ѕодарки от "–усские ножи":
  клинки - мужчинам,
  кухонные - женщинам
  и многое другое

 -ѕодписка по e-mail

 
ѕолучать сообщени€ дневника на почту.

 -ѕоиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
ѕоиск сообщений в lj_arch_heritage

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
ƒата регистрации: 05.09.2008
«аписей в дневнике:
 омментариев в дневнике:
Ќаписано сообщений: 282
ѕопул€рные отчеты:
кто смотрел дневник по каким фразам приход€т
ј–’»“≈ “”–Ќќ≈ Ќј—Ћ≈ƒ»≈ - LiveJournal.com


ƒобавить любой RSS - источник (включа€ журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

»сходна€ информаци€ - http://community.livejournal.com/arch_heritage/.
ƒанный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://arch-heritage.livejournal.com/data/rss??8ef01000, и дополн€етс€ в соответствии с дополнением данного источника. ќн может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. “рансл€ци€ создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
ѕо всем вопросам о работе данного сервиса обращатьс€ со страницы контактной информации.

[ќбновить трансл€цию]

 омментарии (0)

ѕереславские окрестности („асть V - храмы в ƒубровицах и ‘илипповском)

¬оскресенье, 21 ƒекабр€ 2014 г. 18:52 + в цитатник
ќчередна€ порци€ фотографий из летних экспедиций - в центре внимани€ парочка культовых сооружений, расположенных к востоку от уездного города ѕереславл€-«алесского.

ќзнакомитьс€ с храмами подробнее (перейд€ на мою страничку)

http://arch-heritage.livejournal.com/2024878.html


ћетки:  
 омментарии (0)

—тара€ ћосква. ÷арскi€ мельницы на Ќеглинке

¬оскресенье, 21 ƒекабр€ 2014 г. 14:55 + в цитатник

ћетки:  
 омментарии (0)

÷ерковь ”спени€ на ѕокровке

¬оскресенье, 21 ƒекабр€ 2014 г. 00:46 + в цитатник

ћетки:  
 омментарии (15)

«аброшенный санаторий под  ал€зином

—уббота, 20 ƒекабр€ 2014 г. 16:12 + в цитатник

 ал€зин знаменит прежде всего своей «атопленной колокольней Ќикольского собора. Ќо мало кто знает, что совсем р€дом с  ал€зином, в лесном массиве†ѕаулино, расположен большой многоэтажный недостроенный  ардиологический†санаторий.

P8080007-2

P8020216

ћы не были исключением из числа тех, кто часто бывает в  ал€зине, и пон€ти€ не имели о том, что совсем недалеко скрываетс€ така€ махинаЕ Ќаткнулись мы на него совершенно случайно: решили покататьс€ по  ал€зин на велосипедах. ≈дем мы едем и тут из-за деревьев по€вл€етс€ вершина какого-то здани€ - видно, что оно старое и давно не используетс€. Ќу мы и решили поехать посмотреть, что же это такое тамЕ

P8020224-2

P8080005-2

»нформации в интернете о нем очень мало, но кое-что все-таки узнать удалось.

—анаторий Ђѕаулиної строилс€ ћинистерством обороны в середине 1980-х - начале 1990-х годов, но он так и не был сдан в эксплуатацию. ≈сть данные, что в него даже завезли мебель. Ќо это не установленный факт.

P8080006-2

P7300319-2

√игантский санаторий на 500 мест пустует уже много лет. ћрамор, украшавший стены, плитка из бассейна, - все это постепенно перекочевывает в дома местных жителей.


√лавный вход на территорию санатори€ или то, что от него осталось

P8230465-3

“ерритори€ санатори€ расположена в очень живописном месте - в 4 км от центра  ал€зина, на полуострове. — трех сторон он окружен ¬олгой и ее притоком. ¬округ сто€т многовековые сосны, практически не тронутые даже во врем€ строительства. —реди лесного массива скрываютс€ различные постройки.

Ќа берегу речки, скрытые от любопытных взгл€дов, сто€т отдельные домики дл€ особых посетителей.

P8230467-3

P8080008-2

P8230469

— крыши здани€ открываетс€ красивейший вид на полуостров и  ал€зин. — одной из сторон можно увидеть главные достопримечательности города: колокольню и действующую радиоастрономическую обсерваторию недалеко от  ал€зина. ј вокруг, куда ни кинешь взгл€д, расстилаютс€ хвойные леса.

P8020221-2

P8100120-2

P8230473

P8230474

–аньше это были дорожки. —ейчас же о них можно догадатьс€ только по остаткам бордюрного камн€ по кра€м.

P8230480-3

ѕопытки продолжить строительство предпринимались несколько раз - в 2004 и 2011 годах. —юда даже завезли строительную технику и пригласили рабочих, и вроде как работы начались - на некоторых этажах были установлены стеклопакеты, поставили лифты, отштукатурили стены. Ќо все попытки восстановить санаторий так и не увенчались успехом.

ј здесь должен был быть бассейн...

P8230468-2

јрхитектура санатори€ достаточно необычна дл€ нашей полосы. —корее напоминает дом отдыха на морском побережье. » действительно, подобных санаториев, по не проверенным данным, всего два - второй находитс€ где-то на „ерном море. ѕопытки найти аналог в интернете, к сожалению, не увенчались успехом.

Ќа крыше санатори€

P8020226-2

P8020223-2

Ёта все, что известно о таком огромном здании, одиноко сто€щем в лесу и постепенно разрушающемс€. ƒаже местные жители ничего не могут рассказать о нем.

ѕо всему зданию разбросаны старые бумаги и документы на строительство и поставку различного оборудовани€, например, стоматологического кресла. Ќо их становитс€ все меньше и меньше и скоро вообще ничего нельз€ будет найти!

P8100112-2

P8100113-2

P8100115-2

P8100114-3

Ќас он настолько заинтересовал, что в течении лета мы возвращались к нему несколько раз. » каждый раз, проход€ по его длинным коридорам, загл€дыва€ в комнаты, предназначенные дл€ отдыхающих служащих ћинобороны, мы находили что-то новое. »нтересно представл€ть какой бы он был, если бы его все-таки сдали и сейчас в нем жили бы людиЕ

http://arch-heritage.livejournal.com/2024054.html




ѕроцитировано 4 раз
ѕонравилось: 16 пользовател€м
 омментарии (0)

”садьба Ѕыково. ѕам€ти ћ.ћ.≈рмолаева

—уббота, 20 ƒекабр€ 2014 г. 00:14 + в цитатник
ќригинал вз€т у vitale2 в ”садьба Ѕыково. ѕам€ти ћ.ћ.≈рмолаева



ѕредставл€ю две открытки из коллекции нашего товарища, архитектора-реставратора ћ.ћ.≈рмолаева (1953-2014). ƒа будет мир его праху...



Ѕџ ќ¬ќ ƒ¬ќ–≈÷Џ »Ќ“


Ѕџ ќ¬ќ ƒ¬ќ–≈÷Џ

http://arch-heritage.livejournal.com/2023791.html


ћетки:  
 омментарии (0)

„ел€бинск. ¬ чужом теле

ѕ€тница, 19 ƒекабр€ 2014 г. 21:15 + в цитатник
√орода, как люди, не буквально, конечно, есть существенное отличие.
ѕопробовать влезть в чужую шкуру очень непросто, если не сказать Ц невозможно. «ато посмотреть своими глазами, как выгл€дит некий организм, да еще изнутри Ц вполне реально, достаточно отправитьс€ в соседний город и перед вами откроетс€ чужа€ жизнь со всеми своими прелест€ми и недостатками. » чем дольше мы находимс€ в чужом теле, тем лучше начинаем понимать это громадное существо, чем оно живет и о чем думает, как оно устроено и функционирует.
1.


ѕовезло тем исследовател€м, чьи возможности позвол€ют пойти дальше и потратить чуть больше времени на то, чтобы попробовать слитьс€ в единое целое с этим исполинским муравейником на врем€, став его маленькой частичкой.
Ќам довелось сн€ть только пенки, и тем не менее даже так удалось обнаружить много интересного.

2.


Ётот город слишком велик дл€ того, чтобы иметь возможность описать его, име€ под рукой лишь три-четыре дес€тка фотографий. » даже дл€ одной улицы этого недостаточно, поэтому с местного јрбата мы пока не уходим.
Ќас встречает Ћесковский Ћевша, со спины кажетс€, будто он схватилс€ за голову, гл€дючи на оккупировавшие его уютный мирок сверкающие небоскребы.
3.


Ќа деле он действительно чешет затылок, но по какой-то другой причине, видимо, задумалс€ о том, как бы сноровистее подковать свою блоху и при этом не переломать ее хрупкие конечности.
4.


Ѕлоха породиста€ - жирна€, наверное, тропическа€ - видна невооруженным глазом. » все равно, € так и не разгл€дел, на какой ее ноге та сама€ подкова.
5.


≈ще одно интерактивное устройство привлекающее прохожих.
6.


 аждому хочетс€ загл€нуть в окул€р кинокамеры, поэтому р€дом периодически выстраиваетс€ очередь. “ам что-то видно, но что именно, как-то позабылось...
7.


Ќеподалеку следующа€ скульптурна€ композици€, ничего не рекламирующа€, ни к чему не об€зывающа€.
’от€ нет, пам€тник призван пропагандировать простые семейные ценности. ≈сли это так, тогда почему отсутствует папа?
8.


 огда мы набрели на это высокотехнологичное чудо, слегка позавидовали местным жител€м, но, спуст€ совсем немного времени, на нашей собственной набережной обнаружили точно такую же мобильную библиотеку.
9.


ѕеред зданием заксобрани€ установлен интересна€ композици€: кресть€нин с собачкой, пытающийс€ разобратьс€ в каких-то нюансах крючкотворства.
Ќамек пон€тен, кресть€нин - это народ, а книга с азбукой ћорзе вместо текста - это наши непон€тные законы, которые что дышло: куда повернЄшь Ч туда и вышло.
10.


√ородовой на охране пор€дка.
11.


ћодница.
ћожно пококетничать или покривл€тьс€ перед зеркалом.
12.


ѕродолжение зеркальной темы, на этот раз мужска€, художественна€.
13.


—аксофонист худой и бледный - студент, наверное.
14.


≈ще один музыкант, на этот раз реальный.
15.


Ќа берегу реки ћиасс установлен пам€тник —.—.ѕрокофьеву, он находитс€ напротив входа в  онцертный зал и р€дом с краеведческим музеем „ел€бинска.
¬ дни городских праздников с этого постамента хорошо виден салют и другие действа, поэтому нет отбо€ от желающих вскарабкатьс€ повыше и устроитьс€ в ногах у композитора.
16.


Ёто стекл€нное здание и есть тот самый краеведческий музей города „ел€бинска. ќн расположен на той же набережной, неподалеку от пам€тника ѕрокофьеву.
17.


ћне кажетс€, дл€ краеведческого музе€ подобный архитектурный стиль несколько неуместен, впрочем, не мне решать, а музей мы так и не посетили.
Ѕольше впечатлил сам ћиасс: красива€ горна€ река с живописными каменистыми отмел€ми и берегами.
18.


ѕеремещаемс€ в другой конец улицы (или в начало?).
 то стучитс€ в дверь ко мне
— толстой сумкой на ремне?
— цифрой 5 на медной бл€шке,
¬ старой форменной фуражке?... (—.я.ћаршак)
ќколо здани€ почты –оссии фигура почтальона, символизирующего скорость и оперативность доставки корреспонденции.
‘орменный китель почтальона говорит о том, что наша почта верна традици€м 19-го века, ведь принцип ее работы с тех пор почти не изменилс€.
19.


≈сли есть почта, значит где-то р€дом должен быть первый верстовой столб, то есть, начало начал любого города.
“ак и есть, недалеко от здани€ почтамта мы обнаружили знак нулевого километра, значит, мы находимс€ в самом центре города, отсюда начинаетс€ дорога на ћоскву и на —анкт- ѕетербург. —толб украшают имперский орел и герб „ел€бинска.
Ќа гербе изображен навьюченный верблюд. ¬ советское врем€ верблюда почти вытеснили: соболь, сталелитейный ковш, книга и традиционна€ шестерн€, котора€ украшала большинство гербов других городов —оветского —оюза. —уществовал и другой проект, где верблюда и вовсе заменили на трактор.
¬ 94-м исторический герб вернулс€, исчезли дополнительна€ символика, но была добавлена крепостна€ стена, указывающа€ на то, что „ел€бинск был основан как российска€ крепость.
¬ 2014 году ко всему прочему вокруг столба расставили еще и несколько фанерных тигров-дзюдоистов, так как в этом году в „ел€бинск готовилс€ к чемпионату мира по дзюдо.
“игры испортили весь вид, ну да ладно...
20.


ѕобывать в другом городе и не привезти что-нибудь на пам€ть - большой грех! ¬сю дорогу € сканировал витрины сувенирных лавок и магазинов в надежде приобрести что-нибудь существенное и недорогое.
«адумыва€сь о том, чем же знамениты эти кра€, первое, что приходит на ум, это чугунолитейное производство и добыча самоцветов.
Ќа произведени€ искусства из драгоценных камней оставалось только загл€дыватьс€, глота€ слюнки.  расота неописуема€ - цены головокружительные, практически, далекий недоступный космос.
‘игурка этого неказистого пирата из €шмы, серебра и золота стоит 890 тыс. рублей!
21.


Ѕыстро вы€снилось, что в магазинах можно найти все и в то же врем€ - ничего. ѕридетс€ приложить немало усилий и времени, чтобы отыскать тот самый артефакт, который соответствовал бы и цене, и вашим запросам. —транное дело, витрины наполнены чем угодно, но только не тем, что могло бы напоминать именно о „ел€бинске.
ќчень хотелось приобрести чугунную статуэтку, но этот вид промысла, к сожалению, перешел в разр€д утраченных.
»здели€ из чугунного лить€ можно отыскать только у антикваров.
22.


¬ одном из переулков, примыкающих к „ел€бинскому јрбату, оборудован своеобразный рынок сувениров.
»здалека торговые р€ды выгл€д€т довольно привлекательно. ѕрилавки заполнены сверкающими побр€кушками, как раз то, что нам нужно.
23.


ћы решили попытать счасть€ среди уличных торговцев, но и здесь мен€ ждало разочарование. —увенирный ассортимент зашкаливал, продавалось решительно все, чем богата и знаменита матушка –осси€. ¬итрины ломились от разнообрази€ произведений народного творчества: матрешки, берест€ные туески, керамика, в общем, все от √жели, до нашей родной дымковской игрушки.
¬прочем, ƒымку мы можем и у себ€ на ¬€тке купить, а где же то самое, что будет наполнено воспоминани€ми о „ел€бинске?
24.


ѕродавцы почему-то отказывались торговатьс€.
—реди завалов сувенирного ширпотреба нам с трудом удалось отыскать несколько банальных магнитиков с видами „ел€бинска, а единственного верблюда из оникса продавец, скрип€ сердцем, извлек откуда-то из под прилавка.
— подобной проблемой мы уже сталкивались в »жевске - все что угодно, но только не то, чем знамениты местные умельцы, антиквариат - не в счет.
25.


Ќадо отметить, что символов у „ел€бинска достаточно, стоит лишь про€вить фантазию, например, знаменитые персонажи из ”ральских сказов Ѕажова.
¬ одном из скверов € встретил —еребр€ное копытце (жаль, не продаетс€).
26.


≈ще несколько интересных зданий от уход€щей эпохи.
27.


Ќекоторым домикам повезло больше, их ремонтируют и оберегают. ќстальные почему-то никому не нужны, и они, словно выпали из жизни, быстро разрушаютс€.
28.


ѕорой, чувствую себ€ счастливчиком, который имеет возможность прикоснутьс€ к неподдельному прошлому. —овременность наступает, а вместе с ней в наши города проникает примитивность и пустота.
29.


  сожалению, все меньше остаетс€ людей, которых радуют резные наличники или богата€ лепнина. Ѕольшинство воспринимают это лишь в качестве необычных декораций к большому городу или как устаревший хлам, который не жалко отправить на свалку истории.
30.


÷ентр города мало чем отличаетс€ от родных ¬€тских улочек, будто никуда и не уезжал. ¬се родное и близкое. ѕочтенный возраст некоторых зданий выдают лишь древн€€ кладка да раскрошившиес€ стены. Ќекоторые дома превратились почти в руины, тем не менее их продолжает эксплуатировать малый бизнес.
31.


ѕришло врем€ подвести промежуточные итоги.
 онечно, в этой части города „ел€бинск прекрасен. ћожно долго бродить по его старым улочкам, находить много интересных объектов и зданий. Ќаслаждатьс€ уютной атмосферой старинного купеческого города и при этом не особо озадачиватьс€, чем себ€ зан€ть.
¬сю картинку порт€т назойливые рекламные вывески, облепившие фасады зданий, и нависающие над улицами путаные гирл€нды из проводов.
Ќа город давит огромный синий небоскреб и несколько ему подобных футуристических сооружений, видимых отовсюду.
32.


ќставим эту войну миров на совести зажравшихс€ чиновников, а мы на этом месте не прощаемс€. ¬ „ел€бинске более чем достаточно и других не менее интересных мест, о которых мне не терпитс€ рассказать.

„асть перва€

http://arch-heritage.livejournal.com/2023594.html


ћетки:  
 омментарии (0)

ѕрезентаци€ инициативы воссоздани€ ÷еркви ”спени€ на ѕокровке

ѕ€тница, 19 ƒекабр€ 2014 г. 01:12 + в цитатник
17 декабр€, в  ультурном центре "ѕокровские ворота", состо€лась публична€ презентаци€ общественной инициативы воссоздани€ утраченного пам€тника культурного наследи€ - ÷еркви ”спени€ ѕресв€той Ѕогородицы на ѕокровке.
Ќа меропри€тии было рассказано о самой инициативе, истории и особенност€х архитектуры ÷еркви, о еЄ знаменитых прихожанах и св€занных с ней легендах. ”частники обсудили возможность воссоздани€ ÷еркви в современных услови€х.

—реди выступающих были архитекторы, скульпторы, реставраторы, искусствоведы, представители благотворительных фондов и всероссийского общества охраны пам€тников искусства и культуры, представители –усской ѕравославной ÷еркви, члены общины ÷еркви ”спени€, депутаты и жители Ѕасманного района.

¬се присутствующие на презентации поддержали инициативу и идею воссоздани€ "¬осьмого „уда —вета" - ÷еркви ”спени€ ѕресв€той Ѕогородицы на ѕокровке, а также установку в сквере временной часовни, на месте, где располагалс€ центральный алтарь.

Ёто был первый шаг и впереди у нас много работы, но обща€ атмосфера в зале, где проходила презентаци€, придает дополнительные силы и уверенность в том, что у нас всЄ получитс€! ƒорогу осилит идущий!

DSC07743

1891-1900 2

DSC07688

DSC07701

DSC07705

DSC07718

DSC07724

DSC07745

DSC07748

DSC07751

DSC07758

DSC07762

DSC07778

DSC07784

DSC07789

DSC07793

DSC07798

DSC07804

DSC07805

DSC07808

DSC07811

DSC07814

DSC07819




ѕриглашаем на официальный сайт инициативы http://www.hramnapokrovke.info/

—пасибо ¬сем за участие!

http://arch-heritage.livejournal.com/2023209.html


 омментарии (0)

22 декабр€ 2014 года. «аседание ќбщества »зучени€ –усской ”садьбы (ќ»–”)

„етверг, 18 ƒекабр€ 2014 г. 23:13 + в цитатник

¬ программе:

1. ѕрезентаци€ книги "—ело —ергиевское, јлмазово тож" / [ћ]: »здательство "»менинник", 2014. 108 стр., 43 ил. (цв.). “ираж 3000 экз.
 нигу представл€ют:
јксенова »рина ¬асильевна, к.т.н., доцент кафедры "јрхитектура" ћ√—” (ћ»—»), автор-составитель книги.
ѕарменов јлександр Ц редактор книги.

2. —ообщение "√осударственный музей-заповедник ј.—. ѕушкина в с. Ѕольшое Ѕолдино (Ќижегородска€ обл.) в 2014 году: 65-летие музе€, новые книги и др."
ƒокладчик: ѕерфильева Ћюдмила јлександровна, искусствовед, член ѕравлени€ ќ»–”.

3. —ообщение "¬ологодска€ экспедици€: от ”стюжны до —ольвычегодска - народные промыслы, архитектура, ландшафты"
ƒокладчик: «авь€лова Ќадежда »осифовна, канд. архитектуры, член ѕравлени€ ќ»–”.

4. —ообщение Ђѕутешестви€ ќ»–” в 2014 годуї (–осси€ и ‘ранци€)
ƒокладчики:
„екмарЄв јндрей ¬икторович, искусствовед, историк искусств, член ѕравлени€ ќ»–”.
—лЄзкин јлексей ¬алерьевич, искусствовед, историк искусств, член ѕравлени€ ќ»–”.

ќ»–” 22 декабр€

—качать программу program-oiru-2014.pdf

јдрес:√осударственный ћузей јрхитектуры, ‘лигель-руина, лекционный зал, ул. ¬оздвиженка, д.5/25. —т.м.: “Ѕиблиотека им. Ћенина”, “јрбатска€”,
“јлександровский сад”, “Ѕоровицка€”.

Ќачало в 18.15.†††††††††††††††††††† †¬ход свободны醆 ††††††††††††† †††www.oiru.org

http://arch-heritage.livejournal.com/2023061.html


ћетки:  
 омментарии (0)

“билиси - исторический центр города

„етверг, 18 ƒекабр€ 2014 г. 21:14 + в цитатник
ѕродолжаем нашу прогулку по славному городу “билиси. –аньше мы осмотрели главную цитадель города - Ќарикала, теперь пройдемс€ по другим тбилисским твердын€м, ибо “билиси - город крепостей, именно так он задумывалс€ своими создател€ми персами в первых веках н.э. » оп€ть окунемс€ в его тревожную историю, ибо истори€ “билиси - это истори€ штурмов и осад, и твердости духа его защитников.

Ќасто€щим символом города считаетс€ ”спенска€ церковь в ћетехи, возведенна€ в 13 веке.   сожалению, она вс€ сто€ла в лесах. Ќо истори€ будет не про этот древний храм, а про ту скалу, на которой она стоит. ¬едь раньше здесь располагалась обширна€ крепость и дворец, где жили правители “билиси. Ќазывалс€ этот район по разному - —огдебиль, »сани, јвлабар, ћетехи. Ёта крепость веками конкурировала с главной цитаделью - Ќарикалой, и до сих пор нет четкого мнени€, кака€ из них была важнее дл€ города...



ќсновали крепость в ћетехи, как и цитадель на горе, персы. ¬еликий шах ’осров јнуширван построил крепость —огдебиль на левом берегу реки  уры. ¬от, что писал арабский историк »бн ал-јсир:

ѕќЋЌџ… —¬ќƒ »—“ќ–»» - “ј–»’ јЋ- јћ»Ћ№
"ќ том, что сделал јнуширван в јрминии и јзербайджане. јрмини€ и јзербайджан частью принадлежали (до арабов) румам, частью хазарам.

» построил в стране ƒжорзан (√рузи€) город —огдебиль и поселил в нем согдийцев и персов. » построил также ворота јл-лан (јланские ворота) и отвоевал все, что было из страны јрминии в руках румов."

«ачем персам понадобилось строить две крепости в “билиси не совсем пон€тно. ’от€ это был их важнейший центр власти в стране  артли, и возможно втора€ крепость должна была надежней защищать стратегические мосты через  уру.

≈стественно, пам€тник р€дом с храмом принадлежит не јнуширвану, а легендарному грузинскому царю ¬ахтангу √оргасалу (440-502 гг.)


— эти местом св€занны последние часы жизни св€того покровител€ города “билиси мученика јбо “билели (“билисского). —в. јбо был арабом, прин€вшим христианство, за что он и поплатилс€ жизнью 6 €нвар€ 786 г., в день  рещени€.

"∆итие и страдание св€того славного мученика јбо “ифлисского"
"ќттуда тело св. јбо вывезли за город и положили на месте, называемом —агодебели, т.е. "место плача". “ам находилось городское кладбище. –азложив костер из сена и дров и облив честное тело мученика нефтью, подложили огонь и таким образом сожгли все тело страдальца за им€ ’ристово. Ёто происходило на западной стороне городской крепости, на краю скалы, подле моста чрез реку  уру, известного под названием "мост мученика".

—ейчас, на месте кремации јбо “билисского возведена небольша€ церквушка, ее можно видеть р€дом с мостом.


»менно в —огдебиле находилась резиденци€ правителей “билиси, возможно только первые персидские наместники сидели в Ќарикале. ѕосле возведени€ замка в ћетехи все эмиры и цари сидели на этой скале. “билисский эмир »схак ибн-»сма'ил существенно укрепил —огдебиль, но это не спасло его от гнева всесильного халифа ћутаваккил€. »схак ибн-»смаил решилс€ в очередной раз не платить дань в Ѕагдад, “билисский эмират почти сразу после своего основани€ начал претендовать на самосто€тельность. ѕоэтому в “билиси была послана карательна€ экспедици€, состо€ща€ преимущественно из тюрков - гвардии халифата. ¬ 237/851 году халиф ћутаваккил послал тюрка јбу ћуса Ѕуга —таршего дл€ подавлени€ восстани€.
»ЅЌ јЋ-ј—»–
ѕќЋЌџ… —¬ќƒ »—“ќ–»»
"ќ том, что сделал Ѕуга в “ифлисе"

"ћы уже упом€нули о том, что Ѕуга пошел на “ифлис и осадил его. ќтправл€€сь туда, Ѕуга послал вперед «ирака-тюрка и тот переправилс€ через реку  урр. Ёто больша€ река, на (западном) берегу которой находитс€ город “ифлис, а на восточном — крепость —огдебиль. ѕереправившись через реку, «ирак расположилс€ на мейдане “ифлиса.  роме того, Ѕуга послал еще абу-л-‘јббаса ал-¬арсани, христианина, к жител€м јрминии — арабам и не-арабам. («ирак) подошел к “ифлису со стороны мейдана, а абу-л-'јббас со стороны ворот предместь€. » вышел »схак ибн-»сма'ил, клиент умай€дов, из “ифлиса, против «ирака и столкнулс€ с ним у мейдана. Ѕуга же сто€л на высоком холме и следил за действи€ми «ирака и абу-л-'јббаса. «атем Ѕуга вызвал нефтеметателей, и те подожгли город и сожгли его, так как он был построен из соснового дерева. ѕодойд€ к городу, »схак ибн-»сма'ил увидел, что огонь охватил уже его дворец и невольниц и окружил его. “огда к нему подошли тюрки и магрибийцы и вз€ли его и его сына 'ќмара в плен и привели их к Ѕуге, который приказал отрубить ему голову и повесить его тело на реке  урре. »схак ибн-»сма'ил был толстый старик с большой головой и косоглазый.

¬ городе сгорело около п€тидес€ти тыс€ч человек, уцелевшие были вз€ты в плен, а убитые ограблены. Ѕыли также вз€ты семь€ »схака и что уцелело от его имущества в —огдебиле. Ёто был укрепленный город р€дом с “ифлисом, построенный јнуширваном и укрепленный »схаком, поместившим в него свое имущество вместе со своей женой, дочерью владетел€ —ерира (ѕрестола)."

—тены  репости »сани, т.е. древнего —огдебил€. —охранилось лишь несколько участков, сильно перестроенных в 18 веке.


—лева тут видна беседка дворца царицы ƒареджан, жены цар€ »ракли€ II,которую € сн€л так криво)


ѕосле того как “билиси вошел в состав јбхазского царства, сюда была перенесена столица из  утаиси. јбхазские цари - объединители всей √рузии, устроили свою резиденцию тоже в »сани-—огдебиле. ѕоэтому дворец легендарной царицы “амары тоже был здесь.
Ќо, произошло это не сразу, абхазы долго пытались овладеть “билиси, этот процесс раст€нулс€ на столети€.
ѕоначалу, они даже платили дань “билисскому эмирату. ќб этом писал ћас'уди в 10 веке:

"јбхазы и хазраны плат€т харадж владетелю пограничной области “ифлис со времен завоевани€ этого города мусульманами и утверждени€ их в этом городе в царствование халифа ћутеваккил€. ¬ “ифлисе был человек, по имени »схак-ибн-»смаиль; при содействии бывших с ним мусульман он сумел подчинить себе окружавшие его племена, и они подчинились ему и примирились с уплатой в его пользу поземельной подати; ему были подвластны все здешние племена, пока ћутеваккиль не прислал Ѕуга; тот расположилс€ лагерем около “ифлиса и осаждал его, пока не завоевал его мечем. ќн убил »схака, властвовавшего над всей страной. я полагаю, что этот »схак был  урейшит из колена ќмей€дов или прин€тый в их среду вольноотпущенник."



Ќесмотр€ на то, что јбхази€ уже в 10 веке контролировала почти все грузинские земли, территори€ “билиси все еще удерживалась местными мусульманами. ќсада города 1038-40 гг. описана в "Ћетописи  артли":

"¬ойска цар€ абхазов подступили к “билиси с этого берега  уры, с высот и низин; с другого берега реки, со стороны »сани, подступили войска кахов и эров.
» воевали они два года против “билиси. ¬ ту пору эмиром состо€л ƒжафар сын јли. ∆ители “билиси были столь стеснены, что за литру ослиного м€са платили п€тьдес€т драхм и не смогли они вынести голода и противосто€ть ожесточенной осаде. ∆ители “билиси порешили сдать город."

Ќо, абхазы так и не вз€ли город, так как из јзербайджана на помощь жител€м “билиси пришли тюрки-сельджуки. ќб этом пишет »бн ал-јсир:

"когда вышла провизи€ и прекратилась доставка провианта, жители города послали в јзербайджан к мусульманам за помощью и за военной поддержкой. Ќо когда гузы дошли до јзербайджана и абхазы услышали об их приближении и о том, как они поступили с арм€нами, они, сильно испугавшись, отступили от "“ифлиса".

¬ойна за “билиси продолжилась, и именно крепость в »сани держалась дольше всего. јбхазский царь Ѕаграт не мог захватить город даже с нескольких попыток.

"Ћетопись  артли"
"ѕриступил царь Ѕаграт к заботам. ѕрибрал башни над вратами (со всеми) людьми, зан€л крепость городскую ƒариджели, обе башни ÷калкини » “абори и разместил в них своих воинов и эриставов. Ћишь исанцы разрушили мост и не сдали »сани; приставили к ней стенобитные оруди€ и метали в »сани стрелы"

—воды храма в ћетехи. ќни разрушались и восстанавливались множество раз, вплоть до 19 века, поэтому кака€-либо отделка тут не сохранилась.




“олько в 1122 ƒавид —троитель присоединил “билиси к јбхазскому царству и сделал его своей столицей. ¬ городе началось обширное строительство. Ѕыли возведены многие церкви и дворцы, к сожалению, до нашего времени они не дошли.

Ћегендарна€ царица “амара - "царица абхазов, картлов, кахов, ранов".  опи€ фрески из монастыр€ Ѕетани€, выставленна€ в ћетехской церкви.


–езной портал в церкви ”спени€.


Ќадписи на стене церкви.


¬ид замка ћетехи в 19 в. ѕравда, это уже тюремный замок, построенный русскими, а старую крепость взорвал генерал ≈рмолов. ( ликабельно)


¬ 1920-х тюрьма ћетехи стала местом содержани€ противников советской власти. ”зник ћетехского тюремного замка белогвардейский офицер ћальсагов —.ј. оставил красочное описание этого места:

"ѕо истечении нескольких недель € был перемещен в главную кавказскую тюрьму ћетех в “ифлисе.  ак и ныне, ћетех использовалс€ в 1923 году исключительно как место содержани€ под стражей политических заключенных; обычные уголовники размещались в государственной тюрьме. ¬ замке находилось 2600 белогвардейцев, включа€ большое число грузинских меньшевиков.

 аждую неделю в четверг ночью расстреливалось от шестидес€ти до ста человек. Ёта ночь была сущим адом дл€ всего ћетеха. ћы не знали, кому суждено быть расстрел€нным, и поэтому каждый ожидал смерти. Ќи один человек не смог сомкнуть глаз до самого утра. Ќепрерывное кровопролитие оказалось пыткой не только дл€ заключенных, но и дл€ людей, живущих на свободе, вне тюрьмы ¬се улицы вокруг ћетеха долгое врем€ были необитаемы. Ќаселение этого квартала бросало свои дома, будучи не в состо€нии больше слышать выстрелы палачей и пронзительные крики и стоны их жертв."

“юрму ћетехи разрушили уже в 50-х годах - все таки тюрма, да еще с таким т€желым прошлым, не самое лучшее украшение дл€ центра города. ( ликабельно)


Ќа старом фото района јвлабар, что выше, на заднем плане, за тюрьмой ћетехи выситс€ огромна€ церковь - это арм€нский собор  армир јветаран или церковь  расного ≈вангели€, ее возвели в 18 веке. Ёто самый большой храм города, вернее он был таковым. 13 апрел€ 1989 года он был взорван, считаетс€, что взорвали церковь из-за угрозы обрушени€ (накануне произошло землетр€сение). ѕосле взрыва купол рухнул, но один из фасадов усто€л, и несмотр€ на угрожающие трещины, продолжает сто€ть.



¬осстанавливать  армир јветаран видимо никто не собираетс€. ’от€ на реставрацию исторических пам€тников в √рузии трат€тс€ огромные деньги, но тут ведь церковь арм€нска€, тем более така€ больша€... в конце концов, что зр€ взрывали? ¬ принципе, это известное €вление - уничтожение пам€тников чуждых идеологий практикуетс€ повсеместно. —ами арм€не уничтожали исламские постройки, русские уничтожали наследие ќсманской империи и «олотой ќрды, в јзербайджане крушили арм€нские храмы, поэтому демонизировать грузин тут не следует.   тому же, руины от собора остались живописные, даже в разрушенном виде храм производит сильное впечатление.





„то мне еще здесь понравилось - это, вот эти надписи - —теп, ћарин и прочих) ѕочти все русские, и весьма давние - с 1974 года (€ тогда только на свет родилс€). —оздаетс€ даже некоторое ощущение, что эти советские —тепы-ћарины-»ры и разворотили церковь, думаетс€, поэтому эти надписи и оставили:)







ƒома над  урой в районе јвлабар, с арабского его название переводитс€ - "вокруг крепости". “.е. это район, сформировавшийс€ вокруг ћетехского замка.


Ќапротив ћетехской скалы, через реку  уру (по грузин. ћтквари,  ура - тюркское название) расположилс€ живописнейший район јбанотубани - район серных бань. —читаетс€, что именно здесь охотилс€ царь ¬ахтанг √оргасал, и именно здесь зародилс€ “билиси. Ќо, мы с вами уже вы€снили, что это не совсем так, чему подтверждением и €вл€етс€ район јбанотубани, наверно, самый "негрузинский район “билиси" - здесь находитс€ единственна€ в городе мечеть, здесь же функционируют (причем до сих пор) возведенные в 17-18 веках персидские бани.

¬ 18 веке квартал вокруг бань называли —еидобадом - из »рана сюда пересел€лись персы-шииты, которые считали себ€ сеидами - потомками пророка ћухаммеда.  стати, почти все местные бани этим персам и принадлежали.

Ќо, так или иначе, район теплых источников “билиси дал им€ всему городу.



Ѕани сто€т непосредственно над источниками, температура воды в них где-то 35-40 градусов. ѕоэтому воду не нужно подогревать, этому удивл€лись многие путешественники.
»бн-’аукаль писал:

"“ифлис — город больше вселенной, ибо во всей вселенной не найти таких бань, как в “ифлисе. ¬ода в них кипит сама, без помощи огн€"

ј это русский купец и паломник ¬асилий √агара (яковлев): "Ѕожьим созданием тех гор€чих колодезей есть за шестьдес€т. » над колодез€ми учинены палаты вельми красные, а в тех палатах и в тех колодез€х моютс€ христиане и басурмане, и трутс€ кисе€ми, а не вениками, а веников не знают..."

 рыши серных бань.


–айон јбанотубани пересекает каньон с речкой ÷авкисицкали, здесь она называетс€ ƒабаханкой. ≈е вроде бы убрал в трубу, но почему-то вода течет сейчас сверху.  огда-то эта речка, выйд€ из берегов затопила все местные бани, утонуло много людей.


√де-то здесь находились Ѕанные ворота ÷итадели, от которых был переброшен мост через речку ƒабаханку в квартал —еидобад.


—ама€ красива€ ќрбелиановска€ (√олуба€) бан€. ¬озведена в 1840 году. “ак как бан€ заметна€ ее люб€т "сватать" ј.—.ѕушкину, мол бывал здесь поэт, но ѕушкин посещал “билиси в 1829 г.,тогда ее еще не построили...




ѕосле эпических нашествий хазар в 7-8 вв. “билиси восстановил арабский наместник јрмении »езид ибн ”саид ас-—улами. ќб этом пишет "Ћетопись  артли":

"—пуст€ много лет после того пришел агар€нин эмир по имени ’уасро, что правил в јрмении,  артли и Ёрети; он восстановил разоренный хазарами город “билиси".

Ёто стало началом расцвета города. ѕри арабах цитадель Ќарикала приобрела вид близкий с сегодн€шнему, была укреплена крепость —огдебиль, ее стали по-арабски называть »сани. «десь можно оп€ть вспомнить слова »бн аль-јсира об осаде “билиси тюрками в 851 году:

"¬ городе сгорело около п€тидес€ти тыс€ч человек, уцелевшие были вз€ты в плен, а убитые ограблены. Ѕыли также вз€ты семь€ »схака и что уцелело от его имущества в —огдебиле. Ёто был укрепленный город р€дом с “ифлисом, построенный јнуширваном и укрепленный »схаком, поместившим в него свое имущество вместе со своей женой, дочерью владетел€ —ерира (ѕрестола)"

50 тыс. погибших жителей - это, конечно, преувеличение, но общее число жителей “билиси возможно, действительно, исчисл€лось дес€тками тыс€ч. Ёто был огромный, по меркам средневековь€, город, подобный  иеву или Ќовгороду. “билиси был в состо€нии кормить свое население, все путешественники отмечали поразительную дешевизну продуктов в городе.
»бн-’аукаль писал:
"это город плодородный, укрепленный, богатый продуктами, дешевый в отношении цен, и благососто€нием своим он превосходит прочие богатые государства и плодородные страны. ћне говорил покупавшей однажды мед, что купил он его более 20 ритлей за диргем. √ород этот представл€ет из себ€ значительную пограничную область,
¬ “ифлисе плавучие мельницы, на которых мелют пшеницу и зерновой хлеб, как мелют в ћоссуле"

Ёти суровые строени€, сто€щие вдоль ущель€ реки ÷авкисицкали, навевают образы древних крепостных стен города.


—лавен был город “билиси не только бан€ми и дешевизной товаров, но и т€гой к учености. «десь жил и творил в 12 веке ученый-астроном јбуль-‘азль ’обейша ибн »брагим “ифлиси.
»бн-’аукаль писал в 977 году:

" ниги путей и царств".
"—реди жителей “ифлиса безопасность и радушие господствует дл€ иностранцев, и они питают дружеское расположение ко вс€кому, пришедшему к ним случайно, у кого хоть маломальска€ сметливость или отношение к предметам образовани€.
ќни держатс€ мнений приверженцев сунны согласно старым учени€м; они много занимаютс€ науками о предани€х и уважают тех, кто занимаетс€ этой наукой."

“билисцы, по мнению ’аукал€, были ортодоксальными суннитами, шиизм до 10 века еще здесь не привилс€. ќни славились свои гостеприимством, »бн ’аукал далее пишет, что все его проблемы вз€ли на себ€ местные мусульмане, считалось, что гость не должен проводить врем€ на посто€лом дворе:

"» разлучили мен€ с моим багажом и имуществом и € провел одну ночь у кади€ и одну ночь у их эмира. ј весь товар мой тем временем был продан и было куплено все, что им казалось желательным в моих интересах, так что все мои нужды были удовлетворены. «аведовал же всем этим јбу-Ѕекр-аль- аннад..."




Ќа фото середины 19 века на возвышенности еще заметно мусульманское кладбище, сейчас там находитс€ Ѕотанический сад, это как раз, за кварталом —еидобад. ¬идно, что кладбище приличное - и по размерам, и по числу построек - здесь много разных мавзолеев, причем вс€ких, и портальных и башнеобразных. ≈го называли - и татарским кладбищем, и персидским, но точной информации о нем нет, сейчас, естественно, кладбище уничтожено. ћне неизвестно, чтобы это место детально исследовалось. — учетом того, что треть своего существовани€ “билиси был мусульманским городом, можно предположить, что на этом кладбище можно найти могилы и времен “билисского эмирата.
( ликабельно)


”щелье реки ÷авкисицкали, и не веритс€, что это почти центр города.


ƒома нависают тут тоже весьма красиво, аж жутковато)


≈сть даже водопад!


«десь мен€ заловили малолетние цыганки, они высмотрели, что какой-то турист забрел в ущелье, и начали свой "рэкет" - "дай 10 лари, дай сколько сможешь". Ќадо признать, что рэкет у них весьма жесткий - они шли и кл€нчили за мной целый километр. я даже, думаю, что эти цыганки много суровей своих коллег попрошаек из ≈гипта или »ндии, такой нав€зчивасти € нигде не встречал.


ј далее мы осмотрим сам —тарый город “билиси, с его церкв€ми и кривыми улочками. ѕоэтому продолжение следует...
ƒругие посты о √рузии:
“билиси и его крепость Ќарикала
Ќациональный музей √рузии и его «олота€ кладова€

http://arch-heritage.livejournal.com/2022713.html


ћетки:  

”садьба ћ”–јƒ-ј¬”–,  рым, √аспра

„етверг, 18 ƒекабр€ 2014 г. 10:47 + в цитатник
Ђћурад-јвурї, что в переводе означает "»сполнение желаний" принадлежала  омстадиусам. ¬ советское врем€ из сказочного "мурад" название превратилось в "ћарат", в честь французского революционера. Ќиколай Ќиколаевич  омстадиус, потомственный военный из старинного двор€нского рода† омстадиусов, купил этот участок земли в 1909 году. ѕроектировал "дворец" главный архитектор ялты Ќ.ѕ.  раснов. –ассказ о том, как желани€ о красивой жизни легко и быстро сбываютс€, но и в то же врем€, также печально заканчиваютс€...
имение ћурад-јвур
ƒалее 17 новых фотографий, 5 старых карт, 11 старых фото...

http://arch-heritage.livejournal.com/2022603.html


ћетки:  

‘орт 3

„етверг, 18 ƒекабр€ 2014 г. 01:01 + в цитатник
ѕродолжаем отчеты по  алининграду, перед нами один из самых знаменитых и золотых калининградских ЅјяЌов - ‘орт є3 -  ороль ‘ридрих III

‘ото 1.

ѕеред нами горджевой благауст - караульное помещение в тылу дл€ защиты ворот. —то€ли скорострельные пулемЄты ћ√.

‘ото 2.

Ќу что, заходим внутрь? —обственно немного истории.
Ќазван форт в честь корол€ ‘ридриха III, а что же это был за король?  ак ни странно, правил он всего 3 мес€ца.  оронован был уже будучи смертельно больным, а еще он приходитс€ внуком императору ѕавлу I. “акие дела.
с 1894 года - " ороль ‘ридрих III". ‘орт є 3 построен в 1879 году, первый и самый большой форт  енигсберга, прикрывал железнодорожные линии на “ильзит и  ранц, шоссейную дорогу на  ранц.

‘орт є 3 " ороль ‘ридрих III" представл€ет собой выт€нутый по фронту шестиугольник размером 360 на 180 м, окруженный сухим рвом шириной 10-11 м и глубиной 6 м.

¬ двухэтажном центральном сооружении расположены казармы, лазарет, кухн€, столова€, склады боеприпасов, продовольстви€, снар€жени€ и топлива, караульное помещение, котельна€, мастерские и вспомогательные помещени€. ƒл€ жизнеобеспечени€ гарнизона форта предусмотрены системы отоплени€ с дымовыми обогревательными каналами внутри стен, водоснабжени€ из колодца, естественной вентил€ции, выгребной канализации и энергообеспечени€. ѕо обе стороны от центральной потерны расположены внутренние дворики, служащие транспортными разв€зками и укрыти€ми дл€ орудий. ¬се подземные казематы имеют сводчатые перекрыти€, выполненные из многократно обожженного керамического кирпича. ѕомещени€ соедин€ютс€ центральной и боковыми потернами, этажи - наружными и внутренними маршевыми и винтовыми лестницами.

Ќа боевом вале толщиной 3-4 м располагались прикрытые брустверами артиллерийские позиции с казематированными траверсами дл€ укрыти€ расчетов, оборудованные талевыми подъемниками и лифтами дл€ подъема боеприпасов и наблюдательными сооружени€ми с неподвижными амбразурами и вращающимис€ башн€ми. ƒл€ обороны в пределах рва в углах центрального сооружени€ имеютс€ капониры и полукапониры дл€ ведени€ флангового и фронтального огн€. ¬ горжевой части форта расположены казематы с амбразурами флангового огн€.

ѕосле по€влени€ фугасных снар€дов, в 1887-1891 годах было произведено бетонирование по слою песка пороховых погребов, казарм и центральной потерны.




‘орт є 3 " ороль ‘ридрих III" был вз€т воинами 557-го стрелкового полка 153-й стрелковой дивизии 50-й армии к 9 часам 9 апрел€ 1945 года. ¬ результате штурма форт получил незначительные повреждени€, потому и такой целый







¬ послевоенные годы форт є 3 использовалс€ в качестве склада боеприпасов и военного имущества, с середины 1990-х годов не используетс€.

ѕостановлением ѕравительства  алининградской области от 23 марта 2007 года є 132 форт є 3 " ороль ‘ридрих III" получил статус объекта культурного наследи€ регионального значени€.

‘ото 3.

ѕроходим внутрь

‘ото 4.


‘ото 5.


‘ото 6.

Ќепон€тна€ китайска€ грамота.

‘ото 7.


‘ото 8.

—пускаемс€ вниз

‘ото 9.

ѕод землей небольшой подземный ход.

‘ото 10.


‘ото 11.

”целевша€ бронедверь

‘ото 12.


‘ото 13.

 алорифер выкинули)))

‘ото 14.


‘ото 15.


‘ото 16.


‘ото 17.

ѕобеленные стены. ¬идимо что-то там эдакое такое хотели, но так и не захотели.

‘ото 18.


‘ото 19.


‘ото 20.


‘ото 21.


‘ото 22.


‘ото 23.


‘ото 24.

—тарые крюки

‘ото 25.

 олодец

‘ото 26.


‘ото 27.


‘ото 28.


‘ото 29.

Ќу, а теперь внутренний двор форта.

‘ото 30.

„ерез это очечко подавались боеприпасы. ќдин неверный шаг и полетишь как фанера, до ѕарижа

‘ото 31.

—мотрова€ щель

‘ото 32.

—транный двемерский механизм - артиллерийска€ башн€, известна€ как " аретка Ўумана"

‘ото 33.


‘ото 34.


‘ото 35.


¬от такой ее чертЄж

јртиллерийска€ установка была снабжена орудием малого калибра и вращатьс€ на 360 градусов, внутри находилс€ стрелок.

¬от так этот девайс выгл€дел в реале.



http://rndom.ru/blogs/bronetehnika-istorija/bronevaja-karetka-shumana.html Ѕолее подробно можете про этот девайс почитать тут.

¬от только в нашем случае она не передвижна€, а вкопана в землю, но принцип тот же.

‘ото 36.

¬интова€ лестница

‘ото 37.


‘ото 38.


‘ото 39.


‘ото 40.

ѕороховые склады

‘ото 41.


‘ото 42.

≈щЄ один подземный ход.

‘ото 43.


‘ото 44.


‘ото 45.

¬ид с крыши

‘ото 46.


‘ото 47.


‘ото 48.

Ѕоковой капонир.

‘ото 49.


‘ото 50.


‘ото 51.


‘ото 52.


‘ото 53.


‘ото 54.


‘ото 55.


‘ото 56.

≈ще один подземный ход.   сожалению, обвалилс€. ѕечалька.

‘ото 57.


‘ото 58.


‘ото 59.


‘ото 60.


‘ото 61.


‘ото 62.


‘ото 63.

‘ильтры и остатки от противогазов, оставшихс€ с советских времЄн.

‘ото 64.


‘ото 65.


‘ото 66.


‘ото 67.


‘ото 68.

 леймЄные кирпичи

‘ото 69.


‘ото 70.

склады с оружием, правда оружи€ здесь давно нет.

‘ото 71.


‘ото 72.


‘ото 73.


‘ото 74.


‘ото 75.


‘ото 76.


‘ото 77.

¬ общем, прошу прощени€ оп€ть за много фоток. ‘орт просто огромен и мне очень понравилс€, весь его € так и не смог обойти, суд€ по фоткам, найденным мной в сети, хот€ вроде перешерстил его почти весь. ¬ общем, до новых встеч

‘ото 78.

http://arch-heritage.livejournal.com/2022354.html


ћетки:  


ѕроцитировано 1 раз

“билиси и его крепость Ќарикала

—реда, 17 ƒекабр€ 2014 г. 20:40 + в цитатник
Ќадо признатьс€, что когда € прибыл в “билиси, € не планировал как-то детально изучать город. Ёто было вызвано некоторой усталостью (до этого € больше двух недель ездил по јрмении), и моим пониманием того, что “билиси - город весьма сложный, с непростой историей, и легко он свои тайны не отдаст. Ќо благодар€ помощи уважаемого avesta_1 € смог увидеть больше, чем планировал, и у мен€ по€вилс€ хоть какой-то материал дл€ размышлений, и дл€ того, чтобы сделать из него пару постов.

 онечно, если вы приехали в “билиси просто отдохнуть - поесть хинкали, попить вина и походить по его старым улочкам, то проблем у вас особых не возникнет. Ќо, если вы захотите детальней осмотреть город, пон€ть его историю, вам придетс€ приложить много усилий. “ак как, как не странно, в сети не так много доступной информации, путеводителей тоже мало, и сама информаци€ о столице √рузии весьма противоречива.
“билиси - город очень древней, он много старше других столиц «акавказь€ - ≈ревана и Ѕаку. » наиболее древней его частью €вл€етс€ главна€ цитадель - Ќарикала. — нее то мы и начнем осмотр..



—ейчас, чтоб попасть на вершину горы, где располагаетс€ цитадель, можно воспользоватьс€ фуникулером, он быстро домчит вас от набережной реки  уры до самой вершины.
Ќо, мы ведь легких путей не ищем) ѕоэтому лично € взбиралс€ туда пешком. » делал € это не из любви к физкультуре или экономии денег за подъем, а из желани€ осмотреть прилегающий к горе живописный квартал  лдисубани.



Ќо, прежде чем лезть наверх, ознакомимс€ немного с историей столицы √рузии.
 ак вс€кий город, а особенно кавказский, “билиси имеет две истории - легендарную и реальную, т.е. основанную на исторических фактах. ≈стественно, официальной историей считаетс€ именно легендарна€, так как, это  авказ, и вообще "¬осток - дело тонкое")
Ћегендарна€ истори€ гласит, что “билиси основал, соответственно, самый легендарный грузинский царь - ¬ахтанг √оргасал, это такой местный  ороль јртур. ќн €кобы охотилс€ на фазана в лесах, растущих на месте будущего “билиси. –аненый царем фазан, то ли излечилс€ в местном серном источнике, то ли сварилс€ в нем - в общем, таким образом местные термальные источники были обнаружены, и р€дом с ними основали город “билиси, чье им€ может переводитьс€ как "теплый".

ѕон€тное дело, что к реальной истории города эта легенда отношени€ иметь не может, так как наличие термальных источников не может быть главенствующим фактором дл€ основани€ городов. Ќо самое главное, легендарна€ истори€ “билиси существенно короче, чем реальна€.  стати, это удивительный случай, когда ради прив€зки основани€ города к некоей легендарной личности жертвуют возрастом этого самого города. ¬едь ¬ахтанг √оргасал жил в конце 5 в. н.э., а первое письменное упоминание о “билиси, как крепости и центре власти, относитс€ к 4 в. н.э., а археологи€ свидетельствует о еще более раннем времени основани€ поселени€ на месте “билиси.
ќтрывок из " артлис мокцева" - ќбращени€ √рузии, это одно из первых упоминаний “билиси:

ќЅ–јў≈Ќ»≈ √–”«»»
"» стал после него царем ¬араз-Ѕакур. » при нем марзпаны персидского цар€ вступили в —ивниети, и он отступил за ’идари. » архиепископом был тот же самый »ов. » тогда  рам ’уар Ѕор «ад, питиахш персидского цар€, вступил в город “билиси — в крепость, и √рузи€ стала его данником, и [также] јрмени€, и —ивниети, и √уаспураган."

ѕри этом грузинский хронист Ћ. ћровели уточн€ет, что именно персидский ставленник - питиахш „ѕостроил...“ифлис, промеж врат, крепостью [противу] ћцхета"

“.е. “билиси основали персы в 20 км от древней грузинской столицы ћцхеты.  репость в “билиси нужна была персидским марзпанам, чтобы контролировать столичный город  артли (т.е. √рузии того времени). ¬ дальнейшем, “билиси стал посто€нной ставкой персидского наместника √рузии.

ѕоэтому если грузинский царь ¬ахтанг √оргасал и мог охотитьс€ на фазанов в районе “билиси, то только под окнами дворца персидского марзпана)

Ќу, а мы начнем подниматьс€ по улице-лестнице в гору. » сразу увидим, прицепившуюс€ к склону церковь -  вемо Ѕетлеми или Ќижний ¬ифлеем.


 вемо Ѕетлеми до переименовани€ была арм€нским храмом —в.—тефана, —урб —тепанос. ¬ 1725 – 1727 гг. арм€не, переселенные из »рана, построили на этом месте женский монастырь и небольшую церковь. ј 1868 г. была возведена та, что мы видим сейчас. Ќу, а в конце 20 века, она была "приватизирована" √рузинской православной церковью, также как и многие другие арм€нские церкви в “билиси. —ейчас вокруг этих церквей идет бесконечна€ арм€но-грузинска€ война в —ћ». ¬ св€зи с этим, информаци€ о церкв€х в “билиси весьма противоречива, так как обе стороны "навод€т тень на плетень"- путаетс€ принадлежность храмов, даты их постройки и даже названи€.



¬ыше по склону стоит еще одна бывша€ арм€нска€ церковь - —в.Ѕогородицы, сейчас это церковь ¬ерхний ¬ифлеем - «емо Ѕетлеми. ќна постарше нижней - была возведена в начале 18 века дл€ арм€нского монастыр€ ѕетхаин. —ейчас ее тоже приватизировала √рузинска€ церковь. ќб этом как-бы намекает, сто€ща€ на вершине горы стату€ √рузи€-ћать, ћать  артли - очень эффектный, кстати, монумент, возведенный в 1963 г.



¬ерхн€€ церковь помонументальней, чем нижн€€. ќна возведена из камн€, а не только из одного кирпича, хот€ и на старом кирпичном основании.  ладка здесь очень характерна€ дл€ √рузии - использовались камни-булыжники и кирпичи, и все это достаточно хаотично сложено. “акой тип кладки пришел в √рузию, видимо, из ѕерсии, в ¬изантии булыжник так не использовали.



»нтерьер церкви «емо Ѕетлеми.   сожалению, все фрески здесь новые, написанные уже в 20 веке. Ќайти средневековые изображени€ в тбилисских церкв€х практически невозможно, да и самих древних церквей почти не осталось - “билиси все свое существование сильно страдал от нашествий и землетр€сений.





÷ерковь «емо Ѕетлеми


ј ћать-√рузи€ хороша, надо сказать - атлетична€ така€ девушка)


”дивительно, но грузино-арм€нскими "взаимоотношени€ми" истори€ этого квартала не ограничиваетс€.  огда € искал информацию по монастырю ѕетхаин, € нашел вот такой чудесный текст:)

"Ќаш дом сто€л в середине ѕетхаина, где встарь жили только евреи.
’от€ позже в этом районе поселились грузины, арм€не, татары, русские, курды, персы, турки, греки и даже пол€ки с немцами; хот€ р€дом с центральной синагогой сто€ли кафедральный собор православных христиан и шиитска€ мечеть, ѕетхаин по-прежнему считалс€ "√рузинским »ерусалимом": полдюжины сефардских и ашкеназийских синагог, сотни еврейских торговых и ремесленных лавок и даже этнографический музей грузинских иудеев.
ѕетахин был пусть и уставшим, но всЄ-таки сердцем города. ≈го самым беспокойным нервом."

ќказываетс€, грузино-арм€нска€ борьба за обладание культовыми помещени€ми в “билиси, разворачиваетс€ на фоне места проживани€ еще одного древнейшего народа - "где встарь жили только евреи", а все остальные подвалили лишь потом - "позже в этом районе поселились грузины, арм€не, татары, русские, и т.д." “.е. арм€нский монастырь ѕетхаин, как-то должен был быть св€зан с соответствующим еврейским кварталом, или наоборот, квартал с монастырем, потому как, кто тут "самый древний" и не разберешь:)

» в этом весь “билиси - древний город, населенный дес€тками народов, город - проходной двор. «десь јзи€ встречалась с ≈вропой. » именно поэтому современный грузинский национальный характер существенно отличаетс€ от подобных, например, в јрмении, где посто€нно чувствуетс€ жесткое противосто€ние с тюркским миром, или на ”краине, где местное население не знает своих корней. √рузины очень интернациональны, по своей сути, и могут совмещать не совмещаемое.




»менно здесь на склоне  лдисубани можно почувствовать дух древнего “билиси, причем не старого, а именно древнего.   сожалению, в —таром городе “билиси сохранились лишь дома 19 века, они, будучи ветхими, конечно, создают определенную ауру, но это не тот дух, которым проникнуты стены  лдисубани - здесь ощущаетс€ именно тыс€челетн€€ истори€ города.









“ут спит истори€ персидского и арабского “билиси. ¬озможно здесь, наверху, р€дом с цитаделью Ќарикалой и зарождалс€ древний город.
ѕерсы, захватившие всю √рузию, неуютно чувствовали себ€ в старой столице  артли ћцхете, им нужна была сво€ неприступна€ крепость. » р€дом с ней начал расти новый город.

“ак описана истори€ “билиси в "ќбращении √рузии":

"» после него царствовал ƒачи ”джармели, и католикосом был —амовел. ѕри нем люди начали селитьс€ в “билиси и выстроили [церковь] —в€той ћарии, и католикосом был ѕетр.

» при этом же Ѕакуре пресеклась царска€ власть в √рузии.

“огда ћцхета стала редеть, а “билиси — обстраиватьс€, јрмаз стал падать,  ала — возвышатьс€. ѕерсы владычествовали в √рузии, јрмении, —ивниети и √уаспурагане."

" ала стала возвышатьс€". Ќа самом деле, это естественный процесс роста древних городов, особенно в јзии, они все вырастали вокруг центров власти. –еальна€ власть в  артли принадлежала персидскому наместнику, грузинский царь в то врем€, это скорее менеджер по св€з€м с общественностью, некий местный "фольклорный элемент", он помогал наместнику доводить волю персидских шахов до племенных сообществ. ѕоэтому, в конце концов и он перебралс€ в ставку марзбана, т.е. в “билиси.



 олокольн€ старого арм€нского монастыр€ ѕетхаин.


» безусловно, персы принесли в √рузию свою культуру, прежде всего религию. –ечь идет о зороастризме. —асанидские шахи всегда были строги в вопросах веры, их маги разжигали свои костры по всему «акавказью. Ёто сейчас, с высоты прошедших тыс€челетий, кажетс€, что христианство победоносно шествовало по всему миру - то один царь делал его государственной религией, то другой. Ќо, в большинстве случаев, это лишь желание более поздних христианских хронистов, чьи тексты дошли до наших дней, в то врем€ как писани€ магов-зороастрийцев почти все исчезли.

—корее всего, основной верой в «акавказье вплоть до арабского нашестви€ было огнепоклонничество, т.е. зороастризм, а христианство существовало только как конкурирующа€ конфесси€. “ака€ ситуаци€ складывалась прежде всего на территори€х подвластных персам, на земл€х  авказа, подчиненных ¬изантии, процесс христианизации естественно шел быстрее.

ќдин из зороастрийских храмов огн€ сохранилс€ в “билиси, как раз, в районе  лдисубани. Ёто јтешга или ƒом ќгн€, это помещение успело побывать и церковью, и мечетью. —ейчас, снаружи, это высока€ кирпична€ башн€.  стати, чтоб попасть внутрь јтешги, нужно постучатьс€ в дверь частного дома, что на фото.


јтешга внутри. ѕомещение напоминает собой более поздние исламские мавзолеи. ¬ углу, на фото, реконструкци€ храма огнепоклонников.


¬ 19 веке јтешга, будучи мечетью, имела купол.


Ѕезусловно, христианское духовенство пыталось боротьс€ с магами, но скорее всего, зороастризм в √рузии существовал еще долго.

¬ "ќбращении  артли" есть отрывок, повествующий об избиении зороастрийцев византийцами императора »ракли€, захватившими “билиси в 627 году:

"» сей »раклий послал глашатаев в “билиси, ћцхета, ”джарму [с приказанием], чтобы все христиане собрались в городских церквах, а все маги и служители огн€ или прин€ли крещение, или были истреблены. Ќо маги, не пожелали прин€ть крещение, обманом смешались с христианами, пока »раклий не подн€л на всех оружие, и потоки крови потекли в церквах. ќчистив веру ’риста, »раклий ушел."

¬идимо, »раклий не пощадил и местных христиан, если "подн€л на всех оружие".

ј это тбилисские котэ)






ƒом с балконом в  лдисубани.


Ѕарабан церкви «емо Ѕеглеми и чудо техники - тбилисский фуникулер.


Ќу, и нам пора подн€тьс€ на вершину —алалакского хребта, где сохранились руины стен цитадели.


«десь мы оп€ть видим ћать-√рузию. » со спины она тоже хороша!


—верху открываютс€ живописные виды на —тарый город и безумную архитектуру времен ћ.—аакашвили, хот€ возможно этот кошмар продолжают строить и сейчас.


¬ид на  уру, храм в ћетехи, и на заднем плане современна€ церковь - ÷минда —амеба, главный кафедральный собор √рузинской православной церкви.


—обор ÷минда —амеба.


ј это арм€нска€ церковь ћугни —урб √еворк, ее, видимо, делить уже не будут, так как она совсем развалилась.


¬от и сама ÷итадель. Ќесмотр€ на то, что первые укреплени€ по€вились здесь еще в 4 веке, больша€ часть стен сейчас, это скорее творение 17-18 вв. ќчень сложно пон€ть, что тут от персов, что от арабов, что от турок, € бы предположил, что очертани€ руин крепости скорее отображают местные закавказские представлени€ о фортификации. я видел подобные арм€нские и грузинские замки, дл€ них характерно нагромождение разнокалиберных башен, часто плотно сдвинутых вместе, что мы и наблюдаем в Ќарикала.



  сожалению, ÷итадель сильно пострадала от военных действий и землетр€сений, особенно разрушительное землетр€сение произошло в 1827 году, тогда были разрушены почти все внутренние сооружени€ крепости.



÷итадель состоит из ¬ерхней крепости - это те стены, что на фото, и Ќижней, от нее почти ничего не осталось. –аньше же стены ÷итадели спускались непосредственно к реке. —ейчас все нижние стены разобрали.


 репость была почти неприступна, как правило, ее сдавали вместе с городом, штурмовали очень редко.
¬ 627 году персы и грузины, наде€сь на крепостные стены “билиси в открытую глумились над византийским императором »раклием и хазарским каганом ƒжибгу, когда те решили штурмовать город. ѕравда, кончилось это дл€ защитников крепости печально, союзники византийцев хазары вз€ли “билиси штурмом. » все сидевшие за стенами горько поплатились за свою самонаде€нность.  ак € писал выше, византийцы и хазары истребили всех магов-персов и тех, кто им потворствовал.

»з "ќбращени€  артли":
"“огда прошел [по √рузии] »раклий, царь греков. » начальник тбилисской крепости  ала обозвал цар€ »ракли€ козлом. ј он остановилс€, вз€л [книгу] ƒаниила и нашел следующее слово: "ѕришел козел «апада и сокрушил рога восточного овна". » царь сказал: "ѕусть исполнитс€ это слово, € воздам тебе по заслугам". », оставив эристава ƒжибго дл€ ведени€ осады, сам отправилс€ в Ѕагдад воевать с царем ’уасро.

ј этот ƒжибго после немногих дней вз€л  ала, пленил упом€нутого начальника крепости, наполнил ему рот драканами, затем сн€л с него живого кожу и послал за царем в √ардабани, в дом ¬араза-√ригола."




¬орота в Ќарикала.




≈динственное сооружение в крепости - церковь —в.√ригори€. Ётот новодел возвели совсем недавно, лет 15-10 назад. Ќо, стоит она на месте старой церкви еще 13 века.


¬ старой церкви в 1800 г. сделали пороховой склад и при землетр€сении она взорвалась. ÷ерковь разметало на куски. Ќо, некоторые части фундамента и стен старого храма сохранились, их включили в новую постройку.






¬нутри церковь расписана, но, естественно, это все - современное творчество.


ќстатки старой церкви во дворе Ќарикала.




–анее, в ÷итадели было, естественно, больше построек, но к сожалению, от них ничего не осталось.
≈сть свидетельство европейского путешественника “урнефора, посетившего “ифлис в 1701 г., где он пишет, что в ÷итадели существовали и мечети, правда, непон€тно где, в ¬ерхней или в Ќижней крепости.

„÷ерквей греческих (православных) в “ифлисе п€ть, четыре в городе и одна в предместьи; арм€нских церквей 7 и мечетей 2, обе в цитадели; треть€ мечеть, вне цитадели, оставлена."

—ейчас, в “билиси р€дом с Ќарикалой действительно есть одна мечеть, но построена она была позже посещени€ города “урнефором, в 1723 году.
Ќадо сказать, что дл€ такого города как “билиси - одна мечеть, это неверо€тно мало. ¬едь “билиси чуть ли не половину своего существовани€ был исламским городом.  ак известно, в 8 веке персов в “билиси сменили арабы, здесь сидел наместник ’алифата, а в скором времени “билисский эмират стал фактически самосто€тельным государством, в общей сложности он просуществовал почти 400 лет. ¬ 16 веке “билиси оп€ть попал под правление мусульман, многие грузинские цари даже принимали ислам. Ќо никаких следов исламского присутстви€ в “билиси почти не осталось. ¬се же интернациональность - интернациональностью, но христиане всегда очень сурово относились к материальному наследию других конфессий. ћуслимские бани, конечно, оставили, а мечети видимо все посносили.



»з Ќарикала открываютс€ лучшие виды на город, поэтому теперь храбрые туристы штурмуют ее стены.




¬нешние стены Ќарикалы. я такую кладку с булыжниками только в √рузии и видел.




"ѕерсидские узоры" на стенах башен. ¬се же если воспринимать “билиси как часть восточного мира, прежде всего ѕерсии, будет лучше пон€тна его непроста€ истори€. Ќе зр€ арабский географ »стахри писал, что “ифлис - это город јррана, т.е. нынешнего јзербайджана, а он, в свою очередь, был частью ѕерсии:
"¬ јрране не существует городов значительнее, чем Ѕерда'а, Ѕаб-ул-јбваб и “ифлис".







ƒругие посты о √рузии:
Ќациональный музей √рузии и его «олота€ кладова€

http://arch-heritage.livejournal.com/2021988.html


ћетки:  


ѕроцитировано 1 раз

»Ћ№»Ќ— »… ѕќ√ќ—“ и »льинское городище, »стринский район, ћосковска€ область

¬торник, 16 ƒекабр€ 2014 г. 22:31 + в цитатник
»льинское городище Ц первый средневековый город на истринской земле. Ќа »льинском погосте, где до конца 1930-х годов находилс€ храм, в свой расцвет существенно реконструированный благодар€ уникальному меценату ѕавлу ÷урикову, который сделал дл€ –усской ѕалестины и дл€ ћосковской губернии в целом столько, сколько не может себе позволить сейчас, пожалуй, ни один богатый человек. —ейчас это заброшенна€ территори€ пансионата ЅерЄзки. Ќа месте храма лежит обезглавленна€ скульптура ћаксима √орького. ∆ители растаскивают культурный чернозем по своим огородам, только снег скрывает белокаменные надгроби€. » все это в паре километров от туристского кластера "–усска€ ѕалестина"...

ƒалее 49 фотографий, панорама городища, 17 старых карт, 8 эксклюзивных старых фотографий...

http://arch-heritage.livejournal.com/2021823.html



ѕоиск сообщений в lj_arch_heritage
—траницы: [52] 51 50 ..
.. 1  алендарь