-Видео

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Иеронимус_Босх

 -Интересы

ад адам и ева ангелы апокалипсис бесы бог босх брак в кане венчание терновым венком видение тунгдала воз сена возрождение восхождение на голгофу голгофа грехи грешники гротеск декаданс демоны дьявол

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.12.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 36

Данное сообщество - попытка собрать воедино всё, что связано с этим уникальным художником. Лучшие и наиболее качественные репродукции (большие будут публиковаться в zip-архивах под постами), подробные рецензии, расшифровки, биографические сведения и многое-многое другое.


Внимание!

Вторник, 26 Апреля 2011 г. 03:22 + в цитатник
Антитеза (Иеронимус_Босх) все записи автора

Ищется новый хозяин для этого безответственно заброшенного сообщества!

Писать мне в личку.


Видео-запись: Spitfire - Break the silence

Суббота, 10 Ноября 2007 г. 23:58 + в цитатник
Просмотреть видео
603 просмотров

Клип российской ска-панк группы Spitfire с психоделично анимированными картинами Босха и Питера Брейгеля-младшего.

Метки:  


Процитировано 2 раз

Бродяга (блудный сын)

Воскресенье, 08 Июля 2007 г. 13:48 + в цитатник
Антитеза (Иеронимус_Босх) все записи автора

1510г., дерево, масло, диаметр 70.6см.
Музей Бойманс-ван Бейнинген, Роттердам, Нидерланды


Фоном этой картины служит пейзаж Босха, выполненный с помощью мягких переходов серого цвета и разных оттенков коричневого - цвета земли. Это произведение зрелого периода, свидетельствующее о возврате к более простым композициям.

В поздний период творчества Босх вернулся к теме странника на дороге. (см триптих "Воз Сена"). Все же в отличие от его первой версии, здесь, за исключением рычащей собаки, все опасности духовны. Самая большая из них — таверна, которая символизирует порочный мир.

Типичная, для представления Босхом, таверна — это грязный дом, прибежище пьянства, похоти и разврата. Стоит лишь посмотреть на него: выбитые стёкла, покосившиеся ставни, дыры в крыше, обнимающаяся пара в дверях, и рядом человек справляет нужду. Свиньи у входа (и тогда признак грязи), курица роется в мусоре, а на крыше кувшин (у Босха — символ зла, сосуд греха) и лебедь на вывеске. Обычно эти знаки вывешивались, указывая на таверну, веселый дом. конецформыначалоформыНекоторые исследователи усматривают в вывеске с лебедем (впрочем, это может быть и гусь - символ похоти) завуалированное обвинение в адрес Братства Богоматери, эмблемой которого как раз и был лебедь.


Каким бы ни был сюжет - путник, идущий мимо соблазнов мира сего, или возвращение блудного сына из евангельской притчи - значение картины это не меняет: человек, познавший в результате своих греховных наклонностей бедность (духовную), выходит, наконец, на путь спасения. Фигура путника явно ассоциируется с традиционным символом двадцать второго Аркана Таро, Сумасшедшим. Налицо, все атрибуты последнего: бедная одежда, длинный посох, плетеный короб с большой ложкой. Кошачья шкура, подвешенная к корзине, и свиное копыто, высунувшееся из-под куртки, свидетельствуют о бедности, но одновременно означают дурной глаз и служат амулетами.


Вложение: 3593076_Brodyaga.rar

Рубрики:  Его работы
Рецензии



Процитировано 2 раз

Брак в Кане

Воскресенье, 08 Июля 2007 г. 12:58 + в цитатник
Антитеза (Иеронимус_Босх) все записи автора

1475-1480г. ,дерево, масло
музей Бойманса - ван Бенингена, Роттердам, Нидерланды

Написанная в конце раннего периода картина нетрадиционна в трактовке сюжета. Брак в Кане - это история о первом чуде Иисуса Христа. Превратившего воду в вино. Жених с невестой сидят в центре стола, а Иисус справа, там, где, по традиции, должна сидеть невеста. Иисус поднял руку, благославляя брачующихся. Установлено, что Босх изобразил в качестве жениха св. Иоанна, хотя Новый Завет об этом не упоминает; утверждают также, что невеста - Мария Магдалина. Традиционно считается, что по окончании пира Христос призвал жениха оставить невесту и последовать за ним. Учитывая, что Иоанн был, как известно, любимым учеником Иисуса, это придает версии особый смысл. Символика указывает на духовное целомудрие, которое возвышеннее и чище плотских удовольствий брачной жизни. Очень интересны и такие детали: из кувшина с водой наливают вино, пьяный волынщик играет веселую мелодию точно на постоялом дворе, лебедь (символ Венеры) извергает из клюва огонь, поражающий слугу - все это намеки на нечто противоположное целомудрию. Изображенная здесь сцена проникнута тревожным, дьявольским напряжением. Кажется, что загадочный маленький персонаж в венке, стоящий спиной к зрителю, приступает к какой-то странной церемонии, а маг с волшебной палочкой на заднем плане помогает ему. Кто-то подсматривает из сада, сова выглядывает из-за колонны, а стоявший на ней мраморный чертик оживает и прячется в нишу, спасаясь от стрел своего собрата, слуги и гости слева злорадствуют, смеясь над чужой неприятностью. Христос сидит один, на почетном месте под балдахином с гобеленом, при полном равнодушии присутствующих. Каждый эпизод несет в себе определенное идейное содержание, порой недоступное нам, но понятное современникам Босха.

Примечание: Символом братства Богоматери, в котором состоял Босх, был белый лебедь, и все адепты, называемые также "братьями лебедя", ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта птица.


Вложение: 3593067_Brak_v_Kane.rar

Рубрики:  Его работы
Рецензии



Процитировано 1 раз

Удаление камней глупости

Среда, 04 Июля 2007 г. 02:47 + в цитатник
Антитеза (Иеронимус_Босх) все записи автора

 1475-80гг ,дерево, масло, 48 x 35 см.
Музей Прадо, Мадрид, Испания

На первый взгляд здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку. Золотая надпись, которая является трудной для чтения современного читателя, расшифровывается: ''Meester snijt de keye ras /Myne name is lubbert das" - Мастер, удалите быстро камни. / Меня зовут Lubbert.

Надписи в подобном стиле можно быть найти на гербах этого периода. Текст здесь, однако, связан со сценой : четыре фигуры на фоне пейзаже. У человека, сидящего на стуле, что-то удаляют из головы с помощью трубки. Монах, с оловянным кувшином в руке, кажется, комментирует сцену. Четвертая фигура, женщина с книгой на голове, беспристрастно наблюдает за происходящим.

Что значит эта сцена и надпись "Мастер, удалите быстро камни." (у Лубберта)? В Средневековье выражением "у него камень в голове" , пользовались, чтобы сказать, что кто - то глупец (дурак). Так что Лабберт хочет быть вылеченным от глупости как можно скорее. Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Лубберт - имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Однако, то, что хирург удаляет из головы, не "камень глупости", а цветок, как лежащий на столе. Установлено, что это тюльпан, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость.

В 1956г были попытки объяснить связь между камнем и цветком, обращаясь к старым словарям. Установлено, что слово "tulpe" имеет коннотацию (связь) с глупостью, гвоздики — связаны со словом "keyken" (немного камня). Возможно, Босх обратился к символам, чтобы изобразить цветы вместо камней.

На картине присутствуют и другие предметы. Перевернутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости. Кувшин, висящий на поясе хирурга символизирует ненасытность, жадность. Закрытая книга на голове монахини соответственно символизирует, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью.

В авторстве Босха можно было бы усомниться, если бы не характерный пейзаж на заднем плане.


 

Вложение: 3592232_kamen.rar

Рубрики:  Его работы
Рецензии

Метки:  


Процитировано 6 раз
Понравилось: 1 пользователю

Распятие на кресте, с донатором

Суббота, 09 Июня 2007 г. 03:01 + в цитатник
Антитеза (Иеронимус_Босх) все записи автора

1480-85гг., дерево, масло, 74,7 x 61 см.
Брюссель, Королевский музей изящных искусств

Иероним Босх известен работами, наполненными демоническими существами, показывая его исключительную независимость от традиции его времени. Однако, эта картина полностью соответствует иконографической традиции 15-ого столетия, одна из немногих работ владельца, содержащих портрет дарителя.

Донатор (даритель), стоящий на коленях, молится о спасении. Его сопровождает Святой Петр (с ключом), которого донатор считает своим покровителем. Повернувшисьсь к С-Иоанну Богослову, С-Петр представляет своего подопечного и просит за него. С-Иоанн просит Деву Марию, обратиться к Сыну. Скоро, очень скоро, Он встретится с Всевышним и может заступиться за донатора.  Сцена изображается в месте, где действительно пытали осужденных преступников, на краю Брабантского города, который виден вдали. Сломанная виселица, разбросанные кости...

Личность дарителя не известна. Только его имя, Пётр, обозначено присутствием его святого покровителя. Костюм, который был принят в 15-ом столетии, указывает, что даритель был в свите лорда. Неизвестно, одиночная ли это картина или это часть алтаря, имевшего боковые створки, что характерно для художника.


Вложение: 3587055_Raspyatie.rar

Рубрики:  Его работы
Рецензии



Процитировано 1 раз

Се, человек!

Пятница, 01 Июня 2007 г. 02:41 + в цитатник
Антитеза (Иеронимус_Босх) все записи автора

1490 -1500гг., дерево, масло, 71 x 61 см.
Художественная галерея(Stadelsches Kunstinstitut), Франкфурт, Германия


1 Тогда Пилат взял Иисуса и [велел] бить Его.
2 И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу,
3 и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам.
Новый Завет Иоанна 19

Сюжет, послуживший повествовательной канвой этой картины, пользовался огромной популярностью среди художников. Фраза, вынесенная в название работы, принадлежат Понтию Пилату, римскому прокуратору Иудеи, пытавшемуся спасти Иисуса Христа от казни. Выйдя к жителям Иерусалима, он объявил, что не нашел вины в Иисусе, и спросил, что ему сделать с арестованным. "Тогда вышел Иисус в терновом венце и багрянице, и сказал им Пилат: "Се человек!". Эти слова Босх поместил на картине возле Пилата, причем сама надпись чем-то напоминает "пузыри" современных комиксов. Тем же способом "озвучен" ответ толпы, кричавшей "Распни Его!". Третья надпись (в слегка укороченной форме) находится на стене слева, глася: "Спаси нас, Христос-искупитель". Первоначально эти слова как бы исходили от двух фигур, впоследствии по неизвестным причинам оказавшихся закрашенными. Возможно, это были изображения людей, заказавших картину художнику. Хотя эта работа относится к раннему периоду творчества Босха, она поражает экспрессией и глубиной психологического анализа.

"Се, Человек!" - сказал Пилат и пальцем,
Обремененным тусклым изумрудом,
На Бога в багрянице указал,
На Бога, чье чело в венце терновом
Сочилось кровью, темною, земной.
"Се, Человек!- он повторил устало,-
И я не знаю - в чем его вина."
Но запах смерти стлался над толпою,
Слепил глаза и ноздри раздувал.
"Распни Его, распни!" - вопили люди,
"Распни, распни!" - выплевывали рты.
"Се, Иудейский Царь" - продолжил претор.
Но был ответ: "Мы кесарю верны!"

Дмитрий ВЕРЕСОВ

Вложение: 3585653_se_chelovek.rar

Рубрики:  Его работы
Рецензии



Процитировано 1 раз

Корабль дураков

Суббота, 14 Апреля 2007 г. 03:38 + в цитатник
Антитеза (Иеронимус_Босх) все записи автора  (150x284, 40Kb)
1495-1500гг. , дерево, масло, 58 x 33см.
Лувр, Париж, Франция

Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха.
Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника. Это осмеяние и осуждение пороков человеческого общества, глупости и зла, господствующих в мире.
Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья. Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. Эти понятия имели обобщающий смысл: праведники и грешники находятся, соответственно, на своих кораблях.

Пассажиры корабля Босха— представители различных слоев общества. Главное место занимают монах и монахиня, пьянствующие с группой крестьян, горланящие какую-то песню под бренчание лютни.
Вместо мачты - дерево, сломанная ветвь служит рулем, ковш с длинной ручкой - веслом На мачте примостился шут в дурацком колпаке, пьющий вино.

Композиционным построением своей картины Босх подчеркивает неустойчивость и эфемерность корабля, бессмысленность происходящего. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль.
Каждая фигура и каждый предмет имеют символическое значение и намекают на человеческие пороки: невоздержанность, разврат, пьянство, обжорство, тщеславие.

Розовый флаг с полумесяцем и сова на дереве - симолы зла и ереси
Монах и монахиня, изображены в таких же позах, как пары в средневековых садах любви, которые, как правило, делают музыку прелюдей к занятию любовью.
Плоды вишни, лютня и винный кувшин - распутство и потеря самообладания от вина.

Автор явно хочет задеть зрителя за живое, шокировать, чтобы невольно на ум пришел вопрос: куда же плывет такой корабль?



Дураки на корабле - не безбожники, так как среди них - монах и монахиня, но они все живут "в глупости". Босх смеётся , но это - грустный смех.
Ведь всё человечество плывёт через море Времени на одном общем «Корабле». Мы все, кто больше, кто меньше, подвержены тем же порокам, что и "дураки". Мы едим, пьём, обманываем, играем в глупые игры. Тем временем наше судно дрейфует бесцельно.

Эксцентричный и загадочный гений, Босх ясно показал уродливые, зловещие и чудовищные вещи - скрытые существа нашего внутреннего мира.

"Корабль Дураков" - не о других людях, это - о нас. Это себе мы должны задать вопрос : куда же плывет НАШ корабль?

Вложение: 3577724_Korabl_Durakov.rar

Рубрики:  Его работы
Рецензии



Процитировано 2 раз

Смерть скряги

Среда, 21 Февраля 2007 г. 03:24 + в цитатник
Антитеза (Иеронимус_Босх) все записи автора  (100x271, 65Kb)
около 1490г., дерево, масло, 92,6 x 30,8 см.
Национальная галерея искусства, Вашингтон, США

На картине — рассказ-мораль, рассказ-предупреждение, рассказ-басня.

В постели — голый, умираюший человек. Он был знатен и богат. У края кровати сундук с богатствами. Доспехи говорят, что нажил он их в войнах.
Человек показан ещё в здравии. Он любовно разглядывает свои ценности, добавляя новые монеты. Демон жадности подставляет руки. Скупой — он и сам одет бедно, и другим не оказывал помощь. Всё складывал в сундук. Но пришёл его час. Смерть заберёт его голым, а он удивлён (смерть никогда не ожидается), и всё ещё не в силах расстаться с нажитым. Рядом, его ангел-хранитель пытается привлечь его внимание, обратиться к Богу (указывая на распятие в окне), но все мысли скупца заняты очередным мешком с деньгами, предлагаемым демоном. Как будто от Смерти можно откупиться!
-
-
-
-

Вложение: 3569115_SMERT_SKUPOGO.rar

Рубрики:  Его работы
Рецензии



Процитировано 1 раз

Христос, несущий крест

Среда, 24 Января 2007 г. 03:08 + в цитатник
Антитеза (Иеронимус_Босх) все записи автора  (300x277, 92Kb)
1515-16гг., дерево, масло, 76.7 x 83.5 см. Музей изящных искусств, Гент


На этой картине, напоминающей кинематографический крупный план, Босх эффектно воссоздает смятение на крестном пути на Голгофу и намеренно окарикатуривает образы. На поверхность картины буквально "налеплена" куча уродливых зверских физиономий. Лишь двое - Христос и святая Вероника сохраняют простое человеческое достоинство, резко контрастируя с остальными персонажами. Глядя на разноликую злобную толпу, еще больше сочувствуешь тихой покорности Христа. Здесь и двое разбойников, которых должны распять вместе с Иисусом: в нижнем правом углу один, ощерив рот, злобно смотрит на своих мучителей; в верхнем правом углу - другой разбойник - измученный страданиями, раскаивающийся. Над ними насмехается первосвященник с исключительно мерзкой физиономией.

Среди "злобного" калейдоскопа формально и духовно выделяются три момента покоя, образующие диагональ, перпендикулярную кресту: это лица Вероники, Христа (центр композиции) и благочестивого разбойника. Глаза их закрыты, окружающая суета их не затрагивает, они словно не хотят быть свидетелями торжества сатаны, который, сбросив странные личины (характерные для "фантастических" картин Босха), воплотился в подобие людей.

Cв.Вероника, согласно легенде, вышла из толпы и взяла свою вуаль (или льняной платок) и вытерла пот с лица Христа, когда он нес свой крест на Голгофу. Его лик чудесным образом запечатлелся на платке. Предполагаемый платок хранится, как святая реликвия, в соборе Св. Петра в Риме.

Добротный рисунок и чувство света позволяют считать, что работа относится к позднему периоду творчества Босха.

Вложение: 3563902_Nesenie_Kresta.rar

Рубрики:  Его работы
Рецензии



Процитировано 1 раз

Увенчание тернием

Воскресенье, 21 Января 2007 г. 03:48 + в цитатник
Антитеза (Иеронимус_Босх) все записи автора

1508-09гг., дерево, масло, 73 x 59 см. Наиональная галерея, Лондон, Англия

Четыре мучителя окружают Христа. Лица выражают их чувства, характеры. Здесь не только гротеск, но и символы. Мучители Христа часто сравнивались с дикими животными и на одном из них — ошейник. Полумесяц (фигура слева, внизу) отмечает противника христианства. Поясные фигуры, создают впечатление тесноты. Кажется, мы чувствуем как тесно сдавлен Христос, как толкают и рвут на нём одежду. А Он спокойно сотрит на нас, как будто говорит что-то глазами . Какой контраст со звериными лицами!

Обратите внимание, что костюмы людей не историчны - на всех средневековая одежда, т. к. Босх не уделял внимания малозначимым историческим подробностям. Примерно также, как и Булгаков, когда писал "Мастера и Маргариту".

Как всегда самая качественная (хоть и небольшая) из найденных мною репродукций. Фрагменты, как всегда, в архиве

Вложение: 3563321_Uvenchanie_terniem.rar

Рубрики:  Его работы
Рецензии



Процитировано 1 раз

Воз сена - Странник (внешняя сторона боковых створок, видны, когда триптих закрыт)

Суббота, 20 Января 2007 г. 04:13 + в цитатник
Антитеза (Иеронимус_Босх) все записи автора  (200x279, 93Kb)
дерево, масло, 135 x 90см. Музей Прадо, Мадрид, Испания

Бедный, истощенный крестьянин идёт по дороге. Все скромные пожитки — за спиной. Дорога полна опасностей:cзади, група воров привязывает прохожего к дереву, ограбив его; вдали, на холме, готова виселица, на которую страннику очень легко попасть; слева от странника, крестьянин играет на волынкe (символ ненасытности или споров) и танцующая пара(символизирующая опасность сексуального искушения).

И, как будто этого недостаточно, страннику угрожает злая собака. Отбиваясь от неё, бедняга, кажется, не видит, что мост, на который он собирается ступить, слишком ветхий, чтобы выдержать его.

В пессимистическом стиле, типичном для него, Босх напоминает зрителям, что мир чреват опасностями, и что человек, идущий по Дороге жизни, никогда не должен забывать о бдительности.

Хотя письмо далеко от совершенства (вероятно, всю работу писали подмастерья), рисунок, несомненно, Босха.
-
-

Вложение: 3563134_IERONIMUS_BOSH.rar

Рубрики:  Его работы
Рецензии

Воз сена - Ад (правая створка)

Четверг, 18 Января 2007 г. 03:27 + в цитатник
Антитеза (Иеронимус_Босх) все записи автора  (100x330, 73Kb)
1500-02гг, дерево, масло, 135 x 45 см. Музей Прадо, Мадрид, Испания

Воз сена, который тянут похожие на людей, животных и рыб черти, неотвратимо близится к Аду. На этой типично босховской картине злосчастные души в образе обнаженных людей претерпевают адские муки. Их терзают бесы, а также фантастические животные, вроде антилопы с чешуйчатыми человеческими ногами. Кругом огонь, разрушения; в правом нижнем углу зияет отверстие, ведущее в нижние круги Ада. Эта сцена, где царят горе и ужас, возможно, не столь эффектна, как другие работы Босха на тему Страшного суда; вновь заметна работа подмастерьев, которые, использовав образы Босха, не смогли достичь силы и убедительности, присущие работам их учителя. Сцена изобилует символами и намеками. Взгляните, например, на распростертого на земле человека, чьи гениталии пожирает жаба: в средние века полагали, что такова судьба всех распутников. Жаба на первый взгляд похожа на фиговый лист - быть может, это намек на грехопадение Адама.

На фоне огня, в котором горят проклятые, (Босх показал его в "Видениях потустороннего мира") идёт строительство новой башни. Как и многое в работах Босха, назначение её было загадкой. Но историк-искусствовед Сикнза (c. 1605), описал её, как строение, для подготовки входящих в Ад. Строительный материал - "души несчастных проклятых".
Другая версия, что это пародия на Вавилонскую башню.
Босх предоставляет зрителю разнообразие фигур, подвергающихся наказаниям, связанным с различными грехами.

Первой замечаем голую фигуру, едущую на корове. Окружённая вниманием нескольких демонов, держа чашу, она въезжает в башню. Один из демонов проткнул её раскалённым вертелом. Считается, что это символ того, кто обокрал церковь или заведение для бедных. Огромная рыба-демон (рыба - символ жадности) пожирает Жадного. Дьявол-охотник за душами, трубя в рог, тащит Сатаниста, с распоротой грудью. Наконец, собаки терзают жертву под мостом. Собаки Ада, адские псы, сопровождaвшие охотника за душами Сатану, часто встречаются в средневековой литературе.

Вложение: 3562778_IERONIMUS_BOSH.rar

Рубрики:  Его работы
Рецензии



Процитировано 1 раз

Воз сена - Рай (левая створка)

Четверг, 18 Января 2007 г. 03:04 + в цитатник
Антитеза (Иеронимус_Босх) все записи автора

 (100x334, 46Kb)
1500-02гг, дерево, масло, 135 x 45 см. Музей Прадо, Мадрид, Испания

Сюжет левой части показывает библейскую историю создания первых людей и их изгнание из Рая.

Верхняя часть панели показывает Небеса. Бог наблюдает за ангелами. Непослушных — изгоняет, и они превращаясь в монстров, подобных крылатым насекомым, падают на землю.

Земля пустынна и суха, только в центре оазис, окружённый стеной. Это - Рай.
Слева — Бог создал Еву из ребра спящего Адама.
Ниже — встреча со Змеем-искусителем. И, как следствие, — изгнание из Рая. Адам и Ева пытаются скрыть наготу. Адам просит Ангела простить их. Но Бог так решил! И Ева со страхом и неуверенностью смотрит в будущее.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Вложение: 3562777_Ieronim_Bosh.rar

Рубрики:  Его работы
Рецензии



Процитировано 1 раз

Воз сена (центральная часть)

Вторник, 16 Января 2007 г. 00:29 + в цитатник
Антитеза (Иеронимус_Босх) все записи автора

1495-1500гг, дерево, масло, 135 x 100см. Музей Прадо, Мадрид, Испания

 (300x418, 125Kb)

Репродукция большого размера и увеличенные фрагменты находятся в zip-архиве (1,2 Мб)

Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена», предназначенный скорее для раздумий, чем для молитвы. Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир,— стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может». Это было первое крупное произведение мастера зрелого периода, в котором он выступает великолепным рассказчиком, объединяющим основной темой множество занимательных эпизодов и символов. Обыкновенный воз сена на фоне фантастического пейзажа торжественно и неумолимо движется к конечной цели - Аду. Телегу тянут черти, а позади с пышной свитой едут сильные мира сего: император (возможно Максимилиан I) и папа римский, как доказано, Александр VI, пресловутый Родриго Борджиа. У воза толпится народ, люди жадно выдергивают клочки сена, дерутся, убивают друг друга, гибнут под колесами. Пейзаж же вдали не фантастический и не баснословный. А надо всем – на облаке – маленький, воздевший руки Христос. Кажется странным, что на центральной картине столь важного триптиха на видном месте изображен воз сена, однако достаточно вспомнить, что, с одной стороны, это символ доброты Божьей, с другой - не представляя большой ценности сам по себе, воз сена также подчеркивает тщету стяжательства. На языке пословицы, которую обыгрывает Босх, сено означает недолговечные соблазны мира: власть, богатство, почести, наслаждения. В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий: в толпе среди одежд простолюдинов мелькают шлемы воинов, мантии ученых, щегольские наряды знати, короны, папская тиара; развеваются стяги германского императора и французского короля; монахини под бдительным надзором дородной аббатисы деловито набивают сеном мешок, видимо рассчитывая употребить это добро на пользу Святой Церкви. Воз с сеном движется словно триумфальная колесница мирской суеты. Его колеса безжалостно давят застигнутых врасплох неудачников, а на возу расположилась компания беспечных баловней судьбы: достигшие предела своих желаний, они не замечают что в воз на котором они так уютно устроились впряжены мерзкие страшилища с рыбьими, жабьими, крысиными мордами. Эта нечисть увлекает воз, а с ним и всю толпу прямо в ад, изображенный на правой стороне триптиха.

Любовная сцена (фрагмент центральной части триптиха Воз сена)
Дерево, масло

Сцена на возу композиционно напоминает изображения Святого семейства. На фоне идиллического пейзажа две влюбленные пары, олицетворяющие вездесущий грех прелюбодеяния, услаждают слух музыкой, между тем за их души борются молящийся слева ангел и дьявол, извлекающий из дудки чарующие звуки. Последний стоит ближе к влюбленным. У него крылья бабочки, круглые гениталии и павлинье перо на хвосте. Позади первой относительно элегантной пары в кустах целуются двое влюбленных, на вид крестьяне. Их ласки - буколическая прелюдия к совокуплению. Сцена написана с симпатией к влюбленным, что противоречит чувству, с которым изображены на картине другие персонажи. Здесь подчеркивается не возмездие за грехи, а земная сторона любви, хотя художник и предостерегает, что наслаждениям нередко сопутствуют страдания.

Вложение: 3562361_VOZ_SENA_CENTR.rar

Рубрики:  Его работы
Рецензии

Метки:  


Процитировано 1 раз

О творчестве

Вторник, 16 Января 2007 г. 00:00 + в цитатник
Антитеза (Иеронимус_Босх) все записи автора  (200x218, 34Kb)
Иероним Босх - живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. В творчестве Босха необычным образом соединились фольклорные и христианские мотивы. По жанру картины Босха - причудливые гротески с философским подтекстом. Он был загадочным мастером. Горькая, ироничная, часто демоническая фантазия Босха - явление совершенно уникальное в истории искусства.
Интересно, что собратья-художники как бы не замечали Босха, а история изобразительного искусства его игнорировала. Вновь открыли Босха декаденты рубежа XIX-XX веков. С точки зрения формы работы Босха - скорее литература, чем живопись. Причудливое нагромождение натуралистически трактованных фигур создает сумбурное впечатление, препятствует возникновению стилистической целостности. Его картины надо пристально и подробно рассматривать, вникая в детали буйной фантазии художника. Творчество этого выдающегося нидерландского живописца остается волнующим, загадочным и удивительно современным. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени... воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья, исполненное волшебства и чертовщины».
В нем видели предшественника сюрреализма, этакого опередившего свое время Сальвадора Дали, черпавшего свои образы в сфере бессознательного; видели психопата, страдающего эдиповым комплексом и одержимого сексом. Предполагали, что он был знаком с практикой алхимии, астрологии, магии, спиритизма, оккультных наук, владел искусством применения галлюциногенов, вызывающих адские видения...
Некоторые из этих гипотез устарели, иные при всей их привлекательности не подтверждаются фактами; есть и такие, что дали ключи к пониманию картин, но часто противоречивые и, во всяком случае, не всеобъемлющие.
Удивителен подход художника к решению пространственных задач. В больших фантасмагориях он создает и неопределенное пространство, в котором множество движущихся фигур выстроено в горизонтальные или волнистые цепочки, образующие единый передний план. В некоторых босховских картинах отсутствует перспектива, но даже там, где она есть, художник смотрит на изображаемый мир сверху, как наблюдатель. Мир Босха так и остаётся неразрешенной загадкой.
Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим. Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в 1475-1480гг. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.
Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Здесь еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения.
Как член Братства Богоматери Босх был, несомненно, знаком с богословской литературой, знал жития Святых, описания их видений. Кроме того, он был осведомлен о достижениях современных ему наук, интересовался алхимией, астрологией, народной медициной, имел понятия об инженерном и строительном деле. Но самое главное — он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч.
Одним словом, Иероним Босх был образованным человеком своего времени. Для нас особенно важно, как он претворял свои познания в мир фантастических образов.

Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри».
Будучи человеком весьма образованным для своего времени, оригинально мыслящим, Босх умел проникать в самую суть вещей и явлений. Поэтому все его картины — это причудливые гротески с глубоким философским подтекстом.
Особенно подходит это определение для произведений зрелого и позднего периодов творчества художника («Иоанн Креститель в размышлениях», «Молитва Св.Иеронима», «Святой Иоанн на Патмосе», «Искушение Святого Антония», «Страшный суд»)
В них есть так много неоднозначного и таинственного, что о Босхе до сих пор порой говорят как о человеке, побывавшем на Страшном суде. Но выступая в своем искусстве как мыслитель, он глядел на мир глазами художника».
Новаторство живописной техники Босха приводило современников в восхищение не меньше, чем изобретаемые им образы. На фоне суховатой живописи большинства фламандских и голландских художников того времени его картины выглядели живыми и динамичными, краски — сочными, а мазок — быстрым и выразительным.
Он умел писать нежными, прозрачными оттенками, создавая тончайшие колористические сочетания и блестяще используя удары ярких красок.
Особенно хороши босховские фоны с изображением пейзажей и архитектурных сооружений. Чаще всего это реальные нидерландские ландшафты, которые художник писал в окрестностях своего земельного владения в Оиршоте, полученного им в 1484 г. в наследство от родственников жены. Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи. Мастерское изображение ландшафтов сделало Босха одним из основоположников европейской пейзажной живописи.
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии — злобных или равнодушных, жестоких или завистливых — гораздо страшнее босховских фантазий.

Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью.
Наибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Там сложились самые большие коллекции его полотен. Фантастические, страшные сцены картин Босха были близки и интересны преисполненному религиозных чувств испанскому зрителю. В то же время известно, что при многих королевских дворах картины Босха были в моде и воспринимались как забавный курьез. Они многократно повторялись им самим и варьировались другими художниками.
Несмотря на обилие текстов, истолковывающих работы художника, Босх и сегодня остается одной из самых "темных" и таинственных фигур в истории живописи. Для понимания его произведений исследователи обращались к фольклору, астрологии, алхимии, к жанру средневековых религиозных мистерий и даже к психоанализу. Но не стоит выискивать скрытые значения и зловещую символику в каждой детали его картин.

Сколько бы ни было написано книг о тайных смыслах живописи Босха, в первую очередь нужно помнить, что он не сюрреалист из позднего Средневековья, не алхимик и не еретик, не городской сумасшедший, аскет, мизантроп или насмешник, а прирожденный художник с собственными манерой, образным миром и колористическим чутьем. Его не всегда радостное искусство - вовсе не воплощение кошмаров и страхов того непростого времени, в котором жил художник, а своего рода увлекательное зеркало, отражающее и пороки, и достоинства земного мира.

Судя по тематике картин Босха, он смотрел отнюдь не оптимистически на возможность искупления человеческих грехов. В большинстве произведений художника человек словно погружен в море безумия, и когда в мир является Спаситель, Он подвергается жестоким насмешкам задыхающихся от ненависти людей. Даже святые на картинах Босха во время молитвы и покаяния одержимы мучениями и дьявольскими искушениями.

"Широк человек, ох как широк… Дьявол с Богом в человеке борется, и поле их битвы - сердца людей", - написал Достоевский. Художник, увидевший все это внутренним взором, жил много раньше, на рубеже XV и XVI веков. Искусство Иеронима Босха подобно кораблю, отправляющему нас в трудное плавание туда, где человека извечно искушают силы Хаоса и Зла. Босх - не фантаст, погруженный в мир призраков: он остро чувствовал сверхреальную мощь зла, всегда готового проникнуть в человеческую душу, и предостерегал от него, как мог; своей живописью, пленяющей нас мастерством и неведомой тайной.
Рубрики:  Общие сведения о творчестве



Процитировано 2 раз

Биография

Воскресенье, 14 Января 2007 г. 03:27 + в цитатник
Антитеза (Иеронимус_Босх) все записи автора  (144x191, 34Kb)

Составляла сама по крупицам. Это было нелегко, ибо о жизни художника известно катастрофически мало =(.

БОСХ, ИЕРОНИМУС (Bosch, Hieronymus) (ок. 1450–1516), фламандский живописец раннего Возрождения. Босх (настоящее имя Иеронимус Антонисзон ван Акен) родился в большой семье потомственных художников ок. 1450-1460; один из его предков был из рода Ахена (“ван Акен” по-голландски). Живописью занимались дед Босха Ян ван Акен и его брат, двое дядей, отец — Антонис ван Акен и брат Гооссен, который в 1478 г. унаследовал отцовскую мастерскую. Мать происходила из семьи резчика по дереву. Весь его жизненный и творческий путь был неразрывно связан с его малой родиной - Хертогенбосхом, одном из четырёх главных городов герцогства Брабант (ныне - юг Голландии). От окончания названия городка и пошёл его псевдоним, позднее заменивший фамилию. С родным городом неразрывно связан весь жизненный и творческий путь художника.

Иероним с детства был окружён художественной средой, приобщился к семейным художественно-ремёсельным традициям. Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художник познакомился с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. Ок. 1470 г. пишет картину "Се человек", одну из самых ранних из дошедших до нас работ. Вероятно, тогда же приступил к созданию "Фокусника". 1474 годом датировано первое документальное упоминание о художнике. Около 1478 г. Умирает отец художника, Антоний ван Акен. В 1480 г. Босх возвращается в Хертогенбосх уже свободным мастером-живописцем (впервые упоминается в документах как художник). В тот же год он пишет картину "Удаление камней, глупости" и завершает незаконченную работу умершего отца в соборе святого Иоанна.

В следующем, 1481 году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им по своему усмотрению. Брак Иеронима не был особо счастливым (супруги не имели детей), но он дал художнику материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел.

В 1486 г. Босх впервые упоминается в списке членов Братства Богородицы, объединявшего элиту местного общества. Это религиозное братство было создано в 1318 году, на основе культа Девы Марии; его члены много занимались благотворительной и просветительской деятельностью. Босх состоял почетным членом Братства и выполнил ряд работ по его заказу: цветной витраж для капеллы в церкви Святого Иоанна, роспись и позолоту алтаря, картину с сюжетом «Распятия» и др. В 1488 г. приглашен в качестве почетного гостя на ежегодный новогодний банкет Братства.

Около 1490 г. работал над триптихом "Воз сена", а около 1500 г. - над  "Садом земных наслаждений".  В 1504 г. пишет по заказу Филиппа Красивого, герцога Бургундского, полиптих "Страшный суд" - с боковыми панелями, изображающими Рай и Ад. Около 1510 г. завершает работу над картинами "Искушение святого Антония" и "Странник".  В 1511 г. работает над распятием для Братства Богородицы, затем, в 1512 - над медным паникадилом.

В 1516 г. Иероним Босх умирает незадолго до 9 августа: в этот день, согласно документам, в соборе святого Иоанна отслужили панихиду по художнику.

Рубрики:  Биография



Процитировано 2 раз

Это сообщество посвящено одному из самых загадочных художников - Иерониму Босху

Воскресенье, 31 Декабря 2006 г. 03:11 + в цитатник
Это сообщество посвящено одному из самых загадочных художников - Иерониму Босху


Поиск сообщений в Иеронимус_Босх
Страницы: [1] Календарь