-ѕоиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
ѕоиск сообщений в про_искусство

 -ѕодписка по e-mail

 
ѕолучать сообщени€ дневника на почту.

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
ƒата регистрации: 10.06.2007
«аписей в дневнике:
 омментариев в дневнике:
Ќаписано сообщений: 147595
ѕопул€рные отчеты:
кто смотрел дневник по каким фразам приход€т

»ван Ќикитич Ќикитин - русский портретист

—уббота, 21 »юн€ 2008 г. 12:06 + в цитатник
sunsan все записи автора

»ван Ќикитич Ќикитин (около 1690(?) — 1742) — сын св€щенника Ќикиты Ќикитина, служившего в »змайлове, брат св€щенника »родиона Ќикитина, позднее протопопа јрхангельского собора в  ремле, и живописца –омана Ќикитина.
ќ ранних годах обучени€ художника ничего не известно. ѕервоначальные художественные навыки он получил, веро€тно, под руководством голландца ј. Ўхонебека в гравировальной мастерской при ћосковской ќружейной палате. ¬ 1711 году вместе с гравировальной мастерской Ќикитин был переведен в ѕетербург. ѕисать портреты он, суд€ по всему, выучилс€ самосто€тельно, изуча€ и копиру€ имевшиес€ в –оссии работы иностранных мастеров. Ѕлагодар€ родственникам, служившим в придворных церквах, Ќикитин быстро зан€л прочное положение в окружении ѕетра I.
"ѕерсонных дел мастер",  любимый художник ѕетра I,  ». Ќ. Ќикитин €вл€л собой пример патриотической гордости русского цар€ перед иностранцами, "дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры". » ѕетр не ошибалс€: "живописец »ван" был первым русским портретистом европейского уровн€.
≈го творчество - начало русской живописи нового времени.
√од рождени€ Ќикитина точно неизвестен, и традиционно прин€та€ дата - около 1690 года - иногда оспариваетс€. Ћишь недавно вы€снилось отчество художника; в результате архивных изысканий была отделена его фигура от другого Ќикитина, его однофамильца; только в последние годы определилс€ круг его работ, очищенный от приписываемых ему копий и картин других художников. “ак что же известно о судьбе мастера огромного даровани€ и трагической жизни?
»ван Ќикитич Ќикитин родилс€ в семье св€щенника, весьма близкой ко двору. ¬ »змайлове, родовом имении –омановых, прошло детство художника. ”чилс€ он, скорее всего, в ќружейной палате - только там можно было овладеть ремеслом живописца. ќднако даже в самых ранних никитинских работах обнаруживаетс€ знакомство с европейской живописью.
Ќикитин покинул ћоскву в 1711 году, когда всех мастеров ќружейной палаты перевели в новую столицу. «десь, при новозаведенной —анкт-ѕетербургской типографии, вскоре была основана рисовальна€ школа, в которой "грыдоровальных дел мастера и живописцы... в рисовании наилучшую получали науку". —реди преподавателей - »ван Ќикитин.
¬ ранних (до 1716 года) работах художника прослеживаетс€ €вна€ св€зь с парсунами конца XVII столети€. »х отличает жесткое письмо, глухие темные фоны, плоскостность изображени€, отсутствие глубокого пространства и условность светотеневой моделировки.   ранним работам можно отнести такие следующие его портреты




Ќикитин »ван Ќикитич. ѕортрет ≈лизаветы ѕетровны ребенком. 1712-13 г


ѕортрет дочери ѕетра I, ≈лизаветы (1709-1761), будущей императрицы (с1741г.) самое раннее из известных 18 полотен придворного художника ѕетра I. ¬ нем ощущаетс€ некотора€ скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона, но живой образ девочки полон оба€ни€. „увствуетс€ стремление художника к передаче не только внешнего сходства, но и настроени€, к раскрытию внутреннего мира портретируемой. ѕышный парадный костюм ребенка, т€желое платье с большим декольте, горностаева€ манти€ на плечах, высока€ прическа взрослой дамы - дань требовани€м времени




».Ќ. Ќикитин. ѕортрет царевны ѕрасковьи »вановны. 1714. √–ћ 


ѕрасковь€ »вановна (1694—1731) — царевна, младша€ дочь цар€ »вана V јлексеевича и царицы ѕрасковьи ‘едоровны (урожденной —алтыковой), плем€нница ѕетра I. ∆ила при матери в »змайлове под ћосквой.
ѕетр выдавал своих плем€нниц замуж за иностранных герцогов, преследу€ при этом политические цели. Ќо это удавалось не всегда: «...младша€ — ѕрасковь€ »оанновна, „хроменька€", болезненна€ и слабенька€, „тиха€ и скромна€", как отмечали современники, долго противосто€ла железной воле цар€ и в итоге тайно обвенчалась с любимым человеком, сенатором ». ». ƒмитриевьм-ћамоновым.
Ќа портрете »вана Ќикитина ѕрасковье »оанновне 19 лет, ее замужество еще впереди. ќна облачена в синее с золотом парчевое платье, на плечах красна€ с горностаем манти€. ‘он портрета нейтральный, темный.  ак написан художником этот портрет?... ¬ портрете Ќикитина нарушены многие из общеприн€тых (в европейском понимании, в понимании нового искусства) смысловых и композиционных особенностей станковой картины. Ёто прежде всего сказываетс€ в отходе от анатомической правильности, пр€мой перспективы, иллюзии глубины пространства, светотеневой моделировки формы. ќчевидно лишь тонкое чувство фактуры — м€гкость бархата, т€жесть парчи, изысканность шелковистого горноста€, — которое, не забудем, хорошо знакомо живописцам и прошлого столети€. ¬ живописной манере ощущаютс€ старые приемы высветлени€ („вохрение по санкирю") от темного к светлому, поза статична, объем не имеет энергичной живописной лепки, насыщенный колорит построен на сочетании мажорных локальных п€тен: красного, черного, белого, коричневого, изысканно мерцающего золота парчи. Ћицо и ше€ написаны в два тона: теплым, одинаковым везде в освещенных местах, и холодновато-оливковым — в тен€х.
÷ветные рефлексы отсутствуют. —вет ровный, рассе€нный. ‘он почти всюду плоский, лишь вокруг головы он несколько углублен, как будто художник пытаетс€ строить пространственную среду. Ћицо, прическа, грудь, плечи написаны скорее еще по принципу XVII в. — как художник „знает", а не как „видит", стара€сь внимательно копировать, а не воспроизводить конструкцию формы. » складки — ломкие, прописаны белыми штрихами, немного напоминающими древнерусские пробела. Ќа этом фоне, как уже говорилось, совершенно неожиданно смело написана парча, с ощущением ее „вещности". ѕричем, все эти роскошные великокн€жеские одежды лишь сдержанно отмечены детал€ми, в той мере, насколько это необходимо мастеру дл€ репрезентации модели. Ќо главное отличие портрета представл€етс€ не в этом смешении приемов и в своеобразии лепки формы, главное то, что здесь уже можно говорить об индивидууме, об индивидуальности, — конечно, в той мере, в какой она присутствует в модели. ¬ портрете ѕрасковьи »оанновны читаетс€ свой внутренний мир, определенный характер, чувство собственного достоинства. ÷ентром композиции €вл€етс€ лицо с печально гл€д€щими на зрител€ большими глазами. ѕро такие глаза народна€ поговорка гласит, что они — „зеркало души". ѕлотно сжаты губы, ни тени кокетства, ничего показного нет в этом лице, а есть погружение в себ€, что внешне выражено в ощущении поко€, тишины, статики. „ѕрекрасное должно быть величаво"» (»льина “.¬. –усское искусство XVIII века. — ћ.: ¬ысша€ школа, 1999. —. 65—66.).



 

».Ќ. Ќикитин, ѕортрет царевны Ќатальи јлексеевны, не позднее 1716, √“√

Ќаталь€ јлексеевна (1673—1716) — дочь цар€ јлексе€ ћихайловича и его второй жены, Ќатальи  ирилловны Ќарышкиной, любима€ сестра ѕетра I.
Ќаталь€ јлексеевна была сторонницей петровских реформ, слыла одной из образованнейших русских женщин своего времени. C ее именем св€зано развитие русского театра. ќна сочин€ла пьесы, в основном на агиографические сюжеты, устраивала при своем дворе театральные представлени€. √раф Ѕассевич, министр бывшего при петербургском дворе голштинского герцога, писал в своих «аписках: «ѕринцесса Ќатали€, меньша€ сестра »мператора, очень им любима€, сочинила, говор€т, при конце своей жизни две-три пьесы, довольно хорошо обдуманные и не лишенные некоторых красот в подробност€х; но за недостатком актеров они не были поставлены на сцену» («аписки √олштинского министра графа Ѕассевича, служащие к по€снению некоторых событий из времени царствовани€ ѕетра ¬еликого (1713—1725) // –усский јрхив. 1885. ¬ып. 64. „асть 5—6. —. 601).
Ќе случайно на портрете она одета уже по новому образцу: фасон плать€, парик, поза — весь внешний облик говорит о ее принадлежности к новому времени, к эпохе преобразовани€ –оссии.
¬месте с тем среди изобразительных средств живописца имеютс€ такие, которые еще относ€тс€ к иконному письму: однотонный фон, некотора€ плоскостность фигуры; изгибы и складки плать€ условны и слишком жестки. ќднако лицо царевны написано вполне объемно.
’удожник портретировал Ќаталью јлексеевну незадолго до ее смерти. ќна долго болела и умерла в том же 1716 году — ей было чуть больше сорока лет. ¬озможно, из-за этого в ее портрете читаетс€ некотора€ грусть. Ћицо выписано чуть отекшим, с болезненной желтизною, что делает честь зоркому глазу художника.
Ќадо полагать, что портрет принадлежал самой Ќаталье јлексеевне. ѕо мнению —. ќ. јндросова, более точна€ датировка произведени€ — около 1714—1715 года (јндросов —.ќ. ∆ивописец »ван Ќикитин. — —ѕб., 1998. —. 30).
≈ще одна работа первого периода творчества Ќикитина - портрет цесаревны јнны ѕетровны (до 1716), дочери ѕетра.


 

».Ќ. Ќикитин, ѕортрет цесаревны јнны ѕетровны, не позднее 1716, √“√

 
¬ портрете видны следы парсунного письма. Ќикитин еще нарушает многие европейские правила изображени€ человека. Ёто прежде всего сказываетс€ в отступлени€х от анатомической точности, пр€мой перспективы, нет полноценной иллюзии глубины пространства, светотеневой моделировки формы.
јнна ѕетровна (1708—1728) — старша€ дочь ѕетра I и ≈катерины I. ¬ 1725 году вышла замуж за герцога  арла ‘ридриха √олштейн-√оторского. ћать императора ѕетра III.



 

ѕортрет царицы ѕрасковьи ‘едоровны —алтыковой

Ётот холст находилс€ в галерее јрхимандричьего дома. Ќа полупарадном портрете, решенном в спокойной коричневой гамме, предстает натура замкнута€ и самолюбива€. ѕрасковь€ ‘едоровна —алтыкова (1664-1723) стала царицей в 1684 году, выйд€ замуж за старшего брата ѕетра I »вана јлексеевича. „ерез двенадцать лет ѕрасковь€ овдовела, но в документах XVIII века она почтительно именуетс€ "ее величество государын€ царица ѕраскове€ ‘едоровна". ” царицы ѕрасковьи было три дочери - ≈катерина, јнна и ѕрасковь€.


ѕо-видимому, ѕетр высоко оценил эти работы: вскоре Ќикитин приступил к первому царскому заказу, о котором мы знаем только из записи петровского "ёрнала": "≈го величества половинную персону писал »ван Ќикитин". 


¬ начале 1716 года Ќикитин отправилс€ на ученье за границу, в »талию, пребывание в которой значительно расширило технические приемы его живописи.




Ќикитин »ван Ќикитич. ѕортрет императрицы ≈катерины I. 1717г, ‘лоренци€, ћинистерство финансов, »тали€




Ќикитин »ван Ќикитич. ѕортрет ѕетра I. 1717г


¬ начале апрел€ 1720 года брать€ Ќикитины вернулись в ѕетербург, встреченные царской лаской - »ван получил звание гофмалера. ≈го жизнь теперь была тесно св€зана со двором.





»ван Ќикитич Ќикитин - ѕортрет ѕетра I, √–ћ, ѕерва€ половина 1720-х

’удожник избежал в портрете каких-либо аксессуаров, «ни одна внешн€€ примета не говорит о том, что изображен именно царь. Ќо даже при первом взгл€де на полотно зритель понимает, что перед ним незаур€дный человек — гордый, сильный, с непреклонной волей. “акой человек вполне может быть тем абсолютным монархом, необходимость которого дл€ –оссии настойчиво обосновывала тогдашн€€ общественно-политическа€ мысль — описываемый портрет совпадает по времени создани€ с „ѕравдой воли монаршей" ‘еофана ѕрокоповича. Ќикитину, видимо, была не чужда подобна€ идеологи€.
Ќо вгл€димс€ в лицо ѕетра внимательнее, и нам откроютс€ и иные качества этого человека. ƒа, именно человека, а не полубога на престоле или абстрактного воплощени€ идеи абсолютизма. ’удожник с сочувствием раскрывает следы т€жких государственных трудов, нелегкой жизненной борьбы ѕетра I, грусть и усталость в глазах стареющего уже человека...
ѕубликуемый портрет ѕетра I только предположительно принадлежит кисти »вана Ќикитина. — его именем портрет впервые был св€зан √. ≈. Ћебедевым (Ћебедев √.≈. –усска€ живопись первой половины XVIII. — ћ., 1938. —. 64). ѕозднее произведение соотнесли с записью в походном журнале ѕетра I от 3 сент€бр€ 1721 года: «Ќа  отлине острову перед литоргиею писал его величества персону живописец »ван Ќикитин» (√–ћ.  аталог-путеводитель. — ћ., 1948; ѕортрет петровского времени.  аталог выставки. — Ћ., 1973. —. 79.; Ћебедева “.ј. »ван Ќикитин. — ћ., 1975. —. 60—62). Ќо вполне возможно, что здесь речь идет о каком-то другом произведении.
Ќ. ћ. ћолева и Ё. ћ. Ѕелютин отрицали авторство Ќикитина и приписывали портрет ». ќдольскому (ћолева Ќ.ћ., Ѕелютин Ё.ћ. ∆ивописных дел мастера:  анцел€ри€ живопись первой пол. ’VIII в. — ћ.: »скусство, 1965. —. 44—45, 84—85). —. ¬. –имска€- орсакова также отвергала авторство Ќикитина, счита€, что портрет, написанный на светлом масл€ном грунте, выполнен в технике не петровского времени, а более позднего периода (–имска€- орсакова —.¬. јтрибуци€ р€да портретов петровского времени на основании технологического исследовани€ //  ультура и искусство петровского времени. ѕубликации и исследовани€. — Ћ., 1977. —. 196—198).


¬ этот период им также написан портрет ћарии яковлевны —трогановой



ѕортрет ћарии яковлевны —трогановой, 1721-24, √–ћ



28 €нвар€ 1725 года Ќикитин пишет ѕетра в последний раз ("ѕетр I на смертном ложе").



».Ќ. Ќикитин, ѕетр I на смертном ложе, 1725, √–ћ

Ћежащий царь, прикрытый горностаевой мантией, увиден с необычной точки зрени€ - сверху, в непривычном сложном освещении от трепещущих свечей, дрожью пламени внос€щих жизнь в мертвое тело. –едкое по живописной силе и свободе полотно - реквием ѕетру, написанный близким человеком, единомышленником, ошеломленным величиной утраты.


ѕосле смерти ѕетра никому нет дела до гофмалера. ѕрекращаютс€ заказы, жалованье выплачиваетс€ нерегул€рно.
Ќо именно в эти годы созданы лучшие никитинские портреты - жизнерадостного и легкомысленного —ерге€ —троганова, изображенного в сложном рокайльном повороте, с прихотливым рисунком складок бархатного плаща; канцлера Ќ.». √оловкина, воплощающего образ государственного де€тел€. 
 




ѕортрет барона —ерге€ √ригорьевича —троганова,1726, √–ћ




 Ќикитин »ван Ќикитич. ѕортрет канцлера √.».√оловкина. 1720г,√“√


ƒанный портрет, пожалуй, лучша€ работа художника, созданна€ после его возвращени€ из пенсионерской поездки. Ќикитин легко лепит форму, уверенно создает иллюзию пространства вокруг фигуры канцлера.
√. ј. √оловкин занимал высшие государственные посты в империи. ќн начальник ѕосольской канцел€рии, затем ѕосольского приказа, государственный канцлер (1709), граф (1710), сенатор (1717), президент  оллегии иностранных дел (1718), член ¬ерховного тайного совета. ѕреданна€ креатура ѕетра I. ѕозднее — верный слуга императрицы јнны »оанновны и член ее  абинета.
ѕортрет параден, особое внимание в нем уделено регали€м: јндреевской ленте, голубому банту ордена Ѕелого ќрла. ¬се фактурно ос€заемо: светло-коричневый кафтан на сиреневой подкладке, золотой позумент, шейный платок, длинные локоны роскошного парика.  амер-юнкер Ѕерхгольц в дневнике не без едкости заметил по поводу этого парика, что √оловкин, возвраща€сь из присутстви€ домой, вешал его на стену как украшение. «Ќо по-прежнему дл€ живописца главным остаетс€ лицо — с внимательным взором, немолодое, усталое, лицо человека, познавшего все тайны мадридского (то бишь русского) двора. «десь то же предельное внутреннее напр€жение, душевна€ сосредоточенность, почти меланхоли€, что и в портретах доиталь€нского периода. „√оловкин" близок им и общим композиционным решением, постановкой фигуры в пространстве, красочной гаммой» (»льина “.¬. –усское искусство XVIII века. — ћ.: ¬ысша€ школа, 1999. —. 68.).
ѕортрет вполне отвечает характеристике, которую давали высокопоставленному сановнику современники: «√раф √оловкин, государственный канцлер, старец почтенный во всех отношени€х, осторожный и скромный: с образованностью и здравым рассудком соедин€л он в себе хорошие способности. ќн любил свое отечество, и хот€ был прив€зан к старине, не отвергал и введени€ новых обычаев, если видел, что они полезны <...> ≈го подкупить было невозможно: посему-то он держалс€ при всех √осудар€х и в самых затруднительных обсто€тельствах, так как упрекнуть его нельз€ было ни в чем» («аписки дюка Ћирийского и Ѕервикского во врем€ пребывани€ его при »мператорском –оссийском дворе в звании посла корол€ »спанского. 1727—1730 гг. // –усский јрхив. 1909.  н. 1. ¬ып. 3. —. 399).



» неожиданный "ѕортрет напольного гетмана", одно из самых странных произведений 18 века. Ќепон€тно, кем мог быть человек с простым утомленным лицом, человек воли и действи€, написанный с обогнавшей врем€ живописной раскованностью и мастерством. "Ќапольный" ли это (то есть командующий действующими, "полевыми" войсками) гетман - но ни один из известных украинских или польских гетманов не подходит по возрасту, да и одежда его не похожа на прин€тую в войсках. »ли название родилось из старой описи, где картина обозначена "наполно неоконченной", то есть незавершенной, и тогда, может быть, изображен на ней простой казак-малоросси€нин?
Ќикитин сознательно избегал подчеркнутых декоративных эффектов, широких мазков, напр€женного горени€ цвета, резких контрастов света и тени. ѕортрет написан в тонко проработанной коричнево-красной гамме, в которую с безошибочным чувством живописной гармонии введены золотистые, бледно-розовые и голубые тона. Ќо это изысканное колористическое построение €вл€етс€ дл€ Ќикитина не самоцелью, а лишь средством, подчиненным задаче создани€ целостного и правдивого образа.
¬ контрасте с этой несколько приглушенной гаммой выделено лицо напольного гетмана, залитое ровным, хот€ и не очень €рким светом, не нарушающим общей живописной гармонии целого. «ќколичности» сведены к неизбежному минимуму; с тем большим вниманием обращаетс€ Ќикитин к внутренней характеристике своего геро€, к раскрытию его душевного мира.
Ћицо гетмана резко отличаетс€ от холеных аристократических лиц, типичных дл€ портретной живописи XVIII века. ƒолга€, трудна€, сурова€ жизнь, полна€ военных забот, оставила неизгладимые следы на этом волевом и мужественном лице. ¬оспаленные, слегка сощуренные глаза с их пристальным, испытующим взгл€дом выражают острый ум и спокойную решительность. ¬о всем облике гетмана ощущаютс€ внутренн€€ сила и глубокое сознание своего достоинства, свойственные выдающимс€ люд€м.
ќдной из самых привлекательных черт в образе гетмана €вл€етс€ его простота, хотелось бы сказать — простонародность, намеренно подчеркнута€ художником. ¬ «Ќапольном гетмане» нашел свое выражение своеобразный демократизм, свойственный ѕетровской эпохе. Ќикитин изобразил одного из тех своих современников, которые выдвинулись не благодар€ своему «высокому» происхождению и не знатностью своего рода, а собственным трудом и талантом.
–еалистический метод Ќикитина не сводитс€ к одной только внимательной и правдивой передаче натуры, не исчерпываетс€ умением выделить главное и обобщить второстепенные детали. –аскрыва€ характер изображенного им человека, глубоко проника€ в его внутренний мир, Ќикитин вместе с тем создает собирательный образ, воплощающий типические черты своей эпохи.
ћы не знаем имени человека, которого написал Ќикитин. ѕопытки архивистов и музейных работников св€зать с этим портретом какое-либо определенное историческое лицо пока еще не привели к положительным результатам. —тара€ надпись на обратной стороне портрета говорит лишь о том, что перед нами напольный гетман, то есть боевой командир полевых казачьих отр€дов. Ќо сила обобщени€, способность улавливать типическое, которую про€вил здесь Ќикитин, делает этот портрет одним из драгоценнейших исторических пам€тников петровского времени. ¬оеначальники, подобные напольному гетману, на рубеже XVII—XVIII столетий охран€ли южные границы нашей родины, бились за выход –оссии к морю, вместе с ѕетром воевали под јзовом.
¬ творчестве Ќикитина портрет напольного гетмана занимает едва ли не самое значительное место.
¬ этой поздней работе, наиболее зрелой и совершенной среди всего созданного Ќикитиным, как бы подведены итоги долгого и сложного творческого развити€ художника. ¬ более ранних произведени€х он не достигал ни такой последовательности в применении реалистического метода, ни такого уверенного и безупречного мастерства.



ѕортрет напольного гетмана (1720-е годы), √–ћ

ѕортрет решен очень просто. ѕеред нами немолодой, усталый и кажущийс€ очень одиноким человек. Ћишь по костюму можно пон€ть, что это высокопоставленный де€тель, формально - глава ”краины. ”дивительно, но по-своему символично: мы не знаем точно, кто конкретно изображен на портрете. “радиционно считаетс€, что портрет написан после 1725 г. ѕоэтому он воспринимаетс€ как обобщенный образ человека ѕетровской эпохи, участника ее событий и свидетел€ ее конца.
¬ 1732 году Ќикитин был арестован “айной канцел€рией по обвинению в особо т€жком государственном преступлении и п€ть лет провел в одиночной камере ѕетропавловской крепости в бесконечных допросах и пытках.
ƒолгое врем€ прин€то было считать, что после смерти ѕетра I художник, переехав в ћоскву, примкнул к старо-русской партии, желавшей вернуть –усь в допетровское врем€, чем и был вызван его арест. ќднако ничто в Ќикитине не выдает приверженца старых пор€дков. Ќичто не говорит и об измене европейским привычкам - в его доме картины, гравюры, скульптуры, книги; записками на италь€нском €зыке обменивались брать€ Ќикитины, предчувству€ арест. Ѕыли ли репрессии последствием неосторожности брата Ќикитина, –одиона, читавшего с амвона памфлет против ‘еофана ѕрокоповича? »ли существовали более сложные и скрытые причины? √лухие намеки в материалах следстви€ позвол€ют судить о причастности Ќикитина к оппозиции правлению јнны »оанновны, имевшей не очень прочные права на престол и посто€нно опасавшейс€ заговоров. Ёто подтверждаетс€ и длительностью следстви€ и жестокостью наказани€: "бить плетьми и послать в —ибирь на житье вечно под караулом".
¬оцаривша€с€ дочь ѕетра I, ≈лизавета, велит немедленно "»вана и –омана Ќикитиных из ссылки, где они обретаютца, освободить", но приказ достигает —ибири лишь в €нваре 1742 года. √де-то на пути в ћоскву умер в дороге персонных дел мастер »ван Ќикитин.


»меетс€ всего три подписанных работы Ќикитина, вместе с теми, что ему приписываютс€, всего около дес€ти. –анние работы еще содержат следы парсуны, бывшей единственным стилем портрета в –оссии в XVII веке. Ќикитин €вл€етс€ одним из первых (часто называетс€ первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стил€ русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это врем€ писали в ≈вропе. “ем самым он €вл€етс€ основателем традиции русской живописи, продолжающейс€ до насто€щего времени.
—порность авторства многих работ обсуждаетс€ в многочисленных исследовани€х. Ќекоторые из представленых работ приписываютс€ кисти его брата –омана. ѕоскольку мнени€ существуют разные, то однозначно отнести тот или иной портрет к творчеству именно ».Ќ.Ќикитина €, не будучи специалистом в этой области, не могу. ¬ большинстве случаев, где имеетс€ така€ неоднознчность, € постаралс€ привести ссылки на источники сомнений.
ѕриведу еще один портрет ѕетра I, авторство на который тоже оспариваетс€ многими исследовател€ми, но в большинстве источников все-таки относитс€ к кисти ».Ќ.Ќикитина




Ќикитин »ван Ќикитич. ѕортрет ѕетра I. 1714-1716 г.г.

ѕри подготовке материала сообщени€ использованы следующие источники http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13918 , http://www.artsait.ru/art/n/nikitin/art1.php , http://iso.gogol.ru/persons/Nikitin_I и другие.

–убрики:  русские творцы
живопись
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз

Vlad49   обратитьс€ по имени —уббота, 21 »юн€ 2008 г. 22:29 (ссылка)
—пасибо за интересный материал...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
sunsan   обратитьс€ по имени —уббота, 21 »юн€ 2008 г. 22:33 (ссылка)
Vlad49, —уд€ по количеству комментариев в моих последних сообщени€х - материал видимо представлен недостаточно интересно, а при этом желание его подавать тоже исчезает. «ачем давать, если это никому не интересно. —тоит задуматьс€ на эту тему. Ќаверное такого сорта материалы должны готовить профессионалы, хорошо разбирающиес€ в материалы, а не дилетанты навроде мен€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Vlad49   обратитьс€ по имени —уббота, 21 »юн€ 2008 г. 22:56 (ссылка)
sunsan, Ќе переживайте, когда мало отзывов на статью, есть читатели, которым бывает невдомек ответить, воспользуютс€ и все...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
жаблик   обратитьс€ по имени —уббота, 21 »юн€ 2008 г. 23:36 (ссылка)
ѕортреты Ќикитина с детства люблю. ”знала много нового.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ти-ша   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 23 »юн€ 2008 г. 01:54 (ссылка)
—колько интересного! Ќе обнимешь необъ€тного. ¬опрос. ј что на каждую статью надо писать отзыв? я даже не задумывалась.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
sunsan   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 23 »юн€ 2008 г. 06:04 (ссылка)
людмила_черна€-лактионова, ƒа нет, конечно, просто автору тоже иногда интересно - а надо ли было это писать, может это никому и не нужно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
NADYNROM   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 23 »юн€ 2008 г. 16:16 (ссылка)
ј портрет "Ќапольного гетмана" одно врем€ считали портретом ћазепы.
ћне всегда было интересно творчество Ќикитина, ведь благодар€ ему до нас дошли лица эпохи. ∆аль, что судьба художника в итоге сложилась трагически.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
sunsan   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 23 »юн€ 2008 г. 17:13 (ссылка)
NADYNROM, ѕоскольку ¬ы говорите, что всегда интересовались его творчеством, то у мен€ один интересный вопрос, который € не могу дл€ себ€ решить.—уществует два портрета, которые имеют одинаковое название и примерную дату создани€ до 1716 г, на которых суд€ по навани изображена царевна Ќаталь€ јлексеевна. ќдин € привел в сообщении, а другой приведу здесь. ¬опрос: или € не знаю истории и было две царевны Ќатальи јлексеевны или один из портретов принадлежит не ей. ¬ большистве источников мне попадалс€ тот, который € привел в сообщении. Ќо на них €вно две разные женщины. ¬от этот портрет. ќдна дама в ћоем мире на mail.ru утверждает, что именно на нем изображена дочь ѕетра I. ѕомогите разобратьс€, если можно.
 (480x600, 60Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени ¬торник, 14 ќкт€бр€ 2008 г. 15:45 (ссылка)
спасибо мне это очень помогло))))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
јноним   обратитьс€ по имени ¬торник, 03 ‘еврал€ 2009 г. 19:47 (ссылка)

ќтвет на комментарий

—уществует два портрета, которые имеют одинаковое название и примерную дату создани€ до 1716 г, на которых суд€ по навани изображена царевна Ќаталь€ јлексеевна. ќдин € привел в сообщении, а другой приведу здесь. ¬опрос: или € не знаю истории и было две царевны Ќатальи јлексеевны или один из портретов принадлежит не ей.

Ќа самом деле портретов три. “от который в сообщении находитс€ в “реть€ковке, второй в –омановской галерее Ёрмитажа и третий в –усском музее.

ƒумаю, что эрмитажный портрет - копи€ с портрета работы учител€ Ќикитина - “аннауэра, написанного в начале 1710-х годов. ѕоэтому такое отличие и во внешности и в стиле.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени —уббота, 18 јпрел€ 2009 г. 18:09 (ссылка)
—пасибо! ’ороший материал, много интересного.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
SantaCruz   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 11 январ€ 2010 г. 16:22 (ссылка)
спасибо за информацию
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени „етверг, 11 ћарта 2010 г. 19:05 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
јноним   обратитьс€ по имени —реда, 02 »юн€ 2010 г. 21:36 (ссылка)
спасибо за материал... особенно помогает в период экзаменов)))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
јноним   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 25 ‘еврал€ 2011 г. 22:16 (ссылка)
ќтличный текст, очень полезный, так что кол-во комментариев не имеет значени€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
јноним   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 01 јпрел€ 2011 г. 19:15 (ссылка)
википедие тоже самое=(не то что нужно
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
јноним   обратитьс€ по имени ¬торник, 07 »юн€ 2011 г. 14:35 (ссылка)
Ѕольшое спасибо! Ёто сама€ полна€ стать€ из всех, какие смогла обнаружить на просторах сети. ќчень помогла !
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
јноним   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 31 ћарта 2013 г. 23:47 (ссылка)
ќгромное спасибо за публикацию.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку