-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей: 11560
Комментариев: 198361
Написано: 233050


Дворцы Петра I :Летняя и Зимняя резиденции в Санкт-Петербурге

Пятница, 16 Июня 2017 г. 08:07 + в цитатник
Майя_Пешкова все записи автора

Летний дворец Петра I

В Летнем саду. Акварель К.П.Беггрова. 1820-е гг. ГРМ.

До 1703 года здесь, близ Невы и Фонтанки, находилась усадьба шведского офицера Конау. После основания Санкт-Петербурга, в 1704 году на месте усадьбы расположилась летняя резиденция Петра I, которую стали называть Летним садом. Тогда же для него здесь был построен деревянный дом. Этот дом был построен на самом углу, в месте, где из невы вытекает Фонтанка. От Фонтанки рядом с Летним домом Петра I прорыли небольшой гаванец, таким образом окружив его водой с трёх сторон. Вода подходила к самому крыльцу здания.

                                                                                                                   

                                                                                  2012 г. Менажерийный пруд. Летний сад после реконструкции                                                                                         Летний дворец Петра I — название сохранившейся до наших дней в первозданном виде резиденции Петра I. Находится в Летнем саду (Санкт-Петербург)

.

18 августа 1710 года архитектором Доменико Трезини на месте деревянного начал возводиться новый каменный Летний дворец Петра I. Этот дом был построен на голландский манер, как любил Пётр I. Он стал ондим из первых каменных жилых зданий Петербурга, наравне с Меншиковским дворцом, домом Головкина. Строительство Летнего дворца Петра I велось четыре года

                                                                                                       

 Картина «Летний дворец Петра I». Серия «Виды Петербурга». Бумага, акварель, тушь. 61.5х87 см. Государственный Эрмитаж. Дар художника императору Александру I (1810)

                                                       

В первом этаже Летнего дворца находились покои Петра, во втором - его жены Екатерины и детей. На первом этаже находилась приёмная царя. Здесь он принимал письменные просьбы и устные жалобы. Рядом с приёмной был обустроен карцер, куда Пётр лично запихивал провинившихся и потом сам же выпускал их. Из приёмной можно было попасть в большую комнату "ассамблею".

Пётр I жил в этом доме только с мая по октябрь. Потому дворец именуется Летним, имеет достаточно тонкие стены. Здесь 14 комнат, две поварни и два коридора. Высота потолков - всего 3,3 метра. Одной из любимых комнат в Летнем дворце у Петра I была токарная. 

Кровать Петра

Первая система канализации в Санкт-Петербурге появилась именно в Летнем дворце. Вода подавалась в дом насосами, уходила в Фонтанку. Работе проточной канализации способствовало то, что здание с трёх сторон омывалось водой, движущей силой было течение Фонтанки. После наводнения 1777 года Гаванец был засыпан, система канализации действовать перестала.

В вестибюле Летнего дворца было совершено покушение на Петра I одним из раскольников. После этого его единоверцам было повелено носить на одежде лоскут из красно-жёлтой ткани, дабы отличать их от других людей.

С 1934 года в Летнем дворце работает историко-бытовой музей. Отделка помещений была создана художниками А.Захаровым, И.Заварзиным, Ф.Матвеевым.

Летний дворец был построен в стиле барокко по Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.

Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером.

Пётр въехал в частично отделанный дворец в 1712 году и жил там летом до самой смерти (1725). Он занимал нижний этаж, а помещения второго этажа предназначались для Екатерины. После смерти Петра вплоть до середины XIX века дворец использовался в качестве летней резиденции для сановников и придворных.

Фото;С.Н. Кудас сайта http://www.spb-guide.ru/

В 1934 году в здании дворца был открыт историко-бытовой музей .

Во время Великой отечественной войны здание пострадало: были вырваны рамы, осыпалась штукатурка на потолках комнат и на фасаде, крыша была повреждена осколками снарядов. Реставрация дворца началась в 1946 году. В 1947 году музей был снова открыт для посещений. В 1950-1960-х годах была проведена полномасштабная реставрация с целью восстановить изначальный облик дворца, в том числе были заменены полы, изменена система отопления, восстановлена лепка, рисунок плафонов, возвращена обивка стен тканью.

В настоящее время музей является филиалом Русского музея.
Адрес — Летний сад, д.3
Фото- С.Н. Кудас

Зимний дворец Петра I

Я вхожу во Дворец, где стоит тишина,
Легкий свет от свечей как в то время,
И встречает меня дух эпохи Петра,
И истории долгое бремя.
Леонид Встречный

 

Неизвестный итальянский (?) художник, по рисунку М.И. Махаева. Вид Зимнего дворца. Фрагмент Зи́мний дворе́ц Петра́ I — личная резиденция императора Петра I, возведённая на набережной Невы у Зимней канавки, архитектурно-мемориальный памятник архитектуры начала XVIII века, частично сохранившийся и находящийся в здании Эрмитажного театра, включён в музейный комплекс Государственного Эрмитажа.

Аркада парадного
На участке Адмиралтейского острова, примыкающим к двору корабельного мастера Феодосия Скляева, между нынешней Миллионной улицей и набережной Невы в 1712 году были выстроены Свадебные палаты Петра I, расположившиеся на проходившей тогда примерно в середине квартала Верхней набережной.


Однако уже через 4 года Зимний двор Петра I значительно расширился к северу: побили сваи по мелководью реки и устроили новую существующую и ныне набережную:«...когда начала строиться набережная Миллионная линия каменными палатами, тогда оная линия строением подалась на Неву реку на несколько сажен, то помянутые палатки прежнего строения осталися во дворе»

 

Г. Маттарнови. Проект фасада. 1716 г.
Новый Зимний дом на только что организованной набережной Пётр I задумал как личную резиденцию, полностью соответствующую его образу жизни и вкусам. В 1716 году архитектор Георг Маттарнови создаёт проект и приступает к строительству. Царская семья остаётся жить в старом дворце - Свадебных палатах.

Казалось бы случайное положение дворца среди обычной рядовой застройки обывательскими домами на самом деле было удивительно удачно выбрано самими Петром I. Именно отсюда и сейчас раскрываются наиболее впечатляющие панорамы Невы перед Стрелкой Васильевского острова, дали берегов Большой Невы и уходящее к морю пространство Малой Невы:«...дворец расположен так, что из него видна бо́льшая часть города, крепость, дом князя Меншикова и в особенности через рукав реки открытое море»
— Описание столичного города С-Петербурга // Белые ночи. Л., 1975. С. 213.

Главный фасад, выходящий на Неву, был далёк от парадной репрезентативности дворцов петербургских вельмож, напоминая солидное бюргерское жилище. Центральный ризалит с четырьмя окнами на первом этаже рустован, а на втором украшен пилястрами дорического ордера.

                                                         

В треугольном фронтоне две аллегорические фигуры поддерживали картуш для герба, увенчанный короной. Боковые части фасада с широкими лопатками между окнами украшены филёнками с гирляндами. Крыша - голландского типа (с переломом), над ризалитом - в виде шатра с декоративной вазой. Комнаты не превышали 18 кв. м, и только в лицевом выходящем на Неву корпусе Большой зал имел площадь 75 кв. м, а угловой к Зимней канавке - 41 кв. м. Обращают внимание Г-образный коридор, отделяющий комнаты царя.

Парадный двор и сани Петра I
Вернувшись в марте 1718 года после поездки по Европе, Пётр I вносит корректировки в проект нового дворца приказывая «сделать ... восемь камор верхняго жилья» в «малых палаткахСогласно эскизам Маттарнови дворец был великолепно отделан с использованием красного мрамора на стенах Большого зала, гипсовых рельефов, дубовых дверей и оконных рам. Дворец имел четыре дубовые лестницы и полы - «французским манером с рамами». В феврале 1720 года дворец был готов.

В изолированный от соседних построек (в том числе Свадебных палаток) дворцовый комплекс также входил служебный корпус с галереей, эллинг для хранения и ремонта парусного ботика Петра I.

Подвал в центральной части дворца
Между эллингом и жилыми покоями дворца помещался гаванец (7,5х16 м) и был устроен крохотный (16х19 м) партерный цветочный сад с фонтанчиком на пересечении диагональных дорожек. Внутренний дворик был выстлан голландским жёлтым кирпичом.

Малые палатки Зимнего дома Петра I. Архитектор Г. Маттарнови, 1716 г.
Архитектор Георг Иоганн Маттарнови внезапно скончался 2 ноября 1719 года, когда дворец находился в разгаре строительства. Были ли среди его приемников Н. Ф. Гербель или Б. Ф. Растрелли — документально не подтверждено.

В период с 1719 по 1722 годы возводятся центральная и восточная части лицевого корпуса парадных залов, выходящих на Неву. Матарнови отказался от какого-либо выделения промежуточных частей, связывающих три ризалита, и сделал их предельно малыми — всего в три окна. Однако зрительно они кажутся бо́льшими благодаря ещё двум окнам, композиционно относящимся к боковым выступам.

                                                                                 

В новый протяжённый и в целом торжественный фасад органично вошла западная часть дворца, построенная раньше и уже представляющая собой одно целое. Для достижения единства этот западный «бюргерский» фасад Зимнего дома Маттарнови повторяет в качестве восточного ризалита.

Весь эффект царской резиденции архитектор сосредоточил в центре с повторением известного эффекта трёхпролётной триумфальной арки римских цезарей. Мощные колонны коринфского ордера на высоких пьедесталах примыкают к парным пилястрам и образуют баро́чный, устремлённый ввысь портик из четырёх опор, несущих сильно раскрепованный антаблемент.

Главный пластический элемент - аттик с эффектным завершением. Высокий, сложный с многочисленными выступами и запа́дами, подчёркнутыми филёнками он также несёт три пышных барочных картуша на продолжении оконных осей. Центральный картуш, украшенный фигурами и возвышающейся на пьедестале большой короной, имеет усложнённые очертания, характерные для немецкого искусства. На осях колонн, на аттике размещены четыре статуи с характерными для аллегорий петровского времени атрибутами.

                         С постройкой Зимнего дворца Петра I заканчивается пора скромных царских жилищ - этот дворец становится самым торжественным в Петербурге. При этом всеми своими членениями, масштабнностью, размерами окон и высотой карниза дворец органично связан с окружающей застройкой по набережной Невы, что даёт основание говорить о закладке основ ансамблевого зодчества, характерного для петербургской архитектуры последующей эпохи.

                                                                                К осени 1723 года новая часть дворца была готова. 24 ноября здесь, в новом Кавалерском зале, происходил большой пир, закончившийся прекрасным фейерверком на льду Невы. А 9 декабря в Большой дворцовой зале, в присутствии всего двора и множества приближённых, состоялось обручение герцога Голштинского со старшей дочерью Петра I Анной. Большой зал был весьма велик - 17,95 на 11,56 метров, высота - 6,69 метров. Стены завершал фриз и карниз, которые венчала падуга. С прямоугольного панно на потолке свисали пять больших паникадил. Именно этот зал стал «Печальной», или «Погребальной салой» Петра Великого.В 1725 году в этом дворце Пётр I скончался.

После смерти царя в 1726 — 1727 годах по указанию Екатерины I дворец был расширен Доменико Трезини в сторону Большой Немецкой улицы. Также сооружаются каре служебных корпусов по периметру участка, засыпан гаванец. Вместо многочисленных, разновременных и разнохарактерных построек, находившихся на участке, предстояло создать двухэтажное здание значительной протяжённости с ритмически членёнными скромными фасадами, выходящими на канал и Большую Немецкую улицу, где планировалось соорудить арку для въезда в большой парадный двор. Всё делалось с невероятным «поспешанием».

                       

                                                                                                                                                                                 Некоторые работы продолжались и после смерти Екатерины I, создавались интерьеры для Петра II. Последние изменения внешнего облика относятся к 1731 году в связи с возвращением двора в Петербург из Москвы. Однако Анна Иоанновна поселилась в доме Апраксина, стоявшем на той же Верхней набережной, но ближе к Адмиралтейству. Впоследствии Старый Зимний дворец использовался для различных нужд императорского двора, а при Елизавете Петровне в нём разместили лейб-кампанскую роту, с помощью которой дочь Петра I заняла царский престол. В конце XVIII столетия на этом месте был выстроен Эрмитажный театр.

Малые палатки Зимнего дома Петра
Казалось, Зимний дворец Петра был потерян и навсегда погребён под новым зданием театра архитектора Джакомо Кваренги. Предпринятое Николаем I исследование, как ни странно, не дало результатов и наши предки надолго забыли о существовавшем некогда дворце.

Первые архитектурные исследования были проведены главным архитектором Эрмитажа В. П. Лукиным и научным сотрудником его отдела Е. М. Баженовой в 1976, 1979 и 1981 годах. Серия зондажей, заложенных по зданию Эрмитажного театра, позволила выявить границы старых стен петровского дворца, так называемых «Малых палаток». Последующие раскрытия и натурные изыскания, осуществлённые в 1985—1987 годах, дали возможность произвести графическую реконструкцию и, привлекая обширный документальный материал, определить этапы строительства Зимнего дома Петра I. В группу исследователей входили архитекторы Г. В. Михайлов, В. К. Галочкин, И. В. Бурковская, В. В. Ефимов.

Исследования, выполненные архитекторами, показали, что при строительстве Эрмитажного театра (1783—1789) Кваренги сохранил отдельные стены цокольного и первого этажей петровского дворца, а также целые группы помещений различного назначения. В пространстве под сценой театра была обнаружена часть парадного двора, окруженного с двух сторон аркадами обходных галерей и анфиладами комнат Зимнего дворца.

 

Участок земли, примыкающий к фасаду, при воссоздании выложен клинкерным кирпичом, как это было при Петре I, а в более высокой части двора — булыжником (середина XVIII века). На поверхности стен, сохранивших элементы архитектурного декора — руст и медальоны, под слоями штукатурки более позднего времени были обнаружены частицы краски, в соответствии с цветом которой стены были окрашены в наше время.

Сохранились и несколько комнат первого этажа «Малых палаток» Петра I. В трёх из них воссозданы исторические интерьеры, причём убранство комнат восстановлено согласно документам, описывающим проведенные в них работы: стенные панно из голландской плитки, наборные паркеты, дубовые ставни и переплеты окон. В кабинете Петра I сохранились печь и камин, изразцовая отделка которых восстановлена также «на голландский манер». Обстановка составлена из предметов, принадлежавших Петру I, которые хранятся в коллекции Эрмитажа.

Прощание с Петром

Кроме того, на двух этажах театра вдоль Зимней канавки сохранились двенадцать жилых покоев «Новопостроенных палат» императрицы Екатерины I, созданных Доменико Трезини в 1726—1727 годах. В восстановленных помещениях дворца в 1992 году открылась постоянная экспозиция. Вход для посетителей со стороны Дворцовой набережной (дом № 32). Часы работы: вторник — суббота 10.30 — 17.00; воскресенье 10.30 — 16.00; выходной день — понедельник. Среди раскрытых и восстановленных интерьеров следует отметить следующие экспозиции:

Кабинет

Интерьер украшают карта Балтийского моря и живописные полотна: «Вид Нового моста в Париже» (Х. Моммерс) и «Портрет Петра I» (Питер ван дер Верф)[9]. Конторка Петра Iбыла изготовлена в Англии по чертежу царя. На ней можно видеть зрительную трубу, солнечные и механические часы, чернильницу, песочницу, а также янтарную шкатулку, подаренную Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I.

Столовая

          Часы времен Петра    

Интерьер украшают фламандская шпалера и картины голландских художников XVII в. На столе — китайское фарфоровое блюдо, голландской работы хрустальный кубок с гравировкой, ведерко-холодильник из Аугсбурга с бутылкой вина, найденной здесь же, при раскопках центральной части дворца. Между окон — часы английской работы с миниатюрным портретом .

Токарная

Главная достопримечательность — токарно-копировальный станок.

Парадный двор

Здесь можно увидеть карнавальные сании садовую коляску Петра I — редчайший образец прогулочного экипажа начала XVIII века       

Под некогда существовавшей «Погребальной салой», где отпевали Петра Великого, сохранилось помещение дворцовой кордегардии (караульня), в которой было решено экспонировать «Восковую персону». Пётр I скончался 29 января 1725 года в «Конторке» — рабочем кабинете, находившемся в западной части дворца. Сразу после смерти императора К. Б. Растрелли снял с его лица гипсовую маску и сделал слепки с кистей рук и ступней ног. По этим слепкам и маске в 1725 году им была создана «Персона»

Продольная стена Печальной салы. Гравюра С.М. Коровина по рисунку М. Г. Земцова 1725г.

Фасад "Новых зимних набережных палат". Арх. Н. Гербель. НМС.

Лейб-кампанский корпус

Музеефикация фасада дворца

Восковая персона Петра I

В восстановленных помещениях дворца в 1992 году открылась постоянная экспозиция. Вход для посетителей со стороны Дворцовой набережной (дом № 32). Часы работы: вторник — суббота 10.30 — 17.00; воскресенье 10.30 — 16.00; выходной день — понедельник

В. М. Глинка, Ю. М. Денисов, М. В. Иогансен и др.; Под общ. ред. Б. Б. Пиотровского  /. Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий. — Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1989. — С. 25 - 32. — 560 с.

Епатко А. Ю. Летний дворец Петра I // Московский журнал. — 2014. — № 6

Рубрики:  история/Музеи
По России/Петербург-Петроград-Ленинград
По России/Россия царская
Метки:  

Процитировано 20 раз
Понравилось: 31 пользователям

Mjja   обратиться по имени Пятница, 16 Июня 2017 г. 07:33 (ссылка)
СПАСИБО
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 16 Июня 2017 г. 10:25ссылка
Приятных впечатлений
Алла_Студентова   обратиться по имени Пятница, 16 Июня 2017 г. 07:37 (ссылка)
Спасибо! С добрым утречком!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 16 Июня 2017 г. 10:24ссылка
Привет,Аллочка!!Утро добрым не бывает
catswetl   обратиться по имени Пятница, 16 Июня 2017 г. 11:40 (ссылка)
Спасибо,Майя,за интересный пост!
Здесь представлены два дворца.Один-в Летнем саду.Это мой любимый дворец в Питере.Скромный,уютный,очень домашний.
Жалко,что вот уже пять лет,как он закрыт на реставрацию.Не знаю:увижу ли я его в этом году.
Другой -в комплексе Зимнего дворца.Вот там и находится восковая персона ПетраI.
И это прекрасно,что ты показала эти два дворца.Они оба очень хорошо "рассказывают" о своем хозяине:каким он был в быту,в жизни.
Это не Меньшиковский дворец,который пестрит богатым убранством.Создается впечатление,что хозяин кичится своим богатством.
А Петр был очень прост в жизни.Он даже плакал,что в казне мало денег.И все,что он покупал,это только на свои деньги.
Великий был человек!Очень многим Россия обязана ему.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 16 Июня 2017 г. 15:31ссылка
СПАСИБО,СВЕТОЧКА!!!Именно этого я и добивалась этими постами,проекции самих домов,их интерьеров на образ жизни Петра,скромный,не кичливый,достойный.Умнейший человек,не гнушавшийся простого люда,умеющий многое сделать своими руками,старавшийся взять для своей страны самое передовое
yuriy_iWowWe   обратиться по имени Пятница, 16 Июня 2017 г. 12:21 (ссылка)
картинки спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 16 Июня 2017 г. 15:32ссылка
Благодарю,Юрочка,за внимание к постам сообщества
Galyshenka   обратиться по имени Пятница, 16 Июня 2017 г. 15:58 (ссылка)
Майя_Пешкова, Потрясающе! Это же действительно святые страницы нашей истории, наше европейское начало (в отличие от 90-х годов прошлого столетия, которые почему-то называют сейчас святыми...).
Спасибо огромное , Майя, за любовь и внимание к этой теме, за подробнейший рассказ.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 16 Июня 2017 г. 17:41ссылка
Спасибо,Галя.Уж святости не было ни в одно время....Были может тихие и спокойные времена для граждан...без моральных и финансовых потрясений...была надежда на светлое будущее...сейчас и надежды не осталось
КОРАБЛИНЧИК   обратиться по имени Пятница, 16 Июня 2017 г. 16:03 (ссылка)
Майя, мне, "местной" негоже вроде про Петра нелестно говорить, но я всегда помню, что он "варварство искоренял варварскими способами" и НЕМНОЖКО перестарался с искоренением РУССКОГО в угоду европейскому. Не таки уж варвары они были. и почистоплотнее европейцев. Хотя Питер - мой родной и любимый и я Вам очень благодарна за рассказы о наших сокровищах. Но вот новый Летний сад не принимаю - и всё тут! Темные сырые коридоры - боскеты. рыбный пруд без рыб, непонятно чей "собственный садик" - закрытый для всех- возле кафе, Крылова еле нашли.Вот я в сердцах написала тогда "Не встретишь средь заборов и боскетов \Беседующих с музами поэтов/ Поверх шпалер наш Дедушка Крылов/Глядит на этот "Мини-Петергоф"\\У кажется, - вместе со мною не рад,\ Что скрыл новодел "тот единственный сад". Старый Летний можно увидеть в фильме "Полторы комнаты" о Бродском. И
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 16 Июня 2017 г. 17:39ссылка
Благодарю,Ира.Что конкретно русского искоренил царь?А летний сад каким боком к Петру относится?Времени между его царствованием и деяниями местных градоначальников прошло достаточно,чтобы сваливать на него и современные новоделы
Перейти к дневнику

Пятница, 16 Июня 2017 г. 18:47ссылка
Майя! Ну уж Вы прямо! и нападаете! Царь-то не сам, как у нас всегда, а слуги царевы всё доводят часто до абсурда в желании услужить.В допетровсой Руси не всё было темнота и невежество, ведь Вы согласны? Летний сад к Петру Алексеичу так относится, что Он его и начал, и дворец там построил. А Вы бывали РАНЬШЕ в нашем Летнем саду? Это у меня "крик души" вырвался- хотели как лучше, а получилось что-то очень "псевдо"...Разве я на Петра сваливаю? Я печалюсь...... И еще раз Вам спасибо за наш Питер
Перейти к дневнику

Пятница, 16 Июня 2017 г. 22:55ссылка
Ира,я ставила посты об архитектуре петровских домов.Я не нападаю,а спрашиваю,может я еще чего-то о нем не знаю?
В новое время варварами стали обозначать совокупности народов, вторгавшихся в пределы Римской империи (варварские завоевания) и основывавших на её территории самостоятельные государства (королевства).

В переносном значении варвары — невежественные, грубые, жестокие люди, разрушители культурных ценностей....я писала об этом?
Хитр_из_Дупла   обратиться по имени Пятница, 16 Июня 2017 г. 18:26 (ссылка)
Майя_Пешкова, да-а, хорошо жил Пётр I! спасибо за интересный пост! Майя, а можно, я Вам подкину заметку еще об одном доме Петра Первого? он когда-то приезжал в Киев -- под его присмотром строилась Печерская крепость. ну, и надо ж было где-то ему жить -- остался маленький домик на Подоле (в рабочем районе города). вообще для меня всегда было загадкой -- как Пётр при своём росте помещался в маленьких, низких домах...)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 16 Июня 2017 г. 22:49ссылка
Спасибо,Валя.Это есть в следующих частях...хотя пребывание Петра в Киеве так и не доказано
AGI09   обратиться по имени Пятница, 16 Июня 2017 г. 22:09 (ссылка)
Спасибо за пост, за экскурсии по резиденциям Петра Великого. По ним видно, что не интересна ему была роскошь, все удобно и добротно...и печи - русские...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 16 Июня 2017 г. 22:50ссылка
Благодарю,Галина Ивановна
Хитр_из_Дупла   обратиться по имени Пятница, 16 Июня 2017 г. 23:06 (ссылка)
Майя_Пешкова, хорошо, я просто предложила...)
Ответить С цитатой В цитатник
babeta-liza   обратиться по имени Суббота, 17 Июня 2017 г. 00:54 (ссылка)
Благодарю Майя за замечательный рассказ об очередных резиденциях Петра!:air_kiss:
Ответить С цитатой В цитатник
Минор   обратиться по имени Суббота, 17 Июня 2017 г. 01:49 (ссылка)
Познавательная и интересная экскурсия в летний и зимний дворцы Петра Великого!Оба дворца скромные и уютные!Спасибо,Майечка!
Ответить С цитатой В цитатник
ТАМа_-_Идущая_к_СВЕТУ   обратиться по имени Суббота, 17 Июня 2017 г. 19:38 (ссылка)
Благодарю !!!...и вновь в большом восторге от публикации...так интересно !!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Чингиз   обратиться по имени Пятница, 23 Июня 2017 г. 19:18 (ссылка)
Спасибо Майя!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку