Самодельные натуральные красители. 2 часть. |
Продолжение о самодельных натуральных красителях
Ревень
После травления ткани медным купоросом с последующей варкой в экстракте корней получают буро-зеленый цвет.
Резеда
Содержит лютеолин - желтое красящее вещество, прежде применявшееся в окраске тканей.
Ромашка
Ткань, пряжа, протравленные алюмокалиевыми квасцами, окрашиваются в экстракте ромашки в яркий желтый цвет.
Сурепка
Цветы сурепки используются для окрашивания материала в желтый цвет. Перед крашением материал обрабатывают раствором алюмокалиевых квасцов или оловянной протравой.
Тысячелистник
Из травы тысячелистника, в зависимости от способов обработки, можно получить желтую и зеленую краски, если перед крашением в экстракте тысячелистника ткань протравить в железном купоросе - она окрасится в желтый цвет. Для получения зеленого цвета ткань вначале кипятят в отваре тысячелистника, а уже затем опускают в водный раствор хромовых квасцов.
Череда
Из цветов череды получают экстракты, окрашивающие шерсть и шелк, а также хлопчатобумажные ткани в желто-оранжевый цвет после травления алюмокалиевыми квасцами. Отвар листьев с медным купоросом дает кремовую окраску, а с железным - темно-коричневую.
Чистотел большой
Сок чистотела находит применение при чернении металлов. А из его корней получают неплохую желтую краску.
Щавель конский
В сухих корнях содержится 5,5% дубильных веществ, которые, соединяясь с солями железа, дают темное окрашивание. Ткань, предварительно протравленная в железном купоросе, а затем вываренная в экстракте корня, приобретает коричневый цвет. Бежевую окраску приобретает ткань, протравленная предварительно медным купоросом.
шафран (куркума)
дает ярко-оранжевую краску. И ткань типа бязи и шерсть непряденная красятся хорошо и потом не смываются.Шафран я разводила столовую ложку с горкой в трех столовых ложках воды, получалась такая кашица густая, потом эту кашицу разводила в полстакане теплой воды и вливала в литра полтара горячей совсем, туда опускала ткань и шерсть тоже и доводила до кипения, но не кипятила. потом оставляла в закрытой крышкой кастрюльке до полного остывания. Из-за того, что ткань складками ложится, получается такая размыто-оранжевая окраска, шерсть красится ровнее, но тоже с \"оттенками\".
Каркаде чай
(тот, что в Египте на развес горами продается) - при соотношении 1:2 дает густой малиново-лиловый цвет. При окраске ткани типа бязи цвет \"уходит\" в розово-красный, на шерсти приобретает сероватый оттенок.
Для закрепления цвета можно прополоскать в воде с уксусом или лимонной кислотой.
Раньше в деревнях красили самодельные льняные нитки в отваре ивовой коры и потом ткали из них половики. Цвет получался от жёлтого до темно бордового. Он зависел от концентрации добавленной коры и времени выдержки в отваре.
Кстати,по поводу узоров - может быть горячий батик пробовать - то есть - расплавленным на водяной бане воском (парафином, свечками) закрываются белые или прокрашенные более светлым цветом и высушенные участки - то при последующем окунании в краску (или нанесении краски кистью или ватным тампоном) - на эти участки, которые воском закрыты, краска уже не попадет.
Сводная таблица растений и какой они дают цвет:
Наименование растения | Источник красителя | Цвет краски |
Марь белая (лебеда). |
Трава |
Красная. |
Сабельник (пятилистник, серебряк). |
Корень |
Красная. |
Гречишник (раковые шейки). |
Корень |
Красная. |
Дикий калган (узик, лапчатка). |
Корень. Корень+ржавое железо. Корень+квасцы |
Синяя. Черная Синяя |
Зверобой четырехгранный. |
Корни |
Красная (для шерсти) |
Зверобой обыкновенный. |
Цветы и листья |
Красная и желтая |
Подмаренник мягкий (дерябка, косма-трава). |
Корни |
Красная |
Подмаренник настоящий (желтая кашка, сычужник). |
Корни |
Красная |
Купальница. |
Цветы |
Желтая (для холста) |
Сурепица. |
Цветы |
Желтая (для шерсти) |
Бессмертник цмин. |
Все растение |
Желтая |
Пупавка. |
Все растение |
Желтая |
Дрок красильный. |
Все растение |
Желтая |
Серпуха. |
Трава |
Желтая |
Ястребинка зонтичная. |
Цветы |
Желтая |
Василек луговой. |
Цветы |
Желтая |
Манжетка. |
Все растение |
Желтая |
Щавель. |
Корни |
Желтая |
Череда. |
Все растение |
Желтая |
Ирис (касатик). |
Корень |
Желтая |
Золотарник (золотая розга). |
Цветы и листья |
Желтая |
Лядвенец рогатый. |
Цветы |
Желтая |
Прыгун (недотрога). |
Цветы и листья |
Желтая |
Дикая яблоня. |
Кора |
Желтая |
Береза. |
Листья |
Желтая |
Чернотал (верболоз). |
Листья |
Желтая |
Вереск. |
Все растение |
Желтая |
Орешник, лещина. |
Кора |
Желтая |
Чистотел. |
Все растение+квасцы |
Оранжевая |
Плаун (баранец). |
Стебли, листья |
Желтая (для шерсти) |
Плаун обоюдоострый (зеленка, собачка). |
Все растение |
Зеленая |
Плаун булавидный. |
Листья |
Зеленая |
Крапива двухдомная. |
Стебель, листья |
Зеленая |
Вахта, трилистник. |
Стебель, листья |
Зеленая |
Пижма (дикая рябинка). |
Корни |
Зеленая |
Осина. |
Шишки+шевлюга |
Зеленая |
Яблоня (дикая и домашняя). |
Цветы и листья Кора+квасцы |
Зеленая Красная |
Дуб. |
Кора Кора+ржавое железо |
Темно-синяя Черная |
Ясень. |
Кора |
Голубая |
Василек. |
Цветы |
Голубая (для шерсти) |
Птичья гречиха (травка-муравка). |
Все растение |
Синяя |
Черника. |
Ягоды |
Голубая (лен) |
Гречавка (синие колокольчики). |
Цветы |
Голубая (шерсть) |
Вайда (крутик).Isatis tinctoria L. |
Все растение |
Синяя |
Ежевика. |
Ягоды |
Фиолетовая |
Ольха белая. |
Кора+ржавое железо Кора+еловые шишки |
Коричневая От желтой до черной |
Ольха черная. |
Кора |
Рыжая |
Ива серая. |
Кора |
Коричневая (от красноватого до шоколадного) |
Крушина ольховидная. |
Кора, листья, ягоды Сухая кора |
Желтая Коричневая |
Воронец. |
Ягоды |
Черная |
Таволга вязолистная. |
Кора |
Черная |
Зюзик. |
Сок травы |
Черная |
Толокнянка (медвежьи ушкиб медвежья ягода). |
Листья |
Черная |
Подбел. |
Листья и стебель |
Черная |
Лук. |
Шелуха луковиц |
Желтая |
Исследованиями установлено, что окраска тканей проводилась органическими красителями с применениями протрав и дубителей. В приводимом списке отмечены не все растения, содержащие дубильные вещества. Подобные вещества содержатся во всех растениях семейства лапчаток (Potentilla), гречишников (Poligonum), в белых и желтых кувшинках, в корнях Иван-чая и коре очень многих деревьев и кустарников. Дуб, ель и ива всех видов дают первоклассный дубитель - корье; березовая, ольховая и ильмовая кора также используется для дубления .
Вода, используемая для этого, непременно должна быть обессоленной, мягкой; водопроводная для этого, как правило, не годится, как и жесткая вода многих родников и источников.
Растительные красители осаждают на материал, используя квасцы - как правило, это сульфаты различных металлов. Практически окрашиваемый материал сначала пропитывают выбранным закрепителем, а затем смачивают его необходимым растительным экстрактом.
Квасцы способны оказать влияние на оттенок краски, приобретаемой тканью, и это необходимо знать и помнить. Медный купорос применим при окраске соломки (и других материалов) в светлые оттенки желтых, зеленых и коричневых тонов. Темные их оттенки лучше передает железный купорос. Хромовые квасцы (сернокислые хром и калий-хром) хороши, если нужно окрасить материал в зеленовато-серый (хаки), бежевый или кофейный тон. Хлористое олово используют, если нужно получить оттенки желтого цвета. Для передачи голубых, серо-голубых и синих холодных тонов применяют железо-аммониевые квасцы (сульфат железа-аммония). Менее всего на свойства растительного экстракта влияют алюмокалиевые квасцы (двойная сернокислая соль калия и алюминия). Именно их используют, если желают сохранить естественный цвет природного красителя, получить более светлые и чистые тона.
Интенсивность получаемого тона зависит от концентрации квасцов: для получения более светлых тонов количество квасцов уменьшают и наоборот. Обычно раствор для протравы готовят из расчета 3-10 г квасцов на литр воды.
Следует заострить своё внимание на веществах служивших для протравы тканей, т.е которые способствуют окрашиванию и закреплению краски на ткани, образуя прочное соединение между волокнами ткани и красителем. В качестве закрепителей выступали оксиды хрома, железа, квасцы, а так же некоторые виды солей.
Из вышеперечисленных веществ наибольшее распространение получили квасцы (кристаллические, хорошо растворимые в воде вещества). Для протравы используются следующие их виды:
Все квасцы получают выпариванием из растворов солей. Кроме первых трёх, существующих в виде минералов (сорбита и чермигита). .
Рис. 4.
Результат крашения шерстяной ткани корой крушины. |
Рис. 5.
Результат крашения льняной ткани мареной красильной. |
Помимо вышеперечисленных веществ используются мочевинные соли, соответственно выпариваемые из мочи человека или животного.
С помощью квасцов можно получать большое разнообразие цветов, даже имея всего три-четыре основных красителя. К примеру:
Сам процесс крашения относительно прост и технология его воспроизведена в основном на основе этнографических материалов.
Рис. 6.
Результат крашения шелка мареной красильной. |
Рис. 7.
Результат крашения. |
Для покраски ткани используется большой котёл (литров на 40-50), инструменты для перемешивания и вытаскивания ткани.
Перед началом окрашивания краситель необходимо замочить на 12 часов для его растворения и подготовке к максимальной выварке красящих веществ. Сразу после закипания в раствор красителя предварительно замоченная или заквасцованная ткань. Для образования однотонной ткани без пятен полученную смесь необходимо постоянно перемешивать. Ткань будет окрашиваться до тех пор, пока не будет достигнут баланс красителя между раствором и тканью. Время крашения зависит от структуры ткани и её восприимчивости к крашению. К примеру, шерсть красится в течение одного часа, лён и конопля – полтора часа, шёлк и хлопок около получаса.
Простое крашение всегда будет многоэтапным, т.к. краситель не сможет перейти в первый раз на ткань. Поэтому для получения насыщенных цветов используют многократное крашение, либо (как уже говорилось ранее) квасцевание.
Различаются три способа квасцевания: до крашения, вместе и после крашения. При всех способах используется 1-2% раствор квасцов.
Квасцевание до и после крашения должно производиться при низкой температуре, не превышающей 40-50 градусов, в течение 30-ти минут. Количество раствора квасцов составляет примерно 3 литра на 100 грамм сухой ткани.
Квасцевание вместе с крашением состоит в добавлении в красильную ёмкость соли для получения необходимого 1-2% раствора. При этом квасцы надо добавлять при отсутствии ткани в ёмкости, во избежании разводов на ткани.
В заключение, можно сказать о значении цвета – его основной функции. Белый считался цветом священным, святым. Красный означал богатство.
Рис. 8.
Гамма цветов, полученных опытным путем
Не бойтесь экспериментировать ,изучайте новый материал и излучайте свой душевный свет на свои творения !!! Благодарю Вас за внимание :))
|
кладовая техник и шедевров мастериц
Рубрики: | МАТЕРИАЛЫ/_Для Росписи по ткани |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |