-Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Путеводитель_Архангельска

 -Интересы

авиабилеты архангельск архангельск архангельск авиа архангельск билет архангельск квартиры архангельск новости архангельск поезд архангельск прогноз архангельск расписание архангельск расписание поездов архангельск фестивали архангельск цены базы архангельска г архангельск газета губерния архангельск газеты архангельска город архангельск гостиницы архангельска губерния архангельск дом архангельск

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.02.2008
Записей: 203
Комментариев: 155
Написано: 399


Прогулки по Кенозерскому парку. Часть 1

Воскресенье, 09 Марта 2008 г. 23:41 + в цитатник
Игорь_Васюков все записи автора

 (450x338, 24Kb)
Плесецкий сектор Кенозерского национального парка


Наш неблизкий путь лежит к Кенозеру, от Плесецка до Вершинино около 180 км и дорога занимает примерно 4 часа. Но сюда стоит приехать, чтобы лучше почувствовать историю России.

По дороге в деревню Вершинино Вы будете проезжать деревню Першлахту, расположенную между удобным заливом и истоком реки Кены. Река Кена вытекает из северо-восточного угла Кенозера. Небольшая, она имела важное значение для края, соединяя Кенозеро с Поонежьем. Вокруг Першлахты археологами найдены каменные орудия, предположительно относящиеся ко II - II тысячелетиям до н.э.

На узком песчаном наволоке и далее под высоким холмом раскинулась деревня Вершинино - центр Кенозерского сельского совета и Плесецкого сектора Парка.

В деревне Вершинино на склоне холма находится Никольская часовня.Время и обстоятельства ее постройки точно не установлены, но совершенно очевидно, что она уже существовала в XVIII в., в конце XIX в. к часовне пристроена звонница и даже неопытному глазу видно, что она не согласована с часовней композиционно, а лишь прирублена. Никольскую часовню можно назвать прототипом клетских часовен Кенозерья: подобно старому дереву, она раскидала свои семена по озерным берегам. Часовня столь прекрасно найденной формы, с таким смелым взлетом клинчатой кровли и отводом полиц над повалом, что и в поздней тесовой обшивке не теряет своего очарования. Над кровлей возвышается одна главка, крытая городчатым лемехом.

С высоты холма видны деревни Вершинино и Погост.

В д.Вершинино располагаются кафе-гостиная, где Вы сможете отведать блюда традиционной кенозеркой кухни, Визит-центр с музейными экспозициями, выставками, каминным залом, сувенирной лавкой, научной библиотекой и архивом, хранилищем музейных экспонатов, небольшим конференц-залом, туристические приюты, русские бани. В д.Кривцово, в 30 минутах езды на катере от д.Вершинино, Вы сможете разместитьсяв настоящей крестьянской избе XIX в. с подлинным интерьером конца XIX - начала ХХ вв. Там Вам также будет предложена русская баня с березовыми вениками.

В деревне Погост стоит единственная на Кенозере (но не на территории Парка) каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы XIX в., но во второй половине XVII в. Кенозерский погост выглядел совсем иначе. В 1670 г. была выстроена холодная шатровая Успенская церковь «длиною 8 сажень осьмиугольником с двумя куполами над алтарем и входами», в 1690 г. строится теплая Петропавловская церковь с приделами, также шатровая, «длиною 15 сажень о двух куполах с главами». В 2003 г. на месте старого кладбища был установлен и освящен 5-ти метровый поклонный крест.

В километре от Вершинина к востоку, на Озерном мысу, на фоне оголенных берегов выделяется густая еловая роща. Её нельзя не заметить, подплывая ли к селу, бродя ли по окрестностям. Это «священная» роща (местные жители называют их «святыми»)у деревни Шишкино. «Святые» рощи (а их в Парке больше 40) возникают задолго до постоянного поселения и связаны, ещё до принятия православия, с языческими обрядами и праздниками. Красота места, живописность рощи и озера, своеобразная «таинственность», загадочность окрестностей способствовали сохранению долгое время дохристианских обычаев и преданий с обязательными «водяными, лешими, русалками». В «святых» рощах, примиривших, кажется, язычество и христианство в одной поэтической вере, обожествлялись животные, растения и камни, царило особо заботливое и уважительное отношение к деревьям, которые словно бы в благодарность за это и впрямь вырастали необыкновенно красивыми.

Деревня Горы - одно из старейших по времени русских названий на Кенозере. Здесь, а также в Карелии и некоторых других регионах Севера «Горами» назывались возвышенные или холмистые места, выглядящие сравнительно высокими в сопоставлении с окрестными. Нередко в селениях с названием «Гора» подразумевается и своеобразная эстетическая значимость: с «горы» хорошо видно окружающий лес, озера, поля, те самые «места красные» (красивые), которые ценятся народом. Так и в Карповой Горе - деревне, расположенной на одной из высоких точек в регионе на восточном берегу озера Долгое, которое через Погостскую прость соединяется с Кенозером, а через Челминскую прость - со Свиным озером. Здесь часовня Святого Пахомия начала XIX в. находится на склоне холма за деревней, в поле, что связано с традицией народных гуляний, сельских праздников. Часовня скромная по оформлению: звонница на четырех столбах завершается четырехскатной палаткой с крестом. Перекрытие первоначального молельного помещения заменено на 8-ми гранное «небо».

Озеро Долгое удобно расположено между Тамбич-лахтой и проливами, соединяющими его с озером Свиным и Кенозером. Здесь, на мысу, около селения Тыр-Наволок, деревни строились ещё в XVI в. В конце XVI в. здесь поселился выходец из Соловецкого монастыря Дамиан, позднее (1619 г.) основавший на озере Монастырском Юрьевогорскую пустынь. В 1637 г. Дамиан принял схиму с именем Диодора. В годы его пребывания в Юрьевогорской пустыни укрепились связи между Кенозером и Водлозером - двумя центрами озерного края на Севере. Вблизи деревни Тыр-Наволок в «святой» роще расположена часовня-«Крест» начала XX в., она накрывает собой старый придорожный обетный резной крест XVII - XVIII вв. и представляет научный интерес, как первоначальная стадия культового и архитектурного обустройства сакральных мест Кенозерья. На завершении мыса, закрытая мелколесьем, находится еще одна часовня - Святого Феодория XIX в. Памятник клетского типа, крыт двускатной кровлей с лемеховой главкой и крестом. Молельное помещение, освещаемое двумя небольшими окнами, перекрыто 16-ти частным «небом».

Деревня Тыр-Наволок - родина одного из известных кенозерских мастеров резьбы по дереву И.И. Врагова (ок. 1841-1900).

На западном, низменном берегу озера Долгое, напротив деревни Карпово располагается деревня Немята (Немятая). В ней привлекает внимание часовня Трех Святителей XIX в., расположенная вне деревни, в поле, на ровном, открытом берегу. По форме здание часовни простое и скромное. Круглые столбики поддерживают шестигранную звонницу с плоской кровлей. Молельный зал перекрыт 16-ти частным «небом» - нарядным, не имеющим аналогов живописным комплексом. Это тем более удивительно, что данное «небо» сочетается с малыми размерами часовни и перекрывает пространство, едва превышающее 10 квадратным метра. Композиции на радиальных гранях расположены в несколько рядов: верхний ряд - святители, апостолы; нижний ряд - двунадесятые праздники, страсти. «Небеса» написаны маслом, в духе позднего академизма (конец XIX в.).

Сейчас деревня Немята - не жилая, вот только остатки двух «двужирных» домов, соединенных переходом, напоминают о легендах и преданиях глубокой старины.

На этом же берегу находилась деревня Екимово, её нет сейчас в списке населенных пунктов Архангельской области, как и многих других деревень Кенозерья. Об их существовании напоминают только остатки домов. Впрочем, без таких малых деревень жизнь в стране, конечно же, не остановится. Но это будет уже другая Россия, без ее истинного духа и души. В Екимово находится «святая» роща, а часовня в годы борьбы с религией была увезена в Вершинино под складское помещение. Мы не будем выходить здесь на берег, а рассказываем о деревне потому, что в ней в 1902 году родился Александр Николаевич Нечаев - ученый-фольклорист, публицист, писатель-сказочник.

Деревни Свиное, Минино, Рыжково, Федосово, Печихино, Глазово, Суетин остров (Мыза), Усть-Поча издавна связаны водными путями и находятся на озере Свином. Характерной особенностью поселений на Свином плесе является вынесение культовой постройки «в поле» - за пределы села. Впервые мы это наблюдаем в Немятой и Карпово, хотя они относятся ещё к Кенозерскому плесу. В озеро Свиное через Челминскую прость Вы и отправляетесь на водном транспорте, но остановки сделаете лишь в некоторых из этих деревень.

Центром куста деревень, расположенных по берегам Шуйлахты, было Минино, название «Минин конец» показывает «новгородское» происхождение этой деревни, одной из старых в крае. По дороге из Минино в Печихино в «святой» роще Вы увидите две часовни XIX в. клетского типа. Часовня Святого Георгия Победоносца образует совместно с другой часовней Казанской Божьей Матери необычный для Кенозерья ансамбль.

В деревне Рыжково часовня Введения Богородицы 1801 г. находится на окраине. Она не представляет существенного архитектурного интереса, но показательна для характеристики отношения местных жителей к часовне - месту, предназначенному для тишины, мира, спокойствия. Величием образов и яркостью колорита поражает роспись 14-ти гранного «неба» в этой часовне. Здесь много синих тонов, а сверху через херувимов на распятого Христа и апостолов струится золотистый цвет. Утонченная роспись на ликах сделана по канонам академической живописи.

Старинная деревня Глазово в настоящее время не жилая и только на лето приезжают сюда на сенокос в свои старые родовые дома местные жители из окрестных деревень, да дачники. Но именно в этой деревне находится потрясающая воображение часовня Сошествия Святого Духа XVIII в. Уникально расположение памятника на двух природных осях: между двух холмов (где находились деревни) и между двумя пространствами заливов. Рядом находилась «святая» роща. Часовня Святого Духа - один из наиболее ярких памятников деревянного зодчества Кенозерья, она заметно выделяется среди множества других памятников своими усложненными и развитыми формами.

По пути в поселок Усть-Поча Вы проедете мимо нескольких островов: Свиной, Еловый, Боровой и др. Последним в этом ряду был остров Суетин, ставший полуостровом - небольшим наволоком, на котором располагается одноименное поселение Суетин остров (так же Устин-остров или Мыза). Как и во многих других поселениях Кенозерья, в Суетине острове хранились былинные традиции. Здесь родился и жил известный сказитель Денис Нечаев, рассказывавший былины о Щелкане Дудентьевиче, царе Возьвяге, дарении ими городов детям («Фому дарил Токмою да Ерёму Новым городом… любимого дитятку Щелкана Дудентьевича подарил Тверью городом»). Принесенные из Новгорода отголоски реальных исторических событий хранились и в позднейших былинах: в XX в. на Суетине-острове их рассказывала дочь Д.Нечаева - Ирина Калитина.

В 2003 г. около огромной еловой «святой» рощи на месте стоявшей здесь когда-то часовни была возведена новая часовня - Святого Александра Невского на средства уроженца этих мест В.А.Калитина.

Деревня Усть-Поча - последнее поселение, относящееся к Свиному плесу Кенозера. Она расположена на узкой гряде между озером Свиным и устьем реки Поча. В XIV - XV вв. село лежало на оживленном пути в «Заволоцкую землю», впоследствии это значение было утрачено («а ныне тои дорогои не ездят, ходят другою дорогою»). Однако селение сохранилось и всегда было довольно густо застроенным жилыми домами, складами, амбарами, отдельные части села сохранили самостоятельные названия (например, Подберезье). Усть-Поча - единственный известный и когда-то развитый населенный пункт в Кенозерье, в котором незаметно влияние народного представления о вписанных в пейзажи памятниках, народного ощущения архитектурных форм. Единственная в поселке клетская часовня Святого Николая Чудотворца XVIII в. с «небом» в интерьере теряется среди жилых и хозяйственных зданий. Она стоит на берегу гряды, на краю деревни. Возле часовни сохранились небольшие остатки «святой» рощи. Конструктивная схема памятника свидетельствует о его раннем происхождении. В разные годы проводились на ней исследования, в т.ч. известным российским архитектором А.В.Ополовниковым, но ещё не дошел черед до реставрации этого памятника.

Вплоть до второй половины XX в. население деревни занималось молевым сплавом по Кенозеру, рекам Поче и Кене, который был прекращен в середине 90-х гг.

По инициативе местных энтузиастов в деревне Усть-Поча созданы 2 фольклорных коллектива: детский и взрослый, репертуар которых продолжает богатейшие фольклорные традиции этого былинного края. Встретят и Вас здесь с хлебом-солью, споют старинные песни, спляшут кадриль местные красавицы с неподражаемым гармонистом Владимиром Нечаевым.

Большое внимание Парк уделяет сохранению и возрождению традиционных промыслов и ремесел. В 1998 году в Усть-Поче открыт Центр народных промыслов и ремесел. В Центре местные ребятишки обучаются традиционным художественным ремеслам на основе местных традиций. Под руководством мастеров дети осваивают ручное ткачество, лоскутное шитье, резьбу по дереву, плетение из бересты по специальным образовательным программам. Мастерская ремёсел стала и своеобразным культурным центром, в котором местные жители и туристы могут не только посмотреть выставки образцов изделий народных мастеров, но и узнать у них технологию изготовления традиционных предметов.
 (278x208, 8Kb)
И есть еще, у кого учиться. В Усть-Поче живет и работает мастер Федор Васильевич Калитин. Во все времена широкой популярностью пользовались у кенозеров бондарные изделия: бочки для солений, рыбы, грибов, «кадушки» для толченых ягод, подойники, ушаты. Сегодня работы потомственного бондаря можно встретить почти в каждой усть-поченской избе.

Но самый древний вид народного творчества - берестяное ремесло. Береза всегда была любимым деревом человека, она грела, лечила, поила. Березовые дрова самые жаркие, почки, листья и березовый сок лечат человека от многих болезней. Береза забирает у человека плохую энергию. В народе она считалась во все времена «благородным деревом». В поселке Поча живет Андрей Александрович Амосов. В народе его называют «починский кудесник». Удивительно ладные, добротные корзины мастерит Амосов! По соседству живет еще один починский мастер - Вениамин Степанович Харин, известный своими расписными корзинами. С подобными нарядными корзинками ходили деревенские женщины на ярмарки в праздничные дни, да и в лес приятно взять такую корзинку. Расписывали их на Кенозере масляными красками, покрывали геометрическими и цветочными мотивами. Среди сюжетов росписей не только цветы, но и грозди рябины, и грибы-боровики, и птицы.

Из Усть-Почи на белом пароходе мы снова возвращаемся в Вершинино, потому что отсюда начинаются водные и автомобильные маршруты во все стороны света - один интереснее другого.

Мы отправимся на автомобиле или автобусе в деревню Филиповская, а по дороге на Почозеро увидим одинокую раскидистую сосну, одновременно пышную и ажурную, всегда украшенную цветными ленточками. Со времен язычества существует у кенозерцев «культ поклонения деревьям»...

Ещё десяток километров - и вдоль дороги показываются изгороди лесного пастбища, а за ними - и другие признаки ближнего жилья: ольховые заросли и березовые перелески, пожни, зароды на кольях и стога сена. Но вот мелколесье редеет, раскрывая в просветах зеленеющие поля. Бревенчатый мостик перекинут через ручей. И тут же первый элемент архитектурно-пространственного ансамбля: простая, добрая, словно мамина сказка, часовня, которая, к сожалению, в настоящее время утрачена, но обязательно будет восстановлена национальным парком. Чуть поодаль, с противоположной стороны дороги, разместилась небольшая деревушка из двух дворов. Широко раскрывается вид на поля, Почозеро и озеро Святое, окружающие полуостров, и деревеньки, разбросанные по сторонам дороги и по озерным берегам, а за ними - на вершине межозерной гряды - центр пространства, собирающий вокруг себя окрестную застройку - Почозерский погост. Более ста лет прошло со времени посещения села Филиповская русским художником И.Я.Билибиным(1902 г.), а оставленные им рисунок и фотография донесли до наших дней красоту архитектурного ансамбля.

Почозерский храмовый комплекс XVII - XVIII вв. - ансамбль-«тройка», состоящий из двух церквей и колокольни - один из пяти сохранившихся на Русском Севереи один из трех в Архангельской области. Он представляет значительную историко-архитектурную ценность по чрезвычайно редкой в русском деревянном зодчестве диагональной объемно-пространственной композиции, аналогов которой в России не сохранилось. Холодная шатровая церковь 1700 г. Происхождения Честных Древ Христовых соединена галереей и переходами с теплой церковью Обретения Главы Иоанна Предтечи (бочечные завершения над храмовой и алтарной частями утрачены) и трапезной, а через нее переходом с шатровой колокольней. Ансамбль окружала рубленая деревянная ограда с двумя святыми воротами, также ныне утраченная.

От погоста вдоль дороги за прозрачными изгородями направимся к лесу. В тени разросшихся старых елей и сосен показывается длинная бревенчатая ограда кладбища с шатровой башенкой над воротами и скромной калиткой (одна из трех, сохранившихся на Русском Севере, похожая ограда сохранилась и в Порженском погосте). В ограде восстановлена кладбищенская часовня Иоанна Предтечи, а поодаль от ограды прячется под лесным покровом последний элемент ансамбля - крохотная и совсем простенькая часовенка Кирика и Улиты XIX в., похожая на лесную избушку или амбарчик. День Кирика и Улиты праздновали в деревне Филиповской 28 июля. Почитали Святых и в деревнях Поча, Майлахта, Немята. Повсеместно они почитались как защитники от змей. Женщины праздновали день «матушки Улиты», считая ее своей заступницей.

За часовенкой - огромный резной крест XVIII в. Такие кресты называют памятными или обетными.

Мы вновь возвращаемся в Вершинино, откуда на катере или белом пароходе отправимся в южную часть Кенозера от деревни к деревне, которые смотрят друг на друга со своих полуостровов-наволоков, от острова к острову, заканчивающихся у синей воды золотыми пляжами - баловнями северного солнца и света. А деревни… Они продолжаются одна в другой, прячутся за озерным островком или поворотом берега и снова появляются, чтобы неожиданно исчезнуть.

На мысу, напротив Вершинино располагается деревня Телицыно, неподалеку от которой, с одной стороны, расположена «святая» роща (когда-то здесь была и часовня), с другой - «бархатный» ото мха чуть покосившийся старинный обетный крест, стоящий в тени особо почитаемого 6-метрового (!) реликтового древовидного можжевельника, которому придаётся сакральный смысл.

…Плывем мимо «бывшей» деревни Тарасово, расположенной на берегу Кенозерского плёса и связанной через систему сельскохозяйственных угодий с другими, находящимися в стороне от Кенозера малыми озерами (Мощным и Купецким). На одной из старых фотографий, среди живописно стоящих домов этой уютной деревеньки, стоит небольшая часовня Святого Афанасия Многомилостивого XIX века. Она - самая маленькая из деревенских построек, но воспринимается как объединяющий связующий центр. Сейчас в Тарасове уже нет домов, а часовня, восстановленная Парком, стоит, и пока она есть - есть память, и историческое место деревни так же уютно. Неподалеку от часовни в оградке находятся поклонные кресты, всё также почитаемые местными жителями, а через ручей - опять же восстановленный Парком мост на ряжевых опорах, позволяющий сократить путь до деревни Бор, расположенной на озере Купецком. Когда-то в 15 её дворах проживало около 100 жителей, в деревне стояла мельница и две часовни. Сейчас деревня заброшена, но в планах Парка организовать недалеко отсюда базу детского экологического лагеря.

Вам обязательно надо сойти на берег самого большого на Кенозере острова Медвежий, где неподалеку от часовни Святого Власия XVIII - XIX вв. на берегу залива с песчаными пляжами, окаймленными соснами, растет целая можжевеловая роща, а по другую сторону от часовни - строгая аллея можжевельников, высаженная по преданию поляками, и далее - по лугам мимо «святой» рощи с расположенным в ней поклонным крестом - к другому заливу. Отсюда наш путь лежит мимо острова, имеющего редкое название от имени языческого бога Мамоны - Мамонов. На Мамоновом острове, кроме лугов, сохранились следы застройки деревни, «святая» роща с поклонным крестом. В 70-е годы XX в. отсюда была вывезена часовня в музей «Малые Карелы» и умер последний старик, ее охранявший и не переживший утраты. А сейчас его дочь, 80-летняя Пелагея Николаевна Ножкина, является хранительницей Никольской часовни в Вершинино, которую уже никто и никогда не увезет отсюда. В Мамонове пользовался широкой известностью в конце XIX - начале XX вв. сказитель былин И.М.Кропачев (Лядков). Ранее на вершине острова находились ветряные мельницы, с этого места открывается живописная панорама на акваторию озера и Ряпусовский берег, к которому мы сейчас и причалим.

Восточнее острова Медвежий на высоком берегу некогда располагалась небольшая деревенька с удивительным названием Матёра. Сейчас от неё ничего не осталось. Сосновый лес, постепенно надвинувшийся на опустевшие, давно не косившиеся поля, шелест ручейка в глубоком овраге, рваные, серые облака над проливом и одинокая махонькая часовенка Великомученицы Варвары XIX в. в еловой «святой» роще…Ощущаешь здесь себя первопроходцем в самом начале былинных времён.

Деревня Майлахта (в самом названии уже указано - на лахте - в значении залив, бухта) - одно из старых (не позднее XVII в.) поселений, в прошлом - входившее в куст деревень Майлахта, Ряпусово и Сысова гора, в конце XIX - начале XX вв. объединившихся вокруг деревни Ряпусово. В начале XX в. деревня была довольно значительным средоточием крестьянских дворов, центром Ряпусовского сельского общества Кенозерской волости, при деревне размещались 2 часовни, 2 мельницы, 2 кузницы, 3 кожевни. В деревне значились 36 дворов, около 300 жителей.

Южная оконечность Кенозера получила название «Глухая лахта», возможно в связи с тем, что длинный залив уходит далеко в лесную глушь. На берегу этого залива расположена деревня Зихново (Зехново), не раз описанная в литературе о Русском Севере, упомянутая во всех справочниках, повидавшая немало знаменитостей, но по-прежнему такая же нежная и о чем-то тоскующая на своем поднятом над озером берегу…

На сегодняшний день сохранились 17 жилых домов. Проведенная известным архитектором Ю.С.Ушаковым реконструкция плана деревни позволила сделать композиционный анализ архитектурно-природного ансамбля. Судя по характеру планировки (прибрежно-рядовая), большому количеству бывших здесь ранее «рудных» изб и времени постройки единственной сохранившейся часовни Иоанна Богослова XVIII в. деревня Зихново - одно из наиболее древних в этом регионе селений.

…Окраина деревни Зихново. Идущая вдаль дорога разделяется на две, и в месте разветвления, «расставания» дорог - на росстани - стоит поклонный крест. Поблизости стоит реликтовая сосна в три обхвата. На самом кресте повешены несколько заветных платочков, а в центральной перекладине - место для иконки.

Через озерко родникового наполнения с чистой прозрачной водой, за небольшим островом, находится деревня Спицыно.

Она, скорее всего, «моложе» Зихново, однако и в ней, как повсюду на Кенозерье, следы прошлой истории и культуры. В последней четверти XIX в. в Спицыно насчитывается 17 дворов, 130 жителей, значатся две кузницы, две мельницы, «кожевенное заведение» и одна Георгиевская часовня (сгорела в годы Великой отечественной войны) - общественный центр деревни. По материалам обследования в конце 1970-х гг. в Спицыне осталось из 33-х домов всего 16.

Деревня Семеновская (Семеново) относится к числу старых поселений, основанных на Кенозерском водном пути из Онежского озера в реку Онега. Она расположена на мысу между Глубокой и Глухой лахтами Кенозера и имеет уникальную редко встречающуюся на Русском Севере замкнутую форму планировки. Здесь этот прием был вызван природными условиями: узкий безлесый мыс, выбранный для заселения, был удобен, но открыт ветрам, поэтому дома обращены не к воде, а внутрь мыса и укрыты невысокой грядой, либо ориентированы на юг под прямым углом к основному порядку жилых строений. Поперечные «зимники», т.е. меньшие по объему и поэтому легче отапливаемые части северных домов, с противоположной стороны прикрывали от северо-западных ветров разрывы между домами. Такое расположение жилых домов, кроме того, способствовало созданию уютных и масштабных человеку дворов, так необходимых при большой открытости водного пространства, где человек проводит большую часть дня. Этот замкнутый планировочный и композиционный прием деревни Семеново, учитывающий многие жизненно важные проблемы - результат коллективного творчества народных мастеров Кенозерья.

«Кенозерские былины звучали на фоне поэтичнейшей природы». Это сказано о деревне Тырышкино, расположенной на возвышенном месте, среди небольших, поросших лесом мысов, наволоков и островов. Её название связано с первыми русскими поселенцами в крае. На Новгородчине и в заонежских погостах «тарышками» называли в XVI - XVII вв. служилых людей среднего звания - достатка, среди них встречались стрельцы и холопы, крестьяне и дьячки, бобыли, ремесленники и писцы. Ими и была, видимо, основана деревня. Тырышкино в конце XIX - начале XX вв. было среднеразвитым селом (14 дворов, 209 жителей), часть местного населения работала на промыслах в Пудожском уезде, в Олонце, Петербурге и других городах. Оттуда и были принесены Кенозерскими мастерами художественные приемы украшения домов. Один из таких домов расположен на самом высоком месте холма, с которого открывается лучший в округе вид. Крестьянин Максимов постарался особенным образом украсить резьбой свой дом.

За деревней, ближе к лесу, в «святой» роще находятся две часовни. К ним мы и направляемся. «Крест Успение» - такое название носит самая маленькая часовня в России. Очевидно, что раньше на этом месте первыми поселенцами был построен придорожный крест, впоследствии замененный на небольшую часовенку. Она находится при дороге поблизости от деревни Тырышкино. Человек может поместиться в ней, только преклонив колени. Но дорожного путника она встречает так же гордо, силуэт ее креста на фоне темных еловых лап прям и строг. Поблизости, в глубине «святой» рощи находится часовня XIX века Параскевы Пятницы, женской заступницы. Открыв тяжелую сосновую дверь, попадаешь в волнующий, таинственный внутренний мир маленького храма. Горят свечи… В их золотистом сиянии откуда-то издалека смотрят лики святых на иконах. На маленьком престоле лежат крест и чаша с дарами. А повсюду вокруг - платки, полотенца - заветы. Особый мир двух культур, давший рождение традиции… Как будто все люди, за столетие посетившие часовню, присутствуют где-то рядом. А выше, над иконами и заветами, светят полумесяцами золоченые нимбы «неба».

Деревня Горбачиха (старое название «Залахтинская», т.к. находится на полуострове, за лахтой) - «ровесница» Тырышкино, основана не позднее XVII в. В конце XIX в. это село было средних размеров: 13 дворов, около 100 жителей, значатся мельница и кузница. На берегу Глубокой лахты, в еловой «святой» роще в 1803 г. построена часовня Иоанна Предтечи - простой и распространенной на Кенозере формы: крытый на два ската сруб размером с небольшую избу, над притвором - звонница с перильным ограждением и плоским завершением с крестом, видом своим напоминающая обзорную вышку.

Из Горбачихи Вы можете пешком отправиться по дороге, ведущей в деревню Видягино, а по пути сделать остановку у небольшой придорожной часовенки, укрытой в лесу. Около часовни сохранилось несколько старых деревьев - остатки «святой» рощи, на месте которой вырос сравнительно недавно молодой лес.

Эта придорожная часовня у дороги, ведущей в деревню Порженское, построена в 1863 г. и освящена в честь Николая Угодника, почитавшегося на Кенозере, как и везде на Севере, покровителем мореходов и рыбаков. Кенозерскими мастерами для отражения посвящения было найдено очень интересное решение: восточная стена молельного зала срублена под углом и поэтому часовня в плане напоминает лодку - объект заботы и покровительства известного святого. Часовня невелика по объему, с простой конструкцией. Двускатная кровля поддерживается столбами, между которыми перила. Над крышей - крест. Архитектурной простоте соответствует строгий резной узор причелин.

Одна из крестьянских изб д.Горбачиха приспособлена под туристский приют, неподалеку находится и русская баня.

За Семеновским мысом в крутых лесистых берегах начинается Глубокая лахта. В дальнем конце её перегораживает вытянувшийся узким языком полуостров, на котором стоит небольшая деревня Видягино (Ведягино). Это одно из живописнейших мест Кенозерья. Узкий пролив Ведягинская прость соединяет Глубокую лахту с Видягинским озером. Возможно, что свое название озеро Видягинское получило от слова «видно», т.е. красивое, видное озеро. Второе название озера - Домашнее, определяется местонахождением на его берегу церкви (а еще раньше часовни) - с ними тесно связано понятие о доме на Кенозере.

На юге в озеро впадает река Порженка, вытекающая из озера Большое Порженское. Порженка - река с быстрым течением, многочисленными порогами и валунами, крутыми и обрывистыми берегами до 15 метров высотой. В бассейне реки Порженка насчитывается 59 озер, в речке обитает ценная рыба - хариус.

Первоначально в XIX в. в деревне была построена небольшая часовня с главкой над двускатной пологой кровлей в честь апостола Андрея Первозванного. Но в 1911 г. жители деревни решили построить храм (видимо, богатой была деревня - бедная не стала бы ставить церковь в XX в.). Облик церкви необычен для Севера. Однако поставлена она на самом возвышенном для обзора месте, как ставили церкви на Севере, не занимая плодородных, столь ценных земель.

Здесь мы прощаемся с Кенозером. Мы побывали с Вами лишь в немногих деревнях (из 46), зажгли свечи в нескольких часовнях. Кенозеро - сказка. Здесь прекрасно и грустно, здесь радуется и разрывается сердце. И великая заслуга наших ученых, равнозначная научному подвигу, в том и заключается, что эта сказка была донесена до людей, нередко в своей первозданности. Здесь и былины, и поэзия памятников архитектуры, и яркие, образные воспоминания о временах язычества.


Наш длинный путь по лесной дороге, на которой в обустроенных лесниками Парка местах остановок Вы сможете передохнуть, лежит в Порженский погост.

Сюда не добраться на автомобиле, здесь негде сесть самолету, сюда нужно день идти, чтобы, придя, осознать, что ничего подобного Вы никогда и нигде не видели. Здесь находится один из самых труднодоступных, но, вместе с тем, один из самых замечательных и притягательных памятников деревянной архитектуры Русского Севера - Порженский погост.

Порженский погост находится практически в центре Кенозерского национального парка и почти на границе его северной части - Плесецкого сектора Парка и южной - Каргопольского сектора. Туда по туристическому маршруту «Транскенозерская тропа» лежит наш путь. В южную часть Парка можно попасть и другим способом: от железнодорожного вокзала Няндомы до Каргополя и далее - в Парк, расстояние - 160 км, а время в пути - около 3-х часов; либо из Вершинино на автобусе в объезд Парка - опять же через Каргополь - в этом случае на преодоление расстояния более 200 км Вам придется затратить примерно 5 часов.

Источник фото с сайта:
http://www.kenozero-park.ru/cntnt/putevoditel.html

Место на карте
Рубрики:  история
география
туристические маршруты
активный отдых
Архангельская область
Метки:  

Игорь_Васюков   обратиться по имени Прогулки Вторник, 11 Марта 2008 г. 11:01 (ссылка)
От обилия различных населенных мест и пунктов просто рябит в глазах. Наверное, гулять по этому парку надо не один день. Во всяком случае создается впечатление чего-то очень масштабного, с одной стороны, и таинственного, с другой.
Ответить С цитатой В цитатник