-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_norshtein

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.04.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 1




Творчество Юрия Норштейна - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://community.livejournal.com/norshtein/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://norshtein.livejournal.com/data/rss??d3664cd0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

"Сохранить земную ось"

Четверг, 27 Октября 2022 г. 21:51 + в цитатник
*

https://youtu.be/73o4UnhyKVI

Режиссер-мультипликатор Юрий НОРШТЕЙН вспоминает о больших и маленьких событиях своей жизни, которые формировали его как человека и художника, делится с нами своей печалью и надеждой.
Обновленная версия интервью от января 2022 года.

https://norshtein.livejournal.com/183470.html


Юрий Норштейн на открытии выставки, посвященной 90-летию Андрея Тарковского

Понедельник, 17 Октября 2022 г. 18:55 + в цитатник
*

https://youtu.be/BkuhbaANhp0

Отрывок из публичной конференции на открытии выставки «Андрей Тарковский: про него и про кино».
Слово режиссера мультипликационного кино, художника-мультипликатора Юрия Борисовича Норштейна.

«В детстве заложено все то, что в течение жизни художник будет использовать», — говорил Андрей Арсеньевич.
Куратор выставки - Лариса Константиновна Алексеева
Оператор - Ирина Орлова,
дизайн титра - Мария Бурцева,
музыка из кинофильма"Солярис" Андрея Тарковского (И.-С.Бах, Э.Артемьев),
ведущий вечера - директор музея Дмитрий Петрович Бак.

https://norshtein.livejournal.com/183043.html


С Днём Рождения!

Четверг, 15 Сентября 2022 г. 17:28 + в цитатник
*


Поздравляем с Днём Рождения дорогого Юрия Борисовича Норштейна! Доброго здоровья!

https://norshtein.livejournal.com/182899.html


Юрий Норштейн: "Я готов защищать социалистический реализм в живописи"

Воскресенье, 24 Октября 2021 г. 22:57 + в цитатник
*

https://youtu.be/ELIec2og_1k

Выдающийся советский, российский художник-мультипликатор Юрий Норштейн рассказывает о своем отношении к власти, «мерзавцам-чиновникам», возвращению Крыма, либеральной интеллигенции, религии, об отце, пути к творчеству своих детей, и многом другом. Ведущий Александр Вальдман.
Интервью записано в сентябре 2018 года.

https://norshtein.livejournal.com/182782.html


Выставка "Снег на траве"

Четверг, 30 Сентября 2021 г. 12:21 + в цитатник
Задайте вопрос Юрию Норштейну. И он ответит!
Что хотел сказать автор: синие шторы в комнате главного героя — это просто синие шторы или отсылка к гетевскому «Учению о цвете»? И пусть Ролан Барт утверждает, что автор мертв — желание задать вопрос великому писателю или художнику возникало практически у каждого человека.
Сегодня это желание будет исполнено. 27 октября в Еврейском музее откроется Выставка «Снег на траве». Юрий Норштейн и Франческа Ярбусова. Она станет путеводителем не только по знаменитым произведениям, но и по воспоминаниям, размышлениям и переживаниям творческого тандема.
Специально к выставке мы вместе с Arzamas готовим проект, в котором Юрий Борисович в формате видео ответит на ваши самые интересные вопросы. Спрашивайте не только о работе и фильмах. Задайте Юрию Борисовичу вопрос, что такое любовь и искусство; почему шуршание автобусных шин по булыжной мостовой нельзя спутать ни с каким другим звуком; и чем пахнет морозное зимнее утро.
Оставляйте вопросы в комментариях под этим постом. Мы озвучим самые самобытные и пытливые:
https://www.facebook.com/jewishwuseum/posts/4290919394319203

https://norshtein.livejournal.com/182284.html


Родные и близкие о Юрии Борисовиче

Пятница, 17 Сентября 2021 г. 09:53 + в цитатник
*

Юрий Норштейн и снимает, и преподает как настоящий художник. Фото: Photoxpress

Интереснейший материал в Российской газете.

Близкие Юрия Норштейна поделились воспоминаниями к его 80-летию
Юрий Норштейн учит чувствовать нюансы и передавать ощущения

Текст: Андрей Васянин
Российская газета - Неделя № 211(8562)

Ну, ты, прям, как ежик в тумане - говорят про людей, плохо ориентирующихся в окружающей обстановке. Сегодня 80 лет Юрию Норштейну, снявшему мультфильм, название которого давно стало мемом.

Норштейна гораздо меньше знают как автора "Сказки сказок", "Лисы и зайца", "Цапли и журавля", снимающего "Шинель" по повести Гоголя. И совсем немногие знают Юрия Борисовича как друга, коллегу, отца, учителя. Сегодня мы попросили вспомнить о живом классике близких ему людей.


Леонид Шварцман, художник-мультипликатор, народный художник России

- Мы познакомились в 1960-м, когда я преподавал 19-летнему студенту курсов мультипликаторов академический рисунок. Это был еще совсем молодой человек - живой, темпераментный, любил играть в футбол. Уже тогда Юра поражал эрудицией, настолько не по годам зрело рассуждал и рассказывал, что все вокруг заслушивались. И сегодня, когда Норштейн называет меня своим учителем, я ему отвечаю - нет, это ты мой учитель.

Именно Юра, когда мы работали на "38 попугаях", предложил сделать Удава этаким мыслителем, чтоб тот клал голову на кончик хвоста. И у попугая убрал хвост, чтоб попугай был шустрее и энергичнее, добавил ему ораторских жестов - и получился, кстати, вылитый Ленин! И именно Юре на "Чебурашке", где он был кукловодом, пришло в голову оставить герою только ступни. Чебурашка стал еще смешнее.

Так что в какой-то степени мы с Норштейном оба друг друга чему-то научили.


Наталья Абрамова, редактор "Союзмультфильма"

- "Ежика в тумане" Норштейн хотел закончить не мыслями ежика о лошади, а уханьем филина в глубину колодца. Я говорила, что и так хорошо и до сих пор уверена, что это действительно лучше. Но он вечно не удовлетворен собой. Например, тем, что не стал живописцем, ведь цвет, гармония, красота его сжигают, оглушают! У него всегда идет борьба с изображением, она сквозит в каждом кадре - это от потребности сказать больше, чем само изображение, показать, что жизнь больше любого изображения в принципе. Случалось, я ехала на работу с дачи и приходила в мастерскую Юрия Борисовича с полевым букетиком - и вдруг он замечал на букете муравья или мошку, уносил букет и потом эти персонажи оживлялись им и появлялись в фильме.


Борис Норштейн, иконописец

- Я благодарен отцу за науку отличать хорошее от плохого, я учился, слушая его, пытаясь понять, почему в музее, на выставке, про картинки в "Огоньке" говорил - вот это хорошо, а это совсем никуда. Что-то он мне пытался объяснить, о чем-то он просил подумать. Когда я после архитектурного увлекся живописью, он меня поддерживал. А когда я свернул на иконопись, сказал: "Жаль".

Отец бывает в нашем храме Успения в Курчатове, видел мои росписи. Говорил мне: "Вот это красиво. А тут не очень". Я не всегда с ним могу согласиться, но слушаю всегда - у отца подход прежде всего художественный, он прекрасно разбирается в живописи, очень хорошо ее знает.

Что дарить на 80-летие? Папа любит работать с деревом, у нас дома даже стоял маленький верстак, он мастерил там мебель. И я вслед за ним полюбил дерево. Так что думаю в этом направлении.


Вениамин Смехов, актер театра и кино

- Чем человек выше, тем он яснее и проще в общении. Когда мы впервые посетили мастерскую Норштейна, моя жена Галина Аксенова, киновед, заговорила с Юрой на профессиональные темы, и это звучало как иностранная речь, а я сидел гордый, наблюдая, как он отражает ее речевые выстрелы. Но он пропитан и кино и одновременно является одним из знатоков поэзии самой высокой пробы. Однажды Лена Камбурова собрала у себя после 9 Мая переживших войну людей искусства, и Юра вдруг прочел там целую главу "Теркина". И он это так знал и так читал, что театральные мастера могли бы взять его учителем художественного слова.


Иван Максимов, режиссер, лауреат Берлинале за лучший короткометражный анимационный фильм

- Лет в 16 "Сказка сказок" казалась мне не мультфильмом, а произведением, действующим на какие-то другие отделы мозга, как, скорее, игровое кино. С такими впечатлениями я ходил лет 10, пока не стал учеником Норштейна на Высших режиссерских курсах. Юрий Борисович и как педагог отличался от других: он больше обращал наше внимание на передачу нюансов, связанных с какими-то тонкими ощущениями, переходами от изображения к вкусу, к запаху, сочетаниями со звуками... Учил улавливать трудноуловимое, создающее атмосферу, вроде капель воды на старой лодке, лежащей на берегу, - помню, он дал задание экранизировать это хокку и потом разбирал с нами раскадровки, которые мы прямо на занятиях рисовали.

И сегодня, вспоминая уроки Норштейна, я учу студентов вниманию к настроениям, ощущениям, очеловечивающим мир.


Юрий Рост, журналист

- Юрий Борисыч - человек естественный. Его гений не особенно работает на его имидж, Юра не думает, как он выглядит. Он, например, любит ходить босым, в том числе и по снегу, для здоровья. Сидели мы, помню, хорошей компанией у него в студии на Войковской, потом он босиком вышел нас провожать - и я увидел, что его провожает пес Кузя. Кузя сел, я попросил Норштейна присесть рядом. Юра сел, посмотрел на меня, я достал Canon - и это была чистая удача безо всякой подготовки. С Норштейном ведь как - если вы задаете ему вопрос, он может прямо сейчас, очень развернуто представить вам целую концепцию. Здесь Юра представил ее молча, одним взглядом, концепцию единения с нашим миром, и, конечно, с Кузей.

https://rg.ru/2021/09/15/blizkie-iuriia-norshtejna...

https://norshtein.livejournal.com/182059.html


Юбилейный вечер Юрия Борисовича Норштейна

Пятница, 17 Сентября 2021 г. 09:43 + в цитатник
*


17 сентября в кинотеатре «Художественный» пройдет юбилейный вечер Юрия Борисовича Норштейна. Режиссеру великих мультфильмов «Сказка сказок», «Ёжик в тумане» и «Цапля и Журавль» 15 сентября исполнилось 80 лет.

В программе вечера «Норштейн и его Москва» гости смогут услышать воспоминания из уст самого виновника торжества, познакомиться с малоизвестными страницами его биографии и узнать о его учителях и студии «Союзмультфильм» 60-х годов.

Перед началом в фойе кинотеатра будет организована автограф-сессия, во время которой все желающие смогут приобрести книги Юрия Норштейна и подписать их у автора.

Показ проводится при поддержке студии «Союзмультфильм».

Вход свободный, по предварительной регистрации. Регистрация закрыта.

https://cinema1909.ru/events/Norshtein

https://norshtein.livejournal.com/181962.html


"Норштейн. Начало"

Среда, 15 Сентября 2021 г. 07:09 + в цитатник
*
Уникальный материал от Георгия Бородина к Юбилею Юрия Борисовича.

https://norshtein.livejournal.com/181606.html


Юрию Борисовичу Норштейну - 80!

Среда, 15 Сентября 2021 г. 00:02 + в цитатник
*

В мастерской. Фото: Анна Данилова

С Днём Рождения, дорогой Юрий Борисович! С Юбилеем!!


https://youtu.be/y1-J0vQqYbE

В честь Праздника - прекрасный фильм Ирины Марголиной с дорогим Эдуардом Васильевичем Назаровым, 2002 год.

https://norshtein.livejournal.com/181408.html


О Владимире Меньшове

Четверг, 08 Июля 2021 г. 09:39 + в цитатник
*


"С Володей Меньшовым я почти не был знаком, но знал его через бесконечные рассказы Гарика Бардина, его друга ещё с времён учёбы актёрскому мастерству, рассказы об их театрализованных дуракаваляниях. Только однажды встретились в японском посольстве, куда во время московского международного кинофестиваля были приглашены на ужин со знаменитым японским режиссёром Канэто Синдо, автором фильма «Голый остров» (Большой приз Московского кинофестиваля 1961 года). Всем, кто любит пластический язык кинематографа, рекомендую посмотреть этот фильм. Но разговор больше сводился к обсуждению японской кухни, к тому же я должен был уехать и быстро раскланялся. Да, мы были почти незнакомы, но личность творческого человека это прежде всего знание его творческих пристрастий, чем забита его голова, его сердце, какой творческой теснотой, от которой порой трудно дышать. И это главное. Да, мы были почти незнакомы, но смерть Владимира Меньшова резанула до молчания. Нужно помолчать, чтобы не сказать что-то лишнее или неуклюжее, и сменить внутреннюю тишину, просмотрев сквозь память яркие отпечатки Володиного творчества. Совсем недавно, в который раз, на компьютере подробно, с возвратом кинокадров, просмотрел, точнее проработал фильм «Любовь и голуби». Так листают знакомую книгу и в этом смысле компьютер замечательная машина. Фильм «Любовь и голуби» как хорошая мелодия, которую ты возвращаешь при помощи музыкальной памяти. Себе возвращаешь, напевая мелодию «про себя». И снова восторг. Такое единство стилистического разнообразия. Это как вечерний запах разогретого разнотравья. Феноменальное решение: смесь простодушия, актёрской «лубочности», остротЫ «дурости», разыгранной через филигранную актёрскую разработку. Вот уж где актёрское мастерство-ремесло Меньшова растворилось в подобранном им актёрском ансамбле. Я почти покадрово, как мультипликатор, просматривал, перелистывал единство действия, сплетённого страстями героев. Дорогие зрители, это волшебное зрелище – смотреть пронизанное режиссёрской энергией, ярким водопадом действия. До сих пор не могу понять, как Юрский сохранял равновесие, когда, по всем законам физики, центр тяжести его героя выходил за площадь опоры. Какой невероятный схлёст кинематографической условности и доскональной, реальной промеренной шагами разработки. Так поэт шагами измеряет ритм своих будущих стихов. Полагаю, участники съёмки упивались материалом, мизансценами, в которые они, актёры, влетали на высоких скоростях со своими предложениями. Надо же, какой праздник создавал режиссёр всем участникам умной дурости.
И ещё. Я часто пересматриваю сцену из знаменитой, несравненной «Ликвидации» Урсуляка – сцену, где Меньшов–Георгий Жуков ужинает с портретом Сталина (тут впору вспомнить сцену Дон-Гуана с Командором). Мне представляется этот эпизод-сцена учебником актёрского мастерства, с портретом Сталина и под Русланову, под её знаменитые «Валенки». Не знаю, сколько репетиций ушло на эту сцену, снятую одним планом, но результат ошеломляющий. Эта сцена – отдельное музыкальное сочинение актёра и режиссёра Меньшова, с безупречным чувством драматургического и стихийного ритма, сквозь который накатываются волны судьбы героя. Меньшов проживает этим эпизодом низвергнутого генералиссимусом маршала Победы, низвергнутого, но не сломленного. Конечно, надо вспомнить, что Владимир Меньшов прошёл и актёрскую и режиссёрскую школу, но, мне кажется, что и та, и другая школа пропитаны человеческой стихией этого мастера, и проявляется она жизненным опытом и личными потрясениями. Всё дело в том, какими страстями, в самом высоком смысле, жизнь накапливает творческое возвышение. И это, на мой взгляд, можно обозначить, как творческую стихию.
Всем близким Володи и самым близким – примите моё безмерное сочувствие вашему горю, время не истребляет память, но даёт мужество жить и принимать жизнь в её реальности. Оно соединяет переживание с другими частями жизни и, тем самым, проявляет свои исцеляющие свойства. Володя был радостным и мужественным человеком, и потому воспоминания о нём должны быть обязательно весёлыми."


Юрий Норштейн


Источник: Norstein-Studio

https://norshtein.livejournal.com/181154.html


Норштейн, Клейман, Крымов, Звягинцев

Вторник, 06 Июля 2021 г. 22:49 + в цитатник
*

https://youtu.be/oePVi-kZUlk

Вступление Николая Солодникова:
— Я очень люблю Юрия Борисовича Норштейна, Наума Ихильевича Клеймана, Дмитрия Анатольевича Крымова и Андрея Петровича Звягинцева. И это была моя давняя мечта: собраться за одним столом, посидеть, поговорить и никуда не торопиться. Наверное, это один из явных образов человеческого счастья: неспешный вечерний разговор с дорогими твоему сердцу людьми. Это новый #ещенепознер. Приятного просмотра.

https://norshtein.livejournal.com/180851.html


Фонд кино поддержит "Шинель"

Суббота, 27 Февраля 2021 г. 03:20 + в цитатник
Неожиданно:

Фонд кино сообщил, что поддержит 15 проектов для детской и семейной аудитории в 2020 году, среди них мультфильмы "Шинель" Юрия Норштейна, "Сквозь магический кристалл" Андрея Хржановского.

"1 декабря 2020 года состоялось заседание Совета Фонда кино, по итогам которого был утвержден перечень проектов, подлежащих финансированию Фондом кино в текущем году", - говорится в сообщении на сайте Фонда кино.

Поддержку получат три авторских национальных анимационных фильма ведущих российских режиссеров-мультипликаторов: "Шинель" Юрия Норштейна, "Сквозь магический кристалл" Андрея Хржановского и проект "Отель "Онегин".


https://www.interfax-russia.ru/moscow/news/fond-kino-podderzhit-15-proektov-detskogo-kino-po-itogam-2020-goda

Сам Норштейн, как и раньше, ничего не комментирует. Вот, например, вчера:

С 1981 года постановщик занимается съемками кукольного фильма по повести Николая Гоголя «Шинель». За 40 лет с большими перерывами команде удалось подготовить около получаса материала. Сам Норштейн признался, что не готов комментировать процесс производства ленты.

https://www.gazeta.ru/culture/2021/02/25/a_13490594.shtml

https://norshtein.livejournal.com/180576.html


Юрий Норштейн: «Я пытаюсь остаться человеком…» (часть 2)

Четверг, 25 Февраля 2021 г. 18:43 + в цитатник
*


Беседа с Юрием Борисовичем в Минске. Часть 2.

Белорусскую столицу посетил режиссер-мультипликатор, автор легендарных мультфильмов «Ежик в тумане», «Сказка сказок» и многих других Юрий Норштейн. Творчество знаменитого режиссера наполнено христианским смыслом, его светлые образы рождают в душах зрителей чувства милосердия и сострадания. А сам Юрий Борисович — натура творческая, неравнодушная, он не стесняется остро высказываться на злободневные темы. Мы побеседовали с Юрием Норштейном о честности в искусстве, христианских ценностях, проблемах современного общества, воспитании детей и вере в Бога.

«Хотите воспитывать детей — показывайте им советскую мультипликацию»

— Юрий Борисович, советские фильмы были со смыслом: учили сочувствию, милосердию, поднимали проблемы, развивали образное мышление. Сегодня на место простоты, которая присуща подлинному искусству, пришел примитивизм. Кого воспитает такой продукт? Что с этим делать?

— Я не знаю. Мой итальянский друг-критик рассказывал, что Папа Римский Иоанн Павел II говорил: «Хотите воспитывать детей — показывайте им советскую мультипликацию». Откуда в стране, которую Иоанн Павел II называл «исчадьем ада», гуманистическое искусство? Антисоветский человек, но вот вам итог…

— На Западе показывают наши мультфильмы, а мы транслируем то, что производится там, и это, на мой взгляд, калечит наших детей…

— Это такая для меня боль!.. У власти в искусстве стоят невежественные люди. Старая мультипликация до сих пор дает большой доход, и чем эти люди занялись? Отъемом авторских прав! Им не нужна гуманистическая мультипликация, им нужна студия, чтобы пользоваться тем, что до них сделали другие. Придумывают каких-то монсиков, соединяют их с персонажами «Союзмультфильма» — этими дивными героями, нарисованными прекрасными художниками. Они, мол, товарищами будут. И куда дальше?..

У нас само понятие смысла жизни уже до такой степени искажено, что мы даже не можем зайти в хвост тому зыбкому началу, которое обозначило смысловые законы жизни. И вдруг выясняется, что жизнь — нелегкая штука и достаточно драматичное явление, но видеть это не хотят. И дальше следующая фаза — они не хотят, чтобы искусство об этом говорило. Им нужно, чтобы их услаждали. Сегодня самое часто употребляемое слово — «комфорт»: «Тебе комфортно, старик?» Мне не комфортно, если мне показывают фальшивки! Я понимаю, куда меня вгоняют, куда вгоняют моих детей и внуков.

У нас с Франческой восемь внуков, я смотрю на них и думаю: «Как они будут жить?» Либо надо брататься с этой мафией, и тогда они перестанут быть людьми, либо жить отдельно, а это будет невероятно трудно. Я думаю, Федор Михайлович многое переписал бы в своем романе. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» — сегодня вопрос «право имеешь?» уже звучит с такой силой!..

 «Произошел сдвиг в понимании и ощущении самой жизни, и в этом смысле теряется суть. Зачем тогда искусство? Для прикрытия подлости? Карманы оттопыриваются, а они продолжают говорить о гуманизме. Такие фарисейские времена…»

«Сегодня пошлость стала привычкой»

— Любой здравомыслящий человек понимает, что продукт, в котором вместо христианских ценностей проповедуется агрессия, жажда наживы и цинизм, рубит под корень основу. Почему творческие люди молчат, глядя на то, во что превращают молодое поколение?

— Боюсь, что сегодня пошлость стала привычкой. По-моему, человек уже не различает, где заканчивается пошлость и начинается подлинное, он просто не знает подлинное. Как-то Сергей Довлатов пожаловался Виктору Шкловскому, что книги пишутся, но не читаются, на что Шкловский сказал: «Понимаете, трудно объяснить человеку вкус дыни, если он всю жизнь жевал сапожный шнурок». Вот и ответ…

«От "быстрой еды" становится тучная голова. Внешне вроде бы есть подобие человеческого существа, а внутреннее духовное состояние больное, и излечивается это тяжелое заболевание очень медленно…»

— Юрий Борисович, как Вы относитесь к компьютерной мультипликации?

— Я ее не отрицаю. Она существует и существует, но из нее пытаются сделать центральный нерв в творчестве, а это, конечно, не так. Компьютер сам по себе — хорошая машина, но за ней должен сидеть творческий человек. Я всегда говорю: «Если вы, как творческий человек, не возвыситесь над компьютером, он вас съест». Это и происходит. Мыслей почти нет, а компьютерное обеспечение неизвестно какое.

На самом деле это и есть формализм в искусстве. Не то, что ты абстрактную вещь сделал, а вот это формализм, потому что мысль не соответствует наполнению — наполнение огромное, а не о чем говорить. Как орех — разгрыз, а там вместо ядра плесень. Вот что такое компьютер в неумелых руках. А чаще всего он в неумелых руках. Хотя есть отдельные личности, которые прекрасно обращаются с компьютером и делают замечательные изображения, но это единицы.

«Искусство для детей должно быть справедливым»

— Посоветуйте мультфильмы, которые сегодня можно показывать детям.

— Я не законодатель, я не имею право сказать: «Вот это смотрите, а это не смотрите!» Мне кажется, что смотреть надо все, только уметь отбирать. Можно и в безобразном увидеть какой-то момент, который вдруг тебя заденет — где человек был искренним, не осознавая того.

Нужно показывать детям благородное изображение, читать благородные книги. Дети очень любят сказки, где зло побеждено!

«Искусство для детей должно быть справедливым, иначе в детях поселится неприятие жизни, поселится идея, что мир устроен так, что ребенку там делать нечего, что там есть зло, и это зло его поглотит!»

— Потом начинается движение мысли, и это движение связано с тем, чем ребенок себя наполняет, как он смотрит на природу, что воспитано в нем искусством, может ли он отличить фальшь от правды. Этот процесс дальше идет очень медленно. Если в 20 лет человек будет продолжать читать сказки (сказки сами по себе хороши, я их до сих пор читаю), то ему в жизни будет очень трудно. Он не сможет существовать в этом тяжелом предприятии под названием жизнь, потому что у него не будет способности отделить одно от другого.

Воспитание — очень трудное дело. Когда родители лезут в душу ребенка со своими законами и говорят «сделай так, а не этак», это мало помогает. Я человек рукастый, столярничаю, у нас в доме стоял верстак. Боря, мой сын, работал за этим верстаком, в результате сегодня он может делать всё.

«Ребенок должен почувствовать себя творцом, а для этого нужно уметь сделать вещь — будь это рисунок или что-то другое. Моим внукам сын сделал маленькую кузню, им было по 7-8 лет, и они там работали, в рукавицах клещами брали металл, разогревали его, расплющивали».

— Они сделали моей Франческе подарок — подсвечник. Он был трехногий, очень неуклюжий, но для нас с женой это драгоценнейшая вещь. И для них это было событие — они сами сделали и подарили.

Мне кажется, воспитывая детей, надо давать им возможность что-то сделать, тогда они будут с уважением относиться и к себе, и к родителям. Только родители не должны говорить: «Рисуй так, а не так». Часто родители начинают поправлять детские рисунки — это заведомо угробить творческого человека. Воспитание — это такая сложная штука! Она не решается однолинейно. Надо читать хорошие книги, как у Высоцкого: «Значит, нужные книги ты в детстве читал!»

Соединение живых точек

— Юрий Борисович, Ваш сын — иконописец. Как Вы думаете, почему он пришел к Богу?

— Это произошло в 90-е годы. Думаю, что он стал оглядывать страну, мир и пытаться понять, что происходит в жизни. Когда сын пришел из армии, ему был 21 год. Я думаю, что он начал задавать себе вопросы. В это время он занимался живописью, причем делал хорошие вещи. В искусстве ответов, наверное, не нашел.

У сына была хорошая живопись. Мы ему с Франческой говорили: «Боря, будешь продолжать — мы тебя обеспечим материально, но только ты должен работать». Он действительно много работал. Потом неожиданно уехал в Звенигород, что-то помогал, они там жили какой-то артелью. Это произошло под воздействием друзей, которые были верующие. Для нас с женой это было совершенно нормально и естественно, никто ему по этому поводу ничего не говорил. Я в этом смысле никаким наставником не был, это было бы неприлично с моей стороны.

Потом, у нас в доме было огромное количество книг, в том числе и по иконописи. Одна из книг — «Дионисий», еще старое издание, сейчас вышло новое потрясающее издание. Дети могли смотреть эти книги, только бережно с ними обращаться. И мне кажется, что это постепенное соединение каких-то живых точек сошлось в такое обстоятельство, что сын стал верующим человеком.

Более того, он уехал в Курчатов, где нужно было расписывать церковь. Туда уехало несколько человек, а в результате сын остался один и расписал храм почти в одиночку, ему помогала только девочка из иконописного училища. Это для него было событием. Там же он женился и венчался, там один за другим пошли дети. Но, конечно, без нашей помощи они бы там не выжили, потому что искусство иконописи не прокормит.

 — У Вас восемь внуков. Кто-нибудь из них пошел по Вашим стопам, занимается мультипликацией?

— Не дай Бог! Мне уже достаточно того, что двое старших закончили художественное училище. Младший поступил в Строгановку, Семен занимается на тромбоне и играет в оркестре, Варька поступила в Абрамовское училище, Мишка — технарь, младшая внучка играет на скрипке, она в 11 лет уже что-то там сочиняет. У дочери двое детей — старшая микробиолог, младший занимается музыкой.

«Ты должен отвечать за себя»

— Над чем Вы сейчас работаете?

— Работаю над собой. Я пытаюсь остаться человеком в этом вареве. К сожалению, это очень дорого стоит…

— Как Вы считаете, вера в Бога может стать надежной опорой для современного человека?

— Безусловно. Только за эту веру ты должен отвечать. Если ты веруешь во Христа, ты должен отвечать за себя, за свою дорогу — отвечать все время, а иначе это декоративно. И надо понимать, что дорога эта очень опасна и сопряжена с такими деяниями, когда ты не будешь выглядеть крутым, ты будешь незащищенным. И вот в этот момент твоя вера должна тебя защищать. Это как в работе — ты должен быть убежден, хотя сомнений, которые приходят к тебе по ночам, не сосчитать. Когда ты делаешь кино, ты все время находишься в состоянии сомнений, но если встал на эту тропу, всё — ты должен идти…

Беседовала Дарья Гончарова

Фотографии Евгения Прокофьева

14.02.2020



https://obitel-minsk.ru/chitat/den-za-dnyom/2020/ya-pytayus-ostatsya-chelovekom-chast-2

https://norshtein.livejournal.com/180449.html


О работе Ю. Норштейна на фильмах Р. Качанова

Четверг, 25 Февраля 2021 г. 18:17 + в цитатник

С Днём Рождения, Юрий Борисович!

Вторник, 15 Сентября 2020 г. 14:47 + в цитатник
*

Фото из личного архива Ю.Б.

Интервью 2018 г. к выставке "Стол поэта" в Тель-Авиве. Беседовала Маша Хинич.

Юрий Норштейн: выход за пределы материального

Здравствуйте, Юрий Борисович. Вы работаете не только с бумагой и кистью, пленкой и камерой, а, в первую очередь, со временем и пространством. Время и пространство в ваших работах главенствуют, так что иногда создается впечатление полного отсутствия материи – один абстрактный дух, выраженный в музыке и движении.

Для меня этот вопрос важный и мучительный одновременно. У меня большой круг друзей, близких, коллег по мультипликации. И, естественно, у нас часто бывают застольные разговоры о кино, о мультипликации в частности. И вопрос о кристалле "одного абстрактного духа" для меня очень важен, потому, что у меня идет постоянная война с изображением. Как вы знаете, художник моих фильмов – моя жена, Франческа Ярбусова. Мне сильно повезло, потому что она выдерживает все мои натиски, капризы, все мои критические замечания, критическое отношение к изображению.

Выдерживает десятки лет.

Да, и она это выдерживает еще и потому, что знает, что я достаточно хорошо разбираюсь в живописи. Потому что я с живописи начинал и хотел бы ею закончить, убрав мультипликацию из своей жизни. Получится это или нет – не знаю.

Выставка в Тель-Авиве – шаг на пути к чистой живописи?

Может быть, не знаю. На выставке будет подлинные работы Франчески, будут большие отпечатки жикле. Центральное же пространство этой выставки можно назвать по-разному: перформанс, инсталляция и прочее. Я терпеть не могу эти слова, потому что это все чистая бессмыслица. Однажды ко мне пришла незнакомка и сказала: "Я пишу докторскую диссертацию по поводу перформанса". И я ей ответил: "У меня эти перформансы были во дворе на каждом шагу. И в подъезде были перформансы, и камни, которые лежали, и трава, которая росла у стены дома, и сараи, и колка дров к зиме – все это можно назвать перформансом".

Суть событий не меняется от того, что мы даем им новые названия.

Да, главное, что все это – узлы времени. И на выставке, в частности, будет такой узел времени. Мы сочинили театрализованный помост, и на нем будут представлены все персонажи, все детали фильмов, через которые мы с Франческой прошли. Но это одна сторона выставки. А пока возвратимся к кино. Почему для меня мучительна работа в кино, работа с материей? Для меня вообще мучительна всякая материальность. И началось это давно. Как только я всерьез ощутил свои занятия живописью и вхождение в нее, я вдруг стал себе задавать вопросы – почему я должен, рисуя портрет, рисовать складки пиджака или рубашки? Мне казалось, это все лишнее. Потом я стал относиться к этому по-другому.

Я тогда не знал имени Кандинского. Но то, о чем я размышлял, относилось к периоду Кандинского и, если бы я узнал о нем раньше, может быть, моя биография была бы проще и легче. Что мне нравится в Кандинском? Самый высокий его период для меня – когда постепенно материя у него переходила в дух живописи, но еще не ушла. Поэтому у него появились дивные романтические пейзажи. Они выставлены в Пушкинском музее в Москве, и на эти пейзажи я хожу любоваться.

Переход материи в другое состояние – это и есть суть творчества? Речь идет о том, как оторваться от изображения в живописи?

Да, как от материи. И это самый важный для меня момент – и в кино, и в мультипликации. Должна уйти материя, но если она не возносится, не отрывается от себя – она мне не нужна, становится для меня бессмысленной. Поэтому, когда мы работаем с Франческой и начинается период накопления изобразительного материала, он мне всегда не нравится. И не потому, что он плохой. Я еще не вошел настолько в эту материю, чтобы почувствовать ее – и потому это самый сложный период. Затем фильм начинает прорастать, он живет в тебе, ты вдруг ощущаешь, что все произошло само собой. Обыкновенные бумажки, цветные детальки персонажа уже перестали быть детальками, а стали моментами чего-то более общего. Но и персонаж должен стать частью общего, частью пространства.

А затем пространство персонажа должно прорасти в замысел фильма – стать той незримой целью, которую мы не можем определить, но к которой всегда стремимся. Дальше, если я не почувствую, что сам фильм – часть огромного целого, то потеряю к нему интерес.

Поэтому процесс мучительного освоения чего-то, что входит в фильм, что он собой захватывает – это и есть самое важное. Поэтому ваш вопрос ваш абсолютно точен.

Вы сказали, что фильм это часть чего-то более огромного. Опишите это огромное.

Это можно называть природой, космосом, божественным замыслом, как угодно. От названия здесь ничего не меняется. Чтобы в фильме возникло поле тяготения к чему-то более высокому, ты должен ощущать это за своей спиной. А назвать это можно по-разному. Каждая религия или культура будет называть это по-своему, смысл не меняется.

Вас занимает время, как символ в искусстве. Какими символами художники кодировали время и как оно обозначено в ваших работах?

На этот вопрос можно отвечать по-разному, потому что любой ответ все равно будет неточен. Хотя бы потому, что если мы называем знаки фильма символами, то всякий символ конечен. Дорожный знак тоже символ. Если автомобилисты не будут его стропроцентно считывать, то произойдет авария. Значит, этот символ должен носить абсолютно для всех – водителей, пешеходов – один и тот же смысл. Чаще всего, когда начинаешь задавать обратный вопрос – что такое символ?, то он постепенно становится знаком. У меня спрашивают, что у тебя в фильме обозначает бычок? Я отвечаю: "Да ничего, кроме того, что он бычок, радостный, как щенок и готов хвостом вилять". Важны связи – тогда мы будем уходить от отдельно взятого символа, знака, образа, изображения, сделанного художником. Мы будем уходить только тогда, когда символ будет иметь приграничные зоны, неясные нам.

Мы бредем к истине в тумане приграничной зоны?

Если посмотреть на приграничные зоны, туда, где заканчивается зона одной живописи и начинается другая, то мы видим у великих художников, как идет это растворение, эта растушевка. Вспомним обожаемого мной Рембрандта, или Веласкеса. В приграничных зонах их живописи возникает непонятная нам энергия. Как у моих любимых Милле или Шардена, или в пейзажах Левитана, у которого отрыв от материальности чрезвычайно велик. Левитан дал картине название "Вечерний звон" – то есть обозначил в названии то, что вообще живописи не принадлежит.

Я как раз хотела у вас спросить о музыке в живописи, и эта тема пришла сама. Когда вы говорите о приграничных зонах – это те зоны, где начинается музыка?

Совершенно верно. И не только в одном виде искусства, в одном прямоугольнике холста или в одном кадре фильма. У Милле есть картина "Вечерняя молитва": стоят два крестьянина, муж и жена, и молятся. И ее тоже можно было спокойно назвать "Вечерний звон". Это выход за пределы материального – как было у Ван Гога, еще у десятков художников, у многих авангардистов, пытавшихся найти живописные знаки эмоциональной силы, оторвавшись от изображения. Это была абстракция Кандинского, а затем резкий удар – возник "Черный квадрат" Малевича, и живопись изменила свое направление.

Когда вы рассказываете про отрыв от материи, то становится понятно, откуда возник туман в ваших мультфильмах. Туман – это и есть уход в нематериальное.

Конечно. Отсюда моя любовь к Востоку. Потому что если Европа – это позитивизм, то Восток – это неопределенность. Если бы меня спросили, какой для меня самый главный принцип, я бы сказал – принцип неопределенности. Но при этом принцип неопределенности не растушевывается. Наоборот, внутри, в сердцевине, у него есть невероятная конкретность. Для меня одна из великих строчек во всей мировой литературе – самая беспредельная и самая музыкальная, у Гоголя, в "Записках сумасшедшего" – "Туман, струна звенит в тумане".

Готовый мультфильм в одной строке…

Да, это готовый фильм. И сколько там тайны, неразгаданности. Думаю, что сам Николай Васильевич не смог бы объяснить, что он там написал. Видимо, им владели высшие силы.

Расскажите про ваши отношения с календарем и временами года. О персонализации времен года в ваших мультфильмах.

Четыре времени года это для меня драматургический поворот. Мне необычайно повезло, что я времена года отчетливо ощущаю. Это драматургия природы, где есть увядание и урожай, где есть покрытая снегом, до времени уснувшая, почти омертвевшая жизнь, цветение и подготовка к плодородному лету. Я даже когда-то предлагал одному из своих коллег сделать фильм "Четыре времени года". Войдя в одно время, ты так всколыхнешь фантазию, что придут совершенно неожиданные вещи.

В восприятии природы на меня колоссальное влияние оказала пушкинская поэзия. Пушкин, говоря об увядании, все равно говорит об этом как о торжественном явлении природы. Чем прекрасен Пушкин – у него все диалектично, всегда есть столкновение. Пушкинская поэзия дает нам все качества подлинного кинематографа.

Природа торжественна по своей сути, недаром ее называют храмом.

Безусловно. Например, в "Ежике в тумане" – ежик вошел в природу, как в храм.

На вашей выставке в Тель-Авиве будет установлена инсталляция в виде карусели – центральная ось выставки. Карусель – это благодатный материал и для кинематографа, и для живописи. Это та же смена времен года, и смена кадров, как в мультипликации.

Идея карусели как раз и заложена в идею того подиума, что будет возведен в галерее в Тель-Авиве. Это круг, возвышающийся по спирали. Своеобразная раскадровка, где есть первый этаж, подъем, следующий этаж, следующий, высшая точка. На этом просцениуме, высшей точкой будет мальчик из "Сказки сказок" – мальчик, который сидит с вороной на ветке и кормит всех яблоками. Когда человек подлинно свободен? Конечно, в детстве. Потому что он закрыт сверху ладонями родителей. Когда человек, и ребенок в особой степени, начинает ощущать свою связь с природой, с живым, когда на протянутую руку садится синица – это счастье остается на всю жизнь, это становится одним из сильнейших моментов жизни. Потом этот мальчик будет кем угодно, не обязательно художником. Но то, что он будет в душе творцом – это совершенно очевидно.

Мы вырезали двухмерные фигуры персонажей из кадров фильмов – в двухмерности есть своя красота. Важен не объем фигур, а пространство, в котором они находятся. Рядом будет стоять патефон, на нем, на пластинке – фигуры танцующих из "Сказки сказок". Танцующих под танго "Утомленные солнцем". Написано оно было до войны, но удивительное дело, это танго и "Синий платочек" стали самыми распространенными символами музыки во время войны.

Да и вообще символами советской жизни в некоторой степени, той немногой романтики, что в ней была.

И поэтому здесь и есть связь танцующих на пластинке фигурок, проводов на фронт, звучания танго – и мальчика на ветке, который не ведает ни о чем и просто счастлив. Это должно быть символом абсолютного счастья.

Когда на русском языке в определенном контексте произносят слово "война", то сразу понятно, о какой войне идет речь. Она ведь не ушла до конца?

Это так. И безмерная трагедия той войны открыла, чем должно заниматься искусство. Искусство должно заниматься вопросами человеческого бытия, вопросами жизни и смерти, возвышать человека и говорить ему о том, что помимо каждодневности жизни, есть еще нечто, что он должен ощутить. И неважно, будет ли это русское искусство или Гамлет. Важно другое – отрыв человека от вещей, которые его на самом деле утапливают в бытие, не открывая ему ничего. Чем может жить общество? Жертвенностью, справедливостью, состраданием – и это непросто. А просто – процветание. Но кто-нибудь отдает себе отчет, что это такое? Чем оно оплачивается? В кого ты превращаешься, если будешь думать только о процветании и комфорте? Как-то я видел плакат, на котором изображена девушка, держащая серьгу, и текст на плакате "Я этого достойна". Прекрасное слово "достоинство" изменило смысл.

Искусство существует для того, чтобы слова были те самые. Для того чтобы направлять человеческие мысли и чувства по той дороге, которая ведет к истине. Искусство дает сильные переживания, но если кто-либо не хочет приближаться к этим переживаниям, боится впустить их в душу, боится драмы – то он никогда не сможет справиться с жизненными обстоятельствами. И в этом смысле для меня искусство – величайшее явление на земле.

Если я вам задам вопрос "Кто вы?", вы мне ответите "Художник" или иначе?

Нет, я не скажу "Художник". Я скажу, что я человек, которому очень нравится жизнь, который воодушевлен своими близкими, своей женой, своими друзьями, обстоятельствами жизни, ее восторгом и драматизмом. И теми четырьмя временами года, о которых я вам говорил. Они имеют колоссальное значение, но самым любимым временем остается осень.

И к нам вы приезжаете осенью. Заметьте, как все совпадает. Выставка "Стол поэта" в Тель-Авиве – первая ваша выставка в Израиле. Любая выставка – это итог. Какой – что за ощущения, раздумья, время?

Я подвожу итог каждый день, каждую минуту; тогда, когда мне приходится преодолевать невероятное сопротивление материала, фильма, изображения. Сопротивление, в конце концов, моей жены Франчески, которая не всегда во всем со мной согласна и у нас иногда, только что не в рукопашную, идет война за изображение. И поэтому для меня каждый день – это итог.

Вы упомянули о влиянии на вас живописи и искусства Востока. Несмотря на то, что Восток уже сотню лет открыт для людей с Запада, до сих пор в нем присутствует некая экзотика. Есть ли ее дуновение в ваших мультфильмах?

Это не экзотика, а открытие образности, которая разлита по Востоку. Там, где европеец соберет огромный букет, японец сорвет один цветок. И этот цветок будет ему говорить гораздо больше. Иногда несколько строк говорят о жизни глубже, чем иная поэма. Восток очень привязан к поэзии, во всех своих движениях. Это, прежде всего, относится к поведению человека, к достоинству нации. В России в каждодневной жизни ты должен обойти ближнего: ты этого достоин – обойди его, прибей, убей, возьми все, что тебе надо. Желание схватить, получить, а потом рассказывать, как обманул другого – это, к моему огромному сожалению, довольно популярная история в России у тех, кто стремится к деньгам, к своему не просто благополучию, а к жирности существования. Но тайный смысл при этом уходит, а никто об этом не задумывается.

Достоинство, о котором вы говорили, образная экзотика отражены в ваших персонажах. Даже рисованные цапля и журавль полны достоинства.

Их достоинство – отрицательное. Они боялись уронить свое достоинство один перед другим, считая, что это их унизит, и потому так и не смогли сделать тот шаг, который привел бы их к счастью.

Но стремление к счастью в них заложено.

Безусловно, без этого не было бы самого сюжета. Но здесь достоинство переходит в другое состояние. Оно ломает внутренний посыл, когда они готовы раскрыться, но в последний момент им что-то мешает.

Пока мы не поймем, что жизнь состоит из очень простых и очень важных вещей, которые не требуют колоссальных денег; пока мы не перейдем к этим вещам, о которых говорит все мировое искусство, жизнь не станет нормальной и доверия не возникнет. Придет ли это время – не знаю.

Мы живем надеждой. Может это время пришло, а мы этого еще не заметили. Просто мы еще не определились в какой мы эпохе. Но это не ново… Когда я читала ваши книги и пересматривала мультфильмы, стала заметна параллельность "Сказки сказок" и "Книги книг".

Я человек неверующий, но Библию и Евангелия читаю все время и часто цитирую. Второй том моей книги "Снег на траве" начинается цитатой Евангелия от Матфея: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше".

Милосердие и корыстолюбие... Почему вы привели эту цитату?

Потому что она в некоторой степени относится к герою гоголевской "Шинели", к Акакию Акакиевичу. Потому что его сердце принадлежало буквам, и он был весь упоен, а потом это сердце перешло к шинели и это привело его к трагедии, которую он не мог предугадать в силу своей наивности. Человек, который обладает, должен еще сочинить для себя войско, которое будет охранять это обладание.

Будут ли рисунки из "Шинели" представлены на выставке в Тель-Авиве?

На выставке "Стол поэта" будет небольшой уголок для "Шинели" – эскизы, рисунки мои и Фрачески, "черновики" состояния Акакия Акакиевича. Кроме того, Акакий Акакиевич как персонаж будет присутствовать в той карусели, о которой мы с вами говорили.

Это ваша первая с Франческой выставка в Израиле, хотя вы не раз уже читали лекции у нас в стране. Каковы ваши ожидания? Ваше видение того, что будет в октябре вокруг "Стола поэта"?

Я бы хотел видеть тех людей, которым это нужно. Речь идет о том, в какой степени человек способен входить в изображение, в драматургию, в ситуацию, вообще в художественное произведение. В любое. В детский рисунок, например. Мне важно, насколько зрители способны воодушевиться и обратить взор внутрь себя. Важно, насколько зритель способен спеленать себя этими работами, увидеть в них отражение может уже забытых фрагментов своей жизни – и вдруг они в нем вспыхнут. Тогда для меня будет совершенно очевидным, что выставка эта нужна.

Галерея. Фото из личного архива Ю.Б. Норштейна.


Фото Татьяны Усвайской.


Фото Максима Граника.



















www.newsru.co.il

https://norshtein.livejournal.com/179714.html


Юрий Норштейн. Стрим с Клубом путешественников

Среда, 29 Апреля 2020 г. 23:18 + в цитатник
*

https://youtu.be/z9UyaldkH-k

Беседа о культуре с Юрием Норштейном.

В конце 2012 года в журнале «Большой город» Михаилу Лысаченко попалось интервью или даже беседа двух великих людей: Юрия Норштейна и Резо Габриадзе. Клуба Путешественников Лаборатории Касперского тогда еще не было и в помине (Михаил тогда только 2 года как вернулся из первого похода на Камчатку), и он подумать не мог, что когда-нибудь пригласит Юрия Борисовича в Клуб Путешественников «на удалёнке».

Юрий Борисович предложил поговорить о Культуре - как способности людей выдерживать выпадающие им испытания и выходить из них на новый уровень. Но будут и ответы на «записки из зала».

https://norshtein.livejournal.com/179667.html


Юрий Норштейн: «Я пытаюсь остаться человеком…» (часть 1)

Понедельник, 02 Марта 2020 г. 15:37 + в цитатник
*


Беседа с Юрием Борисовичем в Минске. Часть 1.

Белорусскую столицу посетил режиссер-мультипликатор, автор легендарных мультфильмов «Ежик в тумане», «Сказка сказок» и многих других Юрий Норштейн. Творчество знаменитого режиссера наполнено христианским смыслом, его светлые образы рождают в душах зрителей чувства милосердия и сострадания. А сам Юрий Борисович — натура творческая, неравнодушная, он не стесняется остро высказываться на злободневные темы. Мы побеседовали с Юрием Норштейном о честности в искусстве, христианских ценностях, проблемах современного общества, воспитании детей и вере в Бога.

«Конфетка в хорошей обертке, развернешь — мыло»

— Юрий Борисович, в одном из интервью Вы сказали, что, создавая фильм «Ежик в тумане», смотрели на икону «Спас» Андрея Рублева. Почему образ Христа?

— У Христа был путь... Он был обозначен внутри, Христос знал о Себе все. Если внутри живого существа не проложен путь, оно пустое, нет поступка. Ежик случайно, в силу любопытства, попадает в обстоятельства, о которых ничего не знает, погружается в них и испытывает разные чувства — от любопытства и задиристости до драматизма, когда он на грани гибели.

Изображение должно иметь такое содержание, чтобы даже в статике говорить о ситуации больше, чем если бы все двигалось внутри кадра. А где как не в изобразительном искусстве искать подтверждение твоих намерений?

Мы с моей женой Франческой Ярбусовой (она автор-художник Ежика) во время работы оба смотрели на образ Христа. У «Спаса» Рублева устремленность в бесконечность, это один из мировых шедевров. В европейском искусстве много произведений, связанных с бытием Христа, с Его Страстями, но в статике сделать бесконечность почти никому не удавалось. Как это удалось Рублеву, я не знаю, но это что-то запредельное, что-то идущее с Небес.

В подлинной живописи я нахожу содержание, которое с каждым новым обращением меняется. Для меня мучительна сама изобразительная материя. Если материя выходит впереди содержания, получается эффект на несколько мгновений, кроме любования материей ничего не остается. Важно найти состояние, чтобы персонаж был разным. Даже Франческа, автор Ежика, не всегда может его нарисовать. Конечно, любой человек скажет, что это «Ежик в тумане», но передать то самое глубокое содержание ей удается не всегда. Во время работы никто не предполагал, что мы делаем фильм, который на протяжении 40 лет будет на слуху.

— Иконописцы говорят, что церковное искусство — это всегда сотворчество Бога и человека. Вам не кажется, что в какой-то мере это характерно для любого вида творчества?

— Конечно, для любого. Иконописцы должны находиться в таком состоянии, чтобы забыть обо всем мелочном, но при этом я утверждаю: если бы эти художники не сталкивались с бытовым — со страстями, с ужасами жизни, — они ничего не могли бы сделать, у них было бы конфетное искусство. Оно и есть очень часто: смотришь на иконы и понимаешь, что это конфетка в хорошей обертке, развернешь — мыло. Я говорю такие резкие слова, но я отвечаю за эти слова.

 «Искусство делается в уединении, надо, как монах, оторваться от всего. Чтобы войти в состояние творчества и приблизиться к чему-то бесконечному, нужно так себя истерзать!.. Это не просто, знаете, сидишь с чашкой чая и что-то делаешь, это такое перенапряжение, которое не каждый выдержит…»

— А потом люди скажут себе: «А зачем я перенапрягаюсь, если можно сделать попроще? Все равно едят». «Ежик в тумане» и «Сказка сказок» сделаны не попроще — это сложное соединение.

— После еды попроще не остается послевкусия... Кроме живописи, в чем еще Вы ищете вдохновение при создании образов?

— В «Сказке сказок» у нас волчок нарисовался, когда я увидел фотографию котенка, которого вытащили из воды. Я эту фотографию принес Франческе и сказал: «Вот глаза волчка — теперь он смотрит из бездны». Как мы можем понять переживание ребенка, он нам ничего не может сказать, он еще не обладает словарем? Только по переживаниям на его лице.

Когда Акакия Акакиевича рисовали (Юрий Борисович много лет работает над фильмом «Шинель».Прим. ред.), были фотографии новорожденных детей и людей в концлагере, которые потом в пепел превратились. Мне нужно найти пространства и расстояния «от» и «до», я должен в эти глаза смотреть.

Вот из чего все состраивается, это не просто сел и нарисовал. Конечно, можно и так, но я не смогу и двух минут смотреть на это, тут же уничтожу, потому что само понимание, что кто-то еще это увидит, для меня ужасно. Вот почему «Спас» Рублева, вот почему глаза детей...

«Предназначение искусства — объединять людей»

— Юрий Борисович, Вас вдохновляют иконы, эпиграфы к своим книгам Вы берете из Евангелия, Ваши работы наполнены христианским смыслом. Почему Вы называете себя неверующим человеком?

— Ветхий и Новый Завет — это прежде всего книги, которые необходимо читать. Там такие тексты, которые тебя настраивают на определенный лад, на определенное отношение к жизни, они расширяют твое внутреннее пространство. Если ты только трещишь словами, это никому не нужно, главное — поступок, а поступок оформляется прежде всего в тебе. Оформляется он под воздействием всего — обстоятельств, родителей, друзей, текстов, которые ты читаешь. Все это складывается в одно целое, которое называется совесть.

Я не могу про себя сказать, что я неверующий в самом таком бытовом смысле, потому что для меня есть запредельное, и я в это запредельное стремлюсь, но это запредельное связано с моим искусством. Я должен выйти за пределы тех границ, которые обозначились в искусстве, в данном случае в мультипликации, которые обозначаются каждой новой творческой личностью. Если эти границы не расширяются, не вбирают в себя новое, искусство начинает хиреть и теряет свое предназначение.

«Предназначение искусства — объединять людей, потрясать человеческие души. Мы можем не знать ничего друг о друге, но если между нами есть текст, который мы читаем с обеих сторон — и с той стороны человек, и я с этой стороны, — мы уже находимся в единстве».

— Эпиграф к моей книге «Снег на траве» из Евангелия от Матфея: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6: 19-21). Это же великий эпиграф! Этот эпиграф нужно развешивать по всей стране от края до края.

Чем озабочены люди, которые собирают непомерные капиталы? Это что у них — желание отгородиться от жизни или желание себя обезопасить? Не обезопасят! Как сказал Воланд в беседе с Берлиозом: «Вообразите, что вы, например, начнете управлять, распоряжаться и другими, и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас саркома легкого… и вот ваше управление закончилось!»

«Сегодня проблемой продления жизни озабочены целые институты! Для чего? Одно дело ребенок приговорен, и врачи берутся его вылечить, но у родителей не будет денег это оплатить. А у другого есть возможность оплатить, но он будет жиреть до бесконечности…»

— У всего того, что эти люди исповедуют, есть финал — деньги имеют финал. Жизнь имеет физический финал, но не имеет финала в другом смысле…

Мой папа летом по воскресеньям перетягивал матрасы, подрабатывал. Он умер рано, ему был 51 год. Нас еще года два с братом встречали в Марьиной роще в Москве незнакомые люди и говорили: «Какой Борис Львович нам матрас сделал!» Вот это и есть самое главное — это есть поступок. Я не думаю, что отец, когда перетягивал матрасы, думал о чем-то возвышенном. Он должен был хорошо сделать свою работу, потому что эта работа дальше перейдет другим. И это относится к каждому человеку. Например, ты шьешь ботинки, и твоя работа состоит в том, что ты вырезаешь обшлаг; если ты свою работу сделал плохо — на выходе брак.

«Мы все в жизни связаны цепочкой. Когда священник говорит об этом, для меня вера становится важным обстоятельством. А когда люди приходят в церковь декоративно постоять, поставить свечку и как только переступили порог — опять подлость, естественно, у меня это вызывает возмущение…»

— Я хорошо знаю все четыре Евангелия и часто их цитирую, особенно Евангелие от Марка, где апостол говорит: Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9: 24). Эта фраза для меня самая важная. Но если ты веруешь, веру надо начинать каждый день сначала, тогда ты будешь находиться в состоянии обновления…

«Чувства тоже воспитываются…»

— Знаете, мне однажды довелось выступать в церкви. В центре Москвы, на Тверской улице, есть небольшой храм Бориса и Глеба. Я знаком со священником отцом Александром — замечательным образованным человеком, и с прихожанками этой церкви, я их называю сестрами. Однажды я узнал, что они там показывают людям фильмы, и спросил: «Почему мои не показали?»

Назначили день (это было года три назад, юбилейная дата, связанная с войной). И вдруг мне звонит отец Александр и говорит: «Знаете, Юрий Борисович, у нас завтра встреча, но я боюсь, что после продолжительной службы люди устанут и не придут». На что я ему сказал: «Если будет сидеть один человек, я все равно буду выступать так же, как перед залом, не надо ничего отменять». В тот день я встретил в парке мою подругу, прихожанку храма сестру Татьяну, и говорю: «Вы плохо читали Евангелие: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20)». Она стала хохотать и сказала, что передаст отцу Александру.

И, знаете, пришло столько народа, как на службу — все было забито людьми. Я читал военные стихи и показывал фильмы. У нас есть фильм «Сеча при Керженце», он сделан на основе иконописи. Экран располагался на фоне алтаря, шли иконописные изображения на экране и были иконы жития Христа в реальности — это было удивительно и очень красиво. Мне потом Таня сказала: «Юрий Борисович, отец Александр расплакался».

— Это же подтверждает, что у людей есть потребность в подлинном искусстве! Больше такие встречи не проводили?

— Нет, это был единственный раз. Понимаете, я же не завзятый выступала. Сделать турне по городам, как у нас сегодня многие катаются?

— Если бы турне делали те, кто несет людям свет через христианское искусство, может, и общество сегодня было бы в другом состоянии…

— Может быть. Я иногда встречаюсь с людьми на творческих вечерах и фестивалях, надеюсь, что какие-то вещи все-таки оставят отпечаток в душах людей. Но я по этому поводу не очень взахлебе: мол, ты пришел, сказал, и человек стал другой. Это трудный процесс…

Здесь, в Минске, ко мне подошла мама с сыном и говорит: «Вы знаете, мой сын, когда ему было 7 лет, посмотрел "Сказку сказок" (а ведь это сложно для детей), влюбился в фильм и с тех пор в этом фильме». А сын рядом стоит, ему уже, наверное, лет 13. Я смотрю на него и говорю маме: «Значит, было воспитание чувств» — это отдельная история в жизни человека. Чувства тоже воспитываются…

Беседовала Дарья Гончарова

Фотографии Евгения Прокофьева

Продолжение следует…

13.02.2020


https://obitel-minsk.ru/chitat/den-za-dnyom/2020/ya-pytayus-ostatsya-chelovekom-chast-1

https://norshtein.livejournal.com/179377.html



Поиск сообщений в lj_norshtein
Страницы: [10] 9 8 ..
.. 1 Календарь