-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в про_искусство

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.06.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 167029

японские художники и жанры

¬оскресенье, 24 ћа€ 2009 г. 23:15 + в цитатник
VARCHIO все записи автора

” »®-Ё — направление в изобразительном искусстве японии, получившее развитие с периода Ёдо (1600–1868). 

—лово «укиЄ» в древности обозначало одну из буддийских категорий и могло переводитьс€ как «бренный изменчивый мир». ¬ конце ’VII в. укиЄ стало обозначать мир земных радостей и наслаждений. ”киЄ-э — картины повседневной жизни городского сослови€ периода Ёдо.

“ехника ксилографии, или печати с дерев€нных досок, по€вилась в японии еще в период ’эйан (794–1185) вместе с распространением буддизма. “ехника печати с дерев€нных досок вначале использовалась при изготовлении черно-белых оттисков с изображени€ми различных буддийских св€тых и при иллюстрировании текста сутр.

Ќачало ’VII в. характеризуетс€ по€влением иллюстрированных ксилографических книг, издававшихс€ массовыми тиражами. ¬ этих издани€х текст и иллюстрации печатались черным цветом.

ѕервые станковые гравюры были также черно-белыми, потом их начали слегка подкрашивать от руки киноварью (тан-э), позднее гравюры подкрашивались тЄмно-красной краской (бэни-э) или оттен€лись черной плотной краской, что создавало эффект покрыти€ черным лаком (уруси-э). ѕервые оттиски с использованием красного цвета (бэнидзури-э) по€вились в середине XVIII в. ѕостепенно число досок дл€ цветной печати увеличивалось, и в 1765 г. по€вились первые многоцветные гравюры, получившие название «парчовые картины» (нисики-э).

¬озникша€ в XVII в. в среде набиравшего силу третьего сослови€, менее скованна€ канонами, чем живопись, гравюра была наиболее массовым и доступным дл€ горожан видом искусства. “емами дл€ гравюр укиЄ-э зачастую €вл€лись сюжеты жанровых рассказов укиЄ-дзоси, пьес театра  абуки, классической и современной поэзи».

¬ процессе создани€ гравюры укиЄ-э участвовали художник, резчик и печатник. ¬ажную роль играл издатель, изучавший спрос и определ€вший тираж. «ачастую именно он задавал тему гравюры и вли€л на характер издани€.

ѕроцесс создани€ гравюры выгл€дел следующим образом. ’удожник делал контурный рисунок тушью на тонкой, прозрачной бумаге. √равер, наклеив рисунок лицевой стороной на доску из вишни, груши или самшита, вырезал первую печатную форму. «атем делалось несколько черно-белых оттисков, на которых художник обозначал задуманные цвета. –езчик изготовл€л необходимое количество (иногда более тридцати) печатных форм, кажда€ из которых соответствовала одному цвету или тону. ѕечатник, обговорив с художником цветовую гамму, наносил краску растительного или минерального происхождени€ и на влажной рисовой бумаге вручную печатал гравюру.

 оллективный метод работы художника, резчика и печатника, узка€ специализаци€ мастеров, цехова€ организаци€ процесса обусловили своеобразие €понской ксилографии.

–азвитие €понской ксилографии определ€лось несколькими ведущими школами — династи€ми: их основатели как бы формировали свой стиль, в русле которого работали ученики и последователи (династии “ории,  айгэцудо,  ацукава, ”тагава).

Ќо были и выдающиес€ мастера, творчество которых не вписываетс€ в рамки какой-либо династии и стоит особн€ком, обознача€ €ркие вехи в истории €понской гравюры (—удзуки ’арунобу,  итагава ”тамаро, “осюсай —€раку,  ацусика ’окусай, јндо (”тагава) ’иросигэ).

ѕервым крупным художником €понской ксилографии стал Xисикава ћоронобу (1631–1694), создавший значительное количество ксилографических альбомов. — его именем св€зано становление жанра бидзинга (изображение красавиц).

¬ конце ’VII — начале ’VIII в. на первое место в искусстве укиЄ-э выдвигаетс€ династи€ “ории, ее глава — “ории  иЄнобу (1664–1729). √лавна€ тема художников династии “ории — театр  абуки — находит воплощение в гравюрах с изображени€ми актеров (€кус€-э), других видах ксилографических изданий, св€занных с театром (афиши, программки спектаклей). ’удожники династии “ории активно используют нововведени€ в технике ксилографии (бэни-э и уруси-э). »з учеников “ории  иЄнобу наиболее известны “ории  иЄмасу (1697–?) и “ории  иЄмицу (1735–1785).

¬ первой половине ’VIII в. одной из крупнейших школ живописи укиЄ-э стала династи€  айгэцудо во главе с јндо  айгэцудо (1671–1743). ћастера этой школы создавали живописные портреты куртизанок в полный рост в €рких красочных костюмах. Ёто были изображени€, служившие своего рода рекламой знаменитых красавиц, попул€рных обитательниц «веселых кварталов». √равюр јндо  айгэцудо не сохранилось. —реди последователей  айгэцудо јндо наиболее известны  айгэцудо јнти,  айгэцудо ƒохан,  айгэцудо ƒосин.

’удожник ќкумура ћасанобу (1686–1764), прозванный √энроку, был не только известным художником, но и попул€рным издателем книг и альбомов. ќн активно внедр€л цветную печать — в противовес подкраске от руки. —реди других его новвовведений в укиЄ-э — хасира-э (гравюры узкого и длинного формата), уки-э (композиционный прием в живописи и гравюре, позвол€вший изображать пространство в перспективе).

—оздателем метода печати многоцветной гравюры был —удзуки ’арунобу (1725–1770). Ќачав с печати с трех-четырех форм, ’арунобу затем увеличил число досок до 7–9, а также стал активно использовать различные возможности техники: тиснение по влажной бумаге, печать золотым и серебр€ным порошком.

¬ведение новых, более сложных и дорогосто€щих техник объ€сн€лось возникновением моды на специальные гравюры суримоно, выпускавшиес€ небольшим тиражом дл€ узкого круга любителей к различным датам или специально к Ќовому году. ƒл€ суримоно использовались более плотна€ и дорога€ бумага, дорогие пигменты.  роме суримоно, ’арунобу ввел в обиход специальные календарные гравюры экоЄми.

’арунобу создает особый тип изображени€ красавиц. Ќа смену величавым и статным красавицам  айгэцудо и ћасанобу приход€т хрупкие юные девушки, почти подростки, необычайно трогательные и грациозные. јтмосфера доверительности, камерности характерна дл€ всех произведений —удзуки ’арунобу.

ќснователь династии  ацукава —  ацукава —юнсЄ (1726–1793), развива€ жанр театральной гравюры, вводит в обиход два ее типа: первый — парадные портреты актеров в статичных позах на фоне театральных занавесов и второй — актеры в гримерных комнатах, в интимной обстановке, не предназначенной дл€ посторонних глаз. ѕопытка рассмотреть под маской внутренний мир актера характерна и дл€ других мастеров династии  ацукава ( ацукава —юнтЄ,  ацукава —юнэй), и их современников (»ппицусай ЅунтЄ).

¬ конце XVIII в. гравюра укиЄ-э достигла своего расцвета. ќна замен€ла в небогатых домах дорогосто€щую живопись, широко использовалась дл€ иллюстрировани€ книг, оформлени€ календарей и театральных афиш, рекламы и поздравительных текстов.

—ложились разнообразные жанры этого искусства: бидзинга — изображение красавиц из «веселых кварталов»; якус€-э — театральна€ гравюра; мус€-э — исторические сюжеты; суримоно — поздравительные карточки к Ќовому году, свадьбам, юбиле€м и другим праздникам; катЄга — изображение цветов и птиц; фукэйга — пейзажна€ гравюра, получивша€ широкое распространение в первой половине XIX в.

¬се большую попул€рность в конце XVIII — начале XIX в. приобретают альбомы и отдельные серии гравюр на эротические темы (сюнга).  ак правило, подобные гравюры издавались анонимно, художники не рисковали их подписывать.

ќсобое место в истории €понской ксилографии занимает творчество последнего €ркого представител€ династии “ории — “ории  иЄнага (1752–1815).  ак и все художники династии “ории,  иЄнага начинал с театральной гравюры, но лучшие и самые известные его работы выполнены в жанре бидзинга.  иЄнага часто использует полиптихи (из трех и более листов), дела€ своеобразную попытку вернутьс€ к традиционной дл€ дальневосточной живописи форме горизонтальных свитков. ≈го излюбленные композиционные схемы — многофигурные шестви€ куртизанок.

—амый знаменитый последователь  иЄнага, во многом определивший особенности €понской классической ксилографии периода ее расцвета, —
 итагава ”тамаро (1753–1806). √лавна€ тема творчества ”тамаро — жизнь обитательниц «веселых кварталов». Ќе без оснований имену€сь «певцом женской красоты»,  итагава ”тамаро вводит в укиЄ-э тип больших погрудных портретов окуби-э, в которых стараетс€ передать различные эмоциональные переживани€ своих героинь.

ќсобн€ком в истории €понской гравюры стоит творчество “осюса€ —€раку (работал в 1794–1795 гг.). ¬ течение дес€ти мес€цев выходит более 140 театральных гравюр этого художника — портретов актеров театра  абуки в различных рол€х. ¬се его работы отмечены высоким мастерством. ќстра€ характерность, граничаща€ с гротеском, сознательное искажение пропорций фигур, жестов, черт лица придают его персонажам необычайную выразительность.

ќдной из наиболее известных школ €понской гравюры в XIX в. стала династи€ ”тагава, основанна€ в конце XVIII в. мастером гравюры жанра уки-э ”тагава “оЄхару (1735–1814). Ёта разветвленна€ и многочисленна€ школа оставила после себ€ множество живописных и графических работ в различных жанрах, однако основными дл€ нее были все же театральна€ гравюра и историко-героическа€ тема.

”тагава “оЄхиро (1773–1829), ученик “оЄхару, специализировалс€ на изображени€х красавиц. ”тагава “оЄкуни (1769–1825) — один из ведущих мастеров школы ”тагава — славилс€ своими театральными гравюрами. ”тагава  униЄси (1797–1861) — автор множества серий исторических и героических гравюр, изображавших самураев в батальных сценах.

¬ 1840-х гг. правительство японии издает специальные эдикты против роскоши, распростран€вшиес€ и на гравюру. ¬ частности, запрещаетс€ использовать дорогие краски при печати, тисненую бумагу и печатать с большого количества досок.   этому времени относитс€ по€вление гравюр, выполненных в технике монохромной печати аодзури-э, в которой художники добивались множества градаций оттенков синего цвета. ¬се готовые к печати листы должны были быть удостоверены цензорскими печат€ми. ’удожникам запрещалось указывать на гравюрах имена куртизанок и актеров, иллюстрировать исторические событи€ и изображать сцены, содержащие намеки на современные событи€. Ёти ограничени€ способствовали развитию пейзажного жанра.

–асцвет пейзажного жанра в €понской классической ксилографии св€зан с именами двух великих художников —  ацусика ’окуса€ (1760–1849) и јндо (”тагава) ’иросигэ (1797–1858).

’окусай за свою долгую творческую жизнь оставил огромное художественное наследие, включающее 15-томную серию альбомных зарисовок, знаменитую серию гравюр «36 видов ‘удзи». ’окусай работал в различных техниках, среди его работ множество набросков тушью, живописные свитки, росписи панно, иллюстрированные альбомы.

¬ отличие от величественных ландшафтов ’окуса€, ”тагава ’иросигэ (1797–1858) создал пейзаж, проникнутый тонким лирическим чувством. Ќаибольшую попул€рность ему принесла сери€ гравюр «53 станции “окайдо», выполненна€ в 1833–1834 гг. ’от€ в целом видение мира ’иросигэ более конкретно, чем у ’окуса€, он тем не менее остаетс€ на зыбкой грани между вымыслом и достоверностью, совмеща€ в своих композици€х грустное очарование с тонкой наблюдательностью.

— по€влением первых иностранцев в японии возникает новый жанр — иокогама-э (изображение представителей различных стран, новых механизмов, домов европейского стил€ и т.д.). ¬ середине XIX в. в укиЄ-э начинают использовать, завезенные из-за границы анилиновые красители, значительно удешевившие и упростившие процесс производства гравюр, но сильно ухудшившие их качество

–убрики:  зарубежные творцы


ѕроцитировано 8 раз



ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку