-ћетки

art florida painting акварель америка американска€ живопись англи€ архитектура аудио афоризмы балет бибихин биографи€ велика€ отечественна€ война видео воспоминани€ воспоминани€ xx века германи€ город городской пейзаж графика греци€ дневники xx века дневники начала xx века дюссельдорф женский образ жива€ пам€ть народа живопись животные иван уварович москвин иллюстрации импрессионизм ирланди€ искусство истори€ кино кира аллендорф книжные иллюстрации литература марина аллендорф морской пейзаж москва музеи музей музыка натюрморт натюрморты наука пам€тные даты париж пейзаж пейзажи портрет портреты поэзи€ путешестви€ ретро росси€ русска€ живопись семь€ аллендорф скульптура современна€ живопись стихи сша сюрреализм украина флорида фото фото из личного архива фотограф фотографии фотоискусство франци€ французска€ живопись французский художник художник художники цветы цитаты черчилль

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Live_Memory

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 21.01.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 234393

—кульптор ћарк ћатвеевич јнтокольский

ѕ€тница, 16 јвгуста 2013 г. 23:44 + в цитатник
Marginalisimus все записи автора

¬аснецов. ѕќ–“–≈“ ћј– ј ћј“¬≈≈¬»„ј јЌ“ќ ќЋ№— ќ√ќ. 1884.

 

¬ыдающийс€ скульптор ћ.ћ. јнтокольский (насто€щее им€ – ћордух ћатысович) родилс€ 21 окт€бр€ (2 но€бр€) 1843 года в ¬ильно (¬ильнюс) в бедной еврейской семье. ≈го фамили€ происходит от названи€ пригорода јнтоколь (Antakalnis, ныне один из районов города). ћарк был младшим, седьмым ребенком в семье. ≈го родители содержали в ¬ильне небольшой трактир, но были людьми небогатыми и очень религиозными.

 

3455057_35612 (546x700, 227Kb)

»ль€ –епин. ѕортрет ћарка јнтокольского (после утренней молитвы)


≈щЄ мальчиком јнтокольский рисовал везде, где только мог – на столе, на стенах, хот€ его никто не обучал рисованию. ¬скоре он начал лепить фигурки людей и животных из глины. Ќочами, вместо отдыха после изнурительной работы в трактире, где он помогал отцу, тайком от окружающих мальчик отдавалс€ любимому зан€тию – лепил или вырезал небольшие фигурки из дерева. »удаизм запрещает изображение человека и животных, поэтому родители относились резко негативно к увлечению сына. Ќо в 1859 году, когда ћарк подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. —лучайно увидев репродукцию картины ¬ан ƒейка "’ристос и Ѕогоматерь", ћарк повторил ее, вырезав фигуры из дерева. ≈го работа стала известна в городе. ќ талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора ¬ладимира »вановича Ќазимова – ј.ј. Ќазимова, известна€ покровительница искусств. ≈й удалось добитьс€ согласи€ родителей јнтокольского на переезд сына в ѕетербург.

ѕо ходатайству ј.ј. Ќазимовой свои работы из дерева и кости юноша показал профессору ѕетербургской јкадемии художеств Ќ.—. ѕименову. ќни понравились, и с 1862 года јнтокольскому было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс. ѕри этом его об€зали заниматьс€ рисунком, так как художественна€ подготовка провинциала была крайне слабой. ѕименов посто€нно интересовалс€ судьбой вольнослушател€, отмеча€ его быстрые успехи в лепке, и вскоре в јкадемии заговорили о способност€х и трудолюбии јнтокольского. ‘ормированию мировоззрени€ молодого скульптора, его художественных взгл€дов способствовали встречи с талантливыми и образованными людьми:  .ј. —авицким, ¬.ћ. ¬аснецовым, ».». Ўишкиным, ј.Ќ. —еровым, ћ.ѕ. ћусоргским. ќн стал другом ».≈. –епина, близко сошелс€ с членами јртели художников, возглавл€емой ».Ќ.  рамским. „резвычайно важным стало дл€ јнтокольского личное знакомство с ¬.¬. —тасовым в 1869 году. ¬ течение всей своей творческой жизни скульптор ощущал его доброту, чуткость и неизменную поддержку.

3455057_1002168965 (552x700, 256Kb)

 

3455057_Evreiportnoi__1864__Gorelef__Derevo (569x700, 237Kb)

≈врей-портной. 1864. √орельеф. ƒерево



”чилс€ јнтокольский в классе Ќ.—. ѕименова, а после его смерти – с 1863 по 1868 год – у гравера и скульптора ».». –еймерса. ¬ 1864 году ћ.ћ. јнтокольскому была присвоена серебр€на€ медаль за горельеф "≈врей-портной. ¬ечерний труд старика" (дерево, √–ћ),

 

«—купой»

 

¬ 1865 году – серебр€на€ медаль и стипенди€ ≈го »мператорского ¬еличества за горельеф "≈врей скупой" (слонова€ кость, дерево, √–ћ).

"ћальчик, крадущий €блоки", 1866. √ипс. ћарк јнтокольский

”же первые горельефы јнтокольского показали жизненность и реалистичность произведений художника. "“аких вещей, - писал ¬.—тасов, - у нас еще, кажетс€, никто до сих пор не пробовал делать: нашим скульпторам все некогда было заниматьс€ такими пуст€ками как жизнь и правда, им надо было парить в заоблачных пространствах, в аллегори€х... Ќо теперь большое было бы счастье дл€ нашей скульптуры, если бы пример г. јнтокольского не замер в пустыне".

 

Ќјѕјƒ≈Ќ»≈ »Ќ ¬»«»÷»» Ќј ≈¬–≈≈¬ ¬ »—ѕјЌ»» ¬ќ ¬–≈ћя “ј…Ќќ√ќ ѕ–ј«ƒЌќ¬јЌ»я »ћ» ѕј—’». 1868 – 1870-е

 

¬ 1868 году ћ.ћ. јнтокольский сделал из воска и дерева эскиз "—пор о “алмуде", в продолжение 6 лет (1863-1869) лепил из воска композицию по историческому сюжету "Ќападение инквизиции на евреев, тайно справл€ющих ѕасху" (√“√) и к ней этюд-голову под названием "Ќатан ћудрый". 

 

3455057_115584 (498x600, 273Kb)

√ќЋќ¬ј ≈¬–≈я (Ќј“јЌ ћ”ƒ–џ…). 1873

 

√ќЋќ¬ј ≈¬–≈я (Ќј“јЌ ћ”ƒ–џ…). 1873

 

«—южет вз€т из еврейско-испанской истории средних веков, когда евреи и мавры были изгнаны. ћногие евреи прин€ли тогда христианство. Ќо только дл€ виду, а в душе оставались тем, чем были прежде... ¬ этом эскизе мне хотелось показать целый р€д еврейских типов, выработанных историческим ходом событий; но главное – показать это в скульптуре по-своему, до сих пор еще небывалым образом... —тоит только поставить эскиз боком к свету, и вс€ сцена освещаетс€ через окно барельефа» – писал скульптор ћарк ћатвеевич јнтокольский в автобиографии

Ёта работа, выставленна€ јнтокольским на экзамене, вызвала неудовольствие академических профессоров, и начинающий скульптор уехал в 1868 году в Ѕерлин, где в течение полугода занималс€ под руководством немецкого скульптора –.Ѕегаса. ѕо возвращении в ѕетербург, јнтокольский продолжал работать над "»нквизицией", котора€ и была выставлена в академии в 1871 году. ќтлита€ потом из цинка, "»нквизици€" испортилась до такой степени, что скульптор более никому ее не показывал.

 



¬о врем€ учЄбы в јкадемии ћ.ћ. јнтокольский не только в совершенстве овладел русским €зыком (у него дома говорили на идиш), но и увлЄкс€ российской историей и литературой. » первой большой его работой стала стату€ «÷арь »ван ¬асильевич √розный», начавша€ собой новый этап творчества јнтокольского – работу над образами отечественной истории. —тату€ "»ван √розный" (1871, бронза, √–ћ; 1875, мрамор, √“√), котора€ экспонировалась на I выставке “оварищества ѕередвижных ’удожественных ¬ыставок, принесла скульптору мировую славу. ¬ дальнейшем јнтокольский не раз участвовал в выставках “оварищества передвижников, с большой симпатией относ€сь к их поискам "правды в искусстве", противосто€вшей канонам академизма. ѕод воздействием ¬.—тасова и ». рамского јнтокольский стал убеждЄнным реалистом-демократом, близким к передвижникам.

 



¬ поисках раскрыти€ противоречивой личности всесильного самодержца скульптор смело нарушил строгие каноны уравновешенной классической композиции, привнес€ в нее пластическую контрастность форм. «адумчиво-мрачный образ "мучител€ и мученика", как называл »вана √розного јнтокольский, безусловно, сложилс€ под вли€нием передового национального искусства и литературы. ”спех произведени€ был грандиозным.

 

 


Ћюбопытно разгл€дывать одно и то же произведение в нескольких повторени€х. —кульптор мог изготовл€ть свои работы дл€ одного заказчика в бронзе (такие брал царь), а дл€ другого — в мраморе (такие предпочитал “реть€ков). ѕоэтому «»ван √розный»  в ѕетербурге — металлический, а ћоскве — белоснежный.

 

 

—овременник передвижникам, јнтокольский старалс€ изображать исторических персонажей реальными людьми. ≈го перва€ главна€ стату€,«»ван √розный», потому и была отвергнута профессурой. ”ж слишком беспокойный там царь: как насто€щий, как у –епина в картине об убийстве сына 15 годами позже. Ќеудача, однако, обернулась успехом, причем оп€ть помогли дамы. ѕрезидент јкадемии велика€ кн€гин€ ћари€ Ќиколаевна сама отправилась посмотреть на пресловутую статую, была ею впечатлена, а главное — рассказала о ней брату-императору. ѕеред визитом заинтересовавшегос€ јлександра II в антресольную мастерскую начальство судорожно успело отремонтировать чуть ли не все здание. »мператор обласкал јнтокольского, заказал «»вана √розного» в бронзе, осыпал похвалами и рубл€ми. ƒальнейший успех и гонорары были гарантированы — оставшуюс€ жизнь јнтокольский провел в блаженной ≈вропе, посто€нно наезжа€ на родину за заказами.

 

 

—овет јкадемии в 1871 году присудил студенту ћарку јнтокольскому за «»вана √розного» высшую награду – звание академика »мператорской академии ’удожеств. “олпы народа осаждали јкадемию, где выставили скульптуру. ¬осторженные строки посв€тили автору ».—. “ургенев и ¬.¬. —тасов. »х статьи "—анкт-ѕетербургских ¬едомост€х" (1871 год, є 44 и 50) сделали им€ јнтокольского попул€рным в –оссии. ќ нем заговорили как о мастере, €вившемс€ в русское искусство "с таким необычайным почином, который есть следствие не одного только крупного таланта, но гораздо еще более, выражением крупной души и своеобразнейшей мысли". Ћишенна€ канонической риторики, скульптура "»ван √розный" по-насто€щему драматична реалистической передачей "духа могучего, перед которым трепетала вс€ русска€ земл€".

«начительную роль в судьбе скульптора сыграла велика€ кн€гин€ ћари€ Ќиколаевна, покровительствовавша€ јкадемии ’удожеств. ќна пришла в восторг от скульптуры и рассказала о работе молодого художника своему брату, императору јлександру II. »мператор лично посетил мастерскую јнтокольского. —тату€ произвела на цар€ огромное впечатление, и он приобрел ее дл€ Ёрмитажа за 8 тыс€ч рублей (по тем временам – огромна€ сумма). “огда же гипсова€ копи€ с "»вана √розного" была приобретена  енсингтонским музеем в Ћондоне.

ћ.ћ. јнтокольский давно болел, и в конце марта 1871 года по совету врачей покинул ѕетербург, переехав в »талию – сначала в Ќеаполь, а потом в –им. ¬ то врем€ это была, в общем, обычна€ дл€ выпускников јкадемии ’удожеств практика. —читалось, что будущие скульпторы и живописцы должны окунутьс€ в культурную атмосферу и увидеть работы классиков в оригинале. ¬ –име јнтокольский встречалс€ с ¬.ƒ. ѕоленовым, совершил вместе с ним увлекательное путешествие по италь€нским городам. ѕодружилс€ скульптор и с семьей известного мецената —.». ћамонтова, став активным участником "мамонтовского кружка".

 

 

¬ –име јнтокольский начал работать над статуей ѕетра I, задуманной ещЄ в –оссии. –ешение создать статую ѕетра ¬еликого возникло у скульптора почти одновременно с замыслом "»вана √розного". –абота проходила за границей, в –име, но основное содержание образа и идейна€ трактовка определились еще в –оссии. јнтокольский писал, что беспристрастных суждений о ѕетре пока нет (име€ в виду различие взгл€дов на петровское врем€ у западников и слав€нофилов). —кульптор не мыслил раскрыти€ образа своего геро€ вне конкретного содержани€ его личности, психики и эстетического склада.

 

јнтокольский в √“√


ќ создании статуи ѕетра подробных сведений не сохранилось. »з переписки јнтокольского со —тасовым известно, что эскизы не удавались, и вскоре скульптор перешел к лепке сразу в большом размере. »таль€нска€ глина была хуже русской, плохо держала форму, быстрее рассыхалась, трескалась и отваливалась кусками. ћарк ћатвеевич испытывал затруднение, изобража€ ѕетра в преображенском мундире, дробном и непластичном по форме.  ак обычно, начав работать, јнтокольский забывал о болезни, отдыхе, перестал встречатьс€ с друзь€ми. ќдин эскиз смен€лс€ другим, но все они не удовлетвор€ли автора. ѕонадобились фотографии гравюр с изображени€ми императора, подробности его костюма, и в северную столицу к —тасову полетели письма с просьбами, вопросами: "ѕожалуйста, узнайте хорошенько, носил ли ѕетр плащ? ѕришлите мне эстампы, которые сделаны с петровских монет". », конечно, —тасов откликалс€ на каждую просьбу друга, тотчас послал ему фотографии с портретов цар€ в профиль и фас. —корее всего, это были прижизненные портреты ѕетра јлексеевича.

 

 

≈ще јнтокольский успешные произведени€ «тиражировал» — воспроизводил в меньшем размере, либо одну голову, и продавал чуть дешевле. ќдна из таких статуэток «ѕетр I», созданный им как пара «»вану √розному» (тоже тиран, но «хороший»). јвтору он нравилс€, а вот публикой был неоценен. «ато когда подошли петровские юбилейные даты рубежа XIX-XX вв., он неожиданно пригодилс€ — в нем увидели и патриотизм, и реалистичность.

 

 

ѕам€тники по этой модели были воздвигнуты в  роншдтате,“аганроге, јрхангельске, и так далее; один попал даже на нынешнюю 500-рублевую купюру. “акое признание своего мастерства јнтокольский, пожалуй, одобрил бы: недаром даже небольша€ выставка его работ показывает его как человека, который не только как знал, как творить, но и умел жить — навык, большинству русских гениев недоступный.
 

—кульптор трудилс€, превозмога€ усталость и болезнь. Ќесколько раз он ломал и заново лепил голову статуи. » все же после всех неудач и огорчений произведение было закончено и переведено в гипс в июне 1872 года, к ¬сероссийской политехнической выставке, устроенной в ћоскве к 200-летию со дн€ рождени€ ѕетра I.   удивлению и огорчению јнтокольского, уже получившего похвальные отзывы за границей, в –оссии стату€ ожидаемого успеха не имела. ¬озможно, это было вызвано неудачной экспозицией в архитектурном отделе выставки, или, как признавал сам автор, свою роль сыграли недостатки "технического характера". Ќеопределенную позицию по отношению к этой работе зан€л обычно пр€молинейный —тасов. ѕоложительно оценив ее в печати, отметив жизненность и правдивость ѕетра, в частном разговоре критик упрекал јнтокольского в официальной идеализации и традиционности решени€ образа императора. ¬прочем, были и другие мнени€. ќбычно скупой на похвалы ѕавел ћихайлович “реть€ков, гл€д€ на работу скульптора, воскликнул, что она прекрасна. "ѕросто и выразительно, и грандиозно. ћолодец јнтокольский".

¬ противоположность »вану √розному с его м€тущейс€ душой ѕетр ¬еликий в представлении скульптора, прежде всего, цельна€ и могуча€ личность, открывающа€ новую эпоху –оссии. —оздава€ ѕетра I, автор хотел представить его героем, олицетвор€ющим собой один из знаменательных периодов отечественной истории. ќтсюда торжественна€ приподн€тость образа, далека€, однако, от внешней парадности академических статуй. Ќар€ду с этим, јнтокольский стремилс€ сохранить историческую конкретность, котора€, по его мнению, должна была про€вл€тьс€ не только в наружности и характере, но и в мелочах облачени€ императора. ѕожалуй, здесь в большей степени, чем в »ване √розном, вы€вилась противоречивость пластического замысла. ћонументальность и целостность статуи требовали лаконизма, обобщени€ формы, скупого и точного отбора деталей. ћарк ћатвеевич скрупулезно разрабатывал незначительные подробности: швы и петли на обуви, пуговицы мундира, шпоры на сапогах. Ќесмотр€ на то, что скульптор следовал традици€м современной ему школы, эта стату€ представл€ла собой одну из первых попыток решени€ новых дл€ всей русской пластики задач монументального искусства. јнтокольский создавал образ ѕетра ¬еликого особыми методами. ¬се было построено на целеустремленности, уверенном движении. ћощно развернуты плечи и властно подн€та голова, тверд и зорок взгл€д, обращенный вдаль. ѕреодолева€ напор ветра, царь идет вперед, как воплощение всепобеждающей силы разума. ≈го движени€м, при всей их стремительности, присущи неторопливость и величава€ внутренн€€ сдержанность.

 


Ќе замкнутый в себе, а полный сознани€ своей правоты и €сности великой цели преобразователь –оссии – таков царь ћ.ћ. јнтокольского. ÷ельность и энерги€ присущи этому произведению, в котором воплотились характер великого реформатора и эпоха подъема –оссии, "мужавшей с гением ѕетра". —татуе было тесно в музейных залах, дл€ ее воспри€ти€ требовалось удаление на рассто€ние, возможность осмотра с разных сторон. Ёта стату€ послужила основой дл€ создани€ пам€тников в “аганроге (1898, открыт в 1903), јрхангельске (открыт в 1914); уменьшенный вариант статуи находитс€ в ѕетергофе (1883; утрачен в 1941-1944, восстановлен в 1953), бронзовыми экземпл€рами представлена эта работа в “реть€ковской галерее и –усском музее. —равнение двух почти одновременно созданных произведений – "»ван √розный" и "ѕетр I" – нагл€дно показывает, как скульптор сумел найти разные художественные средства дл€ воплощени€ €рких образов представителей этих переломных в истории –оссии эпох.

 

3455057_2_242_1_2_ (700x700, 139Kb)



¬ 1909 году, в св€зи с 200-летием ѕолтавской победы, в —анкт-ѕетербурге были установлены две бронзовые скульптуры императора ѕетра I. ќдна из них принадлежала лейб-гвардии ѕреображенскому полку и находилась на ул.  ирочной, 37, напротив ѕреображенских казарм. ¬тора€ скульптура была установлена в лейб-гвардии √ренадерском полку у —ампсониевской церкви (пересечение Ѕольшого и ћалого —ампсониевских проспектов). ƒл€ пам€тника решили воспользоватьс€ готовой скульптурой работы ћ.ћ. јнтокольского, оригинал которой находилс€ в ѕетергофе. ¬ конкурсе на пьедестал наиболее удачным признали проект Ќ.≈. Ћансере. –азмер пам€тника выбрали равным петергофской модели, выполнен он был в ѕариже, в мастерской јнтокольского, его плем€нником. Ќа бронзовой доске пьедестала надпись: "ѕетру ¬еликому", ниже слова самого императора: "ј о ѕетре ведайте, что жизнь ему не дорога, жила бы только –осси€".

¬ 1938 году пам€тник демонтировали, и он попал в “реть€ковскую галерею, где находитс€ в насто€щее врем€. ¬ справке из фондов галереи сообщаетс€: "„ерез ћосковскую закупочную комиссию 21 апрел€ 1940 года по акту є 47 от ”правлени€ государственных резервов за 1356 рублей поступил в ћоскву. –анее находилс€ на —ампсониевском проспекте в Ћенинграде. ¬ √осударственную “реть€ковскую галерею поступил 28 декабр€ 1938 года на историческую выставку по акту є 0693, а в 1940 году в фонды галереи". ¬ 1989 году начались переговоры с √осударственной “реть€ковской галереей о возвращении пам€тника на историческое место, но они не увенчались успехом. Ќынешний пам€тник ѕетру I р€дом с храмом —в€того —ампсони€ —транноприимца был воссоздан с авторской модели на средства √осударственного музе€-пам€тника "»саакиевский собор" и открыт в дни праздновани€ 300-лети€ —анкт-ѕетербурга (2003).

 



ѕам€тник ѕетру I находитс€ в центральной части јрхангельска, на набережной —еверной ƒвины, возле  расной (—оборной) пристани, недалеко от √остиных дворов. ÷арь изображЄн одетым в офицерский ѕреображенский мундир, на голове — форменна€ треуголка. ќпирающа€с€ на трость фигура ѕетра развЄрнута фронтально в сторону реки. Ѕронзова€ стату€ установлена на гранитном постаменте. Ќа его гран€х выбиты позолоченные даты: 1693, 1694, 1702 — годы посещений јрхангельска ѕетром. Ќа лицевой грани — позолоченна€ дата 1911 — год прин€ти€ решени€ о воздвижении пам€тника.

јвтором скульптуры €вл€етс€ ћ.ћ. јнтокольский, который задумал еЄ ещЄ в конце 1860-х годов и выполнил в –име. —кульптор закончил фигуру в гипсе в июне 1872 года, к ¬сероссийской политехнической выставке в ћоскве, приуроченной к 200-летию со дн€ рождени€ ѕетра I. ’от€ скульптурный портрет цар€ и встретил прохладные отзывы критики, он сыграл значительную роль в русской культуре. Ѕронзовые реплики работы јнтокольского были установлены в “аганроге, Ўлиссельбурге, ѕетергофе, —анкт-ѕетербурге (дважды). »зображение пам€тника помещено на российских банкнотах 500-рублевого достоинства образца 1898 года и 500-рублевой банкноте образца 1997 года.

 



ѕам€тник в јрхангельске сооружЄн по инициативе губернатора ».¬. —основского и официально открыт в 1914 году в ѕетровском парке р€дом со спуском на —оборную пристань. —кульптура по модели јнтокольского отлита плем€нником покойного скульптора в ѕариже в 1909 году. ѕостамент из серого гранита по проекту архитектора —.ј. ѕеца изготовили монахи —оловецкого монастыр€ в каменоломн€х  ондострова в ќнежской губе Ѕелого мор€.

¬ 1920 году стату€ была сброшена с постамента, а на еЄ месте сооружЄн обелиск жертвам интервенции. ƒо 1933 года стату€ лежала на берегу, после чего была перемещена в фонды краеведческого музе€.

¬ 1948 году пам€тник воссоздан на нынешнем месте, примерно в 150 м севернее прежнего (зан€того обелиском). ¬з€т под охрану как пам€тник федерального значени€.

ћежду первоначальным и нынешним местом установки пам€тника находилс€ домик ѕетра I (закрытый каменным футл€ром), построенный в 1702 году на ћарковом острове (перенесЄн в ћоскву в  оломенское).

 

јЋ≈ —јЌƒ– III. 1897 – 1899

 

јЋ≈ —јЌƒ– III. 1897 – 1899



ќдновременно с работой над статуей ѕетра I ћ.ћ. јнтокольский выполнил дл€ јлександровского моста через Ќеву эскизы конных статуй ярослава ћудрого, ƒмитри€ ƒонского, »вана III (все 1872), которые должны были стать своеобразной "скульптурной галереей" крупнейших русских исторических де€телей. ѕретворить этот замысел в жизнь, однако, не удалось, так как архитектурный проект не утвердили. Ёта работа словно подводила итог первому периоду де€тельности скульптора. “еперь јнтокольского влекли новые герои, новые характеры. "—ильный драматизм, кипучесть, волнение и порыв отныне не принадлежат более к числу мотивов его произведений, - писал ¬.¬. —тасов. - ѕрежн€€ бурна€ активность его героев исчезла, она смен€етс€ благодушной пассивностью, впрочем, полной поэзии, человечности, светлой душевности, негодовани€ к злу и неправде". ¬ 1870-е годы происходит углубление и окончательное формирование творческих взгл€дов ћ.ћ. јнтокольского. ќн находит своих исторических героев среди людей, которых объедин€ло бескорыстное служение истине, добру, непри€тие зла и насили€. ¬ творчестве јнтокольского усиливаютс€ черты философского раздумь€. —леду€ типичной дл€ европейской скульптуры того времени тенденции к максимально "живой" форме, он создает произведени€ обобщенно-символического характера, стрем€сь изобразить не столько конкретных исторических персонажей, сколько пластические примеры нравственных поисков, сомнений и озарений духа. ќни в значительной мере предвар€ют скульптуру символизма.

 

3455057_115586 (600x668, 359Kb)

’–»—“ќ— ѕ≈–≈ƒ —”ƒќћ Ќј–ќƒј. 1876

√осударственна€ “реть€ковска€ галере€. ћосква



ѕервым в р€ду новых образов предстает "’ристос перед судом народа" в сложной станковой композиции (1874, бронза, √–ћ; 1876, мрамор, √“√). ѕо словам скульптора, его ’ристос дан таким, каким он "представл€етс€ в XIX веке". Ќе случайно к этому образу обратились  рамской, √е, ѕоленов и другие. ¬ образе, созданном јнтокольским, - трагизм "реформатора, восставшего против фарисеев и саддукеев", который стоит перед судом тех, кого он защищал и кто его не смог пон€ть.

 

3455057_MARK_ANTOKOLSKII (617x675, 69Kb)

"’ристос перед судом народа" (1874, мрамор)

 

3455057_HRISTOS_PERED_SYDOM_NARODA__1876 (382x675, 50Kb)

 

¬ облике ’риста – немой укор: "„то вы со мной сделали?" и решимость убежденного проповедника: "Ќо делайте со мной, что хотите, все-таки € убежден, € верю в чистую веру, что истина, любовь восторжествуют". ¬месте с тем, созданный скульптором герой внешне спокоен. ¬ этом и есть подлинна€ сила высокого чувства, проникающего в тайники человеческой души.   такой "трудной простоте" образа и стремитс€ ћ.ћ. јнтокольский: "¬ статуе € хотел создать тишину и глубину, внешнюю простоту с внутренней глубиной".

 

3455057_05172044 (600x580, 28Kb)



 ак антитеза, противопоставление, у скульптора еще в 1874 году возникает замысел создать образ ћефистофел€.

 

3455057_MEFISTOFEL__1879Bronza_mramor_1_ (579x675, 74Kb)

 

 

 

 

 

≈го "ћефистофель", названный ранее "XIX век" (1883, мрамор, √–ћ; уменьшенное повторение – мрамор, √“√), - не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнени€ и невери€; угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность.

 

3455057_Mephisto_by_Mark_Antokolski_marble_GTG_after_1883_by_shakko_11 (525x700, 247Kb)

 

http://img-fotki.yandex.ru/get/9354/104793308.468/0_ab932_f18942de_orig

 

¬ "ћефистофеле" стремление одухотворить материал, сделав мрамор "мысл€щим", претвор€етс€ в драматическую иронию. ¬ 1875 году ћ.ћ. јнтокольский, наход€сь в –име, составил проект (оставшийс€ неосуществленным) пам€тника ј.—. ѕушкину в ћоскве.

 

3455057_MAntokolsky_Mefisto (525x700, 213Kb)

 

 

3455057_MAntokolski_Death_of_Socrates (525x700, 224Kb)



ѕри всем различии характеров в геро€х произведений јнтокольского есть нечто общее – это стремление к истине и утверждение ее, подчас ценою собственной жизни. “аковы "—мерть —ократа" (1875, мрамор, √–ћ) и "—пиноза" (1882, мрамор, √–ћ).

 

 

 ак жертва за идею трактован скульптором образ греческого философа —ократа. ќтречьс€ от своих убеждений или уйти из жизни, прин€в €д? —ократ выбрал второй путь. «апечатлев физическое угасание жизни, ћ.ћ. јнтокольский пыталс€ показать в пластике силу и высоту духа, красоту нравственного подвига.

 

3455057_MAntokolosky_Spinoza (525x700, 203Kb)

 

√лубокого психологизма достиг скульптор и в образе нидерландского ученого-мыслител€ —пинозы.

 

3455057_Baryh_Benedikt_Spinoza__1887__Mramor (530x700, 31Kb)

Ѕарух (Ѕенедикт) —пиноза. 1887. ћрамор

—ознание своей правоты и вместе с тем скорбна€ покорность судьбе читаютс€ в выражении задумчиво-одухотворенного лица, в чуть тронувшей губы улыбке.

 

3455057_115583 (540x462, 241Kb)

’–»—“»јЌ— јя ћ”„≈Ќ»÷ј "Ќ≈ ќ“ ћ»–ј —≈√ќ". 1887 – 1888

 

3455057_HRISTIANSKAYa_MYChENICA_NE_OT_MIRA_SEGO__1887__1888 (542x675, 62Kb)

’–»—“»јЌ— јя ћ”„≈Ќ»÷ј "Ќ≈ ќ“ ћ»–ј —≈√ќ". 1887 – 1888

 

3455057_HRISTIANSKAYa_MYChENICA_NE_OT_MIRA_SEGO__1887__1888_2 (700x631, 68Kb)

’–»—“»јЌ— јя ћ”„≈Ќ»÷ј "Ќ≈ ќ“ ћ»–ј —≈√ќ". 1887 – 1888

 

3455057_800pxMartyr_by_Antokolsky_by_shakko_detail_02 (700x466, 37Kb)

 

 

3455057_antokolskyvasnecov_VIKTOR_MIHAILOVICh_VASNECOV__PORTRET_MARKA_MATVEEVIChA_ANTOKOLSKOGO__1884_1_ (700x504, 58Kb)

 

 



¬ этот период јнтокольский работает и в жанре мемориальной скульптуры. ќдно из его наиболее проникновенных произведений – надгробие кн€гини ћ.ј. ќболенской на кладбище ћонте “естаччо в –име (1875-1877, гипс). —кульптор был потр€сен кончиной девушки, ум и добродетель которой он высоко ценил; в пам€тнике выражено сильное и искреннее чувство.

 

јЌ√≈Ћ ƒЋя Ќјƒ√–ќЅ»я  Ќя√»Ќ» «.Ќ. ё—”ѕќ¬ќ…

ќсобн€к ёсуповых на реке ћойке. —анкт-ѕетербург

—тоит вспомнить созданные им надгроби€: профессора ћосковского технического училища ‘.ћ. ƒмитриева (1888, ƒонской монастырь, ћосква), поэта —.я. Ќадсона (1891, ¬олковское кладбище, ѕетербург), кн€гини “.Ќ. ёсуповой (1895, усадьба "јрхангельское" под ћосквой), этнографа-востоковеда Ќ.¬. ’аныкова (1878, кладбище ѕер-Ћашез, ѕариж), а также монумент, посв€щенный пам€ти русских солдат, погибших в русско-турецкой войне, установленный в Ѕолгарии (1894-1896). ƒобива€сь острой психологической выразительности деталей и общего силуэта, он выдвигаетс€ в число крупных скульпторов-монументалистов своего времени.

 

Ѕарельеф дл€ надгроби€ ћ. √. √инзбурга 1878. √ипс. Ћенинград, јкадеми€ художеств

 

Ѕарельеф дл€ надгроби€ ћ. √. √инзбурга 1878

 

Ѕарельеф дл€ надгроби€ ћ. √. √инзбурга 1878

 

ћарк јнтокольский. Ѕюст —амуила —оломоновича ѕол€кова. 1877. √“√. Ѕронза

 

Ѕольшое значение скульптор придавал портрету. ¬ июне 1873 года он писал —тасову из –има: "” мен€ €вилась мысль сделать бюсты всех замечательных людей, которые есть у нас на –уси... ј, право, € убежден, что подобные бюсты гораздо большее значение могут иметь дл€ потомства, чем разные пам€тники, которые став€т у нас на площад€х. ¬се они ложны и вычурны..."

 

3455057_SERGEI_PETROVICh_BOTKIN__1874 (644x675, 74Kb)

 

јнтокольским выполнены портреты ¬.¬. —тасова (1873, мрамор, √ѕЅ им. ћ.≈. —алтыкова-ўедрина), с которым его св€зывала многолетн€€ дружба, —.ѕ. Ѕоткина (1874), —.—. ѕол€кова (1877), барона ћ.√. √инцбурга (1878), ћ.≈. —алтыкова-ўедрина, ј.Ќ. ѕоловцева, —.». ћамонтова и других.

 

Ћучшее произведение јнтокольского в этом жанре – портрет ».—. “ургенева (1880, гипс, √–ћ), выполненный им незадолго до смерти писател€. Ќачальное, задумчивое, измученное болезнью лицо “ургенева прекрасно своей одухотворенностью. “онка€ моделировка лица, м€гка€, кажуща€с€ чуть небрежной лепка одежды – все объединено пластически и способствует цельности образа.

 

ѕќ–“–≈“ —јћ”»Ћј —ќЋќћќЌќ¬»„ј ѕќЋя ќ¬ј. 1877

 

 

 

ѕортрет неизвестной из семьи ѕол€ковых 1877-8. √“√. Ѕронза


ѕочти семь лет ћ.ћ. јнтокольский прожил в »талии, а в конце 1877 года вместе с семьей переехал в ѕариж. ¬скоре он прин€л участие в ѕарижской ¬семирной выставке, выставив на ней значительную часть исполненных им произведений. «а них јнтокольский был удостоен высшей награды выставки – Ѕольшой золотой медали, награжден французским орденом ѕочетного легиона и избран членом-корреспондентом ѕарижской јкадемии художеств. ¬скоре его выбирают почЄтным членом многих западноевропейских академий: ¬енской, Ѕерлинской, Ћондонской и других. ¬ 1880 году в —анкт-ѕетербурге была устроена отдельна€ выставка произведений јнтокольского, и он получил звание профессора скульптуры ѕетербургской јкадемии ’удожеств.

¬ ѕариже јнтокольский исполнил: "—пинозу" (1882; мрамор), "ћефистофел€" (1883, мрамор), "ярослава ћудрого" (1889), "Ќестора Ћетописца" (1889) и "≈рмака “имофеевича" (1891; все четыре наход€тс€ в –усском музее). »з этих статуй особенной известностью пользовалс€ в свое врем€ "ћефистофель", которому была посв€щена гор€ча€ стать€  .ƒ.  авелина в "¬естнике ≈вропы" (июль 1889).

 

3455057_MAntokolsky_Nestor_1_ (525x700, 209Kb)

ћ. јнтокольский. Ќестор-летописец. ћрамор, 1889 г.



¬ 1880-е годы ћ.ћ. јнтокольский вновь обращаетс€ к русской исторической теме. √лавной его темой становитс€ русска€ истори€, крупнейшие ее фигуры, личности которых он стремитс€ раскрыть во всей их драматической сложности. ¬дохновленный образом пушкинского ѕимена, скульптор создает статую "Ќестор-летописец" (1889, мрамор, √–ћ).

 

Ќестор-летописец. 1890. ћрамор

 

 

 

 

ќблик мудрого старца, первого историка своего народа, исполнен простоты и благородства, отрешенности от мирской суеты.

 

 

¬ 1891 году он завершает еще две работы – майолику "ярослав ћудрый" (√–ћ) и статую "≈рмак" (1891, бронза, √–ћ). ¬ обоих образах ћ.ћ. јнтокольский также видел тех, кто определ€л "будущность –оссии".

 

3455057_Fragment_skylptyri_Ermak (274x375, 23Kb)

‘рагмент скульптуры «≈рмак»

 

≈сли ярослав – средоточие напр€женной, ищущей мысли, при внешнем спокойствии облика, то "≈рмак" – весь мощное движение. «акованный в т€желую броню, с секирой в могучей руке, он словно шагнул вперед по пути суровой борьбы, которую уготовила судьба легендарному покорителю —ибири. "ћне хотелось в нем выразить русскую смелость, удальство, при полной бодрости, силе", - писал скульптор ¬.—тасову. «атрагива€ морально-философскую и религиозную тему, јнтокольский создает скульптуры "√олова »оанна  рестител€" (1877; √–ћ), "√олова ’риста" (√“√) и "’ристианска€ мученица" ("Ќе от мира сего", 1887, мрамор, √“√). ¬ ѕариже он работает также и в скульптуре малых форм ("—он", "ћечта", "–усалка", "—п€ща€ красавица").

 

–”—јЋ ј. 1900. ћрамор. √осударственный –усский музей. —анкт-ѕетербург


¬ ѕариже јнтокольский вел исключительно замкнутый образ жизни. ќн был очень скромен, не стремилс€ привлечь внимание к своему творчеству. «а годы пребывани€ во ‘ранции јнтокольский не организовал там ни одной персональной выставки. «ато в ѕетербурге в 1893 году в јкадемии художеств была развернута невиданна€ ранее по объему персональна€ выставка произведений јнтокольского. Ќо многие его работы остались непон€тыми; подвергалс€ он также откровенным нападкам недоброжелателей, выступавших в прессе. Ќесмотр€ на поддержку ¬.—тасова, скульптор т€жело переживает все это и в гнетущем состо€нии покидает ѕетербург.

ћ.ћ. јнтокольский много писал, известны его статьи по вопросам искусства в «—анкт-ѕетербургских ведомост€х», «Ќеделе», журнале «»скусство и художественна€ промышленность», в «¬естнике ≈вропы» в 1887 году была опубликована его «јвтобиографи€», незадолго до смерти он написал роман «Ѕен-»зак» - хронику из еврейской жизни. ѕод редакцией ¬.¬. —тасова и с его большим предисловием после смерти скульптора была издана книга «ћарк ћатвеевич јнтокольский. ≈го жизнь, творчество, письма и статьи» (—ѕб – ћосква, 1905).

 

ѕќ–“–≈“ »ћѕ≈–ј“–»÷џ јЋ≈ —јЌƒ–џ ‘≈ƒќ–ќ¬Ќџ. 1896

 

ѕќ–“–≈“ »ћѕ≈–ј“–»÷џ јЋ≈ —јЌƒ–џ ‘≈ƒќ–ќ¬Ќџ. 1896

 

ѕоследними крупными работами скульптора были портрет императрицы јлександры ‘едоровны (1896), стату€ императора јлександра II (1896), пам€тник императрице ≈катерине II дл€ ¬ильно (1897, открыт уже после смерти автора в 1902 году).

 

 

¬следствие все усиливающейс€ болезни јнтокольский был вынужден с 1897 года часть времени проводить в »талии на Ћаго-ћаджоре, но все же, главным образом, работал в ѕариже. ¬ последние годы жизни он участвовал во многих международных выставках – в ћюнхене (1892), Ѕерлине (1896), ¬ене (1898), ѕариже (1900) и других. ѕровел персональные выставки в ѕетербурге (1893) и ѕариже (начало 1890-х). — 1893 года јнтокольский был действительным членом »мператорской јкадемии ’удожеств, »нститута искусства в ”рбино. Ѕыл он и  авалером ордена ѕочетного Ћегиона.

 

3455057_antokolsky_2 (650x433, 163Kb)



”мер скульптор 26 июн€ (9 июл€) 1902 года во ‘ранкфурте-на-ћайне (по некоторым источникам – в городе Ѕад-’омбург). ћ.ћ. јнтокольский был похоронен в —анкт-ѕетербурге, на ≈врейском ѕреображенском кладбище.ѕохороны выдающегос€ скульптора стали поистине всенародной манифестацией любви и скорби. ¬агон с телом јнтокольского встречали траурные депутации во всех крупных городах по пути следовани€, особенно многочисленными они были в  овно и ¬ильно. ѕосле панихиды на ¬аршавском вокзале ѕетербурга гроб в сопровождении нескольких дес€тков тыс€ч человек был доставлен в ’оральную синагогу.

 

3455057_antokolskynadgrobnypamiatnikMOGILA_MARKA_ANTOKOLSKOGO__Preobrajenskoe_evreiskoe_kladbishe__SanktPeterbyrg (401x600, 111Kb)

 

Ќа панихиде присутствовали многие известные де€тели русской культуры, среди них ¬.¬. —тасов, ».≈. –епин, ј.».  уинджи, ћ.ѕ. Ѕоткин, —.ѕ. ƒ€гилев. «атем гроб с телом был перевезен на станцию ќбухово, где “по дороге к кладбищу пел превосходный хор еврейских певчих синагоги и цела€ толпа присутствующих несла по древнему обычаю большие зажженные факелы в руках. ¬сюду на столбах, вдоль стен синагоги, были прикреплены среди зеленых венков большие щиты с медальонами, содержащими древнееврейские орнаменты”. Ќадгробный пам€тник ћ.ћ. јнтокольскому (бронзовый бюст утрачен, арх. я.√. √евирц, ск. ».я. √инцбург) был открыт в 1909 году, причем в торжественной церемонии открыти€ пам€тника, возложени€ венков и богослужении участвовали сотни человек, в том числе раввин —анкт-ѕетербурга.

 

3455057_gincburgantokolsky (416x675, 64Kb)


ѕќ–“–≈“ ћј– ј ћј“¬≈≈¬»„ј јЌ“ќ ќЋ№— ќ√ќ. 1897

јвтор: »ль€ яковлевич √инцбург – русский скульптор, ученик ћ.ћ. јнтокольского



ƒвадцать семь лет прожил он вдали от родины, лишь изредка приезжа€ в –оссию, но осталс€ истинно русским художником, до конца своих дней сохранившим преданность отечеству. "¬с€ душа мо€ принадлежит той стране, где € родилс€ и с которой свыкс€. Ќа севере сердце мое бьетс€ сильнее. я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. ¬от почему, что бы € ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка-–усь вскормила мен€", - писал јнтокольский ¬.¬. —тасову.

 



“ворчество ћарка ћатвеевича јнтокольского, крупнейшего мастера русской скульптурной школы второй половины XIX века – €рка€ страница в истории отечественного искусства. —озданные им произведени€ вошли в сокровищницу мировой художественной культуры.
¬еликие люди близки к сумасшествию. “олько из нат€нутой струны мы можем извлекать чудные, гармоничные звуки, но вместе с тем, ежечасно, ежеминутно рискуем, что струна порветс€.

ћ.ћ. јнтокольский

http://funeral-spb.ru/necropols/evreyskoe/antokolskiy/

 

ј также смотрите пост: јнтокольский. »нтересные факты

 

–убрики:  искусство
ћетки:  

ѕроцитировано 9 раз
ѕонравилось: 15 пользовател€м



јлексей_—ила   обратитьс€ по имени —уббота, 17 јвгуста 2013 г. 00:51 (ссылка)
ѕоздравл€ю с великолепным постом.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Marginalisimus   обратитьс€ по имени —уббота, 17 јвгуста 2013 г. 01:03 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ѕорис_√лазунов   обратитьс€ по имени —уббота, 17 јвгуста 2013 г. 09:59 (ссылка)
¬оистину - Ѕожий дар! »нтеренейший пост. —пасибо автору.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ludnov   обратитьс€ по имени —уббота, 17 јвгуста 2013 г. 10:03 (ссылка)
Ѕлагодарю,за прекрасный пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
мари€_карчина   обратитьс€ по имени —уббота, 17 јвгуста 2013 г. 14:39 (ссылка)
«амечательный пост! —пасибо от всей души!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћел€_с_книгой   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 19 јвгуста 2013 г. 19:00 (ссылка)
ѕотр€сающие работы. —пасибо.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—» —“»Ќ— јя_ћјƒќЌЌј   обратитьс€ по имени —реда, 28 јвгуста 2013 г. 23:51 (ссылка)
—пасибо за отличный очерк о великом скульпторе!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку