-Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в FELAG

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.05.2007
Записей: 51
Комментариев: 33
Написано: 88

6 февраля - День саамского народа.

Среда, 06 Февраля 2008 г. 16:08 + в цитатник
Ulla_prima все записи автора  (160x119, 1Kb)
СААМЫ (самоназвание), саами, лопари - удивительный, самобытный северный народ. Живущие в крайней северной части Скандинавского полуострова, саамы являются представителями одного из самых малочисленных народов мира. В Норвегии их примерно 40000 человек, в Швеции - ок.20000 человек, в Финляндии - 4000 человек, в Российской Федерации (на Кольском полуострове) - 2000 человек.

 (368x243, 50Kb)

Саамы по большей части вполне ассимилировались в современном обществе, но они всё ещё с гордостью придерживаются своих традиций и образа жизни. Сегодня саамы ведут оседлое существование. Тем не менее, они сохранили и черты традиционного кочевнического образа жизни, следуя за стадами оленей от лесов к горам в летнее время.
Следы первых поселений саамов в Лапландии относятся к ледниковому периоду 9600 лет назад. Изначально, саамы были рыбаками и охотниками и пасли. В 16―17 веках они всерьёз занялись оленеводством. Сегодня около 10 процентов саамов являются оленеводами, перегоняя свои стада по обширным территориям – от лесов в зимний период к горам летом, следуя традициям своих предков. Впрочем, сегодня вместо лыж и собак используется современное оборудование – снегоходы, мотоциклы и вертолёты.

 (140x140, 7Kb)

Оленеводство считается одним из столпов традиционной саамской культуры. Другими двумя являются саамский язык и саамские ремёсла, или slojd. Исконной народной музыкой саамов считаются песнопения jojk, которые служат в качестве важного носителя устной традиции.

Гигантская область под названием Sapmi, охватывающая всю северную территорию за полярным кругом в Швеции, Норвегии, Финляндии и на российском Кольском полуострове, частично признается национальным образованием саамского народа во всех этих странах, и во всех четырёх государствах действуют саамские парламенты. В Швеции этот орган располагается в городе Kiruna. Ещё одним центром саамской культуры является город Jokkmokk, в котором вы найдете саамский музей и саамский колледж. В Jokkmokk, кроме того, в феврале проводится ежегодная зимняя ярмарка, мероприятие, отмеченное заметным присутствием традиционной саамской культуры и привлекающее всё большее количество зарубежных посетителей.



 (300x200, 15Kb)  (300x200, 18Kb)

 (400x254, 56Kb)

 (492x500, 52Kb)

 (300x381, 34Kb)  (195x258, 21Kb)

 (476x357, 28Kb)


murman.aif.ru :

В Германии, где нет представителей саамского народа, в центральном парке живой истории под городом Касселем в Сабабурге установили памятник Дикой лопарке.
Скульптуру создала известная в Европе скульптор Карин Борман. Любопытно, что художник никогда не видела саамов. Образ женщины она создала, собирая этнографические данные, изучая фотографии. В подготовке эскизов скульптуры принимал участие и известный немецкий скульптор-этнограф Уве Кунце. Он сотрудничает с центром «Лапландская инициатива», действующим в немецком Бремене.
Более десяти лет центр, во главе с Гюнтером Беттхером, ведет работу по изучению культуры саамов.

А все началось с того, что школьники 5Б класса из Гамбурга приняли участие в конкурсе «Животные в нашей истории». Изучая документы, они обнаружили записку Вильгельма IV о том, что в 1580 году ему привезли 12 северных оленей. Животные погибли, а женщина-лопарка, сопровождавшая их, бесследно исчезла. Эта история так потрясла детей, что они по крупицам воссоздали историю приобретения оленей для природного парка Вильгельма IV.

Судьба саамки оказалась трагичной. Ее необычные для немцев одежды, поведение, отношение к оленям и вообще к природе- все вызывало у немцев подозрение. Над женщиной издевались, насмехались, пытались осудить. И все потому, что у европейцев того времени сложилось представление о Лапландии как о «стране ужасов и злого чародейства». Даже шведский король Магнус направлял своих лазутчиков, чтобы они изучили «возможности применения лопарского искусства боевой магии»!
В этой ситуации женщина оказалась неготовой противостоять нападкам немцев. В один из дней она исчезла из парка. Поиски результатов не дали. Тем более что ни возраста, ни места рождения, ни даже имени ее никто не знал. Называли просто — дикая лопарка.

И через много веков в память об этой удивительной женщине, о ее трагичной судьбе в Германии установили памятник. Вначале скульптуру назвали «Дикая лопарка». Но во время праздника культуры коренных жителей Европы было решено дать имя бронзовой фигуре. Почетную миссию возложили на президента «Ассоциации Кольских саамов» Нину Афанасьеву.
— Мне было и приятно, и волнительно одновременно, — говорит Нина Елисеевна. — Я долго колебалась, какое имя дать сестре. Не удивляйтесь, для нас — все саами братья и сестры. Потом вспомнила, что в Норвегии у женщин может быть два и три имени. Поэтому решила дать четыре саамских имени — по одному от каждой страны, где проживает наш народ. Во время обряда посвящения называла имена: Суви (Швеция), Айли (Норвегия), Анне (Россия) и Сара (Финляндия). Причем Сара — происходит от имени Саракха. Так называют богиню, покровительницу всех саамских женщин! Теперь скульптура в Германии символизирует образ саамской женщины, которая хранит традиции своего народа, где бы она ни находилась.

 (250x310, 53Kb)
Рубрики:  интересное в сети
календарь



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку