-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Средневековье

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.04.2007
Записей: 368
Комментариев: 1436
Написано: 1886


Одиночные актеры, танцоры и вертепщики.

Вторник, 26 Апреля 2011 г. 11:22 + в цитатник
VinKen все записи автора

Актеры-одиночки, если не удавалось прибиться ко двору знатного владыки (см. статью об аналогах бардов), были обречены на полунищенское существование и бесконечные странствия от ярмарки к ярмарке.
Только на праздниках и ярмарках могли они получить сколько-нибудь значительные суммы, с помощью которых им удавалось спокойно пережить зиму и Великий пост (представления в эти дни строго воспрещались).
Остальные заработки можно смело назвать улыбкой фортуны - настолько малым и нестабильным доходом являлись кабацкие выступления или пение перед владельцем какого-нибудь манора.
В любом случае, возможность заработать складывалась не только из таланта актера, но и из личного мнения слушателя (не понравилось - не дал денег, а то еще и приказал слугам дать актеру палок).


Как представителю одного из низших социальных слоев, актеру не дозволялось носить длинного оружия, охотиться или ловить рыбу (разумеется, если его застанут за этим занятием; бить мелкую дичь и ловить определенные сорта рыбы дозволялось людям оседлым, а крупная дичь и благородные породы рыб принадлежали только хозяину земли).
Давать что-либо актерам в качестве милостыни не поощрялось - считалось, что актер достаточно силен, чтобы зарабатывать деньги трудом, к тому же кривлянием и сатирой на людей ближе к Сатане, нежели к Богу, и потому не принадлежит к нищенской братии.
Церковь также не приветствовала, а порой и официально запрещала давать актерам приют - разве только актер наймется к хозяину как работник.
Так что неудивительно, что большинство актеров-одиночек стремились найти себе хозяина и покровителя, а не искушали судьбу, странствуя по дорогам.



Вертеп (ящик-декорация, в котором двигались по определенным прорезям маленькие кукольные фигурки) обычно показывал лишь одну-две пьесы, связанные с Рождеством и сценами из Нового Завета.
Его конструкция была моделью трехъярусной декорации, где живых актеров заменяли искусно вырезанные и раскрашенные куклы - святые, ангелы и Бог на верхнем ярусе, Мария, Иосиф, младенец и поклоняющиеся ему пастухи и волхвы - на среднем; на нижнем - Сатана, Ирод и его слуги.

От вертепщика требовались не только ловкость в одновременном управлении несколькими фигурками сразу, но и изрядные актерские данные - говорить-то приходилось также за многих персонажей.
Такие "волшебные" пьески вызывали большое уважение и одновременно суеверный страх: а ну как этот деревянный болван и впрямь заколдованный человек, а хозяин его - чародей и слуга дьявола?
А вот вертепщики, как люди религиозные и показывающие благочестивые пьесы, почитались весьма высоко - иногда в легендах даже попадаются упоминания о том, как грешники, увидев вертепное представление, раскаивались в своих проступках и вновь возвращались в лоно церкви.



Акробаты - обычно самые молодые из актерского племени (учитывая тот факт, что средневековый обыватель в 10-14 веке редко жил дольше 45 лет, а бродяги и того меньше, можно представить себе, каков примерно возраст акробата - до 20 лет, вряд ли старше).
Акробаты работали на канате, на шесте, кувыркались и ходили колесом; чаще всего дети-акробаты выступали под присмотром старшего (отца или опекуна, который одновременно являлся "менеджером", постановщиком, тренером - а также нередко сводником: именно то, что акробаты, чьи соблазнительные стройные тела смущали взоры и вызывали похоть мирян, считались церковью одними из самых мерзких существ).



В паре обычно выступали и музыканты: один играл, другой пел. Те, кто мог сочетать приятное пение и хорошую музыку "в одном лице", чаще становились личными музыкантами какой-либо богатой персоны.
Пение и музыка были одним из самых доступных заработков для многочисленных слепцов и калек, жертв эпидемий и войн. Так что одним из наиболее частых сочетаний "музыкальной группы" был увечный флейтист или арфист и его поводырь-певец.

Дрессированные животные приносили отличный доход; актеры выступали как с животными местными, так и экзотическими, вроде обезьян и попугаев. Приручалось (или хотя бы укрощалось) все, что можно было поймать в лесу или купить на рынке: куры, вороны, голуби, кошки, собаки, медведи...
Дрессировщики одевали своих питомцев в человеческие костюмы и разучивали с ними разные комедийные и сатирические сценки. Известны случаи, когда вельможи или богатые люди, углядев в кривляниях зверей пародию на себя любимого, приказывали убить животное и искалечить его хозяина - так что дрессировщиком было быть довольно опасно.



Особую категорию актеров (еще вопрос, можно ли их так назвать?) составляли уроды. :canthearyou:
Иногда уроды соединялись в большие группы, поскольку одинокий уродец (если не прибивался в качестве домашнего шута к чьему-нибудь двору) имел мало шансов на заработок; в то время как труппа могла давать небольшие представления, защищая друг друга и свои капиталы от "нормальных" людей.
Большой популярностью в Средние Века пользовались люди-волки (заросшие шерстью от носа до пят), хвостатые люди, бородатые женщины (выдаваемые за гермафродитов), карлики и великаны.



Голодовки, эпидемии оспы, чумы, других болезней весьма способствовали появлению на свет уродливых детей, от которых родители с облегчением избавлялись, продавая в такие "театры";
а в Испании, например, многие простолюдинки нарочно затягивали себе животы во время беременности и принимали различные средства, чтобы родить карлика - дорогую игрушку для какого-нибудь богатого дворянина.
Уродства боялись все, но "театры уродов" были отличным средством преодолеть ужас с помощью смеха.
Этой цели служили и карнавалы с Дурацкими Шествиями, и праздник Короля Глупцов, на котором избирался самый уродливый человек города и наделялся полноправной властью на целые сутки.
http://www.rolemancer.ru/sections.php?op=listarticles&secid=155
Рубрики:  ~Разное~
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

Мультяшка_наваждение   обратиться по имени Вторник, 26 Апреля 2011 г. 23:18 (ссылка)
Если это была такая не благодарная работа, то зачем ей вообще занимались...
Ответить С цитатой В цитатник
VinKen   обратиться по имени Среда, 27 Апреля 2011 г. 04:03 (ссылка)

Ответ на комментарий Мультяшка_наваждение

Ну... как говорится, призвание души у них было такое.
А вообще, при наличии уж очень яркого таланта, можно было неплохо заработать на этом поприще.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку