-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Дворик_философа

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.01.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 1466

Добро пожаловать в Уютный Дворик Философа, здесь вы можете обсудить любые интересные для вас вопросы. Важно ваше стремление познавать всё вокруг. Располгагайтесь. Для того,чтобы создавать новые темы, достаточно стать постоянным читателем сообщества.

Понятие свободы в концепции детерминизма

Воскресенье, 12 Июля 2009 г. 13:11 + в цитатник
Марк_Тайдер (Дворик_философа) все записи автора

 

Наше сознание, и соответственно поведение определяется  множеством факторов:  психологическим состоянием в момент принятия рений, предшествующим субъективным опытом, ситуацией, в которой мы оказались, социальными институтами, идеологией…  всего не перечислить.

Условно можно разделить эти факторы на

внутренние                            и                              внешние

В первые будут входить: субъективный опыт, особенности организации нервной системы, психологическое состояние, наследственность....

Во вторые – социальные институты, идеология, отчасти гуморальная система…

Внутренними и внешними они могут быть для чего-либо, а именно для нашего «Я», но что такое наше Я? Т.е. фактически нужно ответить на вопрос: чем его ограничить?

 Я считаю, что от «Я» должно быть отброшено то, от чего можно частично дистанцироваться в принятии решений.

Например, такой казалось бы внутренний фактор как гуморальная окажется внешним т.к. в момент принятия решения мы можем скорректировать свое поведение относительно него.

Поэтому, мне кажется, следует принять за наше «Я»  нашу нервную систему,  и в дальнейшем каждый раз, упоминая  «Я», я буду иметь в виду именно это его значение (также оно будет выделено жирным шрифтом).

 

Я считаю, что истинно свободный человек должен понимать зависимость сознания от выше перечисленных факторов.

Поэтому свобода – это осознание детерминизма собственного сознания.

Свободный человек сначала осознает детерминированность сознания, а потом уже решает что с этим делать.

 

Конечно, это только часть сущности свободы и чтобы глубже понять ее следует разбить это понятие на два составных

свобода от            и             свобода для

Следует сразу заметить, что свободу для и свободу от я считаю возможной только для нашего Я.

Так что же означает быть свободным от?

Свобода от – рефлексивное осознание внешних факторов, детерминизирующих сознание.

В первую очередь это означает, что детерминизирующие факторы должны быть известны (естественно только часть) и второе – по поводу их существования должна произойти рефлексия т.е. анализ собственного поведения в соответствии с этими факторами, признание их системного влияния на себя, возможно выяснение частичного отношения к ним.

 

Теперь можно перейти к следующей части понятия свободы – свободы для.

Сартр – философ-экзистенциалист считал, что у человека нет собственной сущности, и что он обретает ее в течение жизни, совершая те или иные поступки посредством свободы.

Конечно, свободу он понимал по-другому, но нам важно именно это понятие неопределенной сущности для отдельного человека необходимое для определения свободы для.

И так, свобода для – это выбор собственной сущности на основе рефлексии над внешними факторами, детерминизирующие сознание (т.е. на основе «свободы от»).

Здесь человек, рефлексируя  над известным ему набором определяющих его сознание внешних факторов, четко   определяет свое отношение к ним, выбирая модели поведения и обретая собственную сущность.

Следует однако отметить что оба процесса,  свобода от и свобода для, полностью детерминизированы набором внешних и внутренних факторов.

 

Теперь следует поговорить об увеличении свободы. Как можно стать свободнее?

Поскольку внутренние факторы нам не доступны, по причине возможности свободы только для нашего Я, то остаются внешние факторы, про которые может быть получена более объективная информация.

И так, стать более свободным  значит увеличить число известных внешних осознанных  факторов, детерминизирующих сознание, или объективные знания о них с непременной рефлексией над этим.

Получается, чем объективнее знание о внешних детерминизирующих факторах, тем более выверено (причем как рационально, так и интуитивно) наше Я сможет определять собственную сущность, что и может рассматриваться как увеличение свободы.

По сути, речь идет о перераспределении влияния между внешними и внутренними  факторами в пользу последних.

 

Теперь можно дать окончательное определение свободы.

Свобода – выбор собственной сущности, основанный на знаниях о внешних факторах, детерминизирующих сознание.

 

 


Метки:  

Брак?

Пятница, 03 Июля 2009 г. 10:10 + в цитатник
Onlook (Дворик_философа) все записи автора В Риме "гражданский" брак - сожительство без цели рождения детей - назывался конкубинатом!
"Гражданский" брак - это нежелание и неготовность - чаще всего "супруга" брать на себя - даже формально!, - ответсенность за якобы близкого и дорогого ему человека!

Полет, длинною в жизнь…

Четверг, 02 Июля 2009 г. 15:23 + в цитатник
Olke (Дворик_философа) все записи автора

 

 (649x437, 38Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В обычном мире, мы верим в то что видим, у всего есть свое место. И вера в это делает нас невиновными. Проходят дни и мы надеемся, мечтаем и смеемся… Мы находим и теряем свой путь. Конец – есть новое начало. И моменты, как кусочки, снова соединяются воедино.

 

 

 

Полет, длинною в жизнь…
Рубрики:  Общий

Метки:  

Старое о главном

Пятница, 26 Июня 2009 г. 22:24 + в цитатник
PogrebnojAlexandroff (Дворик_философа) все записи автора Ибу ибуди — хуйдао муди (кит. 一步一步地会到目的, палл. ӣбу̀ ӣбу̀де — ху̀йдао̀ му̀дѝ, вероятно, искаж. 一步一步地达到目的, палл. ӣбу̀ ӣбу̀де — да́дао̀ му̀дѝ) — китайское изречение, означающее «Шаг за шагом можно достигнуть цели».

Примечание:
Это кто-то из русских, после или непосредственно во время «сотворения мира», прикололся над китайцами, которых научили этой фразе и словам, но перевели по-иному (как иностранцев учат новым словам, о значении которых они даже не подозревают). Точно также и в Индии появилось слово «куй» (им трудно было произнести неизвестный первый звук) — от всем известного детопроизводного органа, а не от слова «ковать» (хотя и сродни: «ковать детей»).

-----------------------------
Что по-русски в современности было бы сказано: "Ебу и буду (будет так во-веки веков), а хуй Дао -- мудак.
Рубрики:  Жизнь и смерть
Проблемы истории
Общий
Мораль, культура, нравы, искусство

Метки:  

любовь живет 7 лет

Четверг, 25 Июня 2009 г. 22:31 + в цитатник
Olke (Дворик_философа) все записи автора

видела у fems ссылку на:

- Но я-то уже столько лет с тобой сплю! Знаю каждый уголок, каждую клеточку
твоего тела. Меня-то чего стесняться?
- Клетки тела полностью, на все сто процентов, обновляются каждый месяц. Мы все
время меняемся. Вот, даже прямо сейчас! - и она поднесла близко-близко к моим
глазам кисть тонкой руки. - Все, что ты знаешь обо мне - не больше, чем твои же
воспоминания!..
(c)


- пошла по ссылке и там был интересным только один комментарий:
клетки тела полностью обновляются за семь лет
клетки различных тканей обновляются с различной скоростью
быстрее всех клетки кожи - неделя
дольше всех клетки костной ткани - семь лет
поэтому ПОЛНОСТЬЮ именно семь лет


*если это действительно правда, тогда становится понятным, почему считается (и если понаблюдать внимательно за собой и другими похоже на правду), что человеческая любовь через семь лет становятся как никогда хрупкой. Даже по статистике.
То есть не лень, не привычка, не подлость, не новая любовь, не тупик.
А как раз - непривычка.
Просто - другой человек.
И у тебя есть выбор - либо его любить, либо нет.

Забавно, если этому есть такое элементарное физиологическое объяснение.
И тогда понятно, откуда возможность (у истероидов, а в этом слове нет ничего обидного, речь же не об истериках, а о неком экстатическом способе существования) любви.
Откуда эта способность некоторых людей любить вечно. Через время, пространство, бессмысленно и безответно.
Они же объект видели только тогда (однажды или несколько раз, пусть даже лет) и не знают, что клетки уже сменились и запах уже другой. Другим человеком пахнет.

/с другой стороны, может они все врут? эти ученые.
они - такие...
 (550x341, 21Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рубрики:  Общий

Метки:  


Процитировано 2 раз

Дискриминция русского языка

Среда, 24 Июня 2009 г. 04:37 + в цитатник
PogrebnojAlexandroff (Дворик_философа) все записи автора Где бы он ни был и в каком бы браузере не писался, ударения должны отражаться и демонстрировать национальную особенность в верном звучании написанных слов даже виртуальном пространстве, иначе -- это уже не русский, а жалкое подобие его.

Только в "Ли.ре" исчезли слова под ударением.

Рубрики:  Проблемы истории
Глобальные проблемы человечества
Политология
Общий
История философии(обсуждение отдельных мыслителей)
Мораль, культура, нравы, искусство

Метки:  

Без заголовка

Понедельник, 15 Июня 2009 г. 15:47 + в цитатник
hipostasy (Дворик_философа) все записи автора Учиться - никогда не поздно!


Вот уж признаюсь, к стыду своему, что не знал о следующем:



ЗДОРОВЬЕ* - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия (а не только отсутствие болезней и физических дефектов)

* - определение ВОЗ - Всемирной Организации Здравоохранения.

А ведь сильно сказано: состояние БЛАГОПОЛУЧИЯ!......

И пожалуй, очень верно!

Путь Сёрена Кьеркегора к вере и к себе

Среда, 03 Июня 2009 г. 14:11 + в цитатник
Николай_Кофырин (Дворик_философа) все записи автора Был приглашён и участвовал в очередном заседании семинара Русской христианской гуманитарной академии. С докладом на тему «Философия Сёрена Кьеркегора как антропология размыкания» выступал известный философ Сергей Сергеевич Хоружий.
 (389x292, 79Kb)
Будучи физиком-теоретиком и математиком, развивающим строгие методы релятивистской квантовой теории, Хоружий получил ученую степень доктора физико-математических наук. Не оставляя своих занятий в области точных наук, ученый начал работу в сфере философии и религиозной мысли. Хоружий убежден в существовании особого типа духовности и особого русла аутентичной религиозной мысли, присущих Восточному христианству. Автор концепции синергийной антропологии.

Меня интересовал вопрос, в какой степени нужно учитывать личную жизнь Кьеркегора в анализе его философии. Поскольку я придерживаюсь мнения, что сами по себе труды философа ничего не значат, если истинность их не доказывается его непосредственной жизнью. Для меня философствовать означает жить сообразно своим убеждениям. На мой взгляд, философствование Кьеркегора есть бегство от жизни, своего рода замещение реальной жизни написанием философских текстов. Что важнее: творения мыслителя или его жизнь?

ПРИВЕДУ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ МОМЕНТЫ ДИСКУССИИ:
Читай далее ПУТЬ К СЕБЕ И К СЕБЕ Сёрена Кьеркегора

Метки:  

drugoi

Четверг, 28 Мая 2009 г. 02:11 + в цитатник
Olke (Дворик_философа) все записи автора

любой ужас (как источник зла) всегда издевательскиий.
Он тебя как бы фотографирует. Снизу. Когда ты уже обречен.

Это его особенность.
Поэтому он так и переворачивает.
От отвращения.
Если попытаться отстраниться (но отстраниться, когда уже поняла, почти невозможно), то можно говорить, что главный ужас (особенность любого страха и ужаса, независимо от темы и природы этого ужаса), что он всегда за рамкой. Вне границы зрения (и понимания, это тоже важно).

Поэтому и носитель зла так тошнотворен.
Всем хорошо знакомы фотографии, сделанные эсэсовскими офицерами во время ликвидации Варшавского гетто. Десятки раз видели мы их в фотоальбомах, на выставках, в кинофильмах. Есть, однако, среди них один снимок, который не так хорошо известен, как другие, но для меня он передает весь ужас происходящего особенно сильно, он стоит перед глазами и я, кажется, всем своим существом переживаю этот ужасный момент в той же степени, что и человек на этом снимке




Процесс ликвидации гетто в самом разгаре. СС ходит по домам, вышибает двери квартир, ищет спрятавшихся. Одна из жительниц гетто, услышав, что в дом вошли солдаты, пытается убежать через балкон. Я не знаю, что у нее в руках – ребенок или просто узелок с одеждой. Главное, что её попытка не удалась, но, похоже, она еще не знает об этом. Её уже фотографируют эсэсовцы. Они стоят внизу и ждут, когда она попадет к ним в лапы.

Меня эта фотография просто убивает.


 

Рубрики:  Общий

Метки:  

лес в телефоне

Четверг, 21 Мая 2009 г. 18:19 + в цитатник
Olke (Дворик_философа) все записи автора

 (700x525, 171Kb)

 

 

 

Такое ощущение, что в детстве был Бог . Была дача, был лес, какие-то страшные силы в этом лесу, черная рука под кроватью, ландыши на палых иглах, сирень в конце лесной аллеи, даже собачий скелет и череп, прикрученные цепью в ельнике по пути на озеро (казалось, вот самое страшное, потому что – зло, и понятно, что сделанное человеком, очень легко было себя представить этой собакой), даже маньяк был, о котором судачили в одно лето, что он бродит где-то в окрестностях, всех режет (и очень хотелось попасться этому маньяку: даже выходила за калитку в сумерках, смотрел в сгущающуюся сиреневую мглу, сердце замирало, ждала, не дождалась).

....Я не знаю, какой опыт был у детей, которые, например, жили в настоящей верующей семье (надо спросить), но мой детский опыт говорит: мир был огромен, многослоен и загадочен.

И я опять слышу только древесный шум. Что-то гудит и опять исчезает. И опять гудит – и опять оставляет меня одну. Но пожаловаться – некому. И некого упрекнуть.

«Ты будешь ветром».
Вряд ли это кого-то утешит…

 

Но все равно меня не покидает ощущение, что в детстве мы были смелее.
И как-то честнее.
В онтологическом смысле.
Умели выходить за калитку.

 

Ну я по крайней мере.

 

...И темный лес на фоне более светлого неба шумел ночью и говорил со мной на страшном, огромном и сладком языке.
И мир был безначален.
И никто не был ни в чем виноват.
И я была свободна.

 

И даже встречать маньяков – в сумерках – было смешно.
В детской майке и синих колготках («в комботках», как говорила прабабка).

...Как-то в последнее время некоторые вещи стали ко мне возвращаться. Даже странно.



Настроение сейчас - вечер
 

Рубрики:  Общий

Метки:  

разум это болезнь

Суббота, 09 Мая 2009 г. 01:53 + в цитатник
Olke (Дворик_философа) все записи автора

Платон писал, что человек - это двуногое существо без перьев
посмотрите, как пугающе похожа на человека обезьяна без шерсти /заболевание Alopecia areata/

1

1

Рубрики:  Общий

Метки:  

Задачи современной философии и культуры

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 08:00 + в цитатник
Николай_Кофырин (Дворик_философа) все записи автора Был приглашён и участвовал в очередном заседании семинара Русской христианской гуманитарной академии. С докладом на тему «О философии, философах и философских задачах нашего времени» выступал кандидат философских наук, доцент РГПУ им. Герцена Андрей Николаевич Муравьёв.
Муравьёв_15 (389x292, 87Kb)
Он в частности, сказал:
Именно русские философы смогут сделать новый шаг в развитии философии. Потому что русский дух не утерял интереса к истине. Жажда русских людей справедливости, любовь к справедливости, к правде это и есть объективная предпосылка наряду с потерей интереса к поискам истины в западной философии.
Читай и смотри далее - ЗАЧЕМ НУЖНА ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА

Метки:  


Процитировано 2 раз

Информация от старших братьев и сестёр из системы Сириус 6 января - 5 марта 2009

Среда, 29 Апреля 2009 г. 01:03 + в цитатник
Татьяна_Жадан_солнцеед (Дворик_философа) все записи автора А есть ли во вселенной такие же люди как мы, полностью генетически такие же, живущие на похожих на нашу планету?
И если есть, то что сейчас происходит с ними?


Вы единственные как генетически, внешне, физиологически, физически, неповторимы нигде во Вселенной.
Есть похожие формы жизни в нескольких высокоразвитых цивилизациях Светлой Вселенной. Именно из Вселенной Света вы были занесены на Землю и именно поэтому мы следим только за тем, чтобы сохранить ваш вид, при этом совершенно не вмешиваясь. Именно мы хранители вашего звездного кода человечества.







Ваш нынешний прилет как то связан с теми событиями, которые грядут в скором времени на Земле, которые многие связывают с 2012 годом?

Никакие события планетарного масштаба не грядут в ближайшие сотни лет.
Наши линзы времени показывают, что Землю ожидают очень светлые времена. Люди по открытости сознания будут как дети.




Сириусяне, как я поняла, вы отрицаете внешнюю форму религии, но признаете существование Высшей силы, которая всем управляет, безличной. Это так и у всех сириусян такое мнение? Или вы просто не хотите договорить дополнительную информацию?

Мы не выступаем против религии как мировоззрения без накладываемых ею запретов и ограничений на Знания. Но мы против ограниченности и замкнутости сознания. Например, вы можете сказать нам - Вы верите в Безличную силу Вселенной которая управляет всем. Это религия? Это знание может мешать нам видеть Вселенную такой, какая она есть? Это знание закрывает нас от исследования всего нового? Исследуйте себя и весь мир насколько вы можете всеми средствами которые в вашем распоряжении и вы увидите мир, каким он является на самом деле. Определите для себя границу, где Вера пересекается с Невежеством.

...

Мы просмотрели информацию на Н. Долгорукого. В рекомендованном вами видеоносителе


он показывает альбом со считанной телепатическим образом точной информацией о нас, где очень точно графически изображен наш образ.


Мы не можем больше задерживаться и просим вас передать ему эти символы.


Мы вернемся на Землю только через 250 лет в плотном теле, равно как и сейчас, когда мы находимся с вами.

ВЕСЬ МАТЕРИАЛ с фото
читать: http://sunson2005.narod.ru/sistema_sirius_informaziya.html
скачать: http://sunson2005.narod.ru/sirius.doc
Рубрики:  Глобальные проблемы человечества
Метафизика
Футурология

Ищу представителей французского персонализма

Суббота, 25 Апреля 2009 г. 02:55 + в цитатник
Алексей_Апрель (Дворик_философа) все записи автора Желательно практикующих католиков. Мня интересует устав персоналистических сообществ Мунье.

Простая тряпочка

Четверг, 23 Апреля 2009 г. 16:28 + в цитатник
Olke (Дворик_философа) все записи автора

- Чего тебе, мальчик? - спросила продавщица кондитерского отдела у пятилетнего карапуза, уверенно шагнувшего к прилавку.
Он протянул ладонь, на которой лежал замусоленный троллейбусный талончик, и сказал:
- Счастья. На весь билетик.

 miscellaneous_338.gif (400x17, 2Kb)

В любви это вообще обычная история.

 человек человеку воздух
земля и цветок
дерево и огонь
от голоса твоего идет ток
прямо в мою ладонь
почему-то правую
а левая горяча
и я как воздух плаваю
у твоего плеча

 ...Это стихи замечательной современной поэтессы Мары Малановой. И мне очень нравится это: «человек человеку воздух земля и цветок».

Потому что с воздухом и землей особенно не поиграешь (с цветком можно, но он быстро станет клёклым, просто мятой тряпочкой, если, конечно, он не толстый и мясистый, на жирной ножке, почти что восковый).

 

Потому что земля больше двух. И воздух больше двух.

А самое главное – все они (вместе взятые и по отдельности) больше нашего душного знания, что нужно другому для счастья. Мы думали, что только я, а оказалось – что целый мир.

Если долго играть с живым существом как с неживым – существо линяет.
Уходит от играющего желтовато-розовой дымкой. В потолок.

 

Лютик быстро станет тряпочкой.
Воздух испортится.

 

Игрушку переворачивают – игрушка говорит: «Мама». Игрушку кладут на бок – она кряхтит, как медведь.

Каким бы ни был смешным или трогательным звук, знай, что эта игрушка – ты.

Остается только пожать плечами – и разойтись.

Рубрики:  Мораль, культура, нравы, искусство

Метки:  

ЯЗЫКИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Воскресенье, 12 Апреля 2009 г. 08:32 + в цитатник
Николай_Кофырин (Дворик_философа) все записи автора «Языки русской философии» - так назывался доклад, с которым выступал на очередном заседании семинара Русской христианской гуманитарной академии доктор философских наук профессор Воронежского университета Владимир Владимирович Варава.
Варава (324x243, 111Kb)
С детства запомнилась известная фраза немецкого философа Гегеля: «С точки зрения банальной эрудиции каждый индивидуум, критически мотивирующий абстракцию, не может игнорировать критерии утопического субъективизма…».
Когда французские переводчики попросили Гегеля написать на понятном французском языке, он ответил, что это невозможно.
Конечно, можно излагать свои мысли как Гегель. Однако немногие читают философские трактаты. И если ты хочешь донести свою правду до как можно большего числа людей, нужно писать на понятном и доступном для них языке.
Литература призвана говорить просто о сложном, а философия сложно о простом.
Мало написать правду, нужно ещё в правде разглядеть Истину, понять смысл её!
В каждом слове, в каждом вопросе скрыт огромный смысл.
Искусство слова — кое и есть литература — состоит в умении проникнуть в сердце, и, покорив его, заставить разум побуждать людей творить добро без оглядки, вызвать чувства, которые убедят лучше любого доказательства.

ПРИВЕДУ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ТЕЗИСЫ ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ
Читай и смотри далее - КАК ГОВОРИТЬ ПРОСТО О СЛОЖНОМ

Метки:  

Почему философ не боится смерти?

Суббота, 11 Апреля 2009 г. 13:40 + в цитатник
Николай_Кофырин (Дворик_философа) все записи автора
Смерть подстерегает нас на каждом шагу. Но если думать о ней и бояться ее, то жизнь становится невыносимой.
Ожидание смерти страшнее, чем сама смерть. Значит, нужно как-то преодолеть этот страх. Но как?
Забыться в вине, разгуле, наркотиках, или отвлечься, рассеяться в суете будничных забот, живя, как в последний день?
Преодолеть смерть творчеством, надеждой, что это сохранит тебя после смерти?
Или же играть в прятки со смертью, превратив страх в бесстрашие?
А может быть, обрести в смерти смысл существования, когда ее наступление осветит прожитое и выделит главное?
Читай и Смотри далее - КАК ПОБОРОТЬ СТРАХ СМЕРТИ

Мои размышления о персонализме

Среда, 08 Апреля 2009 г. 16:13 + в цитатник
Алексей_Апрель (Дворик_философа) все записи автора  (410x307, 44Kb)
Персонализм существовал как тенденция, по крайней мере, с возникновения христианства на протяжении всей истории философской мысли. Главным для персоналистов является развитие идеи человеческой личности и ее отношения к Личности Бога, темы свободы, творчества, общества, коммуникации, природы как таковой. Личность рассматривается как фундаментальная онтологическая реальность, проявляющаяся в индивидуальной деятельности. Опыт ее существования становится основой для построения мировоззренческой картины, поскольку личность имеет высшую ценность. Как русский так и французский персонализм является не просто религиозным, в отличии от экзистенциализма, скорее теоцентрическим, чем антропоцентрическим философским направлением, поскольку свою реальность и истоки бытия личность в конечном итоге получает от Личности абсолютной. Главной задачей персонализма является отыскание смысла, но не абстрактного смысла жизни, а конкретного смысла конкретной личности живущей в условиях конфронтации свободы и необходимости, мира личности и мира безличных вещей и систем. «Основным объяснительным принципом становится категория «общение», задающая не субъект-объектную, а субъект-субъектную структуру отношения человека к миру. С этой точки зрения, центральное понятие «личность» трактуется как уникальная целостность, критерий и цель человеческой истории. Творчество является образующим принципом и способом бытия личности. Уникальность и целостность духовного личностного опыта становятся условием и «методом» подлинного понимания мира как целостности. Природа и общество в таком случае не противостоят личности как чуждые и внешние объекты, а раскрываются в своей полноте и уникальности посредством диалога» . Персонализм настаивает на индивидуальности познания поскольку познающего «гносеологического субъекта» классической философии просто напросто не существует. «Принципу идеалистического монизма и панлогизма Гегеля противопоставляется плюрализм — множественность существований, сознаний, воль, личностей, а разуму — интуиция» . Персонализм критикует технократизму современной цивилизации. Потеря Бога и общения с ним привело мир к потере человека как личности и обесцениванию его существования. Человек без Бога оказался вещью в мире вещей, он испытывает тотальное одиночество, поскольку мир вещей чужд человеческой природе, мир объектов бесчеловечен. «Диалог рассматривается как путь выхода из ситуации тотального отчуждения, как способ установления глубинных связей между индивидом и бытием. В социальной философии персонализма диалог становится не только основой критики как капитализма, так и социализма, в равной степени подавляющих личность, но и методом построения нового социума, основанного на приоритете личностных духовных ценностей» . История рассматривается в персонализме как сфера творческой самореализации личности.
Рубрики:  История философии(обсуждение отдельных мыслителей)



Процитировано 1 раз

Каковы ВЕХИ нашей жизни?

Суббота, 04 Апреля 2009 г. 06:21 + в цитатник
Николай_Кофырин (Дворик_философа) все записи автора
Был приглашён и участвовал в очередном заседании семинара Русской христианской гуманитарной академии на тему: «Актуальны ли "ВЕХИ". К 100-летию выхода сборника статей о русской интеллигенции».
Сборник статей о русской интеллигенции «ВЕХИ» выпущен в Москве в 1909 году группой публицистов и философов (Н.А. Бердяев написал статью «Философская истина и интеллигентская правда», С.Н.Булгаков «Героизм и подвижничество», М.О.Гершензон написал «Творческое самосознание», А.С.Изгоев «Об интеллигентной молодёжи», Б.А.Кистяковский «В защиту права», П.Б.Струве «Интеллигенция и революция», С.Л.Франк «Этика нигилизма».

«Пророческая глубина "Вех" не нашла (и авторы знали, что не найдут) сочувствия читающей России, не повлияла на развитие русской ситуации, не предупредила гибельных событий. Но и за 60 лет не померкли ее свидетельства: "Вехи" и сегодня кажутся нам как бы присланными из будущего. …Сегодня мы читаем ее с двойственным ощущением: нам указываются язвы как будто не только минувшей исторической поры, но во многом - и сегодняшние наши. И потому всякий разговор об интеллигенции сегодняшней... ... почти нельзя провести, не сравнивая нынешних качеств с суждениями "Вех"». (Александр Солженицын).

С докладами выступили: Борис Валентинович Аверин, доктор филологических наук, профессор СПбГУ; Иг.Вениамин (Новик), кандидат богословия, преподаватель, христианский публицист; доктор философских наук, профессор А.А. Ермичев; Сергей Львович Фирсов, доктор исторических наук, профессор СПбГУ.

ПРИВЕДУ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ТЕЗИСЫ ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ.
Читай далее - КАКОВЫ ВЕХИ НАШЕЙ ЖИЗНИ?

Глупый апрель

Четверг, 02 Апреля 2009 г. 23:28 + в цитатник
Olke (Дворик_философа) все записи автора

m160144 (300x233, 29Kb)

Когда сначала пахнет дымом, а потом пылью, когда начинает плыть по деревьям первая зеленая мелкая сволочь, когда вся эта салатовая древесная сыпь тебя очень тревожит (особенно в сумерках), когда вечера становятся длинными, а улицы полупустыми, в общем, в апреле – всегда повторяется одно и то же.

 

Идешь по еще не загустевшей весне и думаешь, что ничего не дождался. 

 

Что то, что тебе было нужно, не случилось.  

 

«Того, что надо мне, того на свете нет» – вот, условно говоря, что ты думаешь.

 

..как из могилы, из праха, из быстрой апрельской дымки... 

 

(Апрель вообще для этого – для тоски об инокам. Такое у него, видимо, назначение. Он тоже, наверно, хотел – иначе. Притворялся бурным цветеньем или встречей. Не получилось.) 

 

Ну да. Это мы уже проходили. 

 

К тебе, имеющему быть рожденным
Столетие спустя, как отдышу, –
Из самых недр – как на смерть осужденный,
Своей рукой пишу:

 

– Друг! не ищи меня! Другая мода!
Меня не помнят даже старики.
– Ртом не достать! – Через летейски воды
Протягиваю две руки.

 

Как два костра, глаза твои я вижу,
Пылающие мне в могилу – в ад, –
Ту видящие, что рукой не движет,
Умершую сто лет назад. 

 

На губах у тебя – пыль. А в карманах у тебя – кулаки и крошки. 

 

И все это чудо красоты и чистоты, вся эта чужая сегодняшняя любовная жизнь, которая прошла мимо тебя, поманила облаком, но не остановилась, не почла честью, не далась, не улыбнулась – вдруг обернется на тебя через сто лет и позовет по имени. 

 

...из весеннего дождливого дня, из прибитого праха, из будущей апрельской дымки.... 

 

«Дайте мне то, что хочу, моих зверей, мои яблоки и мои веселые сковородки, и я покажу вам, как умею быть счастливой!» 

Не дадут.
Потому что УЖЕ СЕЙЧАС дали. И именно здесь.
Сколько можно? Не нашим иллюзиям. И не нашему своеволью.


А – нам.

 («А что ты, собственно, сделал, чтоб быть счастливым?»
– «Я? Ничего не заметил».) 

 

Мы все ничего не заметили. 

 

Это просто какая-то ерунда.
Бессмертный апрель. 

 

 ...Со мной в руке – почти что горстка пыли –
Мои стихи! – я вижу: на ветру
Ты ищешь дом, где родилась я – или
В котором я умру.

 

На встречных женщин – тех, живых, счастливых, –
Горжусь, как смотришь, и ловлю слова:
– Сборище самозванок! Все мертвы вы!
Она одна жива!

 

Я ей служил служеньем добровольца!
Все тайны знал, весь склад ее перстней!
Грабительницы мертвых! Эти кольца
Украдены у ней!

 

О, сто моих колец! Мне тянет жилы,
Раскаиваюсь в первый раз,
Что столько я их вкривь и вкось дарила, –
Тебя не дождалась! 

 

Интересно вот что.  

 

Можно тосковать о несбывшемся, мучить себя и других, сочинять километры писем (схожие между собой, хоть пишешь вообще-то разным адресатам, удивительное равнодушие), не различать по-настоящему лица (а иначе как объяснить, что с разными людьми – все одно и то же), писать гениальные стихи, самоубиться или спиться, но так и не догадаться, что НЕЛЬЗЯ отнимать у другого человека (хоть через сто лет, хоть сейчас, хоть через пятьдесят) его право прожить свою жизнь. Что нельзя (даже в самом самовластном роскошном расплакавшемся сне) пожелать человеку пережить такой же тупик.

 

Такую же безысходность. Что нельзя хотеть (нельзя позволить – себе, именно себе, а кому ты что-то можешь еще не позволить?), чтобы кто-то другой задыхался на твоей могиле или в переулке, где ты когда-то жил, – от загробной тоски по такому же несбывшемуся. Невозможному. А значит, ненастоящему. И удушливому, как гроб или коробка. Как бы твоя жизнь гениальна или прекрасна.
Потому что нет ни прекрасных, ни гениальных жизней.


А есть только способность (попытка, усилие) свою судьбу – перевязать. 

 

…И грустно мне еще, что в этот вечер,

Сегодняшний – так долго шла я вслед
Садящемуся солнцу, – и навстречу
Тебе – через сто лет.

 

Бьюсь об заклад, что бросишь ты проклятье
Моим друзьям во мглу могил:
– Все восхваляли! Розового платья
Никто не подарил!

 

Кто бескорыстней был?! – Нет, я корыстна!
Раз не убьешь, – корысти нет скрывать,
Что я у всех выпрашивала письма,
Чтоб ночью целовать.

 

Сказать? – Скажу! Небытие – условность.
Ты мне сейчас – страстнейший из гостей,
И ты окажешь перлу всех любовниц
Во имя той – костей. 

 

...Когда уже не пахло ни дымом, ни пылью, а зелень была уже вполне бабья, тяжелая, загустевшая, в общем, летом – ночью ко мне в комнату залетел черный мясистый жук. Он плотно шлепнулся на подоконник и был живым и толстым. 

 

Из соображений общей его отвратительности и какого-то насмешливого настроения я (чтоб не прикасаться руками) поддел его твердой бумагой (разорванным блоком от сигарет), а потом накрыла хрустальной вазой (еще из покойной бабушки запасов). Жук гудел в перевернутой вазе, стукался в ребристое стекло, мычал. 

 

– Вот и сдохнешь здесь, – членораздельно сказала я в ночной тишине радостным голосом. 

 

И тут же сразу подумала: «Вот так и меня когда-то запрут». 

 

... Так что жука я выпустила. 

 

И он – так и не узнавший, что ему было уготовано в его хрустальном гробу,

– улетел в ночь, мерно жужжа, как предельно уменьшенный бомбовоз. 

 

И уже никогда не вернется. 
 

В посте использованы стихотворения М.Цветаевой

 

Рубрики:  Мораль, культура, нравы, искусство


Поиск сообщений в Дворик_философа
Страницы: 31 ... 29 28 [27] 26 25 ..
.. 1 Календарь