// // // // // //

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в О_Москве

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.04.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 151


Вокруг Петровского парка

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 12:03 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора В этом доме ныне находится некий SPA-клуб «Дворянская усадьба». Как я ни присматривалась, но не увидела никаких табличек (хотя с чегой-то я вдруг о табличках размечталась?)), что это здание – некогда знаменитая вилла Николая Рябушинского «Черный лебедь».

 (700x525, 88Kb)

Могу сейчас путаться в изложении информации, так как материала не так много, как мне бы того хотелось.
Вилла «Черный лебедь» была построена для Рябушинского известным московским архитектором Владимиром Адамовичем в 1907-1910 годах. Считается, что это неоклассицизм. Если смотреть прямо на фасад, в голову почему-то приходят ассоциации с усадьбами пушкинской эпохи. А вот если смотреть сбоку, то прекрасно узнается силуэт модерна.
Сам Николай Рябушинский – знаковая фигура для эпохи модерна. Человек любил и умел жить с размахом. Самый непутевый среди своих знаменитых братьев и транжира, промотавший немалое состояние еще до революции. Но вместе с тем меценат и коллекционер, обладавший неплохим для дилетанта художественным вкусом. Создатель журнала «Золотое руно» (считается, что именно это предприятие в итоге и разорило его окончательно) и инициатор выставки «Голубая роза».
Читать далее
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы
Особняки Москвы
Знаменитые дома

Метки:  

Богоявленский собор в Елохове

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 12:01 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора Кафедральный собор Богоявления в Елохове находится на Елоховской площади, старой границы Басманной и Немецкой слобод.
В XIV - XVII веках здесь располагалось сельцо Елох. "Елох", "елоха", по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще "ольхой" в старину называли мокрое, подтопленное место.
Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный. Эту церковь разобрали задолго до революции. Есть версия, что она стояла немного дальше современного елоховского собора - на месте соседнего храма Никиты Мученика на Старой Басманной, который изначально был освящен во имя Сретения Владимирской Богородицы.
Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского "басман" -дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел.
А Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712 -1731 г.г. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году.

 (525x700, 51Kb)
Читать далее

Источник
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы
Из истории московских улиц

Метки:  

Крах Московского коммерческого ссудного банка и картина Владимира Маковского

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 12:00 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора В конце 1875 года в Москве произошло первое в России банкротство акционерного Коммерческого ссудного банка. Эта темная история вдохновила художника Владимира Маковского на создание картины «Крах банка»

 (700x464, 55Kb)

Маковский К. Е. Крах банка. 1881

Почти до середины XIX века в России существовали лишь казенные банки. С отменой крепостного права в 1861 году в стране начался стремительный рост всех отраслей экономики, испытывавших большие потребности в дешевых кредитных ресурсах. И российские власти санкционировали создание акционерных банков, первым из которых стал учрежденный в 1864 году Санкт-Петербургский частный коммерческий банк. Прошло чуть более пяти лет, и в 1870 году министр финансов утвердил устав частного Ссудного банка Москвы, контора которого разместилась в самом центре первопрестольной столицы — в доме Бостанжогло на Никольской улице (на его месте в 1896 году построили известную всем москвичам аптеку Ферейна).
Председателем правления банка стал управляющий городским ломбардом Даниил Шумахер, вскоре занявший почетный пост московского городского головы. По его рекомендации директором-распорядителем банка избрали бывшего управляющего канцелярией генерал-губернатора Москвы, гласного (депутата) городской Думы Григория Полянского.
В руководстве банка было немало авторитетных московских предпринимателей и общественных деятелей, однако никто из них не имел практического опыта в финансовых делах. Поэтому в 1871 году, с подачи возглавлявшего контрольный Совет банка фабриканта Николая Борисовского и банкира Лазаря Кроненберга, директором по зарубежным банковским операциям стал «финансовый эксперт» из Варшавы Густав Ландау, имевший опыт работы бухгалтером в ряде кредитных учреждений после банкротства его собственной банковской конторы.
Читать далее

Источник
Рубрики:  Московские истории
Москва в живописи

Метки:  

Ретродетектив: «Мельницкий и его мельничата»

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 11:56 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (700x456, 67Kb)

На Москворецкой набережной возвышается великолепное, в целый квартал, здание, выстроенное в духе классицизма архитектором Карлом Бланком по заказу Екатерины II, – Воспитательный дом. Здание настолько импозантно, что в девяностые годы прошлого, двадцатого века, бродила шальная мысль устроить там парламентский центр, разместить Думу и Совет Федерации.
Воспитательный дом действительно выглядит как государственное учреждение высокого уровня. Его так и задумывали. Грандиозная идея – устроить воспитательное учреждение для сирот в самом центре Москвы, опекаемое самой императрицей, – требовала достойного воплощения. Екатерина Великая с жаром взялась за дело вместе со своим сподвижником Иваном Ивановичем Бецким.
Правительница лично пожертвовала на устройство Воспитательного дома 100 тысяч рублей и ежегодно отпускала для него по 50 тысяч.
Но как это часто бывает, высокая идея обломала крылья о российскую действительность и понятия государевых людей.
Скандалы начались еще при Бецком.
Плохо кормили, плохо топили, заставляли работать, рукоприкладствовали, приобщали к разврату, брали взятки за устройство в заведение. Одним из самых громких скандалов в истории Воспитательного дома было дело его казначея Федора Мельницкого.
«Мельницкий и его мельничата» – так прозвали это дело в прессе.
Читать далее

Источник
Рубрики:  Московские истории

Метки:  

По следам братского кладбища на Соколе

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 11:50 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (700x525, 123Kb)

"Братское кладбище для воинов, павших в войну 1914 года и для сестёр милосердия Московских общин", было создано во время первой мировой войны. Решение о его создании приняли 22 октября 1914 на совещании Московской городской управы и Комиссии гласных по мероприятиям, вызванным войной 1914 по инициативе великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Братское кладбище создавалось «для погребения участников войны 1914 года — офицерских и нижних чинов, принимавших непосредственное участие в действиях против неприятеля и участников военных и общественных санитарных организаций, погибших во время исполнения своего долга на театре военных действий». Особое кладбище учреждалось для погребения сестёр милосердия московских общин. Под создаваемое кладбище у Голубцовой был приобретён участок земли при селе Всехсвятском размером 11 десятин, а позже кладбище было расширено за счёт прирезки казённых и удельных земель. В итоге его площадь составляла около 20 десятин.
На строительство кладбищенской церкви Спаса Преображения в память братьев Катковых, погибших 6 августа 1914, пожертвовали средства их родители. Строил церковь Щусев. Увы, не смогла найти изображения.
На работы по устройству кладбища в 1915 Московская городская дума ассигновала 71520 руб. Открытие Братского кладбища, взятого Елизаветой Фёдоровной под своё официальное покровительство, состоялось 15 февраля 1915.
Читать далее
Рубрики:  Некрополи Москвы
Сады и парки
Москва, которой нет

Метки:  

Казанский собор в Москве

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 11:47 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (700x524, 69Kb)

Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен на Красной площади во второй четверти XVII века в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков в 1612 году и в память о погибших в этой войне русских воинах. Это - первый храм, восстановленный в Москве из разрушенных большевиками святынь.
Казанская икона Божией Матери - одна из самых чтимых в Москве. Она была обретена в Казани 8 июля 1579 года: по легенде, девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.
Прошло 30 лет, и казанский священник Ермолай стал знаменитым патриархом Гермогеном. В страшное для России Смутное время он возглавил борьбу за сохранение русской государственности и был идейным вдохновителем русского ополчения. Уморенный голодом поляками в кремлевском Чудове монастыре, он до последнего вздоха отказывался благословить интервентов.
Именно по его приказу на помощь защитникам России из Казани была доставлена недавно обретенная икона Божией Матери.
Читать далее
Источник
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы

Метки:  

Москва воссозданная. Иверская часовня и Воскресенские ворота

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 11:45 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (450x600, 55Kb)

Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней.
Существует легенда, что во время иконоборческих гонений в Византии при императоре Феофиле в 726 году в эту икону ударил копьем в правую ланиту один из воинов-иконоборцев по имени Варвар, и из нее сразу же потекла кровь. Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы - поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой раной на лике. С тех пор икону стали почитать как чудотворную.
По преданию, в IX веке эта икона Божией Матери находилась в доме одной благочестивой вдовы, жившей около города Никеи. К ней пришли императорские соглядатаи и предложили ей откупиться или отдать им икону для уничтожения. Вдова попросила воинов подождать до утра, чтобы собрать требуемые деньги, а когда они ушли, понесла икону к морю и опустила ее с молитвой в море, понимая, что откупиться невозможно. И тогда совершилось чудо - икона не утонула, а встала на ребро и понеслась по волнам. Сын вдовы ушел от преследований на Афонскую гору, где стал монахом Иверского монастыря. Он рассказал инокам о чудотворной иконе, бывшей у них в доме и о том, как она спаслась от иконоборцев.
Этот рассказ стал священным преданием монастыря. Почти через двести лет афонские иноки увидели в море огненный столб, который поднимался над иконой Божией Матери. Ночью монах Иверского монастыря старец Гавриил увидел во сне Божию Матерь, которая велела ему идти по воде и взять икону в монастырь. Три дня и три ночи братия молилась перед чудесно явившейся иконой, а потом поместили ее в соборной церкви, но утром обнаружили икону на стене, над монастырскими воротами. Несколько раз икону переносили обратно в церковь, и она каждый раз возвращалась на ворота. Снова старец Гавриил во сне узнал волю Богородицы: "Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашей Хранительницей не только в настоящей жизни, но и в будущей..." Тогда монахи построили надвратный храм во имя Божией Матери и поместили в него чудотворный образ, который стал называться Иверской иконой Божией Матери Портатиссы (по-гречески -"Вратарница").
Иверская икона прославилась многими чудесами: она оберегала монастырь от врагов, около нее исцелялись больные, по молитвам иноков перед ней житница обители наполнялась мукой в неурожайные годы...
В XVII веке о чудотворной иконе узнали на Руси.
Читать далее
Источник
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы
Еще немного о Москве/Разное

Метки:  

Москва, которой нет. Сухаревская башня

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 11:42 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (466x700, 73Kb)

Есть в Москве башня, которая даже после того, как ее стерли с лица земли, продолжает обрастать легендами.
Сухарева башня построена в 1692 году. Точнее, именно тогда перестраивали в камне Сретенские ворота и укрепляли их боевой башней. С названием связана первая легенда, возникшая больше из путаницы. Говорили, что Петр I возвел башню в честь полковника стрелецкого войска Лаврентия Сухарева, доказавшего свою верность царю во время стрелецкого бунта 1689 года. Мол, и табличка о том есть. Табличка действительно была, только текст ее ни прямо, ни косвенно на это не указывал. Более того, когда юный, но дюже вспыльчивый и мстительный царь пригрозил стрельцам смертной казнью, мало кто из них остался верен царевне Софье. Подавляющее большинство переметнулось на сторону Петра, за что начальники полков списочным составом получили почести и хорошее вознаграждение. Однако Сухарев в списке далеко не первый. А название «Сухарева», похоже, связано с тем, что именно сухаревский полк охранял Сретенские ворота (Сухареву башню). Хотя, конечно, первое предположение куда романтичнее.
С псевдоготическим обликом башни связаны другие мифы. Согласно одному из них, архитектором башни являлся Франц Лефорт, другому — сам император (он, якобы, стремился придать башне форму корабля). Долгое время безуспешно разыскивалась и ратуша в неком немецком городке, с которой башня скопирована…
Стрельцам башня послужила недолго. Больше в страхе, чем в гневе, помня о прошлом, Петр I добился своего: стрелецкие войска уничтожили. А Сухарева башня с апреля 1700 года перешла во владение к Навигацкой школе. Надстроили новый ярус с классными комнатами, Рапирным залом и астрономической обсерваторией. Начался, пожалуй, самый мифологизированный этап существования башни.
История школы тесным образом связана с именем Брюса и собраниями Нептунова общества — тайного царского совета, а, по мнению многих, первой российской масонской ложи.
Читать далее

Источник
Рубрики:  Москва, которой нет

Метки:  

Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 11:41 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (525x700, 84Kb)

Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы (Старообрядческий) — памятник архитектуры, построен на месте деревянной часовни. Строительство храма началось в 1914 году и продолжалось до 1921 года, в этот же год было проведено освящение храма. Расположен на Площади Тверской заставы.
Первый проект храма был выполнен И. Г. Кондратенко (1856 - 1916) в 1908 по заказу капиталиста-старообрядца И. К. Рахманова, владевшего участком на стрелке Бутырского Вала и Лесной улицы в стиле белокаменной владимирской архитектуры. Для Кондратенко, строившего десятки доходных домов, это был первый проект в храмовом строительстве. Проект был тогда же утверждён городской управой, но строительство по неизвестным причинам было отложено. Шесть лет спустя, община призвала другого архитектора - А. М. Гуржиенко (1872 - после 1832), который выполнил совершенно иной проект. Для Гуржиенко, специалиста по дорожным работам и перестройкам старых зданий, это был также первый проект храма.
Вероятно, к моменту призвания Гуржиенко уже был завершен нулевой цикл, так как внешние очертания постройки точно совпадают с проектом Кондратенко. Но сам храм выполнен в стиле раннего новгородского зодчества, приближаясь к историческому храму Спаса на Нередице, при этом внутри он бесстолпный (у Кондратенко - шестистолпный).
Читать далее
Источник
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы

Метки:  

Храм Зачатия праведной Анны, что в Углу

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 11:40 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (525x700, 83Kb)

Одна из древнейших сооруженных в Москве церквей, дожившая до нашего времени, во имя Зачатия праведной Анны, "что в Углу" - ныне единственная в первопрестольной освященная в честь этого праздника.
Ее название связано с тем, что после возведения здесь, за Кремлем крепостной стены Китай-города (сохранившийся участок которой и ныне находится в Китай-городском проезде) древняя посадская церковь оказалась в углу между восточной и южной сторонами стены.
Один дореволюционный москвовед писал, что ради сохранения чтимой церкви средневековым мастерам пришлось здесь выдвинуть стену выступом на 4 сажени вперед.
И ныне эта церковь находится на углу, образуемом Китай-городским проездом и Москворецкой набережной - чудом уцелевший памятник старомосковского Зарядья.
Неизвестно точно, когда впервые тут появился храм. Достоверно, это произошло в XV веке, задолго до постройки Китай-городской стены. Некоторые дореволюционные историки считали ее древнейшей, едва ли не после кремлевского храма Спаса на Бору. Иногда основание этой церкви относят ко времени правления великого князя Василия II Темного и к его супруге Марии Ярославовне, самолично повелевшей возвести здесь Зачатьевский храм.
И именно он сгорел уже в печально знаменитом московском пожаре 1493 года, когда Москва загорелась от копеечной свечки в арбатской церкви св. Николая на Песках. Быстро распространяясь, пламя охватило и Зарядье вплоть до церкви Всех Святых на Кулишках. Тогда же, в летописном повествовании об этом пожаре и упоминается впервые в московской истории Зачатьевский храм. Позднее, в другом месте, говорится, что церковь загорелась от "огня небесного" - видимо, имелся в виду удар молнии во время грозы.
И считается, что храм действительно был основан незадолго до этого пожара, потому что ранее нигде о нем говорится, - а пожары в Москве были очень частым явлением.
Читать далее

Источник
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы

Метки:  

Коломенское. Церковь Вознесения Господня

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 11:38 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (700x525, 35Kb)

Гениальная церковь Вознесения в селе Коломенском – один из немногих сохранившихся памятников эпохи Ивана Грозного в Москве. А в градостроительной модели средневекового «Третьего Рима» Коломенское было символом той самой Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Господне.

«За государем»

По преданию, история села Коломенского началась в 1237 году, еще во времена нашествия Батыя. Легенда гласит, что тогда жители городка Коломны бежали от страшного хана из своего разоренного города поближе к Москве и будто бы даже хотели укрыться в стенах Кремля, но он уже был занят москвичами. И тогда беженцы устроили на южной окраине первопрестольной, на высоком берегу Москвы-реки, поселение Коломнинское, названное в память их разрушенного города. Потом оно стало называться просто Коломенское.
Действительно, название села Коломенского произошло от имени города Коломны. А вот происхождение имени самого города как легенды, так и многочисленные версии ученых объясняют иначе. Наиболее вероятно, что это гидроним от реки Коломенки. Или же оно произошло от слова «каменоломня», где добывали тогда строительный камень. Или от слова «колодня», означавшего темницу, где томились в колодках заключенные. Или даже от знатной итальянской фамилии Колонна: якобы ее представитель – Карл Колонна, спасаясь от преследований Римского папы, выпросил у русского государя землю, основал на ней целый город и назвал его своим именем. Обычно же считается, что в основе имени Коломны лежит угро-финское слово «колм», означавшее могильник или кладбище, либо славянское слово «коломень», то есть «соседство», «окрестности» («около»), что вполне подходило и для подмосковной Коломны, и для Коломенского.
Читать далее

Источник
Рубрики:  Московские истории
Монастыри и храмы Москвы
Московские усадьбы

Метки:  

Церковь святой великомученицы Варвары на Варварке

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 11:37 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (525x700, 72Kb)

Московская церковь св. великомученицы Варвары находится близ Кремля на одноименной улице Китай-города, Варварке. Храм построил в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор. В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. В советское время с 1933 года улица носила имя Степана Разина - именно этой дорогой в июне 1671 года его везли на казнь к Васильевскому спуску.
А еще раньше, в 1380 году по этой дороге возвращался в Кремль Дмитрий Донской с битвы на Куликовом поле. В честь славной победы над Мамаем повелел князь основать здесь церковь Всех Святых на Кулишках, отчего эта улица до постройки в самом начале XVI века Варварской церкви называлась еще Всехсвятской.
Варвара, святая мученица III - IV веков нашей эры, была дочерью знатного и богатого Диоскора из финикийского города Илиополя. Во время гонений на христианство она приняла святое крещение и была за это посажена под стражу собственным отцом. Затем Диоскор и вовсе выдал дочь правителю города Мартиану. Св. Варвару заточили в темницу и жестоко пытали, но сам Спаситель явился ей ночью и уврачевал раны. Раз Варвару вывели на улицу, и из собравшейся толпы одна христианка по имени Иулиания во весь голос стала обличать мучителей. Ее схватили и обезглавили вместе с Варварой в 306 году.
Читать далее

Источник
Рубрики:  Московские истории
Монастыри и храмы Москвы
Из истории московских улиц

Метки:  

Дом Пашкова

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 11:35 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора "На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий Москвы находились двое: Воланд и Азазелло. Снизу их никто не мог видеть, но им самим город был виден почти весь. Они молчали, перекидываясь изредка короткими фразами. Что-то заставило Воланда повернуться к круглой башне на крыше, что была у него за спиной."
(c) М.Булгаков, "Мастер и Маргарита"


 (700x532, 61Kb)

Дом Пашкова — одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, принадлежащее Российской государственной библиотеке.
Волшебным замком назвал этот дом немецкий путешественник XVIII в. И. Рихтер. Не удивительно: на Ваганьковском холме, что против Кремля, недалеко от Каменного моста, возвышается белый дом из сказки. И не просто дом - дворец. Парадный вход в усадьбу - через украшенные лепниной ворота со стороны Староваганьковского переулка. На Моховую улицу смотрит фасад, устремленный вверх четырехколонный портик дворца, вазы над ним. Венчает здание беседка-бельведер. Все здание кажется ажурным, легким, парящим над Москвой. По склону холма перед фасадом за дивной чугунной оградой разбит сад. В нем - два каменных бассейна. Между ними - фонтан, редкие иноземные птицы (китайские гуси, попугаи разных пород, белые и пестрые павлины) гуляют на свободе либо пребывают в дорогих клетках. Перед домом и садом любили постоять горожане. Особенно много собиралось здесь московского люда по воскресеньям и праздникам. А какая тут была иллюминация, особенно при коронационных торжествах! Иногда в саду играли собственные крепостные музыканты. Бывали в "замке" и театральные представления.
Читать далее
Рубрики:  Особняки Москвы
Знаменитые дома

Метки:  

"Червонные валеты" и дом московского генерал-губернатора

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 11:34 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора Дело о «червонных валетах» - одно из самых знаменитых в дореволюционной России.
Клуб "Червонных валетов"... Так якобы по названию французского романа Понсон дю Террайля о похождениях разбойника Рокамболя наименовал преступное сообщество один из его руководителей Павел Шпейер. Документального подтверждения этому нет, но то, что выражение "червонные валеты" после громкого суда над мошенниками в феврале 1877 года стало почти что крылатым.
Это неформальное объединение любителей авантюр на три четверти состояла из молодых людей, принадлежащих к высшим слоям общества, а проделки «червонных валетов» были столь ловкими и остроумными, что в газетах о них писали с едва скрываемым восхищением.
После одной из особенно дерзких выходок «Клуба червонных валетов» князь Долгорукий, возмущённый бессилием московской полиции, в сердцах воскликнул: «Изловлю и законопачу!» Когда этот грозный рык московского генерал губернатора достиг ушей «червонных валетов», предерзкие мошенники, расценив угрозу генерал губернатора как вызов, «подняли перчатку».

 (458x600, 60Kb)

Об их ответной афёре писали многие, начиная с Гиляровского, вкратце пересказавшего историю продажи «червонными валетами» дома самого генерал губернатора англичанам.
Читать далее
Рубрики:  Московские истории

Метки:  

Парк искусств на Крымской набережной. Часть III

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 11:33 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора В целом большая часть работ в Парке искусств навевает далеко не на грустный лад, как могло бы показаться в связи с рассказом о памятниках, символизирующих наше советское и военное прошлое. В экспозиции очень много несуразиц, вызывающих улыбку и поднимающих настроение. Сфотографировала, опять же, только малую их часть.

"Ангел-хранитель"
 (525x700, 92Kb)
Читать далее
Рубрики:  Городская скульптура
Музеи Москвы

Метки:  

Парк искусств на Крымской набережной. Часть II

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 11:31 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора Есть в экспозиция Парка искусств скульптуры, посвященные военной тематике.
В конце концов война и мир – вечная тема.

«Требуем мира» Мухиной:
 (700x525, 129Kb)
Читать далее
Рубрики:  Городская скульптура
Музеи Москвы

Метки:  

Парк искусств на Крымской набережной. Часть I

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 11:30 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора Парк создан Московским объединением "Музеон" в 1992 году по инициативе Правительства Москвы и Комитета по культуре г. Москвы. В нем расположен музей скульптуры под открытым небом.
Территория парка не очень большая, но вмещает в себя немало интересного. Жаль, что из-за начавшегося тропического ливня пофотографировать удалось не так много. Плюс фотограф из меня криворукий, а фотоаппарат давно уже оставляет желать лучшего.
В первую очередь Парк искусств примечателен как «место ссылки» памятников кумирам советской эпохи.
Одним из первых посетителей встречает Феликс Эдмундович Дзержинский работы Вучетича, который как будто размышляет о том, суждено ли ему еще раз вернуться на старую лубянскую квартиру.

 (525x700, 113Kb)
Читать далее
Рубрики:  Городская скульптура
Музеи Москвы

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Храм Всех Святых на Кулишках

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 11:23 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора Самая известная в Москве Всехсвятская церковь находится на Славянской площади близ Солянки. Одна из древнейших в нашем городе, она была основана, по преданию, великим князем Дмитрием Донским: вернувшись с победой с Куликовской битвы в 1380 году, он немедленно приказал построить храм в память о русских воинах, павших на поле сражения.

 (700x633, 94Kb)

Однако существует и другая версия историков, согласно которой храм на этом месте появился задолго до 1380 года. Иногда называют точную дату - около 1367 года, то есть тоже во время правления Донского, только гораздо раньше Куликовской битвы. А первоначальное основание здесь храма связывают с освоением и заселением этой местности близ московского посада.
Считается, что в древности это место было неудобным и малопригодным для заселения, о чем свидетельствует само его название - "кулишки" или "кулижки", до сих пор представляющее собой загадку для историков и москвичей. Одно из толкований слова "кулишки определяет его как топкое, болотистое место, или заболоченный участок земли. Есть предание, что когда-то здесь и впрямь было болото, где водились кулики - птицы, обитающие в болотистой местности. Они-де и оставили здесь свое имя.
Читать далее

Источник
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы

Метки:  

Храм Большого Вознесения у Никитских ворот

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 11:21 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора Знаменитая церковь "Большое Вознесение" у Никитских ворот - самая известная московская церковь не только среди других Вознесенских храмов столицы, но и во всем городе. Любимое москвичами "Большое Вознесение" непременно входит во все экскурсионные маршруты, учебники по москвоведению, путеводители, юбилейные издания.
Старомосковское название этого величественного храма было дано для отличия от старинной Вознесенской церкви по соседству, на Большой Никитской улице, построенной раньше и имеющей гораздо меньший масштаб. Обе церкви - как две эпохи истории России, как два лица: допетровской и петровской Москвы. Одна была построена, когда Москва была еще русским престольным градом, вторая - в эпоху столичного Петербурга.

 (700x467, 81Kb)

Обычно возведение храма "Большое Вознесение" связывают связывают с именем матери Петра I, царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. Однако известно, что царица построила новую каменную Вознесенскую церковь на месте старой деревянной, основанной здесь точно при первом Романове и впервые упоминавшейся еще в 1619 году. Спустя ровно десять лет, в 1629 году, деревянная церковь сгорела, были попытки восстановить ее, но исполнила это только царица Наталья Кирилловна в 1680-х годах. Двор царицы находился тогда на месте нынешнего Столового переулка, и тот отрезок Большой Никитской назывался потому Царицынской улицей. Напротив своего двора царица и приказала построить на свои средства каменную шатровую церковь во имя Вознесения Господня.
Читать далее
Источник
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы

Метки:  

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 11:20 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (500x501, 50Kb)

Церковь Рождества Богородицы в Путинках стоит в самом начале Малой Дмитровки. Великолепная, как будто свитая из белоснежного кружева, она построена в 1649-1652 годах - одна из красивейших и древнейших церквей, освященных в честь этого праздника, сохранившихся в Москве. В древности здесь располагалось урочище "Путинки": здесь, у Тверских ворот Белого города, расходились два пути - на города Дмитров и Тверь. Здесь находился тогда Путевой двор для послов и гонцов, к которому вели путинки - по-московски кривые улочки и переулки. Другая версия объясняет название Путинки от слова "паутина" - маленькие улицы и переулки с разбросанными на них маленькими московскими домиками, лежавшие в приходе этой церкви представляли собой "паутинку", окружавшую церковь со всех сторон.
Первоначально, здесь стояла трехшатровая деревянная церковь, построенная в 1625 году. В 1648 году она сгорела, и прихожане храма, через Иерусалимского патриарха, остановившегося в ту пору в Москве, попросили царя выделить сумму на постройку каменной церкви. В процессе строительства первоначальный план усложнялся, и храм дополнялся новыми помещениями. Несмотря на это, церковь отличается гармоничностью всех своих частей. Объединяет всю сложную композицию большая шатровая колокольня. Это первый на Руси храм с престолом в честь иконы Божьей Матери "Неопалимая Купина" (оберегающая от пожаров). Но эта церковь – еще и последняя в Москве постройка шатрового зодчества до знаменитого указа патриарха Никона.
В 1652 году патриарх Никон предписал впредь церкви «строить о единой о трёх, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить». Впоследствии запрет был подтвержден, а в качестве образца зодчим указали пятиглавый Успенский собор Московского Кремля. Однако в провинции шатровые храмы появлялись и позднее, но московские зодчие такой вольности позволить себе уже не могли и в дальнейшем использовали полюбившийся шатер только для завершения колоколен.
Церковь была закрыта в 1938 году, но с 1991 года в храме возобновились богослужения.
Источник
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы

Метки:  

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Бутырках (Улица Бутырская, вл. 56)

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 11:19 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора Раньше, еще не зная истории этой церкви, проезжая мимо, всегда удивлялась, как подобное странное (я одно время не знала, что это остатки колокольни) строение могло появиться и сохраниться в подобном заводском районе. На него просто нельзя не обратить внимания.

 (690x518, 82Kb)

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Бутырках (Улица Бутырская, вл. 56)
В наши дни при упоминании слова «бутырки» большинство людей вспоминают лишь знаменитую тюрьму. Однако изначально это было особое понятие: бутырками называли избы, жилища, сёла, стоявшие отдельно от общего поселения. Зачастую бутырки отделялись от основного посёлка полем или лесом.
По предположениям историков, существовала у бутырок и специальная функция – это был сторожевой пункт, оберегавший город от внезапных набегов, а также точка наблюдения за приезжавшими в город иностранцами. Более всего это название закрепилось за районом на севере Москвы. Здесь-то в XVII веке и возникла великолепная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, надолго ставшая украшением этих мест…
Читать далее

Источник
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы
Москва, которой нет

Метки:  

Где дом, в котором родился Пушкин?

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 11:18 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (375x500, 60Kb)

Первое упоминание о месте рождения поэта относится к 1822 году — в книге «Опыт краткой истории русской литературы» Н. И. Греча прямо говорится, что Пушкин «родился в Санкт-Петербурге 26 мая 1799 года». Интересно, что сам поэт, видимо, знал об этой ошибке, но никак не отреагировал (поневоле задаешься вопросом: а было ли ему самому это интересно?). О том, что родина поэта — Москва, широкой публике стало известно только спустя 25 лет после выхода книги Греча, из «Словаря достопамятных людей русской земли» Д. Н. Бантыш-Каменского. На этом, впрочем, поступление сколько-нибудь достоверных сведений и закончилось. Назывались самые разные адреса: прославленный Анненковым «дом на Молчановке», даже сельцо Захарове — имение бабушки Пушкина Марии Алексеевны Ганнибал... Никто не мог с уверенностью указать дом, где жили Пушкины в момент рождения Александра, а догадки и сообщения со слов знакомых и родственников вряд ли можно отнести к проверенным данным. Задача и впрямь была не из легких: в то время Пушкины часто переезжали, снимая на каждую зиму новый дом — лето они проводили в деревне, — и точно определить местожительство семьи в мае — июне 1799 года можно было только по документальным данным.
Первый такой документ был найден только в 1879 году: студент С. Ф. Цветков, работая в архивах, нашел запись в метрической книге Богоявленской церкви в Елохове, из которой стало известно, что Александр Сергеевич Пушкин родился 27 мая 1799 года «во дворе коллежского регистратора Ивана Васильева Шварцова», причем Пушкины указаны как его жильцы (расхождение в датах произошло, видимо, от обычая записывать детей, родившихся после захода солнца, следующим числом. Сам Пушкин считал, что родился 26 мая). Позже стало известно, что фамилия «коллежского регистратора» не Шварцов, а Скворцов, вот только «двора» его не нашли, зато доискались, что был он в то время управляющим у графини Головкиной, имевшей тогда свой дом на Немецкой улице, как раз в приходе Богоявленской церкви. А раз так, вероятно, и сам Скворцов жил в том же доме или при доме во флигеле. Предположив, что под «двором Скворцова» подразумевается — по «домашней терминологии» самих Скворцовых — двор Головкиной, легко было решить, что это и есть место рождения знаменитого поэта. Исследователь А. А. Мартынов поместил по этому случаю статью в «Московских ведомостях» с указанием и планом дома Головкиной, тогда, в 1880 году, принадлежавшего Клюгиным. К торжественному открытию памятника поэту на Тверском бульваре (тот же 1880 год) прибавили церемонию водружения памятной доски на дом Клюгиных — ныне ул. Бауманская, 57. Так родилась ПЕРВАЯ ВЕРСИЯ о месте рождения А. С. Пушкина.
Читать далее

Источник
Рубрики:  Московские истории
Еще немного о Москве/Разное

Метки:  

Храм Климента Папы Римского

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 11:16 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора По дороге от Третьяковской галереи к «Новокузнецкой» всегда останавливаюсь полюбоваться на храм Климента Папы Римского, который кажется (по крайней мере, мне) таким чужим и одиноким среди московских «сорока сороков». И название у него «римское»… И барокко такое для Москвы – почти что исключение. Да и явно тесно ему в переулке...

 (350x429, 41Kb)  (350x521, 50Kb)

Храм впервые упомянут в летописных сообщениях 1612 года о ходе сражения русских ополченцев с войсками Хоткевича, когда острожек, "что был у Климента Папы Римского", был отбит у неприятеля. Это был поворотный момент борьбы ополчения с польско-литовской интервенцией. Храм Климента был тогда деревянным.
В 1662 г. думный дьяк Александр Степанович Дуров соорудил новый с престолами иконы Божией Матери "Знамение", святого. Николая и священномученика. Климента. Дьяк Александр Дуров состоял при царе Михаиле Федоровиче, был оклеветан в 1636 г. и осужден на смертную казнь, спасла его икона Знамения, взятая в тюрьму. В память об этом Дуров и отстроил церковь. Постройка храма отмечена в Ружных книгах, с тех пор храм упоминается то под одним, то под другим наименованием, но как одна церковь (вероятно, церковь Знамения была придельной, но не сообщавшейся непосредственно с главной).
В 1720 г. на средства купца первой гильдии Ивана Комленихина храм перестраивается. 1756-58 гг. к храму были пристроены существующие трапезная и трехъярусная колокольня. Эти скромные сооружения, автором которых считается А.П. Евлашев, соответствовали масштабу старой церкви. Они вполне традиционны для московской архитектуры середины XVII века. 17 мая 1762 г. прихожане просили разрешения сломать Знаменский храм с Никольским приделом и выстроить новый пятипрестольный. Средства и на трапезную с колокольней, и на сам храм дал табачный и винный откупщик, коллежский асессор Кузьма Матвеевич Матвеев, живший в этом приходе. К 1769 году и возникло существующее здание с главным престолом Спаса Преображения.
Читать далее...
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы

Метки:  

Церковь Спаса Преображения, что на Песках и "Московский дворик" Поленова

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 11:14 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (670x503, 55Kb)

Это церковь Спаса Преображения, "что на Песках", которую, пусть и не зная названия, все равно знают почти все, так как именно она изображена на знаменитой картине Василия Дмитриевича Поленова "Московский дврорик". Больше от того самого уютного дворика ничего не осталось.

Сначала немного о церкви, а потом о истории картины и эскиза к ней.

Спасопесковский переулок как бы растворяется в небольшой, уютной, привлекательной площади с таким же небольшим сквериком, который был устроен в 1871 г. владельцем дома № 8 Н. А. Львовым и назван им Пушкинским, в память поэта, бывавшего в окрестных домах. В нем в 1993 г. по инициативе Российского пушкинского общества установили памятник поэту (скульптор Ю. Динес). Посередине площади - церковь Спаса Преображения, "что на Песках", изображенная В. Д. Поленовым на широко известной картине "Московский дворик". Она дала свое имя и переулку, и площади. Читать далее

Источник
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы
Москва в живописи

Метки:  

Дом Перцова: архитектура и жизнь

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 11:11 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (599x398, 35Kb)


Москва — родина неорусского стиля в архитектуре — имеет единичные примеры его воплощения в таком типе здания, как доходный дом. Кто был заказчиком этих редких проектов, усложняющих и удорожающих строительство?
В 1907 году рядом с храмом Христа Спасителя вырос новый дом. Строителем и владельцем дома был инженер путей сообщения Петр Николаевич Перцов.

 (338x450, 21Kb)

С. D. Малютин. "Портрет П. Н. Перцова"

Читать далее

Источник
Рубрики:  Знаменитые дома

Метки:  

Петровский парк. Петровский путевой дворец. Храм Благовещения

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 11:10 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора История Петровского парка тянется в глубь веков. Среди историков существует несколько версий о происхождении названия. Собственно Петровский парк, названный от путевого Петровского дворца, был устроен в первой половине XIX века. Согласно традиционной, самой известной версии, Петровский парк был разбит на землях, некогда принадлежавших московскому Высоко-Петровскому монастырю, — той же обители, что дала имя и улице Петровка, на которой она находится.

 (700x525, 95Kb)

Действительно, первое упоминание о местных владениях Петровского монастыря относится к 1498 году, тогда они были весьма внушительными по размерам, доходя до границ Всехсвятского села и до современной линии Рижской дороги. После 1678 года около этих земель появляется село Петровское, когда дед Петра I боярин Кирилл Полуэктович Нарышкин купил у князя Прозоровского соседнее село Семчино, и оно стало именоваться Петровским (будущее Петровско-Разумовское). После стрелецкого бунта 1682 года в нем была возведена вотчинная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла в честь тезоименитства внука хозяина, царевича Петра, которая и дала имя новому угодью Нарышкиных — селу Петровскому. Запечатлелось ли в нем имя бывших монастырских земель, или оно стало полной тезкой соседнего владения Высоко-Петровского монастыря — по этому вопросу и существуют два основных мнения ученых.

Первое гласит, что это были соседи-«тезки», два разных владения с одинаковым названием «Петровское», но с разным происхождением имени. У одного, что было в районе Петровского парка, оно явилось от Высоко-Петровского монастыря. У другого, будущего Петровско-Разумовского — от местной Петропавловской церкви или даже от имени августейшего внука владельца этих мест, по именинам которого освятили церковь. Высказывались разные предположения о том, что Петр I якобы родился здесь, или что Нарышкин назвал свое владение Петровским после рождения царевича.

Согласно другому мнению, село Петровское было единым, в старину огромного размера, на разных концах-крыльях которого возникали разные поселения — и само Петровское, и Петровско-Разумовское и Петровское-Зыково. Столько вариантов одного и того же имени с разными приставками приводит к мысли, что все они — части одного большого целого. Возникновение этих поселений с одинаковым названием в первой части, но с разными окончаниями, было связано с тем, что к тому времени некогда пустынные территории большого монастырского владения стали заселяться и получать свои новые «добавочные» имена. В пользу этой версии свидетельствует тот факт, что село Петровское-Зыково (на территории которого был разбит Петровский парк), основанное в конце XVII века, точно принадлежало Высоко-Петровскому монастырю — и в то время, и после секуляризации 1764 года. Прежде оно называлось только Петровским, и потом запечатлело имя бояр Зыковых, служивших Петру I и обустраивавших это село. Читать далее


Источник
Рубрики:  Московские истории
Монастыри и храмы Москвы
Сады и парки
Особняки Москвы
Знаменитые дома

Метки:  

Храм Всех Святых на Соколе

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 11:08 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора Колокол храма Всех Святых на Соколе
Сокол. Оскал Кока-Колы — реклама с дом.
Волоком движутся к Войковской визг и вой.
Всполохи в небе — знамение иль неон?
Вдруг слышу колокол, колокол над собой.

Бой — одиночные выстрелы — в воздух, вверх!
Бей! — одиночество выстрадать? — выбить в пух!
Боже — ты слышишь? — ты помнишь о нас о всех?
Больно, что нищий наш дух не у всех — на двух.

Колокол молотом: продано! Где душа? —
если давно уже вынесли всех святых!
Господи, Господи, кто из нас повышал
тридцать серебренников до монет златых?!

Смолкнул малиновый звон, и шоссе крестом —
там, возле церкви, намоленной испокон.
Снова заполнили всё трескотня и стон.
Колокол, колокол, колокол — он по ком?
©Сергей Юдин

Люблю время от времени пополнять свои знания по истории района, в котором живу.
О клинике на улице 8 марта, связанной с именем Михаила Врубеля, уже писала. Теперь вот нашла интересную статью о храме Всех Святых на Соколе


 (448x450, 71Kb)


Имя Сокол теперь носит теперь древнее село Всехсвятское, названное в конце XVII века по местной церкви, освященной в честь всех святых, а вот ее история более туманная. Село, известное с 1398 года, изначально носило имя Святые Отцы. По легенде, здесь стоял мужской монастырь с соборным Всесвятским храмом, а в окрестном лесу в хижинах жили старцы-отшельники.
Мнения ученых расходится. Одни согласны с тем, что здесь действительно до XV века стоял монастырь с храмом в честь всех святых, другие считают, что собор монастыря был освящен в честь VII Вселенского Собора святых отцов, отчего и произошло название села.
Еще одно странное старомосковское прозвище местности – Лужа Отцовская – объясняется очень просто: здесь протекали речки Ходынка и Таракановка, подтоплявшие местность.
Село Святые Отцы упоминается в конце XV века в духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева, двоюродного брата московского великого князя Ивана III, согласно которой он передавал это село с другими угодьями своему сыну. Однако род Патрикеевых скоро оказался в опале, и в начале следующего столетия село отошло в казну. С тех пор его хозяева менялись по воле московского государя. Считается, что какое-то время оно принадлежало Троице-Сергиеву монастырю. А в 1587 году царь Федор Иванович пожаловал село кремлевскому Архангельскому собору.
Далее мнения ученых снова расходятся. Одни считают, что в древнем монастыре, независимо от его посвящения всем святым или VII Вселенскому Собору, точно была деревянная церковь в честь всех святых. После упразднения монастыря она осталась приходской и потом, когда село оказалось в руках нового владельца, боярина И. М. Милославского, была перестроена в камне. Другие предполагают, что монастырь упразднили полностью, а Всесвятская церковь появилась самостоятельно и значительно позднее – в XVII веке. Она и дала новое имя селу, которое после революции изменилось на "Сокол", когда здесь стали строить первый в Москве жилищно-строительный кооперативный поселок. Прежняя традиционная версия гласила, что это название произошло от фамилии местного агронома-животновода А. Сокола, жившего здесь и разводившего на окраине Москвы породистых свиней. Теперь придерживаются другой гипотезы. Современные изыскания установили, что название "Сокол" появилось от московских Сокольников, поскольку именно там сначала собирались возводить кооперативный поселок. А агроном с фамилией Сокол действительно жил в одном из домов Всехсвятского села, и, как ни парадоксально, именно в его доме разместилась контора кооператива "Сокол", что и породило версию о происхождении советского названия местности. Иначе, как игрой истории, это не назовешь.
Местность, в которой появился этот храм, издревле располагалась на главном московском тракте. До времен Петра I здесь проходила важнейшая политическая и торговая дорога на Тверь, Великий Новгород и Псков. С правления Петра ее значение повысилось, поскольку отныне она вела в новую северную столицу. Оттого Всехсвятское село очень много повидало на своем веку. Изначально именно во Всехсвятском была последняя остановка царского поезда перед въездом в Москву на коронацию или другие торжества. Перед тем как в конце XVIII века неподалеку был построен путевой Петровский дворец, деревянный путевой дворец стоял во Всехсвятском, так что храм Всех Святых помнит и Анну Иоанновну, и Елизавету Петровну, и Екатерину II…Читать далее

Источник
Рубрики:  Московские истории
Монастыри и храмы Москвы
Москва в поэзии и прозе

Метки:  

Улица 8 Марта, д. 1. Врубелевская ограда и Сказочные ворота

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 11:06 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора «Лечебница доктора Усольцева состояла из двух скромных деревенских домиков, расположенных в небольшом парке, в пустынном переулке, около Зыкова. Была еще зима, везде лежал снег, кругом было безлюдно. Внутри дома оказались простенькие комнаты, со стенами без обоев, с рыночной мебелью, не впечатления «больницы», но все же было неуютно и не живо.
Д-р Усольцев, знакомый всей Москве завсегдатай всех «премьер», человек поразительно живой, интересный, но со странно сумасшедшими глазами, пригласил подождать минутку. Вот отворилась дверь, и вошел Врубель».
(В. Брюсов)


 (337x220, 16Kb)  (339x220, 16Kb)


6 марта 1903 года в Москве в окрестностях Петровского парка, где располагались загородные дачи, открылась частная лечебница-санаторий для нервно- и душевнобольных и алкоголиков, поразившая москвичей своей необычностью. Врач-психиатр из Костромы Федор Арсеньевич Усольцев и жена его Вера Александровна приобрели два одноэтажных деревянных флигеля, радикально перестроили их (Федор Арсеньевич сам чертил планы), потом взялись за обустройство сада, привели его в порядок, проложили дорожки для прогулок и… открыли «санаторию» для умалишенных. «Весь строй лечебницы приноровлен к условиям обычной семейной жизни», - писали в газетах. И это было правдой.

По замыслу доктора, больной попадал не в медицинское учреждение со строгими правилами, а в обычный дом – в гости к семейству Усольцевых. По вечерам в гостиной устраивались беседы и концерты, днем больные могли свободно гулять, заниматься своими делами, общаться с доктором. Ничто не должно напоминать человеку о болезни – это и был основной принцип лечения. Весьма эффективного, кстати. Недаром, несмотря на высокую плату (150 рублей в месяц за «санаторию» против всего трех рублей, которые брали в государственных больницах) отбоя от пациентов не было. Особенно широкую известность усольцевская больница обрела в литературно-художественных кругах. Доктор Усольцев был дружен с Гиляровским, Васнецовым, Бенуа, Лансере, Коровиным, Поленовым и многими другими.

В 1904 году в клинику доставили пациента в столь буйном состоянии, что его с трудом могли удержать четверо санитаров. Федор Арсеньевич потом напишет в своих воспоминаниях:

«Я видел его на крайних ступенях возбуждения и спутанности, болезненного подъема чувства и мысли, головокружительной быстроты идей, когда телесные средства не поспевали за их несущимся вихрем. И он все-таки творил. Он покрывал стены своего домика фантастическими и, казалось, нелепыми линиями и красками. Он лепил из глины и всего, что попадало под руку, чудовищно-нелепые фигуры. Но стоило прислушаться к его речам, вникнуть в них, — и нелепость, казалось, исчезала. Были понятны эти обрывки, не поспевавшие за своим неудержимо несущимся, но ярким образом».
Пациентом частной лечебницы Усольцева был Михаил Врубель.

Читать далее

Источник
Рубрики:  Московские истории
Знаменитые дома
Еще немного о Москве/Разное

Метки:  


Процитировано 1 раз

Иван Владимирович Цветаев

Суббота, 11 Апреля 2009 г. 18:01 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора Родившись в семье бедного священника начальное образование Иван Владимирович Цветаев получил в Шуйском духовном училище, состоящем из трех отделений со сроком учебы в каждом 2 года, которое продолжил во Владимирской семинарии, в которой также проучился 6 лет. В училище и семинарии "светским наукам" уделяли не много внимания, но учили трем древним языкам: древнееврейскому, древнегреческому и латыни.

 (387x569, 49Kb)

Получив среднее образование И. В. Цветаев поступил в Медико-хирургическую академию, однако "из-за болезни глаз и из-за склонности к изучению предметов историко-филологического факультета" перешел в Петербургский университет на классическое отделение историко-филологического факультета, который окончил в 1870 г. со степенью кандидата. За работу о "Германии" Тацита И. В. Цветаев получил золотую медаль и был оставлен в университете для приготовления к профессорскому званию. С 1871 г. он начал преподавать греческий язык в одной из петербургских гимназий, а в 1872 г. был приглашен "исполняющим должность доцента Императорского Варшавского университета по кафедре римской словесности", в котором защитил магистерскую диссертацию о Таците. В 1874 г. И. В. Цветаев отправился в первую заграничную командировку в Германию и Италию для изучения древних италийских языков и письменности. В 1876 г. он был зачислен доцентом Киевского университета св. Владимира.
Читать далее

Источник
Рубрики:  Запомним эти имена
Музеи Москвы

Метки:  

Альфонс Леонович Шанявский и Московский городской народный университет

Суббота, 11 Апреля 2009 г. 17:54 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (414x600, 25Kb)

Альфонс Леонович Шанявский, представитель древней польской аристократии, родился 9 февраля 1837 года. В этой аристократической семье взрослые уделяли большое внимание воспитанию и обучению детей. Главой рода Шанявских в то время, по-видимому, был архиепископ Иосиф Шанявский. В молодости он принимал участие в освободительной борьбе, был активным участником восстания 1794 года. Но к старости стал ретроградом, начальником цензурного комитета, религиозным деятелем, преследовал свободомыслие. Для образования и воспитания мальчиков из рода Шанявских он организовал специальную "коллегию", куда и отдали юного Альфонса. Возможно опыт спартанской жизни в этой коллегии облегчил дальнейшую судьбу этого мальчика.
В 1846 году 9-летний Альфонс был отнят от семьи, вывезен в Россию и помещен в детский кадетский корпус в Туле. После окончания "курса малолетних" Шанявского перевели в Орловский кадетский корпус, а затем в Константиновское военное училище в Петербурге. Альфонс отлично учился. Константиновское училище он окончил первым по успехам в учебе, его имя было занесено на мраморную доску. Из училища Шанявский, как тогда говорили, "вышел в гвардию" в привилегированный Егерский полк. Вскоре он поступил в Академию Генерального штаба, которую окончил в 1861 тоже первым, и также его имя было занесено на мраморную доску.
По окончании Академии он был принят на службу в Генеральный штаб и вскоре произведен в генералы. Отличная учёба, быстрая карьера. Альфонса Шанявского заметил и приветил новый военный министр генерал-фельдмаршал Милютин, который и поручил ему заниматься рекрутским набором. Но вскоре стало ясно, что молодому генералу в сыром Петербурге не жить: туберкулёз, в открытой его форме. Нужно было срочно менять климат. И Шанявский уехал в Восточную Сибирь. Уехал по приглашению, как пишут его биографы, графа Николая Николаевича Муравьёва-Амурского, стремившегося заменить старых сибирских администраторов на талантливую молодёжь.
Однако если Шанявский и был приглашён Муравьёвым, то служить под началом известного генерал-губернатора ему не пришлось: граф Муравьёв-Амурский навсегда покинул Сибирь и вернулся в Санкт-Петербург в 1861 году, когда Альфонс Леонович ещё учился в Академии. Новым генерал-губернатором в это время становится молодой генерал М. Корсаков, и Шанявский, получив должность адъютанта военного округа, оказывается в подчинении помощника генерал-губернатора, другого молодого генерала, поляка Б. Кукеля, известного своими либеральными взглядами. В этой же команде оказалось много таких, чьи имена вошли в историю Сибири. В частности, будущий теоретик анархизма, революционер и учёный-географ Пётр Кропоткин, будущий революционер и учёный-этнограф Николай Ядринский, пол¬ковник К. Н. Педашенко, ставший позднее губернатором Забайкалья.
В 1872 году Альфонс Леонович Шанявский женился на Лидии Алексеевне, дочери начальника Нерчинских заводов Алексея Федоровича и сибирской золотопромышленницы Апполинарии Ивановны Родственных.
Читать далее
Рубрики:  Запомним эти имена

Метки:  

Поиск сообщений в О_Москве
Страницы: 3 2 [1] Календарь