Поиск сообщений в lj_e_aleks

-Постоянные читатели

Создан: 12.03.2007

Алексей Ерошин - LiveJournal.com

Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://e-aleks.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??de0aa7b8, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Поездка на Северный Кавказ: Предисловие

Воскресенье, 02 Июля 2017 г. 17:24 + в цитатник

В первой половине июня с 3-го по 12-ое число я вместе с друзьями съездил в очень интересную и познавательную поездку на Северный Кавказ. Программа у нас получилась очень насыщенной. За 10 дней нам удалось побывать в Кисловодске и Пятигорске, сходить пешком к Медовым водопадам и съездить на экскурсию в Верхний Архыз, погулять по Владикавказу и съездить в очень интересную трехдневную поездку по горной Ингушетии, посмотреть Грозный и отдохнуть на озере Кезеной Ам, на самой границе Чечни и Дагестана.

Как же все начиналось.
Идея поездки на Северный Кавказ родилась у меня еще в прошлом году. Хотелось съездить в горную Ингушетию, Осетию и Чечню, погулять по горам, увидеть собственными глазами башенные комплексы, которые до этого я лишь рассматривал на фотографиях проекта "Открытый кавказ".
Время шло, поначалу я сомневался в том, что смогу собрать кворум для поездки в такие места и размышлял над тем, чтобы присоединиться к одной из организованных групп. В середине ноября на традиционной день-рожденской прогулке, я анонсировал идею поездки на Северный Кавказ. И эта идея нашла поддержку среди моих друзей. Тогда же и определились сроки поездки - поездку решили устроить в начале июня, как раз перед июньскими праздниками.
Определился и примерный план поездки:

• Вначале мы едем на несколько дней в Кавказские минеральные воды. Смотрим Кисловодск, Пятигорск, гуляем по окрестностям. При желании еще куда-нибудь едем на экскурсию.

• После окончания первой части, часть учасников возвращается в Москву, возможно присоединяется кто-нибудь еще, и мы едем на несколько дней в горную Ингушетию.

• Насчет окончания поездки было две идеи. Одна идея была в том, чтобы провести последние дни в горной Осетии, съездить в удаленное Дигорское ущелье. Другая же идея заключалась в том, чтобы последние дни провести в Чечне – съездить в Грозный и в горную Чечню.

Если на первые дни поездки, в Кавказские минеральные воды, достаточно было забронировать гостевой дом, а с экскурсиями можно было определиться на месте, то с горной Ингушетией все обстояло гораздо сложнее. Изучая в интернете разные отчеты о поездках по горной Ингушетии, я нашел интересный отчет о недельной поездке по тем краям. Именно этот отчет, а также, упомянутый мной ранее, ресурс "Открытый кавказ" позволили мне составить примерный трехдневный план поездки в Ингушетию.
Запрос с примерным планом поездки я направил в пару турагенств. Один из вариантов оказался несколько дороже, чем я ожидал, другой же вариант, от компании Сан Трек нас полностью устроил. Общался я на протяжении нескольких недель с директором по развитию Юлией Наумовой. После всех обсуждений наша программа приобрела уже окончательный вид:

• В первый день мы едем из Владикавказа в горный курорт Армхи. Смотрим Фуртоугский и Ляжгинский водопад, башенный комплекс Эрзи и, возможно, еще несколько башенных комплексов около Армхи.

• Во второй день едем в Таргимскую котловину, смотрим башенный комплекс Эгикал, а после едем в Вовнушки и к древнему храму Тхаба-Ерды.

• В последний же день едем в самую удаленную часть горной Ингушетии, почти на границу с Чечней – смотрим башенные комплексы Ний, Пялинг и Цори.

Забегая вперед скажу, что поездка по Ингушетии оказалась одной из самых запоминающихся частей поездки. У нас было два прекрасных гида – Батыр и Борис, которые нам рассказали очень много интересного об истории этих мест, о тех местах, которые мы посетили. Мы увидели практически все, что хотели (лишь в первый день дождь немного помешал нашим планам), а в чем-то и даже больше (нам удалось еще проехать по крайне интересному Ассинскому ущелью).

При обсуждении нашей поездки всплыл еще один момент, касающийся времени поездки – оказывается июнь не самый стабильный и предсказуемый месяц на Кавказе. В этот месяц велика вероятность сильных ливней и схода селевых потоков в горах. Риск был, но уже у многих отпуск запланирован на июнь, и менять время поездки уже было поздно. В итоге мы решаем рисковать. Правда, в последние дни вместо Северной Осетии, которую активно обсуждали, решаем ехать в Чечню.
Забегая вперед, скажу, что с погодой нам очень сильно повезло. Еще перед отъездом мы смотрели новости со Ставрополья, смотрели репортажи о наводнении и пытались представить, что нас ждет. Но перед нашим приездом дожди закончились, и нас порадовала хорошая летняя погода. В Ингушетии нам тоже повезло с погодой – пока на равнине были сильнейшие ливни, у нас в горах дождь был лишь временами - немного в первый день и утром второго дня. В остальное время была отличная погода. После же нашего отъезда погода вновь испортилась – судя по новостям, в Северной Осетии и Ингушетии прошли очень сильные ливни.

Время шло, и постепенно собрался окончательный кворум. На первую часть поездки, в Кавказские минеральные воды, мы собрались вдевятером, в Ингушетию и Чечню едем всемером. Я бронирую нам гостиницы, предоплачиваю тур в Ингушетию, мы покупаем билеты, и ждем отъезда.

Поездка в Центрально-Лесной заповедник (Часть 4: Экскурсия на верховое болото "Старосельский мох")

Вторник, 20 Октября 2015 г. 21:41 + в цитатник

Продолжаю рассказывать про поездку в Центрально-Лесной заповедник в конце июля. В предыдущих частях своего отчета я уже рассказал о том, как вместе с nadushenka, pupovjim и Алексеем добрался до Центрально-Лесного заповедника и что мы увидели по пути. Сейчас же я хочу рассказать о том, как мы провели наш последний день в заповеднике - как мы сходили на экскурсию на верховое болото "Старосельский мох", расположенное в охранной зоне заповедника, в нескольких километрах северо-восточнее поселка Заповедное.

Еще в начале лета, переписываясь с Кристиной Игоревной по поводу нашей поездки в заповедник, я договорился о том, что в воскресенье у нас будет экскурсия на верховое болото. В субботу, накануне, оставалось лишь внести оплату, получить необходимый пропуск, и договориться о том, что в воскресенье утром, сразу после завтрака, за нами зайдет Григорий, сотрудник отдела экопросвещения, и вместе с ним мы отправимся на весь день на экскурсию.

Воскресенье, 24 июля.
Период сухой погоды, установившийся в последние несколько дней, похоже подошел к концу. Небо, затянутое облаками, и отдаленные раскаты грома не оставляли сомнения в скором наступлении дождя.
Но погода нас не пугает, так что позавтракав, мы собираем небольшой перекус, и по приходу Григория отправляемся в поход. Пройдя немного по поселку, и обойдя шлагбаум, обозначающий границу заповедника, оказываемся в заповедном ядре - в самой охраняемой части заповедника. Здесь очень редко бывают туристы - в основном лишь сотрудники заповедника, да студенты-биологи, проходящие тут практику, посещают данный участок леса. Туристам же находиться здесь можно лишь по специальному пропуску и в сопровождении экскурсовода.
От шлагбаума в лес уходит старая дорога, по которой мы и продолжаем наш путь. Где-то через полчаса дорога выводит нас на поляну - в урочище Красное. Здесь проводятся научно-исследовательские работы, установлены различные датчики для измерения метеопараметров, концентрации разных газов и т.д.

В ур. Красное.

Здесь мы сворачиваем на восток, и где-то по просеке, а где-то по лесной дороге, продолжаем наш путь, направляясь к бывшей деревне Староселье. Вскоре начинается дождь, который собирался все утро, - поначалу слабый, а потом все сильнее и сильнее. К счастью дождь был не продолжителен - так, что к тому моменту, как мы дошли до поля у бывшей деревни Староселье, дождь уже ослабел.
Старое поле сейчас частично засеяно овсом - для пропитания кабанам, медведям и другой живности. На поле стоит деревянная башня - наблюдательная вышка, на которую мы не преминули подняться по лестнице. На самом верху - небольшая комнатка с окнами, откуда открывается панорамный вид на окрестности. Здесь мы и располагаемся в ожидании завершения дождя.

Поле, засеянное овсом.

Недалеко от башни находится покосившийся деревянный дом - единственное напоминание о бывшей деревне Староселье.

Последний дом деревни Староселье.

Время за разговорами летит незаметно, и уже вскоре дождь окончательно заканчивается. Мы же спускаемся вниз, и вначале через овсяное поле, а потом и через луга, заросшие цветущим иван-чаем, направляемся к началу экологической тропы, проложенной через верховое болото "Старосельский мох".

Окрестные виды.

Экологическая тропа представляет собой узкий деревянный настил, проложенный через болото. В некоторых местах устроены небольшие площадки, там установлены плакаты, информационные стенды, рассказывающие об истории болота, его строении, животном и растительном мире. Здесь мы непременно останавливались, и Григорий нам рассказывал про эти места.

Настил через болото. По краям болото заросло невысокими сосенками. Ближе же к середине деревьев уже не будет.

Пока идем, изучаем внимательно местную растительность.

Эта черная ягодка, растущая на растениях, похожих на карликовую елочку - шикша или водяника. Ягоды у неё съедобны, но на вкус достаточно пресные, поэтому её редко собирают.

А вот и клюква, правда, еще совсем незрелая.

Одинокая ягода клюквы.

А еще я впервые увидел, как растет голубика.

Голубика.

На болоте растет и морошка - именно здесь проходит южная граница её распространения. Но она уже сошла, и нам оставалось лишь смотреть на её листья.

Растение с тройчатыми листьями - морошка.

Информационный стенд про местную флору.

А мы продолжаем наш путь. Настил уводит нас все дальше и дальше в центр болота. Сосенки становятся постепенно все меньше и меньше, а вскоре и совсем исчезают. Погода постепенно тоже улучшается - облака, поначалу закрывающие все небо, постепенно рассеиваются. И все говорит о том, что нас ждет солнечный и жаркий день.

На болоте.

Грибы на болоте.

Немного в стороне от экотропы установлены измерительные станции и различные датчики, к которым проложены узкие настилы. Здесь проводятся научно-исследовательские работы.

Чуть в стороне деревянная башня, к которой мы и отправились. На неё ведет приставная деревянная лесенка, а наверху обустроена небольшая наблюдательная площадка, с которой открываются отличные виды на болото.

Башня на болоте.

Виды на болото.

Покорение башни.

На смотровой площадке.

А мы продолжаем нашу экскурсию.

Информационный стенд, посвященный значению болот.

А вот так растет росянка. Я её раньше видел только в оранжерее Аптекарского огорода и очень хотел увидеть в природе.

Дойдя до конца экологической тропы и немного отдохнув, мы поворачиваем обратно и возвращаемся обратно к лугам у бывшей деревне Староселье.

Окраина болота.

Если с утра мы пришли в ур. Староселье с запада, со стороны ур. Красное, то обратно мы идем на юг, и вскоре выходим на лесную дорогу, ведущую в сторону пос. Заповедное.

На лугах.

Лесная дорога.

После утренней грозы идти по дороге не просто - приходится обходить многочисленные лужи и стараться не провалиться в глубокие колеи, заполненные водой. Дорога сначала идет на юг, а потом заворачивает на юго-восток, и выходит к участкам восточнее пос. Заповедное.

Около пос. Заповедное.

Вскоре мы добираемся и до гостевого дома. Отдохнув, решаем еще немного прогуляться по поселку - заодно разведать экологическую тропу.

Мостик через пруд на экологической тропе.

Плакат про водные растения.

Пруд.

Нагулявшись, возвращаемся в гостевой дом, чтобы поужинать и не спеша собрать вещи. Еще вчера Кристина Игоревна вызвала для нас такси из Нелидово, которое должно заехать за нами поздно вечером, в 23 часа, и отвезти нас к ночному поезду в Москву.

А тем временем погода решила приготовить нам еще один сюрприз. Ясное и безоблачное небо ближе к вечеру сменилось черными тучами, подул сильный ветер и вскоре полил очень сильный дождь. Ощущение было такое, что мы оказались в центре тропической грозы - иногда дождь становился настолько сильным, что в окно мало что было видно. Небо же постоянно озарялось вспышками молний. Вскоре отключилась сотовая связь, а потом и погас свет. В какой-то момент мы уже начали волноваться, а приедет ли в такую погоду за нами такси.

Ближе к отъезду дождь несколько затих, свет снова включили, появилась и связь, а где-то без четверти одиннадцать за нами приехало такси. Но погода так просто нас не отпускала, и где-то на полпути мы снова попали в грозовой фронт, когда видимость вперед достигала нескольких метров. Было даже несколько жутковато ехать, когда почти ничего не видно.

Последний волнительный момент был уже в Нелидово, когда мы стояли под дождем на платформе и ждали поезда, который должен был прийти, но которого все не было и не было. Но поезд, несколько опоздав, все-таки пришел, и мы уехали в Москву. На этом и закончилась наша поездка в заповедник.

Поездка в Центрально-Лесной заповедник (Часть 3: ур. Сибирь - пос. Заповедный)

Суббота, 03 Октября 2015 г. 21:57 + в цитатник

Продолжаю свой рассказ про поездку в Центрально-Лесной заповедник в конце июля. В предыдущей части своего отчета я уже написал о том, как мы добрались до лесной избушки в глухом лесу в ур. Сибирь, где разместились на ночлег. Теперь же я расскажу про наш дальнейший путь.

25 июля, суббота
Переночевав в лесной избушке и проснувшись поутру, мы вскипятили на костре воду и позавтракали сублиматами. Позавтракав и выпив чаю, неспешно собрались, и продолжили наш путь.

У костра.

Возвратившись по тропинке к лесной дороге, с которой мы прошлым вечером свернули к избушке, поворачиваем на запад. Вскоре колея выходит из леса на красивый луг, заросший иван-чаем. Судя по картам, когда-то здесь была деревня Черемушница, но от деревни ничего не осталось. Рядом с дорогой - высокая деревянная башня, судя по всему наблюдательная вышка, на которую можно забраться по лестнице. На самом верху маленькая комнатка с окнами, откуда мы не преминули пофотографировать окрестные виды.

Ур. Черемушница.

Деревянная башня.

Вид с башни.

Закончив небольшую фотосессию, мы спускаемся с башни, и продолжаем наш путь, направляясь в сторону бывшей деревни Москалевка. Еще некоторое время мы идем по лугу, любуясь иван-чаем, но вскоре колея уходит в лес.

nadushenka и pupovjim.

Дорога в основном идет по лесу, лишь изредка выходя на открытые места. Ближе к урочищу Москалевка дорога портится. Несмотря на колею от квадроцикла, идти здесь очень тяжело - часто приходится продираться по траве, чтобы обойти грязь и лужи.

Поляна в лесу.

Наверное когда-то здесь было поле. Сейчас же здесь высажен овес - как нам объяснили, в охранной зоне на многих бывших полях специально высаживают овес, чтобы было что есть медведям и кабанам.

Одинокий столб посреди поля.

Тяжелый участок пути.

К счастью трудный участок был не особо длинным, и вскоре мы вышли на бывшие поля в ур. Москалевка. Места там очень красивые - везде цветет иван-чай. Колея вскоре упирается в проселочную дорогу, и мы сворачиваем направо.

nadushenka и Алексей.

А мы как раз оттуда пришли.

Проселочная дорога.

Устроив небольшую фотосессию, мы продолжаем наш путь. Дорога, поначалу идущая на север, вскоре плавно повернула на запад. В какие-то моменты мы идем по лесу, а потом снова выходим на луга. Вскоре проселок выводит нас к мосту через р. Тудовка, именно к той самой реке, которую мы пересекали по мосту прошлым вечером. Этому не стоит удивляться, так как река очень извилистая - сначала она течет примерно на север, а потом в районе дер. Бол. Кашино разворачивается практически на 180 градусов и течет на юг. У реки обустроена небольшая стоянка - стоит столик и лежат бревна для сидения. Так что мы решили тут устроить небольшой перекус.

Идем по дороге.

Луга перед р. Тудовка.

Река Тудовка.

После перекуса.

Перекусив и отдохнув, мы идем дальше. Приятная лесная дорога вскоре заканчивается, и мы выходим на пустынный грейдер, тянущийся на юго-запад, на сколько хватает глаз.

Лесная дорога.

На развилке.

Грейдер.

Идти до поселка Заповедное нам остается около 10 километров - сначала достаточно долго на юго-запад, а потом на запад.

Окрестные виды.

Поворот на экотропу на болото Старосельский мох. Сейчас нам туда не надо - экскурсия у нас запланирована на следующий день.

Ржавая автобусная остановка около дороги.

Перед поселком справа у дороги был пруд, где купался народ. Сейчас мы решили тут не останавливаться, а вернуться на пруд ближе к вечеру без вещей.

Пруд.

Созвонившись с Кристиной Игоревной и уточнив, где находится наш гостевой дом, мы продолжаем наш путь.

Экологическая тропа.

В пос. Заповедное.

Желтый домик и зеленый за ним - это гостевые дома. Мы разместились в зеленом.

Кристина Игоревна обещала подъехать ближе к вечеру, а пока мы самостоятельно разместились в гостевом доме. Домик очень уютный. Рассчитан он на семерых. В нашем распоряжении были две комнаты, каждая с двумя кроватями. Также в доме была кухня, где можно было приготовить еду, гостиная, терраса и душ с горячей водой. Отопление печное.
Заселившись, отправляемся в магазин за продуктами. Магазин находится не в поселке, а в соседней деревне, но идти до него недалеко - минут десять.

В деревне.

Коровы.

Закупившись едой, мы возвращаемся обратно. К этому времени как раз подъезжает Кристина Игоревна, так что мы договариваемся насчет завтрашней экскурсии на болото Старосельский Мох, оплачиваем проживание и экскурсии и приобретаем несколько интересных сувениров. После же гуляем до пруда. Правда к вечеру похолодало, и купаться решился лишь Алексей. Вернувшись же в домик - ужинаем и ложимся спать.

Продолжение следует...
PS: Все фотографии можно увидеть здесь: https://plus.google.com/photos/103787828238522448161/albums/6197767573186961953
PPS: Треки нашего маршрута можно увидеть здесь:
День 1: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=jdckwjdtmlrjzeyp
День 2: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=alkdmjonedfufwrz

Поездка в Центрально-Лесной заповедник (Часть 2: Поход в ур. Сибирь)

Воскресенье, 13 Сентября 2015 г. 23:22 + в цитатник

Продолжаю свой рассказ про поездку в Центрально-Лесной заповедник в конце июля в последние три дня своего отпуска. В первой части своего отчета я уже рассказал, как мы приехали в Селижарово, и что мы там увидели. Теперь же я продолжу свой рассказ.

На автостанцию мы пришли сильно заранее, где-то за час, но автобус уже открыл двери и народ постепенно стал в него садиться. Мы тоже заняли места в задней части ПАЗика.

Постепенно народ подходил, в основном со стороны торгового комплекса (и по совместительству рынка), многие с большим количеством вещей. Но аншлага не было, мест хватило всем и даже свободные остались.
Примерно в 14 часов мы покидаем Селижарово. Хороший асфальт длится не очень долго, и в какой-то из деревень дорога становится совсем разбитой. Видно, что в последние годы о ней не вспоминали. Ближе к концу асфальт и вовсе заканчивается, переходя в тряский грейдер.
По пути, а особенно ближе к концу, проезжаем множество нежилых деревень - лишь один, два, три дома с выбитыми окнами и проломленной крышей напоминали о том, что когда-то здесь жили люди.

Бол. Кашино - достаточно крупная деревня. В ней есть небольшая ферма, продуктовый магазин. Не знаю, что творится там зимой, но летом народа достаточно много, много и детей, очень любопытных и интересующихся у нас, откуда и куда мы держим путь.

В Бол. Кашине живет один из сотрудников отдела охраны заповедника - Алексей Васильевич. Мы с ним должны были встретиться, чтобы в подробности узнать, как нам лучше добираться до ур. Сибирь и, самое главное, как нам найти лесную избушку, где нас ждал ночлег. Вся сложность была в том, что избушка находилась не на основной дороге, а несколько в стороне - в лесу.

Алексей Васильевич нас встретил у автобуса. Он нарисовал нам достаточно подробную схему, как нам идти до ур. Сибирь. В плане избушки тоже оказалось все не очень запутанно. В нужный момент, надо было очень внимательно смотреть направо, чтобы увидеть след от квадроцикла, уходящий вбок от основной колеи. По километражу нам оставалось пройти немногим больше 10 км, в основном по хорошим дорогам и лишь ближе к концу по колеям от квадроциклов. Единственный момент, Алексей Васильевич не был уверен, что у избушки можно будет набрать воду в ручье, поэтому рекомендовал запастись водой заранее в роднике или в реке.

Закупившись в магазине водой, главным образом, чтобы были бутылки, куда потом можно будет набрать воду из родника, мы отправляемся в путь.

В дер. Большое Кашино.

За деревней мы продолжаем путь по основной дороге - грейдеру. Заблудиться здесь практически не возможно - дорога пока одна, если и есть повороты, то они ведут в окрестные деревушки. По сторонам поля, луга, островки леса, иногда небольшие деревушки. Где-то справа от нас протекает река Тудовка, но она достаточно далеко, чтобы её видеть.

Дорога, уходящая вдаль.

Дер. Борисовка.

Заброшенный коровник.

Бревна по сторонам дороги.

Через несколько километров развилка. Налево уходит грейдер в сторону дер. Азаново, а мы же продолжаем наш путь вперед.

На развилке, вид назад.

После развилки дорога спускается в овраг, где протекает Козловский ручей, а потом поднимается вперед, приводя к дер. Сосновка. Это последняя крупная жилая деревня на нашем пути. Впереди еще будет небольшая деревушка, где живут люди, а потом на многие километры населенных пунктов на нашем пути не будет.

Сотовое покрытие где-то здесь тоже кончается, о сотовой связи мы вспомним лишь следующим днем.

Судя по всем раньше в дер. Сосновка была крупная ферма и какой-то заводик - возможно мукомольный, мы так и не смогли это понять. Сейчас все стоит заброшенным слева от дороги. В коровнике охотники обустроили тир - внутри россыпи гильз, а мишень висит на стене соседнего заводика.

Впереди дер. Сосновка.

Бывший заводик.

Заброшенный коровник.

Грейдер здесь заканчивается. Вперед же идет приятный проселок, по которому мы и продолжаем путь после небольшого перекуса.

Вид назад.

Окрестные виды.

Следующая деревня Жегорино практически не жилая, все дома в основном уже полуразрушены. Лишь у реки виден жилой дом, хотя возможно, что это соседняя деревня Новики.

Полуразвалившийся домик и старая водонапорная башня.

Наша дорога.

А мы продолжаем наш путь. Следующая деревня Спасская Власовка уже полностью нежилая. Там есть несколько изб, но уже полуразвалившихся.
В Спасской Власовке мы встретили Сергея Николаевича, инспектора госохраны заповедника, ехавшего нам навстречу на квадроцикле. Он знал, что мы сегодня будем идти по этому маршруту, и специально решил нас встретить, чтобы убедиться, что у нас все в порядке и что мы знаем куда идти. Заодно уточняем по поводу ручья у избушки - оказывается, после дождей с водой проблем нет, и заранее набирать много воды не нужно.

Спасская Власовка.

Недалеко от Спасской Власовки в лесу есть родник, святой источник. Воду из него можно пить без кипячения. К нему ведет хорошая дорожка, так что не найти его сложно.

По пути к источнику.

Источник.

Вскоре слева остается кладбище. Дальше дорога начинает постепенно ухудшаться, и вскоре становится колеей посреди травы. Мы же выходим на луга. Где-то здесь была деревня Нижняя Дубровка, но от неё ничего не осталось.

Окрестные виды.

Впереди течет река Тудовка, и мы постепенно движемся к мосту через неё. Противоположный берег реки высокий, именно здесь проходит одна из границ Валдайской возвышенности.

Лужа перед р. Тудовка. Сначала нам показалось, что её надо форсировать вброд, но потом мы увидели колею от квадроцикла, которая обходила эту лужу вокруг.

Перед рекой.

Река Тудовка.

За мостом дорога представляет собой колею от квадроциклов. Здесь иногда проезжают сотрудники охраны заповедника и поддерживают дорогу в проходимом состоянии.
А мы начинаем внимательно смотреть направо и, как нам и обещали, метров через 800 видим справа поляну, куда заворачивает след от квадроцикла. Мы тоже туда сворачиваем и через несколько минут приходим к лесной избушке - кордону Сибирь.

Кордон Сибирь.

Сам кордон - небольшой деревянный домик с печкой буржуйкой (на случай холодов) и четырьмя нарами. Постельного белья нет, но зато есть матрасы и подушки, так что спать в спальнике было не жестко.
Рядом с домиком поленница, кострище со скамейками вокруг. Внизу ручей, в котором оборудована небольшая заводь, где можно набирать воду.

Питались мы в этот день сублиматами - правда вскипятить воду удалось далеко не сразу - очень долго вода не закипала, а просто испарялась.
Поужинав же, мы отправились спать, чтобы проснуться следующим утром и продолжить наш путь.

PS: Все фотографии можно увидеть здесь: https://plus.google.com/photos/103787828238522448161/albums/6194069419580791089

Поездка в Центрально-Лесной заповедник (Часть 1: Селижарово)

Воскресенье, 13 Сентября 2015 г. 22:41 + в цитатник

В середине июля, с 11-го по 26-ое число, я вместе с nadushenka, Алексеем и pupovjim съездил в интересную и познавательную поездку в Карелию и Тверскую область. Мы отдыхали в гостевых домах на берегу Онежского озера, осматривали деревянные храмы и часовни Заонежья, провели несколько дней в Осташкове на берегу Селигера.
Обо всем этом я расскажу несколько позже. Начать же свой отчет о летнем отпуске я хочу с рассказа о тех последних днях отпуска, которые мы провели в Центрально-Лесном заповеднике во глубине Тверской области - вначале пробираясь лесными дорогами через охранную зону заповедника из Селижаровского в Нелидовский район Тверской области, а потом совершая интересную экскурсию по верховому болоту Старосельский мох.
В эти дни нам удалось побывать в тех местах, где очень редко бывают туристы. Там в основном бывают лишь сотрудники заповедника и студенты-биологи, проходящие практику в заповеднике. И я очень признателен работникам заповедника за предоставленную нам возможность побывать во всех этих местах.

Идея съездить в Центрально-Лесной заповедник зародилась у меня уже достаточно давно. Меня заинтересовали описания маршрутов, размещенных на сайте заповедника - очень хотелось побывать на верховом болоте Старосельский мох, послушать про него экскурсию, увидеть, как растет клюква, голубика, морошка, увидеть росянку в природе, а не в оранжереи Аптекарского огорода. Привлекали и двухдневные маршруты, ведущие в удаленные лесные избушки, смущала, правда, необходимость возвращаться обратно примерно тем же маршрутом.
Время шло, и идея поездки в заповедник всплыла, когда я в самом начале года начал постепенно планировать и организовывать летнюю поездку. Поначалу я думал съездить в заповедник в последние выходные дни, приехав туда после посещения Осташкова и Торопца, но потом у меня родилась еще более интересная и привлекательная идея - попробовать попасть в заповедник не со стороны Нелидова, а со стороны Селижарово. После изучения спутниковых снимков и карт у меня родился примерный план: добраться до дер. Бол. Кашино на автобусе из Селижарово, а оттуда по дорогам, видным со спутника, пройти до лесной избушки заповедника в ур. Сибирь, переночевать там, а на следующий день дойти до центральной усадьбы заповедника по маршруту, описанному на сайте.
Еще в самом конце января я списался по почте с отделом экологического просвещения заповедника, с Кристиной Игоревной, чтобы обсудить возможность такого маршрута. Оказалось, что хотя туристических групп на данном маршруте еще не было, маршрут возможен, дороги там есть, и сотрудники охраны заповедника ими пользуются. Воодушевленный такой новостью, я завершил предварительное планирование поездки.
Время шло, зима сменилась весной, которая плавно перешла в лето. Сроки поездки уже были не за горизонтом, и в начале лета я уже повторно созвонился с заповедником, напомнил о себе, договорился о проживании в пос.Заповедное, договорился об экскурсии на верховое болото Старосельский мох в воскресный день и оформил разрешение на посещение охранной зоны.
Единственную неопределенность вызывала погода. Конец июня в Тверской области был очень засушливый, и были риски, что из-за пожароопасной ситуации наш маршрут может быть отменен. Предсказать ситуацию заранее было невозможно, определенность наступила лишь за неделю. В середине июля в Тверской области прошли очень сильные дожди, и пожарной опасности уже не было.

24 июля, пятница
Предыдущие четыре дня мы жили в Осташкове, в гостевом доме на берегу Селигера, гуляли по городу, плавали по озеру, катались по окрестностям. Но сегодня наш отдых в Осташкове подошел к концу, и нас ожидала долгая дорога - сначала в Селижарово, небольшой райцентр Тверской области, а уже оттуда в ур. Сибирь, в лесную избушку в охранной зоне заповедника, где нас ждал ночлег.
Пятница - базарный день в Селижарово. Именно по пятницам ходят все без исключения пригородные автобусы, и именно пятница - это один из тех двух дней, когда можно доехать на пригородном поезде из Осташкова в Селижарово.
Поезд у нас рано в 7-40 утра. Поэтому проснувшись рано утром, мы покидаем наш гостевой дом и уезжаем на такси к железнодорожному вокзалу. Ехать недалеко, около 10 минут, так что уже вскоре мы оказываемся на платформе. Билеты на пригородные поезда на вокзале больше не продают, приобрести их можно у проводника в поезде.
Мы садимся в одинокий вагончик, который уже стоит у платформы в ожидании, когда к нему прицепят тепловоз. В вагоне пока кроме нас никого нет, но правда перед отправлением несколько человек еще подсели. Ехать до Селижарово не близко, чуть больше трех часов.
Вокруг пути тянется сплошной лес, в котором лишь изредка встречаются деревушки. Иногда поезд останавливается на каких-то полустанках посреди леса, обозначенных знаком остановки локомотива, где ни то, что платформы, даже тропинок никаких нет. Народ вскоре рассасывается, и к тому моменту, как мы приехали на ст. Соблаго, кроме нас и проводницы в вагоне никого больше не было.
На ст. Соблаго у нас получасовая стоянка, за это время тепловоз переподцепляют с головы к хвосту, а после поезд отправляется назад и сворачивает с основной ветки на боковую, ведущую в сторону Селижарово, Кувшиново, Торжка.
На станции практически пустынно - желающих ехать в Селижарово не было. Лишь дежурная по станции вышла из вокзала, чтобы встретить поезд. Да одинокая дворняжка на платформе - очень голодная и очень пугливая. Со слов проводницы раньше было две дворняги, но вторую съел кто-то из местных жителей не так давно.

Закрытый вокзал на ст. Соблаго.

Наш поезд на станции.

Железнодорожные пути.

Через полчаса мы продолжаем наш путь. Следующий участок пути оказался гораздо более востребованный у местных жителей, так что уже на следующей остановке, на станции Жукопа, в поезд подсаживается сразу много народа. На последующих остановках народ в основном только прибывал.

В Селижарово мы приехали где-то без четверти 11. До автобуса в Бол. Кашино (в 14-00) оставалось немногим больше трех часов - как раз достаточно, чтобы прогуляться по поселку.
Но прежде, чем идти на прогулку, мы хотели купить билеты. Сразу купить билеты не удалось, нас попросили подойти после 11, так как ожидался автобус в Москву и кассиру (а по совместительству диспетчеру) было немного не до нас. А раз так - решили немного погулять вокруг вокзала.

Прямо около вокзала находится воинский мемориал.

Сфотографировав мемориал, решаем прогуляться к близлежащему торговому комплексу. Тем более у меня вдруг неожиданно закончились батарейки для GPS, а pupovjim нужно было купить кепку вместо панамы, забытой поутру в гостевом доме в Осташкове.
Закупившись, возвращаемся к автостанции, покупаем билеты и уже направляемся в центральную часть поселка.
Здесь следует немного отвлечься и сказать несколько слов о Селижарово. Сам поселок расположился на реке Волга в месте, где в неё впадают реки Селижаровка и Песочня. В XVI столетии в месте слияния рек Селижаровка и Волга был основан Троицкий Селижаровский монастырь. Сейчас монастыря уже нет, но от него сохранился храм Петра и Павла, построенный в начале XVII века и фрагменты ограды. Колокольня была взорвана, но позже восстановлена.
Именно туда мы и направились.
У реки Селижаровка расположился небольшой городской сквер. В сквере фигурки сказочных и мультипликационных персонажей.

В сквере.

Вид на реку Селижаровку и на стадион.

В центре поселка.

Пушка во дворе краеведческого музея.

Здание местной администрации с памятником Ленина.

Восстановленная монастырская колокольня.

Церковь Петра и Павла.

Прогулявшись по центру и перекусив в местном кафе. неспешно возвращаемся в сторону вокзала. Правда, прежде решили прогуляться к Волге.

Волга в пос. Селижарово.

Продолжение следует...

Поездка в Рязанскую область на июньские праздники: Часть 6 (Касимов)

Суббота, 01 Августа 2015 г. 12:07 + в цитатник

В предыдущих частях своего отчета, я уже рассказал много интересного о том, как в июньские праздники вместе с tehi4ka и marisha_amber съездил в Рязанскую область. Теперь же я закончу свой рассказ о поездке и расскажу немного о том, что мы увидели в Касимове.

14 июня, воскресенье
Касимов - один из древнейших городов Рязанской области, основанный предположительно в 1152 году князем Юрием Долгоруким для защиты юго-восточных границ своего княжества. В те давние времени это была сторожевая крепость, расположенная на высоком берегу Оки при впадении в неё реки Бабенки, и называлась она Городец Мещерский. В середине XIV столетия город был полностью разорен татаро-монголами, но, несмотря на разорение, несколько позже крепость была отстроена вновь, правда несколько выше по течению Оки, между Никольским и Успенским оврагом на месте современного центра.

В середине XV столетия примерно в 1452 году московский князь Василий II пожаловал Городец Мещерский и окрестные земли сыну казанского хана Улу-Мухаммеда - Касиму и его потомкам. Почему это произошло, сейчас уже доподлинно не известно. По одной из версий Касим бежал в Великое княжество Московское из Казанского ханства после смерти отца, опасаясь за свою жизнь. Позже он много лет служил Василию II, участвуя в военных походах. Именно за его заслуги ему и был пожалован Городец Мещерский. В 1471 году, уже после смерти Касима, город получает новое название - Касимов, а окрестные земли - Касимовское ханство.

Со временем Касимовское ханство постепенно становится местом компактного поселения татар, переселившихся туда не только из Казани, но и из Крыма и других мест. В самом же Касимове уже при первых татарских правителях к востоку от Успенского оврага основывается Татарская слобода - деревянная крепость с каменным двором правителя, мечетью, минаретом и дворами придворных.

Время идет, и к концу XVII столетия власть Касимовских ханов постепенно ослабевает, династия обрывается, и уже в 1681 году Касимовское ханство официально упраздняется. После упразднения ханства, Касимов на некоторое время оказывается приписанным к дворцовым волостям, а в XVIII столетии входит сначала в Казанскую, а потом и в Азовскую губернию.

Лишь при Екатерине II в 1778 году Касимов получает статус уездного города Рязанской губернии. Чуть позже в 1779 году появляется герб города, а еще через год утверждается новый генеральный план.

В XIX столетии Касимов развивается как крупный торгово-промышленный центр Рязанской губернии.

В Касимов мы приехали ближе к вечеру на автобусе из Гусь-Железного. К этому времени мы уже все порядочно проголодались, поэтому решили заселиться в гостиницу, а потом отправиться на поиски кафе. Гостиница у нас была совсем близко от автостанции - небольшая частная гостиница "Кузнечный двор". Поселились мы втроем в уютном четырехместном номере. Кто-то из хозяев гостиницы занимается кузнечным делом, что не могло не сказаться на интерьере - кованные кровати в номерах, кованные ворота и очень красиво оформленный внутренний дворик гостиницы.

Кованные ворота.

Внутренний дворик гостиницы.

Обустроившись и оставив вещи, мы отправились на поиски кафе. Рядом расположенный ресторанчик, про который нам сказали в гостинице, оказался закрыт, поэтому мы пошли в центр города, где и остановились поужинать в ресторанчике "Венеция". К тому времени, как мы полностью наелись, начало постепенно смеркаться, но сразу идти в гостиницу не хотелось, и мы не спеша прогулялись по вечернему городу - спустились на набережную, прошлись вдоль Оки, полазили по окрестным холмам и, описав круг, вернулись в гостиницу.

15 июня, понедельник, утро
Проснувшись поутру и попив чая в номере, мы выписываемся из гостиницы и отправляемся на прогулку по городу. tehi4ka и marisha_amber оставляют свои вещи в гостинице до автобуса и идут налегке, у меня же маленького рюкзачка в этот раз с собой нет, поэтому решаю ничего не оставлять.
Ночью прошел дождик, но с утра было уже тепло и солнечно. Идем мы в центр города по Советской улице через бывшую Ямскую слободу.

Советская улица.

В самом конце Советской улицы на Соборной площади расположился Вознесенский собор, построенный в середине XIX века в 1854-1862 годах в псевдорусском стиле.

Вознесенский собор.

Рядом же расположились старые торговые ряды.

Торговые ряды.

Мы же продолжаем нашу прогулку и пересекаем по тропинке Успенский овраг, направляясь в бывшую Татарскую слободу. В центре Татарской слободы в 1467 году при хане Касиме была построена ханская мечеть. Сама мечеть к XVIII веку сильно обветшала и развалилась, так что до нашего времени с тех времен сохранился лишь минарет и основание мечети. Сейчас в бывшей мечети располагается филиал краеведческого музея, который, к сожалению, был закрыт в понедельник.

Ханская мечеть.

Рядом с мечетью на площади Победы расположился военный мемориал.

Военный мемориал.

Осмотрев мемориал, мы продолжаем прогулку по Касимову и, удаляясь все дальше и дальше от центра города, направляемся к Богоявленскому храму - первому каменному храму Касимова, построенному в 1700 году на месте ранее существовавшей деревянной церкви.

Богоявленский храм.

Во дворе храма.

Осмотрев храм, мы разворачиваемся и направляемся обратно к центру параллельными улицами.

Мечеть в Татарской слободе (1906).

Физкультурно-оздоровительный комплекс.

Рядом с физкультурно-оздоровительным комплексом приятный сквер и пруд. Мы там устроили небольшую остановку - скормили птицам пакет печенья.

Утки на газонах.

Чей-то памятник в сквере.

Памятник Пушкину.

Вернувшись обратно на Соборную площадь, мы идем по следам нашей вечерней прогулки и спускаемся к набережной по Рязанскому спуску. В конце XVIII века именно здесь, при въезде в город со стороны Оки, были построены заставные ворота, получившие название "Водяные ворота" или "Петровская застава", в память о посещении царем Касимова в 1695 году. Ныне же от былой заставы остались лишь две колонны с двуглавыми орлами.

Бывшая застава.

Окрестные виды.

Осмотрев заставу, мы спускаемся к Оке, где останавливаемся на некоторое время и наслаждаемся окрестными видами. После же возвращаемся к уже полюбившемуся нами ресторанчику "Венеция", где сытно обедаем перед автобусом в Москву.

После обеда время остается как раз, чтобы забрать вещи из гостиницы и не спеша дойти до автостанции. В 15-00 мы уезжаем на автобусе в Москву.
Пробок по пути практически нет, так что примерно через 5 часов мы уже выходили из автобуса у станции метро "Лермонтовский проспект". На этом и закончилась наша четырехдневная поездка.

Поездка в Рязанскую область на июньские праздники: Часть 5 (Гусь-Железный)

Четверг, 30 Июля 2015 г. 22:46 + в цитатник

В предыдущих частях своего отчета я уже начал рассказывать о том, как я вместе с tehi4ka и marisha_amber съездил в Рязанскую область на июньские праздники. Я уже рассказал о поездке в Константиново и Рязань, рассказал и об интересной экскурсии в журавлиный питомник в Окском заповеднике.
К сожалению, в соответствии с подписанными мной правилами посещения Окского заповедника, я не могу рассказать о том, как мы прошли через заповедник и что мы там видели. Поэтому я пропущу эту часть рассказа и продолжу повествование с того момента, как мы приехали в пос. Гусь-Железный на автобусе из села Лубяники.

До ближайшего автобуса в Касимов у нас было около часа - вполне достаточно, чтобы немного погулять по поселку и осмотреть его главную достопримечательность - Троицкий собор.

Но прежде, чем рассказывать дальше, напишу немного про историю этих мест.
Земли, на которых расположен поселок Гусь-Железный, издавна были богаты железной рудой. И именно поэтому, в 1758 году, известные тульские промышленники Баташевы начинают строить здесь, на реке Гусь, железоделательный завод. На реке возводится плотина из тесаного камня, рядом строится плавильная печь, обустраиваются мастерские.
Время идет, и у восточного края плотины строится господский двухэтажный каменный дом с флигелями. Дом, дворовые постройки и сады обносятся кирпичной стеной, а у въезда на плотину возводится сторожевая башня. К главному дому усадьбы примыкал парк - в нем находились теплицы и оранжереи, где выращивались лимоны, апельсины, персики и другие южные растения. На краю сада располагался небольшой двухэтажный дом с башенкой, павлиний павильон - внизу которого жили павлины, аисты и другие птицы.
В центре поселка, недалеко от трассы, расположился величественный Троицкий собор. Строительство его началось в 1802 году на месте ранее сгоревшего деревянного храма. Строительство велось очень долго, всю первую половину XIX столетия, и было закончено лишь в 1868 году. Размеры храма поражают воображение - его высота достигает 55 метров, колокольня же простирается ввысь на 70 метров. Храм двухэтажный - на первом этаже расположены три престола, на втором еще один. Сам храм построен из кирпича, но облицован сверху белым известковым камнем.

Но хватит об истории, посмотрим на то, как собор выглядит сейчас.

Вид с моста на реку Гусь, Троицкий собор и поселок.

Троицкий собор.

Вид вблизи на Троицкий собор.

Собор был закрыт, поэтому внутрь мы не попали и решили прогуляться вокруг. Рядом с собором в бывшем господском доме расположился детский санаторий. Территория санатория закрыта от посторонних глаз, поэтому ограничиваемся фотографированием через закрытые ворота и продолжаем прогулку.

Бывший господский дом.

За собором в небольшом сквере развалины какой-то из усадебных построек - возможно павлиньего павильона, а возможно и чего-то еще.

Кирпичные развалины.

Чуть дальше рядом с памятником Ленина расположилась симпатичная деревянная детская площадка.

Детская площадка.

Памятник Ленину.

Обойдя собор, мы постепенно возвращаемся обратно к автостанции.

По пути к автостанции.

На автостанции покупаем билеты на проходящий автобус до Касимова, чтобы совсем скоро там оказаться.

Поездка в Рязанскую область на июньские праздники: Часть 3 (Брыкин бор)

Воскресенье, 28 Июня 2015 г. 20:12 + в цитатник

В предыдущих частях своего отчета я уже начал рассказывать о том, как я вместе с tehi4ka и marisha_amber съездил в июньские праздники в Рязанскую область. Я уже рассказал о том, как мы съездили в Константиново, прогулялись по Рязанскому кремлю и остановились на ночлег в гостинице в Рязани. Теперь я продолжу рассказ о нашей поездке и расскажу о том, как мы поехали в Окский заповедник и что мы там увидели.

13 июня. Раннее утро.
На часах пол седьмого утра. Похоже, я спал слишком крепко, так что, не услышав первого звонка будильника, проснулся на пятнадцать минут позже запланированного. Быстро умываюсь и уже через пятнадцать минут иду завтракать в номер к девушкам - несмотря на ранний отъезд, нам приготовили завтрак, испекли вкусные блинчики.
Завтрак, короткие сборы и где-то в пол восьмого мы выходим из гостиницы и направляемся на автостанцию. Билеты на маршрутку в Брыкин Бор я купил еще загодя через интернет, и поэтому можно было особо не спешить.
Недалеко от гостиницы расположился Казанский женский монастырь, мимо которого мы и проходим. Изначально Казанский монастырь находился на территории Рязанского кремля, но в конце XVIII столетия в 1782 году он был переведен на современное место. Казанский храм, мимо которого мы идем, был построен в 1870 году на месте ранее стоявшей церкви.

Казанский храм Казанского женского монастыря.

От монастыря уже недалеко и до автостанции, так что вскоре мы уже стоим на платформе и ожидаем 8-часовую маршрутку в пос. Брыкин Бор - центральную усадьбу Окского заповедника.

Здесь самое время немного отвлечься и рассказать про поселок Брыкин Бор. Очень подробно его история описана в статье сотрудников Окского заповедника, я же ниже приведу лишь несколько фактов.

Брыкин Бор - поселок, расположенный на правом берегу реки Пра недалеко от её впадения в Оку. По существующей легенде когда-то в давние времена, когда вдоль Оки тянулись непроходимые леса, в районе нынешнего поселка обитал разбойничий атаман Брыкин. Разбойники выслеживали торговые караваны, плывущие по Оке, разграбляли их и прятались в лесах. Именно с этой легендой и связывают название поселка Брыкин Бор. Время шло, и в XIX столетии поселок и прилегающие земли оказываются во владении помещиков Беклемишевых. Усадьба их была в пос. Лакаш, на реке Пра располагалась водяная мельница, а где-то неподалеку от поселка на территории заповедника был построен стекольный завод. Завода не сохранилось, но сохранился бывший его шлифовальный цех - в нем сейчас располагается музей природы заповедника. В самом конце XIX столетия начинается строительство нового стекольного завода у пос. Брыкин Бор. Завод располагался на площади в три гектара - над землей поднимались деревянные корпуса заводских цехов, под землей располагались плавильные печи. При высокой воде по реке Пра поднимались баржи, доставляли нефть на завод. Также в период высокой воды по Пре на баржах вывозили готовую продукцию. Но завод долго не проработал. В 1903 году он уже был закрыт и законсервирован - по одной из версий это была договоренность с владельцами другого конкурирующего стекольного завода.

В советское время завод был разрушен, сохранились лишь полуразрушенные подвалы в лесу. В начале же 20-х годов XX столетия на будущей территории начались лесозаготовки, лес массово вырубался. И лишь в 1935 году было принято решение об образовании Окского государственного заповедника.

Но вернемся к нашей поездке. Ехать на маршрутке от Рязани до пос. Брыкин Бор, с учетом заезда на автостанцию гор. Спасск-Рязанский, чуть меньше двух часов, так что без нескольких минут 10 мы уже выходили на конечной остановке в пос. Брыкин Бор.

С утра в заповеднике уже было многолюдно, приехал целый автобус с туристами, а еще вскоре приехал еще один автобус с детьми и несколько машин. Нас всех решили разделить на две группы - первая группа поехала в журавлиный питомник, а мы пока пошли осматривать музей природы. Сам музей небольшой, занимает две с половиной комнаты, но интересный. Посмотрев на чучела животных, которые обитают в заповеднике, мы немного походили около музея в ожидании экскурсовода.

Киса терпеливо подождала, пока её все сфотографируют, а потом не спеша ушла к себе на участок.

А вот такой очень необычный кустарник рос у музея. К сожалению, пока не нашел его названия.

Вскоре подошла экскурсовод, и все отправились в журавлиный питомник.

В 1979 году в составе Окского заповедника был создан питомник редких журавлей. Здесь сотрудники заповедника выращивают и воспитывают птенцов журавлей (стерхов, белых журавлей, японских журавлей, даурских журавлей, ...), чтобы в дальнейшем их выпускать в дикую природу для восстановления популяций. При этом применяются разные методики, запомнилось, например, что при одном из способов сотрудники питомника одеваются в костюмы журавлей и только в таком виде выкармливают птенца - чтобы птенец не видел людей и не привыкал к ним.
Показывают на экскурсии лишь один вольер - в нем в основном журавли, которые уже привычны к людям, и которым в дикой природе не выжить. У многих из них птенцы и некоторые боятся выходить к туристам.

В журавлином питомнике (увы, но снимать приходилось через сетку).

Послушав интересную экскурсию, мы вышли из питомника, и пошли на берег реки Пра. Берег здесь высокий, обрывистый. Для предотвращения дальнейшего осыпания он укреплен сваями. На противоположном берегу реки расположена особо охраняемая территория, заповедное ядро, там могут находиться лишь сотрудники заповедника.

Вид на реку.

По реке Пра часто сплавляются туристы-водники. Для них есть специально обустроенные стоянки в охранной зоне заповедника.

Полюбовавшись на реку и устроив небольшую фотосессию, мы продолжаем наш путь и отправляемся в зубровый питомник. Зубровый питомник был образован в 1959 году, когда Окский заповедник предоставил свою территорию для разведения кавказско-беловежских зубров. Питомник находится недалеко от центральной усадьбы заповедника, его площадь составляет около двухсот гектаров. За время существования питомника в нем было выращено около четырехсот зубрят.

Увидеть же на экскурсии нам удалось лишь одного зубра.

Зубр.

На этом экскурсия закончилась, и мы прогулялись пешком до центральной усадьбы.

По дороге в поселок.

После же спустились в реке Пра, где tehi4ka искупалась. marisha_amber осталась на берегу, я же немного погулял по воде. Течение в реке очень сильное, поэтому лучше далеко не заплывать, иначе очень трудно будет выплывать.

Тропинка к реке.

Река Пра.

После реки мы решили немного прогуляться по лесу и пройтись пешком к мосту через реку Пра, разведать наш завтрашний путь. В лесу очень много слепней и каких-то здоровенных мух, от которых приходится постоянно отмахиваться. Репеллент, что у нас был, спасал от комаров, но мало действовал на мух. К счастью, они больше роились вокруг нас, чем реально пытались укусить.

По дороге через сосновый бор.

Иногда встречались и более влажные участки смешанного леса.

Дорога на мост перекрыта шлагбаумом. С другой стороны реки заповедное ядро, где находиться без пропуска запрещено.

Мы же сфотографировали р. Пра, посидели на мосту и пошли обратно.

Я забронировал нам гостиницу "Ни-Ки-Та" в соседней деревне Папушево, и мы как раз туда и направились. Сама хозяйка живет не в гостинице, а в поселке в 20 км от неё, поэтому я заранее ей позвонил, предупредил, когда нас ждать.

А вот такой плакат висит на дороге между пос. Брыкин Бор и дер. Папушево. Здесь проходит путь миграции рептилий, и очень много рептилий гибнет под колесами машин.

Дер. Папушево, в отличие от пос. Брыкин Бор, находится вне заповедника и именно поэтому все гостевые дома находятся там. Когда я бронировал, я знал лишь об одном гостевом доме - гостинице "Ни-Ки-Та", сейчас же прочитал, что вроде есть еще, как минимум, один гостевой дом.
Сам гостевой дом - это одноэтажный деревянный дом, имеющий общую гостиную и, по совместительству, кухню, ванную комнату и несколько комнат для гостей. Там жили две семьи, приехавшие туда на все лето. Похоже, в основном, все так и приезжают, а приезд на одну ночь, как в нашем случае, встречается крайне редко. Девушки разместились в двухместном номере, я же разместился в комнате с одной двуспальной кроватью. Время близилось к ужину, поэтому мы решили продегустировать сублимированную еду, что я взял с собой. В этот раз вместо привычной Гала-Гала я взял продукцию другой компании, и она нас разочаровала. В курином супе было больше ароматизаторов, чем хотелось, а картошка с мясом больше напоминала картошку с чесноком - мясо в ней найти удавалось с трудом. Еда нас настолько разочаровала, что больше мы её пробовать не захотели.

После ужина, marisha_amber осталась отдохнуть, а я с rehi4ka прогулялся еще раз к пляжу на р. Пра. Правда, к вечеру, там было очень много слепней. Вернувшись же обратно, мы немного пообщались, а потом легли отсыпаться.

PS: При написании отчета использовался материал сайта http://okskiy-help.livejournal.com/26130.html
PPS: Отчет marisha_amber можно увидеть здесь: http://marisha-amber.livejournal.com/660075.html
PPPS: Все фотографии можно увидеть здесь: https://picasaweb.google.com/103787828238522448161/20150613#

Поездка в Рязанскую область на июньские праздники: Часть 2 (Рязань)

Суббота, 27 Июня 2015 г. 21:20 + в цитатник

В первой части отчета я уже начал рассказывать о том, как в июньские праздники съездил вместе с tehi4ka и marisha_amber в Рязанскую область. Теперь же я продолжу свой рассказ и расскажу о том, что мы увидели в Рязани.

Ехать на автобусе от Константиново до Рязани где-то около часа, так что около 16 часов мы вышли из автобуса у Центрального автовокзала. Поинтересовавшись у людей на ближайшей остановке, как проще всего добраться до центра города, мы через несколько минут уже залазили в 41 маршрутку, на которой и доехали до Соборной площади.

К этому времени мы все уже немного оголодали, так что прогулку отложили на потом и первым делом занялись поиском кафе. Вначале мы решили прогуляться по пешеходной Почтовой улице. Кафе на ней были, но в части из них уровень цен был выше московских, а оставшиеся скорее больше напоминали питейные заведения, чем кафе, где стоило бы поужинать.

В ближайшем Перекрестке был только фаст фуд,а нам все-таки хотелось немного большего. На соседней Соборной улице попалось на глаза только одно кафе, которое приглянулось девушкам, но меня в нем смутило полное отсутствие посетителей, поэтому решили продолжить поиски и прибегнуть к многократно проверенному способу - tehi4ka решила поинтересоваться у местных жителей, а где можно вкусно и недорого поужинать. И нам сразу же посоветовали сходить в недавно открывшееся кафе в самом начале Семинарской улицы.

Несмотря на то, что многих блюд в меню у них не было, в кафе нам понравилось. Овощной салат и мясо с картошкой, запеченное в горшочке, оказались очень вкусными. Удивило то, что на все кафе у них был лишь один чайник с чаем - сразу было видно, что они только открылись и еще не успели закупить часть посуды.

К тому времени, как мы закончили ужинать, наступил вечер. Идти куда-то далеко гулять мы не хотели, поэтому решили пройтись по Рязанскому кремлю, а потом оттуда не спеша дойти до гостиницы.

Но прежде, чем идти в кремль, мы прогулялись к церкви Спаса на Яру, построенной в конце XVII столетия на высоком берегу реки Трубеж.

Церковь Спаса на Яру.

Храм уже закрывался, поэтому мы ограничились лишь обходом вокруг него и небольшой фотосессией. Осмотрев же храм, направились по набережной вдоль р. Трубеж в Рязанский кремль.

Рязанский кремль - древнейшая часть города. Он расположился на высоком обрывистом холме в месте слияния рек Трубеж и Лыбедь, которые и окружают его с трех сторон. С четвертой стороны в XIII столетии был вырыт рукотворный ров.
Из грунта, вырытого для рва, был сложен кремлёвский вал на вершине которого, вплоть до XVIII столетия располагались оборонительные стены и башни. Исторически, по соседству с кремлем, располагался укрепленный острог, в котором жили более бедные городские сословия и ремесленники. Между кремлем и острогом через ров был перекинут подъемный Глебовский мост.

Рязанский кремль.

Соборная колокольня была построена в XVIII - XIX столетии в стиле классицизма. С высотой в 83,2 метра она по настоящее время остается одним из самых высоких исторических зданий города, а также самым высоким зданием Рязанской области. Заложена она была в 1789 году на месте бывшей Глебовской башни Рязанского кремля, но достроена она была лишь к 1840 году

Рядом с Соборной колокольней расположился Успенский собор - кафедральный собор Рязанской митрополии и города Рязани. Построен он был в конце XVII столетия в 1693-1699 годах.

Еще один вид на Соборную колокольню и Успенский собор.

Юго-восточнее Успенского собора за отдельной оградой расположился комплекс бывшего Спасского монастыря.

Чуть дальше расположился Христорождественский собор. Изначально он был построен в XV столетии, но после многократно перестраивался. Сейчас лишь белокаменная кладка в алтарной части собора напоминает о древней его истории.

В северной части кремля на месте старинного Духовского монастыря в 1642 году была построена очень необычная двухшатровая церковь Святого Духа.

Осмотрев Рязанский кремль, мы спустились по лесенке к реке Трубеж. Через реку здесь перекинут старый понтонный мост, сама же река сильно обмелевшая и заиленная. Несмотря на это, чуть ниже по течению расположилась пристань, откуда отправляются экскурсионные кораблики - похоже река дальше искусственно углублена.

Река Трубеж.

Перейдя по мосту, мы попали в небольшой микрорайон, застроенный деревянными домами. В половодье единственная автодорога, ведущая туда, подтопляется, и район становится полуотрезанным от города.

Деревянные дома.

Немного погуляв, мы перешли обратно реку Трубеж и продолжили наш путь по дорожке вдоль реки Лыбедь. Хотя в некоторых картах эта дорога гордо называется набережной Кремля, по сути она представляет собой грунтовую дорогу, идущую среди зарослей вдоль ручья.
Вскоре мы вышли в кварталы частной застройки, которые правда быстро кончились.

До гостиницы нам оставалось идти минут пятнадцать, так что вскоре мы входили в гостиницу Сакура, разместившуюся на первом этаже дома по улице Грибоедова. Там нас уже ждали, очень приятная администратор быстро нас оформила и дала ключи от номеров.
Девушкам я уступил двухместный номер с окнами, сам же разместился в двухместном номере без окон.

Включив кондиционер на максимум, я зашел за девушками и мы втроем пошли в ближайший магазин покупать еды на вечер и на завтра. Закупившись же едой, разместились в номере и перекусили. А потом разошлись спать - день был тяжелый, а на следующее утро у нас снова ранний подъем.

Поездка в Рязанскую область на июньские праздники: Часть 1 (Константиново)

Суббота, 27 Июня 2015 г. 14:00 + в цитатник

Как-то раз, несколько месяцев назад, рассматривая атлас Рязанской области, я обратил внимание на интересную лесную дорогу, проходящую через территорию Окского государственного заповедника и соединяющую между собой поселок Брыкин Бор и деревню Лубяники. В пос. Брыкин Бор находится центральная усадьба заповедника, там проводятся экскурсии, туда можно приехать на маршрутке из Рязани. Деревня же Лубяники, в свою очередь, располагается с противоположной стороны заповедника в Касимовском районе. В неё ведет асфальтированная дорога и в некоторые дни недели туда ходит автобус из Касимова.

Время шло, и у меня родилась интересная идея летней поездки на июньские праздники - приехать в заповедник в пос. Брыкин Бор, сходить на экскурсию, отдохнуть на берегу р. Пра, переночевать в гостевом доме в соседней дер. Папушево, а на следующий день пройти пешком по лесной дороге в дер. Лубяники, откуда уехать на автобусе в гор. Касимов.

Заинтересовавшись же этой идеей, я позвонил в заповедник и постарался выяснить, можно ли и при каких условиях пересечь Окский заповедник и пройти из пос. Брыкин Бор в дер. Лубяники. Оказалось, что это вполне реально при условии, что мы будем идти только по дороге и не будем с неё никуда сходить - необходимо было лишь получить пропуск на проход через заповедник.

Время шло, и я вплотную занялся планированием поездки на июньские праздники. Вписать поездку в ровно три праздничных дня не удавалось, возникали проблемы с автобусом из дер. Лубяники, который, как оказалось, ходит лишь четыре дня в неделю - в понедельник, среду, пятницу и воскресенье. Поэтому родилась идея поехать на четыре дня, взяв отпуск еще на 15-ое июня. Первый же день поездки решено было посвятить селу Константиново, музею-заповеднику С. Есенина, и Рязани. В заповедник же решено было поехать лишь 13 июня.

Постепенно у нас собрался небольшой кворум - я, tehi4ka, marisha_amber и uraken. Но, увы, поехать вчетвером нам так и не удалось - uraken, к сожалению, заболел прямо перед поездкой и, в итоге, мы поехали втроем.

12 июня. Раннее утро первого праздничного дня.
На часах еще нет пяти часов, но уже пора вставать, одеваться и вскоре выходить из дома. В 7-12 у нас экспресс из Москвы с Казанского вокзала, но прежде еще надо встретиться с tehi4ka в метро. Встретившись же, мы выходим из метро, доходим до Казанского вокзала и, немного поплутав по залу ожидания, вскоре находим наш экспресс, стоящий на пригородных путях. Там же мы встречаемся и с marisha_amber.

Ехать нам надо до ст. Рыбное, откуда уже недалеко до с. Константиново. Ехать до станции не близко, больше 2,5 часов, но время пролетает очень быстро за разговорами, и уже в 09-51 мы спускаемся на низкую платформу ст. Рыбное.
Автостанции в райцентре нет, есть лишь несколько остановок на улице рядом с вокзалом. Там же висит и расписание, правда похоже лишь местных рейсов, нашего автобуса в Константиново, который идет из Рязани, там нет.

Расписание у остановки.

Ждать нам недолго, около 15 минут. Автобус должен быть где-то в 10-10. Пока ждали автобус, женщина на остановке пыталась нас убедить ехать с ней на такси, так как в автобусе будет толпа, и мы туда не влезем. Правда, она вскоре уговорила других туристов и к нам потеряла интерес.

Вскоре пришел автобус, конечно не пустой, но и не забитый до такой степени, чтобы в него нельзя было влезть, и мы поехали в Константиново. Ехать туда немногим менее получаса, и вскоре мы уже выходили у поворота на музей-заповедник С. Есенина.

Времени у нас на осмотр было предостаточно, обратный автобус в Рязань был примерно в 15-00. Недалеко от остановки расположился торгово-выставочный центр - с продуктовым магазином, кассами музея-заповедника и с большим сувенирным магазином.

marisha_amber уже была здесь не так давно и поэтому решила погулять в основном по территории усадьбы, спуститься к Оке. Я же и tehi4ka решили взять единые билеты на все экспозиции, чтобы все осмотреть.

История села Константиново насчитывает не одно столетие. Согласно архивным документам, впервые оно упоминается в начале XVII столетия, в 1619 году. Тогда село являлось царской вотчиной и относилось в дворцовому ведомству. Впоследствии село несколько раз меняло хозяев - в XVII столетии, оно принадлежало князю Мышецкому, позже оно принадлежало Волконскому, Голицыну, Олсуфьеву, Куприянову.
В начале XX столетия землевладельцем был И. П. Кулаков. После его смерти в 1911 году, село перешло к его дочери Л. И. Кашиной, с которой был близко знаком Сергей Есенин.
Сам поэт жил в деревянном доме в центре села, недалеко от усадьбы Л.И. Кашиной.
Рядом с домом поэта расположился Казанский храм, построенный в 1779 году при князе А. М. Голицине вместо обветшавшей деревянной церкви. Позже, в первой половине XIX века, храм несколько раз перестраивался - была перестроена сгоревшая верхняя часть колокольни, расширена трапезная.

Но хватит об истории, пора перейти к нашей прогулке.
Рядом с воротами музея, в здании научно-культурного центра музея, расположилась литературная экспозиция, открытая в 1995 году к 100-летию со дня рождения С. Есенина. Мы её достаточно быстро осматриваем и отправляемся на берег Оки.

Берег здесь высокий, Ока течет внизу и чтобы до неё дойти надо спуститься не по одной лесенке и пройти по тропинке через живописный луг.

marisha_amber и tehi4ka.

Виды на Оку.

marisha_amber на пристани.

На пристани.

Отдохнув на пристани и посидев на берегу Оки, мы продолжили наш путь и, забравшись обратно по лесенке, продолжили осмотр музея-заповедника.

Недалеко от научно-культурного центра музея расположилась усадьба последней Константиновской помещицы Лидии Ивановны Кашиной. В этом доме С. Есенин бывал не раз, с хозяйкой его связывали дружеские отношения Именно она стала одним прототипов главной героини поэмы "Анна Снегина".
После революции дом использовался под нужды села, позже в 1969 году в нем расположился музей. В 1995 году в доме расположился музей поэмы "Анна Снегина".

Дом Л.И. Кашиной. Сейчас в нем идет ремонт, поэтому вход в музей осуществляется через подвальное помещение.

Осмотрев экспозицию, мы продолжили наш путь и вышли к Казанскому храму.

Казанский храм.

К дому С. Есенина решили пока не идти, сперва решили прогуляться на берег Оки.

Впереди видна небольшая часовня.

Виды на Оку.

Село же Константиново осталось сзади на холмах.

Еще несколько видов.

Полюбовавшись рекой и устроив небольшую фотосессию, мы возвращаемся в село. Рядом с Казанским храмом расположился дом священника И. Я. Смирнова. Именно этот священник венчал родителей С.Есенина, крестил самого поэта, преподавал Закон Божий в земской школе. Дом был восстановлен 3 октября 2010 года и в нем сейчас располагается выставка, посвященная жизни отца Иоанна в Константинове, а также знакомым и друзьям поэта его юношеских лет.

Дом священника и Казанский храм.

В центре села, напротив Казанского храма, расположилась усадьба Есениных, где в 1871 году дед поэта Н. О. Есенин построил дом, и где в 1895 году родился поэт. Со временем обветшавший деревянный дом был снесен, и на его месте в 1909 году был выстроен новый дом, сгоревший в 1922 году. В 2000 году дом был восстановлен.

В доме было очень многолюдно, многочисленные группы туристов. Осмотрев его, мы продолжили прогулку.

Часовня Святого Духа.

За часовней видно восстановленное в 1994 году здание Земской школы, в котором музейная экспозиция.

Осмотрев музей-заповедник и осознав, что до автобуса время еще есть, мы немного закупились в магазине и пошли гулять на берег Оки.

Козы.

tehi4ka.

Посмотрев еще раз на Оку, мы немного посидели на скамеечке, перекусывая печеньем, а потом пошли к автобусу, который подошел чуть позже 15 часов и отвез нас в Рязань.
Но об этом расскажу в следующий раз...

PS: При написании отчета использовались следующие материалы:
Сайт музея-заповедника С. Есенина
Сайт про Казанский храм в с. Константиново

PPS: Все фотографии можно увидеть здесь: https://plus.google.com/photos/103787828238522448161/albums/6162888649901800625