-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Lietuva2005

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.03.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 100

Здравствуйте, Друзья! Вам есть, что рассказать о этой маленькой стране, вам просто интересно или же вы ищете друзей? Тогда вым сюда!

Шедува

Вторник, 05 Апреля 2005 г. 20:57 + в цитатник
Рубрики:  Города

А вот мое любимое блюдо

Вторник, 05 Апреля 2005 г. 20:51 + в цитатник
Szaluniszka (Lietuva2005) все записи автора Жемайчю блинай (блюдо из картофеля с мясным фаршем)
Отварной горячий картофель протирают, охлаждают и соединяют с сырыми яйцами, солью, крахмалом. Массу перемешивают, разделывают на блины овальной формы и закатывают в них фарш, изделия панируют в муке и жарят в разогретом жире. Фарш готовят так: мясо нарезают кусками по 50-100 г, обжаривают, добавляют пассерованый лук, перец, соль, пасссерованную муку, бульон и тушат до готовности. Затем мясо охлаждают, пропускают вместе с луком через мясорубку, добавляют соус, оставшийся от тушения, перемешивают и кипятят. Подают блины, полив растопленным маслом и сметаной.

Картофель 220, яйцо 1/4 шт, крахмал 7, соль 1, для фарша: мясо говяжье 70, мука 1,5, лук репчатый 4, жир 3, перец молотый, соль 1, мука для панировки 6, жир для жаренья 10, сметана 20, масло сливочное 10.
Szaluniszka
Рубрики:  Кухня

КОНЦЕРТ РОССИЙСКИХ ПИАНИСТОВ - НАЧАЛО ПРОГРАММЫ "ДИАЛОГ КУЛЬТУР"

Понедельник, 04 Апреля 2005 г. 12:32 + в цитатник
Воровка_Любви (Lietuva2005) все записи автора
В сентябре 2004 года в Вильнюсе во время открытия первого международного фестиваля "Покровские колокола" был подписан договор о сотрудничесте между Московской государственной консерваторией имени П.И.Чайковского, Литовской академией музыки и театра и Школой славянской традиционной музыки. Предметом договора является развитие сотрудничества в области международных программ, проведение мероприятий, направленных на развитие связей и поддержку соотечественников за рубежом, создание условий для их профессионального обучения, расширение возможных форм общения, сохранение культурных традиций.
В соответствии с этим договором Школа славянской традиционной музыки разработала международную программу сотрудничества "Диалог культур-2005", включающую проведение концертов, мастер-классов по разным творческим направлениям, организацию летней творческой школы "Традиция" в Паланге, стажировку педагогов в Московской консерватории на кафедре этномузыкологии.
7 марта 2005 г. в Большом зале Литовской академии музыки и театра состоялось открытие программы "Диалог культур". Со словами приветствия выступил ректор Литовской академии музыки и театра, профессор Юозас Антанавичюс.
"В Вильнюсе состоялась декада русской фортепианной культуры. Эта декада не планировалась, никем не объявлялась, но не назвать декадой эти дни просто нельзя. С концертами в филармонии выступили Алексей Володин, Владимир Мищук, Литву посетил Мстислав
Ростропович, который на юбилейное мероприятие созданного им фонда привез двух вундеркиндов-пианистов из России. И сегодня на открытии программы "Диалог культур" выступит всемирно известный пианист, лауреат конкурса П.И.Чайковского, профессор Московской консерватории Аркадий Севидов и его дочь, лауреат международных конкурсов Ольга Севидова. Конечно, все эти события в одну неделю уложились случайно, но каждая случайность имеет под собой почву.
Ведь не секрет, что многие педагоги нашей академии музыки считают своей Alma Mater именно Московскую или Санкт-Петербургскую консерваторию, РАМ им. Гнесиных. Мы хотим возобновить старые музыкальные связи с Россией и проект "Диалог культур" поможет нам это сделать".
Открытие программы приветствовал посол Российской Федерации в
Литовской Республике Борис Анатольевич Цепов: "Мне кажется, что в самом названии этого проекта существует очень умное, очень рациональное начало... "Диалог культур". Культуры не существуют сами по себе. Они должны общаться. И диалог - это как раз та форма общения, которая предполагает не только умение говорить, в данном случае на музыкальном языке, но еще и слышать, чувствовать и обязательно понимать, слышать и быть услышанным. А то, что взаимообогощающий эффект такого обмена обязательно будет налицо, в этом сомнений нет.
В этот вечер в исполнении Аркадия и Ольги Севидовых прозвучали произведения А.Скрябина, С.Рахманинова, И.Брамса. Прекрасным подарком для слушателей стало исполненное на бис произведение
Д.Мийо "Скарамуш". Восторженная публика бурными аплодисментами благодарила музыкантов. Один из слушателей поделился впечатлениями: "У меня буквально дух захватывало от подобной интерпретации музыки Рахманинова, там было все: и рахманиновские колокола, и широта русской души, и глубина человеческой скорби, и любовь к родине... Раньше я не раз слышал эти произведения, но со мной такого не происходило...Какой темперамент! Какая воля!.."
Следующие два дня в Большом зале Академии музыки и театра профессор
А.Севидов и О.Севидова проводили мастер-классы для студентов, учеников музыкальных школ и педагогов, приехавших из разных городов республики.
В 2004 году по приглашению Министерства культуры России и при поддержке посольства Российской Федерации группа учащихся, студентов и педагогов, которую организовала наша Славянская школа, побывала в творческой школе в Подмосковье. Мастер-классы по фортепиано проводил профессор А.Севидов. Вся группа с воодушевлением делилась впечатлениями о педагогическом мастерстве профессора. Мы пригласили профессора провести мастер-классы в летней творческой школе "Традиция", которая ежегодно проходит в
Паланге в конце июня. И здесь мы сами имели возможность познакомиться с этим талантливейшим педагогом.
Дочь профессора Ольга Севидова в настоящее время работает ассистентом у своего отца. Она любезно согласилась дать несколько открытых уроков для наших студентов и учащихся. Мне от души жаль тех студентов, которые не осмелились признаться, что не знают русского языка, а также, к сожалению, английского. В результате они, исполнив программу, просто моргали и кивали и, в результате обидели себя сами, не воспользовавшись замечательной возможностью обогатить свои знания, которыми педагоги щедро делились (с языковым барьером довелось столкнуться и А.Севидову).
А ведь так просто было попросить друзей, педагогов побыть переводчиками. К счастью, с языковыми проблемами столкнулись немногие, но они были.
Приезд в Литву Аркадия и Ольги Севидовых - важное, вызвавшее дискуссии событие. Иной взгляд на музыку, огромное внимание индивидуальности, уверенность в себе и горячий темперамент русских пианистов одних привели в восхищение, у других вызвал раздражение. Не стоит надеяться, что для всех одинаково приемлем их исполнительский и педагогический стиль. Эти музыканты слишком яркие, чтобы быть интересными для всех. Главное, что они привезли нам новые идеи, прогрессивные решения старых проблем. Это особенно важно для юных исполнителей. Педагоги со всей республики, присутствовавшие на мастер-классах, высказали самые добрые слова в адрес Севидовых и организаторов этого мероприятия и надежду на дальнейшее проведение этой программы.
Диалог культур начался. Новых и оригинальных идей никогда не бывает слишком много. Впереди у нас летняя творческая школа
"Традиция" в Паланге, где с ребятами, фольклорными коллективами и педагогами будут работать профессора Московской консерватории и других российских творческих вузов. Сюда мы приглашаем всех желающих. Осень ознаменуется приездом профессора Московской консерватории, мастера в работе с камерным ансамблем и фортепианным дуэтом. Московская консерватория приготовила для нас большой подарок - право выступить в Рахманиновском зале Московской консерватории. В концерте примут участие лучших студентов и педагогов Литвы.
От души благодарим министерства культуры России и Литвы,
Департамент национальных меньшинств и эмиграции при правительстве
Литовской Республики, посольство России в Литовской Республике,
МИД Литвы, самоуправление г. Вильнюса, а также все общественные и коммерческие организации, постоянно оказывающие поддержку нашим проектам, Школе славянской традиционной музыки и ансамблю
"Аринушка".
Ирена ЗАХАРОВА, директор школы славянской традиционной музыки,
Лайма СЛЕПКОВАЙТЕ, студентка ЛМТА.
На снимке: посол России в Литве Б.Цепов с супругой и профессор
А.Севидов с О.Севидовой (в центре).

www.kurier.lt
Воровка_Любви
Рубрики:  Всякая всячина

Литовская кухня

Понедельник, 04 Апреля 2005 г. 11:25 + в цитатник
Воровка_Любви (Lietuva2005) все записи автора
Для литовской кухни характерна простота рецептуры, точнее малое число пищевых комбинаций, а иногда и полное их отсутствие, например блюда из картофеля. Однако так было не всегда. В 14-18 веках сложилась старолитовская кухня - кухня привилегированных сословий, отличающаяяся изощренностью в приготовлении и подчас излишеством в числе компонентов. Хотя в основе было традиционное литовское сырье, способы приготовления, добавки были заимствованы из русской, польской, отчасти татарской и немецкой кухонь. Развитие старолитовской кухни в силу исторических событий прервалось к последней трети 19 века, сменившись кухней литовского крестьянства, не связанной с традициями старолитовской кухни
Цепелинай

Для рецепта Вам потребуются:
- картофель - 15 шт.
- картофель вареный - 5 шт.
- сметана - 1/2 стакана

для начинки:

- говядина (или свинина) - 500г
- свиное сало - 50г
- лук репчатый - 3 шт.
- перец - по вкусу
- соль - по вкусу.


Сырой картофель очищают, измельчают на терке и отжимают, вареный очищают и протирают. Сырой и вареный картофель соединяют, солят и перемешивают. Полученную массу разделывают на круглые лепешки, внутрь их кладут мясной фарш, после чего формуют продолговатые шарики и отваривают их в подсоленной воде в течение 20-25 мин.


Фарш готовят так: отварное мясо пропускают через мясорубку и смешивают с жареным луком, пряностями, солью.


Подают блюдо со свиными шкварками и поджаренным луком
Воровка_Любви
Рубрики:  Кухня

Вильнюс

Воскресенье, 03 Апреля 2005 г. 14:18 + в цитатник
Воровка_Любви (Lietuva2005) все записи автора Природа щедро одарила Литву. И хотя здесь нет ни гор, ни дремучих лесов, красота ее – в разнообразии ландшафта. Меж холмов, мягко вырастающих из глади равнин, медленно текут реки, голубеют многочисленные озера.

Самая большая река, Нямунас (Неман), несет с собой воды всех остальных рек до самого Балтийского моря, где находится одно из самых красивых мест на всем "янтарном побережье". Это Куршская коса, узкая полоса песчаных дюн и сосен общей длиной около 100 километров, которая начинается у Зеленоградска и доходит почти до Клайпеды, отделяя огромный Куршский залив. Самое широкое место косы - 4 км, самое узкое - 400 м.


Тракайский замок

Самый большой город Литвы и столица государства – Вильнюс – основан в 1323 году у слияния рек Нярис и Вильня. Это была северная точка соприкосновения Римской и Византийской, Европейской и Азиатской культур.

О богатой истории Вильнюса свидетельствует разнообразие его архитектуры: церкви, костелы, башни, боевые укрепления, уединенные средневековые дворики и узкие улочки.


Костел Святой Анны

Здесь переплетаются и дополняют друг друга все величайшие европейские стили: готика, ренессанс, барокко и классицизм. Среди древнейших памятников готической архитектуры - Тракайский замок, построенный между XIV и XVII веками, и костел Святой Анны – готический шедевр начала XVI века. Тракайский замок находится в древней столице Литвы - городе Тракае, который расположен в 30 км от Вильнюса.

Влияние ренессанса в городе было непродолжительным, но все же оставило несколько ярких памятников этого стиля: ворота Аушрос в городской стене, костел Святого Михаила и несколько двориков основанного в 1579 году Университета, одного из старейших в Европе.


Интерьер костела Святых Петра и Павла

Костел Святых Петра и Павла (XVII век) – жемчужина барочной архитектуры Вильнюса. Его интерьер украшают около 2000 статуй библейских, мифологических и исторических героев.


Башня Гядиминаса

К концу XVIII века в Вильнюсе расцвел классицизм, оставив городу его городскую ратушу, Вяркяйский дворец и Кафедральный собор.

Символ города - башня Гядиминаса. На башне находится обзорная площадка, откуда открывается широкая панорама города с башнями старинных костелов, базиликой кафедрального собора.

Старый город, занимающий 269 гектаров площади и являющийся одним из самых больших в Европе, объявлен ЮНЕСКО памятником культуры мирового значения.


Двор Тракайского замка


Кафедральная площадь
Воровка_Любви




Рубрики:  Города

Безумнорада всез вас здесь видеть!!!

Пятница, 01 Апреля 2005 г. 23:26 + в цитатник
Kisska-miau (Lietuva2005) все записи автора Добро пожаловать!!!! Я просто очень надеюсь, что с вашей помощью задумка этого дневника осуществится!!!
Kisska-miau


А от меня немного истории Вильнюса в картинках
Вот Кафедральный сабор



и наши дни

Рубрики:  Мы

Клайпеда

Пятница, 01 Апреля 2005 г. 20:13 + в цитатник
Рубрики:  Города

!!

Пятница, 01 Апреля 2005 г. 19:16 + в цитатник
Emilija (Lietuva2005) все записи автора Suda bi escio fotok dobavit ... gorodov Litvi ...
Emilija

Вильнюс

Пятница, 01 Апреля 2005 г. 14:30 + в цитатник
Без_Света_Будешь (Lietuva2005) все записи автора Ужупис.
Конституция жителей Республики Ужупис.
Без_Света_Будешь
Рубрики:  Города

Вильнюс

Пятница, 01 Апреля 2005 г. 14:27 + в цитатник
Рубрики:  Города

В Грутском парке

Среда, 30 Марта 2005 г. 16:38 + в цитатник
Kisska-miau (Lietuva2005) все записи автора После восстановления независимости Литвы, в1989-1991 годы многие идеологизированные памятники советских времен были демонтированы и в связи отсутствием установленного порядка их хранения валялись на складах и во дворах, обычно на территориях коммунальных предприятий. При таком «хранении» многие памятники были повреждены (одни «пострадали» при демонтаже, другие были замечены торговцами металлами и т.п.), а в будущем могли быть и вообще уничтожены, как это случилось в соседних республиках. Относительно демонтированных скульптур советских времен было много различных мнений и предложений. Уничтожить? Сохранить?
В 1998 году объявленный министерством культуры конкурс на оборудование экспозиции скульптур демонтированных памятников советского периода выиграло публичное учреждение “Hesonos klubas”, находящее в Грутасе возле Друскининкай. Веским аргументом было то, что руководитель этого учреждения Вилюмас Малинаускас планировал устроить экспозицию за счет частных средств, полученных от семейного грибо-ягодного бизнеса, без государственной финансовой помощи. В представленном на конкурс проекте также акцентировалось значение нового туристического объекта для развития этого южного региона Литвы.
Работы по организации экспозиции начались в начале 1999 г. Грутский парк официально открыт 1 апреля 2001 года
После низвержения «кумиров»
с пьедестала, изменения места
экспозиции и статуса памятников,
использования соответствующего способа экспозиции, а также дополнительных
средств в сущности изменилось и
идеологическое содержание скульптурных памятников. Экспозиция Грутского парка раскрывает негативное содержание советской идеологии, ее воздействие на систему ценностей. Экспозиция предназначена для того, чтобы население Литвы, прибывающие в страну гости и туристы, а также будущие поколения имели возможность увидеть обнаженную советскую идеологию, на протяжении многих десятилетий подавлявшую и ранившую дух нашего народа...
До сих пор ни один музей или иное культур-
ное учреждение не пыталось собирать или
должным образом экспонировать советские
реликты. В Грутском парке
скульптурные памятники распо-
ложены на территории двухки-
лометровой экспозиции, сторо-

жевые башенки, фрагменты
лагерей и другие детали
которой напоминают Сибирь.
Грутский парк занимает пло-
щадь 20 га, здесь экспони-
руются 86 работ 46-ти авторов.
Такое большое скопление
памятников и скульптур идео-
логического содержания в
одной наружной экспозиции
является редким и, может
быть, даже уникальным
явлением в мире

ЛУНА-ПАРК
Маленькие посетители парка также найдут здесь занятие. На игровой площадке (в луна-парке советских времен) детям приятно покататься на каруселях и интересно попытаться представить, как и в какие аттракционы играли их родители, дедушки и бабушки.

Kisska-miau


Всем! Всем! Всем!!!!

Среда, 30 Марта 2005 г. 09:33 + в цитатник
Kisska-miau (Lietuva2005) все записи автора РАДА ВСЕ ТУТ ВИДЕТЬ!!!!! ПОЖАЛУСТО! БОЛЬШАЯ ПРОСЬБА! ОСТОВЛЯЙТЕ ХОТЬ КАКИЕ-НИБУДЬ СООБЩЕНИЯ!!!!
Kisska-miau

Привет всем!!!!

Вторник, 29 Марта 2005 г. 22:56 + в цитатник
Рубрики:  Мы

27 марта Литва перешла на летнее время

Вторник, 29 Марта 2005 г. 10:27 + в цитатник
Воровка_Любви (Lietuva2005) все записи автора В последнее воскресенье марта Литва на семь месяцев перешла на летнее время. Летнее время введено в ночь на 27 марта. Летнее время вводится ежегодно в последнее воскресенье марта в три часа ночи переводом часовой стрелки на час вперед.
Отменяется летнее время в последнее воскресенье октября в четыре часа ночи переводом часовой стрелки на час назад. Сезонным временем пользуется большинство стран Европы.





А я вот еще переключичиться не могу :)
Воровка_Любви
Рубрики:  Всякая всячина

VELYKOS. SIMBOLIKA IR REIKŠMĖ

Пятница, 25 Марта 2005 г. 10:35 + в цитатник
Воровка_Любви (Lietuva2005) все записи автора
VELYKOS - gamtos atbudimo, pavasario džiaugsmo ir linksmybių šventė. Senovės lietuviams tai buvo didžioji pavasario šventė, kuri dabar atitinka krikščionių Velykų laiką. Ji kilnojama - švenčiama pirmąjį mėnulio pilnaties sekmadienį po pavasario lygiadienio. Velykų pavadinimas kilęs iš žodžio „vėlės“. Seniau buvo tradicija tą dieną lankyti mirusiųjų kapus, nunešti jiems maisto - kiaušinių. Mūsų protėviai tikėdavo, kad, atėjus pavasariui, vėlės atsikelia iš žemės. Pirmasis perkūnas jas priversdavo sugrįžti į kapus. Tikėta, kad mirusiųjų vėlės išlenda su atgimstančia gamta, pasitraukia po pirmojo Perkūno.
Įdomios, labai įvairios Velykų bažnytinės apeigos, kurios prasideda didžiosios savaitės viduryje. Sudedamoji dalis - Didysis pasninkas (nuo didžiojo trečiadienio iki Velykų). Žinomos didžiojo trečiadienio silkių išvarymo apeigos. Jos primena, kad seniau per šį pasninką net silkes būdavo draudžiama valgyti.
Didįjį ketvirtadienį nutyla (užsigavi) net bažnyčių vargonai. Tai tęsiasi iki šeštadienio. Bažnyčioje skambinama tik tarškučiais. Tą dieną sargyboje prie Kristaus karsto budi jaunimas.
Didįjį šeštadienį pagal tradiciją bažnyčioje šventinamas vanduo ir šventoriuje iš senų kryžių ir medinių dievukų sukuriamas šventas laužas. Jo ugnis pašventinama. Žmonės (dažniausiai jaunimas) pasiima laužo ugnelės ir nešasi namo, kad ja įžiebtų savo namų židinio ugnį. Skolintis Velykų ugnies nepriimta, nes tikima, kad tokia ugnimi užkūręs židinį, gali namus sudeginti. Iš bažnyčios parsinešama ir šventinto vandens. Juo pašlakstomi (pakrapijami) visi namiškiai, sodyba ir jos pastatai, gyvuliai, o likęs vanduo daug kur supilamas į šulinį, kad vanduo visada būtų švarus ir sveikas.
Šeštadienio vakarą visi gerai nusiprausia, pasipuošia ir vėl skuba į bažnyčią - „ant mišparų ir Prisikėlimo“. Meldžiamasi iki pat paryčių. Tą naktį daugelyje Lietuvos vietų bažnyčioje pasirodydavo kaukininkai (persirengėliai). Populiariausi personažai: velniai, baidyklės, žydai. Jie stengdavosi išjudinti besimeldžiančius savo sodiečius.
Sulaukus sekmadienio ryto, apie bažnyčią eina Prisikėlimo procesija, kurioje groja ir kaimo muzikantai. Priešinga kryptimi seniau dažnai Žemaitijoje eidavo triukšmingi persirengėliai („žydai“).
Parėjusieji iš bažnyčios namo, pasveikina su šventėmis namiškius ir kartu su visa šeima sėda už šventinio stalo. Pirmąją Velykų dieną į svečius, jei nėra pakviesti, niekas nevaikšto. Didžiosios linksmybės, pramogos prasideda antrąją Velykų dieną.
Trečioji Velykų diena - (Ledų diena). Ji pas mus jau primiršta.

ATVELYKIS
Dar vadinamas Velykėlėmis. Švenčiamas pirmąjį sekmadienį po Velykų. Tą dieną ridenami kiaušiniai, supamasi sūpynėse, krikšto motinos lanko savo krikšto vaikus.
Iki pat šiol Velykų simbolis ir pagrindinis patiekalas - kiaušinis. Kodėl?

Kiaušinis nuo pagonybės laikų simbolizuoja gyvybės atsiradimą, vaisingumą, kosmosą. Žmonės tikėdavo, kad pradaužus kiaušinį iš jo išlenda gemalu pasivertusios gyvatės gyvybė.
Kiaušiniams mūsų protėviai priskirdavo nemažai gydomųjų galių. Tikėta, kad jie gydo žaizdas, o žaliais kiaušiniais gydytas moterų nevaisingumas. Velykų kiaušiniams būdavo priskiriamos ypatingos galios.
Tikėta, kad Velykų kiaušinius užkasus laukuose, pastarieji tais metais duos gerą derlių.
Gyvatės laikytos požemio gyventojomis. Tikėta, kad jos globoja derlių, pasirodžiusios pavasarį, prikelia augmeniją ir gyvūniją. Žmonės buvo įsitikinę, kad ir mirusiųjų vėlės iš anapus žemėje pasirodo gyvatės pavidalu. Margučių ridenimas pažeme per Velykas simboliškai reiškia žemės gyventojų - gyvačių - budinimą.
Kiaušinių marginimas: Nuo seno tikėta, kad jis turi magiškos galios. Lietuvoje rasta margintų kiaušinių, kurie mus pasiekė dar iš XIII a. Lietuvoje kiaušiniai dažniausiai marginami rašytiniu, skutinėtiniu ir tepliotiniu būdu. Kiaušiniai marginami Velykų šeštadienį. Saulučių skutinėjimas ant kiaušinių - tai viltis, kad metai bus saulėti, žvaigždučių skutinėjimas - laukams netrūks šviesos nei dieną, nei naktį, žalčiukų skutinėjimas - pavasarį pabus gyvybė. Raudona kiaušinių, jų raštų spalva simbolizuoja gyvybę, žalia - bundančią augmeniją, geltona - prinokusius javus, juoda - žemę, mėlyna - dangų.
Namuose saugomi margučiai turėdavo saugoti sodybą nuo Perkūno.
Velykė: Gerokai primirštas Velykų personažas, savotiškai panašus į Kalėdų senelį.
Seniau Velykų rytą vaikai prabudę dažnai rasdavo ant namų palangės padėtų dovanų - po du kiaušinius. Tai būdavo Velykės dovana. Vaikai tikėdavo, kad ji, anot mažylių tėvelių pasakojimų, gyvena kažkur pamiškėje, moka gražiai marginti kiaušinius, atėjus pavasariui, primargina jų daugybę, sudeda visus į vaško arba cukraus vežimą, pasikinko į jį miško ilgaausius ir išvažiuoja pas gerus vaikus. Naktį visus juos aplanko ir apdovanoja.
Velykų eglutė: Seniau ji daug kam būdavo įprasta. Ją žmonės patys pasidarydavo: prie tiesios šakos pririšdavo eglės šakeles, padarydavo eglutės formos medelį, jį papuošdavo pavasarį išsprogusiais žilvičio kačiukais, forminiais sausainukais, popieriniais paukščiukais, gėlytėmis, medelyje padarydavo lizdelių, į juos įstatydavo po 9-12 kiaušinių. Tikėta, kad Velykų eglutės kiaušiniai žmogui neša laimę.
Pramogos, apeigos
Miegančiųjų žadinimas, velykavimas: Iki Velykų kiekvienas stengiasi, kad išsprogtų jo iš pamiškės parsineštos beržo šakelės. Velykautojai stengiasi prabusti anksti ryte ir, pasiėmę išsprogusias beržo šakeles, nuplakti (pažadinti) kitus. Tie, kuriuos užtinka bemiegančius ir nuplaka, turi duoti velykautojui bent po kiaušinį.
Kiaušinių ridinėjimas: Ridinėjama visoje Lietuvoje ir ne bet kaip, o per specialiai padarytą lovelį. Visi stengiasi toliausiai nuridenti savo kiaušinį, nes tik taip įmanoma tapti nugalėtoju ir pavasarį patikėti, kad tie metai tau bus tikrai laimingi, kad viskas puikiai seksis.
Kiaušinių mušimas: Žaidime dalyvauja tiek vaikai, tiek jauni, tiek ir seni. Žaidimo esmė - išsiaiškinti tą, kuris moka išsirinkti stipriausią kiaušinį (medinis, kitas, dirbtinai sutvirtintas, sustiprintas kiaušinis netinka).
Kiaušiniavimas: Kiaušiniauti įprasta tik mažamečiams vaikams (iki 7-8 metų amžiaus). Atėjęs į svečius, vaikas turi padeklamuoti posmą „Aš mažas vaikelis, kaip pupų pėdelis, prie … (slenksčio?) stoviu, kiaušinuko noriu“. Po to jis turi įsikišti pirštą į burną ir laukti. Tai ženklas, kad vaikas nori vieno kiaušinio. Jei įsikiši du pirštus, reiškia, kad prašai dviejų. Daugiau gvieštis nereikėtų, nes kuklumas puošia ir mažus vaikus…
Dėdinėjimas: Jaunuoliai per Velykas pramogaudami prasimano ir dėdinėti - eiti pas merginas prašyti kiaušinių. Viskas gerai, jei mergina tais kiaušiniais iš anksto yra apsirūpinusi, o jei ne, vyriokai gali paimti ją už parankių, nuvesti į vištidę ir patupdyti į vištos gūžtą, kad ši kiaušinį išperėtų…
Lalavimas: Tradicinė Velykų apeiga. Kaimo gyventojai pasiimdavo barškalus, eidavo apie laukus ir barškindami dainuodavo dainas, kurių priedainiuose būdavo „ai lalu lalu“, „ei lalo“ ir kt. Taip, lalautojų supratimu, jie kviesdavo visas dangaus ir žemės galias, kad šios laukams ir jų šeimininkams lemtų gerą derlių, sotų gyvenimą. Kartu lalauninkai prisirinkdavo ir įvairiausių vaišių, kuriomis žmonės juos apdovanodavo už dainas ir palinkėjimus.
Laistymasis vandeniu: Šis Velykų paprotys nuo seno žinomas ir Žemaitijoje. Balys Buračas knygoje „Lietuvos kaimo papročiai“ (Vilnius, „Mintis“, 1993, p. 208) aprašo Betygalos apylinkėse užrašytą Velykų ryto laistymosi vandeniu tradiciją, kai anksti ryte vaikinai eidavo vandeniu laistyti merginų. Eidami nešdavosi butelį vandens, su šventėmis pasveikindavo sutiktuosius, o užėję į trobą, kurioje gyvendavo merginos, paspausdavo rankas šeimininkams, o sveikindami moteris ir merginas, joms į delnus po truputį įpildavo vandens, po to tuoj pat vandenį nušluostydavo rankšluosčiu. Tokius laistytojus šeimininkai sodindavo už vaišių stalo.
Supimasis sūpuoklėse: Dabar tai dažniausiai tik vaikų ir jaunimo pramoga, o seniau supdavosi ir vyresnio amžiaus žmonės. Tikima, kad kuo aukščiau per Velykas įsisupsi, tuo aukštesni bus linai, tuo ilgesnis jų pluoštas. Supantis dainuojamos sūpuoklinės dainos. Sūpynės dažniausiai įrengiamos ant kalnelių, tarp dviejų greta augančių medžių.
Išsamiai raseiniečių žemaičių Velykas knygoje „Lietuvos kaimo papročiai“ aprašo Balys Buračas (p. 215-217). Čia jis nurodo, kad Velykų dieną yra daug visokių draudimų:
* Velykų dieną negalima ilgai miegoti - galvą ilgai skaudės.
* Skaudės galvą ir jei Velykų dieną galvą šukuosi (šukuok tik Velykų išvakarėse).
* Nedera pirmąją Velykų dieną į svečius vaikščioti. Jei vis dėlto kas nors ateina, tam reikia duoti kailinius blusinėti.
* Per Velykas negalima žemės judinti ar kitaip ardyti, nes priešingu atveju vasarą ledai javus išmuš.

Neužmiršk, kad...
* Velykų dieną reikia šaudyti į viršų (Žemaitijoje seniau šaudydavo net bažnyčių šventoriuose). Taip nubaidysi nuo gyvenvietės, namų visas negandas, piktas dvasias.
* Jei Velykų rytą, dar prieš saulėtekį, nusiprausi šaltu vandeniu, jokie skauduliai neaugs.
* Velykų rytą nuluptų kiaušinių kevalus sudeginsi krosnyje - naminiai paukščiai geriau iš kiaušinių risis.
* Kad namuose visus metus būtų skalsa, pirmąjį nuluptą kiaušinį prie Velykų stalo supjaustyk į tiek dalių, kiek už stalo sėdi žmonių, visiems jiems po dalelę to kiaušinio padalink.
Воровка_Любви
Рубрики:  Обычаи

Деревенский календарь!

Четверг, 24 Марта 2005 г. 17:38 + в цитатник
Рубрики:  Юмор

Легенда об основании Вильнюса

Среда, 23 Марта 2005 г. 15:25 + в цитатник
Воровка_Любви (Lietuva2005) все записи автора
Там, где ныне расположена столица Литвы, город Вильнюс, в XIII веке шумел густой лес вековых дубов. Эти места привлекали немало охотников. Один из литовских князей, Швянтарагис, приказал устроить на своем любимом месте охоты – долине между холмами у слияния рек Вильняле и Нерис – самое больше святилище бога Пяркунаса. С тех пор долина стала носить название долины Швянтарагиса, который впоследствии был здесь похоронен.

В этих местах очень любил охотиться и великий литовский князь Гедиминас. Как гласит легенда, в 1322 г., преследуя огромного тура, князь оказался на вершине горы, у подножья которой река Вильняле сливается с рекой Нерис. Усталый князь и его дружинники решили заночевать здесь же, близ святилища, где был погребен князь Швянтарагис. Во сне Гедиминас увидел, что на вершине горы, где он убил тура, появился огромный волк в железных доспехах, который выл на луну так громко, что казалось, что воет целая стая. Проснувшись, Гедиминас велел позвать верховного жреца, чтобы он разгадал ему значение увиденного сна. После долгого раздумья жрец объяснил сон так: железный волк означает, что на этом месте должны быть построены могучий замок и город – столица государства. Вой стаи волков он объяснил как славу, которая разнесется о Гедиминасе и построенном им городе по всему миру. Такое толкование сна понравилось князю, и вскоре он возвел на горе замок, который опоясала прочная каменная стена с двумя шестиугольными башнями. Вокруг замка начали рубить вековые дубы и возводить город. Так был основан Вильнюс, получивший свое название от реки Вильняле. Гедиминас переселился в Вильнюс из Тракая и сделал его столицей литовского государства.
Воровка_Любви
Рубрики:  История и Легенды

Мой родной Вильнюс!

Среда, 23 Марта 2005 г. 13:50 + в цитатник
Kisska-miau (Lietuva2005) все записи автора часть панорамы старого города
Kisska-miau
Рубрики:  Города

Краткая хронология истории Литвы.

Среда, 23 Марта 2005 г. 12:36 + в цитатник
Kisska-miau (Lietuva2005) все записи автора Предки литовцев – айсты (балты) проживали на побережье Балтийского моря уже во II тысячелетии до нашей эры. Впервые о них упоминается в труде римского историка Тацита ”Германия”. Территория, на которой жили балты, простиралась от Вислы до Даугавы и от Балтийского моря до Днепра. С течением времени балты разделились на различные племена, среди которых были курши, жемайты, аукштайты, литовцы, йотвинги (ятвяги), пруссы, селы, скалвы, латгалы, земгалы. Основой формирования литовской нации были племена аукштайтов и жемайтов, а также частично – куршей, земгалов и селов.

В IX в. на территории Литвы существовали отдельные феодальные княжества.

1009 г. - первое письменное упоминание о Литве (Св. Брунон).

1040 и 1044 - походы князя Ярослава в Литву, которая почти на полтора столетия попадает в зависимость от русского государства. Литовцы выплачивают дань, которую собирают полоцкие князья.

1183–1184 гг. - литовцы предпринимают первый крупный военный поход в русские земли, доходят до Пскова и наносят ему значительный урон.

1198 г. - из Палестины в Прибалтику перебазируется Тевтонский Орден.

1201 год - литовские посланцы прибывают в Ригу и заключают мирный договор с крестоносцами – первый международный договор в истории Литвы.

1202 год - основывается Орден меченосцев.

К 1240 образовывается Великое княжество Литовское.

XIII в. - становление Литовского государства. Первым феодальным государством, сложившимся на территории современной Литвы, было Великое княжество Литовское. Образованное в середине XIII в., княжество включало в себя во время правления князя Гядиминаса литовские и белорусские земли, а также часть территории современной Украины. В это же время начинаются завоевательные походы немцев на земли Литвы.

1236 год – князь Миндаугас объединяет литовские земли в единое государство.

01.08.1252 основана Клайпеда.

06.07.1253 г. - коронация Великого Литовского Князя Миндаугаса.

1260 г. германцы разбиты литовскими войсками на озере Дурбе.

1293 - 1315 гг. правление князя Витяниса, к Литве присоединяются Полоцк и Турово-Пинское княжество.

1316 - 1341 гг. - князь Гядиминас значительно укрепляет централизованное литовское государство.

25 января 1323 г. - великий князь Гядиминас Литовский направляет послания в ряд городов Западной Европы с приглашением в свою столицу ремесленников и купцов и обозначает: "Писано в нашем Вильнюсском замке". Этот день считается официальным днём рождения Вильнюса.

1327 год - основывается Ливонский Орден.

В XIV в. под власть Литвы переходят Минск, Волынь, Подолье и Киев.

1385 г. - Великий Литовский Князь Йогайла по Кревскому договору становится королем Польши.

1387 г. - крещение Литвы.

1410 г. – Жальгирисская битва. Соединенная армия Литвы и Польши разбивает орден Крестоносцев, который, потерпев поражение, прекратил набеги на Литву.

1569 г. - Люблинская уния. Литва объединилась с Польшей в Речь Посполитую.

1579 год - основывается Вильнюсский университет.

1795 г. - третий раздел Польши - Россия, Австрия и Пруссия окончательно разделили Литовско-польское государство. Большая часть Литвы присоединяется к Российской империи и находится в ее составе более 120 лет.

1830–1831 на Литву распространяется антироссийское восстание, начавшееся в Варшаве. Целью восставших было восстановление Польско-Литовского государства. После жестокого подавления восстания польская конституция отменяется, сейм распускается, закрываются Варшавский и Вильнюсский университеты. Литовские земли получают название «Северо-Западный край».

1863 г. - восстание против гнета царской России. После его подавления начался год репрессий и русификации.

1864 г. выходит запрещение печатать литовские книги латинским шрифтом

1867–1870 гг. в Восточной Пруссии формируется целая сеть типографий, где печатаются книги на литовском языке латиницей. Отсюда их нелегально распространяют по всей Литве.

1883–1886 выходит первый нелегальный журнал на литовском языке – «Аушра» («Заря»). Один из его издателей и вдохновителей Йонас Басанавичюс пишет статьи о литовском языке, истории и культуре литовского народа. Журнал способствует развитию национального самосознания и становлению национальной литовской интеллигенции. С этого момента уже можно говорить о начале национально-освободительного движения в Литве.

1889 г. - издаётся нелегальный журнал либерального направления «Варпас» («Колокол»). Его идеолог - известный врач и поэт, издатель литовских народных песен Винцас Кудирка, Национальная песнь которого впосдедствии становится гимном независимой Литвы.

1904 г. - царское правительство отменяет действовавший около 40 лет запрет на литовскую печать (запрет печатать литовские книги латиницей), что способствует подъему национального возрождения литовского народа. Появляются многочисленные объединения, ставившие своей целью сохранение и развитие самобытной литовской культуры.

В ходе Первой мировой войны (1915 г.) германские войска оккупировали страну.

16.02.1918 г. - Государственный Совет Литвы под руководством Йонаса Басанавичюса провозгласил восстановление независимосимого Литовского государства.

Декабрь 1918 - январь 1919 гг. на большей части территории Литвы установливается советская власть, начинается борьба с большевиками, но стране удаётся отстоять свою независимость.

Октябрь 1919 - войска польского генерала Л. Желиговского оккупируют Вильнюс и все попытки литовского правительства вернуть столицу, апеллируя к Лиге наций, закончиваются неудачей.

1920 г. решением польского сейма Вильнюсский край присоединяется к Польше – происходит его узаконенная аннексия.

1923 г. Лига Наций признаёт захват Вильнюса Польшей. Подписывается мирный договор с Россией. Город Мемель (Клайпеда) передаётся Литве.

23 марта 1939 г. гитлеровская Германия оккупирует Мемель ("аншлюс"). На крейсере "Дойчлянд" Гитлер лично прибывает в Клайпеду и с балкона театра обращается с приветственной речью к жителям города.

23 августа 1939 года в Москве подписывается секретный протокол пакта Молотова-Риббентропа, устанавливающий сферы влияния в Европе и открывающий путь сталинской аннексии Балтийских государств.

Октябрь 1939 г. - советское правительство возвращает Вильнюс Литве. Умудрённые горьким опытом прошлого, недоверчивые литовцы, однако, с самого начала чувствуют подвох: ”Vilnius mūsų, o mes rusų” - ”Вильнюс отдали нам, a нас – русским”.

30 мая 1940 года советское правительство обвиняет Литву в провокации против советских гарнизонов. Литовское правительство заверяет, что будет начато расследование с целью наказания виновных. Такой ответ Кремль не удовлетворяет.

14 июня 1940 года Молотов вручает министру иностранных дел Юозасу Урбшису ультиматум, в котором требует согласия Литвы на введение на ее территорию дополнительных подразделений Красной Армии.

14-15 июня при явном давлении на избирателей проводятся выборы, в результате которых формируется Народный сейм.

15 июня 1940 года Литва принимает ультиматум. В тот же день в 15.00 советские войска численностью в 300 000 солдат вступают на ее территорию. Фактическое присоединение Литвы к СССР по пакту Молотова-Рибентропа.

21 июля 1940 года марионеточный Народный сейм объявляет Литву советской социалистической республикой и обращается в верховный Совет СССР с просьбой принять Литву в состав Советского Союза.

3 августа Верховный Совет СССР даёт на это согласие.

7 сентября 1940 года в соответствии с декретом Президиума Верховного Совета СССР граждане Литвы становятся гражданами Советского Союза.

14–17 июня 1941 г. происходит первая массовая депортация, тысячи литовцев подвергаются репрессиям.

Во время Второй мировой войны на территории Литвы находилась немецкая армия.

28 января 1945 г. освобождение Клайпеды от фашистов.

1944 - 1953 гг. – вторая волна массовой коллективизации, депортаций, репрессий. В Сибирь сосланы 250.000 литовцев.

1945 - 1955 гг. литовцы пытаются сопротивляться возврату в СССР, но к середине 50-х годов партизанская война подавляется советскими войсками.

1952 г. завершается принудительная коллективизация, большинство сельских жителей переселяют в колхозы и совхозные поселки.

Март 1972. Начинает выходить "Хроника Литовской Католической Церкви" — информационный бюллетень литовского национально-религиозного движения.

13 мая 1972 г. на одной из площадей Каунаса под лозунгом "Свободу Литве" совершает самосожжение выпускник средней школы Ромас Каланта (род. в 1953 г.). Беспорядки в Каунасе (см. статью на эту тему "Литва: тайна Каунаса").

28 мая во время ярмарки на базарной площади г. Варена Стронис (1949 г. рождения) вывешивает национальный флаг. На следующей день на той же площади он совершает самосожжение. Умирает 10 июня в военном госпитале. Похороны проходят под надзором милиции и КГБ. Во время похорон все дороги в Варену блокируются.

1978 г. - возникает антикоммунистическая организация Лига Свободы Литвы.

23 aвгуста 1987 года - первые широкие демонстрации против советской власти. массовые манифестации против советской аннексии как последствия секретных протоколов пакта Молотова - Риббентропа проходят по всей Балтии.

Октябрь 1988 проходит Учредительный съезд Литовского движения за перестройку («Саюдис»).

Февраль 1989 г. - «Саюдис» берёт курс на достижение Литвой государственной независимости.

23 августа 1989 года балтийцы, символизируя единство трех аннексированных малых народов, взявшись за руки образовывают живую цепь oт Вильнюса до Таллинна - Балтийский путь.

Март 1990 г. победу на выборах в Верховный Совет одерживают сторонники независимости. Председателем ВС становится лидер «Саюдиса» Витаутас Ландсбергис.

23 августа 1991 г. - "Пылающий Балтийский путь" - в Эстонии, Латвии и Литве были зажигаются костры в память трагедии малых народов.

11.03.1990 г. - Верховный Совет Литовской Республики провозглашает восстановление независимой Литовской Республики.

Январь 1991 г. - ввод войск в столицу Литвы Вильнюс. Трагедия 13 января - 14 безоружных защитников телевизионной башни гибнет под советскими танками.

11 февраля 1991 года Исландия первой из стран мира официально признаёт независимую Литовскую Республику. В знак признательности одна из центральных улиц Вильнюса названа Исландийос гатве.

Сентябрь 1991 г. - после провалившейся попытки государственного переворота в Москве Советский Союз признаёт независимость Литвы.

29 апреля 1992 г. Литва первой из бывших советских республик становится членом Международного валютного фонда.

25 октября 1992 избирается Сейм независимой Литвы и принимается Конституция, в соотвествиии с которой Литва является «независимой демократической республикой». Первым президентом Литвы избирается Альгирдас Бразаускас (1993–1998).

1993 г. - последние российские войска покидают Литву. Страна перестраивает свою экономику для вступления в западноевропейские организации.

1994 г. - вильнюсский Старый город был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В городе организуются международные фестивали «Звучат, звучат канклес», «Изобразительный пленэр» и др.

1998 г. на президентских выборах побеждает гражданин США литовского происхождения Валдас Адамкус.

Декабрь 2000 г. Куршскую косу включают в список мирового наследия ЮНЕСКО как уникальный объект природного и культурного наследия региона Балтийского моря.

2001 год ЮНЕСКО объявляет традиционное литовское искусство вырезания крестов шедевром материального наследия человечества.

29 марта 2004 года Литва, Латвия и Эстония присоединяются к Североатлантическому альянсу (НАТО).

1 мая 2004 года Литва, Латвия и Эстония становится полноправными членами Европейского Союза.
Kisska-miau
Рубрики:  История и Легенды

Дневник Lietuva2005

Среда, 23 Марта 2005 г. 11:41 + в цитатник
Для всех кто любит Литву!


Поиск сообщений в Lietuva2005
Страницы: 8 7 6 5 4 3 2 [1] Календарь