-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Золотой_век_Поэзия

 -Интересы

русская и зарубежная поэзия xix века

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.11.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 604

"И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал..." А. С. Пушкин

Ты всегда хороша несравненно

Среда, 04 Ноября 2009 г. 11:17 + в цитатник
EGF (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;

Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня, —

Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу
И вперед — в это темное море —
Без обычного страха гляжу...
Рубрики:  Н.А.Некрасов

Она не гордой красотою...

Среда, 04 Ноября 2009 г. 11:14 + в цитатник
EGF (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее — не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
Рубрики:  М.Ю.Лермонтов

M. LERMONTOV

Суббота, 17 Октября 2009 г. 08:08 + в цитатник
vezlava (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Это цитата сообщения ЕЖИЧКА [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

ЖЗЛ - = Михаил Юрьевич Лермонтов=



 (698x60, 39Kb)1255600007_Lermont13 (400x467, 26Kb)
Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 (15) октября 1814(18141015), Москва — 13 (27) июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер.Семья
Род Лермонтовых (фамилия также писалась как Лермантов), по распространённому предположению, происходил из Шотландии и восходил к полумифическому барду-пророку Томасу Лермонту. Эта гипотеза, однако, остаётся неподтверждённой и не опровергнутой. Своим предполагаемым шотландским корням Лермонтов посвятил стихотворение «Желание». В юности Лермонтов также (абсолютно фантастически) ассоциировал свою фамилию с испанским государственным деятелем начала XVII века Франсиско Лермой, эти фантазии отразились в написанном поэтом воображаемом портрете Лермы, а также драме «Испанцы».
Из ближайших предков Михаила Лермонтова по отцовской линии документы сохранились относительно его прадеда Юрия Петровича Лермонтова, воспитанника шляхетского кадетского корпуса.
СМОТРЕТЬ ДАЛЕЕ...=
Рубрики:  М.Ю.Лермонтов

MIXAIL LERMONTOV

Пятница, 16 Октября 2009 г. 22:12 + в цитатник
vezlava (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Это цитата сообщения Leonsija [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Я ищу свободы и покоя!



15 октября 2009 года. 195 лет со Дня Рождения Великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, второго по значимости поэта для России. М.Ю.Лермонтов родился в Москве в ночь на 15 октября (на 3 октября по старому стилю) 1814 года...  Грустное и неустроенное детство, ранняя потеря матери, а потом и отца и только любовь бабушки скрашивала жизнь мальчика. В это время появляются его первые лирические стихи, пока больше похожие на подражание тому или иному поэту. Но приходит мастерство и... 29 января 1837 года умирает А.С. Пушкин, а на другой день Лермонтов становится знаменитым. Такой успех имело его стихотворение "Смерть поэта". Эффектные строки стихотворения "Смерть поэта"  мгновенно разлетелись по Петербургу в тысячах списков. Но 18 февраля 1837 года по императорскому указу Лермонтов был арестован и отправлен в действующую армию на Кавказ.  Он продолжает писать: в эти годы появляются и  "Герой нашего времени", и  "Мцыри", и множество великолепных лирических стихотворений. Позже на многие из них будут написаны романсы многими композиторами и исполнять их почтут за честь великие певцы не только России, но и всего мира.

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит. 

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом....
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть! -

Но не тем холодным сном могилы....
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Темный дуб склонялся и шумел. 

1841 г

 

 

(Стихотворение написано за 15 дней до дуэли с Мартыновым...) 

 ]

Заболотский П.Е. Лермонтов в расстёгнутом ментике
 с золотыми шнурками, 1837
(П.Е. Заболотский -  учитель живописи Лермонтова,
портрет написан по заказу Е.А. Арсеньевой)
 



Романс на слова М.Ю.Лермонтова исполняет Борис Штоколов

В середине июля 1841 года состоялась ссора М.Ю.Лермонтова с однокашником по Школе юнкеров Николаем Мартыновым. Французская острота, брошенная в сторону Мартынова, стала роковой - 15 июля 1841 года у подножия горы Машук состоялась дуэль между поэтом и Мартыновым.  Лермонтов направил пистолет вверх (так пишут источники) и выстрелил первым в воздух. Согласно правилам дуэлей -  это знак примирения, после которого противник не имел права стрелять на поражение. Но Мартынов выстрелил прямо в грудь Лермонтова. Тот скончался на месте... жизнь поэта прервалась, как и не стало больше прекрасных лирических стихов. Кто знает, может быть он бы и превзошел А.С.Пушкина, но... "бы" в истории и в жизни не играет роли. А нам осталась чудесная поэзия и проза Великого сына России, написанная с любовью и болью души...

P.S. Телеканал "Культура", освещающий вроде бы культуру России на территории России, не нашел места в своей сетке вещания для М.Ю.Лермонтова в этот день (лишь одна 15-минутная учебная передача, где К.Лавров читает отрывок из "Героя нашего времени"). Делайте выводы, господа!

Рубрики:  М.Ю.Лермонтов

zenskie obrazy(Lermontov)

Понедельник, 12 Октября 2009 г. 20:58 + в цитатник
vezlava (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Это цитата сообщения Leonsija [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Женские образы от Мануэля Нуньеса



"Мои образы - это образы сильных женщин" - так говорит о своих работах латиноамериканский художник Мунуэль Нуньес. Сюжеты картин почти сказочные, любовь, страсть, вера, природа и жизнь и главное действующие лицо везде - женщина.

Мечтания

Она была прекрасна, как мечта
Ребенка под светилом южных стран;
Кто объяснит, что значит красота:
Грудь полная иль стройный, гибкий стан,
Или большие очи? — но порой
Все это не зовем мы красотой:
Уста без слов—любить никто не мог;
Взор без огня — без запаха цветок!

О небо, я клянусь, она была
Прекрасна!.. я горел, я трепетал,
Когда кудрей, сбегающих с чела,
Шелк золотой рукой своей встречал,
Я был готов упасть к ногам ее,
Отдать ей волю, жизнь, и рай, и все,
Чтоб получить один, один лишь взгляд
Из тех, которых все блаженство — яд!

М.Ю.Лермонтов

Читаем дальше...
Рубрики:  М.Ю.Лермонтов
разное

MOCKBA

Понедельник, 05 Октября 2009 г. 09:11 + в цитатник
vezlava (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Это цитата сообщения Истислав [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Русский классик о Москве (стихи)



МОСКВА

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
Читать далее...
Рубрики:  разное

Международный день пожилых людей

Пятница, 02 Октября 2009 г. 03:05 + в цитатник
vezlava (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Это цитата сообщения Leonsija [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Старость не радость... большая беда



Международный день пожилых людей... Не знаю, но для России все это выглядит как насмешка, отчет чиновников перед чиновниками как они любят стариков. Завтра же, после праздника, придумают что-то новое, как ободрать и обобрать пожилых людей в очередной раз, тем самым пополняя дырявую казну государства. Да и само общество по большей части равнодушно к старикам, очевидно сейчас выросло то поколение, у которого бабушки и дедушки имеют возраст около 60 - они еще полны сил и работоспособны и молодым трудно понять страдания и болезни стариков на их примере. Мир меняется, меняются устои, меняются отношения между людьми и, к сожалению, уважение к старшему поколению ни дома, ни в школе уже не прививается.

Наши пожилые люди, которым уже за 60, совсем другие, они совсем не похожи на западных стариков-туристов, кои регулярно посещают Москву или Петербург с познавательными экскурсиями. Наши много работали и продолжают работать, порой так и умирают на своих рабочих местах. Работают, чтобы прокормить себя (и часто еще и своих великовозрастных детишек) и не умереть от той самой нищенской пенсии, что дает им наша власть за их доблестный труд. Медицина для стариков тоже никакая, социалка самая примитивная... грустно быть пожилым человеком в нашей стране. Старость не радость, большая беда...

Но не буду о плохом, просто есть праздники, которые для России долго еще не будут праздниками, а жаль... Все же каждый день жизни у пожилого человека должен быть как праздник, ибо в России старики каждый день борются за жизнь и... побеждают вопреки всем и всему. А много ли им надо: внимание, лишний звонок, пару ласковых слов и маленькая помощь в том или ином деле и все будет хорошо.

Рубрики:  разное

Без заголовка

Четверг, 01 Октября 2009 г. 20:54 + в цитатник
vezlava (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Это цитата сообщения Николай_Гольдман [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Новая профессия: гадить на ... сайтах!

http://digest-news.ru/30775-est-takaya-professiya-gadit-na-forumax.html

...Корреспонденты «НР» провели опрос среди ЖЖ-юзеров, политтехнологов и с их помощью попытались выяснить: кто эти люди, выбравшие для себя такой странный род занятий - «гадить» на форумах и в ЖЖ?». Откуда они взялись в Рунете, где всегда существовали протест, свобода и инакомыслие? И сколько стоит эта работа?

Те, кто «гадит в комментах», сидят на зарплате, проводят целый день в интернете в режиме тотального мониторинга. Зарплата их составляет несколько тысяч долларов, я думаю, в зависимости от опыта, квалификации и былых заслуг, она может составлять от одной до пяти тысяч долларов в месяц...
Рубрики:  разное

Михаил Лермонтов. Бородино

Вторник, 08 Сентября 2009 г. 01:55 + в цитатник
Рубрики:  М.Ю.Лермонтов

Метки:  
Цитата сообщения olya_ta

VALS- METEL

Цитата

Воскресенье, 06 Сентября 2009 г. 10:22 + в цитатник
Прослушать
33177 слушали
413 копий

[+ в свой плеер]

Romans/G.Sviridov



из кф."Метель"

Комментарии (0)

Без заголовка

Суббота, 29 Августа 2009 г. 07:13 + в цитатник
vezlava (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Это цитата сообщения Soviet_soldier [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Уж небо осенью дышало...



Настроение сейчас - осеннее



XL

Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Рубрики:  А.С.Пушкин

евгении онегин

Суббота, 29 Августа 2009 г. 07:06 + в цитатник
vezlava (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Это цитата сообщения Soviet_soldier [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

<стронг>Сайт поэзии Александра Пушкина

<а хреф=ьхттп://pushkin.ouc.ru/evgeniy-onegin.html' таргет=_бланк><б>хттп://pushkin.ouc.ru/evgeniy-onegin.html

[URL=http://ввв.радикал.ру]IMG]http://s47.radikal.ru/i117/0908/f6/fa9cabd1e642.jpg/ИМГ]/URL]

Рубрики:  А.С.Пушкин
отрывки из прозы

ваш пушкин

Среда, 12 Августа 2009 г. 09:30 + в цитатник
vezlava (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Это цитата сообщения Шунра [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Факты и сплетни в мультике про Пушкина...





Рубрики:  А.С.Пушкин

Метки:  

У лукоморья дуб зеленый...

Суббота, 08 Августа 2009 г. 15:50 + в цитатник
Рубрики:  А.С.Пушкин



Процитировано 2 раз
Цитата сообщения michaeldirigent

BALZ -Metel' by A. Pushkin

Цитата

Вторник, 28 Июля 2009 г. 04:30 + в цитатник
Файл удален из-за ошибки в конвертации Георгий Свиридов - Вальс

Рубрики:  А.С.Пушкин

Комментарии (0)

Рисунки Нади Рушевой

Вторник, 28 Июля 2009 г. 00:42 + в цитатник
vezlava (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Это цитата сообщения vezlava [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Рубрики:  А.С.Пушкин

3 заметки к пушкинским текстам

Понедельник, 27 Июля 2009 г. 23:38 + в цитатник
vezlava (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Это цитата сообщения vezlava [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

3 заметки к пушкинскиим текстам



 (600x472, 62Kb)

 

Ю. М. Лотман

ТРИ ЗАМЕТКИ К ПУШКИНСКИМ ТЕКСТАМ 

 

 

 

В "Романе в письмах" содержится часто цитируемое рассуждение о "Клариссе" Ричардсона. В третьем письме Лизы Саше читаем:

 

"Надобно жить в деревне, чтоб иметь возможность прочитать хваленую Клариссу. Я благословясь начала с предисловия переводчика и увидя в нем уверение, что хотя первые 6 частей скучненьки, зато последние 6 в полной мере вознаградят терпение читателя, храбро принялась за дело. Читаю том, другой, третий, - наконец добралась до шестого, - скучно, мочи нет. Ну, думала я, теперь буду я награждена за труд. Что же? Читаю смерть Клар<иссы>, смерть Ловла<са>, и конец. Каждый т<ом> заключал в себе 2 части, и я не заметила перехода от 6 скучных к 6 занимательным" (VIII, 1,47).

Процитированный отрывок обычно трактуется как плод художественной фантазии Пушкина. На самом деле перед намп отсылка к вполне точному историко-литературному факту и определенным биографическим обстоятельствам автора. Установление их не только позволяет точнее, чем это делалось до сих пор, прокомментировать пушкинские строки, но п ведет нас к пониманию некоторых сторон творческого процесса у Пушкина.

Многотомное издание "Клариссы Гарлоу", переплетенное по две книги в каждом томе, действительно существовало и было прекрасно известно Пушкину. В составленном Б. Л. Модзалевским списке книг библиотеки села Тригорского читаем: "Lettres angloises, ou Histoire de Miss Clarisse Harlove. Nouvelle edition..., Paris, 1777. 14 томов в 7 переплетах, со многими гравированными картинками. [Перевод абб. Prevost]. На чистом, после переплетной крышки, листке в т. 1 находится женский поясной портрет в профиль, с накинутой на плечи шалью; рисован он несомненно Пушкиным (ср. его черновые тетради и рисунки, воспроизведенные в Альбомах Пушкинских выставок, и письмо к брату в ноябре 1824 г.) *.

 

* Модзалевский Б. Л. Поездка в село Тригорское. - В кн.: Пушкин и его современники, вып. 1. СПб., 1903, с. 26-27.

"Предисловие переводчика", о котором пишет пушкинская Лиза, также обретает вещественную реальность. Это предисловие Прево, где читаем: "Конечно в первых пяти-шести <томах> не следует ожидать живейшего интереса <.. .> Нельзя требовать, чтобы огонь пылал, если его не разожгли. Но в конце концов жар делается чувствительным на каждой странице" *.

"Се n'est pas dans les cinques ou six premieres qu'il faut s'attendre a trouver un interet fort vif <...> On ne demande pas qn'un feu brule, s'il n'est allume. Mais ensuite la chaleur se fait sentir a chaque page" (Lettres angloises, ou Histoire de Miss Clarisse Harlove <...> t. 1. A Paris, 1777, p. 8).

Даже ошибка - шесть томов вместо семи, - вероятно, имеет фактическое объяснение: во французском издании, бывшем в руках Пушкина, "Кларисса" занимает не 14, а 13 томов; последний же, четырнадцатый том представляет собой дополнения издателя. Так что в памяти Пушкина могло задержаться представление о том, что роман кончается не в конце седьмой книги, а раньше.

Пушкин прочел "Клариссу" в Михайловском, причем пользовался экземпляром из тригорской библиотеки. Это удостоверяется не только рисунком на книге, но и словами в письме к брату Льву, написанном в 20-х числах ноября 1824 г.: "Читаю Кларису, мочи нет какая скучная дура!" (XIII, 123). Бросается в глаза близость выражений в пушкинском письме к брату в письме Лизы из "Романа в письмах". Последнее не случайно: известно, какое существенное значение получил для Пушкина обобщенный образ русской провинциальной барышни, художественный тип, наделенный глубоким социально-культурным содержанием. Образ этот, в основу которого легли определенные историко-культурные обобщения, одновременно окрашивался в тона личных наблюдений, в которых особенную роль играли впечатления от общения с японским обществом Тригорского. Библиотека Тригорского и умственный кругозор тригорских барышень становились для Пушкина эталонами определенного женского типа. Показательно, что Пушкин счел возможным наделить этот тип и некоторыми сторонами собственных воззрений.



2

 

Отрывок, известный под заглавием "Заметка о „Графе Нулине"", обрывается на несколько загадочной фразе: "Бывают странные сближения" (XI, 188). Смысл ее, возможно, несколько прояснится, если мы учтем, что в данном случае перед нами реминисценция из одного из писем Л. Стерна (цитируем по французскому переводу, которым пользовался Пушкин): "Мелкие события, Санчо, сближаются столь же странно, как и великие" [3]. Это - ответ на письмо негра Игнаса Санчо. Характерно, что именно мыслью о возможности странных сближений не только в мире исторических событий, но и в обстоятельствах жизни отдельного человека это письмо - почти одновременно с Пушкиным - привлекло внимание Байрона, который записал 5 ноября 1821 г.: "В мелочах нашей жизни, Санчо, бывают порой странные совпадения", - говорит Стерн в каком-то пз писем (если не ошибаюсь), и у меня часто оказывалось именно так" [4].

 

"Les petits evenemens, Sancho, coincident aussi singulierement que les grands" (Stern L. Oeuvres completes traduites de l'anglais, t. III. A Paris, 1825, p. 480).

** Байрон. Дневники. Письма. М„ 1963, с. 277.

Вопрос о возможности "странных сближений" в сфере исторических событий был поставлен еще в античности. Сочинения Плутарха, которые, по словам И. Д. Якушкина, принадлежали к числу "настольных книг" людей его круга * были, конечно, известны и Пушкину.

Якушкин И. Д. Записки, статьи, письма. М„ 1951, с. 20. Ср.: Амусин И. Д. Пушкин и Тацит. - В кн.: Пушкин. Временник Пушкинской комиссии, т. 6. М.-Л., 1941, с. 161; Грибоедов А. С. Полн. собр. соч., т. III. Пг., 1917, с. 196. Выписки Рылеева из Плутарха см.: Рязанцев Г. А. Выписки Рылеева из книг античных и западноевропейских писателей. - Литературное наследство, т. 59, М., 1954, с. 324.

Между тем именно Плутарх обратил внимание на закон повторяемости по отношению не только к крупным историческим событиям, но и к частным их деталям:

"Поскольку поток времени бесконечен, а судьба изменчива, не приходится, пожалуй, удивляться тому, что часто происходят сходные между собой события. Действительно, если количество основных частиц мироздания неограниченно велико, то в самом богатстве своего материала судьба находит щедрый источник для созидания подобий; если же, напротив, события сплетаются из ограниченного числа начальных частиц, то неминуемо „должны по многу раз происходить сходные события, порожденные одними и теми же причинами".

Иллюстрируя эту поразительную мысль, Плутарх, в частности, замечал:

"Среди полководцев самыми воинственными, самыми хитроумными и решительными были одноглазые, а именно Филипп, Антигон, Ганнибал и, наконец, <.. .> Серторий" *.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания в трех томах, т. II. М., 1963, с. 268-269.

Современники Пушкина могли прибавить к этому списку Кутузова и Нельсона, пришедших Пушкину в 1826 г. на память одновременно как некоторая плутарховская пара:


Как наш Кутузов иль Нельсон. (VI, 612)

 

"Странное сближение" Стерна состоит в следующем: Стерн писал трогательную историю негритянки и не успел еще осушить своих глаз, как ему принесли письмо незнакомого ему негра Санчо, посвященное положению черных. В том же духе "сближение" Байрона: он неожиданно встречает в Италии лорда Клэра, которого, хотя не видал уже много лет, вспомнил накануне в своем дневнике. Таким образом, речь идет о совпадении предмета размышлений и неизвестного еще события реальной жизни. Именно это хотел подчеркнуть Пушкин цитатой из Стерна: в ночь на 14 декабря 1825 г. он размышлял об исторических закономерностях и о том, что из-за сцепления случайностей великое событие может н е произойти.

 

"Странными сближениями" и повторяемостью сцеплений "мелких" и "великих" событий, о чем писали Стерн и Плутарх, видимо, и объясняется постоянный интерес Пушкина к приметам.



3

 

Источник "славной шутки г-жи де Сталь" (XI, 17) продолжает волновать пушкинистов. К высказанным интересным замечаниям * можно было бы добавить еще одно: Пушкин мог опираться на устно переданный ему устный же разговор Жермены Сталь, прославленной мастерицы "увлекательного разговора высшей образованности" (VIII, 1, 151).

 

* См.: Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. Л., 1960 (по указателю); Вольперт Л. И. 1) Пушкин и м-м де Сталь. (К вопросу о политических взглядах Пушкина до восстания декабристов). - В кн.: Французский ежегодник. М., 1974; 2) Еще о "славной шутке" госпожи де Сталь. - В кн.: Временник Пушкинской комиссии. 1973. Л., 1975, с. 125-126.

О возможности этого указывает тот факт, что очень близкие мысли содержатся в записной книжке г-жи де Сталь, относящейся ко времени пребывания ее в России. В окончательный текст книги, по вполне понятным причинам, она их не внесла (вообще книга дает значительно более приглаженные оценки и впечатления). Сталь, оказавшись в Петербурге в десятилетнюю годовщину убийства Павла, была поражена тем, что все ее собеседникп упорно молчали об этом событии, хотя, очевидно, постоянно о нем думали. Вообще ее поразило, что в России о самых волнующих людей проблемах предпочитают молчать. Это наблюдение породило цепь размышлений, приведших к высказываниям типа процитированного Пушкиным:

"Преступления дворянства не вызывают такого ужаса в стране деспотической, как в стране свободной. Русские не имеют другой опоры против тирании жестокого владыки, кроме этого варварства. Дворянство у них - род кровавой конституции между тираническим владыкой и свирепым народом".

"И тем не менее, - добавляет Сталь, - они не созданы для рабства"; и далее: "Они предпочитают менять человека, а не способ правления. Они желают сохранить за собой право наказывать монарха". Далее она называет угрозу убийства тирана "Habeas corpus самодержавия" *.

* Les carnets de voyage de Madame de Stael. Contribution a la genese de ses oeuvres. Geneve, 1971, p. 324-325.

Жермена Сталь записала эти слова во время пребывания в Петербурге, где она постоянно встречалась с широким кругом собеседников. Оброненное ею mot могло дойти до Пушкина. Многие из собеседников Сталь в Петербурге 1812 г. встречались с Пушкиным в 1817-1820 гг.


 

 



Воспроизведено по изданию:

Временник пушкинской комиссии. 1974, Лд., Изд. "Наука", стр. 88





 


 

 

 

 

VIVOS VOCO
Рубрики:  А.С.Пушкин

"Притяжение" А.С. Пушкина

Понедельник, 27 Июля 2009 г. 21:42 + в цитатник
vezlava (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Это цитата сообщения vezlava [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

А.С. ПУШКИН - Ю.М. ЛОТМАН



 (500x670, 92Kb)

 

Пушкин притягивает нас, как сама жизнь

 

 

Ю. М. Лотман

Из "Русской газеты"

(Специальный выпуск, ред. Вера Швайковская),

Тарту, 1 ноября 1993 г.

 

"Не сетуйте: таков судеб закон.
Меняется весь мир вкруг человека,
Ужель один недвижим будет он?"

- вот ответ на вопрос: "Меняется ли отношение к Пушкину в течение жизни?

Меняется мир, вместе с ним меняется и человек. Меняется не только наш взгляд и мы сами, меняется и Пушкин. Многогранный, сложный, объёмный мир не укладывается в слово и даже во многие слова. Приведу пример. Те, кто бывал в Эрмитаже и видел скульптуру Вольтера работы Ж.А.Гудона, знают о её удивительном свойстве. Когда вы обходите её, у скульптуры меняется выражение лица. Вы видите, как Вольтер плачет, издевается, смотрит на мир трагически и задыхается от смеха. Казалось бы, мрамор недвижим, но меняется наша точка зрения и меняется лицо скульптуры. Точно также, когда мы обходим мир, он меняется. Не только мы меняемся перед лицом мира, но и мир меняется перед нашим лицом.

Одна из замечательных особенностей Пушкина - способность находиться с нами в состоянии диалога. Вы можете сказать: как же так? Его книги напечатаны, страницы зафиксированы, буквы сдвинуть с места нельзя. А меж тем система, которую Пушкин создал и запустил в мир, - это динамическая структура, она накапливает смысл, она умнеет, она заставляет нас умнеть, она отвечает нам на те вопросы, которых Пушкин не мог знать. Эта система - сам поэт. Поэтому в том, что он меняется перед нашим взглядом нет ничего удивительного: в этом его жизненность. Любое сложное, богатое произведение искусства тем и отличается от других созданий человеческих рук, что обладает внутренней динамикой.

Когда вы имеете дело с гениальным человеком, вы никогда не сможете очертить до конца возможности его будущего. Замечательно об этом сказано в набросках романа о декабристах Л.Толстого. После возвращения из Сибири в Москву одному из декабристов жена говорит замечательные слова: "Я могу предсказать, что сделает наш сын, а вот ты ещё можешь меня удивить". Вот эта способность удивлять - свойство гения. Гений - это не только романтическое и красивое слово, это - довольно точное понятие. Гений отличается от других одаренных людей высокой степенью непредсказуемости. Это свойство гениальности в высшей степени присуще Пушкину. Из-за его ранней гибели, трагических обстоятельств обрыва его творчества, невозможно представить, что бы он мог сделать, если бы прошел по жизни ещё шаг, два, десять... Очень интересно, что его друг Баратынский, сам гениальный поэт, после гибели Пушкина получивший доступ к его рукописям, пишет о них своей жене поразительные слова: "Они отличаются - ты не поверишь! - глубиной". И дальше замечательная фраза: "Он только созревал".

Что это значит? Совсем не то, что он был незрел до этого, а то, что пришла вторая, третья - новая зрелость. Это тоже одна из особенностей Пушкина - обретать новую зрелость. В очень тяжёлую для себя минуту, когда умер А.А.Дельвиг - единственный близкий друг из лицеистов (два других были в Сибири), он пишет П.А.Плетневу: "Но жизнь все ещё богата; мы встретим ещё новых знакомцев: новые созреют нам друзья;... мы будем старые хрычи, жёны наши - старые хрычовки, а детки будут славные; молодые; веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо". Эти строки говорят о том, какой необыкновенной силой принятия жизни обладал сам поэт.

Пушкин притягивает нас, как сама жизнь. Он способен подняться до понимания поэзии болезни, помогая её пережить:

 

 

 

 

Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице ещё багровый цвет.
Она жива ещё сегодня, завтра - нет.

Под этими строками мог подписаться любой декадент. Но у Пушкина в этих строках притягивает здоровье в интонации. Ведь стихи говорят разными голосами. Помните у Жуковского - "Молчание понятно говорит"? У Пушкина интонация не болезни, у него сила принятия болезни как формы жизни, принятие жизни и в её трагических проявлениях. Эта как бы сопричастность здоровью - тоже поразительное свойство Пушкина.

Особенность глубоких вещей, в том числе и пушкинских текстов, в том, что каждый берёт от них столько, сколько может вместить. Так было и будет всегда. Сегодня много говорят о том, что наступило трудное время. За этими словами стоит иждивенчество - сделайте мне лёгкое время и я тоже буду честный человек. Что значит трудное время? А когда оно было лёгким? Разве у Пушкина было лёгкое время? Для мужества, для работы, для добра - всегда его время. Как отзовется то, что мы делаем сегодня, - очень трудно сказать. Делаем, как можем. И да не будет нам сказано, что мы сидели, сложа руки, когда надо было дело делать. 

Записала Вера Василькова

 Воспроизведено по сборнику
"Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа", М., Изд. "Гнозис", 1994, с. 440-441.

 

 

Рубрики:  А.С.Пушкин

К 210-ю со дня р. ЧТО ЧИТАТЬ О ЖИЗНИ ПУШКИНА?

Понедельник, 27 Июля 2009 г. 21:28 + в цитатник
vezlava (Золотой_век_Поэзия) все записи автора Это цитата сообщения vezlava [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

К 210-ю со дня р. ЧТО ЧИТАТЬ О ЖИЗНИ ПУШКИНА?



DomikabPush (200x150, 9Kb)

 

 

Ю.М. Лотман

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН


ЧТО ЧИТАТЬ О ЖИЗНИ ПУШКИНА

А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. В 3-х т. Т. 1, 2. М., 1974.  
Русские писатели XIX века о Пушкине. Л., 1938.  
Лернер Н.О. Труды и дни Пушкина. Изд. 2-е. СПб., 1910.  
Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. Л., 1975.  
Цявловский М.А. Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина, т. 1. М., 1951.  
Анненков П.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина. - Соч. Пушкина в 7-ми т. Т. 1. СПб., 1855.  
Анциферов Н.П. Петербург Пушкина. М., 1950.  
Анциферов Н.П. Пушкин в Царском Селе. М., 1950.  
Ахматова А.А. О Пушкине. Л., 1977.  
Ашукин Н.С. Москва в жизни и творчестве А.С. Пушкина. М., 1949.  
Бартенев П.И. Пушкин в южной России. М., 1914.  
Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина.  
Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826). М.-Л., 1950.  
Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830). М., 1967.  
Болдинская осень. Сост. Н.В. Колосова, сопроводительный текст В.И. Порудоминского и Н.Я. Эйдельмана, предисл. и науч. редактирование Т. Г. Цявловской. М., 1974.  
Бродский Н.Л. А. С. Пушкин. М„ 1937.  
Гессен А.И. Жизнь поэта. М., 1972.  
Глинка В. Пушкин и Военная галерея Зимнего дворца. Л., 1949.  
Гроссман Л. Пушкин. Изд. 3-е. ЖЗЛ. М., 1960.  
Мейлах Б.С. Жизнь Александра Пушкина. Л., 1974.  
Томашевский Б.В. Пушкин. Л., 1925.  
Томашевский Б.В. Пушкин. Кн. 1, 2. М.-Л., 1956-1962.  
Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1969.  
Тынянов Ю.Н. Пушкин (роман). Л., 1974.  
Марина Цветаева. Мой Пушкин. М., 1967.  
Щеголев П.Е. Дуэль и смерть Пушкина. М., 1936.


 

 


Глава 9
Введение 
Глава первая. Годы юности 
Глава вторая. Петербург. 1817-1820 
Глава третья. Юг. 1820-1824 
Глава четвертая. В Михайловском. 1824-1826 
Глава пятая. После ссылки. 1826-1829 
Глава шестая. Тысяча восемьсот тридцатый год 
Глава седьмая. Болдинская осень 
Глава восьмая. Новая жизнь 
Глава девятая. Последние годы 
Что читать о Пушкине
Страница Ю.М. Лотмана

VIVOS VOCO - ЗОВУ ЖИВЫХ!

 

Рубрики:  А.С.Пушкин
разное

В. Тушнова

Пятница, 17 Июля 2009 г. 15:43 + в цитатник
gracija (Золотой_век_Поэзия) все записи автора

Биенье сердца моего,
тепло доверчивого тела...
Как мало взял ты из того,
что я отдать тебе хотела.
А есть тоска, как мед сладка,
и вянущих черемух горечь,
и ликованье птичьих сборищ,
и тающие облака..
Есть шорох трав неутомимый,
и говор гальки у реки,
картавый,
не переводимый
ни на какие языки.
Есть медный медленный закат
и светлый ливень листопада...
Как ты, наверное, богат,
что ничего тебе не надо.



Поиск сообщений в Золотой_век_Поэзия
Страницы: 16 15 14 [13] 12 11 ..
.. 1 Календарь