-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в История_Древнего_Мира

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.10.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 813


Храм Артемиды в Эфесе

Четверг, 16 Мая 2013 г. 14:02 + в цитатник
Thanakwill все записи автора
Цитата сообщения Bogdan_Rosa Храм Артемиды в Эфесе (Артемисион)

Piccy.info - Free Image Hosting
Храм Артемиды в Эфесе. Реконструкция

Прекрасен, богат и славен был Эфес. На всю Ионию были известны его мореплаватели и творцы. Много красивейших зданий они возвели – гордо сияли дворцы и храмы под солнцем юга, делая честь своим создателям. Артемисион возвышался на землях древнего Эфеса. Храм Артемиды в Эфесе, девы, чьи лук и стрелы были для жителей города священны.

Храм Артемиды в Эфесе (Артемисион) — одно из семи чудес античного мира, находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время город Сельчук на юге провинции Измир, Турция). Один из самых прославленных и почитаемых центров паломничества античного мира.

Древнейшие следы почитания Артемиды близ места ее рождения относятся еще к догреческим временам. Культ Артемиды в Эфесе возводился к временам полумифического Андрокла. В архаическую эпоху на месте будущего знаменитого храма последовательно существовали три святилища: VIII века до н. э., середины VII века до н. э. и небольшой храм с двумя колоннами перед входом размером 16 х 31 м.

Piccy.info - Free Image Hosting
Артемида Версальская, римская копия с Леохара

Артемида была сестрой златокудрого Аполлона и дочерью всемогущего Зевса, царя богов и людей. Сначала Артемида была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, а также богиней Луны, потом – покровительницей целомудрия и хранительницей рожениц. Величайшие греческие мастера изображали Артемиду в мраморе, бронзе и красках. Артемида считалась у греков идеалом женской красоты. Храм никак не должен был уступать по красоте богини, в честь кого он был воздвигнут.

Piccy.info - Free Image Hosting

В эфесском храме почиталась Артемида Многогрудая - покровительница деторождения. Также Артемида Эфесская являлась покровительницей амазонок, основавших Эфес. "И сам город, и великий храм богини Артемиды в нём, построены по желанию и на деньги амазонок", так писал об истории города Плиний-старший.

Храм Артемиды строился многократно. Но ранние деревянные здания приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений и поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить, не жалея средств и времени, великолепное жилище для богини-покровительницы.

В честь Артемиды жители Эфеса построили близ города, на месте, где прежде располагалось святилище карийской богини плодородия, огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крёз (на базах колонн храма сохранились две его надписи). Проект храма, согласно Страбону, разработал архитектор Херсифрон из Кносса.

Piccy.info - Free Image Hosting
Модель храма в Турции в парке Миниатюрк

Строительство знаменитого храма

В архитекторах, художниках и скульпторах недостатка не было. Лучшим был признан проект знаменитого Херсифрона. Тот предложил строить храм из мрамора, причем по редкому тогда принципу ионического диптера, то есть окружить его двумя рядами мраморных колонн.

Печальный опыт прежнего строительства в Эфесе заставил задуматься архитектора над тем, как обеспечить храму долгую жизнь. Решение было смелым и нестандартным: ставить храм на болоте у реки. Храм обещал быть красивым. Но красота – то, что было всегда подвластно грекам. А вот как обеспечить сооружению долгую жизнь? Херсифрон решил ставить храм на болоте у реки. Над ним сперва посмеялись – но, послушав его доводы, рассудили, что мастер, пожалуй, прав. Мягкая болотистая почва будет служить вечным амортизатором при землетрясениях. И тут еще одни голос раздался – что, если мраморный колосс увязнет в трясине? А чтобы под своей тяжестью он не погрузился в землю, ответил Херсифрон, надо вырыть глубокий котлован. Заполним его смесью древесного угля и шерсти – и выйдет подушка толщиною в несколько метров. Которая прослужит вечность. Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму. Правда, не этому, а другому…

Очевидно, строительство храма было сплошной инженерной головоломкой, о чем есть сведения в античных источниках. Не говоря уже о расчетах, которые приходилось вести для того, чтобы быть уверенным в столь неортодоксальном фундаменте, приходилось решать, например, проблему доставки по болоту многотонных колонн. Какие повозки не конструировали строители, под тяжестью груза они неумолимо увязали. Херсифрон нашел гениально простое решение. В торцы стволов колонн вбили металлические стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых шли к быкам оглобли. Колонны превратились в валики, колеса послушно покатывались за упряжками из десятков пар быков.

Когда же сам великий Херсифрон оказывался бессильным, на помощь ему приходила Артемида. Несмотря на все усилия, Херсифрон не смог уложить на место каменную балку порога. Отчаявшись, архитектор решил покончить с жизнью. Артемиде пришлось вмещаться: к утру балка сама опустилась в нужные углубления. Утром к запершемуся архитектору прибежали горожане с криками, что за ночь балка самостоятельно опустилась в нужные пазы.

Херсифрон не дожил до завершения храма. При Херсифроне были возведены стены храма и установлена колоннада (первая половина VI века до н.э.). После смерти зодчего строительство продолжил его сын Метаген (вторая половина VI века до н. э.), а заканчивали постройку, как пишет Витрувий, уже архитекторы Пеоний и Деметрий (первая половина V века до н. э.). Храм был закончен примерно в 450 году до нашей эры. Гигантский храм богини был сооружен в 6 в. до н. э. Во время одной из осад жители Эфеса протянули от храма к городу веревку, превратив тем самым и его в неприкосновенное святилище.

Piccy.info - Free Image Hosting

Когда огромный законченный храм из белого мрамора открылся взорам горожан, он вызывал удивление и восхищение. Плиний писал об Артемисионе: «Храм окружают 127 колонн, подаренных таким же количеством царей». Колонн вокруг здания тоже было множество – знаменитый Херсифрон предложил окружить мраморный храм двумя рядами стройных мраморных колонн… Однако неизвестно, как именно он был украшен. Известно только, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости.

Храм Артемиды использовался не только для проведения религиозных церемоний. Он был одновременно финансовым и деловым центром Эфеса. Храм был полностью независим от городских властей и управлялся коллегией жрецов.

Ученик Сократа, знаменитый историк Ксенофонт, передавший на хранение богине большую сумму денег перед походом в Персию (описанном в «Анабасисе»), по возвращении выстроил на них в знак благодарности Артемиде маленький храм — точную копию эфесского — в городке Скиллунте в Элиде.

Piccy.info - Free Image Hosting
Феликс Кривин. Герострат

Геростратова слава

Как выглядел тот Храм Артемиды в Эфесе – мы уже никогда не узнаем, потому что в 365 году до н. э. жил в Эфесе человек по имени Герострат. Давно уже стала притчей история маленького человека, который решил себя обессмертить, совершив преступление века…

В ночь, когда в Пелле, столице Македонии, родился будущий Александр Великий, некий тщеславный гражданин Эфеса по имени Герострат поджёг великий храм, желая таким образом прославиться.

Движимый странным тщеславием, он поджег храм Артемиды. Подобно гигантскому факелу вспыхнуло прекрасное строение! Выше неба взметались искры, с треском падали балки, раскалывались колонны, навек исчезали в огне разноцветные фрески…

Герострата, конечно, схватили. И, скорее всего, казнили бы, навеки вычеркнув его имя их скрижалей истории. Но кто-то предложил – а давайте лучше забудем Герострата. Пусть пелена навсегда покроет его имя. Только так можно по-настоящему наказать того, кого обуяла гордыня. Тому, кто мечтал о бессмертной славе, даруем забвение.

Имя Герострата с тех пор стало нарицательным и вошло в историю, хотя по решению городского собрания должно было исчезнуть из памяти людей навечно. В официальных документах о нем говорится просто как об «одном безумце».

Строительство нового храма

Храм эфесцы решили построить вновь. Второй храм строил архитектор Хейрократ, знаменитый выдумщик, которому приписывают планировку Александрии, образцового города эллинского мира, и идею превратить гору Афон в статую Александра Македонского с сосудом в руке, из которого изливается река.

К началу III в. до н. э. храм был полностью восстановлен в прежнем виде. Деньги на постройку нового Чуда Света выделил Александр Македонский. Архитектор Александра Дейнократ (согласно Страбону, его звали Хейрократ), руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.

Правда, на этот раз строительство заняло считанные годы. И заслуга в том прежнего архитектора Херсифрона. Теперь не было загадок и технических изобретений. Путь был проторен. Следовало только повторить сделанное ранее. Так и поступили. Правда, в еще больших масштабах, чем прежде. Новый храм достигал 109 метров в длину, 50 — в ширину. 127 двадцатиметровых колонн окружали его в два ряда, причем часть колонн были резными и барельефы на них выполнял знаменитый скульптор Скопас. По преданию, каждая из этих колонн была даром одного из 127 царей.

Этот храм и был признан чудом света, хотя, может быть, больше оснований к этому званию имел первый, построенный Херсифоном.

«После того как некий Герострат сжег храм, граждане воздвигли другой, более красивый, собрав для этого женские украшения, пожертвовав свое собственное имущество и продав колонны прежнего храма»,- пишет Страбон.

В нашем воображении греческое античное искусство — это в первую очередь скульптура, затем архитектура. А вот греческой живописи, за исключением нескольких фресок, мы почти не знаем. Но живопись существовала, была широко распространена, высоко ценилась современниками и, если верить отзывам ценителей, которых никак нельзя заподозрить в невежестве, зачастую превосходила скульптуру. Можно предположить, что живопись Эллады и Ионии, не дошедшая до наших дней,- одна из самых больших и горьких потерь, которые пришлось понести мировому искусству.

Piccy.info - Free Image Hosting
Бюст Александра Македонского

В благодарность Александру Македонскому, выделившему денег на строительство, эфесцы заказали для храма его портрет художнику Апеллесу. Он изобразил полководца с молнией в руке, подобно Зевсу. Когда заказчики пришли принимать полотно, они были столь поражены совершенством картины и оптическим эффектом (казалось, что рука с молнией выступает из полотна), что заплатили автору двадцать пять золотых талантов — пожалуй, за последующие три века ни одному из художников не удавалось получить такого гонорара за одну картину.Там же в храме находилась картина, на которой Одиссей в припадке безумия запрягал вола с лошадью, картины, изображавшие мужчин, погруженных в раздумье, воина, вкладывающего свой меч в ножны, и другие полотна…

Расчеты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными. Храм простоял еще половину тысячелетия. Римляне высоко ценили его и богатыми дарами способствовали его славе и богатству. Известно, что Вибий Салютарий подарил храму, более известному в Римской империи под названием храма Дианы, много золотых и серебряных статуй, которые в дни больших праздников выносили в театр для всеобщего обозрения.

Слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена раннего христианства. Эфес долго оставался оплотом язычников. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. В «Деяниях апостолов» упоминается о возмущении, которое вызвала в городе проповедь апостола Павла, мешавшая торговле серебряными моделями храма богини, изготовление которых было здесь самым прибыльным ремеслом.

В 263 году святилище Артемиды было разграблено готами. Во времена императора Феодосия I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли. На месте храма была построена церковь, которая позже тоже разрушилась.

Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало болотом, на котором стоял храм. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.

Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в двадцатом веке. А под ним — следы храма, сожжённого Геростратом.

В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.

Piccy.info - Free Image Hosting
Вид на руины храма

Литература и источники:
Википедия
http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/92231/%D0%A5%D0%A0%D0%90%D0%9C
http://chudesa-mira.ru/blog/7-chudes-sveta/hram-artemidy-efesskoy_10.html



Рубрики:  Древняя Греция
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

Екатерина_Гмырко   обратиться по имени Реконструкция храма Артемиды Четверг, 16 Мая 2013 г. 17:01 (ссылка)
А где находится парк миниатюр с реконструкцией?И насколько это точное воспроизведение?
Ответить С цитатой В цитатник
Thanakwill   обратиться по имени Четверг, 16 Мая 2013 г. 18:07 (ссылка)

Ответ на комментарий Екатерина_Гмырко

Екатерина_Гмырко, Турция, Стамбул, парк миниатюр Миниатюрк (Miniaturk), находится в центральной части города в районе Sьtlьce, на левом берегу залива Золотой рог.
Как всякая реконструкция древностей с изрядной долей воображения архитектора-рекоструктора. Ведь ни Херсифрон ни Хейрократ чертежей после себя, увы, не оставили.
Ответить С цитатой В цитатник
Екатерина_Гмырко   обратиться по имени Четверг, 16 Мая 2013 г. 18:41 (ссылка)

Ответ на комментарий Thanakwill

Большое спасибо за информацию.А существуют ли изображения современников храма Артемиды?
Ответить С цитатой В цитатник
Thanakwill   обратиться по имени Четверг, 16 Мая 2013 г. 21:18 (ссылка)

Ответ на комментарий Екатерина_Гмырко

Пожалуйста! Не совсем поняла вопрос: современников-людей или современников-зданий?
Ответить С цитатой В цитатник
Екатерина_Гмырко   обратиться по имени Пятница, 17 Мая 2013 г. 16:01 (ссылка)
Конечно же,современников -людей,художников,скульпторов.
Ответить С цитатой В цитатник
Thanakwill   обратиться по имени Пятница, 17 Мая 2013 г. 16:41 (ссылка)

Ответ на комментарий Екатерина_Гмырко

Екатерина_Гмырко, они упомянуты в самом сообщении. Например, Александр Македонский, много жертвовавший средств на этот храм.
Если первые храмовые постройки известны где-то с VIII века до н. э, а окончательно был разрушен при Феодосии в IV веке, то смело можно считать всех живших за эти века художников и скульпторов его современниками.
Если имеются в виду те о ком известно, что что-то именно для этого храма делали, то опять же это есть в тексте этой статьи.
Ответить С цитатой В цитатник
Екатерина_Гмырко   обратиться по имени Пятница, 17 Мая 2013 г. 16:47 (ссылка)
Я прошу прощения,что непонятно излагаю.Я имею в виду не художников,принимавших участие в создании храма,а достоверные изображения уже построенного храма художниками,жившими во времена ,когда храм еще существовал.То есть такие изображения,которые могут служить историческими документами эпохи.
Ответить С цитатой В цитатник
Thanakwill   обратиться по имени Пятница, 17 Мая 2013 г. 16:58 (ссылка)

Ответ на комментарий Екатерина_Гмырко

Екатерина_Гмырко, да ничего страшного, и у меня эти дни не самые догадливые))
Есть описания у Плиния Старшего, а вот что сохранились изображения ничего из достоверных источников мне не попадалось. По крайней мере на фресках или мозаике. Сейчас подумала, может на каких-то монетах, я в нумизматике не сильна. В Деяниях св. апостолов упоминются серебряные "макеты", которые в те времена делали и активно продавали. Но тоже не слышно было чтобы кому посчастливилось такое откопать.
Ответить С цитатой В цитатник
Екатерина_Гмырко   обратиться по имени Суббота, 18 Мая 2013 г. 06:08 (ссылка)

Ответ на комментарий Thanakwill

Большое спасибо за такой подробный ответ.Однако возникает вопрос,на что же ориентировались реконструкторы?
Ответить С цитатой В цитатник
Thanakwill   обратиться по имени Суббота, 18 Мая 2013 г. 08:35 (ссылка)

Ответ на комментарий Екатерина_Гмырко

Пожалуйста. Архитектура Древней Греции изучена прекрасно.
Ведь тот же Парфенон стоял целым и невредимым до 17(!) века его и зарисовывали и обмеряли. Известен общий тип постройки и некоторые детали по описаниям историков + данные археологов по руинам этого конкретного здания.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку