-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Фото Екатеринбурга (для дизайна)
Фото Екатеринбурга (для дизайна)
11:38 08.03.2011
Фотографий: 17
Посмотреть все фотографии серии Граффити Екатеринбурга
Граффити Екатеринбурга
11:35 08.03.2011
Фотографий: 19
Посмотреть все фотографии серии Цвета осени 2010 г. "Гроны".
Цвета осени 2010 г. "Гроны".
11:03 26.09.2010
Фотографий: 10

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Екатеринбург

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.05.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 4790


Демидов - авторитетный архитектор уральской столицы

Пятница, 04 Марта 2011 г. 10:17 + в цитатник
все записи автора Для него работа архитектора сродни труду режиссера: и тот и другой организуют пространство, создают красивую картинку, чтобы вдохнуть в нее жизнь. Он любит джаз и свой родной город — Екатеринбург. Знакомьтесь — Борис Алексеевич Демидов, известный и авторитетный архитектор уральской столицы.
Екатеринбург считается Меккой конструктивизма. Однако в последние годы в нашем городе строится все больше зданий в современном стиле. Вносит ли это, на ваш взгляд, диссонанс в архитектурный облик уральской столицы?
— Наш город — это своеобразный слоеный пирог, и в этом, несомненно, его изюминка. В Екатеринбурге можно найти здания в стилях ампира, неоготики, неоклассицизма, модерна. 20‑й век — время мощного строительства зданий в стиле конструктивизма. В то время к нам приезжали архитекторы со всех концов страны — из Питера, Москвы и даже из Сибири. Они дали нашему городу новое лицо и, пусть многие со мной не согласны, но я считаю, что на уровне той архитектуры мы сегодня еще ничего не построили. Это мастерски скомпонованные, хорошо вписанные в городскую среду здания, в архитектуре которых немало любопытных находок. Недаром Кэтрин Кук, знаменитый историк архитектуры из Кембриджа, автор книги «Русский авангард», побывав в нашем городе, была совершенно поражена им и заявила, что была бы готова написать аналогичную книгу, посвященную исключительно архитектуре Екатеринбурга.


Борис Алексеевич, а каким вы видите облик нашего города, скажем, через 10 лет?
— Прежде всего, будет больше современных зданий. Будет продолжено строительство района Екатеринбург-Сити: часть объектов уже построена, под остальные готовятся площадки. А вот что будет со старыми зданиями — это большая проблема. Считаю, что их осталось уже очень мало. Раньше новую архитектуру «вживляли» в старую, а теперь все наоборот. Постепенно приходит понимание того, что определенный предел уже наступил. Если мы не будем бороться за старинные здания, то город просто потеряет свой масштаб. Вы легко поймете, что я имею в виду, если пройдетесь по улицам 8 Марта, Пушкина, Розы Люксембург. Вы почувствуете соотношение высоты зданий, ширины улиц, вы сможете ощутить то, каким город был когда‑то. Современная архитектура не должна нарушать этот масштаб.

Меня беспокоит тенденция, которая пришла к нам из Москвы, — создавать так называемую «новую старину». На мой взгляд, это неправильно, ведь каждое время имеет свои черты и свой характер. К примеру, у одного нашего заказчика было в собственности огромное старое здание, которое он хотел переоборудовать под «старинное». На эскизе, сделанном каким‑то художником, было что‑то невообразимое: готические башни по углам, арки… смесь всех европейских стилей. Представьте, что вы оденетесь в стиле Людовика ХIV и выйдите в таком виде на улицу. Люди сочтут, что либо вы вышли из театра, забыв переодеться, либо они просто вызовут санитаров. Так и с архитектурой. К счастью, то здание не стали строить, но так бывает далеко не всегда. Однажды мне довелось проводить экскурсию по Екатеринбургу для французского посла и его жены. Они были восхищены зданиями в стиле конструктивизма, а вот некоторые современные постройки в центре города вызвали у них недоумение. «Кич» — именно так они определили стиль многих из них.

Некоторые заказчики просят спроектировать здания в стиле «ретро», но такого стиля в архитектуре нет. Можно сделать интерьер ресторана или будуара в стиле «ретро», но никак не здание.

Какие из недавно построенных в уральской столице зданий вам нравятся больше всего?
— Первое современное здание в Екатеринбурге — это здание электросетевой компании на пересечении улиц Челюскинцев и Ельцина. Оно было спроектировано еще в конце 70‑х годов архитектором Виталием Иосифовичем Лоскутовым. С одной стороны, удалось решить техническую задачу — «спрятать» трансформаторную подстанцию. С другой стороны, уже тогда это здание выглядело современно; позже его лишь немного достроили. Неплохо смотрится гостиница «Хайят»: она современна и в то же время не берет на себя слишком много. Совершенно не стареет и расположенный рядом «Белый дом», а вот построенное недавно по соседству с ним здание заксобрания уже сегодня выглядит так, будто оно из прошлой номенклатурно-партийной эпохи.

Строить в центре города — дело очень ответственное. Я считаю, что нужно объявлять конкурсы среди архитекторов: они позволят предоставить хоть какой‑то выбор. Но, к сожалению, сегодня их сложно организовать. Если раньше заказчик был один — город, то теперь земля даже в центре Екатеринбурга, как правило, принадлежит частным лицам, которые в лучшем случае устраивают свои внутренние конкурсы.

Возвращаясь к современным постройкам Екатеринбурга, хочу отметить здание последней очереди Антея. Пока оно, может быть, и смотрится одиноко, но планируется, что в будущем у него появится «компания»: под отель «Рэдиссон» запланирована площадка за зданием гостиницы «Большой Урал». Еще несколько высотных зданий расположатся поблизости. Думаю, довольно интересным будет здание торгово-развлекательного центра «Призма», которое сейчас строится в районе Привокзальной площади.

Вы считаете, точечная застройка хорошо отразится на и так довольно плотно застроенном центре нашего города?
— Думаю, это неизбежная тенденция, которая, кстати, характерна и для европейских городов. Вопрос в другом: новые здания не должны мешать тому, что есть. Прикиньте проект, закройте новое здание рукой — если без него лучше, значит, строить его не стоит. И, конечно же, нельзя забывать о благоустройстве территории вокруг новых домов, а именно об этом, к сожалению, сегодня часто забывают.

Какие из ваших проектов нравятся вам лично больше всего?
— Один из первых моих проектов, сделанный вместе с архитектором Виктором Золотаревым, — здание Пединститута на проспекте Космонавтов. С ним связана интересная история. Дело было в начале 70‑х. Тогда министерство образования было нищим и экономило на всем. Так, нам было предложено связать два типовых проекта техникума друг с другом. Мы воспротивились этому, поехали в Москву и добились разрешения на индивидуальное проектирование. Наша идея заключалась в том, чтобы создать здание, напоминающее европейские студенческие городки: внутренний двор в центре, а вокруг него коридоры и аудитории. Это здание строилось долго, поэтому наша идея со временем была немного искажена, но для тех лет, мне кажется, это был значимый проект.

Еще одна наша работа — деловой центр «МРСК Урала» на перекрестке улиц Куйбышева и Мамина-Сибиряка. Здесь нам также удалось воплотить идеи, от которых заказчики обычно отказываются. К примеру, в этом проекте, использована плоскость из стекла, выступающая за пределы здания и придающая всей конструкции легкость и элегантность.

Было интересно работать и над созданием автоцентра «Штерн». Мне повезло в том плане, что заказчик и владелец этого здания были в одном лице. К тому же, это оказался человек со вкусом и прекрасно разбирающийся в технологии и материалах. Работая над этим проектом, мне удалось воплотить многие идеи, на которые обычно заказчики не идут.

А каковы самые главные проблемы в работе с заказчиком?
— Проблемы со вкусом у самого заказчика. Когда, к примеру, клиент просит нас создать здание в стиле «ретро», мы мало того что не беремся за это, мы пытаемся еще и отговорить его от подобной идеи. Есть и другая проблема. Если заказчик и инвестор представлены в одном лице — это лучший вариант. В противном случае начинается экономия на том, что им кажется излишествами, а для нас составляет всю суть архитектуры. Занять участок, построив на нем «сундук», — весьма распространенная задача инвесторов, причем на Западе проблемы аналогичны. Найти баланс в подобной ситуации — вот непростая задача архитектора.

Было бы любопытно узнать, какой город, с точки зрения архитектуры, вам наиболее интересен?[B]
— Скажу, что это точно не Москва. Там много хорошей архитектуры, но ее надо искать. Сегодня там господствует кич. А вот Питер, Киев, Харьков — действительно интересные города. Нравится Берлин — это настоящий полигон для современной архитектуры; все лучшие мастера отметились там. Очень интересные города Прага, Роттердам, Сингапур. В плане личного комфорта я бы отметил Нью-Йорк. Здесь неожиданно для меня оказалась очень приветливая атмосфера. Наверное, потому, что здесь живут люди со всего мира. В Нью-Йорке я чувствовал себя как дома. И, конечно же, я очень люблю Екатеринбург.

— [B]Если не секрет, поделитесь творческими планами на ближайшее будущее.

— Один из самых интересных проектов, над которым мы сегодня работаем, — это новый квартал в районе улиц Куйбышева, Розы Люксембург, Народной Воли и реки Исеть. Там будут просторная пешеходная улица и площадь, офисные и торговые здания, причем их высота будет не выше четырех этажей. Благодаря этому они не будут выбиваться из общей панорамы, в которой присутствуют и старинные постройки. Кстати, нам удалось отстоять здание бани, построенное еще в 20‑е годы. Сейчас судьба проекта зависит от инвесторов. Проблема в том, что идея одна, а участки, на которых она должна быть реализована, принадлежат разным лицам.

Борис Алексеевич, чего, на ваш взгляд, не хватает сегодня молодым архитекторам, и каковы их сильные стороны?
— Мне всегда больше нравились проекты, которые близки к воплощению в жизнь, к примеру, привязаны к определенному сложному месту. Чем больше ограничений, тем ярче видны способности человека. Сильная сторона молодых архитекторов — это компьютер, но это одновременно и их слабая сторона. Если человек перестает рисовать, он теряет многие вещи, которые на компьютере создать просто невозможно — пропорции, масштаб, макетирование. Все это надо уметь делать руками. На компьютере можно создать красивую картинку, но вы не сможете с помощью машины почувствовать эти тонкие вещи. На мой взгляд, у молодых архитекторов есть дерзость, и это замечательно. Однако при этом надо обязательно учиться правильно обращаться с литературой. Нужно уметь находить в ней все самое ценное. Подражать можно, но только хорошему. Архитектура сегодня столь разнообразна, что в ней легко потеряться и вместе с этим потерять собственный вкус. Одно из моих увлечений — создание фильмов об архитектуре. Я снимаю современные здания, где удается побывать, и показываю их студентам. И эта работа, на мой взгляд, очень важна.

Расскажите о своих увлечениях. Как вы предпочитаете проводить свое свободное время?

— Мое главное увлечение — это джаз. Когда‑то я даже вел передачу о джазе на радио. Любимые исполнители — это Чарли Мингус, Майлз Дэвис. Люблю снимать фильмы об архитектуре, когда есть время. Кино, джаз и архитектура — единое целое для меня. Архитектор, как и режиссер, организует в единое целое пространство, предметы, звук. Не случайно среди известных режиссеров так много людей, получивших архитектурное образование, — Митта, Данелия, я уже не говори про Антониони.

беседовала Елизавета Жиляева
http://ekb.freetime.ru/read/4/rejisser-prostranstva.html
Рубрики:  Люди
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку