Кипр. Уик-энд в горах Троодос. Три трейла в одном. Часть вторая: Персефона - Пузиарис - Псило Дентро |
Метки: Крит |
Питер. Возле Спаса на Крови |
В прошлый раз прогулялись от Летнего Сада до Спаса на Крови (https://cand-orel.livejournal.com/1907421.html) —
Храм Воскресения Христова на Крови, или храм Спаса на Крови — мемориальный православный храм в Санкт-Петербурге, сооружённый в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был построен как памятник царю на средства, собранные по всей России.
Он сам по себе интересен, да и кругом достаточно интересные объекты...
Храм Спаса на Крови расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма — 81 м, вместимость — до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.
Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в русском стиле, несколько напоминает московский собор Покрова на Рву. Строительство длилось 24 года. 6 (19) августа 1907 года собор был освящён во имя Воскресения Христова. Имеет статус музея (музейный комплекс «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“»).
Торжественная закладка храма состоялась 18 октября 1883 года. В комиссию по строительству храма, возглавляемую Великим князем Владимиром Александровичем, вошли архитекторы Д. И. Гримм, Р. А. Гёдике, Э. И. Жибер, Р. Б. Бернгард, которые во время возведения здания давали консультации и вносили коррективы в проект; большое участие в переработке проекта принял И. В. Штром, предложения которого существенно повлияли на композицию осуществлённого храма.
Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 6 (19) августа 1907 года (в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас) в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.
27 апреля (10 мая) 1908 года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.
При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса на Крови была реконструирована.
В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.
С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчёркиваются достижения России в период правления Александра II. На западном фасаде под главным куполом, выложены мозаики с гербами губерний, областей и городов Российской Империи.
Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции неорусского стиля. Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.
В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции.
Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. В западной части собора находится колокольня, завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.
Собор Воскресения Христова был одним из двух, наряду с Исаакиевским собором, храмов Санкт-Петербурга, находившихся на государственном содержании. Собор не был приходским; он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения; вход осуществлялся по пропускам. В соборе совершали отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносили проповеди.
В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса на Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций.
В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 году.
19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей.
Ну, раз музыкальные инструменты появились, то можно и что-то музыкальное по теме вспомнить от одного знатного питерца (или ленинградца?).
Я том вспоминал про Михайловский сад...
Один из самых известных и благоустроенных парков Санкт-Петербурга. Находится в самом центре города. С южной стороны Михайловский сад примыкает к Михайловскому дворцу, зданиям Этнографического музея и Корпуса Бенуа. С восточной стороны территория парка ограничена Садовой улицей, с северной - рекой Мойкой, а с западной - каналом Грибоедова. У северо-западной части Михайловского сада располагается храм Спаса на Крови. Михайловский сад находится под управлением Государственного Русского музея.
В то время, когда вся приневская земля принадлежала шведам, эта территория называлась Перузина. Рекреационный статус этого участка был определён самим Петром I. Михайловский сад возник в одно время с Летним садом и в начале XVIII века звался Третьим летним; тем самым его отличали от двух первых садов, принадлежавших царю. С 1712 здесь стали строить резиденцию для супруги Петра — Екатерины I.
Вот, ксилофонисты попадались ещё в Петергофе, оттуда и фрагмент нашелся:
В 1907 году часть Михайловского сада застроили Спасом на Крови и новой трассой набережной канала Грибоедова, которая его обогнула. Сад в этом месте получил ограду авторства архитектора А. А. Парланда, спроектировавшего и сам собор. Ограда стала частью ансамбля храма.
В 2000 году была проведена полная инвентаризация сада, которая показала, что он находится в критическом состоянии. В связи с этим в 2001 году началась полная реконструкция Михайловского сада.
После реконструкции сад стал местом проведения ежегодных летних фестивалей «Императорские сады России», где представляются оригинальные идеи в области ландшафтного дизайна и смежных сфер. Не только фестиваль 2014 г., тематически ориентированный на Англию, но и предыдущие (так как сад — английского, пейзажного типа) проходили при участии членов британской королевской семьи, родственных российскому императорскому дому Романовых, — принца Майкла Кентского и его супруги.
В 2014 г. на фестивале были представлены работы как профессионалов ландшафтного дизайна, озеленения и декоративно-прикладного искусства, так и садоводов-любителей.
Выходим...
Выходим на канал Грибоедова:
Канал Грибоедова (до 1923 года — Екатерининский канал) — канал в Санкт-Петербурге, берущий начало от реки Мойки у Марсова поля и впадающий в Фонтанку у Мало-Калинкина моста. Длина канала составляет 5 км, ширина — 32 м, глубина — до 3,5 м, средний расход воды — 3,1—3,4 м^3/с. Топоним также используется как обиходное наименование набережной канала Грибоедова.
Канал проложен по руслу реки Кривуши (другое название — Глухая речка), бравшей своё начало из болотистой трясины, залегавшей между нынешними Конюшенной площадью и площадью Искусств. Изначально носил название Екатерининского — в честь императрицы Екатерины II, в царствование которой он был обустроен.
Существует городская легенда, связывающая новое название канала с именем занимавшегося его благоустройством инженера К. Д. Грибоедова, а не его однофамильца-драматурга. Легенда опровергается специалистами по топонимике.
Желтое знание слева — Корпус Бенуа, на углу набережной канала Грибоедова и Инженерной улицы, западный корпус Михайловского дворца. В настоящее время оно находится в ведении Русского музея.
Проект корпуса Бенуа был исполнен в 1910—1912 годах архитекторами Л. Н. Бенуа и С. О. Овсянниковым. Его закладка состоялась 27 июня 1914 года, но начавшаяся война приостановила работы и строительство было закончено только в 1919 году.
Первоначально здание носило название Дворец искусств и предназначалось для устройства выставок различных художественных объединений и союзов.
В 1932 году был создан отдел современного искусства Русского музея, разместившийся в корпусе Бенуа. В послевоенный период он был соединён специальным переходом со зданием Михайловского дворца.А с 1949 года здесь проводятся выставки современного искусства.
Такое красивое здание справа— Служебный корпус Придворного конюшенного ведомства. Здание служебного корпуса было построено во второй половине XVIII века, однако автор проекта в настоящее время не установлен.
За свою историю это здание пережило не одну масштабную реконструкцию. Так, в 1800-1803 годах был произведен ремонт и отделка фасадов по проекту архитектора Луиджи Руски, в 1840-е годы была сделана надстройка и некоторая перестройка архитектором Александром Ивановичем Буржуа, и, наконец, в 1950-1960-е годы здание было надстроено еще раз.
Яркое здание справа — тоже что-то по конюшенному ведомству. Сейчас, судя по вывеске — Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга, одно из крупнейших образовательных учреждений Санкт-Петербурга, которому в 2019 году исполнилось 75 лет. Дворец работает с учащимися государственных образовательных учреждений, профессиональных учреждений, а также с детьми-сиротами, и детьми, оставшимися без попечения родителей. Возраст учащихся с 7 до 22 лет.
Слева — флигель бывшего Михайловского театра (нынешнего академического Малого театра оперы и балета имени композитора М.П. Мусоргского). Дом построен по проекту зодчего А.П. Брюллова в 1830 году. Он имеет очень высокий первый этаж с четырьмя большими окнами и довольно низкий второй этаж в семь небольших окон. Фасад строения декорирован лишь карнизом и четкой горизонтальной полосой наверху стены (фризом). К нему вплотную примыкает четырехэтажная жилая постройка, в девять оконных проемов с квартирами для служащих театра. Здание также довольно скромно декорировано. Его фасад расчленен поясковым простым карнизом.
Серое здание справа — Главный дворцовый госпиталь.
Каменные корпуса госпиталя на участке между Малой Конюшенной улицей и набережной Екатерининского канала были построены в 1846-1857 гг. по проекту архитектора Романа Ивановича Кузьмина. До конца 1880-х гг. госпиталь официально назывался «Придворно-конюшенным».
Госпиталь предназначался для лечения чинов всех учреждений министерства Императорского двора, включая чинов великокняжеских домов. Большая роль отводилась хирургической службе. После 1917 г. госпиталь продолжал работу как городская больница. В 1919 г. ей было присвоено имя Софьи Перовской. В тяжелые дни блокады больница обслуживала 6 000 рабочих, строящих оборонительные сооружения вокруг города. В 2010 г. в здании открылся Международный медицинский центр, который включает в себя поликлинику, стационар, стоматологию, диагностический центр и отделение скорой медицинской помощи.
Чуть назад оглянуться — красота!
Итальянский мост — пешеходный металлический балочный мост-теплопровод через канал Грибоедова в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и Спасский острова.
Анекдот. В 1883 году журнал «Неделя строителя» сообщал о планах по строительству моста в створе Итальянской улицы. В 1894 году инженер Л. Н. Колпицын обратился в городскую думу о разрешении ему за свой счет взамен существовавших яличных перевозов на Екатерининском канале, Мойке и Фонтанке построить пешеходные мосты. Проход но ним предполагалось сделать платным (по одной копейке с человека) в течение 10 лет, после чего все мосты должны были перейти в собственность города. Городские власти отклонили это предложение.
За мостом — Здание Санкт-Петербургского городского кредитного общества. Памятник архитектуры последней четверти XIX века, построенный в 1876-1879 годах в стиле эклектики.
Собственно — Итальянская улица:
Итальянская улица — улица в Центральном районе Санкт-Петербурга. Проходит от набережной канала Грибоедова до набережной реки Фонтанки.
Название улице присвоено в 1739 году по стоявшему рядом Итальянскому дворцу, который строился по образу и подобию итальянских увеселительных домов. Обветшавший дворец был разобран в начале XIX века, а на его месте возведён Екатерининский институт.
А уже Казанский собор завиднелся:
Справа, нечто розовеющее — Дом К.И. Имзена. Этот доходный дом является произведением Павла Юльевича Сюзора. Точнее, он приобрел существующий облик в результате перестройки, выполненной этим зодчим в 1875 году.
Освоение данного участка началось около 1780 года. Не позднее 1820-х годов владение закрепилось за дворянином, аптекарем Карлом Имзеном. Владелицей участка иногда называли его жену, У.К. Имзен.
А серое здание с башенкой — Дом «Зингер».
Дом компании «Зингер» («Дом книги») — историческое здание в Санкт-Петербурге, расположенное по адресу Невский проспект, 28, памятник архитектуры федерального значения. Дом был построен в 1902—1904 годах по проекту зодчего Павла Сюзора для компании «Зингер». Вплоть до революции в здании располагалась штаб-квартира российского представительства «Зингер» и различные конторы-арендаторы. В 1919 году здание национализировали, в него перевели магазин «Петрогосиздата», филиалы различных издательств и редакции газет и журналов, целое крыло занимал государственный комитет цензуры. Название «Дом книги» закрепилось в речи горожан по магазину, работавшем в здании с 1938 года.
В 1900 году участок у овдовевшей Ольги Жуковской выкупила компания-производитель швейных машин «Зингер», сумма сделки превысила миллион рублей. Двумя годами ранее компания приобрела землю в Подольске, где планировала запустить собственное производство и впоследствии выйти на рынки не только России, но и Турции, Персии, Китая и Японии. Для здания штаб-квартиры, которая занималась бы экспансией продукции на восток, была выбрана главная деловая улица Петербурга, проект здания заказали ведущему зодчему того времени — архитектору Павлу Сюзору. Соавторами в работе выступили И. Б. Изелла, Евгений Баумгартен, Мариан Перетяткович и Н. И. Конецкий.
А впереди — Казанский мост:
Казанский мост — автодорожный каменный арочный мост через канал Грибоедова в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и Спасский острова. Объект культурного наследия России федерального значения. Третий по ширине мост в городе, после Синего (97,3 м) и Аптекарского (96 м) мостов. Самый низкий в городе, под ним запрещён ход судов.
Находившийся на этом месте деревянный мост назывался Рождественским по находившейся рядом церкви Рождества Богородицы. С 1783 года мост стал называться Казанским по возведённому рядом Казанскому собору. С 1923 по 1944 год носил имя Георгия Плеханова.
В 1805—1806 годах в связи с постройкой Казанского собора и реконструкцией участка, прилегающего к Невскому проспекту, мост был перестроен по проекту архитектора Л. Руска: расширен до современных габаритов, демонтированы «бриллиантовые» русты фасадов и лестничные спуски к воде, значительно уменьшена крутизна моста, чугунные решётки заменены гранитными парапетами
Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 8 полос для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части — асфальтобетон. На тротуарах уложены массивные гранитные плиты. Тротуары отделены от проезжей части гранитным поребриком с верховой стороны островком безопасности, с низовой стороны ограждения у тротуара нет. В качестве ограждений использованы глухие гранитные парапеты.
Сева — Дом Энгельгардта:
Дом Энгельгардта известен как центр музыкальной жизни Санкт-Петербурга (там вон и барабанщик музицирует). С начала XIX в. здесь проходили концерты Петербургского филармонического общества. В 1823—1828 гг. на первом этаже помещалась книжная лавка Ивана Слёнина, где бывали Александр Пушкин, Василий Жуковский, Иван Крылов, Антон Дельвиг, Пётр Вяземский, Николай Гнедич, Кондратий Рылеев.
Вышли на Невский проспект:
Невский проспект — главная улица Санкт-Петербурга, протянувшаяся на 4,5 км от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры. Пересекает реки Мойку (Зелёный мост), канал Грибоедова (Казанский мост), Фонтанку (Аничков мост). Наибольшая ширина составляет 60 м (у Гостиного двора), наименьшая — 25 м (у Мойки). Нечётная сторона неофициально называется «теневой», чётная — «солнечной» (популярное место для прогулок).
На современном Невском проспекте расположены многочисленные памятники архитектуры, музеи, театры, другие учреждения культуры. Проспект относится к исторической части Санкт-Петербурга и вместе с находящимся здесь комплексом памятников входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО; это один из центров притяжения туристов. Среди наиболее значимых культурно-туристических объектов: Адмиралтейство, Строгановский дворец, Казанский собор, Дом книги, Гостиный двор, Российская национальная библиотека, Александринский театр, Театр комедии имени Н. П. Акимова, Елисеевский магазин, Аничков дворец и Аничков мост, Московский вокзал, Александро-Невская лавра.
Видна Башня городской думы:
Здание городской думы — комплекс зданий на углу Думской улицы и Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Состоит из здания Городской думы, выходящего фасадом на Думскую улицу, и башни Городской думы, расположенной на углу. Башня, входящая в состав комплекса, является одной из доминант Невского проспекта и иногда рассматривается отдельно от здания Гордумы. Иногда здание думы и башня рассматриваются в ансамбле с примыкающим к ним зданием Серебряных рядов, выходящим фасадом на Невский проспект. Высота башни составляет около 47,5 метров.
Ещё раз на красоту обернемся:
Серебряные ряды:
В конце 1730-х годов на этом участке были сооружены одноэтажные деревянные лавки с галереями, в которых торговали изделиями из серебра и драгоценных камней. В 1783 году они сгорели. По проекту ведущего зодчего строгого классицизма Д. Кваренги купцы на свои средства построили в 1784–1786 годах каменные Серебряные ряды. Кваренги применил здесь одну из его излюбленных композиционных тем – двухъярусную аркаду, перекликавшуюся с расположенным вблизи Гостиным двором. В нижнем ярусе, обработанном рустовкой, аркада была открытой. Два верхних этажа объединены ложными арками и полуколоннами. По сравнению с проектом Кваренги в осуществленной постройке полуколонны утоплены глубже в массиве стены. Ордерные элементы получились несколько субтильными, неубедительными по пропорциям. В 1878 году галерея была застеклена, двери и витрины устроены в лицевой аркаде. Здание находилось в собственности Общества лавковладельцев Серебряных рядов.
А мы вышли к Казанскому собору:
Казанский собор — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Построен на Невском проспекте в 1801-1811 годах архитектором Андреем Воронихиным в стиле русского классицизма для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрёл значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.
Посетим собор следующим разом...
Продолжение следует...
Метки: Россия Санкт-Петербург |
Кишкино |
Метки: Россия |
Незнакомый Израиль. Песах в Эйлате. День 2. Такой долгий короткий поход. Пустынные волки |
Метки: Израиль |
К Новому году в Приозерске... |
Метки: Россия |
Исландия - в стороне от кольцевой. Jokulsargljufur. Хлёдаклеттар (Скалы-Эхо) долины Вестурдалур |
Метки: Исландия |
Рождественская служба в католическом храме в Гатчине. И прогулка к лесным фонтанам у реки Парицы |
|
Кипр. Уик-энд в горах Троодос. Три трейла в одном. Часть первая - Золотая осень водопадов Калидония |
Метки: Кипр |
Незнакомый Израиль. Песах в Эйлате. День 2. Такой долгий короткий поход. Столбы Амрама - Маале Амрам |
Метки: Израиль |
Октоберфест по-трансильвански |
Метки: Румыния |
Исландия - в стороне от кольцевой. Jokulsargljufur. Асбирги - след копыта Слейпнира, коня Одина |
Метки: Исландия |
Сахалин и Курилы-2021. Часть двадцать шестая. Анива, Южно- Сахалинск и все-все-все! |
Метки: Россия |
Сахалин и Курилы-2021. Часть двадцать пятая. Маяк Анива. |
Метки: Россия |
Питер. Прогулка к Храму Воскресения Христова (Спас на Крови) от Летнего Сада |
В прошлый раз прогуливались возле Летнего Сада (https://cand-orel.livejournal.com/1865875.html) —
А сегодня двинемся к Спасу на Крови:
А маршрут пролегает через Марсово поле:
После взятия Петром I шведской крепости Ниеншанц 1 (12) мая 1703 (в ходе Северной войны) была заложена крепость Санкт-Петербург и началась застройка города. На тот момент территория, ставшая впоследствии Марсовым полем, представляла собой заболоченную местность с деревьями и кустарниками, лежащую между Невой на севере и реками Мья (ныне Мойка) и Кривуша (ныне Канал Грибоедова) на юге.
В 1704 году по повелению Петра I был заложен Летний сад с деревянным домом — царской резиденцией.
Между 1711 и 1721 годами с целью осушения земли были прорыты два канала, Лебяжий с восточной стороны и Красный с западной. В результате образовался примерно прямоугольный участок земли, первоначально называвшийся просто Пустой. Было проложено несколько аллей для пеших и конных прогулок. С 1720-х годов возникло название «Большой луг». При Петре I на лугу проводились парады и смотры войск Преображенского и Семёновского полков.
В правление Павла I весной 1801 года, в южной части поля перед Михайловским замком у реки Мойки был установлен памятник фельдмаршалу А. В. Суворову (скульптор М. И. Козловский), о чем рассказывалось в предыдущем репортаже. Памятник Суворову не имеет портретного сходства, скульптор создал аллегорическую фигуру в образе бога войны Марса.
В 1805 году «Царицын луг» сменил название на «Марсово поле», подобно Марсову полю в древнем Риме и Париже, названным в честь бога войны — Марса.
В XIX веке военные парады в Санкт-Петербурге всё чаще проводили на Марсовом поле. Традиционным стало проведение в мае «Высочайших смотров войск Гвардейского корпуса».
В середине XIX века поле постепенно становится основным местом народных гуляний в городе. В июле 1874 года перед Адмиралтейством был устроен Александровский сад, после чего проводившиеся там ежегодно на Пасху и масленицу народные гулянья переместились на Марсово поле.
В 1903 году на Марсовом поле праздновалось 200-летие Санкт-Петербурга. 16 мая 1903 года в торжественной обстановке в присутствии Николая II и членов императорской фамилии был открыт разводной Троицкий мост. В программе мероприятий были орудийный салют и крестный ход. Также в мае состоялся традиционный майский парад. Это был последний военный парад на Марсовом поле.
В дни Февральской революции 23—27 февраля 1917 года в Петрограде были уличные бои, в которых погибло более 400 и пострадало 1382 человека. В начале марта на заседаниях Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов обсуждался вопрос устройства похорон погибших. Изначально захоронения собирались провести по районам, но затем возобладала концепция единого захоронения и централизованных торжественных похорон. В качестве возможных мест братской могилы и установки памятного знака предлагались Марсово поле.
Комиссия архитекторов вела надзор за всеми подготовительными работами и технической стороной похорон на Марсовом поле. Комиссии помогали архитекторы А. Лишневский, В. Кракау, П. Светлицкий, А. Вайтенс и другие.
К 22 марта [4 апреля] 1917, накануне похорон, в центре площади были выкопаны четыре братские могилы, каждая в форме буквы «Г».
23 марта [5 апреля] 1917 года на Марсовом поле состоялись похороны погибших в дни Февральской революции. Похоронные процессии из шести разных районов города проследовали на Марсово поле.
Уже на следующий день после похорон, 23 марта [5 апреля], состоялась закладка памятника. В течение 1917 года был сделан фундамент памятника.
18 апреля [1 мая] 1917 в Петрограде широко отмечали Первомай. Хотя Российская империя жила ещё по юлианскому календарю, Первомай решили отметить «в один день с рабочими всего мира». Его впервые праздновали открыто. Демонстрации прошли по центральным улицам, на площадях состоялись митинги, в том числе была манифестация и на Марсовом поле.
После вооружённого восстания в Петрограде 24—26 октября (6—8 ноября) 1917 года власть в Петрограде перешла к Петроградскому военно-революционному комитету, объявившему также о свержении Временного правительства России. 27 октября большевики сформировали новое временное правительство России до созыва Учредительного собрания — Совет народных комиссаров, в его состав вошли только большевики во главе с Владимиром Лениным. Заведование отдельными отраслями поручалось комиссиям. Вопросы установки памятников оказались в компетенции комиссии по народному просвещению, которую возглавил Анатолий Луначарский.
С ноября 1918 года Марсово поле переименовали в «площадь Жертв Революции».
7 ноября 1919 года состоялось торжественное открытие памятника Борцам Революции. Внешний вид памятника сдержан по своим архитектурным формам: квадратная в плане стена из прямоугольных блоков розового и серого гранита, внутри которой расположены 12 памятных плит с именами погибших героев.
По первоначальному замыслу, мемориал, названный «Героям-борцам за свободу России, павшим жертвою в этой борьбе» посвящался погибшим только в Февральскую революцию. Однако новые захоронения после 1918 года превратили мемориал на Марсовом поле сначала в некрополем большевиков, убитых во время Гражданской войны, а позднее — в почётное место захоронения.
В 1919 году архитектурная мастерская Петроградского совета коммунального хозяйства (Совкомхоза) провела конкурс на лучшую планировку Марсова поля. Руководивший архитектурной мастерской «Бюро по урегулированию плана Петрограда» архитектор И. А. Фомин предложил изменить территорию вокруг памятника. Было поддержано предложение А. Н. Бенуа о создании на Марсовом поле низкого партерного сада. Художественный совет архитектурной мастерской просил М. В. Добужинского, А. П. Остроумову-Лебедеву и самого А. Н. Бенуа подготовить проект эскизов площади вокруг памятника. Свой эскиз партерного парка представил и И. А. Фомин, он был признан лучшим. Садовыми работами руководили садовые мастера Р. Ф. Катцер, О. Х. Прайс и К. К. Бикше.
19 июля 1920 года могилы площади Жертв революции посетили Владимир Ленин и делегаты II конгресса Коминтерна.
25 октября 1921 года Отдел управления Петросовета передал памятник и парк в ведение садово-паркового управления.
В 1929—1932 гг. во внутреннем объёме мемориала на могилах установлены мемориальные плиты с именами похороненных.
Захоронения продолжались до 1933 года. Последние похороненным на Марсовом поле 8 октября 1933 года стал скончавшийся от туберкулёза секретарь Ленинградского горкома ВКП(б) И. И. Газа.
Летом 1942 года, во время блокады Ленинграда, поле было полностью отдано под огороды. Здесь же стояла артиллерийская батарея.
В 1944 году площади вернули прежнее название — Марсово поле.
6 ноября 1957 году, в канун сорокалетия Октябрьской революции, на Марсовом поле в центре памятника «Борцам революции» на площадке внутри гранитного каре был торжественно зажжён «вечный огонь». Это был первый в СССР официально открытый «вечный огонь». Автор проекта газового рожка — архитектор Соломон Майофис. Факел для открытия мемориала был зажжён сталеваром Жуковским от мартена № 1 «Кировского завода» (ранее — «Путиловский завод», «Красный Путиловец») и торжественно доставлен на Марсово поле. Поджечь газовый рожок под звуки «Интернационала» доверили старейший коммунистке Ленинграда, члену партии с 1898 года, Прасковье Ивановне Кулябко.
Летом 2003 года мемориальный комплекс на Марсовом поле был закрыт на реставрацию: просевшие гранитные плиты мемориала переложили, а вокруг горелки «вечного огня» установили ажурное ограждение. 14 ноября 2003 года отреставрированного мемориального комплекса «Борцам Революции» на Марсовом поле был торжественно открыт и вновь был зажжён «вечный огонь».
Справа от монумента в настоящее время располагается арт-пространство Mars — выставочный центр, магазин подарков и сувениров
На текущий момент мы наблюдали выставку картин о Петре I...
За "пространством" видны собственно Спас на Крови и дом графини Апраксиной.
1724 г. в доме графа Федора Матвеевича Апраксина (1661-1728) была освящена церковь Воскресения Христова. Позднее долгие годы дом принадлежал его сыну, известному фельдмаршалу Степану Федоровичу Апраксину (1702–1758), командовавшему русской армией в Семилетней войне.
По Табели домов СПб на 1899 г. участок принадлежал Апраксиной. На 1891 г. уже владелица - Игнатьева). Софья Сергеевна Игнатьева являлась владелицей этого дома весь указанный период. Графиня Софья Сергеевна Игнатьева, урожденная княжна Мещерская (1851-1944), фрейлина императрицы Марии Александровны, благотворительница, общественный деятель, награждена орденом св. Екатерины. Вдова (с 1906 г.) графа Алексея Павловича Игнатьева. После революции покинула Россию, поселилась в Париже. Прекратила отношения со старшим сыном Алексеем Алексеевичем, оставшемся в советской России. Похоронена на Русском кладбище в Париже.
А мы выходим на набережную реки Мойки. Слева - Марсово поле и Мойка:
Справа — дом Апраксиной, за Мойкой видны Главные императорские конюшни:
Главные императорские конюшни — исторический архитектурный ансамбль в Санкт-Петербурге, занимающий квартал между рекой Мойкой, Конюшенной площадью и каналом Грибоедова. Комплекс зданий был построен в 1720-1723 годах архитектором Николаем Гербелем по указу императора Петра I. Спустя почти сто лет, в 1817-1823 годах, ансамбль реконструировал Василий Стасов. На протяжении XIX века работами по реставрации и модернизации комплекса в разное время руководили архитекторы Михаил Земцов, Антонио Ринальди, Пётр Садовников. После революции здания конюшен отдали конной милиции, затем - гаражу НКВД. С 2001 года ансамбль имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.
А мы перейдем Мойку по Второму Садовому мосту:
2-й Садовый мост — автодорожный железобетонный рамный мост через реку Мойку в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяет 1-й Адмиралтейский и Спасский острова.
В 1876 году на этом месте был построен мост на чугунных винтовых сваях, пролётное строение состояло из железных ферм. Мост был предназначен для движения конки, пешеходное движение было запрещено. В 1932 году по проекту архитектора Е. Н. Сандлера под руководством профессора Л. А. Ильина построен трёхпролётный балочный мост. Мост предназначался только для трамвайного движения и пешеходов. В 1961 году деревянное перильное ограждение было заменено чугунным художественного литья.
Существующий мост был построен в 1966—1967 годах по проекту инженера Е. А. Болтуновой и архитектора Л. А. Носкова. В 1970 году архитектурные детали на мосту были позолочены.
С моста справа видим упомянутые Главные императорские конюшни и Мало-Конюшенный мост:
Мало-Конюшенный мост — входит в уникальную мостовую композицию «Тройной мост» в Центральном районе Санкт-Петербурга. Расположен в месте соединения канала Грибоедова и реки Мойки.
Назван по причине того, что на момент постройки уже существовал Перво-Конюшенный мост.
Первый деревянный мост на месте современного Мало-Конюшенного моста был перекинут через Мойку ещё в 1716 году, впоследствии он располагался ближе к месту нынешнего 2-го Садового моста.
Слева с моста видим уже поближе Михайловский замок:
Выходим к Спасу на Крови, углом загораживает Высшая школа народных искусств (академия):
Из истории этой ВШНИ — Александра Федоровна Романова, последняя русская императрица, осуществляла широкую благотворительную деятельность, в том числе с помощью Женского Императорского Патриотического Общества. Среди учреждений этого общества числилась Школа Народных ремесел, основательницей которой считалась Александра Федоровна.
Вот и вышли Спасу на Крови:
Храм Воскресения Христова на Крови, или храм Спаса на Крови — мемориальный православный храм в Санкт-Петербурге, сооружённый в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был построен как памятник царю на средства, собранные по всей России.
А мы ещё не переходим Царицынский проезд. С этой стороны — Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери:
Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери — часть комплекса храма Воскресения Христова (Спас на Крови). Памятник русской церковной архитектуры начала XX века.
Похожие по исполнению на будущую часовню объекты можно видеть в проекте Спаса на Крови архимандрита Игнатия, созданном в 1883 году. По этому замыслу часовен должно было быть две и они являют собой угловые башенки на ограде храма. Данный проект был значительно изменён архитектором Альфредом Парландом, после чего утверждён в 1887 году. В конечном проекте часовня одна и является отдельно стоящей постройкой.
Часовня храма Воскресения Христова была завершена в 1907 году, и 10 мая (27 апреля) 1908 года освящена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием во имя Иверской иконы Божией матери. Часовня-ризница использовалась для хранения икон (среди прочих «Распятие», авторство которого приписывалось Боровиковскому) и прочих даров, поднесённых в память о кончине Александра II. Кроме того, там также были собраны некоторые архивные материалы, посвящённые строительству собора.
В годы Советской власти часовня не функционировала по прямому назначению и использовалась под различные хозяйственные нужды. Были утрачены некоторые элементы убранства: в частности, мозаичная Иверская икона, находившаяся на восточной стене; а также хризма, венчавшая здание вместо креста.
В 1996 году часовня была впервые отреставрирована. Была восстановлена мозаичная икона Спаса Нерукотворного, располагавшаяся над входом в часовню.
В 2005 году по архивным фотографиям была воссоздана хризма, венчающая часовню.
Ныне часовня-ризница используется в выставочных целях. Как часть комплекса Спаса на Крови, признана памятником истории и культуры федерального значения.
Вот и пришли к Спасу на Крови:
Давайте прогуляемся рядом с Собором уже следующим разом...
Продолжение следует...
Метки: Россия Санкт-Петербург |
Город Шлиссельбург. Каналы и шлюзы. Туристический маршрут вдоль верхнего течения Невы |
|
Кипр. Уик-энд в горах Троодос. Дикий пляж Запало (Епископи) |
Метки: Кипр |
Незнакомый Израиль. Рождественский поход вокруг ручья Бецет |
Метки: Израиль |
Ферганский рынок |
|
Исландия - в стороне от кольцевой. Полуостров Ройданесс - в стороне от всего... |
Метки: Исландия |
Малино, Ступинский район |
Метки: Россия |