-Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Путеводитель_по_Вологоде

 -Интересы

авто вологда автобус вологда автомобили вологда автосалоны вологды администрация вологды банки вологды вакансии вологда вологда вологда 2008 вологда газеты вологда гостиницы вологда клубы вологда комтел вологда купить вологда москва вологда объявления вологда продам вологда работа вологда расписание вологда телефоны

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.02.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 231


Церковь Вознесения

Воскресенье, 16 Марта 2008 г. 20:45 + в цитатник
все записи автора  (330x500, 42Kb)

Самый ранний из сохранившихся памятников устюжского каменного зодчества – Вознесенский храм, построенный в 1648 г. на территории древнего торга, на месте погибшей от пожара одноименной деревянной церкви. Новый каменный храм был сооружен «иждивением» одного из самых богатых устюжских купцов Никифора Ревякина и представляет собой типичное культовое сооружение середины XVII в., когда в связи с расширением всероссийского рынка и ростом богатства торгово-ремесленной знати создается новая среда, финансирующая строительство, а на посадах и торговых площадях русских городов возникает множество небольших приходских церквей, богато «изукрашенных» различными «узорочьями».

Особенно ярко новые формы живописной и нарядной архитектуры проявились в культовых сооружениях Москвы, где в процессе постепенного «обмирщения» русского церковного зодчества, в середине XVII в. были созданы такие замечательные памятники, как церковь Троицы в Никитниках, церковь Рождества в Путинках, Троицкая церковь в Останкине и церковь Николы на Берсеневке, определившие собой архитектурный стиль рассматриваемого периода. Из столицы эти новые влияния быстро распространились по обширной русской провинции. Но особенно ярко они проявились в тесно связанных с Москвой крупных торговых городах. Поэтому естественным было появление в Великом Устюге такого характерного для нового стилистического направления памятника, как Вознесенский храм, который служит ярким примером вдохновенного мастерства безвестных зодчих и по праву может быть поставлен в один ряд с лучшими произведениями русской архитектуры середины XVII в.

Общая композиция храма построена на свойственном для того времени свободном сочетании разнообразных объемов, образующих сложную и живописную асимметричную группу. Складывалось это сооружение постепенно, в результате разновременных пристроек и переделок, поэтому для достоверной датировки основных его объемов необходимо тщательное изучение всего памятника, его деталей и кирпичной кладки. Однако сравнение стилистических особенностей отдельных частей храма позволяет высказать предварительные предположения по этому вопросу. Так, совершенно очевидно, что древнейшим ядром сооружения является его главный, собственно Вознесенский храм, который относится к весьма распространенному в московской архитектуре XVII в. типу квадратного в плане, кубического бесстолпного храма, перекрытого сомкнутым сводом и увенчанного традиционным пятиглавием. При этом барабан центральной главы открыт внутрь помещения, тогда как остальные четыре барабана глухие и превратились в чисто декоративные круглые «шейки». С востока к главному объему примыкает низкая алтарная пристройка с тремя полукруглыми апсидами?, а с запада – скромная по размерам трапезная и нарядное висячее крыльцо. На юго-западном углу храма разместился древнейший одноглавый придел Всех Святых, а на северо-западном – колокольня, построенная в связи со зданием церкви. Первоначально эта колокольня, очевидно, имела типичное для того времени шатровое завершение, однако в XIX в. ее верхний ярус подвергся перестройке и на старом четверике было возведено чуждое основному храму позднее сооружение.

Главным аспектом храма в старину служил его западный фасад, который был обращен на древнюю торговую площадь, отсюда и Получившую свое название Вознесенской. На запад к торгу вело также и парадное крыльцо, по положению которого в настоящее время можно судить о восточной границе этой старой площади. Однако после предпринятой в начале XIX в. перепланировки города Вознесенский храм оказался ориентированным на главную улицу Успенскую (Советский проспект) своим восточным фасадом, а его западный фасад постепенно заслонила позднейшая застройка.

При первом взгляде на план Вознесенской церкви бросается в глаза то, что торжественно оформленная, парадная западная лестница ведет в маленькие и скромные помещения второго этажа, тогда как вход в основной храм расположен сбоку под лестницей. Разгадку этого вопроса подсказывает анализ кладки нижней части юго-западных стен здания: могучие арки первого этажа храма заложены явно позднее, и можно предполагать, что в старину они были открыты и образовали галерею-паперть, по своему происхождению весьма близкую к аналогичным мотивам деревянного зодчества. Правдоподобность такого предположения подтверждается и данными писцовой книги 1676–1683 гг., авторы которой сообщают, что церковь Вознесения была расположена «на взмостье». Под сводами этой галереи, очевидно, и находился первоначальный южный вход, который вел в трапезную, а оттуда – в главное помещение церкви. Таким образом, можно предполагать, что вход этот, обращенный на юг к Спасским воротам Городища, был трактован не менее парадно, чем западный, тогда как расположенный под лестницей и вызывающий естественное недоумение современный вход в храм имеет явно позднее происхождение и был устроен лишь после закладки oрок нижней галереи.

В своей первоначальной редакции оба эти входа принципиально разнились по своему назначению. Так, южным входом через открытую галерею и трапезную в главный храм от торга и Спасских ворот шли массы простого народа – рядовые прихожане. В то же время западный иход был предназначен только для избранных: по этой парадной лестнице прямо с площади от торговых рядов местные богачи Ревякины со своими приближенными поднимались сразу во второй этаж на своеобразные хоры, открытые в основное помещение храма большими проемами. С этими хорами был связан и придел Всех Святых, который, вероятно, Служил семейной молельней Ревякиных.

Обширная двухэтажная северная пристройка, судя по ее деталям, примкнула к главному храму несколько позднее (очевидно, в конце XVII в.). В этой пристройке разместились две новые просторные трапезные и дополнительные приделы, в результате чего старая трапезная и расположенные над ней хоры приобрели значение промежуточных проходных помещений и здание постепенно утратило прежнее значение домовой церкви. Одновременно с сооружением северной пристройки, по-видимому, были изменены и алтарные апсиды главного объема, о чем свидетельствует их отделка, явно отличная от убранства древнейшей части храма. Особенно очевидной разновременность этих объемов становится при сравнении их изразцовых украшений: в отделке придела Всех Святых применен ранний тип одиночных зеленых «муравленых» изразцов, а наличники окон алтаря украшают уже сплошные ленты многоцветных изразцов более позднего происхождения.

В неразрывной связи с общей живописной композицией Вознесенской церкви находится и ее богатое декоративное убранство, придающее всему сооружению особую нарядность и «изукрашенность». По аналогии с московскими храмами середины столетия основной четверик здесь имеет традиционное трехчастное членение приставными парными полуколонками и увенчивается сложным нависающим декоративным поясом, в состав которого входят такие типичные для XVII в. детали, как городчатые карнизы, сочные кирпичные профиля, мелкие квадратные ширинки (кокошники (по три на каждом фасаде). Один из основных элементов убранства стен храма богато профилированные и исключительно разнообразные наличники окон, завершения которых выполнены в виде треугольных фронтончиков или варьируют форму кокошника и покоятся на тонких нарядных полуколонках. Кроме того, в общей композиции окон важную роль играют великолепные кованые решетки XVII в., сохранившиеся до нашего времени в окнах придела Всех Святых. Декоративное убранство барабанов венчающих глав храма представлено нарядными, сочными кирпичными карнизами и характерными для древнерусского зодчества аркатурно-колончатыми поясами.

Галерея южного фасада объединена с западным крыльцом общим мотивом разнообразно трактованной уплощенной арки с вкомпонованны-ми в нее двумя меньшими арочками на гирьках-висягах, причем в верхнем рундуке лестницы этот элемент приобретает типичную для наружных крылец форму так называемой ползучей арки. Неотъемлемую часть общего убранства храма составляют также многочисленные кирпичные ширинки, которые располагаются необычайно прихотливо и не оставляют неукрашенным ни одного участка стены. Внешний наряд здания дополняют сверкающие поливные изразцы, примененные и в ширинках, и в карнизах, и в наличниках алтарных апсид, и в виде отдельных самостоятельных вставок. И, наконец, крупные нижние ширинки столбов аркады южной галереи украшены декоративными плитками из белого резного камня, что представляет большую редкость для устюжского зодчества. В основу общей компоновки всего этого сложного декоративного убранства положен чрезвычайно характерный для середины XVII в. принцип исключительной насыщенности здания разнообразными «узорочьями», которые покрывают всю плоскость фасадов и выполнены в заглубленном в толщу стен рельефе, что образует богатые светотеневые эффекты и придает храму особую пластическую выразительность. При этом вызывают изумление неистощимая фантазия и изобретательность безвестных мастеров, сумевших до предела использовать все декоративные возможности кирпича.

По сведениям писцовой книги 1676–1683 гг., Вознесенский храм и конце XVII в. представлял собой сложное и живописное сооружение «об одиннадцати главах», из которых до нашего времени сохранилось семь. Основной объем храма венчает традиционное пятиглавие, скомпонованное очень красиво и получившее типичные для того времени декоративные формы. Скромная главка расположена также над северной пристройкой здания. Но особым изяществом отличается завершение придела Всех Святых, выполненное в виде маленькой маковицы на двойной шейке, которая удачно увенчивает композицию этого небольшого, но исключительно живописного объема. Ранние главы Вознесенской церкви до нашего времени не сохранились, однако очевидно, что, подобно главам других устюжских каменных храмов XVII в., они, по данным сотных и писцовых книг, были выполнены в дереве и обиты «белым железом». И хотя до нас не дошло ни одной главы такого типа, можно смело предполагать, что, используя основные конструктивные приемы венчания деревянных храмов, мастера XVII в. повторяли и общую луковичную форму старых глав. Однако в XVIII в. в связи с широким развитием в городе металлообрабатывающей промышленности эти завершения постепенно были заменены железными главами кузнечной работы. Новые главы крепились на «железных обручах», неизменно получали сложную фигурчатую, весьма распространенную на Севере двухъярусную форму и увенчивались нарядными ажурными крестами. Поэтому для правильной оценки внешнего облика ранних устюжских храмов и, в частности, церкви Вознесения следует мысленно представить первоначальные формы завершений.

Среди многочисленных культовых сооружений Великого Устюга церковь Вознесения стоит особняком, отличаясь исключительным богатством своего декоративного убранства, которое роднит этот памятник с современными ему храмами «царственной» Москвы. В связи с этим весьма убедительным представляется предположение П. А. Тельтевского, который считает, что Вознесенская церковь была построена приезжими столичными мастерами. Мастера эти могли быть приглашены в Устюг заказчиком храма богатым местным купцом Ревякиным, который был тесно связан с Москвой и зачислен в столичную Гостиную сотню. Однако наряду с приезжими мастерами в строительстве церкви, безусловно, участвовали и местные зодчие, которые не только учились у московских специалистов, перенимая их опыт возведения кирпичных зданий, но и сами внесли свой творческий вклад в общую композицию храма. Очевидно, именно сотрудничеством мастеров объясняется применение здесь не свойственного столичным храмам того времени, но весьма распространенного на Севере «полатного» покрытия главного объема крышей на четыре ската, сменившей типично московскую «гору» венчающих кокошников. Кокошники в качестве декоративных элементов появились в верхней части стен основного четверика и в основании его глав. Впоследствии такой тип покрытия с характерными для него элементами убранства получил здесь чрезвычайно широкое применение. Церковь Вознесения сыграла важную роль в становлении устюжского каменного зодчества, являясь своеобразным «музеем» типично московских форм и приемов середины XVII в. Однако дальнейшее развитие устюжской архитектуры не пошло подсказанными этим храмом путями, а все столичные влияния были здесь творчески переработаны на основе многовековых традиций местной художественной школы.

Источник: http://history.v-ustug.ru/Voznesenija?v=1c60
Фото с сайта: http://olegu.narod.ru/VOLOGDA/vol02_02.jpg
Место на карте
Рубрики:  История
Достопримечательности
Архитектура
Храмы
Метки:  

Аноним   обратиться по имени Понедельник, 17 Марта 2008 г. 18:04 (ссылка)
Самый ранний из сохранившихся памятников устюжского каменного зодчества и наверно один из самых красивых.
Ответить С цитатой В цитатник