јрест политолога и журналиста  онстантина ƒолгова Ц это мерзка€ агони€ отвратительной...

 -ѕодписка по e-mail

 
ѕолучать сообщени€ дневника на почту.

 -ѕоиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
ѕоиск сообщений в Vladimir_Vysotsky

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
ƒата регистрации: 13.01.2007
«аписей в дневнике: 1208
 омментариев в дневнике: 1423
Ќаписано сообщений: 3982
ѕопул€рные отчеты:
кто смотрел дневник по каким фразам приход€т

ћарк ÷ыбульский. " ак это было. «аписки об альманахе "ћетрополь". „асть 1

¬оскресенье, 29 »юн€ 2008 г. 14:45 + в цитатник
Denis-K все записи автора

публикуетс€ впервые - 26.06.2008 г.

ћарк ÷ыбульский (—Ўј)
(Copyright © 2008)

 ак это было.
«аписки об альманахе "ћетрополь"

1. ¬ладимир ¬ысоцкий и "ћетрополь"

јвторы альманаха ''ћетрополь''. ћосква, €нварь 1979 г.‘ото Ц из коллекции ћ.÷ыбульского         ќб издании неподцензурного альманаха, зате€нного в 1978-м году московскими литераторами ¬асилием јксЄновым, ¬иктором ≈рофеевым и ≈вгением ѕоповым (позднее в число составителей вошли јндрей Ѕитов и ‘азиль »скандер), написано сотни статей. ќпубликованы стенограммы заседаний ћосковской организации —оюза писателей от 22 €нвар€ и 20 феврал€ 1979 года, на которых развернулись гор€чие дебаты; документы из архива хранени€ современной документации (из этих документов стало известно, что "делом "ћетропол€"" интересовались и главный партийный идеолог ћихаил —услов, и председатель  √Ѕ ёрий јндропов); архивы газеты "ћосковский литератор". ¬ 1979-1980 гг. в прессе —Ўј, ¬еликобритании, ‘ранции и других стран было опубликовано, по подсчЄтам специалистов, не менее 50 статей, так или иначе св€занных с ситуацией вокруг "ћетропол€".

        ¬ результате, в сознании читающей публики сложилось некое пон€тие того, как обсто€ли дела от момента начала работы над "ћетрополем" до окончательного запрещени€ его публикации в ———–, и публикации сначала в —Ўј, потом – во ‘ранции.

        Ёта официальна€ истори€ сборника изложена в предисловии к первому отечественному изданию "ћетропол€"*1 одним из его составителей ¬.≈рофеевым. ѕозднее именно он (и, в меньшей степени, другой составитель, ≈.ѕопов) чаще всего рассказывал и продолжает рассказывать о том, как всЄ было.

        ¬кратце, по словам ¬.≈рофеева, истори€ такова:

        "¬ декабре 1977 года, когда € снимал квартиру напротив ¬аганьковского кладбища, и каждый день в мои окна нестройно текла похоронна€ музыка, мне пришла в голову весЄла€ мысль устроить, по примеру московских художников, отвоевавших себе к тому времени хот€ бы тень независимости, "бульдозерную" выставку литературы, объединив вокруг самодельного альманаха и признанных, и молодых пор€дочных литераторов. Ѕомба заключалась именно в смеси диссидентов и недиссидентов, ¬ысоцкого и ¬ознесенского. я без труда заразил идеей своего старшего прославленного друга ¬асили€ јксЄнова (без которого ничего бы не вышло), к делу были привлечены јндрей Ѕитов и мой сверстник ≈вгений ѕопов (‘азиль »скандер подключилс€ значительно позже), и оно закрутилось.
        ¬ течение 1978 года собрали "толстый" альманах, в нЄм участвовало более двадцати человек, случайных не было, каждый, от —емена Ћипкина до юного ленинградца ѕетра  ожевникова, по-своему талантлив. ћы сознательно разрабатывали идею эстетического плюрализма. "ћетрополь" не стал манифестом какой-либо школы. ¬озникали дискуссии. Ѕыли посто€нные оппоненты – философы Ћеонид Ѕаткин и ¬иктор “ростников. ядовито спорили между собой Ѕелла јхмадулина и »нна Ћисн€нска€.  ое-кто забрал рукопись назад. ёрий “рифонов объ€снил это тем, что ему лучше боротьс€ с цензурой своими книгами; Ѕулат ќкуджава, – что он единственный среди нас член партии.
        —оставл€ли "ћетрополь" в однокомнатной квартире на  расноармейской, раньше принадлежавшей уже покойной тогда ≈вгении —емЄновне √инзбург, автору " рутого маршрута". ≈сть символика в выборе места.
        «вонил в дверь ¬ладимир ¬ысоцкий, на вопрос "кто там?" отзывалс€: "«десь делают фальшивые деньги?" ћы хохотали, понима€, что получим за своЄ дело по зубам, но что те, наверху, совсем озвереют, и в сравнении с нами, "литературными власовцами", насто€щие фальшивомонетчики будут дл€ них социально близкими, почти родными, не предполагали".*2

        ќтвлечЄмс€ на минуту от слов ¬.≈рофеева. ƒействительно, “ј ќ… реакции властей "метропольцы" не предполагали, поскольку, казалось бы, подготовились к своей акции очень тщательно. —уществуют малоизвестные воспоминани€ бывшего московского адвоката  .—имиса, позднее перебравшегос€ в —Ўј. ¬ опубликованных в 1979 году написанных по-английски заметках ""ћетрополь", как социальное €вление" он писал:

        "¬ 1977 году, когда иде€ альманаха уже созрела, некоторые из тех, кто был вовлечЄн в проект, пришли ко мне получить консультацию. («аметим, что ¬.≈рофеев начало работы над "ћетрополем" относит к декабрю 1977 года, так что визит к адвокату был в самом начале этой де€тельности, – ћ.÷.) ќни поставили передо мной два вопроса: ј) нарушает ли публикаци€ напечатанного на машинке сборника аполитичных работ какой-нибудь советский закон, и может ли така€ акци€ повлечь за собой административное или уголовное преследование? и Ѕ) сохран€ют ли авторы права на свои работы при издании, осуществлЄнном таким способом? я ответил, что если строго следовать букве советского закона, то ответ на первый вопрос будет отрицательным, а на второй – положительным".*3

        " аждый вносил что-то своЄ, – продолжает ¬.≈рофеев. – ¬ысоцкий посв€тил "ћетрополю" песню, он как-то спел из неЄ несколько куплетов. ѕотом всЄ это куда-то исчезло, как и многое другое".

        "Ќачалом кампании против "ћетропол€" стал секретариат ћосковской организации —оюза писателей. ќн состо€лс€ 20 €нвар€ 1979 года. ¬о-первых, мы не думали, что их там будет так много. ј их было человек п€тьдес€т. ¬о-вторых, мы получили от них какие-то очень возбуждЄнные повестки с нарочными: вам предлагаетс€ €витьс€... в случае не€вки... ƒальше шли угрозы. ¬-третьих, это "заседание парткома" было накануне нашего предполагаемого вернисажа, который их особенно напугал и стал основной темой заклинаний. ќни были уверены, что после вернисажа о "ћетрополе" заговор€т по "голосам", потом выйдет книга на «ападе. "ѕредупреждаю вас, – за€вил председатель собрани€ ‘.  узнецов, – если альманах выйдет на «ападе, мы от вас никаких пока€ний не примем"".

        "ѕозже нас обвин€ли в том, что мы задумали "ћетрополь" с тем, чтобы опубликовать его на «ападе. Ёто фактически неверно. ћы отослали – через знакомых, которые с огромным риском дл€ себ€ вз€лись вывезти альманах за границу, – два экземпл€ра во ‘ранцию и јмерику, но не дл€ того, чтобы печатать, а на сохранение, и в этом оказались предусмотрительны.  огда же случилс€ большой скандал и наши планы напечатать "ћетрополь" в стране рухнули, авторы дали согласие на публикацию альманаха на русском €зыке в американском издательстве "јрдис", которым тогда руководил  арл ѕроффер, друг многих из нас, напечатавший много хороших русских книг. Ёто он поспешил объ€вить по "√олосу јмерики", что альманах находитс€ в его руках. ѕосле этого отступать было некуда. Ќекоторое врем€ спуст€ альманах вышел на английском и французском"*2

        ќб участии в альманахе ¬ладимира ¬ысоцкого написано совсем немного. “очнее – две страницы с четвертью, включЄнные под заголовком "ћетрополь" ¬.ѕеревозчиковым в его книгу "Ќеизвестный ¬ысоцкий".*4

        ќбратимс€ к словам ¬.≈рофеева о том, что ¬ысоцкий посв€тил новому литературному детищу песню, и даже спел из неЄ несколько куплетов. –укописи этой песни до сих пор не найдено, но о том же рассказал совсем недавно ≈.ѕопов:

        "¬ысоцкий очень тепло относилс€ к собрать€м по альманаху, сочинил даже песню про "метропольцев", и однажды исполнил еЄ у Ѕеллы јхмадулиной. ѕомню, там были слова: "»х было двадцать п€ть..." Ѕольше € эту песню никогда не слышал и не видел опубликованной".*5

        ¬есь абзац, признаюсь, вызывает сомнени€... ѕочему "их было двадцать п€ть"? ¬ "ћетрополь" включены произведени€ двадцати четырЄх авторов. ≈сли считать участие художника ƒавида Ѕоровского, придумавшего форму машинописного издани€, сделанного в двенадцати экземпл€рах (лист ватмана, на который наклеивались четыре стандартных листа бумаги формата ј4), и Ѕориса ћессерера, создавшего фронтиспис, то тогда "их было двадцать шесть". „то-то не то с арифметикой...

        “от факт, что песн€ была исполнена у Ѕ.јхмадулиной, опровергает она сама в беседе со мной:

        "ћ.÷. – ћне хотелось бы немного коснутьс€ участи€ ¬ысоцкого в создании "ћетропол€". ¬.≈рофеев писал, что ¬ысоцкий начинал работу над песней, посв€щЄнной "ћетрополю", даже однажды спел из неЄ несколько куплетов. ѕесни этой никто не знает, рукопись не найдена. ¬ы не помните этой песни?
        Ѕ.ј. – "ћетрополь" оказалс€, фактически, первым изданием, где ¬олодины стихи были напечатаны.  огда-то мне удалось напечатать одно его стихотворение в альманахе "ƒень поэзии". ќно было искажено, что-то там выкинули, и он мне так устало сказал: "ј зачем ты это делаешь?"
        ј насчЄт песни этой ¬ы к ≈рофееву обратитесь, € еЄ не знаю".*6

        јналогично ответил и ¬.јксЄнов, а кому, казалось бы, как не ему, знать об этом:

        "ћ.÷. – ¬ам что-нибудь известно о песне, посв€щЄнной "ћетрополю"?
        ¬.ј. – я, признатьс€, ничего об этом не слышал. ƒругие песни он пел нам. ќн как-то нас ободр€л в мрачные наши моменты. ќн приходил с гитарой пару раз, и как-то всЄ взвинчивалось. ќн же был ещЄ, к тому же, "выездной", а мы в то врем€ были совсем наглухо заблокированы. ќн пересекал границу без особых проблем, и вот он как бы привозил с собой воздух ѕарижа, јмерики..."*7

        ≈щЄ один "метрополец", искусствовед Ћеонид Ѕаткин: "Ќет, € такой песни не слышал. ≈рофеев с ¬ысоцким чаще встречалс€, может быть, это в моЄ отсутствие было..."*8

        –ежиссЄр ћарк –озовский, автор помещЄнной в альманахе статьи "“еатральные колечки, сложенные в спираль", о песне, посв€щЄнной "ћетрополю", тоже впервые услышал от мен€, когда мы познакомились в ћиннеаполисе перед спектаклем "ѕесни нашего двора". “аким образом, вопрос остаЄтс€ открытым и спорным.

        Ѕесспорно другое – подборка стихотворений ¬ысоцкого, опубликованна€ в "ћетрополе", оказалась самой значительной его прижизненной публикаций – 20 стихотворений!  ак это стало возможным? ¬.јксЄнов. јвтошарж.ќригинал Ц из коллекции ћ.÷ыбульского

        "¬ысоцкого пригласил €, – сказал мне ¬.јксЄнов. – Ёто была мо€ иде€.  огда мы думали о возможных авторах, € предложил ему участвовать. ќн с энтузиазмом к этому отнЄсс€, дал огромную подборку стихов. ћы потом отобрали то, что ¬ы читали в "ћетрополе".

        ћ.÷. – ¬ работе над "ћетрополем" ¬ысоцкий принимал участие?
        ¬.ј. – Ќет, в работе он никакого участи€ не принимал, но иногда приходил на наши сборища. Ёти сборища были такого, знаете, богемного характера. ќн, конечно, был в курсе того, что делаетс€, но он как бы был в стороне. Ёто была его така€ посто€нна€ позици€. ƒаже, может быть, не продуманна€, а просто така€... ѕотому что его жизнь всЄ-таки в другой сфере была: мы все литераторы, а он был артистом".*9

        ¬.јксЄнов одним из первых откликнулс€ на смерть ¬ысоцкого, написал несколько слов в газете "Ќовый американец" – и именно в св€зи с альманахом. "ѕомню, совсем ещЄ недавно он пришЄл в редакцию "ћетропол€". ћы были в унынии после очередного погрома, подташнивало от мерзости секретаришек, наших же бывших товарищей. ¬олод€ спел нам тогда две вещи, старую про ƒжона Ћанкастера и совсем тогда новую "... мы больше не волки..." ¬сЄ переменилось волшебно. ¬олна братства и вдохновени€ подхватила нас".*10

         ак мы только что видели, ¬.јксЄнов сказал, что отбирали стихи ¬ысоцкого дл€ альманаха "мы", то есть, коллектив редакторов. ≈.ѕопов об этом сообщает иначе: "ћне довелось тогда составл€ть и редактировать большую подборку стихов ¬ысоцкого дл€ "ћетропол€". ќн принЄс на квартиру покойной мамы јксЄнова, ≈вгении √инзбург, где € тогда временно проживал, несколько своих самиздатскизх книжек, отпечатанных на ксероксе...
        я отобрал более двадцати стихотворений – в основном это были тексты таких знаменитых песен, как "ќхота на волков", "Ѕанька по-белому", "√ололЄд", "Ќа Ѕольшом  аретном".
        ѕотом ¬ысоцкий пришЄл править свои стихи – и обнаружил в подборке текст песни  охановского "Ѕабье лето" (которую он, кстати, тоже пел на своих концертах, – поэтому она и попала в самиздатовский сборник). Ётот текст мы с ним убрали, конечно. » вообще он очень серьЄзно отнЄсс€ к редактированию своих стихов. ƒолго правил тексты, выбирал лучшие варианты, уже ночью потом позвонил мне, извинилс€ и сказал, что придумал правильный вариант одной строки – и € записал".*11

         ак бывает очень часто, когда дело касаетс€ ¬ысоцкого, существует несколько вариантов воспоминаний об одном и том же событии. “ак же обстоит дело и с подборкой дл€ "ћетропол€".

        " огда јксЄнов попросил разрешение на публикацию стихов в "ћетрополе", ¬олод€ сказал: "ѕожалуйста!" Ќо новых стихов не дал. ƒал старые и сказал: "ќтбери сам, что захочешь". » подборку стихов они сделали на свой вкус".*12

        ≈щЄ одно мнение высказывает сценарист ».Ўевцов, которому запомнилс€ разговор с ¬ысоцким о подборке текстов дл€ "ћетропол€":

        "¬олод€, тво€ подборка в "ћетрополе" производит впечатление странное... Ќе плохое, нет, – но странное. ѕо выбору стихов.
        "ƒа нет, – он не обижаетс€, – там была причина. ћне важно было за€вить, что...
        » вот здесь он высказал удачную формулу, которую €, к сожалению, не запомнил. ј смысл был таков: показать, что € есть, и есть такой жанр".*13

        “ак как же было на самом деле: отбирал ли стихи коллектив составителей, один ≈.ѕопов или сам ¬ысоцкий. Ѕоюсь, что на этот вопрос точного ответа мы не найдЄм никогда.

        ¬о врем€ разгромного расширенного заседани€ секретариата московского отделени€ —оюза писателей, проходившего 22 €нвар€ 1979 года, им€ ¬ысоцкого упоминалось, согласно стенограмме, сделанной ≈.ѕоповым, лишь дважды. я. озловский, известный более не как поэт, а как штатный переводчик –асула √амзатова, заметил небрежно: "ј ¬ысоцкий дл€ чего? ѕускай себе на плЄнках крутитс€".*14

        —огласно той же стенограмме, ‘. узнецов, который вЄл заседание, сказал в самом начале: "ј сейчас € вас ознакомлю с содержанием альманаха. („итает нараспев и с выражением ¬ысоцкого "ѕодводную лодку", "«аразу".) ј вот и образец политической лирики. („итает "ќхоту на волков".) „увствуете, о каких флажках здесь идЄт речь?"*15

        Ќемного иначе декламаци€ ‘. узнецова запомнилась ¬.јксЄнову:

        "‘еликс ‘еодосьевич  узнецов, известный по роману "—кажи "изюм"" как ‘еликс ‘Єклович  узнецов, начал с цитировани€ ¬олодиного текста "Ћечь бы на дно, как подводна€ лодка..." ќн так зловеще шипел: " ак подводна€ лодка, товарищи!" ƒо сих пор помню искажение этого гнусного лица: "„тоб не могли запеленговать, товарищи!"
        ¬от что "шили" нам с самого начала при помощи ведущего стиха ¬ысоцкого".*16

        ” многих членов "ћетропол€" после того, как альманах вышел на «ападе, были разного рода непри€тности, о чЄм будет сказано во второй части этой работы. ” ¬ысоцкого, кажетс€, непри€тностей не было. ≈.ѕопову, однако, хочетс€, чтоб они были...

        "ѕосле разгрома "ћетропол€" ¬ысоцкий вдруг резко исчез. ќдна знакома€ девица, работавша€ на таможне в аэропорту Ўереметьево, потом рассказала, что во врем€ истории с альманахом ¬ысоцкого "прихватили". ќн собиралс€ лететь в ѕариж и забыл задекларировать на таможне кольцо с бриллиантом, которое купил в подарок ћарине ¬лади. –аньше его вообще не провер€ли, а тут как будто ждали специально. "¬ыбирайте, – сказал ему представитель органов, – или стать€ за провоз бриллиантов, или – уходите на дно..." ¬от он и "ушЄл на дно"".*17

        ќткуда "знакома€ девица" могла знать, что сказал "представитель органов", совершенно непон€тно. ќ том, что произошло на таможне 23 марта 1980 года, рассказали, – правда, немного по-разному, – ¬.янклович и ».Ѕортник, провожавшие ¬ысоцкого в ѕариж. ќба мемуаристы сход€тс€ на том, что в чемодане ¬ысоцкого обнаружились незадекларированные шкурки собол€ и кольцо. ¬от только никакого "ухода на дно" не было. Ќе этим рейсом, так следующим, ¬ысоцкий всЄ-таки в ѕариж улетел, а в последние четыре мес€ца жизни ещЄ дважды выезжал во ‘ранцию, ездил в ѕольшу на гастроли, выступал в театре, давал концерты, так что сказанное ≈.ѕоповым просто не соответствует действительности.

„асть 2

–убрики:  —татьи
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку