gla3ok (e-learning) все записи автора

Дистанционное обучение - одно из наиболее динамично развивающихся направлений на рынке образовательных услуг. Для России с ее обширными территориями эта форма получения знаний может стать хорошим дополнением классическому образованию.
Технологическая революция в области систем передачи информации перевернула представление о многих незыблемых понятиях и непреложных ценностях, к числу которых относится и традиционное образование. Многоступенчатый конвейер классического обучения хорошо отлажен, методики отработаны на протяжении многих лет, сложившиеся общеобразовательные, специализированные, высшие и научные школы из года в год воспроизводят знания, передавая их новым поколениям.
Однако происходящее на рынке информационных технологий не позволяет современной системе образования оставаться прежней: процессы обучения строятся уже на иных принципах, нежели те, что были основополагающими десять лет назад. К тому же темпы и уровень развития информационных технологий формируют волну спроса на специфическую, профессиональную подготовку. Популярные продукты известных производителей на рынке ИТ выходят с завидной периодичностью, диктуя значительно более высокие требования к оперативности получения профессиональных знаний.
Сформировавшуюся нишу спроса быстро заполнил рынок дополнительных образовательных услуг, масштаб которого в России в настоящее время исчисляется десятками миллионов долларов. По оценкам экспертов учебного центра 'Академии АйТи', за 2001 г. объем российского рынка авторизованного ИТ-обучения составил 25 млн долларов, в 2002 г. - 31 млн долларов; в текущем году он должен достигнуть 38 млн долларов, в 2004 г. - 45 млн долларов, в 2006 г. - 54 млн долларов, причем эта цифра не включает широкий перечень авторских курсов, разрабатываемых для специфических нужд корпоративных пользователей.
Развитие технологий Internet открыло принципиально новые возможности на рынке обучения. Спектр предлагаемых учебными заведениями услуг расширился с появлением такого понятия, как e-Learning - электронная форма передачи знаний. Обучение через Internet и Intranet, или, как его еще называют, дистанционное обучение, прочно вошло в жизнь технологически развитых государств, где качество жизни каждого находится в прямой зависимости от уровня образования и непрерывности процесса повышения квалификации.
Наиболее развит рынок e-Learning в Соединенных Штатах,где имеется множество компаний-производителей систем дистанционного обучения, разработчиков курсов, а также учебных центров, непосредственно предлагающих услуги по обучению на курсах в таком формате. Довольно активно продвигается это направление в Западной Европе, особенно в Великобритании, Нидерландах, Норвегии и Швеции, а также в экономически развитых государствах с высоким качеством каналов связи. К числу государств, где дистанционные технологии обучения широко используются, принадлежат также Канада, Австралия, Япония и Китай. По прогнозам аналитической компании IDC, к 2005 г. объем европейского рынка дистанционного обучения составит 6 млрд долларов, а в США - 18 млрд долларов. Объем данного рынка в России пока еще не сопоставим с зарубежными странами, хотя спрос на подобные услуги высок.
С ДОСТАВКОЙ НА ДОМ
Так что же это такое - современная система получения знаний в удаленном режиме? Понятие дистанционного образования довольно расплывчато. В него, например, вполне вписывается существовавшая в нашей стране несколько десятилетий назад бесплатная система заочных математических школ при МГУ, непременным звеном которой были почтовые отделения связи - они доставляли брошюры учащимся и выполненные задания проверяющим. В принципе, под системой дистанционного обучения может пониматься любая форма учебного процесса, когда преподавателя и слушателя курсов разделяет расстояние большее, чем класс. Например, некоторые организации, выдавая учебники и поддерживая переписку по электронной почте, называют данную услугу дистанционным обучением, что, разумеется, не идет ни в какое сравнение с развитыми формами технологии, предлагаемыми серьезными игроками рынка обучения.
В качестве учебных материалов для самостоятельной работы слушателям нередко высылаются комплекты книг, видеокассеты или компакт-диски с записью базовых курсов. Однако наиболее распространенный способ, по сути дублирующий 'твердые копии', - перевод учебных материалов в формат HTML и их размещение на сайтах учебных центров. Сами по себе учебники, даже в электронной форме, вкупе с программно-техническими средствами доставки контента, еще не служат связующим звеном всего процесса обучения. Эта роль традиционно принадлежит методикам, разработке которых в ведущих учебных центрах придают первостепенное значение.
Помимо доступа к учебным материалам (обычно используются программируемые курсы либо презентационная модель) система организации учебного процесса подразумевает также возможность связи с преподавателем, получение консультации в асинхронном (off-line) либо синхронном (on-line) режимах, а по завершении этапа обучения - проверку знаний с помощью тестов. В арсенале средств дистанционных курсов - текстовые и графические (в том числе трехмерная графика) формы представления информации, анимация и флеш-анимация, аудио, видео. Весьма эффективной при организации учебного процесса оказывается видеоконференц-связь. Однако в нашей стране в силу пока еще высокой стоимости данной технологии этот способ взаимодействия преподавателя и учащихся применяется лишь в том случае, где видеоконференц-связь уже используется для других целей.
Обязательным атрибутом дистанционных курсов стали переписка по электронной почте и встречи на форумах, где пользователи помещают комментарии, отвечают на сообщения и принимают участие в виртуальных интерактивных дискуссиях. Вообще говоря, организация общения слушателей с преподавателем является наиболее сложным и дорогостоящим элементом обучения, для этого в ход идут такие известные технологии, как текстовый диалог (чат), видео по запросу, голос по IP, что далеко не всегда доступно.
Важным компонентом современных дистанционных систем является развитая система контроля за работой индивидуального слушателя, предоставляющая полную отчетность за весь период его обучения. В состав систем дистанционного обучения, как правило, входит инструментарий для создания контента.
Дистанционное обучение не исключает органичного сочетания современных компьютерных и телекоммуникационных технологий с традиционными методами. Например, в Академии информационных систем (АИС), учебном центре компании "Стинс Коман", применяется комбинированная очно-дистанционная форма обучения. АИС является региональным центром Международного института менеджмента ЛИНК, а МИМ ЛИНК, в свою очередь, - стратегический партнер Открытого университета Великобритании. Для подготовки менеджеров в компании используется та же самая система дистанционного обучения, что и в Открытом университете. С этого года Открытый университет внедрил в России свои новые программы, в которые включен элемент интерактивного общения с преподавателем посредством электронной почты и виртуальных встреч в конференциях. Студентам выдаются учебники, они изучают материалы, выполняют контрольные работы, а кроме этого, для них организуются непосредственные встречи с преподавателем, длящиеся 4,5-5 ч, где обсуждаются контрольные работы, прочитанные книги, накопившиеся вопросы, проводятся деловые игры, организуется работа в группах. Еще одним элементом очного обучения на дистанционных курсах являются организуемые МИМ ЛИНК в конце курса трехдневные "Воскресные школы", на которых студенты получают возможность упорядочить свои знания и развить навыки в интенсивном режиме "погружения". На "Воскресную школу" собираются студенты из всех региональных центров МИМ ЛИНК, охватывающих 86 городов России. По окончании курсов слушателям выдаются международные сертификаты Открытого университета Великобритании.
ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ
По единодушному мнению менеджеров, работающих в области образования, данная технология таит в себе высокий и пока слабо реализованный потенциал. Конечно, перенести опыт американского рынка обучения на российскую почву в полном объеме невозможно в силу очевидных причин - совершенно иное качество каналов связи, иной уровень спроса, другой менталитет. Сходство с американским рынком заключается разве что в обширной территории. Высокий спрос на услуги e-Learning в развитых западных странах во многом объясняется тем, что успешный рост карьеры предполагает постоянное совершенствование профессиональных навыков, что, в свою очередь, подразумевает ежегодное повышение квалификации на специализированных курсах. Кроме того, такая форма обучения наилучшим образом вписалась в государственные социальные программы по переобучению людей с невысоким уровнем доходов.
Однако уже сейчас отчетливо прослеживается положительная динамика развития российского рынка ИТ: у многих компаний появилась развитая корпоративная сетевая инфраструктура, в стране строятся крупные магистральные сети, так что со временем для многих удаленных районов техническая оснащенность не будет служить препятствием на пути к обучению издалека. Многие менеджеры учебных центров полагают, что изменению ситуации на российском рынке дистанционного обучения препятствует не столько недостаточный охват регионов сетью Internet, сколько отечественный менталитет. Учебные центры ориентируются, как правило, на корпоративных заказчиков (хотя, например, в Центре компьютерного обучения "Специалист" при МГТУ им. Баумана немалую долю слушателей, проходящих дистанционное обучение в системе BaumanTraining, составляют частные лица). Несмотря на то что авторизованные и качественные авторские курсы в нашей стране значительно дешевле аналогичных курсов за рубежом, многие корпоративные пользователи считают существующие цены завышенными. Предложение же будет иметь спрос только тогда, когда массовым явлением станет утверждение в бюджетах компаний соответствующей статьи расходов на обучение сотрудников и руководство осознает все выгоды от повышения их профессиональных знаний.
Чем же привлекательна форма удаленного обучения? Среди основных преимуществ стоит отметить возможность повышения уровня знаний без отрыва от работы или очного обучения, в любое время и практически в любом месте. Мало кто из руководителей согласится, скажем, отпустить администратора сети на учебу, оставив сеть без присмотра. Да и сам сотрудник не всегда может подстроиться под расписание очных занятий. При дистанционном же обучении, в зависимости от индивидуальных способностей, обучающийся осваивает предмет с оптимальной для себя скоростью, не прекращая выполнять свои должностные обязанности.
Еще одно важное соображение, касающееся достоинств дистанционного формата обучения, состоит в рациональном использовании ценных преподавательских кадров, обладающих высоким уровнем квалификации. Благодаря наличию современных технологий их знания могут стать достоянием многих слушателей, находящихся в самых удаленных точках нашей страны. Кроме того, в качестве одного из важных преимуществ многие называют значительное сокращение расходов на обучение за счет экономии командировочного фонда. Впрочем, это зависит от перечня предоставляемых услуг: по мнению Дмитрия Гудзенко, директора Центра компьютерного обучения "Специалист", качественные дистанционные курсы с расширенным набором услуг, включающим круглосуточную поддержку преподавателя на двух языках, если они к тому же разработаны под специальные нужды заказчика, могут стоить дороже очной формы обучения.
Что можно отнести к недостаткам удаленного метода? Они кроются в человеческой природе: слушатель (хотя точнее было бы назвать его "зритель") должен обладать самодисциплиной и очень сильной мотивацией, чтобы, начав обучение, "не сойти с дистанции". По данным аналитиков, более половины слушателей e-Learning не завершают курс, однако, как отмечают все без исключения менеджеры учебных центров, тяга к знаниям и стремление их добыть находятся в прямой зависимости от суммы денег, выложенных слушателем из собственного кармана.
Бесспорно, по качеству обучения лидирует дневная очная форма. Однако появление альтернативы, позволяющей при соответствующей организации и наполнении получить полноценные знания и при этом оптимальным образом организовать индивидуальный график, сулит большие перспективы для рынка обучения, особенно регионального. Так, по мнению Игоря Морозова, ректора "Академии АйТи", в том случае, если крупная компания, располагающая несколькими распределенными офисами, заинтересована в повышении квалификации более тысячи своих сотрудников, другого варианта, кроме дистанционного обучения, просто не существует.
Наиболее же оправданно с экономической точки зрения организация курсов в удаленном формате для проведения лабораторных работ с применением дорогостоящего оборудования. Например, стенды с оборудованием Cisco установлены для подобных задач в учебном центре REDCENTER (на базе модуля "Виртуальные лаборатории"), учебном центре "Микротест", учебном центре Cisco Training Center (CTC), использующем площадки учебного центра "Академии АйТи" в регионах России.
СПЕКТР ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Среди игроков рынка дистанционного обучения можно выделить следующие основные категории: разработчики системной оболочки, создатели контента, разработчики учебных порталов и собственно учебные центры (т. е. те, кто предоставляет услуги по обучению). На зарубежном рынке, как правило, каждая компания специализируется на профильном бизнесе. В Америке продукты для рынка дистанционного обучения выпускают более 10 тыс. компаний.
Российские производители зачастую не только разрабатывают оболочку курсов, но и занимаются созданием контента, внедрением системы и предоставлением полного спектра услуг по обучению. Российских отечественных разработчиков систем дистанционного обучения (СДО) не так уж много, из известных - компании НОУ "Институт виртуальных технологий в образовании" (СДО "Прометей"), Cognitive Technologies ("СТ Курс"), Центр компьютерного обучения "Специалист" и Bauman Computer Training Company (совместная разработка системы корпоративного обучения BaumanTraining), учебный центр REDCENTER (система дистанционного тренинга REDCLASS), компания "ГиперМетод" (eLearning 3000), Uniar (СДО "Доцент") и ряд других.
Многие используют системы дистанционного обучения зарубежных производителей, осуществляя их локализацию и адаптацию к нуждам российских потребителей. Так, например, поступили в Академии "АйТи" (дистанционные курсы основаны на продукте Lotus Learning Space компании IBM). В РБК СОФТ решение базируется на опыте производителей систем дистанционного обучения - Saba Software и IBM. В учебном центре "Микротест" выбрали альтернативное направление - система дистанционного обучения создана на базе исходных кодов разработанной в Австралии системы MOODUS.
Среди множества бизнес-моделей можно выделить продажу систем дистанционного обучения, предоставление в аренду программно-аппаратных комплексов и сетевых ресурсов для их развертывания (ASP-хостинг), а также коммерческие услуги по обеспечению удаленного доступа к курсам и организации всего процесса обучения (как правило, этим занимаются учебные центры).
Ведущие производители отрасли ИТ обычно самостоятельно готовят авторизованные курсы по своим продуктам и редко отдают этот бизнес в ведение сторонних компаний. Качество контента авторизованных курсов чрезвычайно высокое, поскольку они обкатываются на большом числе площадок во всем мире. За рубежом действует ряд организаций (AICC, SCORM, IMS, IEEE, ADL и др.), специализирующихся на разработке и принятии стандартов в области обмена контентом, с тем чтобы все разрабатываемые курсы от любого производителя имели единый формат и достаточно просто импортировались в существующие платформы обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок дистанционного обучения в России пока еще недостаточно развит, но отдельные примеры успешных коммерческих проектов убеждают в том, что данное направление вполне может быть прибыльным, а появление новых игроков свидетельствует о росте интереса к нему. Причем это не просто дань моде или желание расширить список услуг своего сайта еще одной строчкой, но предусмотрительность, способная в будущем принести дивиденды.
Автор: Наталья Жилкина
По материалам www.seminars.ru