-Поиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
Поиск сообщений в lj_pravoslav_ru

 -Подписка по e-mail

 
Получать сообщения дневника на почту.

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Дата регистрации: 06.09.2006
Записей в дневнике: 252
Комментариев в дневнике: 4
Написано сообщений: 4
Популярные отчеты:
кто смотрел дневник по каким фразам приходят
Православие_ру - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://community.livejournal.com/pravoslav_ru/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://pravoslav-ru.livejournal.com/data/rss??ac108cb0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Под знаком затмения

Понедельник, 23 Марта 2015 г. 04:11 + в цитатник
В пятницу было солнечное затмение на Соловках



С утра погода радовала ясным небом и солнцем. В Ботаническом саду (Макарьевской пустыни), который защищен от сильных ветров, это создавало впечатление весны, которая идет полным ходом и уже скоро, вот-вот... (ну, вы меня понимаете)))












Но ближе к обеду небо затянуло, все посерело, краски как будто выцвели, пошла сильная метель, началось солнечное затмение...













А через пару часов, когда завершилось затмение, небо прояснилось, жизнь снова вернулась на круги своя и заиграла прежними красками

(фотография сделана через пару часов с той же точки)

И напоследок несколько минут видео затмения солнца

http://pravoslav-ru.livejournal.com/5326022.html


Северное сияние на Соловках

Воскресенье, 22 Марта 2015 г. 13:14 + в цитатник
Несколько дней назад на Соловках (да и не только) было достаточно яркое северное (или как его еще называют, полярное) сияние (хотя на моей памяти были и лучше))))). Я не поленился и сделал несколько фотографий. Конечно, я не очень хороший фотограф, но решил выложить эти фотографии





















http://pravoslav-ru.livejournal.com/5325757.html


Святитель Лука Крымский

Суббота, 21 Марта 2015 г. 01:51 + в цитатник


18 марта - в день воссоединения Крыма с Россией - Православная Церковь отмечает обретение мощей святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, великого святого и чудотворца!
Думать, что выпадение этих событий на один день какая-то "случайность", просто невозможно: это - удивительное промыслительное совпадение!
И было бы правильно, чтобы ежегодное празднование дня возвращения Крыма сопровождалось благодарственными молебнами святителю Луке и у его мощей в Свято-Троицком соборе Симферополя, и по всему Крыму и России!

Тропарь святителю Луке:
Возвестителю пути спасительного, / исповедниче и архипастырю Крымския земли, / истинный хранителю отеческих преданий, / столпе непоколебимый, Православия наставниче, / врачу богомудрый, святителю Луко, / Христа Спаса непрестанно моли / веру непоколебиму православным даровати / и спасение, и велию милость.


Фильм "Святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский" (ТК Глас),
с комментариями замечательного крымского священника отца Николая Доненко

http://pravoslav-ru.livejournal.com/5325193.html


О христианском кино

Четверг, 19 Марта 2015 г. 04:05 + в цитатник
Что мы вправе понимать под этим термином? Какие фильмы можно назвать христианскими?
Во-первых, не стоит относить сюда просто экранизацию христианских по духу произведений. Скажем, классическую экранизацию "Братьев Карамазовых" Пырьева... Фильм должен быть оригинален по замыслу. И вообще кино про монахов, старцев, батюшек, приходскую жизнь, будущих патрирахов, святых – это не обязательно христианское кино. Это именно экраницазия тех или иных историй, которая может даже затемнять их духовное содержание. Или, скажем, создание героического, даже романтического образа того же монашества. Монашество этого достойно, но это кино именно про монашество, как может быть кино про моряков, железнодорожниов, солдат...
Вот фильм "Остров"... Он был подвергнут уничижительной критике, не в последнюю очередь со стороны православных, а лично мне он понравился. Я смотрел его в плохом настроении, но, не смотря на это, не мог удержаться от смеха, и порой чуть ли не гомерического хохота. Это тот вид тонкого, немного абсурдистского в своей тональности юмора, до которого лично я большой охотник. Смешных без вульгарности фильмов не так уж много, а "Остров" в этом смысле большая удача. Поэтому он не оставляет ощущения нудного наставления, некоего "благочестивого" внушения, религиозного лубка, – по крайней мере, у меня. Он скорее оставляет ощущение какого-то светлого карнавала – и с голенищами архиерейских сапог, и с гробом-буфетом. Все это, конечно, благодаря обаянию о. Анатолия, его "проказам", а также милой забавности оо. Иова и Филарета. Но я заметил, что на фильм ссылаются как на авторитетный источник, как на эталон, как на показ нормы. То есть принимают его всерьез... Это уже никуда не годиться. Ибо тут сразу возникают вопросы. Какое дело монаху до сапог настоятеля? Не разу не читал, чтобы в монастырях практиковались такие фокусы. И нормально ли, что спустя многие годы подвижник, принесший покаяние за давний поступок, не успокаивается? Не есть ли это что-то слишком в духе романтических баллад Жуковского? Выходит, это кино про монахов, кино забавное, но христианское ли в строгом смысле?
Во-вторых, может быть, это кино и не обязательно должно быть создано христианами. У Чехова очень много христианского, но он был атеист, хотя и не кичился своим атеизмом, а говорил о нем скорее с сожалением. Христианские интуиции даже могут просачиваться в кино случайно, на любом этапе – работа над сценарием, трактовка сюжета режиссером, или через образ, созданый актерским гением.
Для меня христианское кино – это выраженное средствами кинематографа христианское отношение к жизни и смерти, к человеку, к религии. Нежное, конечно, и понимающее, и реалистичное, отношение к человеку, и очень специфическое – к религии.
Мне на ум приходят пока следующие примеры, которые я мог бы отнести к христианскому кино:
1. Чудо святого Януария. Италия. Реж. Дино Ризи.
2. Мы не ангелы. США.
3. Калина красная. СССР. Реж. Василий Шукшин
4. Постельные сцены. РФ. Реж. Кирилл Серебряников.
А у вас какие предложения?

http://pravoslav-ru.livejournal.com/5325041.html


Православная стенгазета № 11 (273)

Суббота, 14 Марта 2015 г. 00:39 + в цитатник

Мэр Архангельска поддержал инициативу по переименованию Профсоюзной площади в Соборную

Пятница, 13 Марта 2015 г. 19:08 + в цитатник

Кольцо власти и право на фантазию

Пятница, 13 Марта 2015 г. 19:08 + в цитатник
medieval_world


- В этом мире нет Бога,- заявил как-то мой сын десяти лет, когда мы смотрели фильм "Властелин колец".
- Разве такое может быть?- спросил я, заинтересовавшись.
- Нет, я в Бога верю, просто Средиземье - это именно такой мир, где Бога нет, и такое вполне может быть, - сказал он невозмутимо. И, явно считая тему исчерпанной, добавил: - Это просто такой мир...

Куколка кузнечика

Ребенок, конечно, не стал бы просто так пускаться в рискованные феноменологические спекуляции, если бы я сам во время просмотра фильма не обратил его внимание на то, что герои эпопеи никогда не молятся, - хотя там бывает очень страшно, и герои сталкиваются именно с мистическими явлениями, с метафизическим злом. В атмосфере леденящего ужаса, в минуты смертельной опасности никто из них не обращается к Творцу их вселенной. Отсюда невольный вывод, что молиться в их мире бесполезно. Они мужественно переносят трудности, преодолевают в себе малодушие, превозмогают соблазны, самозабвенно идут на почти верную смерть, и все это в пределах возможностей этого дольнего мира. В борьбе добра и зла все как-то обходится без Бога... И зло в конечном итоге оказывается побеждено: опыт и ум Гендальфа, смелость Арагорна, утонченные магические технологии эльфов, природная стойкость хоббитов, политическая солидарность людей и просто ряд удачных нестандартных решений, да еще изрядная доля везения, позволили, улучив момент, нанести смертельный удар злу.
Да, таким создал свой мир набожный римо-католик Джон Рональд Руэл Толкин. Правда, писатель очень хотел, чтобы одновременно с "Властелином колец" свет увидел "Сильмариллион" - своего рода космогонический пролог к его эпосу, в котором говориться о Творце мира, но в образе Илуватара (Отец Всего на эльфийском), не смотря на архаический антропоморфизм этого образа, подчеркнута надмирность, трансцендентность Творца, - недаром Ему также дан эпитет Эру, переводимый на английский как Who Is Alone. Его забота о мире проявляется через создание иерархии чинов, тонких могущественных тварей, ангелов или логосов, которые и являются носителями и источниками добра в материальном мире и отчасти соучастниками творения. Этот мир держится на магии, отсюда вполне законный вердикт, - "мир без Бога", и в такой мир, благодаря силе искусства, легко поверить... Здесь мы оказываемся в стародавней, еще средневековой, схоластической ловушке: разве не может всемогущий Бог создать мир, где Его не будет? В псалме сказано: "Аще сниду во ад, Ты тамо еси". И в то же время Бог смирен: создает роскошные и удивительные миры и никому в этих мирах не навязывается; обладая абсолютной властью, никогда ее не применяет, а чаще в непостижимом Своем Промысле подстраивается под своеволие твари. У Хармса в одном стихотворении есть замечательный, и, конечно, "абсурдистский", как и положено у Хармса, образ: Бог сидит себе тихонечко в кустах и нянчит куколку кузнечика, пока кругом бурлит жизнь, или, скажем так, пока где-то в Средиземьи происходит борьба добра и зла... Но что это за добро, если оно само по себе, отдельно от Бога, и помимо Его? Чем вообще белая магая отличается от черной, если даже принять такое разделение? Строго говоря, если добро рассматривать не на уровне субъективных переживаний человека, но технически, функционально, научно, то добро - это воля Божья, и никакого добра отдельно от Бога нет. Язычник мог бы верить в такую особую субстанцию, как добро, но никак не христианин. Поэтому Фродо и его друзья - добродетельные язычники, носители "блестящих пороков" по выражению Августина.

География и геополитика

Толкина, вероятно, можно назвать родоначальником особого жанра массовой культуры: батально-метафизического, который описывает битву добра и зла как приключение, как авантюрную драму. Известна курьезная докладная записка Джоанны Райт, советника по культуре губернатора Аризоны, обвиняющая книгу Толкина в неполиткорректности, что его мир, проще говоря, слишком уж черно-белый, что это, буквально, - "пропаганда фанатизма в его наиболее грубых и отвратительных формах"... Вообще обвинений писателю предъявлено достаточно много, и эти обвинения сами по себе тоже интересны, в чем-то они справедливы, а в чем-то нет, и нам особенно интересна рецепция, так сказать, Толкина в России...
Ведь его эпопея - это все-таки не только авантюрная интрига с волшебниками, талисманами, опасными путешествиями и кровавыми стычками, в ней заложена своя философская и антропологическая проблематика, которая в свое время породила различные истолкования его сюжетных решений, например, что кольцо Фродо - это атомная бомба... Сам Толкин, правда, решительно отрицал какие бы то ни было параллели, и тем не менее... Так, публицист Наталья Нарочницкая в своей статье о геополитике рассматривает Толкина как носителя враждебного ей мировоззрения: "Противопоставление истинного и ложного миров в романах Толкина окончательно обретает манихейские черты: "Тьма с Востока" - "страны мрака", "черного царства Мордор", нависающая над волшебным Валинором, "Благословенным Краем", в котором (на Западе!) восходит "первосолнце""*. Это уже не Аризона, это Российская Федерация, то есть как раз географический восток. Издательство "Лубянская площадь" напечатало повесть "Дети против волшебников", в которой глава некой сатанинской лиги магов и колдунов, плетущей заговор против России, носит имя Гендальфус. Там есть еще Гарри Поттер, и тоже на стороне антироссийского заговора, а противостоят им сотрудники ФСБ и суворовцы. Такой вот "наш ответ Чемберлену" в жанре религиозного фэнтези, старая идеологическая война в новых культурных условиях... Но одной геополитикой дело не ограничивается. "Многие его герои носят имена древних богов, то есть, с точки зрения Православия, демонических существ" - заявляет психолог Изяслав Адливанкин, намекая на то, что чтение Толкина якобы является оккультной магической практикой (произнесением мантр), и объясняет, как он пришел к этому убеждению: "Произошло это, когда, изучая биографию Толкиена, я узнал, что он запретил переводить имена своих героев, героев своих демонических миров, на другие языки, а требовал сохранить такое же их произношение и написание, как в оригинале. Тут для меня кое-что стало проясняться."**
Заметим сразу, что "имена демонических существ", содержатся также в православных молитвах и поминаются на богослужении, поскольку многие святые носили имена, образованные от имен языческих божеств: Димитрий, Меркурий, Апполодор, Афинагор, Ермий, Дионисий... И заметим также, что Толкин был профессиональным лингвистом, отсюда вполне понятно его ревностное отношение к слову и особенно к его собственному детищу: вымышленному языку квенья. Другой комментатор, иероманах Адриан Пашин до подобных обвинений не доходит, но он обвиняет Толкина в "искажении христианского учения о сотворении мира", имея в виду "Сильмариллион". Он также пишет, что "в эпопее "Властелин колец" зло выглядит, да и является значительно более могущественной силой, чем добро. Оно почти всесильно, от него некуда укрыться, не к кому прибегнуть. "Всевидящее око" (один из главных образов книги) оказывается принадлежностью князя смерти в Мордоре, а не Бога (хотя в православной традиции есть даже икона с таким названием)."*** И, наконец, возвращаясь к теме, с которой мы начали, позволю себе еще одну цитату из о. Адриана: "Бог если и присутствует у Толкиена, то в лучшем случае как Создатель, а не как Промыслитель, без воли Которого и волос с головы человека не упадет. Внутреннее ощущение при чтении книги: страх и напряжение, вызванное тем, что ошибка героев может повлечь за собой гибель всего мира. Кстати, главные герои - хоббиты - для победы над злом должны пройти "во глубину ада", в центр Мордора...". И, если не размениваться на мелкие детали, то вот окончательное мнение другого духовного лица, вполне характерное: "С точки зрения святоотеческого учения творчество Толкиена можно охарактеризовать как смесь ереси с языческим идолобесием".****
Вышеупомянутый иеромонах Адриан, кстати, дает альтернативу Толкину: К. С. Льюиса. Да, Льюис прекрасен... Его символизм удивительно тонок и глубок, нетривиален и одновременно каноничен, и его мир полон лучистого оптимизма. Хотя в первом романе его цикла о Нарнии изображена вся возможная полнота победы зла: целая вселенная гибнет по злой воле Королевы (она же Ведьма), но в следующей главе, в нашем мире, на одной из улиц Лондона, уже никто, кроме трепещущего колдуна-дядюшки, не признает в Ведьме повелительницу, и когда она в гневе начинает изрекать свои смертоносные заклинания, тетушка Дигори просто принимает за пьяную: сила зла оказывается иллюзорной, его притязания просто смешны. Множественностью миров Льюис показывает ограниченность и "дутость" зла и в то же время божественное всеприсутствие. У Толкина же в его замкнутом мире все очень серьезно и нешуточно, и действительно, пессимистично. Вообще у Льюиса нет никакой борьбы со злом: это история о том, как человек встречает Бога, точнее, как Бог идет навстречу человеку, - да так, что человеку остается только радостно удивляться, а батальные эпизоды - это только эпизоды. Романы же Толкина - история человеческих действий, или даже программа действий в условиях тотальной войны, и не отсюда ли такое ревнивое и притязательное внимание к их "идейному содержанию", и к самом жанру?

Экстрасенсорика Саурона

...Я хорошо помню, какое впечатление произвела на меня в детстве книга "Хранители", вышедшая в СССР в 1981 году. Это был сокращенный перевод первой части эпопеи: Фродо еще не достиг пределов Мордора. Я был совершенно очарован таинственной красотой этой сказочной повести. Фильма тогда еще не было, я также не был знаком с советской театральной постановкой "Хоббита" с Игорем Дмитриевым в роли Голлума, постановкой слишком "эксцентричной" и вполне кустарной с технической точки зрения: это именно та неприменимая к литературной фантазии пантомима, против которой категорически протестовал сам Толкин. В книге не было иллюстраций: была только карта Средиземья, которая меня особенно взволновала, и руническая надпись на эльфийском. И этот визуальный аскетизм был тоже очень кстати. Никакого страха и напряжения при чтении я не испытывал, да ничего подобного книга и не может вызвать, а вот фильм Питера Джексона действительно наполнен избыточным драматизмом, стереоскопичен и натуралистичен, но это культурная особенность кинематографа Нового Света, а не оригинального текста... Сейчас я уже совершенно равнодушен и к Толкину, и к жанру фэнтези, но поскольку спор идет вовсе не о вкусах, то хотелось выступить в роли очередного адвоката Толкина перед единоверцами, а заодно обозначить одну важную тему в связи с ним.
Думается, справедливо будет признать, что не смотря на оккультный антураж и даже языческую психологию героев, Толкин написал христианскую книгу. Конечно, писатель вдохновлялся преимущественно дохристианскими источниками, древнегерманской, скандинавской, отчасти кельтской мифологией, но сама тема власти, хоть и взятая в образах, навеянных языческими интуициями, вообще имеет особое аскетическое значение в христианстве. Проклятое золото, проклятое богатство, власть и богатство в обмен на душу, - все это известные фольклорные мотивы, известные язычникам, а язычники древности часто оказывались достаточно проницательными. Наверняка существует обширная литература по Толкину, восстанавливающая источники и отчасти интуитивную технику той огромной творческой работы, которую он проделал, но речь не об этом.
Дело, конечно, не в том, что у волшебных колец "плохая энергетика"... Опасность колец именно в соблазне стать на место Бога, получить неограниченную власть, проще говоря, стать богом. Даже желание сделать, казалось бы, добро, например, защитить Родину от врага, используя силу кольца, является соблазном и, в случае осуществления этого намерения, прямо приобщает злу. Именно поэтому зло так тотально в этом мире: отсюда вполне органично "всевидящее око" Саурона... Локальное добро, добро для себя, для своего государства, в отрыве от Бога, от ближнего, от всего живого, становится злом. Главная борьба происходит не на полях сражений, и не в ходе той "спецоперации", которую осуществляет Братство Кольца, не в той магической диверсии, на которую посылают Фродо, а именно в душах героев. Поэтому, учитывая немощную человеческую природу, противостояние злу кажется почти безнадежным. И то, что судьбы мира решаются на частном человеческом уровне, то, что любая личная ошибка имеет вселенское значение, вполне соответствует учению православной аскетики о единосущии человечества. В экранизации Питера Джексона по сравнению с книгой батально-героические эпизоды гипертрофированы, но в романе главными фигурантами духовной борьбы автор сделал не Арагорна, и не Гендальфа, который так славно дерется на киноэкране, не витязей, магов или королей, а невзрачную, в общем-то, заурядность, приземленных обывателей-хоббитов, которые и есть единственно реальные, психологически убедительные существа в книге, без лишних сверхчеловеческих, героических черт. Фродо по сути совершает аскетический подвиг: избавляется от власти, от "божественных" полномочий, которые незаконны, поскольку украдены у бытия, у Бога. Правда, как и положено, похвастаться ему нечем: в самый последний момент он почти пал, не выдержав искушения, и дело спасает простая, так сказать, случайность. Героическая эпопея оказывается эпопеей человеческого бессилия. Неужели христиан это дожно возмущать? Против этого может протестовать только советская казенная "вера в человека", цену которой мы знаем.

К вопросу о загробной жизни эльфов

Создавая свой "миф" (в кавычках, потому что миф не может быть авторским), Толкин не стремился к тому, чтобы читатели приняли его за реальность... Хотя, любя свой выдуманный мир, он сделал его похожим на тот, в котором жил сам, и который, как он сам верил, был сотворен благим Богом. Но обвинять его в искажении христианского учения о творении так же нелепо, как обвинять детского писателя Николая Носова в том, что в романе "Незнайка на Луне" он исказил данные современной астрономии. Ведь автор "Сильмариллиона" и не писал толкование на первые главы Бытия. Он также не описывал воздушные мытарства, встречу с ангелами и борьбу с демонами, беседы с умершими, - как это делает весьма популярная Юлия Вознесенская. Известна его переписка с Питером Хастингсом, тоже римо-католиком, сотрудником издательства, который упрекал его в том, что эльфы в его книге способны к реинкарнации, в то время как Бог такой способности в нашем мире не допустил. Отвечая, Толкин говорит о неисчерпаемых возможностях Бога, о том, что Бог мог бы такое сотворить. Конечно, при желании в толкиновской космогонии можно найти черты манихейства, арианства, гностицизма, неоплатонизма, но одна существенная оговорка: автор не претендует на мистическое откровение, он пишет fiction. Ему, по большому счету, и не следовало бы оправдываться. Он сознательно, с самого начала ставил себе литературной задачей создание мифа, английского мифа, и именно языческого мифа (ведь всякий миф по природе свой языческий). У язычников (греки составляют исключение) часто сохранялись понятия о Творце мира, который якобы отошел от дел и перепоручил заботу о мироздании другим, тварным духовным существам, поэтому, создавая стилизацию языческого мифа, Толкин вполне логично следует этому принципу в образе Эру... Но все-таки, в любом случае, это - литературная фантазия. Мог бы Толкин создать мир, который был бы вечен, то есть несотворен, цикличен, и в нем были бы только люди, животные и духи гор, деревьев и источников? Скажем, мир в соответствии с религией синто? Я думаю, мог бы, имел бы полное право на такой литературный эксперимент, не держа при этом ответа перед самозванной литературной инквизицией. Может быть, из этого что-нибудь и вышло бы душеполезное, хотя и не для всех, конечно... Возможно, следовало бы придумать еще более фантастический мир, чтобы отбить всякую охоту принимать его всерьез и применять его к реальности, и наоборот.
Еще раз повторимся, речь идет не о вкусах, и не о достоинствах или недостатках отдельной книги, и не о правильном толковании оной. Речь идет об очень серьезной культурной проблеме, и даже духовной, в каком-то смысле, проблеме... Проблема эта, и скажем прямо, общественная проблема, - неразличение фантазии и реальности. Ведь отсутствие такого различения означает одновременно и непонимание реальности, и непонимание фантазии как литературного языка, непонимание литературной условности. Вообще всякий язык - это система условностей, и если кто-то использует иной язык, надо попытатся разобраться в законах этого языка, чтобы добраться до сути послания. Пока мы потешались над политкорректностью Запада, над претензиями в духе Джоанны Райт, которая негодовала, что во "Властелине Колец" недостаточно показана активная роль женщины, а положительны герои - сплошь европеоиды, Россия страдает от такого же отсутствия чувства юмора - и это не смешно... Неразличение жанров - это не проблема филологической образованности, а проблема безопасности самой жизни вне текстов, защищенности реальности от текстов. У нас нет твердого разграничения реальности и текста, образа и факта, стиля и содержания, буквы и духа. Ведь фантазеров и у нас много, и в том числе среди тех, кто критикует Толкина, и это такие фантазеры, которые не ограничиваются письменным столом писательского кабинета, их фантазии вторгаются в саму реальность и пытаются ее изменить, превратить саму реальность в фэнтези, причем фэнтези очень дурного вкуса. Россия живет в полуфантастическом мире, в котором зло гораздо могущественнее, чем в фильме "Властелин Колец": достаточно почитать некоторые "православные сайты", чтобы очень сильно испугаться: то же мироощущение осажденной крепости, тотальной войны, и та же надежда на земные, вещественные, магические средства: политическую стратегию, спецслужбы, атомную бомбу, доскональное знание врага, ведь и Гендальф воплощает в себе скорее знание, чем святость. Однако вымышленный мир Толкина, конечно, по сравнению с ними обладает несомненными художественно-эстетическими преимуществами.

Страна фантазеров

Критиковать Толкина есть за что, но разберем приведенные выше претензии к толкиновской эпопее... Итак, чтобы победить зло, хоббиты спускаются не туда, куда надо бы... Для этого, по логике обвинения, надо было бы спускаться не "во глубину ада" (хотя там все-таки не ад, а вулкан), а подниматься на небо. И Бог в книге якобы недостаточно промышляет о мире, хотя именно Илуватар воскресил из мертвых Гендальфа, устроил так, что кольцо против злой воли создателя кольца нашел Бильбо, и наконец, когда Фродо уступил было силе кольца в конце своего путешествия, вмешался, и кольцо было уничтожено... Далее, зло в книге слишком могущественно, и географически оно размещено, опять же, не там, где надо... Наконец, космогония "Сильмариллиона" не совсем совпадает с византийскими шестодневами... Ну что ж, представим себе, что покойный автор прислушался к рекомендациям худсовета и все исправил... Зло размещено на Западе, вместо эльфов ангелы, вместо Гендальфа иеромонахи, вместо волшебницы, вручающей путешественникам талисман, матушка-игуменья с ладонками и т. п. Вот тогда все будет по-настоящему страшно...
Вероятно, во многих случаях причина столь придирчивого отношения к Толкину - это... особый интерес к его жанру. Точнее, к успеху жанра. Это относится и к той же Джоан Роулинг, к слову сказать. У Толкина в кармане оказалось какое-то магическое литературное колечко, которое очень хочется заполучить, чтобы использовать его на благое дело. А он, как деревенский простофиля, использовал колечко для баловства!.. Но потому-то и книга ему удалась , что в ней не было никакой скрытой политической программы, накакого стремления что-то протащить в сознание читателя помимо его воли, не было стремления к власти через силу искусства. Скажем, принадлежа к религиозному меньшинству Великобритании, он не пытался как-то продвинуть идею "континентального" папства, и если страна хоббитов - это явно Англия, то, если свериться с картой Средиземья, папский престол в Риме должен находиться... где-то в районе Мордора. Но если бы Толкин думал о подобных вещах, он никогда бы ничего стоящего не написал.
Сейчас в России развивается жанр "православного фэнтези", и, конечно, неизбежно обращение к классике жанра, неизбежно желание использовать "во благо" разработанные западными авторами мотивы и формы, и использовать их так, чтоб уж напрямую: выверенная, безупречная модель мира и программа действий, без всякого язычества и оккультизма, и даже чтоб от политических параллелей, которых избегал Толкин, рябило в глазах. Но секрет удачи Толкина не только в том, что у него были талант, работоспособность и огромная эрудиция, но и в том, что его фантазия незаинтресованна и даже бесстрастна. Заинтересованность может быть не только политическая, она может быть личная, глубоко интимная (хотя причина политического фанатизма тоже может быть интимная), но Толкин, проживший тихую благополучную семейную жизнь, сумел такой опасности избежать. Правда, в его книги просочилась одна личная драма: опыт войны. Он воевал в Первую Мировую, потерял на фронте друзей, и тотальность зла в его мире - это страх перед войной, и когда он пишет о ратных подвигах, он пишет вполне бесстрастно, потому что по-настоящему он не любит войны, он любит мирных и беззащитных хоббитов.
Но что Толкина глубоко и лично интересовало, так это проблема самой фантазии как способности человеческого ума и формы литературного творчества. Проблемой для него было само право на фантазию, это право надо было обосновать, и обосновать богословски, ведь он был верующий человек. Для фантазии он вводит понятие sub-creation, под-творение, соучастие в творении на вторичном, производном уровне, когда мы творим из того материала, который уже есть, и по образу творческого акта Творца. Многие из тех, кто его критикует, и те, кто пишет "православное фэнтези" сомневаются в этом праве, поскольку подвижники предостерегают от воображения... Поэтому наши фантазеры, не менее страстные, ищут санкций на свои фантазии, хотят оправдать их "духовной" пользой, а скорее политической "пользой", и благословение, наверное, берут, а все равно ведь не получается так же убедительно и красочно, и так же могущественно, как у Толкина, Льюиса или Роулинг.
Воображение - это особая и весьма непростая тема. На самом деле это бич всего человечества, а не только писателей. Воображение, помыслы, о которых говорят аскеты, не имеют отношения к литературе, то есть имеют к ней не большее отношение, чем к быту. Участник бытовых, житейских фантазий - сам человек, сам фантазер, а не вымышленное литературное лицо, и в этом, собственно, драма жизни. Если из жизни человека убрать литературную фантазию, это не значит, что в его душе воцарится трезвое понимание реальности, возможно, наоборот. Люди самых практических профессий не менее подвержены страстям и помыслам, и даже монахи, весьма ограниченные в своем быту и во внешних впечатлениях, годами трудятся над тем, чтобы стяжать чистый ум. Что касается литературной фантазии, то это особое ремесло, которое требует внутренней дисциплины, самокритичности и знания универсальных законов жанра, которые суть лишь продолжение законов мироздания. И здесь отсутствие деликатности и такта, с которой писатель-фантаст оперирует тварным материалом, не может быть коменсировано мнимой блгонамеренностью религиозного фэнтези. Как раз чувство такта требовало бы, чтобы фэнтези было как можно менее религиозным, менее "православным", чтобы меньше было подпитки для прелести. И в завершение - цитата из Д. Р. Р. Толкина: "Конечно, и в фантазии может быть перебор. Она может быть плохо сработана. Она может быть поставлена на службу злу. Она даже может вводить в заблуждение умы, ее произведшие. Однако к чему из сделанного человеком в этом падшем мире, все это не может быть отнесено? Люди смогли вообразить не только эльфов, - они также придумали богов, и поклонялись им, поклонялись даже таким, которые были предельно искажены злом их же авторов. Они создавали богов и из другого материала: из своих понятий, из своих лозунгов, из своих денег; даже их науки и их социальные теории требовали человеческих жертвоприношений. Фантазия остается правом человека: мы творим по своей мере и своими производными способами, потому что мы сами сотворены: но не просто сотворены, а сотворены по образу и подобию Творца"*****.
Примечания:
**** Высказывание иерея Николая Перегудова, см.: http://russview.ru/read/282-sub-kultury.html
***** Отрывок из статьи "О волшебных сказках" Толкина в переводе А. П., выполненном по изданию: Tree and Leaf, D., 1966. Первод был опублиован в сборнике "Московский хоббит", М., 1988.

http://pravoslav-ru.livejournal.com/5324210.html


КаК уходит любовь

Четверг, 12 Марта 2015 г. 03:07 + в цитатник
Читая поучения блаженного Диадоха, я наткнулся на замечательное сравнение, высказанное по поводу многословия.

Блаженный Диадох сравнивает душу человеческую с баней. Если в натопленной бане часто раскрывать двери, то она быстро остывает и теплота уходит из нее. Так и душа остужается многословием. Как говорит Диадох, душа остужается словесной дверью.

Какие замечательные слова! Безусловно, это очень правильное православное поучение. Но оно относится не только к верующим, оно относится буквально ко всем.

Заметьте, как мало бывает любви в правильных речах наших политиков. Многократно повторяя хорошие и правильные слова, люди теряют любовь и перестают верить в то, о чем говорят. Потому и не выполняют своих обещаний.

Да и нам иной раз стоит удержать в себе слова, чтобы сохранить тепло в своей душе.

http://pravoslav-ru.livejournal.com/5323982.html


Появился новый православный сайт Orthodoxrights.org

Четверг, 12 Марта 2015 г. 03:06 + в цитатник
Появился очень и давно востребованный православный сайт!

При поддержке представительства Русской Церкви при Совете Европы запущен новый англоязычный сайт, посвященный мониторингу нарушений прав православных христиан в Европе: Orthodoxrights.org

In the present time, Orthodox Christians as well as other religious groups feel particularly vulnerable to intolerance, discrimination, and even violence on the part of materialistic supporters of the “new morality”, of aggressive antireligious groups and from those who, in arguing for the secular character of the state, demand exclusion of religion from public life – media, education, culture, and health. Unfortunately, new legislation too often becomes an instrument to violate the rights of believers and their freedom of religion, thus provoking tensions and conflicts within society. There is now an evident need to monitor the rights and freedoms of Orthodox Christians in Europe within 47 countries of the Council of Europe. Such monitoring the religious rights of Orthodox Christians will help to protect their religious freedom more effectively.

http://pravoslav-ru.livejournal.com/5323543.html


Снежная королева и Масленица в интернате

Вторник, 10 Марта 2015 г. 01:55 + в цитатник
22 февраля 2015 года тверской молодежный православный клуб «Сеятель» решил устроить проводы зимы в Медновском интернате (Калининский район Тверской области). В этот раз транспортом волонтеров обеспечил отдел по делам молодежи Тверской епархии.
Масленица в медновском интернате в 2015 году
Примерно раз в месяц молодежь из клуба приезжает в этот интернат, где находятся на длительном санаторном лечении дети в возрасте от 6 до 16 лет.
Но Масленица – день совершенно особый, в России его всегда отмечали весело: песнями, плясками, народными играми.
Дети встречали молодых людей, как обычно, бросались на шею, обнимались и делились новостями.
Перед представлением во дворе школы-интерната собралась шумная весёлая толпа.

В этот раз представление было необычным. Злая снежная Королева увезла мальчика-Илюшу в свое королевство. И девочка Оля с веселыми скоморохами отправилась искать братика.
По друзьям встретились Чучело и разбойники, которые тоже захотели совершить доброе дело.
На пути странникам выпало немало трудных испытаний, которые с помощью детей были успешно преодолены.
1
Перетягивание каната и прыжки через него же, бой на мешках, силовой конкурс с гантелями, бег в мешках…это далеко не полный перечень игр и конкурсов.
2
3
4
6
А разбойники помогли одолеть злого людоеда.

После того, как Снежная королева рассмеялась, посмотрев в волшебное зеркало красавицы-Весны и стала доброй, Илюша был расколдован.
Все сказочные герои попросили друг у друга прощения и призвали это сделать детей.
Ведь прощёное воскресенье на дворе!
7
И, конечно, потом все приняли участие в дружной игре «Ручеек».
После того, как было сожжено чучело Масленицы, дети с друзьями из клуба «Сеятель» отправились на традиционное чаепитие с блинами.
8
9

Пресс-служба Тверского православного молодежного клуба «Сеятель»
Автор фото Кирилл Зонтов

http://pravoslav-ru.livejournal.com/5323245.html


О возрождении Валаама из первых уст

Вторник, 03 Марта 2015 г. 17:23 + в цитатник

Православная стенгазета № 9 (271)

Суббота, 28 Февраля 2015 г. 18:22 + в цитатник
В номере:
— Неделя 1 Великого поста: Торжество Православия
— Проповедь на Евангельское чтение
— Великий пост: если близкие не соблюдают наши правила
— Как поститься ребенку: 8 правил



http://pravoslav-ru.livejournal.com/5322694.html


Протоиерей Геннадий Фаст о вере и о детях

Среда, 25 Февраля 2015 г. 19:02 + в цитатник
Как он успевал служить, писать и воспитывать пятерых детей и успевает ли сейчас общаться с внуками? Как сохранил близость с родными, оставив веру предков и перейдя в Православие? Как удержать подростков в Церкви?

http://pravoslav-ru.livejournal.com/5322310.html


на боевомъ Великомъ Посту

Среда, 25 Февраля 2015 г. 18:06 + в цитатник
Соратники, сподвижники, сочувствующiе,
вс

http://pravoslav-ru.livejournal.com/5322107.html


Метки:  

Православная стенгазета № 8 (270)

Пятница, 20 Февраля 2015 г. 23:59 + в цитатник

Протоиерей Феодор Соколов

Пятница, 20 Февраля 2015 г. 16:38 + в цитатник

Новые выпуски передачи "Мой путь к Богу"

Вторник, 17 Февраля 2015 г. 11:02 + в цитатник
Рассказ расцерковившегося и затем вновь пришедшего в Церковь


Рассказ бывшего пастора пятидесятников


Рассказ бывшего кришнаита


Рассказ человека, которого Сам Бог привел из протестантизма в Православие

http://pravoslav-ru.livejournal.com/5321226.html


Православная стенгазета № 7 (269)

Пятница, 13 Февраля 2015 г. 16:53 + в цитатник

Муж борьбы.

Пятница, 13 Февраля 2015 г. 02:26 + в цитатник

Положение Церкви на Украине радикально ухудшилось

Среда, 04 Февраля 2015 г. 01:19 + в цитатник
Святейший Патриарх Кирилл:
Раскольники на Украине незаконно захватили 18 храмов УПЦ!
Украинским священникам выносят заочные смертные приговоры!


Святейший Патриарх Кирилл: Раскольники на Украине незаконно захватили 18 храмов УПЦ - 02.02.15г.

"Только за минувший год раскольники силовым путем незаконно захватили не менее 18 храмов в Ровенской, Винницкой, Тернопольской, Львовской и других областях. Следует отметить, что неудачных попыток захвата храмов было намного больше, что свидетельствует не только о настойчивости раскольников, но и о мужестве и твердости в вере православных верующих Украины", — сказал Патриарх.

Святейший Патриарх Кирилл: Украинским священникам выносят заочные смертные приговоры - 02.02.15г.

Патриарх Кирилл выразил беспокойство по поводу положения священнослужителей и всего православного народа на Украине, оказавшегося в зоне военного конфликта. Заочные смертные приговоры прозвучали в адрес как минимум десяти клириков Украинской православной церкви (Московского патриархата). В регионах, где особенно активны националисты, поджигаются храмы и развешиваются листовки, разжигающие межконфессиональную и межнациональную вражду. В Донецкой и Горловской епархии было обстреляно более 60 храмов, из них боле 15 было разрушено полностью. Снаряды попадали в церкви и во время службы, были раненые и убитые прихожане. Погибли священники Павел Жученко, Владимир Креслянский, Георгий Никонов. Допросы и побои претерпели на себе другие священники.

http://pravoslav-ru.livejournal.com/5320417.html


Репетиция приходского хора

Среда, 04 Февраля 2015 г. 01:19 + в цитатник
000059 - копия

Отвозил заказанные игры в приходскую лавку при храме. Передал по накладной коробки задумчивой и меланхоличной пожилой тетеньке в сером платке, которая медленно и неспешно вычитывала накладную, смотрела на коробки, затем в бумажку, а в какой-то момент замерла взглядом где-то посередине между коробками и документом и несколько секунд смотрела в направлении стены чуть выше моего плеча - видимо, перезагружалась. Поставив закорючку, она вернула мне накладную, со словами: «С этим к батюшке, я не рассчитываюсь». Выяснил, что батюшка в храме, там сейчас спевка, он репетирует с хором, придется подождать. Присел в маленьком кабинетике-закутке, рядом с трапезной частью храма, ожидаю. Никого не вижу, но через открытую дверь из кабинета все прекрасно слышно. Батюшка занимается с хором и увлеченно регентует. Я не удержался и записал некоторые его реплики:
- Песок в голосе…
- Перепрыгнул с кочки на кочку, а ты пой так, чтобы голос на месте оставался…
- Ты сейчас поешь на флейте, а нужно на контрабасе…
- Куда ты сдох на «ш»! (поют: «и не введи нас во искушение»)
- До-соль-ми-до, - задает тон отец. - А ну поживее! Пусть этот удар будет у мужчин, «мя…», а вы помягче, с нежностью, как будто обо мне подумали. - Настька! Чё смеешься, а за тобой все? Всё, работаем! «Боже возведи мя»… Чуть-чуть развернуть надо, чуть-чуть, - (гудок губного камертона). – Ну-ка, первые-вторые давай, «Молитву пролию»… Настька, не опаздывай! Ты рвешь, не рвать! «Ко Госпо-о-ду»… Слышишь?! А ты мимо убежала, не ко Господу… Всё, поехали!

Иллюстрация: Соломаткин Л.И. Спевка в церковной сторожке. 1875 г. (фрагмент)

http://pravoslav-ru.livejournal.com/5320039.html


Как трудно жить

Вторник, 03 Февраля 2015 г. 01:21 + в цитатник
Удивительно, как тяжело сидеть дома без постоянной работы. Я не говорю о деньгах - понятно нет, работы нет денег. Хотя у нас в провинции удивительная жизнь - бывает такое, что человек работает, а денег все равно нет. Только у нас можно быть работающим и нищим одновременно. Я помню в 90-е была такая история - наша бригада электриков уехала на объект. Прокинули новый кабель . Зарплату тогда платили иногда, после дождичка в четверг:)) Поэтому жили на чём могли- взяли старый кабель , разматывали стальную броню и жгли на костре на медь. Сожгли возвращаемся на базу , а тут нас начальник встречает - где были - директор ездил на объект вас не видел. Не может быть- мы там были. Нет говорит он только бомжей там видел - костёр жгли. Смешно , но мы в измазанных телогрейках у коптящего костра и вправду показались большому начальству бомжами:) Но да Бог с ним, через тонированные стёкла дорогого автомобиля жизнь смотрится иначе... Так вот не смотря не то , что без работы очевидная нищета, не иметь постоянной работы ещё и очень тяжело морально. Не чувствуешь себя нужным. А наоборот , кажешься обузой и падает самооценка. Не работаешь, выходит ты человек второго сорта и неважно , что этому причина здоровье. Так в советские годы нас воспитали, что труд это то, чем гордиться человек. Когда делаешь, то что приносит людям пользу получаешь и моральное удовлетворение и осмысленность жизни. Я знаю много людей, которые работают годами за копейки , но не меняют работу, потому, что чувствуют себя незаменимыми и ответственными за свой трудовой участок. Что говорить - даже та новая ракета Ангара, которую создали недавно для космической программы, создана руками практически советских пенсионеров, работающих за очень скромную зарплату , а не эффективными менеджерами. Банальный факт - работающие пенсионеры живут дольше, чем те, кто выйдя на пенсию давят диванчики перед телевизором. К женщинам это не относиться, у них дома всегда работы навалом. Так и получается, что работа для нас это всё, некоторым она заменяет и семью и друзей. ...................................................................................................................................Испортил здоровье на работе, приходилось работать на вредности, на химическом производстве, работал сутками.Не судим, не пил не курил- но от болезней, как это не удивительно, оказывается не страховка. Сейчас практически инвалид. Средств к существованию нет- нечего кушать, даже бывает хлеба нет.... Тяжело болею- неврологическое заболевание,болезнь позвоночника(зажимает нерв, слабеют ноги), тахикардия, гипертония и атеросклероз. Требуется дорогое лечение, платные обследования ,постоянный приём лекарств. Платить за лекарства и лечение нечем. яндекс кошелёк 410012407849065 или на мегафон 89223475085 Не имею вредных привычек-вашу помощь не пропью. Мне очень очень нужна поддержка.... помогите пожалуйста- на коленях прошу!!! ...церковь

http://pravoslav-ru.livejournal.com/5319432.html


Москва: приглашаем на молебен Паисию Святогорцу

Суббота, 31 Января 2015 г. 16:07 + в цитатник

На Соловецком архипелаге восстановлен Свято-Троицкий Зосимо-Савватьевский собор

Четверг, 29 Января 2015 г. 18:12 + в цитатник
На Соловецком архипелаге восстановлен Свято-Троицкий Зосимо-Савватьевский собор. Он серьёзно пострадал в советское время. Впервые после 90-лет молчания в стенах храма зазвучали церковные песнопения.
Рождественское богослужение 2015 года было совершено в Свято-Троицком Зосимо-Савватьевском соборе более чем через 90 лет после того как там была совершена последняя Божественная Литургия. История собора.
TRSobor_5

http://pravoslav-ru.livejournal.com/5318762.html



Поиск сообщений в lj_pravoslav_ru
Страницы: [13] 12 11 ..
.. 1 Календарь
Найти дневники