-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_ru_shamanism

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.06.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 5

Шаманизм





Шаманизм - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://ru-shamanism.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??d3664cd0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Первый арктический художник

Пятница, 08 Декабря 2017 г. 17:57 + в цитатник
Пользуясь случаем, поздравляю всех с международным днём художника!


(рис. Оленные тунгусы ставят свою юрту для ночлега)

Дальний Восток в гравюрах Луки Воронина

XVIII столетие для России — эпоха географических открытий и знаковых для науки событий. Первая Камчатская экспедиция Беринга — Чирикова (1725–1730), инструкцию для которой собственноручно написал Петр Великий, Вторая Камчатская, или Великая Северная, экспедиция (1733–1743), давшая уникальные научные труды Георга Стеллера и С. П. Крашенинникова. Спустя 42 года начала отсчет Северо-восточная географическая и астрономическая экспедиция Биллингса — Сарычева (1785–1795), согласно указу Екатерины II «совершенно секретная».
Она должна была решать задачи не только научные — завершить опись северных берегов Чукотки, не доведенную до конца Дмитрием Лаптевым, но и геополитические — закреплять за Российской империей все открытые в ходе продвижения земли и острова на Тихом океане. Под командованием начальника экспедиции адмирала Иосифа Биллингса в долгий и трудный путь отправилась большая команда из 141 человека. И еще один член экспедиции, на которого возложили обязанности чрезвычайной важности — рисовальный мастер Лука Воронин, первый российский арктический живописец.

Результаты этого похода, проходившего по морю и суше, оказались существенными для государства. Что же касается их научной части, за восемь с половиной лет (Северо-восточная экспедиция оказалась самой продолжительной после Великой Северной) удалось собрать немало интересной и значимой информации о чукчах, алеутах, ительменах, якутах. Этнографические сведения о неизвестных народах, зафиксированные в бортовых журналах, дневниках и «дневных мемориях», и в наши дни представляют огромный интерес, тем более что многие материалы все еще не опубликованы в полном объеме, а значит, таят немало интересного. И по-настоящему уникальны зримые свидетельства той экспедиции — рисунки Луки Воронина.

Его работами проиллюстрировал свою рукопись о чукчах естествоиспытатель Карл Мерк, они украсили книгу Г. А. Сарычева «Путешествие по Северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану», впервые вышедшую в свет в 1802 году в Петербурге. Гравюры с рисунков Воронина и сегодня обогащают современные издания по этнологии, становясь связующим звеном между первоначальными знаниями о дальневосточных этносах и накопленным за это время опытом.

Свои работы рисовальщик Лука Воронин выполнял в академической манере, с предельной точностью, отображая самые мельчайшие детали, благодаря чему в будущем ученые смогли увидеть многие важные утраченные черты традиционного образа жизни народов Чукотки, Камчатки, Якутии, Аляски. Так, известный этнограф В. Г. Богораз, изучавший чукчей в 1895–1897 годах, познакомился с устройством их древнего жилища подземного типа именно по описаниям Мерка и рисункам Воронина. То же и с татуировками на лицах чукотских женщин: рассматривая портреты, выполненные рисовальщиком из экспедиции Биллингса — Сарычева, ученые сумели сделать важные выводы о сакральном назначении этих изображений.

Удивительные ощущения возникают, когда видишь оригиналы этих гравюр. Подумалось даже, что окажись вдруг на их месте в архивной папке фотоснимки Северо-восточной экспедиции, впечатление не было бы столь сильным. В каждой работе рисовального мастера, в каждом объемном штрихе — живые впечатления человека талантливого, увлеченного и восхищенного.



Вот, например, гравюра «Камчадал на санках с упряжкою собак». В солнечном морозном пространстве по снежному насту скользят сани, и каждый фрагмент этого сюжета важен. Художник, не упуская ни одной детали, показывает, как «нанизывается» собачья упряжка и как устроена сама упряжь, тщательно прорисовывает сани, где с комфортом на мягкой шкуре восседает каюр, детально изображает на заднем плане амбар на высоких сваях, бревенчатое жилище без окон.



Или другая гравюра — «Вид летних чукотских юрт и якорного места в губе святого Лаврентия». Описание к ней находим в книге Гаврилы Сарычева: «После полудни вылавировали мы так далеко к северу, что могли войти в губу Св. Лаврентия. При самом входе в нее, на правой стороне, по берегу видели несколько летних чукотских юрт сидячих чукоч, расположенных при устье небольшой речки, называемой Унягма. Капитан Биллингс, доктор Мерк и я — первые съехали на берег. Чукчи встретили нас ласково и звали в свои юрты, только просили оставить в шлюпке наши шпаги. [...] По просьбе капитана Биллингса здешние жители показывали нам свою пляску. После пляски мужчин, сели на землю женщины, одна за другою, составляя полукружие, сняли с правого плеча парки и обнажили с сей стороны вышитые узорами руки, потом запели песню и согласно оной все вдруг правыми руками стали делать движение, как будто брали что с земли и клали в колени, а иногда наклонялись на ту сторону всем корпусом и головою. Впереди сидящая женщина начинала первая, а на нее глядя, и прочие старались делать точно такие же телодвижении».

Интересен портрет «Женщины Чукотской земли». Задумчивое лицо, обрамленное волнистыми волосами, сильные руки. Интересно рассматривать простое летнее одеяние из звериных шкур, гармонично сочетающиеся украшения и представлять, каким когда-то был чукотский народ — красивый, мужественный, остававшийся долгое время непокоренным. «Чукчи, как мужчины, так и женщины, росту среднего, но отчасти есть некоторые и довольно высокого; собою статны и здоровы...» — описывал их Сарычев. Именно такими посчастливилось застать их в конце XIX века и Николаю Львовичу Гондатти, в бытность его начальником Чукотки, о чем и сообщил он в письме академику Анучину: «Чукчи — видный и рослый народ».
Нас разделяет не так уж много времени — всего два с половиной столетия. Но история сохранила о рисовальном мастере Луке Воронине очень небольшие и отрывочные сведения. Чтобы создать портрет замечательного художника, их пришлось буквально «выдергивать по нитке» из архивных документов и отдельных научных публикаций, где, чаще всего, о рисовальном мастере встречаются лишь короткие упоминания.

Итак, Лука Алексеевич Воронин. В архивных списках выпускников российской Академии художеств он назван этнографом, путешественником и мореплавателем, что совершенно справедливо. Дата рождения — 17 февраля 1765 года, место рождения неизвестно. В 1770 году пятилетний Лука Воронин попадает в число воспитанников Академии художеств в Петербурге, и с этого момента его будущее становится отчетливым. Чтобы понять, в какой среде находился Лука Воронин последующие пятнадцать лет, вплоть до окончания академии в 1785 году, нужно кратко сказать о самом учебном заведении, которое, без преувеличения, стало особым образовательным пространством России XVIII века.
Идея создания академии «трех знатнейших художеств» (подразумевались живопись, скульптура и архитектура) принадлежит Петру Великому. Здесь не имели значения ни возраст, ни происхождение и единственным условием для поступления являлся — талант.

Мы не знаем корни Луки Воронина, в какой семье он родился (самый первый набор в Академию в 1758 году состоял из воспитанников гимназии при Московском университете, а также из «солдатских детей»), но ясно одно: одаренного мальчика заметили и определили в училище на полное довольствие, поскольку Императорская академия художеств содержалась на средства государственной казны. И если предположить, что его семья была не очень обеспеченной, для Луки такой расклад стал большой удачей. В эти годы учебное заведение уже находилось под патронажем Екатерины II, утвердившей, в свою очередь, «Привилегии и устав императорской Академии трех знатнейших художеств: живописи, скульптуры и архитектуры с воспитанием при оной Академии училищем».

Одной из главных задач императрица видела воспитание нового поколения россиян «нравственно совершенных». Считалось, что именно с пяти-шести лет можно сформировать достойных граждан отечества, поэтому в течение девяти лет мальчиков учили общеобразовательным дисциплинам и копированию гравюр и рисунков. Самых способных переводили в специальные классы, где им предстояло шесть лет, в зависимости от выбора, обучаться скульптуре, живописи, гравюре или архитектуре. На протяжении всего этого времени «академики» получали еще и музыкальное образование, осваивая скрипку, виолончель, клавесин, учились петь, а полученные навыки закрепляли в ученическом оркестре и хоре. И еще одно существенное дополнение к системе воспитания «нравственно совершенных»: в Академии художеств были запрещены телесные наказания. Президент Академии И. И. Бецкой был убежден, что «... человек, почитая себя человеком, не должен допускать поступать с собою, как с животным».

И все же главным направлением оставалось художественное. Ежедневно от 2 до 4 часов воспитанники Академии рисовали, стараясь доводить свои работы до совершенства; копировали эстампы, гравированные мастерами с картин Паризо, Рафаэля, Тинторетто, Карраччи; сами делали гравюры с подлинных рисунков Ванлоо, Буше, Бушардона, Греза. Такой акцент на рисовальном и гравировальном мастерстве неслучаен, ведь еще со времен Петра Великого сложилось четкое разделение между наукой и искусством, которому отводилась роль подсобного инструмента, а рисовальному мастеру, соответственно, — иллюстратора.

С успехом пройдя первую образовательную ступеньку, Лука Алексеевич Воронин был зачислен собственно в Академию, а в 1785 году ему присвоили специальность «Живописец зверей и птиц», вручив аттестат I степени и шпагу. И сразу в жизни двадцатилетнего художника произошли важные перемены — он стал членом особо секретной Северо-восточной экспедиции. Можно только предполагать, каким образом он получил столь серьезное назначение. Наверняка желающих стать участниками важных исторических событий было немало, не исключено, что среди выпускников Академии проводился отборочный конкурс, и выпускника Луку Воронина признали лучшим. Начался отсчет его десятилетнего и многотрудного путешествия, подарившего при этом редчайший материал для творчества.

Рисовальщик Лука Воронин был в экспедиции не самым высокооплачиваемым человеком, но при этом ощущал себя невероятно востребованным. Его навыки иллюстратора требовались многим. Недаром в «Предуведомлении» к описанию путешествия Биллингса Гаврила Андреевич Сарычев открыто говорит, что без рисунков и объяснений Воронина многие этнографические записи были бы непонятны, и что он лично тоже пользовался его рисунками и устными пояснениями при описании жилищ чукчей, их езды на оленях, камлания якутского шамана и т. д.


(рис. Якутский шаман призывает духов для излечения больного.)

Лука Алексеевич Воронин совершил поход по Восточной Сибири с лейтенантом Сарычевым, плавал на судах «Паллас» и «Слава России» с капитаном Биллингсом, сопровождая его в путешествии по Чукотскому полуострову, побывал в заливе Аляска. И всюду отражал на бумаге увиденное, наполняя при этом строгие, почти фотографические изображения своим личным отношением. Потому в портретах мужчин и женщин островов Уналашка и Кадьяк, да и в том же портрете чукчанки угадываются характеры, настроение. Они предстают реальными людьми со своими радостями и переживаниями, и все это благодаря талантливому рисовальщику, для которого даже экстремальные условия не стали помехой.
Вот небольшой фрагмент из «Дневника описания капитаном Биллингсом плавания судна „Слава России“ из Санкт-Петербурга на Камчатку», начатого в 1785-м и оконченного в 1789 году, а по завершении Северо-восточной экспедиции переведенного с английского Н. Коржавиным. Этот редкий архивный документ позволяет почувствовать время и события, ставшие на тот момент главными и для руководителя экспедиции, и для художника. Раздел дневника назван «Прогулкой к юкагирам» (к слову, именно Иосиф Биллингс оставил первое этнографическое описание этого камчатского народа), и в нем говорится следующее: «Погода стояла несколько мягче прежняго, а юкагиры находились тогда в зимовищах своих разстоянием от Нижне-Колымского острога в 50 верстах. Захотелось мне побывать в их жилищах, посмотреть, как они живут, и собрать несколько слов по их наречию. Того ради по утру 14-го числа генваря поехал я с доктором Мерком и с рисовальщиком на нартах, что есть род наших саней, в которые запрягают собак. В дороге сани наши перевернулись [...], собаки наша стремительно опускались вглубь с утесов, опрокидывали наши сани, а нас валяли по снежным кучам. [...] В 4 часа приехали мы в селение юкагирское, оно именуется Нуниунтунг-нагель и стоит на веселом месте, на стрелке, где реки Налима и Ясашна соединяются в одну, и обе сие реки рыбные. [...] Жители обоего пола сошли с крутого берега, на котором стоит их селение, и встречали нас у самой воды в праздничных их нарядах...»




(рис. Женщина и мужчина сострова Уналашки)

Биллингс наблюдает, расспрашивает, делает пометки — как одеты женщины, какого фасона их парки из оленьих шкур и чем они их окрашивают, как устроены головные уборы замужних юкагирок и молодых девушек, что означает тот или иной сакральный обряд. Воронин рисует, стараясь не упустить ни одной детали, и тоже впитывает новую информацию. Возложенные на него обязанности рисовальный мастер выполняет неукоснительно. И в своем рапорте от 16 апреля 1794 года сообщает, что все это время следует своей задаче — «снятию морских берегов для лучшей верности».
Лука Алексеевич Воронин вернулся в Петербург в 1793 году и был принят на службу в чертежную Главного Адмиралтейства. С этого момента его следы теряются. Скорее всего, рисовальный мастер занимался обработкой своих экспедиционных материалов, сделанных в разных точках нынешнего Дальнего Востока, готовил рисунки для их перевода в гравюры. Но ничего нового он уже не создал. Или просто не успел. Долгая и напряженная работа в экстремальных условиях, уровень медицины того времени серьезно подрывали здоровье. Ведь писал же Биллингс в своем дневнике: «Каково нам было сносить жестокость морозов? Каждый день при пронзительных ветрах по шести часов быть на открытом воздухе, не находить никаких дров к разведению огня, кроме мелких прутиков, местами попадавшихся, едва достаточных растопить немного снегу для питья, ибо реки замерзли до дна».


(рис. Алеуты на своих байдарах)

В таких экспедициях люди очень быстро растрачивали жизненные ресурсы, а вернувшись домой, так же быстро умирали. Капитан Биллингс приехал в Петербург неизлечимо больным, но при этом завершил отчет о вверенной ему экспедиции. В 45 лет его не стало. Дата смерти первого арктического живописца Луки Воронина неизвестна. Но даже если предположить, что его путь оборвался слишком рано, он успел выполнить важную для государства и науки миссию. И сделал это достойно.

Использованы архивные материалы и иллюстрации из фондов Российского государственного архива Военно-морского флота, а так же из статьи Елены Глебовой.

https://ru-shamanism.livejournal.com/358002.html


Метки:  

"Шаманская" карта вселенной

Четверг, 26 Октября 2017 г. 18:33 + в цитатник
Визуальные образы мира в сибирском шаманизме.
Карта вселенной, нарисованная орочским шаманом




<…>Проф. В. Г. Богораз неоднократно выражал пожелание, чтобы во время этнографических экспедиций все, что только возможно, не исключая и самых отвлеченных религиозных представлений, при удобном случае получало графическое выражение на бумаге. Следуя этому пожеланию, мы и предлагаем вниманию читателей "карту" вселенной, исполненную самими орочами осенью 1929 г. <...>



Во время работы на р. Хади нам пришлось присутствовать на похоронах одного орочского мальчика. Цикл похоронных камланий исполнялся его бабушкой, довольно известной и авторитетной в среде местных орочей шаманкой. В связи с описанием процесса похорон у нас возникла идея изобразить на бумаге представления орочей о путях странствования души умершего. Шаманка не отказала нам в своей помощи. В результате появилась небольшая "карта" маршрутов души умершего человека. К сожалению, карта эта не сохранилась.

Работая на р. Тумнин, мы встретили в сел. Хуту-дата, километрах в ста от устья, старейшего и крупнейшего по всему Татарскому побережью орочского шамана Савелия Хутунка, которому в то время было более семидесяти лет. Ему была показана "карта", составленная по указаниям шаманки, и он подверг ее жестокой критике, весьма неодобрительно отозвавшись о профессиональных познаниях и достоинствах нашего первого консультанта. Савелий Хутунка охотно согласился сделать "настоящую" карту вселенной со всеми необходимыми подробностями, но только не здесь, где он был в гостях, а у себя дома, на Чепсаровском острове.

В сентябре, спускаясь по р. Тумнин к морю, мы остановились на Чепсаровском острове, в небольшом селении, где жил Савелий. На большом листе писчей бумаги размером 109х70 см в течение 3-4 дней была нарисована простым карандашом интересовавшая нас "карта". Всего на эту работу было затрачено не менее 15-20 часов, причем первый вечер рисовал сам шаман, но потом он решил, что у него получается недостаточно "красиво", и для дальнейшей работы привлек в качестве исполнителей двух молодых орочей. Сам Савелий и его "художники" работали с необыкновенным увлечением. Работа над "картой" привлекала в корьевой балаган Савелия все мужское население небольшого стойбища. Критические замечания и советы присутствовавших орочей придавали работе характер коллективного творчества, в котором первое и последнее слово всегда оставалось все же за старым шаманом <...>



UPD 2017:Для тех, кто как и бабка, слабенький зрением - бабка перерисовала карту в формате A3.
Инжой, как говорят у нас в Лесу;)


Чтобы не портить оригинала всякого рода пометками и надписями, В.А. Аврориным сделана была от руки чернилами копия готовой "карты" приблизительно в натуральную величину.

На копию была нанесена порядковая нумерация всех деталей и орочские названия некоторых из них. После этого в соответствии с порядковой нумерацией деталей "карта" была подробнейшим образом описана <...>

"Tопографическое" описание "карты"



В центре "карты" нарисован наш материк 1 (Европа и Азия), представляющийся орочам в виде обращенного головою на юг восьминогого безрогого лося с большими пышными усами, который на карте для удобства изображен в распластанном виде. Спинной хребет его 2 представляет собою горную цепь, состоящую из девяти вершин. Хребет этот делит нашу землю на две равные части: восточную и западную. На восточной половине земли живут орочи и их ближайшие родственники и непосредственные соседи. На западной половине живут русские и все остальные народы.

На голове лося расположен Китай. Такое неравномерное распределение населения на земле получилось, по мнению орочей, в сравнительно недавнее время. Раньше же орочей, как они говорят, было так много, что пролетавшие над ними стаи лебедей совершенно чернели от дыма их костров. Наши леса - это шерсть лося, животные - его паразиты, а птицы - это вьющиеся над ним мошка и комары. Иногда лось, устав стоять неподвижно, переступает с ноги на ногу, и в результате этого получаются землетрясения. На нашей земле живет огромный медведь, являющийся земным хозяином всех промысловых зверей.



По чисто техническим причинам он изображен не на земле, а в правом нижнем углу "карты" 41.



Прямо под лосем, изображающим землю, расположен второй точно такой же лось 3.
Это загробный мир. На "карте" второй лось нарисован, опять же по чисто техническим причинам, несколько ниже и правее первого лося, к тому же в значительно уменьшенном по сравнению с ним виде. В загробном мире почти всегда темно; светло бывает только тогда, когда солнце, вращаясь вокруг земли, проходит сбоку от обоих лосей и своими косыми лучами ненадолго и неярко освещает спину нижнего лося. Загробный мир - это точная копия земли, вернее, как бы зеркальное и негативное ее отражение. Там все наоборот: старик, попадая в загробный мир, превращается в ребенка, ребенок - в старика, умный - в глупого, удачливый -- в неудачника, весельчак - в унылого скептика, целая вещь - в разбитую, сломанную или разорванную, хорошая вещь- в плохую, и наоборот. Следствием такого представления о загробном мире является то, что орочи, хороня покойника, кладут в гроб изорванную специально для этого одежду, разбитую посуду и поломанное охотничье снаряжение.



К крупу нижнего лося примыкает своим устьем река 4, ведущая в верхний заоблачный мир. Верховье реки упирается в отверстие 5 в некоей внутренней (малой) небесной сфере, ведущее в верхний мир.



Западнее нашего материка расположен еще один материк в виде дракона 6 с жалом, усами, ветвистыми рогами, восемью конечностями и восьмивершинным горным хребтом на спине. По словам шамана Савелия, это, "однако, Америка".



На восток от нашей земли лежит Сахалин 7 - рыба лососевой породы с семивершинным горным хребтом на спине, наполовину синяя, наполовину красная. Горные хребты на спинах дракона (Америки) и рыбы (Сахалина) на "карте" не изображены.



В верхнем мире, над нашей землей и севернее ее, находится лунная земля 8, изображенная на карте выше и правее лосей. В восточной части лунной земли расположены недалеко друг от друга два моря. Одно из них 9 - медвежье. В него впадает медвежья река 10, которая в свою очередь вытекает из озера 11. В это озеро в одном и том же месте впадает три небольших реки: 12, 13, 14. В районе верховьев этих рек расположено большое озеро 15 вытянутой формы. Восточнее имеется особое ледяное место, не отмеченное на "карте". Западнее (на "карте" выше и левее) - угольное место, залежь древесного угля 16. Второе из расположенных рядом морей - тигровое 17. В него впадает тигровая река 18 с несколькими притоками, в районе верховьев которых расположено большое озеро 19 вытянутой формы, такое же, как в медвежьей половине лунной земли. На восток от него также имеется угольное место 20. В западной части лунной земли между большими озерами находится сама луна, представляющая собою светящийся диск с равной ему по размеру почти непрозрачной крышкой. Крышка соединена с лунным диском осью, лежащей на окружностях обоих дисков. Лунный диск неподвижен, а диск-крышка все время медленно вращается на оси, результатом чего является непрерывная смена фаз луны. Луна на "карте" не нарисована.

На медвежьей половине лунной земли живет "старуха" (жена) хозяина медведей 21; на тигровой половине лунной земли живет "старуха" хозяина тигров 22. Речь о них будет ниже. Сами "хозяева" медведей и тигров представляются орочам в виде антропоморфных существ. Все живущие на нашей земле медведи и тигры - это их собаки.



Над нашей землей, южнее ее (на "карте" - выше и левее), находится солнечная земля 23, по которой протекает река 24 с большим количеством притоков. На солнечной земле живет солнечная девушка 25 с ослепительно светящимся лицом. Видимое нами солнце и есть ее лицо.



В северной стороне вселенной расположено холодное ледяное море 26, в котором живет его злой дух 27, мохнатое, однорукое, одноглазое антропоморфное существо с остроконечной головой.



Северо-восточнее Сахалина (на "карте" - ниже и правее) расположено небольшое проточное озеро 28, играющее большую роль в формировании душ шаманов. Подробнее о его назначении будет сказано далее. С севера в него впадает река 29.
Другая река вытекает из этого озера и соединяет его с моржовым морем 30.



Юго-западнее (левее и несколько выше) находится китовое море 31, хозяин которого изображен в его центре 32. Хозяин китового моря питается живущими в этом море человеко-рыбами 33. Выше 34 изображено море хозяина рыб, в котором рождаются все рыбы. Сам хозяин рыб представляет собою большого размера рыбу с человеческой головой. Это очень злое и опасное существо. На спине у него девять злых духов-помощников.
Северо-восточнее расположено море хозяина воды 35. В нем живут хозяин воды 36 и его "старуха" (жена) 37. Когда хозяин воды поймает рыбу лососевой породы, его жена чистит рыбу, и чешуя превращается в рыб. Рыбы направляются к берегам земли. Этим орочи и объясняют массовый ход лососевых (симы, кеты, горбуши).
Между морем хозяина воды и китовым морем находится еще одно небольшое море 38, служащее загробным миром для утопленников.



Прямо над землей (на "карте" - в самом верху) имеется особое обезьянье небо. В нем живут необыкновенно злые крылатые обезьяны 39 - духи черной оспы. На уровне лунной и солнечной земель расположен целый ряд созвездий.



На "карте" ниже и чуть правее лунной земли изображена Большая Медведица, но как созвездие из четырех звезд 40. Это шкура огромного медведя, такого же, как нарисованный в правом нижнем углу "карты", убитого верховным небесным божеством - творцом вселенной, по имени Хадау, о котором речь впереди. Шкура эта распялена для просушки на четырех кольях.

У орочей существует и другое толкование "Большой Медведицы", включающее в это созвездие все восемь звезд. Согласно второму толкованию, это амбар на четырех сваях, в который забрался медведь. От тяжести медведя одна свая амбара покосилась. К амбару подкрадываются три охотника: старший брат, младший брат с собакой и посторонний человек.



Левее лунной земли изображено какое-то созвездие, состоящее из десяти звезд, расположенных неправильным овалом 42. Еще левее - созвездие Орион 43, затем Плеяды - созвездие из семи звезд, называемое орочами "Семь девушек" 44. Это орочские девушки, взятые на небо тем же Хадау. Одиночная звезда 45, расположенная еще левее, - повидимому, Венера. На самом краю этой цепи созвездий изображена еще раз "Большая Медведица", включающая в себя все восемь звезд. Впрочем, не исключена возможность, что первыми четырьмя звездами здесь изображена не "Большая Медведица", а какое-то другое созвездие.

Вся "вселенная" заключена в сферическую оболочку (небесную сферу), которая изображена на "карте" двумя параллельными линиями, опоясывающими "вселенную". Внутренняя поверхность этой сферы твердая, голубого цвета. Это видимое нами небо. Наружная поверхность сферы мягкая, как вата. Она называется "крышкой неба". Над самой землей в этой сфере есть небольшое круглое небесное отверстие 46. Мы его видим: это Полярная звезда.



На юг от нашей земли имеется еще одно отверстие в небесной сфере, 47, которое называется "небесным ртом". Это два расположенных друг против друга ряда остроконечных скал по девять в каждом" ряду. Оба ряда находятся в непрерывном движении по горизонтали вправо и влево, но в разных направлениях, примерно так же, как движутся "ножи" в машинке для стрижки волос.
На наружной поверхности земной сферы, недалеко от "небесного рта", растет железное дерево 48 с тремя ветвями (на "карте" оно по случайным обстоятельствам изображено вверх ногами). Это дерево мифической железной птицы "кори" 49, которая изображена рядом. Нос ее представляет собою пешню, концы крыльев - сабли, хвост - копье на медведя.

Описание странствований душ умерших

Как только человек умрет, душа его, по представлениям орочей, отправляется в загробный мир "буни". Следует отметить, что, в отличие от всех соседних и родственных народностей, орочи считают, что душа умершего отправляется в загробный мир не в сопровождении шамана, а одна.



Начало ее пути отмечено на "карте" цифрой 50.
Вскоре она доходит до ответвляющейся вправо от прямой дороги тропинки 51, ведущей в загробный мир для душ собак. Если это душа легкомысленного человека, то она из пустого любопытства свернет на эту тропинку и услышит лай собак. Любопытство приведет ее в конце концов в собачий загробный мир. Там собачьи души начинают щекотать ее, играть с нею. Вернуться оттуда душа человека не может. Это вторая причина, приводящая, по мнению орочей, к сокращению их количества. Душа же человека положительного с прямого пути не сворачивает и проходит мимо этого ответвления. Через три дня она встречает на своем пути столик 52 с приготовленной для нее пищей. Пообедав, душа продолжает свой путь. Через сутки она добирается до конусообразного корьевого балагана 53, переночевав в котором, отправляется дальше. К концу следующих суток душа приходит на высокую скалу с вертикально направленным сквозным отверстием 54.

Здесь душа теряет сознание и через отверстие падает на землю загробного мира 3. Очутившись в "буни", душа приходит в сознание. Пять поколений живет здесь душа умершего. После этого она отправляется вверх по реке 4 в заоблачный мир. Сначала она идет в виде железного старика 55 с посошком, затем превращается последовательно в железную стрелу 56, в железную утку 57 и, наконец, в самом верховье реки - в железного червяка 58. В таком виде она проскальзывает через отверстие во внутренней небесной сфере 5 и продолжает свой путь железной бабочкой 59. Бабочка эта летит по "дороге угольного места" на лунную землю 8. Еще не долетев до лунной земли, она решает, к которой из двух живущих на лунной земле старух ей направиться.



Прилетев на лунную землю, она по одной из двух рек направляется к "медвежьей" или к "тигровой" старухе. Некоторое время душа живет в районе верховьев одной из рек, а потом поступает в распоряжение той или иной старухи. Старуха выкармливает душу древесным углем, который она берет из угольного места 16 или 20. После этого душа принимает вид гриба-дождевика 60 или 61, и старуха сбрасывает ее с лунной земли. Душа падает на нашу землю, попадает в какую-нибудь женщину, и в результате этого родится новый человек. Если в прежней земной жизни это была душа мужчины, то теперь родится девочка, и наоборот. Всякого рода родимые пятна на теле человека рассматриваются орочами как следы ушибов, порезов и других повреждений того человека, которому ранее принадлежала его душа. Их они считают одним из наиболее убедительных свидетельств реальности переселения душ.



Иначе складывается судьба души утонувшего человека. Ее похождения изображены на участке "карты", расположенном между нашим материком (лосем) и Сахалином (рыбой). Фигура 62 изображает будущего утопленника. Линия, на которой он стоит, обозначает поверхность воды. Номером 63 обозначены ритуальные заструженные палочки, известные в этнографической литературе под айнским названием "инау"). В данном случае ими отмечено место, где утонул человек. Линия, идущая вниз от этого места, а затем поворачивающая налево, - река подводного мира.
По ней на маленькой дощатой оморочке (маленькой плоскодонной лодочке с двулопастным веслом) разъезжает злой дух хозяина воды 64 и охотится за душами утопленников. Обнаружив душу утопленника 65, он ловит ее острогой и везет к хозяевах воды. Выше оморочки этого злого духа на "карте" изображены для создания обстановки два представителя морской фауны.
Получив душу утопленника, хозяева воды отправляют ее в загробный мир для утопленников 38, на излечение. После излечения душа утопленника поселяется навсегда в море хозяина воды 35. Вернуться на землю она уже не может. В этом орочи видят еще одну, третью, причину сокращения их численности. Впрочем, если шаман начнет камлать над утопленником до того, как его душа будет поймана злым духом хозяина воды, не исключена возможность возвращения души на землю, и тогда утопленник может прийти в себя, или, когда это уже невозможно, душа его, проделав тот же путь и те же трансформации, что и душа обычного покойника, приобретает способность к дальнейшему перевоплощению.

Животные, по представлениям орочей, также имеют душу, и души их тоже обладают способностью переселяться. Все души так или иначе погибших животных попадают на ту половину лунной земли, которой владеет хозяин тигров. Каждую осень хозяин тигров сбрасывает на нашу землю большее или меньшее количество душ животных.

Чрезвычайно интересны представления орочей о формировании и путешествиях душ шаманов.



Души шаманов создаются верховным небесным божеством Хадау, имеющим облик седобородого старца 66. На "карте" изображено, как Хадау выковывает из железа душу шамана 67 на наковальне, имеющей вид безрогого лося 68. Ему помогает его дух-помощник ("бучу") 69, раздувающий меха 70. Фиг. 71, представляющая собою две сходящиеся под прямым углом жирные линии, обозначает место для угля. Горном служит железная жаба 72. "Бучу" надувает ее через задний проход мехами, и изо рта ее вырывается пламя. Вместе с душой для каждого шамана Хадау выковывает его ритуальные атрибуты: бубен с колотушкой 73, шаманскую юбку 74, пояс с побрякушками 75, а также и духов-помощников. Последние изображены как начатые, но не выкованные до конца. Здесь мы видим начатые изготовлением фигурки 76: собаки, рыбы, утки и змеи-гадюки.

Когда душа шамана со всем необходимым для нее изготовлена, она поступает в распоряжение жены Хадау 78, которая кладет ее в каменную люльку 77, подвешенную на двух железных змеях. Выняньчив душу шамана, она превращает ее в рыбу 79 и выпускает в реку 29, берущую свое начало от самой каменной люльки. По этой реке душа шамана спускается в озеро 28, где ее ждет целый ряд испытаний. В виде рыбы душа шамана плывет у западного берега озера. Там ее подкарауливает злой дух 80 с острогой. Если душа шамана увернется и проплывет мимо, то дальше она встретит каменный помост 81, по которому взад-вперед бегает собака 82. Она тоже подкарауливает душу шамана и пытается ее поймать. Душа шамана вынуждена повернуть обратно и попробовать проплыть у восточного берега. Но и здесь ее ждет испытание. У самого устья реки она встречает заездок 83. Около заездка стоит еще один злой дух с каменным молотком 84, которым он глушит рыбу-душу шамана. Затем он несет ее в свой балаган 85, приводит в чувство и уговаривает отведать человечьего мяса. Если ему это удается, то шаман, в которого впоследствии вселится эта душа, будет питаться душами людей и грызть покойников. Такую душу шамана злой дух выпускает в озеро. Если же душа шамана не поддастся уговорам злого духа, то он сам пытается ее съесть. Однако ловким и сообразительным душам удается вырваться и убежать в озеро. Проплыв между девятью подводными камнями 86, душа выбирается из этого опасного озера и плывет по реке, соединяющей его с моржовым морем 30. Плывет она опять в виде рыбы 87

У устья этой реки душу шамана ждет последнее и самое опасное испытание. Здесь ее поджидает сам Хадау 88 с гарпуном, ремень которого держат девять духов с остроконечными головами 89 и девять духов с круглыми головами 90. Хадау без промаха попадает гарпуном в каждую рыбу, и если это слабая душа, то убивает ее, если же душа достаточно сильна, то она плывет дальше с наконечником гарпуна в спине и увлекает за собою всех восемнадцать духов, держащихся за ремень. Впоследствии они становятся его ближайшими духами-помощниками.

В моржовом море душа шамана приобретает человеческий облик. Хадау снабжает ее самоходной лодкой. Душа шамана садится в середину лодки, в носу и на корме садится по одному духу-помощнику, а остальные садятся в кормовой половине лодки и держат душу шамана за пояс, в который превращается ремень гарпуна.



На лодке душа шамана плывет по моржовому 30, затем по китовому 31 морю, проплывает мимо моря хозяина рыб 34 и подплывает 91 к берегам нашего материка, где и происходит вселение ее в того или иного человека с тем, чтобы превратить его в шамана-профессионала.

Последнее, о чем можно рассказать в связи с описанной "картой", - это "маршрут космических путешествий" душ профессиональных шаманов.;; "Путешествия" эти совершаются в момент камлания. Дикой пляской, сопровождаемой пением и сильными ритмичными ударами в бубен, шаман приводит себя в состояние транса. В изнеможении садится он на земляной пол балагана и, уже слабо ударяя в бубен, упавшим голосом продолжает петь. В этот момент "душа покидает его и отправляется в далекий и трудный путь". В своей песне шаман рассказывает притихшим слушателям, где пролетает его душа и что она видит.

Чаще всего мотивом такого путешествия служит желание предсказать, что произойдет на земле в ближайшем будущем: много ли будет промыслового зверя зимой, каким будет ход лососевых летом и осенью, будет ли наводнение, какова будет глубина снега и т.п. Реже - необходимость обратиться с той или иной просьбой к могущественным духам, населяющим небесный мир. Иногда такие путешествия "совершаются" шаманами только для того, чтобы продемонстрировать перед окружающими свои возможности и тем самым поддержать и укрепить свою репутацию.



Чаще всего шаманы, вернее их души, путешествуют на лунную землю. Между нашей и лунной землями есть три расположенных одно над другим облака: 92, 93, 94. От земли до первого облака душа шамана летит в виде стрижа 95, от первого до второго облака - в виде летучей мыши 96, от второго до третьего облака - в виде стрекозы 97, затем она превращается в паука 98 и поднимается по паутине, спускающейся с лунной земли, и, наконец, около самой цели своего путешествия она становится кузнечиком 99 и одним прыжком вспрыгивает на лунную землю.

В малоснежные зимы, когда охотникам трудно догонять зверя, шаман отправляется на лунную землю за снегом. Поднявшись на нее описанных выше способом, он идет на северо-восточную оконечность лунной земли, где имеется упоминавшееся ранее ледяное место. Шаман берет там кусочек льда размером хотя бы со спичечную коробку и бросает его на нашу землю. Ударяясь поочередно о три облака, этот кусочек постепенно все больше и больше размельчается и, превращаясь в снег, падает на нашу землю. Обратный путь шаман проделывает с теми же превращениями, что и в пути на луну.

Шаманы могут совершать путешествия и на солнечную землю, но делают это значительно реже, так как ничто, кроме жажды подвига, не влечет их туда. Путешествие это сопряжено с большой опасностью. Каждому будет стоить большого труда удержаться от взгляда на живущую там девушку, а одного лишь, даже самого мгновенного, взгляда на ее сверкающее лицо достаточно для того, чтобы ослепнуть. К ней нельзя даже подходить ближе определенного расстояния - можно сгореть. Попасть на солнечную землю прямо с нашей земли нельзя. Для этого шаман должен сначала побывать на лунной земле, от которой идет единственная дорога к солнцу.



Начинает свой путь душа шамана на пегасе (крылатой лошади) 100, затем на клубке ниток 101, на крылатом тряпичном мяче 102 пролетает среди созвездий, потом пересаживается на птицу 103, а к самой солнечной земле подлетает в железной лодке с крыльями 104. С солнечной земли шаман спускается на нашу землю в крылатом железном гробу с девятью поперечными скрепами 105. Перед самой землей гроб исчезает, и душа шамана 106, спустившись на землю, возвращается к своему хозяину.

Еще более трудным и опасным подвигом, таким, на который могут решиться только шаманы наивысшей квалификации, считается путешествие за пределы нашей вселенной. Этот дальний путь душа шамана начинает в виде совы 107. Так она долетает до начала подводной реки, о которой рассказывалось выше, и, превратившись в нерпу 108, плывет по этой реке на юг.



Через море 35 она плывет камбалой 109, через 38 плывет морской рыбой 110 другой породы. Попав в китовое море 3, она превращается в ежа, для того чтобы ее не проглотил кит, затем, по выходе из этого моря, она опять превращается в рыбу 112 и плывет к отверстию в большой небесной сфере 47. Здесь душу шамана ждет едва ли не самое трудное испытание. Она должна проявить совершенно невероятную ловкость и проскочить в одну из щелей, образующихся лишь на одно мгновение между движущимися скалами. Это не менее трудное испытание, чем то, которому Одиссей подвергался в проливе между Сциллой и Харибдой <...>.
После столь трудного испытания душа шамана в образе птицы садится на дерево 48, принадлежащее "кори", причем более сильные и квалифицированные шаманы садятся на верхней ветке, шаманы послабее - на второй ветке, а еще более слабые - на нижней. Здесь подвергается испытанию выносливость шамана. Если он устал, то ему не устоять против одолевающего его сна, а заснув, он сваливается с дерева, увязает в топкой внешней поверхности небесной сферы и погибает. Сильный шаман не спит и после отдыха продолжает свой путь <...> и спускается на лунную землю, по пути на которую он должен еще раз продемонстрировать свою ловкость, увертываясь от нападающих на него злых духов в облике крылатых обезьян 39. С лунной земли душа шамана обычным порядком спускается на нашу землю.

Орочи говорили, что раньше были такие сильные шаманы, которые могли спускаться в загробный мир, причем возвращались они оттуда не непосредственно, а через лунную землю. От них орочи и узнали об устройстве загробного мира. Теперь таких сильных шаманов не бывает>>.

(с) При подготовке сего поста испоьзован фрагмент статьи В. А. Аврорина и И. Н. Козьминского "Представления орочей о вселенной, о переселении душ и путешествиях шаманов, изображенные на ``карте''" (Сборник музея антропологии и этнографии.Т.11. М.-Л., 1949)

https://ru-shamanism.livejournal.com/357852.html


Метки:  

Без заголовка

Вторник, 22 Марта 2016 г. 13:10 + в цитатник
Уважаемые участники соо, посоветуйте, пожалуйста, что можно почитать о:

1. шаманах, шаманках, знахарях/ках, травниках/цах на территории России/СССР в 17-21 веках - их жизни, работе, взглядах на мир?
Интересуют либо рассказы от первого лица, либо этнографические исследования/заметки о путешествиях, но, желательно, включающие в себя интервью. Можно и художественную литературу, но основанную на реальности, а не фантазиях автора.
Не интересуют - описания с позиции церкви ("всё бесовщина"), либо "научного атеизма" ("опиум"/"неразвитое мышление"), варианты "неоязычества"/"неошаманизма", фэнтези и фантазии.

2. Верования и традиции деревень в разных частях России - Карелия, Сибирь, Алтай, Урал, Якутия, Байкал, Бурятия, Калмыкия. .

3. Материалы о поклонении Солнцу на территории России (также без "нео"-культов)

https://ru-shamanism.livejournal.com/357390.html


Метки:  

Костюм шамана

Понедельник, 06 Апреля 2015 г. 11:07 + в цитатник

Метки:  

Тайлган у Пяти пальцев

Вторник, 14 Октября 2014 г. 23:12 + в цитатник
Оригинал взят у fregat_vt в Тайлган у Пяти пальцев
Обещанный обзор тайлгана на "Пяти пальцах". Прилагается небольшой фотоотчёт. Как-нибудь позже выложу ещё фотки плюс видеоролики, сейчас попросту голова от недосыпа не работает.



Божья длань

14 июня в Мухоршибирском районе близ села Галтай прошел шаманский молебен-тайлган: ежегодный обряд поклонения божеству Дошхон-Долге — хозяину скалы Табан хурган. (В переводе с бурятского – "пять пальцев"). Это останец на вершине холма в тугнуйской степи, имеющий вид направленной в небо растопыренной ладони. По преданию, он появился как символ раскаяния меркитов — кочевого племени, жившего в Тугнуйской долине.

- Меркиты оскорбили Вечно Синее Небо, причинив зло его сыну Чингисхану — рассказывает Баир Цырендоржиев, глава шаманского общества "Тэнгэри" — На племя обрушились бедствия, и они воззвали к небесам с раскаянием. В знак, что их услышали, с неба спустилась скала в виде вытянутой руки. С тех пор эта пятерня возвышается здесь, символизируя мольбу к небесам о прощении.



По другой версии, скала не спустилась с неба, а вытянулась из земли как рука шаманского божества. Материалисты не верят в мистическое происхождение останца, считая, что он образовался от тектонических процессов и был обточен эрозией. Но надо сказать, что точно такая же пятерня, только левой руки, имеется в Монголии.



Ныне "Пять пальцев" - один из памятников природы Бурятии, и считается сакральным местом. Поверье гласит, что скала приносит богатство паломникам, также после посещения у бездетных появляются дети. Считается, что для этого нужно коснуться каменной длани.



До 1930-х "Пять пальцев" были местом шаманского поклонения. После гонений на религию традиция прервалась. Пока в середине 2000-х шаманы Бурятии не наведались к Пяти пальцам вновь, чтоб испросить у хозяина местности разрешения возобновить ритуалы. С тех пор Тайлган у Пяти пальцев проводится каждую середину июня, хотя без привязки к конкретной дате. Это уже десятый по счёту.



Тайлган ежегодно собирает множество людей — как шаманов, так и простых верующих, что хотят получить благословение и удачу. Причём, среди приехавших можно видеть много русских лиц. На самом деле это неудивительно, учитывая, что те же семейские переняли от бурят и эвенков много шаманистских традиций, хотя христианство и рассматривает их как грех. В этот раз посетителей также было много: уже издали бросались в глаза многочисленные автомобили, окружившие место молебна. Многочисленных гостей, прибывших получить от богов удачи, не смутило ни труднодоступность места, ни дождь с холодным ветром.



Обряд

Ритуал разделялся на несколько частей. Первый этап - "оживление подношения". Вначале на склоне холма соорудили священную рощу из срубленных молодых берёз. Деревья украсили желто-красными и бело-синими ленточками, символизирующими золото и серебро. Рядом положили шкуру зарезанного жертвенного барана. Кстати, считается, что зарезанный на тайлгане баран переродится человеком.



Ниже оборудовали площадку для ритуала, оградив её рядами столиков с жертвенной пищей и стойками для ритуальных принадлежностей. Шаманы надели головные уборы с бахромой, закрывающей лицо, плащи из цветных лент с орнаментами. Началось призывание духов предков. У многих шаманов были тетради с текстами молитв, на столах зажигали свечи — духи слетаются только на живой огонь. Зачитав молитвы, шаманы поднялись к жертвенной роще и сделали обход по кругу.



Затем начался призыв "тринадцати нойонов" — божеств, покровительствующих Забайкалью. Их предводитель — Буха-Нойон — по преданию один из тридцати трёх багатуров Гэсэра. Призывали и родовых духов-хранителей. Ритмично били бубны, размеренно звучали слова молитв на бурятском языке. Потрясая молитвенными колокольчиками и посохами-"бардыками", шаманы вгоняли себя в мистический транс, во время которого в их тела вселялись духи предков и божества. Было жутко видеть, как человек вдруг начинал неистово содрогаться, издавая гортанное рычание, затем вскакивал и подпрыгивая, что-то гневно вещал на незнакомом языке.



Обряд продолжался. Вновь обильно брызгали молоком и чаем, разбрасывали дары, читали молитвы. Затем началось призвание самого Дошхон-долге, хозяина местности. Шаман в рогатом головном уборе, чьё тело стало вместилищем Хозяина Пяти пальцев, гневно рыча, обходил по кругу, благословляя склонившихся прихожан лёгким ударом ритуального посоха. Те наперебой спешили приблизиться нему, протягивая хадаки. Обойдя круг, шаман обессилено сел, божество оставило его тело. К нему тут же поспешили остальные шаманы, помогая снять облачение.



Затем шаманы снова поднялись к священной роще, и взяв берёзы в руки, понесли их вниз к столпившимся зрителям. Склонившиеся люди вновь толкались, стараясь быть ближе, чтоб шаман коснулся их голов корням берёзы. Это означало получить благословление. Обнеся берёзы по кругу, их возложили на ритуальный костёр выше по склону, там же сожгли собранные хадаки.



Последней частью обряда было поклонение шести сторонам света: северу и югу, востоку и западу, земле и небу. Потом собравшиеся поднялись вверх по склону, чтоб брызгать по кругу водку и молоко, разбрасывать дары. А в небесах над холмом кружился степной орёл — по словам шаманов, он каждый раз прилетает во время обряда, его присутствие — добрая примета.



В заключение паломники поднялись на вершину холма, чтоб коснуться Пяти пальцев и обойти по кругу, испрашивая богатства. Считается, что для этого нужно коснуться скалы банкнотой или кошельком.



Немного о шаманизме в Бурятии

На Тайлган съехались шаманы общества "Тэнгэри" - как из Бурятии, так и шаманы Иркутска и Читы. Их было человек двадцать, а то и тридцать: как мужчины, так и женщины, среди которых были и совсем молоденькие девушки. По словам Оксаны Ким, пресс-секретаря общества "Тэнгэри", возрастной состав шаманов последнее время сильно омолаживается.



Стать шаманом может не каждый – нужно иметь предков, обладающих чудотворными способностями. Толчком, побуждающим человека изменить жизнь, служит "шаманская болезнь" - внезапные неудачи и проблемы со здоровьем, сопровождающиеся странными видениями. Это значит, что духи предков требуют встать на шаманскую стезю. После этого нужно пройти сложные обряды посвящения, после которых человек становится шаманом и всецело посвящает себя мистической деятельности.



Есть строгие запреты. Шаман не должен устанавливать тарифы за ту или иную помощь, другое дело, когда обряд сам по себе требует материальных затрат. Он не смеет употреблять алкоголь, лгать, красть и творить прочее зло. Не должен шаман быть и безучастным наблюдателем к жизни людей вокруг, всегда нужно помогать.



С буддизмом в Бурятии шаманизм традиционно уживался мирно, даже как бы дополняя его. К слову, шаманские ритуальные практики очень похожи на многие обряды буддизма. Есть много сходства и с реконструированными ритуалами славян-родноверов. Мирно шаманизм уживался в Бурятии и с православием. Сам шаманизм терпимо относится к другим вероучениям, даже тем, которые рассматривают его как греховную практику.



- Неважно, какой ты веры — говорит шаман Борис Дашицыренов — Главное твой внутренний мир, твои помыслы. Ты не должен причинять зла.



В заключение можно заметить, что бурятская земля имеет очень богатое и разнообразное духовное наследие. Шаманизм, буддизм, старообрядческое православие. Грустно, что в Бурятия всё больше проникают деструктивные, а то и экстремистские секты. Поэтому следует сохранять и развивать старые традиции.


























































































































https://ru-shamanism.livejournal.com/356800.html


И.М.Суслов и шаманы: к истории полевых исследований религии эвенков в 1926—1927 гг.

Среда, 08 Октября 2014 г. 11:31 + в цитатник
Originally posted by galushko at И.М.Суслов и шаманы: к истории полевых исследований религии эвенков в 1926—1927 гг.
Новая публикация в "Сибирской Заимке".

Клиценко Ю.В.
И.М.Суслов и шаманы: к истории полевых исследований религии эвенков в 1926—1927 гг.
В 1926 году председатель Красноярского комитета содействия народам Севера Иннокентий Михайлович Суслов принял участие в экспедиции в Эвенкию. Он был командирован для организации собраний на Стрелке Чуни, в Байките и Полигусе с целью создания новых органов власти.

https://ru-shamanism.livejournal.com/356364.html


Шаманский семинар-практикум «Отжиг связей». Знакомство с рунескриптами. Октябрь. Минск.

Пятница, 19 Сентября 2014 г. 02:19 + в цитатник
Жизнь каждого из нас наполнена разными событиями, эмоциями, людьми, которые оставляют в нашей душе отголоски не только радости, но и печали. В своем личностном развитии мы стремимся доводить каждую ситуацию до логического завершения и получать опыт для успешного движения вперед в материальной и духовной реальности. Однако порой сложно до конца освободиться из паутины, казалось бы, ненужных тонких связей, эмоций, иллюзий. Мы продолжаем тянуть весь этот багаж через всю жизнь, постоянно задаваясь вопросами "почему у меня не получается достичь желаемого?", "почему у меня нет поддержки Вселенной?"…
На семинаре "Отжиг связей" у вас будет уникальная возможность:
- познакомиться с происхождением и значением рун, методами взаимодействия с ними и принципами составления рунескриптов
- пройти практику по отжигу отработанных связей, проблем, привязок, негатива
- научиться создавать картины своих желаний и пути к их реализации
Преподаватель
Дмитрий Дагас – шаман Северной магической традиции с 15-летним опытом в рунической магии и шаманских психопрактиках. Профессиональный художник, победитель международных фестивалей и конкурсов, автор нескольких программ по арт-терапии. http://vk.com/art_dagas
Программа семинара:

1. Знакомство с Северной традицией, рунами и руническими формулами прошлого.
2. Практика отжига и очистки от ненужных, отработанных связей, привязок, наведений, негатива.
3. Практика создания картины желаний, фиксация энергетики новых позитивных начинаний.

У вас также будет возможность получить прогнозы интересующих вас ситуаций на рунах, приобрести или заказать амулеты/талисманы с индивидуальным включением и обучением взаимодействию с ними.
Стоимость семинара – 40 евро. Дата проведения – 12 октября с 12.00 до 18.00. Количество мест строго ограничено, предварительная запись и предоплата обязательна. За дополнительной информацией обращайтесь в личку, по тел. +375291127107

rune_divination

https://ru-shamanism.livejournal.com/356131.html



Поиск сообщений в lj_ru_shamanism
Страницы: [2] 1 Календарь