-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Золотой_век_Поэзия

 -Интересы

русская и зарубежная поэзия xix века

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.11.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 604

"И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал..." А. С. Пушкин

Без заголовка

Пятница, 29 Февраля 2008 г. 18:12 + в цитатник
gracija (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Осенняя сказка

Ветер играет осенней листвою,
Быстро по небу бегут облака,
Там, где вчера я встречался с тобою,
Всё заметёт завтра злая пурга…

Но уж сегодня снега между нами
Белой пустыней навек залегли…
Где же, скажи, за какими холмами
Скрыты следы нашей первой любви?

Не сохранили мы нежность и ласку,
Не сберегли светлых чувств мы в груди,
Стали короткой осеннею сказкой
Наших свиданий счастливые дни…

И уж сегодня снега между нами
Белой пустыней навек залегли…
Где же, скажи, за какими холмами
Скрыты следы нашей первой любви?

Ветер играет осенней листвою,
Быстро по небу бегут облака,
Там, где вчера я встречался с тобою,
Всё заметёт завтра злая пурга…

* * *
Улетело, словно ветер вдохновенье, –
Озарило и покинуло навек…
И остался в мраке тяжкого забвенья
Одиночеством убитый человек.

Пронеслись, как шквал, минуты счастья,
И уж нет огня, игравшего в груди,
Но осталась средь осеннего ненастья
Жажда жизни, жажда света и любви…

Не пугайтесь же холодных дней забвенья –
Надо жить с глубокой верою в любовь,
И тогда желанный ветер вдохновенья
Звонким праздником в наш дом вернётся вновь!
Рубрики:  разное

Метки:  

ЛЮБОВЬ

Пятница, 29 Февраля 2008 г. 16:58 + в цитатник
gracija (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Опять лежишь в ночи, глаза открыв,
И старый спор сама с собой ведешь.
Ты говоришь:
- Не так уж он красив! -
А сердце отвечает:
- Ну и что ж!

Все не идет к тебе проклятый сон,
Все думаешь, где истина, где ложь...
Ты говоришь:
- Не так уж он умен! -
А сердце отвечает:
- Ну и что ж!

Тогда в тебе рождается испуг,
Все падает, все рушится вокруг.
И говоришь ты сердцу:
- Пропадешь!-
А сердце отвечает:
- Ну и что ж!

Роза.

Пятница, 29 Февраля 2008 г. 16:56 + в цитатник
gracija (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Последние дни августа... Осень уже наступала.
Солнце садилось. Внезапный порывистый ливень, без грому и без молний, только что промчался над нашей широкой равниной.
Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя.
Она сидела за столом в гостиной и с упорной задумчивостью глядела в сад сквозь полуоткрытую дверь.
Я знал, что свершалось тогда в ее душе; я знал, что после недолгой, хоть и мучительной, борьбы она в этот самый миг отдавалась чувству, с которым уже не могла более сладить.
Вдруг она поднялась, проворно вышла в сад и скрылась.
Пробил час... пробил другой; она не возвращалась.
Тогда я встал и, выйдя из дому, отправился по аллее, по которой - я в том не сомневался - пошла и она.
Всё потемнело вокруг; ночь уже надвинулась. Но на сыром песку дорожки, ярко алея даже сквозь разлитую мглу, виднелся кругловатый предмет.
Я наклонился... То была молодая, чуть распустившаяся роза. Два часа тому назад я видел эту самую розу на ее груди.
Я бережно поднял упавший в грязь цветок и, вернувшись в гостиную, положил его на стол, перед ее креслом.
Вот и она вернулась наконец - и, легкими шагами пройдя всю комнату, села за стол.
Ее лицо и побледнело и ожило; быстро, с веселым смущеньем бегали по сторонам опущенные, как уменьшенные глаза.
Она увидала розу, схватила ее, взглянула на ее измятые, запачканные лепестки, взгянула на меня,- и глаза ее, внезапно остановившись, засияли слезами.
- О чем вы плачете? - спросил я.
- Да вот об этой розе. Посмотрите, что с ней сталось.
Тут я вздумал выказать глубокомыслие.
- Ваши слезы смоют эту грязь,- промолвил я с значительным выраженьем.
- Слезы не моют, слезы жгут,- отвечала она и, обернувшись к камину, бросила цветок в умиравшее пламя.
- Огонь сожжет еще лучше слез,- воскликнула она не без удали,- и перекрестные глаза, еще блестевшие от слез, засмеялись дерзостно и счастливо.
Я понял, что и она была сожжена.

Апрель 1878

Метки:  

Приходить к тебе

Пятница, 29 Февраля 2008 г. 16:41 + в цитатник
gracija (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Приходить к тебе,
чтоб снова
просто вслушиваться в голос
и сидеть на стуле, сгорбясь,
и не говорить ни слова.
Приходить,
стучаться в двери,
замирая, ждать ответа...
Если ты узнаешь это,
то, наверное, не поверишь,
то, наверно, захохочешь,
скажешь:
"Это ж глупо очень..."
Скажешь:
"Тоже мне -
влюблённый!" -
и посмотришь удивлённо,
и не усидишь на месте.
Будет смех звенеть рекою...
Ну и ладно.
Ну и смейся.
Я люблю тебя
такою.

Метки:  

История любви Ф.М.Достоевского и А.Сусловой. В.Розанов

Пятница, 29 Февраля 2008 г. 16:25 + в цитатник
gracija (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Ослеплена гением
ЕЕ ОТЕЦ, Прокофий Суслов, начал жизнь крепостным крестьянином графов Шереметевых, а затем выбился в купцы и фабриканты. Дочерям Аполлинарии и Надежде он решил дать настоящее образование. Надежда стала первой русской женщиной-врачом, а Аполлинария…

Сначала она училась в пансионе благородных девиц, потом семья Сусловых перебралась в Петербург, и здесь девушка стала посещать лекции в университете. Сразу попала в водоворот студенческого движения: политическая борьба, демонстрации. В 1861 году Аполлинария Суслова впервые услышала Достоевского. Ему было сорок, ей двадцать один. Он — маститый писатель, его лекции имеют успех у молодежи.

Любопытен портрет Сусловой той поры в воспоминаниях дочери писателя — Любови Федоровны Достоевской: «Полина приехала из русской провинции, где у нее были богатые родственники, посылавшие ей достаточно денег для того, чтобы удобно жить в Петербурге.

Каждую осень она записывалась студенткой в университет, но никогда не занималась и не сдавала экзамены. Однако она усердно ходила на лекции, флиртовала со студентами, ходила к ним домой, мешая им работать, подстрекала их к выступлениям, заставляла подписывать протесты, принимала участие во всех политических манифестациях, шагала во главе студентов, неся красное знамя, пела Марсельезу, ругала казаков и вела себя вызывающе… Полина присутствовала на всех балах, всех литературных вечерах студенчества, танцевала с ними, аплодировала, разделяла все новые идеи, волновавшие молодежь… Она вертелась вокруг Достоевского и всячески угождала ему. Достоевский не замечал этого. Тогда она написала ему письмо с объяснением в любви.

Это письмо было найдено в бумагах отца, оно было простым, наивным и поэтичным. Можно было предположить, что писала его робкая молодая девушка, ослепленная гением великого писателя. Достоевский, растроганный, читал письмо Полины…»

Объективна ли была дочь писателя, судить не нам. Но то, что у Достоевского и молодой студентки завязался роман, известно доподлинно. Переписка. Тайные встречи. Литературная помощь. В семейном журнале братьев Достоевских «Время» появляется повесть Сусловой — слабая, претенциозная…

Их отношения можно было охарактеризовать как любовь-ненависть. От Аполлинарии Федор Михайлович постоянно слышал упреки, требования развестись со «своей чахоточной женой». Потом Достоевский напишет: «Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям».

Крайние средства
ПОСЛЕ очередной ссоры вместо запланированной совместной поездки в Европу Суслова отправилась в Париж одна. Достоевский приехал во Францию чуть позже… Аполлинария даже и не ждала его. У нее появился некий господин из тех, кто нравился женщинам. Вот как вспоминает Любовь Федоровна Достоевская о дальнейшем развитии событий: «Весной Полина написала отцу из Парижа и сообщила о неудачном окончании ее романа. Французский возлюбленный обманул, но у нее не хватало сил покинуть его, и она заклинала отца приехать к ней в Париж. Так как Достоевский медлил с приездом, Полина грозилась покончить с собой — излюбленная угроза русских женщин.

Напуганный отец наконец поехал во Францию и сделал все возможное, чтобы образумить безутешную красавицу. Но так как Полина нашла Достоевского слишком холодным, то прибегла к крайним средствам. В один прекрасный день она явилась к моему отцу в 7 часов утра, разбудила его и, вытащив огромный нож, заявила, что ее возлюбленный — подлец, она хочет вонзить ему этот нож в глотку и сейчас направляется к нему, но сначала хотела еще раз увидеть моего отца…

Я не знаю, позволил ли Федор Михайлович себя одурачить этой вульгарной комедией, во всяком случае, он посоветовал Полине оставить свой нож в Париже и сопровождать его в Германию. Полина согласилась, это было именно то, чего она хотела».

«Я до сих пор ее люблю…»

ПОСЛЕ смерти первой жены Достоевский предложил Сусловой выйти за него, но она отказалась. Их отношения продолжали оставаться нервными, неясными, мучительными прежде всего для Федора Михайловича. Для Сусловой Достоевский был не великий писатель, а всего лишь поклонник, книг его она почти не читала, так что весь богатейший внутренний мир Федора Михайловича для нее словно и не существовал. И когда Достоевский написал Аполлинарии в одном из писем: «О милая, я не к дешевому необходимому счастью приглашаю тебя…», для нее это были лишь слова, скользнувшие мимо ушей.

А услышала те слова молодая стенографистка Анна Сниткина: она была согласна на любое приглашение, к любому счастью — лишь бы с Достоевским. Сниткина готова была раствориться в нем, пожертвовать себя ему. А Аполлинария жаждала отнюдь не покорного служения гению, но личной свободы…

После окончания романа с Достоевским Суслова сожгла многие компрометирующие ее бумаги, в том числе и письма к ней писателя. Тайны их бурных и необычных отношений так и канули в историю, оставив исследователям только догадки и предположения.

Ну а критики не раз находили черты Сусловой в некоторых образах великого классика — Полины («Игрок»), Настасьи Филипповны («Идиот»), Катерины и Грушеньки («Братья Карамазовы»). Уже расставшись с Аполлинарией, Достоевский напишет: «Я люблю ее до сих пор, очень люблю, но уже не хотел бы любить ее».

«Вы насмехались надо мной…»
КОГДА Василий Розанов познакомился с Сусловой, он был еще гимназистом, ей — далеко за тридцать. Розанов знал, что Аполлинария была любовницей самого Достоевского, и для него, отчаянного поклонника великого писателя, одного этого уже было достаточно, чтобы проявить к ней интерес. В дневнике Розанова есть короткая запись: «Знакомство с Аполлинарией Прокофьевной Сусловой. Любовь к ней. Суслова меня любит, и я ее очень люблю. Это самая замечательная из встречавшихся мне женщин…» 11 ноября 1880 года Розанов получил свидетельство: «От ректора Императорского Московского Университета студенту 3-го курса историко-филологического факультета Василию Розанову в том, что к вступлению его в законный брак со стороны университета препятствий нет». Невесте — 40 лет, жениху — 24.

Может, благодаря Сусловой Розанов и стал знаменитым Розановым, одним из самых оригинальных и парадоксальных русских мыслителей. Но из-за разницы в возрасте и взбалмошного характера Аполлинарии их семейная жизнь постепенно становилась кошмаром. Она не только пилила своего молодого мужа, но и устраивала ему дикие сцены ревности с «публичным мордобитием». И все это шло параллельно с ее собственными «вольностями», флиртом и интрижками с молодыми друзьями мужа. Розанов, безусловно, страдал от выходок своей жены.

Как утверждает в своих воспоминаниях дочь Розанова, Татьяна, «Суслова насмехалась над ним, говоря, что он пишет какие-то глупые книги, очень оскорбляла, а в конце концов бросила его. Это был большой скандал в маленьком провинциальном городе».

Суслова дважды уходила от Розанова. Как ни странно, он все ей прощал и просил вернуться обратно. В одном из писем 1890 года Розанов писал Сусловой: «…Вы рядились в шелковые платья и разбрасывали подарки на право и лево, чтобы создать себе репутацию богатой женщины, не понимая, что этой репутацией Вы гнули меня к земле. Все видели разницу наших возрастов, и всем Вы жаловались, что я подлый развратник, что же могли они думать иное, кроме того, что я женился на деньгах, и мысль эту я нес все 7 лет молча… Вы меня позорили ругательством и унижением, со всякими встречными и поперечными толковали, что я занят идиотским трудом».

Но, с другой стороны, не желал ли он сам видеть в ней одну из любимых своих героинь Достоевского? В таком случае кто из этих героинь устраивал ему дикие сцены, унижал, изменял, тиранил? Они у Достоевского все как на подбор… Розанов держался недолго. Ему посчастливилось повстречать другую женщину, свою будущую жену Варвару Дмитриевну.

***
ЦЕЛЫХ 20 лет Аполлинария не давала Розанову развода, обрекая новую семью на дополнительные трудности и страдания. И страдала сама. Умерла Суслова в 1918 году в возрасте 78 лет. Через год скончался и Розанов. Незадолго до смерти он вспомнил об Аполлинарии: «С ней было трудно, но ее было невозможно забыть».

Многие историки пишут, что этой женщиной была прожита пустая и бездарная жизнь, что она не оставила после себя ни доброй памяти, ни детей. И это чистая правда. Но есть и другая правда: эту странную женщину любили два гения земли Русской — Достоевский и Розанов.
Рубрики:  разное

Коротко об истории любви....

Пятница, 29 Февраля 2008 г. 09:07 + в цитатник
EGF (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Афанасию Фету было 28, Марии Лазич — 22. Он скоро понял, что их разговоры о романах Жорж Занд, чтение стихов перерастают в нечто иное, — в «гордиев узел любви». «Пойду в поход — себя не жаль, потому что черт же во мне, а жаль прекрасного созданья, — писал Фет всепонимающему Борисову. — …Я не женюсь на Лариной, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений, она передо мной чище снега — прервать неделикатно и не прервать неделикатно — она девушка — нужно Соломона…»

Фет мог бы повторить, имея в виду себя самого, слова Пантелеймона Кулиша, путешествовавшего в этих же краях за несколько лет до него: «Мысль стоит у меня на страже чувства». Корнета Фета не покидала мысль о невозможности брака с Марией Лазич. Женись он на ней — и пришлось бы навсегда распрощаться со своей мечтой. «У ней ничего, и у меня ничего…» Их счастье невозможно, — не сомневался Фет, потому и писал Борисову, что «несчастный гордиев узел» затягивается «все туже», а разрубить его мечом у него нет «духу и силы».

«Разрубила» Мария, или, может, сама судьба. Фету вскоре рассказали о трагедии в Федоровке: Мария Лазич сгорела в огне, вспыхнувшем в ее комнате от неосторожно оставленной папиросы. Белое кисейное платье девушки загорелось, она выбежала на балкон, потом бросилась в сад. Но свежий ветер только раздул пламя… Умирая, Мария будто бы просила сохранить его, Фета, письма. И еще просила, чтобы его ни в чем не винили…

Томительно-призывно и напрасно...

Пятница, 29 Февраля 2008 г. 08:58 + в цитатник
EGF (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Томительно-призывно и напрасно
Твой чистый луч передо мной горел.
Немой восторг будил он самовластно,
Но сумрака кругом не одолел.

Пускай клянут, волнуяся и споря,
Пусть говорят: то бред души больной;
Но я иду по шаткой пене моря
Отважною, нетонущей ногой.

Я пронесу твой свет чрез жизнь земную;
Он мой, - и с ним двойное бытие
Вручила ты, и я, я торжествую
Хотя на миг бессмертие твое
Рубрики:  А.Фет

О книге Лоуренса "Женщины в любви"

Вторник, 26 Февраля 2008 г. 16:44 + в цитатник
gracija (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Читаю Д.Лоуренса. "Женщины в любви". Потрясающий роман. Читаю и прихожу к выводу, что отношения между мужчиной и женщиной стары как мир.
Помню, как у нас в 9 классе некоторые девицы утверждали, что в 20-е годы не было секса. Я помню спорила с пеной у рта, что все было. Читательского опыта не хватало, чтобы доказать. Теперь читаю и понимаю, что мы сейчас находимся в той же ситуации, что была в начале 20 века...
Только более развращенной. Но сейчас не об этом.

Главная героиня романа "Женщины в любви" - молодая женщина, в которую влюбляется Руперт, разочаровавшийся в жизни и сексе, молодой мужчина. Он хочет от женщины внутренней свободы, не признает слово "любовь". И тут он не просто влюбляется, он начинает испытывать настоящее чувство любви, которая выражается не только в страстном обладании ее телом, но и в страстном желании просто находиться рядом с ней постоянно, ощущать ее каждой жилкой своего существа. Он любуется ее восхитительной гордостью. Она тоже любит его, но требует от него признания в любви, в служении ей....

Любовь, по мнению Биркина, это свобода вдвоем. Это полная раскрепощенность, отсутствие страха измены другой своей половины, это полная духовная и физическая свобода двух людей, неразрывно связанных друг с другом какой-то тайной связью на всю жизнь.... Такая любовь проходит через всю жизнь, не меняя своего направления....

Книга была запрещена, так как имеет очень много откровенных сцен.
Советую почитать!

Вобще у Лоуренса очень много книг, которые были запрещены консервативной цензурой Англии в 20-е годы 20 века.
Это "Любовник леди Чаттерли", "Сыновья и любовники", "Радуга" ит.д.

"Сыновья и любовники" - тоже очень интересный по своей структуре роман.
Его еще не читала, он ждет меня.....

О Русском языке

Вторник, 26 Февраля 2008 г. 16:30 + в цитатник
gracija (Золотой_век_Поэзия) все записи автора  (150x200, 6Kb)
А поговорим мы сегодня о русском языке, о его судьбе и значении в современной жизни каждого из нас.

- Естественно, что русский язык, который лежит в основе русской литературы и является ее строительным материалом, не может не волновать каждого литературоведа. Но сейчас в очень острой обстановке, когда русский язык, как многое в русской культуре, подвергается самому настоящему поруганию, конечно, каждый из нас, вне зависимости даже от того, в какой области специалистом он является, должен служить своему родному языку верой и правдой. А это значит, прежде всего, защищать его и, ценя, относится к нему, как должно относиться к родному языку, лежащему в основании нашей жизни, в основании жизни нашего народа и вообще дающему нашему народу основу его бытия, как народу самостоятельному, ибо народ, язык, слова искони одного корня. Именно поэтому нужно о языке постоянно помнить нам, мало осознающим иногда, что мы живем, благодаря языку. Существуем как народ, благодаря языку. И, наконец, без языка мы не были бы тем, чем являемся, не были бы людьми. Прежде всего нужно осознать, что такое язык вообще. Мы обыкновенно понимаем язык как средство общения. Это совершенно верно. Язык действительно индивидуального, национального и даже межнационального общения. Но, кроме того, что язык является средством общения он одновременно является и средой нашего бытия. Мы около 80 процентов времени нашей жизни проводим в языковом существовании. Благодаря и посредством языка мы общаемся, мы думаем, мы размышляем, мы воспринимаем мир - и в се это, благодаря языку. Так вот, если мы подумаем, насколько это ответственно и как серьезно мы должны относиться к самому языку, становится ясно, что язык как среда обитания нашего чрезвычайно важен для нас, потому что мы знаем, что среда обитания сказывается на состоянии человека. Язык единственное средство получить образование. Он основание для получения знаний, потому что только через слово приходит к нам любое знание. Кроме того, язык еще есть известная и неизвестная нам энергия. Известная, потому что через каждое слово, полное смысла, происходит какое действие или воздействие на людей. И с другой стороны потому, что язык оказывает, согласно последним исследованиям ученых, и не осознаваемое нами действие. Ну положим, произнесение непечатных слов, которые страшно влияют не только на нравственное состояние общества, но и сказываются на разрушении того энергетического кокона, волнового кокона, который существует вокруг каждого живого существа. То есть, произнося эти самые слова, человек подвергает себя некоему энергетическому удару незаметному для него. Он обнажает свое внутреннее состояние и свой организм и тем самым становится более уязвимым для всевозможных, в том числе даже таких болезнетворных воздействий. Все это чрезвычайно важно знать. И не только знать, а представлять себе. Наконец, язык, конечно же, это наше духовное достояние, это часть нашей культуры. И здесь важно понять, что как культурное явление язык и должен быть защищаем нами. Потому что всякая культура вторым своим признаком имеет точно выраженную и устойчивую иерархию ценностей - святое, доброе, обыденное, пошлое, низменное. Когда эта иерархия ценностей разрушается, разрушается и культура. И если мы будем относится к языку безразлично или, по крайней мене, я бы сказал, неуважительно, невнимательно, то мы уничтожаем язык как культурное явление. У нас очень часто забывают, что ценности языка именно в том духовно-нравственном содержании, который он несет. И иногда подменяют одно слово другим вроде бы похожим, вроде бы соответствующим, а на самом деле лишенным духа и истинного смысла. Потому что смысл это то, что скрывается за первым внешним осознанием предмета и явления. Это те внутренние, сокровенные, глубокие сущностные центры, которые только и могут передать явление в целом. Так вот, иногда мы забываем, что, подменяя одно слово другим, мы по существу подменяем самое понятие. Вот я приведу пример из истории нашей. В 20-х годах слово "безбожник", которое в русском языке было бранным, стали заменять словом атеист. Звучит как будто даже гордо. И одна из близко знакомых мне людей лет 40 тому назад заявила гордо: я - атеист. А ее собеседница, православная женщина, сказала, это пройдет. И прошло. Так вот, слово атеист несет в себе ту нейтральную, а по существу фальсифицирующую направленность, которая мешает понять слово "безбожник" в русском языке, бывшее ругательным. Ах ты безбожник этакий, говорили старухи. Безбожник - это было бранное слово. Значит мы изменили отношений подменой с лова. То же самое происходит и тогда, когда в русском языке выстаиваются самые разнообразные аналогии, как будто бы аналогии. Я вам приведу пример наиболее распространенный. Сейчас в ходе у многих слово "секс". Его не стесняются, вообще его нужно стеснятся. Потому что слово "секс" имеет в русском языке четырех смысловых значения. Первое - телесное вожделение. Ну тут в некоторых отношениях стеснения не должно быть, потому что это естественное свойство биологического организма. Телесное вожделение, похоть, блуд и грузе. Вот четыре значения слова "секс". И это слово не имеет никакого отношения к тому высокому слову "любовь", которое значит совершенно другое - жалеть, боготворить, благоговеть, молиться на и так далее. Слово "любовь", перечитайте послание к коринфянам святого апостола Павла, что такое любовь. Это, действительно, совершенно не то, что понимают под словом секс. И какая-то женщина, когда у нас начиналась эта сексуальная революция так называемая, то есть разврат по существу, она заявила, у нас секса не было. Да, действительно. И этим можно гордиться. У нас не было секса, у нас не было животного, вне духовного. У нас было человеческое понятие любви. У нас было понятие греха, который был против любви, и многого другого, что связано с этим самым высоким понятием - любовь. Так вот, как только мы подменяем одно слово другим, мы теряем смысл, человеческий смысл, оценивающий явление и его отношение к человеку. То есть в русском языке каждое слово имеет свое верное духовно-нравственное определение и оценку. И когда мы начинаем подменять одно слово другим, в основном русское иностранным, мы лишаемся той духовно-нравственной опоры, которую мы имеем в родно языке. И это очень серьезно. Так что наш язык, замечательный язык, давал очень точное определение всем духовно-нравственным явлениям, которые оздоровляли народ в духовном смысле. Как только начали подменять слова русские иностранными, ну, казалось бы, ничего особенного нет, аналогичное слово. А оно не несет той духовно-нравственной оценки, которую имеет русское слово. Нам нужно, чтобы каждый человек захотел заменить чужое слово своим родным. А это очень важно вызвать такое желание. Чем может быть вызвано такое желание. И почему сейчас такое желание не всегда возникает. Во-первых, потому что у нас в значительной степени повреждено чувство национального самосознания. Мы себя по-настоящему не ощущаем наследниками того великого прошлого, наследниками которого мы в действительности являемся. Чтобы ощущать себя наследниками, нужно чувствовать себя сопричастными, связанными с этим прошлым. Значит нужно ощущать себя русскими. А если вы откроете паспорт, там нет национальностей. И это один из официальных ходов разрушения национального самосознания. Это - печально. Когда-нибудь это будет справлено обязательно, если мы должны будем подняться. Но это политически неверное решение. Мы о нем можем говорить вполне открыто и убежденно, потому что это действительно так. Человек должен осознавать себя сыном своего народа, чтобы не только славить этот народ, но чтобы ощущать себя ответственным за его ошибки. Между прочим, и для этого тоже. Это вовсе не значит, что, принимая имя народа, я лишаю себя того, что называется ответственностью за этот народ. Но именно, чувствуя себя русским, я должен определенным образом относиться к языку, именно к русскому языку. Как к тому, что передано мне моим родным народом. К великому языку и к великому народу, у которого были великие победы и сокрушительные поражения. Одно из этих поражений мы сейчас наблюдем. Потому что народ лишен и лишается во многих своих представителях возможности осознавать себя как народ. И это очень плохо. Этому способствует то, что мы разрушаем и подменяем опять слова. Есть у всякого народа своя национальность. Национальность - это имя народа. Человек имеет право и меть свое имя. Имеет право. Так и народ имеет право иметь свое имя. Подмена, которая сейчас происходит аналогична той, которая происходила раньше. Но раньше вынуждены были все-таки говорить, что наша культура, имеется в виду период Советского Союза, она социалистическая по содержанию, национальная по форме. То есть какая-то уступка национальности была сделана. Сейчас заменяют русский словом российский. Но это разные слова совершенно. Это могут делать люди, которые не понимают языка и не чувствуют его. Что такое российский. Россия - это наша страна, это наше государство, это место нашего бытия. В России могут жить и татары, и немцы, и русские, и украинцы, хотя украинцы тоже являются русскими, и в этой подмене беда современных отношений наших. Вот это самое осознание себя русскими людьми - это первое, это основное, что необходимо, потому что есть, как выражаются лингвисты, великорусский диалект. Не случайно Даль назвал свой словарь Словарем живого великорусского языка. Не просто русского, а великорусского. Потому что был малороссийский язык и был язык белорусский. Вот эти самые три языка трех братских, я бы сказал, единого народа - русского. Так всегда и воспринималось нашими предками. Это единый народ, созданный из трех племен, как говорят. Доказательства? Ну вот вам первый пример - Словарь живого великорусского языка. Значит это речь идет о великорусском языке, а не просто о русском языке. Русский язык - это древнерусский язык, на котором говорили все народы. И украинский теперешний, который называется украинским или малороссийский, и белорусский, и русский. А вот диалекты потом эти три образовались, назывались именно так. И еще один пример. Вот вам, чтобы показать, что я прав. Значит, Тарас Бульба. Это история малороссийского казачества, так. И вот в конце своего произведения Гоголь пишет, последняя фраза этого произведения: "Да разве найдутся на свете такие огни и муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу". Кого имеет в виду Гоголь? Великороссов. Ничего подобного. Он имеет в виду триединый русский народ. Потому что он пишет, в основном, о малороссийском казачестве. А в конце и везде употребляет слово "русский". Почему? Потому что это было общее для трех народов слово. И вот это самое понимание единства старательно вышибалось именно теми, кто был врагами народа. Они старались разъединить единый народ всеми средствами. Это тоже языковая политика в отношении к единому прошлому. Это тоже наша беда. Когда мы не знаем этого, мы воспринимаем это действительно, как совершенно, как бы не связанные друг с другом диалекты. А это триединый диалект единого древнерусского еще, вышедшего из древнерусского и церковнославянского одновременно языка. Потому что по исследованию лингвистов, 55 процентов русского языка восходит к церковнославянскому. Это тоже очень интересно. Потому что в церковнославянском языке есть определенный дух. Дух веры, дух того, что называется благоговением, дух священнодействия. Этот дух входил при заимствовании в слова русского языка. Вот почему беречь русский язык - это значит беречь и духовное наследие наше. А что сейчас делается. Ну печальное делается сейчас у нас. Во-первых, в школе изучается язык не так, как должно. Почему? Потому что у нас сокращено количество часов на изучение родного языка, который является фундаментом всех дисциплин, ибо через него познаются любые предметы. Если человек владеет в полноте своей русским языком, он легко осваивает сущность самых разных предметов. Если он не владеет русским языком, то, естественно, что он затруднен и в выражении мыслей по поводу этих самых предметов. Что сейчас происходит? Во-первых, до сих пор еще не искоренено из младших классов школы так называемое быстрочтение. У ученика требуют быстрого прочтения какой-то там фразы или текста и так далее. Чем это плохо. В младших классах язык осваивается всем существом. Вообще язык осваивается на первых этапах всем существом. Это не только умственное, но и чувственное, и духовное познание, это и воображение, которое рождается при восприятии того или другого слова. И быстрочтение - ученик не в состоянии воспринять язык так, как должно, всем существом, когда слова на вкус, на цвет, на запах родные, как говорил Алексей Николаевич Толстой. Вот это самое восприятие на первых стадиях повреждает уже полотну и глубину восприятия языка. А потом начинается сокращение количества текстов. Язык изучается не по учебникам всегда, а только по текстам родного языка, на основе классических текстов. Вот на основе этого может быть изучен русский язык. Количество текстов сокращено за последние 15 лет катастрофически. Один пример только. Положим, раньше со второго по восьмой класс, не считая проверяемого в советской школе внеклассного чтения, у нас были уроки внеклассного чтения, где прочтение нами произведений проверялось. Спрашивали, мы отвечали. То есть внеклассное чтение было почти что обязательным. Оно и было обязательным по существу. Так вот, кроме внеклассного чтения со второго по восьмой класс входило в программу , бывало в учебниках, хрестоматиях 30 басен Крылова. А сейчас по стандарту - четыре по выбору. Значит в семь с лишним раз сократилось количество текстов самого нужного, я бы сказал, для обучения языку автора. Писателя гениального, который сумел объединить просторечие и литературную речь в единстве литературного выражения. Это удивительный художник ,который простыми словами говорил совершенно литературно. И создал основу для Пушкина. Он предшественник Пушкина в этом движении в формировании в окончательном формировании литературного языка. И вот этот самый писатель в семь раз сокращен. А условия нашего бытия, а то что называется обстановкой или языковой атмосферой? Ухудшено во много раз. Ну, естественно, что ученики русским языком как должно не овладевают. А что такое человек без языка и народ без языка. Это уже не народ. В этом отношении, конечно же, и формирование личности не возможно без формирования языковой личности, личности, владеющий родным языком. Вот это очень серьезный вопрос нашего времени, который связан еще с очень важным обстоятельством. Человек, не владеющий в должной мере после школы родным литературным языком, не в состоянии самостоятельно развиваться дальше. Он не имеет той языковой базы, которая дает ему возможность познавать родную литературу, родную культуру в той мере, в какой он мог бы ее познать, если бы он владел достаточным образом русским языком. В этом отношении всякое покушение на язык есть покушение на народ в прямом и безусловном смысле этого слова. И мы должны всяческим образом пытаться сделать то, чтобы говорить на русском языке, русскими словами. Это вовсе не значит, что мы должны забывать, что русский язык принял много иностранных слов. Никто не будет называть перпендикуляр прямостойником. У нас есть своя терминология, есть словам, вошедшие в наши язык, например, слова президент - вошло слово в язык. Это слова уже являющиеся словами русского языка. Но речь идет о том, что мы не должно стремиться вводить новые слова, которые искажают, искажают, прежде всего, нравственный смысл наших понятий, наших представлений и так далее. Вот здесь ответственность каждого, именно каждого велика, потому что из речи отдельных людей и складывается та языковая атмосфера, та языковая среда, которая влияет на каждого из живущих в наше время. Конечно, виноваты здесь и законодатели, потому что они совсем забывают, что человек - это не только его тело. Человек - это и дух, и душа. И человек должен быть защищен как существо словомысленное на своей родной территории, должен быть защищен от агрессии и от того негативного, что его иногда в нашей жизни сопровождает. Положим, я должен иметь право пройти от метро до дома и не услышать ни разу непечатную брань. На своей территории могу я иметь право не быть облитым языковыми помоями. Почему законодатели об этом не думают. Я думаю, не только есть тут какой-то злой умысел, есть одновременно элемент невежества. Они не понимают, что такое язык. Не понимают его значения в жизни человека. Они не понимают, что он - часть того, что составляет его неотъемлемое и безусловное качество. Вот, мне кажется, в этом отношении нужно очень и очень много потрудиться всем. И людям отдельным, прежде всего, и законодателям, и школьным учителям. То есть всему обществу в целом. Я уже не говорю о том, что ни одно средство массовой информации не имеет нравственного права, не становясь преступником перед народом, писать не литературным, а каким-нибудь похабным и прочим языком. Это просто преступление. Рано или поздно это, конечно, будет названо так. Если народ будет существовать, он найдет в себе силы, чтобы определить такие действия, как преступление перед народом. Средства массовой информации могут говорить о разном, о чем угодно, но на литературном языке. Я уже не говорю, конечно, и о писателях, которые употребляют непечатный язык. Они вне искусства. Вне искусства, потому что искусство духовно, а значит оно имеет именно свою иерархию ценностей. И оно, как бы сказать, концентрируется вокруг того, что является качеством духовности, стремлением абсолютно бескорыстным к истине, добру и красоте. Духовность - это один из признаков ее стремления к идеалу и рефлекс идеала. Если эти писатели употребляют язык непечатный, они вне искусства, настоящего искусства. Это все, что угодно - антиискусство, субискусство, там, не знаю. Но это не настоящая культура.

Метки:  

О насущном

Вторник, 26 Февраля 2008 г. 16:24 + в цитатник
gracija (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Духовность и нравственность, по мнению современных ученых, являются базовыми характеристиками человека. Духовность – это устремленность к избранным целям, ценностям, нравственность характеризует отношения человека с другими людьми, с обществом в целом. Своим пересечением они образуют как бы невидимый крест, являющийся основанием личности. Важно, что именно с формированием духовности и нравственности педагогическое сообщество связывает надежды на возрождение нашего Отечества.

Метки:  

Отрывок из романа "Дворянское гнездо"

Вторник, 26 Февраля 2008 г. 16:16 + в цитатник
gracija (Золотой_век_Поэзия) все записи автора ....Слушай, Лизочка, что я тебе скажу, - промолвила вдруг Марфа
Тимофеевна, усаживая Лизу подле себя на кровати и поправляя то ее волосы, то
косынку. - Это тебе только так, сгоряча кажется, что горю твоему пособить
нельзя. Эх, душа моя, на одну смерть лекарства нет! Ты только вот скажи
себе: "Не поддамся, мол, я, ну его!" - и сама потом как диву дашься", как
оно скоро, хорошо проходит. Ты только потерпи.
- Тетушка, - возразила Лиза, - оно уже прошло, все прошло.
- Прошло! какое прошло! Вот у тебя носик даже завострился, а ты
говоришь: прошло. Хорошо "прошло!"
- Да, прошло, тетушка, если вы только захотите мне помочь, - произнесла
с внезапным одушевлением Лиза и бросилась на шею Марфе Тимофеевне. - Милая
тетушка, будьте мне другом, помогите мне, не сердитесь, поймите меня...
- Да что такое, что такое, мать моя? Не пугай меня, пожалуйста; я
сейчас закричу, не гляди так на меня; говори скорее, что такое!
- Я... я хочу... - Лиза спрятала свое лицо на груди Марфы Тимофеевны...
- Я хочу идти в монастырь, - проговорила она глухо.....
..........................




Итак... прошло восемь лет. Опять повеяло с неба сияющим счастьем весны;
опять улыбнулась она земле и людям; опять под ее лаской все зацвело,
полюбило и запело. Город О... мало изменился в течение этих восьми лет; но
дом Марьи Дмитриевны как будто помолодел: его недавно выкрашенные стены
белели приветно, и стекла раскрытых окон румянились и блестели на заходившем
солнце; из этих окон неслись на улицу радостные, легкие звуки звонких
молодых голосов, беспрерывного смеха; весь дом, казалось, кипел жизнью и
переливался весельем через край. Сама хозяйка дома давно сошла в могилу:
Марья Дмитриевна скончалась года два спустя после пострижения Лизы; и Марфа
Тимофеевна не долго пережила свою племянницу; рядом покоятся они на
городском кладбище. Не стало и Настасьи Карповны; верная старушка в течение
нескольких лет еженедельно ходила молиться над прахом своей приятельницы...
Пришла пора, и ее косточки тоже улеглись в сырой земле. Но дом Марьи
Дмитриевны не поступил в чужие руки, не вышел из ее рода, гнездо не
разорилось: Леночка, превратившаяся в стройную, красивую девушку, и ее жених
- белокурый гусарский офицер; сын Марьи Дмитриевны, только что женившийся в
Петербурге и вместе с молодой женой приехавший на весну в О...; сестра его
жены, шестнадцатилетняя институтка с алыми щеками и ясными глазками;
Шурочка, тоже выросшая и похорошевшая - вот какая молодежь оглашала смехом и
говором стены калитинекого дома. Все в нем изменилось, все стало под лад
новым обитателям. Безбородые дворовые ребята, зубоскалы и балагуры, заменяли
прежних степенных стариков; там, где некогда важно расхаживала зажиревшая
Роска, две легавых собаки бешено возились и прыгали по диванам; на конюшне
завелись поджарые иноходцы, лихие коренники, рьяные пристяжные с плетеными
гривами, донские верховые кони; часы завтрака, обеда, ужина перепутались и
смешались; пошли, по выражению соседей, "порядки небывалые".....


............

А что же
сталось потом с Лаврецким? с Лизой?" Но что сказать о людях, еще живых, но
уже сошедших с земного поприща, зачем возвращаться к ним? Говорят, Лаврецкий
посетил тот отдаленный монастырь, куда скрылась Лиза, - увидел ее.
Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него, прошла ровной,
торопливо-смиренной походкой монахини - и не взглянула на него; только
ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только еще ниже
наклонила она свое исхудалое лицо - и пальцы сжатых рук, перевитые четками,
еще крепче прижались друг к другу. Что подумали, что почувствовали оба? Кто
узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них
можно только указать - и пройти мимо.
Рубрики:  отрывки из прозы

Метки:  

НАДГРОБНЫЕ ЦВЕТЫ

Воскресенье, 24 Февраля 2008 г. 18:23 + в цитатник
gracija (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Среди могил неясный шепот,
Неясный шепот ветерка.
Печальный вздох, тоскливый ропот,
Тоскливый ропот ивняка.

Среди могил блуждают тени
Усопших дедов и отцов,
И на церковные ступени
Восходят тени мертвецов.

И в дверь церковную стучатся,
Они стучатся до зари,
Пока вдали не загорятся
На бледном небе янтари.

Тогда, поняв, что жизнь минутна,
Что безуспешна их борьба,
Рыдая горестно и смутно,
Они идут в свои гроба.

Вот почему наутро блещут
Цветы над темною плитой:
В них слезы горькие трепещут
О жизни - жизни прожитой.

Метки:  

КАМЫШИ

Воскресенье, 24 Февраля 2008 г. 18:18 + в цитатник
gracija (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят?

Мелькают, мигают - и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.

Полночной порой камыши шелестят.
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник.

И тиной запахло. И сырость ползет.
Трясина заманит, сожмет, засосет.

"Кого? Для чего? - камыши говорят,-
Зачем огоньки между нами горят?"

Но месяц печальный безмолвно поник.
Не знает. Склоняет все ниже свой лик.

И, вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.

Без заголовка

Воскресенье, 24 Февраля 2008 г. 18:16 + в цитатник
gracija (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Я - изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты - предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я - внезапный излом,
Я - играющий гром,
Я - прозрачный ручей,
Я - для всех и ничей.

Переплеск многопенный, разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая -
Все пойму, все возьму, у других отнимая.

Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя и в других,
Я - изысканный стих.

Метки:  

Люби

Воскресенье, 24 Февраля 2008 г. 18:14 + в цитатник
gracija (Золотой_век_Поэзия) все записи автора "Люби!" - поют шуршащие березы,
Когда на них сережки расцвели.
"Люби!" - поет сирень в цветной пыли.
"Люби! Люби!" - поют, пылая, розы.

Страшись безлюбья. И беги угрозы
Бесстрастия. Твой полдень вмиг - вдали.
Твою зарю теченья зорь сожгли.
Люби любовь. Люби огонь и грезы.

Кто не любил, не выполнил закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.

Он в каждом часе слышит мертвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

Метки:  

Бог и Дьявол

Воскресенье, 24 Февраля 2008 г. 18:12 + в цитатник
gracija (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Я люблю тебя, Дьявол, я люблю Тебя, Бог,
Одному — мои стоны, и другому — мой вздох,
Одному — мои крики, а другому — мечты,
Но вы оба велики, вы восторг Красоты.

Я как туча блуждаю, много красок вокруг,
То на север иду я, то откинусь на юг,
То далеко, с востока, поплыву на закат,
И пылают рубины, и чернеет агат.

О, как радостно жить мне, я лелею поля,
Под дождем моим свежим зеленеет земля,
И змеиностью молний и раскатом громов
Много снов я разрушил, много сжег я домов.

В доме тесно и душно, и минутны все сны,
Но свободно-воздушна эта ширь вышины,
После долгих мучений как пленителен вздох.
О, таинственный Дьявол, о, единственный Бог!

Метки:  

Рубоко Шо.Танко

Воскресенье, 24 Февраля 2008 г. 13:43 + в цитатник
gracija (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Чуть колеблет
Твое отраженье во мгле
Испытанное весло
Жажду нырнуть
И тут же в небо взмыть

Без заголовка

Воскресенье, 24 Февраля 2008 г. 13:38 + в цитатник
gracija (Золотой_век_Поэзия) все записи автора ФУДЗИВАРА-НО АЦУТАДА
905-943

Я встретил тебя.
О, если б знал, какие
Сильные чувства
Овладеют мной - как будто
Я в первый раз влюбляюсь.

Без заголовка

Воскресенье, 24 Февраля 2008 г. 13:36 + в цитатник
gracija (Золотой_век_Поэзия) все записи автора МИНАМОТО-НО ТОРУ
822-895

Спутались мысли,
Но моя любовь к тебе
Неизменна, как
Сложные узоры на
Рисунках из Митиноку.

Без заголовка

Четверг, 21 Февраля 2008 г. 18:21 + в цитатник
gracija (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Ты говорила мне «люблю»,
Но это по ночам, сквозь зубы.
А утром горькое «терплю»
Едва удерживали губы.

Я верил по ночам губам,
Рукам лукавым и горячим,
Но я не верил по ночам
Твоим ночным словам незрячим.

Я знал тебя, ты не лгала,
Ты полюбить меня хотела,
Ты только ночью лгать могла,
Когда душою правит тело.

Но утром, в трезвый час, когда
Душа опять сильна, как прежде,
Ты хоть бы раз сказала «да»
Мне, ожидавшему в надежде.

И вдруг война, отъезд, перрон,
Где и обняться-то нет места,
И дачный клязьминский вагон,
В котором ехать мне до Бреста.

Вдруг вечер без надежд на ночь,
На счастье, на тепло постели.
Как крик: ничем нельзя помочь!—
Вкус поцелуя на шинели.

Чтоб с теми, в темноте, в хмелю,
Не спутал с прежними словами,
Ты вдруг сказала мне «люблю»
Почти спокойными губами.

Такой я раньше не видал
Тебя, до этих слов разлуки:
Люблю, люблю... ночной вокзал,
Холодные от горя руки.

Метки:  

Поиск сообщений в Золотой_век_Поэзия
Страницы: 16 ... 8 7 [6] 5 4 ..
.. 1 Календарь