Grey_Night (готическая_Чехия) все записи автора
Готика как художественный стиль со всеми типичным для неё признаками проникает в Прагу лишь в начале XIV века. В это время при монастырях было построено несколько храмов с вытянутой планировкой и устремлённых ввысь - храм св. Томаша в районе Мала-Страна(с 1285 года), св. Якуба в районе Старе-Место(с 1316 года), а несколько позже - церковь Девы Марии Снежной(с 1347года) типа базилики с центральным нефом, чрезмерная высота которого приводит в восхищение.
Пора наибольшего расцвета пражской готики начинается лишь во второй половине XIV века при Карле IV. Стимулом к строительству многочисленных великолепных зданий послужила сама личность Карла - первого и последнего чешского короля, одновременно ставшего императором Священной Римской империи, который одновременно использовал все выгоды, вытекающие из верховной светской должности на благо Чешского королевства и его столицы.
Храм св. Вита в пражском Граде. Хоры с галереей и несколькими часовнями, построенные в 1344-1385 гг. Матье из Арраса(до 1352 года часовня) и Петром Парлержем (с 1356 года, верхняя часть кафедрального собора) Кровля реставрировалась в пуристском стиле в 1878-1899 гг. Йозефом Мокером.
Интерьер храма св. Вита в пражском Граде. Нижняя часть, аркады и галерея построены Матье из Арраса, оконная стена и свод - Петром Парлержем в 1356-1385 гг. Витражи в последних окнах выполнены по картонам М. Швабинского. Главный алтарь построен в неоготическом стиле в 1868 - 1873 гг. Йозефом Кранером.
Староместская ратуша представляет собой комплекс зданий, постепенно присоединяемых к с XIV по XIX вв. к первоначальному угловому дому, купленному в 1338 году и перестроенному для нужд ратуши в 1364 году. В 1364 году к ратуше была пристроена башня с часовней, в 1402 году на здании ратуши были установлены куранты. Сохранилась южная сторона, перестраиваемая во второй половине XV века м в XIX веке; восточная, северная и западная части ратуши были разрушены 8 мая 1945 года нацистами, остатки стен затем снесены.
Церковь св. Индржиха на Нове-Место. Строительство началось в 1348 году и продолжалось до конца XIV века. С внешней стороны церковь осталась готической, интерьер перестроен в барочном стиле после 1737 года. В алтаре выдающиеся произведения Тревисани, Шкреты, Райнера и других художников. Готическая колокольня, стоящая с 1472 года отдельно от здания церкви, была в 1879 году отреставрирована Йозефом Мокером.
Староместская мостовая башня построена в 1380 - 1400 гг. по проекту Петра Парлержа и его мастерской, под наблюдением которых осуществлялось с 1357 года и строительство моста. Одним из строителей моста был Ян Оттл. По своему скульптeрному украшению с портретами Карла IV и Вацлава IV и другими фигурными и геральдическими пластиками башня принадлежит к самым красивым готическим сооружениям Европы.
Старо-новая синагога на Майсловой улице в районе Старе - Место, около 1280 года. Раннеготическая централная часть, построенная в стиле двухнефного колонного зала в цистерцианско-бургундском стиле, окружена более низкими пристройками XIV XVII вв. Древнейшая из семи сохранившихся пражских синагог.
Амбит бывшего монастыря На Слованех в районе Нове-Место, около 1360 года. Монастырь был построен в 1347 - 1372 гг. По заказу Карла IV для бенедиктинского ордена со славянской литургией. Называется также монастырём в Эмаузих. Был разрушен после бомбардировки англо-американской авиации в 1945 году. От монастыря остался только амбит. На стенах амбита - цикл первоначальных фресок, на которых изображены сцены из Ветхого и Нового заветов.
Церковь Девы Марии на Слупи в районе Нове-Место была построена в 1360 году по приказу Карла IV как монастырская церковь ордена сервитов. Свод построен после 1436 года и опирается на центральную колонну. Церковь реставрировалась в готическом стиле в 1858 - 1863 гг Бернардом Грубером. По его эскизам было выполнено также внутреннее оборудование церкви. Здание представляет собой интересный образец архитектурного разнообразия времён Карла IV.
Владиславский зал Старого дворца пражского Града построен в 1487 - 1500 гг. по приказу короля Владислава Ягеллонского по проекту архитектора Бенедикта Рида из Пистинга и представляет собой смелое по замыслу сооружение среднеевропейской готики со сводом над площадью 62 на 16 метров, опирающемся на цоколи дуговых нервюр. Окна и порталы выполнены в ренессансном стиле и представляют собой старейший образец приминения этого стиля на север от Альп.
Часовня св. Вацлава в храме св. Вита в пражском Граде. Построена в 1344 - 1364 гг. Матье из Арраса и Петром Парлержем. Внизу настенные фрески со сценами из жизни Иисуса Христа с инкрустацией из драгоценных камней , над карнизом - цикл картин со сценами из легенд о св. Вацлаве, выполненных так называемым Мастером литомержицкого алтаря в начале XVI века. На карнизе - скульптура св. Вацлава из опоки, выполненная в 1373 году Индржихом Парлержем младшим.
Часовня в эркере Большого актового зала Каролинума, построена приблизительно в 1370 году. Каролинум, первоначально дом монетных дел мастера Ротлева, был подарен Вацлаву IV, который, в свою очередь, передал его колледжу Карлова университета. После перестройки и расширения стал главным зданием университета, построенного Карлом IV в 1348 году.
Каменный балдахин в церкви Девы Марии перед Тыном на Староместской площади был вытесан в 1493 году по эскизу архитектора и каменщика Матея Рейска в качестве украшения над саркофагом епископа Августина из Мирандолы. В 1847 году был построен ковчег Девы Марии с картинами Йозефа Геллиха.
Коридор южной стороны Староместской ратуши, XIV век. Первоначально коридор был проходом с аркадой под домами, окружавшими с XIII века торжище. Позже проход был закрыт стеной. Подвергался реставрации П. Янаком в 1935-1938 гг.
Церковь Девы Марии перед Тыном на староместской площади была основана в 1380 году как готическая псевдобазилика. Верхняя часть была построена приблизительно в 1400 году мастерской Парлержа. Эта часть образовала великолепный боковой портал. Фронтон построен в 1463 году, левая башня - в 1463 году, правая - в 1506-1511 гг. Свод главного нефа был перестроен в барочном стиле после пожара в 1679 году. В XV и в XVI вв. служила главным храмом утраквистов.
Королевский балкон в храме св. Вита в пражском Граде построен в 1493 году и частично перестроен в 1878 году. Первоначально проект балкона приписывался Бенедикту Риду, затем - его предшественнику Гансу Шписсу из Франкфурта - на - майне. На балконе изображены гербы земель, принадлежавших королю Владиславу Ягеллонскому, по приказу которого он был построен.
Пороховые ворота. Остаток стен укрепления в районе Старе-Место. Строительство началось в 1475 году по приказу Владислава Ягеллонского по проекту и при участии Матея Рейсека. В XVII веке здесь хранился порох, благодаря чему ворота и получили своё название. Скульптурное украшение ворот было разрушено прусской артиллерией в 1757 году, в 1799 году остатки украшений сняты. Нынешний скульптурный декор выполнен в псевдоготическом стиле в 1875-1886 гг. архитектором Йозефом Мокером и несколькими скульпторами.
Храм св. Витта в пражском Граде. Южный фасад с Золотыми воротами, названными по мозаике "Последний суд ", выполненной над порталом. Большая башня построена по проекту Петра Парлержа и его сыновей. Окно поперечного нефа с рельефной резьбой выполнено в 1907 году Камилом Гильбертом. Справа находится часовня св. Вацлава и хоры кафедрального собора, слева - неоготические три нефа, построенные в 1873-1929 гг. по проекту Йозефа Мокера и Камила Гильберта.
Золотые ворота в храме св. Вита в пражском Граде. Построены в 1366-1367 гг. по проекту Петра Парлержа. Над порталом мозаика "Последний суд" с апостолами - покровителями Чешского королевства и изображением донатора - Карла IV Мозаика сделана из чешского стекла и по отечественному картону венецианских художников. Уникальное произведение готического мозаичного искусства на север от Альп. В аркадах - решётка с бронзовыми аллегориями месяцев(автор Ярослав Горейц).
Здание бывшего монастыря на Франтишеке в районе Старе-Место. Церкви св. Франтишека (хоры) и св. Сальватора, 1234 - 1280 гг. древнейшие постройки Праги в готическом стиле, сооружённые по образцу западных цистерцианско-бургундских церковных зданий рубежа XII и XIII вв.
В качестве иллюстраций были использованы чешские открытки середины прошлого века.