Великие замки. Шамбор. |
На левом берегу Луары, в густом парке, окруженном ажурной решеткой, стоит один из красивейших замков Франции – Шамбор. Как достопримечательность замок был известен уже во времена писателя Франсуа Рабле и поэта Пьера Ронсара.
Места вниз по Луаре в сторону Блуа были лесистые, даже болотистые, а потому богатые зверьем и дичью, и в 1519 г. по инициативе французского короля Франциска I Шамбор сначала стали возводить как охотничий домик – на месте снесенного небольшого замка.
Франциск I, который вошел в историю как эталон короля-рыцаря, как покровитель искусств и как
большой знаток и поклонник прекрасного пола (в котором он, вероятно, видел самое прекрасное произведение искусства) первым в Европе ввел официальные придворные титулы и чины для дам. Именно ему принадлежит знаменитое высказывание – двор без женщин, как год без весны, а весна без роз". Он приблизил к своему двору 27 самых прекрасных девушек благородного происхождения, окружив себя чем-то вроде Личного круга (эту идею у него позаимствовала позже Екатерина Медичи, создав свой знаменитый Летучий эскадрон). И именно для этой пышной свиты и строились роскошные замки.
Шамбор строился как и другие средневековые замки: в центре – донжон, по бокам – башни. Но во всем чувствовался размах, столь любимый эпохой Ренессанса. Из-за этого строился замок 40 лет, и Франциску I не довелось, разумеется, в нем пожить, но, даже недостроенный, замок поражал и восхищал современников. Будучи человеком чрезвычайно тщеславным Франциск не удержался показать Шамбор Императору Священной Римской империи Карлу V. Императорская свита, предваряемая юными девушками, разбрасывающими лепестки цветов, была в таком восхищении от замка и его интерьеров, что определила его как "синтез всего самого прекрасного, на что способен человеческий гений".
В архитектурном стиле Шамбора прихотливо соединились традиции строительства позднего Средневековья и новшеств, пришедших из Италии. Часть исследователей предполагает, что некоторые консультации давал великий Леонардо да Винчи, который последние годы своей жизни провел при дворе Франциска I и пользовался большим авторитетом.
Композиционным ядром замка стал гигантский, квадратный в плане донжон с мощными
круглыми башнями по бокам, но впечатление это обманчиво, штурма замок не выдержит, а вся эта помпезность нужна была исключительно как символ могущества и величия власти французского короля.
Если смотреть на Шамбор издалека и беспристрастно, то может показаться, что зодчие XVI века слишком увлекались архитектурными излишествами. Действительно, на крыше здания, возведено 365 башенок (по числу дней в году), украшенных нимфами, мифическими животными и восточным растительным орнаментом. В сочетании с целым лесом луковок, шпилей, фронтонов, звонниц без колоколов и люкарн, они образуют на крыше очень забавный игрушечный городок, окруженный балюстрадой. Этот городок был местом светского общения владельца замка и его гостей. Он имел свои улицы и маленькие площади, собиравшееся там общество могло следить за охотой, военными парадами, праздниками и турнирами.
После смерти Франциска I, замок сменил не одного владельца и часто пустовал, так как не
предназначался для жилья, и оживляется только при
Людовике XIV. Людовик был таким же страстным охотником, как и Франциск и при нем в Шамборе расцветает соколиная охота, содержатся лучшие собаки в Европе. Сделав двор, придворную службу и личность короля смыслом жизни дворянства Франции, Людовик устраивает в Шамборе пышные празднества, собрав при дворе гениев культуры и искусства того времени – в замке звучит музыка Люлли, кордегардию король переделал в театр, на сцене которого проходили премьеры комедий Мольера. Шамбор стал свидетелем романтической любви юного Людовика и белокурой Луизы де Лавальер. Из всех фавориток короля только она одна любила его искренне и беззаветно.
В последующие столетия замок не раз переходил из рук в руки, но 1821 г. уже после Великой французской революции, замок выкупили легитимисты и преподнесли в подарок герцогу Бордоскому, последнему представителю боковой ветви династии Бурбонов, который принял титул «граф де Шамбор». Он создал в замке оплот «белого знамени» - партии короля , мечтавшей о возвращении французского престола его наследникам.
О замке Шамбор сохранилось много восторженных высказываний, но лучшевсех, пожалуй, об очаровании замка высказался Виктор Гюго, сравнив его с «женщиной, у которой ветром разметало волосы».
Рубрики: | Франция |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |