-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_history_of_art

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.03.2007
Записей: 1200
Комментариев: 2
Написано: 2

История искусств - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://community.livejournal.com/history_of_art/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://history-of-art.livejournal.com/data/rss??aa112ce0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Комментарии (0)

Костюм Древнего Египта. Лекция Виктора Солкина

Воскресенье, 17 Сентября 2017 г. 19:16 + в цитатник
Департамент культуры города Москвы
Библиотека им. М.А. Волошина ЦБС ЦАО
Ассоциация по изучению Древнего Египта "Маат"

представляют лекцию Виктора Солкина

Костюм Древнего Египта




Тончайшие одеяния из плиссированного льна и изысканные золотые украшения, сложнейшие головные уборы и парадные парики. Мир костюма Древнего Египта - это пространство, наполненное сложным символизмом формы, цвета и материала; божественное и человеческое в нем нерасторжимо связаны.

Лекция известного российского египтолога Виктора Солкина посвящена как всей истории костюма эпохи фараонов, так и отдельным, удивительным творениям египетских ткачей и ювелиров, которые дошли до нашего времени, несмотря на то, что древнейшие известные нам образцы датируются концом IV тысячелетия до новой эры.

Вас ждет богатейший иллюстративный материал, знакомство с интереснейшими археологическими памятниками и погружение в мир изящества и роскоши, окружавший царей и их поданных несколько тысячелетий тому назад.

Стоимость входа – 500 руб.

Количество мест ограничено, обязательна запись на лекцию письмом на адрес: infomaat@gmail.com

https://history-of-art.livejournal.com/1092085.html


Метки:  

Гетеанум: архитектурный образ Вселенной

Вторник, 12 Сентября 2017 г. 19:52 + в цитатник
Оригинал взят у marinagra в Гетеанум: архитектурный образ Вселенной


Дорнах - тихий живописный городок близ Базеля. Ничто здесь не предвещает неожиданностей, но вдруг перед нами вырастает мощное и в то же время текуче-пластичное здание удивительных форм. Словно космический корабль внеземной цивилизации, возвышается оно над зелеными холмами. Это – Гетеанум, мировой центр антропософии.



Рудольф Штайнер. Архивное фото Отто Ритмана. 1916 год

Они ощущали себя посланцами иных миров, где властвует гармония, - последователи легендарного Рудольфа Штайнера (Rudolf Steiner, 1861 — 1925), основателя антропософии. Австрийский философ, автор множества книг и лектор (он оставил 40 томов сочинений и прочитал более 6 000 лекций), мистик и оккультист, драматург и архитектор, Рудольф Штайнер стал основоположником религиозно-мистического учения, которое он сам и его последователи называли "наукой о духе". Антропософия (от греческого "антропос" - человек и "софия" - мудрость) отделилась в 1912 году от своей предшественницы теософии. Штайнер соединил различные философские, религиозные, мистические учения Запада и Востока: христианство, европейские школы идеалистической философии, индуистскую веданту, еврейскую каббалу и многое другое.

Антропософия предлагала всеобъемлющую картину мира, начиная с происхождения Земли и жизни на ней, охватывала все аспекты истории человечества и мировой культуры, была призвана открыть каждому человеку индивидуальный путь развития и духовного самосовершенствования. "Нет развития как такового, развития вообще /…/. Сколько людей на свете есть — столько процессов развития и должно быть", - писал Штайнер. "Инструментами" развития личности были, в том числе, медитация, "духовное созерцание", занятия эвритмией (гармонизирующие движения в сочетании с музыкой и речью).



Первый Гетеанум и его строители. Архивное фото.

Штайнер был убежден, что в каждом человеке заложены способности, помогающие обрести знание о высших мирах. Для пробуждения в детях этих творческих, в первую очередь эмоциональных, способностей он создал оригинальную систему воспитания и школьного образования, которая, по имени первой основанной в 1919 году на ее принципах немецкой школы, была названа вальдорфской и распространилась впоследствии по всей Европе.
Круг интересов Штайнера был очень широк: он выдвинул идеи биодинамического сельского хозяйства и антропософской медицины, стимулирующей собственные силы организма. Основанная им в 1921 году фирма натуральной косметики "Weleda" известна во всем мире и до сих пор использует придуманный Штайнером логотип: стилизованный посох Асклепия, обвитый змеей.

Отношение к антропософии с самого начала было неоднозначным – от полного неприятия эклектичного учения и обвинений его основателя в невежестве, антинаучности и сектантстве, до восторженного преклонения. И критиков, и почитателей можно понять: яркая личность Штайнера, его одаренность, многогранность, его харизма, убежденность и красноречие действовали гипнотически. Современники говорили, что речь Штайнера звучала, как музыка и, благодаря сопереживанию, была понятна без перевода, что он излучал духовную энергию, что его тёмные глаза обладали магнетической силой. Для тех, кто попадал в его орбиту, путаное антропософское учение обретало ясность и стройность. Почитатели Штайнера следовали за ним из города в город. Антропософия быстро превратилась в общеевропейское движение, во многих странах, в том числе и в России, создавались антропософские общества.

Основоположник антропософии был, среди прочего, автором пьес-мистерий, для постановки которых Штайнер решил в 1913 году построить в швейцарском Дорнахе, близ Базеля, здание, названное "Гетеанум" (Goetheanum) в честь Иоганна Вольфганга Гете. (Штайнер высоко ценил Гете как "универсального человека", считал антропософию преемницей гетевской натурфилософии и "гетеанством 20 века".) Вскоре идея стала более масштабной: Гетеанум виделся как мировой центр антропософского движения, а само здание – как символический образ Вселенной. Автором проекта был Рудольф Штайнер, строителями – его единомышленники, основавшие в Дорнахе антропософскую колонию.


Первый Гетеанум. Архивное фото Отто Ритмана. 1921 год

Возведенное из дерева на бетонном основании двухкупольное здание Гетеанума не имело, как в живой природе, ни одного заостренного угла, гармонично соединяло разные виды искусства – архитектуру, скульптуру, настенную живопись, витраж - и каждый элемент в нем был наделен особым смыслом.
"Его формы словно вырастают из холма. Поэтому нижняя часть здания выполнена из бетона. Я попытался создать художественные формы из этого хрупкого материала, и многие почувствовали, как гармонируют они с формами скал, как природа естественно перерастает в архитектуру", – так описывал Штайнер свое творение.
Гетеанум возводился в годы Первой мировой войны, но в Дорнахе законы военного времени не имели силы. На стройке трудились бок о бок ученики и последователи Штайнера из многих европейских стран, в том числе из России: Андрей Белый и его жена, художница Ася Тургенева (двоюродная внучка И. С. Тургенева), Максимилиан Волошин с женой Маргаритой Сабашниковой. Белый не только работал над постройкой Гетеанума, но и писал туманные антропософские стихи:
Мы — вспыхнувшие, вспыхнувшие дети —
В нежданный час:
Меж нами — Он, Неузнанный и Третий:
Не бойтесь нас!
("Антропософия")

csm_image043_01_a0cad13fe71.jpg
Андрей Белый и Ася Тургенева в Дорнахе, между 1914 - 16 годами

Ася Тургенева боготворила Штайнера. "Как Кёльнский собор среди города, возвышался он над людьми нашего уровня" - писала она. После разрыва с Андреем Белым Тургенева осталась в Дорнахе на всю жизнь (она умерла в 1966 году) и посвятила себя служению антропософии, ее называли "антропософской монахиней". Тургенева оставила ценные мемуары о сложных отношениях Белого со Штайнером и строительстве Гетеанума, Андрей Белый осмыслил свой антропософский опыт в "Дорнахском дневнике" (1916).
Волошина и Сабашникову Штайнер потряс с первой встречи в 1906 году. "Более поразительного и гениального лица, чем у него, я никогда не видел в жизни, а та история мира, которую он раскрыл в своем курсе, поразительна и необычайна /…/. Это грандиозный синтез точного знания с боговдохновенностью", - писал Волошин. В начале войны Волошин с трудом добрался до Дорнаха, был в Гетеануме резчиком по дереву и работал над эскизами театрального занавеса по мотивам поэзии Гете. Маргарита Сабашникова расписывала малый купол.

В сентябре 1920 года Гетеанум был открыт, а в ночь на 1 января 1923 года архитектурный шедевр Штайнера полностью сгорел, возможно, в результате умышленного поджога.


Развалины Первого Гетеаума

Пожар Гетеанума стал жестоким ударом для Штайнера и всей антропософской колонии. Однако здание было застраховано на три с лишним миллиона франков и почти сразу после катастрофы Штайнер начал проектировать новый Гетеанум. Уже через год он представил проект здания, более вместительного, чем прежнее, и выполненного целиком из железобетона. В начале 1925 года, незадолго до смерти основателя антропософии, началось строительство, завершившееся в 1928 году.


Второй Гетеанум, 1925-1928. Главный (западный) фасад.
Подобно храму, Гетеанум ориентирован на восток.



Гетеанум. Боковой (южный) фасад


Гетеанум. Боковой (южный) фасад





Когда смотришь на второй Гетеанум, на его удивительный обтекаемый силуэт, разнообразные фасады и асимметричные окна, когда улавливаешь ритм выгнутых линий и игру теней на сложных поверхностях, поневоле думаешь о том, что, предпочти Штайнер всем своим дарованиям архитектуру, история зодчества 20 века заметно обогатилась бы. Поражает естественность этой архитектуры: здание не повторяет природные формы, оно словно выращено из объемов и линий, синтезированных из естественной среды.


Гетеанум.Фойе.


Гетеанум. Южный вестибюль


Гетеанум. Южный вестибюль


Гентеанум. Западный вестибюль


Гентеанум. Западный вестибюль


Витраж большого зала (со стороны западного вестибюля)

Крупнейшие мастера архитектуры Анри ван де Велде, Фрэнк Ллойд Райт, Фрэнк Гэри высоко оценили самобытность стиля Штайнера, названного пластическо-органическим. Разумеется, на архитектуре Гетеанума лежит печать времени, в которое он создавался. Мы находим в облике здания отголоски органической архитектуры американца Фрэнка Ллойда Райта, перекличку с архитектурными фантазиям испанца Атонио Гауди, видим общее с архитектурой немецкого экспрессионизма. Тем не менее, своеобразие и уникальность Гетеанума неоспоримы.


Гетеанум. Главный (западный) вход в зал



Сердце Гетеанума: фантастически подсвеченный, подобный храму Большой зал на 1000 мест.
(фото из Википедии, в зале не разрешается фотографировать)



Большой зал в Гетеануме (фото из Википедии, в зале не разрешается фотографировать)

Для Штайнера и его единомышленников главным в проекте было символическое значение здания: второй Гетеанум, как и первый, являл собой архитектурное воплощение образа Вселенной, храм духа. И как в храме, в Гетеануме нет ничего случайного: породы дерева и другие материалы, выбранные для внутренней отделки, сюжеты витражей и росписей, формы и число резных колонн, освещение - все имеет аллегорическое обоснование, символизирует метаморфозы души и ступени развития человечества.


"Дом Бродбек", используется для занятий эвритмией. Построен по проекту Р. Штайнера, 1923 год.


"Дом Бродбек", используется для занятий эвритмией. Построен по проекту Р. Штайнера, 1923 год.

Гетеанум стоит на холме, в обрамлении чудесного умиротворяющего пейзажа. В этом оазисе тишины и покоя, кажется, время течет по-другому, цветы пахнут сильнее, краски ярче. Отсюда не хочется уходить, сюда хочется возвращаться… Что бы мы там ни говорили об антропософии, но антропософская колония – благословенный уголок, пребывание здесь действительно возвышает душу. Никакого волшебства! Просто все тут до мелочей продумано и наделено особым смыслом: мягкий холмистый рельеф, тропинки с символическими "восхождениями" и "спусками", породы деревьев,окраска и запах цветущих растений.

IMG_1019.jpg
"Дом Дулдек". Построен по проекту Р. Штайнера, 1915 год
Ныне архив Рудольфа Штайнера.



"Дом Дулдек". Построен по проекту Р. Штайнера, 1915 год
Ныне архив Рудольфа Штайнера.



Дом Дулдек


Дом Дулдек


Дом Дулдек


Дом Дулдек


Дом Дулдек


Дом Дулдек


Вход в архив Рудольфа Штайнера

Вокруг главного здания, среди душистых лугов, на которых пасутся овцы и козы, расположились коттеджи для жилья и занятий, выстроенные по проектам Штайнера. В этих коттеджах абсолютно все выдержано в стиле пластическо–органической архитектуры, вплоть до калиток, лавочек, дверных ручек и замочных скважин. Даже такие прозаические постройки, как котельная, обрели выразительные биологические формы. И это далеко не все: в Дорнахе и в соседнем Арлесхайме за годы существования колонии было построено в том же стиле около 180 жилых коттеджей, маленьких "спутников" планеты "Гетеанум". Каждое здание, больше или малое, идеально вписывается в ландшафт.


Стекольный дом,1914 г. (слева) и котельная, 1914 - 15 гг. Оба здания построены по проектам Р. Штайнера


Котельная



В Cтекольном доме располагалась шлифовальная мастерская, ныне - естественнонаучная секция Гетеанума.


Вход в Стекольный дом

Идиллическую картину не нарушают толпы туристов. Антропософская колония избегает рекламы, но всех, кто приезжает в Гетеанум, здесь встречают приветливо. Если в этот день не проводятся заседания, с 13.30 до 14.30 для посетители могут бесплатно осмотреть Большой зал. В течение дня разрешается свободно ходить по зданию, его фойе, монументальным лестницам и извилистым коридорам. В определенные часы, указанные на сайте Гетеанума, работает небольшой музей, в котором можно увидеть модель и фотографии первого Гетеанума, а также познакомиться с еще одной ипостасью Рудольфа Штайнера: выполненной им девятиметровой скульптурной композицией из дерева "Представитель человечества". Там же – эскиз росписи купола первого Гетеанума Маргариты Сабашниковой.


Ателье и столярная мастерская




Жилок коттедж "Дом Ягера" в Дорнахе, построенный по проекту Р. Штайнера в 1921 году
для семьи умершего скульптора Жака де Ягера.


В информационном центре Гетеанума вас снабдят подробными схемами окрестностей с указанием и описанием всех примечательных построек и маршрутами осмотра. И конечно, здесь много брошюр, представляющих Гетеанум как "Свободную высшую школу духовного знания" (Freie Hochschule für Geisteswissenschaft), мировой центр антропософского движения. Не удивляйтесь, если с вами заговорят по-русски: в дорнахской колонии всегда было много выходцев из России. Кроме того, Рудольф Штайнер считал изучение мелодичного русского языка особенно благотворным для души, поэтому русский обычно преподают в вальдорфских школах. В апреле 2017 года русская речь звучала в стенах Гетеанума особенно часто: здесь отмечали 140-летие со дня рождения Максимилиана Волошина.


Калитка в Памятную рощу, где развеян прах Рудольфа Штайнера (1861-1925),
его жены Марии Яковлевны Штайнер фон Сиверс (1867-1948), его единомышленников.



В Памятной роще

Информация о Гетеануме на сайтах:
https://www.goetheanum.org
http://www.architekturpfad.ch

Опубликовано в журнале "Партнер" (Дортмунд), сентябрь 2017


Антропософский кот)

https://history-of-art.livejournal.com/1091657.html


Метки:  

Музыкальный Five o'clock tea с Моцартом

Понедельник, 11 Сентября 2017 г. 12:40 + в цитатник
John Hanson Walker - Five O'Clock Tea.jpg

Мэри Кэссетт (1844-1926) - Five o'clock tea (1880)

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Мэри Стивенсон Кэссетт (Mary Stevenson Cassatt), родилась в 1844-ом году в городке Аллегейни, штат Пенсильвания (США), - американская художница и график, писавшая в стиле импрессионизма. Она прожила большую часть своей жизни во Франции, была дружна с Эдгаром Дега.
Умерла художница в 1926-ом году в Париже.


Читать дальше...

https://history-of-art.livejournal.com/1091383.html


Метки:  

творческий подход к иконописанию на примере иконы Вознесение Ильи Пророка.

Понедельник, 11 Сентября 2017 г. 12:40 + в цитатник
Оригинал взят у ele_n_a в творческий подход к иконописанию на примере иконы Вознесение Ильи Пророка.




ветхозаветний пророк Илья - один из самых любимых героев старообрядческих иконописцев.
его икона - очень красивая, яркая, и запоминающаяся.

именно на ее примере я хочу показать небольшим обзором, как в рамках строгого канона, которому подчинялось написание икон, существовало многообразие форм изображения сюжета, делающее каждую старообрядческую икону уникальным и единственным в своем роде произведением искусства.

старообрядческое иконописание было широко представлено в дореволюционной России. начиная с середины 18 века оно демонстрировало уникальное мастерство художников, продолжавших писать в творчески переосмысленном византийском стиле.

но в чем проявлялось это мастерство, если иконописец в своем труде был жестко ограничен принятыми канонами изображения того или иного иконописного сюжета?

среди мастеров были широко распространены так называемые прориси - готовые лекала, листки бумаги с дырочками, которые накладывались на заготовку будущей иконы, обводились - и вот перед нами все необходимые компоненты сюжета - каждый на своем, давно утвержденном месте.

если мы посмотрим на иконы ниже - можно обнаружить, что некоторые из них были явно написаны по одному лекалу. но все иконы разные.
мастера, не имея возможности изменить сам сюжет - охотно меняли детали.

иконы имеют одинаковый, если так можно сказать, фигурный костяк.
на них обязательно присутствуют основные сюжеты жизни пророка Илии -
в пустыне, на фоне пещеры с вороном, который приносил еду и питье,
с ангелом, который пробуждает спящего пророка,
с учеником Елисеем, раздвигающего своей одеждой (милотью), воды реки иордан, чтобы перейти посуху на другой берег,
и, наконец, вся верхняя часть -это вознесение пророка на огненной колеснице на небо, прямо к встречающему его Богу Саваофу.

такая многосоставная композиция иконы получила распространение с 17 века, и постоянно дублировалась во всех иконописных старообрядческих центрах.

это - общее.

а вот различия так же бросаются в глаза:
различная колористика икон,
добавление новых сюжетов из жизни пророка, или сокращение уже имеющегося стандартного набора,
наличие или отсутствие пояснительных надписей или цитат из Библии,
и, конечно, декоративное оформление:
цветочки, горки, облака, прорисовка лиц и одежд - все разнилось от школы к школе и от мастера к мастеру, создавая уникальность каждой отдельной иконы.

































несколько деталей более крупно - примеры разнообразия в написании горок, воды в реке, ликов, одежды при сохранении общх принципов изображения.










https://history-of-art.livejournal.com/1091176.html


Метки:  

живые портреты паулюса янсона морельсе.

Четверг, 07 Сентября 2017 г. 13:19 + в цитатник
Оригинал взят у ele_n_a в живые портреты паулюса янсона морельсе.




к сожалению, не удалось найти изображений с высокой четкостью. однако и имеющиеся несколько портретов, которые я здесь размещаю вполне дают представление о характере работ этого художника.

паулюс янсон морельсе относится к голландским художником эпохи барокко. его годы жизни - 1571 - 1638 - выпадают на период расцвета голландской живописи.

17 век - золотой век голландии.
в то время - это богатейшая страна европы, с бурным экономическим ростом, религиозными свободами, привлечением лучших умов со всей европы и активным развитием науки.
это - оплот нового, грядущего века - века буржуазии, который пока совершенно не ощущался в других европейских государствах.

все самое лучшее, передовое и прогрессивное было сосредоточено здесь.

закономерно, что и голландская живопись демонстрировала настоящие чудеса.
в небольшой стране было огромное количество художников, между которыми существовала жесткая конкуренция. никаких сантиментов, и поисков себя - работа художника была прежде всего ремеслом. качественным, отточенным, достигшим пика мастерства.

не было таких сюжетов, которыми бы пренебрегали эти мастера. жизнь простых людей, натюрморты, интерьеры - многие сюжеты, которые сегодня фиксирует репортажная фотография, передавались ими с фотографической же точностью.
люди на портретах голландских художников той эпохи вот - вот заговорят, цветы хочется понюхать, а фрукты съесть.

паулюс морельсе жил именно в это счастливое время и в этом счастливом месте.
он был одним из самых популярных художников своего времени.
и вот - всего несколько его портретов, как иллюстрация грандиозного мастерства...







https://history-of-art.livejournal.com/1091047.html


Метки:  

Вне расписания - Горбатов.

Вторник, 05 Сентября 2017 г. 16:27 + в цитатник
Оригинал взят у niktoinikak в Вне расписания - Горбатов.
Имхо потенциально - один из величайших декораторов всех времён. Сравнимый с Тьеполо и Тинторетто. Но, увы, только потенциально. Свои картины, которые замечательно бы смотрелись в размере скажем 7 на 5 метров он делал в размере полметра на полметра. Почему - не знаю. Но ему наверно было виднее :-)

Картинки взяты с арткаталога(очередное огромное спасибо). Их там больше 200.

http://www.art-catalog.ru/gallery.php?id_psort=1&id_pview=2&count_pic=-1&id_artist=381


















https://history-of-art.livejournal.com/1090637.html


Метки:  

Московский Первомай 1928 года в рисунках Диего Риверы

Вторник, 05 Сентября 2017 г. 15:50 + в цитатник
Оригинал взят у clervo в Московский Первомай 1928 года в рисунках Диего Риверы
В 1927 году в канун десятой годовщины Октябрьской революции в Москву приехал Диего Ривера, художник и коммунист. Столицу первого государства рабочих и крестьян он покинул в мае 1928 года.

В коллекциях Музея современного искусства в Нью-Йорке (The Museum of Modern Art, или сокращенно MoMA) хранится рабочий блокнот Риверы, который он заполнял карандашными и акварельными эскизами во время своего полугодового пребывания в СССР. На всех листах рядом с автографом проставлена дата – "28". Это позволяет предположить, что все изображения относятся к весне 1928 года и сделаны на первомайском празднике. (Хотя в скобках замечу, что небо на первых пейзажных рисунках выглядит совершенно ноябрьским; видимо, поэтому ряд исследователей и интерпретаторов творчества великого мексиканца атрибутируют первые страницы блокнота осенью 1927 года.)

Много позже, в середине 1950-х Ривер вторично побывал в Москве. Памятью об этом визите стало знаменитое полотно о московском Первомае:


Его электронные репродукции ежегодно множатся и множатся в русскоязычном сегменте сети – это популярнейшая поздравительная открытка то ли ко Дню международной солидарности трудящихся, то ли к Празднику весны и труда. А начало этой картине было положено тридцатью годами ранее, в том самом московском рабочем блокноте 1927–1928 годов.
Вот он.

1-6. Эта и пять следующих зарисовок - бытовые. Некоторые предметы узнаваемы, кажется, на уровне генетической памяти: печка в городском доме, умывальник и таз на табуретке под ним, этажерка с книгами и бюстиком Ильича. Коммуналка? Быть может.

1.

Оригинал

2.

Оригинал

3.

Оригинал

4.

Оригинал

5.

Оригинал

6.

Оригинал

Седьмой рисунок из блокнота повторяет шестой (или это допущенная при размещении сканов на сайте музея ошибка?), поэтому сразу переходим к восьмому листку из блокнота художника.

8-10. Московские улицы, украшенные к празднику. Вероятно, какая-то рабочая окраина. Узнать местность не могу, ничего не приходит в голову.

8.

Оригинал

9.

Оригинал

10.

Оригинал

11-16. Народ собирается на демонстрацию. Началу движения в центр города предшествует митинг. Пока с трибуны несутся лозунги, работницы в легких платьях то ли обсуждают что-то, то ли прихорашиваются.

11.

Оригинал

12.

Оригинал

13.

Оригинал

14.

Оригинал

15.

Оригинал

16.

Оригинал

С этого листа и до конца блокнота - Красная площадь и подходы к ней, перемежающиеся набросками портретов демонстрантов и зрителей первомайского действа.

17.

Оригинал

18.

Оригинал

19.

Оригинал

20.

Оригинал

21.

Оригинал

22.

Оригинал

23.

Оригинал

24.

Оригинал

25.

Оригинал

26.

Оригинал

27.

Оригинал

28.

Оригинал

29.

Оригинал

30.

Оригинал

31.

Оригинал

32.

Оригинал

33.

Оригинал

34.

Оригинал

35.

Оригинал

Это Воскресенские ворота?
36.

Оригинал

37.

Оригинал

Где это место? Была мысль, что на заднем плане Сухарева башня, но строения, изображенные справа, опровергают это предположение.
38.

Оригинал

39.

Оригинал

40.

Оригинал

41.

Оригинал

42.

Оригинал

43.

Оригинал

44.

Оригинал

45.

Оригинал


https://history-of-art.livejournal.com/1090499.html


Метки:  

542 года с дня рождения Микеланджело

Четверг, 31 Августа 2017 г. 14:11 + в цитатник
Дата не круглая, но это не повод лишний раз не вспомнить о одном из титанов эпохи Возрождения
Микеланджело Буанаротти родился в 1475 году и прожил 88 лет - срок немалый, а по средневековым меркам можно сказать и вовсе немыслимый.

Как говорится, по настоящему талантливые люди, талантливы во всем, и Микеланджело не был исключением. Основным видом его деятельности была скульптура, но он также проявил себя и как художник. На этой стезе самой знаменитой его работой является роспись Сикстинской капеллы, взяться за которую его уговаривал сам Папа Римский.

Микеланджело проявил себя и как поэт, и как архитектор, но немеркнущую славу принесои ему его скульптуры. Давид, Мадонна с младенцем, Умирающий раб, Битва кентавров - это лишь немногие из его работ.






ИСТОЧНИК

https://history-of-art.livejournal.com/1090243.html


Метки:  

Европа на картинах Бернардо Беллотто

Вторник, 29 Августа 2017 г. 18:30 + в цитатник
Новость из мира искусства


Бернардо Беллотто. Крепость Кёнигштайн с севера, 1756. 132.1×236.2 см

Лондонская Национальная галерея приобрела пейзаж Бернардо Беллотто "Крепость Кёнигштайн, вид с севера" за 14,8 млн долларов. Сообщение о приобретении этой работы было опубликовано под заголовком "Спасена для нации". Сделки с картинами Беллотто продолжают целый ряд продаж произведений старых мастеров, осуществляемых британскими аристократами, чьи семьи приобретали их в XVIII веке. В большинстве случаев наследники продают картины с целью восстановить фамильные дома и инвестировать в будущее своих владений.
Пейзаж "Крепость Кёнигштайн, вид с севера", написанный в 1756-1758 годах, недавно был продан Эдвардом Стенли, 19-м графом Дерби, иностранному коллекционеру, пожелавшему остаться неизвестным, но тот не получил права на вывоз картины из страны. В фамильном поместье Дерби Ноусли-Холле парные пейзажи Бернардо Беллотто (есть еще вид на замок Кёнигштайн с юга) хранились с 1834 года. Беллотто всегда был любимцем британских аристократов.

Масштабная панорама - один из пяти видов бастиона, заказанных королём Польши и курфюрстом Саксонии Августом III приблизительно в 1756 году. На полотнах изображен замок курфюрста в окрестностях Дрездена. Из-за Семилетней войны, которая изменила баланс сил в Европе, король так и не получил заказанную им серию. Все пять картин были вывезены в Великобританию, вероятно, ещё при жизни Беллотто. Там они оставались до 1993 года, пока одну не продали галерее в Вашингтоне. По данным Лондонской Национальной галереи, в настоящее время две работы цикла хранятся в Художественной галерее Манчестера, одна находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, еще одна остается в поместье графа Дерби неподалеку от Ливерпуля.


Бернардо Беллотто. Крепость Кёнигштайн. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Ещё одна ведута Беллотто Венеция "Вид на Большой канал с юга от палаццо Фоскари" (1738-1739), привезенная из Венеции в 1739 году четвертым графом Карлайлом, была несколько лет назад продана на аукционе Sotheby's. А до этого хранилась в фамильном имении Касл-Ховарде, в Северном Йоркшире, известном как место съемок телесериала 1981 года "Возвращение в Брайдсхед".


Бернардо Беллотто. Венеция. Вид на Большой канал с юга от палаццо Фоскари. Из коллекции семьи Говард

Бернардо Беллотто (1722-1780) совместно со своим дядей и учителем Каналетто, или Джованни Антонио Каналем (1697-1768) - главой венецианской школы ведутистов, прославил жанр европейской живописи Ведута - детального изображения городского пейзажа. Бернардо Беллотто также имел прозвище Каналеттто, поэтому авторство их картин часто путают.
Бернардо Беллотто родился в Венеции в 1722 году. Уже в 16 лет был принят в Венецианскую гильдию художников, а 1748 году получил пост придворного живописца короля Августа III с самым высоким окладом, который когда-либо выплачивался художнику при саксонском дворе.


Автопортрет в облике венецианского посла. Национальный музей, Варшава

Сейчас довольно трудно различить венецианские виды Беллотто и его дяди-учителя Антонио Каналя, но отличия есть. На картинах племянника более серебристый свет, более прохладная палитра, а полотна масштабнее, даже если прототипом для них служили работы его родственника. Один из отличительных признаков произведений Беллотто - использование техники импасто (густого наложения краски), особенно в небе, где широкие мазки обозначают облака и меняют свет на горизонте.


Bernardo Bellotto. Das Hafenbecken von San Marco am Himmelfahrtstag, Venedig, um 1739/40, Leinwand, 108 x 152,5 cm. © From the Castle Howard Collection

Картина Каналетто из ГМИИ им. А.С. Пушкина:


Джованни Антонио Каналь Каналетто. Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Изображения городов, ландшафтов и их обитателей от Венеции до Дрездена и от Вены до Варшавы на картинах Беллотто отличаются документальной точностью и художественным видением. Эти панорамные композиции характеризуются сильным контрастом света и тени, а также повышенным вниманием к архитектурным деталям. Точность их передачи такова, что поздние картины художника с изображением Варшавы сыграли решающую роль в реконструкции города после Второй мировой войны.


Бернардо Беллотто. Вид Варшавы с террасы Королевского замка. Национальный музей, Варшава

Основные работы, относящиеся к различным творческим периодам художника, помогают проследить его маршрут по Европе в Эпоху Просвещения, где Беллотто также выполнял заказы английской знати и впоследствии стал высокоуважаемым художником при дворе в Дрездене и Варшаве.


Bernardo Bellotto. Der Arno mit dem, Ponte Vecchio, Florenz, um 1742/43, Leinwand, 73,3 x 105,7 cm. © The Fitzwilliam Museum, Cambridge



Бернардо Беллотто. Площадь Синьории во Флоренции, ок. 1742 г. Музей изящных искусств, Будапешт



Bernardo Bellotto. Capriccio mit dem Turm von Malghera, 1743-44, Leinwand, 37,3 x 62,2 cm. © Bristol Museums and Art Gallery



Bernado Bellotto. Capriccio mit einer Triumphbogenruine am Lagunenufer, um 1743, Leinwand, 40,5 x 49 cm. © Museo Civico, Asolo

Кроме пяти названных Национальным музеем Лондона ведут, есть ещё два вида замка Кёнигштайн. Один находится в Дрезденской картинной галерее,


Bernado Bellotto. Die Festung Sonnenstein über Pirna, um 1753/55, Leinwand, 133 x 234 cm. © Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dresden

а другой - в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

17-2558.jpg
Бернардо Белотто. Вид замка Кенигштайн. ГМИИ им. Пушкина

После начала Семилетней войны Беллотто перебрался в Вену и Мюнхен, затем вернулся в Дрезден, а последние 13 лет жизни провёл в Варшаве.


Bernardo Bellotto. Die Freyung von Südosten, Wien , 1759/60, Leinwand, 116 x 152 cm. © Kunsthistorisches Museum, Wien



Бернардо Беллотто. Вид Вены от Бельведера



Bernardo Bellotto. München von Osten, 1761, Leinwand, 134,2 x 237,5 cm. © Alte Pinakothek, Bayerische Staatsgemäldesammlungen, München



Bernardo Bellotto. Das Schloss Nymphenburg von der Parkseite, 1761, Leinwand, 132 x 235 cm. © Bayerische Schlösserverwaltung, München


https://history-of-art.livejournal.com/1089820.html


Метки:  

Кулинарное шоу - яблочно-орехово-маково-медовая вкуснота и красота

Вторник, 29 Августа 2017 г. 10:18 + в цитатник
Поль Сезанн - Натюрморт с корзиной яблок 1890-1894.jpg

Поль Сезанн - Натюрморт с корзиной яблок

Поль Сезанн (Paul C'ezanne), родился в 1839-ом году в Экс-ан-Прованс, - французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма.
С 1854-го года посещал свободную академию рисунка. Однако ежегодного приза по рисованию в колледже Сезанн никогда не получал - его в 1857-ом году удостоился лучший друг юного Поля - Эмиль Золя.
Художник умер в Экс-ан-Прованс в 1906-ом году.


Читать дальше...

https://history-of-art.livejournal.com/1089736.html


Метки:  

Три Спаса - содержание праздников и традиции празднования

Среда, 23 Августа 2017 г. 10:58 + в цитатник
Третий Спас, то есть праздник Спасителя, - 29 августа - Спас "на полотне", назначенный в память перенесения нерукотворного образа Господня в Константинополь. С этого дня продают домотканые холсты. Ещё этот праздник называют Ореховым Спасом и Хлебным Спасом.

Существует предание, что во время земной жизни Иисуса Христа князь Едесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя, князь послал к нему своего художника с письмом, прося исцелить его от тяжелой болезни. Когда художник увидел лик Спасителя, сильно захотелось ему изобразить черты Его на полотне, но все труды остались напрасны - никак не мог он уловить черты лица Господня. Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо Свое платком, и, к удивлению присутствующих, на платке тотчас же получилось изображение Его. Этот нерукотворный образ Свой Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором писал: "Блажен ты, что уверовал в Меня, не видав Меня. После вознесения Моего придет к тебе ученик Мой и совершенно исцелит тебя от недуга".

Князь, получив образ и поклонившись Ему, почти совсем излечился от болезни. Сначала образ хранился в городе Едесс, где жил князь, впоследствии же был перенесен в Константинополь. Перенесение это было совершено 16 августа по старому стилю (29 августа по новому стилю).

По традиции, икона "Спас Нерукотворный" - первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.




Спас нерукотворный.jpg

Олисей Гречин (предположительно) - Спас нерукотворный

Олисей Гречин (Олисей Петрович Гречин), - иконописец, по происхождению, скорей всего, грек (отсюда прозвище Гречин). Впрочем, иноэтнические прозвища часто давались и славянам; так по другой версии, он - сын новгородского боярина Петра Михалковича.
Работал в Великом Новгороде в XII—XIII веках.
Мирское имя (прозвище) Олисея - Гречин известно по летописям. Олисей, вероятно, был священником. Он обычно отождествляется с игуменом Юрьева монастыря и претендентом на новгородское епископство в 1193-ем году - также Гречином.


0_7c2f3_741f8e12_XS.gif



Считается, что эта икона Спаса была написана для церкви Святого Образа в Новгороде Великом. Потом она находилась в Успенском соборе Московского Кремля.
Икона расчищена в 1919-1920 годах в Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи при Отделе изобразительного искусства Наркомпроса РСФСР.
1920-1930 - находится в Государственном Историческом музее.
1930 - передана в Государственную Третьяковскую галерею.

Читать дальше...

https://history-of-art.livejournal.com/1089496.html


Метки:  

Товарищество Голике и Вильборг

Вторник, 22 Августа 2017 г. 12:27 + в цитатник
Оригинал взят у galik_123 в Товарищество Голике и Вильборг


Голике и Вильборг - художественное книгоиздательское товарищество, основанное в Петербурге в 1903 году Романом Голике и Артуром Вильборгом, создавшими лучшее полиграфическое предприятие дореволюционной России.
Используя самые передовые технологии и лучшее оборудование, Голике и Вильборг удостоились права носить официальное звание "Поставщиков двора Его Императорского Величества". Ко двору поставлялись не только книги и альбомы, но и великолепно оформленные и отпечатанные приглашения, меню, праздничные программы.
Сейчас все антикварные книги, изданные товариществом Голике и Вильборг, считаются редкими, и многие издания имеют историческую и коллекционную ценность.
Звание Поставщика двора присваивалось по заключению министра Императорского двора и означало признание государством высокого качества продукции, гарантировало фирме широкий выход на иностранный рынок, получение выгодных и престижных заказов и, как следствие, высокую прибыль. Фирма получала право изображения на торговой марке Государственного герба, своего наименования и даты основания. На торговой марке фиксировались также полученные на международных и всероссийских выставках награды. Поставщики двора выполняли заказы для царской семьи, а также дипломатические, церемониальные и почетные подарки.


Внешний вид здания товарищества "Голике и Вильборг" по ул. Мещанской, д. 2/57, 1904. Санкт-Петербург

Роман Романович Голике прошел путь от наборщика до владельца типографии (1852). Расширив производство Голике основал издательскую фирму. Его сын, Роман Романович Голике, быстро включился в работу отца, а в 1884 году открыл первую школу печатного дела при Русском техническом обществе. Не без помощи Р.Р. Голике было создано Русское общество деятелей печатного дела и проведён Первый Всероссийский съезд деятелей печатного дела.


Роман Романович Голике

Артур Иванович Вильборг - российский типограф и художник. Несмотря на маленькие масштабы, дело А.И. Вильборга сразу приобрело известность в России. Он стал почётным гражданином - купцом 2-й, а затем и 1-й гильдии.


Артур Иванович Вильборг

Начало деятельности Товарищества было связано преимущественно с выпуском афиш, рекламных плакатов, меню, а впоследствии - художественных альбомов и репродукций картин русских художников.


А.Н. Бенуа. Сосновая роща. Голике и Вильборг, товарищество



А.Н. Бенуа. Нева. Голике и Вильборг, товарищество



В.Э. Борисов-Мусатов. Прогулка при закате. Голике и Вильборг, товарищество



Животный мир.Беловежская пуща. Зубры. Голике и Вильборг, товарищество



Локомотивы и трамвай. Паровоз 1-3-1 типа "Прери" №2000. Голике и Вильборг, товарищество

Полиграфическая продукция "Товарищества Р. Голике и А. Вильборг" неоднократно удостаивалась высших наград на отечественных и зарубежных выставках: в Дрездене (1909), Турине (1911), на выставке "Искусство в книге и плакате" в Петербурге (1912).
Фирме удалось привлечь к работе художников объединения "Мир искусства". Это позволило "Голике и Вильборг" издавать книги высочайшего полиграфического уровня. Выходили подарочные фолианты, книги к знаменательным датам (100-летие начала Отечественной войны 1812 года, 200-летие Санкт-Петербурга, 300-летие Дома Романовых и др.).
В "Товарищесте" был издан также ряд изящных малотиражных изданий, отличающихся высокохудожественным исполнением: "Невский проспект" Н.В. Гоголя с иллюстрациями Д.Н. Кардовского (1905), "Четыре басни И.А. Крылова" (1907) с рисунками А. Орловского, "Казначейша" М.Ю. Лермонтова в оформлении М.В. Добужинского (1914), "Гравюра и литография" И.И. Лемана (1913). Вышли прекрасно иллюстрированные "Горе от ума" А.С. Грибоедова (1913) в оформлении Д.Н. Кардовского и Г.И. Нарбута; "Пиковая дама" А.С. Пушкина (1911) с иллюстрациями А.Н. Бенуа; "Евгений Онегин" А.С. Пушкина (1911) с рисунками Е.П. Самокиш-Судковской; "Хаджи-Мурат" Л.Н. Толстого (1916) в оформлении и с иллюстрациями Е.Е. Лансере; "Книга маркизы" Ф. Блэй (1918) с иллюстрациями К.А. Сомова.
Были напечатаны такие шедевры полиграфического искусства, как "Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны" А.Н. Бенуа (1910) с иллюстрациями "мирискуссников".



Эта книга имела по-настоящему "дворцовый" вид: большой формат, кожаный переплет с золотым тиснением, множество фотографий и иллюстраций, выполненных лучшими художниками своего времени. Издание сразу стало ярким явлением художественной жизни Петербурга.










Иллюстрации художницы Е.Самокиш-Судковской к "Евгению Онегину" по праву считаются одними из лучших иллюстраций за всю историю издания книги.
Пушкин А. Евгений Онегин. С иллюстрациями Е.Самокиш-Судковской. Издание первое. Пг., издание т-ва Р.Голике и А.Вильборг, 1908, 120 с., с илл. 26,2 x 23,2 см. Титульный лист работы А.Лео.




Титульный лист, заставки и концовки к изданию рисовал другой художник - Александр Николаевич Лео.






Стр. 2



Стр. 7. Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей



Стр. 19



Cтр. 23. Как жизнь поэта простодушна, как поцелуй любви мила



Стр. 30. Явились. Им расточены порой тяжёлые услуги гостеприимной старины...



Стр. 46. Я вас люблю любовью брата и, может быть, ещё нежней



Стр. 59. Таинственно ей все предметы провозглашали что-нибудь



Стр. 109



Стр. 116. И, не сводя с него очей, от жадных уст не отымает бесчувственной руки своей

Старинная Архитектура Галиции в очерках и рисунках Г.К. Лукомского. Петроград: издание товарищества Р.Голикэ и А.Вильборг, 1915г. 127 с. Издание иллюстрировано: 60 иллюстраций на отдельных листах и вклейках. Иллюстрированный авантитул. Мягкий переплет, тиснение золотом.













На базе "Товарищества" был издан ряд иллюстрированных журналов: "Мир искусства" (1904), "Аполлон" (1913-1917), "Сатирикон" (1908-1911) и "Жупел" (1905-1906), в оформлении которых в разное время принимали участие лучшие русские художники-графики: А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, В.А. Серов, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, Г.И. Нарбут и дp. Кроме этого издавались и юмористические иллюстрированные журналы "Шут", "Осколки".
В 80-х годах XIX века "Осколки" был самым либеральным из российских юмористических журналов. В нём активно сотрудничал в ранние годы своего творчества А. П. Чехов. В 1882-1887 годах в "Осколках" было опубликовано более 270 произведений Чехова, в том числе его первый сборник рассказов "Сказки Мельпомены" (1884).



Товарищество "Р. Голике и А. Вильборг" процветало вплоть до 1917 года, его называли "купелью санкт-петербургской школы книжной графики". В 1918 году, после Октябрьской революции, Вильборг и Голике эмигрировали в Германию, а их "Товарищество" было национализировано. Позже предприятие получило название "15-я Государственная типография", а с 1922 года - "Типография имени Ивана Федорова".

Источники информации и иллюстраций
filokartist.net
www.antiquebooks.ru
leninka-ru.livejournal.com
www.gelos.kiev.ua
propagandahistory.ru

https://history-of-art.livejournal.com/1089220.html


Метки:  

Сюзанна Валадон: натурщица, художница, легенда Монмартра

Четверг, 17 Августа 2017 г. 19:02 + в цитатник
Оригинал взят у marinagra в Сюзанна Валадон: натурщица, художница, легенда Монмартра
3686.jpg
Пьер Огюст Ренуар. Девушка, расчесывающая косу. 1885
Портрет Сюзанны Валадон

Сюзанна Валадон трижды вошла в историю искусства – как модель, запечатленная на множестве известных полотен и рисунков, как одаренная художница, и наконец, как одна из тех ярких, дерзких, очаровательных женщин, без которых невозможно представить себе жизнь парижской богемы рубежа 19-20 веков.



Сюзанна Валадон. 1880-е годы

Натурщица

Мaри Клементина Валадон, внебрачная дочь прачки, родилась в 1865 году, приехала с матерью в Париж пятилетней девочкой, сколько-нибудь приличного образования не получила, с детства любила рисовать и с детства же подрабатывала, как могла, - служила нянькой, швеей, официанткой в бистро, торговала на рынке. Начала карьеру цирковой акробатки, но после падения с высоты о цирке пришлось забыть.



Сюзанна Валадон. 1880-е годы


Анри де Тулуз-Лотрек. Портрет Сюзанны Валадон. 1885

Ее знакомству с парижскими художниками помогла профессия матери: та открыла на Монмартре прачечную, и обязанностью Мари стала доставка белья на дом. Одним из клиентов прачечной оказался известный художник из Лиона Пьер Пюви де Шаванн. Он по достоинству оценил классические формы и выразительное лицо девушки и пригласил ее позировать. Почти все фигуры монументального панно Пюви де Шаванна "Священная роща" (1884), которое ныне украшает вестибюль Музея изящных искусств в Лионе, рисованы с юной Мари Клементины.

RIMG2516
Росписи Пьера Пюви де Шаванна в вестибюле музея изящных искусств в Лионе. 1873


Пьер Огюст Ренуар. Танец в Буживале. 1883
Пьер Огюст Ренуар. Танец в городе. 1883
Пьер Огюст Ренуар. Зонтики. 1883

Вскоре девушка начала позировать и другим художникам - Анри де Тулуз-Лотреку, Огюсту Ренуару, Эдгару Дега, Теофилю Стейнлену. Это она, прелестная и соблазнительная, танцует на полотнах Ренуара "Танец в Буживале" (1883) и "Танец в городе" (1883), стоит с корзиной в руках на фоне черных зонтов ("Зонтики", 1883). Это она, миловидная, свежая, с правильными чертами лица и скульптурным телом, смотрит с портрета Ренуара ("Девушка, расчесывающая косу", 1885). Это она – гибкая обнаженная купальщица Дега ("Купание в тазу", 1886).


Эдгар Дега. Купание в тазу. 1886
Позирует Сюзанна Валадон


В работах Тулуз-Лотрека мы видим совсем иную Мари: утомленная женщина отрешенно смотрит вдаль на портретах 1885 года, понуро сидит перед винной бутылкой ("Похмелье", 1888). Вот что пишет Анри Перрюшо о портретах Валадон в книге "Жизнь Тулуз-Лотрека": "Ренуар, который постоянно прибегал к услугам этой привлекательной натурщицы, в то же время, что и Лотрек, работал над ее поясным портретом "Девушка, расчесывающая косу" и с нежностью и наслаждением выписывал ее большие голубые глаза, изящный изгиб бровей, чувственный пухлый рот, густые темные волосы, разделенные пробором, ее пышную высокую грудь. В портретах Лотрека у Мари резкие, жесткие черты лица, такие, какими они станут, когда она утратит прелесть своих двадцати лет. У нее не по возрасту печальное лицо, сжатые губы, мрачный, устремленный в пространство отсутствующий взгляд. Острый подбородок и вся ее поза - нервная, напряженная - свидетельствуют, несмотря на узкие плечи, на тонкую, непропорционально длинную шею, о силе воли, скорее мужской, чем женской".


Portrait_of_the_Painter_Suzanne_Valadon,_by_Henri_de_Toulouse-Lautrec,_1885_-_Ny_Carlsberg_Glyptotek_-_Copenhagen_-_DSC09473.jpg
Анри де Тулуз-Лотрек. Портрет Сюзанны Валадон. 1885

suzanne-valadon-in-1885-jean-fabris-1384386628_b.jpg
Анри де Тулуз-Лотрек. Похмелье. 1888
Портрет Сюзанны Валадон

Так как же на самом деле выглядела любимая натурщица парижских художников? Судя по сохранившимся фотографиям, у Валадон была, очевидно, очень изменчивая внешность: шляпка, прическа, покрой платья, освещение и настроение придавали ее облику новые оттенки и делали идеальной моделью для многих художников.
Насмешливый - и ревнующий – Тулуз-Лортек прозвал девушку Сюзанной: по его мнению, позируя стареющим импрессионистам, она уподоблялась Сусанне из библейского сказания, которая предстала обнаженной перед сладострастными старцами. Так помощница прачки и несостоявшаяся циркачка стала известна парижской богеме как натурщица Сюзанна Валадон, а вскоре - и как художница.


Теофиль Александр Стейнлен.
Портрет Сюзанны Валадон. Ок. 1880


Художница

Художники, которые рисовали и писали Сюзанну (это имя с годами полностью вытеснило ее собственное) и не догадывались о том, что натурщица не только позирует, но и прилежно учится у каждого из них. Сюзанна внимательно наблюдала за тем, как создаются рисунки и картины, а дома, втайне от всех, работала над собственными произведениями. Она долго не решалась показать кому-либо свои творения, а осмелившись, пустилась на хитрость: ее наброски "как бы случайно" попались на глаза Тулуз-Лотреку. Лишь увидев, как он поражен и восхищен, Сюзанна призналась, что занимается живописью. Лотрек повесил работы Сюзанны в своей мастерской и удивлял ими гостей, которые и мысли не допускали, что уверенная рука автора принадлежит самоучке, да к тому же женщине!


Сюзанна Валадон. Автопортрет. 1898

В 1890 году Сюзанна показала свои произведения строгому мэтру Эдгару Дега, который без колебаний заявил "Вы наша!", купил у нее несколько работ и впоследствии оказывал молодой художнице покровительство. Валадон довольно быстро добилась успеха и признания. В 1894 году она стала первой женщиной, принятой в Национальное общество изящных искусств, участвовала во многих групповых выставках, однако ее первая персональная экспозиция состоялась лишь в 1911 году.

Toulouse_LAUTREC,_Henri_-_Portrait_de_Suzanne_Valadon_(Madame_Suzanne_Valadon,_artiste_peintre)_-_Google_Art_Project.jpg
Сюзанна Валадон. Скрипичный футляр. 1923


Сюзанна Валадон. Натюрморт с лилиями и фруктами. 1924

Самые ранние сохранившиеся произведения Валадон - "Автопортрет" и "Портрет матери" - относятся к 1883 году. За этими работами последовали уличные зарисовки, жанровые сцены, портреты, обнаженные модели, натюрморты, цветы, позднее – многочисленные изображения любимого рыжего кота Рамину.

the-blue-room-1923.jpg
Сюзанна Валадон. Голубая комната. 1923


Сюзанна Валадон. Брошенная кукла. 1921

Валадон очень серьезно относилась к работе, годами совершенствовала свои полотна и утверждала – вполне в ее стиле – что держит дома козу, которой "поручает" поедать неудачные холсты. Несмотря на такую требовательность художницы к себе, ее наследие довольно внушительно - 475 картин, 275 рисунков, 31 офорт.
Привычными материалами были для Сюзанны пастель и масляные краски. Нежная акварель ее не устраивала: она любила глубокий интенсивный цвет. В ее сочных контрастных полотнах формы выявлены и подчеркнуты энергичным темным контуром.

Joy_of_Life_MET_DT356454.jpg
Сюзанна Валадон. Забрасывание сети. 1914

Современников поражали "обнаженные" Сюзанны Валадон. У нее не было никаких представлений об ограничениях, которые накладывал на женщин-художниц того времени их пол. То, что она сама была моделью, придает ее работам с обнажённой натурой особую остроту, откровенность и какую-то безжалостную зоркость. В ее полотнах нет и намека на красивость, нет желания польстить моделям, идеализировать их, придать им поэтичность.


Сюзанна Валадон. Обнаженная с драпировкой. 1919


Сюзанна Валадон. Женщина в белых чулках. 1924

"Не приводите ко мне женщин, которые ждут, что я изображу их обаятельными или приукрашенными, я их немедленно разочарую", - говорила художница.
Валадон – истинная находка для феминисток: в ее работах ощущаются неженская мощь и внутренняя монументальность, все ее творчество отрицает облегченное "женское искусство". И в то же время в своей
частной жизни Сюзанна была женщиной до мозга костей.

raminu.jpg
Сюзанна Валадон. Кот Рамину, сидящий на драпировке. 1920


Сюзанна Валадон. Луизон и Рамину. 1920

Легенда Монмартра

Один из биографов Валадон сказал, что любовь была для нее столь же естественна, как закат и восход, и столь же быстротечна. Она кружила головы своим друзьям-художникам, одно увлечение сменяло другое. Когда в 1883 году юная натурщица родила сына Мориса, в предположениях о возможном отце ребенка недостатка не было. Пюви де Шаванн? Ренуар? Некий господин Буасси? Когда мальчику было 8 лет, его усыновил приятель Сюзанны, каталонский архитектор, живописец и арт-критик Мигель Утрильо. Говорят, Утрильо пошутил по этому поводу, что для него большая честь подписать произведение одного из великих мастеров. Так будущий знаменитый художник Морис Утрилло получил имя.


Сюзанна Валадон. Портрет Мориса Утрилло. 1921

Сюзанна свела с ума композитора Эрика Сати, на полгода став единственной в его жизни любовью, но больше всего страданий она причинила Тулуз-Лотреку. Анри Перрюшо в уже упомянутой книге "Жизнь Тулуз-Лотрека" с большим сочувствием к своему герою описывает хитрости и уловки Сюзанны, при помощи которых она добивалась от художника всего, чего пожелает. Склонность Валадон к эпатажу веселила парижскую богему. Она могла разгуливать с пучком моркови вместо букета и безудержно баловала своих любимых кошек: в пятницу, постный день, они "как добрые католики" питались исключительно икрой вместо рыбы.


Сюзанна Валадон. Портрет семьи. 1912
(Андре Уттер, Сюзанна Валадон, Морис Утрилло, мать Сюзанны)


В 1896 году Валадон вышла замуж за обеспеченного биржевого маклера. Солидный брак позволил художнице полностью сосредоточиться на живописи, но Сюзанна не была бы сама собой, если бы этот респектабельный союз стал завершением ее бурной жизни. В 1909 году сорокачетырехлетняя Сюзанна увлеклась приятелем сына, двадцатитрехлетним красавцем и начинающим художником Андре Уттером. Она оставила своего маклера и в 1914 году вышла за Уттера замуж.


16-01-NUVO-Magazine-Spring-2013-SCALAWAGS_72-73_PAGE_1_IMAGE_0001.jpg
Сюзанна Валадон, Морис Утрилло (в центре) и Андре Уттер


Сюзанна Валадон в студии

Валадон, Уттер и Утрилло (их прозвали на Монмартре "La trinité maudite" - "проклятая троица") жили совместно, причем Морис Утрилло, который с юности страдал жестоким алкоголизмом, часто сидел взаперти под присмотром санитара, доставляя матери и отчиму немало хлопот. Когда Утрилло, требуя спиртного, начинал буйствовать, Валадон невозмутимо объясняла встревоженным гостям: "Это шалит мой кот Рамину!".
Сюзанна находила оригинальный выход из любого положения. Однажды, застав неверного супруга с подружкой, она заперла парочку в комнате и, на потеху соседям, целую неделю кормила любовников вареной капустой, которую они поднимали в ведре через окно.


Сюзанна Валадон с Морисом Утрилло (слева),
Андре Уттером и котом Рамину. 1919


В послевоенные годы Сюзанна подружилась с Амедео Модильяни, который написал ее портрет и утверждал, что это единственная женщина, которая его понимает. Валадон прожила долгую жизнь и успела увидеть, как известность ее сына, последнего певца богемного Монмартра, превзошла ее собственную: ее все чаще называли матерью Мориса Утрилло, а потом уже художницей. Но она все еще оставалась легендой Монмартра, и когда в 1938 году Сюзанна Валадон умерла, ее проводили в последний путь мастера нового поколения - Андре Дерен, Пабло Пикассо, Жорж Брак.



Морис Утрилло. Монмартр, рю Корто, 12. 1921
Здесь жила и работала Сюзанна Валадон.


Ателье Валадон и Утрилло в музее Монмартра на рю Корто, 12

В доме на рю Корто, где с 1912 по 1926 годы жила и творила "проклятая троица", расположен ныне музей Монмартра, который в 2015 году отметил 150-летие со дня рождения художницы большой ретроспективной выставкой. В честь Сюзанны Валадон названа небольшая площадь у подножия Монмартра, ее имя носит небесное тело – астероид 6937 Valadon.



Сюзанна Валадон. Автопортрет. 1927



Сюзанна Валадон. Кот Рамину. 1922

Сюзанне Валадон и Рамину, а также другим котолюбивым художникам Франции,
посвящена страничка французского выпуска котоальманаха "Коты через века":

http://marinagra.livejournal.com/143847.html

https://history-of-art.livejournal.com/1088861.html


Метки:  

Эскизы К.Ф. Шинкеля к диораме "Сожжение Москвы" (1812 г.)

Вторник, 15 Августа 2017 г. 13:20 + в цитатник
Оригинал взят у clervo в Эскизы К.Ф. Шинкеля к диораме "Сожжение Москвы" (1812 г.)

Карл Фридрих Шинкель – знаменитый немецкий архитектор первой половины XIX века. Среди его работ – жемчужины Потсдама Николаикирхе, дворец Шарлоттехоф и Бабельсбергский замок, берлинские Старый музей и Нойе Вахе (Новая гауптвахта), разрушенная в 1944 году Альтштадтская кирха в Кенигсберге.

Значительное место в наследии К.Ф. Шинкеля занимают его живописные и графические работы. Одна из самых известных из них – диорама «Der Brand von Moskau» («Пожар Москвы» или «Сожжение Москвы») – была создана в 1812 году по свежим впечатлениям от драматических событий, случаившихся в первопрестольной в сентябре того года.


Оригинал

В Берлинском Гравюрном кабинете ( Kupferstichkabinett Berlin) сохранились эскизы к диораме. Их подлинники, даже качественно оцифрованные, довольно блеклые, поэтому оригинальные изображения снабжены мною «прорисовкой», сделанной с применением графических фильтров. Как всегда, все картинки кликабельны.

1.


Оригинал
Прорисовка:


2.


Оригинал
Прорисовка:

3.


Оригинал
Прорисовка:

4.


Оригинал
Прорисовка:

5.


Оригинал
Прорисовка:

6.


Оригинал
Прорисовка:

7.


Оригинал
Прорисовка:

8.


Оригинал
Прорисовка:

9.


Оригинал
Прорисовка:

10.


Оригинал
Прорисовка:

11.


Оригинал
Прорисовка:

12.


Оригинал
Прорисовка:


https://history-of-art.livejournal.com/1088541.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_history_of_art
Страницы: [60] 59 58 ..
.. 1 Календарь