сознани€. ¬ 1984Ц1986 гг. ”илбер публикует серию статей Ђсистемно-эволюционногої периода, названного им Ђ”илбер-IIIї.ѕосле продолжительного молчани€, св€занного с болезнью и смертью жены, ”илбер в 1995 выпустил 800-страничный том Ђѕол, экологи€, духовность: дух эволюцииї, который, по его замыслу, €вл€етс€ первым томом трилогии Ђ осмосї и первой работой Ђинтегральногої периода Ђ”илбер-IVї. ¬ ней он анализирует эволюцию человека Ч его мозга, сознани€, общества и культуры Ч от ранних гоминид до насто€щего времени и соотносит ее с такими феноменами как эволюци€ взаимоотношений полов, отношение человека к земле, технологии, философии, религии и многое другое. ѕредпринима€ такое сравнение, ”илбер критикует не только «ападную культуру, но и контркультурное движение в целом, включа€ Ќью Ёйдж, трансперсональную психологию, а также и романтически и упрощенно пон€тую Ђвечную философиюї. Ѕолее попул€рна€ верси€ этих идей изложена в Ђ раткой истории всегої (1996).

  числу последних опубликованных книг ”илбера принадлежат: Ђќко духаї (1997) Ч панорамное изложение интегрального подхода и интегральной критики; Ђ—вадьба смысла и души: интеграци€ науки и религииї (1998) Ч размышление о непротиворечивом соединении научного и религиозного опыта; Ђќдин вкусї (1999, готовитс€ русское издание) Ч личный дневник, описывающий его внутреннюю лабораторию, практики и истоки его идей; Ђ»нтегральна€ психологи€ї (1999) Ч интегральный подход в психологии; и Ђ“еори€ всего: интегральное видение дл€ бизнеса, политики, науки и духовностиї (2000) Ч практика интегрального подхода к жизни в целом. ¬ 2002 году ”илбер намерен опубликовать свой первый роман, посв€щенный теме освобождени€ из плена регрессивных холистических идей, и, возможно, завершить многолетнюю работу над вторым, и продолжить работу над третьим томом трилогии Ђ осмосї, посв€щенными, соответственно, критике экофеминизма и постмодернизма.


 ен ”илбер на русском €зыке

 ен ”илбер ЂЌикаких границ. ¬осточные и западные пути личностного ростаї

¬ этой книге рассматриваетс€ то, как мы утверждаемс€ в отчуждении от самих себ€, от других людей и от мира, разбива€ свой непосредственный опыт на отдельные части, разделенные границами. ћы искусственно расщепл€ем осознаваемое нами на "пары противоположностей", такие как субъект и объект, жизнь и смерть, разум и тело, внутреннее и внешнее, разум и инстинкт, - мы за€вл€ем об их разделенности, рассека€ тем самым переживаемое нами надвое и сталкива€ жизнь с жизнью. » хот€ результаты такого насили€ называют по-разному, счасть€ оно никому не приносит. ∆изнь становитс€ страданием, наполн€етс€ борьбой. Ќо все переживаемые нами внутренние битвы - наши конфликты, тревоги, страдани€ и огорчени€ - порождаютс€ не чем иным, как границами, которыми мы по неведению очерчиваем свой опыт. » в этой книге рассматриваетс€, как возникают такие границы, и что с ними можно сделать.

 ен ”илбер Ђќдин вкус. ƒневники  ена ”илбераї

¬ прошлом € изо всех сил старалс€ избегать публичности. я вовсе не скрытный человек; просто € не стремлюсь к известности. “ем не менее, поскольку € много писал о внутренней жизни, на определенном этапе мне показалось уместным рассказать о моих собственных переживани€х. ѕоэтому многое из изложенного на последующих страницах следовало бы считать заметками дл€ себ€. » все же в конечном счете это в большей степени философский, чем личный, дневник; он имеет дело, главным образом, с иде€ми и в особенности с теми из них, что св€заны с вечной философией (или общей сутью великих мировых традиций мудрости). ќднако в одной области это очень личный дневник: в том, что касаетс€ подробного описани€ медитативной практики и различных мистических состо€ний, основанного на моем собственном опыте.

 ен ”илбер Ђќко ƒуха. »нтегральное видение дл€ слегка свихнувшегос€ мираї

 ена ”илбера сегодн€ считают одним из вли€тельнейших представителей трансперсональной психологии, возникшей около 30 лет назад. ≈го интегральный подход предпринимает попытку согласованного объединени€ практически всех областей знани€ от физики и биологии, теории систем и теории хаоса, искусства, поэзии и эстетики, до всех значительных школ и направлений антропологии, психологии и психотерапии, великих духовно-религиозных традиций ¬остока и «апада. –азвитое ”илбером интеллектуально-духовное видение предлагает новые возможности дл€ соотнесени€ и развити€ самых разнообразных исследовательских проектов.

 ен ”илбер Ђѕроект јтман. “рансперсональный взгл€д на человеческое развитиеї

“ема этой книги фундаментально проста: развитие Ч это эволюци€, эволюци€ Ч это трансценденци€, а конечна€ цель трансценденции Ч јтман, то есть предельное —ознание ≈динства в едином Ѕоге. ¬се возможные влечени€ свод€тс€ к этому одному ¬лечению, все желани€ €вл€ютс€ разновидност€ми этого ∆елани€, все усили€ и порывы подчинены этой “€ге Ч и все это движение в совокупности представл€ет собой то, что мы называем Ђпроект јтманї, Ч влечение Ѕога к Ѕогу, Ѕудды к Ѕудде, Ѕрахмана к Ѕрахману, которое, однако, первоначально реализуетс€ через посредство человеческой психики и с самыми разными результатами Ч от экстатических до катастрофических. ¬ книге Ђ¬верх от ра€ї € постаралс€ показать, что коль скоро человеку удалось развитьс€ из амебы, он, в конечном счете, находитс€ на пути к Ѕогу, однако пока что пребывает во власти немыслимого промежуточного состо€ни€, известного как проект јтман. » теперь эволюционное движение продолжаетс€ от единства к единству, пока в конечном счете не останетс€ только одно ≈динство, а проект јтман не растворитс€ в про€влении самого јтмана.

 ен ”илбер Ђ ратка€ истори€ всегої

ѕрошло уже почти двадцать лет, с тех пор как  ен ”илбер издал книгу Ђ—пектр сознани€ї. ќн написал ее, когда ему было двадцать три года, и она внезапно сделала его, возможно, самым всесторонним философским мыслителем нашего времени. Ёту книгу ”илбер написал через три мес€ца после получени€ степени дипломированного специалиста в биохимии, и в ней он показал, что человеческое развитие совершаетс€ в соответствии с определенными стади€ми, часть из которых выходит за границы традиционных представлений западной психологии. “олько успешно проход€ через каждую стадию эволюции, считает ”илбер, возможно сначала развить здоровое чувство индивидуальности, а затем испытать опыт более высоких состо€ний, которые превышают личность человека и включают ее в себ€. ¬ действительности, ”илбер обвенчал ‘рейда и Ѕудду, которых до этого раздел€ли на первый взгл€д непреодолимые противоречи€. » это была только перва€ из его многочисленных оригинальных идей.Ќазвание этой книги обманчиво кажетс€ слишком размытым. Ђ ратка€ истори€ всегої дает читателю именно то, что обещает. ќна раскрывает длительный период истории, от Ѕольшого взрыва до постмодернистского насто€щего. ѕо ходу повествовани€ она стремитс€ пон€ть часто кажущиес€ противоречивыми различные пути развити€ человеческих существ: эмоциональный, сознательный, нравственный, духовный. » при всей ее широте, книга необыкновенно кратка и компактна.

”илбер,  ен
ћатериал из ¬икипедии Ч свободной энциклопедии

 еннет Ёрл ”илбер младший, более известен как  ен ”илбер (англ. Ken Wilber, Kenneth Earl Wilber Jr.; родилс€ 31 €нвар€ 1949, ќклахома-—ити) Ч американский психолог и философ. —читаетс€ первым философом, чьЄ собрание сочинений опубликовано ещЄ при жизни.—огласно ‘рэнку Visser, ”илбер Ч "наиболее переводимый академический автор в —оединенных Ўтатах". 16 его книг переведены более чем на 20 €зыков. ¬ 80- 90-е годы один из вли€тельнейших представителей трансперсональной психологии, однако в последние годы он дистанцировалс€ от нее. ќдин из основоположников интегральной психологии и интегральной политики.

ќснователь междисциплинарного Ђ»нтегрального институтаї (англ. Integral Institute), занимающегос€ интегральными исследовани€ми научных проблем и общественных процессов. ≈го философской целью €вл€етс€ создание интегральной теории сознани€, использу€ материал психологии, мистицизма, постмодернизма, эмпирической науки и теории систем. ѕо его мнению, в совокупности эти концепции формируют целостную картину  осмоса.

–елигозные предпочтени€ Ч ”илбер буддист Ч оказали вли€ние на его философские воззрени€, которые наход€т опору в мадхъ€маке, учении Ќагарджуны.
 (488x386, 83Kb)



—ергей_¬оеводин   обратитьс€ по имени „етверг, 07 јвгуста 2008 г. 11:16 (ссылка)
ћне на день рождени€ подарили два винила Pink Floyd .. насколько € понимаю тоже представители ѕсиходелического движени€? ѕсиходелический рок - так это звучит в описани€ к пластинкам..
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Dread_Born_Porn   обратитьс€ по имени „етверг, 07 јвгуста 2008 г. 11:19 (ссылка)
—ергей_¬оеводин, ¬ картинах психоделики главное запутаность и непон€тность. ѕсихологическое ненормальное воображение. „то касаетс€ музыки психоделики-это уже совсем другое
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Maybe_she   обратитьс€ по имени „етверг, 07 јвгуста 2008 г. 20:37 (ссылка)
спасибо за пост.очень интересно
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Dread_Born_Porn   обратитьс€ по имени „етверг, 07 јвгуста 2008 г. 20:40 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени ќ  ене ѕ€тница, 07 јвгуста 2009 г. 14:11 (ссылка)
≈сли вам нравитс€  ен ”илбер, то вы оцените материалы на портале: integralportal.ru
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку