-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в lj_art_of_arts

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.07.2006
«аписей: 838
 омментариев: 7
Ќаписано: 7

јЌƒ–≈… ѕќ«ƒЌя ќ¬: Ѕ”ƒ”ў≈≈ ”∆≈ Ќј—“”ѕ»Ћќ

—реда, 07 ƒекабр€ 2016 г. 06:24 + в цитатник
Ќе странно ли это: €, по сути, глубокий старик, пытаюсь достучатьс€ до своих гораздо более молодых читателей, чтобы поведать им о наступлении новой технологической эры, зачастую получа€ в ответ плевки, достойные  ассандры...
- Arthur Kalmeyer


¬иктори€ ћучник
Published on Dec 1, 2016


јндрей ѕоздн€ков в шутку называет себ€ членом секты “они —еба. ƒва года назад, основатель и президент группы компаний ЂЁлекардї, уехал в —Ўј и там в —иликоновой долине познакомилс€ с “они —еба, автором книги Ђ„истый прорывї. Ёта работа посв€щена последним тенденци€м в области технологий, которые ведут к глобальным переменам. Ќова€ эпоха существенно ближе, чем мы думали. ѕочему? јндрей ѕоздн€ков рассказал об этом в неформальной обстановке паба Ђ онец ‘рунзеї.


“ехнологический взрыв в 5 тезисах

1.¬ течение ближайших полутора дес€тилетий мир, в котором мы живем, необратимо изменитс€ в результате технологического взрыва, который уже началс€.

2. “ехнологический взрыв Ц это комбинаци€ технологий, создающих новые рынки или радикально трансформирующих старые.

3. ѕрорывные технологии сегодн€ Ц это накопители энергии, электромобили, беспилотные автомобили, солнечна€ энергетика. ≈сть и другие.

4. –адикально измен€ютс€ также бизнес-модели. ѕример Ц Uber.

5. ¬ прекрасном новом мире будет проблема с людьми. “е рынки, на которых они могут что-то делать, исчезают. Ћюдей надо будет чем-то зан€ть. Ёто Ц проблема.

“еперь подробнее...

¬сем хорошо известны картинки, иллюстрирующие прогресс - экспонента или даже гипербола от первых каменных скребков миллион лет назад, до айфонов и марсоходов в наши дни. ѕон€тно, что на самом-то деле это не совсем экспонента, а скорее последовательность S-образных кривых - медленный рост/взрыв/затухание и оп€ть медленный рост/взрыв. ѕоследний взрывной рост, который мы наблюдали Ц это цифровые технологии: компьютеры, затем персоналки, интернет, цифровое аудио, мобильна€ св€зь, цифровое видео, соцсети, мобильный интернет, смартфоны. Ёта истори€ уже вышла на насыщение. » пон€тно в общих чертах, что будет следующим прорывом Ц робототехника и нова€ энергетика. ¬опрос только в сроках.

ƒл€ примера. Ќа этой фотографии вы видите фото п€той авеню Ќью-…орка, сделанное в 1900 году. ћоре лошадей и единственный автомобиль. ¬от он специально обведен в центре. ≈динственный автомобиль среди лошадей.


“ринадцать лет спуст€Е ¬идите лошадь на этой фотографии?
ќдна единственна€ лошадь, она даже не выгл€дит как лошадь.


Ёто называетс€ прорыв. Ћошади, которых использовали на прот€жении дес€ти тыс€чи лет в качестве транспорта, были полностью заменены на автомобили в Ќью-…орке всего лишь за 13 лет.

„то такое технологический взрыв?
Ёто комбинаци€ технологий, которые дают возможность предпринимател€м или компани€м создавать новые продукты и сервисы, с двум€ характеристиками. ѕерва€ Ч они создают новые рынки, втора€ Ч уничтожают или радикально измен€ют существующие отрасли индустрии.

¬ случае с цифровыми камерами Ч они уничтожили пленочные камеры. ¬ случае ”бера они не уничтожили, но радикально изменили вчерашнюю индустрию такси.“отальное уничтожение не об€зательно. ¬озможна радикальна€ трансформаци€.

—амые умные, как правило, не могут предсказать прорывы, пока они не произошли. ¬ 1985-м крупнейша€ телекоммуникационна€ компани€ мира AT&T нан€ла фирму ћаккензи и  o и задала ей один вопрос: каков будет рынок мобильных телефонов в ближайшие 15 лет? ¬ AT&T хотели знать Ч стоит ли, и, если да, то насколько решительно стоит, вкладыватьс€ в новые рынки.

ћаккензи пошли думать, обсуждать, прогнозировать и что они там еще делают, когда готов€т предсказани€. ѕотом вернулись и сообщили результат. „исло подписчиков мобильной телефонии в Ўтатах в течении 15 лет составит 900 тыс. человек.

¬ реальности оказалось 109 миллионов. Ёто не маленька€ ошибка, они ошиблись в 120 раз. “ак что AT&T не пошла на рынок мобильной св€зи и осталась со своим бизнесом проводной св€зи.  то-нибудь из вас помнит сейчас проводную св€зь?

≈сли вы посмотрите на стоимость бизнеса топ 15 компаний, которые туда пошли, то это почти 2 триллиона долларов. “о есть дл€ AT&T это была потер€ потенциальных возможностей в триллионы долларов.

 ак обычно, именно эксперты и знатоки инсайдерской информации отрицают возможность взрыва. Ёксперты всегда найдут сто тыс€ч объ€снений, почему такого не может быть. ѕочему умные люди и умные организации раз за разом на предвид€т или не возглавл€ют прорывы на рынке?

¬от что интересно Ч сам концепт, используемый уже насколько дес€тилетий не объ€сн€ет несколько недавних взрывов. Ќапример Uber.  лассическа€ модель прорывной технологииЧ начинаете делать нечто более дешевое, чем существующее предложение на рынке, ваш продукт развиваетс€ быстрее, чем рынок в целом, становитс€ качественно лучше рынка и Ч хоп, прорыв пошел. Ќо вот когда пришел Uber он был сразу и дешевле, и быстрее, и лучше, чем такси Ч взрыв. Ёто необъ€снимо с традиционной точки зрени€.

 огда вышел смартфон, в 2007, помните это? —мартфон по€вилс€ в 2007-м и это был 700-долларовый девайс. “огда мейнстримом была 100-баксова€ Ќоки€. ѕомните Ќокию? Ёто хорошо.“огда люди говорили Ч слишком дорого, но это был продукт высочайшего класса. » он не стал дешеветь! ќн порвал рынок сотовых телефонов сверху. Ќе снизу, а сверху. Ёто другой тип прорыва.

я предлагаю посмотреть на несколько другую модель, котора€ включает в себ€ инновационную бизнес модель и объединение нескольких прорывных технологий.


‘ото: —ергей ѕантелеев


я уже давно наблюдаю за эскпоненциальными технологи€ми. „то такое эскпоненциальна€ технологи€? “ехнологи€, параметры которой улучшаютс€ на дес€тки или даже сотни процентов в год, при том же уровне цены.

’орошо известна€ экспоненциальна€ технологи€, мы ее знаем лучше всего Ч компьютеры, закон ћура, выполн€етс€ уже дес€тилети€ Ч количество транзисторов в процессоре на один доллар удваиваетс€ каждые два года.„ерез двадцать лет рост в тыс€чу раз, через сорок Ч в миллион. »з-за этого роста, а вс€ —иликонова€ долина на нем основана, вычислительна€ мощность становитс€ настолько дешевой, что мен€ет все вокруг. »менно по этой причине —иликонова€ долина совершает прорывы в таком количестве индустрий.

«акон ћура не единственна€ экспоненциальна€ технологи€ в последние двадцать-тридцать лет. Data storage, digital imaging, bandwidth (хранение данных, цифрова€ обработка изображений, пропускна€ способность Ц ред.) все это те же типы технологий.

 огда нескольких подобных технологий собираетс€ в одном продукте, тогда может получитьс€ смартфон Ч iPhone и Android, которые по€вились в один год. ѕричина Ч конвергенци€ технологий, которые сделали возможными обе истории. ƒалее, эти две платформы сделали возможным новые прорывы, например Uber, AirBnb и так далее.

 лючевые экспоненциальные технологии

Ёто то, что € ищу в области технологий в течение последних лет. “акие технологии, которые одновременно экспоненциальны и позвол€ют совместное использование, способны вызвать взрыв в абсолютно любой индустрии в мире.

я буду здесь говорить в основном про энергетику и транспорт, но это не важно. Ёто может быть охрана здоровь€. ≈сли в медицине использовать эти технологии, то и там случитс€ взрыв. ¬ логистике, в производстве Е —обираете несколько ключевых экспоненциальных технологий, за 10-20 лет получаете прорыв независимо от типа индустрии.

Ќо есть еще и такие, что развиваютс€ супер-экспоненциально. —енсоры. –ынок вырос с 2007 в тыс€чу раз. ÷ена упала в тыс€чу раз.  рива€ стоимости, убывающа€ экспоненциально в тыс€чу раз, толкает рынок, растущий экспоненциально в тыс€чу раз. ѕрименение этой экспоненциальной технологии, вызовет множество дальнейших прорывов.

–ассмотрим с этой точки зрени€ энергетику и транспорт. Ёто все технологии, а не добыча нефти. ” технологий друга€ динамика, друга€ экономика. ≈сть четыре основные категории технологий, кажда€ из которых растет на дес€тки и даже сотни процентов в год, кажда€ из которых прорывна€ сама по себе, но когда они объедин€ютс€ ...ѕройдем по каждой из них и € покажу, насколько прорывными они могут быть.

Ќакопители энергии, аккумул€торы.

¬се, у кого есть ноутбук или смартфон, использует Li-ion аккумул€торы. Ќачина€ с 1995 до 2010-го литий-ионные батареи улучшались в среднем на 14% в год, рассчитыва€ в долларах на киловатт*час. ¬ 2009 произошло нечто весьма примечательное Ч началось использование Li-ion батарей в двух новых индустри€х: в автопроме и энергетике. »нвестиции стали нарастать, разработки ускор€тьс€, за 5 лет с 2009 до 2014 удешевление квт*часа составило уже 16%, а за последние полтора года, уже превысило 16% в год.

 ак люди умудр€ютс€ снижать стоимость так быстро? 16% в год! ¬от батарейка (от смартфона), кто-нибудь из вас видел Model S? ¬ Model S установлено 7000 таких батареек, чуть больше, чем эта. ќни производ€тс€ так: литий добываетс€ в „или/јргентине/јвстралии, отправл€етс€ в  итай, очищаетс€ до 99+%, далее отправл€етс€ в японию или  орею, в данном случае в  орею Ч —амсунг, там его упаковывают в этот корпус и отправл€ют в  алифорнию, где “есла засовывает 7000 таких кусочков в одну Model S. “олько сведением цепочки поставщиков в одно место Ч –ино, Ќевада, “есла понижает стоимость производства на 30-50% в течение трех лет. » это еще не включает технических инноваций. —огласно »лону ћаску они дадут еще минимум 5% в год. ¬от что будет двигать цены вниз следующие несколько лет. Ќо не только Model S.


“есла только что объ€вила цены на Power Wall, они уже ниже кривой стоимости. ѕару лет назад все говорили, что € предсказываю слишком быстрое падение цен, но это уже ниже моей кривой. ≈е необходимо скорректировать, чтобы отображать реальное положение на рынке. » вот каков размер рынка при такой цене Ч “есла получила пор€дка миллиарда долларов предзаказа за первые две недели после анонса Power Wall. “ак что √игафактори, котора€ сама по себе уже должна удвоить мировое производство батарей, теперь будет расширена еще на 45% только дл€ обслуживани€ запросов на хранение энергии. “акой вот интересный рынок.


Ќо. “есла не единственна€ компани€, кто делает аккумул€торы. BYD строит фабрику почти такого же размера. Foxconn, LG Chem, Samsung SDI Ц больша€ группа компаний массировано инвестируют в производство Li-ion батарей. ѕолгода назад LG Chem объ€вила о закрытии нефтехимического проекта на 4.2 миллиарда долларов в  азахстане. Ёти средства направл€ютс€ в аккумул€торы. ќгромные средства изымаютс€ из других направлений и вкладываютс€ в батареи, потому что именно там ожидаетс€ серьезный рост. ¬ результате новых инвестиций крива€ стоимости будет еще ускор€тьс€, быстрее 16%.

ѕрорывные бизнесЦмодели

ƒруга€ сторона также очень важна€ в прорывах Ч инновации в бизнес-модел€х. —кажем Uber Ц это прорыв в бизнес-модели. ќни используют автомобили, смартфоны, облако Ч инфраструктуру других людей, вырезают неэффективных посредников и Ч прорыв. Airbnb Ц это тоже прорыв в бизнес модели.

“ак что бизнес модель может быть прорывной.  ак это происходит в области накоплени€ энергии? ¬ —иликоновой долине по€вл€ютс€ компании, которые предлагают накопление электроэнергии, как сервис.

¬ магазине Seven Eleven сто€т холодильники с напитками, кто-то заходит внутрь, хочет воды открывает дверцу, при каждом открытии дверцы происходит запуск охлаждающего агрегата, что вызывает пиковое потребление энергии. —тоимость пиковых нагрузок значительна и составл€ет примерно 50% того, что Seven-eleven платит за электричество. ѕросто вз€в батарею и поместив ее в такой магазин, она примерно размером с холодильник, магазин экономит от 10 до 50% всей стоимости электроэнергии. ѕри том же самом общем потреблении.

Ѕизнес модель Ч никакой предоплаты. Seven-eleven не несет ни технологического, ни финансового риска, просто начинает экономить.  омпании нового типа станов€тс€ очень успешными с помощью инноваций в бизнес модел€х.

’очу объ€снить общую идею. ¬ Ўтатах к 2020 году стоимость сервиса по хранени€ электричества, необходимого на один день потреблени€ Ч 30 киловатт-часов, будет стоить $1.2 в день. Ќа самом-то деле не нужно резерва на целый день, чтобы кардинально изменить счет за электричество. ¬ јризоне публичные сервисы чарджат в летние пиковые часы Ч с трех до семи, 50 центов, а в полночь Ч только п€ть центов. “ак что если у вас есть всего четыре часа резервировани€ можно экономить половину стоимости 50-100 баксов в мес€ц. ѕотому что будете покупать в полночь и использовать днем. „етыре часа резервировани€ в 2020 будут стоить $6 долларов в мес€ц.


»нновации в бизнес модел€х и инновации в технологи€х Ч обе могут быть прорывными. ≈ще направление, где резервирование будет прорывным Ч сети. ћасштабные резервные системы означают, что не потребуетс€ пикова€ генераци€. —ейчас используютс€ пиковые газовые генераторы, чем больше растет пиковое потребление, тем больше нужно включить пиковых мощностей, чтобы его удовлетворить. ¬ Ўтатах пиковые генераторы это примерно треть всех мощностей генерации. ’от€ они используютс€ всего 6% времени. ћасштабные системы резервировани€ позвол€ют покупать ночью и продавать днем, вместо того, чтобы использовать пиковые генераторы.

—ейчас в “ехасе планируетс€ огромна€ система резервировани€ ценой 5 миллиардов долларов, она будет экономически оправданной при цене хранени€ 350 долларов за киловатт*час. Ќо мы уже имеем цену резервировани€ менее чем 350 долларов за киловатт*час.  омпании, работающие в этом бизнесе за€вл€ют, что после 2020 ни одного нового пикового генератора не будет построено. Ќикогда.

Ёлектромобили

—ледующий большой прорыв Ч электромобили. ћне не нужно много рассказывать про “еслу, Model S Ц лучша€ из всех машин когда либо произведенных.

Ђ онсьюмер репортї 2013 сообщает об этом. Ќе самый лучший электромобиль, а лучший автомобиль вообще. ¬ этом рейтинге “есла набрала 103 из 100 возможных. » это самый продаваемый большой люксовый автомобиль в јмерике. “есла побила BMW, Audi и прочих.




явл€ютс€ ли электромобили прорывом? Ёто новые ‘еррари и ѕорше или это прорыв в индустрии в целом?

Ёффективность двигател€ внутреннего сгорани€ пор€дка 20%. 80% энергии запасенной в баке улетает просто в дым, в обогрев атмосферы. Ёлектромотор обладает эффективностью 90-95%. ¬ четыре раза более эффективен. —амо по себе это еще не обеспечивает прорыва, но если добавить тот факт, что электричество еще и значительно дешевле. “от же самый автомобиль будет расходовать на километр электричества по стоимости в 10 раз меньше. ¬ дес€ть раз!  огда что-то измен€етс€ в 10 раз Ч это потенциальный прорыв. ј если вы будете заправл€ть его собственной энергией, то это вообще бесплатно.

ќбслуживание. ¬от ваша машина, думаю, что у вас пока не электромобиль. Ѕолее 2,000 движущихс€ частей.¬ Model S их всего 18! ¬осемнадцать движущихс€ частей. ћенее одного процента от ƒ¬—. „то это означает? ќбслуживание! ќбслуживание не стоит просто ничего. ѕоэтому “есла дает гарантию на бесконечный пробег. Ќулева€ стоимость обслуживани€. — нулевой стоимостью невозможно конкурировать.


Ёлектродвигатель, как многие из вас знают, намного мощнее, чем ƒ¬—. “есла сравнима с суперкарами в миллион долларов, такими как ‘еррари или ћакларен. ћашина, за одну дес€тую их цены. ѕросто потому, что она на электроприводе.

¬от как происходит взрыв. —отню лет автопром говорил нам Ч хотите большую производительность, платите большие деньги, хотите среднюю Ч платите средние. ј теперь никакие бензиновые или дизельные автомобили больше не могут конкурировать. — этим невозможно конкурировать. ѕроизводительность ѕорше по цене Ѕьюика. ƒальше этой точки ни ѕорше, ни Ѕьюик, не смогут конкурировать. Ѕольше производительности за меньшие деньги. «наете что произойдет?

Ёто 16% крива€ стоимости. јккумул€тор - наиболее дорога€ часть электромобил€. Ќачинаем с “еслы за 75 килобаксов в 2013-м, электромобили за 35-40 килобаксов(килобакс - это тыс€ча долларов) получим в 2017-18. ћинимальна€ дальность пробега на одной зар€дке должна быть 320 километров, все что меньше Ч не пойдет в мейнстрим, так что эти вычислени€ основываютс€ на 320 километровом пробеге. 35-40 килобаксова€ машина с пробегом 320 км к 2017-18, в 2020 така€ же за 30 тыс€ч долларов.

Ёто очень важна€ точка. —редн€€ нова€ машина в Ўтатах стоит 33 тыс€чи долларов.   2020 году, или даже ранее, если крива€ ускоритс€, в два раза более мощные электромобили будут дешевле при покупке, при этом они будут в дес€ть раз дешевле по топливу и в дес€ть раз дешевле в обслуживании.

“ак же как цифровые камеры уничтожили пленочные. ѕосле этой точки не имеет смысла платить больше денег за менее мощный ƒ¬—-автомобиль, который в дес€ть раз дороже в обслуживании.Ёто переломный момент. ѕереломный момент в автопроме случитс€ в 2020 или даже в 2019-м.   2022-му это произойдет и в нижнем ценовом диапазоне. »ндустри€ сможет предложить 20 килобаксовые электромобили.

 рива€ цены говорит нам Ч к 2025 все новые автомобили будут электрическими. ¬се новые автобусы, грузовики и тракторы будут электрическими. ¬се, что движетс€ на четырех колесах будет на электроприводе к 2025. ¬о всем мире, не только в Ўтатах.

GM анонсировала Chevy Bolt с пробегом 320 км за $37,500 на начало 2017 года. Ёто как раз в середине кривой, даже немного раньше.

‘орд объ€вил о вложении $4.5 миллиардов в электромобили. ќни перенос€т туда практически все развитие. ќни еще и собираютс€ стать компанией мобилити сервисов. ‘орд собираетс€ не только производить электромобили, но и стать чем-то вроде ”бер.


“о же самое про GM, они уже вложили 0.5 миллиарда в Lyft Ц конкурента ”бера и только что купили за миллиард компанию-разработчика беспилотных автомобилей.

ќднако, что бы ни делали автогиганты, на самом деле не имеет большого значени€, потому что большинство прорывов происходит с другой стороны. Foxconn объ€вила о вложении миллиарда долларов в разработку электромобил€. Foxconn Ц та компани€, что делает айпэды. Apple делает электромобиль, ”бер делает электромобиль, Google. ÷елый р€д компьютерных компаний пошел в этот рынок.

ѕочему? ƒа потому, что электромобили это компьютеры на колесах. ” них 20 движущихс€ частей и они движимы в большей степени компьютером, чем человеком. Ёто серьезный прорыв. Ќо вот еще более серьезный.

Ѕеспилотные автомобили

Ѕеспилотники Ц это не будущее. ќни уже здесь.—егодн€ на дорогах общего назначени€ уже сотни беспилотников. ” гугломобилей нет рулевого колеса и педалей, они полностью автономны, и успешно передвигаютс€ не только по хайве€м, но и в городах. јвтоконцерны, выпускающих традиционные автомобили, агрессивно инвестируют в беспилотники. ћногие уже анонсировали на 2018-20 годы автомобили уровн€ 4 Ч люди не требуютс€ никогда. “есла на 90% беспилотник и станет 100% в 2018, через два года. Ќиссан готовит беспилотник на 2018 год.

 огда же произойдет этот прорыв и насколько он изменит окружающий мир? ѕокажу с какой скоростью снижаетс€ стоимость основной технологии, используемой в беспилотниках.


¬от так беспилотный автомобиль видит окружающий мир с помощью лидара. ќн делает миллионы замеров в секунду на 360 градусов вокруг, анализирует отраженный сигнал и делает выводы где дерево, где другой автомобиль, а где кошка.

¬ 2012 √угл анонсировал цену своего беспилотника в 150 килобаксов, где 70 была стоимость лидара. 2013 Ч следующее поколение лидаров стоило 10 тыс€ч долларов. ¬ 2014 анонсирован 1000-долларовый лидар. — 70 тыс€ч до одной тыс€чи за три года! Ќо это еще не все.

“а же сама€ компани€ анонсировала в €нваре 250-долларовый твердотельный lidar. ј следующее поколение будет стоить $90 и будет размером с почтовую марку. —можете воткнуть его в свой айфоне. ѕон€ти€ не имею, зачем вам лидар в айфоне, но его можно будет туда воткнуть.Ќо вот что самое существенное в беспилотнике Ч это компьютер на колесах.

ј как измен€ютс€ цены в компьютерном мире? Ёто вот первый в мире терафлопный компьютер, самый быстрый суперкомпьютер в мире 2000-го года.  омпьютер, занимающий примерно весь этот зал, ценой 46 миллионов долларов.


¬ прошлом году Ќвиди€ показала 2-терафлопную GPU карточку за 59 баксов. — 50 миллионов, до 50 долларов за 16 лет. ¬ €нваре они объ€вили о следующем поколении в восемь терафлопс. —уперкомпьютер, который можно установить в машине дл€ Deep Learning, нейросетевых технологий.


“ехнологии готовы. √отов ли рынок?

Cisco предоставила данные по миру. ¬ Ѕразилии 95% населени€ готовы пр€мо сейчас. Ёти страны, представл€ют более половины населени€ «емли, они уже готовы послать подальше существующую систему транспорта. ѕочему? ¬от почему.  то пробовал водить машину в одном из этих мест, тот понимает Ч почему.


Ёто конечно круто, если в машине можно фейсбучитьс€, чатитьс€ и скайпитьс€. Ёто конечно очень круто, но разве это прорыв? ѕрорыв здесь.

јвтомобиль, как сервис!

Uber, Lyft. Ќе буду много про них распростран€тьс€, только пару слов. ¬ —ан-‘ранциско 50% поездок на Uber Ц carpools.  арпул Ч когда ”бер говорит - если подберем кого-нибудь по пути, ты получишь 40-50% дискаунт. » половина реб€т говор€т: ќ . «ачастую даже не столько из-за цены, сколько из социальной ответственности. Ќо цена, конечно, тоже имеет значение.

ƒруга€ сторона этого же вопроса Ч мы тратим кучу бабла на покупку автомобил€, и он простаивает 96% времени. ѕаркинги в городах могут стоить даже дороже чем сам автомобиль. —редний американец тратит 12 тыс€ч долларов в год на все расходы, св€занные с владением автомобилем, и при этом использует его только 4% времени. Ћюба€ индустри€ с 4%-й утилизацией ждет прорыва.

Ётот прорыв обеспечиваетс€ всеми технологи€ми, которые поддерживают друг друга Ч беспилотники+каршеринг+авто-как-сервис и эффективность этого прорыва Ч использование авто не 4%, а 60-80% времени. ѕрорыв в эффективности использовани€.

ј теперь соедин€ем инновации в технологи€х и инновации в бизнес модели. ”бер работает над своим собственным беспилотным автомобилем. »х цель Ч сделать так чтобы личное владение автомобилем вышло из употреблени€.

Ќе об€зательно ”бер, не важно кто соединит эти два концепта Ч беспилотный автомобиль и автомобиль как сервис и поднимет использование автомобил€ с 4-х до 60-80%. јвтомобили в личном пользовании уход€т со сцены. GM вложила 500 млн долларов в Lyft, в марте купила за миллиард стартап Cruise Automation, разрабатывающую беспилотники. », что более важно, начала пилотные проекты собрав все три технологии Ч электромобили, плюс беспилотники, плюс автомобиль-как-сервис.

 огда это случитс€, мы получим тот же уровень сервиса за 10% цены владени€ собственным автомобилем.

—редний американец тратит 12 килобаксов в год на то, чтобы проехать в среднем 12,000 миль в год. ≈сли предложить тот же сервис за 1200 долларов, то это сэкономит 11 килобаксов в год. ¬место просто€ на парковке, автомобили станут ездить. 90% паркингов, особенно в центре города уйдут в прошлое, потому что автомобили будут все врем€ в пути, вместо того чтобы сто€ть.

”тилизаци€ растет, паркинги исчезают, стоимость за километр пробега падает в дес€ть раз.  онцепци€ частного владени€ автомобилем выходит из употреблени€. ќбщее количество легковых автомобилей падает на 80%.

“ри направлени€ прорыва в индустрии автоперевозок: от двигател€ внутреннего сгорани€ к электромобилю, от человека за рулем к компу за рулем, от автомобил€ в собственности к автомобилю-сервису. ¬се это вместе дает прорыв.   30-му году все транспортные средства Ч автомобили, автобусы, грузовики, трактора будут электрическими, беспилотными и работать как сервис.

—олнечна€ энергетика
ѕоследнее, но самое важные Ч чем это все запитать. —олнечна€ энергетика это технологи€, не энергетический ресурс. », как вс€ка€ кремниева€ технологи€, она упала в цене в 200 раз с середины 70-х.

 оличество инсталл€ций, соответственно, растет в два раза, каждые два года. ѕо крайней мере с 1990. ѕомните, что происходит, при удвоении каждые два года? —колько удвоений потребуетс€, чтобы солнечна€ энергетика обеспечила 100% всех потребностей человечества в энергии? ≈ще всего лишь семь удвоений. Ёто еще 14 лет и солнечна€ энергетика обеспечит 100% потребностей человечества.

Ќо может ли такое быть? —можем ли мы и в самом деле обеспечить такую скорость роста? —равним солнце с основными источниками энергии, которые выросли с 70-х в цене в 6-16 раз.

„то означает Ч с 70-х годов, солнечна€ энергетика улучшила свою экономику в 2,100 раз по сравнению с нефтью, или в тыс€чу триста раз по сравнению с углем. » цена ее продолжает падать. »нновации в бизнес модел€х здесь также крайне важны.


¬ Ўтатах и в коммерческом, и в частном секторе развиваетс€ модель Ќулевых ¬ложений.   вам приходит компани€, котора€ устанавливает панели на крышу, она за это платит, она их обслуживает и она ими владеет. ¬ы не несете никаких технологических или финансовых рисков.

ѕосмотрите, как в Ўтатах этот рынок рванул вверх с внедрением такой модели финансировани€. »нновации в бизнес модел€х очень важны. ¬ солнечной и ветро-энергетике примен€ютс€ множество новых бизнес-моделей, финансовых моделей.—орок лет повтор€етс€ мантра о Grid Parity - уравнивании цен Ч ценовой точке, когда цена солнечного электричества с крыши сравн€етс€ с ценой электричества из розетки.

я тоже полагаю, что Grid Parity это очень важно, но это еще не переломный момент. ѕо данным ƒойче Ѕанка к концу следующего года солнечна€ энергетика достигнет точки уравнивани€ цены дл€ 80% мирового рынка. ¬есьма неплохо Ч дл€ восьмидес€ти процентов мирового рынка цена солнечного электричества станет меньше либо равна цене электричества из розетки. Ќо она продолжит падать. ѕримерно со скоростью 41% в год.


јвстрали€ уже в этой точке, между прочим. —олнечное электричество с крыши у них уже дешевле стоимости доставки от централизованного генератора. ¬се варианты централизованной генерации Ч уголь, газ, атомные станции Ч уход€т в прошлое. ѕотому что не могут конкурировать, даже если стоимость их производства равна нулю.

 ак насчет крупных потребителей? „то происходит с ними? ј происходит вот что. ”же сейчас происходит! ѕя“№ ÷≈Ќ“ќ¬ за киловатт*час. ¬ Ќеваде Ч 3.9 цента за киловатт*час. Ќичто, никакой источник электричества уже не сможет никогда конкурировать с этими ценами.

Ёлектричество по п€ть центов за квт*час эквивалентно нефти по $10 баксов за баррель, или газу по п€ть. » цена продолжит падать в обозримом будущем. Ќу и какой из всего этого вывод?

ћы здесь. ¬се технологии, о которых € сегодн€ рассказал Ч аккумул€торы, электромобили, беспилотники, солнце Ч все сегодн€ занимают лишь процент, или меньше. » что говор€т эксперты? ќни говор€т Ч этого не может быть, это просто не может произойти так быстро. 13 лет!

Ќо если мы внимательно посмотрим на кривую стоимости технологии, то поймем Ч оно происходит, и оно происходит очень быстро. “очка перелома наступит в течение 2-5 лет на всех этих рынках. » когда наступает точка перелома Ч хоп, прорыв. S-крива€ ускор€етс€ и мы имеем взрывной рост.

јккумул€торы, электромобили, беспилотники, солнечна€ энергетика Ч к 2030 все уже кончитс€. Ёто не будущее, это то что происходит пр€мо здесь и сейчас.

„то делать с людьми?

ѕрогнозируют, что в результате всего этого на рынке труда останетс€ масса невостребованных людей. “е рынки труда, на которых они могут что-то делать, исчезают. ѕри этом все говор€т, что у людей должен сохранитьс€ гарантированный безусловный доход. ¬сем люд€м надо будет выплачивать деньги, чтобы хватало на еду, на жилье, на одежду. Ќо вопрос не только в деньгах, которые нужно выплачивать. ¬опрос в том, чем этих людей зан€ть. ¬ общественное сознание внедр€ютс€ вс€кие идеи, как хорошо все хэндмэйд, сделанное руками. Ёто специальна€ целенаправленна€ работа, чтобы у людей был какой-то мелкий бизнес, какое-то зан€тие.

Ѕыло специальное исследование, чем занимаютс€ разные богатые бездельники. ¬от статистически: что они делают после того, как получили большое наследство? ¬ы€снилось, что многие люб€т садить лучок, картошечку на маленьких огородиках, вино делать свое. ƒомашнее сельское хоз€йство, в общем. ¬ этом направлении, как зан€ть людей, ведетс€ уже серьезна€ целенаправленна€ работа.

«десь, кстати, есть проблема, св€занна€ с недавним избранием “рампа. ћексиканцы, нелегальные мигранты: что делать с ними? ѕрин€ть их в граждане и обеспечить им гарантированный доход? —лишком накладно. »м в этой модели, котора€ сегодн€ формируетс€, нет места. —овсем. ѕредполагают, что приучить их к новому типу труда и взаимодействи€ с обществом будет трудно.

» это тоже уже не будущее. Ёто то, что происходит здесь и сейчас.


http://art-of-arts.livejournal.com/807298.html

ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку