-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Moja_Polska

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Друзья

Друзья онлайн Cayetana_de_Alba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.10.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 16142

Ani w Boga wierzy, ani się diabła boi



Czas warszawski

Кинокомедии Яцека Бромского

Четверг, 19 Апреля 2012 г. 21:12 + в цитатник
Капочка_Капа (Moja_Polska) все записи автора

Польская комедия..

Жизнь польской глубинки...

Картинка 2 из 8225

=У Христа за пазухой / U Pana Boga za piecem= (1998)

Группа СНГовских челночниц покупает автобусный шоп-тур в Польшу. Польско-украинская мафия облегчает до нуля бумажники новоявленных бизнесвумен. А они уже там и как-то нужно возвращаться. Но желания обращаться в полицию нет…

Маруся, молодая русская девушка, приезжает в Польшу этим же автобусом. Только Маруся подает жалобу и, как единственную свидетельницу, ее задерживают в приграничном городке. Священник размещает девушку в доме молодого органиста Витека. Когда оказывается, что у Маруси хорошо поставленный голос, священник решает задержать ее настолько, чтобы она могла петь на намечающейся вскоре свадьбе дочери мэра городка.

У пана Бога за межой / U Pana Boga za miedza (2009) DVDRip

Маруся соглашается, потому что ей начинает нравиться Витек и жизнь в спокойном тихом городке. Если бы еще парень нашел в себе столько смелости, чтобы признаться в переполняющих его чувствах! А тем временем Маруся, видя неспособность местной полиции, решает сама получить отнятые бандитами деньги…

субтитры

В роли Маруси снималась Ирина Лачина.

Смотреть здесь

Картинка 28 из 787

=В саду у Господа Бога / U Pana Boga w ogródku= 2007

Dalej
Рубрики:  Lekcja Kina Polskiego

Метки:  


Процитировано 4 раз
Понравилось: 2 пользователям

"Моряк вразвалочку сошел на берег" - по-русски и по-польски

Четверг, 19 Апреля 2012 г. 20:10 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора "Моряк вразвалочку сошел на берег" - по-русски и по-польски
Эдуард Хиль




Sława Przybylska


Рубрики:  Polska Muzyczna

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Девичьи скалы. Звежинецкая легенда

Четверг, 19 Апреля 2012 г. 20:05 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора С монастырем норбертанок на краковском Звежинце связана еще одна грустная легенда. Вольский лес, который находится в районе Кракова Звежинец, является природным заповедником, известным также как Девичьи скалы (Skały Panieńskie).
las-wolski (700x525, 200Kb)
Согласно легенде, во время татарского нашествия на Краков, сестры-норбертанки бежали потайным подземным туннелем из разоренного и сожженного монастыря в Вольский лес, спасаясь от бесчестия. Трудным был их путь: кругом болота, холод и грязь… Когда татары на лошадях стали их нагонять, сестры упали на колени и стали с жаром молиться Господу об избавлении от позора.
352x500 (340x320, 39Kb)
И вдруг звежинецкие панны увидели среди скал маленькую часовенку. Это был знак Провидения. Сестры побежали туда, и в тот же момент, когда последняя из монахинь вошла внутрь, часовня провалилась под землю, а над ней сомкнулись белые известняковые скалы, не оставив о белых монахинях и следа…Татары же остались ни с чем.
rezerwat_panienskie_skaly (700x525, 191Kb)
Рассказывают также о потайной часовне под скалами, где собрались на вечную молитву уцелевшие сестры-норбертанки. Говорится также, что до недавнего времени в скалах была расщелина, через которую можно было заглянуть в подземную часовню и увидеть спящих дев в белых хабитах… Память о тех трагических днях сохранились в названии белых скал – Краков до сих пор называет их девичьими, Skały Panieńskie.
© Cayetana_de_Alba
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

O колоколе утопленников. Звежинецкая легенда

Четверг, 19 Апреля 2012 г. 18:39 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора …Когда-то очень давно при монастыре норбертанок в краковском Звежинце, который лежит на торговом пути, действовал паром. Как-то ночью страшная буря порвала канат, и паром унесло течением Вислы. Сестры-норбертанки расстроились и стали собирать деньги на постройку нового.
30206440 (700x525, 100Kb)
И вот однажды ночью их разбудил странный звук, а когда испуганные они выбежали из своих келий, то увидели всадников, скачущих на лошадях – это были купцы, – а за ними погоня татар. Спасаясь, купцы устремились к Висле, не зная, что паром унесло, а уровень воды не позволяет перейти реку вброд. Купцы, а за ними и татары бросились в бурный поток... Утонули все, кроме одного купца, который спасся и, измученный, нашел пристанище в монастыре у сестер-норбертанок. В благодарность за спасение своей жизни он решил пожертвовать монастырю колокол.
kosciol_i_klasztor_norbertanek_krakow_salwator_6 (700x498, 103Kb)
Колокол, заказанный настоятельницей-игуменьей у знаменитого литейщика Гжегожа в Олькуше, оказался треснутым. Две последующие попытки отлить колокол также потерпели неудачу – каждый раз, по извлечению из формы, колокол лопался. Сестры даже думали, что в нем сидит Сатана, а мастер долго отказывался в третий раз повторить попытку отлития колокола. Наконец, настоятельница решила, что так тому и быть, забрала заказ и повесила на монастырской колокольне колокол с изъяном. Он имел необычный голос, отличный от всех краковских колоколов – не чистый звон, а глухой и как бы надтреснутый. В него звонили ежевечерне в в 21.00, десятью ударами созывая сестер на молитву за души утонувших в Висле. Им с давних времен не было числа – каждый месяц река собирала свою страшную дань.
legend4 (321x500, 22Kb)
Эта традиция продолжалась до 1917 года, когда австрийцы реквизировали колокол на пушки. Другая версия легенды гласит, что татары разбили колокол и утопили в реке Висле. С тех пор – говорят краковяне – в ночь Св. Яна воды Вислы расступаются, всплывает колокол утопленников и звонит по усопшим, а около полуночи снова скрывается в глубину...
Dzwon topielców, w tle klasztor ss. Norbertanek (fot. MP i JM) (700x537, 103Kb)
© Cayetana_de_Alba
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  


Процитировано 1 раз

Poezja smaku - smak poezji. Andriej Wozniesienski

Четверг, 19 Апреля 2012 г. 18:18 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора


Андрей Вознесенский

Польское

Конфедераток тузы бесшабашные
Кривы.
Звезды вонзались, точно собашник,
В гривы!

Польша — шампанское, танки палящая
Польша!
Ах, как банально — "Андрей и полячка",
Пошло...

Выросла девочка. Годы горят. Партизаны.
Проволоки гетто,
как тернии, лоб ей терзали...
Как я люблю ее
еле смеженные веки,
Жарко и снежно, как сны —
на мгновенье, навеки...

Во поле русском,
аэродромном,
во поле-полюшке
Вскинула рученьки
к крыльям огромным —
П о л ь ш а!

Сон? Богоматерь?..

Буфетчицы прыщут, зардев, —
Весь я в помаде,
Как будто абстрактный шедевр.

Уроки польского

"Урода" -- значит красота.
Как просто!..

Пускай осталась от костра
короста,
пускай ваш друг погас, обрюзг,
глаза как ставни,
но чем потрепанней бурдюк --
тем пить хрустальней!

А ты вульгарна как весна,
ресниц огарочки потухли,
вишневые, как ветчина,
на белом каучуке туфли.

Но сколько синей тишины
в тебе под вечер,
как нематериальны сны,
как подвенечны,

и так серебряны глаза
на фиолетовом --
как сохраняется, дрожа,
в футляре флейта!

А у старух лиловый взгляд
над огородами.
"У, дрянь, -- старухи говорят, --
урода!"

 

А вот эта вещь-для воинствующих поборниц прав прекрасных дам , да не ослабеет их рука и дух . Моя  оферта для всех контуженных и трвмированных вчерашним  контрафеминистическим комментом . Поэзия прямого действия. Руководство к действию. 

Бьет женщина (1964)

В чьем ресторане, в чьей стране - не вспомнишь,
но в полночь
есть шесть мужчин, есть стол, есть Новый год,
и женщина разгневанная - бьет!

Быть может, ей не подошла компания,
где взгляды липнут, словно листья банные?
За что - неважно. Значит, им положено -
пошла по рожам, как белье полощут.

Бей, женщина! Бей, милая! Бей, мстящая!
Вмажь майонезом лысому в подтяжках.
Бей, женщина!
Массируй им мордасы!
За все твои грядущие матрасы,


за то, что ты во всем передовая,
что на земле давно матриархат -
отбить,
обуть,
быть умной,
хохотать,-
такая мука - непередаваемо!

Влепи в него салат из солонины.
Мужчины, рыцари,
куда ж девались вы?!
Так хочется к кому-то прислониться -
увы...

Бей, реваншистка! Жизнь - как белый танец.
Не он, а ты его, отбивши, тянешь.
Пол-литра купишь.
Как он скучен, хрыч!
Намучишься, пока расшевелишь.

Ну можно ли в жилет пулять мороженым?!
А можно ли
в капронах
ждать в морозы?
Самой восьмого покупать мимозы -
можно?!

Виновные, валитесь на колени,
колонны,
люди,
лунные аллеи,
вы без нее давно бы околели!
Смотрите,
из-под грязного стола -
она, шатаясь, к зеркалу пошла.

«Ах, зеркало, прохладное стекло,
шепчу в тебя бессвязными словами,
сама к себе губами
прислоняюсь
и по тебе
сползаю
тяжело,
и думаю: трусишки, нету сил -
меня бы кто хотя бы отлупил!..»

«Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Рубрики:  Mistrzowie Slowa

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

О чертовом мосте. Звежинецкая легенда

Четверг, 19 Апреля 2012 г. 13:04 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора Легенда о Чертовом мосте - одна из многочисленных Звежинецких легенд.
На Звежинце (Zwierzyniec), по дороге от монастыря норбертанок и костела Св. Сальватора на аллее, ведущей на холм Костюшко находится... Чертов мост. Откуда такое сатанинское название на взгорье, веками носящем имя Блаженной Брониславы?
800px-I_WW,_Austro-Hungarian_fortifications-Krakow_Fortress,_Devil's_Bridge,_Malczewskiego_street,_Krakow,_Poland_ (700x465, 95Kb)
Это объясняет легенда, восходящая ко времени жизни знаменитого краковского чернокнижника и колдуна Яна Твардовского. Там где сейчас простираются краковские Блоня (Błonia), в древности были болота и топи – излюбленное место "кучкования" бесов. Сюда черти собирали сокровища по приказу чародея.

После побега пана Твардовского на Луну, черти решили перенести золото и драгоценные камни на близлежащее взгорье Бл. Брониславы и спрятать их там. Но прежде, чем они успели закопать драгоценности, наступил рассвет и запел петух. Заря застала бесов врасплох как раз у Сальваторского кладбища, на перекрестке, и им пришлось спрятать сокровища под маленьким мостиком, ведущим на взгорье...
черти (540x400, 38Kb)
Краковяне говорят, что черти до сих пор охраняют свой клад на том мосту, и потому ходить по нему ночью небезопасно:)
© Cayetana_de_Alba
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  

Цомбровый четверг. Краковская легенда

Четверг, 19 Апреля 2012 г. 01:10 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора ...В XVII веке Краковом управлял воевода Цомбер. Он был злой и сердитый, очень любил притеснять простых людей, а особенно женщин. Больше всего он цеплялся к разносчицам и торговкам маленьких лавчонок на Рыночной площади. Случалось, что даже таскал их за волосы и ругал последними словами за то, что они громко кричат, расхваливая свой товар. По его приказу краковские чиновники постоянно устраивали поборы с лавочниц, штрафовали, а когда воевода был совсем не в духе – а это было почти всегда – торговки даже по нескольку дней сидели за решеткой в городской тюрьме.

В конце-концов воевода заболел и умер – в четверг, как раз перед Пепельной Средой. Как только весть о том облетела город, народ в радости устроил всеобщее веселье, массовые гуляния и уличные забавы.

С той поры в каждую годовщину смерти злющего воеводы краковянки низшего сословия устраивали себе праздник Combrowy Czwartek: скидывались на выпивку и музыкантов, среди своих же товарок выбирали «маршала», а остальные делились на «роты». И за все обиды, нанесенные воеводой, требовали компенсацию со…всех мужчин, проходящих через Рынок. Особенно с неженатых! Пойманных таким образом мужчин одевали в соломенные венки, заставляли таскать бревна через всю площадь – за уклонение от супружеских обязанностей (почему до сих пор не женат?), а потом танцевали с ними до упада, пока те не откупались звонкой монетой.
combrowy_czwartek_m (700x525, 31Kb)
Традиция «Цомбрового» четверга сохранялась в Кракове аж до половины XIX века. Другое название этого народного праздника – Жирный четверг. Жирный он потому, что в этот день по традиции жарят и едят пончики и «хворост». И согласно поверья, кто в этот день не съест ни одного пончика – тому удачи не видать. Старопольская поговорка гласит: «Powiedział Bartek, że dziś tłusty czwartek, a Bartkowa uwierzyła, dobrych pączków nasmażyła».
paczki_LRG (450x300, 36Kb)
© Cayetana_de_Alba
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Fototeka Instytutu Historii Sztuki UJ

Среда, 18 Апреля 2012 г. 22:56 + в цитатник
fototeka.ihs.uj.edu.pl/navigart/ Fototeka Instytutu Historii Sztuki UJ
Рубрики:  Ciekawostki

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Духовный центр еврейства - благословенный Краков. Век аскетической морали

Среда, 18 Апреля 2012 г. 21:17 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора

Мистический аскетизм и строгий морализм – таковы главные течения в раввинской литературе, начиная с последних десятилетий XVI века. Гонения, которым евреи подвергались в Германии и Австрии, и все ухудшавшееся их положение в Польше после прекращения ягеллонской династии (1572 год) привели к тому, что духовные вожди еврейства стали задумываться над «концом дней» – пришествием Мессии. Для того чтобы ускорить приближение «конца», следовало достичь высшего нравственного совершенства, отречься от земных наслаждений и предаться постам и покаянию – таково издавна учение ашкеназийской кабалы. Воскрешенное р. Ицхаком Лурье (Ари) в Палестине это учение быстро распространилось в диаспоре и нашло свое законченное выражение в нравоучительно-проповеднической кабалистической литературе Германии и Польши.

Среди представителей этой литературы особенно ярко выступает одна раввинская семья, которая на протяжении трех поколений, от конца XVI до конца XVII века, занимала центральное местo в духовной жизни немецко-польского еврейства и из рода в род передавала традицию мистического аскетизма. Это – семья Горовицев, прославленная знаменитым р. Иешаей, автором книги «Шело». Родоначальником этой раввинской династии был отец р. Иешаи, р. Авроом Горовиц.

 

I. Рабби Авроом Горовиц и его учение.

Авроом Горовиц родился в 40-х годах XVI века, его отцом был р. Шабси, общинный судья в Праге. Детство р. Горовица не стало счастливым, несмотря на то что отец его «был счастлив во всех своих делах». Положение евреев в средневековой Богемии оставляло желать лучшего. Непрерывные гонения, вражда соседей-христиан, всевозможные обвинения омрачали их жизнь и расшатывали моральные устои. Дурное влияние не прошло для Авроома бесследно. Сам он рассказывает о себе: «Ныне вспоминаю свои грехи – я много раз сбивался с пути, иными словами, часто и слишком много пил и, вероятно, поэтому грешил, ибо в нетрезвом состоянии не мог остерегаться».

Совершенно другим человеком сделался р. Авроом, когда он оставил Прагу и переселился в Краков. В Польше общественное положение евреев было гораздо лучше, чем в Богемии: там возник и утвердился духовный центр еврейства и процветали раввинская наука, «тайное учение» и религиозная философия. Большую ешиву в Кракове возглвлял один из великих – р. Мойше Исерлис (Рамо). В эту ешиву, основанную на его личные средства, стекались «в большом количестве ученики достойные и совершенные». Одним из них был Авроом Горовиц.

Маймонид (1135–1204),

философ-талмудист, врач

и систематизатор еврейского Закона.

Dalej
Рубрики:  Credo in Deum

Метки:  

Аудиовидеоурок польского. Пока Mowa polska nie twoja

Среда, 18 Апреля 2012 г. 15:41 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора

Клип о польской мове. Она=polska mowa, ясно?

Таблица перекодировок (подстановок):

Тело=мова

Женское=польская.

Так что "тело женское" следует читать как "мова польская" и т.п.

Слушаем русские слова Стаса Пьехи и Григория Лепса и читаем польские субтитры. Заучивем новые важные  слова : 



Ona nie Twoja

Cały świat pod stopy Tyś jej rzucił,
I ten świat za Ciebie przemówił.
Co z tego, że z Tobą życie wytworne ?
Uważasz, że odgadłeś, co trzeba jej,
To, co trzeba jej ?

Przecież ona nie Twoja,
Choć z Tobą ona
Nawet czasami się spotyka,
Ona nie Twoja, jak łyczek wina,
Tak Ciebie ona i połyka.
Ona nie Twoja,
Ty bawisz sie z nią, a ona z Tobą
Dopóki, co....
A czy Ty znasz , co w sobie skrywa
Kobiety miłość ?

Sekretne, gorące spotkania,
Sprzeczki i poranne szlochania.
Młodzieńcze, krew kipi, ciało zmysłowe,
To wszystko tak szybko się sprzykrzyło jej -
Ból miłości Twej.

Przecież ona nie Twoja,
Choć z Tobą ona
Nawet czasami się spotyka.
Ona nie Twoja, jak łyczek wina,
Tak Ciebie ona i połyka.
Ona nie Twoja,
Ty bawisz się z nią a ona z Tobą
Dopóki, co....
A czy Ty znasz, co w sobie skrywa
Kobiety miłość ?

A czy znasz Ty, o czym milczy ona, o czym ona marzy ?
A czy Ty znasz, o czym mówi ona, gdy przy niej Ciebie brak?
Bawi się z kimś innym.
A czy Ty wiesz, kiedy wyjdzie ona, dokąd ona idzie ? Słuchając kroki....
A czy Ty znasz i wierzysz w swoją moc, że zatrzyma tu ją ?

Przecież ona nie Twoja !
Przecież ona nie Twoja !

Ona nie Twoja.
Ty bawisz się z nią, a ona z Tobą
Dopóki, co....
A czy Ty znasz, co w sobie skrywa
Kobiety miłość?

Рубрики:  Polska Muzyczna

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

О Навойке. Краковская легенда

Среда, 18 Апреля 2012 г. 15:27 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора 169449-e533f7_s_s (434x393, 16Kb)
Красивая легенда о Навойке – это легенда о первой женщине-студенте и преподавателе в Польше. Историю ее впервые в 1429 рассказал аббат Мартин Лейбиц (ум. 1464в Вене).
Навойка была дочерью бургомистра из Добжиня над Вислой. Девушка получила неплохое образование в семье и умела писать и читать на латыни. Самой большой ее мечтой было продолжить обучение. Когда Навойка подросла и настала пора ее выдать замуж, она внезапно исчезла из родительского дома. Только через два года родные и земляки узнали о ее судьбе.

Молоденькая девушка убежала… в Краков.
Надо признать, что панна выбрала очень неудачное время для реализации своих планов – ведь в XV столетии учиться могли только мужчины… Переодевшись в парня, она под именем Енджея поступила в Краковскую Академию. Обманув всех, девушка зарекомендовала себя одним из лучших студентов Академии и проучилась в ней два года. В 1409 году после окончания полного курса, Навойка сдала экзамены и получила степень бакалавра. Ей предложили работу в качестве личного помощника одного из профессоров, но она отказалась, ведь в то время помощники должны были сопровождать своих «боссов» в общественной бане.
Однажды девушку разоблачили. Легенда имеет несколько версий: по одной на улице Кракова случайно на девушку вылили ведро воды, и прилипшая к телу мокрая тога обнажила женские формы, по другой – девушка заболела и врач, осматривая ее, открыл правду.
legenda-o-nawojce-b-iext6144183 (414x398, 48Kb)
Когда она предстала перед церковным судом и ее спросили, почему она скрывала свой пол, она просто ответила: «Я хотела учиться». Когда допросили ее коллег-студентов и преподавателей – никто не мог найти ничего, чтобы обвинить ее в аморальном поведении. Однако церковный суд не хотел ее оправдания и за нарушение обычая приговорил ее к пожизненному покаянию в монастыре – там Навойка до конца своих дней просила у Бога прощение за то, что осмелилась учиться… Впрочем, легенда гласит также, что и там Навойка стала преподавателем, потом руководила монастырской школой, а в конечном итоге стала игуменьей – не зря в переводе с латыни Навойка – это «человек, который не сдается».
Współczesny rysunek przedstawiający Nawojkę odbywającą pokutę w klasztorze (wg grafiki z XVIII w., kolekcja JM) (291x448, 67Kb)
Навойка отбывает покаяние в монастыре. Рисунок XVIII века из коллекции графики мэра Кракова проф. Яцека Майхровского
***
Ягеллоньский университет не принимал женщин до 1897 года, а также было непозволительно занимать в университете академические должности до 1906 года. Первое женское общежитие при UJ было открыто в 1936 году и было названо Nawojka – в честь первой студентки. Одна из улиц в Кракове также названа в ее честь, а также издано множество красочных изданий ее истории.
nawojka (700x525, 109Kb)
© Cayetana_de_Alba
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Памятник Феликсу Дзержинскому с Лубянки отреставрируют

Среда, 18 Апреля 2012 г. 13:58 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора Памятник Феликсу Дзержинскому с Лубянки отреставрируют





Скульптура Феликса Дзержинского работы известного скульптора Евгения Вучетича попала в список объектов культурного наследия - памятников монументальной скульптуры, проекты реставрации которых разработают в 2012 году, сообщил "Интерфаксу" источник в мэрии в понедельник.

11-тонная скульптура Дзержинского была установлена на одноименной площади в Москве (ныне Лубянка) в 1958 году. В августе 1991 г. памятник был демонтирован и отвезен в парк искусств "Музеон" на Крымском валу, который расположен рядом с Центральным домом художника.

Помимо скульптуры Ф.Дзержинского, в 2012 г. будут разработаны проекты реставрации следующих объектов культурного наследия: памятник "Первые комсомольцы" на Университетском проспекте (скульптор Юрий Нерода, 1972 г.); архитектурный ансамбль "Триумф победы" на Ленинградском путепроводе (скульптор Николай Томский, архитектор Дмитрий Чечулин, 1943 г.); памятник Алексею Щусеву в Гранатном переулке (скульптор Илья Рукавишников, 1980 г.); памятник Михаилу Лермонтову на одноименной площади (скульптор Исаак Бродский, 1965 г.); памятник "Александр Герцен и Николай Огарев на месте их клятвы" на Воробьевых горах (1978 г.), а также Верстовой столб на Старой Владимирской дороге в сквере площади Рогожская застава (1783 г.); бюст Сергея Чаплыгина в Большом Харитоньевском переулке (1960 год).

Заказчик работ по проектированию - ГКУ "Мосреставрация", объем бюджетных средств, направленных на проект реставрации восьми объектов культурного наследия, - чуть более 3 млн рублей.

Источник "Интерфакса" отметил, что проектная документация может быть готова к осени 2012 года, после чего будет принято решение о сроках реставрации памятников, включая скульптуру Ф.Дзержинского.

Из блога http://varjag-2007.livejournal.com/3432141.html

Рубрики:  Sprawy Spoleczne

Метки:  

О колоколе Сигизмунде. Краковская легенда

Среда, 18 Апреля 2012 г. 00:59 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора Сигизмунд (или Зигмунт) называют колоколом королей и королём колоколов – это самый известный и, до недавнего времени, крупнейший в Польше колокол. Он был отлит в 1521 году по заказу короля Сигизмунда I Старого мастером-литейщиком Яном Бехемом из Нюрнберга из сплава меди и олова в соотношении 80:20 из молдавских пушек, захваченных в бою под Обертином.
Dzwon Zygmunta (700x579, 136Kb)
Dalej
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Станислав Свяневич — очевидец Катыни

Вторник, 17 Апреля 2012 г. 19:56 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора

7 ноября 1899 года, в Двинске родился ученый и писатель Станислав Свяневич, который был свидетелем страшной Катынской трагедии.

 .....Открылась дверь, и акушерка с улыбкой на строгом лице торжественно сказала: «Радуйтесь, пан Свяневич! У Вас родился красивый мальчик!»

Пан инженер, грозный начальник железнодорожного участка Двинск-Орел, стремительно вошел в спальню. На руках у жены белел маленький кричащий сверток. Сын! Родился сын — наследник, продолжатель славного дворянского рода Свяневичей. Счастливые родители не могли и предположить, какая непростая и трагичная судьба ждала их мальчика.

Большая семья профессора Свяневича. На коленях - сын Юрек, рядом дочь Марылька,  жена Олимпия и  сын Витек. Вильно, 1935 год.



А пока Стас рос смелым и отчаянным ребенком, при этом ухитрялся отлично учиться. Впрочем, в этом была немалая заслуга матери — выпускницы Вильнюсского учебного заведения для благородных девиц. С детства Свяневич-младший великолепно владел польским, русским и немецким языками. Жизнь шла по-накатанному, — школа, юридический факультет Московского государственного университета, — как совсем не кстати грянула революция.

Молодой Свяневич, в чьих жилах текла кровь поляков-бунтарей (прадед погиб в польском восстании 1831-го года), стал командиром польской военной организации, воевал с большевиками. Сражаясь, Станислав не забывал и об учебе — студент-второкурсник МГУ записался на юридический факультет Вильнюсского университета, который успешно закончил. Потом была учеба во Франции, Германии. Карьера складывалась успешно, сферой научных интересов Свяневича стало исследование развития экономик двух стран — Советского Союза и Третьего рейха.



Но наступила осень 1939-го года, и Польша, обреченная на поражение, попыталась оказать сопротивление фашистским захватчикам. Странный и необъяснимый поворот судьбы Станислава Свяневича: сорокалетний профессор экономики получает повестку о призыве с назначением на передовую.

Станислав Свяневич с коллегами на военных сборах. Фото середины 1930-х годов

 

После неудач на фронте остатки отряда, в котором был наш земляк, попали в зону, контролируемую советскими войсками. Вместе с сотнями тысяч польских военнопленных профессор Свяневич был интернирован, проще говоря, принудительно вывезен на территорию Советского Союза.



Дорога в Катынь

Катынь — железнодорожная станция на Смоленском направлении, куда прибывали эшелоны с пленными поляками. Но прежде, чем Свяневич столкнулся со страшными катынскими событиями, его ждал пересыльный лагерь в Калужской области. Профессору повезло: по тем полуголодным временам условия содержания в лагере были сносными — например, ежедневная хлебная пайка в 800 г, о которой местное население могло только мечтать. Начальник лагеря Зарубин, напоминавший Свяневичу образованных жандармских офицеров царской России, относился к профессору с большой симпатией. Возможно, этим и объясняется то, что Свяневич остался жив. Впрочем, если учесть, что начальник лагеря был специалистом отдела внешней разведки, в свое время возглавлявшим резидентуру во Франции и Германии, речь может идти о банальной вербовке агентов. С отъездом Зарубина стало понятно, что судьба узников была решена.

Местонахождение Станислава Свяневича было известно семье:  время от времени  из ГУЛАГа приходили письма. Но в июле  1941 год  связь перервалась.

 Письмо  Станислава Свяневича от  4 мая 1941 года: "Помни, Липка, самое важное- это не я, а дети. Перед Тобой громадное задание: воспитание детей;  будут ли богатыми или бедными, более или менее учеными - это  имеет второстепенное  значение, но важно, чтобы из них вышли порядочные, честные  люди, чтобы они неизменно любили высшее Добро и Правду."



Накануне, чтобы успокоить, им были сделаны прививки против брюшного тифа и холеры, выданы сухие пайки — суточная норма (800 г хлеба, три селедки, сахар), как раз на дорогу в Катынь. На рассвете, проехав Смоленск, эшелон с пленными поляками остановился. Свяневича заперли в одиночном купе уже освобожденного от военнопленных вагона. Через узкую вентиляционную щель профессор наблюдал, как к составу подъезжал автобус с замазанными белой краской окнами, и поляки переходили в него. Вскоре за Свяневичем пришли и в сопровождении отправили в Москву, на Лубянку. Там профессором был написал целый научный трактат о финансировании фашистской политики вооружения. Через два года Свяневич в составе последнего посольства покинул Россию и поселился в Лондоне. На родину предков, в Польшу, профессор приезжал только один раз — на свадьбу внука. Последние годы Свяневич доживал в доме ветеранов, который содержал в Лондоне один из польских генералов. После выхода профессорской книги о Катыни на одной из пустынных улиц английской столицы Свяневича жестоко избили.


 

 

Тайна Катыни


Судьба польских военнопленных оставалась неизвестной долгое время, пока в 1943-м году немцы не сообщили, что в Катынском лесу близ Смоленска ими обнаружены массовые могилы 10 000 польских офицеров, расстрелянных «еврейскими комиссарами». Поляки обратились к Международному Красному Кресту с просьбой об экспертизе захоронений. Всего в катынских лесах немцами было обнаружено 4 400 трупов. Как определили, что это поляки? Очень просто: по письмам, документам, газетам и т.д., обнаруженным при раскопках. Но тут есть некая странность: сотрудникам НКВД предписывалось проводить очень дотошные обыски поляков, особенно после того, как у одного из пленных было обнаружено более 2 кг золота. Изымалось все, в первую очередь — все документы.


Катынь. Апрель 1943 года
 Фото тз коллекци Музея Катиньского в Варшаве



Рвы в Катыни, где покоились уложенные ровными штабелями сотни трупов, были выкопаны идеально под шнур. Это было странным и нехарактерным для НКВД — его сотрудники обычно беспорядочно сбрасывали трупы в могильные ямы.

В конце войны комиссия во главе с профессором Бурденко определила, что поляков расстреливали немцы. На Нюрнбергском процессе катынское убийство исключено из приговора за недостатком улик.

Тема «Катынской трагедии» возникла вновь в годы перестройки: поляки обвинили Россию, правоприемницу Советского Союза, в гибели более 20 000 своих граждан. В 1990-м году, накануне своего официального визита в Польшу, Михаил Горбачев признал вину НКВД в уничтожении польских военнопленных. Многие документальные свидетельства, хранящиеся в советских архивах, были уничтожены во времена правления Хрущева.

Груз прошлых веков

  В этом году исполняется 72 года со дня Катынской трагедии, которая долгие годы осложняет и без того непростые отношения (так уж сложилось исторически) между Россией и Польшей. За это время в России появился новый государственный праздник-  День народного единства,  в память о том, что почти 4 века назад собралось народное ополчение, освободившее русскую землю от польских захватчиков. И так получилось, что он пришелся на день рождения Свяневича.

Было время, когда Польша, точнее Речь Посполитая, была настолько сильна, что Москва целовала крест старшему сыну польского короля Владиславу, а к самому королю под Смоленск ехало русское посольство, чтобы заключить мирный договор с Польшей. Осенью 1610-го года поляки захватили Москву, страна временно лишилась государственной власти. Интервенты жестоко подавляли любое восстание москвичей. Через полгода после своего воцарения в Москве поляки сожгли большую часть города, уничтожив более 100 000 мирных жителей. Затем, разграбив Кремль, они оставили многочисленный гарнизон и покинули стольный город. На этом полоса удач для поляков на русской земле закончилась. Было несколько переделов Польши, и каждый раз Россия получала свою долю. Были многочисленные польские восстания, но Россия загоняла Польшу в жесткие рамки. Катынская трагедия принадлежит к числу самых болезненных событий, произошедших, как считают многие поляки, только по вине России. В своем обращении к российскому президенту один из польских писателей писал: «Вы нас одолели — победили и поглотили. Невозможно оспаривать вашу победу, как нельзя избежать ненависти побежденных. Мне бы хотелось, чтобы Вы, господин президент, вникли в наше отношение к Катынской проблеме, которая застряла между нашими народами, как кость в горле, и которую никогда не удастся устранить, как не удастся зачеркнуть разорения поляками Кремля и пожара Москвы»...

В свое время идеолог Третьего рейха Геббельс, оценивая катынские раскопки, заметил, что Советам Катынь аукнется не однажды. И он был прав: точка в Катынской трагедии пока не поставлена...

 Источники:

Наталия Салагубова , ,

 , А.Зинченко

Рубрики:  Jako Feniks z Popiolow...

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

Эндлозунг в темпе марша: Из хроник Освенцима. Оркестр

Вторник, 17 Апреля 2012 г. 18:06 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора

Музыка уничтожения.

Дьявольское изобретение нацистов- лагерные оркестры. Культурная жизнь в концентрационном лагере смерти. 

 

 


Рубрики:  Jako Feniks z Popiolow...

Метки:  


Процитировано 1 раз

BAL U PANA BOGA

Вторник, 17 Апреля 2012 г. 13:06 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора

BAL U PANA BOGA - KOREK

 

Do zapadłej mieściny, gdzie mieszkałaś od dziecka
Pewnej wiosny z Paryża Ci przysłano ten wzór
W sukni tej powłoczystej byłaś taka nieziemska
Jak daleka księżniczka z kraju baśni i złud
W tej mieścinie półsennej wiecznie śniłaś o balu
O karetach, o salach, gdzie muzyka i blask
I jak często nocami w rozjarzonym Wersalu
Piękny książę w ramionach oszałamiał Cię walc

Ta przeludna mieścina żadnych balów nie znała
Żadnych karet, salonów, gdzie Twych stóp krążył rój
Biegły lata i zwiędła Twoja suknia wspaniała
Ten wyśniony, wymarzony, paryski ten strój
Lecz się wreszcie ziściły Twoje sny o tym niebie
Miałaś suknię na sobie, w rękach fiołki i bez
I dwaj czarni panowie, którzy przyszli po Ciebie
W wielkiej czarnej karecie powieźli Cię gdzieś

Wiały się pióropusze ślepym koniom na głowie
Dym kadzidła nad Tobą unosił się w dal
Tak wiosną (ą) w karecie rządowej
Pojechałaś do Boga, do Boga na bal

Рубрики:  Polska Muzyczna

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Знакомьтесь: Карабас Бармалеевич Х. Европеец чистой воды.

Понедельник, 16 Апреля 2012 г. 17:35 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора


Хальт - Хальтер!   Прошу убрать от экрана малых детей, беременных женщин и припадочных. Знакомство не для слабонервных!

Итак, прошу любить и жаловать-

очередной польско-еврейский француз,  любимец телеканала "Россия 24" , колоритнейший Марек Хальтер, писатель и публицист,  сказочник :


b_437350 (320x240, 15Kb)

И его литературный сказочный протототип :


ivw1u57x3i (396x568, 72Kb)

О роли сказок и рассказок в его жизни читайте ниже. Он продолжает их сочинять и баять и поныне.

Dalej
Рубрики:  Kunstkamera

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Анонс новой рубрики и грядущие изменения

Понедельник, 16 Апреля 2012 г. 14:14 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора
96 (340x453, 51Kb)
Дорогие сообщники!


От читательницы irma_mensk поступило предложение о создании новой рубрики для прикладников - с тем, чтобы выкладывать ссылки на сайты польских мастериц и переводные мастер-классы.
Это любопытная идея, тем более, что польское рукоделие и народные промыслы интересны и разнообразны. Есть о чем писать.
Рубрика Działki Ręczne пока работает в тестовом режиме - посмотрим, что получится...Но я думаю, получится :-)

Еще одно серьезное изменение касается нового статуса сообщества.
Завтра, 17.04.2012 в 12.00 из закрытого оно станет открытым.
В списке друзей останутся только модераторы - это делается для того, чтобы посты могли писать все читатели сообщества - они будут поступать на премодерацию.
Поэтому всем друзьям придут уведомления об отписке - не пугайтесь и не отписывайтесь в ответ, это сообщество обретает новую свободу. Если у кого-то возникнет желание стать модератором и помочь нам в оформлении постов - не стесняйтесь, отпишитесь в комментах.
В цитатник же посты будут добавляться только модераторами, мной и Филофоб


Ваша Cayetana_de_Alba



Рубрики:  Do Czytelnikow

Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

Лянцкорона. Сентиментальное путешествие

Понедельник, 16 Апреля 2012 г. 02:44 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора - Куда мы едем-то?... - спросила я Стася, когда мы выехали из Мыслениц совсем не в ту сторону, куда я ожидала.
- А вот увидишь... Это будет такая сентиментальная поездка. Но для тебя очень важная... Увидишь...
Я сидела, как на иголках, гадая: куда это он меня сегодня везет... Пока не увидела указатели на дороге, ведущей в гору...

1 (700x466, 129Kb)
Dalej
Рубрики:  Spacerowki Krakowskie

Метки:  

Замок в Лянцкороне

Воскресенье, 15 Апреля 2012 г. 22:25 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора Письменные источники свидетельствуют, что замок в Лянцкороне, который также называется Лянцкороньский Замок был построен Казимиром III Великим в середине XIV века, чтобы охранять границу между Краковской землей и княжеством Освенцимским, и Освенцим княжества правитель которого Мешко I Чешиньский в 1291 году стал вассалом чешского короля Вацлава II . Граница эта пролегала как раз у подножия горы Лянцкорона и шла на запад от нее.
DSCF1881 (600x450, 279Kb)
В документах не указана точная дата строительства замка; первое упоминание о нем относится к 1366 году, где имеется имя бургграфа Ожешко (Orzeszko). Позже замок был резиденцией воевод Лянцкороны и неоднократно менял владельцев. В 1579 году, во времена правления Стефана Батория, был на короткое время владением Каспера Бекеша (Kaspra Biekiesza), претендента на трон Трансильвании и командующего венгерскими войсками на службе Речи Посполитой, после чего в 80-х годах XVI века перешел в руки Миколая Зебжидовского, Великого маршала коронного и воеводы Кракова, который подготовил здесь т. н. восстание Зебжидовского в 1606 году против Сигизмунда III Вазы. Замок находился в руках Зебжидовских до XVIII века, когда пост губернатора перешел к Чарторыйским, а затем к Велопольским. Последним губернатором Лянцкороньским перед занятием замка австрийскими войсками 6 июня 1772 года и разделом Польши был граф Юзеф Велопольский.
DSCF1882 (600x450, 316Kb)
Самый известная глава в истории Лянцкороньского замка относится к периоду Барской конфедерации. В 1768 году замок был занят конфедератами во главе с Маврикием Бенёвским и стал одним из самых важных их укреплений в Малопольше. В ноябре 1769 года лидер конфедератов, Казимир Пулаский, одержал в окрестностях замка победу в битве с русскими войсками; 20 февраля 1771 года была еще одна неудачная попытка занять замок русским корпусом под командованием Александра Суворова – корпус понес тяжелые потери и был вынужден отступить. 21 мая 1771года под стенами замка произошла крупная битва, конфедераты потерпели поражение, однако замок не был захвачен русскими войсками.
lanckorona02 (375x500, 61Kb)
Первоначально средневековый замок был прямоугольной формы, с двумя прямоугольными угловыми башнями. Прямоугольный внутренний двор был закрыт на северо-западе жилой частью замка. В XVIII веке в результате перестройки в углах замка были построены бастионы для пушек, а к главным воротам вел подъемный мост. В 1770 году конфедераты укрепили замок с помощью французских инженеров, в частности, были построены внешние земляные фортификации.
771px-Zamek (700x543, 70Kb)
Властями Галиции замок был переоборудован в уголовную тюрьму, а затем, после перевода тюрьмы в Вадовице, замок был заброшен и начал разрушаться. В 1880 году еще стояла южная стена и часть рухнувшей восточной башни. В 1884 году развалины пытались сносить, что привело к дальнейшему разрушению остатков замка. В настоящее время существуют только фундаменты башен и остатки стен.
DSCF1885 (450x600, 278Kb)
© Cayetana_de_Alba
Рубрики:  Spacerowki Krakowskie

Метки:  

Поиск сообщений в Moja_Polska
Страницы: 367 ... 74 73 [72] 71 70 ..
.. 1 Календарь