M0ndschein все записи автора
http://archifact.ru/legendy/
Множество легенд ходит о призраках Эрмитажа. Накануне захоронения останков царской семьи среди работников Эрмитажа появилась легенда о последнем хозяине Зимнего дворца императоре Николае II. Рассказывают, что по вечерам, когда стихает гомон туристов, в темной галерее среди старинных шпалер и гобеленов можно увидеть призрак последнего царя, неслышно ступающий по стертому паркету. По словам некоторых сотрудников музея, время от времени что-то по ночам заставляет срабатывать сигнализацию, рассыхается, поскрипывает, сыплется, где-то капает вода… Эрмитажные кошки тоже видят нечто такое: бежит, например, зверь, вдруг остановится, уставится куда-то в потолок и напряженно прислушивается. Или ни с того ни с сего вся пушистая стая разбегается врассыпную, как будто кто-то идет, а в дверном проеме – ни души…
И потайные подземные ходы, которые якобы соединяют здания Эрмитажа с другими зданиями Петербурга, тоже не обойдены вниманием мифотворцев. Среди зданий, с которыми Эрмитаж может быть связан подземными ходами, чаще других упоминаются Главный штаб, Капелла и особняк М. Кшесинской, в котором сегодня находится Музей политической истории России. Еще больше легенд рассказывают о всевозможных потайных дверях и коридорах внутри Эрмитажа и о маленьких тайниках-сейфах в стенах.
Таинственный ореол существовал вокруг фигуры Петра I – так называемой «Восковой персоны», сделанной европейскими и российскими мастерами после смерти императора. Многие видевшие ее люди рассказывали, что Петр у них на глазах вставал, кланялся, а потом указывал пальцем на дверь, выпроваживая незваного гостя. В XX веке реставраторы, разбиравшие фигуру на части, обнаружили, что в ней действительно есть шарниры, благодаря которым ее можно ставить или сажать в кресло. Однако никакого механизма, позволяющего фигуре самостоятельно двигаться, в “Восковой персоне” нет. Тем не менее, миф о том, что когда-то царь мог вставать, а возможно, делает это и теперь, продолжает существовать: есть даже люди, утверждающие, что работники Эрмитажа «по старой дружбе» давали им посмотреть, как это происходит.
А другая история связана с картиной К. Малевича «Черный квадрат». С тех пор как Эрмитаж приобрел эту картину, посетители не устают рассказывать об исходящей от нее «темной» или «негативной» энергии. Кому-то перед картиной становится плохо, кто-то, наоборот, приходит от нее в сильное возбуждение. Самих сотрудников музея «Черный квадрат» нисколько не беспокоит, а среди членов студенческого и школьного клубов особым шиком считается подойти к картине и, глядя в нее, как в зеркало, поправить прическу.
Жуткая легенда советует присмотреться к статуе львиноголовой богини войны и палящего зноя Мут-Сохмет, которая обитает среди многочисленных памятников искусства Древнего Египта. Согласно мифу, однажды эта кровожадная богиня решила истребить весь человеческий род. Спасло людей вмешательство остальных богов, которые решили обмануть Мут-Сохмет. Ночью они разлили перед ней подкрашенное красным пиво. Наутро богиня, приняв пиво за человеческую кровь, выпила его и успокоилась. Прошли тысячелетия. Однако, как рассказывает современная эрмитажная легенда, угроза человечеству до сих пор не исчезла. Правда, не исчезли и силы, его охраняющие. По легенде, раз в году, в полнолуние, на базальтовых коленях львиноподобной богини появляется красноватая лужица, очень напоминающая человеческую кровь или подкрашенное вино. Но незадолго до появления первых музейных посетителей лужица бесследно исчезает.
А кроме легенд, существуют анекдоты о посетителях Эрмитажа, среди которых на протяжении полутора столетий были и обыкновенные зеваки, и революционные солдаты, и новые русские.
В Эрмитаже находится скульптура Венеры Таврической, при Петре I украшавшая Летний сад. Уже тогда рядом с «белой дьяволицей», как ее называли петербуржцы, находился часовой. В октябре 1917 года, после штурма Зимнего дворца, возле нагой богини стоял на посту вооруженный матрос. Если верить фольклору, время от времени он выкрикивал: «Кто руки обломал? Ноги повыдергиваю!» А в 1930-х годах среди ленинградской интеллигенции появился обычай прикасаться губами к беломраморной Венере. Это называлось «целовать Венус в тохис».